Нормы списания гсм в 2021 году на лада 4х4 212140 2011года выпуска в РФ по видам транспорта

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нормы списания гсм в 2021 году на лада 4х4 212140 2011года выпуска в РФ по видам транспорта». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Чтобы установить лимиты на бензин по рекомендациям Минтранса, возьмите базовую норму из таблиц в пункте 7 Методических указаний (утв. распоряжением Минтранса № АМ-23-р). Проверьте, есть ли в пунктах 5 и 6 поправочные коэффициенты для вашего автомобиля. Затем рассчитайте норму по этой формуле:

Нормы расхода топлива 2021 Минтранс

Внимание, здесь могут быть две таблицы: до 2008 года и после

Срок действия и время оформления путевого листа зависит от продолжительности и количества рейсов. Мы собрали информацию в таблицу.

Время оформления Срок действия
Один или несколько рейсов в течение смены в пределах одного дня До начала первого рейса На один день
Рейс превышает продолжительность смены До начала рейса На срок, соответствующий длительности рейса
или
На срок, соответствующий количеству календарных дней, к которым относится смена (рабочий день), приходящаяся более чем на один календарный день

Если во время действия путевого листа транспортным средством посменно пользуется несколько водителей, то можно оформить несколько путевых листов для каждого водителя на один автомобиль.

Какие нормы нужно использовать при списании ГСМ

Теперь журнал можно вести на бумаге или в электронной форме на выбор. Если будете вести электронно, заверяйте внесённые в него сведения усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП). А также обязательно предусмотрите возможность печати журнала на бумаге.

Если ведёте бумажный журнал, учитывайте, что все его страницы должны быть пронумерованы и прошнурованы.

Чиновники выделили три основных понятия:

Базовая НЗТ

Это стандартное значение затрат ГСМ. Устанавливается в отдельности для каждой марки транспортных средств. Учитывает индивидуальные конструкции, массу в снаряженном состоянии, вид потребляемого ГСМ и прочие характеристики. Вид расхода применим для стандартных, типизированных ситуаций.

Транспортная НЗТ

Этот вид нормативного использования применяется уже с учетом характеристик транспортной работы агрегата. По сути это базовый стандарт, пересчитанный с учетом грузоподъемности, тяговой силы, номинальной загрузки груза или пассажиров. То есть стандарт с учетом рабочих характеристик авто.

Эксплуатационная НЗТ

Это реальный норматив затрат, который пересчитан с учетом поправочных коэффициентов. Это базовая и транспортная НЗТ, которые учитывают условия эксплуатации ТС (местность, климат, температурный режим и прочие особенности эксплуатации).

Каждый из нормативных значений пересчитывается по отношению к базовому с учетом поправочных коэффициентов. Подробная таблица норм расхода топлива на 2020 год раскрывает значения по маркам авто. Сокращения в таблице:

  • Б — бензин;
  • Д — дизтопливо;
  • СНГ — сжиженный нефтяной газ;
  • СПГ — сжатый природный газ.

Для легкового авто расчет норматива производится по специальной формуле:

Qн = 0,01 × Hs × S × (1 + 0,01 × D),

где:

  • Qн — это норматив затрат ГСМ, исчисленный в литрах;
  • Hs — базовый стандарт расхода топлива на пробег автомобиля в 100 км;
  • S — конкретный пробег автомобиля, исчисляется в км;
  • D — поправочный коэффициент, установленный к норме, отражается в %.

Базовый стандарт определяется в соответствии с рекомендациями таблицы норм списания ГСМ Минтранса. Например, отдельные значения предусмотрены:

  • для отечественного транспорта до 2014 года выпуска;
  • для зарубежных авто до 2008 года;
  • для зарубежных марок с 2008 по 2014 год.

Если фирма эксплуатирует автобусы в работе, то рассчитывать нормативы придется иначе. Для этого используйте такую формулу:

Qн = 0,01 × Hs × S × (1 + 0,01 × D) + Hот × T,

где:

  • Qн — стандарт затрат ГСМ, исчисленный в литрах;
  • Hs — транспортная НТ расхода, определенная на пробег автобуса в 100 км, исчисленная с учетом нормируемой по классу и назначению автобуса загрузки пассажиров;
  • S — фактический пробег автобуса, определенный в км по путевому листу;
  • Hот — норматив затраты ГСМ при эксплуатации штатных независимых отопителей, рассчитывается в л/ч;
  • T — фактическое время работы автобуса с включенным отопителем, ч;
  • D — поправочный коэффициент, определенный к норме, %.

Фактический пробег автобуса подтверждается путевым листом.

Стандартный пересчет нормативов не дает фактических показателей. Чиновники ввели специальный поправочный коэффициент к норме расхода топлива. Корректировочных значений сразу несколько. Их устанавливают в зависимости от многочисленных факторов эксплуатации транспорта. Коэффициенты как увеличивают нормативы, так и снижают.

Например, при работе в зимний период транспорт расходует больше топлива, чем в летние месяцы. В то же время при движении по открытой трассе авто расходует меньше топлива, чем, к примеру, при езде по городу или опасному дорожному участку.

II. Нормы расхода топлив для автомобилей

Оснований для применения повышающих коэффициентов для расчета нормы расходов топлива на автомобильном транспорте довольно много. Значения коэффициентов варьируются от 5% до 50%. А в сумме выдают и гораздо большие значения.

Основания для повышения норм расхода топлива:

  • работа в зимний период — 5-20%;
  • эксплуатация в горной местности — 5-20%;
  • дороги сложного плана и опасные участки дорог — 10-30%;
  • передвижение в городских зонах — 5-35%;
  • необходимость частых технологических остановок — 10%;
  • необходимость низкой скорость движения — 15-35% в среднем;
  • для обкатки нового авто — до 10%;
  • по длительности эксплуатации — 5-10%.

Это лишь ключевые факторы, которые повышают расход топлива. Исчерпывающий перечень приведен в Распоряжении Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р (ред. от 20.09.2018).

Внести изменения в Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», введенные в действие распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р, согласно приложению к настоящему распоряжению.

Заместитель Министра Н.А. Асаул

Если мы проанализируем формы ПЛ, содержащиеся в постановлении № 78, то увидим, что в них есть специальные графы, предназначенные для отражения оборота ГСМ. Здесь указывается, сколько горючего в баке, сколько выдано и сколько осталось. Путем несложных вычислений выясняется количество использованного горючего.

Если же обратиться к приказу Минтранса № 368, то среди обязательных реквизитов ПЛ в нем не встретится требование отражать движение горючего. При этом в документе должны быть приведены показания спидометра на начало и конец пути, что позволит определить количество пройденных транспортным средством километров.

Когда ПЛ разработан организацией самостоятельно и в нем нет информации об использовании ГСМ, а содержатся только данные о количестве километров, нормативный объем использованных ГСМ можно рассчитать, используя распоряжение Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р. В нем есть нормы расхода топлива для разных марок транспортных средств и формулы для расчета расхода.

Таким образом, на основании ПЛ производится расчет либо фактического, либо нормативного списания ГСМ. Рассчитанные таким образом данные используются для отражения в бухгалтерском учете.

Однако применение ПЛ для учета расхода ГСМ в некоторых случаях невозможно. Например, когда бензином заправляются бензопилы, мотоблоки и др. аналогичная спецтехника. В этих случаях применяется акт на списание ГСМ.

Для учета ГСМ на предприятии используется счет 10, отдельный субсчет (в плане счетов — 10-3). По дебету этого счета осуществляется приход ГСМ, по кредиту — списание.

Как происходит списание ГСМ? По описанным выше алгоритмам производится расчет использованного количества ГСМ (фактический или нормативный). Это количество умножается на стоимость единицы, и полученная сумма списывается проводкой: Дт 20, 23, 25, 26, 44 Кт 10-3.

Заполняем путевые листы в 2021 году: инструкция и образцы для бухгалтера

При понижении температуры ниже +5 °С применяется зимняя надбавка, продолжительность применения которой зависит от региона. Переход на зимние нормы расхода топлива в 2020 году осуществляется в зависимости от климатической зоны. От климата места эксплуатации зависят и зимние, и летние нормы расхода топлива — с какого месяца вводятся. В центральной части России зимняя надбавка составляет до 10% и вводится она на пять месяцев: с 1 ноября по 31 марта. В северных районах надбавка достигает 20% и применяется до 7 месяцев в году.

Субъект Российской Федерации или его часть

Количество месяцев и срок действия зимних надбавок

Предельная величина зимних надбавок, не более, %

Москва

5

01.11–31.03

10

Белгородская область

4

15.11–15.03

7

Брянская область

5

01.11–31.03

10

Владимирская область

5

01.11–31.03

10

Воронежская область

5

01.11–31.03

10

Ивановская область

5

01.11–31.03

10

Калужская область

5

01.11–31.03

10

Костромская область

5

01.11–31.03

10

Курская область

5

01.11–31.03

10

Липецкая область

5

01.11–31.03

10

Полный перечень уровней зимних коэффициентов по климатическим зонам и срокам их введения представлен в приложении 2 к методическим рекомендациям установления нормативов расходования ГСМ.

Для перехода на зимние коэффициенты рекомендуется издать приказ.

Кроме сезонных условий эксплуатации, распоряжение АМ-23-р устанавливает следующие причины увеличения базовых тарифов расходования ГСМ:

  • работа в горной местности (от 5 до 20%);
  • эксплуатация в населенных пунктах с большой численностью населения (от 5 до 35%);
  • движение с пониженной скоростью (например, при скорости ниже 20 км/ч — до 35%);
  • эксплуатация свыше 5 лет и пробег более 100 000 км (5%), свыше 8 лет и 150 000 км (10%);
  • использование кондиционера (до 10%).

Базовые нормативы могут понижаться. Например, при эксплуатации на равнинной местности за пределами населенных пунктов.

Базовая норма расхода топлива, установленная Минтрансом, не является обязательной. Налоговый кодекс не содержит требований о необходимости нормирования расходования ГСМ. Расходы на топливо для автотранспорта организация вправе списать в размере фактических затрат. Это правило действует и для ОСНО при расчете налога на прибыль, и для УСН.

Этой позиции на сегодняшний день придерживается и Минфин (письмо от 27.01.2014 № 03-03-06/1/2875). Контролирующие органы указывают, что затраты на ГСМ должны быть экономически оправданны и документально подтверждены, а каких-либо требований об их нормировании в НК РФ не установлено. Но налогоплательщик вправе установить объемы списания, опираясь на приказ Минтранса о нормах расхода топлива ГСМ на 2020 год (точнее, на методические рекомендации Минтранса, утвержденные распоряжением от 14.03.2008).

Достаточно длительное время контролирующие органы придерживались противоположной точки зрения. Еще в 2010 году в письме от 03.09.2010 № 03-03-06/2/57 Минфин указывал на обязанность налогоплательщика применять нормативы расходования топлива, установленные Минтрансом. Но затем под влиянием судебной практики точка зрения Минфином была изменена. И теперь для применения иных нормативов списания налогоплательщику необходимо документально обосновать правомерность списания ГСМ в том объеме, в котором они были фактически израсходованы.

Нормы расхода топлива по марке машины Минтранс 2019 последняя редакция для ТС, которые выполняют работы для ЖКХ, выделены нормами Управления жилищно-коммунальной сферы Госстроя России. Приказ Минтранса о нормах расхода топлива 2019 с изменениями опубликован на официальном сайте Министерства Транспорта РФ. Выдержки из этого нормативного документа основных автомобилей приведены в значимых таблицах на нашем сайте.

Модель, марка, модификация автомобиля

Базовая норма, л/100 км

Топлива

1

2

3

ГАЗ-2310 «Соболь» (З
M
З-40522-4
L
-2,464-145-5
M
)

14,7

Б

ГАЗ-2704 «Фермер» г/п (ГАЗ-560-4Ь-2,134-95-5М)

11,9

Д

ГАЗ-2943 «Фермер» (З
M
З-402-4
L
-2,445-100-4
M
)

16,7

Б

ГАЗ-3302 (З
M
З-405220-4
L
-2,464- 145-5
M
)

15,3

Б

ГАЗ-3302 «Газель» (З
M
З-4063.10-4
L
-2,3-110-5
M
)

15,5

Б

ГАЗ-3302, -33021 «Газель» (ЗМЗ-4025. 10-4
L
-2,445-90-5
M
)

16,5

Б

ГАЗ-3302, -330210 «Газель» (3
M
3-4026.10-4
L
-2,448-100-4
M
)

16,5

Б

ГАЗ-33021 (ЗМЗ-4025.10-4
L
-2,445-90-4
M
)

16,9

Б

ГАЗ-33021 (У
M
3-42150-4
L
-2,89-89-5
M
)

16,6

Б

ГАЗ-330210 «Газель» (З
M
З-4026.10-4
L
-2,448-100-5
M
)

16,0

Б

ГАЗ-33023-16 «Фермер» (З
M
З-4026.10-4
L
-2,445-100-5
M
)

15,7

Б

ГАЗ-33027 «Газель» (З
M
З-4026.10-4
L
-2,445-100-5
M
)

17,0

Б

ГАЗ-3307

24,5

Б

ГАЗ-33073 (ЗМЗ-511.10-8
V
-4,25-125-4
M
)

24,9

Б

ГАЗ-3309 (ГАЗ-5441.10-4
L
-4,15-116-5М)

17,0

Д

ГАЗ-33104 «Валдай» (Д-245.7Е2-4
L
-4,75-117-5М)

17,3

Д

ГАЗ-52, -52А, -52-01, -52-03, -52-04, -52-

05, -52-54, -52-74, -53Ф

22,0

Б

ГАЗ-52-07, -52-08, -52-09

30,0

СНГ

ГАЗ-52-27, -52-28

21

СПГ

ГАЗ-53, -53А, -53-12, -53-12-016, -53-12А,-53-50, -53-70

25,0

Б

ГАЗ-53-07, -53-19

37,0

СНГ

Модель, марка, модификация автомобиля

Базовая норма, л/100 км

Топлива


AviaA-20H,A-21K,-21N


11,0


Д



AviaA-30N,A-31L, -31N, -31
Р


13,0


Д


DAF 95.350 (6L-11,63-354-16M)

23,5

Д

Ford Transit 350 Single Cab 2.4D (4L-2,402- 1 16-5M)

10,2

Д


IFA W50L


20,0


Д


Iveco ML 75E (6L-5,861-143-5M)

21,4

Д


Magirus 232 D 19L


24,0


Д



Magirus 290 D 26L


34,0


Д


Mercedes-Benz 1843 Actros (6V-11,946-428-16M)

25,6

Mercedes-Benz 2540 L/NR Actros (6V-11,946-394-16M)

23,1

Mercedes-Benz 2640 L Actros (6V-11,946-394-16M)

23,8

Mercedes-Benz 813D (4L-2,299-79-5M)

14,1

Д

Scania R 114 LB 380 (6L-10,64-380-14M)

20,3

Д

Scania R 124 LB 420 (6L-11,72-420-14M)

21,3

Д


Tatra 111R


33,0


Д


Volvo F10 (6L-9,607-285-12M)

20,9

Д

Как правильно рассчитать нормы расхода топлива по приказу Минтранса

Документом, которым устанавливаются нормативы топливных расходов, является распоряжение от 14.03.2008 № АМ-23-р. Утверждает рекомендуемые нормы расхода топлива на 2021 год Минтранс РФ, последняя редакция методических рекомендаций была издана в сентябре 2018 г. Изменения были внесены распоряжением Минтранса РФ от 20.09.2018 № ИА-159-р.

Минтранс рекомендует объем израсходованного бензина считать следующим образом:

— расход топлива.

— базовая ставка расхода ГСМ (устанавливается в л/100 км).

S — пробег автомобиля.

Базовая норма расхода топлива, установленная Минтрансом, не является обязательной. Налоговый кодекс не содержит требований о необходимости нормирования расходования ГСМ. Расходы на топливо для автотранспорта организация вправе списать в размере фактических затрат. Это правило действует и для ОСНО при расчете налога на прибыль, и для УСН.

Этой позиции на сегодняшний день придерживается и Минфин (письмо от 27.01.2014 № 03-03-06/1/2875). Контролирующие органы указывают, что затраты на ГСМ должны быть экономически оправданны и документально подтверждены, а каких-либо требований об их нормировании в НК РФ не установлено. Но налогоплательщик вправе установить объемы списания, опираясь на приказ Минтранса о нормах расхода топлива ГСМ на 2021 год (точнее, на методические рекомендации Минтранса, утвержденные распоряжением от 14.03.2008).

Достаточно длительное время контролирующие органы придерживались противоположной точки зрения. Еще в 2010 году в письме от 03.09.2010 № 03-03-06/2/57 Минфин указывал на обязанность налогоплательщика применять нормативы расходования топлива, установленные Минтрансом. Но затем под влиянием судебной практики точка зрения Минфином была изменена. И теперь для применения иных нормативов списания налогоплательщику необходимо документально обосновать правомерность списания ГСМ в том объеме, в котором они были фактически израсходованы.

Минтранс РФ выпустил изменения по нормам расхода ГСМ. Предыдущими редакциями воспользоваться уже невозможно. Ниже представлен приказ Минтранса РФ в текущей редакции на 2021 год, в том числе представлена последняя таблица норм расхода топлива, благодаря чему вы сможете воспользоваться данными для определения нормы расхода ГСМ на 2021 год по любому автомобилю.

Министерство транспорта установило нормы списания топлива с учетом дорожно-транспортных ситуаций, факторов напрямую связанных с природно-климатическими условиями.

Чтобы учесть их применяются поправочные коэффициенты, способствующие увеличить или уменьшить количество потребляемых горюче-смазочных материалов. Например, в отдельных регионах расход топлива в зимнее время увеличивается в разы в зимнее время.

В качестве температурной границы зимнего периода применить устойчивое понижение среднесуточной температуры окружающего воздуха на -50С и ниже.

Как правило, норма списания ГСМ для отдельного сезона в регионах утверждается в индивидуальном порядке. На зимний период он устанавливается с 1 октября по 30 марта.

По рекомендациям Минтранса норму потребления ГСМ на зимний период необходимо увеличить базовую норму на 5-20 %, принимая за основные предпосылки климатические особенности региона.

Например, в городе Москва с 1 ноября по 31 марта норма расхода увеличивается на 10%, а в Мурманской области на 15%.

Путевой лист — первичный документ, в котором фиксируется пробег автомобиля. На основании этого документа можно определить расход бензина.

Организации, для которых использование транспортных средств является основным видом деятельности, должны применять форму ПЛ с реквизитами, которые указаны в разделе I приказа Минтранса от 11.09.2020 № 368.

Документ вступил в силу с 01.01.2021. Основные нововведения:

  1. Путевой лист обязателен при любой эксплуатации автомобиля вне зависимости от вида и нюансов перевозки.
  2. Введен новый реквизит «Сведения о перевозке».
  3. Обязательно нужно указывать марку прицепа.
  4. Ответственное лицо обязано указывать время выезда ТС на линию и время его возвращения.

Об остальных изменениях в путевом листе рассказали эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите в Обзорный материал, чтобы узнать все подробности нововведений.

Для организаций, которые используют автомобиль для производственных или управленческих нужд, возможна разработка ПЛ с учетом требований закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

Сомневаетесь в правильности оприходования или списания материальных ценностей? На нашем форуме можно получить ответ на любой вопрос, вызывающий у вас сомнения. Например, в этой ветке можно уточнить какая базовая норма расхода ГСМ, рекомендуемая Минтрансом.

С примером приказа об утверждении ПЛ можно ознакомиться здесь.

На практике организации часто используют ПЛ, которые были утверждены еще постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78. В этом постановлении есть формы ПЛ в зависимости от вида автомобиля (например, форма 3 — для легкового автомобиля, форма 4-П — для грузового).

Образец заполнения обновленного путевого листа см. здесь.

О заполнении путевых листов с учетом последних нововведений вы можете узнать в Готовом решении от КонсультантПлюс. Пробный доступ к правовой системе можно получить бесплатно.

и получить оперативный ответ по заполнению путевого листа вы можете в наших обсуждениях в группе «ВК».

При понижении температуры ниже +5 °С применяется зимняя надбавка, продолжительность применения которой зависит от региона. Переход на зимние нормы расхода топлива в 2021 году осуществляется в зависимости от климатической зоны. От климата места эксплуатации зависят и зимние, и летние нормы расхода топлива — с какого месяца вводятся. В центральной части России зимняя надбавка составляет до 10% и вводится она на пять месяцев: с 1 ноября по 31 марта. В северных районах надбавка достигает 20% и применяется до 7 месяцев в году.

Чиновники выделили три основных понятия:

Базовая НЗТ Это стандартное значение затрат ГСМ. Устанавливается в отдельности для каждой марки транспортных средств. Учитывает индивидуальные конструкции, массу в снаряженном состоянии, вид потребляемого ГСМ и прочие характеристики. Вид расхода применим для стандартных, типизированных ситуаций.
Транспортная НЗТ Этот вид нормативного использования применяется уже с учетом характеристик транспортной работы агрегата. По сути это базовый стандарт, пересчитанный с учетом грузоподъемности, тяговой силы, номинальной загрузки груза или пассажиров. То есть стандарт с учетом рабочих характеристик авто.
Эксплуатационная НЗТ Это реальный норматив затрат, который пересчитан с учетом поправочных коэффициентов. Это базовая и транспортная НЗТ, которые учитывают условия эксплуатации ТС (местность, климат, температурный режим и прочие особенности эксплуатации).

Каждый из нормативных значений пересчитывается по отношению к базовому с учетом поправочных коэффициентов. Подробная таблица норм расхода топлива на 2021 год раскрывает значения по маркам авто. Сокращения в таблице:

  • Б — бензин;
  • Д — дизтопливо;
  • СНГ — сжиженный нефтяной газ;
  • СПГ — сжатый природный газ.

Участвовать в обсуждениях могут только зарегистрированные пользователи.

Законные основания

Форма существует с того момента, как Госкомнефтепродукт СССР 15 августа 1985 года (№06/21-8-446) ее утвердил. Несмотря на множество редакций, суть бумаги остается прежней, она показывает свою актуальность, переиздается и остается значимой для многих организаций.

Выдача ГСМ производится строго при наличии путевых листов у водителя. Никакие расписки, справки или заявления не могут быть основанием для формирования документа. Для того чтобы убедиться в факте предъявления, бухгалтер (или любое другое назначенное материально ответственное лицо за ГСМ) расписывается в путевом листе, а водитель – в ведомости.

Проверяющие органы обычно интересуются, обоснованы ли расходы налогоплательщика. Кроме того, нужно доказать, что расходование горюче-смазочных материалов прямо или косвенно связано с получением дохода конкретной организацией.

Согласно п. 1 ст. 264 НК РФ траты, связанные с приобретением бензина, газа и других видов ГСМ, вполне возможно учитывать как в бухучете, так и в налоговом учете.

Топливо можно приобретать за наличный расчет и в безналичной форме. Если организация выбрала безналичную форму, то с поставщиком ГСМ заключается договор поставки, в соответствии с которым организация перечисляет денежные средства на расчетный счет поставщика, а взамен получает талоны или топливные карты, по которым водители осуществляют заправку автомобилей на автозаправочных станциях (АЗС).

Нормы расхода топлива: используем зимние коэффициенты

Для учета операций с применением топливных талонов имеет значение, какой вид талонов используется и в какой момент к организации переходит право собственности на ГСМ. В зависимости от условий договора поставки нефтепродуктов право собственности на получаемый бензин может переходить к организации либо в момент получения талонов, либо в момент заправки автомобиля на АЗС.

Если по договору с поставщиком право собственности на ГСМ переходит к организации в момент заправки топлива в бак автомобиля на АЗС, то талоны на ГСМ могут учитываться в составе денежных документов на счете 50.03 «Денежные документы».

В программе «1С:Бухгалтерия 8» (ред. 3.0) для учета на топливо в составе денежных документов используются документы:

  • Поступление денежных документов и Выдача денежных документов (раздел Банк и касса) – для регистрации получения талонов от поставщика и передачи их водителю;
  • Авансовый отчет (раздел Банк и касса) – для отражения приобретения ГСМ;
  • Требование-накладная (раздел Склад) – для списания приобретенного ГСМ в расходы.

Если по договору с поставщиком право собственности на ГСМ переходит к организации в момент передачи топливных талонов, то поставщик одновременно с талонами передает организации комплект документов на топливо (накладную, счет-фактуру). В договоре при этом необходимо прописать условие, что топливо находится на ответственном хранении у поставщика до момента предъявления топливного талона и заливки топлива в бак автомобиля. Получение и выдачу талонов на ГСМ следует регистрировать в специальном журнале – книге учета талонов.

В программе «1С:Бухгалтерия 8» (ред. 3.0) для учета ГСМ с переходом права собственности в момент получения талонов используются документы:

  • Поступление (акты, накладные) (раздел Покупки) – для регистрации приобретения топлива;
  • Перемещение товаров (раздел Склад) – для отражения фактической заправки топлива с АЗС в бак машины;
  • Требование-накладная (раздел Склад) – для списания топлива в расходы.

Топливная карта представляет собой микропроцессорную небанковскую пластиковую карту с ПИН-кодом и чипом, являющимся носителем информации:

  • об установленных лимитах, количестве и ассортименте нефтепродуктов и сопутствующих услуг;
  • и/или о количестве денежных средств, в пределах которых на АЗС можно получить нефтепродукты и сопутствующие услуги.

Чтобы приобретать топливо по картам, компания заключает договор с поставщиком топлива (это может быть процессинговый центр, который выступает в роли эмитента топливной карты и действует по договорам комиссии с собственниками топлива). В зависимости от условий договора топливная карта может передаваться организации и обслуживаться бесплатно или за определенную плату.

Организация может иметь в своем распоряжении несколько топливных карт. Топливные карты в организации закрепляются либо за водителем, либо за автомобилем. На каждую отдельную карту ни деньги, ни литры не зачисляются. Информация у поставщика хранится в целом по всей организации-покупателе, а топливная карта представляет собой техническое средство для получения топлива и услуг на АЗС отдельными водителями.

При получении топлива на АЗС водитель получает чек о произведенной заправке, который следует приложить к путевому листу. В оговоренный договором срок (в конце месяца или чаще) поставщик топлива представляет организации комплект документов за указанный период:

  • отчет о марке и количестве предоставленного топлива (реестр операций, осуществленных с использованием топливных карт);
  • финансовые документы (накладную и счет-фактуру).

В программе «1С:Бухгалтерия 8» (ред. 3.0) для отражения поступления топливных карт и ГСМ используются документы Поступление (акты, накладные). Передача карты оформляется документом Передача материалов в эксплуатацию (раздел Склад), а учет ГСМ в расходах – документом Требование-накладная.

Как видим, «традиционные» методики учета топлива достаточно трудоемкие. При этом в прежних версиях программы отсутствовала печатная форма путевого листа.

Существует также несколько вариантов учёта расходов по ГСМ. Если организация достаточно небольшая и документации немного, лицом, составляющим бланк акта списания, является либо главный бухгалтер, либо его подчинённый. В случае же с крупным предприятием создаётся специальная комиссия, которая, во-первых, сверяет расходы с установленными в компании нормами. Во-вторых, проводит тестовые «заезды» с водителями для проверки размеров ежедневного расхода топлива, масла и т.д. И, в третьих, собирает вместе все путевые листы и акты списания ГСМ для составления отчёта за период (обычно месяц).

Помимо путевых листов, подходящей основой для заполнения могут считаться:

  • для спецтехники – специализированные маршрутные листы;
  • для спецтехники – рапорты о работе;
  • документы системы контроля пробега и т.д.

Госкомстат России 28 ноября 1997 года принял постановление №78. В нем перечисляются все формы первичной учетной документации, которые могут требовать составления ведомости учета ГСМ. Если учреждение не является автотранспортным предприятием, то четко выполнять все требования унифицированных форм в этом отношении оно не обязано. Но при проверках контролирующими органами будет удобнее пользоваться именно этими формами.

Важно! Храниться эти бумаги должны не менее 5 лет. Если же работник выполнял свои обязанности во вредных, опасных или тяжелых условиях, то согласно Приказу Минкультуры №558 от 25 августа 2010 года путевые листы сохраняются 75 лет.

На машинах ВАЗ-21213 изначально применялся карбюраторный мотор с одноименным индексом, развивавший 82 л. с. при частоте вращения вала 5100 об/мин.

Заявленный заводом-изготовителем расход бензина в плотном городском потоке не превышает 11,5 л на 100 км пробега, а на шоссе автомобиль укладывается в 8,3 л (за счет использования коробки с дополнительной повышающей передачей).

Согласно документации предприятия АвтоВАЗ, в смешанном режиме машина сжигает 10,5 л, запас хода без дозаправки не превышает 440 км.

Нормы расхода топлива на 2021 год Минтранс РФ. Последняя редакция

Модель отличается использованием мотора объемом 1,7 л и мощностью 83 л. с., оснащенного впрыском топлива (центральным, а позднее распределенным).

Двигатели ранних серий удовлетворяют нормам Евро-0. Затем завод последовательно довел экологический класс до соответствия Евро-5. Силовой агрегат продолжает использоваться на машинах Lada 4х4 и 4х4 Urban.

Расход бензина на трассе и в городе установлен на уровне 12,1 и 8,3 л соответственно, в усредненном цикле эксплуатации двигатель сжигает 9,9 л горючего.

На Ниве с новым типом кузова в серийном процессе устанавливается мотор ВАЗ-2123, развивающий 80 л. с. и имеющий объем цилиндров 1690 см³. За счет улучшенной аэродинамики расход на шоссе снижен до 8,5 л при равномерном передвижении со скоростью до 90 км/ч.

В городе затраты бензина увеличиваются до 13,4 л (без использования кондиционера и при плавных нажатиях на педаль газа), а в комбинированном цикле автомобиль укладывается в 10,2 л на 100 км.

В 2006-2008-е гг. выпускалась модель Chevrolet Niva FAM-1 со 125-сильным мотором Opel Ecotec Z18XE объемом 1796 см³ и улучшенным оснащением.

Повышенные характеристики силового агрегата позволили снизить расход на шоссе до 8,2 л, а в городе машина сжигала 12,7 л (при использовании кондиционера затраты горючего возрастали на 0,5 л). В комбинированном режиме автомобилю требовалось 10 л бензина сорта А-95.

Использование системы впрыска позволяет непрерывно корректировать состав смеси, снижая токсичность выхлопа и расход топлива. При загородной эксплуатации машин затраты горючего составляют до 8,5 л, в плотном потоке внутри населенного пункта двигатели сжигают до 14 л, соответствуя карбюраторным собратьям.

При движении по заболоченной местности или рыхлому грунту автомобилям требуется от 12 до 20 л горючего (экономичность в условиях бездорожья заводом не регламентируется).

Расход бензина при использовании карбюратора зависит от регулировок и технического состояния узла. Повреждение или засор жиклеров приводит к неравномерному смесеобразованию и росту затрат горючего.

По отзывам владельцев, минимальный расход на трассе составляет 9 л (при обеднении смеси с одновременным снижением мощности силового агрегата).

В городских условиях моторы сжигают от 12 до 14 л (зимой параметр возрастает из-за длительного прогрева), а на бездорожье затраты горючего доходят до 20 л и зависят от дорожных условий и мастерства водителя.

Оценить реальный расход топлива на автомобилях Нива невозможно, поскольку владельцы эксплуатируют машины в разных условиях и производят доработку ходовой части и кузова.

При покупке новой машины затраты горючего отличаются от нормативных показателей в большую сторону на 10-15% из-за повышенной силы трения.

После притирки деталей автомобили соответствуют заводским замерам только при условии спокойного движения по дорогам с твердым покрытием с использованием штатных покрышек.

Завод официально не устанавливал газобаллонное оборудование на автомобили Нива, доработка производится владельцами. Следует учитывать, что монтаж системы подачи пропан-бутановой смеси требует внесения отметок в документы.

При отсутствии разрешения на водителя налагается штраф либо оформляется запрет на дальнейшую эксплуатацию машины. Баллон для топлива устанавливают в багажном отделении, снижая его и без того небольшой объем. Владельцы вынуждены перевозить груз на внешнем багажнике, что приводит к росту потребления горючего из-за растущего сопротивления.

Расход газа зависит от режима эксплуатации и доработок, внесенных в конструкцию автомобиля. По отзывам водителей, затраты сжиженного газа при шоссейном режиме движения составляют 12-13 л на 100 км пути, а в городе параметр доходит до 15-16 л.

Некоторые владельцы устанавливают оборудование для подачи сжатого метана (запас газа в 2 баллонах составляет 16 м³). Машина может проехать по трассе до 200 км, в городе газ заканчивается через 160-170 км (расход в смешанном режиме составляет около 9 м³).

Для работы транспортного средства необходимо топливо. Каждая категория авто требует разных объемов ГСМ. Минтранс разработал специальный стандарт — это норма расхода топлива по маркам автомобилей. Норматив позволяет определить, сколько горюче-смазочных материалов требуется конкретной марке транспорта для обеспечения технологического процесса. Стандарты разработаны только в отношении рабочего процесса транспортных средств. Например, применять значения для расчета списания ГСМ при ремонте, настройке или испытании недопустимо. Для технологических целей следует установить дополнительные нормы затрат топлива (НЗТ).

Минтранс ввел нормативы отдельным Распоряжением от 14.03.2008 № АМ-23-р (ред. от 20.09.2018). Документ устанавливает сразу несколько категорий стандартов по расходу топлива и ГСМ:

  1. Базовый норматив затрат бензина в литрах на 100 км в снаряженном состоянии.
  2. Транспортный стандарт в литрах на 100 км в эксплуатации (при проведении транспортной работы), в том числе:
      стандарт затрат для автобуса с учетом снаряженной массы и номинальной загрузки пассажиров;
  3. норматив потребления для самосвалов с учетом снаряжения и номинальной загрузки ТС.
  4. Транспортный норматив грузового авто в литрах на 100 тоннокилометров, определенный при проведении транспортных работ.

Нормативы устанавливаются в литрах, например, для бензина или дизельного топлива. Либо стандарты закрепляют в метрах кубических, если, к примеру, транспорт потребляет газ.

Бухгалтеры, которые отвечают за учет горюче-смазочных материалов (ГСМ), сталкиваются со множеством проблем. Как рассчитать нормативы, для чего их применять, как отразить бензин, который находился в баке купленного автомобиля? Ответы на эти и другие злободневные вопросы вы найдете в статье.

Начнем с новации. Методические рекомендации по нормам расхода топлива и смазочных материалов для ряда марок автомобилей, выпущенных с 2008 года, в очередной раз обновлены (распоряжение Минтранса от 06.04.2018 № НА-51-р). Примечательно, что документ действует с 4 апреля, однако в правовых базах появился совсем недавно. С «рекомендательными» документами такое случается.

Задаваться философским вопросом типа «а для чего вообще нужны какие-то там нормы расхода и списания ГСМ?» мы не будем – нужны, и точка. Главное – не запутаться с применением этих норм. Следует обратить внимание, что назначение нормативов в бухгалтерском и налоговом учете не совпадает.

Бухучет приобретенных ГСМ зависит от способа их приобретения.

Норма расхода топлива по маркам автомобилей 2021

Издавая приказ об утверждении нормы ГСМ, организация ориентируется на рекомендуемый распоряжением Министерства транспорта РФ от 14.03.2008 № АМ-23-Р объем расхода топлива. В нем отражено нормирование горюче-смазочных материалов по видам автомобиля и порядок пересчета при особых условиях эксплуатации автомобиля.

Если автотранспортное средство не указано в распоряжении АМ-23-Р, ориентироваться следует на техническую документацию производителя.

В письме от 26.09.2019 № 03-03-07/74189 Минфин подтвердил, что организация вправе издать приказ о списании ГСМ по фактическому расходу. Но требует документального подтверждения и экономического обоснования размера затрат и подтверждения того, что они понесены при осуществлении деятельности, направленной на получение дохода.

Чиновники выделили три основных понятия:

Базовая НЗТ Это стандартное значение затрат ГСМ. Устанавливается в отдельности для каждой марки транспортных средств. Учитывает индивидуальные конструкции, массу в снаряженном состоянии, вид потребляемого ГСМ и прочие характеристики. Вид расхода применим для стандартных, типизированных ситуаций.
Транспортная НЗТ Этот вид нормативного использования применяется уже с учетом характеристик транспортной работы агрегата. По сути это базовый стандарт, пересчитанный с учетом грузоподъемности, тяговой силы, номинальной загрузки груза или пассажиров. То есть стандарт с учетом рабочих характеристик авто.
Эксплуатационная НЗТ Это реальный норматив затрат, который пересчитан с учетом поправочных коэффициентов. Это базовая и транспортная НЗТ, которые учитывают условия эксплуатации ТС (местность, климат, температурный режим и прочие особенности эксплуатации).

Каждый из нормативных значений пересчитывается по отношению к базовому с учетом поправочных коэффициентов. Подробная таблица норм расхода топлива на 2021 год раскрывает значения по маркам авто. Сокращения в таблице:

  • Б — бензин;
  • Д — дизтопливо;
  • СНГ — сжиженный нефтяной газ;
  • СПГ — сжатый природный газ.

Легковые автомобили зарубежные Автобусы отечественные

Расчет для легковых автомобилей

Для легкового авто расчет норматива производится по специальной формуле:

Qн = 0,01 × Hs × S × (1 + 0,01 × D),

где:

  • Qн — это норматив затрат ГСМ, исчисленный в литрах;
  • Hs — базовый стандарт расхода топлива на пробег автомобиля в 100 км;
  • S — конкретный пробег автомобиля, исчисляется в км;
  • D — поправочный коэффициент, установленный к норме, отражается в %.

Базовый стандарт определяется в соответствии с рекомендациями таблицы норм списания ГСМ Минтранса. Например, отдельные значения предусмотрены:

  • для отечественного транспорта до 2014 года выпуска;
  • для зарубежных авто до 2008 года;
  • для зарубежных марок с 2008 по 2014 год.

ВАЖНО!

Учет пробега для исчисления нормативных значений ведется исключительно по путевым листам. Это специальный первичный документ, обязательный для заполнения организациями, эксплуатирующими транспорт. О форме и правилах заполнения читайте в статье «Инструкция: заполняем путевой лист легкового автомобиля».

Бухгалтерский учет купленных горюче-смазочных материалов будет зависеть от того, каким способом их приобретали:

Операция ДЕБЕТ КРЕДИТ
Покупка ГСМ по топливным картам и талонам
Отражение денежных средства, перечисленных за карты/талоны, в качестве выданного аванса 60, субсчет «авансы выданные» 51
Принятие к вычету НДС с выданного аванса 68, субсчет «расчеты по НДС» 76
Принятие к учету горюче-смазочных материалов, отпущенных по талом или картам (на основании отчета компании-эмитента талонов или карта, либо корешков талонов от водителей). 10 60
Отражение НДС по ГСМ 19 60
Принятие к вычету НДС по ГСМ 68, субсчет «расчеты по НДС» 19
Восстановление НДС, принятого к вычету с перечисленного аванса 76 68, субсчет «расчеты по НДС»
Покупка ГСМ за наличные
Выдача денег под отчет на покупку ГСМ 71 50
Оприходование ГСМ на основании авансового отчета от водителя 10 71
Отражение НДС по приобретенным ГСМ 19 71
Принятие к вычету «входного» НДС по ГСМ 68, субсчет «расчеты по НДС» 19

Стоимость израсходованных за месяц горюче-смазочных материалов рассчитывается по путевым листам или отчетам систем контроля пробега и расхода ГСМ. Списание производится на затраты на последнее число месяца:

Операция ДЕБЕТ КРЕДИТ
Включение стоимости ГСМ в затраты (только при наличии счета-фактуры продавца) 20 (26, 44) 10

При покупке авто в баке обычно остается определенное количество бензина. Если объем бензина указан в договоре купли-продажи, ГСМ можно оприходовать, если нет – имеются варианты:

  • когда бензина в баке совсем мало, его не учитывают, и бухгалтер отмечает поступление и списание бензина с момента первой заправки;
  • если бак почти полностью заполнен, необходимо узнать объем топлива и оформить безвозмездное получение (это будут облагаемые налогом доходы, стоимость ГСМ проводится по ДЕБЕТУ 10 КРЕДИТУ 98, при списании делают проводки по ДЕБЕТУ счета 20 (26, 44) и КРЕДИТУ 10, а также по ДЕБЕТУ 98 КРЕДИТУ 91) либо выявить излишки (они включаются в доходы и проводятся по ДЕБЕТУ 10 КРЕДИТУ 91, в налоговом учете формируются доходы).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *