Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новые правила любительской рыбалки 2021 года». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в области любительского рыболовства.
1. В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
1) любительское рыболовство — деятельность по добыче (вылову) водных биологических ресурсов (далее — водные биоресурсы), осуществляемая гражданами в целях удовлетворения личных потребностей, а также при проведении официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий;
2) суточная норма добычи (вылова) водных биоресурсов — разрешенный гражданину для добычи (вылова) в течение суток объем (количество, вес) водных биоресурсов, не относящихся к видам (подвидам и популяциям), занесенным в Красную книгу Российской Федерации.
2. Иные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе, применяются в том значении, в каком они используются в Федеральном законе от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и Федеральном законе от 2 июля 2013 года N 148-ФЗ «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Правила рыбалки 2021: полный текст документа
Граждане, которые осуществляют любительское рыболовство в соответствии с настоящим Федеральным законом, приобретают право собственности на добытые (выловленные) водные биоресурсы в соответствии с гражданским законодательством.
1. Любительское рыболовство осуществляется гражданами Российской Федерации свободно и бесплатно на водных объектах общего пользования, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
2. На водных объектах, которые находятся в собственности граждан или юридических лиц, любительское рыболовство осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством.
3. Осуществление любительского рыболовства может быть запрещено или ограничено на водных объектах, которые расположены на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, иных землях, доступ граждан на которые запрещен или ограничен в соответствии с федеральными законами.
4. Любительское рыболовство запрещается осуществлять на:
1) используемых для прудовой аквакультуры не находящихся в собственности граждан или юридических лиц обводненных карьерах, прудах (в том числе образованных водоподпорными сооружениями на водотоках) и на используемых в процессе функционирования мелиоративных систем (включая ирригационные системы) водных объектах;
2) иных водных объектах, предоставленных для осуществления товарной аквакультуры (товарного рыбоводства), за исключением случаев, если в соответствии с федеральными законами на указанных водных объектах допускается осуществлять добычу (вылов) водных животных и растений, не являющихся объектами аквакультуры.
1. Виды орудий добычи (вылова) водных биоресурсов, разрешаемых для использования при осуществлении любительского рыболовства, устанавливаются правилами любительского рыболовства с учетом ограничений, предусмотренных статьей 7 настоящего Федерального закона.
2. Любительское рыболовство с применением сетных орудий добычи (вылова) водных биоресурсов на водных объектах рыбохозяйственного значения, расположенных в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, разрешается гражданам в целях удовлетворения личных потребностей в периоды добычи (вылова) водных биоресурсов, определенные правилами рыболовства, предусмотренными статьей 8 настоящего Федерального закона, после учета и обязательной поштучной маркировки таких орудий добычи (вылова) водных биоресурсов.
3. Учет сетных орудий добычи (вылова) водных биоресурсов и ведение реестра сетных орудий добычи (вылова) водных биоресурсов осуществляются территориальными органами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг в сфере рыбохозяйственной деятельности, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
4. Обязательная поштучная маркировка сетного орудия добычи (вылова) водных биоресурсов осуществляется путем нанесения на него фамилии, имени, отчества (если имеется) рыболова, характеристик сетного орудия добычи (вылова) водных биоресурсов и его учетного номера. Порядок обязательной поштучной маркировки сетных орудий добычи (вылова) водных биоресурсов и требования к данной маркировке устанавливаются Правительством Российской Федерации.
5. Оборот жаберных сетей на территории Российской Федерации запрещается, за исключением районов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Особенности оборота и применения жаберных сетей в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.
6. Применение сетных орудий добычи (вылова) водных биоресурсов в целях любительского рыболовства на рыбоводных участках не допускается.
1. Официальные физкультурные мероприятия и спортивные мероприятия, предусматривающие добычу (вылов) водных биоресурсов, проводятся в соответствии с законодательством о физической культуре и спорте с уведомлением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг в сфере рыбохозяйственной деятельности. Добычу (вылов) водных биоресурсов при проведении официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий могут осуществлять граждане Российской Федерации, граждане иностранных государств и лица без гражданства.
2. Порядок уведомления о проведении официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, предусматривающих добычу (вылов) водных биоресурсов, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере рыболовства, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта.
3. Порядком уведомления, указанным в части 2 настоящей статьи, устанавливаются процедура представления организаторами официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг в сфере рыбохозяйственной деятельности, уведомления о проведении соответствующих мероприятий и срок рассмотрения такого уведомления.
4. В уведомлении о проведении официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий должны содержаться следующие сведения:
1) место и сроки проведения официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий;
2) наименование, адрес и место нахождения (место жительства) организаторов официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий;
3) планируемое количество участников официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий;
4) информация о включении официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий или календарные планы физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
1. Общественный контроль за соблюдением установленного порядка подготовки и принятия органами государственной власти и органами местного самоуправления решений, затрагивающих предусмотренные настоящим Федеральным законом права граждан, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации гражданами, общественными объединениями и объединениями юридических лиц (ассоциациями и союзами).
2. Документы, подготовленные по результатам осуществления общественного контроля в области любительского рыболовства и представленные в органы государственной власти и органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».
В соответствии со статьей 43 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и пунктом 1 части 2 статьи 3 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов.
2. Реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется Федеральным агентством по рыболовству в пределах установленной Правительством Российской Федерации численности работников Федерального агентства по рыболовству, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных ему в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
3. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. № 1394 «Об утверждении Положения об осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7950);
постановление Правительства Российской Федерации от 17 августа 2020 г. N 1238 «О внесении изменения в пункт 8 Положения об осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 34, ст. 5465).
4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 июля 2021 г.
Председатель Правительства Российской Федерации |
М. Мишустин |
1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов (далее — государственный контроль (надзор).
2. Настоящее Положение не применяется при осуществлении государственного контроля (надзора) в части морских биологических ресурсов.
3. Предметом государственного контроля (надзора) являются:
а) соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами (далее — контролируемые лица) обязательных требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, Федеральным законом «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», другими федеральными законами, в том числе федеральными законами «О континентальном шельфе Российской Федерации», «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», «Об охране озера Байкал», а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов (далее — обязательные требования), включая:
требования о выполнении мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, в том числе требования о наличии эффективных рыбозащитных сооружений на водозаборных сооружениях;
правила рыболовства и иные правила, регламентирующие добычу (вылов) и выпуск в водные объекты рыбохозяйственного значения водных биологических ресурсов;
условия освоения и представления отчетности по выделенным квотам добычи (вылова) водных биологических ресурсов и рекомендуемым объемам добычи (вылова) водных биологических ресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается;
условия выданных разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов;
условия договоров, на основании которых возникает право на добычу (вылов) водных биологических ресурсов;
соответствие документов, подтверждающих законность уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них рыбной и иной продукции, выделенным квотам добычи (вылова) водных биологических ресурсов и рекомендуемым объемам добычи (вылова) водных биологических ресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается;
б) исполнение решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий.
4. Контрольными (надзорными) органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), являются Федеральное агентство по рыболовству и его территориальные органы (далее — органы контроля).
5. Органы контроля осуществляют государственный контроль (надзор) в соответствии с Федеральным законом «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее — Закон о рыболовстве) и Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее — Закон о государственном контроле).
6. От имени органа контроля государственный контроль (надзор) вправе осуществлять:
а) руководитель (заместитель руководителя) Федерального агентства по рыболовству;
б) руководители структурных подразделений центрального аппарата Федерального агентства по рыболовству и их заместители, в должностные обязанности которых в соответствии с настоящим Положением, должностным регламентом или должностной инструкцией входит осуществление полномочий по государственному контролю (надзору), в том числе проведение профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий (далее — должностные обязанности);
в) начальники отделов структурных подразделений центрального аппарата Федерального агентства по рыболовству и их заместители в соответствии с должностными обязанностями;
г) федеральные государственные гражданские служащие ведущей и старшей групп должностей категории «специалисты» отделов структурных подразделений центрального аппарата Федерального агентства по рыболовству в соответствии с должностными обязанностями;
д) руководитель (заместитель руководителя) территориального органа Федерального агентства по рыболовству;
е) начальники отделов территориальных органов Федерального агентства по рыболовству и их заместители в соответствии с должностными обязанностями, главные и старшие государственные инспекторы, государственные инспекторы территориальных органов Федерального агентства по рыболовству;
ж) федеральные государственные гражданские служащие ведущей и старшей групп должностей категории «специалисты» территориальных органов Федерального агентства по рыболовству, не указанные в подпункте «е» настоящего пункта, в соответствии с должностными обязанностями.
7. Должностные лица органа контроля, указанные в подпунктах «б» — «г», «е» и «ж» пункта 6 настоящего Положения (далее — инспекторы), уполномоченные на проведение конкретного профилактического мероприятия или контрольного (надзорного) мероприятия, определяются решением органа контроля о проведении профилактического мероприятия или контрольного (надзорного) мероприятия.
8. Решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий принимают:
а) руководитель (заместитель руководителя) Федерального агентства по рыболовству;
б) руководитель (заместитель руководителя) территориального органа Федерального агентства по рыболовству.
9. Инспекторы при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий обладают правами и обязанностями в соответствии с Законом о государственном контроле и Законом о рыболовстве.
10. В целях управления рисками причинения вреда (ущерба) при осуществлении государственного контроля (надзора) объекты контроля относятся к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее — категории риска):
а) высокий риск;
б) средний риск;
в) низкий риск.
11. Критерием отнесения объектов контроля к категории высокого риска является осуществление деятельности:
а) по сбросу сточных вод в водные объекты рыбохозяйственного значения, которым присвоена высшая категория в порядке, установленном в соответствии со статьей 17 Закона о рыболовстве;
б) по разработке месторождений полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых) на водных объектах рыбохозяйственного значения и (или) в их водоохранной зоне;
в) по эксплуатации нефтяных и газовых месторождений, добыче, хранению и транспортировке нефти и нефтепродуктов на водных объектах рыбохозяйственного значения и (или) в их водоохранной зоне.
12. Критерием отнесения объектов контроля к категории среднего риска является осуществление деятельности:
а) по добыче (вылову), приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биологических ресурсов на водных объектах рыбохозяйственного значения, которым присвоена высшая категория в порядке, установленном в соответствии со статьей 17 Закона о рыболовстве;
б) по изъятию объектов пастбищной аквакультуры из водных объектов рыбохозяйственного значения;
в) по сбросу сточных вод в водные объекты рыбохозяйственного значения, которым присвоена первая категория в порядке, установленном в соответствии со статьей 17 Закона о рыболовстве;
г) по разведке полезных ископаемых в водных объектах рыбохозяйственного значения и их водоохранной зоне;
д) по разработке общераспространенных полезных ископаемых на водных объектах рыбохозяйственного значения и (или) в их водоохранной зоне;
е) по эксплуатации гидротехнических сооружений на водных объектах рыбохозяйственного значения, которым присвоена высшая категория в порядке, установленном в соответствии со статьей 17 Закона о рыболовстве;
ж) по эксплуатации речных портов, причалов на водных объектах рыбохозяйственного значения, которым присвоена высшая категория в порядке, установленном в соответствии со статьей 17 Закона о рыболовстве;
з) по индустриальной аквакультуре на рыбоводных участках с использованием садков и (или) других технических средств, предназначенных для выращивания объектов аквакультуры в искусственно созданной среде обитания;
и) по мелиорации, рыбохозяйственной мелиорации на водных объектах рыбохозяйственного значения, которым присвоена высшая или первая категория в порядке, установленном в соответствии со статьей 17 Закона о рыболовстве, в части проведения дноуглубительных работ и (или) работ по извлечению донного грунта.
13. Критерием отнесения объектов контроля к категории низкого риска является осуществление деятельности:
а) по добыче (вылову), приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биологических ресурсов на водных объектах рыбохозяйственного значения, которым присвоена первая категория в порядке, установленном в соответствии со статьей 17 Закона о рыболовстве;
б) по сбросу сточных вод в водоемы, имеющие гидрологическую связь с водными объектами рыбохозяйственного значения, которым присвоена высшая или первая категория в порядке, установленном в соответствии со статьей 17 Закона о рыболовстве;
в) по эксплуатации гидротехнических сооружений на водных объектах рыбохозяйственного значения, которым присвоена первая категория в порядке, установленном в соответствии со статьей 17 Закона о рыболовстве;
г) по эксплуатации речных портов, причалов на водных объектах рыбохозяйственного значения, которым присвоена первая категория в порядке, установленном в соответствии со статьей 17 Закона о рыболовстве;
д) по мелиорации на водных объектах рыбохозяйственного значения, которым присвоена высшая или первая категория в порядке, установленном в соответствии со статьей 17 Закона о рыболовстве, без проведения дноуглубительных работ и (или) работ по извлечению донного грунта.
14. При наличии критериев, позволяющих отнести объект контроля к нескольким категориям риска, подлежит применению критерий, позволяющий отнести объект контроля к более высокой категории риска.
15. Органы контроля проводят следующие профилактические мероприятия:
информирование;
обобщение правоприменительной практики;
объявление предостережения;
консультирование;
профилактический визит.
16. Информирование контролируемых лиц о совершаемых должностными лицами органа контроля и иными уполномоченными лицами действиях и принимаемых решениях осуществляется в сроки и порядке, которые установлены Законом о государственном контроле.
17. Обобщение правоприменительной практики организации и проведения государственного контроля (надзора) осуществляется один раз в год.
18. Порядок организации работы в органе контроля по обобщению правоприменительной практики утверждается приказом органа контроля.
19. По итогам обобщения правоприменительной практики орган контроля обеспечивает подготовку и публичное обсуждение доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики органа контроля.
20. Размещение доклада о правоприменительной практике, указанного в пункте 19 настоящего Положения, на официальном сайте органа контроля в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет») осуществляется не позднее 30 декабря года, следующего за годом обобщения правоприменительной практики.
21. В случае наличия у органа контроля сведений о готовящихся или возможных нарушениях обязательных требований, а также о непосредственных нарушениях обязательных требований контролируемому лицу объявляется и направляется предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований в порядке, предусмотренном Законом о государственном контроле (далее — предостережение).
22. Контролируемое лицо вправе после получения предостережения подать в орган контроля возражение в отношении предостережения (далее — возражение).
23. Возражение подается в орган контроля, объявивший предостережение.
24. Возражение должно содержать:
наименование органа контроля, в который направляется возражение;
наименование юридического лица, фамилию, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя или гражданина, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ контролируемому лицу;
дату и номер предостережения;
доводы, на основании которых контролируемое лицо не согласно с объявленным предостережением;
дату получения предостережения контролируемым лицом;
личную подпись и дату.
В случае необходимости в подтверждение своих доводов контролируемое лицо прилагает к возражению соответствующие документы либо их заверенные копии.
25. Возражение может быть подано в письменной форме непосредственно или направлено почтовым отправлением либо в электронной форме на официальную электронную почту органа контроля.
26. Срок подачи возражения составляет не более 15 календарных дней со дня получения предостережения контролируемым лицом.
27. Возражение рассматривается органом контроля в течение 30 календарных дней со дня его регистрации.
28. Органы контроля:
а) обеспечивают объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение возражения, в случае необходимости — с участием контролируемого лица, направившего возражение, или его уполномоченного представителя;
б) при необходимости запрашивают документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных лиц;
в) по результатам рассмотрения возражения принимают меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав и законных интересов контролируемого лица;
г) направляют письменный ответ по существу поставленных в возражении вопросов.
29. По результатам рассмотрения возражения орган контроля принимает одно из следующих решений:
удовлетворяет возражение в форме отмены объявленного предостережения;
отказывает в удовлетворении возражения.
30. Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, указанного в пункте 29 настоящего Положения, контролируемому лицу, подавшему возражение, в письменной форме и по его желанию в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения возражения.
31. Повторное направление возражения по тем же основаниям не допускается.
Орган контроля осуществляет учет объявленных им предостережений и использует соответствующие данные для проведения иных профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий, в том числе при обобщении правоприменительной практики и профилактическом визите.
32. Инспектор по обращениям контролируемых лиц и их представителей осуществляет консультирование (дает разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора). Консультирование осуществляется без взимания платы.
56. Государственный контроль (надзор) осуществляется без проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий.
57. Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия и допустимые контрольные (надзорные) действия в составе каждого контрольного (надзорного) мероприятия включают в себя:
а) контрольную закупку, в ходе которой может совершаться осмотр;
б) инспекционный визит, в ходе которого могут совершаться следующие контрольные действия:
осмотр;
опрос;
получение письменных объяснений;
истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.
Инспекционный визит допускается проводить с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством аудио- или видеосвязи;
в) рейдовый осмотр, в ходе которого могут совершаться следующие контрольные действия:
осмотр;
досмотр;
опрос;
получение письменных объяснений;
истребование документов;
отбор проб (образцов);
испытание;
экспертиза;
г) документарную проверку, в ходе которой могут совершаться следующие контрольные действия:
получение письменных объяснений;
истребование документов;
экспертиза;
д) выездную проверку, в ходе которой могут совершаться следующие контрольные действия:
осмотр;
досмотр;
опрос;
получение письменных объяснений;
истребование документов;
отбор проб (образцов);
испытание;
экспертиза.
58. Взаимодействие с контролируемым лицом осуществляется при проведении по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 и 4 части 1 статьи 57 Закона о государственном контроле, следующих внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий:
контрольная закупка;
инспекционный визит;
рейдовый осмотр;
документарная проверка;
выездная проверка.
59. Взаимодействие с контролируемым лицом осуществляется при проведении по основанию, предусмотренному пунктом 5 части 1 статьи 57 Закона о государственном контроле, следующих внеплановых контрольных мероприятий:
документарная проверка;
выездная проверка.
60. Без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся следующие контрольные мероприятия:
а) наблюдение за соблюдением обязательных требований;
б) выездное обследование.
61. В ходе выездного обследования могут осуществляться:
осмотр;
отбор проб (образцов);
инструментальное обследование (с применением видеозаписи);
испытание;
экспертиза.
62. Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов — для микропредприятия.
63. Досмотр в отсутствие контролируемого лица или его представителя осуществляется с обязательным применением видеозаписи в следующих случаях:
предотвращение нанесения ущерба (вреда) водным биологическим ресурсам и среде их обитания;
предотвращение сокрытия доказательств нарушения обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора).
64. В целях проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований инспектор, привлеченные им лица, соответствующие требованиям статей 33 и 34 Закона о государственном контроле (далее — эксперт, специалист), в ходе рейдового осмотра или выездной проверки могут проводить отбор проб (образцов) рыбной и иной продукции из уловов водных биологических ресурсов на предмет установления причинно-следственной связи нарушения обязательных требований с фактом причинения ущерба водным биологическим ресурсам и среде их обитания (далее — отбор проб (образцов).
65. Отбор проб (образцов) в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия осуществляется исключительно при отсутствии возможности оценки соблюдения обязательных требований иными способами, без отбора проб (образцов).
Отбор проб (образцов) осуществляется инспектором, экспертом или специалистом в присутствии контролируемого лица или его уполномоченного представителя. При отборе проб (образцов) также должна производиться видеозапись и (или) фотосъемка. Видеозапись и фотосъемка при отборе проб (образцов) проводятся в порядке, установленном в соответствии с пунктом 79 настоящего Положения. Видеозапись на носителе прилагается к протоколу отбора проб (образцов).
Контролируемое лицо или его уполномоченный представитель, присутствующий при отборе проб (образцов), информируются инспектором, экспертом или специалистом о целях отбора проб (образцов) и месте проведения экспертизы.
Суммарный вес единовременно отобранных проб (образцов) рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов не должен превышать 3 кг.
По результатам отбора проб (образцов) инспектором, или привлеченным им экспертом, или специалистом составляется протокол отбора проб (образцов), в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы инспектора, эксперта или специалиста, составивших протокол, сведения о контролируемом лице или его представителе, присутствовавших при отборе проб (образцов), использованные методики отбора проб (образцов), иные сведения, имеющие значение для идентификации проб (образцов).
69. Органами контроля обеспечивается учет объектов контроля в соответствии с Законом о государственном контроле и настоящим Положением.
70. При сборе, обработке, анализе и учете сведений об объектах контроля для целей их учета органы контроля (их территориальные органы) используют информацию, представляемую им в соответствии с нормативными правовыми актами, информацию, получаемую в рамках межведомственного взаимодействия, а также общедоступную информацию.
71. При осуществлении учета объектов контроля на контролируемых лиц не может возлагаться обязанность по представлению сведений, документов, если иное не предусмотрено федеральными законами, а также если соответствующие сведения, документы содержатся в государственных или муниципальных информационных ресурсах.
72. В целях обеспечения организации и осуществления государственного контроля, в том числе в части учета объектов контроля, органами контроля создаются информационные системы.
73. Порядок создания и функционирования информационной системы утверждается органом контроля.
74. Порядок сбора, обработки, анализа и учета сведений об объектах контроля в информационных системах утверждается органом контроля.
Если при вылове водного животного его длина не достигла размеров, указанных в таблице, то ее нужно отпустить обратно в водоем.
Наименование | Длина (см) |
Толстолобик и белый амур | 40 |
Рак | 9 |
Судак | 38 |
Лещ | 32 |
Чехонь и головань | 24 |
Плотва и тарань | 18 |
Угорь | 50 |
Сазан | 30 |
Налим | 40 |
Щука | 35 |
Карп | 25 |
Линь | 20 |
Длина измеряется между двумя конечными точками — рылом и хвостом.
Депутаты нижней палаты своим указом установили запрет на подводное рыболовство с использованием акваланга или эхолота. Такие меры направлены на сбережение крупной рыбы и ограничит объемы их вылова.
Ныряние без специальных средств разрешено.
О рыболовстве и рыболовном хозяйстве
Новый принятый закон о рыболовстве, который в 2013 году вызвал среди жителей страны бурное негодование, все-таки с начала будущего года вступит в силу.
Разрешено будет ловить рыбу бесплатно, не считая водных мест хозяйствования.
Такой закон значительно ограничит список орудий и методов ловли, сузит перечень видов рыб. По мнению депутатов, это поможет сберечь природные ресурсы страны.
Быстрый переход:
- Глава 1. Общие положения
- Глава 2. Фонд рыболовных угодий
- Глава 3. Объекты любительского рыболовства. Нормы добычи (вылова) рыбы на одного рыболова в сутки
- Глава 4. Орудия любительского рыболовства
- Глава 5. Способы любительского рыболовства, в том числе подводная охота и спортивное рыболовство
- Глава 6. Ограничения и запреты при любительском рыболовстве
- Глава 7. Обязанности рыболовов
- Глава 8. Организация платного любительского рыболовства
- Глава 9. Контроль за рыболовством. Полномочия должностных лиц пользователей рыболовных угодий
- Глава 10. Ответственность за нарушение правил любительского рыболовства
- Приложение 1 (Промысловая мера отдельных видов рыбы при любительском рыболовстве)
- Приложение 2 (Удостоверение на право подводной охоты)
- Приложение 3 (Путёвка на платное любительское рыболовство)
- Приложение 4 (Акт уничтожения орудий рыболовства и рыбы)
Закон о рыбалке в России в 2021 году предусматривает следующее.
На водоемах общего пользования нельзя брать плату за рыбалку. Каждый житель России имеет право здесь удить рыбу, и никакой частник или юрлицо не может за это брать деньги. Это, пожалуй, главное нововведение.
Водоемы общего пользования — это все водные объекты, которые находятся в государственной или муниципальной собственности.
Для любителей рыбалки есть перечень разрешенных снастей.
Жерлица и кружки | Не более 10 штук на одного рыболова |
Раколовки | Диаметр — до 80 см, с ячейками сетки — до 22 мм. Не более 3 штук на одного человека |
Спиннинги и удочки | До 5 штук на рыболова, с общим количеством крючков до 10 штук |
Переметы | До 10 крюков на рыбака |
Подъемники, черпаки | Более 1 метра — в длину и ширину, сетка — не менее 10 мм |
Новые Правила любительского рыболовства в Беларуси 2021 года
Закон о рыбалке в России в 2021 году регулирует вылов всех видов рыб. Нормативы касаются как размера особей, так и общей массы улова. Практически по всей России он не должен превышать 5 кг на человека в сутки.
Запрещено ловить рыб, занесенных в Красную книгу. Если такая попалась на крючок, ее надо аккуратно освободить и отправить в водоем. Что касается лососевых и осетровых, то на них есть рыбалка на частных водоемах, где эти виды разводят специально и берут плату за возможность порыбачить.
В некоторых местах запрещен вылов раков и рыб, размеры которых не соответствуют промысловым. Это необходимо для сохранения молодых особей. Длина рыбы рассчитывается по боковой линии от рыла до основания средних лучей плавника в хвосте.
Теперь, согласно вступившим поправкам, с 1 января 2021 года участков для платной рыбалки в нашей стране больше не будет, и ловить рыбку бесплатно можно будет везде. Авторы закона приложили немало стараний, чтобы уравновесить интересы арендаторов водоемов и рыбаков-любителей. Именно поэтому заключенные арендные договоры будут действовать еще год с момента вступления поправок в силу — до 31 декабря 2020 года. После этой даты рыбаки-любители получат беспрепятственный доступ к ранее «закрытой» воде, а нынешние владельцы различных баз для любительского и спортивного рыболовства смогут по-прежнему оказывать услуги по предоставлению рыбакам в аренду снастей, лодок, гостиничных услуг, питания, но без взимания платы за вылов.
Вместе с тем с уходом арендаторов остается нерешенным один из важнейших вопросов: кто и на какие средства будет теперь зарыблять водоемы? «У чиновников есть большой соблазн переложить эту ношу на плечи рыбаков-любителей», — констатирует член Комитета Госдумы по аграрным вопросам Владимир Блоцкий.
Рыбаков также не на шутку встревожила обсуждавшаяся зимой новость о возможном введении обязательного удостоверения рыбака. Документ этот не новый, старожилы хорошо помнят его еще с советских времен. Выдавалось удостоверение рыболовными хозяйствами, на территории которых оно и позволяло рыбачить. Однако когда рыбхозяйства перешли в частные руки, оно стало абсолютно бесполезным.
Возрождение его сегодня, по мысли чиновников, должно включать вступление в рыбацкое общество с обязательными взносами, а также регистрацию приспособления для ловли рыбы.
Поправки вступили в силу с января 2020 года. Большое место здесь уделено суточным нормам вылова для рыбаков-индивидуалов, за нарушение которых предусмотрены штрафы.
Размеры суточного улова в каждом регионе разные. Утвержденные цифры учитывают состояние запасов, особенности рыболовства в конкретном регионе и мнение рыбаков. Например, в Мурманской области, где возможна морская рыбалка, суточная норма по вылову рыбы — 50 кг, а в Астраханской — 5-10 кг в зависимости от вида.
Что касается суточного улова, в каждом регионе показатели разные. Формируются они с учетом особенностей рыбалки в регионе, состояния запасов и мнения рыболовов. К примеру, в Астраханской области суточная норма по вылову – 5-10 кг, в зависимости от вида рыбы, в Москве и Московской области – 5 кг на человека, а в Мурманской – 50 кг, т.к. там, в основном, морская рыбалка. Если улов вышел больше, то излишек рыбы нужно отпустить в водоем. Измерить вес пойманного вы можете с помощью специальных весов:
За нарушение нормы вылова предусмотрен штраф. От 2-5 тысяч рублей для физических лиц, от 20 до 30 тысяч рублей для должностных лиц и от 100 до 200 тысяч – для юридических лиц.
Также в планах ввести нормы по хранению и транспортировке рыбы – количество должно быть не более двух-трех суточных норм.
Существуют виды рыб, которые запрещено ловить вовсе. В основном это осетровые и лососевые виды.
Федеральный закон от 11.06.2021 г. № 163-ФЗ
Опасения были напрасными, Правительство приняло решение не вводить удостоверение рыбака! Процедура его выдачи предполагала обязательные денежные взносы.
На рассмотрении же находится идея о платном разрешении на вылов особо ценных рыб – от кеты с горбушей до камчатского краба.
Меня зовут Александр и я с детство люблю рыбалку, мой папа брал меня на рыбалку и это для меня стало как хобби и отдыхом с душой. И в свободной времени я снимаю видео про рыбалку, Многие люди задают вопрос оно тебе надо вить на улице холодно или дождь , им это не понять, поймет только рыбак. Рыбное место youtube.
Связаться со мной для предложение и совместной рыбалке можете по почте или в соц сетях.
Правила поведения на водоеме диктуются не столько какими-то внешними сентенциями, сколько необходимостью. Важно не только обеспечить людям возможность заниматься любимых делом, но сохранить популяции различных видов рыб. Если пренебречь этими положениями, то очень быстро водоемы становятся пустыми, а на восстановление популяции могут уйти годы. Именно по этой причине соблюдать законы и нормы крайне важно.
Некоторые запреты коснулись и любителей подводной охоты. Теперь плавать и ловить рыбу около пляжей, использовать акваланги и эхолоты категорически запрещено. Что касается продажи улова, то сегодня находится на рассмотрении закон, позволяющий продавать пойманную рыбу без особой бумажной волокиты, но пока окончательное решение по данному вопросу еще не принято.
И последнее, о чем важно сказать. До нового года ходили слухи, что правительством может быть принято решение о получении удостоверения рыбака в качестве обязательного условия для рыбалки. В настоящее время такого требования нет, однако на рассмотрении уже находится идея о получении платного разрешения на вылов особо ценных видов рыб (кета, горбуша, камчатский краб).
Завершить представленный материал стоит несколькими выводами:
- С началом нового года отменяется плата за право заниматься рыбной ловлей на общедоступных водоемах. Удостоверение рыбака выдавать не будут, хотя такая вероятность долго обсуждалась в прошлом году.
- Рыболовы должны четко соблюдать требования к размерам особей и общей масса суточного улова, иначе им грозит серьезный штраф.
- Некоторые виды рыбной ловли могут стать платными, особенно рыбы особенно ценного вида. Речь идет о красной рыбе (горбуша, кета) и камчатском крабе.
Закон о рыбалке в России в 2021 году
Для бесплатной рыбалки откроются ранее арендованные частниками водоёмы, где раньше посидеть с удочкой можно было только за деньги. Закон о любительском рыболовстве, закрепляющий за каждым жителем нашей страны право доступа к водоёмам, вступил в силу ещё год назад, однако с оговоркой, что ограничения по бесплатной рыбалке пока сохранятся. И вот этот срок заканчивается.
На прекращение договоров с арендаторами платных водоёмов для рыбалки законом о любительском рыболовстве был отведён год. 1 января 2021 года действие таких договоров прекращается. Территории ранее платных водоёмов открываются для свободной ловли.
Итак, 2021 год принес с собой два существенных запрета, причем не все они действуют для рыбаков.
1.Первый запрет коснулся обязательной платы за вылов рыбы, о чем было сказано ранее. Этот момент стал наиболее обсуждаемым на просторах интернета, поскольку многие рыболовы попросту не поверили, что частники подчинятся принятому решению. К примеру, свыше 80% водоемов и прудов Подмосковья находятся в аренде и вряд ли частные владельцы станут отказываться от своего дохода.
2.Второй запрет коснулся и ловли рыбы сетями, электроудочками и взрывчаткой (такие ограничения действовали и ранее, но сейчас за их несоблюдение будут более жесткие наказания). Теперь этот вид снасти полностью запрещен, за исключением вылова рыбы в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока. В данных регионах будет вестись очень строгий учет снасти с обязательной регистрацией, маркировкой и указанием ФИО владельца.
3.Был установлен запрет на ловлю рыбы во время нереста и в местах, запрещенных для этого. Здесь указано, что усугубляют ситуацию обстоятельства, при которых природе был причине крупный ущерб. За перечисленные деяния, виновное лицо несет ответственность по уголовной статье (срок заключения до двух лет) и может стать причиной назначения штрафа в 300-500 тыс. рулей.
Что касается сроков запрета на рыбалку – они устанавливаются регионами в индивидуальном порядке, и каждый год меняются, в соответствии с ситуацией. Например, нерест щуки – конец зимы, начало весны +/-2 недели. А нерест окуня начинается после прогревания воды до +7.
На данный показатель ориентируется Рыбохрана, однако и каждый рыболов должен знать, сколько килограммов рыбы он вправе выловить в течение 24 часов на законных основаниях. В этом вопросе определяющим критерием становится место, где проходит рыбалка, поскольку в каждом регионе нормативы установлены разные. Действует и дополнительное ограничение. Общее количество пойманной рыбы не должно превышать 2-3 суточных норм. Есть и такие виды рыб, которые ловить и вовсе запрещено (в основном, лососевые и осетровые). На формирование показателей влияют несколько параметров: состояние запасов, мнение рыболовов-профессионалов, особенности рыбной ловли в конкретном водоеме. К примеру, в Мурманской области разрешается вылавливать в сутки до 50 кг рыбы, потому что, здесь в основном морская рыбалка и все особи достаточно крупные, а вот в Астраханской области не более 5-10 кг на человека. В Москве и Подмосковье и того меньше – до 5 кг на человека. Если получились излишки, то рыбу стоит отпустить в водоем.
Для измерения массы пойманной рыбы рыбаки обязательно возят с собой специальные весы. За нарушение действующей в регионе нормы на виновное лицо может быть наложен штраф в от 2-ух до 200-от тысяч рублей (в зависимости от того, кто виновник, гражданин, должностное лицо или компания).
Некоторые запреты коснулись и любителей подводной охоты. Теперь плавать и ловить рыбу около пляжей, использовать акваланги и эхолоты категорически запрещено. Что касается продажи улова, то сегодня находится на рассмотрении закон, позволяющий продавать пойманную рыбу без особой бумажной волокиты, но пока окончательное решение по данному вопросу еще не принято. До нового года ходили слухи, что правительством может быть принято решение о получении удостоверения рыбака в качестве обязательного условия для рыбалки. В настоящее время такого требования нет, однако на рассмотрении уже находится идея о получении платного разрешения на вылов особо ценных видов рыб (кета, горбуша, камчатский краб).
Узнать подробно о запретной рыбалке можно из соответствующих законов. Например, из ФЗ-№166 (прим. «О рыболовстве…»). Согласно данному закону, рыбачить можно бесплатно и свободно, если вы занимаетесь этим на водных объектах, для которых не установлен спец/режим пользования. Но даже при этих условиях вас могут коснуться ограничения, утвержденные законом.
Мало кто задумывается о законодательстве, отправляясь на рыбалку. Но от ответственности, как известно, незнание закона не освобождает. Поэтому прежде чем складывать крючки, расчехлять спиннинги и копать червячков, следует изучить – где, как, чем и когда разрешено ловить рыбу. Чтобы потом не было мучительно больно за похудевший кошелек и испорченный отдых. Запрет на рыбалку 2021, сроки и штрафы.
Рыбалка в России останется свободной, исчезнут огороженные водоемы для платной рыбалки. Эти нормы указаны в федеральном законе №475, который вступает в силу с нового года.
«Любительское рыболовство на водоемах общего пользования должно быть и будет бесплатным и доступным для всех», — пояснили «Российской газете» в Росрыболовстве.
Исключением станут лишь водоемы, расположенные на землях обороны и безопасности и особо охраняемых природных территориях.
За 1 экз. независимо от размера и веса:
- белуга 206625 руб.
- русский осетр 138024 руб.
- лосось атлантический ( семга) 13675 руб.
- нельма 10811 руб.
- миноги 5685 руб.
- сима, кумжа 5128 руб.
- судак 3305 руб.
- хариус, жерех, сазан, карп, щука, белый амур, толстолобики, сом пресноводный 925 руб.
- налим, берш, чехонь, линь, язь, лещ, густера, синец 500 руб.
- плотва, елец, караси, голавль, подуст, окунь пресноводный 250 руб.
- другие виды пресноводных рыб 100 руб.
- рак 115 руб.
Икра / за 1 кг.:
- белуги 82200 руб.
- других осетровых видов рыб 54910 руб.
- лососевых видов рыб 27455 руб.
- других видов рыб 2288 руб.
Примечания:
При исчислении ущерба, причиненного водным биологическим ресурсам в запрещенные для осуществления рыболовства периоды и (или) в запрещенных для рыболовства районах, которые устанавливаются в соответствии с Федеральным законом «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», дополнительно к таксам, предусмотренным настоящим документом, учитывается 100 процентов таксы за экземпляр (килограмм) соответствующего вида (подвида).
За каждый килограмм икры осетровых рыб дополнительно к таксам, предусмотренным настоящим документом, учитывается 100 процентов таксы за экземпляр осетровых рыб соответствующего вида (подвида), а за каждый килограмм икры лососевых рыб 50 процентов таксы за экземпляр лососевых рыб соответствующего вида (подвида).
Места, где ловить рыбакам-любителям нельзя, в законодательных документах обозначены четко:
- Под мостами и рядом с ними.
- Вблизи плотин и прочих гидротехнических сооружений.
- На территориях, признанных заповедными зонами.
- На участках, где рыба выращивается специально для производства аквакультуры.
- На водоемах, которые находятся на землях обороны и безопасности.
Среди приспособлений для рыболовства под запретом:
- Сети.
- Ловушки (исключение — раколовки).
- Пневматика.
- Колющие предметы (например, остроги).
- Электрические орудия (шокеры, электроудочки).
- Взрывоопасные вещества.
Отдельного рассмотрения требуют сети. На некоторых территориях РФ их применение оставят возможным в определенные периоды и строго по лицензии. Кроме того, запрещается не только рыбачить сетями, но и торговать подобными приспособлениями.
Использовать удочки и спиннинги можно только при условии, что количество крючков на них не превышает 10 штук.
В целях защиты интересов рыбоводных хозяйств устанавливаются ограничения для рыболовства на ряде водных объектов, используемых для товарной аквакультуры.
«По закону, так называемые платные участки будут упразднены», — уточнили в пресс-службе ведомства.
Но произойдет это в течение двух лет: договоры о предоставлении таких рыбопромысловых участков действуют лишь до 31 декабря 2020 года.
Участки, где будет контролироваться вылов рыбы, будут предусмотрены лишь для отдельных районов Севера, Сибири и Дальнего Востока. И именно для вылова ценных видов рыб. То есть, эти участки будут носить природоохранный характер. Такие районы добычи будет определять Правительство России по представлению руководителей регионов.
«Важно, что с упразднением платных участков у рыбаков-любителей будет больше возможностей для бесплатной рыбалки. Но рыбаки не должны забывать о соблюдении правил рыболовства, которые направлены на бережное и ответственное отношение к водным биоресурсам», — отметили в пресс-службе Росрыболовства.
Например, пояснили там, есть определенные нормы суточного вылова разных видов рыб в разных регионах. Они введены для того, чтобы разграничить обычных рыбаков любителей от так называемых «заготовителей», которые под видом любителей бесконтрольно пытаются ловить чуть ли не в промышленных объемах. Все нормы вылова есть в открытом доступе, при необходимости также любой рыбак может обратиться в ближайшее территориальное управление Росрыболовства за разъяснением. Это также необходимо для сохранения запасов рыбы на водных объектах, расположенных рядом с большими городами, где наблюдается значительная промысловая нагрузка.
При проведении официальных физкультурных и спортивных рыболовных мероприятий суточная норма добычи водных биоресурсов не устанавливается.
«Закон о любительском рыболовстве также нацелен и на обеспечение норм безопасности: запрещается использование взрывчатых и химических веществ, электротока, а также применение сетных орудий лова, в том числе жаберных сетей для любительской рыбалки. Использовать сети можно будет в определенные периоды в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока», — рассказали в пресс-службе Росрыболовства.
Нормированность вылова продиктована целью сохранить от истребления биоресурсы водоемов. Лимиты объемов пойманной рыбы будут разграничены по территориальному признаку. Всего в РФ определено 8 территориальных зон:
- Азово-Черноморский;
- Байкальский;
- Волжско-Каспийский;
- Восточно-Сибирский;
- Дальневосточный;
- Западно-Сибирский;
- Западный;
- Северный.
Так, рыбаки центральных регионов должны ограничиться пятью килограммами на человека в сутки. Однако, если одна выловленная особь превышает это значение, штраф налагать не будут. Лимит по массе касается не только свежей рыбы, но также добычи, которую увозят с места улова в вяленом или соленом виде.
Некоторых поблажек по нормам вылова могут ожидать жители тех областей, где рыболовство признано основным видом деятельности. В рамках одной зоны нормы могут быть различными.
Значение имеет не только суммарный вес всей добычи, но также масса и размер рыбы по сортам. Это продиктовано тем, чтобы дать рыбе возможность вырасти до своих средних размеров. Так, щуку меньше 35 см в длину придется отпустить. Для леща минимальный размер установлен в 32 см, для карпа – в 25 см.
Штучный лимит тоже будет иметь место. В качестве живца одному рыбаку можно использовать только 30 штук мелкой рыбешки. Эта же цифра фигурирует и в нормах отлова раков: на 1 охотника – 30 членистоногих.
Любительская рыбалка стала бесплатной, но с некоторыми ограничениями
Узнать подробно о запретной рыбалке можно из соответствующих законов. Например, из ФЗ-№166 (прим. «О рыболовстве…»). Согласно данному закону, рыбачить можно бесплатно и свободно, если вы занимаетесь этим на водных объектах, для которых не установлен спец/режим пользования. Но даже при этих условиях вас могут коснуться ограничения, утвержденные законом.
Основной список ограничений регулируется федеральным органом – Росрыболовством.
- Запрет на рыбалку в определенных районах и запрет на ловлю определенных видов рыбы.
- Определенный вес и размер добываемой рыбы.
- Число, тип, размер и конструкция устройств для рыбалки и методы ловли.
- Разрешенные/запрещенные периоды для рыбалки.
- Размеры, количество и типы судов для ловли.
- Объем улова на 1 частное лицо или 1 судно.
…И прочие ограничения.
Что касается разрешенных конкретных мест для рыбалки в России, они определяются каждым регионом самостоятельно.
Новый федеральный законодательный акт собирает в одном документе все правила росрыболовства для любителей рыбалки, которые уже внедрили другие законы России и региональные постановления. Основные цели документа:
- обеспечить свободный бесплатный доступ к водоемам общего пользования для каждого желающего половить рыбу не в промышленных целях;
- ввести дополнительные нормы контроля вылова (вес, количество, размер) и увеличить штрафы при их нарушении с целью возобновления водных ресурсов страны.
То есть каждый человек имеет право ловить рыбу бесплатно в любом месте, за исключением частных рыбхозяйств и охраняемых объектов, но должен придерживаться определенных правил. Новое в текущем ФЗ: все объекты частной собственности, что сооружены на водоемах общего пользования, должны быть упразднены до 2021г.
Закон о рыболовстве 2021 года устанавливает ориентировочную норму вылова на одного рыбака-любителя – 5 кг в сутки, но в разных российских регионах допустимый объем может отличаться, тем более это зависит от вида рыбы. Рассмотрим некоторые региональные особенности:
- Максимально допустимый вес:
- 10 кг – Астраханская, Волгоградская и Нижегородская обл., Алтайский Край;
- 100 кг сайка, мойва и зубатка, пикши, треска, сайда, сельдь, камбала в Баренцевом море (50 кг в Белом море) – Мурманск и Архангельск;
- 2 кг раков – Тюмень, Омск, Томск, Новосибирск.
- Количественные ограничения:
- судак: максимально 3 штуки в Нижегородской обл. и Алтайском крае, 5 шт. в Псковской обл., 2 шт. в бассейнах Азовского и Черного морей;
- щука: 3 шт. в Нижегородской обл.;
- сазан: 3 шт. в Нижегородской обл., в бассейне Азовского моря;
- карп: 5 шт. в Красноярском крае;
- таймень: 1 шт. в Приамурье;
- сом: 1 шт. в Калининградской обл., 2 шт. в бассейне Черного моря,
- угорь: 3 шт. Калининград;
- раки: 50 шт. в Краснодарской крае, 30 шт. бассейны Азовского и Черного моря;
- 50 шт. устриц на острове Сахалин.
- Полный запрет на вылов:
- породы, занесенные в Красную Книгу;
- Астраханская обл. – осетр, форель, таймень, хариус, стерлядь;
- Магаданская обл. – калуга, нерестовая корюшка, молодь лосося;
- Якутия – таймень, ленок, хариус в период 25.05-25.06.
Если рыбаку повезло и одна рыба весит больше допустимой нормы, то ее можно забрать целую, но остальной улов придется выпустить.
В объем вылова учитывается не только сырая рыба, что вывозится с места отдыха, а и приготовленная там же. Если рыбалка длилась несколько суток, то дневную норму надо умножить на количество дней, но не больше двух.
Закон о любительском рыболовстве 2021 полностью запрещать вылов рыбы с помощью сетей, даже жаберных. Кроме того регулируется торговля этим снаряжением, каждая сеть должна иметь индивидуальный номер и ФИО владельца. Сетями можно ловить только в установленное время в водоемах Севера Сибири и Дальнего Востока.
Любительская рыбалка в основном осуществляется с помощью удочки, тут также введены ограничения – до 5 штук на одного человека.
Запрещенные инструменты ловли рыбы:
- Сети.
- Взрывчатка.
- Электро-удочка.
- Химические средства.
- Ловушки.
- Пневматическое и огнестрельное оружие.
- Капканы.
- Колющие средства.
- Спиннинги с 10 и более крючками.
- Самоловки.
- Заграждения.
- Донный невод.
- Жмыхоловки.
- Электрошокер.
- Инструменты для глушения рыбы.
- Подводное оружия и другое оборудования.
- Метод спуска воды.
- Незарегистрированные плавсредства.
Нововведения в сфере подводной охоты направлены на сохранения крупных рыб, крабов, гребешков, морских ежей и других морепродуктов: нельзя преследовать и вылавливать рыбу под водой с помощью специального оборудования:
- акваланг;
- эхолот;
- подводное оружие;
- инструменты подводного поиска рыбы.
Кроме того запрещается заниматься подводной охотой в местах, предназначенных для отдыха (пляжах).
В каждом рыбохозяйственном бассейне установлены свои правила, например:
- в Ростовской области можно ловить рыбу на зимовальных ямах в период с 1 апреля по 14 ноября;
- Башкирия и Нижнекамское разрешает ловлю на водохранилищах с 25.04-05.06;
- в Ингушетии совсем нельзя рыбачить с 15.04-15.06;
- в Дагестане 01.12-31.07 – период запрета на ловлю раков.
На некоторых водоемах ограничения относятся только к определенным видам рыб, все остальное можно ловить.
В местах нереста ловля разрешается вне нерестового периода.
Штраф грозит тем, кто выловил и пытается вывести свыше установленной весовой или количественной нормы, запрещенные виды рыб или особи, что еще не достигли минимальной длины. Если вылов происходил в запрещенном месте, то размер наказания умножается на два.
Размер штрафных санкций за некоторые виды рыб (рублей за 1 штуку свыше нормы):
- Калуга – 269 250 ₽.
- Осетр – 138 024 – 160 456 ₽.
- Лосось – 13 675 ₽.
- Кета – 2009 ₽.
- Камбала – 3452 ₽.
- Горбуша – 961 ₽.
- Сельдь – 685 ₽.
- Лещ, тарань, вобла – 500 ₽.
- Зубатка – 274 ₽.
- Сом, карась, плотва, пресноводный окунь – 250 ₽.
- Другая пресноводная рыба – 100 ₽.
- Другая морская рыба – 55 ₽.
Ниже представлена полная таблица с размерами штрафов за незаконную рыбалку в разрезе видов рыб и других водных жителей.