Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обеспечение прав ребенка в образовательном процессе». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Обеспечение прав ребенка в образовательном процессе
Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.
Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.
Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.
Во исполнение пункта 22 Плана мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 г. N 729-р ГБОУ ВПО города Москвы «Московский городской психолого-педагогический университет» разработаны методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей.
Минобрнауки России направляет для использования в работе методические рекомендации.
Приложение на 48 л. в 1 экз.
В.Ш. Каганов |
Структура дополнительной общеобразовательной программы включает: 1) комплекс основных характеристик программы и 2) комплекс организационно-педагогических условий, включая формы аттестации.
При оформлении текста адаптированной дополнительной общеобразовательной программы, соответствующей новому законодательству, необходимо описать следующие структурные элементы:
Титульный лист программы (лат. titulus — надпись, заглавие) — первая страница, предваряющая текст программы и служащая источником библиографической информации, необходимой для идентификации документа (наименование образовательной организации, гриф утверждения программы (с указанием ФИО руководителя, даты и номера приказа), название программы, адресат программы, срок ее реализации, ФИО, должность разработчика(ов) программы, город и год ее разработки).
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной программы:
1.1. Пояснительная записка (общая характеристика программы):
— направленность (профиль) программы — техническая, естественно-научная, физкультурно-спортивная, художественная, туристско-краеведческая, социально-педагогическая (п. 9 Порядка ДОП);
— актуальность программы — своевременность, современность предлагаемой программы;
— отличительные особенности программы — характерные свойства, отличающие программу от других, остальных; отличительные черты, основные идеи, которые придают программе своеобразие;
— адресат программы — примерный портрет учащегося, для которого будет актуальным обучение по данной программе;
— объем программы — общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы;
— формы обучения (очная, очно-заочная, заочная);
— методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия (табл. 1):
Таблица 1
Словесные | Наглядные | Практические |
---|---|---|
устное изложение | показ видеоматериалов, иллюстраций | тренинг |
беседа, объяснение | показ педагогом приемов исполнения | вокальные упражнения |
анализ текста | наблюдение | тренировочные упражнения |
анализ структуры музыкального произведения и др. | работа по образцу и др. | лабораторные работы и др. |
Адаптация программ для детей с ограниченными возможностями здоровья требует часто больше времени для освоения учебного материала. Поэтому сложность и объем учебного материала должен быть уменьшен и облегчен. Дети от достаточно простых задач постепенно переходят к более сложным, систематически повторяя и закрепляя учебный материал, приобретенные навыки и умения. Степень освоения предложенной ребенку с ОВЗ образовательной программы зависит от его индивидуальных особенностей и требует решения таких коррекционных задач как диагностика проблемы, разработка плана решения проблемы, решение проблемы.
Организационно-управленческой формой коррекционного сопровождения образовательной деятельности является психолого-педагогический консилиум. В условиях организации программ дополнительного образования в школе, где создан ППконсилиум, его деятельность распространяется и на рекомендации по адаптации программ дополнительного образования для детей с ОВЗ. В организациях, реализующих только программы дополнительного образования, при наличии детей с ОВЗ, создание собственного ППк или договор о взаимодействии с ПМПк ППМС-центра является необходимой мерой для создания условий доступного образования для детей с ОВЗ.
Адаптация дополнительной общеобразовательной программы включает:
1. Своевременное выявление трудностей у детей с ОВЗ.
2. Определение особенностей организации образовательной деятельности в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности.
3. Создание условий, способствующих освоению детьми с ОВЗ дополнительной общеобразовательной программы:
— обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения образования и специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии и/или психолого-педагогического консилиума;
— составление педагогами индивидуальных планов занятий с учетом особенностей каждого ребенка;
— обеспечение психолого-педагогических условий (учет индивидуальных особенностей ребенка; коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательной деятельности, повышения его эффективности, доступности);
— обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);
— разработка и реализация индивидуальных и групповых занятий для детей с ОВЗ.
4. Реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ОВЗ (обеспечение участия всех детей с ОВЗ, независимо от степени выраженности нарушений развития, вместе с нормально развивающимися детьми в воспитательных, культурно-развлекательных мероприятиях, конкурсах, выступлениях, концертах, фестивалях и т.п.);
5. Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ОВЗ по вопросам развития и обучения ребенка, вопросам правового обеспечения и иным.
Образовательная деятельность учащихся с ограниченными возможностями здоровья по дополнительным общеобразовательным программам должна осуществляться на основе дополнительных общеобразовательных программ, при необходимости адаптированных для обучения указанных учащихся, с привлечением специалистов в области коррекционной педагогики, а также педагогическими работниками, прошедшими соответствующую переподготовку. Ниже представлен обзор специальных условий для реализации данных образовательных программ. Опишем специальные условия получения образования детьми с ОВЗ разных категорий.
Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата представлены следующими категориями:
— дети с церебральным параличом (ДЦП);
— с последствиями полиомиелита в восстановительной или резидуальной стадии;
— с миопатией;
— с врожденными и приобретенными недоразвитиями и деформациями опорно-двигательного аппарата.
По степени тяжести нарушений двигательных функций и по сформированности двигательных навыков дети разделяются на три группы.
В первую группу входят дети с тяжелыми нарушениями. У некоторых из них не сформированы ходьба, захват и удержание предметов, навыки самообслуживания; другие с трудом передвигаются с помощью ортопедических приспособлений, навыки самообслуживания у них сформированы частично.
Во вторую группу входят дети, имеющие среднюю степень выраженности двигательных нарушений. Большая часть этих детей может самостоятельно передвигаться, хотя и на ограниченное расстояние. Они владеют навыками самообслуживания, которые недостаточно автоматизированы.
Третью группу составляют дети, имеющие легкие двигательные нарушения, — они передвигаются самостоятельно, владеют навыками самообслуживания, однако некоторые движения выполняют неправильно. Помимо двигательных расстройств, у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата могут отмечаться недостатки интеллектуального развития — задержка психического развития; или умственная отсталость разной степени выраженности. Самую многочисленную группу среди детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата составляют дети с детским церебральным параличом (ДЦП).
При ДЦП, как правило, сочетаются двигательные расстройства, речевые нарушения и задержка формирования отдельных психических функций. Двигательные нарушения при ДЦП выражаются в поражении верхних и нижних конечностей (нарушение мышечного тонуса, патологические рефлексы, наличие насильственных движений, нарушение равновесия и координации, недостатки мелкой моторики). Из-за трудностей передвижения у детей нарушается формирование пространственных представлений, проявляющихся в трудностях при рисовании, письме, в понимании и использовании предлогов над, под, из-под, приставок подъехал, въехал, выехал, наречий ближе, дальше; формирования схемы тела. У детей с ДЦП часто выявляется:
— задержка формирования школьных навыков;
— сочетание интеллектуальной недостаточности с личностной и эмоциональной незрелостью;
— задержанное формирование понятийного, обобщенного мышления из-за речевой недостаточности и бедности практического опыта;
— малый объем знаний и представлений об окружающем мире.
Их внимание характеризуется неустойчивостью, повышенной отвлекаемостью, недостаточной концентрированностью на объекте. Недостатки памяти ведут к медленному накоплению знаний и умений по учебным дисциплинам. У большинства учащихся отмечаются нарушения умственной работоспособности. Нарушение умственной работоспособности является главным препятствием продуктивного обучения. Отмеченные нарушения психической деятельности затрудняют усвоение этими детьми программного материала, овладение трудовыми умениями и навыками.
Особенности учебной деятельности учащихся с двигательными нарушениями в значительной степени также определяются различными нарушениями речи. Характерными проявлениями речевых расстройств являются разнообразные нарушения звукопроизносительной стороны речи. Другой особенностью устной речи таких детей является своеобразие развития лексико-грамматической стороны речи. Их словарный запас ограничен в устной речи дети пользуются в основном короткими, шаблонными, стереотипными фразами, а иногда предпочитают общаться отдельными словами.
Все вышеназванные особенности развития и трудности обучения необходимо учитывать при материально-техническом обеспечении образовательной деятельности.
Все помещения образовательной деятельности, включая санузлы, должны обеспечивать ребенку с нарушениями ОДА беспрепятственное передвижение (наличие пандусов, лифтов, подъемников, поручней, широких дверных проемов). Ребенок с НОДА (особенно с ДЦП) требует от специалиста системы дополнительного образования больше внимания, в случае выраженных двигательных нарушений, чем нормально развивающийся, поэтому наполняемость класса (группы), должна быть меньше. В случае необходимости (выраженные двигательные расстройства, тяжелое поражение рук, препятствующее формированию графомоторных навыков) рабочее место обучающегося с НОДА должно быть специально организовано. Необходимо предусмотреть наличие персональных компьютеров, технических приспособлений (специальная клавиатура, различного вида контакторы, заменяющие мышь (джойстики, трекболы, сенсорные планшеты)). В этом случае сопровождать работу ребенка во время урока должен специалист, педагог.
При реализации программ дополнительного образования используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное взаимодействие. Программы дополнительного образования для данной категории реализуются образовательной организацией как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации.
Такие организации совместно разрабатывают и утверждают программы дополнительного образования, а также определяют вид, уровень и (или) направленность программы дополнительного образования (часть образовательной программы определенного уровня, вида и направленности).
К категории детей с нарушением слуха относятся дети, у которых наблюдается стойкая потеря слуха, при которой невозможно или затруднено самостоятельное овладение речью. Глухие обучающиеся — это неоднородная группа школьников, которые различаются по степени, характеру и времени снижения слуха, а также по уровню общего и речевого развития, наличия или отсутствия сочетанных нарушений.
Диапазон различий в развитии глухих детей чрезвычайно велик — от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжёлым поражением центральной нервной системы.
Ранняя глухота резко ограничивает возможность ребенка к овладению речью. Трудности восприятия и речи окружающих приводят к вторичным нарушениям, таким, как нарушения развития собственной речи, нарушение мышления, памяти и эмоционально-волевой сферы.
Нередко у детей с нарушением слуха установка на запоминание текста доминирует над стремлением его понять. Дети с нарушениями слуха легче овладевают словами, обозначающими конкретные предметы, несколько труднее — обозначающими действия, качества, признаки, еще труднее со словами с абстрактным и переносным смыслом.
В центре учебного процесса — обучаемый; в основе учебной деятельности — сотрудничество; учащиеся играют активную роль в обучении.
Задача преподавателя — организовать самостоятельную познавательную деятельность учащегося, используя индивидуальный подход, научить его самостоятельно добывать знания при изучении предметов и применять их на практике.
Особенности материально-технического обеспечения программ дополнительного образования для слабослышащих, позднооглохших и глухих детей
Под особой организацией образовательного пространства понимается создание комфортных условий для слухозрительного и слухового восприятия устной речи слабослышащих, позднооглохших и глухих детей. Среди них: расположение обучающегося в помещении, продуманность освещенности лица говорящего и фона за ним, использование современной электроакустической, в том числе звукоусиливающей аппаратуры, а также аппаратуры, позволяющей лучше видеть происходящее на расстоянии (проецирование на большой экран), регулирование уровня шума в помещениях и другие. Обязательный учет данных условий требует специальной организации образовательного пространства при проведении любого рода мероприятий во всех учебных и внеучебных помещениях (включая коридоры, холлы, залы и др.), а также при проведении выездных мероприятий.
Важным условием организации пространства для программ дополнительного образования для слабослышащих и позднооглохших детей является наличие текстовой информации, представленной в виде печатных таблиц на стендах или электронных носителях, предупреждающей об опасностях, изменениях в режиме обучения и обозначающей названия приборов, кабинетов и мастерских, облегчающих самостоятельную ориентировку в пространстве образовательной организации. В помещениях для занятий необходимо предусмотреть специальные места для хранения FM-систем, слуховых аппаратов, зарядных устройств, батареек.
Организация рабочего места слабослышащего, позднооглохшего и глухого ребенка.
Рабочее место ребенка — участника программы дополнительного образования с нарушением слуха должна занимать такое положение, чтобы сидящий за ней ребенок мог видеть лицо специалиста, педагога и большинства сверстников. Рабочее место ребенка должно быть хорошо освещено. На нем должно быть предусмотрено размещение специальной конструкции, планшетной доски, используемой в ситуациях предъявления незнакомых слов, терминов, необходимости дополнительной индивидуальной помощи со стороны специалиста, педагога.
При наличии у данной категории детей других индивидуальных особенностей здоровья рабочее место дополнительно комплектуется в соответствии с ними.
В то же время, обязательным условием является обеспечение глухого ребенка индивидуальной современной электроакустической и звукоусиливающей аппаратурой.
Бинауральное (двустороннее) слухопротезирование современными цифровыми слуховыми аппаратами, при отсутствии медицинских противопоказаний, и/или двусторонняя имплантация позволяют повысить эффективность восприятия звучащей речи и неречевых звучаний, а также локализовать звук в пространстве, в том числе быстро находить говорящего. Целесообразно оснащение деятельности по программам дополнительного образования дополнительными техническими средствами, обеспечивающими оптимальные условия для восприятия устной речи при повышенном уровне шума. Среди них коммуникационные системы (системы РМ-радио), программно-аппаратные комплексы, видео- и аудиосистемы, технические средства для формирования произносительной стороны устной речи, в том числе позволяющие ребенку осуществлять визуальный контроль за характеристиками собственной речи.
К необходимым техническим средствам относятся также специализированные компьютерные инструменты, ориентированные на удовлетворение особых образовательных потребностей слабослышащих, позднооглохших и глухих детей.
- Изобразительное искусство
- Музыка
- Информатика
- Математика
- Геометрия
- Алгебра и начала математического анализа
- Алгебра
- Испанский язык
- Английский язык
- Немецкий язык
- Французский язык
- Основы безопасности жизнедеятельности
- Физическая культура
- Русский язык
- Литература
- Литературное чтение
Несовершеннолетние. Образование. — Прокуратура Калининградской области
- История
- География
- Обществознание
- Экология
- Россия в мире
- Право
- Окружающий мир
- Экономика
1. Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование (далее — отношения в сфере образования).
2. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.
1. Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах:
1) признание приоритетности образования;
2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;
3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;
4) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;
5) создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе;
6) светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
7) свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;
8) обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;
9) автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;
10) демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями;
11) недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования;
12) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.
2. Правительство Российской Федерации ежегодно в рамках обеспечения проведения единой государственной политики в сфере образования представляет Федеральному Собранию Российской Федерации доклад о реализации государственной политики в сфере образования и опубликовывает его на официальном сайте Правительства Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет»).
1. Отношения в сфере образования регулируются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов публичной власти федеральной территории «Сириус», содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования (далее — законодательство об образовании). (в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 351-ФЗ)
2. Целями правового регулирования отношений в сфере образования являются установление государственных гарантий, механизмов реализации прав и свобод человека в сфере образования, создание условий развития системы образования, защита прав и интересов участников отношений в сфере образования.
3. Основными задачами правового регулирования отношений в сфере образования являются:
1) обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование;
2) создание правовых, экономических и финансовых условий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации;
3) создание правовых гарантий для согласования интересов участников отношений в сфере образования;
4) определение правового положения участников отношений в сфере образования;
5) создание условий для получения образования в Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства;
6) разграничение полномочий в сфере образования между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
4. Нормы, регулирующие отношения в сфере образования и содержащиеся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, должны соответствовать настоящему Федеральному закону и не могут ограничивать права или снижать уровень предоставления гарантий по сравнению с гарантиями, установленными настоящим Федеральным законом.
5. В случае несоответствия норм, регулирующих отношения в сфере образования и содержащихся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, нормам настоящего Федерального закона применяются нормы настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
6. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.
6.1. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (в ред. Федерального закона от 08.12.2020 N 429-ФЗ)
7. Действие законодательства об образовании распространяется на все организации, осуществляющие образовательную деятельность на территории Российской Федерации.
Основные документы о правах ребенка
1. К полномочиям Российской Федерации в сфере образования, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации (далее также — переданные полномочия), относятся следующие полномочия: (в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)
1) федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность, зарегистрированных по месту нахождения (индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных по месту жительства) на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона; (в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)
2) государственный контроль (надзор) за реализацией органами местного самоуправления полномочий в сфере образования; (в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)
3) лицензирование образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, зарегистрированных по месту нахождения (индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных по месту жительства) на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона; (в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)
4) государственная аккредитация образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, зарегистрированных по месту нахождения (индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных по месту жительства) на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением организаций, указанных в пункте 8 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона; (в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)
5) подтверждение документов об образовании и (или) о квалификации. (в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)
2. Финансовое обеспечение осуществления переданных полномочий, за исключением полномочий, указанных в части 10 настоящей статьи, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета, а также в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации на указанные цели не менее чем в размере планируемых поступлений в бюджет субъекта Российской Федерации от уплаты государственной пошлины, связанной с осуществлением переданных полномочий и зачисляемой в бюджет субъекта Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
3. Общий размер субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий определяется на основании методики, утвержденной Правительством Российской Федерации, исходя из:
1) количества муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов на территории субъекта Российской Федерации, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя; (в ред. Федеральных законов от 05.05.2014 N 84-ФЗ, от 30.04.2021 N 114-ФЗ)
2) количества организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и их филиалов, в отношении которых полномочия по государственному контролю (надзору) в сфере образования, лицензированию образовательной деятельности и государственной аккредитации образовательной деятельности переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
4. Средства на осуществление переданных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
1. Система образования включает в себя:
1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;
2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;
4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;
5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.
2. Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).
3. Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования.
4. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:
1) дошкольное образование;
2) начальное общее образование;
3) основное общее образование;
4) среднее общее образование.
5. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:
1) среднее профессиональное образование;
2) высшее образование — бакалавриат;
3) высшее образование — специалитет, магистратура;
4) высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.
6. Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.
7. Система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.
1. В Российской Федерации гарантируется получение образования на государственном языке Российской Федерации, а также выбор языка обучения и воспитания в пределах возможностей, предоставляемых системой образования.
2. В образовательных организациях образовательная деятельность осуществляется на государственном языке Российской Федерации, если настоящей статьей не установлено иное. Преподавание и изучение государственного языка Российской Федерации в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами.
3. В государственных и муниципальных образовательных организациях, расположенных на территории республики Российской Федерации, может вводиться преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами. Преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации не должны осуществляться в ущерб преподаванию и изучению государственного языка Российской Федерации.
4. Граждане Российской Федерации имеют право на получение дошкольного, начального общего и основного общего образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, а также право на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, в порядке, установленном законодательством об образовании. Реализация указанных прав обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных организаций, классов, групп, а также условий для их функционирования. Преподавание и изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами. (в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 317-ФЗ)
5. Образование может быть получено на иностранном языке в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании и локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность.
6. Язык, языки образования определяются локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализуемым ею образовательным программам, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Свободный выбор языка образования, изучаемых родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, государственных языков республик Российской Федерации осуществляется по заявлениям родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся при приеме (переводе) на обучение по образовательным программам дошкольного образования, имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего и основного общего образования. (в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 317-ФЗ)
Принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования представляют собой общие начала, основные положения, в которых находит выражение сущность государственной образовательной политики и образовательного права, их основные черты, проявляются закономерности их развития.
Государственная политика в сфере образования представляет собой совокупность различных мероприятий, действий, решений и т. д. государственных органов, объединенных общей целью — поступательным развитием российского образования. Определяя государственную политику в сфере образования как целенаправленную деятельность государства по развитию образования, нужно понимать, что одним из основных направлений такой деятельности является нормативно-правовое регулирование отношений, возникающих в сфере образования. Поэтому законодатель неслучайно объединяет и фактически отождествляет в комментируемой статье принципы государственной политики и принципы правового регулирования.
Что касается принципов правового регулирования отношений в сфере образования, или принципов образовательного права, то они обеспечивают единообразные подходы к формированию норм законодательства об образовании и их применению, а также используются для устранения пробелов в образовательном праве.
В целях регулирования образовательных отношений используются как общеправовые принципы, охватывающие все отрасли права, так и специальные (отраслевые) принципы, распространяющиеся только на сферу образования.
Общеправовые принципы, используемые для регулирования отношений в сфере образования, ― это принципы законности, гуманизма, демократизма, гласности, единства прав и обязанностей, и др.
Ряд общеправовых принципов в трансформированном виде, уточненном применительно к регулированию отношений в сфере образования, закреплен в Федеральном законе об образовании в качестве специализированных принципов образовательного права. Это, прежде всего, касается таких норм-принципов, как запрет дискриминации в сфере образования, гуманистический характер образования, демократизм в управлении образовательным учреждением и т. д.
Рассмотрим каждый из перечисленных в комментируемой статье принципов.
1. Признание приоритетности образования.
Провозглашение приоритетности образования непосредственно вытекает из конституционной нормы, в соответствии с которой человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина составляют обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ)[1].
Государство заинтересовано в неуклонном развитии образования, так как с этим напрямую связаны:
— вопросы соблюдения прав и свобод человека и гражданина;
— успешное развитие российской экономики и социальное благополучие нации;
— состояние национальной безопасности.
Сфера образования представляет собой объект правового регулирования не только в связи с реализацией конституционного права на образование и иных основных прав и свобод человека и гражданина, но и как отрасль экономики, от состояния которой во многом зависит будущее государства, одна из важнейших составляющих социально-культурной жизни общества, а также как фактор национальной безопасности.
Закрепление приоритетного характера развития образования нацелено на создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития Российского государства, обеспечение высокого качества жизни в России и упрочения национальной безопасности.
Не случен тот факт, что первый нормативный правовой акт новой российской государственной власти был посвящен именно образованию. В преамбуле Указа Президента РСФСР от 11 июля 1991 г. № 1 «О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР»[2] говорится о приоритетности сферы образования, исключительной значимости образования для развития интеллектуального, культурного и экономического потенциала России.
Курс на приоритетность сферы образования государство реализует посредством:
— создания развитой нормативно-правовой базы, формирования самостоятельной отрасли законодательства в сфере образования (нормативная составляющая государственной политики в сфере образования);
— финансирования системы образования и создания благоприятных экономических предпосылок для развития российского образования (финансово-экономическая составляющая государственной политики в сфере образования);
— формирования оптимальной структуры организации и управления образованием (организационно-управленческая составляющая государственной политики в сфере образования);
- Исследование оптимизации процесса реализации прав ребенка в институте образования (на примере МБОУ СОШ № 17 г. Рузаевки) 2017 / Бистяйкина Динара Асымовна, Панькова Елена Геннадьевна, Соловьева Татьяна Владимировна
- Обеспечение права на образование как социальная функция школы в условиях реформирования системы среднего образования 2011 / Самарина С. М.
- Образование как право и обязанность 2005 / Лебедев О. Е.
- Соблюдение и реализация прав ребенка в педагогической теории и практике 2013 / Алипханова Ф. Н., Маллаева З. А.
- Применение Конвенции о правах ребенка в процессе образования в Словакии 2012 / Варгова Дарья
��訄赲訄 邽 郋訇�郱訄郇郇郋��邽 迡迮�迮邿 邽 邽� �郋迡邽�迮郅迮邿 赲 ��迮�迮 郋訇�訄郱郋赲訄郇邽�
- Особенности прав детей
- Основные права ребёнка в России
- Какие общие права имеет ребёнок в нашей стране?
- Права ребёнка в семье
- Социальные права ребёнка
- Личные права ребёнка
- Имущественные права детей
- Права ребёнка на алименты
- О трудовых правах
- Право на медицинское обслуживание
- Права ребёнка с рождения и по возрастам
- Ответственность за нарушение прав ребёнка
- Международные права ребёнка
- Гарантии прав ребёнка, защита его интересов. Как они защищаются в России?
- Отличия прав детей в России и за рубежом
Несовершеннолетний ребёнок в РФ наделён такими правами:
- жизнь и воспитание в семье;
- защита интересов;
- общение с родителями, родственниками;
- выражение собственного мнения;
- имя и его перемена;
- образование;
- медицина;
- имущество.
Несмотря на реализацию в законодательстве РФ основных требований Конвенции о правах ребенка, в частности в семейном законодательстве, существует настоятельная необходимость дальнейшего совершенствования правовых основ обеспечения защиты прав детей в целях приближения к международно‑правовым стандартам в данной области.
В юридической литературе выделяются следующие направления совершенствования законодательства в отношении защиты детства :
1. Конкретизация нормативного определения объекта охраны, поскольку между понятиями «права ребенка» и «охрана детства» нет четкого разграничения, что приводит «к бездействию норм, регулирующих возникающие при этом отношения»[61].
2. В целях улучшения координации мероприятий в области защиты прав детей представляется целесообразным рассмотреть вопрос об упорядочении и оптимизации существующей и на федеральном, и на региональном уровнях системы государственных органов и общественных организаций, деятельность которых направлена на защиту законных прав детей. Основными направлениями государственной семейной политики, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 14 мая 1996 г. № 712, предусматривается укрепление и создание в составе федеральных органов исполнительной власти социальной направленности специальных подразделений для разработки и реализации мер государственной семейной политики, что предполагает и выполнение ими определенных функций по защите прав несовершеннолетних. Однако на практике эта норма пока не реализуется, что вызывает необходимость принятия дополнительных мер со стороны государственных органов на федеральном уровне.
3. Важным направлением осуществляемых мероприятий является усиление эффективности использования несудебных форм защиты прав детей, как это принято в других странах. Законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (ст. 15) установлена обязанность должностных лиц при регулировании внесудебных процедур, связанных с участием детей, действовать в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, в том числе в части гуманного обращения с несовершеннолетними, оказания им квалифицированной юридической помощи. Если ребенок, с участием которого осуществляется правоприменительная процедура, нуждается в педагогической, психологической, медицинской, юридической помощи, в социальной реабилитации, должностное лицо, осуществляющее эту процедуру, независимо от предмета рассмотрения, обязано сообщить в компетентный орган о необходимости принятия соответствующих мер. Речь идет, прежде всего, о должностных лицах органов опеки и попечительства, которые сегодня нуждаются в серьезной реорганизации и обновлении, поскольку их деятельность по решению семейных споров, связанных с защитой прав несовершеннолетних, не приносит ощутимых результатов и не в полной мере соответствует современным целям семейного законодательства.
4. В последнее время в литературе говорится о необходимости создания системы ювенальных судов (судов по делам семьи и несовершеннолетних), которые более эффективно защищали бы права детей, а также боролись с правонарушениями среди несовершеннолетних. Кроме того, выдвигаются также предложения об учреждении института Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации. В отдельных субъектах Российской Федерации такие должности уже введены. Однако необходимо отметить, что к решению данного вопроса следует подойти взвешенно и поэтапно, первоначально уделив главное внимание совершенствованию деятельности уже имеющихся структур и социальных институтов по защите семьи и детства.
5. Заслуживают внимания и поддержки предложения о необходимости реализации в России рекомендаций Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) по вопросам правового воспитания детей в XXI в., направленные на то, чтобы:
• права детей широко поддерживались и соблюдались;
• законы, политика и меры в отношении детей всегда принимались с учетом наилучшего обеспечения их интересов;
• дети полностью реализовывали свой потенциал в развитии и вели здоровый и активный образ жизни при наличии широких возможностей для обучения и участия в принятии решений, от которых зависит их благополучие; политика и программы для детей разрабатывались с учетом моральных критериев и беспристрастности, чтобы преобладала солидарность с теми, кто находится в наименее благоприятном положении и является наиболее нуждающимся при условии сокращения экономического и социального неравенства и поддержания принципа недискриминации;
• семьям оказывалась помощь в выполнении их обязанностей по воспитанию детей для обеспечения того, чтобы они жили в атмосфере заботы, понимания, опеки и поддержки при постоянном развитии способностей и расширении возможностей, чтобы дети могли стать основными действующими лицами в осуществлении своих прав.
Не утратили своей актуальности и сформулированные еще в 1993 г. следующие предложения для России Комитета по правам ребенка Генеральной Ассамблеи ООН:
• организовать регулярный контроль за воздействием экономических перемен на положение детей;
• активно развивать альтернативные формы ухода, заменяющие уход в интернатных учреждениях;
• осуществлять профессиональную подготовку лиц, занимающихся охраной прав детей;
• разработать процедурные правила и механизм рассмотрения жалоб детей на грубое и жестокое с ними обращение;
• предпринять более решительные шаги по борьбе с детской проституцией.
2012 года, 21декабря Госдума РФ принял этот закон. Данный документ был одобрен 26 декабря со стороны совета федерации России. В законе есть точные объяснения, которые касаются всех пунктов данной области.
В основе закона лежат отношения, которые касаются осуществления и гарантии прав на образование и свободы человека. Закон предусматривает создание возможностей для учебы. По данному закону РФ устанавливаются все условия для организации учебы в РФ. По закону устанавливается политика РФ и права участников этой области.
Для сохранения ценностей человечества важную роль играют права ребенка на образование и защита учащихся. Защита права на образование установлена международной системой и отдельно государственным механизмом. По этим критериям каждый ребенок имеет право на образование. Родители должны принимать обязательное участие в процессе обучения своих детей. При нарушении этих прав детей осуществляется защита этих прав с помощью компетентных органов.
Урок 17. Правовое регулирование отношений в области образования
По закону РФ каждый малыш должен быть под ответственностью своих родителей. Он должен быть окружен любовью и заботой. Родители должны обеспечить его материально. По семейному кодексу РФ есть конкретные родительские права, которые осуществляются до 18 летнего возраста. Они заключаются в следующем:
- Получить из государства обеспечение бесплатного основного общего образования для своих детей.
- Возможность для выбора формы образования своих детей.
- Право на осуществление программы общего образования для своих детей и возмещение затрат на учебу.
- Возможность на прием своих детей в местное учебное заведение.
- Ознакомиться с установленными нормами местного учреждения для реализации учебы.
- Возможность на совместное участие в делах управления учебного заведения.
- Ознакомиться с учебным процессом в целом и оценками.
- Дать согласие для прохождения военной подготовки.
- Обсуждать с учителем или директором свои жалобы.
- Получать помощь со стороны государственных органов в процессе обучения.
- Воспитать его своими религиозными пониманиями.
- В случае необходимости защищать своего сына или дочь в судах.
Помимо правил, все родители имеют конкретные обязанности. Они обязуются:
- обеспечить права ребенка на образование;
- защищать своих детей, не нанести вред его здоровью;
- обеспечить основное общее образование до 15 лет в школе или в другом учреждении;
- соблюдать все нормы устава учебного заведения;
- обеспечить для него нормальные условия проживания.
Родители ответственны за невыполнение своих обязанностей. Они несут ответственность за своих детей так же в случае нарушения им прав других граждан. По законодательству РФ есть установленные нормы, когда родители могут лишаться своих родительских прав:
- если не выполняют свои обязанности как родители;
- злоупотребляют своими правами;
- в случае плохого обращения и насилия;
- в случае совершения преступления.
По законам РФ все права родителей реализуются в соответствии с интересами детей. Родители или законные представители несовершеннолетних детей, все должностные органы и другие ответственные лица должны нести ответственность в случае нарушения прав несовершеннолетних. Среди всех причин лишения родительских прав главным является грубое обращение с детьми. Если родители или другие законные представители не исполнят свои обязанности, которые включают в себя содержать и воспитать его, они будут нести административную ответственность по законодательству Российской Федерации.
В случае жестокого обращения с малышом или подростком по статье 156 уголовного кодекса РФ данное лицо подлежит уголовной ответственности. В случае вовлечения его к употреблению алкоголя или других продуктов, содержащих спирт, должностное лицо будет нести уголовную ответственность по статье 151 РФ. В случае вовлечения в попрошайничество дееспособное лицо должно нести уголовную ответственность по той же статье РФ.
В Российской Федерации есть органы власти, которые компетентны контролировать образовательную область.
- Министерство образования, государственный орган, который занимается реализацией политики в данной сфере. В функции министерства входит создание разных программ, которые должны осуществляться с целью развития образования на территории всего государства. Министерство каждый год должно утверждать учебники, которые используются в процессе учебы.
- Федеральное агентство по образованию. Занимается организацией работы учебных заведений, в которую включаются общее, профессиональное и дополнительное образование.
Служба по надзору. Занимается контролем осуществления науки в целом. В обязанности данного федерального органа входит и надзор над молодежной политикой, аттестация педагогов.
Несмотря на то, что существуют органы, контролирующие всю деятельность этой сферы, на сегодняшний день развить образование довольно трудно.
Право ребенка на образование во многом зависит от культуры государства, целью которого является развитие достойного человечества. Сегодня это считается довольно актуальной проблемой, поскольку есть много отрицательных явлений, влияющих на подрастающее поколение.
Образование – это определяющая часть жизни любого человека. С помощью этого человек сможет достичь благополучного положения в обществе и самовыражаться. Без учебы человеку трудно найти себя в современном мире. Только с помощью такого важного пункта в жизни можно выразить все свои способности.
«Перспектива»
ПРАВА ДЕТЕЙ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
В ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ ОСОБЕННОСТИ
В ФИЗИЧЕСКОМ И ПСИХИЧЕСКОМ
ЗДОРОВЬЕ И РАЗВИТИИ
Архангельск
2007 год
Автор –
Издание осуществлено в рамках проектов «Организации инвалидов: продвижение инклюзивных школ в России», при финансовой поддержке Агентства Международного Развития США (USAID\Russia),
Каждый имеет право на образование.
Основное общее образование обязательно.
Конституция РФ. Статья 43.
Введение
Понятие образования раскрыто в федеральном законе об образовании[1] как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающейся констатацией достижения обучающимся установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства
- Заместитель заведующего по УВР Алексеева Ирина Николаевна
- Заведующий Измайлова Татьяна Александровна
- Председатель комиссии по информационной работе Фадеева Олеся
- Старший воспитатель Малюгина Татьяна Владимировна
- Заведующий Измайлова Татьяна Александровна
Какие права и обязанности есть у ребёнка в школе
- Комарова Ольга
- Маринова Юлия Евгеньевна
- Данилова Люция Мавлютовна
- Зарманбетова Зарема Бекманбетовна
- Прахова Елена Анатольевна
- Синюкова Ирина
- Рагимханова Милана
- Кудимова Анастасия Сергеевна
- Шарипова Гульчехра
- Ямалитдинова Анжелика
- Вербицкая Татьяна
- Полякова Нафиса
Вступает в силу новый закон «Об образовании в РФ» Президент Владимир Путин подписал Закон «Об образовании в РФ» За религиозную и антирелигиозную пропаганду учителя могут уволить Владимир Путин подписал закон «Об образовании»
Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года
Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
1. Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование (далее — отношения в сфере образования).
2. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Особенностью данного права является обязательность его реализации. Поэтому оно регулируется большим количеством нормативных актов.
Основные документы, закрепляющие право несовершеннолетних жителей РФ на образование:
- Конвенция по правам ребенка;
- Конституция РФ;
- Семейный кодекс;
- закон об образовании 2012 года.
Как и любое другое право, законные интересы учеников встречаются с препятствиями на пути их реализации. Нарушителями могут быть только лица, ответственные за его надлежащее исполнение. Среди них:
- законные представители;
- педагоги;
- должностные лица образовательного учреждения.
Специализированные органы должны принять все меры для восстановления нарушенного права. Рассмотрим подробнее.
Распространенным нарушением со стороны школьной администрации является отказ в зачислении без уважительной причины. Единственным основанием может быть только отсутствие свободных мест в необходимом классе.
Другое возможное нарушение – это взимание денежных средств на учебную литературу, потребности класса, ремонт и иные цели, финансируемые из регионального бюджета. Подобные действия являются основанием для привлечения прокуратуры.
Препятствия в переводе в другое образовательное учреждение во время учебного года также нарушают права ребенка. Несовершеннолетний может выбирать школу по своему усмотрению с согласия родителей, без учета мнения школьной администрации.
- Создать список литературы
- Список источников
- Примеры списков
- Готовые списки литературы
- История списков литературы
- Список издательств
- Список авторов
- Решение транспортной задачи
- Решатель задач (бета)
- Матричные вычисления (сложение, вычитание, умножение)
- Транспортная задача
- Теоретическая механика: Тарг С.М. 1989
- Физика: Чертов для заочников (решебник)
- Физика: Прокофьев (решебник)
- Химия: Шиманович мет. 2003г. (решебник)