Заключение и расторжение брака в римском праве

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Заключение и расторжение брака в римском праве». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Римский юрист Модестин (III в. н. э.) определял брак как союз мужа и жены, соединение всей жизни, общность божественного и человеческого права. Это определение, однако, не соответствовало действительному положению вещей.

Заключение и прекращение брака по римскому частному праву

Для совершения брака с соответствующими правовыми последствиями надо было, чтобы брачующиеся удовлетворяли определенным условиям. Одни из этих условий были абсолютными, должны были быть в наличии для заключения всякого римского брака. Другие практически играли роль условий относительных, наличие которых было необходимо для совершения брака между лицами, принадлежавшими к разным общественным группам.

Браку и условиям его заключения предшествовало обручение. В древнее время его совершали жених и невеста с согласия глав семейств. Обручение совершалось в форме манципации. В более позднее время оно проходило без соблюдения формальностей. Сторона, нарушившая договор обручения, теряла право на переданные ею другой стороне подарки, а также возвращала полученное от стороны.

Способы заключения брака в римском праве:

    1. путем совершения религиозного обряда;
    2. путем покупки женихом невесты;
    3. путем простого соглашения сторон.

Два первых способа заключения брака порождали «правильный брак», брак с мужской властью (cum manu). Третий способ заключения брака вел к установлению «неправильного брака», брака без мужской власти (sine manu).

Религиозный обряд (confarreatio) имел место в богатых патрицианских семьях. Данный способ представлял собой пышную церемонию, сопровождаемую поеданием лепешек (хлеба), принесением съестного в пользу Юпитера. Обряд проходил в присутствии жреца и 10 свидетелей.

Покупка женихом невесты (coemptio) осуществлялась в форме манципации, которую осуществлял домовладыка. Она проходила в присутствии пяти свидетелей, весовщика с весами и сопровождалась произнесением определенных слов.

Простое соглашение сторон не требовало особых брачных формальностей. Брак считался заключенным с отведением невесты в дом жениха. При этом способе заключения брака власть мужа над женой устанавливалась одногодичным непрерывным осуществлением брачного сожительства.

Заключение и прекращение брака

Собственно заключение брака распадается на два раздельных по своему правовому значению события: обручение и собственно брачная церемония. Эти события могли следовать непосредственно одно за другим, но могли быть и отдалены друг от друга даже несколькими годами.

Обручение обязательно предшествует браку. Во время обручения предполагаемые будущие брачные партнеры выражают намерение заключить между собой брак и, свидетельствуя о серьезности намерений, обмениваются подарками подобающей социальному уровню партнеров стоимости; обручение может быть совершено и представителями будущих супругов — их родителями, опекунами и т. д. Обмен подарками придавал обручению некий вид частноправовой сделки. Факт обручения, брачные намерения и факт обмена подарками закреплялся специальными письменными документами (в более раннее время — присутствием свидетелей-гостей).

Обручение не являлось завершенной процедурой заключения брачного союза: его можно было расторгнуть как по взаимному согласию, так и в порядке судебной процедуры как отказ от обязательства. Такое расторжение не считалось разводом и не могло в дальнейшем служить препятствием к заключению других браков партнерами. Однако материальный ущерб, возникший в результате несостоявшегося обручения (расходы на прием гостей, подарки и т. п.), должен был возмещаться. Претензии по поводу морального ущерба в связи с несостоявшимся браком не принимались.

Основным этапом собственно заключения брака, порождавшим все предусмотренные правом последствия личного и имущественного характера, признавался увод жены в дом мужа, все другие обрядовые процедуры только символизировали заключение брака, но не считались формальными условиями наступления брачных связей. Привод жены в дом уже создавал основания для последующих возможных имущественных притязаний, хотя бы между супругами не последовало никаких отношений на тот момент.

Правильный римский брак (в классическую эпоху) (рис. 34) мог заключаться в двух специфических формах: обрядовой (cum manu mariti) и неформальной (sine manu mariti). Первая форма заключения брака предполагала либо религиозную процедуру символического провозглашения брачного союза с последующим его освящением, либо символическую покупку жены от полноправного ее прежнего домовладыки, либо признание брака по истечении давности пребывания жены в доме супруга в течение одного года без каких-либо претензий со стороны ее родственников; все эти виды были историческими и тесно связанными с сословно-патрицианским браком древнейшей поры.

Прекращался брак, заключенный по всем требованиям права, также только по правовым основаниям. Ими были: смерть супруга, заявление об отказе от брачного союза — развод, утрата супругом его гражданского правового качества в связи с изменением сословного положения (тем более — утратой свободы) или изменением гражданства. Римский брак допускал развод супругов (в христианскую эпоху развод постепенно был запрещен, а основания к прекращению брака определялись уже требованиями церковного права). Оформить развод можно было только в отношении ранее действительного брака, нельзя было требовать развода в отношении неправового брачного союза либо еще не оформленного должным образом. Процедура развода зависела от формы заключения брака, но в любом случае она выражала отказ одного из супругов от продолжения брака и претензию его на личную и имущественную самостоятельность. Расторжение брака сопровождалось выяснением причин развода, и виновная сторона несла имущественные санкции в виде потери своего добрачного имущества или штрафов.

Действительный брачный союз предполагал взаимные права и обязанности супругов как личного, так и имущественного характера. Неравенство партнеров внутри римского брака выражалось в том, что на жену приходились по преимуществу требования обязательного характера, тогда как мужу предоставлялись значительные права в отношении жены.

Жена в правильном браке следовала сословному и гражданскому положению мужа. Ее внутрисемейный статус был подчиненным: она приравнивалась как бы к дочери, а муж приобретал над нею власть домовладыки. Жена не могла жить одна, рецепированное право ввело в обиход требование об обязательности ее следования местожительству мужа. Муж имел право заставить жену жить в своем доме, прибегнув для этого или к насильственным действиям, или к помощи властей. Жена обязывалась к домашним работам, к поддержанию дома в состоянии, отвечающем сословному положению семьи (невыполнение ею этих требований делало причину развода уважительной и для нее влекущей штрафные санкции).

Супруги обязаны были поддерживать нормальные семейные отношения как личного, так и сексуального характера. Отказ в выполнении супружеского долга, прелюбодеяние жены (измена мужа трактовалась римским правом ограничительно — наравне с двоеженством) также считались основаниями для развода. Прелюбодеяние жены могло караться домашней саморасправой, на которую имели право муж и отец жены (но только последний имел право полностью безнаказанно убить нарушительницу супружеской верности).

Имущественные отношения супругов различались в зависимости от формы заключения брака. При заключении брака в обрядовой форме (cum manu) все имущество жены и ее, условно говоря, рабочая сила полностью переходили к мужу, он имел право виндикации на любое принадлежащее жене имущество как полноправный собственник даже в отношении ее прежней семьи. Любое новое приобретение (как до, так и после брака) также переходило мужу, т. е. он имел полное право на распоряжение имуществом жены, и ее родственники не могли в это вмешиваться. Определенным вознаграждением жене за такое лишение ее собственнических прав было предоставление ей прав на наследование в качестве агнатской родственницы.

При заключении брака посредством брачного соглашения (sine manu) в семье действовал принцип раздельности имуществ супругов. Управление и распоряжение доходами от имущества жены принадлежало мужу, но отчуждать это имущество муж не имел права без специального разрешения супруги либо ее прежнего домовладыки. Прежние родственники имели право не только предъявить мужу требования о восстановлении имущества, но даже иски по поводу злоупотреблений при управлении им. Но и жена не могла (как не обладающая jus commercii) самостоятельно отчуждать это имущество. Супругам запрещались при этой форме брака взаимные дарения. За женой сохранялось пассивное право выступать участницей коммерческого оборота: дарить, занимать, участвовать в управлении имуществами, наследовать другие имущества. Ответственность возлагалась также на супругов раздельно, за исключением случаев конфискации имуществ за уголовные преступления.

Специфический институт исключительно римского семейного права составляла так называемая отцовская власть до* мовладыки в отношении подвластных детей (patria potestas pater familiae). Как отмечали сами римские юристы, “ни один народ не имеет такой власти над детьми, как римляне”. Особенность положения детей в Древнем Риме определялась двумя обстоятельствами: они не только были в чисто семейной власти родителя, но и состояли “под властью” особого рода, которой предполагались дополнительные правовые возможности родителя по отношению к детям.

По римскому праву родительская власть над детьми принадлежала только отцу и только в отношении детей из правильного брака; объем власти в отношении усыновленных был несколько меньшим. Внебрачные дети не пользовались особым статусом: власть над ними считалась принадлежащей тому родителю, кто своим поведением демонстрировал выполнение брачных и родительских обязанностей.

Власть отца семейства предполагала следующие права в отношении детей:

  1. право распоряжаться жизнью ребенка в любом возрасте до достижения им совершеннолетия, но это право ограничивалось нравами и обычаями, а также требовало участия семейного совета;
  2. право оставить новорожденного безнадзорным (это право отмирает только с христианской эпохой);
  3. право-обязанность отвечать за правонарушения, совершенные детьми; ответственность могла быть личной или же отцу предоставлялось право выдать ребенка истцу головой;
  4. право продать сына или дочь в рабство — в силу имущественных интересов семьи или в наказание; однако эта продажа не была длительной, а также не могла (в древнейшую эпоху) осуществляться более 3 раз;
  5. право на виндикационный иск в отношении удерживающих детей (таким образом, похищение детей приравнивалось к краже собственности с соответствующими последствиями).

Дети, по общему правилу, не обладали до своего освобождения из-под власти отца-домовладыки никаким самостоятельным имуществом. Однако признавались исключения, вызванные требованиями публичного правопорядка: так, все приобретенное подвластным сыном на войне считалось только его личной собственностью; на таком же положении были приобретения на гражданской службе. Самостоятельным имуществом детей (как дочерей, так и сыновей) считалось то, что получено по наследству от матери или из ее семьи.

Отцовская власть над детьми прекращалась только со смертью домовладыки или посредством особого высвобождения из-под власти. Высвобождение было или добровольным актом домовладыки (manumissio), который приравнивался по форме к освобождению раба на свободу, или принудительноправовым (за нарушения обязанностей родителя в отношении детей, троекратную продажу в рабство, при утрате родителем своего статуса), или в силу частного права (сын имел право выкупиться из-под власти — или реально, или путем символического судебного процесса, если отец отказывал в добровольной manumissio). Дочери ни в коем случае не приобретали личной и имущественной самостоятельности: они могли только перейти под власть другого домовладыки — их брата, племянника, не говоря уже о старших родственниках.

Память римского народа не сохранила никаких следов периода, предшествовавшего созданию семьи. Так как мы кое-что знаем о римлянах, то находим у них уже прочно установившийся патриархальный строй, в основе которого лежит моногамная семья с абсолютным домашним хозяйством во главе, власть которого объединяет все элементы семьи в одно крепкое целое.

Эта патриархальная семья cum manu над женой была установлена браком в тройственной форме.

Первая из этих форм, confarreatio. Это религиозный акт, он совершается в присутствии 10 свидетелей, которые считаются представителями 10 Курий, с участием священников и состоит из ряда различных священных обрядов, сопровождаемых ясными и торжественными словами. Среди этих обрядов центральное место занимает освящение и вкушение особого хлеба женихом и невестой, от которого и получила свое название сама форма.

Вторая форма, coemptio, то есть покупка жены у ее отца или опекуна. Как и любая покупка в то время, она совершается в форме манципации, в присутствии 5 свидетелей и библиотекаря (libripens) с весами жених произносит соответствующую формулу, а затем передает металл домочадцам невесты. Очень возможно, что в более раннее время coemptio была подлинной реальной покупкой жены, но очень рано она приобрела простую форму.

Историческая связь между этими двумя формами неясна, многие ученые считают confarreatio формой специфически патрицианской, а coemptio формой, возникшей среди плебеев и лишь позднее ставшей общепринятой. Они даже думают, что конфарреация всегда оставалась недоступной для плебса.

В дополнение к этим двум формам, manus над женщиной, а следовательно, и семьей, может быть установлен с помощью, то есть фактического супружеского сожительства в течение года. Мы имеем здесь применение к семейным отношениям института давности недвижимого права, подобно тому, как владение вещью в течение двух лет для недвижимого имущества и одного года для ceterae res становилось собственностью, так и здесь сожительство в течение года давало мужу преимущество над женой. В своем самом древнем применении узус, вероятно, предназначался для того, чтобы санкционировать брак, заключенный с какой-либо формой порока, или сожительство, возникшее совершенно без формы, например, путем похищения.

Брак, который происходит одним из этих способов, является браком, жена, как в личных, так и в имущественных отношениях, подпадает под власть мужа, занимает место дочери. Она целиком является частью его семьи и становится агнатхой как его самого, так и всех его родственников. В то же время она окончательно разрывает все агнатические связи со своей бывшей семьей, становится законным чужаком для своих родителей, братьев со всеми вытекающими последствиями такого отчуждения. Как филия, она подчиняется власти своего мужа со всеми атрибутами своей абсолютности. Только такой строго патриархальный брак был известен римлянам в древности.

Во времена создания римского права стали планироваться браки иного характера. Законы XII таблиц, разрешая установление Мануса по узусу, гласят в то же время, что жена может воспрепятствовать установлению Мануса, приостановить на срок давности удаление из дома мужа на три ночи, узурпация триноктио.

Таким образом, супружеское сожительство будет продолжаться на протяжении всей жизни, с той лишь разницей от обычного брака, что жена всегда будет свободна от власти мужа, будет юридически чужда ему, сохраняя при этом свое прежнее положение в старой семье.

Конечно, со строго юридической точки зрения такое сожительство не должно рассматриваться как порок, однако римское право ранних времен уже признавало его за законным браком, дети такого сожительства являются не незаконнорожденными детьми, а законными детьми, они подчиняются власти (patria potestas) отца, вступают в агнат, его семью. Жена, мать этих детей, есть uxor своего мужа, а не наложница, но она не подчиняется, находится в супружеском сожительстве с мужем, будучи свободной и независимой.

Появление этого нового брака знаменует собой важный поворотный момент в Римской истории. Первый разрыв был сделан в непроницаемом единстве старой Римской патриархальной семьи, если раньше охватывал всех членов его семьи, над которыми он властвовал со всей законной неограниченностью, то теперь в браке жена вышла из этой патриархальной оболочки и стояла рядом с мужем как самостоятельная личность. Однако впервые встал вопрос о юридическом определении отношений между этими двумя независимыми лицами. Если раньше, в браке, семейные отношения были только своего рода реальными, то только в браке. Впервые появились отношения особого, семейного характера.

Появление брака не сразу разрушило брак cum manu; новая форма сначала стоит только рядом со старой и только постепенно выходит на первый план, побеждая старую своей внутренней силой. Долгое время оба типа брака существовали бок о бок, но во второй половине республики преобладающим становится брак. Старые формы установления Мануса постепенно вымирают.

Но даже в начале Римской Империи существуют большие трудности в этом отношении, круг возможных кандидатов сужается все больше и больше, очевидно, отговаривает жен от этой формы.

Ввиду этого в 23 году нашей эры был издан закон, освобождающий конфарреацию от этого гражданского следствия, и в таком виде (без Мануса) конфарреация продолжалась вплоть до полного исчезновения язычества. Наконец, сохраняется и в эпоху классических правоведов (Гай говорит о ней как о форме практической), но не как о способе установления реального брака, а как с целью приобретения женщиной некоторых преимуществ.

Однако, начиная с IV века нашей эры, больше не встречается в этой искусственной форме.

Таким образом, даже в эпоху классических юристов единственным типом реального брака является брак. Это объясняет историческое происхождение и всю его правовую природу. Возникнув из простого супружеского сожительства, чтобы избежать, новый брак заключается в более поздние времена простым брачным соглашением, за которым следует приведение жены в дом мужа сопровождаемое, конечно, различными домашними обрядами, но все эти обряды не имеют юридического значения.

Полное отсутствие формальности брака, наряду с формальностью ряда других, менее важных правовых актов, является, конечно, странностью, но эта странность объясняется именно историческим происхождением браке. Эта формальность сохранялась в римском праве до самого конца; только в Византии была установлена необходимость церковного венчания.

В конце Республики, под влиянием общего морального упадка, семейная жизнь переживала особенно острый кризис. Распутство вне семьи и в семье стало ужасным, супружеские отношения часто становились уродливыми, супруги старались избегать детей, свободой развода стали злоупотреблять, преследуя при этом чисто спекулятивные цели.

Для борьбы со всем этим император Август издал ряд весьма решительных законов. Это прежде всего, закон 18 г. до н. э., который устанавливает наказание за прелюбодеяние, наказываются не только непосредственные исполнители, но и попустители, как таковые, муж и отец виновной жены наказываются, если они не инициируют судебное преследование.

Наказывая адюльтериум и ступрум, август освобождал от наказания случаи, когда сожительство носило внебрачный характер вследствие препятствий, налагаемых самим законом, например, вследствие запрета на брак между лицами сенаторского сословия и вольноотпущенницами. Сожительство при таких условиях, если оно предполагает супружеские намерения обеих сторон и если ни одна из них не состоит в законном браке, не подлежит наказанию. Это сожительство называется concubinatus и отличается от всех других случайных отношений, дети, рожденные от сожительства, хотя и не являются законными, также отличаются от незаконнорожденных, они являются liberi naturales. Со временем им предоставляются даже определенные ограниченные права наследования, право быть узаконенным определенным образом и так далее. В результате наложница рассматривается как суррогат брака. Таким образом, рядом с браком в истинном смысле слова возникло брачное сожительство, так сказать, низшего порядка — некое inaequale conjugium. Но это, конечно, лишь редкое исключение.

Борясь далее со склонностью к безбрачию и бездетности, август прибегнул к следующей крайней мере. Lex Julia et Papia Poppaea устанавливает прямую обязанность для всех мужчин в возрасте от 25 до 60 лет и для всех женщин в возрасте от 20 до 50 лет вступать в брак и иметь детей. Лица, не исполняющие этой обязанности, подвергаются определенным и весьма существенным ограничениям, неженатые (целибы) вообще ничего не могут получить по завещанию, а женатые, но не имеющие детей (ОРБИ) могут получить только половину. Все, что они не могут получить (недееспособные), является кадукумом и идет либо в пользу других лиц, назначенных в том же завещании, либо в казну. При этом август даже определяет количество детей, которое нужно иметь, чтобы не считаться бездетным, для мужчин достаточно одного ребенка, а для женщин, трех (для вольноотпущенниц даже четырех). Женщины, удовлетворяющие этому требованию, имеющие так называемое jus trium liberorum право на троих детей, помимо неограниченного права на получение завещаний, пользуются и другими льготами. Но этот закон, столь решительный, не мог, конечно, достигнуть своей цели, и если положение дел впоследствии улучшилось в этом отношении, то это было связано с некоторым общим улучшением состояния римского общества, а не с этим законом. Своими постановлениями о caduca lex Julia et Papia Poppaea вызвала лишь разнообразие средств для ее обхода и большую путаницу. Однако эти правила существовали на протяжении всего классического периода и были отменены только Константином.

Вступление во второй брак после расторжения первого (по крайней мере, путем развода) в течение всего республиканского и классического периода не встречало никаких препятствий со стороны закона и не накладывало никаких ограничений на новобрачного супруга. Даже наоборот, Lex Julia et papia poppaea Incap, Incap, Incap Displacitas (неспособность наследовать по завещанию).

Однако в постклассическом праве существуют уже известные ограничения, направленные на защиту интересов детей от первого брака, фаренс бинуб лишен права распоряжаться всем, что он получил от первого брака (так называемая выгодная брачная сделка), он может только пользоваться этим имуществом, после его смерти оно в любом случае должно перейти к его детям от первого брака. Кроме того, своему новому супругу он не может ни дать, ни завещать больше того, что оставляет каждому из своих детей от первого брака.

Вдова, вступающая во второй брак, также должна соблюдать так называемый траурный год, то есть период в 10 месяцев с момента прекращения первого брака. Цель этого ограничения состоит, с одной стороны, в соблюдении определенного уважения к умершему мужу, а с другой стороны, в устранении так называемого turbatio sanguinis, то есть трудностей в определении того, кого следует считать отцом ребенка, если он родился в течение 10 месяцев после расторжения первого брака.

Брак в Риме заключался неофициально, достаточно было выразить согласие супругов и отвезти невесту в дом жениха. Cum cum Manu mariti, установление власти мужа требовало совершения определенных формальных актов.

Фактическое заключение брака делится на два отдельных события в их юридическом значении, обручение и собственно брачная церемония. Обручение обыкновенно предшествует браку. Эти события могли непосредственно следовать друг за другом во времени, но они также могли быть отделены друг от друга даже несколькими годами. Помолвка неизбежно предшествует браку, одновременность делает недействительными и события, и весь брак.

Во время помолвки будущие супруги выражают свое намерение вступить в брак и, как свидетельство своих серьезных намерений, обмениваются ценными подарками, соответствующими социальному уровню партнеров, помолвка может также осуществляться представителями будущих супругов, их родителями, опекунами. Обмен подарками придавал помолвке вид частной сделки. Факт помолвки, брачные намерения и факт обмена подарками подтверждались специальными письменными документами.

Помолвка еще не была законченной процедурой заключения брачного союза: помолвка могла быть расторгнута либо по обоюдному согласию, либо в судебном порядке как отказ от обязательства. Такое расторжение брака не считалось разводом и не могло в дальнейшем служить препятствием для заключения партнерами других браков. Однако материальный ущерб, возникший в результате неудачной помолвки (расходы на прием гостей, подарки и т. д.) должен был получить компенсацию. Иски о возмещении морального вреда в связи с несостоявшимся браком не принимались.

«Позор». Во времена Империи партия, разорвавшая помолвку, теряла право вернуть сделанные ими подарки.

Главным моментом самого брака, породившим все последствия личных и имущественных прав, признавалось переселение жены в дом мужа; все остальные обрядовые процедуры лишь символизировали заключение брака, но не считались формальными условиями для возникновения супружеских отношений.

Было три способа выйти замуж:

  • Торжественный религиозный ритуал с участием жрецов и 7 свидетелей, сопровождаемый жертвоприношением. Этот способ заключения брака был привилегией патрициев и назывался дарование;
  • Предполагаемая покупка мужем своей будущей жены у ее отца по правилам, установленным для приобретения ценных вещей. Такой способ брака считается плебейским. Этот метод, получивший название CompTIA в I веке до н. э., превратился в фикцию и затем исчез;
  • Брак «sine Manu», то есть без власти мужа, был заключен без всяких формальностей. Этот тип брака развился из древней формы брака, называемой узус. Она состояла в применении к сфере супружеских отношений давних терминов.

С развитием права старые формы брака вымирали или становились менее важными. Параллельно с этим утверждалось неофициальное заключение брака простым соглашением.

Брак, заключенный по всем юридическим требованиям, был расторгнут также только по юридическим причинам. К ним относились, смерть супруга, заявление об отказе от брачного союза, развод, утрата супругом своих гражданско-правовых качеств в связи с изменением его сословного статуса, особенно, утрата свободы, или изменение гражданства.

Развод не требовал никаких юридических формальностей, но заявление о разводе было необходимо. Свобода развода была одной из основ Римского брачного права.

Брак считался недействительным, между родственниками по прямой линии, а также между теми побочными родственниками, из которых хотя бы один приходился общему предку по первой степени родства. То же правило применялось и к родственникам мужа. Помимо заявленных условий законности брака, были также некоторые специфические требования. Например, провинциальный судья не может жениться на гражданке этой провинции.

При всех правовых качествах брака партнеры должны были находиться в подобающем для заключения брака возрасте, мужчины иметь не менее 14 лет от роду, женщины быть в возрасте, определяемом половой зрелостью, т.е. старше 13 лет. До достижения возраста в 60 лет для мужчин и 55, для женщин брак полагался для них обязательно благожелательным институтом, после наступления старческого возраста заключение брачного союза рассматривалось в качестве предосудительного, в эпоху рецепции римского права заключение брака после 80 лет считалось достаточной причиной для ничтожности этого союза в правовом смысле.

Не мог признаваться в качестве брака союз между лицами несоответствующего социального уровня, например, между сенатором и артисткой, между магистратом и женщиной, подпадающей под его должностную власть. Между рабами брака не могло быть, только сожительство (конкубинат).

19.Конджакулян К.М. Бицефальная система исполнительной власти: Сравнительно-правовое исследование//Закон и право. 2014. № 4.

20.Конджакулян К.М. Исполнительная власть в Республике Армения (коллизии, пробелы и правовые механизмы совершенствования) // Государственная власть и местное самоуправление. №1, 2012.

21.Конджакулян К.М. Президент в системе и структуре органов исполнительной власти (Сравнительно-правовой анализ на примере России и Арме-нии)//Конституционное и муниципальное право. 2010 г. № 5.

22.Конджакулян К.М. Некоторые проблемы в системе государственного управления (Сравнительно-правовой анализ) // Закон и право. № 11. 2014.

23.Мамитова Н.В. Проблемы проведения антикоррупционной экспертизы органами прокуратуры Российской Федерации Вопросы правоведения. №1. 2013.

24.Мамитова Н.В. Правосознание современного российского общества: теоретико-правовой анализ // Развитие юридической науки в новых условиях: единство теории и практики/сборник тезисов по материалам международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня основания Южного федерального университета. — Ростов-на-Дону: Издательство . 2015

25.Мамитова Н.В. Арктическая зона Российской Федерации: проблемы развития и правового регулирования // СПб.: Санкт-Перетбургский университет ГПС МЧС России. 2015.

26.Мамитова Н.В. Правовые средства противодействия коррупции в Российской Федерации (статья). / Мамитова Н.В. ,Петренко А.В. // Юридическая мысль. Научно-практический журнал ВАКОВСКИЙ. 2015 №5 (91).

ОСОБЕННОСТИ БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПРАВЕ ДРЕВНЕГО РИМА

Силакова Ольга Николаевна ,

к.э.н., доцент кафедры гражданского права Юго-Западного государственного университета, 305040, Россия, Курская область, г. Курск, ул. 50 лет Октября, 94

Лахта Владислав Анатольевич, студент группы ПД-64 Юго-Западного государственного университета, 305040, Россия, Курская область, г. Курск, ул. 50 лет Октября, 94

Аннотация: Статья рассматривает особенности брачных отношений в Древнем Риме. Автор делает анализ особенностей брачного союза в эпоху расцвета Римской империи с целью заимствования наиболее некоторых норм римского частного права в семейное право России.

Ключевые слова: брак, владыка, «cum manu», «sine manu», приданое.

Abstract: The Article considers the peculiarities of marriage in Ancient Rome. The author makes an analysis of the features of marriage in the heyday of the Roman Empire with the aim of drawing the most of some norms of the Roman private law in the family law of Russia.

Key words: marriage, Lord, «cum manu», «sine manu», the dowry.

Брак в римском частном праве имел свои особенности и содержал в себе положения, заимствованные в последствии в нашу современную действительность. Еще известный римский юрист Модестин (III в. н. э.) считал брак как своеобразный союз мужчины и женщины, заключенный на всю жизнь, единство божественного и человеческого начала. Тем не менее, подобное утверждение не соответствовало реалиям того периода времени. Дело в том, что первоначально брак в Риме носил название «cum manu» и расшифровывался как — брачный союз, провозглашающий власть мужа над 158

женой. Заключив подобный брак, жена попадала под власть мужа или его домовладыки и становилась некровной родственницей в семье мужа.

Тем не менее, положение женщин в Древнем Риме было не столь безнадежно. Так, в тот период времени, жена могла избежать власти мужа, путем заключения брачного союза без соблюдения специальных формальностей. Такой союз получил название «sine manu» или брак, без власти мужа над женой. При этом в Древнем Риме существовало очень интересное правило, если в течении года после заключения подобного союза женщина три ночи подряд проводила вне дома мужа, то она продолжала оставаться некровной родственницей в семье мужа. Причем подобного рода обряд мог повторяться ежегодно. В том случае, если жена не покидала дом мужа — она автоматически попадала под власть мужа и брак превращался в брак с властью мужа («cum manu»)7.

Таким образом, брак в форме «sine manu» — это специфическая форма брака, основанная на равноправии супругов, независимости жены от мужа. При этом жена была полноправной хозяйкой в доме и матерью детей. Все остальные вопросы находились в ведении ее мужа. Приблизительно со 2 периода республики подобная форма брака постепенно вытеснила союз «cum manu» и стала преобладающей.

Уже в I в. до н. э. появляется специальная форма брачных отношений — «конкубинат». Это постоянное сожительство двух лиц, не состоящих в браке между собой с целью ведения общего хозяйства и развития жизненных ценностей в римском обществе. При конкубинате права детей и самой сожительницы были ограничеными. Так, рожденные в подобном союзе дети не значились законнорожденными, поэтому были ограничены в праве на наследство.

  • Рубрикатор по предметам
  • Рубрикатор по типам работ
  • Пользовательское соглашение
  • Размещение рекламы

Брак sine manu мог быть прекращен волеизъявлением одного из тех лиц, согласие которых требовалось для совершения брака (п. 139). Свобода разво­да была, как уже сказано, одним из основных начал римского брачного пра­ва.

И несмотря на множество разводов в конце периода республики и в пери­од империи, несмотря на то, что разводы противоречили учению христианской церкви о браке, свобода развода никогда не была ни отменена, ни даже ограничена, если не считать указанных выше невыгодных имущест­венных последствий развода для супруга, по инициативе или по вине которо­го брак был прекращен разводом.

В силу обязательства (obligation) должник (обязанное лицо) должен совершить определенные действия в пользу кредитора. Активный характер этих действий позволяет отличить обязательство от вещного права. В обязательстве есть две стороны: кредитор обладает правом требования, а на должника возложена обязанность выполнить правомерные требования первого.

Активная внешняя экспансия Рима, его многочисленные военные походы для поддержания и развития рабовладельческого общества, привели к росту потерь личного состава римской армии, которая требовала регулярного пополнения, что влияло на развитие брачно-семейного и наследственного законодательства.

Так был изменен принцип брачного договора — манципация, наложение руки (cum manu) на жену и ее имущество, правом стали признаваться новые упрощенные формы брака — матримониум и конкубинат (сожительство).

Целью контрольной работы является изучение брака в римском праве.

2.2. Обстоятельства, прекращающие брак Брак признавался ничтожным: между родственниками по прямой линии, а также между теми боковыми родственниками, из которых хотя бы один стоит к общему предку в первой степени родства. Аналогичные правила применялись и к свойственникам. Помимо изложенных условий законности брака предъявлялись еще некоторые специфические требования.

К примеру, провинциальный магистрат не мог вступать в брак с гражданкой данной провинции. Прекращался брак, заключенный по всем правовым требованиям, также только по правовым основаниям. Таким образом, кроме смерти одного из супругов, брак прекращался: 1. Обращением одного из супругов в рабство. Однако брак считался продолжавшимся все время, если оба супруга были вместе в плену. 2.

Утратой права гражданства. 3. Изменением семейного состояния одного из супругов, которое устанавливало такую степень агнатического родства его с другим супругом, при которой вступление в брак было бы невозможно, например, paterfamilias усыновлял мужа свой дочери, не освободив ее предварительно от patria potestas. 4.

По воле мужа или его paterfamilias в браке cum manu; по воле мужа или жены, либо по их соглашению в браке sine manu. Вступление во второй брак после прекращения первого не встречало ни в период республики, ни в период принципата никаких ограничений.

Развод в классическую эпоху был свободным и допускался как по обоюдному согласию супругов (divortium), так и по одностороннему заявлению отказа от брачной жизни (repudium). Свобода развода была одним из начал римского брачного права.

Прекращался брак, заключенный по всем правовым требованиям, также только по правовым основаниям. Таковыми являлись: смерть супруга, заявление об отказе от брачного союза — развод, утрата супругом его гражданского правового качества в связи с изменением его сословного положения, тем более — утратой свободы, или изменением гражданства Новицкий И. Б. Римское право. М., 1993. .

Древнейшим браком, характерным для патриархального строя, был брак в обрядовой форме. Жена в этом браке подпадала полностью под власть мужа или его домовладыки, если муж был подвластным лицом. Это распространялось как на ее личность, так и на ее имущество. Юридически она становится дочерью. Она перестает быть агнаткой своей прежней семьи и становится агнаткой мужа и его семьи.

В браке cum manu жена обладала и сословным, и гражданским положением, так же как и муж. Жена приравнивалась к дочери, а муж приобретал над ней абсолютную власть как глава семейства.

Судьба жены полностью зависела от воли мужа: он мог продать ее в рабство, наложить наказание вплоть до лишения жизни.

Однако в соответствии с обычаями муж не должен был налагать на жену наказание, предварительно не выслушав совета родственников.

Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы «Прекращение брака в римском праве». Однако, требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы.

    • cum manu – брак, устанавливавший власть мужа над женой, в силу которой жена поступала под власть мужа (или домовладыки, если муж сам был подвластным лицом);
    • sine manu – брак, не порождавший власть мужа над женой (жена оставалась подвластной прежнему домовладыке, либо была самостоятельным лицом);
    • конкубинат (условно, так как формально браком не являлся).

Первой формой брака в Риме был брак под названием cum manu — брак, устанавливавший власть мужа над женой. Вступив в такой брак, женщина попадала под власть мужа или его домовладыки и становилась агнаткой в доме мужа.

Однако уже в древности женщина могла избежать власти мужа. Для этого она должна была заключить брак без соблюдения всяких формальностей (sine manu) — брак, не порождавший власть мужа над женой. Если в течение года после заключения такого брака женщина три ночи подряд проводила вне дома мужа, она не становилась агнаткой в доме мужа. Такая процедура могла ежегодно повторяться.

Достижение поставленной цели обусловлено решением следующих задач:

В Риме было принято различать два отдельных вида браков:

· Брак sinemanu, являвшийся браком без мужской власти

· Брак cum manu – брак с мужской властью.

Сущность последнего заключалась в личном и имущественном полном подчинении жены мужу. При этом, жена и дочери приобретали статус со всеми последствиями права, однако муж полностью распоряжался личностью и статусом жены. Кроме того, приданое включалось в имущество мужа, а жена не имела права совершать сделки. За мужем закреплялось право жизни и смерти жены. Вступая в данный вид брака, женщина полностью попадала под власть мужа и не могла требовать развод, который мог дать только муж.

Право различало два основных вида римского брака:

    • Брак с властью мужем;
    • Брак без власти мужа.

Виды брака различались между собой как по формальным основаниям (порядок заключения, расторжения и т.д.), так и по существу (разный объем правоспособности жены).

  1. Брак «cum manu» – брак с властью мужа:
    1. Порядок заключения – жена поступала либо под власть мужа, либо под власть домовладыки, если муж был подвластным лицом. Данная форма брака имеет древнее происхождение. В результате заключения брака с властью мужа жена полностью находилась под властью мужа или домовладыки. Многие историки полагают, что данный брак возник на основе купли-продажи женщины из другого рода, а равно ее похищения. Муж в отношении жены имеет те же права, что и на детей. В том случае, если жена приносила в новую семью какое-либо имущество, оно становилось собственностью мужа.
    2. Основания прекращения брака:
        1. смерть или capitis deminutio maxima одного из супругов;
        2. развод. При браке cum manu развод требовал соблюдения известных формальностей: если брак был заключен per confarreationem, то требовалось diffarreatio; если же он был заключен per coemptionem или usum, то требовалась remancipatio и manumissio, т. е. жена манципировалась третьему лицу.
    3. Положение женщины:
        1. женщина, покидая родной дом, уходила из-под власти главы своей семьи и попадала во власть мужа или главы семьи мужа. Женщина при этом не могла распоряжаться приданым и принесённым богатством.
        2. Супруг был вправе отдать жену в кабалу, наказать ее смертью и пр.
        3. Однако, римская матрона была значительно самостоятельная и пользовалась большим уважением. Она могла принимать участие в праздничных обедах, ходить в театр и на игры, в термы, имела доступ к искусству, образованию и науке.
  2. брак без власти мужа (sine manu – «без руки»), при котором жена не находилась под властью мужа (лат. sine in manum conventione) и оставалась во власти отца или опекуна. Когда брак sine manu вытеснил все остальные формы, эта опека стала терять своё значение. Так, уже в конце республики опекаемой было достаточно пожаловаться на отлучку своего опекуна, продлившуюся хотя бы один день, и она могла выбрать себе другого по собственному желанию. По законам Августа, женщина, имевшая троих детей, освобождалась от опеки. О пожизненном пребывании женщины под властью отца, мужа, опекуна Гай писал: «В старину хотели, чтобы женщины и в совершенных годах находились по причине своего легкомыслия под опекой». Фактически замужняя женщина уже к концу республики пользуется в частной жизни такой же свободой, как и её муж: распоряжается самостоятельно своим имуществом, обладает свободой подать на развод.

В фиктивный брак вступали, например, бедные мужчины за плату, и это, возможно, было нередким случаем в Древнем Риме. Такой брак заключался, чтобы избежать законов о незамужестве и получить неограниченную свободу. Фиктивный брак упоминается Сенекой в книге о браке, а Тертуллиан пишет о терпении «купленных мужей».

Заочный брак. Выйти замуж можно было и в отсутствие жениха, если женщина по его письму или его посланцем будет отведена в дом мужа.

Жениться на отсутствующей невесте было невозможно, так как для этого «необходимо введение (жены) в дом мужа, как бы в брачное жилище, а не (мужа) в дом жены».

Заочный брак (так и не ставший фактическим) обязывал женщину оплакивать мужа, если тот погибнет.

Конкубинат (лат. concubinatus) встречался в зажиточных семьях высшего сословия, а также в других слоях населения.

Так, женщины в сенаторском сословии иногда жили в конкубинате с вольноотпущенными мужчинами, так как в случае заключения брака она теряла свой статус (по той же причине сенаторы жили с вольноотпущенными женщинами в конкубинате). Такую форму «брака» можно было встретить среди солдат, рабов, сенаторов и вольноотпущенниц.

Сенатор не мог сделать вольноотпущенницу законной женой, что считалось позором и для него, и для всей его семьи, однако, отношения в конкубинате не налагали на него никакого пятна.

К конкубинату были такие же требования, как и к браку: жизнь с одним партнёром, жена должна быть верна партнёру и также исполнять свои обязанности. Конкубинат и распространённый «брак рабов» (лат. contubernium), часто поощрявшийся хозяевами, признавались обществом как форма сожительства.

В таких отношения римляне вступали также и по другим семейным обстоятельствам, например, в случае, если отец семейства не хотел жениться во второй раз, чтобы не ущемлять права на наследование детей из первого брака.

Брак между разными сословиями. Поначалу брак между патрициями и плебеями был запрещён, он стал возможным благодаря закону Канулея 445 года до н. э.

    • cum manu – брак, устанавливавший власть мужа над женой, в силу которой жена поступала под власть мужа (или домовладыки, если муж сам был подвластным лицом);
    • sine manu – брак, не порождавший власть мужа над женой (жена оставалась подвластной прежнему домовладыке, либо была самостоятельным лицом);
    • конкубинат (условно, так как формально браком не являлся).

Первой формой брака в Риме был брак под названием cum manu — брак, устанавливавший власть мужа над женой. Вступив в такой брак, женщина попадала под власть мужа или его домовладыки и становилась агнаткой в доме мужа.

Однако уже в древности женщина могла избежать власти мужа. Для этого она должна была заключить брак без соблюдения всяких формальностей (sine manu) — брак, не порождавший власть мужа над женой. Если в течение года после заключения такого брака женщина три ночи подряд проводила вне дома мужа, она не становилась агнаткой в доме мужа. Такая процедура могла ежегодно повторяться.

Если жена не отлучалась из дома, то она попадала под власть мужа и брак превращался в брак с властью мужа (cum manu). Брак sine manu — это форма брака, основанная на равенстве супругов, независимости жены от мужа. Жена была хозяйкой дома и матерью детей. Остальные вопросы находились в ведении мужа.

Предположительно во второй период республики эта форма брака пришла на смену cum manu и стала преобладающей.

Для совершения брака с соответствующими правовыми последствиями надо было, чтобы брачующиеся удовлетворяли определенным условиям.

Одни из этих условий были абсолютными, должны были быть в наличии для заключения всякого римского брака.

Другие практически играли роль условий относительных, наличие которых было необходимо для совершения брака между лицами, принадлежавшими к разным общественным группам.

1. Рассмотреть правовую сущность брака.

    1. достижение брачного возраста;
    2. согласие на брак;
    3. наличие у брачующихся права заключить законный брак.

Первым условием вступления в брак было достижение брачующимися брачного возраста, который, совпадая с возрастом совершеннолетия, после некоторых колебаний был установлен в 14 лет для мужчин и в 12 лет для женщин.

Вторым условием было согласие на брак и условия его заключения. В древнейшее время это было согласие одного только домовладыки. Жених выражал свою волю, если он был полностью правоспособным; правоспособная невеста нуждалась в согласии опекуна (auctoritas tutoris).

Однако постепенно сложился другой взгляд: для вступления в брак не вполне правоспособного лица нужно прежде всего его согласие и, наряду с ним, согласие главы семьи невесты и согласие как главы семьи жениха, так и лица, под отеческой властью которого жених может оказаться со смертью главы семьи.

Так, согласие на брак внука дает не только его глава семьи — дед, но и отец, подчиненный власти того же деда, ибо после смерти деда внук окажется под властью своего отца, которому сын не вправе навязать наследников, будущих детей от заключаемого брака.

Наоборот, внучка, вступая в брак, не только не навязывает наследников своему деду и отцу, но и сама перестает быть их наследницей, вступая в агнатическую семью своего мужа. На выход из старой агнатической семьи и дает согласие невесте глава ее семьи.

Браку и условиям его заключения предшествовало обручение. В древнее время его совершали жених и невеста с согласия глав семейств. Обручение совершалось в форме манципации. В более позднее время оно проходило без соблюдения формальностей. Сторона, нарушившая договор обручения, теряла право на переданные ею другой стороне подарки, а также возвращала полученное от стороны.

    1. путем совершения религиозного обряда;
    2. путем покупки женихом невесты;
    3. путем простого соглашения сторон.

Два первых способа заключения брака порождали «правильный брак», брак с мужской властью (cum manu). Третий способ заключения брака вел к установлению «неправильного брака», брака без мужской власти (sine manu).

Религиозный обряд (confarreatio) имел место в богатых патрицианских семьях. Данный способ представлял собой пышную церемонию, сопровождаемую поеданием лепешек (хлеба), принесением съестного в пользу Юпитера. Обряд проходил в присутствии жреца и 10 свидетелей.

Первоначально в Древнем Риме подчинением домовладыке (paterfamilias) определялось и родство. Все, кто подлежал власти одного главы семейства, вне зависимости от наличия между ними кровных уз считались родственниками. Такое родство называлось агнатским, а родственники, состоявшие в такой связи, – агнатами. Поэтому дочь, вышедшая замуж и поступившая под власть нового домовладыки, переставала быть агнатской родственницей своего отца, братьев, и наоборот, лицо постороннее, усыновленное домовладыкой, становилось его агнатом. Выход из-под власти paterfamilias прекращал все правовые связи соответствующего лица с его бывшей семьей, поскольку в древнейшую эпоху факт кровного происхождения никакого юридического значения не имел, если не сочетался с нахождением под властью отца-домовладыки.

По мере развития хозяйственных отношений и ослабления патриархальных устоев все большее значение получает так называемое когнатское родство(cognatio) — кровное родство, основанное на общности происхождения, в конце концов полностью вытеснившее агнатское родство.

Применительно к когнатскому родству выделяются линии и степени. Прямая линия родства связывает лиц, происходящих последовательно друг от друга, напр, отец, сын, внук. Боковая линия объединяет лиц, имеющих общего предка (брат и сестра, дядя и племянник). Прямая линия могла быть восходящей и нисходящей в зависимости от того, проводилась она от потомков к предку или от предка к потомкам.

Степень родства определялась количеством рождений, на которое сопоставляемые лица отстоят друг от друга. Отсчет рождений велся от общего предка. Напр., брат и сестра состоят между собой во второй степени родства. В то же время среди братьев и сестер различаются полнородные, т.е. происходящие от общих родителей, и неполнородные, которые могли иметь общего отца (единокровные) или общую мать (единоутробные).

От родства отличали свойство как отношение между мужем и родственниками жены, между женой и родственниками мужа или же между родственниками обоих супругов. Свойство, как и родство, дифференцировалось по степеням, соответствующим степени родства между супругом и его родственником, степень свойства с которым определялась.

Степени родства имели значение при наследовании и вступлении в брак, поскольку заключение брака между близкими родственниками не допускалось. Этот запрет распространился и на близкие степени свойства.

Семья образуется посредством брака. Классический юрист Модестин определял римский брак как «союз мужчины и женщины, соединение всей жизни, общность божественного и человеческого права». Эта идеалистическая трактовка брака не соответствовала реальному положению вещей: даже в классический период женщина была далеко не равноправным партнером мужа. Как полагают некоторые исследователи, в этом общем понимании отразилось подчинение регулирования брачно-семейных связей правовым нормам двоякого происхождения: как проявление требований «человеческого права» брачный союз подчиняется установлениям гражданского права, как проявление требований «божественного права» брачный союз должен отвечать высшим предписывающим требованиям морального и религиозного характера, предпосланным человеческому праву.

Вплоть до Юстиниана римское семейное право различало matrimonium iustum, законный римский брак между лицами, имеющими ius conubii, и matrimonium iuris gentium между лицами, такого права не имеющими. В доюстиниановом праве различали два вида брака.

Первым видом был брак cum manu mariti, т.е. брак с мужней властью, в силу которого жена поступала либо под власть мужа, либо под власть домовладыки, если сам муж был подвластным лицом. Вступление в такой брак неизбежно означало capitis deminutio minima жены: если до брака жена была persona sui iuris (в собственной власти), то после вступления в брак сит тапи (в чужой власти) она становилась persona alieni iuris. Если до брака она была под властью (in potestate) своего отца, то, вступив в этот вид брака, она подпадала под власть мужа или его paterfamilias, если муж был под властью отца, и становилась агнаткой семьи мужа.

Второй вид бракаsine manu mariti, при котором жена оставалась подвластной прежнему домовладыке либо была самостоятельным лицом. Внешне этот вид брака похож на конкубинат, но в отличие от последнего обладал особым намерением – основать римскую семью, иметь и воспитывать детей. Брак sine manu следовало возобновлять ежегодно. Прожив в течение года в доме мужа, жена автоматически подпадала под его власть – по давности. Законами XII таблиц было определено, что женщина, не желавшая установления над собой власти мужа фактом давностного сожительства, должна была ежегодно отлучаться из своего дома на три ночи и таким образом прерывать годичное давностное владение ею.

Создавая различный строй отношений между мужем и женой, брак сит тапи и брак sine manu резко отличались друг от друга порядком заключения и прекращения. Заключение брака сит тапи требовало соблюдения определенных обрядов, это был акт формальный. Заключение брака sine manu было актом неформальным. Данный вид брака рассматривался как некоторое фактическое состояние. Вместе с тем с ним связывались определенные юридические последствия.

2. Раскрыть виды брака и формы его заключения.

Правовой предпосылкой для заключения брака было предполагаемое ius conubii (право вступать в законный римский брак) у лица, которое вступало в него. До Юстиниана на этом основании не могли заключать законного римского брака некоторые категории иностранцев (лица, не обладающие правами римского гражданства). По законодательству Юстиниана, когда права римского гражданства имели почти все подданные Римского государства, отсутствие conubium могло быть следствием близкого родства или свойства между лицами, желающими вступить в брак.

Собственно заключение брака распадается на два раздельных по своему правовому значению события: обручение и последующую брачную церемонию. В древнейшее время обручение подвластных лиц (alieni iuris) совершалось их paterfamilias без участия врачующихся. Позднее обручение совершали жених и невеста с согласия paterfamilias обоих. В поздний период односторонний отказ от заключения брака после совершения обручения давало другой стороне право потребовать возмещения причиненного ущерба.

Основным моментом собственно заключения брака, создававшим все предусмотренные правом последствия личного и имущественного характера, признавался увод жены в дом мужа; все другие обрядовые процедуры только символизировали заключение брака, но не считались формальными условиями наступления брачных связей.

С развитием права в Древнем Риме шел процесс отмирания или ослабления роли старых форм заключения брака. Параллельно этому происходило утверждение неформального совершения брака путем простого соглашения между мужчиной и женщиной о совместном проживании.

Процедура прекращения браковsine тапи и сит тапи была различна. Первый мог быть расторгнут не только по соглашению супругов, но и по свободному волеизъявлению одной из сторон. Развод при браке сит тапи мог произойти лишь по инициативе мужа.

От брака следует отличать конкубинат, т.е. дозволенное законом постоянное (а не случайное) сожительство мужчины и женщины, не отвечающее, однако, требованиям законного брака. Конкубин не разделял социального положения мужа, а дети от такого сожительства не подпадали под его patria potestas (отцовская власть). Вопреки тому, что в целом римская семья являлась моногамной, мужчина в республиканскую эпоху мог состоять в законном браке с одной женщиной и одновременно в конкубинате с другой.

Отцовская власть (patria potestas), первоначально безграничная, постепенно, с развитием древнеримского общества, смягчалась. Основной причиной этого являлось распадение прежней крестьянской семьи (в связи с развитием рабовладельческих хозяйств), развитие в городах ремесел: сыновья все в больших размерах ведут самостоятельное хозяйство. Наряду с этим сыновья приобретают самостоятельное положение в постоянной армии и в государственном аппарате, причем еще до достижения пожилого возраста.

Способы установления отцовской власти:

1. Рождение ребенка от данных родителей, состоящих в законном браке.

2. Узаконение (отец узаконивает своего сына, рожденного вне брака): 1) последующим браком родителей внебрачного ребенка; 2) путем получения соответствующего императорского рескрипта; 3) путем зачисления незаконного сына в члены муниципального сената, замужества незаконной дочери за членом муниципального сената.

3. Усыновление. Усыновить можно было лицо, находящееся под властью другого домовладыки, либо лицо, не являющееся подвластным.

В сфере имущественных отношений подвластные дети были рано допущены к совершению сделок от своего имени. Но все права из таких сделок возникали для домовладыки. В случае совершения подвластным деликта потерпевшему давался ноксальныи иск.

В республиканском праве у подвластных не было своего имущества: все принадлежало домовладыке.

  1. 26. Понятие и виды римского брака. Заключение и расторжение.
  2. 18. Брак по римскому праву: понятие, условия вступления, порядок и способы и способы заключения и расторжения.
  3. Церковно-государственные отношения на Востоке и наЗападе. Церковное право как первая общеевропейская правовая система.
  4. 1.3. Договор как основание возникновения обязательств в современном семейном праве

— Авторское право — Адвокатура — Административное право — Административный процесс — Антимонопольно-конкурентное право — Арбитражный (хозяйственный) процесс — Аудит — Банковская система — Банковское право — Бизнес — Бухгалтерский учет — Вещное право — Государственное право и управление — Гражданское право и процесс — Денежное обращение, финансы и кредит — Деньги — Дипломатическое и консульское право — Договорное право — Жилищное право — Земельное право — Избирательное право — Инвестиционное право — Информационное право — Исполнительное производство — История государства и права — История политических и правовых учений — Конкурсное право — Конституционное право — Корпоративное право — Криминалистика — Криминология —

Семья образуется посредством брака. Классический юрист Модестин определял брак как «союз мужчины и женщины, соединение всей жизни, общность божественного и человеческого права». Это идеалистическая трактовка брака не соответствовала реальному положению вещей: даже в классический период женщина была далеко не равноправным товарищем мужа. По мнению О. Омельченко, в этом общем понимании отразилось подчинение регулирования брачно-семейных связей правовым нормам двоякого происхождения: как проявление требований «человеческого права» брачный союз подчиняется установлениям гражданского права, как проявление требований «божественного права» брачный союз должен отвечать высшим предписывающим требованиям морального и религиозного характера, предпосланным человеческому праву.

5 стр., 2183 слов

3. Охарактеризовать порядок прекращения брака.

Совершению брака обыкновенно предшествовало обручение (sponsalia).

В древнейшее время обручение лиц alieni iuris совершалось их patresfamilias без участия брачующихся. Позднее обручение совершали жених и невеста с согласия paterfamilias обоих. Обручение совершалось в форме двух стипуляций (п. 433): по одной- paterfamilias невесты обязывался передать её жениху, а по другой — обязывался принять невесту в качестве жены, а в самое древнее время может быть в форме односторонней стопуляции, по которой только paterfamilias невесты обязывался передать её жениху, не принимавшему на себя никаких обязанностей и имевшему затем право прекратить брак односторонним воле изъявлением.

Брак в Риме заключался неформально: достаточно было выражения согласия брачующихся (несомненно, в презумпции, что все условия законного брака налицо) и отведения невесты в дом жениха. Если брак заключался cum manu mariti, то для установления власти мужа требовалось совершение определенных формальных актов (при этом древнейшее римское право знало три способа установления manus: confarreatio, coemptio, usus).

Основным моментом собственно заключения брака, рождавшим все предусмотренные правом последствия личного и имущественного характера, признавался увод жены в дом мужа; все другие обрядовые процедуры только символизировали заключение брака, но не считались формальными условиями наступления брачных связей. С развитием права шел процесс отмирания или ослабления роли старых форм заключения брака. Параллельно ему происходило утверждение неформального совершения брака путем простого соглашения, за которым должно было, однако, необходимо следовать deductio feminae in domum nuptias.

Древнейшие римское право знало три способа установления manus, неразрывная в то время с браком: а) confarreatio, б) coёmptio, в) usus.

Confarreatio, которую ряд историков считает патрицианской формой совершения брака, по взгляду некоторых (Жирар, Пост) никогда не ставшей доступной плебеям, была религиозным обрядом. Название обряда произошло от panis farreus, особого хлеба, который во время брачной церемонии вкушали брачующихся. А затем приносили в жертву Юпитеру. Церемония совершалась certis verbis в присутствии жрецов- pontifex maximus и flamen Dialis и 10 свидетелей, представлявших, быть может. Древнейшие 10 курий (данной трибы).

Только человек. Рождённый от брака. Заключенного рег confarreationem, и состоящий в таком браке. Мог занимать должности rex sacrorum и flamen Dialis.

Coёmptio является светской и. как думают, преимущественно плебейской формой брака. Эта « воображаемая» покупка жены мужем была. Вероятно. Пережитком подлинной купли. Она производилась в тех же формах, в каких покупались наиболее ценные вещи_ а именно земля и рабы, и устанавливались права на лиц in mancipio, а именно в форме mancipatio. Правда, слова, которые при этом произносятся, отличны от слов. Произносимых при покупке в собственном смысле, однако, в остальном это по форме купля. По описанию, которое даёт этой форме заключения брака Гай, а также по отдельным замечаниям Цицерона и других писателей, coёmptio представляет так:

7 стр., 3074 слов

Брак признавался ничтожным: между родственниками по прямой линии, а также между теми боковыми родственниками, из которых хотя бы один стоит к общему предку в первой степени родства. Аналогичные правила применялись и к свойственникам. Помимо изложенных условий законности брака предъявлялись еще некоторые специфические требования. К примеру, провинциальный мог вступать в брак с гражданкой данной провинции.

Прекращался брак, заключенный по всем правовым требованиям, также только по правовым основаниям. Таким образом, кроме смерти одного из супругов, брак прекращался:

7 стр., 3287 слов

Действительный брачный союз предполагал взаимные права и обязанности супругов как личного, так и имущественного характера. Неравенство партнеров внутри римского брака выражалось в том, что на жену приходилось по преимуществу требования обязательного характера, тогда как мужу предоставлялись значительные права в отношении жены.

13 стр., 6289 слов

1. Понятие брака. Семья образуется посредством брака. Брак определяется римским юристом Модестином как «союз мужа и жены, соединение всей жизни, общность божественного и человеческого права» ( D .23. 2. 1.). Это идеалистическое определение брака не соответствовало действительному положению: даже в классическую эпоху, когда римское право достигло наивысшего развития, женщина далеко не была равноправным товарищем своего мужа.

Римское право различало (вплоть до Юстиниана) matnmonium iustum . nnn matrimonium iuris civilis , законный римский брак (между лицами, имевшими ius conubii , см. выше, Разд. 111 § 2, п. 2), и matrimonium iuris gentium (брак между лицами, не имевшими ius conubii ). От брака отличается конкубинат, дозволенное законом постоянное (а не случайное) сожительство мужчины и женщины, однако не отвечающее требованиям законного брака. Конкубина не разделяла социального состояния мужа, дети от конкубины не подлежали отцовской власти. Несмотря на моногамный характер римской семьи, для мужчины в республиканскую эпоху считалось допустимым наряду с matrimonium с одной женщиной состоять в икубинате с другой (напротив, всякое сожительство женщины с другим мужчиной, кроме мужа, давало в древнереспубликанском праве мужу убить жену).

В доюстиниановом праве различали брак cum manu mariti , т.е. брак с мужней властью, в силу которой жена поступала под власть мужа (или домовладыки, если муж сам был подвластным лицом), и брак sine manu , при котором жена оставалась

подвластной прежнему домовладыке либо была самостоятельным лицом. Брак sine manu по внешности был похож на конкубинат, но отличался от него специальной affectio maritalis намерением основать римскую семью, иметь и воспитывать детей ( liberorum quaerendorum causa ).

2. Условия вступления в брак. (1) Необходимо было согласие жениха и невесты, а если они находились под властью домовладыки, то также согласие домовладыки (впрочем, если домовладыка отказывал в согласии без достаточного основания, его можно было принудить через магистрат).

(2) Требовалось достижение брачного совершеннолетия (14 лет — для мужчин, 12 лет — для женщин).

(3) Не допускался брак лица, состоявшего в (непрекращенном) браке.

(4) Необходимо было, чтобы вступающие в брак лица имели ius conubii (см. выше, разд. III, § 2, п. 2). До Юстиниана на этом основании не могли заключить законного римского брака некоторые категории чужеземцев (брак между римским гражданином и чужеземкой считался недопустимым по политическим соображениям; целью этого запрещения было помешать чужеземке путем вступления в связи с браком в семью римского гражданина получить права римского гражданства) .

По законодательству Юстиниана, когда права римского гражданства имели почти все подданные Римского государства, отсутствие conubium могло быть следствием близкого родства или свойства (свойством называется отношение между одним из супругов и родственниками другого супруга).

3. Родство определяется по линиям и степеням. Лица, происходящие одно от другого (например, отец и дочь, внук и бабка), называются родственниками по прямой линии. Родственники по прямой линии, происходящие от данного лица, называются его нисходящими (сын, внук, правнук); наоборот, прямые родственники, от которых произошло данное лицо, называются его восходящими (отец, дед, прадед). Лица, происходящие не одно от другого, а от общего предка, называются родственниками по боковой линии; например, братья, дядя и племянник и т.д. Степень родства определяется числом рождений, устанавливающих родство двух данных лиц; например, дед и внук — родственники второй степени, двоюродные братья — четвертой степени (их общий корень — дед, от которого произошли, допустим, А и В, а от них — С и Д, всего четыре рождения).

4. Брак признавался ничтожным: между родственниками по прямой линии, а также между теми боковыми родственниками, из которых хотя бы один стоит к общему предку в первой степени родства (так, недопустим брак между братом и сестрой, между теткой и племянником и т.п.). Аналогичные правила применялись и к свойственникам; так, не допускался брак между одним из братьев и женой другого брата (умершего) и т.п.

5. Помимо изложенных условии законности брака предъявлялись еще некоторые специфические римские требования: например, провинциальный магистрат не мог вступать в брак с гражданкой данной провинции (этим запретом имелось в виду, с одной стороны, предупредить возможное давление на волю вступающих в брак, а с другой стороны, препятствовать усилению влияния магистрата посредством семейных связей).

6. Заключение брака. Брак в Риме заключался неформально: достаточно было выражения согласия вступающих в брак (конечно, в предположении, что все условия законного брака налицо) и отведения невесты в дом жениха. Если брак заключался cum manu mariti (с мужней властью), то для установления власти мужа требовалось совершение определенных формальных актов.

7. Брачный союз прекращался: а) смертью одного из супругов, б) утратой свободы одним из супругов, в) разводом.

Развод в классическую эпоху был свободным и допускался как по обоюдному согласию супругов ( divortium ), так и по одностороннему заявлению отказа от брачной жизни ( repudium ). В период абсолютной монархии были установлены существенные ограничения развода. Развод по обоюдному согласию супругов был запрещен Юстинианом. Односторонние заявления о разводе были допущены в случае, если другой супруг нарушил верность, покушался на жизнь первого супруга или допустил какое-то другое виновное действие. Допускался развод и без вины другого супруга, но по уважительной причине (например, неспособность к половой жизни; желание поступить в монастырь, в чем сказалось влияние церкви). Односторонний развод без уважительной причины сопровождался наложением штрафа (но брак все же считался прекращенным).

Объектом контрольной работы является римское право.

1. Гай (1.1.55) называет институт отцовской власти ins proprium civium romanorum (строго национальным институтом римских граждан) и добавляет: «…едва ли существуют еще другие люди, которые имели бы такую власть над своими детьми, какую имеем мы, т.е. римские граждане».

Самостоятельным лицом ( persona sui iuris ) был только отец; сыновья и дочери были ( personae alieni iuris ) лицами чужого права.

Подвластный сын имеет и libertas и civitas ; в области публичного права он стоит (если он взрослый) наряду с отцом, может занимать публичные должности (только не может быть сенатором). Но в семье он всецело подчинен отцовской власти, притом независимо от возраста, и даже когда он уже состоит в браке и, быть может, имеет своих детей. Власть над детьми принадлежит именно отцу, а не обоим родителям.

2. Отцовская власть возникает с рождением сына или дочери от данных родителей, состоящих в законном браке, а также путем узаконения или усыновления.

Всякий ребенок, рожденный замужней женщиной, считался сыном или дочерью ее мужа, пока не будет доказано противное ( pater est quern nuptiae demonstrant , D .2.4.5, отец — тот на кого указывает факт брака).

Отцовская власть могла быть установлена путем узаконения детей от конкубины. Узаконение есть признание законными детей данных родителей, рожденных ими вне законного брака. Узаконение могло быть произведено: а) последующим браком родителей внебрачного ребенка; б) путем получения соответствующего императорского рескрипта; в) путем зачисления сына в члены муниципального сената (курии), а дочери путем выдачи замуж за члена муниципального сената (на членах муниципальных сенатов лежала обязанность пополнять из своих средств недоимки по налогам, вследствие чего это звание принималось неохотно и императорам приходилось вводить поощрительные меры; к их числу относилось и узаконение).

В отличие от узаконения, дававшего положение законных детей лицам, рожденным от данных родителей, но вне брака, усыновление устанавливало отцовскую власть над посторонним лицом.

Усыновление различалось двух видов: если усыновлялось лицо, не находящееся под отцовской властью ( persona sui iuris ) это называлось arrogatio ; если же усыновление производилось в отношении лица, находящегося под отцовской властью (persona alieni iuris), оно называлось adoptio.

По праву Юстиниана arrogatio совершалось путем получения на то императорского рескрипта; adoptio — путем занесения в судебный протокол ( apud acta ) соглашения прежнего домовладыки усыновляемого с усыновителем в присутствии усыновляемого.

Необходимые условия усыновления: а) усыновлять может, как правило, только мужчина (женщина — в виде исключения, именно если она до усыновления имела детей и их потеряла); б) усыновитель не должен быть подвластным (должен быть persona sui iuris ); в) усыновитель должен быть старше усыновляемого не меньше, чем на 18 лет (так как, по выражению римских юристов, «усыновление подражает природе», adoptio naturam imitatur , D . I .7.40.1).

В отношении аррогации требуется еще, чтобы магистрат произвел расследование обстоятельств дела и выяснил, не отразится ли усыновление невыгодно на интересах усыновляемого.

В результате arrogatio самостоятельное лицо поступает под отцовскую власть со всеми ее последствиями, в том числе с взаимным (между усыновителем и усыновленным) правом наследования. Последствием adoptio было прекращение родительской власти прежнего домовладыки и установление власти усыновителя.

3. Личные права и обязанности родителей и детей коренным образом были различны на разных этапах римской истории. В древнейшее время отец имел в отношении своих детей право жизни и смерти, право продажи детей и т.п. С течением времени эта суровая власть смягчалась. В конце концов власть отца свелась к его праву применять домашние меры наказания детей, к обязанности детей оказывать уважение родителям, в связи с чем дети не могли предъявлять к родителям порочащих исков, не могли вступать в брак без согласия родителей и т.п. Родители и дети взаимно были обязаны в случае необходимости предоставлять друг другу алименты. Отцу давался иск против всякого третьего лица, удерживающего его подвластного (так называемая filii vindikatio ).

4. Имущественное положение подвластных детей. Подвластный сын имеет commercium , т.е. может совершать имуще, ственные сделки. Но все, что он приобретает, осуществляя это commercium , автоматически (независимо от его воли, g отличие от представительства, см. ниже, разд. VI, гл. Ill , § j ) поступает в имущество отца: по исконному римскому правилу подвластный не может иметь ничего своего. Однако обязанным по сделкам подвластного признавался он сам, хотя никакое собственного имущества подвластный в республиканский период не имел. В случае совершения подвластным правонарушения, деликта, потерпевшему давался (как и в случае правонарушения раба, см. разд. III, § 4, п. 3) особый иск, actio noxalis (от слов noxae dedere — выдать головой для возмещения вреда); отцу принадлежало право или уплатить потерпевшему сумму понесенного им ущерба, или выдать подвластного в кабалу потерпевшему на срок, необходимый для отработки суммы причененного ущерба. Если правонарушитель переходил под власть другого домовладыки, то и ответственность по actio noxalis переходила на нового домовладыку: noxa caput sequitur , ответственность следует за (виновным) лицом.

Основания для прекращения брака предусмотрены статьёй 16 Семейного кодекса РФ:

  1. Смерть одного из супругов.
  2. Объявление судом о признании супруга умершим.
  3. Расторжение брака (развод).

При наступлении этих юридических фактов брак считается прекращённым.

При жизни обоих супругов также есть вероятность остановки брака. Независимо от того, почему пара решила расстаться, развод происходит при определённых условиях и в рамках закона — посредством обращения в ЗАГС или суд.

Развод через суд происходит в случае, если есть совместные дети до 18 лет или споры относительно имущества.

Какая бумага будет подтверждать остановку брака, зависит от того, почему он был прекращён. Если это стало следствием развода, документом становится свидетельство о расторжении брака, а если это случилось из-за кончины одного из супругов (или признания умершим) — свидетельство о смерти.

Но есть некоторые тонкости. Например, для заключения нового брака подтвердить прекращение прежнего можно, предъявив свидетельство о регистрации предыдущего брака, так как в нём есть данные о записи, для ЗАГСа не становится проблемой уточнить информацию.

Датой прекращения брака в случае с разводом считается день, когда расторжение было зарегистрировано ЗАГСом. Ошибочно полагать, что этот момент наступает с подачей заявления на развод, ведь супругам даётся ещё месяц на случай примирения.

Если это произошло по причине смерти, моментом прекращения автоматически становится дата кончины.

В случае если прекращение произошло на основании судебного решения, моментом прекращения брака считается дата вступления этого решения в силу.

Прекращение брака (ранее в КоБС — развод) — это обусловленное наступлением определенных юридических фактов прекращение правоотношений, возникших между супругами из юридически оформленного брака. Иначе, это обусловленное наступлением определенных юридических фактов прекращение супружеских правоотношений.

  1. смерть или объявление судом одного из супругов умершим;
  2. заявление одного или обоих супругов;
  3. заявление опекуна супруга, признанного судом недееспособным.

Признание брака недействительным не отнесено законом к осно­ваниям его прекращения, хотя аргументы в пользу этого существуют.

Однако, только наличие оснований признания такого брака недействитель­ным автоматически такого признания не влечет. Брак признается не­действительным только по решению суда (п. 2 ст. 27 СК РФ).

Пока это не произошло, действует презумпция действительности брака, которая может быть опровергнута в суде при доказанности наруше­ния условий заключения брака либо отсутствии намерения создать семью у одного или обоих супругов.

Презумпция действительности брака включает в себя два мо­мента:

  1. предположение о наличии всех элементов сложного юриди­ческого состава, лежащего в основе возникновения брачного отно­шения;
  2. предположение о фактическом состоянии лиц, зарегист­рировавших брак, в супружеских отношениях, образовании ими се­мьи.

Поэтому можно сделать вывод, что недействительный брак прекращается с момента вступления в законную силу решения суда о признании его таковым.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *