Налоговая система сущность и функции налогов кривая лаффера фискальная политика и ее цели

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоговая система сущность и функции налогов кривая лаффера фискальная политика и ее цели». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В данной курсовой работе мы рассмотрели сущность налогов, их виды и функции, а также изучили вопросы фискальной политики и кривой Лаффера. В заключение работы мы сделаем некоторые обобщения в отношении проделанной работы.

Так, реализация применения налогов считается одним из экономических методов обеспечения и управления взаимоотношениями национальных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия , С помощью налогов можно определить отношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с местным и государственным бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. С помощью налогов можно регулировать внешнеэкономическую деятельность, в том числе привлекать иностранные инвестиции, можно сформулировать самостоятельный доход и прибыль предприятия.

Налоги могут выражать обязательство всех физических и юридических лиц, получающих доход, принимать участие в формировании государственных финансовых ресурсов. В связи с этим налоги могут выступать важнейшим звеном в финансовой политике государства в этих условиях.

Кроме того, будучи фактором перераспределения национального дохода, налоги предназначены для:

  1. погасить возникающие «сбои» в системе распределения;
  2. заинтересовать (или не заинтересовать) граждан в развитии той или иной формы деятельности.

Столько лет существовало государство, сколько налогов было, и столько экономической теории ищет принципы оптимального налогообложения.

Бесспорно, что налогообложение в каждом государстве не может быть что-то неизменным только потому, что считается не только финансовый механизм, но и инструментом государственной политики, которая, в результате изменения, могут вызвать изменения в налоговой системе. В условиях высоких налоговых ставок недостаточный или неправильный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия. С другой стороны, правильное использование скидок и льгот, предоставляемых налоговым законодательством, может обеспечить не только безопасность полученных финансовых сбережений, но и возможность финансирования увеличения активности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет увеличения налоговые платежи из казны.

12.3 Налоги и налоговая система. Кривая Лаффера

Актуальность темы работы обусловлена той ролью, которая играют налоги в обеспечении развития государства и потребностью в совершенствовании налоговой политики в Республике Беларусь и приведении их в соответствие с текущим развитием мировых экономических процессов, изменением роли отечественной экономики в мире и внутренней экономической ситуации в стране.

Налоги необходимы, так как для государства для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, — чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

В условиях перехода от административно-директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития ее приоритетных отраслей. Через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.

Кроме того, от того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.

Государство, устанавливая налоги, стремится прежде всего обеспечить себе необходимую материальную базу для осуществления возложенных на него задач, которые реализуются посредством налоговой политики, являющейся частью финансовой политики государства.

Со времени возникновения государства именно налоги становятся необходимым звеном экономических отношений в рамках самых различных способов производства. Налоговая система возникла и развивалась вместе с государством. На самых ранних этапах цивилизации формой налогообложения можно считать жертвоприношение, которое далеко не всегда было добровольным действием, а являлось неким неписаным законом.

Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Национальная налоговая система РБ прошла три совершенно разных исторических рубежа, если подходить к ней с позиции системности, т.е. оформления в законодательном порядке принципов ее функционирования.

Целью курсовой работы является комплексное изучение налогов как экономической категории.

Задачами, способствующими раскрытию данной цели, являются:

— раскрыть сущность налогов;

— изучить понятие, формы, виды и функции налогов ;

— дать характеристику кривой Лаффера;

— провести анализ состояния и динамики развития налогов в Республике Беларусь;

— определить основные направления совершенствования налогов в Республике Беларусь.

Объектом исследования являются налоги в Республике Беларусь.

Предметом исследования — сущность налогов как социально-экономической категории, их форм, видов и функций.

  1. 12. 2 НАЛОГИ И НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА. КРИВАЯ ЛАФФЕРА
  2. 2. Налоги и налоговая система. Кривая Лаффера
  3. §5. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА В РОССИИ КРИВАЯ ЛАФФЕРА
  4. Приложение 3. Дж. М. Бьюкенен, Д. Р. Ли «Политика, время и кривая Лаффера»
  5. ТЕМА 13. НАЛОГОВО-БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА И НАЛОГОВО-БЮДЖЕТНАЯ (ФИСКАЛЬНАЯ) ПОЛИТИКА
  6. § 3.Кривая Лаффера
  7. Кривая Лаффера
  8. Кривая Лаффера
  9. Блок 1. Развитие идей КРИВАЯ А. ЛАФФЕРА
  10. Фискальная (бюджетно-налоговая) политика

НАЛОГИ: СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ, ВИДЫ. КРИВАЯ ЛАФФЕРА

Основная идея кривой Лаффера заключается в том, что по мере увеличения налоговой ставки налоговые поступления будут увеличиваться до определенного максимального уровня, а затем будут понижаться, ибо высокие налоги сдерживают экономическую активность хозяйствующих субъектов, в результате чего сокращаются объем производства и доход. Сокращение налоговых ставок вызовет сокращение объема государственных доходов в краткосрочном периоде. В долгосрочном периоде снижение налоговых ставок обеспечит рост сбережений, инвестиций и занятости, в результате чего увеличатся производство и доходы, подлежащие налогообложению, что увеличит налоговые поступления в государственный бюджет. Такой подход выдвигали сторонники теории «экономики предложения».

Исследуя связь между величиной ставки налогов и поступлением в государственный бюджет, американский экономист Артур Лаффер показал, что не всегда повышение ставки налога ведет к росту налоговых доходов государства. Он попытался теоретически доказать, что при ставке подоходного налога выше 50% резко снижается деловая активность фирм и населения в целом.

Если налоговая ставка превышает объективную границу , то налоговые поступления начнут уменьшаться. А. Лаффер доказал, что один и тот же по величине доход в государственный бюджет может быть обеспечен и при высокой, и при низкой налоговых ставках. Однако на практике идеи Лаффера использовать трудно, так как сложно определить, на левой или на правой стороне кривой находится экономика страны в данный момент. Так, из-за ошибки в этом определении «эффект Лаффера» не сработал в период президентства Рейгана: хотя снижение налогов и привело к росту деловой активности в стране, но оно затруднило реализацию социальных программ.

Налог – это комплексная категория

, имеющая экономическое, финансовое, юридическое значение. В соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации (НК РФ), под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Из этого определения вытекают четыре признака налога

:

  • обязательность;
  • индивидуальная безвозмездность (односторонность, безэквивалентность и безвозвратность налогов);
  • отчуждение денежных средств (переход права собственности от налогоплательщика государству);
  • направленность на финансирование деятельности государства.

Назовем виды налогов по различным классификационным признакам

:

Налоговая система

– это совокупность всех налогов и сборов, методы и принципы их построения, способы исчисления и взимания, налоговый контроль, устанавливаемые в законодательном порядке. В Российской Федерации система налогов и сборов регулируется статьями 13, 14, 15 НК РФ.

Зависимость между налоговыми поступлениями и динамикой налоговых ставок выражается «Кривой Лаффера»

: Повышение налоговых ставок до определенного момента будет вести к увеличению собранных налогов. Дальнейший рост налогов подрывает стимулы к производственной деятельности (так как большая часть дохода должна быть перечислена в государственный бюджет), тормозит рост научно-технического прогресса, замедляет экономический рост и ведет к уменьшению поступлений налогов в бюджет. Изъятие у налогоплательщика значительной суммы доходов (порядка 40-50%) является пределом, за которым ликвидируются стимулы к предпринимательской инициативе, расширению производства.

Для налогоплательщиков привлекательной является низкая налоговая нагрузка (на уровне 15 %). Однако государство при данном уровне нагрузки располагает минимальными возможностями управления развитием экономики. Поэтому высокоразвитые государства стремятся поднять уровень налоговых поступлений, одновременно увеличивая возврат в экономику, социально-культурную сферу части средств, поступивших в бюджет.

В настоящее время существуют несколько систем налогообложения: пропорциональная, прогрессивная и регрессивная.

При пропорциональной системе налогообложения имеется единая налоговая ставка (t) и общая сумма налоговых поступлений (T) определяется по формуле:

Т = t * Y

Мощное воздействие на экономическую динамику оказывают не только расходные, но и доходные механизмы бюджета. Налоги образуют основную долю доходной части государственного и местных бюджетов. Отсюда следует приоритетное внимание любого государства к формированию налоговой системы и налоговой политики. Величина налоговой ставки и общая масса изымаемых в госбюджет ресурсов оказывают непосредственное влияние на динамику социального экономического развития общества.

Эти сборы производятся на основе государственного законодательства.

Использование налогов в качестве инструмента централизованного воздействия на экономическое развитие государства имеет длительную историю. Первый денежный поголовный налог на граждан был введен еще в Римской империи во II в. н.э.

По мере развития обмена и экономической цивилизации денежные налоги вытесняют другие виды платежей, в том числе натуральный, и становятся господствующими.

В современных условиях налоги выполняют две основные функции: фискальную и экономическую. Фискальная функция является основной. Используя ее, государство формирует денежные фонды. Экономическая функция предполагает использование налогов в качестве инструмента перераспределения национального дохода, заинтересованности производителей и предпринимателей в развитии разнообразных видов деятельности по производству товаров и услуг. Используя эту функцию налогов, государство оказывает влияние на реальный процесс производства и инвестирования капитальных вложений.

Взимание налогов основывается на использовании различных ставок налогов. Различают следующие виды ставок.

Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размера дохода (тонну, штуку, партию товара, услугу и т.д.).

Пропорциональные ставки действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины.

Прогрессивные ставки предполагают прогрессивное повышение ставки налога по мере возрастания дохода. Этот вид ставок служит инструментом изъятия средств у лиц, получающих большие доходы.

Регрессивные ставки предполагают снижение налога по мере роста дохода. Эти ставки наиболее выгодны лицам, обладающим большими доходами, и наиболее обременительны для физических и юридических лиц, обладающих незначительными доходами.

По платежеспособности и методу взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые налоги непосредственно уплачиваются конкретным плательщиком. Как правило, они прямо пропорциональны платежа; способности.

Косвенные налоги — это обязательные платежи, включенные В цену товара или услуги. Значительную часть их образуют акцизы.

По использованию налоги подразделяются на общие, поступающие в общую доходную часть бюджета, и специальные (целевые). Они используются строго на определенные цели. Это налоги, например, на продажу бензина, топлива, смазочных масел и др.

В соответствии с государственным устройством и бюджетной структурой налоги подразделяются на федеральные и местные.

Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также и методов их построения образует налоговую систему. В ней устанавливаются конкретные методы построения и взимания налогов.

Принципы, которым должна отвечать налоговая система, были сформулированы еще А. Смитом и включали принципы нейтральности, справедливости и простоты расчета. Эти принципы не утратили своей значимости до настоящего времени.

Нейтральность налоговой системы заключается в обеспечении равных налоговых стандартов для равных налоговых плательщиков. К сожалению, в странах с переходной экономикой этой нейтральности практически не существует. Широкая дифференциация налогов, разнообразие льгот отраслям и фирмам дискредитируют общество и подрывают экономическую стабильность.

Принцип справедливости обеспечивает возможность равноценного изъятия налоговых средств у различных категорий физических и юридических лиц, не ущемляющего интересов каждого плательщика и в то же время обеспечивающего достаточными средствами бюджетную систему.

Принцип простоты предполагает построение налоговой системы с учетом потребностей общества, возможностей государства и имеющейся базы налогообложения. При этом следует учитывать внутренние и внешние интересы государства и интересы предприятий, отраслей, регионов и граждан. Это предполагает использование набора функциональных инструментов определения облагаемого дохода, налоговой ставки и величины налога, понятных налогосборщикам и налогоплательщикам.

В странах с федеральным устройством при проектировании налоговой системы широко используется принцип равномерного распределения налогового бремени по отдельным регионам и субъектам Федерации.

Количественно уровень налогового бремени можно представить как отношение суммы налогов на душу населения к платежеспособности дохода, или суммы, оставшейся после уплаты налога к платежеспособности.

Можно исчислять уровень налогового бремени по доле налогов в валовом внутреннем продукте:

Kналогового бремени = Σ H / Σ ВВП ,
где Н — сумма налогов; ВВП — валовой внутренний продукт.

Надо заметить, что такой метод сравнительного сопоставления рекомендуется международной организацией ЮНЕСКО.

Правда, исчисление этих количественных характеристик связано с рядом методологических трудностей: это различная покупательная способность денег, трудности суммирования государственных и местных налогов, различия в классификации доходов и счетоводства, в составе населения по уровню доходов и т.д. Вместе с тем этот метод, безусловно, применим при сопоставлении отдельных экономических районов в пределах одного государства.

Тема 8. «Налоги и фискальная политика».

На кривой Лаффера показана взаимосвязь налоговой ставки и количества налоговых поступлений в бюджет государства.

Но сущность изображения может быть выражена иначе:

  • уменьшение налоговой ставки может повлиять на производственную деятельность;
  • снижение ставки на налог приведет к сокращению налоговых поступлений на временной основе;

Большинство европейских государств, утверждая налоговую политику, акцентирует внимание на ставки налога, поскольку именно налоги являются основным инструментов, который может регулировать налоговую деятельность. Но, исходя из практики многих государств известно, что уменьшение ставки налога ведет в основном к обогащению и так состоятельных граждан за счет бюджета государства, но никак не влияет на инвестиционный процесс. Не аргументированное уменьшение ставки налога закончится наоборот снижением поступлений налоговых обязательств в бюджет государства.

Сложно разобраться самому?

Именно в функциях проявляется сущность налога. Функции налогов позволяют определить, какую роль играют налоги в государстве, каково влияние налогов на общество.

Фискальная функция налогов – основная, изначально характерная для любых налоговых систем.

Сущность этой функции заключается в том, что с помощью налогов образуются денежные фонды, необходимые для осуществления государством собственных функций.

В государствах прошлых столетий фискальная функция налогов была не только основной, но и единственной. В современном мире налоги стали играть главенствующую роль в формировании государственных ресурсов именно благодаря своей фискальной функции.

Фискальная функция налогов приводит к тому, что государство активно вмешивается в экономические отношения хозяйствующих субъектов. Это вмешательство предопределяет следующую функцию налогов – регулирующую функцию.

Суть этой функции заключается в том, что налоги как эффективный инструмент перераспределительных процессов оказывают огромное влияние на производство, стимулируя или сдерживая его рост, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Государство с помощью налогообложения решает ряд экономических и социальных проблем общества.

Внутри регулирующей функции можно выделить стимулирующую, дестимулирующую подфункции и подфункцию воспроизводственного назначения.

Стимулирующая подфункция заключается в том, что государство посредством установления более благоприятного налогового режима для той или иной группы налогоплательщиков содействует развитию той деятельности, которой эти налогоплательщики занимаются. Стимулирующая подфункция реализуется через систему различных льгот или иных преференций, предусмотренных для определенной категории налогоплательщиков.

В отдельных главах ч. 2 Налогового кодекса РФ дан перечень налоговых льгот, которые используются в российской налоговой системе для реализации стимулирующей функции налогов. Льготы могут предоставляться путем изменения объекта налогообложения, уменьшения налогооблагаемой базы, понижения налоговой ставки и т. п. Таким образом, государство обладает довольно широкими возможностями по стимулированию тех или иных действий налогоплательщиков с помощью налогового механизма.

Налог, обладая экономико-правовой природой, становится универсальным инструментом реализации задач государства посредством присущих ему определенных функций. Функции любой категории выражают ее общественное значение, присущее именно данной категории. Налог как категория не только правовая, но и экономическая также выполняет определенные функции. Функцию налога можно определить как основное направление действия налога, выражающее его сущность. Функции налогов предопределяют их роль и значение во всей совокупности налогово-правовых отношений. Каждая из функций налога реализует то или иное назначение данного фискального взимания, образуя во взаимодействии определенную совокупность, которая предопределяет государственную налоговую политику и ее влияние на экономическое развитие страны.

Функции налогов должны раскрывать сущностные свойства и внутреннее содержа­ние налога как экономической категории, а также выражать общественное назначение налогообложения как основы перераспреде­лительных отношений в процессе создания общественного богат­ства и способа мобилизации финансовых ресурсов в распоряжение государства.

Существующие подходы к проблеме налоговых функций можно условно разделить на три группы:

  • только фискальная функция;
  • фискаль­ная и регулирующая (присущие высокоразвитым рыночным отно­шениям);
  • многофункциональное проявление сущности налогов (кроме фискальной и регулирующей функции выделяются, по меньшей мере, контрольная и распределительная функции).

Сущность и функции налогов. Принципы налогообложения. Кривая Лаффера.

Сущность налогов

Налоги используются для регулирования поведения экономических агентов побуждая (снижение налогов) или припятствуя (повышение налогов) в осуществлении определенной деятельности.

Обладая законным правом принуждения, государство имеет возможность получать в свое распоряжение значительные денежные средства, собираемые в виде налогов.

Налоги можно определить как доходы государства, собираемые на регулярной основе с помощью принадлежащего ему права принуждения. Также, налоги можно определить какобязательные, безвозмездные, невозвратные платежи, взыскиваемые государственными учреждениями с целью удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах.

Как следует из определения, под налогами следует понимать не только те платежи, в названии которых присутствует слово «налог», например, налог на добавленную стоимость, подоходный налог и т.д. Налоговый характер носят также таможенные пошлины, обязательные отчисления в государственные внебюджетные фонды, например, в пенсионный фонд, и т.д. Все эти платежи в совокупности образуют налоговую систему.

Функция налога — это проявление его социально-экономической сущности в действии. Функции свидетельствуют, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории.

В современных условиях налоги выполняют две основные функции:

§ фискальная функция, которая заключается в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности (источник доходов государства);

§ регулирующая функция, благодаря которой налоги либо стимулируют, либо сдерживают ту или иную хозяйственную деятельность (регулятор экономической системы).

Степень реализации функций налогов зависит от того, каким набором экономических инструментов пользуется государство. В совокупности они представляют собой налоговый механизм, посредством которого реализуетсяналоговая политика государства.

Используя налоги как инструмент регулирования государство побуждает экономических агентов что-либо делать (налоги снижаются) или, наоборот, препятствует в осуществлении их деятельности (налоги повышаются).

Виды налогов по объекту:

Прямые налоги взимаются непосредственно с физических и юридических лиц, а также с их доходов. К прямым налогам относятся налог на прибыль, подоходный налог, налог на имущество. Косвенными налогами облагаются ресурсы, виды деятельности, товары и услуги. Среди косвенных налогов основными являются налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, импортные пошлины, налог с продаж и др.

Классическое требование к соотношению систем косвенного и прямого налогообложения таково: фискальную функцию выполняют преимущественно косвенные налоги, а на прямые налоги возложена в основном регулирующая функция. В данном случае фискальная функция — это, в первую очередь, формирование доходов бюджета. Регулирующая функция направлена на регулирование посредством налоговых механизмов воспроизводственного процесса, темпов накопления капитала, уровня платежеспособного спроса населения. Регулирующий эффект прямых налогов проявляется в дифференциации налоговых ставок, льготах. Посредством налогового регулирования государство обеспечивает баланс корпоративных и общегосударственных интересов, создает условия для ускоренного развития определенных отраслей, стимулирует увеличение рабочих мест и инвестиционно-инновационные процессы. Налоги влияют на уровень и структуру совокупного спроса и посредством этого влияния могут содействовать или препятствовать производству. От налогов зависит соотношение издержек производства и цены товаров.

[2]

Виды налогов по субъекту:

В России существует трехуровневая система:

§ федеральные налоги, устанавливаются федеральным правительством и зачисляются в федеральный бюджет;

§ региональные налоги, находятся в компетенции субъектов федерации;

§ местные налоги, устанавливаются и собираются местными органами власти.

Важную роль играет регулирующая функция, без которой в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись. Рыночная экономика в развитых странах — это регулируемая экономика. Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику, не регулируемую государством, невозможно. Иное дело — как она регулируется, какими способами, в каких формах. Здесь возможны варианты, но каковы бы ни были эти формы и методы, центральное место в самой системе регулирования принадлежит налогам.

Развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами: путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций и т. п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги.

Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

Социальная, или перераспределительная, функция налогов. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем (как производственных, так и социальных), финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ — научно-технических, экономических и др.

С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат (железные дороги, автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.).

В современных условиях значительные средства из бюджета должны быть направлены на развитие сельскохозяйственного производства, отставание которого наиболее болезненно отражается на всем состоянии экономики и жизни населения. Перераспределительная функция налоговой системы носит ярковыраженный социальный характер.

Соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части средств бюджета на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.

С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Грамотно организованная налоговая система предполагает взимание налогов только со средств, которые идут на потребление. А средства, вкладываемые в развитие (юридическим или физическим лицом — безразлично) освобождаются от налогообложения полностью или частично. У нас это правило не выполняется.

Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется прежде всего в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других, освобождается от налогообложения. Эта льгота, конечно, очень существенная. Во многих развитых странах освобождаются от налогообложения затраты на научно-исследовательские и опыт-но-конструкторские работы. Делается это по-разному.

Так, в Германии указанные затраты включаются в себестоимость продукции и тем самым автоматически освобождаются от налогов. В других странах эти затраты полностью или частично исключаются из облагаемой налогом прибыли. Было бы целесообразно установить, что в состав затрат, освобождаемых от налога, полностью или частично, входят расходы на НИОКР. Другой путь — включать эти расходы в затраты на производство.

Налоги: сущность, виды, функции. Фискальная политика государства. Кривая Лаффера

В Древнем Риме говорилось ещё об одной очень важной функции налогов – регулирующей, также её называют стимулирующей и дестимулирующей. Эта функция проявлялась в переходе на денежную форму уплаты налогов, который в свою очередь сильно стимулировал развитие товарного производства и рынка.

Реализовывалась на практике эта функция посредством системы налоговых ставок и льгот, налоговых вычетов и т.п. Важное значение в её осуществлении имела и сама налоговая система.

Пример 1

Вводя и отменяя налоги, государство таким образом стимулировало развитие конкретных производств, регионов, отраслей. При этом могло контролировать развитие всех остальных.

Налоги оказывают серьёзное влияние на уровень и структуру совокупного спроса, таким способом воздействуя на его развитие или сдерживание производства. Уровень налогов определяет соотношение между издержками производства и ценой продажи. Посредством налогового регулирования отплаты труда осуществляется влияние налогов на совокупный спрос.

Пример 2

Зачастую государство прибегает к использованию протекционистских мероприятий, которые служат для поддержания отечественных производителей. Суть их состоит в высоких импортных и низких экспортных таможенных пошлинах.

На I этапе развития налоговой системы и даже на протяжении практически всего II этапа не было никаких предпосылок, чтобы широко использовать налоги в других целях, кроме фискальной. Но в эпоху меркантилизма были предприняты некоторые шаги в направлении применения налогов как регулирующего средства. Первоочерёдно это проявилось в проведении жёсткой протекционистской политики и во введении соответствующих таможенных пошлин.

В XVII в. во Франции правительство Ж. Б. Кольбера говорило о распространении налоговых привилегий для отраслей промышленности, развитие которых было стратегически важным для государства. Оно всячески стимулировало увеличение объёмов вывозимых промышленных товаров, при этом накладывало усиленные меры налогообложения на предметы роскоши.

Стимулированием роста народонаселения в XVII–XVIII вв. правительство также занималось посредством системы налогообложения.

Пример 3

В Англии в 1758 г. государство ввело налог на холостяков, согласно которому мужчины, достигшие 25-летнего возраста не состоящие в законном браке, обязаны платить налог в размере 5 шиллингов, если их имущество достигало 100 фунтов стерлингов и 20 шиллингов, если достигало 300 фунтов стерлингов. Этот же налог касался и бездетных вдовцов.

Наиболее яркое применение налогов для стимулирования рождаемости было характерно Франции и Испании того времени. В последней полностью от уплаты налогов освобождались семьи, которые имеют шестерых и более детей. Более того, для привлечения иностранных ремесленников, купцов и земледельцев многие страны использовали привлекательные налоговые льготы. Среди таких стран Испания, Россия, Пруссия.

Именно меркантилисты обратили внимание на то, что налоги оказывают стимулирующее действие на труд. Они смогли сделать определ1нные выводы относительно влияния налогов на потребление. С ходом времени голландские и английские экономисты XVII–XVIII вв. заговорили о влиянии налогов и на производство.

Замечание 1

Д. Мак-Куллох возражал мнению А. Смита о негативном влиянии вызванных войной налогов на благополучное развитие страны. Он сформулировал положение о стимулирующем воздействии налогов на производство: «Постоянно возрастающее давление налогов во время войны, начиная с 1793 г., дало стимул прилежанию, предприимчивости, изобретательности и возбудило дух экономики… Если бы налоги были менее тягостны, они не имели бы такого эффекта».

Однако обосновать полностью регулирующую функцию налогов смогли только на III этапе развития налоговой системы. Это обоснование принадлежит учёным маржиналистской, немецкой, американской школ. В начале XX в. в финансовой науке было признано существование регулирующей функции налогов. Более того, её стали считать одной из важнейших функций.

Замечание 2

«Налоги могут служить орудием экономической политики наряду с другими средствами – активной банковской политикой, таможенными пошлинами, регулированием деятельности акционерных компаний, синдикатов, трестов».

Середина XX в. была ознаменована тем, что произошёл научный прорыв в экономической науке – были разработаны научные методы регулирования экономики при помощи налогов. Главную роль в этом сыграл Дж. М. Кейнс английский экономист. Согласно его теории, именно налоги представляют собой основной рычаг государственного регулирования рыночной экономики. Его теория предполагает необходимость создания эффективного спроса в качестве условий для обеспечения реализации произведённой продукции с помощью влияния государства.

Между контрольной фискальной и распределительной функцией существует тесная связь. Эта функция стала формироваться в ходе развития практики налогообложения, создания соответствующего аппарата сбора налогов. Проявление контрольной функции состоит в проверке эффективности хозяйствования, с одной точки зрения, и в контроле за действенностью проводимой экономической политики государства – с другой.

Развитая контрольная функция даёт возможность осуществлять всесторонний контроль за полнотой и своевременностью поступлений в бюджет. Вместе с тем эффективная реализация контрольной функции мешает уклонению от уплаты налогов и подрывает финансовую основу теневой экономики. Если в государственном бюджете не хватает средств – это сигнал о несовершенстве налоговой системы и необходимости внести некоторые изменения в неё. Информация о сборе налогов наиболее достоверно рассказывает о состоянии экономики государства и уровне доходов населения. Эффективно реализовывать данную функцию налогов помогают правильные управленческие решения в основных сферах жизни: экономической, социальной и политической.

Некоторые признаки проявления контрольной функции можно наблюдать уже на I этапе развития налоговой системы. Однако только на III этапе развитие налогового администрирования, финансовой статистики, информационных технологий дало возможность в полной мере реализовать эту функцию в развитых странах в полной мере.

Внешняя политика и внешнеэкономическая функция налогов связаны между собой. Суть её представлена в особых режимах налогообложения для предприятий определённых стран, а также во внешней торговле. Для этих целей служит таможенная система и не только она.

Пример 5

Во времена образования Руси в 884 г. князь Олег победил днепровских северян и потребовал с них небольшую дань. Скромный размер дани был предусмотрен не случайно, поскольку северяне, которые до этого платили дань хазарам, не стали сильно сопротивляться дружине Олега и отдали то, что с них потребовали. После этого уже радимичи, которые жили по соседству с северянами стали добровольно уплачивать налог Олегу, чтобы он защитил их от хазар, причём размер дани уменьшился ещё в два раза.

Самым ярким примером внешнеэкономической функции налогов можно назвать правительственное Соглашение между РФ и РБ о взимании косвенных налогов на добавленную стоимость и акцизов. Данное соглашение вступило в силу 01.01.2005 г. и действует по принципу «страны назначения».

Из всего вышесказанного следует, что в процессе развития налоговой системы и финансовой науки были выделены пять ключевых функций:

  • Фискальная.
  • Регулирующая.
  • Распределительная.
  • Контрольная.
  • Внешнеэкономическая.

Экономическая реформа 1990-х гг. серьёзно пошатнула условия жизни большинства населения страны из-за того, что лишь небольшое количество лиц присвоило основную массу государственной собственности. Реформа стала причиной масштабного расслоения населения по уровню доходов, одновременно с тем этот процесс не останавливается до сих пор.

Касательно динамики распределения денежных доходов по пяти 20%-м группам населения, можно сказать следующее. Представители первой группы получили наименьшие доходы в 2000 г. 5,8 %, в 2010 г. – 5,2%. В пятой группе с наиболее высокими доходами представители получили 45,8 и 47,7 % доходов. Ситуация значительно ухудшается, если учесть не 20%-е, а 10%-е группы населения.

Расслоение общества способствовало резкое уменьшение общественных фондов потребления. Были ликвидированы пионерские лагеря, многие детские сады. Одновременно с тем внедряется платная медицина, образование и т.п.

Сократить социальное неравенство можно только посредством целенаправленной политикой, в том числе и со стороны налоговой системы.

Пример 6

Очевидно, что стоит отменить не оправдавшие себя страховые взносы и вернуться к социальному налогу, при этом передав его администрирование ФНС РФ.

Реформировать налог на доходы с физических лиц можно при помощи Закона о соответствии крупных расходов доходам и ввести политику расширения социальных налоговых льгот по данному налогу. Также усовершенствования требует налог на имущество физических лиц. Он должен выполнять функцию налога на роскошь. Это касается и земельного и транспортного налога в отношении физических лиц. Возможно стоит вернуть налог на имущество, которое переходит по наследству или в порядке дарения.

В качестве мер также усматривается упрощение и снижение налоговых вычетов с малого бизнеса. Относительно налогов для крупного бизнеса, то в их отношении должна быть усилена регулирующая функция. Имеется в виду усиление налогов на прибыль организаций и на добавленную стоимость, а также стимулирование развития реального сектора экономики на инновационной основе, создание новых рабочих мест, что напрямую и косвенно влияет на социальный климат в стране.

Область налогового администрирования также требует изменений. Необходимо ужесточить налоговый контроль по отношению к недобросовестным налогоплательщикам с установлением партнёрских отношений между основными налогоплательщиками и налоговыми органами.

Бюджетно-налоговая политика государства. Кривая Лаффера

Вопрос. Налоги, налоговая система, налоговая политика. Кривая Лаффера.

Налоги: сущность, функции, принципы налогообложения. Налоговая система и ее элементы. Виды налогов.

Налог, налоговая система, система налогов, сбор, прямые налоги, косвенные налоги, налоговая нагрузка, налоговая политика, рационализация налогообложения, оптимизация налоговой системы.

Налоги: сущность, типы, виды, функции, роль в регулировании рыночной экономики. Кривая Лаффера. Основные принципы построения налоговой системы. Налоговая система в РФ.

Налоги. Виды налогов. Принципы и системы налогообложения. Кривая Лаффера.

Налоги и налоговая система. Кривая Лаффера.

Налоги и их виды. Прямые и косвенные налоги. Пропорциональные и прогрессивные налоги. Принципы налогообложения. Кривая Лаффера. Налоговая система в современной России.

Налоги, их виды и функции. Налоговая система, принципы налогообложения. Кривая Лаффера

Вопрос : Фискальная политика государства. Механизм действия фискальной политики, налоги и налоговая система. Экономический смысл кривой Лаффера

Налоги и налоговая система. Виды и принципы налогообложения. Кривая Лаффера

  • Формирование эффективной налоговой системы.
  • (в отдельных странах существует около ста и более различных видов налогов) .
  • Российской Федерации и соответствующих законов по конкретным видам налогов.
  • Кроме того, существуют опасения, что этот налог даст политикам возможность расширить свое влияние.
  • Сущность, принципы и функции налогообложения.
  • Важной частью финансово-бюджетной системы являются налоги.
  • По методу установления налоги подразделяются на прямые и косвенные.
  • Косвенные налоги вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций.
  • Налоги* вводятся законами Верховного Совета.
  • Общественное назначение налогов проявляются в их функциях.

Хорошо, если вы один из тех, кто грамотно планирует собственное время и хорошо разбирается в предмете, чтобы самостоятельно написать курсовую работу по предмету Экономика без проблем и временных потерь.

Но жизнь такова, что студенты чаще всего оставляют написание курсовых на потом. И проблемы, как снежный ком, только накапливаются. В итоге ни времени, ни сил, ни курсовой.

Не отчаивайтесь, Феникс Хэлп поможет: заказывайте написании курсовой работы и ни о чем не думайте!

Чтобы этот план сработал, крайне важно ответственно подойти к выбору исполнителя. Сегодня в интернете можно найти все что угодно, в том числе – и некачественных авторов. В лучшем случае вы получите курсовую плохого качества, которую придется дорабатывать самостоятельно. В худшем – лишитесь и денег, и времени для самостоятельного написания курсовой.

Если дорожите своим временем, деньгами и репутацией, делайте заказ в Феникс Хэлп: местные авторы готовы головой ответить за качество работ!

Наши сотрудники – настоящие профессионалы: преподаватели лучших вузов, профессора и кандидаты наук в любых областях. Купить курсовую у нас – значит получить курсовую работу по теме сущность и функция налогов. Кривая Лаффера, выполненную по всем канонам:

  • правильная структура курсовой (титульный лист, введение, основная часть, заключение, литературный список, приложения);
  • полноценное авторское исследование;
  • грамотное написание;
  • оформление по всем правилам согласно ГОСТ и внутренним требованиям вуза.

Вопросы и задания для самоконтроля

Как выбрать среди огромного количества исполнителей? Изучить все гарантии, которые они предоставляют. И тут становится очевидно, что заказывать лучше у нас, потому что Феникс гарантирует:

  1. Предельно высокую уникальность.
  2. Анонимность всем клиентам.
  3. Выполнение работ в любые сроки.
  4. Исправления и дополнения за наш счет.

Ну что, заказываем? Тогда просто заполните форму с указанием темы и вида предмета, напишите сроки выполнения и ждите оценку менеджера. Когда получите данные с конечной ценой, внесите оплату и ждите: наши авторы уже пишут вашу работу!

Внимание! Чем выше срочность работы, тем больше будет ее стоимость. Поэтому не тяните и заказывайте прямо сейчас.

  • Автореферат
  • Аннотация
  • Аспирантский реферат
  • Аттестационная работа
  • Бакалаврская работа
  • Бизнес-план
  • Выпускная квалификационная работа
  • Диплом MBA
  • Дипломная работа
  • Дипломная работа колледжа
  • Диссертация
  • Дистанционный экзамен, on-line тест
  • Дневник практики
  • Доклад
  • Докторская диссертация
  • Другое
  • Исправление и доработка готовой работы
  • Кандидатская диссертация
  • Кейс
  • Контрольная работа
  • Копирайтинг
  • Курсовая работа
  • Лабораторная работа
  • Литературный обзор, интерпретация текста
  • Магистерская диссертация
  • Маркетинговое исследование
  • Монография
  • Набор текста
  • Научная статья
  • Научно-исследовательская работа
  • Онлайн-помощь
  • Ответы на экзаменационные вопросы
  • Отчет по практике
  • Перевод текста
  • Повышение уникальности
  • Практическая работа
  • Презентация
  • Проверка выполненной работы
  • Рабочая тетрадь, конспект
  • РГР
  • Реферат
  • Рецензирование работ
  • Речь, выступление, раздаточный материал
  • Решение задач
  • Самостоятельная работа
  • Семестровая работа
  • Статья ВАК
  • Статья, рецензия
  • Творческая работа
  • Тезисный план
  • Технико-экономическое обоснование
  • Чертеж
  • Шпаргалка
  • Эссе

Обычно считается, что отношение налогоплательщиков к системе налогообложения страны характеризует величину сосредоточенных в этом секторе средств по отношению к ВВП. Для налогоплательщиков привлекательной является низкая налоговая нагрузка (на уровне 15 %). Однако государство при данном уровне нагрузки располагает минимальными возможностями управления развитием экономики. Поэтому высокоразвитые государства стремятся поднять уровень налоговых поступлений, одновременно увеличивая возврат в экономику, социально-культурную сферу части средств, поступивших в бюджет. Это определяет и рост уровня жизни населения, что наглядно видно из данных таблицы. Из таблицы также ясно, что нет явной связи между уровнем жизни, развития экономики и уровнем налогов. Это объясняется наличием множества других факторов влияющих на уровень жизни, помимо налогов. Очевидно, что вне зависимости от налоговой политики уровень жизни населения сравнительно бедных стран как Турция не сможет быстро достигнуть высоких стандартов США и Европы.

Влияние налоговой нагрузки на эффективность развития экономики

Страна Налоговая нагрузка (% ВВП) Уровень жизни, долл.
Швеция 51,0 25.710
Финляндия 47,3 23.240
Бельгия 46,6 26.440
Франция 44,1 26.270
Австрия 42,8 28.110
Германия 39,3 28.870
Мексика 39,3 3.600
Испания 35,8 14.350
США 31,8 28.020
Турция 22,2 2.830
Канада 16,0 19.020

Налоговый кодекс Российской Федерации (далее — НК) определяет налог как обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (п. 1 ст. 8). Данное определение предусматривает следующие основные моменты:

  • утверждение налогов — прерогатива законодательной власти;
  • налог является индивидуально безвозмездным;
  • отмечается односторонний характер установления налога;
  • уплата налога как обязанность налогоплательщика не порождает встречной обязанности государства;
  • налог взыскивается на условиях безвозвратности;
  • цель взимания налога — обеспечение государственных расходов вообще, а не какого-то конкретного расхода.

Функции налогов. Реализация практического назначения налогов осуществляется посредством их функций: фискальной, регулирующей, социальной, контрольной. Фискальная функция налогов означает формирование государственных доходов путем аккумулирования в бюджете и внебюджетных фондах денежных средств для финансирования общественно необходимых потребностей. Расходование этих средств производится на социальные услуги и хозяйственные нужды, поддержку внешней политики и безопасности, административно-управленческие расходы, платежи по государственному долгу. Регулирующая функция налогов призвана решать те или иные задачи налоговой политики государства посредством налоговых механизмов. Данная функция предполагает влияние системы налогообложения на инвестиционный процесс, предпринимательскую деятельность, спад или рост производства, а также его структуру. Социальная функция налогов затрагивает проблемы справедливого налогообложения и реализуется посредством: а) неравного обложения налогом разных сумм доходов (использование прогрессивной шкалы налогообложения); б) применения налоговых скидок (например, с доходов граждан, направляемых на приобретение или строительство нового жилья); в) введения акцизов на предметы роскоши (например, акциз на ювелирные изделия). Поэтому граждане с большими доходами должны платить в бюджет большие суммы налогов, и наоборот. По своей сути социальная функция регулирует размер налогового бремени исходя из величины доходов физического лица. Контрольная функция налогообложения позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступления в бюджет налоговых платежей, сопоставлять их размер с потребностями в финансовых ресурсах и таким образом влиять на процесс совершенствования налоговой и бюджетной политики. Сочетание этих функций при построении налоговой системы способствует экономическому росту государства и социальной защищенности населения.

Элементы налогообложения. Налог — это сложная система отношений, включающая в себя ряд элементов. Согласно НК при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения (п. 6 ст. 3). Элементы налогообложения делятся на три группы:

  1. основные (обязательные) элементы налога, которые всегда должны быть указаны в законодательном акте при установлении налога. Согласно ст. 17 НК налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие элементы налогообложения: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок начисления налога, порядок и сроки уплаты налога;
  2. факультативные элементы, которые не обязательны, но могут быть определены законодательным актом по налогам (например, налоговые льготы);
  3. дополнительные элементы, которые не предусмотрены в обязательном порядке для установления налога: предмет налога, масштаб налога, единица налога, источник налога, налоговый оклад и др.

Основные элементы налогообложения. К основным (обязательным) элементам налога относятся:

а) субъект налогообложения (налогоплательщик) — лицо, на которое в соответствии со ст. 19 НК возложена обязанность уплачивать налоги (или сборы). Согласно Российскому законодательству субъектами налогообложения являются организации и физические лица. Налог может быть уплачен непосредственно самим налогоплательщиком или удержан у источника выплаты дохода;

б) объект налогообложения — это действие, событие, состояние, которое обусловливает обязанность субъекта заплатить налог (например, совершение оборота по реализации товара, владение имуществом, совершение сделки купли-продажи, вступление в наследство, получение дохода и др.);

в) налоговая база. Она представляет собой количественное выражение предмета налогообложения и является основой для исчисления суммы налога (налогового оклада), так как именно к ней применяется ставка налога.

Фискальную политику в зависимости от механизмов ее реагирования на изменение экономической ситуации подразделяют на две части. Первая часть — это так называемая дискреционная политика, которая проводится по усмотрению правительства и на основе его решений. Вторая часть — это политика так называемых встроенных стабилизаторов, т.е. тех механизмов, которые работают в режиме саморегулирования и независимо от принимаемых решений сами реагируют на изменение положения в экономике.

Дискреционная политика. Она является важным компонентом фискальной политики. Дискреционная политика включает следующие элементы:

  • государственную программу занятости;
  • различные социальные программы;
  • изменение налоговых ставок.

Государственная программа занятости является одной из мер в борьбе с безработицей и стабилизацией экономики. Осуществляется эта программа обычно за счет средств государства и местных органов власти. Правительство всегда должно иметь стратегическую и четкую программу в области занятости, чтобы ее активно использовать в условиях спада экономики, когда люди теряют работу. Особенно важны эти программы для поддержания занятости среди молодежи, которая в данных условиях испытывает на себе первые удары. Программы занятости обычно носят довольно гибкий характер, поскольку они могут весьма оперативно разворачиваться и сворачиваться.

Весьма эффективны они потому, что в отличие от программ общественных работ требуют меньше затрат и могут применяться местными властями на каком-либо локальном рынке.

Расходы на социальные программы включают в себя выплаты пенсий, различные программы помощи малоимущим слоям населения, расходы на образование, медицину и т.д. Эти программы позволяют стабилизировать экономическое развитие, когда сокращаются доходы населения и обостряется нужда. Главный недостаток всех программ такого рода заключается в том, что они вводятся в условиях спада и их тяжело отменить, когда экономика находится на подъеме. Изменение налоговых ставок с этой точки зрения является более эффективным инструментом в стремлении стабилизировать экономику. Так, снижение ставок подоходного налога в условиях кратковременного спада может удержать доходы от сокращения, предотвращая тем самым нарастание кризисов, увеличивая потребительские расходы.

Политика автоматических (встроенных) стабилизаторов. Это еще один элемент фискальной политики. Под автоматическими, или встроенными, стабилизаторами понимается экономический механизм, который автоматически (без вмешательства государства) реагирует на изменение экономической ситуации. К основным встроенным стабилизаторам относится изменение налоговых поступлений в различные периоды экономического цикла. Сумма налогов зависит от величины доходов. Поэтому в период быстрого роста ВНП (в период подъема) налоговые поступления автоматически возрастают (при прогрессивной ставке налогообложения и за счет расширения налогооблагаемой базы), что обеспечивает снижение покупательной способности населения и сдерживание экономического роста. И наоборот, в период экономического спада сумма изъятия части доходов с помощью налогов уменьшается, т.е. происходит постепенное увеличение покупательной способности, что формирует эффективный спрос и сдерживает спад. Иными словами, прогрессивное налогообложение в период инфляционного роста приводит к потере покупательной способности, и наоборот, в период замедления экономического роста обеспечивает минимальную потерю покупательной способности. Кроме того, в период экономического подъема автоматический рост налоговых поступлений формирует тенденцию к сокращению или ликвидации бюджетного дефицита и появлению возможного бюджетного профицита, что, в свою очередь, содействует уменьшению возможной инфляции.

К встроенным стабилизаторам относятся и система пособий по безработице, социальные выплаты, программы по поддержанию малоимущих слоев населения и т.п., препятствующие резкому сокращению совокупного спроса даже в период экономического спада. В период подъема выплата различных пособий уменьшается, что сдерживает совокупный спрос.

Инфляция (от лат. inflatio — букв, «вздутие») является одной из самых острых проблем современного экономического развития. Инфляционные тенденции стали характерны для рыночного механизма индустриальных стран в середине XX в. В домонополистическую эпоху относительную стабильность денежного обращения обеспечивали конкуренция и золотомонетный стандарт, поэтому инфляция носила в основном временный характер и вызывалась, как правило, войнами, для финансирования которых выпускались неразменные бумажные деньги, или другими катаклизмами.

Инфляция — это сложный противоречивый процесс, вызывающий серьезные социально-экономические последствия. Инфляция и ее причины. Под инфляцией понимают следующие явления, происходящие в экономике:

  • чрезмерное увеличение находящихся в обращении бумажных денег по сравнению с реальным предложением товаров и услуг;
  • снижение покупательной способности денег (их обесценивание);
  • общее длительное повышение цен.

Инфляционный процесс связан с двумя факторами. Первый фактор обусловлен состоянием производства, дисбалансом между объемом производства товаров и услуг в денежной форме и количеством денег, находящихся в сфере обращения. Этот дисбаланс преодолевается либо путем роста производства, либо инфляционным повышением общего уровня цен.

Второй фактор — это состояние государственного бюджета: если расходы государства начинают превышать его доходы, то одним из главных средств покрытия расходов становится эмиссия денег. Однако рост цен сам по себе не свидетельствует о развитии инфляции, поскольку может быть связан с ростом качества товаров, администрированием и пр. Инфляционный рост цен — это относительное обесценивание денег по сравнению со стоимостью товаров, снижение покупательной способности денег.

Можно ли определить то количество денег, которое будет достаточным для обслуживания товаров и услуг в экономике? Ответ на этот вопрос дают различные экономические теории.

Количество денег в сфере обращения, необходимых для обслуживания товаров и услуг, должно быть равно сумме цен товаров и услуг, деленных на скорость оборота денежной единицы. В долгосрочном плане среднегодовые темпы прироста денежной массы должны быть равны среднегодовым долгосрочным темпам роста реального продукта плюс темпы ожидаемой инфляции. Если в экономике выдерживается данное требование, то при любых колебаниях денежного предложения, которые есть всегда, экономика не получит инфляционного эффекта. Однако обесценивание денег может происходить в силу разных обстоятельств. В числе основных причин инфляции можно назвать:

  1. эмиссию денег для покрытия расходов госбюджета;
  2. политику центрального банка, повлекшую увеличение денежной массы в стране (выдача кредитов правительству для покрытия госрасходов; выдача кредитов коммерческим банкам, которые идут на выдачу займов своим клиентам — юридическим и физическим лицам);
  3. излишние расходы на милитаризацию в условиях структурных перекосов в экономике;
  4. чрезмерные ставки налогообложения, замедляющие инвестиционные процессы в экономике;
  5. появление в экономике «социальной инфляции», которую связывают с монополией профсоюзов, добивающихся роста заработной платы;
  6. «импортируемую» инфляцию, связанная с притоком в страну иностранной валюты, низким курсом национальной валюты, что ведет к росту цен на импортные товары. Метод ревальвации (повышение курса национальной валюты) может сделать импорт более дешевым. Однако ревальвация делает более дорогим экспорт отечественных товаров, снижая их конкурентоспособность на мировом рынке.

Формы инфляции. Инфляция проявляется в двух основных формах.

Открытая (свободная) инфляция — это первая форма инфляции, которая характеризуется ростом общего уровня цен. Обычно данные по открытой инфляции приводят различные статистические источники; на эту инфляцию ориентируются экономические агенты в своих прогнозах.

Данная форма инфляции бывает двух видов:

а) инфляция спроса. Она возникает там, где производство не может ответить на избыточный совокупный спрос увеличением объема производства, поскольку все имеющиеся ресурсы использованы в экономике. Инфляция спроса влияет на объем ВНП и занятость. Эту взаимосвязь отражает кривая Филлипса, иллюстрирующая соотношение между годовыми темпами роста безработицы, инфляции, заработной платы (рис. 18.5).

Операции, не подлежащие налогообложению НДС:

1) реализация продуктов детского и диабетического питания;

2) реализация работ (услуг), выполняемых непосредственно в космическом пространстве;

3) реализация товаров и услуг скорой медицинской помощи населению;

4) реализация строительных материалов для выполнения строительно-монтажных работ.

3. Стандартные налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц предоставляются в следующих суммах:

1) 3000 руб., 500 руб., 1400 руб.;

2) 2500 руб., 600 руб., 400 руб., 300 руб.;

3) 3500 руб., 500 руб., 400 руб., 600 руб.;

4) 3000 руб., 750 руб., 400 руб., 300 руб.

4. Кривая Лаффера выражает зависимость доходов бюджета от:

1) регрессивного налогообложения;

2) прогрессивного налогообложения;

3) пропорционального налогообложения;

4) равного налогообложения.

К современным неоклассикам мы относим и авторов теории предложения — А.Лаффера, Р.Барроу, П.Эванса, М.Фелдстайна, Дж.Эллиота и др. Направление, в рамках которого разрабатывалась теория предложения, оформилось как школа макроанализа на рубеже 70-80-х годов в США и Англии.

Его представители считают, что стимулирование спроса заведомо не приведет к хорошим долгосрочным результатам, поэтому государство должно переориентировать свою политику на поощрение накопления капитала, инвестиций в частном бизнесе, для чего в первую очередь нужно снизить налоги с предприятий.

Снижение налогов, по мнению авторов теории предложения, не должно привести к росту дефицита госбюджета. Наоборот, в ответ на дополнительные стимулы в виде снижения налогов и общей активизации рыночного механизма предприятия будут резко наращивать свое производство, а масса налоговых поступлений увеличится, несмотря на уменьшение ее нормы.

Целью данной работы является рассмотрение кривой Лаффера и практики налогообложения.

Один из создателей этой теории,Анри Лаффер, иллюстрирует свои идеи с помощью кривой, названной его именем (рис. 1). На графике вправо по горизонтальной оси отложен размер налоговой ставки государства; вверх по вертикальной — размер налоговых доходов государственного бюджета. Вначале, по Лафферу, повышая норму налогообложения, государство увеличивает массу своих доходов, но это имеет место лишь до определенной точки (на графике — точка с). После ее прохождения дальнейшее повышение налогообложения ведет к уменьшению массы налоговых поступлений вследствие резко отрицательного воздействия чрезмерно высоких налогов на экономическую активность частного сектора1.

Поэтому снижение налоговой ставки, показанное на отрезке кривой Лаффера слева от точки с, вызовет не сокращение (или кратковременное сокращение), а увеличение массы налоговых доходов государства и приведет к сокращению дефицита госбюджета. Точка с соответствует максимальному размеру налоговых поступлений в бюджет государства (это наблюдается при ставке налога примерно в 45%). Точки а и b указывают на одинаковые доходы. В точке b ставка налога равна примерно 60%, но доходы государства соответствуют точке а, где ставка налога равна приблизительно 35%.

Отрезок a1b1 на оси ординат соответствует величине налогов, которые бюджет государства недополучил.

Это потери и производителей, и потребителей (производство сокращается с точки b1 до точки а1 на оси абсцисс).

Рис. 1. Кривая А.Лаффера

На базе данных американской статистики Лаффер рассчитал, что когда налоговая ставка превышает 50%, резко снижается деловая активность в отрасли. Это и заставило американское правительство провести в 1986 г. налоговую реформу: предельная ставка процента была понижена с 46 до 34%2. В России, так же как и в других странах, чрезмерно высокие налоги, которые должны платить производители, оборачиваются потерями доходов государственного бюджета, производители стремятся скрывать свои доходы от налогообложения. Именно поэтому в нашей стране сейчас так остро стоит вопрос о новом, более мягком налоговом законодательстве.

Однако, как пишет шведский экономист Клас Эклунд, кривая Лаффера не дает ответа, при каком размере ставки налога положение верно. Для разных стран оптимальными будут разные уровни ставки налога, так как у них разная структура и разная доля государственного сектора. Сторонники данной теории убеждены в том, что если резко уменьшить долю государственного сектора, то частный бизнес сумеет обеспечить и высокую занятость, и экономический рост, т.е. государственный сектор эти экономисты воспринимают как препятствие для роста производства в частном секторе3.

Практика показала, что надежды на бурный рост инвестиций и соответствующий рост валового национального продукта при снижении налогов, которые питали в США, не оправдались в полной мере, поскольку увеличение ВНП было не слишком велико и вызвало лишь небольшой рост государственных доходов. В то же время возникли новые проблемы. Для состоятельных налогоплательщиков снижение налогов было благом, но те, кто зависит от правительственных программ социальной помощи (талоны на питание, школьные завтраки и т.п.), испытали шок.

Анализ кривой Лаффера позволяет сделать следующие выводы:

1) при ставке налога, равной нулю, поступления в бюджет прекращаются;

2) при ставке налога, равной 100%, поступлений в бюджет также нет, поскольку легальная экономика трансформируется в теневую;

3) при ставке налога, не выходящей за пределы 50% (оптимальная ставка), достигается максимальная величина налоговых поступлений.

Суть эффекта Лаффера в том, что уменьшение ставки подоходного налога до оптимального уровня приведет к временному сокращению налоговых поступлений в бюджет, а в долгосрочном плане — к их увеличению, т.к. возрастут стимулы к трудовой и предпринимательской деятельности, сократится теневой оборот, соответственно, расширится сфера легальной экономики.

По мнению А. Лаффера, высокие налоги приводят к снижению деловой активности, так как снижают долю сбережений. Они уменьшают прибыльность предприятий, это понижает процент на капитал, что делает сбережения менее привлекательными. В данных условиях предприниматели либо просто уходят с рынка, либо выводят свои капиталы за границу, либо находят пути уклонения от налогов. Помимо того, налоги понижают уровень доходов населения, что негативно сказывается на сбережениях, а также на желании работать. В результате высокие налоги приводят к двойному эффекту замещения — досуг становится предпочтительнее работы, а потребление становится предпочтительнее инвестиций.

Не менее негативное воздействие, по мнению представителей экономической теории предложения, оказывает прямая экономическая деятельность государства. Она искажает сигналы рынка, внося неопределенность в прогнозы частных экономических агентов и нарушая тем самым механизм равновесия. Кроме того, экономисты теории предложения говорят о возникновении «эффекта вытеснения» (crowding out effect)4. Появление государства на рынке приводит к оттоку ресурсов из частного сектора в государственный, поскольку последний считается менее рисковым. Но при этом эффективность государственного сектора ставится экономистами теории предложения под сомнение. Значительная часть средств идет не на экономические, а на социальные программы. Вместе с тем государство обладает специфическим механизмом принятия решений, не соответствующим модели рационального экономического поведения. Стратегию правительства определяют политики, которые зависимы от политической конъюнктуры и преследуют вовсе не экономические, а политические цели. В этой связи принимаемые решения могут быть непоследовательными и недальновидными5.

В настоящее время в экономической науке предпринимаются попытки выработать четкие критерии оптимальной величины налоговой ставки.

Но если никакие меры в области налогообложения не приносят роста государственных доходов, тогда неослабевающие требования к государству дать деньги загоняют правительство в угол и оно в отчаянии часто выбирает самый опасный — эмиссионный — способ покрытия своих расходов.

Для оздоровления экономики предлагается ориентироваться на предложение факторов производства, а не на спрос, использовать побудительные стимулы и мотивы: снижение налогов, льготы корпорациям. В качестве стимулирующих мер предлагается, прежде всего, снижение налогов. Налоги снижаются, следовательно, увеличиваются сбережения, увеличиваются инвестиции, достигается экономический рост. Главное: необходимо стимулировать рост частного предпринимательства. Для обоснования целесообразности снижения налогов широко используется «Кривая Лаффера», отражающая взаимосвязь уровня процентной ставки налогов и доходов бюджета6.

Известно, что при высокой ставке подоходного налога (выше 50%) резко снижается деловая активность фирм и населения в целом, что и пытались теоретически обосновать американские экономисты во главе с профессором Артуром Лаффером.

Профессор А. Лаффер изучил зависимость суммы налоговых поступлений в бюджет от ставок подоходного налога. Эта зависимость отражена в кривой Лаффера.

Эффект Лаффера согласно экономической теории предложения «большое государство» подрывает собственную финансовую базу.

Неизбежный высокий уровень налогов приводит к уменьшению налогооблагаемой базы и сокращению налоговых поступлений в казну. Эта зависимость получила название «эффект Лаффера».

Форма кривой, получившей также название «колокол», объясняется тем, что изначально с ростом величины налога растут и поступления в казну. Но в силу вышеуказанных негативных воздействий роста налогов на экономическую активность предельная отдача от увеличения ставки налогообложения в виде прироста государственных доходов сокращается. В определенной точке она равняется нулю. Это точка перелома или точка оптимального уровня налогообложения. Дальнейшее увеличение налогов приводит к сокращению фискальных доходов государства. При ставке налога в 100% доходы государства возвращаются к нулевому уровню.

  1. Ядгаров Я.С. История экономических учений. М.: ИНФРА-М, 2005.
  2. История экономических учений: современный этап: Учебник / Под общ. ред. А.Г. Худокормова. М.: ИНФРА-М, 2001.
  3. Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия. М., 2005.
  4. История экономических учений/ Под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой: Учебное пособие. М. Инфра- М, 2002.
  5. История экономических учений: Учебник. Ч. II / Под ред. А.Г. Худокормова. М., 2004.
  6. Балацкий Е. Точки Лаффера и их количественные оценки // МЭиМО 1997 № 12.
  7. Балацкий Е. Лафферовы эффекты и финансовые критерии экономической деятельности // МЭиМО. 1997. № 11.

Фискальная политика представляет собой меры, которые предпринимает правительство с целью стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов и/или расходов государственного бюджета. (Поэтому фискальную политику также называют бюджетно-налоговой политикой.)

Целями фискальной политики как любой стабилизационной (антициклической) политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, являются обеспечение: 1) стабильного экономического роста; 2) полной занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы циклической безработицы); 3) стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции).

Фискальная политика – это политика регулирования правительством прежде всего совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов. Однако некоторые инструменты фискальной политики могут использоваться для воздействия и на совокупное предложение через влияние на уровень деловой активности. Фискальную политику проводит правительство.

Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос разное. Из формулы совокупного спроса: AD = C + I + G + Xn следует, что государственные закупки являются компонентом совокупного спроса, поэтому их изменение оказывает прямое воздействие на совокупный спрос, а налоги и трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный спрос, изменяя величину потребительских расходов (С) и инвестиционных расходов (I).

При этом рост государственных закупок увеличивает совокупный спрос, а их сокращение ведет к уменьшению совокупного спроса, так как государственные закупки является частью совокупных расходов.

Рост трансфертов также увеличивает совокупный спрос. С одной стороны, поскольку при увеличении социальных трансфертных выплат (social benefits) увеличивается личный доход домохозяйств, а, следовательно, при прочих равных условиях растет располагаемый доход, что увеличивает потребительские расходы. С другой стороны, увеличение трансфертных выплат фирмам (субсидий) увеличивает возможности внутреннего финансирования фирм, возможности расширения производства, что ведет к росту инвестиционных расходов. Сокращение трансфертов уменьшает совокупный спрос.

Рост налогов действует в противоположном направлении. Увеличение налогов ведет к снижению и потребительских (поскольку сокращается располагаемый доход), и инвестиционных расходов (поскольку сокращается нераспределенная прибыль, являющаяся источником чистых инвестиций) и, следовательно, к сокращению совокупного спроса. Соответственно снижение налогов увеличивает совокупный спрос. Снижение налогов ведет к сдвигу кривой AD вправо, что обусловливает рост реального ВНП.

Поэтому инструменты фискальной политики могут использоваться для стабилизации экономики на разных фазах экономического цикла.

Причем, из простой кейнсианской модели (модели «Кейнсианского креста») следует, что все инструменты фискальной политики (государственные закупки, налоги и трансферты) имеют мультипликативный эффект воздействия на экономику, поэтому, по мнению Кейнса и его последователей, регулирование экономики должно проводиться правительством с помощью инструментов именно фискальной политики, и прежде всего с помощью изменения величины государственных закупок, так как они имеют наибольший мультипликативный эффект.

Следует иметь в виду, что такие инструменты фискальной политики как налоги и трансферты действуют не только на совокупный спрос, но и на совокупное предложение. Как уже отмечалось, сокращение налогов и увеличение трансфертов могут использоваться для стабилизации экономики и борьбы с циклической безработицей в период спада, стимулируя рост совокупных расходов, а, следовательно, деловую активность и уровень занятости. Однако следует иметь в виду, что в кейнсианской модели одновременно с ростом совокупного выпуска снижение налогов и рост трансфертов обусловливает рост уровня цен (от Р1 до Р2 на рис.10-1(а)), т.е. является проинфляционной мерой (провоцирует инфляцию). Поэтому в период бума (инфляционного разрыва), когда экономика «перегрета» (рис.10-1(б)), в качестве антиинфляционной меры (уровень цен снижается от Р1 до Р2) и инструментов снижения деловой активности и стабилизации экономики может использоваться увеличение налогов и снижение трансфертов.

К достоинствам фискальной политики следует отнести:

  1. Эффект мультипликатора. Все инструменты фискальной политики, как мы видели, имеют мультипликативный эффект воздействия на величину равновесного совокупного выпуска.
  2. Отсутствие внешнего лага (задержки). Внешний лаг – это период времени между принятием решения об изменении политики и появлением первых результатов ее изменения. Когда правительством принято решение об изменении инструментов фискальной политики, и эти меры вступают в действие, результат их воздействия на экономику проявляется достаточно быстро. (Как мы увидим в главе 13, внешний лаг характерен для монетарной политики, имеющей сложный передаточный механизм (механизм денежной трансмиссии)).
  3. Наличие автоматических стабилизаторов. Поскольку эти стабилизаторы являются встроенными, то правительству не нужно предпринимать специальных мер по стабилизации экономики. Стабилизация (сглаживание циклических колебаний экономики) происходит автоматически.

Недостатки фискальной политики:

1. Эффект вытеснения. Экономический смысл этого эффекта состоит в следующем: рост расходов бюджета в период спада (увеличение государственных закупок и/или трансфертов) и/или сокращение доходов бюджета (налогов) ведет к мультипликативному росту совокупного дохода, что увеличивает спрос на деньги и повышает ставку процента на денежном рынке (цену кредита). А поскольку кредиты, в первую очередь, берут фирмы, то удорожание кредитов ведет к сокращению частных инвестиций, т.е. к «вытеснению» части инвестиционных расходов фирм, что ведет к сокращению величины выпуска. Таким образом, часть совокупного объема производства оказывается «вытесненной» (недопроизведенной) из-за сокращения величины частных инвестиционных расходов в результате роста ставки процента благодаря проведению правительством стимулирующей фискальной политики.

2. Наличие внутреннего лага. Внутренний лаг – это период времени между возникновением необходимости изменения политики и принятием решения о ее изменении. Решения об изменении инструментов фискальной политики принимает правительство, однако введение их в действие невозможно без обсуждения и утверждения этих решений законодательным органом власти (Парламентом, Конгрессом, Государственной думой и т.п.), т.е. придания им силы закона. Эти обсуждения и согласования могут потребовать длительного периода времени. Кроме того, они вступают в действие, начиная только со следующего финансового года, что еще больше увеличивает лаг. За этот период времени ситуация в экономике может измениться. Так, если первоначально в экономике была рецессия, и были разработаны меры стимулирующей фискальной политики, то в момент начала их действия в экономике уже может начаться подъем. В результате дополнительное стимулирование может привести экономику к перегреву и спровоцировать инфляцию, т.е. оказать дестабилизирующее действие на экономику. И наоборот, меры сдерживающей фискальной политики, разработанные в период бума, из-за наличия продолжительного внутреннего лага могут усугубить спад.

05.09.2021 20:14 Индекс деловой активности в сфере услуг в России снизился

28.08.2021 17:56 Промышленное производство в России начинает замедляться

05.08.2021 11:26 ВВП России восстановился до доковидного уровня

09.07.2021 11:53 Инфляция в России в июне достигла 6,5% и может пойти еще выше

05.07.2021 16:32 Покупка и продажа валюты на Московской бирже: что предлагают банки

05.07.2021 13:46 Индекс деловой активности в сфере услуг в России замедлился на фоне сдерживания инфляции

14.05.2021 13:48 Инфляция в России замедлилась в апреле

06.05.2021 11:19 Золото как инструмент для диверсификации инвестиций

01.05.2021 13:45 Покупка ОФЗ как альтернатива банковским вкладам

28.04.2021 17:47 Еврооблигации теперь стали доступны для всех


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *