Вызвали в налоговую в качестве свидетеля что делать

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Вызвали в налоговую в качестве свидетеля что делать». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Первая реакция — совершенно нормальна – волнение, испуг, тревога. Спокойно. Нужно успокоиться, собраться и разработать план действий по защите своих интересов.

И обязательно убедить себя, что честному бизнесмену скрывать нечего. Такая установка. Психологическая.

Кто может быть вызван на допрос? Кто угодно. Любой сотрудник. И даже уволенные. Чаще вызывают директора и главного бухгалтера. Но налоговая охотно вызывает на беседы и рядовых сотрудников, задает им провокационные вопросы и нередко фабрикует доказательную базу.

На допрос? — Не вопрос! Допрос в налоговой — под контролем

На допрос вызывают повесткой. Повестка выписывается на конкретное лицо. Другому, даже по доверенности, идти бессмысленно. Не примут.

Звонок по телефону, письмо по электронной почте, приход участкового домой к жене или соседям — не по форме. Вы вправе не реагировать. Нет повестки — нет и вызова на допрос.

Совет: Если инспектор звонит вам на работу и лично приглашает прийти, советую быть вежливым, сослаться на занятость и большой объем работы. Вам за это ничего не будет.

Повестку могут прислать по почте заказным письмом. Налоговым законодательством предусмотрено правило: любое почтовое отправление считается полученным на 6-й день независимо от факта его получения. Если вы получили повестку — надо идти.

Допрос в налоговой не имеет ничего общего с допросом в правоохранительных органах.

На налоговый допрос нельзя доставить принудительно. Вы в любой момент можете прекратить допрос, прервать его на перерыв или уйти совсем. Ограничивать ваши права налоговики не вправе.

Перед началом допроса инспектор предупредит вас об уголовной ответственности за дачу ложных показаний и внесет запись о предупреждении в протокол. В этом нет ничего страшного, это только метод давления. Нормы уголовного кодекса в налоговом праве не применяются.Ответственность ограничена только штрафом.

Спокойно! Не волнуйтесь. Агрессивный настрой и негативное мнение- если такое и будет — не должны вас вывести из себя. Не поддавайтесь. Держите удар, сохраняйте спокойствие и достоинство. Это всего лишь беседа ( хоть по форме допрос), в ходе которой инспектор пытается собрать нужные ему доказательства. Будьте осмотрительны и осторожны!

Можно немного слукавить – прийти на допрос позже назначенного времени, предварительно позвонив инспектору по телефону и, извинившись, сослаться на неотложные дела. Возможно, у инспектора останется меньше времени для беседы с вами.

До начала допроса инспектор обязан разъяснить ваше право воспользоваться ст.51 Конституции РФ «Никто не обязан свидетельствовать против себя, своего супруга и своих близких родственников».

Вызов на допрос налоговая использует и как психологический ход. Для усиления напряжения допрос может проходить в кабинете в присутствии группы налоговиков, осуждающе кивающими головами. Не поддавайтесь давлению! Поинтересуйтесь у инспектора — это посторонние лица или участники допроса, отмеченные в протоколе?

Не показывайте свое волнение и напряжение! Помните, что допрос превратился в обычную процедуру налогового контроля. Вы не первый и не последний ! Вызывают на допрос тысячи свидетелей. И ваша задача быть убежденным и донести инспектору, что никаких нарушений компания не допускает, все сделки заключались в строгом соответствии с законом.

Отвечайте коротко и четко. Ничего лишнего – только ответ на вопрос. Продумывайте цель вопроса и отвечать не торопитесь. Если вопрос непонятен или неудобен — не стесняйтесь переспросить. Используйте для обдумывания этот тайм-аут.

Будьте осторожны с конкретными ответами, не давайте заверений, не надо размышлять вслух. Невнятные ответы можно легко оспорить в суде.

Если вопрос кажется подозрительным – подумайте, и отвечайте неопределенно или обобщенно : «затрудняюсь ответить», « мне необходимо вспомнить, давно это было», «необходимо уточнить, поднять документы», «могу позднее представить информацию, так как сейчас не готов ответить». Это лучше, чем «не знаю» или «отвечать не буду».

Если вы пришли и передумали отвечать на вопросы, инспектор вправе оштрафовать вас за отказ от дачи показаний на 3 000 рублей. Если вы отказываетесь давать показания согласно статье 51 Конституции ( против себя самого, своего супруга и близких родственников) – привлечь вас к ответственности налоговая не вправе.

Но отказ отвечать сразу перед началом допроса нежелателен , так как налоговая и суды могут признать его подтверждением своих предположений об обнаруженных нарушениях. Кроме того, не узнаете чем интересуются и что накопали на вас налоговики.

В случае присутствия юриста вы вправе после каждого вопроса обсуждать с юристом наиболее подходящие формулировки ответа. При этом не допускайте формулировок в протоколе «юрист подсказал нужный ответ на вопрос». Правильно будет «юрист напомнил о ситуации, проговорил несколько вариантов ответа, из которых свидетель самостоятельно выбрал правильный».

Вызвали в налоговую на допрос: что говорить и о чем молчать

Внимательно читайте протокол. Не торопитесь. Каждую страницу. Читайте вопросы. И ответы. Нет ли в них неоднозначности и двойного смысла.

Если найдете неточности, сомнительные формулировки или интерпретации ваших ответов — требуете внесения корректировок. Не торопитесь, проверяйте внимательно, внесены они или нет. Формулируйте сами ту фразу, которая должна быть внесена в протокол. Не соглашайтесь с чужими словами!

Пустые строки должны быть перечеркнуты.

Если пришли с юристом –протокол пусть проверит юрист.

В случае, если при допросе использовалась аудио- или видеозапись, или кроме инспектора и вас на допросе присутствовал кто-то еще — все это следует отразить в протоколе.

Если у вас есть замечания, уточнения, возражения по записи ваших показаний , вы их указываете в специальном разделе «Замечания к протоколу». В этом разделе мало места, поэтому если возражения будут объемными, излагаете их на отдельном листе. А в разделе к протоколу укажите, что замечания представлены на отдельном листе.

Только после внесения всех ваших замечаний протокол допроса можете подписать. Инспектор обязан вам вручить его копию или сделать отметку об отказе получения.

Обязательно забирайте свой экземпляр протокола. Обратите внимание, чтобы в нем все было пропечатано и хорошо читалось. И ваши возражения тоже.

От поведения и ответов на вопросы по время допроса в налоговой — как руководства так и обычных сотрудников — зависит многое. Поэтому ходом допроса — как любым процессом налогового контроля — надо управлять.

Все действия налогового органа держите под контролем! Важно понимать, что происходит, когда и какие действия налоговая предпринимает, давать оценку их правомерности и просчитывать последствия. Это важно и для минимизации финансовых потерь от налоговой проверки, и для качественного сбора доказательственной базы при возможной защите своего бизнеса в суде.

Следует разъяснить правила поведения на допросе всем своим сотрудникам, которых налоговая инспекция вызовет на допрос. Не спешить с ответами. Не отвечать « не знаю». Если не уверены — отвечать неопределенно или уклончиво. Обязательно проверить и получить протокол допроса.

Присутствие юриста или налогового адвоката в этом случае тоже очень кстати.

Сотрудник, волнуясь на допросе, может что-то домыслить, что-то не так понять, растеряться — а уволенный, из чувства обиды или мести — и наговорить лишнего. Подготовка, анализ последствий, и вообще — оценка целесообразности визита в налоговую — обязательные действия при каждом вызове на допрос.

Сейчас налоговиками практикуется две формы вызова налогоплательщиков (их сотрудников) в налоговую инспекцию.

Первая форма – вызов в ИФНС в качестве свидетеля. Данная процедура урегулирована ст. 90 НК РФ. Согласно этой норме, ИФНС вправе вызвать для допроса любое физлицо, которому могут быть известны какие-либо значимые для налогового контроля обстоятельства.

Свидетель вызывается для дачи показаний по месту нахождения налогового органа строго повесткой (письмо ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12837). В повестке не может быть написано «пришлите кого-нибудь». В ней указывается конкретное должностное лицо организации/ИП. Телефонный звонок или устное предложение инспектора явиться в ИФНС в качестве свидетеля не считаются официальным вызовом для дачи показаний. В этих случаях свидетель имеет полное право не посещать инспекцию.

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

1. Организации и ИП приглашают для бесед в ИФНС регулярно, не надо пугаться.

2. Налоговики практикуют две формы вызова налогоплательщиков (их сотрудников) в налоговую инспекцию: вызов в ИФНС в качестве свидетеля и для дачи пояснений по вопросам уплаты налогов

3. Налоговики вправе вызывать для дачи пояснений всех без исключения налогоплательщиков, плательщиков сборов, а также налоговых агентов. Пояснения могут касаться любого вопроса, так или иначе связанного с уплатой налогов.

4. Явка в инспекцию по законному требованию налоговиков строго обязательна. Причем даже в тех случаях, когда физлицо не располагает необходимыми сведениями в качестве свидетеля.

5. В НК РФ прописана ответственность за неявку в ИФНС для дачи свидетельских показаний. Если вас вызвали в инспекцию в качестве свидетеля, а вы не явились или отказались давать показания, вас могут оштрафовать.

6. Законодательство не содержит норм, которые позволяли бы налоговикам принудительно доставлять граждан для дачи показаний. Поэтому заставить гражданина давать показания против его воли налоговики не могут.

7. Административная и уголовная ответственность свидетеля по делу о налоговом правонарушении не предусмотрены.

8. Что касается вызова в налоговую на комиссию/для дачи пояснений, то НК РФ не устанавливает ответственности за неявку. Но это не значит, что неявка не повлечет никакого штрафа. Штраф будет по ст. 19.4 КоАП РФ, которая устанавливает ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль).

Второй повод для вызова в ИФНС – дача пояснений по вопросам уплаты налогов. Предприниматели эту процедуру называют налоговый допрос. Частный случай дачи таких пояснений – прохождение налоговой комиссии. Правовым основанием для вызова в ИФНС здесь служит пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ.

Налоговики вправе вызывать для дачи пояснений всех без исключения налогоплательщиков, плательщиков сборов, а также налоговых агентов. Причем пояснения могут касаться любого вопроса, так или иначе связанного с уплатой налогов. В основном это – занижение облагаемой базы, низкие показатели налоговой нагрузки, несвоевременное перечисление налогов, фальсификации налоговой и бухгалтерской отчетности. Если ИФНС выявит любое из этих обстоятельств, требование ИФНС объясниться вы получите обязательно.

Ранее налоговые комиссии проводились, в том числе, по вопросам уплаты НДС, налога на прибыль, на имущество, НДФЛ и других налогов. Общее название для всех подобных комиссий – комиссия по легализации налоговой базы. Год назад в соответствии с письмом ФНС от 25.07.2017 № ЕД-4-15/[email protected] комиссии были фактически отменены.

Сейчас налоговики проводят лишь два типа комиссий:

  • по НДФЛ;
  • по страховым взносам.

Однако это не мешает ИФНС запрашивать пояснения и относительно всех прочих налогов.

Сам вызов на комиссию оформляется уведомлением по форме, утвержденной приказом ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/[email protected] Причем в отличие от вызова для дачи показаний на комиссию можно направить любого сотрудника, уполномоченного представлять интересы юрлица/ИП. Для этого сотруднику необходимо оформить доверенность.

Согласно письму ФНС от 25.07.2017 № ЕД-4-15/[email protected], обязательному вызову на комиссию подлежат следующие плательщики/налоговые агенты по НДФЛ:

  • ИП, имеющие низкую налоговую нагрузку по НДФЛ, уплачиваемому «за себя»;
  • налоговые агенты, имеющие задолженность по перечислению НДФЛ;
  • налоговые агенты, снизившие поступления НДФЛ относительно предыдущего отчетного (налогового) периода более чем на 10%;
  • налоговые агенты, выплачивающие заработную плату ниже среднего уровня по видам экономической деятельности в регионе;
  • ИП, заявившие профессиональный налоговый вычет в размере более 95% от общей суммы полученного за налоговый период дохода;
  • физические лица (не ИП), не задекларировавшие полученные доходы.

В перечень плательщиков страховых взносов, которых вызовут на комиссию в первую очередь, входят:

  • страхователи, имеющие задолженность по перечислению страховых взносов;
  • плательщики, снизившие поступления взносов относительно предыдущего отчетного (расчетного) периода при постоянном количестве работников;
  • страхователи, снизившие численность работников в течение отчетного периода более чем на 30% по сравнению с предыдущим периодом;
  • плательщики, исчислявшие в предыдущих периодах взносы по дополнительным тарифам 9% либо 6%, но в текущем периоде применившие иные ставки тарифов.

Если организация или ИП вызывают у ИФНС подозрения, за месяц до комиссии им направят информационное письмо с указанием конкретных претензий и перечнем вопросов, ответы на которые планируется получить в ходе комиссии.

Также в письме будет прописан порядок действий налогоплательщика в целях урегулирования спорной ситуации. Например, может быть предложено уточнить содержащиеся в декларации сведения и доплатить налог. Соответственно, есть месяц для того, чтобы подготовиться к даче пояснений или возражений относительно заявленных претензий.

Комиссии и дачи объяснений можно избежать, если своевременно представить уточненные декларации и погасить долги по НДФЛ и страховым взносам (письмо ФНС от 25.07.2017 № ЕД-4-15/[email protected]). На представление уточненок и уплату налогов отводится 10 рабочих дней со дня получения информационного письма из ИФНС. Если не уложиться в данный срок, давать пояснения все же придется.

Стоит заблаговременно подготовить ответы на вопросы, содержащиеся в информационном письме, а также обосновать причины, по которым организация/ИП попала в поле зрения ИФНС.

К примеру, низкую зарплату можно объяснить следующими причинами:

  • работа сотрудников на условиях неполной занятости;
  • привлечение неквалифицированной рабочей силы;
  • временные финансовые затруднения организации с обещанием в будущем постепенно повышать зарплаты сотрудников.

Само собой, все пояснения должны быть документально подтверждены.

Стоит отметить, что законодательство устанавливает ответственность только за неявку для дачи пояснений. Если налогоплательщик пришел в инспекцию, но никаких пояснений так и не дал, никакой ответственности ему не грозит. Поэтому даже в тех случаях, когда по существу предъявленных ИФНС претензий ответить нечего, вызов в инспекцию игнорировать не стоит.

Последствия неявки для дачи пояснений одним лишь штрафом не исчерпываются. Так, инспекторы могут решить, что уведомление о явке в ИФНС просто не дошло до плательщика по причине ненахождения компании по юридическому адресу. Компанию внесут в список недобросовестных плательщиков и назначат выездную налоговую проверку.

Обязан ли я явиться в налоговую как свидетель, если работодатель против?

Налоговый орган вправе вызывать свидетеля (например, директора или бухгалтера) на допрос при проведении в отношении вашей компании следующих контрольных мероприятий:

  • камеральная проверка;
  • выездная проверка;
  • вне рамок налоговой проверки.

На допрос вызывают тогда, когда налоговым органом в рамках предпроверочного анализа деятельности вашей компании установлены факты, свидетельствующие об искусственном занижении размера налогов, которые вы на самом деле должны были уплатить в бюджет. Допрос — в данном случае один способов «цементирования» проверяющим налоговым инспектором доказательственной базы.

Вызывать могут и по иным причинам. Выбор должностным лицом применяемого в отношении компании конкретного контрольного полномочия не всегда может быть основан на правильном понимании принципов работы закона.

Иногда такой выбор может быть продиктован личными корыстными интересами «нечистых на руку» должностных лиц налогового органа. Сбор в отношении бизнеса так называемого «компромата» — стандартная практика проверяющих налоговых инспекторов.

Допрос — это одно из самых строго регламентированных мероприятий налогового контроля. Речь о том, что при проведении допроса налоговые инспекторы должны четко следовать порядку, установленному Налоговым кодексом, нарушение которого впоследствии может привести к признанию недопустимыми доказательствами, показания опрошенных лиц, связанных с компанией (проверяемым налогоплательщиком).

Важно знать, что на допрос в налоговый орган вызывают только конкретных физических лиц и только по повестке. Крайне необходимо знать права свидетеля при допросе в налоговом органе и последствия неявки на допрос или отказа от дачи показаний, чтобы правильно выбрать тактику поведения при общении с налоговым инспектором.

Основной правовой инструментарий налогового инспектора при допросе свидетеля предусмотрен ст. 90 Налогового кодекса. Разъяснения, содержащиеся в Постановлении Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 №57 и актуальная арбитражная практика подскажет, правильно ли налоговым инспектором применяются положения.

Выбор идти или не идти на допрос в налоговую или в итоге прийти и отказаться от дачи показаний есть всегда. Здесь важно понимать последствия того или иного решения.

От дачи показаний в налоговом органе освобождены только лица, указанные в пункте 2 статьи 90 Налогового кодекса. Остальным остается выбор, явиться для дачи показаний или отказаться от нее, неся риск наступления негативных последствий в виде привлечения к ответственности по статье 128 Налогового кодекса за неправомерный отказ от дачи показаний, а также за дачу заведомо ложных показаний или за неявку либо уклонение от явки без уважительных причин.

Уважительную причину неявки на допрос не рассматриваем — она не отменяет допрос, а лишь отодвигает дату его проведения.

В последнее время проверяющие налоговые инспекторы очень часто стали путать и смешивать между собой положения уголовно-процессуального и налогового законодательства и подменять последнее нормами первого.

Мы держим в уме один немаловажный момент, если при допросе в налоговом органе присутствует сотрудник полиции, вы вправе отказаться от дачи объяснений в его присутствии на основании пункта 3 части 1 статьи 13 Закона о полиции либо на основании статьи 51 Конституции.

Важно об этом помнить и дать понять проверяющему налоговому инспектору о том, что вы в курсе, как правильно применяется закон и что возлагать свои полномочия на сотрудников полиции путем дачи им отдельного поручения об осуществлении мер налогового контроля (в рассматриваемом случае — допроса) по Налоговому кодексу РФ является недопустимым.

Для справки: Свидетеля нельзя привлечь к уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний или за отказ от дачи показаний в рамках налоговой проверки. Об этом говорится в статьях 307 и 308 Уголовного кодекса РФ. Указанные статьи применяется только в случаях, когда свидетель дает показания в суде или в ходе производства по уголовному делу о налоговом преступлении.

Сама ФНС подтверждает это в своем Письме от 17.07.2013 № АС-4-2/12837 (с изм. от 15.01.2019): «Необходимо учитывать, что административная ответственность (КоАП РФ) и уголовная ответственность (Уголовный кодекс) свидетеля по делу о налоговом правонарушении не предусмотрены».

Еще одно исключение, которое имеем в виду — недопустимость вызова свидетеля на допрос после завершения налоговой проверки. Так как суд с большей долей вероятности признает протокол такого допроса недопустимым доказательством, привлечение к ответственности за неявку или отказ от дачи показаний можно будет оспорить.

Если вызова на допрос в налоговую избежать не удастся, лучше подготовиться к нему так, чтобы не оставить проверяющему налоговому инспектору простора для возможных злоупотреблений. Ни в коем случае не рекомендуется недооценивать сотрудников налогового органа.

Необходимо заранее быть готовым к возможному противодействию возможным психологическим манипуляциям, давлению и ухищрениям со стороны проверяющих в отношении допрашиваемых лиц. И не так важно, кого вызывают на допрос в налоговый орган, директора и бухгалтера компании или ее обычных работников.

Если не уверены, что справитесь сами, лучше воспользоваться помощью квалифицированного специалиста, имеющего профессиональный опыт общения с сотрудниками налоговых органов. И держим важные выводы из арбитражной практики в уме, чтобы адекватно оценивать возможные негативные последствия выбора соответствующей тактики поведения при общении с проверяющим.

Вызов для дачи пояснений — это разговор «по душам», цель которого — заставить вашу компанию заплатить в бюджет больше, чем она на самом деле должна. Основная причина вызова директора и бухгалтера компании на разговор в налоговую одна — чаще всего контрагент вашей компании не заплатил налог на добавленную стоимость. Иногда бывают вопросы, связанные с размерами официальных зарплат работников либо спрашивают о финансовом результате.

В последнее время вызов для дачи пояснений на практике выглядит самым обычным побуждением компании к добровольной уплате налогов через вызов для дачи пояснений.

Важно знать, что при вызове для дачи пояснений вызывают налогоплательщика — то есть уполномоченного представителя компании, а не конкретных физических лиц, как при допросе свидетеля по статье 90 Налогового кодекса. Это важное отличие вызова для дачи пояснений от допроса. Права и обязанности налогоплательщика при вызове для дачи пояснений отличаются. Право налогового органа на вызов налогоплательщика предусмотрено на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса.

Как правило, под предлогом дачи пояснений компанию будут вежливо просить заплатить в бюджет то, что не заплатил контрагент. Комиссии по легализации (хотя формально ФНС отказалась от использование этого термина в 2020 году) или «вежливое» побуждение на сегодняшний день является действенным инструментом запугивания компаний со стороны налоговых органов.

Рекомендации при общении с налоговым инспектором при вызове для дачи пояснений будут отличаться от тех, которые можно было рекомендовать для использования при вызове свидетеля на допрос. Также и последствия неявки для дачи пояснений будут иные, нежели чем при неявке на допрос или отказ от дачи показаний.

В случае отказа от явки в налоговый орган для дачи пояснений предусмотрена административная ответственность (статьей 19.4 Кодекса об административных правонарушениях). Есть конечно и «параналоговые» риски при отказе от явки для дачи пояснений, связанные с последствиями возможного назначения тематической или выездной проверки.

Но если компания действовала добросовестно, не ставила целью получение необоснованной налоговой выгоды и все названное может подтвердить, общаться с проверяющими или нет — на усмотрение лиц, принимающих решения в компании.

О практике побуждений можно говорить много, но остановимся на общих рекомендациях, которые можно дать директорам и бухгалтерам компаний при вызове в налоговый орган для дачи пояснений.

Налоговые инспекторы при вызове директора и бухгалтера компании для дачи пояснений будут применять различные манипуляции и играть на их страхе привлечения к уголовной или субсидиарной ответственности. Никакой «самодеятельности» — явка в налоговую для дачи пояснений только с юристом или адвокатом.

Адвокат — только особый статус, позволяющий участвовать в уголовном производстве. В обычных налоговых правоотношениях статус значения не имеет. Главное — квалификация лица, оказывающего вам правовую помощь при общении с налоговыми инспекторами.

Важно четко понимать, каков потенциальный размер недоимки, которую вам могут вменить и держать в уме основную мысль, что если размер предполагаемого ущерба составляет 15 миллионов рублей и выше, необходимо учитывать риски привлечения к уголовной ответственности по статье 199 УК.

Директору и бухгалтеру также необходимо понимать основания для возможного последующего привлечения к субсидиарной ответственности по обязательствам компании. Обстоятельства, предшествующие возникновению оснований для привлечения директора компании, будут оцениваться судом.

Усмотрит или не усмотрит суд такие основания — вопрос доказывания. Бухгалтеру в отличие от директора немного проще, на этапе допроса или дачи пояснений от лица компании он может прибегнуть к части 3 статьи 9 ФЗ «О бухгалтерском учете», напомнив проверяющему налоговому инспектору, что на бухгалтера возложено ведение бухгалтерского учета и он не несет «ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни».

Основанием для вызова является статья 90 НК РФ. Вызывают в структуру того сотрудника, которому предположительно известны факты, связанные с налоговым контролем (пункт 1 статьи 90 НК РФ). На допрос может вызываться даже руководитель фирмы. К примеру, налоговикам стал известен факт уклонения от уплаты налогов. Для подтверждения этого факта назначается допрос.

Вызов должен быть официальным. В обратной ситуации человек может просто не являться в орган. В пункте 1 статьи 90 НК РФ указано, что инспектор имеет право вызывать на допрос ФЛ, которое знает о каких-либо обстоятельствах, значимых в рамках проверки.

В этой статье ничего не сказано, как именно лицо вызывается на допрос. Порядок уведомления регламентируется письмом ФНС №АС-4-2/12837 от 17 июля 2013 года. В этом акте содержатся рекомендации по вызову человека в орган для предоставления показаний.

Если у плательщика возникают опасения, лучше идти к юристу. Последний проанализирует законность действий инспектора, поможет выйти из ситуации с наименьшими потерями. Однако не всегда этот шаг нужен. Если человек точно понимает, что допрос не повлечет никаких серьезных проблем, он может справиться с проблемой самостоятельно.

Допрос состоит из двух основных частей: вопросы и ответы на них. Плательщику рекомендуется подготовить свои ответы. Это поможет взять ситуацию в свои руки и избежать вероятных проблем. Для подготовки можно воспользоваться Приложением №1 к рекомендациям (письмо ФНС №ЕД-4-2/[email protected] от 13 июля 2017 года). В нем есть перечень вопросов, которые могут быть заданы на допросе. Подразделяется он на два вида:

  1. Для гендиректоров.
  2. Для обычных работников.

Существует 80 вопросов, которые рекомендованы к использованию при допросах.

ВАЖНО! Если ситуация сложная, можно привлечь к подготовке налогового консультанта или адвоката.

Проверка может быть встречной. В этом случае проверяется и сама компания, и ее партнер. При подобных обстоятельствах показания контрагентов должны совпадать. В частности, нужно согласовать показания по этим ключевым позициям:

  • Обстоятельства знакомства с контрагентом.
  • Особенности подписания договора.
  • Инициатор оформления сделок.

К СВЕДЕНИЮ! Одновременная проверка двух контрагентов – это довольно частая практика. А потому нужно учесть и этот риск.

Вызов в налоговую инспекцию: практические рекомендации от юристов — 2019

Плательщик должен прийти в структуру в часы, указанные в повестке. С собой нужно взять паспорт и повестку. Некоторые юристы рекомендуют чуть опоздать на прием. Нужно это, чтобы сократить время на допрос. Стоит ли следовать этой рекомендации? Человек должен решить сам. Иногда это помогает, а иногда опоздания только злят инспектора.

Человек, находящийся на допросе, должен следить за своими словами. Любое неверное слово может быть использовано против плательщика. Ответы должны быть краткими, касающимися только сути вопроса. Никакой лишней информации давать не рекомендуется.

Кроме того, плательщик должен знать о своих правах. Он должен помнить о статье 51 Конституции РФ. В ней указано, что человек вправе не свидетельствовать против себя. Однако если человек пользуется этим правом, он должен воспользоваться им в начале допроса. Если плательщик откажется отвечать на конкретный вопрос, это может вызвать подозрения.

По окончании допроса составляется протокол. С документом нужно обязательно ознакомиться. Делать это нужно даже в том случае, если время ограничено. Нужно внимательно изучить каждое положение. Требуется проверить, верно ли зафиксированы ответы на вопросы, нет ли в них опасной двойственности.

Если в протоколе будут обнаружены погрешности, нужно попросить налоговика их исправить. Можно попросить изменить формулировку. Бумагу нужно сфотографировать или перенести на носитель иным способом. Если фотографировать запрещено, можно просто переписать документ. Это поможет в анализе результатов протокола и станет подспорьем при дальнейших проверках.

Подписывать протокол следует только после того, как получена его копия. Человеку нужно принимать во внимание, что после подписания документа его заберут. То есть повторно изучить его он не сможет.

Как отметил заведующий Западной коллегией адвокатов Москвы Александр Инютин, нужно помнить, что согласно статье 51 Конституции РФ, гражданин не обязан свидетельствовать против себя и своих близких родственников. Кроме того, человек в праве не отвечать на вопросы, которые выходят за рамки его профессиональных обязанностей.

Адвокат также отметил, что часто инспекторы запугивают людей статьей 307 (Заведомо ложные показания) и 308 (Отказ свидетеля или потерпевшего от дачи показаний) УК РФ.

«Помните, что без возбуждения уголовного дела это является превышением должностных полномочий. На это своим сотрудникам указывает и центральный аппарат ФНС», – сказал Инютин.

Практика свидетельствует о том, что почти всегда в ходе камеральных и выездных налоговых проверок (в том числе, встречных проверок) проверяющие прибегают к такому инструменту налогового контроля как допросы свидетелей. Для налоговиков это малозатратный (в отличие от экспертизы) и самый легкий способ сбора доказательств по выявленным нарушениям.

На допрос в качестве свидетеля в налоговую инспекцию рискует попасть любое физическое лицо, которому, по мнению инспекторов, могут быть известны какие-либо обстоятельства деятельности организации, заключения и исполнения различных сделок и т. д.

Как правило, в первую очередь на допрос в налоговой инспекции вызывают должностных лиц проверяемой компании и руководителей ее контрагентов. Но кроме генерального директора, финансового директора и главного бухгалтера налоговыми свидетелями могут выступать любые сотрудники проверяемой организации (причем как уволившиеся, так и ныне работающие).

Как проходит допрос в налоговой в качестве свидетеля

Если пришло уведомление из налоговой о предоставлении пояснений на основании статьи 31 НК, значит у проверяющих возникли вопросы, связанные с уплатой налогов. В основном это – занижение налоговой базы, низкие показатели налоговой нагрузки, несвоевременное перечисление налогов, расхождения в отчетности и т.д. В этих случаях практически всегда последует вызов в налоговую для дачи пояснений.

Вызов для дачи пояснений и вызов на допрос – это совершенно разные процедуры. Вот три основных отличия:

  1. В первом случае налоговики получают пояснения, во втором – свидетельские показания. Текст пояснения следствие и суды не принимают в качестве самостоятельного доказательства, свидетельские показания – самое популярное доказательство при подозрении компании в получении необоснованной налоговой выгоды.
  2. За отказ от пояснений ответственности нет. Но если никто из сотрудников не придет по уведомлению, директора компании оштрафуют на 2–4 тыс. руб.
  3. Для дачи пояснений в налоговой можно оправить любого представителя компании по доверенности. А на допрос в качестве свидетеля должен явиться именно тот, кто указан в повестке о вызове (например, генеральный директор или главбух).

Итак, если вызывают в налоговую для дачи пояснений, для начала нужно оценить, соответствует ли уведомление установленной форме. Бланк уведомления утвержден приказом ФНС от 07.11.2018 № ММВ-7-2/[email protected] В нем должны быть отражены вопросы, в отношении которых инспекции нужны пояснения. Также в уведомлении обязательно указываются приемные дни и часы, в которые налогоплательщик может прийти и дать пояснения, и место, куда необходимо явиться.

Важно!

Приходите в инспекцию для дачи пояснений только при получении по официального уведомления о вызове налогоплательщика для дачи пояснений. Устные вызовы по телефону нельзя рассматривать в качестве основания для явки, и спокойно можно игнорировать.

Итак, вам пришла повестка на допрос в налоговую. Есть несколько рекомендаций, как вести себя на допросе и как подготовить сотрудников компании к возможному вызову в качестве свидетелей.

Налоговая вызов на допрос свидетеля использует, в том числе, и с целью припугнуть представителя компании. Готовьтесь к тому, что налоговики начнут оказывать на вас психологическое давление. Поддаваться их напору и бояться инспекторов не надо. Установка должна быть такой: ваша компания все сделки заключала в строгом соответствии с законодательством и в проверяемом периоде у нее отсутствовали какие-либо нарушения.

Если вызвали в налоговую в качестве свидетеля, хорошо идти на допрос в ИФНС с четко сформулированной версией событий. Но, к сожалению, все вопросы налоговиков предугадать невозможно. К тому же часто налоговики хитрят и задают одни и те же вопросы, но с разных сторон, пытаясь тем самым запутать свидетеля. Если заданный вопрос ставит вас в тупик или кажется подозрительным – не спешите, продумайте ответ. Лучше ответить обобщенно либо даже неопределенно, чем дать противоречивые ответы. Не торопитесь с ответами, отвечайте коротко и четко.

Как свидетелю формулировать свои ответы

Если в ходе допроса в налоговой генеральному директору инспекторы задают какие-либо неудобные вопросы, то можно дать наиболее обобщенные ответы. Например, на вопрос инспектора о том, как было найдено ООО «XXX», контактировали ли Вы с генеральным директором ООО «XXX», получали ли учредительные и иные документы данного поставщика и т.п., можно ответить примерно следующим образом: «Поиском данного поставщика и проверкой пакета документов по ней занимались определенные сотрудники нашего отдела закупок».

На просьбу назвать основных поставщиков компании можно ответить примерно следующим образом: «Главными поставщиками являются ООО «YYY», ООО «ZZZ», более мелких не могу сейчас вспомнить…».

Также допустимо и оправданно, если на заданные проверяющим уточняющие вопросы (тем более, когда речь идет о просьбе инспектора указать на какие-либо документы, привести цифры, назвать даты и т. п.) генеральный директор предоставит неопределенные ответы (в частности, «не располагаю подобными сведениями», «необходимо смотреть документы»).

Например, на вопрос, кто из сотрудников отдела закупок (отдела продаж) лично присутствовал при подписании договора с ООО «XXX», можно ответить фразами «не помню», «затрудняюсь ответить», и др.

В случае присутствия на допросе юриста генеральный директор после каждого задаваемого инспектором вопроса имеет полное право обсуждать с юристом наиболее подходящие варианты (формулировки ответов), а при необходимости после ознакомления с протоколом допроса налоговой и до его подписания – требовать «редактирования» в протоколе формулировок ответов свидетеля.

Неявка на допрос в налоговую без уважительных причин, как и уклонение от допроса, наказывается штрафом в размере 1000 руб. Многие полагают, что проще заплатить штраф, чем пойти на допрос в качестве свидетеля в налоговую и сообщить лишнее инспектору. Но это ошибочное мнение. Как показывает практика, зачастую неявка на допрос генерального директора либо главного бухгалтера в ходе камеральной проверки возмещения НДС может послужить одним из «формальных» оснований для отказа компании в возврате либо зачете налога. Налоговая инспекция наряду с иными обстоятельствами может сделать вывод об отсутствии у проверяемой компании признаков ведения реальной предпринимательской деятельности.

Если не успеваете подготовиться к допросу, его можно перенести. Конкретного перечня уважительных причин неявки на допрос в НК нет. Чтобы отложить допрос на один-два дня, можно связаться с инспектором по телефону и объяснить причину, по которой нет возможности прийти в назначенное время. Такой причиной может быть, к примеру, командировка. Перенос на более длительный срок можно обосновать отпуском или болезнью. Но в любом случает причину отсутствия потребуется подтвердить документально. Если инспекция не признает причину уважительной, штрафа за неявку не избежать. Да и в целом юристы рекомендуют не игнорировать допрос: неявку всегда трактуют не в пользу компании.

Важно

Часто свидетели приходят на допрос, но отказываются давать показания, ссылаясь на статью 51 Конституции. Имейте в виду, что отказываться отвечать на все вопросы без исключения еще хуже, чем неявка на допрос. Когда свидетель приходит и полностью отказывается давать показания, это воспринимается как факт, дополнительно свидетельствующий о вине. Налоговики трактуют отказ как намеренное воспрепятствование осуществлению полномочий налогового органа и штрафуют свидетеля на 3000 руб. (п. 2 ст. 128 НК).

***

Основная цель компании при допросе ее генерального директора или главного бухгалтера – предоставить налоговикам такие показания, которые с наименьшей долей вероятности приведут к негативным для нее выводам по итогам проверки. Такая цель нами достигается посредством:

  • предварительного подробного обсуждения с генеральным директором/главным бухгалтером вопросов, которые им может задавать инспектор, и наиболее подходящих вариантов ответов на них;
  • выявления возможных проблемных участков хозяйственной деятельности компании, которые могут вызвать наибольший интерес проверяющих.

С учетом изложенного, если генерального директора внезапно вызвали на допрос в налоговой инспекции, не стоит паниковать. Лучше сразу обратиться за помощью к налоговым юристам.

Мы всегда окажем профессиональную поддержку при сопровождении генерального директора, финансового директора или главбуха компании на допрос в налоговую.

Согласно Налоговому кодексу, в качестве свидетеля для дачи показаний в налоговую инспекцию могут вызвать едва ли не любого человека: руководителя компании, учредителей, бывших сотрудников, их родственников, собственников предоставляемых в аренду помещений, рядовых рабочих и даже тех, кто подписывал товарные накладные. Фактически эта процедура является допросом, а показания свидетеля заносятся в протокол.

Чаще всего инспекция вызывает генерального директора или главного бухгалтера.

Приглашая генерального директора, налоговый инспектор в первую очередь выясняет, не является ли руководитель «номинальным директором», действительно ли он реальный владелец бизнеса. Если это так, то руководителю зададут вопросы, касающиеся различных сторон деятельности организации — как финансовой части, так и структуры бизнеса.

Допрос свидетеля в налоговой инспекции

Чаще всего инспектор не разрешает присутствовать на допросе людям, не имеющим адвокатского статуса: юриста, налогового консультанта и др. Но в законодательстве этот вопрос не урегулирован, и вы всё же можете прийти в их сопровождении. Практика показывает, что присутствие налогового консультанта или юриста значительно дисциплинирует инспекторов, не даёт психологически воздействовать и запугивать допрашиваемого. Консультант в ходе допроса может разъяснить свидетелю правовые последствия того или иного ответа на конкретный вопрос. Важно понимать, что пришедший с вами консультант – не свидетель и он не может отвечать на вопросы за вас.

Индивидуальный предприниматель (ИП) или самозанятый вправе отказаться от дачи показаний, сославшись на нормы ст. 51 Конституции РФ. Согласно Налоговому кодексу, понятия «налогоплательщик» и «свидетель» не равнозначны и инспекция не вправе допрашивать налогоплательщика в качестве свидетеля по деятельности самого себя.

Как не привлечь внимание налоговой?

Хорошо выстроенная система внутреннего контроля бизнеса помогает обнаружить и исправить ошибки при исчислении налогов, сборов и страховых взносов. Таким образом минимизируются налоговые риски. Своевременная подготовка бухгалтерской и налоговой отчётности, работа над налоговым планированием также зависят от системы внутреннего контроля. Её отсутствие очень часто приводит компанию к рисковым ситуациям, связанным с финансами и налогами.

Малый бизнес часто экономит на услугах юристов и финансовых консультантов. Начинающие предприниматели сами занимаются маркетингом, рекламой, бухгалтерией и юридической документацией, чтобы контролировать все бизнес-процессы. Опытные считают, что им не нужна помощь, и сами заключают договоры. Результат один — траты на судебные разбирательства и проблемы с налоговой. Решать все вопросы, задействуя только ресурсы компании, зачастую непосильно. В фирмах с грамотным управлением все процессы проходят при участии, а иногда и под руководством опытных внешних консультантов.

Допрос: 3 правила свидетеля и 12 уловок инспекторов

Налоговые инспекции, как известно, проводят проверки.

Очень часто в ходе проведения проверок инспекторы пользуются своим правом допросить свидетеля.

С одной стороны, это малоприятное событие для любого свидетеля: потеря времени, нервозное состояние, возможные проблемы от результатов допроса.

С другой стороны, игнорирование допроса либо дача невнятных показаний отрицательно сказываются на результатах налоговой проверки, так как инспекторы делают свои выводы не в пользу проверяемого налогоплательщика (примерно так: «не пришел на допрос либо не ответил на интересующие вопросы, значит не было хозяйственной операции»)

Допрос — это достаточно быстрый и легкий способ сбора доказательств, особенно, когда ставка делается на эффект неожиданности (имеется в виду допрос без повестки, прямо при первой и неожиданной встрече инспектора и свидетеля, например, если инспектор пришел домой к свидетелю).

Цели налоговой инспекции и налогоплательщика кардинально противоположны.

Одни ищут нарушения и стараются как можно больше дополнительно начислить налогов, пеней и штрафов. Другие – напротив, тщательно скрывают особенно крупные нестыковки и всеми путями минимизируют возможные финансовые потери.

Допрос и его результаты дают много информации проверяющим, и чем больше её собирают в ходе проверки, тем больше вероятность того, что нарушения (если, конечно, они есть) будут обнаружены.

В Налоговом кодексе РФ допросу посвящена только одна статья – статья 90, в которой информации не много, а вопросы остаются.

Ответы на такие вопросы и ситуации из практики мы попытались собрать в единый материал.

Что такое допрос?

Допрос – это процедура, в ходе которой уполномоченное должностное лицо задает вопросы относительно информации, которая известна опрашиваемому, а последний – дает ответы (сообщает сведения), которые протоколируются в отдельном документе.

Как правило, допрос производит сотрудник налогового органа.

Проверка, особенно выездная, проводится конкретными сотрудниками, которые назначаются на проверку определенного налогоплательщика отдельным решением.

В составе проверяющих может быть включен сотрудник полиции, о чем налоговой инспекцией принимается соответствующее решение, в связи с чем допрос по налоговой проверке может провести и полицейский.

Кроме того, если свидетель живет одном населенном пункте, а налоговая инспекция, которая проводит проверку, — в другом, то на допрос в порядке исполнения поручения может вызвать местная для свидетеля налоговая. То есть допрашивать будет инспектор, не включенный в состав проверяющих.

Никто иной не может провести допрос (применительно к налоговым отношениям).

Допрашивают того, кому известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля.

Такая формулировка предусмотрена самим Налоговым кодексом РФ в статье 90.

Это означает, что допросить могут кого угодно: от директора до технички, если им известны или могут быть известны любые обстоятельства, имеющие значения для налоговых отношений.

Например, идет выездная налоговая проверка строительной организации, которая при возведении здания привлекала субподрядчиков для кладки кирпича, установки окон, монтажа вентиляции. При этом, в проверяемой строительной организации имеются свои рабочие, которые непосредственно присутствовали на объекте и выполняли отдельные виды работ. Очевидно, что такие рабочие должны знать о присутствии на объекте других строителей, которые не являются работниками их компании (могли видеть работников в спецодежде с логотипом другой компании, могли с ними взаимодействовать и согласовывать производство строительных работ и т.п.). Либо, напротив, рабочие проверяемой строительной организации скажут, что те виды работ, которые якобы выполняли субподрядчики, фактически осуществлялись самими рабочими.

Таких примеров может быть масса.

Кроме того, налоговики обычно считают административный персонал (директор, главный бухгалтер, начальники отделов, заместители) проверяемого налогоплательщика заинтересованными в исходе дела, поэтому больше верят показаниям простых работников, полагая, что их не посвятили в незаконные схемы и им нечего скрывать.

Не могут допрашиваться в качестве свидетеля:

  1. Лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля;
  2. Лица, которые получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц, в частности адвокат, аудитор.

Налоговый орган не должен ни с кем согласовывать возможность допроса свидетеля, не должен заранее объявлять список интересующих его вопросов.

Свидетель не имеет права не прийти на допрос, мотивируя это тем, что ему ничего не известно об интересующих инспектора фактах. В любом случае, даже если человек ничего не знает по интересующим инспектора вопросам, то он все равно является свидетелем и должен прийти на допрос, ответить на вопросы так, как может (то есть сказать, что не знает ничего, поскольку, например, это не входит в круг его обязанностей, этим занимается другой специалист, либо он был в отпуске).

Этот вопрос в Налоговом кодексе РФ четко не урегулирован. В статье 90 указало лишь то, что показания свидетеля могут быть получены по месту пребывания (месту жительства, например).

Кончено, если свидетель не может явиться на допрос в налоговый орган самостоятельно по причинам болезни, старости, инвалидности, то инспектор сам должен к нему прийти.

На практике, как правило, инспектор вызывает повесткой свидетеля непосредственно в налоговый орган. Это экономит время инспектора. Свидетель приходит к назначенному времени по повестке и сообщает в кабинете инспектора какую-либо информацию.

Но, не редки случаи, когда инспектор пытается использовать эффект неожиданности и самостоятельно выезжает на место жительства или работы свидетеля, чтобы тут же его опросить. Такие допросы для налогоплательщика могут быть нежелательны, так как свидетель не успевает подготовиться к процедуре.

Если вопрос для налогового инспектора важный, либо свидетель по вызову инспектора не является, либо надо навести страху на свидетеля, допрос могут назначить в кабинете у полицейского, когда в состав проверяющих включен сотрудник полиции. При этом, участие в допросе полицейского вовсе необязательно. Допрос проведет налоговый инспектор в отсутствие сотрудника полиции.

По своему опыту скажем, психологически среднестатистическому свидетелю тяжелее давать показания в кабинете полицейского. Атмосфера там немного другая, да и орган это тоже иной.

Возможен допрос на территории проверяемого предприятия. Это допускается.

Даже на улице проведение допроса допускается, о чем в свое время высказался Верховный Суд РФ (определение от 03.02.2015 № А07-4879/2013).

Однако, по телефону допрос не возможен ни с точки зрения Закона, ни с точки зрения логики (перед допросом необходимо установить личность свидетеля, а затем свидетель подписывает протокол допроса, подтверждая, что изложенная в нем информация соответствует его показаниям, чего никак нельзя сделать по телефону).

Налоговый кодекс РФ этот вопрос не регулирует.

В письме ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12837 (пункт 5.1) даны рекомендации о вызове свидетеля для дачи показаний повесткой.

В повестку о вызове на допрос свидетеля рекомендовано (то есть не обязательно) включать сведения:

  1. О мотивах (причине, основаниях) направления повестки о допросе свидетеля: необходимость выяснения обстоятельств, имеющих значение для осуществления налогового контроля путем допроса лица, которому они могут быть известны, в качестве свидетеля, с указанием основания для проведения допроса по месту пребывания свидетеля;
  2. О времени (дата, час, минуты) начала проведения допроса;
  3. О месте проведения допроса.

На практике, в случае проведения допроса по месту нахождения свидетеля, повестка не оформляется (зачем ее оформлять, если уже допрос идет).

Следует отметить, что вызов по телефону «к делу не пришьешь».

Нередко сами налоговики не сильно разбираются, как правильно вызывать на допрос и оформляют вместо повестки «уведомление о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента)», форма которого, в отличие от повестки, утверждена приказом ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/[email protected]

Уведомление оформляется о вызове для дачи пояснений, а не допроса, что не одно и то же, о чем мы укажем далее несколько подробнее.

Однако, если из «уведомления» четко следует, что вызывают конкретного физического лица, то явиться это лицо обязано.

Вызвать на допрос могут и по телефону. Хотя данный способ ничем не предусмотрен, его активно используют инспекторы, чтобы сэкономить время либо отыскать нерадивого свидетеля, который не получает повестки по каким-либо причинам.

Правовые последствия вызова по телефону такие же, как отсутствие телефонного звонка. То есть, в таком случае явка будет добровольной, а неявка не повлечет штрафа.

Обязательной является только явка по повестке.

Допрос свидетеля в налоговой: что важно и нужно знать

Налоговый кодекс РФ это вопрос не регулирует, указывая лишь на то, что показания свидетеля заносятся в протокол.

Практика показывает, что допрос происходит по следующей схеме:

  • Перед началом допроса инспектор должен установить личность свидетеля. Очевидно, что для этого нужен паспорт либо заменяющий его документ;
  • Затем заполняется протокол допроса в части сведений о свидетеле. Это ФИО, дата рождения, место регистрации, место работы, телефон, знание русского языка и т.п.;
  • В протоколе до начала допроса также должны быть указаны данные о том, кто производит допрос, кто присутствует при допросе (например, адвокат, иное лицо), место проведения допроса, дата, время начала допроса. Кроме этого, указываются сведения о ведении аудио, видео записи, если таковая ведется;
  • До момента постановки вопросов свидетелю должны быть разъяснены положения: статьи 51 Конституции РФ о возможности не свидетельствовать против самого себя, своего супруга, своих родственников; статьи 128 Налогового кодекса РФ об ответственности за дачу заведомо ложных показания либо за отказ от дачи показаний;
  • После этого приступают уже непосредственно к допросу, который состоит в том, что инспектор устно задает вопрос, записывает его в протокол, выслушивает ответ свидетеля и фиксирует его в протоколе.

Встречаются ситуации, когда в протоколе уже имеются заранее поставленные вопросы и в момент допроса в протокол вносятся только ответы в отведенные пустые строки.

Редко, но бывает, когда инспектор не пишет вопросы в протоколе допроса, а лишь отражает ответы свидетеля единым текстом:

  • Ведет протокол сам инспектор (то есть инспектор заполняет его, а свидетель его читает и подписывает). Но встречаются случаи, когда инспектор передает свидетелю протокол допроса, в котором уже имеют подготовленные вопросы, и свидетель самостоятельно вписывает свои ответы на них;
  • После окончания опросной части свидетель самостоятельно должен прочитать протокол допроса и либо подписать его без замечаний, либо указать на такие замечания. Например, если инспектор неправильно отразил ответ свидетеля, написал то, чего свидетель не указывал или, напротив, не написал необходимую информацию.

Протокол не обязательно должен быть заполнен шариковой ручкой. Можно его изготовить машинописным способом (на компьютере).

Инспектор может предложить свидетелю дать образцы своего почерка (подписи). Но, это дело добровольное, обязать никто не может. Хотя за отказ от дачи условных образцов почерка свидетель подписывается отдельно. Чем не образец!, не говоря уже о том, что в протоколе еще несколько подписей отдельно проставляются (на каждой странице под текстом, в местах ознакомления со статьями 51 Конституции РФ и 128 Налогового кодекса РФ, после сведений об идентифицирующих личность данных).

Время, в течение которого возможен допрос ничем не регламентируется. В нашей практике были случаи, что допрос длился более трех дней.

Период времени суток, в рамках которого возможно проведение допроса, также не ограничен во времени.

В этой части считаем возможным применить аналогию права и обратиться к статьям Уголовно-процессуального кодекса РФ, в котором этот вопрос отрегулирован четко: допрос не может длиться непрерывно более 4 часов, после чего можно смело требовать перерыв для отдыха и принятия пищи. Общая продолжительность допроса в течение дня не может превышать 8 часов. Допрашивать в ночное время (с 23.00 до 6.00 часов) разрешено только в исключительных случаях (статья 187 УПК РФ).

При этом, у инспектора нет никакого права задержать свидетеля либо принудительно заставить его отвечать на вопросы. Не может инспектор осуществить принудительный привод. Такое право есть только у сотрудников полиции и дано оно им в строго определенных случаях.

Важность допроса трудно переоценить как проверяемому налогоплательщику, так и инспекторам.

От результатов допроса может зависеть очень многое. Здесь масса нюансов.

Во-первых, нельзя игнорировать допрос в налоговой. И речь вовсе не о штрафе за неявку, который составляет 1000 руб.

Особенно в последнее время неявка на допрос трактуется не пользу налогоплательщика, тем более, если рассматриваются его связи с фирмами однодневками.

Например, в ходе проверки исследуются отношения налогоплательщика и его сомнительных контрагентов. Руководителей таких контрагентов вызывают на допросы. Неявка на допрос в этом случае трактуется как подтверждение предположений отсутствия фактических отношений (проще говоря, нет подтверждения факта поставки, факта выполнения работ и т.п.).

Конечно, это не единственное доказательство в пользу подобных выводов. Здесь формируется целая группа косвенных доказательств, среди которых отсутствие у контрагента работников, имущества, офиса, отсутствие отчетности, особенности движения денежных средств по счету в банке и т.п.

Другой пример: неявка генерального директора или главного бухгалтера по вопросам возмещения НДС может стать причиной отказа в возврате или зачете налога.

После окончания налоговой проверки в суде крайне сложно допросить того или иного свидетеля. Судьи очень неохотно идут на вызов свидетеля. Здесь нужна сильная мотивировка и обоснование причин, по которым такое доказательство, как протокол допроса свидетеля, невозможно было получить на досудебной стадии.

С другой стороны, многие не без причины полагают, что лучше заплатить штраф, чем пойти на допрос в качестве свидетеля и сказать лишнего. Здесь нужна предварительная консультация специалиста.

Во-вторых, нельзя на допрос идти не подготовленным. Это ко всем относится, будь то директор или водитель. И не обязательно врать либо придумывать.

Не всегда удается предугадать интересующие инспектора вопросы.

Но, в те моменты, когда свидетель примерно знает (подразумевает), о чем его будут спрашивать, то лучше как следует подготовиться: посмотреть документы, навести справки у иных лиц, проанализировать возможные негативные последствия ответов на предполагаемые вопросы.

Случается, что свидетель, отвечая на вопрос, из-за давности событий путает информацию, либо, не понимая важность вопроса, дает неточные ответы. Не редки случаи, когда свидетель по ошибке считает, что ответ на вопрос повлечет для него лично проблемы (например, отрицает какие-либо факты или говорит, что не помнит).

В этих случаях предварительная консультация налоговых у юристов обережет от неправильных действий и негативных последствий;

В-третьих, поведение во время допроса должно быть выработанным.

Свидетелю не надо показывать свое беспокойство. Это придает дополнительную мотивацию инспектору считать, что свидетель скрывает интересные факты. В результате во время допроса прозвучит гораздо больше уточняющих вопросов, а продолжительность допроса – существенно увеличится.

Также свидетель должен давать ответы на поставленные вопросы четко и коротко. Чем больше свидетель говорит, тем больше инспектор может задать уточнений, попросить пояснить те или иные вещи.

Хорошо, если свидетель знает, о чем говорит, и он действительно является свидетелем тех обстоятельств, о которых свидетельствует. В этом случае инспектор получит дополнительные доказательства действительности тех или иных отношений, а налогоплательщик – подтверждение своей правоты. А если нет?

Нежелательно отвечать на вопросы: «не помню», «не знаю», «забыл».

Правильнее говорить: «необходимо уточнить», «нужно посмотреть документы», «могу позднее предоставить информацию, так как сейчас не готов ответить».

На неудобные вопросы не надо размышлять вслух, это может привести инспектора в состояние необходимости уточнить какие-либо обстоятельства.

В-четвертых, всегда после окончания процедуры допроса свидетелю необходимо прочитать допрос на предмет достоверного в нем отражения сообщенной свидетелем информации.

В нашей практике имел место быть случай, когда инспектор умышленно изменял суть ответов свидетеля и в нужном для себя ключе отражал это в протоколе. Этот же инспектор на замечания свидетеля сделал вид, что вносит изменения в протокол применительно к конкретному ответу, который потребовал изменить свидетель. По всей видимости, инспектор надеялся на невнимательность свидетеля, который не заметит, что изменений нет. Но, бдительный свидетель и здесь заметил подвох и уже более настойчиво просил внести изменения в протокол, после чего инспектор отразил информацию так, как её сообщил свидетель.

Также в практике были случаи, когда в составленный рукописным способом и подписанный свидетелем протокол позднее вносились дополнения в свободные строки. Дело в том, что инспектор не перечеркнул пустые строки (имеется в виду росчерк в виде буквы «Z») и дописал совсем не то, что услышал от свидетеля.

Для исключения возможности подлога необходимо подписывать каждый лист протокола допроса.

В-пятых, права свидетеля и гар��нтию законного проведения процедуры допроса поможет обеспечить юрист.

При получении вызова на допрос в ФНС рекомендуется придерживаться определенного порядка действий:

  1. Убедиться в том, что полученное приглашение — это официальный вызов на допрос. Он оформляется в виде повестки. Приглашения других типов, например, в форме телефонных звонков, не являются обязательными для исполнения.
  2. Ознакомиться с причиной вызова. Она должна быть указана в повестке.
  3. Собрать документы, которые могут потребоваться для дачи показаний.
  4. Согласовать время визита в органы ФНС. Оно указывается в повестке и может быть перенесено по уважительной причине.
  5. Принять решение о том, стоит ли приглашать на допрос юриста. Это не запрещено законом, но в некоторых случаях может привлечь чрезмерное внимание к свидетелю или предмету допроса.

Сотрудник ФНС вправе вызвать на допрос любое лицо, которому по его мнению могут быть известны какие-либо факты, имеющие значение для выяснения определенных обстоятельств в деятельности проверяемой компании. В первую очередь вызываются руководители и ответственные должностные лица организации. Но инспектор может пригласить для дачи показаний и любых других сотрудников компании по своему усмотрению. Это могут быть как работающие, так и ранее уволенные граждане.

При получении повестки с требованием явиться в налоговую в качестве свидетеля не рекомендуется пренебрегать данной обязанностью. Отсутствие какой-либо информации о фактах, интересующих инспектора, не является поводом для отказа в даче показаний. Неявка в органы ФНС влечет за собой применение штрафной санкции в размере 1 000 руб.

Неудобные вопросы от ФНС: как вести себя, если вызвали на допрос в налоговую

Повестка, как правило, направляется свидетелю за 1 – 2 недели до даты допроса. Это время следует использовать для подготовки к беседе с сотрудниками ФНС.

Обычно инспектор задает следующие вопросы:

  1. По какому принципу производится выбор контрагентов?
  2. Кто ответственный за подписание договоров?
  3. Какой товар поставлялся контрагентам и каким образом он передавался?
  4. В чем заключаются служебные обязанности допрашиваемого свидетеля?

Иногда, получив повестку, люди задумываются – а может ли налоговая вызвать на допрос, или это чья-то злая шутка? Допросы обычно связывают с полицией, реже – с прокуратурой или ФСБ, но никак не с фискальными органами. Однако, если изучить законодательство, станет понятно – ФНС имеет такое же право вызывать на допросы, как и силовые ведомства. Зачем же это нужно налоговикам? Существует как минимум две основные причины:

  • вызов в качестве свидетеля, если расследуется уклонение от налогов или другое правонарушение, а вызываемое на допрос лицо может иметь необходимые сведения. Такой вызов обычно никаких негативных последствий за собой не несет – достаточно ответить на вопросы налоговика, и больше вас не потревожат;
  • если возникли вопросы именно к вашей компании, связанные с недавней проверкой или расследованием правонарушения. Такая ситуация намного хуже, ведь в данном случае от действий вызываемого на допрос человека во многом зависит будущее его лично и всей компании в целом. Конечно, это не всегда означает неприятности в будущем, но ситуация намного более рискованная, и вести себя нужно значительно осторожнее.

Также следует различать вызов на допрос и приглашение для дачи разъяснений относительно того или иного эпизода. Вторая ситуация намного более безобидная и в целом не грозит никакими неприятными последствиями.

В ситуации, когда внезапно вызвали на допрос, вполне резонно возникает желание не ходить на него и проигнорировать повестку. Может ли такое поведение стать проблемой? Для этого стоит ознакомиться с законодательством, где прямо указывается, что уклонение от дачи показаний или неявка по повестке (неважно, кто ее оформил – налоговая, полиция или другой орган) — это административное правонарушение, которое влечет за собой штраф, а при повторных нарушениях законодательства к лицу, игнорирующему вызовы, могут быть применены более строгие меры.

При этом налоговики могут воспользоваться принудительным приводом человека, которого они вызывали на допрос, если в установленные сроки он не явился и не предоставил обоснования неявки (например, командировка, болезнь и т. д.). Кроме того, и это может быть самым важным, если человек не является на допросы, значит, ему есть что скрывать, и представители фискальной службы станут более пристально искать доказательства нарушений именно в данной компании. А учитывая, что в практически любой организации можно найти те или иные нарушения, игнорирование допросов в налоговой ничего хорошего не сулит.

Вторая крайность при получении повестки в налоговую – это приуменьшение важности данного действа и возможных последствий. Если вызов в полицию может грозить лишением свободы – это знают все, то допрос в ФНС кажется простой формальностью, к которой даже не стоит готовиться. В результате слишком самоуверенные люди рассказывают много лишнего и становятся фигурантами уголовных дел, и здесь уже им грозят реальные тюремные сроки и другие негативные последствия. Потому не стоит недооценивать вызов на допрос в налоговую, лучше к нему тщательно подготовиться.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *