Кейс 2 высшее образование ещё не повод

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кейс 2 высшее образование ещё не повод». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Абитуриентов часто волнует вопрос, можно ли второе высшее образование получить бесплатно. Это возможно только в том случае, если абитуриент отслужил в армии на контрактной основе не менее 3-х лет или первое образование получил в военном вузе. Но если новый диплом требует работодатель, то возможны варианты, когда его оплачивает предприятие.

Длительность

В России действуют две ступени высшей школы: бакалавриат (3-4 года) и магистратура (2-2.5 года). Поэтому сколько лет получать второе высшее образование, решать вам самим. Чаще выбор делают в пользу магистратуры, так как обучение в ней занимает меньше времени. Как правило, для его получения выбирают магистратуру благодаря ее сжатым срокам. Но если вы нацелены пройти путь обучения от начала до конца, узнать профессию с самых азов, лучше начинать с бакалавривата.

Кейс «Высшее образование еще не повод»

Самая популярная и высокооплачиваемая отрасль на сегодняшний день. В отличие от экономистов и юристов, «бум» на айтишников еще не прошел и потребность в этих специалистах останется высокой еще лет 5-7. Но проблема состоит в том, что и специализированным ИТ-конторам, ИТ-отделам организаций и предприятий уже требуются не просто тестировщики, системные администраторы или инженеры-программисты, а специалисты более высокого уровня. Чтобы стать таким профессионалом мало окончить магистратуру в области ИТ:

  • нужно иметь базовые знания;
  • выбрать конкретную специализацию;
  • оттачивать умения и навыки в ней, читая современную литературу, решая практические задачи и посещая тренинги и вебинары.

Кроме того, большинству работодателей в отрасли ИТ нужен не диплом, а реальные знания, поэтому если вы точно решили переквалифицироваться в айтишника, советуем не искать вуз, а пойти на хорошие курсы.

Часто бывает. что те, кто после выпускного класса не собирался вернуться в школу в роли учителя, со временем понимают, что профессия педагога имеет много плюсов. Среди них:

  1. стабильность;
  2. социальная защищенность,
  3. общественное уважение,
  4. оплачиваемый летний отпуск,
  5. широкие возможности дополнительного заработка (репетиторство, тренерство, помощь в подготовке студенческих работ).

Но устроиться в школу или вуз без педагогического диплома невозможно, поэтому возникает вопрос, как получить второе высшее педагогическое образование.

Для этого нужно определиться с формой обучения, выбрать вуз и сдать вступительные экзамены.

Поступить в магистратуру по педагогической специальности можно, представив уже имеющийся диплом бакалавра, магистра или специалиста любого направления, сдав английский, педагогику и специальный предмет.

После этого вас ждет 2-2.5 года обучения, и вы — дипломированный педагог.

В отличие от педагогики, овладеть всеми тонкостями профессии бухгалтера или экономиста достаточно сложно. Если у вас нет соответствующего бакалавриата, то есть риск, что даже вступительный экзамен в магистратуру сдать не удастся. Поэтому советуем тщательно подготовиться:

  • изучить экзаменационные программы;
  • посетить консультации;
  • позаниматься на профильных курсах.

Последнее, к тому же, поможет точно понять, есть ли у вас способности к этому делу и стоит идти осваивать тонкости дебета и кредита или, может, выбрать какую-то другую отрасль — например, профессию маркетолога.

Кейс высшее образование еще не повод

Если вы собираетесь получить второе высшее юридическое образование, то должны быть готовы к тому, что после его окончания найти работу по специальности будет непросто. В отличие от начала 2000-х, сейчас юристов больше, чем вакансий для них, и за место работы с хорошими условиями придется бороться с другими кандидатами.

Поэтому получать второе высшее в этой сфере имеет смысл тогда, когда оно нужно для продвижения на уже существующей работе: с нуля после юридической магистратуры найти работу с высоким заработком очень сложно.

Кейс (от англ. сase) — это описание конкретной ситуации или случая в какой-либо сфере: социальной, экономической, медицинской и т. д. Как правило, кейс содержит не просто описание, но и некую проблему или противоречие и строится на реальных фактах.

Соответственно, решить кейс — это значит проанализировать предложенную ситуацию и найти оптимальное решение. Врач решает кейсы каждый раз, когда ставит пациенту диагноз и назначает лечение. Юрист решает кейс, разбираясь в перипетиях дела и предлагая клиенту наилучший выход. Менеджер решает кейсы на всех этапах бизнес-процесса: какой продукт запустить, где его продавать, как привлечь покупателей, каких поставщиков и партнеров выбрать.

Сравнительно недавно началось активное использование кейс-технологии в образовании и сейчас этот подход стал одной из самых эффективных технологий обучения. В чем преимущества кейс-метода по сравнению с традиционными методами обучения? Назовем три самых главных:

  • Практическая направленность. Кейс-метод позволяет применить теоретические знания к решению практических задач. Такой подход компенсирует исключительно академическое образование и дает более широкое представление о бизнесе и процессах, нежели лекции в вузе или практика на узком участке работ.
  • Интерактивный формат. Кейс-метод обеспечивает более эффективное усвоение материала за счет высокой эмоциональной вовлеченности и активного участия обучаемых. Участники погружаются в ситуацию с головой: у кейса есть главный герой, на место которого ставит себя команда и решает проблему от его лица. Акцент при обучении делается не на овладевание готовым знанием, а на его выработку.
  • Конкретные навыки. Кейс-метод позволяет совершенствовать «мягкие навыки» (soft skills), которым не учат в университете, но которые оказываются крайне необходимы в реальном рабочем процессе.

Совместный разбор жизненных ситуаций — универсальный способ обучения, поэтому аналоги решения кейсов можно найти еще в античности. Спартанские юноши разбирали со своими наставниками ситуации, возникающие на поле боя, а обсуждение «случаев» со своими учениками было излюбленным методом Сократа.

В современном виде кейс-метод зародился в 1870-е годы в Гарвардской школе права, а в бизнес-обучении утвердился с 1920-х годов. Преподаватели первых программ МВА были учеными, а не бизнесменами, и они столкнулись с тем, что невозможно было обучить студентов ведению бизнеса исключительно при помощи лекций и учебников. Альтернативой учебникам стали интервью с ведущими предпринимателями и топ-менеджерами компаний и написанные на их основе подробные отчеты о том, как они решали ту или иную ситуацию, а также о факторах, влияющих на их деятельность. С тех пор анализ бизнес-ситуаций стал важным элементом подготовки будущих менеджеров в бизнес-школах. Преподаватели Гарвардской школы бизнеса активно способствовали его распространению, публикуя книги, учебные пособия, сборники кейсов и проводя семинары для преподавателей. Сейчас решение кейсов как метод обучения используется во всех ведущих бизнес-школах, университетах и корпорациях.

Решение кейсов состоит из нескольких шагов:

1) исследования предложенной ситуации (кейса);

2) сбора и анализа недостающей информации;

3) обсуждения возможных вариантов решения проблемы;

4) выработки наилучшего решения.

Казалось бы, все просто. На самом деле существует несколько подводных камней, способных озадачить участников, впервые имеющих дело с кейсами.

Во-первых, кейс не имеет правильного ответа. Оптимальное решение может быть одно (при этом оно не всегда может быть реализовано в реальной ситуации), а вот эффективных решений — несколько.

Во-вторых, вводные кейса могут противоречить друг другу или постоянно меняться. Кейс строится на реальных фактах и имитирует настоящую жизненную ситуацию, а в жизни не раз приходится сталкиваться с подобными проблемами.

В-третьих, как правило, кейсы решаются в условиях ограниченного времени. В бизнесе редко есть возможность выяснить все детали и иметь перед глазами полную картину.

Владимир Николаевич Шатаев. Категория трудности

Метод case-study впервые стали использоваться при обучении в Гарварде (США), и с тех пор Гарвард во многом определяет формат кейс-образования во всем мире. Обучение в Гарвардской школе бизнеса (Harvard Business School, HBS) практически полностью построено на анализе кейсов, а в библиотеке школы собрана самая большая коллекция кейсов в мире. Классический гарвардский кейс — это большой по объему кейс (20–25 страниц текста плюс 8–10 страниц иллюстраций и приложений), где есть главный герой и его история. Особенность применения кейс-метода в HBS — поиск единственно верного решения.

В Школе управления им. Дж. Кеннеди (John F. Kennedy School of Government, HKS) кейсы применяются для обучения государственных служащих, и их темы связаны с вопросами государственной политики и лидерства. Главный герой кейса, как правило, находится на государственной службе или является официальным лицом некоммерческой организации. Кейсы HKS могут затрагивать такие темы, как «Возрождение Руанды после геноцида», «Ураган Катрина» и т. п. Обсуждение кейсов в HKS носит скорее научный и концептуальный характер, в то время как в бизнес-школах кейс-метод — это решение конкретной проблемы с разработкой плана действий.

В медицинском образовании примером использования кейс-метода может служить обучение в Медицинской школе Гарварда (Harvard Medical School). Традиционно будущих врачей допускали до работы с пациентами с третьего курса, а первые два года им давалось исключительно теоретическое образование с огромным объемом материала для запоминания. Студенты изучали биологию, физиологию, анатомию, биохимию и другие дисциплины. В 1985 году декан школы Даниэль Тостезон (Daniel Tosteson) предложил использовать кейсы для того, чтобы снизить информационную нагрузку на студентов и ввести в программу элементы активного обучения.

Работа с медицинскими кейсами отличалась от решения бизнес-кейсов своим форматом. Студенты работали в небольших группах, по 6–8 человек, и получали материал непосредственно на занятии, а не знакомились с ним заранее. Кейс состоял из 5–6 частей, которые последовательно разбирались на нескольких занятиях. Как правило, в первой части описывалось начальное состояние пациента и симптомы болезни, вторая содержала в себе результаты первичного осмотра, последующие части были посвящены результатам анализов, диагнозу специалистов, назначенному лечению, реакции пациента на это лечение и дальнейшему прогрессу лечения.

В ходе обсуждения от студентов не требовалось предлагать готовые решения. Цель заключалась в том, чтобы поставить дальнейшие вопросы, выдвинуть гипотезы, выявить пробелы в знаниях и в итоге сформировать план для самостоятельного изучения материалов по теме, с которым студенты на несколько дней отправлялись работать в библиотеку. После этого преподаватель предлагал для обсуждения следующую часть кейса. Таким образом, с введением кейсов в обучение студенты уже на начальных курсах погружались в мир врачебной практики вместо чисто теоретической подготовки.

В европейской традиции бизнес-образования изначально утвердился немного иной формат обучения. Первые программы МВА во Франции, Швейцарии, Великобритании и других странах длились в среднем 12 месяцев (вместо двухгодичных программ, как это было принято в США) и были рассчитаны на студентов, уже обладавших практическим опытом в управлении бизнесом.

Эта прагматическая ориентация и приближенность к миру реального бизнеса нашла свое наиболее законченное выражение в Манчестерской школе бизнеса (Manchester Business School, MBS) и, соответственно, так называемой манчестерской школе кейсов. В отличие от гарвардских кейсов манчестерские кейсы в полтора-два раза короче и в них принципиально отсутствует правильное решение, которое вырабатывается в ходе открытых обсуждений. Кроме того, Манчестерская школа бизнеса пытается еще больше приблизить свои кейсы к реальности: она практикует краткосрочные стажировки студентов (проектный метод обучения), где перед ними ставится задача справиться с конкретной трудностью, которую компания испытывает в настоящий момент. За счет прохождения практики обучение в MBS длится чуть больше — 18 месяцев. В среднем на лекции приходится 30 % всего учебного времени, решение кейсов занимает 25 %, а участие в рабочих проектах — 45 %.

Впрочем, говорить о том, как определиться с выбором профессии и университета, сколько баллов нужно набрать на ЕГЭ, куда потом проще устроиться на работу, мы не будем – этому посвящены другие статьи. Давайте рассмотрим ситуации, в которых по тем или иным причинам человеку не удалось закончить обучение.

Почему выбираем такую тему? Потому что, как говорится, дело это житейское. Случиться может всякое: семейные проблемы, разочарование в выбранной специальности, материальные трудности, банальная неуспеваемость, когда покидаешь учебное заведение не по собственной воле. Выходит, что вроде бы и учился, а вроде бы образование и неполное.

Высшее неполное образование – это ситуация, которая может произойти с каждым. Вот только не каждый знает, что за этим неокончанием последует: можно ли будет продолжить учебу позже, дадут ли на руки какой-нибудь документ, реально ли получить преимущества при устройстве на работу по сравнению с теми, кто никакого кроме среднего образования вообще не имеет.

Если кто-то приготовился получить моментальный готовый совет, путь не торопится. Потому что прежде чем ответить, как дело обстоит сейчас, надо оглянуться назад и понять: а как оно было раньше. Ведь наверняка среди людей, читающих эту статью, найдутся те, у кого в трудовой книжке была запись о неполном высшем образовании. Да-да, такое тоже было.

Мало того, что существовало – оно несло в себе и некие материальные преимущества: человек с такой запись вполне мог претендовать на более высокую чем лица без образования зарплату. Хотите знать, кто конкретно имел право на все эти преференции, отвечаем: человек, который отучился в вузе не менее двух лет, при этом полностью освоил учебную программу и сдал экзамены и зачеты.

Такой студент получал на руки диплом о неполном высшем образовании, а вместе с ним льготы, о которых мы говорили выше. Правда, заветные корочки получить удавалось не всем. Потому что если студент учился плохо и промежуточную сессию заваливал, ему полагалась только справка, имевшая даже название – академическая и дававшая право считаться человеком с незаконченным высшим образованием.

Но вся эта система рухнула в 2007 году. Именно в это время в законе об образовании произошли перемены. Неполное высшее образование перестало существовать как понятие и дипломы тоже выдавать перестали. Правда, данный этап, начавшийся в 2007 году, имеет свои границы, потому что вплоть до сентября 2013 года тем, кто не завершил обучение, выдавали… справку – академическую. Но…

Закончился и этот этап. Теперь никаких справок, а уж тем более дипломов тем, кто не доучился в высшем учебном, не давали. Если по каким-либо объективным или субъективным причинам вы вынуждены оставить университет или другое высшее учебное заведение, вам выдадут справку о том, что в течение такого-то срока вы это обучение прошли. И никаких бонусов.

Если заглянуть на просторы интернета, можно встретить суждение о том, что неполным высшим образованием сегодня считается бакалавриат. Напомним, что после присоединения России к Болонской конвенции высшее образование в нашей стране разделилось на два уровня: бакалавриат и магистратуру.

На первом уровне студенты получают базовые профессиональные знания, учатся 4 года и получают звание бакалавра. Тот, кто хочет получить углубленные знания с уклоном в научную деятельность, идут в магистратуру, обучение в которой длится два года. Что есть, то есть и спорить с этим никто не собирается.

Только переход на два уровня высшего образования – вовсе не повод говорить об одном из них как о неполном высшем образовании. Загляните в диплом к выпускнику бакалавриата – нигде вы не найдете подобной записи. Что найдете? Название специальности и подтверждение вашего высшего образования.

Возможно, для тех, кто планирует в дальнейшем заниматься научной или преподавательской деятельностью или найти хорошую работу за рубежом, суждения о неполном образовании кажутся справедливыми. Однако с юридической точки зрения они неправомерны: как бакалавр, так и магистр – это лица с законченным высшим образованием.

Второе высшее образование: самые востребованные направления

Надеемся, что, прочитав эту статью, вы уясните, что ни дорогостоящие и суперпопулярные курсы, ни успешно пройденные пару семестров в университете, ни даже сданные во время промежуточной сессии не позволят вам получить вожделенный диплом о высшем, хоть и неполном, образовании.

Но это вовсе не повод для расстройства для тех людей, которые всерьез намерены высшее – полное и законченное – образование получить. Скажем так: учиться действительно никогда не поздно. Если вы решите поступить в институт, сделать это можно и далеко за 30, и за 40, и… В Европе известны случаи, когда диплом получали 70-летние старушки.

Если по каким-то причинам вы были вынуждены оставить обучение в высшем учебном заведении и на руках имеете всего лишь справку, тоже не беда. В университете можно восстановиться, продолжить обучение и закончить его. Таких случаев реально много. Пожелать можно только упорства и усердия.

Если эта статья вызвала у вас эмоции и вы хотите поделиться с нами, заходите на сайт, в социальные сети, оставляйте свои комментарии. Мы будем рады познакомиться с вашим мнением.

Источник: https://www.rline.tv/svobodnyj-korrespondent/vysshee-nepolnoe-obrazovanie-ehto/

Такой уровень подготовки не является промежуточным между средним профессиональным дипломом и высшей ступенью.

Начальный базис высшей школы – бакалавриат является первой ступенью, и дает фундаментальные знания в своей профессиональной области.

У бакалавриата есть определенные достоинства:

  1. Сокращение срока обучения. Это позволяет не только снизить затраты на подготовку специалиста, но и оставляет возможность получения знаний в необходимом объеме.
  2. Выбор студентом схемы подготовки. Учебные дисциплины будущий специалист подбирает под запросы выбранной специальности. Также разрешается выбрать сроки подготовки и время сдачи экзамена по индивидуальному графику.
  3. Признание диплома. Договоренности между странами позволяют обеспечить трудоустройство в любой иностранной компании, а выдаваемый диплом – считается документом международного образца.
  4. Возможность дальнейшего совершенствования. Обучение в магистратуре требует всего два года, что дает возможность быстрого получения ученой степени. Одновременно магистр развивает свою область знаний, повышает компетенции.

Актуальность заполнения первой страницы в трудовой книжке связана с наличием следующих граф:

  • образование;
  • профессия, специальность.

Источником для заполнения соответствующих граф служат следующие официальные документы:

  • аттестат об общем среднем образовании;
  • диплом об обучении (профессиональном, высшем, послевузовском).

С учетом того, что ФГОС предъявляет строгие требования к учебным программам, а диплом об образовании бакалавра выглядит идентично прежнему документу, то сведения вносятся с учетом представленной информации.

Сотруднику отдела кадров следует записать в трудовой книжке, в графе образование – «высшее образование – бакалавриат» (через тире) или «высшее образование – специалитет». Не следует как-то произвольно конкретизировать запись, дополняя словами – «начальное», «профессиональное» и другими.

При заполнении графы с информацией по специальности, профессии следует руководствоваться следующими соображениями:

  1. При наличии диплома его владельцу не следует доказывать профессиональную годность. Только в случае отсутствия подтверждающего документа в графе указывается наименование занимаемого рабочего места согласно со штатным расписанием.
  2. При заполнении графы следует различать понятия «специальность» и квалификация. К примеру, вместо специальности «юристконсульт» записывается квалификация «юрист».

Первый важный момент. Обучение за границей — это затратно, но есть более доступные варианты: стипендии, гранты, страны с бесплатным образованием или невысокой стоимостью жизни. Мало ориентироваться только на стоимость учебы, лучше смотреть на ситуацию в целом.

Например, сравним бакалавриат во Франции и Чехии. Во Франции нужно учиться всего три года, в Чехии — четыре (с дополнительным подготовительным годом). Кажется, что вариант во Франции дешевле, но это не так — аренда и повседневные расходы там выше. За три года во Франции вы потратите больше, чем за четыре года в Чехии.

Второй важный момент — иностранные приемные комиссии работают медленнее, поэтому нужно заложить много времени. В России школьники сдают ЕГЭ в начале лета, и к сентябрю уже учатся — на весь процесс уходит пару месяцев.

Зарубежные университеты работают не так: крайний срок подачи документов часто в январе, а в некоторых вариантах и в октябре. Например, чтобы начать учиться в сентябре 2021 года, нужно подать заявку до 10 января 2021, за восемь месяцев до учебного года.

Подготовку документов нужно начинать еще раньше: придется ждать результатов экзамена или заниматься юридическим подтверждением документов. Удобнее всего начать подготовку за полгода до крайнего срока, чтобы точно не торопиться и не переживать.

Третий момент, который нужно знать заранее — абитуриент обязательно должен сдать международный экзамен, чтобы подтвердить знание языка обучения или языка страны.

Если учеба будет на английском, потребует сдать международный тест — IELTS («айлтс»). Университет выставляет минимальный проходной балл по IELTS — обычно от 4.5 до 7.5. По структуре IELTS похож на ЕГЭ по английскому и состоит из четырех частей: аудирование, говорение, письмо и чтение.

По другим языкам есть похожие экзамены — TestDaF по немецкому, DELF-DALF по французскому и другие.

Чтобы ответить на этот вопрос, можно зарубежные страны условно поделить на две группы:

  • те, в которых принимают российский школьный аттестат;
  • те, где одного аттестата будет недостаточно.

Дело в том, что в ряде стран школьники учатся двенадцать лет — а не одиннадцать, как мы привыкли. В некоторых странах эту разницу обязательно нужно устранить, другие — согласны принять выпускника школы с 11 классами.

Профессор МГИМО Вяземский: с высшим образованием в России пора заканчивать

Если вы рано задумались о зарубежном образовании, у вас есть преимущество — можно отучиться на «международном бакалавриате» (International Baccalaureate, сокращенно IB или «АйБи»). Это двухлетняя программа вместо 10 и 11 класса, которую преподают в некоторых государственных и частных школах.

На программе IB изучают три основных предмета: теория знаний, всестороннее творческое развитие и расширенное эссе. Кроме того, студенты IB изучают шесть предметов по выбору — три на базовом уровне, три на высоком. Сочетание предметов студент выбирает сам, исходя из направления будущей специальности в университете.

В конце программы студенты IB сдают письменные экзамены. Школы IB расположены по всему миру: например, в России есть несколько школ в Москве и одна в Казани. Выпускник курсов IB получает квалификацию IB Diploma, которую принимают все зарубежные университеты.

Список стран в этом кейсе не случайный — именно в эти страны выпускник российской школы может поступить, не добирая год на подготовительных курсах.

Как повысить свои шансы? Приемная комиссия смотрит на результаты языкового экзамена и средний балл аттестата. Чем выше оба показателя, тем выше шансы. Баллы ЕГЭ за границей учитываются только в очень редких случаях — из своей практики могу вспомнить всего пару таких случаев.

Перечислю особенности каждой конкретной страны, чтобы помочь вам сориентироваться.

Ирландия: в большинстве университетов принимают с аттестатом и языковым экзаменом. Подготовительный год нужен редко, его требуют только в особенно престижных вузах.

Канада: здесь многие программы обучения есть одновременно на английском и французском — можно учиться на том языке, который будущий студент знает лучше.

Нидерланды: чтобы учиться в «университете прикладных наук», нужен аттестат с высокими оценками по профильным предметам и от 6.0 баллов по языковому тесту IELTS. Еще в Нидерландах есть научно-исследовательские университеты, и правила приема в них строже: могут потребовать сдать вступительный экзамен по математике, предоставить результаты ЕГЭ, отучиться год на подготовительных курсах или в университете на родине.

Франция: обычно в европейских странах много программ и на местном языке, и на английском. В этом смысле, Франция — исключение: здесь много отличных вариантов с учебой на французском, но программ на английском намного меньше.

Бельгия: требуется только аттестат, иногда нужно предоставить результаты языкового теста или сдать вступительный экзамен при вузе.

Швеция: нужен аттестат или диплом средне-специального образования и языковой экзамен.

Польша: нужен аттестат и языковой экзамен, подтверждающий уровень польского или английского.

Норвегия: в Норвегии не запрещено принимать международных студентов с 11 классами образования, но не все вузы готовы принять такого студента. Поэтому в каждом отдельном случае лучше уточнить отдельно. Норвежский вуз может посоветовать абитуриенту отучиться год на бакалавриате в своей стране.

Список стран в этом кейсе тоже не случайный — в эти страны международный студент не может поступить на основании аттестата, нужно догонять местных школьную программу и добирать год.

Обычно абитуриенты добирают год на Foundation (Фаундейшн).

Что такое Foundation? Это годовой курс для иностранных студентов, которые помогает подготовиться к бакалавриату. Каждый студент самостоятельно выбирает для себя специализацию: например, бизнес, естественные или гуманитарные науки.

Обычно Foundation преподают при университете: чаще всего, выпускников Foundation автоматически зачисляют на 1 курс бакалавриата в этом же вузе.

Как повысить свои шансы? В случае с подготовительным годом, приемная комиссия смотрит на результаты языкового экзамена и средний балл аттестата. Если вы будете учиться на английском, то для подготовительных курсов нужно от 5.5 баллов по IELTS.

Обсудим, какие особенности есть у подготовительных курсов разных стран.

Британия и Австралия: в любом случае нужен Foundation. Есть три исключения — Оксфорд, Кембридж и Имперский колледж Лондона. Эти университеты не принимают Foundation, нужен диплом IB или британская старшая школа A-levels.

США: чтобы добрать год, нужно идти на Foundation в университет. Альтернативный вариант — поступить в комьюнити колледж (community college). Программа длится два года, после нее берут сразу на второй или третий год бакалавриата. В некоторых американских вузах международных студентов принимают на основании аттестата без foundation или community college, но таких университетов не так много

Германия: перед бакалавриатом нужно отучиться на «штудиен-коллег» (Studienkolleg) — такой же, как в Британии и Австралии курс, но на немецком. Придется подтвердить уровень немецкого A2.

Австрия: международные студенты сначала идут на «нулевой год» бакалавриата. На подготовительные курсы принимают с аттестатом и сертификатом уровня немецкого уровня А2. Единственное исключение — медицинские специальности (нет подготовительных курсов, требуется год обучения в вузе в своей стране).

Дания: школьное образование в Дании длится 12 лет, и при этом подготовительные курсы для международных студентов не предусмотрены. Устранить разницу можно, отучившись один год бакалавриата в своей стране. В исключительных случаях принимают сразу после школы — требуется аттестат со средним баллом выше 4.5.

Италия: перед бакалавриатом нужно закончить первый курс бакалавриата в своей стране или отучиться на Foundation.

Испания: международные студенты сначала проходят курс с интенсивом по испанскому или Foundation (как в англоговорящих странах).

Чехия: нужно пройти нострификацию — устранить академическую разницу, сдать все экзамены и подтвердить российские документы. Чтобы все успеть вовремя, обычно абитуриенты выбирают специальные годовые курсы с проживанием в Чехии.

Еще один способ поступить на бакалавриат за границу — школьный аттестат плюс год учебы на бакалавриате в своей стране. Таким образом, у абитуриента есть 12 лет образования — ему не нужно догонять местную программу, значит его могут принять. В таких случаях кандидатов отбирают по среднему баллу аттестата, оценкам за первый курс и языковому экзамену.

Университеты выкладывают на своих сайтах подробные требования к международным абитуриентам: уточняют условия приема студентов из разных стран, предлагают целый набор разных альтернатив.

Не стесняйтесь писать в университеты и спрашивать, примут ли они международного студента с российским аттестатом и одним курсом бакалавриата. Вузы заинтересованы в международных студентах: вам ответят и в подробностях расскажут, есть ли такая возможность.

Если вы получаете бакалавриат в России, но все еще хотите поучиться за границей — можно подождать пару лет и поступить в зарубежную магистратуру. У такого варианта тоже есть плюсы: например, будущим магистрантам предлагают больше стипендий и грантов.

105 кейсов по педагогике. Педагогические задачи и ситуации

Кейс-чемпионат для студента – еще и возможность нетворкинга. В жюри сидят опытные эксперты, которые оценивают идеи, их презентацию, отмечают твои сильные стороны. Партнеры чемпионата приглашают финалистов на собеседование или засчитывают участие за профессиональное тестирование. Например, такая возможность была у победителей Cup Russia в 2017 году: их пригласили на интервью в MTC и Danone. После чемпионата проводят дни карьеры, где можно пообщаться с представителями компаний-партнеров.

Решая кейсы, ты прокачиваешь практические навыки, на каждом этапе погружаешься в определенную сферу бизнеса.

Участие в кейс-чемпионатах – ценное дополнением к резюме и выделяет тебя среди других кандидатов. Оно означает, что у тебя есть опыт публичных выступлений, ты уверенно можешь представить себя и свои проекты.

Но это не соревнования, в которых тестируются только твои знания: здесь ты учишься работать в команде, практикуешь публичные выступления, развиваешь критическое мышление и умение структурированно представлять информацию. Кроме того, это шанс лучше разобраться в интересующей тебя отрасли и найти единомышленников.

Вопрос о возвращении бесплатного второго высшего образования по «смыслообразующим» специальностям подняли на встрече с Владимиром Путиным выпускники и студенты ВГИКа во время празднования 100-летия вуза в 2019 году. Президент обещал подумать. Уже в конце 2020-го Минкультуры подготовило соответствующий законопроект и направило его в правительство. А 2 июля 2021-го глава государства подписал поправки в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

В культурной среде закон встретили с единодушным одобрением. Важность прихода в кино, музыку и литературу людей с жизненным опытом отмечают не только в образовательных учреждениях, но и в творческих союзах. Так, по мнению члена Совета Союза композиторов России, председателя Гильдии молодых музыкантов «МолОт» Российского музыкального союза Ярослава Судзиловского, для профессии композитора эта реформа жизненно важна.

  • От редакции
  • Политика
  • Экономика
  • Регионы России
  • СНГ
  • В мире
  • Культура
  • Идеи и люди
  • Наука
  • Образование
  • Здоровье
  • Войны и Армии
  • Неделя в обзоре
  • Кино
  • Стиль жизни
  • Филантропия
  • Колонка обозревателя
  • ЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА
  • Общество
  • Я так вижу

Краткий терминологический словарь по педагогике

Бизнес-кейс – это описание конкретной бизнес-задачи (проблемы) для поиска ее решения. Такие кейсы применяются как обучающие материалы для студентов, а также для проведения собеседований при приеме на работу. Учащимся или соискателям предлагается найти решение реальной бизнес-задачи.

Например, студентам MBA хорошо известно, что значит кейс в бизнесе. Их обучение почти полностью построено на анализе и решение кейсов. О кейсах в обучении подробнее поговорим ниже.

У сети салонов красоты среднего уровня падает выручка. Руководство минимизировало все расходы. Сокращены зарплаты персоналу, осуществлен переход на более дешевые материалы – но поднять выручку все эти меры не помогли. Что делать? Перейти в эконом-сегмент? Определить наименее доходные точки и закрыть их? Или что-то еще? Нужно предложить решение и аргументировать свой выбор.

Кейс-интервью – это беседа при приеме на работу, в которой HR-специалист предлагает соискателю найти и обосновать решение в заданной ситуации. Например, менеджер обрисовывает конфликтную ситуацию с покупателем, поставщиком, предлагает варианты действий и спрашивает, как поступил бы соискатель и почему.

Часто кейс-интервью используются в сфере продаж. У кандидата спрашивают, что он будет делать, если покупатель станет требовать скидки, говорить, что товар слишком дорог, что ему надо подумать и так далее. Иначе говоря, HR-специалист задает примеры реальных ситуаций, а соискателю нужно описать свои действия в этих ситуациях. Вот пример того, что такое кейс в продажах.

– Представьте, что вам попался очень требовательный клиент, который просит невозможного: бесплатно доставить товар до дома, распаковать товар до покупки (а упаковка одноразовая). Что вы будете делать?

Кейсы как метод обучения – явление далеко не новое. Еще древнегреческие философы в беседах со своими учениками разбирали разные жизненные ситуации. Но в современном варианте технология впервые стала использоваться в конце XIX века в Гарвардской школе права.

В 20-х годах XX века метод кейсов стал активно применяться в обучении бизнесу. Преподаватели бизнес-школ столкнулись с тем, что одних учебных пособий недостаточно для подготовки будущих бизнесменов. Нужны были практические знания. Выходом стали отчеты о том, как предприниматели и менеджеры решали конкретные задачи.

Постепенно кейс-стади как метод обучения стал стандартом учебного процесса в бизнес-школах. Сегодня разбором кейсов занимаются не только студенты MBA, но и учащиеся самых разных вузов, школьники, работники, проходящие курсы повышения квалификации.

Суть процесса заключается в том, что студенты изучают готовые кейсы, а также ищут решения кейсов без ответов. Решение кейсов – это поиск выхода из проблемной ситуации при условиях, что очевидного и единственно верного решения нет и нужно делать выбор на свое усмотрение. Зачастую при этом исходных данных недостаточно или, наоборот, очень много, и к тому же они могут меняться в процессе. Все как в жизни специалиста, менеджера или бизнесмена.

Кейс-метод обучения – это один из самых эффективных способов подготовки кадров на сегодняшний день. Он имеет ряд важных преимуществ по сравнению традиционными методами обучения:

  • Практическая направленность. Практические кейсы – это возможность применить теорию для решения конкретной задачи. Не секрет, что частая проблема выпускников – «много знаю, но не знаю, что с этим делать». В процессе решения кейсов учащиеся находят способы решить поставленную задачу, используя теоретические знания. В учебном режиме прорабатывают реальную рабочую ситуацию.
  • Развитие soft skills – «мягких навыков». О важности этих навыков сегодня говорят очень много. Это коммуникативные способности, умение работать в команде, способность к самоорганизации, к лидерству и многое другое. Классическое образование не уделяет развитию этих умений большое внимание. Между тем, они необходимы для решения множества задач, не описанных в должностных инструкциях.
  • Интересный, интерактивный процесс обучения. Кейс-технология как активный метод обучения предполагает, что учащиеся не просто заучивают готовые решения, а сами находят их. Разбор реальных жизненных ситуаций обеспечивает эмоциональную вовлеченность.

Интересный факт: до 90% учебных часов студенты MBA в Гарвардской школе бизнеса посвящают изучению кейсов. За два года они рассматривают около 500 кейсов.

Введение в кейс-метод: что такое кейсы и зачем они нужны

Первый абзац очень важен. От него зависит, прочитают текст до конца или нет. Сделайте его интересным, дайте выжимку самых важных фактов. Кейс – не школьное сочинение, где нужно плавно и последовательно переходить от вступления к сути. Сразу расскажите, по какой тематике кейс, какие результаты удалось получить, с какими сложностями вы столкнулись. Ничего страшного, что сразу сообщите все самое интересное. Далее вы более подробно распишете всю информацию.

В каком‑то смысле да: с ним проще поступить в магистратуру и аспирантуру, он повод для гордости. Но на трудоустройство красная корочка вряд ли повлияет: первому работодателю будут важны ваши знания, а последующие оценят прежде всего ваш опыт. Главное — учиться добросовестно и оттачивать навыки на практике. А слишком много «хорошо» или «удовлетворительно» в дипломе — не страшно: редкий работодатель будет проверять каждую вашу отметку.

Некоторые наниматели вообще считают отличников слишком зазнавшимися и не приспособленными к трудным ситуациям. А в случае с творческими профессиями — ещё и мыслящими слишком шаблонно.

Это своего рода мотивирующая мысль, которая на языке родителей означает примерно следующее: «Потерпи эти несколько лет лекций, зачётов и экзаменов, потом учиться больше не придётся!» И здесь они ошибаются. Высшее образование не делает вас экспертом автоматически, тем более что вузы дают по большей части теоретические знания, которые к моменту выпуска могут слегка устареть.

Чтобы оставаться востребованным специалистом, нужно быть готовым развиваться постоянно. А значит, проходить курсы повышения квалификации, читать актуальные исследования по своей профессии, осваивать новые навыки. Только так можно успевать за быстро меняющимся миром и составлять конкуренцию новым специалистам, которых вузы выпускают каждый год. Но не воспринимайте необходимость учиться после диплома как повинность. Во‑первых, это интересно. Во‑вторых, сознание того, что вы держите руку на пульсе новых технологий в своей профессии, сделает вас увереннее.

Глава Apple Тим Кук получил степень MBA в 28 лет — к этому моменту он уже несколько лет проработал на позиции топ-менеджера в IBM. Сатья Наделла занимал менеджерскую позицию в Microsoft, а в бизнес-школу поступил в 29, когда его карьера уже была на пике. Глава Google Сундар Пичаи получил MBA в 30, проработав несколько лет инженером в разных компаниях Кремниевой долины.

Как видно, все они получили степень МВА ближе к 30 годам и к тому моменту уже построили успешную карьеру. Вероятно, Кук, Наделла и Пичаи добились бы успеха и без степени. Но образование помогло им совершить карьерный рывок. Пичаи отмечал, что бэкграунд Уортонской школы бизнеса позволяет ему хантить лучших людей в Google, а Наделла признавал, что бизнес-образование придало ему уверенности, которой ему так не хватало. Будущие CEO глобальных корпораций почувствовали, что настал момент для нового этапа — и поступили в бизнес-школу.

Бакалавр это высшее образование или нет: полное и неполное обучение

Изучите биографии преподавателей и приглашенных экспертов — есть ли у них релевантный опыт, насколько он вам близок, сможете ли вы почерпнуть что-то полезное. Хорошо, если в преподавательском составе есть предприниматели и CEO с многолетним опытом. А вот бизнес-гуру, которые гастролируют по миру с лекциями об «успешном успехе», — не лучший вариант. Идеально, если у лектора уже есть опыт преподавания в бизнес-школе, а не на мастер-классах и коротких курсах. Важно, чтобы преподаватель проводил исследования и публиковал статьи в академических журналах, а также имел опыт внедрения идей на практике.

Кризис — идеальное время для бизнес-образования. Учеба займет у вас 1,5–2 года, и к моменту получения степени рынки как раз начнут восстанавливаться. А значит, вы покинете школу с новыми знаниями в период бизнес-бума. Учитывайте и тренды на рынке. Например, компании все чаще нанимают CDO (Chief Digital Officer), а значит, есть запрос на специалистов по цифровизации. При этом переход на digital большинству дается с трудом. А значит, лидер с цифровыми компетенциями еще долго будет востребованным.

Одномоментно получать еще одно образование способны студенты как начальных, так и более старших курсов. Но большинство их них предпочитает приступать к получению еще одного диплома, окончив третий курс по основной специальности. Данный шаг позволит избежать повторной сдачи экзаменов по предметам, которые являются общими для учебных программ. Решать, с какого курса можно получать второе высшее, человек должен самостоятельно, исходя из собственных возможностей и поставленных целей. Статистика свидетельствует о том, что получение второго диплома одновременно с первым выбирают студенты, обучающиеся на третьем-пятом курсе.

Технически это несложно. Есть только один нюанс: если вы уже учитесь на бюджете, дополнительное образование можно будет получить только платно. Вы можете сочетать обучение в двух разных вузах или на двух факультетах одного учебного заведения. Никаких ограничений по форме обучения не будет, но лучше, если вы:

  • первое образование будете получать на дневной или вечерней форме;
  • второе образование — заочно или дистанционно (а также на вечерней форме, если вы уже являетесь студентом-очником).

Формально можно получать образование в двух разных вузах на очном отделении, но в этом случае вы просто не успеете посещать все лекции и присутствовать на зачетах и экзаменах. Что-то в любом случае придется пропустить, а обучение в другом вузе уважительной причиной не является. Поэтому чаще всего студенты сочетают очную форму с заочной или вечерней, либо выбирают дополнительное дистанционное образование.

В случае если вы поступаете из другого вуза или внутри своего вуза на другой факультет, то порядок подачи документов неизменен.

Если вы поступаете на другой факультет своего вуза, все просто: зайдите в свой деканат, а затем посетите деканат того факультета, куда вы хотите поступить. В вузе подробно расскажут, какие документы и куда нужно отнести. Как правило, все вопросы решаются без студента, так как документы в любом случае хранятся в стенах одного заведения.

Если вы решили поступить в другой вуз, придется позаботиться о документах самостоятельно:

  • получить копию диплома/аттестата, паспорта и медицинской справки в «родном» вузе;
  • получить справку о том, что вы уже являетесь студентом;
  • сделать несколько цветных фотографий 3х4;
  • предоставить результаты ЕГЭ или сдать тестирование, если вы выпускник колледжа.

Здесь ограничений никаких нет. Вы можете получать первое образование очно, а второе — очно-заочно, заочно или вообще дистанционно, и наоборот. Без проблем сочетаются:

  • очная — с любой другой формой обучения, кроме очной;
  • вечерняя и заочная форма;
  • дистанционная — и любая форма.

Складывается впечатление, что два высших образования можно получать либо только одновременно (с первого курса по шестой), либо поочередно. Это не так. Более того: поступать в два вуза или на два факультета одновременно не стоит. Это неудобно, да и невыгодно. Исключение — двойной диплом.

Если вы не планируете получать кардинально иную профессию, лучше всего поступить на второе высшее с третьего курса. У этого варианта есть преимущества:

  • в первом вузе вы можете учиться бесплатно и очно;
  • при поступлении во второй вуз вы вправе сократить срок благодаря перезачету нескольких дисциплин (как правило, это общие предметы — физкультура, математика, русский и английский языки и т. д.).

Таким образом, во втором вузе вы будете учиться 2–3 года, а в первом — полный срок. При одновременном поступлении придется посещать оба вуза все 4 года (для бакалавриата).

Есть и еще один нюанс: на первом курсе сложно сразу адаптироваться к новому формату обучения. Лучше поначалу учиться в одном месте, а привыкнув и завоевав репутацию, поступить на второе высшее.

К преимуществам относятся:

  • возможность получить сразу две профессии за один и тот же срок;
  • возможность сэкономить время и деньги. Второе образование может быть только платным, но вы имеете право сократить его срок в случае, если вы поступаете после 1–2 лет обучения на первом высшем.

Работодатели лояльнее относятся к людям, получившим два высших образования. Даже если у вас нет опыта работы, два диплома расскажут о вас как о человеке, который умеет работать и решать нестандартные ситуации.

Недостатки тоже есть:

  • нагрузка при двойном обучении будет намного выше;
  • даже если вы учитесь во втором вузе заочно или на вечернем отделении, совмещать будет сложно. Что-то вам придется пропустить в любом случае;
  • не все преподаватели лояльно относятся к тем, кто получает второе высшее. Оправдать неуспеваемость большой нагрузкой не выйдет.

Два высших образования можно получать одновременно. Это отличный способ заявить о себе как о человеке, который готов работать и развиваться.

Подход, стоящий за схемой «2+2+2», сформировался в США в первой половине XX века. Тогда создателям образовательного процесса топовых вузов нужно было ответить на два вызова одновременно: необходимость широкого мировоззрения и профессиональных компетенций у выпускников. Схема «от общего к частному», от общеобразовательных курсов к более узкой специализации, оказалась наиболее продуктивной и востребованной среди студентов. Сейчас примерно 10% американских вузов работают так, еще 25% используют элементы схемы для элитных подразделений.

Примерно в то же время в СССР в целях быстрой индустриализации была создана строгая система разделения труда, где каждый выполнял свою конкретную задачу, а специалистов готовили под конкретное рабочее место. В странах Западной Европы, несмотря на отличия экономических систем, происходили похожие процессы. Ключевая разница здесь в степени университетской автономии. Американские университеты самостоятельно принимают решения касательно организации своего образовательного процесса, в то время как на нашей стороне Атлантического океана государственное регулирование намного жестче. Однако общемировой тренд — на автономизацию университетов. Чем более самостоятелен вуз, тем быстрее он реагирует на изменения во внешней среде, включая рынок труда.

А рынок труда становится все более подвижным. В современном мире, если человека можно идеально подготовить под какое-то рабочее место, высока вероятность, что именно этот тип деятельности будет автоматизирован и специалисты окажутся ненужными. Отсюда отчасти большое общемировое движение по усилению общеобразовательного блока — в континентальной Европе, на Ближнем и Дальнем Востоке, где их раньше не было, появляется все больше программ свободного образования, делающих ставку на формирование целостной личности. Так, только в Европе количество таких программ выросло за последние 30 лет в несколько раз; сейчас их около сотни. Растет количество курсов по выбору, и образовательные траектории становятся все более гибкими.

Отложенный выбор появляется в разных форматах. Так функционируют элитные образовательные программы, экспериментальный Университет Люнебурга Леуфана в Германии, испанская grado abierto («открытая степень»). В России наиболее известные примеры использования подхода «2+2+2» — Тюменский государственный университет и Смольный институт в СПбГУ.

Если схема «2+2+2» станет нормой, это должно повысить востребованность выпускников на рынке и снизить количество отчислений из-за неправильного выбора направления. Но самые серьезные изменения произойдут в повседневной деятельности университетов, например в отношениях между преподавателями и студентами. Студенты смогут самостоятельно строить свою образовательную траекторию, выбирать курсы в пространстве университета.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *