Плановые проверки ФАС на 2021 год

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Плановые проверки ФАС на 2021 год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

К плановым проверкам относятся любые мероприятия, которые проводятся по заранее составленному графику. Законом определена периодичность визитов – не чаще 1 раза в 3 года. На 2021 год Правительство освободило малый бизнес от визитов представителей ФНС, Роспотребнадзора, Роструда, Ростехнадзора, МЧС (пожарная инспекция), Россельхознадзора, таможенных органов, а также органов внутренних дел.

Исключение составляют только камеральные налоговые проверки – они проводятся по факту предоставления налоговых деклараций и другой отчетности.

Впрочем, есть несколько важных нюансов. Полное освобождение получили только НКО с числом сотрудников до 200 человек, а вот для МСП мораторий действует избирательно. Освобождение не коснется предпринимателей, чей бизнес связан со следующими сферами деятельности:

  • охрана здоровья;

  • социальная сфера;

  • образование;

  • теплоснабжение;

  • электроэнергетика и энергосбережение;

  • производство, обработка и иное использование (включая обращение) драгоценных камней и металлов.

Порядок проверки этих предприятий определяется 294-м законом.

Плановые визиты контролирующих органов сохранят и в следующих случаях:

  • предприятие относится к 1 или 2 классу опасности (например, газифицированные котельные);

  • предприятие находится под постоянным государственным контролем (например, частные ювелиры);

  • компания попала в список предприятий с высоким и чрезвычайно высоким риском;

  • предприятие приостановило или аннулировало ранее действующую лицензию, выданную в соответствии с 99-м законом;

  • в отношении ИП или ООО применили меры административного воздействия за грубые нарушения КоАП (вплоть до дисквалификации, приостановления деятельности или блокировки р/с).

План проверок ФАС и правила их проведения в 2021 году

С 1 июля 2021 года на основании 248-го закона налоговые органы могут навестить представителей МСП, используя следующие формы проверок:

  • Контрольная закупка – позволяет оценить соблюдение требований при продаже товаров или услуг, выполнения работ. Проводится без предварительного уведомления.

  • Мониторинговая закупка – проводится для того, чтобы направить товары или результат оказания услуг на дальнейшую экспертизу. Проводится без предварительного уведомления.

  • Выборочный контроль – отбор проб (образцов) товаров в местах хранения или продаж для определения степени их безопасности. Проводится по согласованию с прокуратурой, а также в том случае, если ранее были нарушения и нужно проверить устранение.

  • Рейдовый осмотр – проверка того, как каждый из владельцев соблюдает требования по эксплуатации объекта контроля. Проводится по согласованию с прокуратурой, по требованию правительства или президента, а также при наличии угрозы для людей, окружающей среды или культурного наследия.

  • Документарная проверка – проводится без предварительного согласования, подразумевает изучение документов, относящихся к деятельности компании, ее организационно-правовой форме, а также к исполнению требований контролирующих органов.

  • Выездная проверка – позволяет оценить соблюдение действующих требований контролирующего ведомства, а также полученных предписаний. Проводится по согласованию с прокуратурой, организация получает уведомление за сутки до начала мероприятия.

  • Выездное обследование – визуальная оценка соблюдения требований (например, инспекторы могут изучить входную группу с точки зрения удобства маломобильных граждан). Проводится без предварительного уведомления.

В отдельных случаях представители налоговой службы могут навестить предпринимателя в профилактических целях: для консультирования, предостережения, информирования и пр.

В постановлении упомянуты некоторые новшества в методике проверок, которые, как предполагается, должны снизить административную нагрузку, а вместе с тем ускорить восстановление бизнеса и сократить количество личных контактов между контролерами и предпринимателями.

Контролирующий орган вправе заменить многодневную выездную проверку коротким инспекционным визитом.

В частности, говорится о том, что после 1 июля 2021 года, но не позднее чем за 20 рабочих дней до даты начала проведения плановой выездной проверки, включенной в ежегодный план на 2021 год, может быть принято решение о ее замене на инспекционный визит.

При этом юрлицо и ИП должны быть уведомлены о таком визите в течение 10 рабочих дней после принятия соответствующего решения.

Традиционно прокуратуры регионов в конце календарного года утверждают сводные планы проверок региональных контролирующих органов на следующий год.

Информация о провеках регионального госнадзора и муниципального контроля появится здесь в конце декабря года. О проверках федерального государственного надзора информация (по отдельным регионам) размещена только на сайте генеральной прокуратуры РФ.

Также надо иметь в виду, что прокуратуры регионов, призванные в силу статьи 1 «О прокуратуре РФ» надзирать за точным и единообразным соблюдением законодательства, сами зачастую нарушают требования этого же законодательства размещая на своих сайтах вместо сводных планов проверок (т.е. — единого документа, как это требует статья 9 Закона № 294-ФЗ), лишь планы проверок каждого органа контроля и надзора, запланировавшего проведение проверок в следующем календарном году в регионе. Иначе никак не объяснить тот факт, что большинство региональных прокуратур размещают на своих сайтах именно сводные планы проверок (в виде единого документа).

Примечание № 1 (статья 9 Закона № 294-ФЗ):

«Органы прокуратуры в срок до 1 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, обобщают поступившие от органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля ежегодные планы проведения плановых проверок и направляют их в Генеральную прокуратуру Российской Федерации для формирования Генеральной прокуратурой Российской Федерации ежегодного сводного плана проведения плановых проверок.
Генеральная прокуратура Российской Федерации формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети «Интернет» в срок до 31 декабря текущего календарного года».

Примечание № 2 (статья 133. Закона № 294-ФЗ (введена Федеральным законом от 31.12.2014 № 511-ФЗ) — вступает в силу 01.07.2015):

Прокуратуры регионов утвердят сводные планы проверок региональных контролирующих органов на 2021 год в конце декабря 2020 года, поэтому информация о провеках регионального госнадзора и муниципального контроля появится здесь в конце декабря 2020 года.

О проверках федерального государственного надзора информация размещается только на сайте генеральной прокуратуры РФ.

Прокуратуры регионов утвердят сводные планы проверок региональных контролирующих органов на 2020 год в конце 2019 года, поэтому информация о провеках регионального госнадзора и муниципального контроля появится здесь в конце декабря 2019 года.

О проверках федерального государственного надзора информация размещается только на сайте генеральной прокуратуры РФ.

Прокуратуры регионов утвердят сводные планы проверок региональных контролирующих органов на 2019 год в конце 2018 года, поэтому информация о провеках регионального госнадзора и муниципального контроля появится здесь в конце декабря 2018 года.

О проверках федерального государственного надзора информация размещается только на сайте генеральной прокуратуры РФ.

Федеральным законом от 25.12.2018 № 480-ФЗ «О внесении изменения в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года установлены «надзорные каникулы» для субъектов малого и среднего предпринимательства, по которым не введен риск-ориентированный подход.

Новый период «надзорных каникул» вводится путем дополнения Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» новой ‎статьей 26.2, согласно которой с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года не будут проводиться плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Для защиты охраняемых законом ценностей данные ограничения не будут применяются:

  • при проведении плановых проверок в рамках видов государственного контроля (надзора), по которым установлены категории риска, классы (категории) опасности, а также критерии отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности;

  • при проведении плановых проверок в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих лицензируемые виды деятельности;

  • в отношении плановых проверок в рамках проведения:

    • федерального государственного надзора в области обеспечения радиационной безопасности;

    • федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны;

    • внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;

    • федерального государственного надзора в области использования атомной энергии;

    • федерального государственного пробирного надзора.

Федеральным законом от 13.07.2015 № 246-ФЗ предусматривается, что с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года вводится ограничение на проведение плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства, за исключением:

  • лиц, осуществляющих виды деятельности, перечень которых устанавливается Правительством РФ (рисковые виды деятельности);

  • хозяйствующих субъектов, привлекавшихся к административной ответственности за грубые правонарушения или лишенных лицензии на осуществление деятельности и с даты окончания проведения проверки, по результатам которой было вынесено такое постановление (решение), прошло менее 3-х лет.

Хозяйствующим субъектам предоставляется право подать заявление об исключении их из ежегодного плана проведения плановых проверок.

Согласно Распоряжению Правительства РФ от 19.04.2016 № 724-р с 1 июля 2016 года при проведении проверок запрещено требовать у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:

  • разрешения на строительство;
  • сведения из реестра нотариусов и лиц, сдавших квалификационный экзамен;
  • выписки из реестра федерального имущества;
  • выписки из реестра зарегистрированных СМИ;
  • сведения из ЕГРП;
  • сведения из реестра аккредитованных лиц;
  • сведения из бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • сведения из Единого государственного реестра налогоплательщиков;
  • сведения из ЕГРИП и ЕГРЮЛ;
  • сведения о выдаче иностранному лицу или лицу без гражданства вида на жительство;
  • сведения о регистрации по месту жительства или месту пребывания гражданина РФ.

В то же время согласно изменениям, внесенным в статью 360 Трудового кодекса РФ (Федеральный закон от 03.07.2016 № 272-ФЗ) внесено дополнительное основание для проведения внеплановых проверок – поступление любой информации в Государственная инспекция труда (ГИТ) из любых источников (в том числе — из СМИ) о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе:

  • требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников;

  • приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам;

  • установлению заработной платы в размере менее МРОТ.

Следовательно, ГИТ вправе проводить внеплановые проверки чаще и для этого не надо ждать жалоб от физических лиц.

Какие проверки ждут малый и средний бизнес в 2021 году?

Контрольные мероприятия проводят в форме проверок:

  1. Плановых и внеплановых, основанием для проведения которых служит информация о нарушении из различных источников (от жалобы до публикаций в СМИ). Это указано в п. 19 ПП №1576.
  2. Документарных и выездных проверок антимонопольной службой.

При необходимости комиссия проводит заседание, на которое приглашают заявителя, ответчика и иные лица.

Для проведения контроля создают комиссию из сотрудников ведомства. Должности лиц, которые вправе входить в комиссию, указаны в ПП №1576. К ним относятся разные группы персонала — от специалистов до руководителей.

Комиссию создают для каждой проверки отдельно или формируют постоянно действующий состав, который при необходимости меняют.

Вот инструкция, как проходит внеплановая проверка ФАС после 08.10.2020:

  1. Регистрируют информацию о нарушении.
  2. Определяют подведомственность.
  3. Направляют уведомление заявителю и субъекту контроля.
  4. Проводят проверку, продлевают сроки ее (при необходимости).
  5. Оформляют результаты.

Срок направления уведомлений о проведении проверок:

  • при внеплановой — в течение 15 рабочих дней со дня получения сигнала о нарушении, это указано в п. 27 раздела V «Регламент внеплановой проверки ФАС 44-ФЗ» в Постановлении Правительства №1576;
  • при плановой — за 5 рабочих дней до контрольного мероприятия.

Также Постановление №1576 от 01.10.2020 устанавливает предельные сроки проведения проверок:

  1. Внеплановой — не более 10 рабочих дней. Если сведения того, что проверяет УФАС, секретны — не более 20 рабочих дней. При необходимости срок внеплановой продлевают однократно не более чем на 10 рабочих дней, при условии, что общий период мероприятия не превышает границы 20-тидневного срока (или 30-тидневного, если закупка связана с секретностью).
  2. Плановой — не более 20 рабочих дней. При необходимости срок увеличивают однократно не более чем на 20 рабочих дней, так, чтобы период не выходил за границы 40-кадневного срока. Проверяют закупки за последние 3 года. План таких проверок составляют на год.

Результаты проведения контрольного мероприятия комиссия оформляет в виде:

  1. Решения и предписания при внеплановом мероприятии. Срок подготовки документа — 3 рабочих дня.
  2. Акта и предписания при плановом. Срок формирования — 10 рабочих дней.

Нарушения повлекут за собой последствия:

  • привлечение к ответственности по КоАП;
  • передача дела в суд и аннулирование тендера.

Также возможна передача сведений в другие инстанции (например — прокуратуру) при обнаружении признаков преступления.

Прокуратуры регионов утвердят сводные планы проверок региональных контролирующих органов на 2021 год в конце декабря 2020 года, поэтому информация о провеках регионального госнадзора и муниципального контроля появится здесь в конце декабря 2020 года.

О проверках федерального государственного надзора информация размещается только на сайте генеральной прокуратуры РФ.

Прокуратуры регионов утвердят сводные планы проверок региональных контролирующих органов на 2020 год в конце 2019 года, поэтому информация о провеках регионального госнадзора и муниципального контроля появится здесь в конце декабря 2019 года.

О проверках федерального государственного надзора информация размещается только на сайте генеральной прокуратуры РФ.

Прокуратуры регионов утвердят сводные планы проверок региональных контролирующих органов на 2019 год в конце 2018 года, поэтому информация о провеках регионального госнадзора и муниципального контроля появится здесь в конце декабря 2018 года.

О проверках федерального государственного надзора информация размещается только на сайте генеральной прокуратуры РФ.

Федеральным законом от 25.12.2018 № 480-ФЗ «О внесении изменения в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года установлены «надзорные каникулы» для субъектов малого и среднего предпринимательства, по которым не введен риск-ориентированный подход.

Новый период «надзорных каникул» вводится путем дополнения Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» новой ‎статьей 26.2, согласно которой с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года не будут проводиться плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Для защиты охраняемых законом ценностей данные ограничения не будут применяются:

  • при проведении плановых проверок в рамках видов государственного контроля (надзора), по которым установлены категории риска, классы (категории) опасности, а также критерии отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности;

  • при проведении плановых проверок в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих лицензируемые виды деятельности;

  • в отношении плановых проверок в рамках проведения:

    • федерального государственного надзора в области обеспечения радиационной безопасности;

    • федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны;

    • внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;

    • федерального государственного надзора в области использования атомной энергии;

    • федерального государственного пробирного надзора.

Федеральным законом от 13.07.2015 № 246-ФЗ предусматривается, что с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года вводится ограничение на проведение плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства, за исключением:

  • лиц, осуществляющих виды деятельности, перечень которых устанавливается Правительством РФ (рисковые виды деятельности);

  • хозяйствующих субъектов, привлекавшихся к административной ответственности за грубые правонарушения или лишенных лицензии на осуществление деятельности и с даты окончания проведения проверки, по результатам которой было вынесено такое постановление (решение), прошло менее 3-х лет.

Хозяйствующим субъектам предоставляется право подать заявление об исключении их из ежегодного плана проведения плановых проверок.

Согласно Распоряжению Правительства РФ от 19.04.2016 № 724-р с 1 июля 2016 года при проведении проверок запрещено требовать у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:

  • разрешения на строительство;
  • сведения из реестра нотариусов и лиц, сдавших квалификационный экзамен;
  • выписки из реестра федерального имущества;
  • выписки из реестра зарегистрированных СМИ;
  • сведения из ЕГРП;
  • сведения из реестра аккредитованных лиц;
  • сведения из бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • сведения из Единого государственного реестра налогоплательщиков;
  • сведения из ЕГРИП и ЕГРЮЛ;
  • сведения о выдаче иностранному лицу или лицу без гражданства вида на жительство;
  • сведения о регистрации по месту жительства или месту пребывания гражданина РФ.

В то же время согласно изменениям, внесенным в статью 360 Трудового кодекса РФ (Федеральный закон от 03.07.2016 № 272-ФЗ) внесено дополнительное основание для проведения внеплановых проверок – поступление любой информации в Государственная инспекция труда (ГИТ) из любых источников (в том числе — из СМИ) о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе:

  • требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников;

  • приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам;

  • установлению заработной платы в размере менее МРОТ.

Следовательно, ГИТ вправе проводить внеплановые проверки чаще и для этого не надо ждать жалоб от физических лиц.

Кроме того, постановлением предусматривается возможность проведения выездных проверок в 2021 году с использованием средств дистанционного взаимодействия, в т.ч. аудио- или видеосвязи. Также будет возможность заменены плановой выездной проверки, которая включена в ежегодный план проверок на 2021 год, инспекционным визитом и ограничение продолжительности плановой проверки 10 рабочими днями.

В начале этого года действовал «мягкий мораторий», ограничивающий проведение проверок в отношении субъектов малого предпринимательства по видам контроля, по которым риск-ориентированный подход не был введен. По данным Минэкономразвития, в план проверок на 2020 год включили 376,2 тыс. проверок.

После того, как ввели весенние «антиковидные» меры, прекратили все плановые проверки субъектов МСП, а также ввели для внеплановых проверок серьезные ограничения. Промежуточные итоги за первого полугодие 2020 года показали, что по сравнению с первым полугодием 2019 года число проверок снизилось на 45,7% — с 612 до 332,3 тыс. проверок.

Так как проверочная деятельность Федеральной антимонопольной службы осуществляется регулярно, она не является неожиданностью для всех хозяйствующих субъектов на рынке. Поэтому к ним можно подготовиться, чтобы такая проверка прошла с минимальными потерями. Для подготовки к проверке можно организовать следующие мероприятия:

  • по основам антимонопольного законодательства возможно организовать регулярные тренинги, на которых можно изучать изменения в антимонопольном законодательстве;
  • внутри организации можно разработать специальные регламенты действий для каждого подразделения, которое может быть задействовано при проведении проверки;
  • внутри организации могут проводиться проверочные мероприятия, которые смогут показать степень готовности организации к проверочным мероприятиям, проводимым Федеральной антимонопольной службой;
  • если позволяют сроки, то можно провести предшествующий проверочным мероприятиям ФАС антимонопольный мониторинг, направленный на выявление возможных проблем в части соблюдения законодательства в тех сферах, которые проверяются в ходе деятельности Федеральной антимонопольной службы.

В ходе самой проверки также можно проводить мероприятия, которые позволят подготовиться к получению грамотных результатов проверочных мероприятий:

  • в момент начала проверочных мероприятий потребуется оповестить руководителя организации, главного бухгалтера, юридическую службу, а также производственные подразделения, которые будут задействованы в ходе такой проверки;
  • все документы, которые были запрошены, следует предоставлять в указанные сроки, но не превышать объём запрошенной документации, так как излишняя демонстрация может вызвать дополнительные вопросы и затянуть проверку;
  • по возможности осуществлять контроль за составлением всех документов относительно проверки, в том числе протоколов выемки и осмотра;
  • проводить контроль всех мероприятий, направленных на изъятие документов, а также составление протоколов об изъятии. При таком контроле потребуется визировать все снятые копии с изъятых документов.

Если организация хочет обезопасить себя в ходе проведения проверки, то возможно:

  • осуществить сопровождение каждому проверяющему инспектору ФАС при его нахождении на территории организации;
  • пригласить юристов из сторонних компаний для защиты собственных интересов;
  • осуществлять фиксацию всех бесед и переговоров (с обязательным уведомлением об этом проверяющих, так как, в противном случае, такая фиксация может считаться незаконной).

Плановые проверки в 2021 году не коснутся субъектов малого бизнеса, установлено в проекте постановления. Но есть исключения.

  1. Инспекторы могут прийти на предприятия, которым присвоена категория высокого или чрезвычайно высокого риска, либо I или II класс опасности. Это касается также производственных объектов и гидротехнических сооружений и производств, где действует режим постоянного госконтроля.
  2. Плановые проверки сохранят для предприятий, работающих в социальной сфере, здравоохранении, образовании, теплоснабжении и энергетике. Не отменят проверки и для бизнеса, работающего с драгоценными металлами и камнями.
  3. Не забудут проверить малые предприятия, совершившие административное нарушение, за которое суд назначил дисквалификацию, временную приостановку работы или действия лицензии.
  4. Плановые проверки не отменят для компаний, чья деятельность подлежит лицензированию.
  5. Контроль не ослабят за малым бизнесом в сфере гособоронзаказа и атомной энергетики, а также при контроле защиты гостайны и проверке качества работы аудиторских организаций.

Согласно новому закону, инспекторы могут проводить дистанционным способом только инспекционные визиты и выездные проверки. Согласно проекту постановления, такой формат ревизоры смогут применять в 2021 году.

Многие виды проверок и до этого проводили в удалённом режиме, отмечал первый зампредседателя Комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Валерий Гартунг. Во-первых, без присутствия на предприятии инспекторы могут проверять документы. «Налоговая служба, к примеру, их уже давно проводит в электронном формате», — сказал он «Парламентской газете».

Есть возможности и для дистанционного проведения испытаний и замеров, добавил депутат. «Если у предприятия есть сертифицированная лаборатория, она может провести все испытания, зафиксировать их на видео или фото, а затем выслать результаты инспектору. Никаких проблем нет, это всё уже отработано», — убеждён Гартунг.

  • Что проверяет ФАС
  • Виды проверок
  • Этапы проверки
  • Штрафы
  • На что имеют право сотрудники ФАС
  • Как подготовиться к проверке
  • Как себя вести во время выездной проверки ФАС

Если разложить по ступенькам все этапы проверки ФАС, то мы получим:

  1. Оповещение. О плановой проверке ФАС обязана проинформировать проверяемого минимум за трое суток до инспекции. Сделать это она может заказным письмом с уведомлением или лично. Внеплановая проверка тоже не приходит без предупреждения. О ней проверяемому обязаны сообщить не позднее чем за сутки. «Внезапной проверкой» будет лишь инспекция на соблюдение запрета на картели (ст.11 Закона о защите конкуренции).
  2. Документарная проверка. Все запрашиваемые инспекцией документы необходимо предоставить в течение 10 дней.
  3. Если в документах обнаружены признаки нарушения законодательства — ФАС приезжает с проверкой на предприятие. Будут осмотрены территория, помещения, взяты образцы и назначены экспертизы.
  4. Когда исследования окончены составляется акт проверки в двух экземплярах. Экземпляр проверяемого вручается ему под расписку. Также к акту прилагаются материалы дела (протоколы действий инспекции, показания и объяснения участников).
  5. Если обнаружены нарушения, инспекторы выдают предписание о его устранении. Серьезные или повторные нарушения могут стать поводом для возбуждения административного дела.
  6. В течение 15 дней после получения заключения проверяемый может подать в ФАС свое возражение в письменном виде.

Проверка длится не более 30 дней.

Продлить ее возможно максимум еще на два месяца, если:

  • Требуется провести экспертизу (например, проверить достоверность рекламы);
  • Необходимо перевести документы;
  • Для вынесения решения нужна дополнительная информация.

Срок выполнения поручения — 31 декабря 2021 года.

С конца марта в России из-за ситуации с пандемией коронавируса был введён мораторий на плановые проверки малого и среднего бизнеса, существенно ограничены возможности контролеров по проведению внеплановых проверок.

С начала года татарстанское Управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС), проверяя деятельность хозяйствующих субъектов, вынесло 18 решений о нарушении антимонопольного законодательства. Два решения касались злоупотребления доминирующим положением, 10 — антиконкурентных соглашений между компаниями, шесть — злоупотреблений в соглашениях на торгах с участием заказчика. Всего было наложено почти 40 штрафов, взыскано по которым было 17,5 млн рублей.

Представитель УФАС Родион Идиатуллин, в частности, привел в пример злоупотребление доминирующим положением одного из регоператоров по обращению с отходами Западной зоны Татарстана — ООО «УК «ПЖКХ» — по факту выставления в отношении потребителей, деятельность которых была приостановлена в период пандемии коронавирусной инфекции, счетов за фактически не оказанные услуги. Пожаловались на оператора гостиницы и ряд продовольственных магазинов, деятельность которых, очевидно, довольно сильно пострадала в месяцы карантинных запретов. Но плату за вывоз мусора, заверил оператор, он начислял на основании нормативов. И честно вывозил мусор. УФАС, возбудив дело, действительно пришло к выводу, что мусора накапливалось меньше, чем в 2019 году. Тогда он предложил хотя бы доказать, что регоператор честно приезжал и забирал мусор, но пока даже этих доказательств в ведомстве не нашли.

Не только бизнес или просто хозяйствующие субъекты, разумеется, нарушают законы в собственных целях, но и сами органы власти. В 2020 году за нарушения закона «О защите конкуренции» было выдано 37 предупреждений органам власти Татарстана, в том числе муниципальной, возбудили в их отношении почти 30 дел.

Чаще всего нарушения касались заключения соглашений с целью ограничения доступа другим компаниям к выполнению госуслуг и работ, предоставления земельных участков без торгов, нарушения порядка проведения открытых конкурсов и возмещения расходов организациям на выполнение работ путем субсидий без торгов.

Больше всего в этом проштрафились исполкомы Мамадышского района (14 нарушений), Рыбно-Слободского (12 нарушений), Арского района (10 нарушений) и Спасского (11 нарушений). Интересно, что в список попало и одно министерство — Минцифры РТ с пятью нарушениями.

Из-за сложного года снизилось и число жалоб, касающихся непосредственно контроля за госзакупками, в отношении органов власти. Если в 2019 году таких жалоб со стороны конкурентов победивших «незаконным образом» компаний было почти 1000, то в 2020 году — 762. Впрочем, больше половины из них признали обоснованными и выдали предписания по 214 из них. Выписав штрафов всего на 5,4 млн рублей (в 2019 году — на 7,6 миллиона).

Стоит назвать те ведомства и компании, которые могут оказаться в числе нарушителей в декабре 2021 года. Именно в них будут в 2021 году проведены плановые проверки, сообщили сегодня в УФАС.

В числе коммерческих компаний речь идет об:

  • АО «Татспиртпром»,
  • ООО «Газпромтрансгаз Казань»,
  • ООО «ПЭСТ»,
  • АО «Татэнергосбыт».

А из органов власти, в том числе республиканских, провести ревизию всех госзакупок, проведенных в последние годы, в УФАС посоветовали бы следующим учреждениям:

  • Минэкологии РТ,
  • Минкультуры РТ,
  • исполкомы Набережных Челнов и Казани.

При проведении проверки:

  • Должностные лица обязаны предъявлять свои служебные удостоверения.
  • Антимонопольный орган вправе проверять деятельность структурных подразделений проверяемого лица, в т.ч. его филиалов и представительств.
  • Если действия должностных лиц оформляются протоколами, к ним прилагаются фотографические снимки и негативы, киноленты, видеозаписи и другие материалы, выполненные при проведении действия.

Срок проведения проверок составляет не более 1 месяца с даты начала, указанной в приказе, по дату передачи или направления по почте проверяемому лицу акта проверки. Проверка может быть продлена на 2 месяца руководителем антимонопольного органа. Основания продления:

  • Проведение экспертиз, исследований, испытаний;
  • Осуществление перевода на русский язык документов, представленных проверяемым лицом на иностранном языке;
  • Проведение других необходимых мероприятий, без которых невозможно оценить соответствие деятельности проверяемого лица требованиям антимонопольного законодательства.

Но общий срок антимонопольной проверки не может превышать 3 месяца.

В ФАС рассказали о проверках цен на стройматериалы и продукты

Федеральная антимонопольная служба контролирует соблюдение на предприятии антимонопольного законодательства и законодательства в сфере рекламы.

В антимонопольном (или иначе – конкурентном) праве речь идет о:

  • Недобросовестной конкуренции;
  • Монопольно высоких или низких ценах на товар;
  • Распространении ложной информации о конкурентах;
  • Нарушение порядка ценообразования;
  • Разглашении чужой коммерческой тайны и так далее.

В сфере рекламы ФАС проверяет: соответствует ли она требованиям закона о рекламе, содержит ли она исключительно правдивую информацию.
Организуется проверка на основании приказа руководителя антимонопольного органа или его заместителя.

Осуществлять антимонопольные проверки могут:

  1. Инспекция центрального аппарата (минимум три человека);
  2. Инспекция территориального органа (минимум два человека);
  3. Совместная инспекция центрального и территориального органов;
  4. Допускается привлечение к проверке правоохранительных органов или необходимых экспертов.

Если разложить по ступенькам все этапы проверки ФАС, то мы получим:

  1. Оповещение. О плановой проверке ФАС обязана проинформировать проверяемого минимум за трое суток до инспекции. Сделать это она может заказным письмом с уведомлением или лично. Внеплановая проверка тоже не приходит без предупреждения. О ней проверяемому обязаны сообщить не позднее чем за сутки. «Внезапной проверкой» будет лишь инспекция на соблюдение запрета на картели (ст.11 Закона о защите конкуренции).
  2. Документарная проверка. Все запрашиваемые инспекцией документы необходимо предоставить в течение 10 дней.
  3. Если в документах обнаружены признаки нарушения законодательства — ФАС приезжает с проверкой на предприятие. Будут осмотрены территория, помещения, взяты образцы и назначены экспертизы.
  4. Когда исследования окончены составляется акт проверки в двух экземплярах. Экземпляр проверяемого вручается ему под расписку. Также к акту прилагаются материалы дела (протоколы действий инспекции, показания и объяснения участников).
  5. Если обнаружены нарушения, инспекторы выдают предписание о его устранении. Серьезные или повторные нарушения могут стать поводом для возбуждения административного дела.
  6. В течение 15 дней после получения заключения проверяемый может подать в ФАС свое возражение в письменном виде.

Проверка длится не более 30 дней.

Продлить ее возможно максимум еще на два месяца, если:

  • Требуется провести экспертизу (например, проверить достоверность рекламы);
  • Необходимо перевести документы;
  • Для вынесения решения нужна дополнительная информация.

Проверка ФАС состоит из следующих этапов:

  1. Выпуск приказа о плановой или внеплановой проверке и назначение ответственных лиц.
  2. Оповещение проверяемой компании.
  3. Подготовка к проверке.
  4. Выезд сотрудников ФАС на территорию проверяемого юрлица.
  5. Проведение проверочных мероприятий.
  6. Составление акта о проверке в двух экземплярах.
  7. Вынесение предписания по итогам проверки.

Приказ о проверке составляется в соответствии с и должен содержать следующие сведения:

  • наименование отделения ФАС;
  • ФИО должностных лиц и экспертов, назначенных на проведение проверки;
  • реквизиты проверяемого юрлица;
  • основания для проверки;
  • цели и предмет проверки;
  • даты начала и окончания проверки.

Максимальная длительность проверки – один месяц, но возможно продление срока ещё на месяц по приказу руководителя ФАС, если требуется выполнить перевод проверяемых документов на русский язык, проверить дополнительные сведения или привлечь независимых экспертов.

Уведомление должно содержать дату и время начала проверки, основания и объекты проверки, а также данные уполномоченных лиц и номер приказа ФАС. Если проводится документарная проверка без выезда с осмотром, то в уведомлении указывается список документов, которые нужно переслать в ФАС для проверки.

Акт о проверке составляется в соответствии с В данном документе перечисляются выявленные нарушения, и указываются лица, зафиксировавшие нарушение и привлекаемые в качестве понятых.

Во время самой проверки соблюдайте несколько рекомендаций:

  1. Проверьте удостоверения проверяющих, совпадают ли они с приказом о проведении плановой проверки или распоряжением о внеплановой. Желательно сделать со всех документов копии или хотя бы переписать основные данные.
  2. Проверяющих должно быть минимум двое.
  3. Тщательно проверьте изначально предъявленные документы. В приказе (или распоряжении) должно быть правильно указано название вашей организации, дата составления не должна быть будущим числом, должна совпадать дата начала проверки. Обязательно наличие на приказе подписи руководителя антимонопольного органа или его заместителя и оттиска гербовой печати.

    Если документы оформлены неверно, или в распоряжении указаны другие инспекторы, вы можете отказать в доступе на свою территорию. В таком случае обязательно оформить акт о воспрепятствовании доступу.

    Уведомление о проведении внеплановой выездной проверки

    Внеплановая проверка Ростехнадзора – основания

    Внеплановая проверка Росприроднадзора

    Внеплановые проверки по 294-ФЗ

    Срок проведения внеплановой выездной проверки

    Внеплановые проверки Федеральной Антимонопольной Службы проводятся с целью соблюдения антимонопольного и рекламного законодательства. Они достаточно распространены и часто заканчиваются штрафными санкциями, при этом их периодичность ничем не ограничена. Узнайте все о внеплановых проверках ФАС: кому они грозят, как проводятся и что рекомендуется делать в случае визита проверяющих.

    Поскольку оснований для внеплановых проверок множество, то и проводятся они гораздо чаще. Большинство проверок ФАС, которые инициированы жалобами и обращениями, заканчивается выявлением нарушений.

    Внеплановая проверка может проводиться как на территории проверяемого субъекта, так и без выезда к нему. Срок внеплановой проверки короче — до 5 дней. В итоге ФАС вынесет предписание, причем оно может последовать как для заказчика, так и для прочих участников закупки.

    Что касается предмета внеплановой проверки по 44-ФЗ, то все начинается с обстоятельств, изложенных в жалобе или обращении. Однако этим дело может не ограничиться. В процессе инспекторы могут выявить иные нарушения, что приведет к расширению предмета проверки. Максимально возможная «зона охвата» — вся закупочная деятельность в пределах 3 последних лет.

    Итак, если назначена проверка ФАС, то, вполне вероятно, в результате будут выявлены нарушения. Такова статистика. Естественно, этот факт не вселяет оптимизма. Тем не менее есть шансы «снизить градус» негативных последствий, если к проверке подготовиться.

    В первую очередь, нужно уведомить о предстоящей ревизии все службы организации, которых она может коснуться. Помимо отдела закупок, контрактной службы (управляющего) и так далее, стоит предупредить юридический отдел, бухгалтерию, канцелярию. Эти подразделения также должны быть готовы к тому, что проверяющие из ФАС захотят с ними пообщаться.

    Важно помнить, что осуществлять проверку имеют право только те лица (минимум двое), которые указаны в уведомлении. Поэтому в обязательном порядке следует проверить документы представителей антимонопольного органа. Если явились лица, не указанные в уведомлении, вы имеете полное право не пустить их на территорию организации и не предоставлять им документы.

    Если с документами у инспекторов все в порядке, им следует обеспечить беспрепятственный доступ в помещение, а также указанные в уведомлении условия работы. Запрещено препятствовать проверяющим — отказывать в предоставлении документов, не идти на контакт и так далее. В то же время не стоит давать им лишнюю информацию и документы. Не нужно пускать их деятельность на самотек, оставлять одних в помещении.

    Внимание! Инспекторы имеют право забрать для изучения оригиналы документов. Все изъятия должны оформляться актами приема-передачи.

    Кстати, рекомендуем снять копии со всех документов, которые передаются проверяющим. В особенности тех, которые будут изъяты и отправлены в ФАС. Не секрет, что в государственных органах бумаги легко теряются.

    Инспекторы не должны превышать своих полномочий. В этом плане целесообразно обеспечить в процессе проверки присутствие юриста — он поможет защитить интересы проверяемого лица. Важно следить, чтобы акты и протоколы составлялись проверяющими правильно. Кроме того, специалисты рекомендуют записывать весь ход проверки. Это может помочь в том случае, если впоследствии придется оспаривать ее результаты в суде.

    Главный принцип проверок ФАС в 2020 году изменений не претерпел. Они могут быть направлены на любую фирму или индивидуального предпринимателя. Но основное внимание привлекают компании с высоким уровнем рисковых сделок:

    • естественные монополии;
    • участники оборонного заказа;
    • производители лекарственных препаратов;
    • нефтеперерабатывающие концерны;
    • предприятия сферы ЖКХ.

    Важно! В ряде случаем проверки ФАС могут быть инициированы заявлениями участников закупок, у которых возникли подозрения в недобросовестности. Участвуя в торгах, следует предусмотреть подобный ход событий. Такую возможность конкурентам дают:

    • 223-ФЗ;
    • ГОЗ;
    • 44-ФЗ.

    Риск внезапных проверок существует и для компаний, активно рекламирующих товары и услуги. Зачастую это вызывает подозрения.

    • Правовые основы деятельности
    • Нормативные акты
    • Постановления Европейского Суда по правам человека
    • Судебная практика
    • Конституционный Суд
    • Верховный Суд
    • Научно-методические материалы
    • По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
    • По иным вопросам надзорной деятельности
    • Статистические данные
    • Об использовании выделяемых бюджетных средств
    • О деятельности органов прокуратуры
    • Новости
    • Основные документы
    • Главное управление международно-правового сотрудничества
    • Региональное представительство
      Международной ассоциации прокуроров в России
    • Новости Генеральной прокуратуры России
    • Новости прокуратур субъектов федерации
    • События Генеральной прокуратуры
    • Мероприятия и встречи
    • Интервью и выступления
    • Печатные издания
    • Видео
    • К сведению СМИ
    • Инфографика
    • Конкурс
    • Участие в конкурсе
    • Этапы конкурса
    • Итоги конкурса
    • Аккредитация СМИ

    ФАС подключила все территориальные органы к проверке рынков стройматериалов

    • Информационные материалы
    • Социальные ролики
    • Наглядные материалы
    • Прокурор разъясняет
    • Порядок обращения граждан
    • График приема
    • Интернет приемная
    • Уведомления об экстремизме
    • Статусы уведомлений
    • Прямая линия для предпринимателей

    Генеральная прокуратура Российской Федерации. 02 декабря 2020, 11:24

    Правительством Российской Федерации принято постановление от 30.11.2020 № 1969 «Об особенностях формирования ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год, проведения проверок в 2021 году и внесении изменений в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Документом установлен запрет на проведение большинства плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства.

    Принятию указанного решения предшествовало обращение Генпрокурора Игоря Краснова о необходимости поддержки бизнеса в условиях распространения коронавирусной инфекции путем снижения административного давления со стороны контрольно-надзорных органов.

    В целях недопущения фактов необоснованного вмешательства в предпринимательскую деятельность прокурорам предстоит оперативно исключить соответствующие мероприятия из сводного плана проведения плановых проверок на 2021 год.

    Вопрос законности планирования контрольно-надзорных мероприятий остается на контроле Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

    • Об использовании информации сайта
    • Об использовании персональных данных пользователей информации
    • О разработке и администрировании сайта
    • Технические сведения
    • Написать разработчику

    Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2010 г. № 489 утверждены Правила подготовки государственными органами и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Пункт 7 этих правил устанавливает случаи, когда в ежегодный план проверок могут быть внесены изменения.

    Так, особенности проведения проверок в 2020 году были утверждены Постановлением Правительства от 3 апреля 2020 г. № 438.

    Постановлением № 438 установлено, что в отношении компаний и ИП, включенных в единый реестр субъектов МСП, допустимы только внеплановых проверки.

    Плановые проверки возможны только в отношении лиц, чья деятельность и используемые ими производственные объекты относятся к категории высокого или чрезвычайно высокого риска.

    Также была определена общая форма проверок — дистанционная, в том числе с использованием аудио- или видеосвязи.

    В конце 2020 года правительство определило, как должен быть составлен план проверок компаний и ИП на 2021 год, и как проводить отдельные плановые контрольные мероприятия.

    План проверок предпринимателей на 2021 год

    Итак, в пункте 8 Постановления № 1969 дан перечень тех, кого не касаются ограничения плановых проверок. Их несколько групп. Начнем с тех представителей МСП, кто рискует быть включенными в план проверок.

    Это, во-первых, те малые предприятия-нарушители, в отношении которых у надзорного органа есть информации о ранее вынесенном и вступившем в силу постановлении или решении о:

    • назначении административного наказания за совершение грубого нарушения;
    • административного наказания в виде дисквалификации, или административного приостановления деятельности;
    • приостановлении действия лицензии, аннулировании лицензии.

    При этом с даты окончания проверки, по результатам которой вынесено такое постановление или решение, должно пройти менее 3 лет. В ежегодном плане проверок эту информацию нужно отразить.

    Следующая группа МСП — это те, кого проверяют в рамках федерального надзора:

    • обеспечения радиационной безопасности;
    • защиты государственной тайны;
    • качества работы аудиторских организаций;
    • использования атомной энергии.

    Если же малое предприятие не входит ни в одну из этих групп, они должны быть исключены из сводного плана проведения плановых проверок на 2021 год. За этим проследит генпрокуратура.

    Никаких ограничений в плановых проверках нет для лиц, деятельность и (или) используемые производственные объекты которых отнесены к :

    • категориям чрезвычайно высокого и высокого рисков или 1, 2 классам (категориям) опасности;
    • I, II и III классу опасности опасных производственных объектов;
    • I, II и III классу гидротехнических сооружений;
    • режиму постоянного государственного контроля (надзора).

    Установлено, что уже утвержденные ежегодные планы проверок все госструктуры должны привести в соответствие с требованиями Постановления № 1969 не позднее 15 декабря 2020 г. Ищите себя в планах.

    Бератор нового поколения
    ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА

    То, что нужно каждому бухгалтеру. Полный объем всегда актуальных правил учета и налогообложения.

    Основная задача этого ФЗ ‒ устранить недостатки правового регулирования государственного контроля (надзора), муниципального контроля. В том числе:

    • несистемность и пробелы регулирования;
    • недостаточность регулирования вопросов профилактики нарушений обязательных требований;
    • неоправданный акцент на проведение проверок, хотя это мероприятие наиболее затратно как для бизнеса, так и для контрольно-надзорных органов.

    Поскольку оснований для внеплановых проверок множество, то и проводятся они гораздо чаще. Большинство проверок ФАС, которые инициированы жалобами и обращениями, заканчивается выявлением нарушений.

    Внеплановая проверка может проводиться как на территории проверяемого субъекта, так и без выезда к нему. Срок внеплановой проверки короче — до 5 дней. В итоге ФАС вынесет предписание, причем оно может последовать как для заказчика, так и для прочих участников закупки.

    Что касается предмета внеплановой проверки по 44-ФЗ, то все начинается с обстоятельств, изложенных в жалобе или обращении. Однако этим дело может не ограничиться. В процессе инспекторы могут выявить иные нарушения, что приведет к расширению предмета проверки. Максимально возможная «зона охвата» — вся закупочная деятельность в пределах 3 последних лет.

    Итак, если назначена проверка ФАС, то, вполне вероятно, в результате будут выявлены нарушения. Такова статистика. Естественно, этот факт не вселяет оптимизма. Тем не менее есть шансы «снизить градус» негативных последствий, если к проверке подготовиться.

    В первую очередь, нужно уведомить о предстоящей ревизии все службы организации, которых она может коснуться. Помимо отдела закупок, контрактной службы (управляющего) и так далее, стоит предупредить юридический отдел, бухгалтерию, канцелярию. Эти подразделения также должны быть готовы к тому, что проверяющие из ФАС захотят с ними пообщаться.

    Важно помнить, что осуществлять проверку имеют право только те лица (минимум двое), которые указаны в уведомлении. Поэтому в обязательном порядке следует проверить документы представителей антимонопольного органа. Если явились лица, не указанные в уведомлении, вы имеете полное право не пустить их на территорию организации и не предоставлять им документы.

    Если с документами у инспекторов все в порядке, им следует обеспечить беспрепятственный доступ в помещение, а также указанные в уведомлении условия работы. Запрещено препятствовать проверяющим — отказывать в предоставлении документов, не идти на контакт и так далее. В то же время не стоит давать им лишнюю информацию и документы. Не нужно пускать их деятельность на самотек, оставлять одних в помещении.

    Внимание! Инспекторы имеют право забрать для изучения оригиналы документов. Все изъятия должны оформляться актами приема-передачи.

    Кстати, рекомендуем снять копии со всех документов, которые передаются проверяющим. В особенности тех, которые будут изъяты и отправлены в ФАС. Не секрет, что в государственных органах бумаги легко теряются.

    Инспекторы не должны превышать своих полномочий. В этом плане целесообразно обеспечить в процессе проверки присутствие юриста — он поможет защитить интересы проверяемого лица. Важно следить, чтобы акты и протоколы составлялись проверяющими правильно. Кроме того, специалисты рекомендуют записывать весь ход проверки. Это может помочь в том случае, если впоследствии придется оспаривать ее результаты в суде.

    «Сводный план проверок Юридических лиц на 2021 год»

    – проведение анализа правомерности запросов антимонопольных органов, разъяснение требований и возможных рисков;

    – подготовка ответов на запросы УФАС и ФАС России;

    – разработка запросов в ФАС для получения правовой позиции уполномоченного органа;

    – проведение аудита деятельности на предмет выявления нарушений антимонопольного законодательства;

    – подготовка правовой позиции для защиты интересов при проверке антимонопольным органом;

    – консультирование по вопросам соблюдения антимонопольного законодательства;

    – представление интересов и защита Вас в ФАС: при проведении проверки, при рассмотрении материалов административного дела;

    – обжалование результатов проверки УФАС и ФАС России в административном порядке или в суде;

    – подготовка сообщений об исполнении предписаний ФАС.

    Кого проверяет ФАС? Кто в зоне риска?

    Проверка может быть проведена в отношении почти любой организации или ИП.

    Ваша компания может заинтересовать ФАС, если Вы регулярно участвуете в закупках, если условия участия в закупках и порядок исполнения контрактов вызывают подозрение. Также ФАС будет контролировать Вашу деятельность по определению цены товара, в том числе поставляемого в торговые сети, в случае отказа заключить договор, если есть признаки монополии деятельности.

    Если Вы размещаете рекламу товара и услуг, то Вы также находитесь в зоне риска проверок.

    Особое внимание антимонопольные органы уделяют:

    • деятельности субъектов естественных монополий;
    • участникам исполнения гособоронзаказа;
    • предприятиям в сферах производства и продажи лекарственных препаратов и медицинских изделий;
    • организациям, предоставляющим транспортные и медицинские услуги, услуги связи, жилищно-коммунального хозяйства, транспортировки нефти и нефтепродуктов.

    ФАС также проводит проверки деятельности заказчиков по 223-ФЗ и 44-ФЗ, ГОЗ. Основанием для их проведения чаще всего становятся жалобы участников закупок, содержащие сведения о фактах нарушения антимонопольного законодательства.

    Комплекс оказываемых юристом услуг будет зависеть от вида проверки. Помните, что к любой проверке вне зависимости от её вида нужно тщательно готовиться.

    Какие бывают проверки

    1. Плановые проверки

    Они проводятся в соответствии с ежегодными планами, которые размещены на официальных интернет-сайтах ФАС и Генеральной Прокуратуры. О проведении плановой проверки руководителем ФАС или его заместителем издается приказ.

    Наличие плана проверок в открытом доступе не освобождает орган государственного контроля от обязанности уведомить о предстоящей проверке юридическое лицо или индивидуального предпринимателя непосредственно перед её проведением. Такое уведомление должно быть направлено не позднее чем за три рабочих дня до начала проверки.

    Периодичность проведения плановых проверок установлена законом: не чаще одного раза в три года.

    При определении плана проверок ФАС России применяет риск-ориентированный подход.

    1. Внеплановые проверки

    Такие проверки проводятся по факту получения информации о нарушении, при проверке поступившей жалобы. Бесспорно, внеплановые проверки особенно эффективны. У проверяемого лица практически отсутствует время на то, чтобы «замести следы» и скрыть признаки нарушения антимонопольного законодательства. Поэтому представители ФАС чаще всего обнаруживают нарушения именно в ходе проведения внеплановых проверок.

    Законом не установлена допустимая частота проведения внеплановых проверок: они могут проходить в любое время.

    • истечение срока исполнения предписания об устранении выявленных нарушений антимонопольного законодательства;
    • поступление в ФАС материалов, указывающих на нарушения антимонопольного законодательства;
    • поступление сообщений о фактах нарушения антимонопольного законодательства от физических и юридических лиц;
    • поручения Президента РФ, Правительства РФ;
    • требование прокурора.

    Некоторые внеплановые проверки подлежат согласованию ФАС с органами прокуратуры по месту осуществления деятельности проверяемого юридического лица или индивидуального предпринимателя. Так, подлежит согласованию проверка, основанием для проведения которой стало нарушение требований к маркировке товара. Если согласования с прокуратурой не было, результаты проверки можно обжаловать.

    По общему правилу о предстоящей проверке юридическое лицо или индивидуального предпринимателя ФАС должна уведомить не позднее чем за 24 часа до её начала. Но из этого правила есть исключения. Например, не требуется уведомление о проведении внеплановой проверки, если основанием для ее проведения является возникновение угрозы (причинение вреда) жизни, здоровью граждан. Также о предстоящей проверке не уведомляют проверяемых лиц в случае, если проводится проверка на предмет выявления ограничивающих конкуренцию соглашений.

    С середины 2021 года проверять бизнес будут по-новому

    Выездная проверка проводится по месту нахождения проверяемого лица и заключается в осмотре его офисов, зданий, территорий и предметов. ФАС вправе при выездной проверке получить (изъять) документы, информацию с электронных носителей. В случае истребования оригиналов документов, обязательно составляйте акты приема-передачи.

    Документарная проверка осуществляется по месту нахождения ФАС.

    В рамках её проведения антимонопольный орган рассматривает имеющиеся у него документы о деятельности проверяемого лица. Также, ФАС может запрашивать любую информацию, которая может быть необходима для обеспечения полноты проверки.

    Представители ФАС, в том числе, могут запросить учредительные документы, бухгалтерский баланс; данные о контрагентах и подконтрольных лицах; о лицах, с которыми проверяемое лицо составляет группу лиц.

    Административная ответственность за непредставление документов или представление недостоверных сведений: штраф в размере от 50 000 до 500 000 рублей.

    Сроки проведения проверок

    Проверка должна быть завершена в течение 1 месяца с даты начала её проведения, но может быть продлена на два месяца руководителем ФАС.

    В отношении малого предприятия общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 50 часов в год; в отношении микропредприятия – 15 часов в год.

    Выездная проверка не может проводиться во время отсутствия руководителя организации (иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица).

    Антимонопольный орган вправе проводить плановые и внеплановые проверки.

    Плановая проверка проводится в отношении проверяемого лица включенного в сводный план проверок на основании истечения трех лет со дня:

    • создания или государственной регистрации проверяемого лица, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
    • окончания проведения антимонопольным органом последней плановой проверки проверяемого лица;

    На основании представленных планов проверок структурных подразделений и территориальных органов формируется сводный план проверок, утверждаемый приказом ФАС России до 20 октября года, предшествующего году проведения плановых проверок и в течении 10 дней публикуется на официальном сайте ФАС.

    Предметом плановой и внеплановой проверки является соблюдение требований антимонопольного законодательства проверяемым лицом при осуществлении им своей деятельности.

    При проведении внеплановой проверки исполнения ранее выданного предписания предметом такой проверки является исполнение проверяемым лицом ранее выданного предписания.

    Проверка проверяемого лица на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства осуществляется сотрудниками ФАС путем анализа:

    • правовых актов проверяемого лица;
    • соглашений и договоров, заключенных проверяемым лицом;
    • финансовых, отчетных, контрольных, плановых, аналитических документов проверяемого лица;
    • иных документов, необходимых для установления признаков нарушения антимонопольного законодательства;
    • производственных мощностей;
    • процессов производства продукции;
    • производственно-технических и иных объектов проверяемого лица.

    Общий срок проведения проверки составляет не более трех месяцев.

    Юрист-эксперт антимонопольной практики Группы .

    Стаж профессиональной деятельности более 10 лет, в том числе 8 лет в ФАС подробнее.

    Плановые и внеплановые проверки ФАС по 44-ФЗ

    Одно из полномочий Федеральной антимонопольной службы (ФАС) – контроль и разрешение спорных вопросов в рамках государственных и муниципальных закупок по 44-ФЗ. По сути, данная служба следит за тем, чтобы заказчиками были созданы равные условия для всех участников закупок. Не удивительно, что периодически ее сотрудники проводят проверки заказчиков.

    «Коронавирусный» мораторий на проверки — 2021

    Внеплановые проверки ФАС осуществляются на основании жалобы участника (или потенциального участника) закупок, а также по сигналу правоохранительных органов или СМИ. На практике они проводятся гораздо чаще, чем плановые и заканчиваются, как правило, выявлением нарушений.

    Часто при проведении внеплановой проверки ФАС ограничивается «расследованием» одного конкретного факта, запрашивая необходимые документы и не выезжая на место. Однако бывает так, что выявляются и другие нарушения, тогда предмет проверки расширяется, вплоть до того что она может коснуться всех торгов, которые проводились организацией за последние три года.

    Внеплановая проверка осуществляется, как правило, в более короткие сроки – до 5 дней. По ее результатам выдаются предписания (их могут получить как заказчики, так и участники закупок) обязательные для исполнения. В случае, если инспекторы будут работать в помещении проверяемого, они должны заранее прислать уведомление.

    Конечно, выездная проверка ФАС, плановая или нет, не слишком приятное событие – в ходе нее наверняка будут выявлены нарушения. Однако правильно выбранная тактика поведения (конечно, в совокупности с грамотно и по закону оформленной документацией) вполне сможет помочь проверяемому.

    Первое, что нужно сделать, встречая инспекторов – посмотреть их документы. Проверку могут осуществлять только лица, указанные в уведомлении. Всем остальным проверяемый вправе отказать в доступе к информации и в помещение организации. Проверяющих должно быть минимум двое.

    Перед проверкой о ее начале нужно уведомить не только контрактного управляющего, но и все «сопутствующие» службы: бухгалтерию, юридический отдел и так далее. Они тоже должны быть готовы к общению с инспекторами.

    Конечно, проверяющим нельзя препятствовать, мешая получать необходимые документы. Однако и предоставлять лишнего тоже не стоит. Кроме того, не нужно оставлять инспекторов без присмотра.

    Все документы должны изыматься на основании актов. Если комиссия планирует забрать оригиналы, не лишним будет сделать копии. Как ни странно, но бумаги в ФАС часто теряются. Кроме того, не лишним будет записать ход проверки – бывают случаи, когда приходится оспаривать ее результаты и даже обращаться в суд.

    • недобросовестная конкуренция (при введении в заблуждение, незаконном использовании интеллектуальной собственности, информации, коммерческой тайны и т.д.);
    • антиконкурентные соглашения и действия, ограничивающие конкуренцию (картели, ценовой сговор);
    • создание дискриминационных (преимущественных) условий деятельности хозяйствующего субъекта на товарном рынке;
    • обжалование решения ФАС в арбитражном суде;
    • обжалование закупок (по 44-ФЗ, 223-ФЗ) и исключение из реестра недобросовестных поставщиков (исключение из РНП);
    • ненадлежащая реклама;
    • административные правонарушения.

    Судебная практика показывает, что по отдельным категориям споров – до 50 % решений антимонопольных органов впоследствии отменяются арбитражными судами. Поэтому важно с самого начала обратиться за помощью к опытным антимонопольным юристам.

    Существующее антимонопольное регулирование предполагает объективное и всесторонне рассмотрение дел, для чего наделяет участвующих в них лиц широкими полномочиями по сбору и раскрытию доказательств, обоснованию своих требований и возражений, а также обжалованию решений ФАС.

    Проверки соблюдения антимонопольного законодательства в первую очередь затрагивают фирмы с доминирующим положением на рынке (ст. 5 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ). Кроме того, ФАС может проверить, как фирма соблюдает запрет на недобросовестную конкуренцию, например, не распространяет ли ложных сведений о своих конкурентах, не разглашает ли чужую коммерческую тайну. Такие проверки проводятся в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 25 мая 2012 года № 340.

    Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

    Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

    Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

    Внеплановая проверка Росприроднадзора

    Внеплановые проверки по 294-ФЗ

    Уведомление о проведении внеплановой выездной проверки

    Внеплановая проверка Ростехнадзора – основания

    Проведение внеплановой выездной проверки

    Внеплановые проверки Федеральной Антимонопольной Службы проводятся с целью соблюдения антимонопольного и рекламного законодательства. Они достаточно распространены и часто заканчиваются штрафными санкциями, при этом их периодичность ничем не ограничена. Узнайте все о внеплановых проверках ФАС: кому они грозят, как проводятся и что рекомендуется делать в случае визита проверяющих.

    Проверки в сфере рекламы будут только внеплановыми
    Проверки / 10:05 8 июля 2021

    Кроме плановых проверок, которые заранее утверждаются на каждый год, проводят ещё внеплановые проверки. Чаще всего они возникают, если в органы контроля сообщили о нарушении прав потребителей или трудового законодательства. Тогда проверяющие могут нагрянуть внезапно и без приглашения. Освобождение от таких проверок не действует.

    Совсем всех избавить от проверок законодатели не рискнули.

    Как и прежде в список проверок будут включать:

    1. Тех, у кого деятельность в сфере здравоохранения, образования и социальной сфере. Список таких видов деятельности утверждён Постановлением Правительства № 944.
    2. Тех, у кого была административная ответственность за грубое нарушение, административное приостановление деятельности, приостановление или аннулирование лицензии. И с даты такой проверки прошло менее 3 лет.
    3. Тех, у кого супер-опасная деятельность по ст. 26.2 закона №294.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *