Привлечение кредитов налоговые отчисления прибыль от реализации продукции предприятия

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Привлечение кредитов налоговые отчисления прибыль от реализации продукции предприятия». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В соответствии с понятием, принятым в рамках научной доктрины, ОДП (или OCF — operating cash flow) представляет собой совокупность денег, получаемых организацией в качестве результата по профильному функционалу. Методы, применяемые для анализа текущего экономического положения и общей ликвидности предприятия, актуальны как при рассмотрении потенциальных проектов, так и для оперативного управления. Высокий уровень значения, отражающего денежный поток по операционной деятельности, свидетельствует о возможностях диверсификации бизнеса, вложения в разработку новых продуктов, уменьшения долговых обязательств, а также выплаты дивидендов собственникам и акционерам. Напротив, низкий, перманентно отрицательный показатель, говорит о том, что компания нуждается в постоянном привлечении заемных ресурсов, позволяющих ей оставаться на плаву.

В соответствии с устоявшейся классификацией, используемой экспертами и аналитиками, принято выделять три потоковых категории:

  • Инвестиционные средства, направленные на развитие предприятия.
  • Денежный поток от основной операционной деятельности.
  • Финансовая активность, включая формирование и погашение займов и долговых обязательств, эмиссию ценных бумаг и т. д.

Их совокупность создает чистую аналитическую величину, так называемый NCF (Net Cash Flow). ОДП, в свою очередь, рассматривается как соотношение доходов и расходов, напрямую связанных с работой компании, и используемых, в том числе для погашения большей части задолженностей.

Доходная часть денежного потока от операционной деятельности состоит из средств, полученных в качестве выручки за реализованный товар или предоставленные услуги, относящиеся к основному профилю. А вот в затратную категорию относятся сразу несколько видов расходов, к числу которых причисляются:

  • Платежные операции, связанные с организацией производственных процессов — начиная с закупки расходных материалов, и заканчивая платой за поставку энергоносителей.
  • Заработная плата сотрудников, в отдельных методиках выносимая за скобки.
  • Административно-хозяйственные затраты, включая арендные, страховые, и иные платежи.
  • Рекламные бюджеты, налоговые сборы и отчисления, погашения кредитных обязательств.

Корректировки, проведенные после вычета расходных статей из суммы дохода за период, позволяют выделить чистый денежный поток по операционной деятельности — эта формула расчета, от которой зависит итоговый показатель OCF, основана на данных из отчета о движении средств (ОДДС).

Анализ рассматриваемого критерия, характеризующего ликвидность организации, ее экономическую устойчивость и потенциал развития, представляется значимым по многим причинам. В первую очередь он обеспечивает возможность проверки поступлений и расходования ресурсов, принятия мер для наращивания входящих объемов, а также поддержания стабильного положения, исключающего критическое влияние внешних и внутренних негативных факторов.

Подробные сведения о том, как формируется операционный поток платежей, содержатся в отчетах ОДДС, входящих в структуру квартальной и годовой отчетности. OCF характеризует потенциал генерации дополнительного финансового трафика, получаемого в результате основной деятельности. Положительный баланс свидетельствует об успешном управлении, и является объективным индикатором, столь же значимым, как чистая прибыль или EBITDA.

Методы формирования и планирования прибыли

Постепенное снижение стоимости материальных активов, связанное с их эксплуатационным изнашиванием, уменьшает величину предыдущего критерия в рамках аналогичной отчетности. При этом в ОДДС параметр применяется как корректирующий, поскольку относится к затратам, не связанным напрямую с денежной категорией.

1. Что такое прибыль
2. Чем прибыль отличается от выручки
3. Бухгалтерская и экономическая прибыль
4. Маржинальная прибыль
5. Валовая прибыль
6. Операционная прибыль
7. Чистая прибыль
8. Зачем считать разные виды прибыли и как ее анализировать
9. Должен ли предприниматель самостоятельно во всем этом разбираться

Предприниматель работает для извлечения прибыли. Но при финансовом учете важно рассчитывать несколько видов прибыли, чтобы понимать, насколько эффективно действует бизнес. Рассказываем, как это все посчитать и почему от этого бизнесу будет лучше.

Прибыль — это разница между тем, что заработал бизнес и всеми издержками. При этом считаются доходы и расходы по всем видам деятельности. По сути, это самое главное в бизнесе. Ради прибыли предприниматели и начинают свое дело.

Давайте разберем на примере. Киоск продает шаурму. Каждый день продажа еды и напитков приносит примерно 15 тысяч рублей. За 31 день в кассе заведения оказалось 465 000 рублей. Но у киоска есть расходы на продукты, аренду, зарплату работников, коммунальные платежи и налоги. Например, на это уходит 370 тысяч рублей. Значит прибыль заведения 95 тысяч рублей в месяц.

Этот вид прибыли помогает предпринимателям понять, как развивается бизнес от месяца к месяцу. Маржинальность считают по формуле:

Маржинальная прибыль = Выручка – Переменные расходы.

В переменные расходы включают зарплаты менеджеров по продажам или закупку сырья. То есть показатели, которые регулярно меняются. Например, продали больше товаров, и менеджеры получили больше денег в качестве зарплаты. Или компания по обжарке кофе в мае закупала сырье по одной цене, а в августе стоимость изменилась из-за кризиса в Бразилии. Расходы поменялись, а следом меняется маржинальная прибыль.

Лучше регулярно смотреть, как меняется этот вид прибыли. Например, в мае кофейная компания продала продуктов на 700 тысяч рублей, а переменные расходы были 400 тысяч. Если в августе выручка осталась в районе 700 тысяч, а переменные расходы увеличились до 600 тысяч, то это повод пересмотреть бизнес-процессы. Возможно, стоит увеличить цены на товары.

С помощью маржинальной прибыли рассчитывают рентабельность бизнеса по формуле:

Рентабельность = Маржинальная прибыль : на Выручку.

Давайте снова вернемся к кофейной компании. В мае маржинальная прибыль составила 300 тысяч рублей. Разделим это число на 700 000 и получим рентабельность 0,43 или 43%.
В августе маржинальная прибыль составила 100 000 рублей. Разделим на 700 000 и получим 0.14 или 14%, то есть видим падение рентабельности.

Полезно следить за показателями рентабельности каждый месяц. Если значения падают, то лучше принять меры для изменения ситуации. Например, сократить издержки. В блоге ПланФакта есть полезная статья, которая поможет грамотно это сделать.

Этот показатель используют, чтоб понять, насколько компания успешно ведет дела по основной деятельности. Для расчета применяют формулу:

Операционная прибыль = Выручка – Расходы по основной деятельности.

Расходы по основной деятельности = Прямые + Косвенные(Переменные) + Постоянные.

Кроме этого, используют и другую формулу:

Операционная прибыль = Маржинальная прибыль – Постоянные расходы.

Например, у деревообрабатывающего цеха маржинальная прибыль 4 000 000 рублей. а расходы 3 600 000 рублей. Значит, операционная прибыль составляет 400 тысяч рублей. Если в течении полугода или года показатели падают, то бизнес теряет рентабельность.

Это главный финансовый показатель компании. Расчет выглядит так:

Чистая прибыль = Выручка компании – (Расходы по основной деятельности + Прочие доходы + Прочие расходы + Амортизация + Проценты по кредитам + Налог на прибыль(доходы).

Обратите внимание, что нужно вычесть все затраты: постоянные, переменные, налоги и амортизацию. Итоговый результат показывает, насколько успешен бизнес в целом.

Например, показатели ларька с шаурмой за месяц выглядят так:

  • Выручка — 465 000
  • Постоянные расходы — 100 000
  • Переменные расходы — 150 000
  • Налоги — 50 000
  • Кредитные платежи — 20 000
  • Амортизация — 5000

Чистая прибыль = 465 000 – (100 000 + 150 000 + 50 000 + 20 000 + 5000) = 140 000 рублей.

Эти деньги можно потратить на свои нужды или инвестировать в развитие бизнеса.

Все это делается для управленческих решений. Подсчет прибыли показывает, как на самом деле работает бизнес. Ведь иногда кажется, что компания зарабатывает достаточно денег, но их не хватает на масштабирование, развитие и запуск новых направлений.

Борис Зак уверен, что без таких расчетов не понять, насколько хорошо развивается бизнес:

«В видах прибыли необходимо разбираться, чтобы понимать эффективность ведения бизнеса и сколько реально зарабатывает предприниматель. Например, валовая прибыль показывает, пройдена ли точка безубыточности компании. И ее размеры могут быть впечатляющими. Но чистая прибыль при этом может оставаться близкой к нулю. Из этого следует вывод, что точка безубыточности пройдена, но зарабатывать компания еще не начала»

Расчеты прибыли помогают понять рентабельность бизнеса. Для этого нужно анализировать цифры несколькими методами.

Валовая прибыль (ВП) – остаток между доходом от продаж товара и себестоимостью этого товара. ВП считается до погашения долговых и налоговых обязательств. На показатель влияют факторы, зависящие и независящие от действий руководства и коллектива:

  • рост объемов производства;
  • методы реализации;
  • повышение качества продукции;
  • расширение ассортимента;
  • удешевление себестоимости;
  • рекламная компания;
  • место нахождения компании;
  • экология района расположения;
  • особенности действующего законодательства;
  • непредвиденные ситуации, оказывающие влияние на логистику;
  • экономическая ситуация в стране и в мире.

ВНИМАНИЕ! Формула расчета валовой прибыли: ВП = ЧП – С.

Где С – себестоимость единицы товара, а ЧП – чистая прибыль за вычетом расходов на возврат товара и скидки на продукцию.

Что такое прибыль. Виды и способы расчета

Валовая выручка – итог финансовой деятельность предприятия или компании. В показатель включаются доходы от любого вида коммерческой деятельности, от продажи произведенного продукта и любых услуг. Посчитаем ВП компании, имеющей основой и дополнительные источники дохода.

Пример расчета: Предприятие производит и продает футболки с оригинальными надписями. Стоимость товара – 500 р. Расходы на производство:

  • покупка материала, красок – 100 000 р. за 12 месяцев работы;
  • расходы на получение авторских прав на рисунки – 10 000 р. в год.;
  • зарплатный фонд – 1 млн. р. в год;
  • расходы на рекламу – 50 000 за 12 месяцев;
  • доставка – 40 000 р. год.

Доходы предприятия (валовая выручка) формируются из нескольких источников:

  • продажа модных футболок – 1 млн. р. в год;
  • доходы от сдачи недвижимости – 50 000 р. в год;
  • поступление денежных средств от инвестиций 20 0000 р. в год.

Потраченная сумма: 100 000+10 000+1 000 000+50 000+40 000=1 200 000 р.

Полученная сумма: 1 000 000+300 000+200 000=1 500 000 р.

ВП = 1 500 000-1 200 000=300 000 р.

Анализ расходов и доходов показал, что необходимо увеличить валовую прибыль. Возможно, придется уменьшить зарплатный фонд или более рационально использовать сумму, отданную под инвестиции.

Операционная прибыль учитывает абсолютно все виды затрат, обеспечивающих деятельность предприятия, но отличающиеся на траты, составляющие себестоимость продукта. В том числе: амортизацию оборудования, ренту, незапланированные траты и другие виды расходов.

ВНИМАНИЕ! Операционная прибыль считается по формуле: ОП = ВП — ОР

Где ВП – валовая прибыль, а ОР – операционные расходы. В операционные расходы включаются коммерческие и управленческие траты.

Пример расчета:

Компания покупает мелкую бытовую технику у производителя и продает в магазине, находящемся в торговом центре. За отчетный период было куплено товара на 150 000 р. Выручка с продаж составила 300 000 р.

Траты на деятельность магазина составили:

  • аренда – 25 000 р.;
  • зарплата – 50 000 р.;
  • износ кассового аппарата и витрин – 2 000 р.;
  • другие расходы – 3 000 р.

Операционная прибыль = 300 000 – 150 000 – 25 000 – 50 000 – 2 000 – 3 000.

Итого ОП = 70 000 р.

В определение чистой прибыли (ЧП) включается дополнительный параметр – обязательные платежи, включающие налоговые и другие выплаты.

ВНИМАНИЕ! Формула для расчета чистой прибыли. ЧП = ВД (валовый доход) – Р (явные расходы, включающие налоговые и долговые обязательства).

Пример расчета:

Предприниматель Кузнецова продает свежую выпечку. Стоимость булочки – 20 р., себестоимость – 10 р. Остальные расходы составляют 3 р. на булочку. Для того, чтобы подсчитать чистую прибыль с продажи 1 кондитерского изделия, необходимо суммировать расходы 10 + 3 = 13 р. и вычесть их из дохода. 20 – 13 = 7 р.

Если за год ИП реализует 50 000 булочек, ЧП составит: 50 000 * 7 = 350 000 р.

Чтобы определить, когда компания выйдет на точку безубыточности, необходимо рассчитать норму предельной прибыли (НПП). Показатель НПП помогает понять, какой тип издержек необходимо уменьшить, чтобы повысить эффективность бизнеса.

НПП – это прибыль с учетом всех видов издержек.

ВНИМАНИЕ! Расчет НПП возможен по формуле: В – ПИ/В*100%. Где В – выручка от реализации, ПИ – переменные издержки.

Показатель нормы предельной прибыли выражается в процентах и означает часть прибыли, которая остается от выручки за минусом переменных издержек.

Пример расчета: Компания продала произведенный ею товар на сумму 5 000 000 р. Переменные издержки по проданной продукции составили половину выручки, т.е. 2 500 000 р.

НПП = (10 000 000 – 5 500 000)/10 000 000*100% = 4 500 000/10*100% = 45%

Высокий показатель нормы предельной прибыли не гарантирует высокую чистую прибыль, потому что на практике на маркеры прибыли влияют постоянные и переменные издержки.

В книге «Краткий курс MBA» Нил Томас и Барри Пирсон привели пример компании, которая была вынуждена производить продукцию с очень высоким уровнем издержек.

Крупная компания по производству электроники удочерила небольшую организацию, производящую электронные чипы. Были потрачены значительные суммы на производство и численность обученного персонала. На третий год работы НПП достигла 74%, при показателе переменных издержек – 24%. Но мощности предприятия не были задействованы полностью, постоянные издержки дошли до уровня 205% от выручки. Компания расходовала в 2,5 р. денег больше, чем зарабатывала. В следующем году поднялся спрос на изделия, в которых были задействованы чипы, произведенные компанией. Продажи выросли в 3 раза, появилась прибыль.

Знание НПП по каждому виду продукта/услуги позволяет увеличить прибыль следующими способами:

  1. Если определенный вид товаров или услуг показывает высокое значение нормы предельной прибыли, необходимо продвигать именно этот товар/услугу.
  2. Уменьшить издержки в производстве товаров, обеспечивающих низкий показатель НПП.
  3. Обеспечение среднего уровня НПП в отношении новых товаров, запущенных в производство.

Важные составляющие грамотного управления прибылью:

  1. Ориентация на точку окупаемости предприятия/компании.
  2. Управление прибыльностью (рентабельностью) производимых продуктов или услуг.
  3. Отслеживание уровня рентабельности, достигнутого с ключевыми клиентами.
  4. Недопустимость установления предельно низкого уровня цен.

Для более эффективного управления бизнесом необходимо подробно рассмотреть приведенные пункты.

Алгоритм планирования прибыли и поиск резервов ее роста

Метод прямого счета наиболее распространен на предприятиях. Применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции, при обосновании создания нового или расширения действующего предприятия, при осуществлении инвестиционного проекта.

Метод прямого счета определяет планируемую прибыль в предстоящем периоде по следующим этапам (рис. 1).

Аналитический метод планирования прибыли применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также как дополнение к прямому методу в целях его проверки и контроля (рис. 2). Прибыль определяется не по каждому виду выпускаемой в предстоящем году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Прибыль по несравнимой продукции определяется отдельно.

Рассмотрим, как спланировать прибыль, на примере условного предприятия.

ООО «АВС» планирует свою производственную деятельность на основе договоров, заключаемых с потребителями продукции и услуг, а также поставщиками материально-технических и иных ресурсов.

Цель деятельности организации — удовлетворить потребность в ее продукции, работах, услугах и извлечь прибыль.

Основные направления деятельности: строительство, отделка и ремонт офисов и квартир; электромонтажные работы; кровельные работы; плотницкие работы; монтаж стальных конструкций; каменные работы; выполнение дизайн-проектов; подготовка строительного участка.

Организация специализируется на строительстве набольших зданий, поэтому ее деловыми партнерами в основном являются частные лица.

Динамика прибыли представлена в табл. 1.

Таблица 1. Динамика прибыли ООО «АВС»

Показатели

Ед. изм.

Значения

Изменения

2014 г.

2015 г.

абсолютные

относительные, %

Выручка от работ, услуг

тыс. руб.

53 485

57 961

4476

8,37

Себестоимость работ, услуг

тыс. руб.

38 038

40 474

2436

6,40

Коммерческие расходы

тыс. руб.

1166

867

–299

–25,64

Прибыль от продаж

тыс. руб.

14 281

16 620

2339

16,38

Прочие доходы

тыс. руб.

4389

4771

382

8,70

Прочие расходы

тыс. руб.

7544

7602

58

0,77

Валовая прибыль

тыс. руб.

11 126

13 789

2663

23,93

Налог на прибыль

тыс. руб.

2003

2482

479

Чистая прибыль

тыс. руб.

9123

11 307

2184

23,94

Рентабельность продаж

%

17,1

19,5

2,5

Рентабельность продукции

%

24

27,9

4,0

Допустим, в будущем году будет построено 20 домов, снижение производственной себестоимости составит 5 %, расходы по реализации продукции — 0,5 % к реализуемой продукции по производственной себестоимости.

Производственная себестоимость единицы продукции в плановом году составит:

1 303 781 x 95 / 100 = 1 238 591,95 руб.,

объем товарной продукции в плановом году по производственной себестоимости:

1 238 591,95 x 20 = 24 771 839 руб.

Для того чтобы определить полную себестоимость продукции, исчислим величину расходов по реализации продукции:

24 771 839 x 0,5 / 100 = 123 859,2 руб.

Следовательно, объем реализации продукции по полной себестоимости составит:

24 771 839 + 123 859,2 = 24 895 698,2 руб.

Объем реализации в натуральном выражении равен 20 единиц, а в оптовых ценах — 33 898 300 руб. (20 x 1 694 915).

При этих условиях прибыль от реализации продукции в плановом году составит:

33 898 300 – 24 895 698,2 = 9 002 601,8 руб.

Расчет прибыли методом прямого счета прост и доступен. Однако он не позволяет выявить влияние отдельных факторов на плановую прибыль и при большой номенклатуре выпускаемой продукции очень трудоемок.

Для этого из общей суммы выручки от реализации продукции исключаем переменные затраты, а результат делим на сумму прибыли.

Разницу между объемом продаж и переменными затратами экономисты называют вкладом на покрытие.

Количественное воздействие операционного рычага на прибыль можно выразить формулой:

О = В / П,

где О — операционный рычаг;
В — вклад на покрытие;
П — прибыль.

Определим силу воздействия производственного рычага в 2015 г.:

29 591 430 – 18 944 482 / 6 695 868= 1,6.

Показатель эффекта производственного рычага имеет важное практическое значение. Если выручка от реализации продукции возрастает, например на 4 %, то, пользуясь показателем силы воздействия производственного рычага, можно заранее определить, что прибыль увеличится на 6,4 % (4 % x 1,6).

Исходя из силы воздействия производственного рычага можно сделать вывод: чем выше удельный вес постоянных затрат и, соответственно, ниже удельный вес переменных затрат при неизменной сумме выручки от реализации продукции, тем сильнее сила воздействия производственного рычага.

К сведению

Это не значит, что можно бесконтрольно увеличивать постоянные расходы, так как если при этом сократится выручка от реализации продукции, то предприятие понесет большие потери в прибыли.

При исследовании взаимосвязи между постоянными и переменными затратами и прибылью важную роль играет анализ безубыточности производства. Определим так называемую точку безубыточности производства и реализации продукции.

Точка безубыточности соответствует такому объему продаж, при котором фирма покрывает все постоянные и переменные затраты, не имея прибыли. С помощью точки безубыточности определяется порог, за которым объем продаж обеспечивает рентабельность, т. е. прибыльность продукции.

Объем продаж, соответствующий точке безубыточности (Б), определяется как отношение постоянных затрат (Зпост) к разности между единицей и частным от деления переменных затрат (Зпер) на объем продаж в стоимостном выражении (P):

Б = Зпост / (1 – Зпер / P).

Объем продаж ООО «АВС» в 2014 г. — 29 591 430 руб., в том числе:

  • переменные затраты — 18 944 482 руб.;
  • постоянные затраты — 3 851 080 руб.;
  • прибыль — 6 695 868 руб.

Реализовано 18 ед. изделий, затраты на единицу — 1 643 968,3 руб. (29 591 430 / 18). Объем продаж в денежном выражении в точке безубыточности составит:

3 851 080 / (1 – 18 944 482 / 29 591 430) = 10 697 444,4 руб.

В натуральном выражении количество реализованной продукции в точке безубыточности равно 6 ед. (10 697 444,4 / 1 643 968,3).

Это значит, что выручка от продажи 6 ед. изделий окупает все затраты, не образуя прибыли. Реализация каждой дополнительной единицы сверх 6, т. е. сверх точки безубыточности, будет приносить прибыль.

Подобные расчеты позволяют заранее прогнозировать безубыточную деятельность.

Также при определении стратегии предприятие должно учитывать запас финансовой прочности (Ф), т. е. оценивать объем продаж сверх уровня безубыточности. Для этого объем продаж (P) за исключением объема продаж в точке безубыточности (Б) следует разделить на весь объем продаж:

Ф = (P – Б) / P x 100.

Определим запас финансовой прочности ООО «АВС»:

(29 591 430 – 10 697 444,4) / 29 591 430 x 100 = 63,8 %.

Следовательно, предприятие может сократить объем производства и продаж на 63,8 %, прежде чем будет достигнута точка безубыточности. Такой высокий запас финансовой прочности должен быть учтен в процессе формирования стратегии общества.

К сведению

Имея большой запас финансовой прочности, предприятие может осваивать новые рынки, инвестировать средства как в ценные бумаги, так и в развитие производства.

Итак, факторный анализ позволил выявить резервы, которые помогут увеличить чистую прибыль предприятия. Это уменьшение себестоимости и изменение структуры реализованной продукции.

Что касается организационной структуры предприятия, в нее целесообразно внести некоторые изменения (рис. 5).

От того, насколько достоверно определена плановая прибыль, зависит результат финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

По результатам расчета плановой прибыли аналитическим методом можно сделать следующие выводы:

  • итоговая плановая прибыль ООО «АВС» за строительство каркасных быстровозводимых домов в будущем году составит 9 002 393,3 руб.;
  • плановая прибыль снизится за счет повышения себестоимости на 547 068,4 руб.;
  • рост прибыли на 2 044 067,5 руб. планируется в связи с предполагаемым увеличением цен на реализуемую продукцию.

Повышение себестоимости продукции и увеличение цен на эту продукцию — факторы, которые отрицательно скажутся на финансовом состоянии организации в будущем.

Для максимизации прибыли была изменена доля переменных и постоянных затрат.

Данный метод позволяет предприятию планировать на перспективу размеры прироста прибыли в зависимости от результатов производства и заблаговременно принимать меры по изменению в ту или иную сторону величины переменных и постоянных затрат.

На основании проведенного анализа с учетом найденных резервов роста прибыли ООО «АВС» разработаны рекомендации по увеличению прибыли предприятия на следующий год. Было предложено создать плановый отдел, рассчитан экономический эффект от внедрения данного предложения.

Ориентировочные расчеты планируемой прибыли организации важны не только для самих предприятий и организаций, производящих и реализующих продукцию (услуги), но и для акционеров, инвесторов, поставщиков, кредиторов, банков, связанных с деятельностью данного предприятия, участвующих своими средствами в формировании его уставного капитала. Поэтому планирование оптимального размера прибыли в современных условиях — важнейший фактор успешной деятельности предприятий и организаций.

Налог, уплата которого регулируется главой 25 НК РФ, юридические лица платят с доходов, уменьшенных на величину расходов. Фирмы обязаны платить процент со своей прибыли в бюджет, если только они не применяют специальные режимы (УСН, ЕНВД, ЕСХН) или не ведут игорный бизнес. Специальное налогообложение освобождает юридических лиц от уплаты этого налога. Разберем пример, как рассчитать налог на прибыль для ООО, которые применяют общий налоговый режим.

Общая ставка налога на прибыль на 2021 год равна 20% от прибыли. Из них в 2016 году 2% получал федеральный бюджет, 18% — региональный. Но 28.12.2016 вступил в силу приказ ФНС №ММВ-7-3/57[email protected] от 19.10.2016, который ввел новую форму декларации и изменил порядок распределения процентов между бюджетами. В 2021 году 3% пойдет в федеральную казну, 17% — в региональную.

На местном уровне власти вправе понизить налоговую ставку, но только в той части, которая пойдет в местный бюджет: 3% прибавляются сверху. В локальных нормативах указано, какой показатель используется для начисления налога на прибыль в регионе, — не ниже 13,5%. Вместе с выплатами, идущими в федеральный бюджет, теперь нижний порог равен 16,5% (13,5 + 3) — он увеличился по сравнению с 2016 годом.

В Москве по ставке 13,5% платят отдельные категории налогоплательщиков, которые:

  • используют труд инвалидов;
  • производят автомобили;
  • работают в особой экономической зоне;
  • являются резидентами технополисов и индустриальных парков.

В Санкт-Петербурге 13,5% с прибыли платят только резиденты особой экономической зоны, которые ведут деятельность на ее территории.

В большинстве регионов ставка понижена хотя бы для некоторых видов деятельности.

Кроме основной, существуют специальные ставки. Налог с прибыли по таким ставкам полностью направляется в федеральный бюджет.

Они используются при наличии определенного статуса или для особых видов дохода:

  • 20% платят иностранные фирмы без российского представительства, добытчики углеводородного сырья и контролируемые иностранные компании;
  • 10% — зарубежные фирмы без представительства в РФ с доходов от сдачи в аренду транспорта и при международных перевозках;
  • 13% — местные организации с дивидендов зарубежных и российских фирм и с дивидендов от акций по депозитарным распискам;
  • 15% — зарубежные организации с дивидендов российских фирм; все владельцы с доходов по государственным и муниципальным ценным бумагам (ЦБ);
  • 9% — с процентов по муниципальным ЦБ и другим доходам из пп. 2 п. 4 ст. 284 НК РФ;
  • 0% — ставка для учреждений медицины и образования, резидентов особых экономических зон (ЭЗ), участников региональных инвестиционных проектов, свободной ЭЗ в Крыму и Севастополе, резидентов территории опережающего социально-экономического развития.

Финансовое планирование для чайников: как оценить перспективы онлайн-проекта

Доход — ваша выручка от основной деятельности (продаж, оказания услуг или выполнения работ) и от дополнительных источников (банковские проценты, сдача в аренду имущества). Когда производится расчет налоговой базы по налогу на прибыль, доход учитывается без НДС и акцизов, подтверждается счетами, платежными поручениями, записями в книге доходов и расходов, документами учета.

Расходы — подтвержденные и обоснованные траты компании. Они бывают связаны с производственной деятельностью, например:

  • зарплата сотрудников;
  • стоимость сырья и оборудования;
  • амортизация.

Но бывают и не связаны с производством:

  • судебные издержки;
  • разница в курсе валют;
  • проценты по кредитам.

Бухгалтеры внимательно относятся к бумагам, которые подтверждают расходы по налогу на прибыль, поскольку уменьшить доход на затраты разрешено только при соблюдении следующих условий:

  • необходимо обосновать траты — доказать экономическую целесообразность;
  • оформить первичные документы (книгу учета доходов и расходов, налоговую документацию).

Существует перечень затрат, которые при уменьшении базы учитывать нельзя.

Вычитаются из величины дохода:

  • коммерческие, транспортные, производственные издержки (сырье, зарплата, амортизация, аренда, услуги сторонних юристов, представительские расходы);
  • проценты по долгам;
  • траты на рекламу (с ограничением — списываются только в размере 1% выручки от продаж);
  • траты на страхование;
  • траты на исследования (для усовершенствования продукции);
  • траты на учебу и подготовку персонала;
  • траты на покупку баз данных и компьютерных программ.

Список затрат, которые не уменьшают доход, приведен в статье 270 НК РФ:

  • вознаграждения членов совета директоров;
  • взносы в уставный капитал;
  • отчисления в резерв ценных бумаг;
  • платежи за превышение уровня выбросов в окружающую среду;
  • убытки, связанные с хозяйственной деятельностью в коммунально-жилищной и социально-культурной сферах;
  • пени и штрафы;
  • деньги и имущество, переданные в расчет по кредитам и займам;
  • плата за услуги нотариусов свыше тарифа;
  • предоплата за товар или услугу;
  • погашение кредитов на жилье сотрудников;
  • добровольные членские взносы в общественные фонды;
  • суммы переоценки ЦБ при отрицательной разнице;
  • стоимость имущества, которое отдано безвозмездно, расходы на передачу;
  • оплата проезда сотрудников на работу и домой, если она не предусмотрена производственными особенностями и договором;
  • пенсионные надбавки;
  • путевки на лечение и отдых сотрудников;
  • оплата отпусков, которые не предусмотрены законом, но указаны в договоре с работником;
  • оплата спортивных и культурных мероприятий;
  • платы за товары личного потребления, покупаемые для работников;
  • стоимость подписки на газеты, журналы и прочую литературу, не относящуюся к производству;
  • оплата питания работников, если это не предусмотрено законом или коллективным договором.

На крупных предприятиях работают планово-экономический отдел и бухгалтерия, которые занимаются экономическим и финансовым планированием, доводят маркетологам и сейлзам планы продаж и устанавливают цену на продукцию.

Кстати, вы замечали, что в крупных компаниях бухгалтерия и финансово-экономический отдел часто живут отдельной от бизнеса жизнью? Они диктуют продавцам и продукт-менеджерам условия работы, превращаясь из вспомогательного подразделения в основное. Онлайн-проекты на ранней стадии развития не могут позволить себе такую ситуацию. Они должны фокусироваться на развитии и продажах, а не на бюрократии и условном соблюдении кассовой дисциплины.

Пока онлайн-проект не превратится в новый «Вконтакте» или просто в прибыльное предприятие, предпринимателю ни к чему обрастать экономистами и бухгалтерами. Ему придется считать ресурсы и оценивать финансовую эффективность самому.

Делать это просто, если вы работаете самостоятельно: покупаете что-то в Китае за 50 рублей, а продаете в Москве за 100. А если вы арендуете офис, платите зарплату сотрудникам, создаете виртуальный продукт, простой арифметикой не обойтись. Вам придется научиться более сложным вещам. Предложенная ниже информация позволит вам определять финансовые перспективы проекта и планировать коммерчески успешную деятельность.

Представьте такую ситуацию: молодой талантливый стартапер придумал революционный продукт, способный заткнуть за пояс Facebook, Microsoft и Google сразу. Будущая звезда онлайн-бизнеса отправляется в банк за кредитом, который планирует потратить на аренду офиса, оплату труда помощников и оборудование комнаты отдыха. Ну, как в офисе Google, чтобы к комфорту привыкать.

Благодаря отточенным навыкам презентации в лифте герой заинтересовывает банкиров. Чтобы оценить перспективность бизнеса, они просят бизнес-план. Акулы-ростовщики не читают вступление и описание, а сразу находят три формы: баланс, финансовый результат и прогноз движения денежных средств. Что это за формы и как их составить?

С помощью баланса вы можете определить на текущий момент или спрогнозировать стоимость онлайн-проекта. А с помощью балансного отчета вы можете оценить капитал предприятия в ретроспективе. Баланс удобно оценивать в годовом, квартальном и месячном разрезах.

Баланс включает следующие категории информации:

  • Сведения об активах проекта в денежном выражении. Активы — это все, что принадлежит предприятию и имеет положительную стоимость.
  • Сведения о пассивах проекта в денежном выражении. Пассивы — это любые обязательства компании.
  • Информация о собственном капитале. Собственный капитал — это разница между активами и пассивами в денежном выражении.

Если вы работали в государственных учреждениях, то помните, что время от времени бухгалтера ходят по кабинетам и производственным помещениям и норовят поставить инвентарный номер на все, что видят. Они инвентаризируют столы, стулья и цветочные горшки, чтобы включить их в балансовый отчет. Так вот, онлайн-проект не может позволить себе такой роскоши, как надувание активов.

Как правильно считать активы онлайн-проекта? Считайте активами только материальные и нематериальные ценности, которые можно продать. Конечно-конечно, ваше любимое офисное кресло, геймерский ноутбук и кофеварка были куплены за 4000, 70 000 и 5000 рублей соответственно. Возможно, ваш бухгалтер включит эти цифры в баланс и будет ежегодно вычислять амортизацию. Но вы не бухгалтер, а предприниматель. Вам нужно знать реальный баланс, поэтому учитывайте настоящую стоимость активов.

Как только вы сняли с кресла защитный чехол и удалили с экрана лэптопа пленку, эти вещи получили приставку «б/у». Сколько на самом деле стоит бывшее в употреблении офисное кресло? Посмотрите на «Молоток.ру», сделайте выводы и двигайтесь дальше.

Что необходимо включать в активы?

  • Денежные средства, включая наличные и деньги на банковских счетах.
  • Производственное оборудование: серверы, компьютеры, оргтехнику.
  • Нематериальную собственность: сайт, торговую марку, патенты на изобретения. Не включайте в активы настоящего баланса стоимость приобретенного программного обеспечения. Вы не имеете права перепродать его.
  • Товар на складе.

Представьте, что вы производите программный продукт и продаете коробочную версию по 5000 рублей за единицу. Вы изготовили 1000 дисков с программой и положили их на складе. Можно ли записать в активы 5 млн рублей? Конечно нет. Хотите пояснений? Тогда посчитайте, сколько дисков вам нужно записать и упаковать в картонную коробку, чтобы стоимость вашей компании на бумаге превысила 1 млрд рублей. Не так уж и много, правда?

Активы бывают ликвидными и неликвидными. К ликвидным активам относятся денежные средства, товары на складе и другие ценности, которые можно быстро реализовать. К неликвидным активам относятся материальные ценности, которые невозможно быстро продать без существенных потерь. В случае с веб-проектом к неликвидным активам можно смело относить офисное кресло и кофеварку.

В пассивы нужно включать финансовые обязательства проекта:

  • Платежи за аренду офиса.
  • Выплаты по кредитам и программам лизинга.
  • Налоги.
  • Зарплата.
  • Платежи по договорам поставок расходных материалов.
  • Обязательства по поставкам товаров и услуг в финансовом выражении.

Пассивы бывают текущими и долгосрочными. К текущим можно отнести обязательство поставить товар или услугу по договору. К долгосрочным относятся обязательства по кредитам и лизингу, платежи за хостинг и доменное имя, фиксированные налоговые отчисления.

Собственный капитал проекта — это разница между активами и пассивами. Капитал может быть положительным и отрицательным. Положительная величина говорит о финансовом здоровье проекта. Если величина отрицательная, вы должны немедленно изменить бизнес-план.

Чтобы рассчитать баланс, вы можете воспользоваться редактором таблиц. Активы можно записать в левой части листа, а пассивы в правой. Также вы можете расположить таблицы активов, пассивов и капитала сверху вниз. Для удобства вы можете воспользоваться шаблоном бухгалтерского баланса и типовой формой баланса, предложенной для малого бизнеса Международной финансовой корпорацией (IFC).

Расчет финансового результата позволяет определить величину дохода, который заработал или заработает проект. Отчет о финансовом результате включает следующую информацию:

  • Данные о доходах.
  • Данные о расходах.
  • Разницу доходов и расходов или финансовый результат проекта.

Чтобы рассчитать финансовый результат, действуйте так:

  • Запишите фактическую или прогнозируемую выручку от продажи услуг или товаров. Это валовый доход проекта.
  • Отнимите от валового дохода расходы на покупку или производство товаров и услуг. Например, если вы покупаете кроссовки в Китае, а продаете в Москве, отнимите от валового дохода цену покупки продукта у поставщиков, включая все накладные расходы.
  • Отнимите из оставшейся суммы операционные расходы. К ним относятся зарплаты сотрудников, расходы на аренду офиса, оплата хостинга, расходы на маркетинг. Полученная цифра — это чистый доход или доход, полученный в результате основной деятельности проекта.
  • Если у вас есть доходы от неосновной деятельности, прибавьте их к чистому доходу. Например, если вы сдаете кофеварку в аренду соседям по бизнес-центру, считайте полученные платежи доходами от неосновной деятельности.
  • Отнимите от полученной суммы прочие расходы. Это расходы, не связанные с производством и продажей продукта: платежи по кредитам, плата за ремонт кофеварки и офисного кресла, участие в тренингах и семинарах.

Вы рассчитали финансовый результат. Если вы получили положительное число, речь идет о положительном финансовом результате или чистой прибыли. Если вы получили отрицательное число, речь идет об отрицательном финансовом результате или чистом убытке. В первом случае проект приносит деньги основателю, а во втором случае основатель теряет деньги.

Для удобства расчета воспользуйтесь шаблоном отчета о прибыли и убытках или таблицей, подготовленной IFC.

Представьте ситуацию: вы купили кроссовки в Китае за 700 рублей, а продали в России за 1000 рублей. Триста рублей разницы — это доход или прибыль? Если вы точно знаете ответ на этот вопрос, пропустите этот раздел. Он создан для талантливых программистов, торговцев, дизайнеров и других специалистов, которые из-за увлеченности своей специальностью невнимательно слушали лекции по общей экономической теории.

Чтобы оценить эффективность онлайн-проекта, вам нужно знать, сколько товаров и услуг в денежном исчислении вы продадите. Проблема в том, что прогнозирование продаж представляет собой ресурсозатратную деятельность. Как, например, вы собираетесь считать, сколько пар китайских кроссовок сможете продать в интернет-магазине?

Говорите, нужно исследовать рынок и определить спрос на продукт? Украсть и изучить отчеты о продажах конкурентов? Оставьте дорогие маркетинговые исследования и промышленный шпионаж крупным корпорациям. У вас на это нет денег и времени.

Успех онлайн-проекта зависит от эффективности маркетинга. Используйте для ее оценки следующие метрики:

  • Стоимость привлечения клиента. Чтобы рассчитать этот показатель, разделите общие расходы на маркетинг за выбранный период на количество привлеченных новых клиентов за этот же период. Например, если вы за год потратили на развитие сайта, контекстную рекламу, зарплату продавцов 100 000 рублей, а привлекли 100 клиентов, стоимость привлечения равна 1000 рублей.
  • Lifetime Value или стоимость клиента — это валовый доход, который в среднем приносит компании один потребитель за все время взаимодействия с проектом. Чтобы рассчитать этот показатель, воспользуйтесь формулой: средний доход на сделку*среднее количество сделок за период*продолжительность взаимодействия клиента с продавцом. Например, если ваши клиенты в среднем покупают на 450 рублей за сделку, совершают две сделки в месяц и остаются вашими клиентами в течение двух лет, Lifetime Value составляет 450*2*24=21 600 рублей.

Из полученный прибыли вычитаются траты на налоги. Налогооблагаемая база определяется исходя из информации, изложенной в строке 1 «Расчет налога от реальной прибыли». При вычете налога будут использованы следующие проводки:

  • Дебет счета 99 – фиксируется размер прибыли.
  • Кредит счета 68 «Расчеты по налогообложению».

В компанию могут поступить чрезвычайные доходы. К примеру, они появляются при выплате возмещений страховыми компаниями. В данном случае применяются следующие проводки:

  • Кредит счета 99 «Прибыль».
  • Дебет счета 76-1 «Расчеты по страхованию».

Рассмотрим все проводки, используемые при распределении средств:

  • ДТ84 КТ70, 75 – перевод дивидендов владельцам компании.
  • ДТ84 КТ82 – формирование резервного фонда.
  • ДТ84 КТ80 – увеличение уставного капитала.
  • ДТ84 КТ51, 52, 55 – финансирование мероприятий, которые напрямую не связаны с деятельностью предприятия (к примеру, благотворительные концерты).
  • ДТ84 КТ01 – фиксация оценки основных средств.
  • Внутренние пометки по счету 84 «Нераспределенная прибыль» – направление нераспределенных средств на финансирование развития предприятия, покрытие долгов прошлых лет.
  • КТ84 – фиксация остатка нераспределенных средств, которые включены в уставной капитал.

Каждая проводка должна подтверждаться первичными документами. По каждой строке отражается определенная сумма.

При распределении средств может возникать ряд спорных моментов:

  • Появились новые участники ООО. Как делать выплаты, если прямо перед распределением средств появились новые участники? Они должны получить средства в стандартном порядке. То есть в соответствии с размером доли. Порядок разделения средств установлен Уставом ООО.
  • Увеличение объема капитала. Увеличение УК актуально в том случае, если требуется повысить привлекательность компании перед инвесторами и другими внешними лицами. Заданный размер капитала нужен для занятия определенной деятельностью. Увеличить его можно за счет прибыли. Однако перед направлением средств в УК нужно обязательно оплатить налоги, различные сборы, штрафы. Решение об изменении капитала принимается на собрании участников.
  • Отмена решения, принятого на собрании. Вопросы направления денег решаются на общем собрании. Принято будет то решение, которое поддержано большинством участников. Однако оно может быть пересмотрено на внеочередном собрании. Если потребуется пересмотреть принятое решение, нужно обратиться в судебный орган. Исковое заявление подается теми участниками, права которых нарушены.

При возникновении спорных моментов следует ориентироваться на внешние и внутренние источники права. То есть это законодательство, а также нормативные акты компании.

Прибыль распределяется в соответствии с решением, принятым на собрании ООО. Однако в некоторых случаях прибыль по собственному усмотрению расходоваться не может. Рассмотрим эти случаи:

  • Уставной капитал не оплачен полностью.
  • Участнику, который выходит из ООО, не перечислены средства в размере его доли.
  • Имеются признаки банкротства. Актуально это даже в том случае, если процедура банкротства в отношении предприятия не проводится.
  • Если деньги будут истрачены, у предприятия обнаружатся признаки банкротства.
  • Размер чистых активов (то есть средств, оставшихся после оплаты всех налогов и прочих обязательных платежей) не должен быть меньше 10 000 рублей. Это минимальный предел, оговоренный в законе.

ВНИМАНИЕ! Следить за соблюдением всех этих правил обязан генеральный директор. В случае нарушений ответственность ляжет именно на него.

Один из важнейших и всем понятных показателей. Считается просто: из маржинальной прибыли надо вычесть постоянные расходы. По-другому операционную прибыль называют прибылью от основной деятельности. Операционная прибыль показывает эффективность бизнеса в целом.

Чистая прибыль — это разница между прибылью до налогообложения и суммой налога. Это может быть налог на прибыль, «упрощенный» налог или единый сельхозналог — все зависит от режима налогообложения, который применяет компания. Чтобы рассчитать чистую прибыль «с самого начала», с учетом всех доходов и расходов, можно использовать простую формулу. ЧП = Д – ПЕРР – ПОСТР + ПРД – ПРР – Н Д — доходы ПЕРР — переменные расходы ПОСТР — постоянные расходы ПРД — прочие доходы ПРР — прочие расходы Н — налог Ниже приведен годовой управленческий отчет ООО «Полет» о финансовых результатах в разбивке по кварталам. Расчет чистой прибыли по указанной формуле, например, за 1 квартал будет выглядеть так: ЧП = 50 000 – 23 000 – 10 000 + 50 – 70 – 3 396 = 13 584 ₽ Чистая прибыль — это средства, которые остаются в распоряжении собственников бизнеса. Владельцы компании могут распределить их между собой в виде дивидендов или оставить в бизнесе для развития.

Чистая прибыль – одна из частей балансовой прибыли организации; комплексное понятие, включающее в себя несколько параметров. Каждый из них в свою очередь тоже рассчитывается из ряда показателей. Слово «чистая» употребляется в фразе не просто так – эта прибыль полностью очищена от расходов на сотрудников, закупки, от налогов и прочих отчислений.

Важно! Чистая прибыль не является выручкой предприятия!

Величина чистой прибыли напрямую зависит от количества валового дохода и налогов. Из нее рассчитываются дивиденды каждому акционеру компании. Показатель формируется после отчислений в налоговый фонд, оплаты труда, платежей в государственный бюджет, прочие предприятия и банки.

Чистая прибыль призвана стимулировать коллектив и расширять производство. Ее правильный расчет позволяет определить доходность организации и только положительные значения свидетельствуют об успешности предприятия.

Чистая прибыль помогает измерить эффективность работы всей компании в целом. Параметр нужен для разных целей внешних и внутренних пользователей:

  • Инвесторы оценивают привлекательность бизнеса для вложения средств. Предварительно они анализируют размеры дохода и динамику его изменений. Фирмы, способные давать большую доходность считаются высокорентабельными.
  • Кредиторы оценивают кредитоспособность организации, которая определяется, исходя из величины и динамики дохода. От этих показателей зависит платежеспособность организации в принципе, а деньги считаются самым ликвидным активом. Чем больше свободный капитал организации после всех выплат, тем проще она рассчитается по кредитам.
  • Владельцы/акционеры оценивают эффективность работы компании. Для них важна доходность, показывающая результат развития. Далее акционеры смогут выходить на новые рынки, что также положительно скажется на размерах чистой прибыли.
  • Поставщики оценивают стабильность работы компании. Показатель дохода для них является гарантом надежности. Они будут больше надеяться на организацию, вовремя расплачивающуюся со счетами.
  • Топ-менеджеры могут выстроить стратегию дальнейших действий для развития организации в финансовом плане. Также они распределяют отчисления в фонды разных типов.

Для расчета чистой прибыли необходимо узнать несколько основных показателей о которых говорилось выше. Необходимое число получится при вычете расходов и налогов из общей суммы доходов. Классическая формула выглядит так:

ЧП = ФП + ОП + ВП — Н

  • ЧП здесь обозначает чистую прибыль;
  • ФП отображает финансовую прибыль, рассчитанную ранее;
  • ОП – операционную прибыль;
  • ВП – валовую прибыль;
  • Н – процент налога, установленный законодательством.

В качестве примера расчета можно взять такие показатели:

Реализация продукции

2 000 000

Себестоимость продукции

1 000 000

Сдача в аренду имущества

150 000

Финансовые вложения

10 000

Доходы со вклада в ценные бумаги

300 000

Прочие затраты

280 000

Согласно этим данным валовых доход составит:

  • 2 000 000 — 1 000 000 = 1 000 000.

Финансовая прибыль равна:

  • 300 000 — 10 000 = 290 000.

Операционная прибыль:

  • 150 000 — 280 000 = -130 000.

Налоговый вычет:

  • (1 000 000 + 290 000 — 130 000) Х 20% = 232 000.

В таком случае чистая доходность предприятия составит:

  • 1 000 000 + 290 000 — 130 000 — 232 000 = 928 000.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *