Чем помогали дети во время войны

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Чем помогали дети во время войны». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Во время войны более 3 500 фронтовиков были, по сути, детьми — младше 16 лет. Данные лишь приблизительные, мы не считаем тех, кто вступил в партизанские отряды. Дети попадали на фронт самыми разными путями.

— Все, непременно все стремились туда. Они считали: разобьём врага быстренько! Порыв был патриотический, искренний, когда ты не наёмная армия, а жаждешь освободить свою родину от непрошеного врага, — продолжила Любовь Смокотина.

Маленькие герои: как дети выживали на войне

Такие трогательные истории война знает немало. Многим детям находить свои семьи помогал случай. В военном отделе музея хранится пуговица от пальто мамы ребёнка, эвакуированного из блокадного Ленинграда. Странный, казалось бы, экспонат, но очень важный для той семьи.

— Дети уезжали неожиданно, родители не успевали даже сумку с документами собрать. Мальчишка приехал к нам, заикался, не говорил, а в кармане его штанишек была пуговица, которую он никак не хотел отдавать. Когда мальчика успокоили, подлечили, он рассказал свою историю. Мама прощалась с сыном на вокзале, оторвала от своего пальто пуговицу со словами: «Береги, сынок, это единственное, что нас с тобой соединяет». И мальчонка сохранил, нашлись они потом с мамой по этой самой пуговице, — улыбается сотрудница музея.

Детей из блокадного Ленинграда помещали в детских домах, по 10-15 человек максимум. Всего в Кузбассе работали 123 детдома. Ребята, пережившие ужас и голод, срывали листья с деревьев, ели траву, хотя взрослые их кормили. Почти все писали на листочках меню, что хотели бы съесть, когда блокада и война закончится. И никаких психологов, никаких специалистов не было, чтобы избавить детей от стресса и страха.

— Взять, пригреть, погладить по голове, рассказать сказку, утешить чем-то добрым, теплым — вот как пытались блокадных детей вывести из того состояния. Взрослый принесёт из дома лишнюю лепёшечку, варенье сбережённое, угостит драником, возьмёт на руки лишний раз, так, гляди, у ребёнка ассоциация возникнет со старой, доброй, мирной жизнью, — пояснила Любовь Пантелеевна.

Когда ветеранов и их детей спрашиваешь, а были ли развлечения во время войны, обычно слышишь в ответ: «Не до веселья же было». А на деле без культурной составляющей дух бойцов и их семей явно был бы на нуле. Мальчиков и девочек тоже не хотели окончательно лишать детства.

— Вот эта кукла необычная, военного времени. Её сделали на фабрике игрушек в Кузедеево. Ручки и ножки у неё тряпичные, голова целлюлозная, внутри опилки. А рядом лежит школьник, резиновое изделие уже другой фирмы, — рассказывает Любовь Смокотина.

Дети во время войны играли с уже готовыми изделиями или же сами делали наганы, пистолеты из дерева, из чулка — мячики. По воспоминаниям, в ходу были коллективные игры — лапта, прятки, казаки-разбойники. «Войнушку» почти никогда не устраивали — никому не хотелось быть фашистом. Игра в «больницу» стала для детей реальностью: они часто помогали в госпиталях, лечили и развлекали раненых.

На войне дети разучились плакать. Если они попадали к фашистам, то быстро понимали, что плакать нельзя, иначе застрелят. Их называют «дети войны» не по причине даты их рождения. Война их воспитала. Им пришлось увидеть настоящий ужас. Например, часто фашисты стреляли в детей просто для забавы. Они это делали только для того, чтобы посмотреть, как те в ужасе разбегаются.

На войне дети, военное детство. Подвиги детей на войне

Очень многие дети уже в 12 лет вставали к станкам на фабриках и заводах, работали на стройках наравне со взрослыми. Из-за далеко не по-детски тяжелого труда они рано взрослели и заменяли своим братьям и сестрам погибших родителей. Именно дети на войне 1941-1945 гг. помогали держать на плаву, а затем восстановить хозяйство страны. Говорят, что на войне детей не бывает. Это на самом деле так. На войне они работали и сражались наравне со взрослыми, как в действующей армии и тылу, так и в партизанских отрядах.

14-летний Валя Котик был партизаном-разведчиком в отряде имени Кармелюка. Он – самый юный герой СССР. Он выполнял поручения Шепетовской военной организации по разведке. Его первым заданием (и он его успешно выполнил) было ликвидировать отряд полевой жандармерии. Это задание было далеко не последним. Валя Котик погиб в 1944 году, через 5 дней после того, как ему исполнилось 14.

По сей день помнят солдат, защищавших нашу Родину от врагов. Заставшими эти жестокие времена были дети, родившиеся в 1927 году по 1941 год и в последующие годы войны. Это — дети войны. Они пережили всё: голод, смерти близких, непосильный труд, разруху, дети не знали что такое душистое мыло, сахар, удобная новая одежда, обувь. Все они уже давно старики и учат молодое поколение дорожить всем, что у них есть. Но зачастую им не уделяют должного внимания, а для них это так важно передать свой опыт другим.

Обучение во время войны

Несмотря на войну, многие дети учились, ходили в школу, в чем придется. «Школы работали, но мало кто учился, все работали, обучение было до 4 класса. Были учебники, а тетрадей не было, дети писали на газетах, старых квитанциях на любом клочке бумаги, какой нашли. Чернилами служила сажа из печи. Её разводили водой и наливали в баночку — это были чернила. Одевались в школу в то, что было, определенной формы не было ни у мальчиков, ни у девочек. Учебный день был короткий, так как нужно было идти на работу. Брата Петю забрала папина сестра в Жигалово, он один из семьи закончил 8 классов» (Фартунатова Капитолина Андреевна).

« У нас была неполная средняя школа (7 классов), я уже выпустилась в 1941 году. Помню то, что учебников было мало. Если человек пять жили рядом, то им давался один учебник, и они все вместе собирались у кого-то одного и читали, готовили домашнее задание. Давали одну тетрадь на человека делать домашнюю работу. У нас был строгий учитель по русскому и литературе, он вызывал к доске и просил рассказать наизусть стихотворение. Если ты не расскажешь, то на следующий урок тебя обязательно спросят. Поэтому я до сих пор знаю стихи А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и многих других» (Вороткова Тамара Александровна).

« В школу пошла я очень поздно, не чего было одевать. Беднота и нехватка учебников и была и после войны» (Кадникова Александра Егоровна)

«В 1941 году я закончила 7 класс в Коноваловской школе с наградой – отрезом ситца. Мне дали путёвку в Артек. Мама попросила меня показать на карте, где тот Артек и отказалась от путёвки, сказав: «Далеко сильно. А вдруг война?» И не ошиблась. В 1944 году я поехала учиться в Малышевскую среднюю школу. До Балаганска добирались на ходках, а затем на пароме в Малышевку. В деревне не было родственников, но был знакомый отца – Собиграй Станислав, которого я видела однажды. По памяти нашла дом и попросилась на квартиру на время обучения. Я убирала дом, стирала, тем самым отрабатывала за приют. Из продуктов до нового года был мешок картошки и бутылка растительного масла. Это надо было растянуть до каникул. Училась старательно, хорошо, так хотела стать учительницей. В школе большое внимание уделяли идейно-патриотическому воспитанию детей. На первом уроке первые 5 минут учитель рассказывал о событиях на фронте. Каждый день проводилась линейка, где подводились итоги успеваемости в 6-7 классах. Рапортовали старосты. Красное переходящее знамя получал тот класс, было больше хорошистов и отличников. Учителя и ученики жили одной семьёй, уважая друг друга».(Фонарева Екатерина Адамовна)

Вероятно, самым наиболее ребенком-героем Великой Отечественной является Валентин Александрович Котик. Будущий храбрец и патриот родился 11 февраля 1930 года в небольшом поселении под названием Хмелевка, что в Шепетовском районе Хмельницкой области и учился в средней русскоязычной школе №4 того же городка. Будучи одиннадцатилетним мальчишкой, который обязан был лишь учиться в шестом классе и познавать жизнь, он с первых часов противостояния решил для себя, что будет сражаться с захватчиками.

Петр Сергеевич Клыпа – один из тех, кого с легкостью можно назвать довольно противоречивой личностью, который будучи героем Брестской крепости и обладая «Орденом Отечественной войны», также был известен, как преступник.

Родился будущий защитник Брестской крепости в конце сентября 1926 года в российском городе Брянск. Детство мальчишка провел практически без отца. Тот был железнодорожником и рано погиб – мальчишку воспитывала только мать.

Как жили и о чём мечтали дети во время Великой Отечественной войны

Среди детей-героев Великой Отечественной войны (ВОВ) отдельного внимания заслуживает юный боец-партизан ВилорЧекмак. Мальчишка родился в конце декабря 1925 года в славном городе моряков Симферополе. Вилор имел греческие корни. Его отец – герой многих конфликтов при участии СССР, погиб во время защиты столицы СССР в 1941 году.

Вилор отлично учился в школе, испытывал необыкновенную любовь и имел художественный талант – он прекрасно рисовал. Когда вырастет, мечтал рисовать дорогие картины, но события кровавого июня 1941 года раз и навсегда перечеркнули его мечты.

Среди известных детей-героев Великой Отечественной войны также стоит выделить Каманина Аркадия Наколаевича, который родился в начале ноября 1928 года в семье известного советского военачальника и генерала ВВС Красной Армии Николая Каманина. Примечательно, что его отец был одним из первых граждан СССР, который получил самое высокое в государстве звание Героя Советского Союза.

Свое детство Аркадий провел на Дальнем Востоке, но после переехал в Москву, где жил непродолжительное время. Будучи сыном военного летчика, Аркадий в детства мог летать на самолетах. Летом молодой герой всегда работал на аэродроме, а также недолго работал на заводе по производству самолетов различного предназначения на должности механика. Когда началась боевые действия против Третьего рейха мальчишка переехал в город Ташкент, куда направили его отца.

Леня Голиков – немало известный убийца-оккупантов, партизан и пионер, который за свои подвиги и необыкновенную преданность Отечеству, а также самоотдачу заслужил звание Героя Советского Союза, а также Медаль «Партизану Отечественной войны 1 степени». Кроме того, родина наградила его «Орденом Ленина».

Родился Леня Голиков в небольшой деревне Парфинского района, что в Новгородской области. Ее родители были обычными рабочими, а мальчика могла ждать такая же спокойная судьба. На момент начала боевых действия Леня закончил семь классов и уже работал на местном заводе по производству фанеры. Активно в боевых действиях начал участвовать только в 1942 году, когда враги государства уже захватили Украину и пошли на Россию.

Одним из героев детей Великой Отечественной войны был также парнишка по имени Владимир Дубинин, который активно действовал против врага на территории Крыма.

Родился будущий партизан в Керчи 29 августа 1927 года. Мальчик с детства был крайне храбрым и упертым, а потому с первых дней боевых действий против рейха хотел защищать родину. Именно благодаря своей настойчивости он попал в партизанский отряд, который действовал недалеко от Керчи.

Володя, как член партизанского отряда, вел разведывательные действия вместе со своими близкими товарищами и братьями по оружию. Мальчишка доставлял крайне важную информацию и сведения о местонахождении частей противника, численности бойцов Вермахта, что помогало партизанам готовить свои боевые наступательные операции. В декабре 1941 года во время очередной разведки Володя Дубинин предоставил исчерпывающие сведения о враге, что дало возможность партизанам полностью разбить отряд нацистов-карателей. Не боялся Володя и участвовать в боях – сначала он просто подносил боеприпасы под шквальным огнем, а после встал на место тяжело раненного бойца.

  • закон(84)
  • практика(1459)
  • детская психология(1067)
  • психологическая наука(1067)
  • психотерапия(773)
  • саморазвитие(680)
  • психология образования(649)
  • психодиагностика(516)
  • Золотая Психея(501)
  • экстренное консультирование(383)
  • семейная терапия(380)
  • социальная психология(371)
  • видеоматериалы(363)
  • арт-терапия(322)
  • клиническая психология(301)
  • Саммит психологов(285)

24 — 25 сентября
Самара

I Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психология города: актуальное состояние и перспективы»

7 — 8 октября
Онлайн

IV Международная научно-практическая конференция «Герценовские чтения: психологические исследования в образовании»

14 — 15 октября
Москва

III Международная научно-практическая конференция «Современное состояние и перспективы развития психологии труда и организационной психологии»

19 — 22 октября
Санкт-Петербург

Международная конференция «Ананьевские чтения – 2021. 55 лет факультету психологии СПбГУ: эстафета поколений»

21 — 22 октября
Москва

Международная конференция «Дифференциальная психология и психофизиология сегодня: способности, образование, профессионализм»

29 октября
Санкт-Петербург

Всероссийская конференция с международным участием «Альянс психологии, психотерапии и фармакотерапии. Наука и реальный мир в лечении психических расстройств»

10 — 11 ноября
Ставрополь

VII Международная научно-практическая конференция «Психологическое здоровье личности: теория и практика»

15 — 17 ноября
Москва

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психология творчества и одаренности»

17 — 19 ноября
Рязань

V Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление»

18 — 19 ноября
Гомель, Республика Беларусь

Международная научная конференция «Л.С. Выготский и современная культурно-историческая психология: проблемы развития личности в изменчивом мире»

25 — 26 ноября
Москва

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Диагностика в медицинской (клинической) психологии: традиции и перспективы» (к 110-летию Сусанны Яковлевны Рубинштейн)

3 — 4 декабря
Москва (очно и онлайн)

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психологическая служба университета: опыт пандемии»

9 — 11 декабря
Москва

Международная научно-практическая конференция «Общение в эпоху конвергенции технологий»

1 — 3 июня 2022
Болгария

Международная научная конференция «Психологическое время и жизненный путь: каузометрия и другие подходы»

Всем известно, что Освенцим был местом чудовищных медицинских экспериментов Йозефа Менгеле, не гнушавшегося ни сшиванием близнецов, ни ампутацией конечностей у младенцев без анестезии. Если зверства Менгеле и примерное количество его жертв известны благодаря сохранившейся документации, то многих маленьких мучеников лагерная статистика не учитывала.

В церкви Святой Анны около Варшавы стоит скульптура женщины в полосатой робе, держащей в обеих руках по младенцу. Это памятник польской акушерке Станиславе Лещинской, которая два года была узницей в Освенциме, исполняя при этом профессиональный долг. Лишь в 1965 году она опубликовала свой рапорт, объяснив это «озабоченностью тенденциями, возникающими в польском обществе». Лещинская рассказала о том, что редко вспоминают, говоря о зверствах фашистов, – о судьбе беременных женщин, попадавших в концентрационные лагеря, и их малышей. Вот что говорилось в том рапорте:

«До мая 1943 года все дети, родившиеся в освенцимском лагере, зверским способом умерщвлялись: их топили в бочонке. Это делали медсестры Клара и Пфани. Первая была акушеркой по профессии и попала в лагерь за детоубийство. Поэтому она была лишена права работать по специальности. Ей было поручено делать то, для чего она была более пригодна. Также ей была доверена руководящая должность старосты барака. Для помощи к ней была приставлена немецкая уличная девка Пфани. После каждых родов из комнаты этих женщин до рожениц доносилось громкое бульканье и плеск воды. Вскоре после этого роженица могла увидеть тело своего ребенка, выброшенное из барака и разрываемое крысами».

В мае 1943 года голубоглазых и светловолосых детей из Освенцима начали отправлять в Германию с целью денационализации. Из лагеря их увозили под пронзительный плач матерей.

Саласпилсский лагерь, действовавший в 18 км от Риги с 1941-го по 1944 год, печально известен своей «фабрикой» по перекачке детской крови. Маленьких узников использовали в качестве доноров крови и кожи для раненых немцев, а также подопытных для испытания ядов. В 2017 году в Латвии вышел сборник воспоминаний бывших узников «Быль о Саласпилсе». Одна из них, Акилина Лелис, рассказала про суровую зиму 1943-го, в один из вечеров которой в лагерь пригнали большую группу людей из разных районов Беларуси:

«В баню гнали всех вместе: мужчин, женщин и детей. Делали большой крюк мимо лагерных бараков, чтобы дорога
была длиннее. Февральский мороз захватывал дух. Мы слышали, как плакали дети, прижимаясь к матерям, чтобы
согреться. Как спасти крошек от объятий ледяного ветра?! Матери со слезами на глазах прижимали к себе малышей
(там были и грудные дети), дышали на них, растирали и гладили голыми окоченевшими руками. Старшие (в возрасте
от двух до девяти лет) кое-как топали сами. Они плакали и умоляли, чтобы мамы отвели их домой. Мороз жег их
маленькие ножки, а дорога была длинной, и смех эсэсовцев – издевательский. Казалось, они не видят стянутые болью
в гримасу личики, не слышат отчаянные голоса. От нацистов нельзя требовать человечности. Они не знали, что это
такое».

После километра до бани и обратно голышом в стужу многие дети ночь не пережили. Многие заболели и умерли через несколько дней. Оставшихся детей до шести лет поместили в отдельный барак, старших увезли, и больше они не вернулись. Потом увезли матерей. Из числа новоприбывших также отобрали 20 наиболее красивых девушек, которых нарядили в одежду убитых евреек и увезли в публичные дома в Ригу для развлечения гитлеровских офицеров. В итоге в лагере остались маленькие дети, ухаживать за которыми взялись несколько женщин из числа узниц. «Малыши не так быстро умирали, как того желали нацисты», – констатировала Лелис.

«Когда мы, несколько женщин, которым доверили уход за детьми, явились в барак, перед нами открылась страшная картина. В бараке на голых нарах лежали полуголые дети разных возрастов. Некоторые из них умели только ползать, многие не могли даже сидеть. От ужасного запаха можно было задохнуться. Пятьсот детей в течение нескольких дней все свои естественные надобности отправляли тут же, в бараке. Груднички так перепачкались, что не видать было глаз», – с содроганием вспоминала она.

«Луковица для фронта»: как малыши Красной Армии помогали

Нельзя поверить, что работать в лагеря уезжали по доброй воле. Эту «добрую волю» олицетворяло дуло автомата в спину. Пригодных и непригодных для работы фашисты «сортировали» очень цинично. Если ребенок дотягивался до отметки на стене барака, то он был годен работать, служить «Великой Германии». Не дотягивался – отправляли в газовую камеру. Малыши не были нужны Третьему рейху, поэтому участь у них была только одна. Впрочем, и дома далеко не всех ждала счастливая судьба. Очень многие дети на Великой Отечественной войне потеряли всех своих родных людей. То есть на Родине их ждал только детский дом и полуголодная юность во время послевоенной разрухи.

С первых дней войны дети хотели всеми возможными способами помочь взрослым. Они строили укрепления, собирали металлолом и лекарственные растения, принимали участие в сборе вещей для армии. Как уже было сказано, дети сутками трудились на заводах взамен отцов и старших братьев, ушедших на фронт. Они собирали противогазы, делали дымовые шашки, взрыватели для мин, запалы для ручных гранат. В школьных мастерских, в которых до войны у девочек проходили уроки труда, они теперь шили белье и гимнастерки для армии. Вязали и теплые вещи – носки, варежки, шили кисеты для табака. Дети помогали и раненым в госпиталях. Кроме того, они писали под их диктовку письма для родных и даже ставили концерты и спектакли, которые вызывали улыбку у взрослых мужчин, измученных войной. Подвиги совершаются не только в боях. Всё вышеперечисленное – это тоже подвиги детей на войне. А голод, холод и болезни в два счета расправлялись с их жизнями, которые еще не успели толком начаться….

14-летний Валя Котик был партизаном-разведчиком в отряде имени Кармелюка. Он – самый юный герой СССР. Он выполнял поручения Шепетовской военной организации по разведке. Его первым заданием (и он его успешно выполнил) было ликвидировать отряд полевой жандармерии. Это задание было далеко не последним. Валя Котик погиб в 1944 году, через 5 дней после того, как ему исполнилось 14.

16-летний Леня Голиков был разведчиком Четвертой Ленинградской партизанской бригады. С началом войны он ушел в партизаны. Худенький Леня выглядел даже младше своих 14 лет (именно столько ему было во время начала войны). Он под видом нищего обходил деревни и передавал важные сведения партизанам. Леня участвовал в 27 боях, подрывал автомашины с боеприпасами и более десятка мостов. В 1943 его отряд не смог выбраться из окружения. Выжить удалось немногим. Лени среди них не было.

Дети полка. Неизвестные истории подростков, совершивших подвиги в годы ВОВ

Цель: Формирование у школьников патриотической позиции. Воспитывать любовь к Родине, гордость за победу русского народа в Великой Отечественной войне.

Задачи: рассказать учащимся о роли детей в годы войны.

Форма: классный час.

Методы: рассказ-беседа.

Ход занятия

Ребята, 9 мая наша страна отмечает 64 годовщину Великой Победы, сегодня наш классный час посвящен Великой Отечественной войне и детям которые помогали во время войны взрослым приблизить этот День Победы.

. Летней ночью, на рассвете,
Гитлер дал войскам приказ
И послал солдат немецких
Против всех людей советских,—
Это значит — против нас.

Из сообщения о вероломном нападении Германии на СССР (Ю.Левитан)

Учитель начинает тему с исторического экскурса в прошлое: Из сообщения мы с вами услышали, что на рассвете 22 июня 1941 года в 4 часа утра без объявления войны фашистская Германия напала на нашу Родину, прервав мирный труд русского народа. Началась Великая Отечественная война (песня «Священная война»).

Весь советский народ встал на защиту своей Родины. Все взрослые (мужчины и женщины) уходили на фронт воевать, защищать свою Родину, свой дом, своих родных.

1) Фото(1) женщина провожает сына на фронт.

Всё дальше от нас годы войны. Сегодня за партами сидят правнуки тех, кто воевал, кто отдал свои жизни за свободу, за мир, за то, чтобы мы жили на земле. Каждый год становится всё меньше тех, кто участвовал в боях, трудился на благо Победы в тылу. В нашем селе, к сожалению, не осталось в живых ни одного ветерана Великой Отечественной войны, ни одного труженика тыла. Но живы ещё другие свидетели войны, те, кто в годы войны были детьми, нашими сверстниками. Дети войны… У них не было детства. Они рано узнали цену таким словам, как «жизнь», «кровь», «смерть», «победа», «Родина». Дети войны… Они рано повзрослели, рано поседели… Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно было бы поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких ребят — обыкновенных мальчишек и девчонок. Вмиг повзрослевшие, не по годам мудрые, невероятно стойкие маленькие герои противостояли войне. Сегодня наши прабабушки и прадедушки – это и есть те ребята, которые пережили годы страха и голода. Со слезами на глазах они вспоминают своё военное детство. Некоторые моменты уже стёрлись в их памяти, но, несмотря на это, тот страшный период жизни они запомнили навсегда и вряд ли забудут. Они могут рассказать нам про свою войну, какой они её знают и помнят. Тема «Дети и война» является одной из самых малоисследованных в истории. В архивах сохранилось недостаточно материалов, отражающих эту тему. Ведь это не случайно: битвы, сражения и ратные подвиги испокон веков считались уделом взрослых мужчин. Детям же предназначалось иное: играть, учиться, помогать по дому. Война – это страшное зло, искалечившее не только жизнь взрослых людей, но и лишившее детства самую юную часть населения нашей страны.

Война отобрала у мальчиков и девочек детство – настоящее, солнечное, с книгами и тетрадями, смехом, играми и праздниками. Тема также актуальна на сегодняшний день, сейчас в Донбассе, в Сирии тоже рвутся бомбы, свистят пули, рассыпаются от снарядов на кусочки дома и горят детские кроватки.

Как сохранить планету людей, чтобы детство никогда не заканчивалось? Кто доиграет за тех детей, которые не успели, не смогли доиграть в свою игру? Вот поэтому в своем классном часе для начальной школы я и хочу рассказать о детях войны, о людях, которые живут рядом с нами, об их судьбах, о жизни в военные и послевоенные годы.

Цели классного часа:

  • расширить представления детей о Великой Отечественной войне
  • рассказать о трудовом героизме ребят — ровесников современных мальчишек и девчонок
  • показать важную роль детей и подростков в приближении Дня Победы
  • воспитывать активную гражданскую позицию детей, чувство патриотизма, уважительное отношение к ветеранам войны, чувство гордости за героическое прошлое своего народа
  • побуждать детей к изучению истории страны, к участию в военно-патриотических мероприятиях
  • прививать любовь к чтению художественной и научно-публицистической литературы о Великой Отечественной войне

План классного часа:

1. Просмотр фрагментов видеофильма «Дети войны».
2. Групповое выполнение боевых заданий.
3. Чтение подготовленными обучающимися стихотворений.
4. Зажжение свечей.
5. Исполнение песни «Не отнимайте солнце у детей».
6. Подведение итогов.

Требования к результатам обучения

После завершения классного часа обучающиеся смогут:

  • раскрывать основные вопросы по теме «Участие детей в Великой Отечественной войне»;
  • аргументировать свои ответы;
  • приводить примеры героического участия детей в Великой Отечественной войне (на фронте и в тылу);
  • определять направления деятельности и конкретные мероприятия по формированию и развитию активной гражданской позиции и патриотическому воспитанию сверстников и самовоспитании;
  • определять значение моральных норм и запретов в жизни общества.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

— Ребята, посмотрите фрагмент фильма «Дети войны» (просматривается первый фрагмент видеофильма)

— Почему детство наших сегодняшних детей можно назвать счастлив (ответы детей)

Учитель. Война… Это страшное слово никогда не изгладится из людской памяти. Война… Это грозное время особенно тяжело переживали дети.

Наше детство убила война!
Всюду были голод, разруха,
Но у нас не сломила она
Чувство гордости, силу духа!
Долгих Л.М.

До войны почти каждый из них жил в своей семье, окруженный заботой и лаской родителей и не думал о том, что будет завтра. Они были детьми, живущими в своем мире, имевшими свои тайны, надежды. Так же, как и вы, они мечтали, дружили, любили. Так же, как и вы, верили в счастливое будущее. И вот… 22 июня 1941 года все «погрузилось во мрак», разбились детские мечты…

Просматривая фильм «Дети войны» и слушая рассказы, которые подготовили ваши товарищи, попробуйте поставить себя на место этих героев – хватило бы у вас силы духа и мужества вынести то, что вынесли они?

Учитель. Утро. Рассвет. За окнами тихо шумят деревья. В домах тишина. Мирно спят люди. И вдруг…

Звучит голос Левитана (аудиозапись о начале войны)

Учитель. В воскресенье 22 июня 1941 года утреннюю тишину разорвали взрывы бомб и снарядов. Началась Великая Отечественная война…
(просмотр второго фрагмента фильма)

И встала страна огромная на смертный бой. Повзрослели мальчишки и девчонки. Многие дети, подростки уходили вместе на фронт прямо со школьной скамьи, с выпускных балов. Можно спросить: а что может сделать этот маленький человек на войне? Его самого еще нужно защищать. Но каждый ребенок старался сделать все, что в его силах, чтобы помочь своей стране, своему народу прогнать ненавистного врага.

Ученик 1.

Его я узнал не из книжки
Жестокое слово – война!
Прожекторов яростной вспышкой
К нам в детство ворвалась она,
Смертельными тоннами стали,
Сиреной тревоги ночной,
В те дни мы в войну не играли,
Мы просто дышали войной.

Учитель. Война не пощадила никого, она обрушилась на детей также, как на взрослых, — взрывами, голодом, холодом. Дальше – вой сирен, бомбежки, убежища, сожженные, разоренные дома, потеря близких.

В жестокой слепоте своей она соединила несоединимое: дети и кровь, Но в это страшное время дети были не только жертвами, они смерть…становились воинами, храбро шли защищать свою Родину, своих матерей, братьев и сестёр. Война искалечила тысячи детских судеб. И почти каждый мальчишка в то тяжёлое время мечтал попасть на фронт, стараясь ни в чем не уступать взрослым, часто даже рискуя жизнью. Дети, которые еще так недавно были ласковы, беспечны, простодушны, доверчивы, становились втянутыми по горло в войну и пылали недетскою ненавистью к бесчеловечным врагам.

(просмотр третьего фрагмента)

Ученица 2

Ах, война, что ты сделала, подлая,
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры.
На пороге едва помаячили
И ушли за солдатом солдат.
До свидания, мальчики! Мальчики,
Постарайтесь вернуться назад!
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
Не жалейте ни пуль, ни гранат,
И себя не щадите, но все-таки
Постарайтесь вернуться назад!
Б.Окуджава

Учитель. Мальчишки и девчонки рвались на фронт, многие приписывали себе лишние годы, чтобы доказать свое право на борьбу. Много детей воевало на фронте в составе действующих армий, многие уходили в партизаны. Они хотели стоять в одном строю с отцами и старшими братьями, ведь они мужчины, а Родина в опасности! Их было много. Обыкновенные школьники, ставшие солдатами, подпольщиками, партизанами, отдавшие жизнь за то, чтобы вы могли спокойно расти, учиться и жить.

Некоторые из ребят попадали в армию в возрасте 9–11 лет, и остались со своим полком на всех фронтах, от России до Германии, до конца войны. К своему 14 или 16-летию большинство из них возвращались домой с медалями чести. Лишённые родителей, многие дети и подростки нашли приют в армейских штабах. На что только они не шли, чтобы попасть на фронт. Голодных и промерзших, этих мальчишек привозили в штабные землянки. Командиры и солдаты кормили их горячей похлебкой и часами терпеливо убеждали вернуться домой. Но многим из них некуда было вернуться – война отняла у них дом, родных. И суровые командиры сами или по настоянию бывалых солдат сдавались, нарушая инструкции. «Они дошли с победой до рейхстага — сыны полков своей страны».(просмотр четвертого фрагмента)

Ученик 3.

Горнили к бою трубы полковые.
Военный гром катился над страной.
Вставали в строй мальчишки боевые
На левый флаг, в солдатский строй.

Великоваты были им шинели,
Во всем полку сапог не подобрать,
Но все равно в бою они умели
Не отступать, а побеждать.

Жила в сердцах их взрослая отвага,
В двенадцать лет по-взрослому сильны,
Они дошли с победой до рейхстага –
Сыны полков своей страны.

Учитель. Как много пришлось им испытать в те годы! На глазах у подростков убивали их родных и товарищей.

Как быстро взрослели дети! Ненависть к врагу, желание отомстить за своих родных и близких заставляли детей сражаться вместе со взрослыми.

Учитель. — А теперь я предлагаю вам выполнить первое «боевое задание» (см. приложение 1)

Ученик 4.

Мне на веку запомнилось немало,
И только детства вспомнить не могу:
Его война, как стебелёк, сломала
Июньским днём за речкой, на лугу.
Была земля и жесткой, и метельной.
Была судьба у всех людей одна.
У нас и детства не было отдельно,
А были вместе детство и война.

Ученик 4.

Мне на веку запомнилось немало,
И только детства вспомнить не могу:
Его война, как стебелёк, сломала
Июньским днём за речкой, на лугу.
Была земля и жесткой, и метельной.
Была судьба у всех людей одна.
У нас и детства не было отдельно,
А были вместе детство и война.

Учитель. Сегодня нельзя сказать, кому было тяжелее, тем, кто был на передовой или тем, кто остался в тылу, но не спрятался за чужие спины, а работал и отдавал всё фронту, стране. Отцы на фронт – дети на завод.

Ученик 5.

Зачем ты, война, у мальчишек их детство украла –
И синее небо, и запах простого цветка?
Пришли на заводы работать
мальчишки с Урала,
Подставили ящики, чтобы достать до станка.
И вот неподкупной зимою военного года,
Когда занимался над Камой холодный рассвет,
Собрал самых лучших рабочих завода,
А было рабочим – всего по одиннадцать лет.

Учитель. Подростки работали на заводах по 12-14 часов. Многие ребята были малы ростом и не доставали до станка. Они подставляли к станку ящики, вставали на них и работали, забывая про сон и отдых.

Дети в короткие сроки приобретали рабочие профессии, становились токарями, слесарями, фрезеровщиками. Подростки работали и на авиамоторных заводах, на которых производились моторы для самолетов-истребителей и бомбардировщиков. В годы войны на Пермском моторном заводе работало 7 тысяч подростков в возрасте от 11 до 16 лет. В некоторых цехах они составляли 80 % состава рабочих. Дети стояли за станками наравне с взрослыми рабочими. Не только на заводах ребята помогали старшим.

Совершенно справедливо сказал когда-то маршал Жуков: «Тыл — это половина победы!». Тот самый тыл, который обеспечивал фронт свинцом, углем, зимней одеждой, хлебом, мясом.

Ученик 6.

Меня война пахать учила.
Как мальчик с пальчик, так и я
Ходил за плугом молодчиной,
Пахал военные поля.
И точно помню: знал я точно,
Что надо фронту помогать,
Что надо срочно и досрочно,
И безогрешисто пахать.
И я пахал, пахал и сеял.
И мать, забыв и мор и глад,
Шептала богу и соседям
Про мой крестьянственный талант.

Учитель. Дети войны. Ведь это они, 9-15-летние, заготавливали дрова, собирали наравне с взрослыми урожай и даже перегоревшие лампочки сдавали в «ремонт», чтобы продлить им жизнь.

Но не все дети могли работать на заводах. В деревнях и селах подростки помогали взрослым растить хлеб, овощи и кормить фронт и тыл.
Ребята, давайте подумаем, а чем еще могли помочь дети во время войны?

(ответы детей)

Ученик 6. Война поставила ребёнка на одну ступень с взрослыми, и дети не только выживали сами, но и растили своих братьев и сестёр, помогали своим семьям, своему колхозу, помогали своей стране выжить. Работали дети наравне с взрослыми от зари до зари: и коров доили, и сеяли, и сено косили.

Собирая колоски на полях или лекарственные растения в тайге, шефствуя над ранеными фронтовиках в госпиталях или над семьями погибших воинов, будучи связными в партизанских отрядах или пастушьим кнутом подгоняя коров к грузовым вагонам, идущим на фронт, они чувствовали себя маленькими солдатами Советской армии, которая борется с фашизмом.

Ученик 7. Поэтому эти дети, маленькие и незащищенные сумели выстоять наравне с взрослыми. Не просто выжить, но и снести все невзгоды и тяжести, выпавшие на долю их поколения. Девочки шили кисеты для фронтовиков, собирали в тайге орехи, грибы, ягоды, ходили в госпиталь, помогали медицинским работникам ухаживать за ранеными, устраивали концерты и писали письма. Да, те самые письма, которые с нетерпением, со слезами, с надеждой ждали матери, жены, сестры, дочери и все родные. Эти маленькие, тревожные, военные треугольники…

Ученик 8.

Страшно и больно подумать о том,
Что будет завтра, за пройденным днем,
С ужасом все почтальона встречают
И треугольный конверт открывают.
Слезы струятся с морщинистых глаз,
Умер, погиб он, оставил он нас.

Учитель. — А теперь я предлагаю вам выполнить третье «боевое задание» (см. приложение 3)

Учитель. Беспощадной волею войны дети оказались в пекле страданий и невзгод. Но они вели себя, как герои, осилили и стерпели то, что, казалось бы, и взрослому преодолеть не всегда под силу. А они смогли. В годы Великой Отечественной более 35 тыс. пионеров — юных защитников Родины были награждены боевыми орденами и медалями.

За боевые заслуги десятки тысяч детей и пионеров были награждены орденами и медалями:

  • Орденом Ленина
  • Орденом Красного Знамени
  • Орденом Отечественной войны 1-й степени
  • Орденом Красной звезды

Сотни пионеров были награждены медалью «Партизану Великой отечественной войны», свыше 15 000 — медалью «За оборону Ленинграда», свыше 20 000 — медалью «За оборону Москвы».

Четверо пионеров-героев были удостоены звания Героя Советского Союза: Лёня Голиков, Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова

Учитель. — А теперь я предлагаю вам выполнить четвертое «боевое задание». (см. приложение 4)

Учитель. Тяжелые испытания принесла война детям. Бессмертный героизм и мужество проявили тысячи ребят. Многие из них не пощадили жизни ради победы.

В наших сердцах всегда будет жива память о тех, кто погиб на этой безжалостной суровой войне. Мы помним всех: героев и рядовых, солдат и офицеров, мальчишек и девчонок, погибших за нашу святую землю, за Россию. (просматривается последний эпизод фильма)

Дети войны — и веет холодом,
Дети войны – и пахнет голодом,
Дети войны – и дыбом волосы:
На челках детских седые волосы…
Дети войны — боль отчаянна!
И сколько надо им минут молчания!

Зажигаются свечи…

Объявляется минута молчания…

(приложение аудиозапись)

Учитель. Дети и война… Они отдали своё детство за победу, детство – солнечное, с книгами, смехом, праздниками. Отдали, чтобы земля процветала, чтобы люди рождались и жили под солнечным мирным небом. Проходит время, годы пролетают, десятилетия, а боль не утихает. Мертвых не воскресить, но пусть в венки, которые ло­жатся на их могилы, вплетается весть о суровом возмездии убийцам…

Ученик 13. Читает стихотворение А.Молчанова

Тринадцать миллионов детских жизней
Сгорело в адском пламени войны.
Их смех фонтанов радости не брызнет
На мирное цветение весны.

Мечты их не взлетят волшебной стаей
Над взрослыми серьезными людьми,
И в чём-то человечество отстанет,
И в чём-то обеднеет целый мир.

Тех, кто горшки из глины обжигают,
Хлеба растят и строят города,
Кто землю по-хозяйски обживают
Для жизни, счастья, мира и труда.

Без них Европа сразу постарела,
На много поколений недород
И грусть с надеждой, как в лесу горелом:
Когда ж подлесок новый станет в рост?

Им скорбный монумент воздвигнут в Польше,
А в Ленинграде – каменный Цветок,
Чтоб в памяти людей остался дольше
Прошедших войн трагический итог.
Тринадцать миллионов детских жизней
— Кровавый след коричневой чумы.
Их мертвые глазёнки с укоризной
Глядят нам в душу из могильной тьмы,

Из пепла Бухенвальда и Хатыни,
Из бликов Пискаревского огня:
«Неужто память жгучая остынет?
Неужто люди мир не сохранят?»

Их губы запеклись в последнем крике,
В предсмертном зове милых мам своих…
О, матери стран малых и великих!
Услышьте их и помните о них!

Учитель. Еще живут на свете люди, которые прошли фронтовыми дорогами Великой Отечественной войны, трудились для Победы в тылу. Еще можно взглянуть на лица этих людей, посмотреть в их глаза, услышать простые бесхитростные рассказы о тех временах…Ребята, готовясь к классному часу, вы записывали воспоминания своих прабабушек и прадедушек, а также родных и близких, чье детство опалила война. Давайте послушаем эти воспоминания…

(дети читают воспоминания своих родных)

Наш долг – хранить память об этом подвиге, уважение к стойкости, мужеству, беззаветной любви к своему Отечеству и передать это следующим поколениям. Сколько бы лет ни прошло с того трагического дня, когда началась война, в памяти народной всегда будут живы безмерные страдания военных лет и огромное мужество народа. Дети войны – у этого поколения было трагическое, горькое детство. Теперь у многих детей войны тяжелая, одинокая старость. Они нуждаются в вашем внимании, в добром слове.

Учитель. — Как мы можем помочь этим людям? (ответы детей)

Учитель. Сегодня мы с вами говорили о детях-героях. Эти девочки и мальчики не играли в войну – они показали чудеса храбрости и мужества и погибли по-настоящему. Они не были специально обученными смертниками и совершали подвиги не за деньги, не за награды – просто они очень хорошо знали цену таким словам, как «патриотизм», «подвиг», «доблесть», «самопожертвование», «честь», «Родина». О них написано много книг, стихов, песен, снято художественных фильмов. Их именами названы улицы, школы… Ведь жить – значит оставаться в благодарной памяти людей!

Многие из ребят, о которых вы услышали сегодня, были буквально вашими ровесниками. Можете ли вы представить себя на их месте?

Скоро вы вырастете, станете взрослыми, и каждый из вас сможет встать на защиту своего Отечества.

ПЕСНЯ «НЕ ОТНИМАЙТЕ СОЛНЦЕ У ДЕТЕЙ»

Слова В.Попкова, музыка Е.Лучникова,
(звучит аудиозапись, дети поют песню)

Один рассвет для всех горстями дарит солнце
Наш звонкий детский смех о души взрослых бьётся.
Луч солнца из окна, что утром мирно светит,
Ты защити страна, чтоб улыбались дети.

ПРИПЕВ

Не отнимайте солнце у детей
И жизнь земли вовеки не прервётся,
Чтоб над землёй, звучало каждый день:
Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет солнце.

Мы вырастим и всё поможем вам исправить.
И крест ваш понесём, и не порушим память.
Луч солнца из окна, что утром мирно светит,
Ты защити страна, чтоб жили твои дети.

ПРИПЕВ

Пусть мирно живут на планете,
Пусть дети не знают войны,
Пусть яркое солнышко светит!
Мы дружной семьёй быть должны.

«Помню чёрное небо, звук самолёта, а потом тишина. Рядом со мной лежит любимая мама и не дышит. Я её просила встать, но она продолжала лежать. Потом солдаты похоронили её недалеко от места трагедии. Я умоляла, не закапывать маму в яму. Как я теперь буду одна?

Уверена, что мама просто устала и уснула, а когда проснётся, мы снова пойдём. Меня солдаты спрашивали, как зовут, как фамилия. Я ничего не могла сообразить, находилась в каком-то тумане. Потом меня и других детей посадили в повозку и отвезли в деревню, где отдали незнакомым мне людям.

«В детдоме нечего было есть. Спали на соломе. Вообще, зимой было тяжело, но мы понимали, что еда и одежда фронту нужнее. Директор нас звал на обед, мы приходили в столовую, но столы были пустыми. Мы смотрели на директора, а он на нас. Трудно было сдержать слёз. В хозяйстве детского дома была лошадь Майка. Она была добрым животным, на котором возили воду.

В 1944 году впервые увидела пленных немцев, которых вели по улице города. Я их сильно ненавидела, ведь это враги, но меня поразило, что прохожие давали им хлеб. Побежала к маме и спросила, почему немцам дают хлеб, этого нельзя делать. Мама ничего не сказала, а только заплакала.

Я снова вернулась на улицу и увидела, как один из пленных упал и умер. Подошла поближе, хотела рассмотреть смерть. Немец лежал, как будто спал. Не знаю, но внутри меня возникали разные чувства. Я радовалась, когда по радио говорили о потерях врага, но сейчас, видя мёртвого немца, к нему не было ненависти. Я опять всё рассказала маме, но она только заплакала».

Исследование «Дети войны» (к 70-летию Великой Победы). Часть I

К нам в деревню пришёл отряд красноармейцев. Мы дали им воды и хлеба. Потом в небе появилось 4 наших самолёта. Мы так радовались и кричали: «Наши!» Вдруг в небе появились немецкие самолёты, которые атаковали советские. Раздался звук пулемётной очереди, как будто трескалась клеёнка. Потом наши самолёты камнем пошли на землю, раздался взрыв.

В 1942 году мне директор госпиталя выдал сапоги и форму. Правда, её пришлось перешивать под мой размер. Так, я стал солдатом, который помогал врачам в госпитале. Самая большая проблема — это бинты. Их никогда не хватало. Приходилось стирать, скручивать, но я быстро наловчился и мог за день скрутить до 1000 штук. Начал курить махорку втайне от мамы, воображая себя взрослым солдатом.

Сначала было страшно, особенно когда, привозили обожжённых бойцов, но со временем привык. Когда наши бойцы захватили вражеский эшелон с солью и парафином, стал учиться делать свечи. Это был ценный продукт, так как электричества не было врачи делали операции под свечами».

Великая Отечественная война в воспоминаниях детей, это бесценные хроники, которые подчёркивают героизм и мужество каждого советского гражданина в независимости от пола и возраста. Сейчас ребёнок ВОВ — это ветеран, которому удалось выжить в кровавой мясорубке и внести свой великий вклад в Победу. Вечная память защитникам земли русской.

Zampolitovich

Инновационная приманка для рыбы шарообразной формы, которая не имеет аналогов во всем мире. Вся рыба, которая находится в радиусе 400 метров от растворяющего шара, начинает стремительно собираться вокруг него и съедать все, что хоть как-то похоже на еду. В итоге мы получаем целый косяк голодной рыбы в том месте, где это удобно нам. Как следствие бесперебойный клев в течении 5-6 часов неизбежен.

9.05.2015 11:40 гость

Ну вручили медали, и что толку? Пенсию за эти деньги добавили бы, чтобы на хорошее питание . да на лекарства хватало

9.05.2015 12:23 — гость —

да,так и мама моя(светлая ей память) рассказывала
очень тепло вспоминала своих учителей-ленинградцев-ухаживала за их могилами

так как дети голодными были на занятиях в школе,учителя в классах семечки всегда хранили.Вот такими были школьные годы детей военного времени.

Зоя Петровна Воропай родилась за год до начала войны, в 1940-м. Она рассказала историю своего дяди Алексея Ивановича. Ему было 18 лет, когда его забрали на фронт, он попал под командование генерала Андрея Власова.

«Ими командовал Власов, он был предатель: всю группу сдал немцам, а сам скрылся. И немцы их погнали. Над ними издевались румыны, не немцы», — рассказала Зоя Петровна.

Во время одного из переходов от голода он не смог идти. Конвоиры приняли его за мертвого и сбросили с дороги. Он же пополз в сторону деревни, где его накормили, напоили и спрятали. Оказалось, что в деревне нужен был сапожник, Алексей Иванович вызвался на эту работу. «И он подколачивал, делал тапочки молодежи, еще что-то — он все умел делать. Потом узнали немцы — немцы стали к нему ходить, он им подбивал каблуки», — рассказала Зоя Петровна.

Алексей Иванович, которого Зоя Петровна вспоминает как дядю Леню, трижды пытался бежать из оккупированной деревни, но на него спускали собак. В четвертый раз красные освободили его. Но на этом испытания не закончились. Алексея Ивановича ждали допросы.

«С ним рядом был учитель, он всегда говорил: «Алексей Иванович, что с тобой произошло — ничего не ври, говори как есть. Ты только чуть-чуть запутаешься — тебя наши и расстреляют», — рассказала Зоя Петровна.

Вернулся он в 1945 году. Зоя Петровна вспоминает, что ее, еще маленькую, разбудил разговор. «Гляжу: сидит мужчина, разворачивает белые портянки. Бабушка плачет, [а он] говорит: „Все, мать, больше не плачь, теперь меня никуда не возьмут, теперь надо работу искать“», — вспомнила она.

Дети-герои и их подвиги во время Великой Отечественной войны.

Ракия Гениятовна Лукьянова родилась в 1939-м, ее отец Геният Хамидулин ушел на фронт в самом начале войны, а мать осталась с пятью маленькими детьми на руках. Писем от отца они не получали — по крайней мере, ни одного она не может вспомнить.

«Раньше было такое время, когда о войне не хотели говорить, особенно те, у кого мужья пропали без вести. Попал в плен — это считалось чуть ли не предатель, пропал без вести — чуть ли не предатель», — объяснила она.

Матери приходилось поднимать пятерых детей. Младший сын умер во время войны, Ракия Гениятовна осталась младшей. Она вспоминала, как мать распределяла хлеб по кусочкам между детьми.

«Меня, как самую младшую, просила отвернуться от стола и распределить между всеми членами семьи. Откровенно говоря, я не помню, был ли там паек для моей мамы. Уже давно нет мамы рядом с нами, и моя боль о маме не нова, и, низко кланяясь, я говорю: „Спасибо, в моей душе ты навсегда жива“», — вспомнила она.

Ракия Гениятовна до сих пор не знает, что случилось с ее отцом, но продолжает искать. В одной из книг о войне она нашла фотографию первых советских военнопленных. Среди них она видит своего отца. «Но это, может быть, только кажется», — добавила она.

Екатерина Ивановна Муравьева родилась в 1942 году, о судьбе своего брата она знает по рассказам и по письму, которое ее родители получили в 1945 году. В нем говорилось о том, что Владимира Ивановича Капитонова уже нет в живых, но погиб он как герой. Похоронка пришла пять дней спустя.

Владимир Капитонов ушел в армию в 17 лет, погиб в первый день наступления их гвардейской части. «Он в критическую минуту боя первым выскочил из траншеи и с возгласом „За Родину, за Сталина!“ быстро устремился вперед. Но совсем неожиданно ему преградили путь несколько вражеских бандитов. Троих он скосил автоматной очередью и тут же от вражеской пули погиб сам», — цитирует Екатерина Ивановна письмо.

Галина Васильевна Осипенко встретила начало войны в возрасте 11 лет, она с родителями была в Рузе, куда Василя Ивановича Тетерина направили редактором газеты. В армию его не взяли из-за порока сердца, тогда она стал формировать партизанский отряд. После оккупации Рузского района, рассказала Галина Васильевна, ее отец стал заниматься серьезной подрывной деятельностью.

«Папа погиб, потому что его предал друг. [Он] пошел за продовольствием для партизанского отряда. Но вместо продовольствия привел роту автоматчиков. Открыли стрельбу, папе попал сразу в сердце. Он погиб там, это было 13 октября 1941 года», — рассказала она.

Сообщить о смерти Василия Ивановича приехал малознакомый человек — Галину Васильевну с мамой и братом эвакуировали. После окончания войны Галина Васильевна приезжала в Рузу — ее отец захоронен под Вечным огнем на центральной площади. Ее узнавали.

«Мне иногда говорили: „Ты не дочка Василия Ивановича Тетерина?“ Его помнили», — уверена она.

Нина Васильевна Парамонова родилась в 1932 году, ее семья в 1941 году оказалась в небольшом селе Брянской области, которое вскоре было оккупировано. Немцы пришли в село с шумом и гамом — на мотоциклах. Они выгнали людей из их домов — жить приходилось в окопах. По ночам дети выходили и прислушивались к тому, как летят самолеты. По гулу они могли определить, советский летит самолет или немецкий.

Отец Нины Васильевны ушел искать партизан. Позднее семья узнала, что его и еще шестерых мужчин расстреляли полицаи. Мать была убита горем. «У нее такая горячка была… Она несколько дней кричала: „Горим, спасите!“ Это все наяву, настолько впечатление осталось у меня — по сей день», — рассказала Нина Васильевна.

День Победы для семьи Нины Васильевны оказался омрачен и другим событием: принесли похоронку на маминого брата. «2 апреля его ранило где-то на Украине, а 8 мая он умер в госпитале, 9-го числа принесли похоронку. Такой День Победы у нас был», — сказала она.

Не белобрысых, и не русых,
На стыках военных путей,
В болотах лесов белорусских.

Я видел седых детей
(автор строк неизвестен)

Партизанская война началась для народов России, Украины, Белоруссии 22 июня 1941 года. Она продолжалась до осени 1944 года. В ней приняли участие, непосредственно в партизанских отрядах, более 1 миллиона советских граждан. В партизанах были мужчины и женщины, старики и дети, жители городов и деревень; партизанами становились оказавшиеся в окружении воины Советской армии. Уходили в партизаны и дети, оказавшись на оккупированных территориях. Это движение против агрессоров, захвативших родную землю, устанавливающих на ней чужие порядки, охватило огромные территории. В России партизанское движение стало массовым на западе и на юге, попавших в зону оккупации. На Украине только в 1943 году действовало 70 000 партизан в отрядах, не считая скрытых резервов в городах и малых населенных пунктах. В Белоруссии, которую называли «партизанской республикой», сражалось более 440 тысяч партизан, объединенных в 997 отрядов, составляющих 199 партизанских бригад и 14 партизанских полков.

Уникальным явлением стало существование внутри территории, оккупированной врагом, весьма значительных по площади районов, освобожденных от захватчиков. Такой район получал название «партизанский край». Здесь работали школы, больницы, библиотеки, выходили газеты, была налажена связь с «большой землей», крестьяне продолжали трудиться в колхозах. «Партизанские края» существовали: в России — в Брянской, Калининской, Ленинградской, Новгородской, Орловской, Пензенской, Псковской, Смоленской, Тамбовской областях; в Украине — в Ворошиловградской (Луганской), Запорожской, Киевской, Ровенской, Сталинской (Донецкой), Сумской, Черниговской областях; в Белоруссии — в Брестской, Гомельской, Гродненской, Минской областях. Единый фронт народного сопротивления агрессору ярко продемонстрировал общность исторических судеб трех братских народов и их сплоченность перед лицом врага. Патриотический подъем, ярким выражением которого стало партизанское движение в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, имел глубокие корни в народном сознании, восходящие к народному ополчению в войне за государственную независимость 1612 года и к партизанскому движению в Отечественной войне 1812 года.

Благодаря деятельности партизан на оккупированных территориях, военная мощь врага сокрушалась в его собственном тылу. Деятельность партизан приближала победу над врагом, подрывая самый военный дух агрессора, сея страх и неуверенность в его рядах. Партизанская война была во многом войной психологической, страшной для тех, против кого она велась, и мучительной физически и психологически для самих партизан. В действиях партизанских отрядов участвовали дети и подростки, так как они оставались на захваченных территориях. Дети стремились всеми силами помогать взрослым: они были связными, радистами, ходили в разведку вместе со взрослыми, девочки помогали раненным, готовили еду, шили одежду. При выполнении определенных заданий, на детей порой возлагали больше заданий, так они по росту были маленькими, юркими и могли незаметно проникнуть в помещения. Они не привлекали внимания у немцев. Поэтому дети и подростки были порой незаменимы в действиях партизан против врага. Молодые ребята, убежавшие в лес еще детьми и ставшие там взрослыми, старики. Город и деревня сошлись в партизанах против одного врага — без пощады, обозленного и чужого. Война и дети — одна из самых страшных тем. Подростки, по природе своей угловатые и радикальные, в партизанской войне стали силой сокрушения. В этом возрасте нет чувства смерти и нет ощущения невозможного. Если возможно все, то энергия маленьких человечков, которые еще не стали мужчинами и женщинами, становится смертоносной. «Истребила свыше 350 гитлеровцев и пустила под откос 6 воинских эшелонов противника» — это о молоденькой девочке из белорусской деревни. Другая, 18-летняя, «организовала взрыв двух мостов, пустила под откос 4 эшелона, захватила «языка». Маленькие мальчишки становятся разведчиками и связными. А куда им деваться, если у них, кроме отряда партизан никого больше нет? Если дядьки в треухах и солдатики, прошедшие окружение и плен, стали им семьей? Но у этих детей была цель, простая и понятная, очень далекая, но зависящая от каждого из них, — чтобы кончилась война, чтобы враг ушел. И эта цель оправдывала их подвиги.

Дети войны: вклад в Великую Победу

4.Считаешь ли ты, что дети помогали взрослым в годы войны?

Да- 16 Нет- 2 Не могу сказать-1

5. Внесли ли дети свой вклад в Победу над фашизмом?

Да — 15 Нет -3 Не знаю- 1

6.Пришел ли бы ты на помощь своей стране в тяжелые годы войны?

Да -15 Нет -0 Не могу сказать — 4

На основе анализа результатов анкетирования учащиеся школы «Росинка» был сделан вывод: большинство анкетируемых детей имеют достаточные знания о событиях Великой Отечественной войны и степени участия своих сверстников в суровые годы.

Результаты анкетирования приведены в Таблице 1.

Таблица 1

Уровень знаний детей о судьбах своих сверстников в годы войны.

Вопросы анкеты

Да

Нет

Не знаю

1 Знаешь ли ты, что была Великая Отечественная война?.

19

0

0

2. С кем воевала наша страна в те годы?

Германия -19

Англия

США

3. Повлияла ли война на быстрое взросление детей в те годы?

17

2

0

4.Считаешь ли ты, что дети помогали взрослым в годы войны?

16

2

1

5. Внесли ли дети свой вклад в Победу над фашизмом?

15

3

1

6.Пришел ли бы ты на помощь своей стране в тяжелые годы войны?

Женщина-мать в русской литературе

Особенности детей Индиго

Отражение ценностей семейного воспитания в русском фольклоре

Проблема стресса в жизни школьника

Роль фольклора в жизни человека

Окарина — многофункциональный вид народного промысла

Слово «счастье» и его лексическое значение

Факторы, повлиявшие на продолжительность их жизни

Проблемы сиротства в России

Кто такие даргинцы

До войны Ирэна Сендлер была социальным работником в Варшаве. Когда в 1940 году создали варшавское гетто, она договорилась, что будет его посещать и контролировать санитарные условия. Так она начала помогать активистам и тайно выводила людей из гетто, в основном детей. Способы были самые изощренные: например, младенцев вывозили в коробках и мешках на скорой помощи. Или в машине, которая привозила дезинфекторы, — в кузове сидела специальная собака, которая лаяла, чтобы заглушать детский плач.

В 1942 году после массовой депортации людей из гетто в Треблинку был создан комитет помощи евреям «Жегота», и Ирэна стала активным его участником. Вместе с соратниками они передавали детей из гетто в польские семьи, приюты, монастыри — везде, где удавалось договориться. Часто приходилось делать поддельные документы, учить детей польскому языку, молитвам и песням. Чтобы была возможность вернуться к семьям или найти выживших родственников, Сендлер записывала все данные: зашифрованное еврейское и новое польское имя каждого ребенка и хранила в бутылке.

Из-за войны дети становились сиротами и попадали в детские дома, которые работали даже на оккупированных территориях. Для еврейских детей часто это было единственным спасением — там их могли спрятать и уберечь от депортации в гетто и концлагерь. Именно так в Минске спасли больше сотни детей. В городскую управу регулярно приводили сирот, среди них часто оказывались еврейские дети. По инструкции, их нужно было отправить в гетто, но сотрудник управы Василий Орлов скрывал реальное происхождение детей и давал им направление в детский дом, без которого туда было не попасть.

Но даже после попадания в детский дом проблемы не заканчивались — приходилось скрываться во время регулярных проверок. Иногда дети сами себя выдавали, например, случайно произносили слово на идише. Заведующая детским домом №7 Вера Спарнинг инструктировала попадавших к ней еврейских детей, как не выдать себя, а во время проверок прятала детей в изоляторе под видом больных, бинтовала им головы, чтобы не было видно волос и лиц.

«Вера Спарнинг проводила политику: «У нас нет евреев!» — и строго наказывала за проявления детского антисемитизма. Когда ожидались проверки по выявлению евреев, она старалась упрятать детей с типичными семитскими лицами куда-нибудь подальше или укладывала их в постель и говорила, что они больны. Таким образом более тридцати еврейских детей в этом детском доме дождались прихода Советской армии (из 120 детдомовцев)».

Из воспоминаний Давида Таубкина, бывшего узника минского гетто, который пережил войну в детдоме №7. Источник: Яд Вашем, Мемориальный комплекс истории холокоста.

В другом минском детдоме №2 было около 70 детей, и половина из них — евреи. Заведующая Мария Воронич также прятала детей с яркой внешностью, а перед проверками вывешивала плакат с надписью «ТИФ», чтобы отпугнуть проверяющих. Кроме того, этим детдомам помогал проповедник местной евангельской общины Антон Кецко. Иногда во время проверок он подменял еврейских детей своими и детьми членов общины, а о грядущей проверке его заранее предупреждал немецкий офицер Герхард Крюгер.

Помимо того, что детей приводили с улиц, в Минском гетто организовали систему эвакуации детей и помещения их в детские дома.

«Михаил Гебелев установил связь с надежным человеком, работавшим в отделе просвещения оккупантской городской управы. С этим человеком мы условились: если между 9 и 11 часами утра в 20-ю комнату немецкой городской управы будут приносить якобы подкинутого ребенка, это значит, что ребенок еврейский и что его надо отправить в один из городских детдомов. Для этой цели организуются две женские группы: одна в гетто — для переправки детей, другая вне гетто, из белорусских женщин, — для приема наших детей и передачи их в условленное место».

Из воспоминаний Гирша Смоляра, руководителя подполья Минского гетто. Источник: Яд Вашем, Мемориальный комплекс истории холокоста.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *