Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие налоги платили в СССР предприятия». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Налоговая система – важнейшая часть государственных финансов, которая определяет, насколько сильно государство участвует в экономике и насколько комфортно вести бизнес в стране.
Налоги существуют дольше, чем любое из известных государств. Их прообраз впервые упоминается в своде законов древневавилонского царя Хаммурапи, который датируется XVIII веком до нашей эры. Государство не может существовать без налогов, были они во все периоды истории России и СССР.
Советская экономика давала до 20% мирового промышленного производства, но построена была не так, как экономики других стран. Прежде всего, это структура экономики по форме собственности – доля государства в экономике СССР приближалась к 100% (условно негосударственными оставались только личные подсобные хозяйства).
В первые годы после установления советской власти (вплоть до 1921 года) в стране была огромная проблема с продовольствием – прежняя система товарно-денежных отношений в этой сфере уже несколько лет не функционировала, а стремление большевиков собрать нужный объем продовольствия привели к противодействию в крестьянской среде.
Речь идет о продовольственной разверстке – формально это принудительный выкуп излишков продовольствия у крестьян. Ее начали еще до февральской революции, но примерно до 1919 года крестьяне не очень охотно продавали зерно.
Изымали часто не излишки продовольствия, а столько, сколько было необходимо власти в данный момент (то есть, гораздо больше). Часто забирали даже семенной фонд. Из-за сопротивления крестьянства большевикам приходилось использовать вооруженные Комитеты бедноты.
Поскольку прежняя налоговая система больше не отвечала требованиям времени, от нее было решено отказаться. В 1930-1932 годах в СССР проводится кардинальная налоговая реформа. Во многом усиливаются позиции государства – частной собственности и рынка, как при НЭП, не будет еще очень долго.
Суть реформы состояла в том, что были полностью отменены акцизы, а все налоговые отчисления с предприятий объединили в 2 платежа:
- налог с оборота. В него вошли акциз, промысловый, лесной налоги, страховые и другие платежи. Ставки были разные и прописаны они были по большому количеству товаров. Например, продажа резиновой обуви облагалась налогом с оборота в размере 60%, а на продажу рыбных консервов – от 5 до 50%;
- отчисления от прибыли.
Также были налоги и для населения. Многие из ранее действующих налогов были отменены, другие объединены между собой. Сначала это не затронула колхозы, но через время их доходы тоже стали облагаться теми же налогами (правда, уже по данным отчетности, а не по нормам).
Для разных категорий работников ставки налогов были разными. Конечно, меньше всех платили рабочие и служащие, ставка для них была прогрессивной:
- доходы до 150 рублей налогами не облагались;
- от 151 до 200 рублей – 1,2 рубля + 3% от суммы превышения над 150 рублями;
- от 201 до 300 рублей – 2,7 рубля + 3,3% от превышения над 200 рублями;
- от 301 до 500 рублей – 6 рублей + 4% от превышения над 300 рублями, и т.д.
Больше всего платили рабочие с доходами от 1001 рубля и выше – но и у них налог составлял менее 7%. С другой стороны, в те годы и в других странах подоходные налоги были примерно такими же.
Но самое главное в этой системе то, что менее «привилегированные» категории платили гораздо больше. Например:
- литераторы и деятели искусства с доходами от 150 до 200 тысяч рублей в год платили 23 864 рубля + 35% от того, что выше 150 тысяч;
- частные врачи, адвокаты и преподаватели с доходами от 15 до 20 тысяч рублей в год платили 2 275 рублей + 34% от превышения над 15 тысячами;
- «частники» – некооперированные ремесленники – платили больше всех, при доходах от 24 тысяч рублей в год налог составлял 8 952 рубля + 60% от того, что выше 24 тысяч.
Отдельные налоги были предусмотрены для колхозов, они платили фиксированную сумму за гектар в зависимости от посевов (например, за гектар под овощами в РСФСР платили 15,5 рублей).
Самые же большие налоги платили так называемые «кулаки». При годовых доходах свыше 6 000 рублей они отдавали государству более половины заработка. Очевидно, что из-за этого они разорялись.
В 1939 году увеличились налоги с доходов от подсобных и крестьянских хозяйств – они в среднем составляли 10-20% или выше.
Также с 1931 года вводятся сборы на культурно-хозяйственное и жилищное строительство (культжилсбор), его взимали и в сельской, и в городской местности.
В середине 1960-х голов советские власти решили реформировать систему налогообложения в рамках программы коренной хозяйственной реформы. Прежде всего стоит сказать о подоходном налоге с колхозов.
Платили его по 2 объектам налогообложения:
- от чистого дохода (за минусом дохода, дающего рентабельность в 25%) – ставка составляла до 25% от облагаемого дохода;
- от фонда оплаты труда (за минусом 70 рублей на каждого работника) – ставка составляла 8%.
Другими словами, колхозы платили налог с прибыли, если она была достаточной, и налог с фонда оплаты труда – независимо от прибыли. Некоторые колхозы имели льготы.
Также была проведена реформа налогообложения прибыли всех предприятий, которые перешли на новую систему планирования – они теперь отдавали не всю свободную прибыль. Им нужно было уплатить за фонды и рентные платежи, а от оставшейся прибыли перечислить в бюджет лишь некоторую часть.
В 1980-х годах подоходный налог в СССР взимали по прогрессивной системе:
- 0,85% от суммы доходов более 80 рублей;
- 13% от суммы дохода более 100 рублей.
То есть, для большинства трудящихся ставка подоходного налога была такой же, как и сейчас.
С 1985 года в СССР начинается политика Перестройки. С точки зрения экономики происходит важнейшее событие – в 1986 году в стране разрешают индивидуальную трудовую деятельность, а в 1987 году разрешили создавать кооперативы.
Соответственно, для новых форм деятельности были предусмотрены и соответствующие виды налогов. Для тех, кто хотел заниматься индивидуальной трудовой деятельностью, предусмотрели патентную систему – плата за него рассчитывалась с учетом средних доходов тех, кто занимался аналогичной деятельностью.
Этапы эволюции налоговой системы в послеоктябрьский период
Чтобы сравнить нагрузку на работающих граждан в СССР и современной России, одних налогов недостаточно, у населения есть и другие обязательные платежи. Самые серьезные из них – это коммунальные услуги.
Нельзя утверждать, что в СССР не было коммунальных платежей, но их размеры были несопоставимы с нынешними. По некоторым данным, в 1958 году советские граждане отдавали за ЖКХ 3% от своих доходов, а к 1991-му этот процент упал до 1,2% – вероятно, от общей суммы доходов семьи.
По данным из архивов удалось узнать, что, например, в ноябре 1975 года семья из 2 человек, проживающая в однокомнатной квартире в Москве, отдавала за ЖКХ 8 рублей 67 копеек в месяц. На двухкомнатную квартиру площадью в 45 квадратных метров в Ленинграде уходило 12 рублей 72 копейки. К 1988 году расходы выросли незначительно: в городе Шуя Ивановской области на «двушку» площадью в 57,4 квадратных метра уходило 17 рублей 11 копеек.
Сейчас расходы на ЖКХ оценивают в 9,6%, и это в разы больше, чем при СССР.
Но советские времена подарили нам парадоксальное словосочетание «добровольно-принудительно» – это некоторые виды расходов, от которых было почти невозможно отказаться.
Прежде всего, это «навязывание» покупки государственных облигаций. Большая часть из 65 советских облигационных займов была выпущена до 1957 года, когда программа предполагала практически принудительный выкуп.
По данным статистики, благодаря займам с 1923 по 1957 годы государство смогло получить от займов столько денег, сколько давали налоги и сборы. Так, уже в 1925 году в «принудительные» займы вложили более 14 миллионов рублей. Долги росли, и к началу 1930-х средний гражданин каждый год отдавал на займы 2-3 своих месячных зарплаты.
«Добровольно-принудительными» были не только взносы на покупку облигаций. Каждый советский гражданин в возрасте от 14 до 28 лет состоял в Комсомоле (отказаться от этого без ущерба карьере было нельзя), устав которого требовал вносить членские взносы. Они зависели от доходов комсомольца: для безработных это 2 копейки в месяц, а для тех, кто зарабатывал более 100 рублей взнос составлял 1%, от 150 рублей – 1,5%.
Тем же, кому удалось пройти на «следующий уровень» и вступить в КПСС, приходилось платить уже 3% за сумму, превышающую минимальную зарплату.
Но и это еще не все. В советские времена всех работающих охватывало профсоюзное движение, которому тоже были нужны деньги. Все, кто зарабатывал более 70 рублей, платили 1% от месячной зарплаты.
В итоге получается, что среднестатистический рабочий в СССР при зарплате в 200 рублей отдавал:
- налог: 8,20 + 13% * (200-101) = 21,07 рубль;
- в профсоюз: 1% * 101 = 1,01 рубль;
- за ЖКХ (предположим, за 1-комнатную квартиру): 8,67 рублей.
Итого получается 30,75 рублей, или 15,4% от суммы дохода. В современной России налог составляет 13%, но фактически потребители оплачивают НДС в размере 20% в стоимости большинства товаров.
Ситуация в экономике существенно изменилась в начале тридцатых. Это время ознаменовалось прекращением работы налоговой системы как самостоятельной инстанции. Она стала важным элементом механизма центрального планового экономического регулирования.
В середине тридцатых унифицировались налоговые и неналоговые выплаты в госбюджет. Они были заменены отчислениями с доходов и налогом с оборота.
Власти существенно «перекроили» систему взимания налогов с населения.
Введенные изменения касались:
- Упразднения «сверхприбыльного» налога.
- Отмены квартирного налога.
- Резкого снижения размера подоходного налога.
На XXI съезде Коммунистической партии Советского Союза, который состоялся в 1959 году, было принято «революционное», но необходимое решение. В 1960 году введен закон, отменяющий налоги с зарплаты. В жизнь он проводился посредством увеличения налоговых льгот и постепенного повышения необлагаемого «доходного» минимума.
Программой КПСС предусматривалась абсолютная отмена налогов для граждан.
В середине шестидесятых планировалось, вообще, ввести отказ от налогообложения. Его рекомендовалось заменить на следующее:
- Отчисления из дохода.
- «Фондовые» выплаты.
- Нормируемые оборотные средства.
Но руководимая А. Косыгиным экономическая реформа, проводимая в 1965 году, не отменила налоговую систему.
Начало семидесятых ознаменовалось формированием налоговой системы в таком виде, в каком она существовала к моменту развала Советского Союза.
На протяжении 40 лет ее развитие осуществлялось почти под 100 % влиянием государственного монополизма. В частности, это затрагивало сферу распределительных отношений.
Существовали следующие налоговые виды отчислений:
- подоходный;
- сельхозналог;
- на несемейных;
- на малосемейных.
Налоговая система постепенно упрощалась. Выплаты утрачивали характер многофункциональности. Постепенно они превратились в нормативные отчисления.
Начало введения налога датируется 1923 г. В период нэпа было дано разрешение на внедрение поимущественного налога в городе.
Это было обусловлено появлением нового класса «советских бизнесменов», которых называли нэпманами. Они предпочитали вкладывать средства в собственное имущество. Целью подобных действий было желание избежать необходимости делать отчисления в госбюджет.
Властями молодой республики было принято решение ввести дополнительный налог. Облагалось имущество всех лиц, проживающих в городах.
Впервые налог на плодовые деревья в СССР вводился в первой половине тридцатых. После войны он повышался.
10.01.31 г. был рассмотрен вопрос о Северокавказской коллективизации. В молодых колхозах были выявлены грубейшие, на взгляд властей, непорядки. Полученный урожай распределялся не по трудодням, а по едокам.
На этом фоне был введен налог на плодовые растения, которые произрастали в личных подворьях станичников. Отчисления делались в денежном эквиваленте.
Сельскохозяйственным налогом облагались не сами деревья, а их посадки.
По ним была вменена доходность. Каждый год она изменялась. Все зависело от области СССР.
В середине сороковых в Новосибирском регионе доходность сотки культурных посадок оценивалась в 113 рублей. После этого необходимо было сделать отчисление в госбюджет в размере 11 %. Это составляло примерно 12,33 рубля.
Налог на яблони был видоизменен и усилен при Н. Хрущеве. Целью принятия этого решения было повышение трудовой дисциплины населения. Таким образом планировалось пополнить и государственную казну.
14.07.56 зародилась советская пенсионная система. Это произошло после подписания соответствующего закона.
В 1966 г. была внедрена обновленная система пенсионного обеспечения. Пенсия советским пенсионерам выплачивалась из госбюджета.
Главным преимуществом такого подхода было то, что «минималку» получали все граждане СССР.
С 1943 года исчисление подоходного налога с физических лиц изменилось. Согласно указу Верховного Совета СССР от 30 апреля 1943 г. «О подоходном налоге с населения» налогообложению стали подлежать рабочие, служащие, литераторы, работники искусства, владельцы строений, граждане-владельцы сельскохозяйственных участков в городских поселениях, кустари, ремесленники и другие граждане, имевшие самостоятельные источники дохода на территории СССР. Налог взимался с доходов, которые превышали 70 рублей, ставка была прогрессивной. Так, например, с месячного дохода рабочих и служащих в 71 рублей сумма налога составляла 25 коп., с 72 рублей — 59 коп., а с 80 руб. — уже 3 руб. 41 коп. Для сравнения: согласно ценам, приведенным в статистической таблице ЦСУ СССР «Государственные розничные цены нормированной торговли в 1940, 1945 гг. и коммерческой торговли в 1944-1945 гг. на отдельные продовольственные товары», килограмм говядины на конец 1945 года стоил 12 рублей за килограмм.
С 1980-х годов подоходный налог с населения, получающего доходы на государственных предприятиях, начали взимать по ставкам от 0,35% (с сумм ежемесячных доходов более 80 руб.) до 13% — с доходов, превышающих 100 руб. А для лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью и частным бизнесом, ставка составляла от 12% до 65% на годовой доход, превышающий 5000-7000 руб.
Налоги в СССР
Статья 1. Плательщики налога
1. Плательщиками налога на прибыль являются:
а) предприятия, объединения и организации, состоящие на хозяйственном расчете, имеющие самостоятельный баланс и являющиеся юридическими лицами (кроме Госбанка СССР), включая созданные на территории СССР совместные предприятия с участием советских юридических лиц и иностранных юридических лиц и граждан, международные объединения, осуществляющие хозяйственную деятельность и находящиеся на территории СССР филиалы совместных предприятий, созданных на территории других стран с участием советских предприятий, объединений и организаций;
б) организации, не состоящие на хозяйственном расчете, но получающие доходы от хозяйственной и иной коммерческой деятельности, кроме бюджетных организаций;
в) международные неправительственные организации (объединения), осуществляющие хозяйственную и иную коммерческую деятельность.
Плательщики налога на прибыль, указанные в настоящем пункте, в дальнейшем именуются «предприятия».
2. По предприятиям, относящимся к основной деятельности Министерства путей сообщения СССР, Министерства гражданской авиации СССР и Министерства связи СССР, расчеты с бюджетом производятся в порядке, устанавливаемом Советом Министров СССР.
3. Порядок и размеры налогообложения прибыли иностранных юридических лиц определяются в главе II настоящего Закона.
Статья 2. Исчисление облагаемой прибыли
1. Облагаемая прибыль исчисляется исходя из балансовой прибыли, представляющей собой сумму прибыли от реализации продукции (работ, услуг), иных материальных ценностей и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) в действующих ценах без налога с оборота и затратами на ее производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг).
В состав доходов (расходов) от внереализационных операций включаются: доходы, получаемые от долевого участия в совместных предприятиях, от сдачи имущества в аренду, дивиденды по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим предприятию, а также другие доходы (расходы) от операций, непосредственно не связанных с производством продукции (работ, услуг) и ее реализацией, включая суммы, полученные и уплаченные в виде экономических санкций и возмещения убытков.
Суммы, внесенные в бюджет в виде санкций в соответствии с законодательством СССР за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, при налогообложении исключаются из состава расходов от внереализационных операций.
2. Для целей исчисления облагаемой прибыли балансовая прибыль увеличивается (уменьшается) на сумму превышения (снижения) расходов на оплату труда персонала предприятия, занятого в основной деятельности, в составе себестоимости реализованной продукции (работ, услуг) по сравнению с их нормируемой величиной, определяемой в соответствии с порядком, предусмотренным в статье 3 настоящего Закона.
Указанное увеличение (уменьшение) балансовой прибыли при исчислении облагаемой прибыли не производится по совместным предприятиям, созданным на территории СССР с участием советских юридических лиц и иностранных юридических лиц и граждан, если доля иностранного участника в уставном фонде превышает 30 процентов, по международным неправительственным организациям (объединениям), а также международным объединениям, осуществляющим хозяйственную деятельность.
Балансовая прибыль уменьшается также на сумму рентных платежей (вносимых в установленном порядке из прибыли), на сумму дивидендов, полученных по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим предприятию, на сумму дохода, полученного от долевого участия в совместных предприятиях.
3. При исчислении облагаемой прибыли балансовая прибыль коммерческих банков, в том числе кооперативных банков, совместных предприятий с участием советских юридических лиц и иностранных юридических лиц и граждан уменьшается на сумму отчислений в резервный или аналогичные по назначению фонды таких предприятий до достижения установленных законодательством СССР размеров этих фондов, но не более 25 процентов уставного фонда.
4. С организаций, не состоящих на хозяйственном расчете и получающих доходы от хозяйственной и иной коммерческой деятельности, кроме бюджетных организаций, налог взимается с сумм превышения доходов над расходами, получаемых от этой деятельности.
5. В порядке, предусмотренном настоящей главой, облагается прибыль (превышение доходов над расходами), полученная как на территории СССР, на континентальном шельфе и в экономической зоне СССР, так и за пределами СССР.
Статья 3. Затраты по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемые в ее себестоимость
Статья 9. Плательщики налога
Плательщиками налога на прибыль иностранных юридических лиц являются компании, объединения, а также любые другие организации, признаваемые юридическими лицами по законодательству страны их постоянного местопребывания, которые осуществляют хозяйственную деятельность на территории СССР, на континентальном шельфе, в экономической зоне СССР через постоянное представительство.
Под постоянным представительством иностранного юридического лица в СССР для целей налогообложения понимаются бюро, контора, агентство, любое другое место осуществления деятельности (связанное с разработкой природных ресурсов, осуществлением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию оборудования и других аналогичных работ), а также организации и граждане, которые представляют на территории СССР иностранное юридическое лицо.
Доходы личных компаний для целей налогообложения рассматриваются как доходы владельцев этих компаний и подлежат налогообложению в соответствии с Законом СССР «О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства».
Иностранное юридическое лицо осуществляет хозяйственную деятельность в СССР через постоянное представительство при условии его регистрации в налоговом органе по месту нахождения постоянного представительства.
Отсутствие регистрации иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в СССР через постоянное представительство, рассматривается как сокрытие дохода, подлежащего налогообложению.
Регистрация начала или окончания деятельности в СССР иностранного юридического лица должна быть осуществлена в течение месяца после начала или за месяц до прекращения деятельности.
Статья 10. Объект обложения
Объектом обложения является прибыль, полученная иностранным юридическим лицом, осуществляющим деятельность через постоянное представительство на территории СССР, на континентальном шельфе и в экономической зоне СССР.
Особенности формирования прибыли и состав затрат, учитываемых при ее исчислении, определяются в порядке, установленном Советом Министров СССР.
В случае, если прямое определение прибыли, полученной иностранным юридическим лицом в связи с его деятельностью в СССР, не представляется возможным, допускается по согласованию с налоговым органом союзной республики, на территории которой находится постоянное представительство, определение прибыли на основании валового дохода или понесенных расходов исходя из нормы рентабельности 15 процентов.
Иностранные юридические лица, получающие в качестве компенсации за осуществляемую в СССР через постоянное представительство деятельность оплату в виде продукции или имущества, уплачивают налог на прибыль, для определения размера которой используются договорные (контрактные) цены, цены основных советских организаций — экспортеров или цены, исчисленные на базе мировых цен на такую же или аналогичную продукцию или имущество.
Статья 11. Ставка и зачисление налога в бюджет
Прибыль иностранного юридического лица от осуществления деятельности в СССР подлежит обложению по ставке 30 процентов.
Сумма налога распределяется между союзным бюджетом, республиканскими бюджетами союзных и автономных республик и местными бюджетами в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 5 настоящего Закона.
Сумма налогов из прибыли, зачисляемых в республиканские бюджеты союзных и автономных республик и местные бюджеты, платы за трудовые ресурсы, а также платы за природные ресурсы (за исключением сумм, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг)) не должна превышать предельного размера изъятия прибыли, исчисленного по ставке, предусмотренной настоящей статьей.
Статья 12. Льготы по налогу
Иностранное юридическое лицо, осуществляющее деятельность в СССР, пользуется налоговыми льготами, предоставленными совместным предприятиям, созданным на территории СССР с участием советских юридических лиц и иностранных юридических лиц и граждан, в отношении части прибыли, направляемой на проведение на территории СССР природоохранных мероприятий и благотворительные цели.
Статья 13. Порядок исчисления и сроки уплаты налога
1. Сумма налога определяется исходя из величины облагаемой прибыли с учетом предоставления льгот в соответствии со статьей 12 настоящего Закона и ставки налога.
Налог на прибыль иностранных юридических лиц исчисляется ежегодно налоговым органом по месту нахождения постоянного представительства.
Статья 17. Плательщики налога
Налог на экспорт и импорт уплачивают все организации, перечисленные в статье 1 настоящего Закона и осуществляющие внешнеторговые операции.
Статья 18. Порядок исчисления налога
Налог на экспорт и импорт представляет собой форму изъятия в доход государства чистого дохода, образующегося в результате различий в уровнях внешнеторговых (пересчитанных в советские рубли по курсу Госбанка СССР) и внутренних цен СССР на отдельные виды ввозимых на территорию СССР или вывозимых с его территории товаров.
Налог на экспорт и импорт исчисляется в советских рублях:
а) по ставкам в процентах к внешнеторговой (контрактной) стоимости товаров (пересчитанной в советские рубли по курсу Госбанка СССР), указанной владельцем (распорядителем) товаров, подлежащих налогообложению, в таможенной декларации при перемещении их через границу СССР;
б) в виде разницы между внешнеторговыми ценами (пересчитанными в советские рубли по курсу Госбанка СССР) и внутренними ценами СССР на отдельные виды экспортируемых или импортируемых товаров общегосударственного назначения за вычетом накладных расходов, связанных с осуществлением внешнеторговой сделки.
Перечень таких товаров, состав накладных расходов, ставки, порядок и сроки уплаты налога на экспорт и импорт, а также льготы по налогу устанавливаются в порядке, определяемом Советом Министров СССР.
Статья 19. Порядок зачисления налога
Суммы налога на экспорт и импорт зачисляются в союзный бюджет.
Статья 20. Плательщики налога
Плательщиками налога на фонд оплаты труда колхозников являются колхозы, в том числе и рыболовецкие.
Статья 21. Объект налогообложения
Объектом налогообложения является фонд оплаты труда колхозников в части, превышающей его необлагаемый размер, исчисленный исходя из 100 рублей в месяц в расчете на одного работающего в хозяйстве колхозника.
При исчислении облагаемой части фонда оплаты труда колхозников учитываются все суммы, подлежащие выплате колхозникам, включая дополнительную оплату, все виды премий и вознаграждений, а также натуральную оплату.
Продукция, выдаваемая в счет оплаты труда, оценивается по ее себестоимости.
Статья 22. Ставка и зачисление налога в бюджет
Налог с облагаемой части фонда оплаты труда колхозников уплачивается всеми колхозами по ставке 8 процентов.
Суммы налога зачисляются в местные бюджеты.
Статья 23. Порядок и сроки уплаты налога
Порядок и сроки уплаты налога определяются законодательными актами союзных и автономных республик.
НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА СССР. СТРУКТУРА. НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ГОДЫ СССР
Статья 31. Налогообложение доходов, полученных предприятиями, объединениями и организациями от принадлежащих им акций, облигаций и других ценных бумаг и от долевого участия в совместных предприятиях
1. Доходы, получаемые предприятиями, объединениями и организациями, за исключением предусмотренных в статье 32 настоящего Закона, от принадлежащих им акций, облигаций и других ценных бумаг, а также доходы советского участника, полученные от долевого участия в совместных предприятиях, подлежат налогообложению по ставке 15 процентов.
2. Доходы иностранных участников, образующиеся в результате распределения прибыли совместных предприятий, при переводе за границу подлежат налогообложению в размере 15 процентов, если иное не установлено международным договором СССР по налоговым вопросам.
Сумма налога при переводе доходов за границу уплачивается в валюте перевода.
3. Указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи налоги взимаются у источника. Ответственность за удержание и перечисление налогов в бюджет несет предприятие, выплачивающее доход, а также иностранный участник совместного предприятия.
Суммы налогов зачисляются в союзный бюджет, республиканские бюджеты союзных и автономных республик и местные бюджеты в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 5 настоящего Закона.
4. От налогообложения освобождаются дивиденды, получаемые по государственным облигациям и иным государственным ценным бумагам.
5. Иностранный участник совместного предприятия, созданного на территории СССР с участием советских юридических лиц и иностранных юридических лиц и граждан, имеющий в соответствии с международным договором СССР право на полное или частичное освобождение от обложения налогом дохода, причитающегося ему в порядке распределения прибыли, подает заявление о снижении или отмене налога в порядке, установленном Министерством финансов СССР. В случае подачи заявления после перевода дохода за границу оно должно быть представлено в течение года со дня перевода. Заявления, поданные по истечении года, к рассмотрению не принимаются.
6. В порядке, предусмотренном настоящей статьей, налогом облагается доход, полученный на территории СССР, на континентальном шельфе и в экономической зоне СССР.
Статья 32. Налог на доходы иностранных юридических лиц, не связанные с деятельностью в СССР
1. Иностранные юридические лица, получающие доходы, не связанные с деятельностью в СССР, уплачивают налоги по доходам от дивидендов, процентов, авторских прав и лицензий, фрахта, арендных платежей и другим доходам, источник которых находится в СССР и которые не связаны с осуществлением деятельности в СССР через постоянное представительство, по ставкам, установленным в пункте 2 настоящей статьи, если иное не установлено международным договором СССР по налоговым вопросам.
2. Ставка налога на указанные доходы, кроме доходов от фрахта, устанавливается в размере 20 процентов.
Суммы доходов от фрахта, выплачиваемого иностранным юридическим лицам в связи с осуществлением международных перевозок, облагаются налогом по ставке 6 процентов.
3. Доходы в виде процентов по кредитам, предоставленным Правительству СССР, Государственному банку СССР или Банку внешнеэкономической деятельности СССР, освобождаются от обложения подоходным налогом.
4. Иностранное юридическое лицо, имеющее в соответствии с международным договором СССР право на полное или частичное освобождение от налога доходов из источников в СССР, подает заявление о снижении или отмене налога в порядке, установленном Министерством финансов СССР. В случае подачи заявления после перевода доходов за границу оно должно быть представлено в течение года со дня перевода. Заявления, поданные по истечении года, к рассмотрению не принимаются.
5. Налог с доходов иностранных юридических лиц из источников в СССР удерживается предприятием или организацией, выплачивающей доход иностранному юридическому лицу, в валюте перевода с полной суммы дохода при каждом перечислении платежа и зачисляется равными долями в союзный бюджет и бюджет той союзной или автономной республики, на территории которой находится предприятие или организация, выплачивающая доход.
Статья 33. Налог на доходы от казино, видеосалонов (видеопоказа), эксплуатации игровых автоматов, проведения массовых концертно — зрелищных мероприятий
1. Доходы, полученные от казино, видеосалонов (видеопоказа), эксплуатации игровых автоматов с денежным выигрышем, а также от проведения массовых концертно — зрелищных мероприятий на открытых площадках, стадионах, во дворцах спорта, других помещениях, число мест в которых превышает две тысячи, подлежат обложению налогом по ставке 70 процентов. Для целей налогообложения из полученной выручки вычитаются материальные затраты, связанные с получением этого дохода.
2. Сумма налога распределяется между союзным бюджетом, республиканскими бюджетами союзных и автономных республик и местными бюджетами в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 5 настоящего Закона.
Статья 34. Особенности обложения иностранных юридических лиц
1. Если международным договором СССР установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.
Положения настоящего Закона не затрагивают налоговых привилегий, установленных общими нормами международного права и специальными соглашениями СССР с другими государствами.
2. Взимание налогов на доходы иностранных юридических лиц может быть прекращено или ограничено на основе принципа взаимности в случаях, когда в соответствующем иностранном государстве такие же меры осуществляются по отношению к советским юридическим лицам применительно к таким же или аналогичным налогам, что должно быть подтверждено налоговыми органами этого государства.
3. При заключении коммерческих сделок с иностранными фирмами не разрешается включение в контракт налоговых оговорок, в соответствии с которыми предприятие, учреждение или организация, выплачивающие доход, берут на себя обязательство нести расходы по уплате налога на прибыль (доход) иностранных юридических лиц.
Статья 35. Устранение двойного налогообложения
Сумма прибыли или дохода, полученная за границей, включается в общую сумму прибыли или дохода, подлежащую налогообложению в СССР, и учитывается при определении размера налога.
Суммы налогов на прибыль или доходы, полученные за пределами территории СССР, континентального шельфа и экономической зоны СССР, уплаченные предприятиями, объединениями и организациями за границей в соответствии с законодательством иностранных государств, засчитываются при уплате ими налогов с прибыли или доходов в СССР. При этом размер засчитываемых сумм не может превышать сумму налога на прибыль (доход), подлежащую уплате в СССР в отношении прибыли (дохода), полученной за границей.
Практически сразу же после прихода к власти молодое правительство приняло решение о взимании контрибуций. Это был чрезвычайный налог, о котором Ленин в апреле 1918 г. высказался как о мере, заслуживающей пролетарского одобрения. В июле этого же года была принята первая Конституция страны. Согласно этому документу, основная цель финансовой политики СССР состояла в экспроприации буржуазии. При этом Советская власть оставляла за собой право вторгаться в частную собственность.
Новое постановление о взимании денег в бюджет было принято Советской властью в октябре 1918 г. В этот раз был введен единовременный чрезвычайный налог, сумма которого должна была составить 10 млрд рублей. Полученные средства планировалось перечислить в казну, а также направить на организацию Красной Армии. Налог предусматривал высокие ставки для кулацких хозяйств, чтобы заставить зажиточных крестьян продавать хлеб и другие продукты государству.
Согласно разъяснениям, чрезвычайный налог должны были платить все граждане страны, зарплата которых составляла более 1500 руб., имевшие запасы и не получавшие пенсию. Ставки для крестьян описывались в пудах зерна, а их величина находилась в зависимости от числа едоков в семье, посевных площадей и количества имеющихся в хозяйстве голов скота. Освобождалась от него беднота. Что касается средних слоев населения, то для них были разработаны небольшие ставки. Планировалось, что основная тяжесть финансовых перечислений в доход государства ляжет на городскую буржуазию и зажиточных крестьян. Списки таких граждан должны были быть составлены к 1 декабря 1918 г., а взыскание необходимо было произвести до 15 декабря 1918 г.
Единовременный чрезвычайный налог стал грандиозной по своим масштабам революционной контрибуцией. Однако его поспешное введение, непродуманность системы обложения и способов взыскания привели к неудаче. Вместо планируемых 10 млрд рублей страна получила всего 1,5 млрд.
Система сборов в бюджет существовала и в годы войны с фашизмом. Однако ставки налогов в СССР для населения и предприятий в этот суровый период были увеличены. Помимо этого, правительство ввело дополнительные виды налогов. Это было необходимо для удовлетворения потребностей бюджета.
Так, 21.11.1941 г. согласно Указу Президиума Верховного Совета страны был введен налог на бездетность в СССР. Сколько процентов он составлял? Величина ставки была равна 6% от суммы заработной платы. Для уплаты налога на бездетность в СССР возраст также имел значение. Сбор был предназначен для мужчин от 20 до 50 лет, а также для замужних женщин, не имевших детей, в возрасте от 20 до 45 лет. Процент налога на бездетность в СССР варьировался исходя из заработка человека. Его меньшей ставкой облагалась зарплата ниже 91 рубля. Сколько процентов налога на бездетность в СССР предусматривалось при заработке менее 70 рублей? При таких доходах взимание сбора не производилось вовсе.
Вплоть до 1953 г. налоговая система СССР оставалась неизменной. При этом были ведены льготы для участников войны, а также пересмотрен минимум необлагаемой суммы подоходных отчислений для некоторых граждан.
В 60-х годах государство начало проводить хозяйственную реформу с целью повышения эффективности работы и прибыльности деятельности предприятий. В это время был введен налог на фонды и рентные платежи, а также подверглась реформации система подоходного обложения в колхозах.
До 1966 г. организации отчисляли из полученной прибыли до 10% финансовых средств. После этого вместо них ввели:
- плату за нормируемые ОС и производственные фонды;
- рентные (фиксированные) платежи.
В 1965 г. правительство СССР внесло изменения в систему сборов с колхозов. Удельный вес этих налогов в общем поступлении в бюджет составил 1-1,5%.
Государственные объединения, входящие в отрасль, а также торговые предприятия в этот период облагались сбором, уплачиваемым с оборота. Что касается подоходного налога, то взимался он, как и ранее, не только с советских, но и с иностранных граждан.
После 1985 г. система налоговых платежей претерпела кардинальные изменения. Основные нововведения этого периода касаются установления:
- платы за патент;
- сбора на право заниматься индивидуальной и трудовой деятельностью.
В последующие годы было издано множество законодательных актов, касающихся налогообложения. Относились они к отдельным сферам экономической деятельности. Впоследствии все они были систематизированы и нашли отражение в законе о налогах СССР, который был принят 26.03.1991 г. В него вошли сборы на экспорт и импорт, на прибыль, отчисления с оборота и т.д. Несколько позже закон был дополнен налогами на прирост средств и на доходы.
Постоянно подвергались изменениям и те сборы, которые взимались с физических лиц. Так, 23.04.1990 г. был установлен самостоятельный режим налогообложения индивидуальной трудовой деятельности и доходов, полученных от ведения личных крестьянских хозяйств.
Большое внимание правительство СССР уделяло вопросу социальной защищенности малообеспеченных граждан. К концу 80-х годов намечалась разработка системы льгот, прожиточного минимума и установка части дохода, не облагаемая подоходным налогом. В это же время предполагалось повысить минимум получаемой заработной платы с 70 до 90 рублей. В тот период это был крупный шаг вперед, ведь подобная мера затрагивала доход 35 млн граждан.
В рассматриваемый период налоговое законодательство стремилось создать условия для предпринимательской деятельности. Это нашло свое выражение в снижении ставок подоходного налога для данной категории плательщиков.
Правительство СССР намечало упразднить налоги с продаж и с оборота, перейдя полностью на акцизы и НДС. Также планировалось ввести налог, который включался бы в издержки производства. Планировалось, что он станет одним из элементов для формирования бюджета страны, однако реализация указанных мер не состоялась из-за распада СССР.
- В учебном центре в Печах погиб солдат-срочник
- Женские вагоны метро. Как это выглядит и зачем это нужно?
- Почему в телепрограмме на следующую неделю нет футбольной Лиги чемпионов?
- «Люди начали умирать». Исчезнет ли Чёрное море, как пропало Аральское?
- В Минске на День города запланировано более 130 мероприятий
А | Б | В | Г |
Д | Е | Ж | З |
И | К | Л | М |
Н | О | П | Р |
С | Т | У | Ф |
Х | Ц | Ч | Ш |
Щ | Э | Ю | Я |
Какой подоходный налог был в СССР?
Единый сельскохозяйственный налог СССР. Впервые введен 10 мая 1923 г. в земледельческих районах и 15 мая 1923 г. в скотоводческих взамен единого натурального налога, трудгужналога, подворно-денежного налога, единовременного налога на восстановление сельского хозяйства и местных налогов за исключением волостных и сельских сборов. Единый сельскохозяйственный налог реформирован декретом от 30 апреля 1924 г. (Положение об едином сельскохозяйственном налоге), который отменил и волостные и сельские сборы с сельского хозяйства, сделав таким образом сельхозналог действительно единственным налогом на сельское хозяйство, декретом от 7 мая 1925 г. (Положение об едином сельхозналоге на 1925/26 г) и декретом от 25 апреля 1926 г. (Положение о едином сельскохозяйственном налоге на 1926/27 г.) который существенно изменил систему обложения.
Система. Единый сельскохозяйственный налог 1923/24 г. носил еще в значительной мере натуральный характер: он исчислялся в натуральных единицах (в пудах ржи или пшеницы, а в скотоводческих районах — в пудах мяса) и взимался частью натурой, частью деньгами по периодически устанавливаемым для отдельных губерний денежным эквивалентам. Эквиваленты для уплаты Единого сельскохозяйственного налога деньгами устанавливались соглашением НКФ и Наркомпрода и телеграфно сообщались на места. В начале кампании по сбору налога (август — октябрь 1923 г.) эквиваленты объявлялись в совзнаках (что вело к быстрому их обесценению), а затем, согласно постановлению СТО СССР от 19 октября 1923 г., — в червонном исчислении.
В ДВО в связи с особенностями денежного обращения был с самого начала установлен твердый эквивалент (1 пуд = 75 золотых копеек), не изменявшийся в течение всего года.
Единый сельскохозяйственный налог последующих лет исчисляется и взимается в денежной форме органами НКФ.
В связи с отменой местных налогов было установлено отчисление на местные нужды (в распоряжение губисполкомов), размер которого в процентах к поступлению определялся для каждой губернии СНК Союза. Действие декретов от 10 и 15 мая 1923 г. распространялось лишь на РСФСР без Туркестанской АССР и на Белорусскую ССР. В Украине, Закавказской СФСР и Туркестане действовали изданные местными совнаркомами положения, во многом изменявшие изложенную систему. Реформа 30 апреля 1924 г. впервые дала общее для всего Союза Положение о сельхозналоге. Порядок обложения кочевников был также включен в общий декрет. Фактически, впрочем, Закавказская СФСР и в 1924/25 г. проводила обложение по отдельному декрету, изданному 24 апреля 1924 г. Закавказским ЦИК.
Налог за бездетность в СССР составлял не 1 а 6 % от зарплаты. Взносы в профсоюзную организацию составляли 1 %, а партийные и комсомольские взносы от символических (2 копейки со школьников) до 3 % (при зарплате свыше 150 рублей) от зарплаты. Лично я почти всю жизнь как раз и платил 19+6+1+3=29 % от зарплаты.
Но ведь «лично» гражданин платил только профсоюзные и партийные (комсомольские) взносы. А подоходный налог и налог за бездетность удерживали непосредственно в бухгалтерии, так что некоторые (не очень подкованные в этой области) даже и не знали, что с них удерживают налоги. Сегодня хотя налог вроде бы и меньше, но это так кажется. Сумма всяких налогов, которые платит работодатель (в % от зарплаты работников), составляет около 39 %. Кроме того, все граждане платят налог за добавленную стоимость (НДС) который составляет 10 % на продукты питания и вещи первой необходимости, и 18 (сейчас будет 20) % от суммы покупки. А ещё акцизы на бензин, спиртные напитки и табачные изделия. Да, чуть не забыл, какие-то налоги в пенсионный фонд. Таким образом, сегодня сумма налогов с граждан составляет около 60 %.
ПН, используемый в СССР, взимался с доходов, которые превышали 70 рублей. Но, помимо этого, была назначена налоговая льгота для отдельных граждан. Среди них:
- рабочие и служащие, получающие оплату в пределах лимита
- работники сельского хозяйства, получающие доход в колхозах
- военные, проходящие срочную службу или призванные на учения и сборы
В связи с тем, что первоначальный вид этот закон увидел еще в 1943 году, когда непосредственно шла война, в него не была внесена одна весьма важная категория лиц, освобождаемая от ПН. К ним относятся герои Союза, а также обладатели орденов Славы 3 степеней и участники войны, получившие инвалидность. Данная правка была внесена в 1984 году. Как известно, присутствует она и в сегодняшнем законодательстве.
После крещения Руси князь Владимир возвел в Киеве церковь святой Богородицы и дал ей десятину от всех доходов. В летописи мы находим об этом следующее сообщение: «Создах церковь св. Богородица десятинную и дах ей десятину по всей земле Русской: из княжения в Соборную церковь от всего княжа суда десятую векшю, а и с торгу десятую неделю, а и с домом на всяко лето от всякого стада и от всякого жита.» Первоначальная ставка налога составляет 10% от всех полученных доходов. Объединение Древнерусского государства началось лишь с конца IX в.
Налоги в СССР (ч.2): «Готовь налог: к труду и обороне»
- Российская налоговая система: состояние, проблемы и тенденции развития 2014 / Турбина Наталья Михайловна, Косенкова Юлия Юрьевна
- Налог, сбор и налоговая система: экономические, исторические и правовые аспекты 2012 / Грачев М.С.
- Налог, сбор и налоговая система: экономические, исторические и правовые аспекты 2012 / Грачев М.С.
- К вопросу о происхождении налогов и налогообложения 2015 / Бобринев Руслан Викторович
- Налоговая система России: проблемы и перспективы реформирования 2017 / Зотиков Николай Зотикович, Савдерова Алина Федоровна
Война потребовала мобилизации всех ресурсов. Для финансирования расходов на оборону пришлось привлечь не только государственные средства, но и деньги населения. 1 января 1942 г. для совершеннолетних граждан был введен военный налог. Он заменил надбавки к подоходному и сельскохозяйственному платежам. От обязательств были освобождены военнослужащие и члены их семей, а также пенсионеры.
Ставка дифференцировалась по категориям населения. Колхозникам приходилось платить 150-600 руб. в год, а тем, кто не имел самостоятельной прибыли, – 100 руб.
В 1941 г. появился налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, который просуществовал вплоть до распада страны. Бездетные мужчины (20–50 лет) и женщины (20–45 лет) отчисляли государству 6% от заработка. Человек освобождался от платежа при доходе ниже 70 руб. в месяц.
Началось глубокое хозяйственное реформирование. Характерной особенностью этого исторического периода стала попытка отказаться от налогообложения граждан. Идея нового экономического эксперимента принадлежала Никите Хрущеву. 7 мая 1960 г. Верховный Совет СССР принял соответствующее постановление. Документ подразумевал полную отмену сборов с вознаграждения за труд рабочих и служащих.
В 80-х годах прошлого столетия экономика нашей страны достигла пика своей стабильности. Уровень жизни населения СССР вышел на исторический максимум.
В 1986 г. граждане получили право на индивидуальную трудовую деятельность. Для этого требовалось оформить патент в исполкоме СНД или оформить регистрационное удостоверение, предварительно уплатив государственную пошлину. Лица, имеющие патент, освобождались от подоходного налога, но должны были делать специальные ежегодные взносы. Остальные же платили его по ставке, зависящей от размера прибыли.
После 1988 г. появилось множество новых норм, регулирующих взимание средств в большинстве экономических сфер. Позднее все они были обобщены и систематизированы в Законе СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций».
Нормативная база, касающаяся физических лиц, также претерпела ряд изменений. Для имеющих крестьянские хозяйства утвердили самостоятельные режимы налогообложения.
Этот платеж, наряду с подоходным налогом, в СССР был главнейшим источником средств, поступающих в бюджет от населения. Первоначально его исчисление осуществлялось в пудах ржи или пшеницы, то есть в весовой мере. При этом учитывались:
- площадь пашни и сенокоса;
- количество людей в хозяйстве;
- численность продуктивного и рабочего скота;
- урожайность текущего года.
При переходе к взиманию в денежной форме единицей обложения стала десятина пашни. Для сенокосных угодий и сельскохозяйственных животных ввели специальные коэффициенты для перевода значений. В каждой местности были индивидуальные тарифы (существовало около 40 таблиц для расчета).
Кто же кого «кормил» в СССР? Подробный разбор
В 1931 г. ввели налог на растения, которые росли в личных подсобных хозяйствах. Ставка зависела от площади посадок и вида плодоносящей культуры. Доходность 1 сотки оценивалась государством. В бюджет требовалось отчислять 11% от нормативной суммы. Так, при выращивании яблонь размер платежа составлял 12–14 руб. в год (в зависимости от климатической зоны).
В 1950-х гг. Никита Хрущев попытался увеличить ставки налога на культуры вдвое. Это привело к тому, что деревья начали массово вырубать.
Платеж ввели Указом Президиума Верховного Совета СССР в ноябре 1941 г. Его целью было стимулирование рождаемости и повышение ценности брака. После войны его решили сохранить. Это было логично: страна понесла большие потери, поэтому требовалось срочно восполнить человеческие ресурсы.
Ставка напрямую зависела от ежемесячного дохода. Если размер зарплаты превышал 91 руб., из нее вычиталось 6%, а из суммы от 70 до 91 руб. – 5%. С лиц, которые получали менее 70 руб., налог не брали. От выплат освобождались те, кто не мог иметь детей из-за проблем со здоровьем, и граждане, дети которых погибли на фронте. Учащимся вузов и техникумов, а также Героям Советского Союза предоставлялись льготы.
Интересно, что обложение женщин и мужчин происходило по-разному. Первые платили, находясь в бездетном браке, вторые же – независимо от семейного положения.
В 1949 г. ставки сбора на бездетность для жителей села повысились. Теперь они должны были платить государству 150 руб. в год. Те, кто имел 1 ребенка, отдавали в казну 50 руб. На двоих детей отчислять следовало 25 руб. за год.
Декрет «О земле», принятый в 1917 г., полностью отменил право собственности на участки. Площади изымались у помещиков и передавались в пользование крестьянам.
Несмотря на то, что люди не являлись реальными хозяевами наделов, платить за них им все равно приходилось. Рента взималась как с застроенных, так и с незастроенных площадей. Ставка зависела от класса поселения и того, какие объекты были возведены на земле. Платеж варьировался от 0,5 коп. до 3,5 руб. за квадратный метр. От него освобождали лишь тех, кто вносил деньги за аренду в местные органы власти.
После свершения Октябрьской революции в систему налогообложения России были привнесены социалистические идеи. Разумеется, они обладали ярко выраженным политическим акцентом и были направлены на ослабление буржуазии.
Когда ввели налоги в СССР? Практически сразу же после победы революции. На начальном этапе своей деятельности молодая Советская власть сделала вполне благоразумную попытку, направленную на сохранение дореволюционной системы взимания денег. Однако это было невозможно, ведь в тот период продолжала идти Первая мировая война, за которой, как следствие ожесточенной классовой борьбы, последовала гражданская. Хозяйственная разруха и национализация, слабость государственных органов и натурализация обмена — все это, а также некоторые другие факторы не могли не оказать существенного влияния на финансовую сферу. В такой обстановке говорить о налаживании успешной налоговой политики было просто бессмысленно.
Когда ввели налоги в СССР? Уже в январе 1918 г. вышел Декрет Советской власти, по которому на всей территории страны ее жители должны были платить сбор. Он являлся натуральным и назывался «продовольственная разверстка». Согласно этому документу, крестьяне обязаны были сдавать государству излишки хлеба и прочих продуктов по твердым ценам. Все продовольственные запасы, остающиеся у семьи, должны были соответствовать специально разработанным минимальным нормам, предусматривающим удовлетворение хозяйственных и личных нужд.
Введением продразверстки Советская власть возобновила политику по принудительному изъятию продуктов питания, которая ранее применялась царским, а после Временным правительством с целью поддержания жизнедеятельности промышленных центров в условиях хозяйственной разрухи и войны.
Однако в течение некоторого периода казна по существу не получала налогов от деревни. При этом власти также производили отчисления на деятельность сельских и волостных Советов. Последние делали все, чтобы изыскать средства на месте и облагали контрибуциями всех крестьян, у которых был хоть какой-нибудь достаток. Скот, хлеб и деньги подлежали конфискации у жителей деревень и за их отказ от выполнения любых распоряжений новой власти. Отбирались они у крестьян и за участие в выступлениях против нового строя.
Какие налоги платили в СССР? На заре Советской власти местные бюджеты пополнялись в основном за счет «Разового сбора на торговлю». Этот налог был установлен 3.12.1918 г. На основании изданного правительством документа местные Советы взимали в городах разовый местный сбор с лиц, осуществляющих подвижную торговлю.
Помимо этого, власти существенно повысили установленные на реализацию предметов массового потребления. Эти сборы необходимо было платить собственникам предприятий, производящих облагаемые услуги или товары. В конце 1918 г. акцизы были упразднены. Их заменили прямым начислением к цене товара. Однако в ситуации все большей натурализации хозяйства поступления денег в бюджет резко снизились.
В апреле 1918 г. был введен косвенный налог «Особый пятипроцентный сбор». Суммы от его перечисления в бюджет планировалось направлять в виде помощи кооперированному населению. Налог, ставка которого составляла 5% от оборота частных торговых и кооперативных мероприятий, должен был стать стимулом для вступления граждан в ряды потребительских обществ, ведь после утверждения годовых отчетов сумма сбора возвращалась работникам. Пятипроцентный сбор был отменен в марте 1919 г.
Подоходный налог СССР и сейчас: платим больше, чем кустари и нетрудовые 1920-х
Рассматривая вопрос о том, какие налоги были в СССР, стоит отметить постановление, принятое Президиумом ВЦИК 3.02.1921 г. Согласно его положениям, правительство страны приостановило взимание всех налогов — как местных, так и общегосударственных. Объясняется это тем, что проводимая до 1921 г. политика «военного коммунизма» подошла к своему апогею. Это и стало предпосылкой для перехода государства к НЭПу. Первым шагом на пути к новой экономической политике стала замена продовольственной разверстки продналогом с четко фиксированными ставками.
Страна в этот период находилась в разрухе. Сворачивалась торговля, деньги обесценивались все больше, а заработная плата рабочих была подвержена натурализации. В таких условиях восстановить народное хозяйство было просто невозможно. Помимо всего прочего, все более ухудшались взаимоотношения между деревней и городом, между представителями новой власти и крестьянами. Повсеместно происходили восстания сельчан. Это и стало основной причиной введения продналога. Выращенную продукцию у крестьян начали взимать в меньшем размере. При этом жители села отдавали лишь определенную долю того, что было произведено их частным хозяйством. Во внимание принималась урожайность, количество членов в семье и имеющееся поголовье скота.
Какие налоги были в СССР в последующие периоды? Сборы в казну претерпели некоторые изменения в мае 1923 года. Продналог с этого времени стал единым сельскохозяйственным, имевшим натуральную форму до 1924 г. При введении данного сбора была разработана повышенная прогрессия ставок. Это позволило обеспечить соответствие размеров отчислений доходности каждого из крестьянских хозяйств. Было решено принимать во внимание не только размер пашни, но и количество скота, площадь сенокоса и число членов семьи. При этом если на одного едока выходило 0,25 десятины, то налог был равен 2,1% от облагаемого дохода, при 0,75 десятины — 10.5%, а при трех — 21,2%.
С 1926 г. доход стал исчисляться еще и исходя из наличия мелкого скота, а также прибыли от садоводства, виноградарства, табаководства и т.д. Существовал при этом и определенный необлагаемый минимум. Его власть установила для поддержки хозяйств бедняков. С 1928 г. льготы по этому налогу были еще более расширены. Так, был повышен необлагаемый минимум, а кроме этого увеличена скидка с налога для коллективных хозяйств (до 25-30%).
Система налогов в СССР постоянно совершенствовалась. Очередная ее реформа была проведена в 1930-1932 годах. Ее целью стало преобразование взаимоотношений, существующих между кооперативными и государственными предприятиями с бюджетом. Постановление о проведении в СССР приняли СНК и ЦИК 2.09.1930 г. Одновременно с этим правительство страны предусмотрело ряд экономических, политических и организационных мероприятий, которые обеспечивали окончательное формирование денежно-кредитной сферы страны.
В государственную казну производили исчисления социалистические хозяйства и население. Все эти платежи были объединены в определенные группы. Так, в общественном секторе имел место:
- налог с оборота;
- подоходный налог, взимаемый с кооперации;
- платежи из прибыли;
- налог с оборота, полученного кинотеатрами;
- налог с совхозов;
- налог, взимаемый с суммы нетоварных операций предприятий;
- единая пошлина и т.д.
Исчислялся в СССР и подоходный налог. Он подлежал взиманию с частных лиц параллельно с:
- сельхозналогом;
- единовременным налогом, взимаемым с единоличных крестьянских хозяйств;
- налогом на сверхприбыль;
- сборами на нужды культурно-бытового и жилищного строительства и другими платежами.
Были ли налоги в СССР, касающиеся импорта и экспорта товаров? Да, в период с 1930 г. по 1941 г. существовала в стране и система таможенных пошлин.
Судя по данным статистики, государственный бюджет Советского государства в 30-х годах все более пополнялся доходами, полученными от социалистических хозяйств. Суммы поступающих финансов все более возрастали, прежде всего, благодаря отчислениям от величины прибыли организаций и налога с их оборота. Так, последний из этих сборов в 1935 г. позволил получить 44,9 млрд руб. В 1936 г. в казну поступило уже 53,1 млрд, а в 1937 г. — 57,8 млрд рублей.
В этот период продолжают создаваться благоприятные условия для исчисления налогов с зарплаты. В СССР граждане, занятые в общественном производстве, а также на кооперативных и государственных предприятиях, получили больше льгот, чем те, которые имели доходы от частной деятельности. Кроме того, были разработаны и внедрены льготы по подоходному налогу. Его суммы снижались при наличии иждивенцев в семье и детей.
Налоговая система – важнейшая часть государственных финансов, которая определяет, насколько сильно государство участвует в экономике и насколько комфортно вести бизнес в стране.
Налоги существуют дольше, чем любое из известных государств. Их прообраз впервые упоминается в своде законов древневавилонского царя Хаммурапи, который датируется XVIII веком до нашей эры. Государство не может существовать без налогов, были они во все периоды истории России и СССР.
Советская экономика давала до 20% мирового промышленного производства, но построена была не так, как экономики других стран. Прежде всего, это структура экономики по форме собственности – доля государства в экономике СССР приближалась к 100% (условно негосударственными оставались только личные подсобные хозяйства).
Из этого следует и другое отличие – налоги не были единственным источником для бюджета СССР. Достаточно весомая часть доходов шла в бюджеты напрямую из прибыли предприятий, а также от экспорта сырья за рубеж (что давало еще и валютную выручку).
Были нестандартные налоги (например, доплаты за бездетность), а еще советским гражданам приходилось фактически обязательно уплачивать и иные платежи – членские взносы в Комсомол, взносы в профсоюзы, до 50-х годов – покупать государственные облигации.
Есть отдельные мнения от том, что советская налоговая система была не очень эффективной, ведь:
- налоги с организаций платили государственные предприятия государству;
- налоги с населения платили люди с тех денег, которые им платило государство.
При всем этом советская налоговая система регулярно менялась – несколько раз добавлялись и отменялись налоги, и их размеры.
В первые годы после установления советской власти (вплоть до 1921 года) в стране была огромная проблема с продовольствием – прежняя система товарно-денежных отношений в этой сфере уже несколько лет не функционировала, а стремление большевиков собрать нужный объем продовольствия привели к противодействию в крестьянской среде.
Речь идет о продовольственной разверстке – формально это принудительный выкуп излишков продовольствия у крестьян. Ее начали еще до февральской революции, но примерно до 1919 года крестьяне не очень охотно продавали зерно.
Изымали часто не излишки продовольствия, а столько, сколько было необходимо власти в данный момент (то есть, гораздо больше). Часто забирали даже семенной фонд. Из-за сопротивления крестьянства большевикам приходилось использовать вооруженные Комитеты бедноты.
Конечно, большевики выкупали эти «излишки» за деньги, но в некоторых регионов на это не хватало денежных знаков, а с учетом их постоянного обесценения крестьяне, по сути, просто отдавали зерно.
Только в 1921 году на фоне плохого урожая и крестьянских восстаний большевики заменили продразверстку на продналог – он был гораздо ниже (забирали только 30% вместо 70% продовольствия) и в фиксированных размерах, а бедных освободили от продналога.
Кроме того, в годы «военного коммунизма» бюджет пополнялся, в основном, за счет контрибуции и печати бумажных денег (с соответствующей инфляцией). Также существовали и другие налоги:
- единовременный чрезвычайный десятимиллиардный революционный налог – фактически просто изъятие денег у тех, кого большевики считали паразитическими и контрреволюционными элементами. Сумму в 10 миллиардов рублей поделили по волостям, те поделили по уездам, а те разделили («разложили») по конкретным плательщикам;
- разовый сбор за торговлю . Его вводили местные советы за разные виды торговли (вразнос, вразвоз, продажу скота на рынке, и т.д.).
Времена менялись, и к 1921 году молодая страна, двигаясь в русле «военного коммунизма», докатилась почти до самой катастрофы: в разы упала производительность труда, почти остановился транспорт, деньги обесценивались с огромной скоростью, люди просто не хотели работать.
Кульминацией всего этого стал массовый голод в 1920-1921 годах, унесший жизни 5 миллионов человек.
Дальше так жить было нельзя, и в марте 1921 года X съезд РКП(б) вводит новую экономическую политику (НЭП). Об этом периоде написано много – сам Ленин считал его временным, но именно 7 лет НЭПа считают едва ли не самым успешным периодом советской экономики.