Правила пользования телефоном в школе закон

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила пользования телефоном в школе закон». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Методические рекомендации об использовании устройств мобильной связи в общеобразовательных организациях
(далее — Методические рекомендации)

Целью настоящих Методических рекомендаций является определение порядка использования устройств мобильной связи в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее — образовательные организации, общеобразовательные программы) с целью профилактики нарушений здоровья обучающихся, повышения эффективности образовательного процесса.

Правила пользования мобильными телефонами в школе

Анализ международного опыта показал, что ранний возраст начала использования устройств мобильной связи и длительные накопленное время их использования являются факторами, ведущими к нарушениям психики, что проявляется у ребенка гиперактивностью, повышенной раздражительностью, снижением долговременной памяти и умственной работоспособности, нарушением коммуникативных способностей, расстройством сна1.

Чрезмерная эмоциональная и психическая стимуляция от использования электронных средств массовой информации вызывает у детей состояние психологической и физиологической гипервозбужденности перед сном.

Исследования, представленные в работах российских ученых, выявили негативные реакции у детей, использующих мобильные телефоны в образовательной организации, существенно отличающие их от сверстников, не использующих мобильные устройства. Негативные реакции проявлялись в виде ослабления смысловой памяти, снижения внимания, скорости аудиомоторной реакции, нарушений фонематического восприятия, раздражительности, нарушений сна.

Проведенные исследования свидетельствуют об отрицательной зависимости времени пользования смартфоном и успеваемостью у обучающихся: чем больше времени ежедневно он тратит на смартфон, тем хуже справляется с учебными тестами. Таким образом, интенсивное использование телефона даже для решения учебных задач может отрицательно сказываться на учебной деятельности. Объяснение полученной зависимости исследователи связывают с феноменом многозадачности. Многофункциональность телефона, наличие множества приложений неизбежно создают ситуацию многозадачности, требующую постоянных переключений с одного вида активности на другой, в том числе в процессе обучения. Это ведет к ухудшению усвоения материала и снижению успеваемости.

Для оценки роли использования смартфонов в учебной деятельности в Великобритании было проведено исследование, которое показало, что запрет на использование телефона в школе у 16-летних школьников повышает успешность сдачи тестов на 6,4%.

В Австралии, Бельгии, Великобритании, Канаде, Малайзии, Нигерии, Франции, Узбекистане, Уганде по результатам исследований выработаны рекомендации по режиму использования устройств мобильной связи детьми, в том числе в образовательных учреждениях.

Так, во Франции принят закон, запрещающий в школах все виды мобильных телефонов, а также планшеты и смарт-часы2.

В Бельгии3 и Великобритании4 вопрос запрета на использование мобильных телефонов решается по каждой школе индивидуально. Общего разрешительного или запретительного правила не установлено.

С 2019 года запрещено пользоваться мобильными телефонами в школах провинции Онтарио (Канада)5 и в штате Новый Южный Уэльс (Австралия)6.

Запрещено пользоваться мобильными телефонами с 2012 года в Малайзии и Нигерии, с 2013 года — в Уганде7.

Исследователи Отрицательные эффекты
Burnett and Lee, 2005 Использование навигационной системы смартфона ухудшает построение когнитивной пространственной карты
Day J.J et al., 2007 Формирование психологической зависимости
Ophir et al., 2009 Работают хуже в парадигме переключения задач из-за ограниченной способности отфильтровывать помехи
Черненков Ю.В. и др., 2009; Pagani L.S., et al., 2010; Nathanson A.I. et al., 2014; Moreira, G.A et al., 2017; Григорьев Ю.Г. и др., 2017 Гиперактивность, повышенная раздражительность, снижение умственной работоспособности, долговременной памяти, расстройства сна, нарушения коммуникативных способностей, склонность к депрессивным состояниям
Panda N. et al., 2010 Нарушения фонематического восприятия
Sparrow et al., 2011 Запоминают не саму информацию, а место, где эта информация может быть доступна
Lu M. et al., 2012 L. Hardell et al., 2013 Риски доброкачественных и злокачественных опухолей головного мозга, слухового нерва
Ralph et al., 2013 Более высокие уровни ежедневных сбоев внимания
Thornton et al., 2014 «Простое присутствие» сотового телефона может привести к снижению внимания и ухудшению выполнения задач, особенно для задач с высокими когнитивными требованиями
Lepp et al., 2014 Положительная корреляция между использованием смартфона и беспокойством
Owens, J.A. et al., 2014 Задержка начала сна, сокращение ночного сна, прерывистый сон, дневная сонливость
Stothart et al., 2015 При выполнении задачи, требующей внимания, уведомления по мобильному телефону вызывают сбои в производительности, сходные по величине с активным использованием телефона
Barr et al., 2015 Большее использования смартфона коррелирует с более интуитивным и менее аналитическим мышлением
Moisala et al., 2016; Lepp A et al. 2015; Beland L.-P., 2015 При наличии раздражителей, отвлекающих внимание во время задачи постоянного внимания, «многозадачники» работают хуже и больше активности в правой префронтальной коре, отмечается снижение успеваемости
Cain et al., 2016 Связано с более низкой производительностью рабочей памяти и более низкими результатами стандартизированных тестов

Рособрнадзор и Роспотребнадзор разработали рекомендации по использованию устройств мобильной связи в школах.

Региональным и муниципальным властям в сфере образования следует рассмотреть вопрос об ограничении использования мобильных устройств связи в школах обучающимися, а также педагогами и родителями.

В метапредметные результаты основных образовательных программ школ нужно включить вопросы формирования знаний и навыков по соблюдению правил безопасности в современной цифровой среде.

При входе в школу целесообразно переводить устройства мобильной связи в режим без звука, в т. ч. с исключением использования режима вибрации из-за возникновения фантомных вибраций.

При наличии возможности и необходимости рекомендуется предусмотреть места хранения устройств мобильной связи во время образовательного процесса.

Следует обеспечить согласование с родителями вопросов коммуникации родителей с обучающимися в случае возникновения необходимости, внештатной ситуации.

Время перемен рекомендуется использовать для общения, активного отдыха обучающихся, восполнения их физиологической потребности в двигательной активности. Устройства связи на переменах следует использовать при необходимости по прямому назначению (для звонка, смс-сообщения).

Вне школы на время сна рекомендуется размещать устройства мобильной связи на расстоянии более 2 метров от головы.

Использование учениками мобильных телефонов в школах рекомендовано ограничить

1.1. Данные правила пользования мобильными телефонами в школе обязательны для изучения соблюдения всеми учащимися образовательного учреждения.
1.2. Настоящие Правила составлены в целях:

  • увеличения качества и эффективности получаемых образовательных услуг в школе;
  • создания психологически комфортных условий для педагогов в осуществлении обучающего процесса в общеобразовательном учреждении;
  • защиты пространства школы от попыток пропаганды культа насилия, жестокости и порнографии;
  • свести к минимуму вредное воздействие мобильных телефонов на здоровье учащихся;
  • защиты гражданских прав школьников на использование мобильных телефонов;
  • обеспечения сохранности личного имущества учеников;
  • обеспечения личной безопасности учащихся общеобразовательного учреждения.

2.1. Входя в школу, ученик обязан полностью выключить сигнал вызова абонента своего телефона (т.е. перевести его в режим «без звука»).
2.2. Перед началом уроков и мероприятий (построение, воспитательные часы, праздничные, спортивные и другие мероприятия), ученики обязаны выключить телефон и положить его в портфель, ранец и т.п.
2.3. Сообщить своим родителям, родственникам, руководителям внешкольных учреждений, в которых они занимаются, время перерывов (перемен) между занятиями, мероприятиями, для совершения ими звонков именно во время перерывов (перемен) между уроками и другими занятиями.
2.4. Во время перемен следует соблюдать культуру использования средств мобильной связи:

  • громко не говорить;
  • не включать громко музыку;
  • во время разговора соблюдать правила общения.

2.5. Строго соблюдать настоящую инструкцию «Правила пользования мобильным телефоном» в школе, пояснять данные правила младшим школьникам.

3.1. Вешать телефон на шею, класть его в нагрудные карманы, в карманы брюк и юбок, а также включать телефон в электрическую сеть школы для подзарядки.
3.2. Класть мобильный телефон на парту.
3.3. Устанавливать во время уроков мобильный телефон в нижеперечисленные режимы:

  • аудио воспроизведение (прослушивание музыки, речи (режим «плеер»), в том числе через наушники);
  • фото и видео воспроизведение (для игр, просмотра изображений, текстов, рисунков, видеозаписей, фотографий);
  • режимы «калькулятор», «часы», «дата», «секундомер», «календарь», «блокнот», «записная книжка» и т. п.;
  • звукозапись (режим «диктофон»).

3.4. Категорически запрещено разговаривать и отправлять SMS-, MMS- и иные виды сообщений, использовать услуги GPRS, Bluetooth, интернет и другие.
3.5. Ученикам строго запрещено нарушать данные правила пользования мобильными телефонами в школе, демонстрировать другим учащимся функциональные возможности своего мобильного телефона.
3.6. Категорически запрещается при помощи телефона показывать окружающим видео и фото, пропагандирующие насилие, жестокость и порнографию, а также способные нанести вред имиджу школы, в том числе посредством съемки с последующей демонстрацией окружающим сцен насилия и вандализма.
3.7. При помощи телефона причинять вред имиджу общеобразовательного учреждения, а именно: делать съемку в стенах школы отрежиссированные (постановочные) сцены насилия, вандализма, в том числе с целью последующего показа окружающим.

4.1. Во время перерывов между уроками ученик имеет полное право:

  • включить свой мобильный телефон;
  • проверить наличие и посмотреть номера пропущенных вызовов;
  • прочесть входящие sms-сообщения и, если в этом есть необходимость, перезвонить вызывавшим его абонентам;
  • позвонить или отправить sms-сообщение, если в это необходимо, при этом для разговора по телефону следует выйти из помещений в коридор или в холл и разговаривать тихо и кратко.

4.2. Использовать мобильные телефоны (звонить и отправлять sms-сообщения) только для быстрой связи учащегося:

  • со своими родителями, родственниками, руководителями внешкольных учреждений, в которых они занимаются, и исключительно в случаях крайней необходимости;
  • со специальными и экстренными службами города (пожарная служба – 101, полиция — 102, скорая медицинская помощь – 103, Единая служба спасения – 112 и т. п.);
  • если позвонить по мобильному телефону можно после завершения занятий или мероприятий, так и следует сделать (позвонить после завершения занятий или мероприятий).

4.3. Школьники имеют полное право использовать средства сотовой (мобильной) связи на территории общеобразовательного учреждения.

За несоблюдение данных Правил предусмотрена следующая ответственность:
5.1. К учащимся, нарушившим какие-либо требования данных Правил пользования мобильным телефоном в школе, могут быть применены следующие меры воздействия – предупреждение, запись в дневнике, извещение или вызов родителей (или заменяющих их лиц) для проведения разъяснительных бесед.
5.2. В случае неоднократного нарушения правил пользования мобильным телефоном в школе педагогический работник общеобразовательного учреждения имеет право:

  • сделать ученику замечания;
  • сообщить о нарушении данных Правил в виде докладной директору общеобразовательного учреждения (с написанием объяснительной учащимся);
  • вызвать в школу родителей этого ребенка для проведения беседы.

5.3. В случае систематического или грубого нарушения правил использования мобильного телефона в школе разрешается изъять телефон у школьника в присутствии комиссии в составе трех человек и составить акт изъятия в двух экземплярах (один экземпляр акта выдается родителю ученика).

Имеет ли право учитель собирать телефоны учеников перед уроком?

  • Положения школы
  • Документы по коронавирусу
  • Билеты и инструктажи по ОТ
  • Журналы по охране труда
  • Акты и протоколы по ОТ
  • Нормативные документы ОТ
  • Должностные Профстандарт
  • Должностные по ЕКС
  • Должностные заместителей
  • Должностные администрации
  • Должностные учителей
  • Должностные персонала
  • Должностные лаборантов
  • Перечень должностных

Роспотребнадзор запретил российским школьникам использовать смартфоны в образовательных целях, то есть, в частности, для просмотра обучающих материалов во время занятий. Как пишет РИА «Новости», об этом запрете говорится в новых санитарных правилах к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей от 28 сентября 2020 г., вступивших в силу 1 января 2021 г. Они будут действовать до 1 января 2027 г.

Об изменениях, запрещающих ученикам российских школ пользоваться смартфонами для учебы, упомянула начальник управления санитарного надзора ведомства Ирина Шевкун. Она рассказал о них во время общественных слушаний на тему «Новые санитарные правила, принятые Роспотребнадзором, в сфере воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

Ограничения, которые вводит Роспотребнадзор, затрагивают исключительно смартфоны. Другими словами, школьники могут и дальше продолжать учиться, используя ноутбуки и планшетные компьютеры, хотя и к ним ведомство предъявляет внушительный список требований.

По информации РИА «Новости», одним из первых на смартфоны ополчился директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей Владислав Кучма. Он назвал смартфоны «самым неблагоприятным средством для учебы и поиска информации», объяснив это тем, что у них для этого слишком маленькие экраны, и что размер шрифта на них, как и расстояние от глаз учеников до их дисплеев при работе, не соответствует санитарным нормам.

Запрет мобильных телефонов в школе в 2021 году

Новый запрет Роспотребнадзора не подразумевает, что ученики больше не имеют права приносить смартфоны с собой в школу. Такая возможность за ними сохранена – например, они могут свободно использовать их на территории учебного заведения для связи с родителями или общения.

Об этом заявила Ирина Брагина, добавив, что в новых санитарных правилах «речь идет о том, что мобильные телефоны не должны использоваться как средство для обучения. «И если на уроке учитель хочет, допустим, показать какие-то видеоматериалы в электронном виде, то он должен использовать компьютер, планшет, моноблок, интерактивную доску», – уточнила она.

Российские чиновники на протяжении нескольких лет пытаются полностью запретить смартфоны в школах. Например, по информации «Известий», в таком ключе еще в августе 2018 г. высказывалась Ольга Васильева, на тот момент министр просвещения России. 15 января 2020 г. она покинула пост в связи с уходом Правительства России в отставку.

В середине сентября 2018 г. уполномоченный при Президенте России по правам ребенка Анна Кузнецова заявила, что детям нужно сдавать свои мобильники прямо при входе в школу. Она добавила тогда, что решение об изъятии у учеников средств связи должна принимать администрация образовательных учреждений.

Зампред Правительства Татьяна Голикова мнение Васильевой и Кузнецовой тогда не поддержала. В конце сентября 2018 г. она заявила, что тотальный запрет на мобильники в школах вводить не нужно – нужно придумать, как сделать так, чтобы школьники не отвлекались на них. «Тема сложная, она не должна звучать как запретительная. Но нужно подумать, как это организовать так, чтобы ребенок в школе учился, а не игрался», – сказала тогда зампред Правительства.

О возможном запрете на использование мобильников в школах в начале июля 2019 г. заявляла и председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. В качестве главной причины запрета она назвала отсутствие условий хранения гаджетов на территории учебных заведений. «Если кто-то с дорогим телефоном будет ходить, оставлять его, а потом этот телефон исчезнет, директора школ не будут брать на себя такую ответственность», – отметила Матвиенко.

Смартфон, если кратко, – это умный телефон. Со многими возможностями (игры, выход в Интернет, снять фото и видео). Да и многое другое, в том числе разные игры. Вот исходя из таких широких возможностей этого устройства и стоит вопрос, довольно долго дискутируется, можно ли его разрешить иметь ученикам в школах. Есть небезосновательное опасение, что ребята будут отвлекаться, мешать другим и учебному процессу.

Родительский довод весом: постоянная связь с ребенком, обеспечение его безопасности. Если смартфоны мешают, то пусть ребята их сдают на хранение на время уроков, а уходя домой забирают. Должны же родители иметь связь с детьми. Вопрос только, как наладить сдачу, хранение и получение смартфона в школе. Если учесть стоимость некоторых смартфонов, дело это серьезное и непростое.

Положение об использовании мобильных устройств в школе

Звучат некоторые доводы, что, мол, на уроке ученики могут воспользоваться смартфоном для выхода в Интернет при решении каких-то вопросов с разрешения учителя. Логично, конечно, как мы когда-то пользовались логарифмической линейкой. Слабое сравнение, но тоже «техника» была. А вот помешать учебному процессу телефоны могут запросто. Другое дело, если бы они полностью заменили учебники, чтобы не носить тяжеленные ранцы с толстыми книгами.

В одних странах запрет на пользование телефонами в школах введен давно, в других запретов нет. В Австралии, Бельгии, Великобритании, Канаде, Малайзии, Нигерии, Франции, Узбекистане, Уганде по результатам исследований выработаны рекомендации по режиму использования устройств мобильной связи детьми, в том числе в образовательных учреждениях. Так, во Франции принят закон, запрещающий в школах все виды мобильных телефонов, а также планшеты и смарт-часы. В Бельгии и Великобритании вопрос запрета на использование мобильных телефонов решается по каждой школе индивидуально. Общего разрешительного или запретительного правила не установлено. Однако ссылаться на международный опыт в этом вопросе бесполезно. В одних странах уже давно действует подобный запрет, в других – попытки лишить детей телефонов воспринимаются как посягательства на их права и свободы – так считает Алихан Динаев, победитель конкурса «Учитель года России – 2018», учитель обществознания, общественный советник министра просвещения РФ. Он также отмечает, что дети на перемене в ущерб своему здоровью проводят время, уткнувшись в экраны гаджетов. В целом учитывая все за и против, он пришел к выводу о вреде использования смартфонов в школах.

Конституция РФ и ст. 209 Гражданского кодекса гарантируют собственнику право владения, пользования и распоряжения своим имуществом до тех пор, пока он не начнет нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц.

Поэтому отобрать у школьника силой телефон, отнести его домой и держать у себя до следующего родительского собрания, как делают некоторые педагоги, учитель однозначно не в праве.

А вот здесь ответ – однозначно да. Ст. 43 ФЗ № 273, описывающая обязанности учащихся, говорит о том, что школьники должны выполнять требования устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, и правила ее внутреннего распорядка, уважать честь и достоинство других обучающихся и работников учебного заведения, не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися.

Кирилл (имя он попросил написать выдуманное с формулировкой «у меня ребенку еще учиться») состоит в школьном чате. Говорит, там появилось сообщение о сборе денег на ящик для мобильников. Чья это инициатива — поди теперь угадай, все шмыгнули в кусты. (В самой школе воздержались от комментариев.) Но факт остается фактом: происходит какая-то важная возня.

На сайтах многих школ можно найти покрытые пылью внутренние правила пользования мобильниками, этим публикациям уже много лет. Текст может различаться, но идея одна: телефон не должен мешать учебе. Везде есть запрет на использование во время уроков (кроме некоторых частных ситуаций).

При этом отсутствует запрет на использование во время перемен. Типовая формулировка разрешает «вне занятий применять мобильный телефон в здании школы как современное средство коммуникации: осуществлять звонки; посылать SMS-сообщения; обмениваться информацией; делать фото- и видеосъемку; слушать радио и музыку через наушники».

В некоторых версиях внутренних правил есть пункт: «Ни в коем случае не передавать [телефон] в чужие руки».

Ответственность за нарушения, по сути, сводится к старому анекдоту: учитель может поставить крестик возле фамилии, а может поставить крестик и обвести кружочком. Точнее, с вариациями декларируются такие ступеньки: запись в дневнике, докладная директору, замечание (с объяснительной), изъятие телефона, вызов родителей, выговор, запрет ношения телефона на какой-то срок…

Чтобы понять, что происходит, мы обратились в Министерство образования. Здесь не отрицают, что правила использования мобильников ужесточились. Причем произошло это за полгода до гомельских событий (как минимум на бумаге).

Существует приказ со страшноватым названием, датированный 11 марта 2019 года: «О мерах, направленных на совершенствование деятельности по обеспечению безопасных условий пребывания обучающихся в учреждениях общего среднего образования». Одним из пунктов оговорено введение во внутренние правила школ положения «об ограничении использования средств мобильной связи во время учебных занятий и перерывов между ними».

Как относиться ко всем этим ограничениям, мы спросили у юриста Татьяны Ревинской.

— Единого закона, регламентирующего использование мобильных телефонов в школах, нет. Поэтому и однозначного ответа на вопрос о законности запрета на применение мобильных телефонов в школах не существует.

Однако следует отметить, что статья 32 Кодекса об образовании говорит, что школьники должны выполнять требования устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, и правила внутреннего распорядка, уважать честь и достоинство других обучающихся и работников учебного заведения.

Таким образом, если в уставе или правилах внутреннего распорядка предусмотрен запрет (ограничение) на использование мобильных телефонов или иных гаджетов, то школьники должны выполнять такие условия.

Нарушившие установленные в школе правила могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию. Согласно статьям 126—128 Кодекса об образовании, это замечание, выговор или разбирательство с родителями (эта мера хотя и не прописана в Кодексе, но морально устоялась).

Упомянутый 156-й приказ министра образования предписывает учреждениям образования вносить в правила внутреннего распорядка пункт об ограничении использования средств мобильной связи. Как показывает практика, единого подхода к решению данного вопроса нет. Разные учреждения реализуют этот приказ по-разному. Но в любом случае такие требования должны учениками выполняться.

Одна из популярных родительских позиций: телефон — это не только средство связи, но и способ фиксации «беспредела» (с чьей бы стороны он ни исходил). В результате на фоне последних ограничений воспрянула из праха еще одна идея: камеры в классах.

«Наш класс как раз за такое нововведение, — пишет очередной родитель. — Это будет дисциплинировать детей и заодно учителей. Да и в спорной ситуации доказательство. Согласен, не с прямым доступом к записи, но в случае конфликта можно поднять файлы…»

Есть и противоположное мнение. Процитируем учительницу физики Елену Михаленко (которая едва ли не единственная из школьных педагогов открыто высказалась о гомельской истории). Вот что она говорит про камеры: «Наверное, для разрешения конфликтов это выход. Но есть ведь опасность превратить школу в шоу „За стеклом“. Исчезнет нечто очень важное, человеческое. В каждом классе свой микроклимат. В одном надо жестко держаться норм и правил, шаг в сторону — и этот класс ты уже в руках не удержишь. В другом — можно пошутить, отвлечься от темы, увидев, например, что дети возбуждены, — разобраться в ситуации, которая абсолютно не касается твоего урока, поговорить по душам. Рассказать что-то сверх программы. Затронуть спорную проблему. Смогу ли я так работать перед объективом камеры? Не уверена. Превратиться в человека-машину, который всегда действует по инструкции, чтобы не к чему было придраться, не хочется».

Как быть со смартфонами в школах? Решение принято

А вот здесь ответ – однозначно да.

Статья 43 ФЗ № 273, описывающая обязанности учащихся, говорит о том, что школьники должны выполнять требования устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, и правила ее внутреннего распорядка, уважать честь и достоинство других обучающихся и работников учебного заведения, не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися.

Если в уставе или правилах внутреннего распорядка администрацией школы предусмотрен запрет на использование гаджетов, то родители учащегося автоматически соглашаются с ними с момента поступления ребенка в это образовательное учреждение. Отсюда совет: изучите документы, обратите внимание, что в них говорится об использовании телефонов, смарт-часов и т.д.

Более того, использование смартфона или планшета прямо на уроке явно препятствует осуществлению образовательной деятельности и, скорее всего, будет мешать другим детям усваивать учебный материал. Такое поведение определенно не вписывается в рамки уважительного отношения к педагогу и одноклассникам.

В этом случае учитель имеет право сделать замечание, объявить выговор или даже (если речь идет о старшекласснике, неоднократно нарушавшем порядок) поднять вопрос об отчислении учащегося из школы. Кроме того, есть меры, которые хоть и не прописаны прямо в «образовательном» законе, но морально устоялись и допустимы, исходя из других норм. Например, удаление ребенка из класса, беседа у директора, приглашение родителей, а если нарушение дисциплины сопряжено дополнительно с противоправными проявлениями – привлечение правоохранительных органов и социальных служб. Эти меры педагог также может принимать.

Компромиссной может быть ситуация, когда учитель спокойно предложит школьнику добровольно передать ему гаджет на хранение до конца урока. В данном случае право владения и пользования нарушено не будет, а учащийся избежит неприятностей, связанных с нарушением устава школы (если в нем предусмотрен запрет на гаджеты) и требований статьи 43 закона «Об образовании».

О негативном влиянии смартфонов на организм, особенно растущий, говорят не первый год. В каких-то вопросах ученые до сих пор не могут прийти к согласию. Насколько телефон вреднее других устройств, которые нас окружают? Лучше ли использовать гарнитуру во время звонка? Споры продолжаются до сих пор, тем не менее с тем, что регулярное использование гаджета плохо сказывается на здоровье детей, как минимум на зрении и психике, согласно большинство. Это подтверждают исследования.

С тем, что телефон — зло, согласны, тем не менее, не все педагоги. По мнению Кирилла Загустина, преподавателя одной из школ Санкт-Петербурга, совсем убирать смартфоны из школ — неэффективно и неправильно.

Автор цитаты

«Как любой инструмент, смартфоны могут нести и пользу, и вред. Почему некоторые учителя и школы стараются запретить? Потому что это самый простой способ вынести современные технологии за скобки образовательного процесса. С одной стороны, проблема, хоть и радикально, но решается, а с другой — появляется новая: образовательный процесс не эволюционирует. Живем мы, пользуясь смартфонами, а учимся, не пользуясь. Не совсем логично», — считает Загустин.

Согласно Конституции РФ и статье 209 Гражданского кодекса, гражданин имеет право владения, пользования и распоряжения своим имуществом до тех пор, пока он не начнет нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц. Поэтому отобрать у школьника телефон силой, требовать отнести его домой или держать у себя, например, до родительского собрания, учителя не имеют права.

Школы не смогут использовать мобильные телефоны для обучения

В начале января 2021 года стало известно о запрете на использование мобильных телефонов в российских школах для обучения. Дело в том, что вступили в силу новые санитарно-эпидемиологические правила СП 2.4. 3648-20, которые будут действовать до 1 января 2027 года. Пункт 3.5.3. нового документа гласит: «Для образовательных целей мобильные средства связи не используются».

В конце декабря 2019 года Мадрид присоединился к Галиции и Кастилии Ла-Манче и запретил использовать смартфоны в школах и колледжах. Закон вступит в силу со следующего учебного года (2020–21 гг.).

До сих пор в Мадриде, как и почти во всех автономных регионах, закон давал право школам устанавливать свои правила, однако теперь мобильные телефоны, смартфоны и планшеты полностью запрещены во всех учебных классах региона. Мадридские ученики больше не смогут пользоваться смартфонами, за исключением тех случаев, когда преподаватель считает, что телефон необходим для учебного процесса.

К середине декабря 2019 года в каждой четвёртой российской школе запретили использование мобильных телефонов на уроках. Об этом заявила министр просвещения Ольга Васильева на «Деловом завтраке» в «Российской газете».

Роспотребнадзор запретил использовать телефоны в школах

  • Частоты в российской связи
  • Сотовые телефоны (мировой рынок)
  • Запрет мобильных телефонов в школах, Вред от мобильного телефона, Зависимость от гаджетов
  • Сотовые телефоны (рынок России)
  • Сотовые телефоны (рынок Украины)
  • Роуминг, Роуминг в России
  • Оборудование связи (рынок России)
  • Оборудование связи (мировой рынок)
  • Спутниковая связь и навигация
  • Сотовая (мобильная) связь (мировой рынок)
  • Сотовая связь (рынок России)
  • Сотовые ритейлеры (рынок России)
  • Сотовая связь (рынок Белоруссии)
  • Сотовая связь (рынок Таджикистана)
  • Сотовая связь (рынок Узбекистана)
  • Сотовая связь (рынок Украины)
  • Сотовая связь (рынок Кубы)

Причин внести запрет на использование мобильных телефонов в школах набирается не так уж и мало. В первую очередь гаджеты действительно становятся конкурентами учителю. Ребенок может сделать выбор как в пользу урока, так и в пользу любимой игры или переписки с друзьями. Во втором случае материал не будет усвоен, что принесет нежелательный результат в виде отрицательных оценок. Если, конечно, школьник не соберется с мыслями дома и не примется за изучение материала.

Ограничение является более мягкой мерой, если сравнивать с запретом. И дети относятся более благосклонно, и учителя воспринимают положительно. Стоит сказать, что педагоги также могут отвечать на звонки и смс на уроках. Школьники такие детали подмечают, чувствуют себя ущемленными и негативно настраиваются против своих же учителей. Если запрет на использование и должен быть, то скорее всего для обеих сторон.

В жизни бывают непредвиденные обстоятельства, когда ребенку необходимо связаться с родителями и наоборот. В этом случае удобно иметь при себе сотовый телефон, в котором уже сформирована телефонная книга. Ребенку остается только выбрать нужный контакт и позвонить.

Ответ на этот вопрос будет положительным. В соответствии со статьей 43 Федерального Закона № 273, учащиеся обязаны выполнять требования устава образовательного учреждения и соблюдать правила внутреннего распорядка. Поэтому школьники не смогут использовать мобильные телефоны в школе, если в уставе прописан запрет. А если проигнорируют требование, то это будет являться нарушением. Проблемы мало кто любит, поэтому в этом случае родители становятся особенно заинтересованы, чтобы их дети не создавали лишнего повода для вызова в школу.

Запрет мобильных телефонов в школе возможен. Однако могут ли учителя просто забрать гаджет у ребенка, который не выпускает его из рук весь урок? Согласно Конституции РФ и статье 209 Гражданского Кодекса, учитель не вправе забирать и удерживать гаджеты и другие личные вещи учащихся. Однако если в уставе прописан запрет на использование телефонов, то положить на учительский стол либо свободную парту или убрать в портфель ребенок будет обязан по первому требованию.

  1. При входе в школу переводить телефоны в беззвучный режим (не режим вибрации, чтобы исключить фантомные вибрации).
  2. Предусмотреть в школе места хранения телефонов.
  3. Ограничить использование мобильной связи во время уроков.
  4. Предусмотреть для учащихся возможность пользования цифровыми технологиями без использования телефонов.
  5. Обеспечить возможность связи детей с родителями в особых случаях, донести эту информацию для родителей.

Эти ограничения должны касаться всех детей (за исключением тех, кому эти устройства необходимы по состоянию здоровья), педагогов и родителей.

  1. Исключение ношения устройств мобильной связи на шее, поясе, в карманах одежды с целью снижения негативного влияния на здоровье.
  2. Максимальное сокращение времени контакта с устройствами мобильной связи.
  3. Максимальное удаление устройств мобильной связи от головы в момент соединения и разговора (с использованием громкой связи и гарнитуры).
  4. Максимальное ограничение звонков с устройств мобильной связи в условиях неустойчивого приёма сигнала сотовой связи (автобус, метро, поезд, автомобиль).
  5. Размещение устройств мобильной связи на ночь на расстоянии более 2 метров от головы.

приказ от 08.04.2019 № 85

ПОЛОЖЕНИЕ
об ограничении использования учащимися средств мобильной связи во время учебных занятий и в перерывах между ними» в государственном учреждении образования «Стригинская средняя школа»

1. Общие положения

1.1. Настоящие Правила пользования мобильным телефоном в школе (далее – Правила) являются локальным актом государственного учреждения образования «Стригинская средняя школа». Действие Правил распространяется на всех участников образовательного процесса школы.

1.2. Правила разработаны в соответствии нормативно-правовым документам Республики Беларусь, локальными актами школы с целью улучшения организации режима работы школы, защите гражданских прав всех субъектов образовательного процесса: школьников, родителей (законных представителей), учителей. Соблюдение Правил содействует повышению качества и эффективности получаемых образовательных услуг, способствует созданию психологически комфортных условий учебного процесса.

1.3. Правила принимаются (изменяются, дополняются) решением Совета Школы, утверждаются приказом директора.

2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

2.1. Сотовый (мобильный) телефон, планшет – средства коммуникации, которые не принято активно демонстрировать.

УЧАЩИЕСЯ ОБЯЗАНЫ:

  1. Перед началом учебного занятия отключить сотовый телефон.
  2. Спрятать телефон в портфель, ранец и т. п. или в спе­циальный кармашек на поясе.
  3. Довести до сведения своих родите­лей, родственников, руководителей внешкольных учреждений, в которых они занимаются, время перерывов (перемен) между уроками, занятиями, с целью совершения ими звонков именно во время перерывов (перемен) между уроками, занятиями.

УЧАЩИМСЯ ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

  1. Хранить телефон на груди, подвесив его на шею, в нагрудных карманах, особенно в левом, в карманах брюк, юбок и т. п.
  2. Класть те­лефон на ученический стол.
  3. Включать на учебных занятиях сотовый телефон в следующие режимы:
  • звуковоспроизведения (прослушивать музыку, речь (режим «плеер»), в том числе через наушники);
  • фото и видеовоспроизведения (играть в игры, просматривать изображения (текст, рисунки, видеозапись, фотографии, режимы «калькулятор», «часы», «дата», «секундомер», «календарь», «блокнот», «записная книжка» и т. п.);
  • звукозаписи (режим «диктофон»).
    1. Учащимся запрещается демонстрировать другим уча­щимся функциональные возможности своего телефона.
    2. С помощью телефона демонстрировать окружающим видео и фото, пропагандирующие культ насилия, жестокости порнографии;
    3. С помощью телефона наносить вред имиджу школы, а именно: снимать в стенах школы отрежиссированные (постановочные) сцены насилия, вандализма, в том числе с целью дальнейшей демонстрации окружающим.

УЧАЩИЙСЯ ИМЕЕТ ПРАВО:

  1. Во время перерывов между учебными занятиями учащийся имеет право:
  • включить сотовый телефон;
  • просмотреть по телефону наличие и номера пропу­щенных вызовов;
  • прочитать пришедшие sms-сообщения и, если в этом есть оправданная и безотлагательная необходимость, перезвонить вызывавшим его абонентам;
  • позвонить или послать sms-сообщение, если в этом будет оправданная и безотлагательная необходимость.
  1. Пользоваться сотовыми телефонами (звонить и посылать sms-сообщения) только с целью оперативной связи учащегося:
  • со своими родителями, родственниками, руководите­лями внешкольных учреждений, в которых они занимаются, и только в случаях оправданной и безотлагательной необходи­мости;
  • специальными и экстренными службами города (ми­лиция, отдел по чрезвычайным ситуациям, скорая медицинская помощь и т. п.);
  • если звонки по мобильному телефону могут быть сдела­ны после окончания занятий, мероприятий, то они должны быть сделаны только после окончания занятий, мероприятий.

Примечание. Перерыв (перемена) между уроками, занятиями учащемуся дана:

  • для отдыха (динамическая разминка (передвижение по коридору), разминка глаз);
  • подготовки к следующему уроку (обсуждение выполнения домаш­него задания, повторение правил, подготовка школьных принадлежностей к уроку и т. п.).

ПЕДАГО­ГИЧЕСКИЙ РАБОТНИК ШКОЛЫ ИМЕЕТ ПРАВО:

  1. В случае нарушения настоящих Правил изъять телефон у учащегося.
  2. Оформить докладную записку о факте нарушения настоящих Правил и передать докладную записку и телефон заместителю директора по учебно-воспитательной работе.
  3. В случае многократного нарушения настоящих Правил учащимся потребовать с него объяснительную записку с указанием причины нарушения настоящих Правил.
  4. При­гласить родителей этого учащегося для собеседования.
  5. При повторном факте нарушения произвести изъятие телефона у учащегося до окончания учебного года. Изъятие телефона производится в присутствии ко­миссии (из трех человек) с составлением акта изъятия в двух экземплярах (один экземпляр акта выдается родителю учащегося).

ИНСТРУКЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОМУ СЕЛФИ

Селфи возле электрических проводов
Опасность: Получение сильного удара электрическим током.
Правила безопасности: Собираясь сфотографироваться — оглядитесь, нет ли поблизости линий электропередач. Даже подходить к объектам энергетики опасно, тем более пытаться там фотографироваться.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *