Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Безопасность детей в школе». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
План мероприятий по обучению безопасности учащихся начальной школы
Каждый ребенок должен владеть информацией о том, как обезопасить себя в любой ситуации. Знать формулу безопасности: предвидеть опасность — по возможности избегать ее — при необходимости че…
В наше неспокойное время охрана в школе — обычное явление. К сожалению, всем известны случаи, когда против детей и учителей в школе совершались противоправные действия. Увы, охрана не всегда в силах справиться с нештатной ситуацией, что, конечно, огорчает. Но обучение охранников или их замена на более профессиональных — вопрос, находящийся не в нашей компетенции.
Однако террористы и подростки с оружием — это экстремальные случаи и не единственная опасность, с которой сталкивается школьник. Гораздо чаще неприятности бывают связаны с мелким и не очень хулиганством, вымогательством, воровством, буллингом. Именно с этими вопросами может и должна работать администрация школы, а в ряде случаев — и каждый педагог.
Еще одна опасность — распространение среди школьников запрещенных веществ (наркотиков, курительных смесей и т.п.)
Как свести подобные ситуации к минимуму?
Чтобы ответить на этот вопрос, надо задуматься:
- при каких обстоятельствах подростки с девиантным поведением нападают на жертву, чтобы ее побить, унизить или отобрать деньги и ценности?
- где и когда дилеры могут передать запрещенное вещество?
В большинстве случаев нарушители стараются совершать все эти действия тайком, выбирают места, где их не увидят педагоги:
- различные закутки в школе;
- гардероб;
- место в школьном дворе, которое не видно на камерах, загорожено кустами или какими-то постройками.
Удивительно, но факт: для решения проблемы достаточно иногда просто ликвидировать такие «опасные» места.
- В небольших «аппендиксах» коридоров можно установить теннисный стол, стеллаж с книгами и пару пуфов, ящик с игрушками, сделать яркое освещение.
- Огородить гардероб низеньким штакетником или декоративной решеткой, приспособить под него стены холла — короче, сделать его максимально просматриваемым.
- Заново переосмыслить пространство школьного двора. Вместо густого кустарника, который не столько украшает, сколько загромождает пространство и создает укромные уголки, лучше оформить газоны, клумбы, посадить небольшое количество деревьев. Конечно, здесь могут быть также игровая и спортивная площадки, скамеечки и т.п.
Главное — все это должно создавать пространство, которое легко просматривается и не располагает к хулиганству.
Существует психологический закон, который называют «законом разбитого окна». Смысл этого «правила» в том, что, если в заброшенном здании разбить одно окно, в скором времени все окна в нем будут разбиты. По наблюдениям психологов, стоит поставить где-то в парке, например, небольшую стену, как возле нее в течение недели-двух образуется свалка. Это доказывает, что неправильная организация пространства провоцирует людей на противоправные действия. Причем даже взрослых людей, что уж тут говорить о подростках.
Существует множество технологий, позволяющих сделать психологическую атмосферу в классе более комфортной и безопасной для каждого участника образовательного процесса. Расскажем о нескольких из них.
К восстановительным приемам относятся ряд практик, направленных на восстановление хорошего отношения ребенка к себе и окружающим. Это
- восстановительные фразы;
- восстановительные вопросы;
- медиация;
- «круг сообщества» и др.
Например, медиация — это техника, помогающая разрешить конфликт. Причем она направлена на осознание участниками конфликта позиции другой стороны, развитие эмоционального интеллекта, признание виновной стороной своей неправоты и компенсацию потерь пострадавшей стороны на материальном и эмоциональном уровне. Виновник конфликта в результате встречи при посредничестве медиатора приходит к пониманию, что он причинил ущерб и страдания другой стороне, и самостоятельно решает, как он может загладить вину.
Невзирая на все запреты, в школе всё равно полно людей — и детей разновозрастных и взрослых. Хорошо, конечно, что начальная школа отделена от средней, однако деление это во многих школах условно и старшеклассники, при желании, очень легко могут оказаться на территории начальной школы. Малышам они кажутся вполне взрослыми дядьками и если те что-то предлагают, да ещё угрожают — трудно этому противостоять.
Вы возразите, что в каждом классе есть учитель, отвечающий за учеников. Да, есть. Но учителя тоже люди и обязанностей у них не занимать. К примеру, на большой перемене учитель ведёт своих учеников в столовую. Но только тех, кто там питается. А кто нет — остаются в классе совершенно безнадзорными.
Кроме потенциальной угрозы от взрослого человека (старшеклассника, нехорошего учителя) дети сами себе являются угрозой. Шум и беготня стали давно притчей во языцех в школах. Дети ставят подножки, толкаются, падают, разбивают лбы и коленки, попадают в травматологические отделения с сотрясением мозга.
Урок физкультуры, если учитель молодой неопытный, тоже становится реальной угрозой — тут тебе и плохо закреплённый инвентарь и чрезмерные физические нагрузки…
А ещё в школе на ребёнка оказывается психологическое давление как со стороны школьников, так и со стороны учителей и их родителей.
02.12.2020
Безопасность детей, сохранность их жизни и здоровья — самое важное для родителей, учителей и общества в целом.
«Всероссийская дистанционная добровольная интернет-акция «Противопожарная безопасность и профилактика детского травматизма дома» посвящена повышению знаний правил пожарной безопасности и соблюдения самодисциплины детьми в домашних условиях.
Регистрацию школьников и воспитанников производят их учителя, воспитатели или родители. Для регистрации на акции ученику необходимо обратиться к своему учителю или родителю.
Мероприятие проводится в интернет-формате на Всероссийском образовательном интернет-ресурсе: http://ПротивопожарнаяБезопасность.РФ
К участию в интернет-акции приглашаются учащиеся и воспитанники образовательных организаций, педагогические работники.
Участие в интернет-акции осуществляется на добровольной основе.
«Всероссийская дистанционная добровольная интернет-акция «Противопожарная безопасность и профилактика детского травматизма дома» ученику или воспитаннику необходимо в срок до 2 апреля 2021г. выполнить в личном кабинете одно из нижеперечисленных действий:
— ознакомиться с серией наглядных плакатов на тему знаний правил пожарной безопасности;
— ознакомиться с серией наглядных плакатов на тему профилактики детского травматизма в домашних условиях;
— разместить свой рисунок на тему противопожарной безопасности;
— сделать презентацию;
— написать краткое эссе на тему противопожарной безопасности;
— сочинить стихотворение;
— придумать краткий слоган на тему противопожарной безопасности;
— придумать баннер на тему: «Противопожарная безопасность»;
— предложить дизайн эмблемы или значка для Акции.
По итогам интернет-акции будет определён список лауреатов Всероссийской дистанционной добровольной интернет-акции «Противопожарная безопасность и профилактика детского травматизма дома».
Участие и все необходимые образовательные интернет-сервисы Акции предоставляются бесплатно.
Снова в школу. Правила безопасности в школе и за её пределами
В США, где массовые убийства происходят регулярно, есть четкая инструкция. Вот ее главные пункты.
-
Эвакуация. Если эвакуационный выход открыт и доступен, то попытайтесь покинуть территорию, где началась стрельба. Это лучший вариант.
При эвакуации обязательно:
-
Продумайте путь эвакуации
-
Эвакуируйтесь вне зависимости от того, согласны ли другие люди идти с вами
-
Оставьте свои вещи
-
Помогите бежать другим, если можете
-
Не позволяйте другим идти туда, где может находиться активный стрелок
-
Держите свои руки на виду
-
Следуйте инструкциям любых сотрудников полиции
-
Не пытайтесь перемещать раненых
-
Позвоните в службу спасения, когда окажетесь в безопасности
2. Укрытие. Если эвакуация по каким-то причинам невозможна, то важно найти подходящее укрытие, забаррикадироваться, например тяжелой мебелью, и вести себя максимально тихо. Что значит подходящее укрытие?
-
Укрытие должно быть вне зоны видимости стрелка.
-
Укрытие должно обеспечить защиту при стрельбе в вашу сторону. Лучшие варианты — кабинет с закрытой и запертой дверью, актовый зал с двумя выходами.
-
Из укрытия вы в любой момент сможете выбежать, оно не станет ловушкой. То есть подвал и комнаты на высоких этажах в конце коридора не очень подходят для укрытия.
3. Если невозможно ни эвакуироваться, ни найти укрытие.
-
Сохраняйте спокойствие
-
Если это возможно, наберите номер экстренных служб, чтобы предупредить полицию о местонахождении стрелка
-
Если вы не можете говорить, оставайтесь на линии, позволив диспетчеру слышать, что у вас происходит
4. Если вас нашли полицейские, то:
-
Сохраняйте спокойствие и следуйте их инструкциям
-
Не держите ничего в руках, никаких сумок или курток. Наоборот немедленно поднимите руки и разведите пальцы.
-
Держите руки все время на виду
-
Не делайте резких движений в сторону полицейских
БЕЗОПАСНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ И ДОМА.
Выступление методиста МКУ
«Отдел образования» ИК АМР РТ
Мишина Юрия Анатольевича на родительском собрании школы
Уважаемые родители!
Собрание посвящено одной из актуальных проблем воспитания — формированию у детей сознательного и ответственного отношения к личной безопасности. Важнейшая задача семьи и школы — научить ребенка ответственно относиться к себе и окружающим людям, уметь предвидеть и распознавать опасности, соблюдать несложные правила личной безопасности, выработать модели поведения в экстремальных ситуациях.
Почему именно сегодня мы затронули проблему безопасного поведения детей? Дело в том, что ваши дети вступают в тот возраст, когда они становятся все более и более самостоятельными. Теперь их уже не провожают в школу или в спортивную секцию родители. Поэтому очень важно научить детей вести себя так, чтобы избежать опасности дома, на улице, на природе.
В условиях современной цивилизации вопросы безопасности жизнедеятельности крайне обострились и приобрели характерные черты проблемы выживания. В словаре русского языка С. И, Ожегова «безопасность» определяется как «положение, при котором не угрожает опасность кому-нибудь, чему-нибудь». К сожалению, современного человека постоянно подстерегают различные опасности.
Ученые подразделяют опасности на три группы: природные, техногенные и социальные.
-
К природным опасностям относятся:
Ø пониженная или повышенная температура воздуха;
Ø атмосферные осадки;
Ø солнечная радиация;
Ø стихийные бедствия (наводнения, землетрясения, ураганы, лесные пожары и т. д.).
-
Техногенные опасности могут проявляться в форме аварий технических систем, пожаров, взрывов и т. д.
-
Человек тоже может создать социальную опасность своими действиями или бездействием.
К опасностям, создаваемым людьми, можно отнести:
Ø войны,
Ø терроризм,
Ø социально-политические конфликты,
Ø преступления,
Ø наркоманию, алкоголизм и пр.
Рядом с человеком находятся потенциальные, т. е. возможные опасности. Чтобы они не превратились в действительные, надо не только хорошо знать, но и своевременно устранять причины, при которых возможная опасность может превратиться в реальную.
Очень часто взрослые не придают значения скрытой опасности, проявляя при этом непростительную беспечность, которая впоследствии может стоить жизни и здоровья им, их детям, окружающим людям.
Задание. Подумайте и ответьте на ряд вопросов:
1. Всегда ли вы соблюдаете правила дорожного движения?
2. Проверяете ли вы сами и научили ли детей, уходя из дома, проверять, выключены ли электроприборы, вода?
3.Научили ли вы детей правилам пользования электроприборами, газовой плитой и т. д.?
4. Знает ли ваш ребенок номера телефонов экстренных служб?
5.Можете ли вы в присутствии ребенка совершить необдуманный поступок, например, искупаться в незнакомом водоеме, прогуляться по тонкому льду и т.п.?
6. Знаете, как и с кем, ваш ребенок проводит свободное время?
7. Проинструктировали ли вы своего ребенка, как он должен себя вести случае экстремальных ситуаций, например, он застрял в лифте или услышал запах газа в квартире?
За полный утвердительный ответ поставьте 1 балл. Если вы набрали менее 7 баллов, то ответственным ваше отношение к жизненно важным вопросам назвать нельзя.
Экстремальные, т.е. ситуации, необычные по трудности и сложности, возникают вдруг и внезапно. Поэтому каждому человеку, взрослому и ребенку, важно знать, как себя вести в таких ситуациях. Задача взрослых — научить детей не теряться в экстремальных ситуациях, уметь выбрать правильную с точки зрения безопасности модель поведения.
Окружающее человека пространство можно разделить на открытое (река, улица, поле и т. д.) и замкнутое (лифт, подвал, закрытая комната и т. д.). В открытом пространстве ребенок может обратиться за помощью, попытаться самому выйти из ситуации или предпринять действия для спасения. В замкнутом пространстве у ребенка остается два вида поведения:
Ø звать на помощь
Ø или самому предпринимать меры по спасению.
План мероприятий в рамках проведения республиканской пожарно-профилактической акции по предупреждению пожаров и гибели людей от них в жилищном фонде «За безопасность вместе» в учреждении образования «Средняя школа № 2 г. Давид-Городка» с 15 октября по 02 ноября 2018 г.
Цель акции: снижение количества пожаров, происходящих по причине несоблюдения гражданами правил пожарной безопасности в жилых зданиях и сооружениях, населенных пунктах и территориях, повышение информированности населения о возможностях государственных организаций по оказанию услуг в сфере обеспечения пожарной безопасности, укрепление правопорядка, предупреждение правонарушений, совершаемых гражданами в состоянии алкогольного опьянения.
Пожарная безопасность в квартире
Не играй дома со спичками и зажигалками. Это может стать причиной пожара.
Уходя из дома или из комнаты, не забывай выключать электроприборы, особенно утюги, обогреватели, телевизор и т.д.
Не суши белье над плитой. Оно может загореться.
Ни в коем случае не зажигай фейерверки, свечи, бенгальские огни без взрослых.
Не играйте с аэрозольными баллончиками.
Памятки для учащихся «Твоя безопасность»
Уважаемые ребята! Для того, чтобы дорога в школу была безопасной, необходимо всегда соблюдать следующие правила.
- Во-первых, найдите самое безопасное место для перехода. Не просто «зебру», а тот пешеходный переход, который хорошо виден водителям и откуда дорога отлично просматривается в обе стороны.
- Во-вторых, перед тем, как перейти дорогу, нужно обязательно остановиться у края проезжей части. Нужно сделать паузу, во время которой можно реально оценить обстановку. Ни в коем случае нельзя выбегать на дорогу «с ходу».
Все время, пока дети находятся в стенах школы, именно школа несет за них ответственность. И она же должна принимать меры по обеспечению безопасности: нанимать охрану, следить за соблюдением требований безопасности, вовремя разъяснять эти требования ученикам и учителям.
Если брать более конкретные случаи, то за безопасность ученика отвечает тот сотрудник, с которым он на данный момент находится. На уроке физкультуры — учитель физкультуры, на уроке труда — учитель труда и так далее. На перемене — дежурный педагог. При этом, общая ответственность за всех учеников также лежит и на директоре.
Если ребенок во время пребывания в школе получил травму, психологическую или физическую, родители вправе подать в суд на администрацию школы. Выиграть такой суд они смогут, если докажут невиновность самого ребенка в случившемся.
И здесь предусмотрены уже разные виды наказаний: административные и уголовную. Уголовная ответственность предусмотрена в случае преступной халатности. Если из-за нее ученику нанесен вред здоровью, педагога могут наказать даже лишением свободы на срок до 5 лет по статье 293 УК РФ. Но в этом случае следствию придется доказать прямую связь между халатностью и вредом здоровью.
Чтобы у проверяющих органов не возникло никаких вопросов к организации безопасности в школе, важно грамотно организовать систему охраны.
- Система видеонаблюдения. Она должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта, архивирование и хранение данных в течение одного месяца.
- Система оповещения, тревожная кнопка. Система оповещения и управления эвакуацией людей должны быть оборудованы источниками бесперебойного электропитания.
- Лицензированные охранные предприятия. Охрана образовательных объектов осуществляется только работниками специализированных охранных организаций на основании договора на оказание услуг. Они обязаны иметь документ о специальной подготовке или соответствующее свидетельство о квалификации.
- Система учета посетителей. Обязательна разработка положения о пропускном внутриобъектовом режиме организации, оно согласовывается с представителем охранной фирмы.
- Ограждение по периметру здания, достаточный уровень освещения.
- Решетки на окнах первого этажа.
На стационарном посту (пункт пропуска в образовательную организацию) должны быть в наличии: копия Положения «О пропускном режиме», должностная инструкция охранника, постовые книги, журнал вскрытия помещений и другие журналы, связанные с дежурством на объекте.
Эта сфера безопасности в школах подразумевает, что дети и взрослые, которые находятся в школе, не получают вреда здоровью. Во многом это связано с экологической безопасностью. Основные требования здесь такие:
- Своевременный сбор и вывоз мусора с территории школы.
- Чистота и следование всем требованиям Роспотребнадзора в области питания.
- Озеленение территории и отдельных классов.
- Экологичность используемых в отделке и строительстве школ материалов.
Требования к школьной еде формулирует Роспотребнадзор. Вот основные пункты:
- В постоянном рационе должны быть мясо, птица, молоко, сливочное и растительное масла, хлеб. Два-три раза в неделю — рыба, яйца, сыр, творог.
- Детям нельзя давать пирожные, грибы, консервы, газировку, жареные во фритюре блюда.
- Овощи и фрукты следует тщательно мыть и обрабатывать в специальном растворе.
В стенах школы безопасно должно быть не только ученикам, но и педагогам.
Должен соблюдаться рабочий график, не противоречащий трудовому законодательству.
Обязательны регулярные медицинские осмотры.
Сотрудники должны уметь оказывать первую помощь.
Школа в целом и отдельные рабочие помещения должны быть в исправном состоянии. Условно говоря, штукатурка не должна сыпаться с потолка, а гвозди — торчать из пола.
Правила безопасного поведения учащихся в школе и на улице
Эта сфера регулируется законом «О пожарной безопасности».
- Исправная пожарная сигнализация, в том числе, автоматическая.
- Открытые эвакуационные выходы.
- Схема эвакуации для каждого этажа.
- Первичные средства тушения пожара в исправном состоянии: огнетушители, пожарные щиты, пожарный рукав.
Чтобы система безопасности работала как надо, все участники учебного процесса должны знать о своих обязанностях и требованиях безопасности. Для этого в школах обычно проводят специальные мероприятия:
- Инструктаж о правилах поведения в школе и на улице.
- Учебные тревоги.
- Классные часы по теме.
У каждой школы должен быть паспорт безопасности. Совсем недавно вышло постановление Правительства РФ от 2 августа 2019 г. № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)». Оно устанавливает новую форму паспорта безопасности, которая, по мнению юристов, менее объемная, чем предыдущая, и более понятная тем, для кого паспорт безопасности создается.
Правда, есть одно «антитеррористическое новшество». Каждому объекту образования теперь надо пройти исследование на предмет возможных террористических угроз и получить специальную категорию.
Не позднее 02 октября 2019 г. для уже действующего объекта и 3 месяца со дня ввода в эксплуатацию для нового объекта должно пройти обследование и категорирование.
Новый паспорт безопасности должен быть составлен в течение 30 дней после проведения обследования и категорирования объекта комиссией, а, следовательно, для уже действующих объектов образовании не позднее 01 ноября 2019 года.
Благодарим за помощь в подготовке материала юристов Татьяну Звереву и Михаила Джикия.
Участвуйте в конкурсах и олимпиадах, получайте последние новости и знакомьтесь со школой, чтобы принять решение о поступлении.
Школа – это место, где в течение учебного года дети и подростки проводят больше всего времени. Здесь они получают знания, отдыхают во время перемен, посещают кружки и внеурочные занятия. Чтобы школьная жизнь не омрачалась неприятными и опасными событиями, существуют определенные правила.
Часть требований учитывается еще при строительстве. Школьные помещения размещаются в специальных зданиях, которые из соображений пожарной безопасности не проектируются многоэтажными. Из высоко расположенных кабинетов в случае пожара труднее эвакуировать учащихся, особенно малышей. По этой же причине начальные классы располагают обычно на нижних этажах.
- Запрещается заходить в класс с продуктами питания, громоздкими вещами, в головных уборах и верхней одежде.
- Запрещается заходить в компьютерный класс в грязной одежде и обуви.
- Не разрешается беседовать, отвлекать соседей, шуметь.
- Запрещается вставать с места, ходить и бегать по классу.
- Персональные гаджеты учеников (мобильные телефоны, планшеты) необходимо отключать и убирать в сумки.
- Нельзя использовать несколько компьютеров в течение одного учебного занятия.
- В начале работы каждому учащемуся следует внимательно осмотреть свой компьютер и проверить, не повреждено ли оборудование. Если да, сразу сообщить преподавателю.
- Нельзя включать или выключать оборудование компьютерного класса без позволения учителя.
- Также учащимся не разрешается включать/выключать напряжение в сети в классе.
Что такое безопасная среда в школе? Как обеспечить безопасность ребенка в школе?
Перемены между уроками существуют для того, чтобы школьники могли отдохнуть, перейти из одного кабинета в другой, подготовиться к следующему уроку или зайти в буфет. Некоторые учащиеся понимают отдых как беготню по коридорам и лестницам, катание по перилам и возню с одноклассниками. Такие действия опасны. За порядком во время перемены наблюдают дежурные учителя и учащиеся старших классов, которые вынуждены останавливать слишком расшалившихся, чтобы не допустить травм.
Даже такое, казалось бы, спокойное место, как предметный кабинет может оказаться источником опасности. Во время урока неосторожный ученик может защемить пальцы откидной крышкой парты, ящиком стола, между стульями. Раскачиваясь на стуле, можно случайно придавить ногу себе или соседу. Тонкие края листов учебника или тетради грозят торопливым или невнимательным школьникам порезами, а еще более того опасно точить карандаши ножом или лезвием. Даже обычный грифель острого карандаша бывает причиной травмы. Кабинетная дверь при неаккуратном обращении способна прищемить руку или ударить по лбу.
На уроках физики, химии и биологии требуется особая осторожность при выполнении лабораторных работ. То же самое можно сказать о занятиях в учебных мастерских. Приборы, химические реактивы, столярные и слесарные инструменты требуют строгого выполнения правил техники безопасности и определенных навыков использования.
Во избежание нежелательных последствий небрежности и неумения следует придерживаться определенных правил:
- перед началом работы выслушать инструктаж учителя о технике безопасности;
- во время работы точно следовать инструкциям;
- не допускать шалостей или небрежности при выполнении работ или нахождении рядом с работающими;
- не использовать оборудование и реактивы не по назначению.
Есть два основных способа передачи коронавируса: воздушно‑капельный (то есть через воздух) и контактный (через прикосновения к человеку или к поверхности предметов). Поэтому обниматься, целоваться и играть слишком близко друг к другу детям пока не стоит.
Чтобы перемены в школе были нескучными, предложите своему ребёнку сразиться с одноклассниками в крокодила, слова, морской бой и другие неконтактные игры.
Регулярно мыть руки во время занятий нереально, а вот обеззараживать их с помощью санитайзера — вполне. Попросите ребёнка пользоваться дезинфицирующим средством перед началом уроков, когда он уже сел за парту, и после выхода из школы. Также обеззараживать руки стоит после каждого телесного контакта и обязательно перед перекусом.
Помимо коронавируса, на коже могут быть и другие вредные микроорганизмы. Просите ребёнка тщательно мыть руки с мылом перед каждым приёмом пищи. Дома перед 1 Сентября обязательно проведите мастер‑класс и покажите правильную технику мытья ладоней.
Кстати, обеззараживать руки обязательно не только перед едой, но и после каждого похода в туалет.
Что должно быть в безопасном детском саду и школе
Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.
Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.
Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.
Несомненно, ученики приходят в школу за знаниями. Но нет ничего на свете важнее, чем жизнь и здоровье учащихся. Задача родителей и учителей обеспечить безопасность детям, научить их беречь себя. Педагогам важно перед началом учебного года провести урок по безопасности, особенно в начальной школе, где ребята только начинают свой жизненный путь.
Снова в школу! Снова в школу!
- Поспешим, собрав портфель.
- Теперь уже не до футбола,
- Сейчас учеба – наша цель.
- Вот снова встретил нас учитель,
- Вы — наш наставник, и наш друг,
- Вы в двери школьные войдите
- И осветите все вокруг.
- А мы всем классом обещаем –
- Учиться будем лишь на «5»!
- В себе стремление воспитаем
- Науки мира изучать.
У: Начинается новый учебный год, а это значит, что перед нами откроется новые врата знаний. Сегодня мы проведем урок по безопасности жизнедеятельности в начальной школе и узнаем, как сохранить свои здоровье и жизнь в трудных ситуациях, не поддавшись панике. Вы поделитесь друг с другом ценной и полезной информацией.
Класс делится на 5 групп, выбирают спикера. На столах лежат разрезанные картинки с изображением различных правил безопасности, которые дети нарушили.
- 1 группа: Мальчик берет конфету у незнакомца.
- 2 группа: Девочка открывает дверь незнакомому мужчине.
- 3 группа: Ребята играют в мяч на проезжей части дороги.
- 4 группа: Ребенок сидит на подоконнике открытого окна.
- 5 группа: Мальчик спит, а в это время в комнате работают телевизор, компьютер, вентилятор, телефон на зарядке и еще несколько включенных бытовых приборов.
- У: Ваша задача собрать детали картинки, склеить и обсудить с товарищами по группе, какие серьезные нарушения на ней присутствуют.
- Учащиеся обсуждают данную им информацию внутри группы, спикеры озвучивают общее мнение команды, готовые постеры вывешиваются на доску. Совместно со всем классом выносятся правила безопасности:
- Никогда не бери ничего у незнакомцев и не разговаривай с ними.
- Когда ты один дома, не открывай дверь никому, даже если человек представится сотрудником милиции, поликлиники и т. д.
- Играй только в специально отведенных местах.
- Не сиди у открытого окна.
- Нельзя оставлять электроприборы, включенными в розетку.
У: Сейчас мы с вами отправимся в поход. Сядьте удобнее и закройте глаза. Послушайте и старайтесь представлять все то, что я говорю.
Учитель включает аудиозапись «Звуки природы».
У: Мы идем по лесной тропинке, где множество ярких цветов и могучих деревьев. Рядом журчит задорный ручей. Вода в нем кристально чистая. Где-то над вами слышится пение птиц, а под ногами приятный хруст травы. И вот мы вышли на светлую поляну… А знаете ли вы, что, отправляясь на природу, нужно знать ряд определенных правил, без знания которых, можно столкнуться с различными трудностями?
Просмотр мультфильма о правилах поведения в лесу.
У: У меня в руках волшебная шкатулка. Она хранит в себе различные ситуации, в которых вы можете оказаться в любой момент. Как же поступить? Об этом ребята нашего класса нам сейчас поведают. Ученики по одному подходят к учителю и вытягивают листок.
Ситуация 1. Ты играешь с друзьями в прятки. Но вдруг к тебе подходит незнакомый мужчина и предлагает покататься на машине самой новой модели. Как ты поступишь?
Ситуация 2. Вы с другом одни дома. Раздался телефонный звонок, ты взял трубку. Мужской голос спрашивает тебя: «А кто из взрослых есть дома? Во сколько придет мама? А сейчас ты один дома?». Твои действия.
- Цель:
- -ознакомление с правилами безопасного поведения на улице, дома, в школе;
- Ознакомление с правилами безопасности в экстремальных ситуациях;
- -способствовать формированию серьезного отношения к безопасности своей жизни, безопасности других людей;
- -побуждать к соблюдению необходимых правил безопасности дома, на улице, на транспорте, в школе;
- -развивать уверенность в себе, желание прийти ни помощь людям
- Развивать внимание, память, сообразительность;
- Форма проведения классного часа: игра с элементами этического диалога.
- Оборудование: картинки и презентация по теме «Урок безопасности», с изображением правил безопасности.
- Ход классного часа.
- Мотивация к деятельности.
СЛАЙД 1. Звучит песня по школу. «Первоклашка»
Сегодня у вас первый классный час. Вы стали взрослее на год и пришли в школу.
-А зачем дети ходят в школу? (Чтобы стать грамотными: учатся читать, писать, считать).
-А чему еще может научить вас школа? (общаться, дружить)
-С какими словами вы ассоциируете слово-ШКОЛА? (учитель, ученики, класс, доска,…..)
Посмотрите на слова (прикреплены на доске) и выберите, что относится к школе:
Слова: дом, каюта, юрта, дворец, класс.
-Какое слово вы выбрали? Почему? Наш класс красивый и светлый. Здесь у нас будет с вами много новых открытий, исследований, творчества. Чтобы вам было комфортно, ваши родители помогли сделать класс таким красивым. 4 года мы будем приходить в этот класс и постараемся сохранить его таким же чистым и уютным. А сделать это нам поможет игра «да-нет».
- Основная часть
- Первый пример:1) электроприборы в доме, оставленные без присмотра; 2) правила эвакуации из задымленного помещения; 3) практическая отработка с детьми вызова спасателей.
- Второй пример: 1) дети и спички; 2) игра «Безопасные игры»
- Третий пример:1) автономный пожарный извещатель; 2) эвакуация при задымлении
А вот, ребята, герои первой истории.
Это Маша и Медведь.
Прибежала, однажды Маша к Мише. Захотелось ей чаю попить, потом телевизор посмотреть и прическу себе сделать. Включила она все электроприборы в одну розетку, а сама пошла во двор, помогать Мише ягоды собирать.
Как вы думаете, какую ошибку совершила Маша?
Заработали все приборы дружно. Но не знала Маша, что электрочайник неисправен и его нельзя было включать в розетку. Розетка стала дымить и искрить.
Что бы вы сделали в этой ситуации, ребята?
Хорошо, молодцы. Но для вас, ребята, самое главное запомнить, что при возникновении опасных ситуаций от электрических приборов, самое главное — не тушить их водой! А от самого пожара ни в коем случае не прятаться!!! Нужно покинуть помещение, плотно закрывая за собой двери. Не паниковать и вызвать спасателей!
По какому номеру нужно звонить?
Молодцы! А я вам напомню, что нужно сказать диспетчеру службы спасения, который снимет трубку:
- Что горит
- Свой адрес (улицу, номер дома и квартиры, этаж, подъезд)
- Фамилию и номер телефона, с которого звоните.
Ну, что ж попробуем?
Молодцы, ребята! Отлично справились с заданием!
А хотите ли вы узнать, чем тогда все закончилось у Маши и Миши?
Тогда все закончилось хорошо, белки почувствовали запах дыма и позвали Медведя. Он сильный, взрослый, к тому же знает как вести себя в таких ситуациях. Мишка отключил электричество, и пожара удалось избежать.
А вот, ребята, следующая история. Вам знакомы эти герои?
Решили как-то Крош и Ёжик в индейцев поиграть. Смастерили себе повязки с перьями, из спичек сделали факелы. Разложили костёр во дворе…
Ребята, как вы думаете, Смешарики безопасную игру себе придумали?
Да, ребята. Детям с огнём играть нельзя – это опасно. От неосторожного обращения с огнём можно получить серьёзные ожоги. Так и случилось с Крошем и Ёжиком!
Сейчас, ребята, мы с вами объясним и покажем Крошу и Ёжику с чем должны играть дети.
Сейчас ко мне выйдут 2 человека, которые смогут разобрать эти предметы на 2 группы: игрушки – отдельно, опасные предметы — отдельно.
Скажи, (имя ребенка), а почему ты разделил эти предметы так? Чем опасны игры со строительными инструментами и петардами?
Молодцы, ребята, вы все правильно сделали. Запомните навсегда, что дети должны играть с игрушками, а не с предметами, которые могут причинить вам травмы, и тем более не играть с огнём. Ведь от таких игр может загореться ваш дом или квартира, где вы живёте с родителями. А еще от таких игр можно получить ожоги, как это случилось с нашими героями, Крошем и Ёжиком, помните?
Я думаю, что никто из вас не будет играть с опасными предметами, а Крошу и Ёжику мы пожелаем выздоровления.
А вот и герои третьей истории. Ребята, вы их узнали?
Да, ребята, это хорошо известные вам бабушка, дедушка и курочка Ряба. Эту сказку наверняка, вы все хорошо знаете, а знаете ли вы продолжение этой сказки?
Сейчас я вам все расскажу! Затопила однажды бабка печку, блинов напекла, каши наварила. Устала старушка, пошла на улицу с дедом на скамеечке посидеть. А печку не закрыла – уголёк выпал, попал на коврик и разгорелся.
Дым к потолку поднялся. В этот момент раздался в доме громкий сигнал, такой, что на улице было слышно! Бабушка с дедушкой поспешили в дом.
Открыли двери и увидели уголек на коврике, но они быстро залили его водой, и пожара удалось избежать.
Как вы думаете, ребята, что это за предмет такой громкий звук издавал?
Правильно, это был автономный пожарный извещатель. Своим громким сигналом он оповестил бабушку и дедушку о задымлении. Дал знать старикам, что в доме появилась опасность! Очень хорошо, когда автономный пожарный извещатель есть в вашем доме.
Ребята, поднимите руки, у кого такая вещь есть в комнате или просто в доме?
Ребята, даю вам задание: придя сегодня домой, расскажите обязательно своим родителям об этой маленькой, но такой нужной вещи и постарайтесь убедить их в необходимости автономного пожарного извещателя у вас дома.
Автономный пожарный извещатель можно приобрести в магазинах, где продают хозяйственные товары: лампочки, розетки, электроприборы. Специального ухода он не требует – нужно просто раз в год менять в нем батарейку.
Я оставлю свою визитку вашей учительнице, а она будет звонить и говорить мне, сколько родителей уже приобрели автономные пожарные извещатели.
А сейчас мы с вами поиграем. Тот, кто будет исполнять все правильно, получит этот автономный пожарный извещатель в подарок!
Сначала я вам расскажу, что во время пожара появляется много дыма. Этот дым опасен, потому, что становится трудно дышать. Нужно запомнить, что дым поднимается вверх, а свежий воздух остается внизу. Поэтому в такой ситуации вам нужно находиться как можно ближе к полу, и выбираться из помещения ползком.
А теперь поиграем. Когда я говорю «Дым» — вы приседаете на корточки, когда говорю «Пожар» — начинаете быстро-быстро ползти (идти на корточках), а когда скажу «Улица» — вы встаете.
Обеспечение безопасности детей в школе, студентов в колледже начинается с организации видеонаблюдения в учебном заведении. Если раньше к наличию видеокамер в школе относились настороженно, то теперь люди понимают, что это необходимость.
Сейчас очень неспокойное время. В образовательных учреждениях ребенок проводит большую часть дня под присмотром других людей. Очень часто в новостях пишут о преступлениях, жертвами которых становятся дети. Да и не только жертвами. Есть и подростковая преступность. Также не стоит забывать и об угрозе терроризма.
Сейчас видеонаблюдение в образовательном учреждении становится все более популярным. Все больше школ и детских садов устанавливают видеонаблюдение. Наличие камер слежения обеспечивает дисиплину и порядок. Подростки и взрослые не рискуют совершать проступки при камерах видеонаблюдения. Также уличные камеры фиксируют все, что происходит возле стен школы или детского сада.
Многие спорные вопросы, неизбежно возникающие в стенах учебных учреждений, можно будет решить просмотром нужной видеозаписи. Безопасность детей, взаимоотношения в классе, обстановка в школе, взаимоотношения учителей и воспитателей, их компетентность – все это будет видно с помощью камер слежения.
Если систему видеонаблюдения подключить к сети Интернет, тогда у родителей появится уникальная возможность наблюдать онлайн за всем, что происходит с их ребенком. Они смогут убедиться, что ребенок здоров, что с ним все хорошо. А это очень заманчиво самим контролировать безопасность ребенка. Конечно же, такой доступ должен быть строго ограничен, чтобы посторонние не могли войти в систему видеоблюдения.
Азбука личной безопасности.
Теория: Понятия «безопасность», «личная безопасность», «социальная безопасность». Что такое чрезвычайная ситуация? Система безопасности семьи, общества и государства. Единая дежурно-диспетчерская служба. Телефоны экстренных служб. Электричество – друг или враг. Правила пользования электроприборами в быту. Запах газа. Разговор по телефону. Домашняя аптечка. Окна в помещении, москитные сетки – опасности, связанные с ними. Мой двор. Как вести себя с незнакомыми людьми. Что такое терроризм?
Практика: составление план-карты «Безопасный путь в школу и из школы». Моделирование ситуаций и приобретение навыков поведения.
Форма проведения: беседа, ролевая игра.
Безопасность в школе.
Теория: Правила поведения на уроках, переменах, при спуске/подъёме по лестницам, нахождения у окон и т.д.
Практика: Моделирование ситуаций и приобретение навыков поведения.
Форма проведения: беседа, ролевая игра.
Берегись огня.
Теория: пожар в общественном месте. Правила поведения при пожаре. Костры и последствия их разжигания. Чем можно тушить в домашних условиях? Предупреждение отравления угарным газом при пожаре.
Практика: Учебная эвакуация.
Форма проведения: беседа, экскурсия.
Безопасность на воде.
Теория: Водоемы. Особенности состояния водоемов в разное время года. Правила поведения на водоемах. Правила обращения с водой в быту. Правила купания в оборудованных и необорудованных местах. Правила безопасного поведения на берегу водоемов во время отдыха.
Практика: Решение ситуационных задач, составление рассказов по рисунку. Создание листовки «Правила безопасного поведения на водоёмах».
Форма проведения: беседа, сюжетно-ролевая игра.
Если ты потерялся.
Теория: Если ты потерялся в магазине, городе, лесу. Правила поведения.
Практика: Составление памятки «Если ты потерялся», викторина «Как действовать, если…».
Форма проведения: беседа, презентация.
Дорожная азбука.
Теория: Дорога в школу и домой. Правила перехода дороги. Почему дети попадают в дорожные аварии? Понятие «ДТП». Причины ДТП.
Практика: составление безопасного маршрута в школу, домой, к другу.
Форма проведения: беседа, игра-путешествие.
Железная дорога.
Теория: правила безопасного поведения в зоне железной дороги. Железнодорожный переезд. Правила перехода ж/д переезда.
Практика: Составление памятки «Если рядом поезд».
Форма проведения: беседа, презентация.
Водный транспорт.
Теория: Виды водного транспорта. ЧС на водном транспорте. Безопасное поведение при использовании водного транспорта.
Практика: Составление памятки «Безопасность на воде»
Форма проведения: беседа, игра-путешествие
Воздушный транспорт.
Теория: Виды воздушного транспорта. Безопасный полет. Правила для авиапассажиров. ЧС на воздушном транспорте.
Практика: Составление памятки «Правила для авиапассажира»
Форма проведения: беседа, игра-путешествие.
Безопасное поведение на природе.
Теория: Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья. Лес. Ядовитые растения и грибы. Безопасность при любой погоде. Мы и животные. Бездомные животные. Когда кусают насекомые.
Практика: первая помощь при тепловом ударе и солнечном ожоге, распознавание ядовитых растений и грибов, распознавание больных животных, оказание первой помощи при укусе насекомых.
Азбука здоровья.
Теория: Режим дня. Чем важен сон? Что такое режим дня? Помощь взрослых в составлении режима дня. Сон – залог бодрого и успешного дня. Особенности детского сна. Регулярность и длительность сна.
Практика: составление режима дня.
Форма проведения: беседа, практическое занятие.
Почему мы болеем.
Теория: Прививки от болезней. Знакомство с правилами сохранения здоровья на основе информирования о проявлениях (симптомах) разных болезней, формирование правил поведения во время болезни, приемах и способах предупреждения и лечения некоторых заболеваний, травм.
Практика: викторина «Что я знаю о себе?», отработка навыков оказания первой доврачебной помощи (наложение повязки, транспортировка и т.д.).
Форма проведения: беседа, ролевая игра.
Основы здорового образа жизни.
Теория: Полезные привычки. Здоровое питание. Правила личной гигиены. Вредные привычки.
Практика: Конкурс рисунков «Правила личной гигиены», викторина «Четвертый лишний», выпуск буклета для родителей «Правильное питание школьника».
Форма проведения: беседа, презентация, конкурс.
Сезонные заболевания.
Теория: Как не простудиться. Одежда. Питание. Витамины. Закаливание. Свежий воздух. Зарядка.
Практика: сюжетно-ролевая игра «Профилактические меры», составление памятки «Профилактика COVID-19».
Форма проведения: беседа, презентация, сюжетно-ролевая игра.
Освоение учащимися знаний о здоровом образе жизни, об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении.
Результат программы
1. Применять на практике основные понятия здоровья и факторы, влияющие на него.
2. Иметь представление о существующих опасных и чрезвычайных ситуациях в современных условиях жизнедеятельности.
3. Знать элементарные правила поведения дома, в школе, на улице, в транспорте, на проезжей части, в лесу, на водоёмах.
4. Уметь использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной и повседневной жизни для:
— действий в опасных и чрезвычайных ситуациях;
— пользования бытовыми приборами;
— использования по назначению лекарственных препаратов;
— соблюдения общих правил безопасного дорожного движения;
— соблюдения мер пожарной безопасности дома и на природе;
— соблюдения мер безопасного поведения при пользовании воздушным, водным, ж/д, наземным транспортом;
— соблюдения мер безопасного поведения на водоёмах в любое время года;
— вызова (обращения) за помощью в случае необходимости соответствующих служб экстренной помощи.
- Охранник вправе потребовать при входе/выходе открыть портфель и проверить его содержимое (п.3 ч.1 ст. 12.1 Закона об охранной деятельности).
- Может не пропустить в школу родителей.
- Если ребёнок опоздал, забыл пропуск или сменку или не надел школьную форму, охранник не должен препятствовать (ст. 43 Конституции РФ).
Согласно ФЗ «О персональных данных», запрещено публиковать фото человека без его согласия, а детей – без согласия родителей. Но можно использовать чьё-либо фото/видео, если оно получено при съемке в общественном месте, а изображённое лицо не является основным объектом снимка.
Требования к мерам безопасности в школах
За действия детей до 14 лет отвечают родители. С 14-18 лет ребёнок может самостоятельно возмещать вред (если у него есть доход). Если ребёнок находился в школе/саду и что-то сломал, важно выяснить, умышленно или по неосторожности это было совершено:
- Умышленно? Отвечать родителям.
- Нет? Тогда образовательной организации, если не будет доказано, что вред возник не по ее вине (ст. 1073 ГК РФ).
Если ребёнок виноват, лучше договориться. Иначе – в суд. На родителей может быть составлен административный протокол за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей (ст. 5.35 КоАП РФ).
- Если потерялся, стой на месте! Искать всегда должны родители.
- Не плачь, а громко зови: “Мама! Папа!”
- Ни в коем случае ни с кем никуда не уходи! Даже если предлагают помощь. Если вы взрослый, чувствующий свою ответственность и желающий помочь чужому потерявшемуся ребенку, делайте это прямо на месте: спросите, чем помочь, предложите остаться рядом, пока родители не найдутся. Если ребенок знает номера родителей, можно позвонить им и сообщить, где ребенок.
Вопрос: А с полицейским тоже нельзя уходить?
Нельзя. К сожалению, не все полицейские это знают. Учить детей двойным стандартам тяжело, надежнее просто научить, что с любыми посторонними людьми уходить нельзя. Отличный способ усваивать правила безопасности — игры. Например, можно с игрушками отыгрывать ситуации вроде: “Медвежонок потерялся, что ему делать?”
Те части тела, которые закрыты нижним бельем, нельзя никому показывать и давать трогать! Нельзя этого делать и по отношению к другим людям. Только родители или доктор в присутствии родителей и с согласия ребенка могут попросить раздеться и прикоснуться к телу! Это правило закладывает основы уважения к своему телу и понимание, что такое интимные части тела. Основа безопасности — умение ребенка говорить “нет”. У ребенка должен быть опыт, где его нежелание что-либо делать будет услышано со стороны родителей. Важно обозначить: “Я понимаю, что тебе не хочется делать [что-то], но сейчас это важно, мы так решили, и нам придется это сделать”. Таким образом, вы не обязаны уступать ребенку, вы должны его выслушать. В случае с чужими людьми, которые что-то предлагают, нужно научить детей говорить: “Нет, я вас не знаю” громко и четко. Зачем? Объясните детям, что очень важно, чтобы окружающие слышали, что они говорят с незнакомцами.
- У него есть интимные части тела, до которых никто не должен дотрагиваться! Это гениталии, грудь, ягодицы и рот.
- У этих интимных частей тела есть названия! Важно уметь называть вещи своими именами, и даже если вас воспитали, что так “не принято”, не нужно передавать это детям. Научите их правильным названиям. Речь снова идет об уважении к своему телу: объясните ребенку, что эти части тела не менее важны, чем другие.
- Есть “секретные” прикосновения, их нельзя держать в тайне, нужно рассказать о них маме и папе. Важно развить доверительные отношения детей с родителями — отношения, в которых не будет места стыду.
- Никто не имеет права фотографировать тело ребенка или показывать ему фотографии чужих тел.
- У ребенка не должно быть секретов с другими взрослыми. Сюрприз с бабушкой ко дню рождения мамы — не из таких секретов. Можно объяснить, что секреты бывают “плохими” и нет, и что ребенок должен прислушиваться к своей интуиции. Если он чувствует, что ему предлагают хранить “плохой” секрет, он сам задумается. Также у ребенка должен быть опыт, где он рассказал секрет родителям и не был наказан.
- Нельзя ходить голым перед другими людьми! Даже на пляже.
- В 6 лет ребенок должен знать наизусть телефоны родителей! Номера родителей, просто сохраненные на телефоне, иногда могут не помочь. В обратную сторону это тоже работает: родители обязаны знать телефоны своих детей.
- Нежелательно, чтобы дети гуляли в темное время суток. Даже зимой, когда темнеет рано.
Нельзя наказывать за правду! Если ребенок рассказал что-то постыдное, неприятное про себя — не нужно его ругать, иначе больше он ничего не расскажет: “Спасибо, что признался!”, “Молодец, что рассказал”. Не учите ребенка слушаться взрослых! Учите слушаться маму и папу, а не абстрактных людей. Нежелательно, чтобы дети гуляли в одиночестве. Это не значит, что родители обязаны везде ходить с ребенком за руку. Это значит, что ребенок не должен гулять на пустырях и уметь отслеживать, чтобы там, где он гуляет, всегда были люди. Научите детей, как ведут себя преступники. Это не люди в черных капюшонах, которые хватают детей на улицах. Это люди, которые знает, что нужно сделать, чтобы ребенок сам захотел за ними пойти. Можно научить ребенка двум законам жизни: Преступник, который ворует детей, выглядит как обычный человек. Это значит, что преступником может оказаться и мужчина, и молодая женщина, и даже старушка (да, чужие бабушки не являются безопасными людьми, это тоже стоит объяснить детям). Незнакомый взрослый не должен подходить к ребенку ни по какому поводу. Важно воспитать в детях понимание, что взрослые могут обращаться за помощью только к взрослым. Если ребенок видит, что взрослому человеку на улице плохо, он может позвать на помощь других взрослых или вызвать скорую с безопасного расстояния. Так можно и помочь человеку, и не нарушать свою безопасность. Дети могут обращаться за помощью к другим взрослым! Важно полагаться на интуицию и выбирать, к каким именно взрослым можно обратиться. Вопрос: А если дети кого-то бьют или мучают животное, тоже нельзя к ним подходить? Всегда есть исключения, можно объяснить детям, что есть именно такие ситуации, где взрослые не могут не вмешаться. Но, на самом деле, лучше вызвать полицию. Ранее уже шла речь о том, что надежнее обучать детей правилам безопасности без исключений, чтобы они точно запомнили и не запутались.
Классный час «Правила безопасности для школьников»
Можно сделать с ребенком упражнение “Круг доверия“. Вы берете лист бумаги и рисуете три круга внутри одного большого. Дальше спрашиваете детей: “Кто самый важный человек в твоем окружении?” (в самом маленьком круге отметить “Я”; поговорить с ребенком о его ценности, о любви к себе), далее спрашиваете просто о важных людях в жизни ваших детей и вписываете их в круги, от второго наименьшего до самого большого: первый круг — мама, папа, бабушка, дедушка, другие члены семьи; второй круг (“круг вежливости”) — учителя, тренер, няня и т. д., друзья ребенка и друзья родителей, с которыми ребенок знаком; третий круг — самый “неприятный”, в него попадают все чужие люди. Далее вы можете спросить ребенка, люди из какого круга на что имеют право в отношении ребенка: кто имеет право обнимать и целовать его, с людьми из какого круга нужно вежливо разговаривать и т. д. (“Покажется ли тебе странным, если учитель решит посадить тебя к себе на колени? А если тренер подарит планшет? Что ты будешь делать в таких ситуациях?”). Вопрос: То есть, вы предлагаете растить детей с чудовищным недоверием к миру? Из таких детей вырастают параноики, люди, которые считают всех вокруг врагами. Дети, в целом, не такие тревожные создания, как взрослые. Они не считают мир опасным, нужно просто объяснить правила, при которых мир точно не станет для них таким. Последнее, что здесь можно добавить: все правила, описанные здесь, были придуманы людьми, которые работают в поисковых отрядах. Это все, что нужно знать. Главное преимущество детей — не сила, а громкий голос и быстрые ноги. Нужно отработать с ребенком, как он будет громко отвечать незнакомцам, чтобы довести это до автоматизма: “Нет, я вас не знаю”. Бывают и другие ситуации. Если, например, за ребенком кто-то идет, и он чувствует, что что-то не так, нужно прислушаться к интуиции и бежать, а не спрашивать у другого человека, что ему нужно. Инстинкт самосохранения работает у всех.
Еще одно задание, которое можно сделать с детьми — нарисовать вместе карту, на которой будут обозначены безопасные места. Это магазины, школы, детские сады, больницы, банки, людные остановки, дворы, где всегда есть люди. Важно также показать ребенку, что есть опасные места, где он никогда не должен гулять один. Это стройки, пустыри, заросли кустарника. Парки тоже считаются опасным местом. Подвалы, чердаки и подъезды, конечно же. Подъезд даже собственного дома считается опасным местом, туда нельзя бежать в случае угрожающей опасности. Опасная ситуация: незнакомец хватает ребенка за рюкзак. Нужно объяснить ребенку, что важно в любой ситуации вывернуться из рюкзака и убежать, не задумываясь о ценных вещах, которые могут там лежать. Объясните своим детям, что нет ничего ценнее здоровья и безопасности. Если хватают не за рюкзак, а за руки, ребенок может делать все для своего спасения (пинаться, кусаться, царапаться). Можно упасть на землю: это привлекает внимание, утащить лежащего человека сложнее, лежа удобно пинаться и т. д. Этому приему учат и на самообороне для женщин. Также ребенок может найти камень и разбить стекло: окно дома, любой чужой машины и т. д. Для спасения своей жизни это дозволено. Родителям стоит обсудить с детьми, что бить вещи — не смертельно, за этим не должно быть жесткого наказания (но важно соблюдать это и в бытовых ситуациях, т. е. если сильно отругать ребенка за разбитую вазу, он никогда не поверит, что разбить стекло для спасения своей жизни это приемлемо).
Под насилием понимается его опосредованное или непосредственное применение в отношении человека, группы или общины, которое приводит непосредственно к причинению травм, смерти, психологического ущерба, неблагоприятных условий или увечий или создает условия для их возникновения.
При необходимости следует вмешаться и физически, но при этом следует учитывать, что физическое вмешательство, цель которого заключается в наказании или причинении боли, является насилием. Если вмешательство может быть опасно, то необходимо сделать все возможное для сокращения ущерба и позвать на помощь другого взрослого или позвонить в полицию. Бездействие в отношении нуждающегося в помощи ребенка или неоказание ему помощи приравнивается к насилию.
Любое вмешательство должно быть пропорциональным опасности и оставаться в пределах необходимости. Когда опасность уменьшается, требуется соответственно сократить и объем вмешательства. Противоправным не является лишь такое вмешательство, которое является минимально необходимым для устранения опасности и изменяется в соответствии с изменением уровня опасности.