Новые требования к контролеру технического состояния транспортных средств

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новые требования к контролеру технического состояния транспортных средств». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

2020.11.23 Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 31.07.2020 № 282 «Об утверждении профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 2 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» опубликован на официальном интернет-портале правовой информации. Документ вступает в силу 1 января 2021 года.

Новые требования к контролеру технического состояния транспортных средств

14.3. К контролеру технического состояния автотранспортных средств предъявляется одно из следующих требований:

  • наличие диплома о среднем профессиональном образовании по специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» без предъявления требований к стажу (опыту) работы;
  • наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальностям, входящим в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», за исключением специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», с предъявлением требований к стажу (опыту) работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств не менее одного года;
  • наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальностям, не входящим в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и диплома о профессиональной переподготовке по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации контролера технического состояния автотранспортных средств. Требования к стажу (опыту) работы не предъявляются.

13.3. К квалификации контролера технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта предъявляется одно из следующих требований:

  • образование не ниже уровня среднего профессионального, подтвержденное документом об образовании и о квалификации по профессии или специальности, или направлению подготовки, входящим в соответствующую уровню образования укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта»;
  • образование не ниже уровня среднего профессионального, подтвержденное документом об образовании и о квалификации по профессии или специальности, или направлению подготовки, не входящим в соответствующую уровню образования укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и профессиональная переподготовка с присвоением квалификации контролера технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта, подтвержденной документом о квалификации.

13.4. К работникам, имеющим среднее профессиональное образование по соответствующим профессиям, предъявляются требования к стажу работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств не менее трех лет.

К работникам, имеющим среднее профессиональное образовании по соответствующим специальностям, предъявляются требования к стажу работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств не менее одного года (за исключением требований к стажу работы, предусмотренных третьим абзацем настоящего пункта при наличии специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»).

К работникам, имеющим среднее профессиональное образование по специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» или высшее образование, требования к стажу не предъявляются.

В новой редакции формулировка стала менее понятной, поэтому рассмотрим старые и новые требования в виде таблиц.

Образование Специальность Дополнительные требования
среднее профессиональное 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
не ниже среднего профессионального по специальностям группы 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта стаж работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств не менее одного года
не ниже среднего профессионального любая специальность диплом о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации контролера технического состояния автотранспортных средств
Образование Специальность Диплом о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации контролера технического состояния автотранспортных средств Стаж работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств
среднее профессиональное по профессии (училище) из группы 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта 3 года
среднее профессиональное по профессии (училище) любая специальность + 3 года
среднее профессиональное по специальности (техникум) 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
среднее профессиональное по специальности (техникум) из группы 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта 1 год
среднее профессиональное по специальности (техникум) любая специальность + 1 год
высшее из группы 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта
высшее любая специальность +

Новые правила предрейсового контроля. Как пройти проверку с 1 сентября 2021?

В соответствии с пунктом 2 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 50, ст. 4873; 2018, N 45, ст. 6841) и пунктом 1 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3342; 2019, N 1, ст. 10), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2021 г. и действует до 1 сентября 2027 г.

Министр В.Г. Савельев

Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 мая 2021 г.

Регистрационный № 63644

УТВЕРЖДЕН
приказом Минтранса России
от 15 января 2021 г. N 9

1. Порядок организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств (далее — Порядок) устанавливает требования к организации и проведению предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств (далее — контроль) с целью исключения выпуска на линию технически неисправных транспортных средств.

2. Порядок обязателен для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющих перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями)1 (далее — субъекты транспортной деятельности).

3. Контроль проводится во время подготовки транспортного средства к выполнению водителем или группой водителей одного или нескольких рейсов в течение одного или нескольких рабочих дней с оформлением одного путевого листа.

4. Контроль проводится в любой промежуток времени, необходимый для определения технического состояния транспортного средства и ограниченный временем въезда транспортного средства на парковку (парковочное место), предназначенную для стоянки транспортного средства по возвращении из рейса и окончании смены водителя транспортного средства (далее — парковка), до выезда транспортного средства с парковки.

5. При сменной работе водителей на одном транспортном средстве контроль проводится до начала рейса или смены (рабочего дня) водителя транспортного средства, который первым выезжает с парковки.

6. Контроль осуществляется работником субъекта транспортной деятельности либо работником сторонней организации или привлекаемым для проведения контроля индивидуальным предпринимателем. Работники или индивидуальные предприниматели, указанные в настоящем пункте, осуществляющие контроль, должны соответствовать профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 2 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», устанавливаемым Минтрансом России в соответствии с пунктом 2 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», предъявляемым к контролеру технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта или контролеру технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта.

7. При проведении контроля должны быть проверены:

1) исправность:

тормозной системы (включая манометр пневматического или пневмогидравлического тормозных приводов, если их установка предусмотрена конструкцией транспортного средства);

рулевого управления;

стеклоомывателей;

колес (кроме трамвая);

шин (кроме трамвая);

звукового сигнала;

тахографа (если обязательность его установки предусмотрена законодательством Российской Федерации)2;

аппаратуры спутниковой навигации (если обязательность ее установки предусмотрена законодательством Российской Федерации)3;

устройства (системы) вызова экстренных оперативных служб (если обязательность его (ее) установки предусмотрена законодательством Российской Федерации)4;

2) исправность предусмотренных конструкцией транспортного средства:


Предрейсовый или предсменный контроль технического состояния ТС должен будет проводиться во время подготовки ТС к выполнению водителем или группой водителей одного или нескольких рейсов в течение одного или нескольких рабочих дней с оформлением одного путевого листа.

Мероприятия реализуются в любой промежуток времени, необходимый для определения технического состояния ТС и ограниченный временем въезда ТС на парковку (парковочное место) для стоянки по возвращении из рейса и окончании смены водителя, до выезда с парковки.

При сменной работе водителей на одном ТС контроль проводится до начала рейса или смены (рабочего дня) водителя, который первым выезжает с парковки.

Уточнены требования к контролерам.

Приказ вступает в силу с 1 сентября 2021 г. и действует до 1 сентября 2027 г.

1. Перед отправкой водителя (или водителей) на один или нескольких рейсов в течение одного или нескольких рабочих дней с оформлением одного путевого листа.
2. Проверка проводится в любой момент в промежутке между возвращением машины в парк и ее выездом на рейс.
3. Если несколько водителей работают на одной машине посменно, проверка проводится до начала рейса или смены водителя, который первым выезжает с парковки.

Новые требования к квалификации контролера и специалиста БДД 2021

Зато с 01 января 2021 года серьезно изменились требования к стажу выпускающего на линию.

Стаж работы теперь не требуется только тем, кто имеет среднее профобразование по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта (23.02.03) или высшее образование (по транспортной специальности или по любой другой плюс диплом о переподготовке).

Про требования к стажу ко всем остальным:

  • не менее 3 лет в области тех. обслуживания и ремонта транспортных средств – для работников, имеющих среднее профессиональное образование по соответствующим профессиям;
  • не менее 1 года в области тех. обслуживания и ремонта транспортных средств – для работников, имеющих среднее профессиональное образование по соответствующим специальностям.

После принятия в 2015-м году Федерального закона №122-ФЗ профстандарты стали активно внедряться в госсектор и бизнес-практику. На основании данного ФЗ:

  • В ТК появились статьи 195.2 и 195.3, утвердившие порядок разработки и использования работодателями профстандартов. В частности, ст. 195.3 обязала применять их в случаях, когда профессия имеет законодательно установленные квалификационные параметры. Дополнительно статья 57 ТК установила, что они необходимы для позиций с законодательно утвержденными льготами и ограничениями.
  • Правительством было принято Постановление №584, которое обязало применять профстандарты подконтрольные государству учреждения и компании.
  • Минтруд выпустил Письмо №14-0/10/В-2253, разъясняющее практические моменты их внедрения в деятельность организаций.

В результате опубликования вышеперечисленных актов профстандарты обязательны:

  • Если у работодателя бюджетная форма собственности или он более чем на 50% контролируется государством.
  • Если законодательством отдельно прописаны квалификационные параметры, льготы или ограничения для профессии.

В других ситуациях они применяются в добровольном формате, обеспечивая компаниям-нанимателям следующие возможности:

  • упорядочивание кадрового делопроизводства;
  • профилактика конфликтных ситуаций с представителями контролирующих организаций;
  • создание корректных критериев, по которым можно оценивать уровень подчиненных;
  • документирование квалификационных параметров, которые помогают отсеивать несоответствующих кандидатов;
  • выдвижение правомерных требований к работникам по повышению уровня их квалификации.

Внимание! Для получения данных возможностей также можно задействовать традиционные классификаторы ЕКС и ЕТКС. Они сохраняют актуальность и могут применяться наряду с профстандартами.

Основные параметры деятельности контролера технического состояния автотранспортных средств описаны в профстандарте 33.005, утвержденном в 2015-м году. Он включает четыре части.

В начальном разделе идут общие сведения: вид, цели и группа профессиональной деятельности по ОКВЭД и ОКЗ.

Во второй части дана краткая характеристика четырех обобщенных трудовых функций, лежащих в основе профессии, а также 25 их составляющих – простых должностных функций.

Например, обобщенная функция по обеспечению контроля состояния транспортных единиц с помощью соответствующих средств диагностики включает 10 составляющих: их идентификация, составление документов на осуществление проверки и т.п.

Грамотное внедрение профстандартов требует соблюдения определенного порядка действий:

  • Создания регламента, описывающего порядок действий и ответственных за их выполнение.
  • Анализ организации и её работников. Исследуется степень и характер трудовой нагрузки, отраслевые особенности и прочие подобные аспекты.
  • Поиск профстандартов, соответствующих по профилю организации и сотрудникам, и внедрение их положений в трудовую документацию.
  • Документирование новых параметров, которые будут применяться для оценки действующих и потенциальных работников.
  • Преобразования в кадровой сфере: введение новых должностей, перераспределение обязанностей и т.д.

В результате данных преобразований руководство организации получит мощные инструменты контроля качества работы сотрудников и их уровня. Так, если контролер технического состояния автотранспортных средств не отвечает новым параметрам, прописанным в профстандарте, то его можно направить на дополнительное обучение. Также можно корректно, с правовой точки зрения, отсеивать претендентов или проводить переаттестацию работников.

Для прохождения аттестации собирается пакет документов. По большей части они нужны для занесения данных в анкету претендента.

Список обязательных документов:

  1. Дипломы об образовании, квалификации или переподготовке по специальности.
  2. Паспорт и его копии.
  3. Заявление о прохождении аттестации (+ заявка онлайн на должность ответственного за БДД лица).
  4. СНИЛС.
  5. Чек об уплате госпошлины (если процедура проводится не на бесплатной основе).

Территориальные УГАДН выставляют свои требования по сбору документации. В некоторых случаях они запрашивают дополнительные справки с места работы (приказ о назначении на должности, должностная инструкция).

Срок программы рассчитан на 7 недель обучения (переподготовка) и 2 недели (переквалификация) соответственно. Лекции читают в 5–7 этапов в зависимости от количества учебных модулей.

В целом аттестация проводится по следующей схеме.

Как проходит тестирование контролер технического состояния (а также механик и диспетчер при совмещении обязанностей)
Диплом входит в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технология наземного транспорта»
ДА НЕТ
Повышение квалификации в связи с отменой квалификационных требований (№75) Диплом о переподготовке есть, но получен более 5 лет назад Переподготовка по приказу Минтранса контролера технического состояния автотранспортных средств (№287)

Результаты аттестации разглашаются после голосования членов комиссии, а при прохождении аттестации в «учебном» порядке – после проверки теста.

Вся необходимая информация и билеты контролера технического состояния автотранспортных средств предоставляются кураторами. Трудовые функции и требования к опыту четко излагаются в вышеперечисленных законах.

Правила оформления результатов аттестации

УГАДН оформляет отчет в аттестационном листе, где отмечают оценку, комментарии, а также пожелания (предложения).

Листок вместе с удостоверением выдается в единственном экземпляре, подписывается председателем, секретарем и другими участниками комиссии (с печатью).

Важно. Аттестационный лист передается в отдел кадров и подшивается в личное дело сотрудника.

С 2019 года аттестация контролеров отменена, что делает возможным перевести механиков по выпуску ТС и диспетчеров в новую должность. Сотрудник в должности контролера технического состояния автотранспортных средств экзаменационные билеты сдает только во время профпереподготовки и переквалификации. От второй части аттестации в УГАДН он освобождается.

Собственно, чтобы механику получить разрешение на работу, сначала требуется получить образование по специальности (23.00.00), если в его обязанности входит проведение предрейсового контроля АТС.

Приказ Минтранса РФ от 31.07.2020 N 282

3 декабря Минюст зарегистрировал приказ Министерства транспорта РФ от 8 августа 2018 года № 296 «Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств».

Этот Порядок определяет требования к организации и проведению контроля технического состояния транспортных средств с целью исключения выпуска на линию технически неисправных транспортных средств ( далее ТС).

Приказ вступает в силу с 21 декабря 2018 года, а требование к наличию тахографа и его проверке вступит в силу с 1 января 2019 года.

Предрейсовый и предсменный контроль проводятся до выезда ТС с парковки, предназначенной для стоянки транспортного средства по возвращении из рейса и окончании смены водителя транспортного средства.

Предрейсовый контроль необходимо проводить до отправки в рейс в 2 случаях:

  • Разовый рейс за смену: когда в течение одной смены (рабочего дня) выполняется только один рейс

  • Один рейс продолжительностью более 1 смены: когда длительность рейса превышает продолжительность смены (рабочего дня) водителя транспортного средства.

Этот вид технического контроля проводится перед сменой, если в течение смены (рабочего дня) водитель транспортного средства совершает более одного рейса.

Если на ТС в одну смену работает несколько водителей (несколько рейсов с разными водителями), то предсменный контроль проводится перед выездом с парковки первого водителя.

Проверяется исправность следующих составляющих:

  • тормозной системы (включая манометр пневматического или пневмогидравлического тормозных приводов, если их установка предусмотрена конструкцией транспортного средства);

  • рулевого управления;

  • стеклоомывателей;

  • колес (кроме трамвая);

  • шин (кроме трамвая);

  • звукового сигнала;

  • тахографа – вступает в силу с 1 января 2019 года (кто должен его устанавливать, описано в ст. 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

  • аппаратуры спутниковой навигации – это пункт соответствует требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641 «Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS»,

  • устройства (системы) вызова экстренных оперативных служб – этот пункт соответствует Тех. регламенту в пункте 13.1

Также проверяются на предмет исправности следующие конструкции

  • замки дверей кузова или кабины, запоры бортов грузовой платформы, запоры горловин цистерн и пробок топливных баков (кроме транспортных средств городского наземного электрического транспорта);

  • устройства фиксации подушки и спинки водительского сиденья;

  • устройства обогрева и обдува стекол;

  • тягово-сцепные устройства, а также страховочные тросы(цепи);

  • держатели запасного колеса (кроме трамвая);

  • фиксаторы транспортного положения опор полуприцепов (при наличии);

Проверяются на предмет наличия следующие пункты:

  • индикация на щитке приборов, свидетельствующая о неисправности, влияющей на безопасность дорожного движения (проверяется при работающем двигателе);

  • стекол и обзорности с места водителя;

  • зеркала заднего вида и их крепления;

  • заднее защитное устройство, грязезащитные фартуки и брызговики;

  • ремни безопасности и подголовники сидений.

Для ознакомления с полным перечнем пунктов проверки скачайте Приказ Минтранса №296 в формате word

Необходимость обучения контролёра технического состояния автотранспортных средств определена следующими документами:

1. ФЗ О безопасности дорожного движения №196, статья 20:

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны:

– Обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок и установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, если иное не устанавливается федеральным законом;

С января 2019 года действует новая редакция статьи 20 ФЗ №196 . Введена в действие ФЗ 398, принят Государственной думой 15.12.2017 г.

Указанные в пункте 1 настоящей статьи юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющие перемещение лиц, кроме водителя, находящихся в транспортном средстве (на нем), и (или) материальных объектов без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд), кроме того, обязаны:

– Обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок и установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, и соответствовать указанным требованиям при осуществлении перевозок индивидуальным предпринимателем самостоятельно.

2. Приказ МТ РФ от 15 января 2014 г. N 7. Об утверждении правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации.

– Субъект транспортной деятельности обязан обеспечить проведение предрейсового контроля технического состояния транспортного средства.

– Запрещается выпуск на линию транспортных средств, не прошедших предрейсовый контроль технического состояния.

– Сведения о проведенном контроле технического состояния транспортного средства и месте его проведения фиксируются в путевых листах. Контроль технического состояния транспортных средств при выпуске на линию (возврате с линии) обеспечивается работником субъекта транспортной деятельности, осуществляющим допуск транспортных средств к эксплуатации.

3. Приказ Минтранса России от 6 апреля 2017 г. № 141. Порядок организации и проведения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств.

Предрейсовый контроль осуществляется контролером технического состояния автотранспортных средств или контролером технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта (далее – контролер), на которого субъектом транспортной деятельности возложены обязанности по проведению такого контроля.

Контролер должен соответствовать Профессиональным и квалификационным требованиям к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. № 287.

Требования к контролеру технического состояния автотранспортных средств :

Приказ Минтранса РФ от 28 сентября 2015 г. N 287. Об утверждении профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом

К контролеру технического состояния автотранспортных средств предъявляются следующие профессиональные и квалификационные требования:

Контролер технического состояния автотранспортных средств должен знать:

– Нормативные акты по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава автомобильного транспорта;

– Нормативные акты в области безопасности дорожного движения на автомобильном транспорте;

– Устройство, технические характеристики, конструктивные особенности, назначение и правила эксплуатации автотранспортных средств и прицепов;

– Технические требования, предъявляемые к транспортным средствам, возвратившимся с линии и после проведения ремонта их узлов и агрегатов;

– Основы транспортного и трудового законодательства;

– Правила и инструкции по охране труда, противопожарной защиты.

Контролер технического состояния автотранспортных средств должен уметь:

Образование Специальность Диплом о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации контролера технического состояния автотранспортных средств Стаж работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств
Среднее профессиональное по профессии (училище) из группы 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта

Диплом о переподготовке НЕ НУЖЕН

3 года
Среднее профессиональное по профессии (училище) любая специальность Диплом о переподготовке НУЖЕН 3 года
Среднее профессиональное по специальности (техникум) 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта Диплом о переподготовке НЕ НУЖЕН Стаж НЕ ТРЕБУЕТСЯ
Среднее профессиональное по специальности (техникум) из группы 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта Диплом о переподготовке НЕ НУЖЕН 1 год
Среднее профессиональное по специальности (техникум) любая специальность Диплом о переподготовке НУЖЕН 1 год
Высшее из группы 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта Диплом о переподготовке НЕ НУЖЕН Стаж НЕ ТРЕБУЕТСЯ
Высшее любая специальность Диплом о переподготовке НУЖЕН Стаж НЕ ТРЕБУЕТСЯ

В связи с многочисленными изменениями законодательства , требований к выполнению трудовых функций так же нужно обеспечить регулярное повышение квалификации сотрудника , если диплом/удостоверение получены больше 5 лет назад, требуется пройти курсы повышения квалификации по специальности «Контролер технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта» и получить удостоверение повышения квалификации.

Необходимость обучения контролёра технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта определена следующими документами:

ФЗ «О безопасности дорожного движения» №196, статья 20:


Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны:

Обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок и установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, если иное не устанавливается федеральным законом.

С января 2021 года действует новая редакция статьи 20 ФЗ №196.

Указанные в пункте 1 настоящей статьи юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющие перемещение лиц, кроме водителя, находящихся в транспортном средстве (на нем), и (или) материальных объектов без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд), кроме того, обязаны:

Обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок и установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, и соответствовать указанным требованиям при осуществлении перевозок индивидуальным предпринимателем самостоятельно.

Субъект транспортной деятельности обязан обеспечить проведение предрейсового контроля технического состояния транспортного средства.

  1. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»
  2. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения»)
  3. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 08.08.2018 г. за № 296 «Об утверждении порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств»
  4. Приказ Минтранса России от 28.09.2015 № 287 «Об утверждении Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и»
  5. Федеральный закон № 398-ФЗ от 21.11.11 г. «О внесении изменений в Федеральный закон О безопасности дорожного движения» от 20 декабря 2017 г.
  6. Приказ Минтранса РФ от 13 февраля 2013 г. № 36 «Об утверждении требований к тахографам»

Примечание: Приказ Минтранса №141 (6/04-16 г.), часто встречающийся в устаревших статьях на просторах интернета, утратил силу. Поэтому вместо прежних используйте данные нового норматива №296.

Правила и Порядок проведения предрейсового технического осмотра транспортных средств регламентированы Приказом Минтранса №296 на базе закона №196-ФЗ. Опираясь на норматив, транспортные организации, включая ИП, должны выпускать только транспортные средства, соответствующие требованиям эксплуатации: прошли предрейсовый (предсменный) техконтроль, не имеют поломок.

Предрейсовый контроль технического состояния транспортного средства осуществляется до того, как автомобиль покинет парковку (гараж), в начале раб. дня. После того как в путевке будет стоять отметка автомеханика и штамп медработника, отправляются в рейс.

Предсменный — в начале рабочего дня сменщика. Перед каждой сменой, если авто выезжает с парковки, где проводится повторный технический осмотр.

Послерейсовый не проводят. Это делается в случае, когда автомобиль снова выезжает в рейс, но с иным водителем. Оформляется другой п/л, в котором контролер делает запись. Когда на одной машине одновременно работают 2 водителя (длительная командировка), оформляют 1 путевку на обоих. Если выдано 3 путевки, механик отмечает каждую. Получается, что сколько путевых оформлено, столько раз в них должна быть запись автомеханика, отвечающего за исправность транспортного средства.

Обратите внимание: Если один п/л выписан сразу на двух работников, ставят 1 отметку автоконтролера, но два штампа медработника о пройденном медицинском осмотре.

Все водители, перевозящие груз или пассажиров по договоренности с заказчиком или без, даже когда используют автомобиль с личными целями, должны иметь при себе путевой лист. Существуют реквизиты документа, без которых он признается ничтожным (недействительным). К таковым относится отметка авто-контролера, проводящего предрейсовый осмотр техсостояния ТС. Если п/л обязателен, техническая оценка соответствия авто требованиям неотъемлемая обязанность, возложенная на юрлиц и ИП

Правила проведения аттестации контролера технического состояния ТС

Предрейсовый осмотр транспортного средства проводит ответственный за техническое состояние автотехники, который назначается внутренним распоряжением руководящего состава автопредприятия. Проводить предрейсовый технический контроль, делать запись в путевом листе может автомеханик, обладающий документальным подтверждением профильной квалификации, соответствующей требованиям Приказа №287.

Профессиональные и квалификационные требования к контролеру технического
состояния транспортных средств
Приказ Минтранса России от 28.09.2015 № 287 п. 14.3
№ п/п Образовательный стандарт
(код группы)
Профобразование и
квалификационные требования
Требования к стажу или опыту работы по специальности
1 23.02.03 диплом по специальности
«Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
стаж (опыт) работы
не требуется
2 23.00.00
за исключением
23.02.03
диплом по специальности
«Техника и технологии наземного транспорта»
стаж (опыт) работы
не менее 1 года
3 23.00.00 специальности, не из группы «Техника и технологии наземного транспорта»
+ профпереподготовка:
квалификация контролера технического состояния автотранспортных средств
стаж (опыт) работы
не требуется

Прежде чем выпустить ТС на линию, которые задействованы для перемещения грузов, доставки пассажиров должны пройти предрейсовый технический осмотр. Проводится лицом, соответствующей квалификации. В случае обнаружения перечисленных поломок выпускать в рейс автомобиль нельзя.

Примечание: Предрейсовый техконтроль проводится в соответствии с нормами ГОСТа Р51709-2001 для автотранспорта. Включая Правила техбезопасности (метод и условия проверки).

Некоторые неработающие узлы и системы водитель легко устранит сам до проведения осмотра. Список проверяемых при предрейсовом осмотре элементов конструкции присутствует в ряде правовых документов. Например, в Постановлении Правительства №1090 отредактированного в марте 2020 г. приводится перечень основных неисправностей:

Нарушения:

  • эффективность торможения отличается от заданных ГОСТом;
  • нарушена герметичность тормоз. привода;
  • падение давления воздуха при заглушенном двигателе;
  • не работает монометр;
  • стояночная т/с не фиксирует неподвижность.

Неисправность: суммарный люфт выше норм требуемых для каждого вида транспорта.

Статья 20 Закона о безопасности дорожного движения обязывает юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческие перевозки пассажиров и грузов по различным видам договоров и перевозки пассажиров и грузов для собственных нужд без оформления договоров организовывать и проводить предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств.

Проводить проверку транспортных средств перед выездом на линию могут дипломированные инженеры и техники автотранспортных специальностей и контролеры технического состояния автотранспортных средств.

Приказом Минтранса РФ от 31 июля 2020 года № 282 утверждены профессиональные и квалификационные требования, предъявляемые при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей из числа водителей автомобилей различных категорий, водителей городского электрического транспорта, контролеров технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта, контролеров технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта, специалистов, ответственных за обеспечение безопасности дорожного движения и консультантов по вопросам безопасности перевозки опасных грузов.

Далее речь о контролере технического состояния автотранспортных средств.

Контролер технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта – это специалист, осуществляющий предрейсовую и предсменную проверку технического состояния автотранспортных средств на предмет их соответствия требованиям безопасности дорожного движения.

2.1. К работникам, имеющим среднее профессиональное образование по соответствующим профессиям (коды профессий 23.01.00), предъявляются требования к стажу работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств не менее трех лет.

2.2. К работникам, имеющим среднее профессиональное образовании по соответствующим специальностям (коды специальностей 23.02.00), предъявляются требования к стажу работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств не менее одного года (за исключением требований к стажу работы по специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»).

2.3. К работникам, имеющим среднее профессиональное образование по специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» или высшее образование, требования к стажу не предъявляются.

Новые требования к специалисту по БДД. Приказ Минтранса №282

Коды профессий 23.01.00 (рабочие профессии).

С изменениями на 20 января 2021 года.

Подготовка профессий в профессиональных училищах, профессиональных лицеях и учебно – курсовых комбинатах.

Таблица 1.

Коды специальностей 23.02.00 (специалисты).

С изменениями на 20 января 2021 года.

Подготовка профессий в техникумах и колледжах.

Таблица 2.

Коды укрупненных групп специальностей. Коды специальностей Наименования укрупненных групп специальностей. Наименования специальностей Квалификация(и) специалиста среднего звена.
23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта
23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) Техник

Старший техник

23.02.02 Автомобиле- и тракторостроение Техник

Специалист по автомобиле- и тракторостроению

23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта Техник

Старший техник

23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям) Техник

Старший техник

23.02.05 Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики (по видам транспорта, за исключением водного) Техник-электромеханик
23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог Техник

Старший техник

23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей Специалист

По закону предрейсовый ТО транспортных средств (ПТОТС) обязателен к проведе-нию для машин перед их выходом на линию. Эти ТС должны принадлежать ИП / юридическим лицам. Если проверка не выполняется, на предпринимателя или фирму налагается штраф.

Компания, заведующая перевозками, может нанять контролера или реализовывать контроль в стороннем сервисном центре. При любом из вариантов услуги по осмотру автомобиля имеет право оказывать только профессиональный квалифицированный специалист. Автомеханик должен соответствовать ряду необходимых требований, о которых речь пойдет далее.

Важно. Пройти профпереподготовку, чтобы получить квалификацию контролера, может любой работник компании со средним специальным образованием.

Проверяющий осуществляет контроль технического состояния автотранспортного средства до выезда в рейс, в этот момент тестируются:

  • способность к работе системы торможения;
  • надежность взаимодействия руля с поворотными кулаками;
  • стеклоомыватели;
  • невредимость колес и шин (у всех ТС, кроме трамвая);
  • работоспособность клаксона;
  • тахограф;
  • безотказность спутниковой навигации (работают ли необходимые для передвижения онлайн-карты);
  • функционирование системы связи с экстренными службами;
  • исправность дверных замков, затворов крышек бензобаков;
  • надежность фиксации сиденья шофера;
  • приспособления, отвечающие за обогрев и обдув стекол;
  • целостность частей, предназначенных для буксировки (фаркоп, цепи и тросы);
  • держатели, на которых зафиксировано запасное колесо (у всех ТС, кроме трамвая);
  • работоспособность фиксаторов транспортного положения опор полуприцепов (если присутствуют в комплектации).

Также контролер проверяет:

  • не показывает ли щиток приборов наличие неисправностей, которые могут препятствовать безопасному движению по дороге (для этого ТС заводят);
  • качество обзора с водительского места;
  • надежность фиксации зеркал заднего вида;
  • исправность подвески, фартуков для защиты от грязи и брызговиков;
  • работоспособность страховочных ремней и подголовников на креслах.

Новый порядок проведения предрейсового технического контроля транспорта

1. Порядок организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств (далее — Порядок) устанавливает требования к организации и проведению предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств с целью исключения выпуска на линию технически неисправных транспортных средств.

2. Настоящий Порядок обязателен для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющих перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями) (далее — субъекты транспортной деятельности). (Пункт в редакции, введенной в действие с 28 марта 2020 года приказом Минтранса России от 7 февраля 2020 года N 41.

3. Предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств проводится до начала рейса, если в течение одной смены (рабочего дня) выполняется только один рейс или длительность рейса превышает продолжительность смены (рабочего дня) водителя транспортного средства.

4. Предсменный контроль технического состояния транспортных средств проводится до начала смены, если в течение смены (рабочего дня) водитель транспортного средства совершает более одного рейса.

5. Предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств (далее — контроль) проводится до выезда транспортного средства с парковки (парковочного места), предназначенной для стоянки транспортного средства по возвращении из рейса и окончании смены водителя транспортного средства (далее — парковка).

Вслед за благополучным ПТОТС в «путевик» вносят «Контроль технического состояния транспортного средства пройден штамп». В подтверждение к метке ставится подпись автомеханика-контролера, его ФИО, число и время прохождения осмотра. Обычно на самом штампе расположены графы для внесения названных выше данных.

Когда ТС возвращается на парковку, в путевой лист добавляют отметку об осмотре после рейса. Эта проверка так же необходима, как и ПТОТС машины.

Основные требования к организациям и ИП по обеспечению безопасности при эксплуатации транспортных средств определены Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Чтобы исключить риск использования технически неисправного транспорта, организации и предприниматели, осуществляющие автомобильные перевозки, должны проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств (п. 4 ст. 29 Федерального закона № 196-ФЗ).

С 26.02.2017 дату и время проведения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства должны обязательно указывать в путевом листе организации и предприниматели, эксплуатирующие: легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы, трамваи. Эту информацию вносит контролер технического состояния автотранспортных средств (п. п. 2, 16.1 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных Приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152).

Нарушение требований о проведении предрейсового контроля грозит штрафом (ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ):

  • должностному лицу – в размере 5 000 рублей;
  • организации или предпринимателю – в размере 30 000 рублей.

Штамп является главным подтверждающим знаком выполнения предрейсового или послерейсового ТО автомобиля, поэтому ответственный не должен забывать ставить его в надлежащих документах. Печать служит для упрощения внесения информации в документы организаций, у которых есть парк ТС. При отсутствии отметки с работников компании и фирмы взимается штраф.

Штамп контролера технического состояния автотранспортных средств 2019 можно купить в специализированном магазине.

Детальная информация видна на видео:

Пока работа операторов, уполномоченных на проведение техосмотра, контролируется только РСА.

Но с 2020-го года система будет находиться под контролем сразу двух органов: Российского Союза Автостраховщиков и Министерства внутренних дел.

РСА будет отвечать за аккредитацию функционирующих пунктов технического осмотра, а в обязанности МВД войдут контроль соблюдения правил осуществления ТО и общий государственный надзор.

С 2020-го года будет сформирован единый реестр СТО, в который войдут российские станции техосмотра, допущенные к проведению ТО и выдаче на законных основаниях диагностических карт. Создавать реестровую базу будет РСА.

МВД в лице полиции будет контролировать законность проведения ТО на местах. В полномочия и обязанности полицейских войдут внеплановые регулярные проверки станций и пунктов техосмотра.

Сотрудники правоохранительных органов будут иметь право в любой момент наведаться в СТО для оценки законности и качества оказания услуг автовладельцам.

Причём полицейские могут быть одетыми в гражданскую одежду и заходить под видом обычных клиентов, что сделает проверки не только неожиданными, но и незаметными для операторов.

С 2020-го года обязательной становится фотофиксация фактов техосмотра транспортных средств. Это значит, что процедура ТО должна будет непременно подтверждаться фотографиями. И на снимках будут отображены такие данные:

  • местонахождение станции, в которой осуществляется техосмотр (с автоматической геопривязкой);
  • дата проведения осмотра;
  • два времени: начала процедуры и её завершения.

В первой статье принятого закона под номером 122 указывается, что в перечень фиксирующих устройств входят любые приборы, позволяющие полноценно фотографировать авто в момент проведения ТО.

Без диагностической карты невозможно оформить полис ОСАГО, хотя пока свидетельства о прохождении техосмотра выдаются на бумажных носителях и оформляются произвольно. Но с 2020-го года всё изменится, и получить данный документ без ТО будет невозможно. Кроме того, все карты будут автоматически и сразу передаваться в реестр.

Диагностические карты, согласно первому пункту первой статьи 122-го федерального закона, будут иметь электронный вид: сотрудники ГИБДД после остановки водителя будут «пробивать» данные по базам дистанционно. То есть остановившее вас уполномоченное лицо не сможет потребовать предъявления свидетельства.

К сведению всех автовладельцев! Многих интересует, нужен ли бумажный вариант диагностической карты. В отдельных случаях он может пригодиться, например, если легковой автомобиль или грузовой покидает пределы России.

Новые правила предполагают, что данные о проведении техосмотра (сделанные снимки и заключения квалифицированных экспертов) теперь будут обязательно передаваться сразу в два органа.

Во-первых, они будут поступать через ЕАИСТО в формируемый РСА реестр. Во-вторых, сведения начнут передаваться в базы данных МВД.

Такая строгая обработка информации позволит вести полноценный учёт и выявлять правонарушения с помощью проверок данных по базам.

Важно знать! Заключение составляется уполномоченным экспертом, который обязан поставить свою электронную квалифицированную усиленную подпись, подтвердив факт осмотра и собственную личность.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *