Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правовые формы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Осуществление государством и муниципальными образованиями финансовой деятельности обусловлено тем, что для решения ими своих задач требуется использование финансов (финансовой системы).
Финансовая деятельность государства — это осуществление им функций по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию своих денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задан социально-экономического развития, поддержания обороноспособности и безопасности страны, а также обеспечения финансовой основы деятельности государственных органов.
Правовые формы финансовой деятельности государства и муниципальных образований
Финансовая деятельность государства и муниципальных об-разований, в отличие от их деятельности в других областях и сферах, имеет свои организационно-правовые особенности.
Во-первых, она имеет межотраслевой характер, поскольку аккумуляция, распределение и использование финансовых ресурсов затрагивает все отрасли и сферы государственного управления. Кроме того, в процессе финансовой деятельности государство контролирует работу государственных органов, а также предприятий, организаций, учреждений по реализации их задач независимо от отраслевой принадлежности.
Во-вторых, осуществление государством финансовых функций протекает в виде деятельности как представительных, так и исполнительных органов власти (государственного управления). Например, распределение бюджетных средств по основным направлениям жизнедеятельности Российской Федерации или ее субъектов производится представительными органами, а распределение финансовых ресурсов внутри отраслей экономики — в порядке государственного управления органами исполнительной власти.
Cфера финансовой деятельности относится к ведению федеральных органов, органов субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления. Кроме того, имеется область совместного ведения Федерации и ее субъектов.
В процессе финансовой деятельности применяются разнообразные методы. Их выбор зависит от ряда факторов: задач госу-дарства или муниципальных образований на конкретном этапе; источников их доходов; от цели использования средств и т. д. Так, для привлечения денежных средств в бюджетную систему, внебюджетные государственные и муниципальные целевые денежные фонды используются методы обязательных и добровольных платежей. Основными обязательными платежами в государственный или местный бюджет выступают налоги, сборы, пошлины, уплачиваемые юридическими и физическими лицами. Метод обязательных платежей применяется и при государственном страховании (обязательное страхование и др.). За счет обязательных отчислений банков в Центральном банке (Банке России) депонируются обязательные резервы. Наряду с этим используются и добровольные методы для формирования государственных и муниципальных денежных фондов: лотереи, займы, пожертвования и физических лиц, вклады в банки и т. д.
1
Казна (от тюрк.) — хранилище денег (см.: Финансовый словарь / А.А. Благодатин и др. М.: ИНФРА-М, 2002).
2
Годме П.М. Финансовое право. М., 1978. С. 41.
3
Финансовое право: учебник / отв. ред. Е.Ю. Грачева, Г.П. Толстопятенко. М., 2009. С. 10.
4
Федеральный закон от 13 октября 2008 г. № 173-ФЗ «О дополнительных мерах по поддержанию финансовой системы Российской Федерации».
5
Финансовое право в вопросах и ответах: учеб. пособие / Е.Ю. Грачева и др. М., 2011. С. 13.
6
Поль Мари Годме (1914–1998) — родился в г. Дижоне (Франция). Окончил факультет права Парижского университета. В 31 год стал доктором права, долгое время преподавал в Парижском университете, выступал с лекциями во многих известных вузах Германии, Швейцарии, Японии. С 1977 по 1983 г. работал экспертом Государственного налогового совета. Первым предоставил подробный анализ государственных финансов Франции. Известен тем, что расценивал финансовое право как отрасль «взрывающую перегородки» юридической науки. Утверждал, что финансовое право, являясь отраслью государственного права, включает в себя различные экономические, политические, исторические, социологические, статистические, а также международные аспекты.
7
Несоблюдение положений рекомендации по использованию кредита влечет за собой применение санкций к государству. Вплоть до приостановления выдачи кредита или отказа в выдаче новых или дополнительных кредитов.
8
Конституции буржуазных государств Европы. М., 1957. С. 170.
Финансовая деятельность государства
Финансовая деятельность органов государственной власти и местного самоуправления нацелена на потребности общества, носит публичный характер, хотя и различается конкретными задачами. Главной, определяющей целью этой деятельности должно быть, согласно Конституции РФ (ч. 1 ст. 7), создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Финансовая деятельность государства — это осуществление функций по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны, а также использования финансовых ресурсов для обеспечения деятельности государственных органов.
- Права пациентов на бумаге и в жизни Саверский А.В.
- Права авторов литературных произведений Камышев В.Г.
- Постатейный комментарий к Федеральному закону «Об обществах с ограниченной ответственностью» Батяев А.А.
- Настольная книга судьи по гражданским делам Толчеев Н.К.
- Настольная книга адвоката Искусство защиты в суде Джерри Спенс
- Наследственное право Махмутова М.М.
- Международное публичное право Шевчук Д.А.
- Международное право Глебов И.Н.
- Криминология.Избранные лекции Антонян Ю.М.
- Криминалистическая энциклопедия Белкин Р.С.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства
Правовые формы финансовой деятельности государства и местного самоуправления
Финансово-юридические указы общегосударственного уровня также принимаются Президентом России в форме указов.
Нормативные финансовые указы региона Российской Федерации являются официальными документами, принятыми руководящим органом региона Российской Федерации в сфере его компетенции. Он имеет общеобязательные правовые нормы и официальный характер, направлен на регулирование финансовых отношений в рамках Российской Федерации.
Нормотворчество субъектов Российской Федерации в финансовом секторе основано на собственной финансовой компетенции. Диверсификация финансовой деятельности субъектов Российской Федерации привела к возникновению юридических указов в региональной юридической системе, регулирующих бюджет, налоги, кредиты и другие отношения. Финансово-правовые и нормативно-правовые указы субъектов Российской Федерации также принимаются по отдельным вопросам финансовой деятельности муниципальных образований. Примером является закон Амурской области от 11.11.2005 № 90-03 «О бюджетных отношениях в Амурской области».
Для подготовки финансового законодательства уполномоченные правительственные органы государств-участников Российской Федерации принимают подзаконные акты финансового надзора.
Финансово-юридический указ органа муниципального образования – это официальный документ, принятый уполномоченным учреждением муниципального образования, имеющий правовую силу и властный характер, направленный на регулирование финансовых отношений внутри муниципального образования.
Указы, принимаемые муниципальными учреждениями, образуют начальный уровень нормативно-юридического регулирования финансовых отношений муниципального образования.
В соответствии со ст. 43 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в систему муниципальных юридических указов входят:
- устав муниципального образования, юридические указы, принятые на местном референдуме (сходе граждан);
- нормативные и иные юридические указы представительного органа муниципального образования;
- юридические указы главы муниципального образования, местной администрации, иных учреждений местного самоуправления и должностных субъектов местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.
Подзаконные акты муниципалитета и решения в форме актов, принятых на местном референдуме, относятся к системе актов общего правосудия с более высокой юридической силой, которые имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципалитета.
Указы, регулирующие финансовую основу муниципалитета, как правило, выделены в уставах в отдельную главу и устанавливают состав местной финансовой и бюджетной систем, права учреждений местного самоуправления в финансовой сфере, взаимодействие учреждений местного самоуправления с органами правительственной власти.
Например, устав муниципалитета регламентирует:
- финансовые полномочия органов местного самоуправления;
- состав доходов муниципального бюджета;
- порядок обеспечения правительством минимального бюджета города;
- финансирование части переданных функций;
- порядок формирования местного налогообложения;
- порядок формирования специальных внебюджетных фондов;
- кредитование структур местного самоуправления.
Устав муниципального образования регистрируется в порядке, установленном федеральным законом. Подобная регистрация является гарантией законности деятельности органов местного самоуправления, в том числе и в финансовой сфере.
Местные органы власти, которые представляют публичную власть на своей территории и занимаются финансовой деятельностью, имеют право принимать нормативные юридические и правоприменительные акты: указы, решения, положения, временные положения, типовые правила, инструкции, временные инструкции, типовые контракты.
Финансово-плановые акты – акты, принимаемые соответствующими субъектами (правительственными, муниципальными органами, компаниями, органами, организациями) в процессе своей финансовой деятельности и содержащие плановые показатели по формированию, распределению и использованию финансов на определенный срок.
Законы о финансах и планировании включают:
- прогнозы социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципалитетов, а также бюджеты всех уровней бюджетной системы;
- бюджеты правительственных и муниципальных внебюджетных фондов;
- сметы бюджетных учреждений; финансовые планы правительственных и муниципальных предприятий;
- финансовые, кредитные и кассовые планы банков;
- финансовые планы страховых компаний и т. д.
Законы о финансах и планировании имеют юридическое значение и приводят к правовым последствиям, поскольку они разрабатываются на основе существующих законов служащими компетентных правительственных учреждений или местных органов власти.
- Финансы предприятий как институт финансовой системы и их правовое регулирование 2010 / Стриханова Д. М.
- Правовое регулирование публичных расходов в в Российской Федерации: история развития и место в системе финансового права 2010 / Черноверхский А. М.
- К вопросу о месте страхования в системе права России 2012 / Гордиенко М. М.
- Негосударственные пенсионные фонды как предмет финансово-правового регулирования 2011 / Волков И. А.
- Государственный финансовый контроль как важнейший инструмент обеспечения публичных интересов в условиях рынка 2014 / Грачева Е.Ю.
Тема №4: правовые основы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления.
-1-
Понятие и роль финансовой деятельности государства и муниципальных образований.
Финансовая деятельность государства – это комплексное осуществление государством функции по формирования, распределению и использованию денежных фондов в целях реализации задач социально-экономического развития страны, поддержание обороноспособности и безопасности страны, а так же обеспечение финансовыми ресурсами деятельность государственных органов власти.
Финансовая деятельность муниципальных образований – осуществление функций по планомерному образованию, распределению и использованию муниципальных денежных фондов в целях реализации социально-экономических задач местного значения и обеспечения финансовыми ресурсами деятельность местных органов.
Финансовая деятельность государства и муниципальных образований носит публичный характер, но задачи, стоящие перед государством и МО, различны. Роль финансовой деятельности состоит в том, что она выступает составной частью механизма социального управления, поскольку средства распределяются и перераспределяются на различные мероприятия с учетом их приоритетности для социально-экономического развития. Посредствам финансовой деятельности, формируется финансовая или материальная основа жизнедеятельности органов государственной власти и ОМС. Финансовая деятельность влияет на федеративные отношения и на отношения в сфере местного самоуправления, поскольку в процессе ее реализации территориальные образования и их уполномоченные органы власти наделяются соответствующими полномочиями, при этом полномочия могут передаваться с 1 территориального уровня на другой территориальный уровень, но при соблюдении условий финансирования передаваемых полномочий. Правовой основой закрепления таких полномочий выступает БК и НК.
-2-
Методы финансовой деятельности государства и ОМС
Методы различны на каждом этапе осуществления финансовой деятельности.
При формировании денежных фондов выделяют методы:
- обязательных и добровольных платежей
На стадии распределения:
- методы финансирования и кредитования (дотации, субвенции, субсидии)
На стадии использования:
- методы безналичных и наличных денежных расчетов. Распространен метод безналичных.
-3-
Распределение компетенции государственных органов и органов местного самоуправления в области финансовой деятельности.
Распределение компетенции в области в финансов строится с учетом положений в РФ, а именно:
- закрепление федеративного устройства РФ;
- самостоятельностью местного самоуправления;
- разделение властей на законодательную и исполнительную ветви власти.
Исходя из того какую роль играют полномочия оп осуществлению финансовой деятельности в компетенции органов местного самоуправления принято выделять:
- органы общей компетенции – представительные законодательные органы власти всех территориальных уровней, правительство РФ правительство субъекта федерации, местные администрации, а так же президент РФ высших должностных лиц субъекта федераций и глав местных администраций.
- органы специальной финансовой компетенции
-4-
Финансово-кредитные органы, их правовое положение и компетенция.
В соответствии с Указом президента от 9.03. 2004 в структуре органов исполнительной власти принято выделять:
— Министерства
— Службы
— Агентства
Особое значение в осуществлении финансовой деятельности принадлежим Мин финансов РФ, действующему на основании положения, утв. Постановлением правительства РФ от 30.06.2004г. в ведении Мин финансов находятся ФНС, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба финансового бюджетного надзора, федеральная служба по финансовому мониторингу и Федеральное казначейство.
Министерство финансов определяет государственную политику в бюджетной, налоговой, страховой, банковской сферах деятельности, а также в сфере таможенного дела. В соответствии с направлениями деятельности министерства финансов, в его структуре существуют департаменты, в частности:
Департамент бюджетной политики
Департамент межбюджетных отношений
Департамент регулирования финансового контроля
Службы, находящиеся в ведении министерства финансов определяют государственное регулирование в сферах, контроля за исполнением федерального бюджета,
за формированием доходной части бюджета в бюджетной системе РФ
по осуществлению контроля в области финансов и денежного обращения
в области страхования
в области нормативно-правового регулирования таможенного дела
Компетенция указанных служб определяется положениями. Наряду с данными органами власти существенное положение занимают органы государственных внебюджетных фондов: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, Социальный и территориальные фонды обязательного мед страхования.
Реализация финансовой деятельности невозможна без участия банковской системы, объединяющей 2 звена:
- Центральный банк РФ
- Кредитные организации , среди кот. Выделяют банковские организации и небанковские
1.4. Правовые формы и методы финансовой деятельности государства
Бюджеты, входящие в бюджетную систему Российской Федерации…: самостоятельны, не включаются своими расходами и доходами друг в друга
Верны утверждения: финансовые ресурсы явл. материально-веществ. воплощением финансов, фин.ресурсы используются в фондовой форме, финн.фонды – осн.форма функционирования финансов
Верны утверждения: фин.политика трансформируется в нормы фин.права, состояние финансов предопределяет цели и задачи фин.политики, фин.политика через фин.право оформляется новыми НПА и реализуется через фин.механизм
Верны утверждения: виды финансовых ресурсов некоммерческих организаций определяются его организационно-правовой формой и видом деятельности
учреждение может получать доходы от платных услуг только с согласия его собственника
Верны утверждения: часть прибыли банка направляется на формирование его резервного капитала,
кредитные организации и страховые компании уплачивают те же налоги и другие обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, что и другие коммерческие организации
Верно выражение: «Финансы, воздействуя на производство, распределение и потребление, носят объективный характер»
Верно высказывание: «Финансовая политика — это совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством его функций»
В системе органов управления гос финансами Правительство РФ.. разрабатывает предложения по совершенствованию финансового механизма.
В федеративных государствах бюджетная система состоит из 3 уровней
В зависимости от функционального назначения выделяют следующие группы расходов домашних хозяйств: потребительские расходы, обязательные платежи и денежные накопления и сбережения
В зависимости от регламента осуществления выделяют следующие формы финансового контроля: инициативный и обязательный контроль
В зависимости от периодичности осуществления выделяют следующие группы расходов домашних хозяйств: краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные
Выберите принцип, не относящийся к принципам бюджетной системы РФ: договорной характер межбюджетных отношений
В унитарных государствах бюджетная система состоит из: 2 уровней
В течение цикла денежного потока: происходит вложение денежных средств в оборотные активы и получение выручки от реализации продукции
В состав муниципальных финансовых ресурсов включаются: средства муниципальных бюджетов
Внутренние источники финансирования прироста оборотных средств: прибыль, излишки оборотных ср-в за предыдущ период, прирост устойчивых пассивов
Внутренние источники финансирования капитальных вложений у экономических субъектов, функционирующих на коммерческих началах: реинвестируемая прибыль, амортизация
Внешние источники финансирования капитальных вложений у экономических субъектов, функционирующих на коммерческих началах: выпуск ценных бумаг и их реализация на внутр.финанс.рынке, иностр инвестиции, бюдж ссуды, ср-ва бюджета
Виды денежных отношений, включаемые в состав финансов субъектов хозяйствования без образования юридического лица: денежные отношения предпринимателя с (со) … государством, другими участниками финансового рынка, страховыми компаниями.
Правовые формы финансовой деятельности
Виды денежных отношений, включаемые в международные финансы: денежные отношения по перераспределению стоимости валового внутреннего продукта между странами, денежные отношения по формированию и использованию международных финансовых фондов
Виды внебюджетных фондов: местные
Верны утверждения: до введения единого социального налога основная часть государственных мероприятий, связанных с обеспечением занятости населения, финансировалась за счёт государственного фонда занятости населения РФ, Конституцией Российской Федерации предусмотрено, что вопросы социальной защиты населения относятся к вопросам совместного ведения РФ и субъектов РФ, мероприятия по социальной защите населения финансируются из федерального, региональных и местных бюджетов
Верны утверждения: в программных документах Правительства Российской Федерации предусматривается расширение платных услуг в сфере некоммерческой деятельности, субъекты Российской Федерации должны передавать муниципальным образованиям больницы и школы вместе с соответствующими источниками их финансирования
В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на… финансовую стратегию и финансовую тактику
Государственными финансовыми ресурсами являются: ден.ср-ва в распоряжении органов власти субъектов РФ, ср-ва федеральных органов гос.власти
Государственные финансовые ресурсы РФ включают: средства федерального бюджета, гос.внебюджетных фондов, региональных бюджетов субъектов РФ
Группировка финансов в сфере государственных и муниципальных финансов осуществляется по: формам собственности, уровням управления
-
Вроде, все хорошо
Валерия 2018-12-01
-
Все хорошо. Спасибо.
Олег 2018-12-02
-
Работа сделана отлично
Вадим 2018-12-02
- Правовое регулирование ответственностиза нарушение законодательства о налогах и сборах в РФ и зарубежных странах.(На примере законодательства любого иностранного государства) …
- Денежная система РФ, её правовые основы …
- тесты …
- Классификация и виды финансово-правовых норм …
- Правовое положение Пенсионного фонда Российской Федерации …
- Правовое регулирование внутренних государственных займов …
- Ответственность за нарушение бюджетного законодательства …
- Контрольная работа …
- правовое регулирование безналичного денежного обращения в рф …
Понятие, значение и классификация сделокПраво, юриспруденцияFREEЛекция 1. Государство франков (История государства и права зарубежных стран)Юриспруденция. ПравоПравовой статус иностранных граждан и лиц без гражданстваПраво, юриспруденцияFREEСравнительный анализ законодательства о нотариате стран СНГПраво, юриспруденцияFREEУчастники арбитражного процесса: классификация, права и обязанности, характеристика правового положенияПраво, юриспруденцияFREEЕвропейский ордер на арест. Практика экстрадицииПраво, юриспруденция
- 2 Гигиена девочки дошкольного возраста
- 2. Общая характеристика литературы СВ
- 3 Физическая культура в средние века
- 5.1 Переходные вероятности. Определение марковского процесса
- 41 Стефан Баторий
Правовые основы финансовой деятельности государства Скачать 36494 1 0
… акты. — Министерство финансов РФ в пределах своей компетенции издает совместно с другими федеральными органами исполнительной власти нормативные правовые акты. Один из специальных органов, осуществляющих финансовую деятельность государства, — Центральный банк РФ, который, являясь органом государственного управления, объективно осуществляет государственное руководство в области банковской …
Понятие финансов и финансовой деятельности государства. Правовое регулирование денежного обращения в Российской Федерации Скачать 25034 0 0
… выражаются действия государственных органов (и органов местного самоуправления) по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов на соответствующем уровне. По своему характеру эти формы могут быть правовыми и неправовыми. 2. Правовое регулирование денежного обращения в РФ Денежная система представляет собой совокупность отношений, связанных с обращением национальной валюты в …
Направления финансовой деятельности государства Скачать 33393 0 0
… капитала и резервного фонда, который, кстати, хранится на расчетных счетах Центрального банка. Существует также ряд органов, специально занимающихся контролем в области финансовой деятельности государства. Такими специальными органами являются: Счетная палата РФ — постоянно действующий орган финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием и подотчетный ему. Основная задача Счетной …
Финансовая деятельность государства и органов местного управления и самоуправления Скачать 52675 0 0
… Президента Республики Беларусь. Органы местного управления и самоуправления Согласно Закону Республики Беларусь от 4 января 2010 г. № 108-З «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», местное самоуправление – форма организации и деятельности населения, проживающего на соответствующей территории, для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые им органы …
- Лекции по микроэкономике
- Лекции по мировой экономике
- Лекции по макроэкономике
- Лекции по финансам
- Лекции по ДКБ
- Лекции по экономике организаций
- Лекции по госрегулированию экономики
- Лекции по экономическому росту
- Лекции по институциональной экономике
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
ПЛАН
Введение
1. Распределение компетенции государственных органов и органов местного самоуправления в финансовой деятельности
2. Правовые формы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления
3. Бюджетное регулирование — основная форма деятельности государства и органов местного самоуправления
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Финансовые отношения выступают неотъемлемой частью рыночных отношений и одновременно являются важным инструментом в механизме их регулирования государством. Их развитие сопровождается расширением сферы финансовой деятельности государства: формируются новые специализированные государственные органы и государственно-кредитные учреждения с отдельными властными полномочиями (Министерство РФ по налогам и сборам, Федеральное казначейство РФ, Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и др.), обновляются методы финансовой деятельности, появляются новые виды финансовых отношений; растет массив финансового законодательства и потребность в специалистах с высоким уровнем компетентности в этой сфере.
Необходимость использования финансов (финансовой системы) обусловила осуществление государством и муниципальными образованиями специальной, а именно финансовой деятельности. В ходе финансовой деятельности производится планомерное и целенаправленное образование (формирование), распределение и использование государственных и муниципальных централизованных и децентрализованных денежных фондов.
Государство предоставляет органам местного самоуправления определенные финансовые гарантии, необходимые для обеспечения потребностей населения. Важнейшей из них является гарантия их финансовой самостоятельности, включая собственные источники доходов, самостоятельное формирование, утверждение, исполнение местных бюджетов при соблюдении бюджетного и налогового законодательства.
Целью данной работы является рассмотрение вопроса о правовом регулировании финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления.
Работа состоит из введения, трех параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Бюджет является центральным звеном государства. Как экономическая категория бюджет выражает систему экономических отношений между бюджетами разных уровней, между органами государственной власти и сетного самоуправления и юридическими лицами, населением, которая основана на бюджетном праве — совокупности юридических норм оп которым устанавливаются права законодательных и исполнительных органов власти в области бюджета.
Бюджетная законодательная база включает бюджетный кодекс РФ, акты, регулирующие бюджетные правоотношения, федеральные законы, федеральный закон о федеральном бюджете, законы субъектов федерации, нормативно-правовые акты органов местного самоуправления.
Функции бюджета
Являясь частью , бюджету соответствуют следующие функции финансов:
- Распределительная — проявляется через формирование и использование централизованного фонда денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления;
- Контрольная — действует одно одновременно с распределительной и предполагает возможность и обязательность государственного контроля за поступлением бюджетных средств;
- Регулирующая — государство регулирует хозяйственную жизнь страны, направляя бюджетные средства на необходимые цели.
Бюджетное устройство — это принципы, определяющие организацию и бюджетной системы страны, взаимоотношения между ее отдельными звеньями, состав и структуру бюджетов, формирование и использование бюджетных средств и т.д.
Наиболее полное выражение бюджетное устройство находит в принципах бюджетной системы.
Согласно ст. 25 БК РФ бюджетная система РФ основана на следующих принципах:
- Принцип единства — единство правовой базы денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней, ведение бухгалтерского учета;
- Принцип разграничения доходов и расходов — означает закрепление соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов между уровнями бюджетной системы РФ;
- Принцип самостоятельности бюджета : а) наличие собственных источников доходов всех уровней; самостоятельное; б) самостоятельное распределение расходов бюджетов; в) определение источников финансирования дефицита бюджетов; г) осуществление бюджетного процесса на каждом уровне и т.д.
- Принцип полноты отражения доходов и расходов — все доходы и расходы подлежат отражению в бюджетах всех уровней в полном объеме;
- Принцип сбалансированности бюджета — объем предусмотренных бюджетных расходов должен соответствовать объему доходов бюджета, то есть дефицит должен быть минимальным;
- Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств — соответствие бюджетов должно исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств и достижения наилучшего результата;
- Принцип общего покрытия расходов — все расходы бюджета должны быть покрыты за счет доходов и поступлений;
- Принцип гласности — обязательное опубликование в печати, полнота информации в СМИ, открытие для общества, кроме секретных статей, утверждаемых в составе федерального бюджета;
- Принцип достоверности бюджета — надежность показателей прогноза социально-экономического развития территорий и реальность расчетов доходов и расходов;
- Принцип адресности и целевого характера — бюджетные средства выделяются конкретно получателю. Нарушение адресности и направлений является нарушением бюджетного законодательства РФ.
Бюджетная система — это совокупность бюджетов государства, административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах.
Бюджетная система является главным звеном финансовой системы государства. Основы бюджетного устройства определяются формой государственного устройства страны, действующей в ней законодательной системы, ролью бюджета в стране.
От формы государственного и административного устройства страны зависит и построение бюджетной системы.
Основы бюджетного устройства РФ определяются конституцией страны и ее государственного устройства как к федеративной республике, субъектами которой являются республики в составе РФ, края, области, автономные округа.
В соответствии с конституцией и БК РФ бюджетная система РФ состоит из трех уровней:
- Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
- Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных внебюджетных фондов;
- Местные бюджеты.
Государственный бюджет — это финансовая программа деятельности государства, которая выражает все его денежные ресурсы (доходы) и их распределение (расходы).
Местный бюджет — главный канал доведения до населения конечных результатов производства. Финансирует развитие отраслей производственной сферы, обеспечивающей жизнедеятельность населения.
Территориальный бюджет — свод региональных и местных бюджетов.
Делятся на два вида:
- Собственные — виды доходов, закрепленных на постоянной основе полного или частичного за соответствующими бюджетами законодательства РФ. Составляют меньшую часть доходов;
- Регулирующие — федеральные и региональные налоги, пошлины по которым установлены нормативы отчислений (в %-ах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год.
К регулирующим доходам относятся:
- Трансферты — средства, поступающие из федеральных и региональных бюджетов, финансовой поддержки регионов, размер которых рассчитывается по специальной методике и формуле;
- Дотации — средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездных и безвозвратных основах для покрытия текущих расходов;
- Субвенция — средства, бюджету другого уровня или юридическому лицу на безвозмездных и безвозвратных основах для осуществления целевых расходов;
- Субсидии — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня или юридическому или физическому лицу на условиях дальнейшего финансирования целевых расходов.
Налоговые органы. Формирование в РФ новой системы налоговых органов связано с необходимостью активного использования финансовых рычагов, в частности повышением роли налогов , обусловленным перестройкой экономики страны. Налоговые органы были выделены в особую систему — Государственную налоговую службу РФ из структур финансовых органов (Министерства финансов , финансовых управлений и отделов). Начало такой реорганизации было положено постановлением Совета Министров СССР «О Государственной налоговой службе» от 24 января 1990 г. До этого в финансовых органах имелись подразделения, ведавшие вопросами взимания налогов и других обязательных платежей. Деятельность налоговых органов была урегулирована Законом «О правах , обязанностях и ответственности государственных налоговых инспекций» от 21 мая 1990 г., впоследствии принят Закон РСФСР
«О Государственной налоговой службе» от 21 марта 1991 г., ныне Закон РФ «О налоговых органах Российской Федерации».
Главные задачи налоговых органов заключаются в обеспечении единой системы контроля за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации и ее субъектов. В связи с этими задачами органы налоговой службы контролируют соблюдение законодательства о , законность сделок , применение контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением. Закон РФ от 8 июля 1999 г. отнес к задачам налоговых органов также валютный контроль.
Законодательство (Налоговый кодекс) закрепляет права, обязанности и ответственность налоговых органов и их должностных лиц по контролю, вытекающие из их функций в области налогообложения, а также применяемые ими меры ко взысканию налогов и санкции к налогоплательщикам в случае совершения ими налоговых правонарушений .
Вся система налоговых органов финансируется из федерального бюджета. В целях укрепления финансовой системы страны, развития материально-технической базы и стимулирования труда налоговых органов на основании указа Президента от 31 декабря 1991 г. был создан Централизованный фонд социального развития Государственной налоговой службы РФ, впоследствии преобразованный в целевой бюджетный фонд. В рамках федеральных бюджетов на 1998 г. и на 1999 г. был создан единый Федеральный фонд Государственной налоговой службы РФ (впоследствии — Министерства по налогам и сборам) и Федеральной службы налоговой полиции РФ (ст. 9 Федерального закона «О федеральном бюджете на 1998 год»; ст. 8 Федерального закона «О федеральном бюджете на 1999 год»).
Наряду с этими государственными налоговыми органами представительные органы местного самоуправления имеют право создавать муниципальную налоговую службу для сбора местных налогов. Эта служба объединяет и координирует деятельность по контролю за соблюдением налогового законодательства с государственными территориальными налоговыми органами, представляет последним всю необходимую информацию (ст. 14 Закона РФ «О финансовых основах местного самоуправления в РФ» от 25 сентября 1997 г.).
Подобно налоговым органам, деятельность в области налогообложения в рамках своих задач и функций осуществляет также Государственный таможенный комитет РФ. В связи с этим таможенные органы пользуются правами и несут обязанности по взиманию налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу, контролируют поступление средств в государственные внебюджетные фонды, несут установленную законодательством ответственность.
В целях усиления государственной дисциплины в области налогообложения созданы федеральные органы налоговой полиции. Они действуют на основании Закона РФ от 24 июня 1993 г. Это правоохранительные органы , являющиеся составной частью сил обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.
Определены задачи этих органов: выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений; обеспечение безопасности деятельности государственных налоговых инспекций, защита их сотрудников от противоправных посягательств при исполнении служебных обязанностей, предупреждение, выявление и пресечение коррупции в налоговых органах.
На основании Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О федеральных органах налоговой полиции» и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР» от 17 декабря 1995 г. федеральные органы налоговой полиции получили право проводить предварительное следствие по налоговым преступлениям .
Федеральные органы налоговой полиции являются централизованной системой органов с подотчетностью нижестоящих органов вышестоящим. В эту систему входят Федеральная налоговая полиция на правах государственного комитета, территориальные органы (управления) по субъектам Федерации и местные органы налоговой полиции (межрайонные отделы управлений).
Для осуществления функций органы страхового надзора имеют права :
- получать от страховщиков установленную отчетность о страховой деятельности, информацию об их финансовом положении;
- получать информацию, необходимую для выполнения возложенных функций от предприятий , учреждений и организаций, в том числе от банков;
- проводить проверки соблюдения страховщиками законодательства РФ о страховании и достоверности представляемой ими отчетности.
Органы страхового надзора вправе применять меры принудительного воздействия:
- при выявлении нарушений страховщиками требований законодательства РФ о страховании давать им предписания по устранению нарушений;
- приостанавливать или ограничивать действие лицензий в случае невыполнения страховщиками данных им предписаний до устранения выявленных нарушений либо принимать решения об отзыве лицензий.
В случае неоднократного нарушения страховщиком законодательства РФ органы страхового надзора вправе обращаться в арбитражный суд с иском о его ликвидации.
Должностные лица органов страхового надзора обязаны соблюдать коммерческую тайну страховых организаций.
Местный бюджет в бюджетной системе Российской Федерации
Успешное развитие местного самоуправления в любом государстве напрямую зависит от того, насколько оно обеспечено финансовыми ресурсами, которые активны в бюджетах муниципалитетов (местных бюджетах). Местный бюджет является формой образования и расходования других средств, предназначенных для финансовой поддержки задач местного самоуправления. Другими словами, местный бюджет ограничен для выполнения расходных обязательств муниципалитета.
Местные бюджеты являются неотъемлемой частью бюджетной системы Российской Федерации. В зависимости от уровня, на котором осуществляется самоуправление, выделяются следующие группы местных бюджетов:
- бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения в Москве и Санкт-Петербурге;
- бюджеты городских и сельских поселений.
Независимо от уровня местного самоуправления местные бюджеты независимы.
Использование органами местного самоуправления, помимо местного бюджета, других форм формирования и расходования средств, например муниципальных внебюджетных фондов, для исполнения расходных обязательств муниципалитетов не допускается.
Необходимость составления консолидированного бюджета обусловлена тем, что в настоящее время все бюджеты, входящие в бюджетную систему Российской Федерации, функционируют как самостоятельные, отдельные денежные средства. Однако для управления финансовой деятельностью России в целом, а также ее территориальных подразделений, прогнозирования их развития важно знать, какие средства на этой территории аккумулируются через действующие на ней бюджеты. Это особенно важно для формирования межгосударственных отношений. Таким образом, консолидированные бюджеты используются для расчетов и анализа. Сводный бюджет готовится после утверждения соответствующих решений по местным бюджетам.
Органы местного самоуправления самостоятельны в решении вопросов местного значения, которым в соответствии со ст. 132 Конституции Российской Федерации, ст. 14, 15, 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» включает формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за выполнение Конституции Российской Федерации (принятой всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с изменениями, внесенными законами Российской Федерации о внесении изменений в Конституцию Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ от 2 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Российская газета. 2014. № 301. При этом, осуществляя свою деятельность в государственном секторе, органы местного самоуправления должны соблюдать требования, установленные федеральными законами. Прежде всего, такие требования устанавливаются Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Именно в нем определены принципы бюджетной системы Российской Федерации, среди которых важное место отводится принципу сбалансированности бюджета, вопросам доходов местных бюджетов, дифференциации расходных обязательств Российской Федерации, составляющих субъекты Российской Федерации, муниципалитеты регулируются , основы бюджетного процесса устанавливаются.
Право муниципалитетов на доходы
Доходы местного бюджета являются частью финансовых ресурсов муниципалитетов в форме экономических отношений, строго определенных нормами бюджетного законодательства в отношении поступления средств в местный бюджет с целью создания финансовой базы для удовлетворения общественных потребностей. Формами проявления отношений, возникающих в процессе формирования местного бюджета, являются различные виды платежей физических и юридических лиц.
Доходы местных бюджетов в первую очередь регулируются бюджетным законодательством Российской Федерации. Правовое определение доходов бюджета содержится в ст. 6 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому доходы бюджета определяются как денежные средства, полученные бесплатно и безвозвратно в соответствии с законодательством Российской Федерации, находящиеся в распоряжении государственных органов Российской Федерации, органов государственной власти субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления. Согласно ст. 41 Гражданского кодекса Российской Федерации, три группы доходов бюджета распределяются по лоту, неналоговым и безвозмездным доходам «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (в редакции от 29 декабря , 2015) (с изменениями и дополнениями; вступил в силу с 01.01. 2016 г.
В статье 55 Федерального закона от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ четко прописано право муниципалитетов на доходы.
Собственные доходы местных бюджетов включают Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (с изменениями от 30.12.2015) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»:
В настоящее время создана двухуровневая система местного самоуправления, включающая три типа муниципалитетов (поселения, муниципальные районы, городские округа). Существенное негативное влияние на формирование местного самоуправления оказывает отсутствие необходимых материальных предпосылок для его осуществления. О реальном местном самоуправлении можно говорить только тогда, когда оно обеспечено экономически.
С созданием двухуровневой системы местного самоуправления проблема его финансовой поддержки стала еще острее. Жилищно-коммунальное хозяйство, котельные, теплотрассы и другие коммунальные услуги переводятся на первый уровень, где преобладают сельские поселения, которые ранее финансировались из районных бюджетов и в настоящее время имеют низкий налоговый потенциал, став муниципалитетами. Количество финансовых ресурсов на этом уровне местного самоуправления не соответствует задачам, которые оно должно решить. Обслуживание вышеупомянутых объектов ранее было очень проблематичным, оно не было обеспечено муниципалитетами более широкого формата — районами и городами, муниципалитеты имели средства и до перехода к двухуровневой системе местного самоуправления было недостаточно для поддержания жилищно-коммунального хозяйства. В настоящее время решение этой проблемы кажется еще более сложным. В результате более высокого роста расходов по сравнению с доходами более 90% муниципалитетов субсидируются. Это усиливает их зависимость от высших органов власти, и, как разумно указано в литературе, такая зависимость также возможна от коммерческих организаций. Обе эти зависимости не должны быть чрезмерными, иначе диапазон интересов, преследуемых местными органами власти при осуществлении своих полномочий, может измениться.
Преобладание финансовой помощи из бюджетов более высокого территориального уровня в доходах местных бюджетов влечет за собой другие негативные последствия, снижает ответственность органов местного самоуправления за решение вопросов местного значения. Муниципалитеты, которые получают крупную финансовую помощь, не имеют стимулов для поиска внутренних источников дохода, и существует соблазн увеличить расходы и дефицит местных бюджетов, что подтверждается не только российской бюджетной практикой, но и опыт других стран.
Реальное местное самоуправление в значительной степени сдерживается несовершенством законодательства о распределении доходов между различными уровнями бюджетной системы Российской Федерации. Межбюджетные отношения следует упорядочить и поставить на объективную основу; в вопросах финансовой поддержки местного самоуправления следует сосредоточиться не на предоставлении финансовой помощи муниципалитетам, а на создании собственной финансовой и экономической базы, достаточной для того, чтобы муниципальные власти выполняли свои функции, в силу публично-правового характера местное самоуправление, характер их деятельности, их задачи.
Соотношение наиболее эффективных, максимально объединяющих интересы членов территориального сообщества и центральных органов власти схем получения доходов местного бюджета позволяет сформулировать основные концептуальные принципы реформирования финансовой базы местного самоуправления:
- формирование бюджетов органов местного самоуправления в объеме, необходимом для реализации объективно определенных социально-экономических потребностей членов того или иного территориального сообщества и осуществления управленческих полномочий, делегированных ему из центра;
- формирование финансовой базы местного самоуправления с учетом вертикального и горизонтального финансового выравнивания уровня налоговых поступлений бюджетной системы «центр — регион — территория»;
- соблюдение принципа единства в сборе и использовании налоговых поступлений для данного территориального сообщества;
- использование системы местных налогов и сборов в качестве механизма стимулирования положительных тенденций экономического развития и обеспечения уровня необходимых социальных гарантий для населения территориальных общин.
— комплекс мероприятий, связанных с экономической стабилизацией;
Муниципалитет обеспечивает свою жизнь посредством правового регулирования отношений, связанных с владением, использованием, распоряжением муниципальной собственностью, формированием доходов местного бюджета, осуществлением расходов по ним, выравниванием уровня бюджетного обеспечения и размещением муниципального заказа. Особое внимание следует обратить на то, что финансовые основы самоуправления в соответствии с положениями статьи 49 главы 8 от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российская Федерация », ограничивается только местным бюджетом.
В то же время следующие проблемы достаточно остры.
Так, например, нет необходимых материальных предпосылок для осуществления местного самоуправления.
Преобладание финансовой помощи из бюджетов более высокого территориального уровня в доходах местных бюджетов влечет за собой негативные последствия, снижает ответственность местных органов власти за решение вопросов местного значения. Муниципалитеты, которые получают крупную финансовую помощь, не имеют стимулов для поиска внутренних источников дохода, и существует соблазн увеличить расходы и дефицит местных бюджетов, что подтверждается не только российской бюджетной практикой, но и опыт других стран.
Среди мер, способствующих укреплению собственной финансовой базы органов местного самоуправления, можно выделить:
- Переход к налогообложению недвижимости в обмен на существующие налоги: «на имущество физических лиц», «земельный налог» и «налог на имущество организаций» при условии рыночной оценки недвижимости и зачисления этого налога на ставка 100% к доходам местного бюджета.
- Создание условий для эффективного использования системы самообложения населения в качестве дополнительного источника доходов для местных бюджетов.
- Переведите вычеты из федеральных и регулирующих региональных налогов в категорию соответствующих местных налогов, как это принято в некоторых федеральных штатах с развитой рыночной экономикой, или законодательно закрепите соответствующий процент вычетов из корпоративного подоходного налога, корпоративного подоходного налога, числа акцизов, налога на добавленную стоимость и налога на добычу полезных ископаемых в бюджеты органов местного самоуправления. В этом случае должен использоваться принцип единства сбора и использования налоговых поступлений для данного территориального сообщества.
Вышеуказанные меры помогут преодолеть изоляцию при формировании бюджетов органов местного самоуправления от реальной налоговой базы данного территориального образования, создать систему факторов финансового влияния на ускорение социально-экономического развития этой территории, а также существенно увеличить экономическая независимость муниципалитетов.
Общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, требуют правовой урегулированности, четкого закрепления прав, обязанностей, ответственности участвующих в них субъектов.
Предмет финансового права — это общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства по планомерному образованию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов в целях реализации его задач.
Важнейшие черты отношений, составляющих предмет финансового права, заключаются в том, что они:
- складываются в сфере финансовой деятельности в целях образования необходимых обществу денежных фондов, т. е. имеют организационный характер;
- в этих отношениях участвуют уполномоченные органы, организации, наделенные соответствующими властными полномочиями по отношению к иным субъектам данных отношений, т. е. они носят властный характер;
- объектом этих отношений всегда являются деньги или денежные обязательства, связанные с образованием и использованием денежных фондов, т. е. эти отношения имеют имущественный характер.
Названные особенности позволяют выделить из большого круга денежных отношений те, которые по своему характеру являются финансовыми. Они имеют ряд особенностей, позволяющих их классифицировать по определенным группам. Так, финансовые отношения возникают:
- между высшими, региональными и местными представительными органами государственной власти по поводу разграничения компетенции в области финансов, распределения доходов и расходов между отдельными видами бюджетов, порядка их формирования и исполнения;
- между высшими, региональными и местными исполнительными органами власти;
- между финансово-кредитными органами и предприятиями, учреждениями, организациями, министерствами, ведомствами, физическими лицами в связи с уплатой налогов, иных платежей, их перечислением в бюджет и т. п.;
- внутри единой системы исполнительных органов в области финансов и кредита (например, между Министерством финансов РФ и Федеральной налоговой службой) в связи с реализацией функциональных обязанностей названных органов.
Своеобразие предмета регулирования обусловливает особенности метода регулирования, свойственного финансовому праву, которые заключаются в том, что это метод власти и подчинения. Отношения власти и подчинения при регулировании финансовых отношений, как правило, не основываются на отношениях субординации, подчинения по вертикали. Властные предписания исходят в большинстве случаев от финансовых, налоговых и кредитных органов, с которыми другие участники финансовых отношений не находятся в административной зависимости. Эти властные предписания носят организационный, имущественный характер в сфере финансовой деятельности.
Источниками Финансового права являются законы и иные нормативные акты представительных и исполнительных органов государственной власти, местного самоуправления, органов управления специальной компетенции. В совокупности все эти акты являются финансовым законодательством.
Основа всех источников Финансового права
- Конституция РФ, конституции республик, входящих в состав РФ, уставы субъектов РФ.
Все эти акты закрепляют правовые основы финансовой деятельности государства и являются оазом для развития финансового законодательства в разных областях. Во всех конституционных законах большое внимание уделяется бюджетному праву, так как бюджет является финансовой основой деятельности государства. Кодификация норм Ф.п. только разрабатывается.
Большое значение в регулировании финансовой деятельности государства имеют указы Президента РФ и указы президентов республик, входящих в состав РФ. Необходимость такого регулирования вызвана большой мобильностью и изменчивостью финансово-правовых отношений в условиях рынка, когда необходимо быстро реагировать на изменения в общественной жизни, в частности в области налогов, кредита, государственного внутреннего долга и т.д. Нормы содержатся и в актах органов исполнительной власти, которыми в первую очередь являются постановления Правительства.
Немаловажную роль в регулировании финансовой деятельности государства выполняют такие подзаконные акты, как инструкции Минфина, МИС, таможни, письма и телеграммы ЦБ. Эти акты также содержат нормы финправа и подлежат безусловному исполнению.
Нормативными актами являются и соглашения между финансово-кредитными органами по различным финансовым вопросам, в том числе акты, которые регулируют часть отношений, складывающихся на рынке ценных бумаг и вообще на финансовом рынке.
Финансовое право, регулируя относящиеся к его предмету общественные отношения, определяет круг участников или субъектов этих отношений, наделяет их юридическими правами и обязанностями, которые обеспечивают планомерное образование, распределение и использование государственных и муниципальных денежных фондов и доходов. Носители этих прав и обязанностей являются субъектами финансового права. Следует различать понятие «субъект финансового права» и «субъект (или участник) финансового правоотношения», хотя они во многом совпадают.
Субъект финансового права – это лицо, обладающее правосубъектностью, т. е. потенциально способное быть участником финансовых правоотношений. Субъект финансового правоотношения – это реальный участник конкретных правоотношений. Юридические права и обязанности в сфере финансовой деятельности принадлежат субъектам финансового права в силу действия финансово-правовых норм, независимо от участия в конкретных правоотношениях. В результате, субъект финансового права – понятие более широкое, чем субъект (участник) финансового правоотношения.
Особенность круга субъектов финансового права состоит в том, что в него входят три основные группы, на которые подразделяются субъекты российского права: а) государство и его территориальные подразделения; б) коллективные субъекты; в) индивидуальные субъекты.
Государство и его территориальные подразделения:
- Российская Федерация; субъекты РФ – республики, края, области, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург, автономные округа и автономная область;
- муниципальные образования;
- городские и сельские поселения, входящие в состав муниципального образования;
- административно-территориальные образования особого режима (закрытые административно-территориальные образования, свободные экономические зоны). Такой круг субъектов свойственен, в частности, бюджетным правоотношениям.
Коллективными субъектамифинансового права являются государственные и общественные организации, к числу которых относятся:
- представительные и исполнительные органы государственной власти;
- органы местного самоуправления;
- предприятия, организации, учреждения разных форм собственности: коммерческие и некоммерческие организации.
Индивидуальные субъекты финансового права, или физические лица – это граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Их права и обязанности связаны большей частью с налоговыми и другими обязательными платежами, поступающими в государственную или муниципальную казну. Граждане могут вступать в финансовые правоотношения в области государственного и банковского кредита, государственного страхования, по поводу самообложения в муниципальных образованиях. Среди физических лиц – субъектов финансового права выделяются граждане, занимающиеся индивидуальной предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, в том числе главы крестьянского (фермерского) хозяйства.
Финансово-правовой статус субъекта финансового права включает в себя следующие элементы:
- правоспособность – способность иметь права и обязанности (они имеют право на участие в финансовой деятельности государственных органов, что основано на положениях Конституции России (ст. 32));
- дееспособность – способность своими действиями осуществлять права и обязанности (обязанность по уплате налога);
- деликтоспособность – способность нести юридическую ответственность за совершение правонарушение (ответственность за налоговые правонарушения – нарушение налогоплательщиками срока постановки на учет в налоговом органе на срок более 90 дней влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей (ст. 116 НК РФ)).
Финансовый контроль подразделяется на несколько видов по разным основаниям. В зависимости от времени проведения он может быть предварительным, текущим и последующим. Такие виды контроля свойственны деятельности всех контролирующих органов.
Предварительныйфинансовый контроль проводится до совершения операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов. Поэтому он имеет важное значение для предупреждения нарушений финансовой дисциплины.
Текущийфинансовый контроль – это контроль в процессе совершения денежных операций (в ходе выполнения финансовых обязательств перед государством, получения и использования денежных средств для административно-хозяйственных, расходов, капитального строительства и т. д.).
Последующийфинансовый контроль – это контроль, осуществляемый после совершения финансовых операций. В этом случае определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются ее нарушения, намечаются пути предупреждения и меры по их устранению.
В зависимости от волеизъявления субъектов контрольных правоотношений и требований законодательства существуют обязательный и инициативный финансовый контроль. Обязательный проводится:
- в силу требований законодательства;
- по решению компетентных государственных органов (например, проверки и обследования налогоплательщиков по вопросам налогообложения со стороны налоговых органов, контроль, проводимый на основе решений правоохранительных органов). Инициативный финансовый контроль осуществляется по самостоятельному решению хозяйствующих субъектов, в частности, путем использования аудиторского контроля.
Возможны и другие основания классификации финансового контроля.
В зависимости от особенностей правового статуса субъектов, осуществляющих его, выделяются следующие виды финансового контроля: государственный (на федеральном и региональном уровнях), муниципальный, общественный и аудиторский.
Государственный финансовый контроль можно подразделить (в зависимости от сферы действия) на подведомственный и внутриведомственный (сходные подразделения можно выделить и в муниципальном финансовом контроле). В этой классификации, в свою очередь, в зависимости от видов органов, осуществляющих его, выделяется финансовый контроль:
- представительных (законодательных) органов власти;
- Президента РФ;
- исполнительных органов власти общей компетенции;
- финансово-кредитных органов;
- ведомственный (внутриведомственный) контроль, дополняемый внутрихозяйственным (внутренним) контролем.
К органам осуществляющим финансовый контроль относятся:
- представительные (законодательные) органы государственной власти и субъектов Федерации: Государственная Дума РФ и Совет Федерации РФ в лице соответствующих комитетов, а также Счетная палата;
- в целях эффективности президентского контроля в ведении Президента РФ действует специальный контрольный орган – Контрольное управление Президента РФ;
- органы исполнительной государственной власти общей компетенции – Правительство РФ, правительства и администрации субъектов Федерации;
- государственные органы, деятельность которых специально направлена на область финансов. К ним относятся органы исполнительной власти, подведомственные Министерству финансов РФ (федеральные службы – налоговая, страхового надзора, финансово-бюджетного надзора, по финансовому мониторингу, Федеральное казначейство), также Федеральная таможенная служба и Федеральная служба по финансовым рынкам;
- банки (кредитные организации) – их функции в области финансового контроля в современный период существенно изменились.
Финансовый контроль проводится разнообразными методами, под которыми понимают приемы или способы, средства его осуществления. Применение конкретного метода зависит от ряда факторов: от правового положения и особенностей форм деятельности органов, осуществляющих контроль, от объекта и цели контроля, оснований возникновения контрольных правоотношений и др.
Существуют следующие методы финансового контроля:
- ревизии;
- проверки (документации, состояния учета и отчетности и т. д.);
- рассмотрение проектов финансовых планов, заявок, отчетов о финансово-хозяйственной деятельности;
- заслушивание докладов, информации должностных лиц и др. Проведение их, как правило, планируется. Однако они могут осуществляться и вне плана, в связи с возникшей необходимостью.
Данные общие методы конкретизируются в методиках, правилах проведения контроля различных объектов (например инструкции Минфина России по составлению отчетности об исполнении бюджета, смет расходов бюджетных учреждений и т. п.).
Основной метод финансового контроля – ревизия, т. е. наиболее глубокое и полное обследование финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений с целью проверки ее законности, правильности и целесообразности. Ревизии проводят разные контролирующие органы, в особенности финансовые, а также органы государственного управления в отношении подведомственных организаций. Ревизии могут быть проведены как по плану этих органов, так и по указанию других компетентных органов, в том числе правоохранительных.
По объекту проверки различают ревизии:
- документальные;
- фактические;
- полные (сплошные);
- выборочные (частичные). По организационному признаку они могут быть плановыми и внеплановыми (назначенными в связи с поступлением сигналов), комплексными (проводимыми совместно несколькими контролирующими органами).
При проведении документальной ревизии проверяются документы, в особенности первичные денежные документы (счета, ордера, чеки), а не только отчеты, сметы и т. п. Фактическая ревизия означает проверку не только документов, но и наличия денег, материальных ценностей. Под полной ревизией понимают проверку всей деятельности предприятия, организации, учреждения за определенный период. При выборочной ревизии контроль направлен на какие-либо отдельные стороны финансово-хозяйственной деятельности. Срок проведения ревизии – не более 30 дней.
Результаты ревизии оформляются актом, имеющим большое юридическое значение. Он подписывается руководителем ревизионной группы (ревизором), руководителем проверяемой организации и ее главным бухгалтером. Свои возражения и замечания руководитель и главный бухгалтер проверяемой организации должны приложить в письменном виде к акту ревизии, подписав его.
На основе акта ревизии принимаются меры:
- по устранению вы явленных нарушений финансовой дисциплины;
- возмещению причиненного материального ущерба;
- разрабатываются предложения по предупреждению нарушений государственной дисциплины;
- виновные привлекаются к ответственности. Руководитель организации, назначившей ревизию, обязан обеспечить контроль за выполнением решений, принятых по ее результатам.
В случае необходимости срочных мер по устранению выявленных ревизией нарушений и злоупотреблений и привлечения к ответственности виновных лиц в ходе ревизии составляется отдельный (промежуточный) акт, а материалы ревизии передаются следственным органам. Руководитель проверяемой организации обязан принять меры к устранению выявленных нарушений, не ожидая окончания ревизии. Об этом делается соответствующая запись и акте ревизии.
Финансово-правовая ответственность является разновидностью юридической ответственности, содержит все её признаки, т. е. наступает за правонарушение, устанавливается государством, связана с применением к правонарушителю санкций правовых норм, уполномоченными на это субъектами, связана с применением к правонарушителю неблагоприятных последствий и реализуется в процессуальной форме.
Особенности финансово-правовой ответственности:
- Она наступает за финансовые правонарушения – это виновное совершенное деяние нарушающее нормы финансового права, за которое законодательством установлена финансово-правовая ответственность, которое также характеризуется противоправностью, виновностью и наказуемостью.
- Финансово-правовая ответственность установлена в финансово-правовых нормах, которые содержат в своей структуре финансово-правовые санкции. Финансово-правовая санкция – это мера государственного принуждения, которая возлагает на правонарушителя обременение в виде пеней, штрафов, приостановления операций по счетам и др. Выделяют бюджетные, налоговые, кредитно-денежные и валютные санкции.
- Финансово-правовая ответственность появляется в особой процессуальной форме. В БК РФ применение финансово-правовой санкции предусмотрено в рамках бюджетного процесса. Производство по делу о налоговых правонарушений устанавливается НК РФ разнообразном порядке в отношении налогоплательщиков и лиц, не являющихся таковыми; привлечение к налоговой ответственности возможно на основании решения налогового либо судебного органа.
Целью финансово-правовой ответственности является обеспечение гарантированности реализации финансово-правовых норм. К принципам финансово-правовой ответственности относят:
- законность;
- соразмерность;
- индивидуализация наказания;
- однократность;
- полное возмещение вреда.
Таким образов можно выделить четыре вида правонарушения в области финансовой деятельности: бюджетные, налоговые, кредитно-денежные и валютные.
Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое законодательством установлена ответственность.
Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица. Физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности с шестнадцатилетнего возраста.
Виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.
Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия).
Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.
Налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции).
В случае отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела, но при наличии налогового правонарушения срок подачи искового заявления исчисляется со дня получения налоговым органом постановления об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела.
Остальные виды правонарушений будут освящены в других вопросах.
- История государства и права — И.А. Исаева
- Конституционные принципы рыночной экономики – Г.А. Гаджиев
- Теория государства и права — Матузов Н.И., Малько А.В
- ИСТОРИЯ СРЕДНЕВЕКОВОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА — Ливанцев К. Е
- Финансовое право — Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д
- История и методология юридической науки – Автор неизвестен
- Теория государства и права — Морозова Л.А.
- КОНСТИТУЦІЙНЕ ПРАВО УКРНЇНИ — В. Ф. Годованець
- Гражданское право. Ч.2 — Авторский коллектив
- Конституционное право России — М.Б. Смоленский
Похожие записи: