С какого возраста можно оставлять ребенка одного дома по закону в России

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «С какого возраста можно оставлять ребенка одного дома по закону в России». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • С какого возраста можно оставлять ребёнка одного дома по закону?
  • Как понять, что ребёнок готов оставаться один?
  • Что может случиться? Исключаем все потенциально опасные ситуации
    • Пожар
    • Потоп
    • Запах газа
    • Стук в дверь
  • Как приучить ребёнка оставаться дома без взрослых?
  • Один дома в первый раз!
  • Можно ли оставить ребёнка одного ночью?
  • Для родительского спокойствия
  • Запомнить родителям! Мини-памятка самых основных вещей

Можно ли оставлять ребёнка одного дома? Законы и мнение психолога

  1. Есть еда и вода.
  2. Квартира безопасна (убрано всё хрупкое, острое, ядовитое).
  3. Ребёнок может связаться с вами.
  4. Ребенку есть, чем заняться.
  5. Ребёнок не боится остаться дома один.

Помните, что самостоятельности невозможно научить, её можно только дать. И этот бесценный опыт позволит вашим детям вырасти более гармоничными и самодостаточными, чем родительские страхи и гиперопека. Научите их правилам безопасного поведения и тогда вы будете оставлять их со спокойствием на душе.

То, с какого возраста можно оставлять ребенка дома, зависит от развития малыша.

Если законодательно этот вопрос не регулируется на федеральном уровне, то психологи советуют обращать внимание на психическое развитие и эмоциональную зрелость несовершеннолетнего.

Большинство специалистов сходятся во мнении, что оставлять ребенка без присмотра до 7 лет нельзя.

Это связано с тем, что малыш может навредить себе, так как еще недостаточно хорошо знаком со многими свойствами предметов в его окружении.

Оставлять малолетнего ребенка одного дома не рекомендуется, даже если родители полностью уверены в нем и его поведении и отлучаются ненадолго.

Оптимальным возрастом, когда несовершеннолетний может остаться без взрослых, считается 12-14 лет.

К этому моменту ребенок уже хорошо умеет пользоваться всей бытовой техникой, может занять себя.

Если возникла необходимость оставить школьника раньше на несколько часов без присмотра, то следует позаботиться о его безопасности:

  • Необходимо убрать все потенциально опасные предметы так, чтобы несовершеннолетний не смог ими воспользоваться.
  • С ребенком рекомендуется провести беседу о том, как вести себя с незнакомыми людьми и в экстренной ситуации.
  • Следует убедиться, что несовершеннолетний умеет пользоваться техникой и знает о правилах безопасности.
  • Проинструктировать ребенка о телефонах аварийных служб, разъяснить их назначение. Список с номерами рекомендуется оставить на видном месте.
  • Рекомендуется оставить несовершеннолетнему телефон для связи с взрослыми.

Перед уходом родители должны подробно объяснить ребенку, куда они направляются и во сколько вернутся. Это позволит ему чувствовать себя в безопасности.

Если родители отлучаются на несколько часов, то они должны проверить, сможет ли ребенок при необходимости обеспечить себя едой и водой. При этом важно, чтобы он соблюдал меры безопасности.

Однозначно ответить на этот вопрос невозможно: в законе не написан возраст, а психологически ребёнок может быть готов и в пять лет, и в двенадцать.

Обычно родители практикуют схему: оставить ребёнка двух-трёх лет одного в детской на полчаса, час → дома на час-два, когда он ещё дошкольник → на несколько часов в начальной школе → на сутки и более в средних классах. Весь возраст дан условно: никто не знает ребёнка лучше, чем его родители.

Удостоверьтесь, что малыш готов не только психологически, но и в бытовом плане. Приучайте постепенно и обязательно проговаривайте правила безопасности и поведения.

Можно ли оставлять детей одних со старшим сыном без взрослых?

Родители могут не беспокоиться за своё чадо, если оно:

  • знает, как вести себя в чрезвычайных ситуациях, например, если прорвало кран или загорелась микроволновка;
  • умеет пользоваться телефоном и сможет набрать ваш номер или позвонить в спасательную службу;
  • может проводить время в одиночестве: не будет плакать под дверью и звать родителей в окно;
  • не имеет ярко выраженных фобий;
  • не склонен пакостить, если его наказали;
  • строго соблюдает запреты на опасные игры;
  • может жить по режиму дня самостоятельно.

Есть три законодательных акта, которые регулируют этот вопрос:

  1. Родителям грозит штраф или лишение свободы на год, если оставить ребёнка в опасном для жизни и здоровья состоянии. Например, когда он не может о себе позаботиться сам (статья 25 Уголовного кодекса).
  2. Предупреждение или штраф от 100 до 500 рублей за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей. Например, если оставить ребёнка без еды и воды на сутки (статья 5.25 Кодекса административных правонарушений).
  3. Органы опеки и попечительства могут забрать ребёнка при непосредственной угрозе жизни и здоровью. Например, если его оставили одного на месяц без денег и еды (статья 77 Семейного кодекса).

Не стоит оставлять ребёнка одного, если он легко может открыть дверь незнакомому человеку или сильно боится темноты и одиночества, если не знает правила техники безопасности (например, что нельзя играть с розетками), любит шкодить или очень впечатлительный (например, может испугаться кадра в фильме и плакать до самого прихода родителей). Всё это говорит о том, что ребёнок пока не готов оставаться один. Родителям стоит проявить терпение и вернуться к идее позже.

Есть категории детей, которых не стоит оставлять одних никогда: с расстройствами аутистического спектра, умственной отсталостью или ограничениями передвижения и младенцев. Эти ребята не смогут позаботиться о себе самостоятельно.

Мы составили несколько правил для родителей, которые уверены, что их ребёнок к этому готов.

Не уезжайте сразу на неделю к друзьям. Сначала выходите к соседям на полчаса, потом на час в магазин и так постепенно увеличивайте время.

Обсудите разные чрезвычайные ситуации и возможности выхода.

Например, если дома загорелась плита, то нужно позвонить маме или папе, а потом пожарным по номеру 01. Обязательно сообщить фамилию и имя свои и родителей, назвать домашний адрес. Выйти из квартиры на улицу. Если ребёнок учится в младших классах, не стоит рассказывать, как тушить пожар самостоятельно.

Если началось землетрясение, то нужно срочно выйти на улицу и отойти подальше от любого здания. Лучше всего — на спортивное поле.

Если в квартиру ворвались грабители, нужно спрятаться в шкафу, нише или под кроватью и написать сообщение родителям. Ни в коем случае не попадаться им на глаза и не вступать в диалог.

Если дома отключили свет, у ребёнка должен быть фонарик вместо свечей.

Научите ребёнка в обязательном порядке проверять закрытую воду, выключенный свет и бытовую технику. И напомните, чтобы он ни при каких обстоятельствах не открывал дверь незнакомым людям.

Точно может сказать фамилии, имена и отчества — своё и родителей, точный адрес, контактные телефоны.

Скажите точно, во сколько вы выйдете из дома и во сколько вернётесь. Обязательно обозначьте, где будете, на случай, если ребёнок не сможет дозвониться вам напрямую. И старайтесь не опаздывать.

И включён звук.

Если вы оставили ребёнка дома, а сердце не на месте, позвоните ему, спросите, чем он занят. Только не делайте это каждые 15 минут — проявите уважение к его самостоятельности. Если ребёнок маленький, например, дошкольник или младший школьник, оставьте видеоняню.

Помните, что когда вы вернётесь домой, там может поджидать неожиданность, как в стихотворении Эдуарда Успенского «Разгром». Оцените объективно, случайны ли поломки или ребёнок хотел нашкодить, отделите угрозу его жизни и здоровью от шалости.

Завершить представленный материал можно выводами:

  1. По закону РФ, оставлять ребенка дома одного можно уже с 8 лет, но на короткий промежуток времени. До этого возраста, ребенок не может находится в одиночестве, поскольку не в состоянии позаботиться о собственной безопасности.
  2. Фактически, опеку ребенку обеспечивает его законный представитель или другие уполномоченные лица до 14-летнего возраста.
  3. Чтобы понять, насколько ваш ребенок готов к тому, чтобы остаться дома одному, стоит понаблюдать за ним и обратить внимание на присутствующие признаки.
  • Поменять имя, фамилию и отчество
  • Жить за счет родителей
  • Выбирать, с кем из родителей жить после развода
  • Общаться с родными после развода родителей
  • Получить прописку по месту жительства родителя, даже если другие собственники против
  • Не соглашаться на усыновление, опекунство и восстановление родителей в правах
  • Делать покупки в магазине, получать призы и подарки с 6 лет
  • Подписывать договоры и совершать сделки с 14 лет
  • Распоряжаться своими деньгами и вкладами с 14 лет
  • Иметь свои вещи и не разрешать родителям ими пользоваться
  • Не платить штрафы, налоги и не возмещать причиненный вред
  • Учиться и лечиться за счет государства
  • Ходить в сад и школу рядом с домом
  • Учиться дома, а не в школе
  • Работать с 16 лет
  • Отказаться от лечения, прививок и обследований с 15 лет
  • Водить мопеды и легкие мотоциклы с 16 лет
  • Заниматься бизнесом и подрабатывать
  • Вступать в брак с 16 лет
  • Получать наследство, даже если завещание на других людей
  • Использовать налоговые вычеты при покупке недвижимости
  • Ездить за границу без сопровождения взрослых
  • Получить долю в доме или квартире, если на их покупку потратили маткапитал
  • Получить гражданство РФ
  • Защищать свои права и интересы
  • Требовать уведомления родителей при задержании
  • Участвовать в производстве по уголовным делам в присутствии родителей и педагога

По закону гарантами безопасности ребенка являются его родители или опекуны. Если они допустили ситуацию, в которой здоровью несовершеннолетнего был нанесен вред или, что еще страшнее, ребенок погиб, то взрослые, отвечающие за малыша, могут быть привлечены к ответственности — как к административной, так и к уголовной.

К уголовной ответственности родители могут быть привлечены в соответствии со ст. 125 УК РФ (оставление в опасности) или с ч. 1 ст. 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности).

Прокурор разъясняет — Прокуратура Оренбургской области

В России не установлено на законодательном уровне нормы, которая запрещала бы оставлять ребёнка без присмотра взрослых до определённого возраста (в отличие от некоторых западных стран). Теоретически ребёнка одного можно оставить и в 1 год.

Именно поэтому, например, в случаях, когда малолетних детей из неблагополучных семей забывали на детских площадках, в конечном итоге родителей к ответственности не привлекали.

Несмотря на то что на законодательном уровне возраст не установлен, это не значит, что можно оставлять годовалых детей одних дома. Существует 125-я статья УК РФ. К уголовной ответственности могут привлечь, если малолетний ребёнок «заведомо оставлен без помощи» и при этом находится в опасном для жизни и здоровья состоянии. Данная норма распространяется не только на родителей ребёнка.

В каких случаях могут привлечь к уголовной ответственности родителей? Например, они отправили ребёнка гулять на стройку или проезжую часть. Или же, что чаще случается, оставили шестилетку дома, он вышел из квартиры и стал кататься на лифте (который является источником повышенной опасности).

Таким образом, если родитель не рассматривает свою квартиру как источник опасности, и ребёнок находится уже в осознанном возрасте, то оставлять его дома можно. Например, семилетний ребёнок может побыть какое-то время дома один. Однако если этот семилетний ребёнок пойдёт гулять на улицу в период карантина, то вполне возможно, что это уже посчитают как оставление в опасности (заразиться же может).

Закон не даёт чётких указаний родителям, с какого возраста им оставлять своего ребёнка одного. Поэтому придётся оценивать каждую конкретную ситуацию самостоятельно. Т.е. оставлять ребёнка одного можно, но так, чтобы угрозы для его жизни не было.

А есть или нет этой угрозы, готов ли ребёнок остаться один или не готов — решают родители и несут ответственность за своё решение.

Вопрос, с какого возраста ребенка можно оставлять одного дома по закону в РФ в 2020 году, в российском законодательстве не урегулирован. Нет никаких подобных правовых норм ни в одном нормативном акте федерального или регионального уровня.

Однако это не означает, что допускается безнаказанно оставлять ребенка без присмотра взрослых, ведь дети не всегда способны понимать значение своих действий и осознавать возможную ответственность. Поэтому их дееспособность (способность приобретать своими действиями права и нести ответственность) ограничена по ст. 21 ГК РФ. Ответственность за их действия наступает у родителей.

Уголовную ответственность несут сами несовершеннолетние, но только с 14 лет. С этого же возраста несовершеннолетние получают частичную дееспособность, например, по ст. 26 ГК РФ они уже вправе совершать мелкие бытовые сделки, распоряжаться доходом. Однако закона, который бы устанавливал, что с этого возраста подростка можно оставлять одного, нет.

Изучение отношения к велосипедному спорту

Оцените уровень проводимой работы по обеспечению законности и правопорядка, эффективности профилактики правонарушений в районе.

Какие методы борьбы с проявлениями коррупции в обществе на Ваш взгляд являются наиболее эффективными?

Один дома: инструкция, как оставлять ребёнка

Обсудите с ребенком возможные потенциально опасные ситуации. Позаботьтесь, чтобы у него была с собой таблица с важными телефонами.

Позвонить вам, позвонить в аварийную службу, отключить электроприборы, обратиться за помощью к соседям, открыть дверь, остаться в безопасном месте.

Покинуть квартиру и позвонить в пожарную часть, при возможности предупредить соседей, максимально быстро выйти на улицу, не пользуясь лифтом. Если покинуть квартиру невозможно, то сперва позвонить в пожарную часть, и сразу запереться в ванной, заложив дверь мокрыми полотенцами. Позвонить вам, наполнить ванну водой и забраться в воду, дышать через влажную ткань. Не паниковать!

Покинуть квартиру и позвонить в аварийную службу. По возможности предупредить об опасности соседей (в двери стучать, а не звонить!) Сразу же выйти на улицу и позвонить оттуда вам.

Убедитесь, что ваш ребенок знает запах бытового газа.

Позвонить вам. Если стук продолжается, спросить из-за закрытой двери «кто?», не открывая дверь. Дверь можно открыть, только если визитер хорошо знаком ребенку (родственник, ближайшие соседи) и предупреждает его о реальной опасности (пожар, угроза взрыва).

Если в дверь стучит незнакомец, ни в коем случае не говорить, что родителей нет дома. Объяснить, что они устали и спят, или вернутся с минуты на минуту (у соседки, в ближайшем магазине, выгуливают собаку).

Если визитеры не уходят – позвонить в полицию.

” Никогда не оставляйте ребенка дома запертым без возможности покинуть квартиру! Это небезопасно!

Если вы оставляете ребенка дома одного, у него должны быть сформированы минимальные бытовые навыки. Прежде чем оставить его, потренируйте малыша на кухне: он должен уметь, как минимум, уметь налить себе питье и приготовить простой перекус (хотя бы бутерброд).

Если вы планируете оставлять ребенка надолго (например, первоклассник несколько часов дожидается дома вашего возвращения), учите его пользоваться бытовыми приборами – разогревать приготовленную вами еду на плите или в микроволновке. Он должен уметь отрезать хлеб, помыть фрукты, наливать горячие напитки.

Нужно отметить, что даже если вы не планируете оставлять ребенка дома, все равно необходимо обучить его бытовой самостоятельности, так что с четырех-пяти лет вы можете доверить ему простую помощь на кухне!

Ответственность для родителей за оставление ребенка без присмотра

Итак, вы впервые решили оставить ребенка дома одного. Как это сделать?

Во-первых, отлучка не должны быть долгой. Придумайте, куда вы можете выйти на 15-20 минут.

Во-вторых, ребенок должен понимать, что контролирует ситуацию, поэтому заранее обговорите с ним время вашего ухода и возвращения. Прекрасно, если ребенок уже умеет определять время по часам, но если он еще плохо это делает – поставьте метки на циферблате.

В-третьих, придумайте, чем ребенок будет занят во время вашего отсутствия. Предложите ему новую книжку или игрушку, дайте какое-то задание, которое его увлечет, но при этом не вызовет затруднений.

Обязательно еще раз обсудите, чего делать категорически нельзя: открывать окна, подходить к плите, играть с огнем, пользоваться электроприборами – список можно скорректировать в зависимости от возраста и навыков ребенка.

И, конечно, будьте на связи!

Закон нам говорит, что нельзя оставлять ребенка одного на улице после десяти часов вечера до 16 лет, а если посмотреть на выплату пособий по потере кормильца, которую получает и мать, то пособия родителю выплачиваются до тех пор, пока не исполнится 14 лет.

Что касается закона, отвечающего на вопрос — когда можно оставлять ребенка одного, здесь все просто — такого в нашей стране нет. За границей, например в США, подобный запрет есть, поскольку возраст по нему сильно варьируется от штата к штату, возьмем минимальный — нельзя до 12 лет.

Исходя из полученных данных, самостоятельным ребенка следует считать в 12 — 14 лет и не раньше. К сожалению, реальность такова, что большинство родителей работают, а бабушки и дедушки есть не у каждого, да и рассуждать на эту тему можно бесконечно — семьи бывают не полными, ситуации совсем разными.

При этом, вина всегда на стороне взрослых, они несут ответственность вне зависимости от того, во сколько лет ребенок остался один.

По словам состоявшихся родителей, имеющих двоих и более детей, восемь лет — вполне подходящий возраст когда ребенка можно оставлять одного без особого беспокойства, но с одним условием — каждое действие под контролем с помощью электронной почты или телефонной связи.

Некоторые взрослые применяют эмпирическое правило — если гуляет рядом с домом без постоянного надзора, то ребенка относят к группе самостоятельных. Тем не менее, идеального решения не существует, потому что все зависит от уровня развития.

Чтобы определить, может ли ваш ребенок остаться один, достаточно ответить на несколько вопросов:

1. Ребенок знаком с нормами поведения?
2. Способен занять себя делом без взрослого?
3. Играет ли самостоятельно в течение 20 минут?
4. Готовит ли себе бутерброд без взрослых?
5. Убирает после себя игрушки?

Все перечисленные вопросы затрагивают такие понятия как самостоятельность, ответственность, понимание связи «действие — следствие» и желательно, чтобы ответы были положительными. Также здесь играют роль обстоятельства.

Например, если вы живете в малонаселенном пункте, оставлять малыша не рекомендуется, поскольку риск воровства и несчастных случаев в таких местах существенно возрастает. Будет хорошо, когда есть возможность договориться с соседями о редкой проверке или попросить старшего ребенка быстрее вернуться из учебного заведения.

Нет другого выхода? Прежде всего, развивайте самостоятельность постепенно. Создавайте такие моменты сначала с нескольких минут, постепенно увеличивая время и следите за реакцией — слезы, признак того, что ваш воспитанник не готов к подобным переменам в своей жизни.

В этом случае попробуйте оставлять его с телефоном в руках, весь период отсутствия общайтесь с ребенком. Это не слишком удобно, но подготавливает к самостоятельности.

Вторым вариантом служит знакомство с часами. Попросите ребенка проследить за стрелкой в течение 5-10 минут и объясните, что именно сколько времени вам потребуется для похода в магазин, старайтесь придерживаться обещания, иначе в следующий раз, малыш вас не отпустит.

Введите вознаграждение, но не в виде сладостей или игрушек, а объятий и правильной похвалы (пример похвалы: какой ты стал большой, благодаря твоему терпению/пониманию/послушанию, я могу сходить за продуктами, что облегчит труд/занятость нашего папочки).

С какого возраста можно оставлять ребенка

Это длительный процесс, начинать его нужно с 3 лет, когда ребенок, подражая взрослым, стремится сам выполнять какие-то дела. Самостоятельно одеваться, обуваться, чистить зубы, умываться, с помощью мамы застилать постель, убирать квартиру, складывать игрушки и другое. Нужно учить его проводить время без помощи родителей: играть, рисовать, рассматривать картинки в книгах, а потом и читать.

Для первого раза не нужно отлучаться надолго. Если на улице дождь, а вам нужно сходить в магазин, постарайтесь объяснить, сколько вас не будет дома. Покажите на часах число и где должна быть стрелка в момент вашего возвращения. Обязательно вернитесь в это время.

Проговаривайте с ребенком все его страхи и опасения, объясните, почему этого не стоит бояться. Постарайтесь узнать, на чем основано его опасение. А после этого объясните ему, что это совсем не страшно. Объясните, что дом – это его безопасность.

Перед тем как уйти, объясните, что он не должен делать ни в коем случае:

  • Никому нельзя открывать дверь. Даже знакомым. У близких людей есть ключи, поэтому они могут сами открыть дверь.
  • Если кто-то стучится в дверь, объясните, чтобы малыш отвечал, что мама спит и не разрешает ее будить. Ни в коем случае нельзя говорить, что родителей нет дома.
  • Нельзя открывать окна. В этом случае надежнее будет перестраховаться, поставив на них блокираторы или сняв ручки.

Хорошо если в доме есть видеонаблюдение, которое подключено к вашему смартфону. Есть специальные приложения на мобильный телефон «Где мои дети», которое позволит вам послушать звук в том месте, где находится ребенок, и быстро связаться с ним. Этими же функциями оснащены GPS-часы. Приложение Pingo имеет много разных заданий, которые могут занять ребенка на время вашего отсутствия.

Оставляя малыша на продолжительное время, убедитесь, что в доме в доступном для него месте есть все необходимое, что может потребоваться ребенку:

  • Питье и еда.
  • Безопасная квартира. Все вещи, могущие травмировать ребенка, убраны.
  • Есть связь между вами и ребенком.
  • Малышу есть чем заняться.
  • Ребенок остается дома добровольно и не боится этого.

Специалисты советуют родителям перед уходом сделать следующее:

  • убрать все опасные предметы – лекарства, ножи, ножницы;
  • закрыть окна и балконы (если жарко – приоткрыть окна в режиме для проветривания);
  • научить ребенка правильно использовать бытовые приборы;
  • объяснить, где находится еда, оставить продукты питания в доступном месте;
  • объяснить ребенку, куда и зачем родители уходят, когда они вернутся;
  • научить ребенка дозваниваться до полиции, скорой помощи, газовой службы и МЧС (оставить на видном месте карточки с номерами) и при этом объяснить, что на звонки по телефону и в дверь чужим людям отвечать нельзя;
  • помочь ребенку выучить свои ФИО, а также ФИО родителей, точный адрес проживания.

Проговорите с ребенком, что делать и куда звонить в экстренной ситуации: возгорание, прорыв трубы, пьяный сосед ломится в дверь и т. д. Прикрепите на видном месте телефоны всех служб (помимо пожарных и скорой, впишите туда вашу управляющую компанию).

Убедитесь, что подросток знает, что нужно проверять в квартире перед каждым уходом из дома и перед сном. Если сомневаетесь, составьте памятку и повесьте изнутри на входную дверь: «Выключить свет, закрыть окна, налить коту свежей воды».

У подростков часто возникает желание проверять обоснованность установленных взрослыми правил, поэтому первый раз лучше подробно объяснить, что ваши требования — не прихоть, а жизненная необходимость.

Например: «Окна нужно закрывать, потому что внезапная гроза может выбить стекло» или «У наших знакомых через открытое окно в квартиру залезли воры».

Оставьте ребенку необходимую сумму наличных денег, все остальные ценности лучше убрать в недоступное место. Передайте кому-то из близких запасной комплект ключей от квартиры (вдруг ребенок потеряет свои или дверь нечаянно захлопнется).

Чем точнее проговорите свои требования ребенку — тем спокойнее будет вам во время отъезда. Оптимально, назначить какое-то конкретное, удобное для всех время связи. Допустим, каждый день до восьми вечера ребенок должен написать вам, что он дома и все в порядке.

Не стоит требовать, чтобы подросток был на связи 24/7 — это нереальный груз (он может быть на занятиях, играть в футбол, мыться в душе, спать, в конце концов). И все же разумно будет попросить, чтобы на время вашего отъезда ребенок отказался от привычки постоянно держать телефон на беззвучном режиме.

Не мучайте ребенка ежедневными продолжительными расспросами по скайпу обо всех деталях жизни и быта. Очень скоро чаду будет проще «не слышать» ваших звонков. Конечно, можно и нужно время от времени общаться, но в удовольствие, а не в обязаловку. Будьте чуткими к настроению: интонации ребенка скажут вам куда больше, чем «допрос с пристрастием».

До отъезда научите ребенка готовить хотя бы несколько несложных блюд. Расскажите, как правильно хранить продукты, за сколько дней нужно съесть оставленную кастрюлю супа и когда остатки лучше вылить. Если сильно беспокоитесь, за пару недель до отъезда начните делать припасы: готовя второе и гарнир, откладывайте по одной порции в контейнер и замораживайте. Так у ребенка будет разнообразное здоровое питание, которое достаточно только разогреть.

Приобретите достаточное количество молочных продуктов с запасом по сроку годности и консервов, которые ребенок точно ест, заготовьте полезные перекусы. Все это повысит вероятность, что ребенок не станет питаться исключительно чипсами и булками.

А для самых тревожных родителей подойдут сервисы, где можно заказать комплекс сбалансированного питания на целый день.

Конечно, надо стремиться к тому, чтобы ребенок учился готовить сам. Благо, в интернете можно найти любой рецепт и даже видео-инструкцию к нему. Так почему бы не поручить подростку порадовать родителей к приезду чем-нибудь вкусненьким?

Дети часто не замечают ту работу, которую выполняют по хозяйству их родители. Всё происходит как будто само собой. Поэтому не грех напомнить, с какой регулярностью у вас принято выносить мусор, мыть раковины, пылесосить, менять полотенца, прополаскивать заварочный чайник и поливать цветы. На первый раз попросите вашего тинейджера самостоятельно составить и согласовать с вами письменный график, когда и что нужно сделать.

Научите, как пользоваться бытовыми приборами, если вдруг не сделали этого раньше. Расскажите, что существует такая чудесная вещь, как таймер. И лучше им пользоваться, даже если отходишь от включенной плиты «на минуточку». А еще напомните, что одежда быстро закончится, если не запускать время от времени стиральную машину.

В целом ребенку будет веселее и комфортнее, если, пока вас нет дома, он сможет привести в гости хорошо знакомого вам друга. Если друг ребенка собирается ночевать у вас, приготовьте для него чистое постельное белье и полотенце, напомните, что не разрешаете брать ваши личные вещи и предметы гигиены. Это поможет после возвращения избежать конфликтов в духе: «Кто лежал на моей кровати и помял ее?!»

Но подросток должен уяснить, что устраивать в отсутствие взрослых большие сборища или приводить новых знакомых — опасно. И понимать, что если нарушит запрет, то последствия придется расхлебывать ему самому. Скажите так: «Пожалуйста, ты можешь устроить вечеринку, но если твои друзья что-то испортят в квартире или участковый выпишет штраф за нарушение общественного порядка, то зарабатывать на возмещение ущерба ты будешь сам. Я помогать тебе в этом не собираюсь».

Никто заранее вам не скажет, готов ли уже ваш ребенок прожить какое-то время один. И вы не узнаете, если не попробуете. Двигайтесь маленькими шагами: для начала можно заночевать у друзей, съездить на уикенд в пригород, потом на три дня в командировку, а уж потом планировать двухнедельный вояж по экзотическим странам, где плохо со связью. А там, глядишь, через год-другой, ваше чадо будет готово к тому, чтобы поехать учиться в чужой город.

Очень может быть, что ваш подросток знает и умеет куда больше, чем вам кажется. Просто, когда мама дома, иногда так лень что-то сделать самому… Так что, вероятно, все предосторожности, о которых мы говорили выше, нужны не столько детям, сколько родителям. И правильно: лучше перестраховаться, чем уехать без подготовки, а потом не находить себе места от беспокойства.

Вам кажется, что вы плохой родитель, раз собираетесь оставить почти взрослого ребенка одного на несколько дней? Долой тревоги! Вы замечательный родитель, который учит подростка самостоятельности и умению отвечать за себя; без этого он вырастет «тепличным» и совершенно неприспособленным к жизни, а это действительно опасно. Все равно, рано или поздно каждому человеку предстоит выпорхнуть из родительского гнезда. Так не лучше ли готовиться к этому событию заранее?

По мнению специалистов, дети начинают обладать данными умениями приблизительно к годам 6-7. Именно в этом возрасте ребенок начинает осознавать свои действия и связывать их с возможными последствиями. Однако не только возраст имеет значение. Большую роль играет психологическое состояние маленького человека, его готовность к самостоятельной жизни.

Страх представляет собой негативное расположение сознания (психики) человека, побуждаемое действительной или иллюзорной опасностью. Он может быть реальным, связанным с внешней непосредственно существующей угрозой и невротическим, ассоциирующимся с некоей неизвестной внутренней психологической боязнью. Избежать внешней опасности довольно легко, преодолеть внутреннюю – дело достаточно сложное, иногда завершающееся клиническим заболеванием.

Один дома – родителей под суд?

В последнее время зафиксировано много случаев гибели детей по вине взрослых. Согласно статье 156 УК РФ родители несут полную ответственность за ребенка, несут наказание за жестокое обращение с ним.

Сюда относится систематическое избиение, издевательства, оставление в холоде и голоде. За это предусмотрен штраф в размере до 40000 рублей или лишение свободы. Но в реальности очень редко родителей наказывают по данной статье.

Статья 125 УК РФ предусматривает наказание за оставление в опасности. То есть родитель оставил ребенка в опасности, заведомо зная об этом и имея возможность помочь ему.

Главное, чтобы у ребёнка всегда была возможность вам позвонить. Во-вторых, в открытом доступе должны быть чистая вода и простенькая пища, которую не нужно разогревать в микроволновке или на огне. И наконец, ребёнка нужно обеспечить развлечением, чтобы ему не пришло в голову подвергать себя опасности. Достаньте альбом с фломастерами, включите любимый мультфильм, предложите малышу собрать пазл или поиграть с «Лего».

Кроме того, оставленный на самого себя ребёнок должен чётко понимать правила безопасности и следовать им. Например, ему нужно объяснить, что делать, если в квартиру стучит посторонний; куда бежать или звонить, если что-то случилось; как вызвать экстренные службы — полицию, пожарных, скорую. Нужно оставить ребёнку ключи — да, без ключей он не сможет открыть дверь незнакомцам, но что делать, если вдруг начнётся пожар?

Вопрос, с какого возраста ребенка можно оставлять одного дома по закону в РФ в 2020 году, в российском законодательстве не урегулирован. Нет никаких подобных правовых норм ни в одном нормативном акте федерального или регионального уровня.

Однако это не означает, что допускается безнаказанно оставлять ребенка без присмотра взрослых, ведь дети не всегда способны понимать значение своих действий и осознавать возможную ответственность. Поэтому их дееспособность (способность приобретать своими действиями права и нести ответственность) ограничена по ст. 21 ГК РФ. Ответственность за их действия наступает у родителей.

Уголовную ответственность несут сами несовершеннолетние, но только с 14 лет. С этого же возраста несовершеннолетние получают частичную дееспособность, например, по ст. 26 ГК РФ они уже вправе совершать мелкие бытовые сделки, распоряжаться доходом. Однако закона, который бы устанавливал, что с этого возраста подростка можно оставлять одного, нет.

Можно ли оставлять ребенка одного дома на целый день в соответствии с российским законодательством? Запрета на такое действие в законах нет, в принципе, можно оставить ребенка даже одного дома на ночь, однако надо иметь в виду следующее. За недобросовестное выполнение родительских обязанностей предусмотрена уголовная и административная ответственность, а в случае, если обнаружится угроза жизни и здоровью ребенка, по ст. 77 Семейного кодекса РФ органы опеки и попечительства вправе его незамедлительно отобрать.

  • по ст. 5.35 КоАП РФ за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей наказывается штрафом от 100 до 500 рублей. Возможно и вынесение только предупреждения;
  • по ст. 156 УК РФ за то же нарушение, но сопряженное с жестоким обращением с несовершеннолетним, влечет штраф до 150 000 рублей и более суровые меры наказания вплоть до лишения свободы;
  • по ст. 125 УК РФ оставление в опасности любого гражданина (для ребенка это может быть масса ситуаций) также влечение штраф до 80 000 рублей, максимальное наказание – лишение свободы на срок до года.

Согласно ч. 2 ст. 61 СК РФ родитель обязан воспитывать и содержать ребенка до 18 лет. У родителей в отношении детей равные права, однако, если они вместе не живут, существуют вполне естественные ограничения в общении.

Аннотация: Любой родитель в определенный момент времени задается вопросом: можно ли оставить ребенка дома одного?

Любой родитель в определенный момент времени задается вопросом: можно ли оставить ребенка дома одного? Прививать своему малышу самостоятельность можно и нужно, но, предвидя последствия, очень важно оценить его психологическую зрелость.

Отчасти это и является ответом на вопрос «когда», поскольку общих рамок и норм не существует: некоторые дети в состоянии остаться одни дома уже в 5 лет, другие и в 12 будут тревожиться или набедокурят, если оставить их без контроля.

Психологи утверждают, что самостоятельность и ответственность в раннем возрасте во многом определяются темпераментом и характером ребенка. Для того чтобы можно было спокойно доверить малыша самому себе и не беспокоиться за его безопасность и эмоциональное состояние, следует готовить его к этому заблаговременно.

Чем опасна тревога и мнительность родителей в воспитании ребёнка?

Три главных навыка самостоятельной жизни, которым надо научить ребенка
Как подготовиться?
С 5-6 лет необходимо ослабить контроль ребенка – не стоит отслеживать каждый шаг малыша. В противном случае, оставшись дома без присмотра, у него будет много соблазнов сделать что-нибудь запретное.

Давать ребенку почувствовать себя самостоятельным нужно постепенно:

дайте ребенку максимальную свободу рядом с собой – это создаст видимость абсолютной самостоятельности; здесь можно прибегнуть к «маминому часу» – вы занимаетесь своими делами, ребенок – своими, а по истечении часа можно обсудить, что он делал;

ненадолго оставьте ребенка, не покидая стен квартиры, к примеру, вы можете лечь спать или принять ванну; видимость отсутствия взрослого учит малыша полагаться на себя – так он привыкает к временному отсутствию помощи и контроля со стороны взрослых;

постепенно учите бытовой самостоятельности: предоставьте ребенку возможность самому хозяйничать – наливать молоко или делать бутерброды, в выходной день малыш может учиться сам готовить несложный завтрак. Важно: плитой, тем более газовой, лучше не пользоваться в отсутствие родителей – на это время лучше обеспечить ребенка обедом в термосе, который ему останется лишь выложить на тарелку.

А стоит ли?
Для того чтобы принять правильное решение, нужно точно знать, готов ли к нему ребенок. Существует несколько косвенных признаков зрелости:

ребенок способен сам занять себя более двух часов;

не страшится темноты, комфортно чувствует себя при запертых дверях;

хорошо понимает, что можно и нельзя и может объяснить, почему именно нельзя;

играет в ролевые игры, где выполняет роль взрослого (врача, мамы, няни или воспитателя и др.);

за ним не наблюдалось специфических наклонностей – избегает боли, не старается причинить ее другим (сестрам, братьям, домашним животным и т. д.);

умеет пользоваться телефоном и может позвонить при необходимости;

не мстителен – не склонен затаивать обиду, строить планов мести;

способен адекватно оценить свои поступки – знает, за что последует наказание, а в каком случае родители будут его хвалить;

знает свои обязанности и выполняет их – убирает за собой игрушки, моет кружку и т. д.;

соблюдает режим дня практически без контроля и тем более без постоянных напоминаний со стороны старших (это говорит о самодисциплине).

Если на все восемь пунктов из вышеприведенного списка вы ответите утвердительно, у вас есть повод попробовать выйти на новый уровень самостоятельности малыша. Очень важно: даже если все пункты можно отнести к вашему ребенку, но он наотрез отказывается оставаться дома один, принуждать его к этому ни в коем случае не стоит. Если же он охотно соглашается, можно смело пробовать.

Что делать в первый раз?
Родителям следует сохранять спокойствие и уверенность, иначе тревожность и нервозное состояние будут транслироваться ребенку. Лучше отказаться от важных дел и поэкспериментировать таким образом, чтобы это не заняло много времени, к примеру, сходить в магазин.

С 5-6 лет ребенок способен неплохо ориентироваться во времени. Предупредите его, на сколько вы уходите, и объясните, что вернетесь, когда стрелки будут на определенных цифрах. И данное вами малышу обещание важно неукоснительно выполнить.

Можно использовать игры. К примеру, вы – мама-медведь, малыш – медвежонок. Мама отправляется в лес за малиной, а ребенок остается один. Пусть он расскажет, чем будет заниматься медвежонок в ожидании мамы, чего он боится в ее отсутствие. Проговорив страхи и опасения, ребенок перестанет испытывать трепет перед тем, что рисует воображение.

По возвращении домой не отчитывайте ребенка за беспорядок или мелкие шалости. Если вы обнаружите малыша в слезах или беспокойном состоянии, попытки приучать его к самостоятельности стоит отложить. Если все прошло хорошо, можно постепенно увеличивать время, которое ребенок будет проводить один.

Инструктаж перед уходом
Ребенок должен четко понимать: есть вещи, которые ни в коем случае делать нельзя. Вы можете сами составить такой список, но, как правило, строгие запреты едины для всех детей и состоят в следующем:

никому нельзя открывать двери, даже знакомой соседке – у самых близких есть ключи от квартиры, и они сами могут зайти в дом;

нельзя объяснять по телефону или через дверь кому-либо, что находишься один, лучше вовсе избегать продолжительных разговоров с посторонними (научите малыша говорить, что родители заняты: так он и не соврет, но и не выдаст себя);

не стоит подходить к окнам, бросать из них предметы; окна должны быть хорошо закрыты – лучше использовать специальные блокираторы, чтобы ребенок не мог открыть их сам;

запрещает��я играть с электрическими приборами и пытаться разводить огонь.

У ребенка должен быть под рукой список важных телефонов: скорой помощи, пожарных, ваш дополнительный (рабочий), папин, бабушки или дедушки – тех людей, которым он может позвонить в экстренном случае.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *