Органы опеки и попечительства

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Органы опеки и попечительства». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Органы опеки и попечительства – специальные органы исполнительной власти Российской Федерации, работа которых направлена на контроль вопросов, относительно прав детей и других категорий граждан, которым необходима опека или попечительство.

Опека – вид и форма представительства малолетних граждан, не достигших 14 лет, которым по причине возраста необходимо иметь опекунов, законных представителей.

Деятельность органов опеки и попечительства направлена на соблюдение прав и потребностей ребенка. Действия специализированных инстанций ставят целью защиту интересов граждан, пребывающих под опекой. Основные правила в области опеки и попечительства регламентируются нормами законов и нормативно-правовых актов.

Официальный опекун имеет право от имени подопечного совершать различные действия, значимые с юридической точки зрения, в рамках закона.

Попечительство – вид и форма представительства, которая относится к гражданам от 14 до 18 лет, подразумевает необходимость наличия попечителя, как опоры в реализации прав несовершеннолетнего. Попечитель должен оказывать содействие в реализации законных прав и обязанностей подопечных. В обязанности попечителя входят действия, которые оберегают вверенное ему лицо от негативных влияний.

Основные цели существования институтов опеки и попечительства: защита, воспитание несовершеннолетних, предоставление им образования, помощь в реализации прав и обязанностей.

Обратиться в специализированные органы можно по месту жительства. Если имеет место признание гражданина недееспособным, судебные инстанции обращаются в органы опеки и попечительства. Обращение должно поступить не позднее, чем в течение ближайших 3 дней после вынесения решения суда.

  • Задачи, которые выполняют органы опеки и попечительства и направления работы:
  • Защита прав и интересов граждан, которые по ряду причин нуждаются в опеке.
  • Надзор и контроль процедуры принятия опеки или попечительства.
  • Контроль деятельности официально назначенных опекунов и попечителей.
  • Защита и контроль над управлением имуществом граждан, которые передаются под опеку или попечительство.
  • Надзор над организациями, которые работают с несовершеннолетними: образовательные учреждения, больницы, организации, которые оказывают социальные услуги.

Функции органов опеки и попечительства сосредоточены на защите прав несовершеннолетних, которые попали под опеку или попечительство. В рамках своих обязанностей, органы опеки и попечительства имеют право на:

  • Проведение контроля условий жизни лица, которое передано под опеку или попечительство;
  • Надзор за действиями опекунов и попечителей с целью защиты прав несовершеннолетних;
  • Защиту принципа целостности и сохранности имущества подопечного;
  • Контроль над выполнением обязанностей, которые предписаны попечителям и опекунам, согласно закону РФ.

Надзор и контроль может быть осуществлен по месту проживания:

  • Опекунов или попечителей;
  • Подопечного.

Официальное назначение опекуна требует издания специального документа, согласно которому лицо приобретает определенные права и обязанности по отношению к подопечному. Документ может включать пункты, которые ограничивают действия опекуна. Главное – соблюдение интересов подопечного.

Полномочия органов опеки и попечительства включают право органов опеки на установление специфических требований к опекунам или попечителям. Обязательные индивидуальные требования касаются защиты интересов подопечного и не должны противоречить нормам права.

Обязанностями органов опеки является осуществление действий, относительно защиты прав несовершеннолетних подопечных. Если имеется факт нарушения прав подопечных, органы опеки и попечительства обязательно должны принять меры для устранения данного нарушения. Принимая меры, уполномоченные органы должны уведомить об этом лицо, против которого направлены данные меры.

Права органов опеки и попечительства

Задачи органов опеки и попечительства регламентированы нормами Семейного кодекса РФ. Согласно положениям закона, органы, которые осуществляют контроль в рамках попечительства и опекунства должны выполнять такие основные задачи:

  • Защита прав граждан, которые нуждаются в опеке и попечительстве.
  • Защита интересов подопечных.
  • Контроль деятельности опекунов и попечителей с целью выявления нарушений и устранения их.
  • Надзор за организациями, которые имеют отношение к защите и реализации прав подопечных.
  • Защита имущества подопечных и законного права на распоряжение и владение этим имуществом.
  • Контроль над работой организаций медицинской и образовательной направленности.

Кроме перечисленных основных задач, полномочия органов опеки и попечительства могут быть расширены, на них могут быть возложены и другие обязанности и права в рамках действующего законодательства, если есть необходимость принять меры для защиты прав подопечного.

Органами опеки и попечительства являются органы, наделенные специальными полномочиями в области защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.

Органы имеют право применять все законные, доступные меры в целях защиты ребенка, пребывающего под опекой или попечительством или передаваемого под опеку по причинам потери родителей.

Органы опеки могут осуществлять действия в направлении поиска опекунов для ребенка, создавать условия для реализации прав и обязанностей в рамках полномочий данных органов исполнительной власти. Также осуществляется контроль и надзор за организациями, которые имеют отношение к процессу опекунства, защите прав детей. В рамках деятельности органом опеки лежит создание единой базы данных, в которую внесены дети, лишенные опеки.

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Вопросы и ответы юристов

Одна из функций, которую также выполняют органы опеки и попечительства, — ограничение или лишение биологических родителей ребенка родительских прав.

И если ограничение в правах происходит в целях профилактики, а ребенок временно изымается из семьи, то вторая процедура является наиболее серьезной.

Органы опеки могут ограничить в правах одного или сразу обоих родителей в том случае, если в данный конкретный момент нахождение ребенка рядом с ними может угрожать его жизни и здоровью

Ограничение по решению суда назначается на срок до полугода. За это время родителям дается шанс исправить ситуацию в лучшую сторону.

Если по истечении шести месяцев и проведенной госорганами повторной проверки условия для проживания ребенка в кровной семье так и не изменились, будет подано ходатайство о лишении родительских прав в судебном порядке.

Под лишением подразумевается более строгая мера, а именно запрет на дальнейшее воспитание ребенка как одним из родителей, так и обоими сразу. При этом их полномочия по воспитанию не ограничиваются каким-то определенным временным промежутком как в случае с ограничением, а прекращаются полностью, если решение не будет оспорено в суде.

Являются родители ограниченными в родительских правах или лишенными их, это не снимает с них обязательств материального характера. Как правило, суд также назначает размер алиментов, которые необходимо будет платить на каждого ребенка (в случае, если решение вступило в силу сразу по нескольким несовершеннолетним).

Ограничение в родительских правах является мерой, направленной на защиту прав несовершеннолетнего. Ее могут применять, например, к лицам, страдающим психическими расстройствами либо тяжелыми заболеваниями, по причине которых гражданин не может обеспечить сыну или дочери нормальную и безопасную жизнь.

Лишение прав — крайняя мера правовой защиты несовершеннолетних

Согласно ст. 69 СК РФ основаниями для лишения родительских прав могут быть:

  • факты жестокого обращения с ребенком, в том числе любые виды насилия (психического, физического, сексуального характера);
  • злоупотребление родительскими полномочиями и правами либо злостное уклонение от них (к примеру, в случае длительной неуплаты алиментов);
  • неизлечимая болезнь, алкогольная/наркотическая зависимость;
  • оставление ребенка в социальном или медицинском учреждении, нежелание его оттуда забирать;
  • умышленные преступные действия, способные причинить вред здоровью или жизни как одного из членов семьи, так и самого ребенка.

Органы опеки и попечительства: нюансы работы и полномочия

Органы опеки занимаются установлением надзора над недееспособными гражданами и детьми, которые остались без родителей. Среди полномочий этих госорганов можно выделить поиск тех, кто нуждается в помощи, а также поиск и подготовку будущих опекунов.

Органы власти следят за тем, как граждане исполняют свои обязанности. В частности, они должны обеспечивать своих подопечных всем необходимым, предоставлять им лечение, образование, защищать их интересы и права.

Давайте откроем словари. В них разбирается, что такое опека. Это специальная форма социальной защиты несовершеннолетних детей и граждан, утративших дееспособность по решению суда. В таковых отношениях задействовано две стороны. Первая названа. Это дети до четырнадцати лет и люди, которые в силу физического состояния не могут нести за себя ответственность. Проще, таковые граждане больны и не ориентируются в жизни. Они не вполне адекватно воспринимают то, что происходит вокруг.

Чтобы не оставить людей, требующих специальной помощи, без поддержки, государство создает специальные органы. Они, как правило, формируются в структурах районной власти. Отдел опеки занимается сбором информации о детях-сиротах, неблагополучных семьях и так далее. То есть в его обязанности входит контроль и мониторинг ситуации на подведомственной территории. На практике отдел опеки получает данные о детях от сельских советов. Довольно затруднительно из районного центра видеть, что происходит в каждой семье. Потому налаживаются связи с работниками органов местного самоуправления, школ, неравнодушными гражданами. Когда ребенок попадает в беду, его делами занимаются указанные люди. Они собирают документы, передают их в орган опеки. Кроме того, те, кто знает ситуацию, зачастую помогают подобрать опекуна. Это ответственное и довольно тонкое дело. Опекунами почти всегда становятся родственники ребенка. Решение вполне обоснованное. Малыш привык к тете или бабушке, не испытывает дополнительного стресса. Но в семьях иной раз возникают конфликты по поводу личности опекуна, связанные со «шкурным» интересом. Потому выбор лица, отвечающего за ребенка, – дело серьезное и ответственное.

В законодательстве этот вопрос разобран подробно. Опека над ребенком доверяется лицу, имеющему определенный доход, нормальное состояние физического и психического здоровья, положительно характеризующемуся коллегами и соседями. То есть кандидат обязан собрать целый пакет документов. Просто так ребенка государство никому не отдаст. На практике все происходит немного иначе, естественно, с соблюдением закона. Органы опеки детей, потерявших родителей, стараются не отлучать от родных. Сами посудите, ребенок и так переживает огромную трагедию. Он мал (повторим – до 14 лет). Если его еще и поместить в незнакомые условия, то стресс только усилится. Таковое решение никак не соответствует принципу зашиты психики и здоровья малыша. Специалисты стараются не подвергать детей лишним мучениям. Если рядом живет родственник, которому можно доверить ребенка, то его оставляют с ним. При этом, конечно, следят, чтобы человек оформил все документы надлежащим образом. В специализированное учреждение детей отправляют в крайних случаях. Не стоит считать, опираясь на страшилки, время от времени публикуемые в СМИ, что органы опеки района – сборище бездушных людей. Там таковые не смогут и недели проработать.

Как органы опеки помогают семьям с детьми

Не стоит считать, что государство «сбывает с рук» ребенка и забывает об этом. Круг обязанностей органов опеки очень широк. Специалисты отвечают за детей в той же степени, что и опекуны. Первым вменено в обязанности проверять, обоснованно ли ребенка доверили вторым. С этой целью работники опеки осуществляют контроль за семьей. Методы многообразны. Служащие требуют справок из учебных и медицинских учреждений, посещают дом, где проживает ребенок, чтобы лично убедиться в том, что ему создаются нормальные условия. Кроме того, опека следит за использованием средств, выплачиваемых опекуну. То есть чтобы они тратились на нужды ребенка, а не желания взрослого. Крайне важно делать это все ненавязчиво, чтобы не навредить малышу. Потому люди грубые, неграмотные, не любящие детей в таковых структурах не задерживаются.

Эта функция возложена на работников прокуратуры — органа, призванного защищать интересы граждан независимо от возраста. Контроль – одна из функций государства. Работники прокуратуры осуществляют надзор за деятельностью органа опеки. На практике они проверяют документы на предмет выявления нарушений. Если что-то там не в порядке, то наказывают, без этого не обходится.

Есть еще один вид неофициального контроля – общественный. Вокруг ребенка множество неравнодушных людей. Они присматривают по своей инициативе за тем, как относится к малышу опекун. Если замечают в его поведении недобросовестность или недобропорядочность, могут сообщить «куда надо». В принципе, таковую деятельность государство приветствует. Не может несколько человек, работающих в отделе опеки всех охватить вниманием. Помощь общественности здесь просто необходима.

Следует знать некоторые юридические нюансы рассматриваемого вида взаимоотношений. Опека оформляется специальным договором. Если лицо, которому государство доверило своего маленького гражданина, не справляется с обязанностями, он разрывается. Это не происходит без последствий. Ведь опекун берет на себя определенные обязательства. Кроме того, он получает денежные средства на их исполнение. Для выяснения всех обстоятельств проводится разбирательство, в котором участвуют официальные лица и представители общественности. Если ребенок пострадал вследствие недобросовестности опекуна, дело передается в правоохранительные органы. Это очень неприятная ситуация для всех. Специалиста, выбравшего неподобающего опекуна, обязательно наказывают. Он должен внимательно и досконально изучить личность, которой передается ребенок. Это записано в его должностных обязанностях. Нельзя допускать, чтобы сомнительным личностям была доверена опека. Семьи, в которые отдаются дети, должны быть благополучными.

Какую деятельность осуществляют органы опеки и попечительства?

В статье 7 Федерального закона о попечительстве говорится о задачах, которые преследуют государственные органы опеки:

  1. Защищать права, интересы людей, которые нуждаются в помощи государства.
  2. Следить за исполнением обязанностей лиц или организаций, в руки которых вверена жизнь гражданина с ограниченными возможностями.
  3. Контролировать целостность и сохранность имущественных ценностей несовершеннолетних детей или лиц с ограниченными возможностями, которые находятся под опекой и надзором социальных, медицинских, образовательных заведений.

Также органы попечительства несут и другие задачи, которые предписаны законами РФ:

  • защищать права малолетних детей, проживающих с родителями или опекунами;
  • ведение профилактической деятельности против безнадзорности малолетних детей.

Если недееспособный гражданин вместе с опекуном или попечителем переезжает на новое место жительства, то регистрация и наблюдение за ним осуществляется уже на новом месте проживания. Деятельность органов в таком случае заключается в оформлении факта перемены места жительства, отправке дела несовершеннолетнего или недееспособного гражданина на новое место проживания в течение 3 рабочих дней с момента информирования опекуном о переезде в другой населенный пункт.

Также все обязанности, полномочия и задачи полностью возьмет на новый орган опеки по другому месту жительства с того дня, как личное дело получено. Гражданин также будет находиться под защитой и наблюдением ООП, как и раньше, но уже в другом регионе. При этом законодательная база остается едина для всей территории Российской Федерации, как и качество присмотра, выполнение задач ООП.

В качестве основной функции органов выступает защита лиц с ограниченными возможностями. Под эту категорию попадают как дети, не достигшие 18 лет, так и взрослые, которые по каким-либо причинам не в состоянии полностью содержать себя в финансовом и физическом плане временно или до конца жизни. ООП имеет право менять решение о необходимости предоставления или помощи лицам от государства на основе объективных причин.

Также ООП:

  1. Являются государственной структурой.
  2. Обладают полномочиями исполнительной власти.
  3. Всегда остаются гарантом безопасности и защитником прав недееспособного лица, в том числе перед лицом закона, после передачи опекунских и попечительских прав.

Деятельность данного учреждения регулирует отдельный нормативно-правовой акт – ФЗ №48 от 24.04.2008 года «Об опеке и попечительстве». В статье 5 указаны принципы, в соответствии с которыми служба работает, а также функции органов:

  • принятие и отказ гражданином от обязанностей по надзору за несовершеннолетними в свободном порядке;
  • контроль за деятельность по опеке и попечительству;
  • предоставление гарантий защиты прав и законных интересов несовершеннолетних детей.

Все об органах опеки и попечительства

Органы опеки представляют собой исполнительную ветвь власти, поэтому в процессе работы они вынуждены взаимодействовать с другими органами власти. К примеру, они могут подавать исковые заявления в суд о лишении граждан их прав в отношении несовершеннолетнего ребенка, если они не исполняют своих обязанностей.

Также могут направлять заявление о признании гражданина РФ недееспособным или частично ограниченным в дееспособности.

3 сентября 2021 года

Более 150 юных москвичей из учреждений для детей-сирот начали обучение в городских колледжах

3 сентября 2021 года

Огород для души: как детей с инвалидностью реабилитируют с помощью трудотерапии

2 сентября 2021 года

Для будущих приемных родителей пройдет День открытых дверей

26 августа 2021 года

Вместе мы справимся! Как столичные семейные центры помогают приемным родителям

25 августа 2021 года

Более 50 человек прислали свои вопросы через сервис обратной связи на портале «Моя новая семья»

23 августа 2021 года

Контролем работы службы занимается несколько ведомств, они призваны координировать, направлять, проверять законность действий сотрудников социальной сферы. В первую очередь в этот разряд входит Министерство социального развития, в некоторых субъектах страны – органы местного самоуправления (администрации). Прокуратура также осуществляет надзор за осуществлением функций: при обращении человека с жалобой это учреждение обязано проверить законность действий специалистов.

Орган опеки и попечительства – это отдельная часть исполнительной власти со своими правами и полномочиями для обеспечения регламентированной на законодательном уровне деятельности.

Полномочия ООП направлены на социальный контроль за работой опекунов и попечителей, а также за тем, как обеспечиваются заботой и воспитываются лица, которые были взяты под опеку. Однако по закону, ООП может действовать в интересах опекаемых подопечных исключительно в тех случаях, когда опекуны совершают действия, противоречащие нормам законодательства или интересам несовершеннолетнего, недееспособного гражданина. Это может проявляться:

  1. В спектре социального отношения.
  2. В насилии по отношении к своему подопечному.
  3. Необходимости защиты имущественных интересов недееспособного или несовершеннолетнего гражданина.

К сожалению, многие родители намеренно уклоняются от обязанности по воспитанию несовершеннолетнего ребенка. По обращению соответствующих органов, суд может лишить таких мам и пап их прав на детей. Дело инициируется по заявлению одного из нижеперечисленных лиц:

  1. Родитель ребенка.
  2. Работник прокуратуры.
  3. Специалист органа опеки.

Вне зависимости от оснований, в начале такого процессуального действия всегда привлекается сотрудник ООП, занимающийся составлением акта обследования условий, в которых проживает малолетний ребенок.

Когда по результатам разбирательства в суде, рассмотрения всех представленных для дела доказательств, родительских прав лишаются оба родителя несовершеннолетнего, то ребенок отправляется на попечение в ООП.

При разбирательстве дела судом может быть принято решение об ограничении прав родителей в отношении своего ребенка. В частности, такое определение выносится в тех случаях, когда проживание с родными опасно для несовершеннолетнего, но нет основания для лишения таких лиц их родительских прав.

В ситуации, когда отец и мать в течение полугода не меняют свое поведение, ООП предъявляет им исковое заявление о необходимости лишить родителей их прав на воспитание своего ребенка.

При выявлении факта угрозы жизни и здоровью несовершеннолетнего, орган может незамедлительно отобрать такого ребенка у его родителей и поместить в специализированное учреждение для таких детей. В течение недели после принятия решения, представителем государственного органа должен быть подан иск о необходимости лишить отца и мать их права на воспитание детей.

По инструкции, ООП должны проверять все заявления, где содержится информация о том, что несовершеннолетний ребенок остался без обеспечения своих родителей и иных родственников, находятся в условиях, несущих опасность для его здоровья и жизни.

По закону, проверка по направлению должна быть проведена в течение 3 дней с приема обращения.

Если во время подготовки к проверке специалистами ООП будет установлено, что факты, указанные в обращении, недостоверные – дело не заводится.

Если же при проведении проверки обстоятельств и посещении квартиры семьи, сотрудником будет установлено, что угроза здоровья или жизни ребенка действительно существует, семейство берется на юридический контроль. Органы, способные проводить проверку, расположены территориально (центральный район, пригород).

Органы опеки и попечительства имеют территориальные подразделения в каждом муниципальном районе (либо во внутригородском муниципальном образовании). Адреса и телефоны того или иного отделения, близкого к вашему дому, всегда можно найти на сайтах городских департаментов социального обслуживания населения.

Список документов, которые потребуют от вас в опеке

Итак. В органы опеки вы должны принести следующий список необходимых документов:
– краткая автобиография;
– справка с места работы с указанием должности и заработной платы либо копия декларации о доходах;
– копия финансового лицевого счета;
– выписка из домовой книги или документ, подтверждающий право собственности на квартиру;
– справка об отсутствии судимости за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан;
– медицинское заключение государственного или муниципального лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья и копия свидетельства о браке (если состоите в браке).

Когда документы, собраны, вы прикладываете их к заявлению, в котором просите дать заключение о возможности быть усыновителями, и относите все в органы опеки. Для подготовки заключения о возможности быть усыновителями орган опеки и попечительства составляет акт по результатам обследования условий вашего проживания.

На основании заявления и приложенных к нему документов, а также акта обследования, орган опеки и попечительства в течение 15 рабочих дней со дня подачи заявления готовит заключение об их возможности быть усыновителями, которое является основанием для постановки на учет в качестве кандидатов в усыновители (не забудьте: заключение это действительно в течение года со дня выдачи).

После постановки на учет орган опеки и попечительства соответствующий оператор рассматривает заявление и представленные документы в 10-дневный срок со дня их получения. При согласии гражданина усыновить предложенного ему ребенка, соответствующий оператор выдает ему направление на посещение этого ребенка.

Направление выдается на посещение одного ребенка и действительно в течение 10 дней с даты его выдачи. Срок действия направления может быть продлен соответствующим оператором при наличии оснований, препятствующих гражданину посетить ребенка в установленный срок (болезнь, служебная командировка и др.).

Если вы не смогли подобрать для усыновления ребенка по месту своего жительства, вы вправе обратиться за получением сведений о ребенке, подлежащем усыновлению, в другой орган опеки и попечительства или в орган исполнительной власти, любого субъекта РФ, или в министерство образования и науки (федеральный оператор государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей), по своему выбору. При этом специального направления на подбор ребенка, выданного органом опеки и попечительства по месту жительства кандидатов в усыновители, не требуется.

– На какие льготы может рассчитывать ребенок, взятый под опеку (отдых, общественный транспорт, образование и т.д.)?
Татьяна Дюмина: Пособие в 15 тысяч рублей – до 12 лет, 20 тысяч – после. Но нужно ежегодно сдавать отчеты по использованию этих денег, показывая, что «не живем на ее/его деньги». Нужно собирать чеки крупных покупок. Кроме этого – бесплатное допобразование в городских и муниципальных организациях, внеочередное зачисление в любые детский сад и школу, бесплатное двухразовое питание в школе, бесплатный общественный транспорт (включает бесплатный туалет на вокзале), прикрепление ребенка и его почти внеочередной прием в специализированной больнице. Теоретически раз в 2 года бесплатный отдых с опекуном за счет государства, но на деле на сайте госуслуг «цирк» – путевки надо «ловить». Есть еще бесплатные лагеря, в которые как говорят сами же сотрудники опеки, отправляют неблагополучных и сирот. Что касается культурной программы, это бесплатный каток в МЕГЕ, льготы в госмузеях и подарок на НГ и иногда билет на елку (1 билет) – на моей памяти было 1 раз.

– Льготы – автоматические (то есть, как только вы становитесь опекуном, ваш ребенок их получает) или каждый раз стоит доказывать, что ваш ребенок имеет право, скажем, на бесплатный проезд в метро и т.д.?
Татьяна Дюмина: В Москве с этим проблем нет, все автоматически, только надо уведомлять того, к кому пришел, что перед ним ребенок, оставшийся без попечения родителей, то есть показывать документы. А вот на периферии каждый шаг с боем.

Что касается той самой периферии, то общая картина в разных регионах разная, отмечают многие опекуны, и опять же зависит от конкретных людей на местах. Грубо говоря, в одном городе органы опеки могут кардинально отличаться друг от друга и отношением к людям, и оказываемыми услугами. Не исключение – и центральные города, как Москва и Питер. Так, от Татьяны Дюминой в одной и той же столичной опеке два разных сотрудника требовали разные документы:

– По версии одной сотрудницы, мы с мужем, живя в квартире моих родителей, и на тот момент воспитывая двух детей, не имели нужного количества квадратных метров для принятия государственного ребенка в семью. Еще она хотела от нас, чтобы мы с мужем заключили с родителями договор безвозмездного найма, так как там не прописаны. Также эта девушка говорила мне, что дохода у нас должно быть столько, чтобы не жить на Юлины деньги, а мы на ее репетиторов тратили больше. Хотя прожиточный минимум у нас был впритык на своих-то детей, еще до рождения младшей, скорое появление которой я до последнего скрывала. В общем, пока мы собирали многочисленные медицинские бумажки и проходили абсолютно ненужную нам, многодетным родителям, школу приемных родителей, эта сотрудница опеки ушла в декрет, а на ее место пришла другая, которая всего лишь попросила принести расписку от всех прописанных в квартире родных, что они разрешают Юле жить в этой квартире.

Я попросила своих собеседниц сказать, в чем полезность такого института как органы опеки лично для них.
Татьяна Дюмина и Татьяна Плотникова: « помощью этого института мы оформили опеку и пособие. Плюсы – непосредственно все дела, по отношению к приемному ребенку ведутся в одном месте – централизованно. Минусы – бюрократия. Это выдача справок, разрешений и их копий с синей печатью. При оформлении ребенка – сбор огромного количества мед справок с различным сроком действия. После оформления – на любой чих тоже нужна справка.
Юлия Башинова: Плюсов я не вижу, минус – лишний этап на пути усыновителя. Декларативно функции органов опеки – защита прав детей и недееспособных граждан. На деле это не всегда так. Мне эта структура не помогает, я вообще стараюсь как можно меньше с ней общаться. Только по необходимости.

Особое внимание работники опекунского отдела должны уделять работе с неблагополучными семьями и теми взрослыми, которые не числились ранее в ООП, но обратились за помощью с целью разрешения сложившейся неблагоприятной ситуации. Первостепенной задачей органов опеки считается именно сохранение родительской семьи, а не изъятие ребенка и передача его третьим лицам на воспитание.

Сотрудники ООП часто задействуются в решении конфликта между бывшими супругами, которые не могут договориться о порядке общения с детьми. Иногда данная ситуация затрагивает интересы не только отца и/или матери, но и иных родственников, которым не разрешается видеться с ребенком и принимать участие в его жизни. Затянувшийся спор можно решить в судебном порядке, но это не самый лучший вариант.

Обратите внимание!Оптимальным способом решения конфликтов между опекуном и подопечным считается привлечение опекунской службы, которая становится третьей независимой стороной, не принимающей доводы одной из сторон, а соблюдая исключительно интересы самого несовершеннолетнего.

Органы опеки имеют право самостоятельно издавать постановления на изъятие ребенка из семьи. Опекуны могут оспорить правомерность такого вмешательства в судебном порядке.

Далеко не все действия выполняются сотрудниками ООП по собственному волеизъявлению. Для принятия глобальных неотвратимых решений опекунской службе не обойтись без вмешательства судебной инстанции. Обращение в суд подается в следующих случаях:

  1. Необходимо ограничить официальных опекунов в полномочиях по отношению к ребенку или лишить их прав вовсе.
  2. Производится усыновление или удочерение несовершеннолетнего.
  3. Требуется установить недееспособность человека или, наоборот, вернуть ему дееспособность.

Обратите внимание! Судебное вмешательство может потребоваться и в тех случаях, когда были выявлены нарушения по отношению к опекаемым лицам.

Дееспособный совершеннолетний человек может решать самостоятельно, в каких условиях он будет проживать. Ни одна инстанция не запретит ему свободно выражать свою волю. Что касается малолетних или недееспособных граждан, то они сами зачастую не могут отстаивать свои интересы, а потому должны быть обеспечены всем необходимым для полноценной жизни, развития и воспитания. По этой причине жилищные условия, в которых находится ребенок или лицо ограниченное, считается наиважнейшим критерием для оценки ухода за ним.

Сотрудники ООП обязаны обследовать условия проживания с определенной периодичностью. В ситуациях, где дети воспитываются родителями, а нареканий к семье не имеется, никто не пойдет без причины к ним интересоваться существующими условиями. А вот при получении сигналов о нарушении прав подопечных первое, с чего начинается проверка, — это обследование жилья на его соответствие нормам. Работники опекунской службы проверяют:

  1. Наличие инженерных коммуникаций и их функционирование. В доме должно быть отопление (газовое, паровое, печное), вода (как минимум холодная), канализация. При обследовании ориентироваться следует на возможность подвода коммуникаций, например, в деревнях вода может быть только на улице или отсутствует централизованная канализация и это не считается нарушением. Важно, проверить и то не отключены ли те или иные коммуникации из-за задолженностей.
  2. Наличие электричества, а также нахождение всей сети в исправности. Торчащие провода и неисправные розетки могут привести к поражению электричеством и возгоранию.
  3. Общее состояние помещения и домовладения. Проживание в аварийных домах является прямой угрозой жизни и здоровью подопечных.
  4. Санитарно-бытовые условия.
  5. Наличие продуктов питания для обеспечения жизнедеятельности растущих организмов.

По результатам исследования составляется акт, который зачастую ложится в основу дальнейшего производства по изъятию опекаемых.

Изъятие подопечных – это крайняя мера. В соответствии со статьей 77 СК РФ, она может применяться только в тех случаях, когда речь идет об угрозе жизни и здоровья опекаемых. Под этой формулировкой может рассматриваться масса ситуаций. Данная мера обычно применяется в тех случаях, где было зафиксировано психологическое, физическое или сексуальное насилие над несовершеннолетним или недееспособным.

Важно! Изъять ребенка работники опекунской службы могут по постановлению. Оно подготавливается в ООП и в нем излагаются причины столь крайней меры.

Сразу после отобрания несовершеннолетнего о произведенном действии уведомляется прокуратура. Прокурор инициирует дополнительную проверку по факту изъятия, подтвердив целесообразность принятой меры.

Отбирание несовершеннолетнего не всегда ведет к лишению опекунов прав на дальнейшее воспитание. Если официальный представитель ребенка своевременно и в полном объеме устранит выявленные несоответствия, не позволяющие обеспечить безопасность ребенку, он может вернуть опеку назад. При выявлении насилия выбор не предоставляется и ООП ходатайствует о лишении родительских прав и привлечения их к ответственности за содеянное.

Органы опеки и попечительства являются муниципальным учреждением, которое занимается вопросами опеки, попечительства, усыновления, патронажа над престарелыми, оставшимися без попечения родственников и недееспособными лицами.

В компетенцию органов опеки и попечительства входят вопросы, которые касаются обездоленных и незащищенных слоев населения Российской Федерации. Также функциональной частью органов опеки и попечительства является выбор формы помощи и содействия нуждающегося лица.

Вопросы организации и деятельности органов опеки и попечительства по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются:

  1. Федеральным законом от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»,
  2. Семейным кодексом Российской Федерации,
  3. Гражданским кодексом Российской Федерации,
  4. Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»,
  5. Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,
  6. иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Сама структура органов опеки и попечительства устанавливается субъектами Российской Федерации. Чаще всего отдел опеки и попечительства входит в департамент, но существуют случаи его независимого функционирования. В поселках, ПГТ и маленьких городах, где нет региональной структуры ООП, функции ООП выполняют органы местного самоуправления. Также такой структурой отличаются такие крупные города как Москва и Санкт-Петербург (часть 1.1 ст. 6 ФЗ N48).

Основные задачи, которые возложены на органы опеки и попечительства, прописаны в Федеральном законе N48 «Об опеке и попечительстве». По закону служба опеки обязана:

  1. Защищать права и интересы лиц, которые остались в трудном положении и нуждаются в досмотре.
  2. Контролировать лица, которые взяли опеку или попечение над детьми, либо лицами, которым необходим особенный уход.
  3. Контролировать деятельность детских домов, домов малютки, домов престарелых.
  4. Отвечать за сохранность финансов, либо имущества лиц, находящихся под опекой.

В том случае, если несовершеннолетний или же недееспособный человек вместе с попечителем или опекуном переезжает на иное место жительство, то в таком случае регистрация, а также наблюдение за опекуном и подопечным будет осуществляться на ином месте их проживания. Деятельность ООП в данном случае будет заключаться в том, чтобы оформить факт переезда на новое место, а также в том, чтобы отправить все дела несовершеннолетнего или же недееспособного человека на иное место жительства в течение трех рабочих дней.

При этом 3 дня отсчитываются с того момента, когда органы были проинформированы о том, что опекун и подопечный переезжают в другое место. Соответственно, все необходимые задачи, а также полномочия и обязанности после этого лягут на плечи иного ООП, к которому будет привязано новое место жительства. При этом гражданин или ребенок все еще будет находиться под законодательной защитой и охраной органов опеки, но лишь в ином регионе. И в этом вся разница, ведь законодательная база будет точно такой на территории всей России.

Деятельность органов опеки строго регламентируется законодательной базой.

Основополагающим нормативным актом для ООП является Федеральный закон № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» изданного 24 апреля 2008 года.

С даты введения документа в действие он неоднократно дорабатывался и дополнялся, устраняя выявленные несоответствия и дорабатывая систему исполнения. Этот законодательный акт регламентирует:

  1. Какие задачи сотрудники структуры должны ставить перед собой.
  2. Объем предоставляемых полномочий.
  3. Очерчивает круг обязанностей, которыми наделяется ООП.

Кроме ФЗ № 48, опекунская служба ориентируется на статьи Гражданского кодекса РФ и Семейного кодекса РФ. Перечень функций и полномочий сотрудников опеки перечислен в статьях 77, 121, 122 и 123 СК РФ.

Дополнительная информация

Многие моменты, связанные с нюансами предоставления помощи и защиты интересов несовершеннолетних или недееспособных лиц, разъясняются федеральными и региональными законами.

Орган опеки наделен уникальными полномочиями, выполнять которые другие структуры не вправе. Ни одна из организаций не может изъять несовершеннолетнего при обнаружении достаточных оснований для этого, такое действие будет расценено как превышение полномочий.

Но деятельность ООП не сводится к применению наказания, она подразумевает, прежде всего, выявление ситуаций, в которых права людей с ограниченными возможностями нарушаются.

Кроме этого, работники службы должны прилагать максимум усилий для стабилизации ситуации и ее постепенного улучшения, если такая возможность существует.

Функции органов опеки сводятся к следующим базовым направлениям:

  1. Обнаружение нарушения прав несовершеннолетних в части лишения их защиты со стороны родителей.
  2. Производство учета детей, оставшихся без попечения родителей и актуализации сведения в базах данных.
  3. Определение несовершеннолетних в специальные учреждения или поиск для них опекунов, попечителей¸ усыновителей.
  4. Разрешение семейных споров и конфликтов.

На этом список полномочий ООП не заканчивается, в него входят и иные действия, направленные на защиту интересов и прав детей и недееспособных взрослых.

Обязанность по выявлению несовершеннолетних, которые остались без родительской защиты и попечения, возложена на опекунскую службу.

Это, однако, вовсе не означает, что иные организации или физические лица не должны обращать внимание на попрание интересов детей.

В статье 122 Семейного кодекса РФ установлена обязанность юридических и физических лиц, располагающих сведениями о детях, оставшихся без попечения мамы и папы, сообщать об этом в местные отделения ООП.

Представители правоохранительных органов, медицинских учреждения, образовательных организаций или простые обыватели обязаны своевременно уведомлять опекунскую службу о выявленных случаях.

При обнаружении детей, родители которых неизвестны, следует незамедлительно сообщить в правоохранительные органы и письменно уведомить о случившемся опекунский отдел.

На эти действия физическому лицу отводится 48 часов, но лучше не затягивать с оповещением, так как это может быть расценено как принудительное удержание ребенка или даже его кража.

Важно!

Сотрудники ООП обязаны проверять все заявления о выявленных фактах и реагировать на них соответственно ситуации.

Особое внимание работники опекунского отдела должны уделять работе с неблагополучными семьями и теми взрослыми, которые не числились ранее в ООП, но обратились за помощью с целью разрешения сложившейся неблагоприятной ситуации. Первостепенной задачей органов опеки считается именно сохранение родительской семьи, а не изъятие ребенка и передача его третьим лицам на воспитание.

Органы опеки имеют право самостоятельно издавать постановления на изъятие ребенка из семьи. Опекуны могут оспорить правомерность такого вмешательства в судебном порядке.

Далеко не все действия выполняются сотрудниками ООП по собственному волеизъявлению. Для принятия глобальных неотвратимых решений опекунской службе не обойтись без вмешательства судебной инстанции. Обращение в суд подается в следующих случаях:

  1. Необходимо ограничить официальных опекунов в полномочиях по отношению к ребенку или лишить их прав вовсе.
  2. Производится усыновление или удочерение несовершеннолетнего.
  3. Требуется установить недееспособность человека или, наоборот, вернуть ему дееспособность.

Обратите внимание!

Судебное вмешательство может потребоваться и в тех случаях, когда были выявлены нарушения по отношению к опекаемым лицам.

Дееспособный совершеннолетний человек может решать самостоятельно, в каких условиях он будет проживать. Ни одна инстанция не запретит ему свободно выражать свою волю.

Что касается малолетних или недееспособных граждан, то они сами зачастую не могут отстаивать свои интересы, а потому должны быть обеспечены всем необходимым для полноценной жизни, развития и воспитания.

По этой причине жилищные условия, в которых находится ребенок или лицо ограниченное, считается наиважнейшим критерием для оценки ухода за ним.

Сотрудники ООП обязаны обследовать условия проживания с определенной периодичностью.

В ситуациях, где дети воспитываются родителями, а нареканий к семье не имеется, никто не пойдет без причины к ним интересоваться существующими условиями.

А вот при получении сигналов о нарушении прав подопечных первое, с чего начинается проверка, — это обследование жилья на его соответствие нормам. Работники опекунской службы проверяют:

  1. Наличие инженерных коммуникаций и их функционирование. В доме должно быть отопление (газовое, паровое, печное), вода (как минимум холодная), канализация. При обследовании ориентироваться следует на возможность подвода коммуникаций, например, в деревнях вода может быть только на улице или отсутствует централизованная канализация и это не считается нарушением. Важно, проверить и то не отключены ли те или иные коммуникации из-за задолженностей.
  2. Наличие электричества, а также нахождение всей сети в исправности. Торчащие провода и неисправные розетки могут привести к поражению электричеством и возгоранию.
  3. Общее состояние помещения и домовладения. Проживание в аварийных домах является прямой угрозой жизни и здоровью подопечных.
  4. Санитарно-бытовые условия.
  5. Наличие продуктов питания для обеспечения жизнедеятельности растущих организмов.

По результатам исследования составляется акт, который зачастую ложится в основу дальнейшего производства по изъятию опекаемых.

Вне зависимости от вида опеки порядок оформления опекунства является идентичным. Гражданин должен подготовить документы и подать заявление в отдел опеки. Опека назначается по постановлению органа местного самоуправления.

В 2019 году виды опеки можно подразделить:

  • в зависимости от возраста подопечного;
  • в зависимости от статуса подопечного;
  • в зависимости от оплаты опекуну;
  • в зависимости от численности субъектов.

Опека может быть назначена над гражданином, который не наделен дееспособностью.

К ним относятся:

  • малолетние;
  • недееспособные.

Отдельно необходимо выделить вариант, когда родители новорожденного не наделены полной дееспособностью. В этом случае также потребуется назначение опекунства.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *