Психологические особенности допроса несовершеннолетних статья

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Психологические особенности допроса несовершеннолетних статья». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Раздел V. ПСИХОЛОГИЯ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ

Психологические особенности допроса несовершеннолетних

И. Е. Реуцкая, О. И. Бродченко

Актуальность настоящей статьи обусловлена тенденцией роста преступности среди несовершеннолетних в Российской Федерации на протяжении последних лет. Подростками ежегодно совершается свыше трехсот тысяч преступных деяний, из них около ста тысяч — детьми, не достигшими возраста уголовной ответственности [3, С. 8]. В настоящее время данная категория граждан отличается значительным криминальным поражением. Не меньше, чем каждое десятое оконченное расследованием преступление совершено несовершеннолетними . В структуре преступлений несовершеннолетних за 2007 год 46762 составляют тяжкие и особо тяжкие преступления; в составе группы совершили преступление 63497 несовершеннолетних [20, С. 42, 44].

В связи с этим для оптимизации расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними1 и с их участием, актуализируется применение психологических знаний. Современные концептуальные исследования в области криминалистики свидетельствуют о возможности интеграции психологических знаний в процесс предварительного расследования преступлений [14]. Однако проблемы использования психологии при расследовании отдельных видов преступлений, совершенных различными категориями лиц, в том числе несовершеннолетними и с их участием, не достаточно разработаны. В то же время востребованность психологических знаний на этапе предварительного расследования преступлений под-

тверждают результаты анкетирования следователей и начальников специализированных подразделений дознания из двадцати двух регионов России2. Анализ данных анкетирования свидетельствует, что 89,5 % респондентов сталкивались с ситуациями, когда им были необходимы психологические знания. При этом, несмотря на достаточно большой стаж службы в органах внутренних дел (в среднем 9,4 года) и в должности (в среднем 4,4 года), 59,1 % респондентов испытывают трудности в применении психологических знаний при производстве следственных действий в ходе предварительного расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними и с их участием. Такие трудности при производстве допроса несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых испытывают 51 % респондентов. Основной причиной данных затруднений является недостаток у следователей и дознавателей знаний в области возрастной (в том числе и детской) психологии, психологии общения и психологии лжи3. Таким образом, актуализируется проблема психологического обеспечения расследования преступлений, включающего не только деятельность психологов, но и использование психологических знаний следователями, в том числе при допросе несовершеннолетних.

Для расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними и с их участием, в частности, для производства допросов лиц указанной категории актуально учитывать их возрастные, ген-дерные, индивидуальные психологичес-

кие особенности, а также статус в рамках уголовного процесса. Причем важность психологического обеспечения расследования преступлений в форме общеконсультативной помощи следователям об особенностях лиц определенной возрастной и социальной категорий отмечена 41 % респондентов.

Возрастные психологические особенности несовершеннолетних

Несовершеннолетним свойственны психологические особенности, обусловливающие их общую виктимность4 с точки зрения предрасположенности к совершению преступления.

• Повышенная конформность, внушаемость, способствующая появлению поведения, в основе которого лежит чужая система ценностных ориентаций. Данные качества могут проявляться как зависимость от мнения значимой группы; подражание кумирам (в том числе и асоциальным элементам). Конформность в среде сверстников может быть противопоставлением негативизму к родительской семье.

• Психологическая зависимость от предметного мира, служащего регулятором отношений внутри возрастных групп. При этом вещи могут поставить подростков в зависимость от дарителей, побуждать к зависти и агрессии.

• Подверженность особым подростковым стереотипам, которые имеют внешние проявления (например, употребление в речи «сленга», курение, стремление соответствовать взрослой моде и т. д.). Данные стереотипы могут выражаться как символы групповой принадлежности. Опасность совершения преступления возникает в ситуации принятия внешней атрибутики групп антисоциальной на-

правленности («скинхедов», «лимонов-цев» и т. д.) и интероризации вследствие этого мировоззрения, присущего данным политическим и террористическим группировкам или даже движениям.

Чтобы допрос несовершеннолетнего прошел с наибольшей эффективностью, важно уделить внимание месту его проведения и подготовке. Перед следователем встает ряд вопросов:

  1. Где лучше провести допрос — в месте производства следствия или в знакомой ребенку обстановке. В решении такого вопроса отталкиваются от возраста несовершеннолетнего. Для малышей отдают предпочтение знакомой обстановке, а для подростков от 14 до 16 лет — наоборот. В некоторых ситуациях допустим допрос на месте происшествия: это делается по прошествии большого количества времени после события или чтобы установить точные детали.
  2. Выбрать день и время для допроса. В связи с особенностями детской психики, допрос следует провести как можно скорее. На впечатления от происшествия накладываются новые события, которые со временем вытесняют из памяти прошлые, а особенно, неприятные воспоминания. Также это важно, чтобы ребенок не поддался влиянию взрослого, который имеет выгоду от искажения события.
  3. Составить психологический портрет несовершеннолетнего. Для того чтобы установить психологический контакт с подростком, следователь может до допроса пообщаться с родителями, педагогами. Узнать круг общения, интересы.

В отношении подготовки к допросу несовершеннолетнего важно, чтобы следователь спланировал свое время. Для ребенка недопустимо ожидание в коридоре.

Законом установлены ограничения по времени допроса. Подростка с 14 лет нельзя допрашивать более 4 часов в день. Ребенка до семи лет нельзя допрашивать без перерыва более 30 минут, а в общей сложности — более одного часа. Ребенка в возрасте от семи до четырнадцати лет разрешено допрашивать в течение часа, а с перерывом — не более двух часов.

Сведения, которые получены в ходе допроса, фиксируют в протоколе. По окончании все участники допроса имеют право ознакомиться с документом, внести правки. Сама процедура должна фиксироваться на видео, но при отказе ребенка или родителя этого не произойдет.

УПК РФ Статья 191 посвящена правилам, которые нужно соблюдать при допросе несовершеннолетнего. Требования закона:

  1. Присутствие педагога для несовершеннолетних до 14 лет, а с 14 лет — на усмотрение следователя.
  2. Присутствие родителей. Для детей до 14 лет это обязательное требование. При этом, если ребенок стал жертвой домашнего насилия, то присутствие родителей под запретом. Тогда вызывается другой родственник или представитель образовательного учреждения.

Пример. Мать-одиночка Галина Скворцова воспитывает свою девятилетнюю дочь Наталью. Учительница Нина Степановна часто замечала на теле девочки гематомы.

Нину Степановну настораживала замкнутость Натальи, постоянные круги под глазами, что говорило о недостатке сна. Мать девочки была замечена в употреблении алкоголя. Учительница обратилась в полицию, в отдел по делам несовершеннолетних.

Наталью вызвали на допрос в качестве потерпевшей, повестку передали через учительницу, а не родителя, который подозревается в причинении побоев.

Подростки до 16 лет не несут уголовную ответственность за дачу ложных показаний и за отказ от дачи показаний. Перед началом сессии несовершеннолетнему должны разъяснить его права и причину его визита.

УПК РФ Статья 280 посвящена допросу несовершеннолетнего на этапе судебного следствия. Большую роль играет участие педагога, в статье разъяснена его роль в деле.

Он имеет право задавать вопросы несовершеннолетнему с разрешения судьи. При этом подросток до начала допроса имеет право выбора педагога — знакомого или незнакомого. Это важный момент, потому что при некоторых людях ребенок будет чувствовать себя некомфортно.

Если ребенок стал жертвой насилия, то педагога может заменить психолог, который должен быть того же пола, что и потерпевший.

Участие в процессе родителей допустимо. При допросе несовершеннолетнего родители с разрешения судьи также могут задавать вопросы. При этом недопустимо порицание и давление.

Допрос несовершеннолетнего в целях безопасности по постановлению судьи может проводится в отсутствие подсудимого. То есть подсудимый будет временно удален из зала.

После подсудимого оповещают о показаниях свидетеля, дают возможность задать вопросы. После допроса ребенок и педагог могут уйти с заседания суда с разрешения судьи.

  • Новости
  • Основные документы
  • Главное управление международно-правового сотрудничества
  • Региональное представительство
    Международной ассоциации прокуроров в России
  • Новости Генеральной прокуратуры России
  • Новости прокуратур субъектов федерации
  • События Генеральной прокуратуры
  • Мероприятия и встречи
  • Интервью и выступления
  • Печатные издания
  • Видео
  • К сведению СМИ
  • Инфографика
  • Конкурс
  • Участие в конкурсе
  • Этапы конкурса
  • Итоги конкурса
  • Аккредитация СМИ
  • Информационные материалы
  • Социальные ролики
  • Наглядные материалы
  • Прокурор разъясняет
  • Порядок обращения граждан
  • График приема
  • Интернет приемная
  • Уведомления об экстремизме
  • Статусы уведомлений
  • Прямая линия для предпринимателей

Законодательством предусмотрены особенности допроса несовершеннолетних лиц. В статье 191 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ) установлено, что при проведении допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно. При производстве указанных следственных действий с участием несовершеннолетнего, достигшего возраста шестнадцати лет, педагог или психолог приглашается по усмотрению следователя. Указанные следственные действия с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля в возрасте до семи лет не могут продолжаться без перерыва более 30 минут, а в общей сложности — более одного часа, в возрасте от семи до четырнадцати лет — более одного часа, а в общей сложности — более двух часов, в возрасте старше четырнадцати лет — более двух часов, а в общей сложности — более четырех часов в день. При производстве указанных следственных действий вправе присутствовать законный представитель несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля.

Потерпевшие и свидетели в возрасте до шестнадцати лет не предупреждаются об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний. При разъяснении указанным потерпевшим и свидетелям их процессуальных прав, предусмотренных соответственно статьями 42 и 56 УПК РФ, им указывается на необходимость говорить правду.

Следователь вправе не допустить к участию в допросе несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля его законного представителя и (или) представителя, если это противоречит интересам несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля. В этом случае следователь обеспечивает участие в допросе другого законного представителя несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля.

Дети до 3 лет уже способны воспринимать:

  • людей и их действия;
  • объекты, особенно яркие и необычные.

Опираясь на собственный опыт, они начинают понимать, что значит толкнуть, драться, и поэтому в 5 лет ребенок уже способен проявить данные действия. Хотя они совершаются не по объективной значимости, а по случайным признакам.

Описывая что-либо, дети используют сравнение, и они (сравнения) бывают относительными и неточными. Такое больше присуще дошкольному и младшему школьному возрасту. Ребята используют неопределенные понятия, например, худой – толстый. Но зато дети этого возраста имеют хороший объем словарного запаса. Слова в основном составляют пассивный словарь, так как в повседневной жизни они не используют их, но значения понимают. Хотя не все слова в сознании детей имеют точное значение.

Строить рассказ дети могут примерно с 5 лет. В этом возрасте им легче что-либо опознать, чем описывать что-то словесно. Детям 3-7лет события, обычно, воспринимают фрагментами, поэтому зачастую включают воображение и фантазию.

В течение последних 10 лет детям дошкольного возраста приписывают повышенную склонность к фантазированию и богатое воображение. Но Коченов М.М. и Осипова Н.Р. долго изучали данный вопрос и пришли к выводу: повышенная склонность к фантазии детей 3-7лет встречается не часто. Это можно объяснить тем, что продуктивность воображения зависит от жизненного опыта, который необходимо учитывать.

Также необходимо помнить: детям можно легко что-либо внушить. Внушаемость можно разделить на 2 типа:

  • под давлением других лиц, например, взрослых;
  • податливость постороннему воздействию.

Внушение можно распознать, так как несуществующие факты, которые легли в рассказ ребенка, выглядят скудными, типичными штампами, неестественными. От этого создается впечатление, что текст заучен. Чтобы окончательно убедиться, говорит ли несовершеннолетний не свои мысли, необходимо поинтересоваться: понятно ли то, о чем говорит.

В возрасте с 7 до 10 лет у детей происходят большие изменения в:

  • сознании;
  • мышлении;
  • речи;
  • словарном запасе.
Замечание 2

Т.е. несовершеннолетние уже могут формулировать связный текст на основе личного опыта, объяснить какие-либо события. У них формируются навыки последовательного изложения событий, при этом появляется детализация. Увеличивается восприятие. Воображение становится более богатым, реалистичным.

К 10 годам дети могут уже припоминать увиденное, услышанное. Но, несмотря на это, до 14 лет несовершеннолетние не владеют навыком логического восстановления события, не могут выделить в нем главное. Так или иначе, приблизительно с 8-10 лет, можно обращаться к чувству долга, к честности.

У подростков 11 – 15 лет уже достаточно расширяется познавательные интересы, растет самосознание, желание быть самостоятельным, стремление к самоутверждению, обостряются отдельные черты характера (избыточная самоуверенность, самолюбие и т.д.) Дети, достигшие 14 лет, подвергаются общественной опасности таких преступлений, как:

  • убийство;
  • умышленное причинение тяжкого вреда;
  • средняя тяжесть вреда здоровью;
  • насилие сексуального характера;
  • разбой;
  • и т.д.

Начиная с 14 лет подросток, совершивший преступление, которое отражено во 2 части статьи 20 УК, подлежит привлечению к уголовной ответственности.

Считается, что в 16 лет у молодого человека уже в целом формируется правосознание и завершается процесс социализации личности. Именно поэтому начиная с этого возраста люди несут уголовную ответственности, которая отражена в части 1 статье 20 УК. Несовершеннолетние 14-18 лет могут самостоятельно осуществлять ряд гражданско-правовые сделки, нести имущественную ответственность в особых случаях, указанных в п.2,3 статьи 26 ГК. Поэтому допросы для лиц 16-17 лет ведутся наравне со взрослыми.

Если позволяют обстоятельства, то для подготовки к допросу необходимо получить, ниже перечисленные сведения:

  • условия жизни, окружение и воспитание ребенка, с кем и как проводит свободное время, посещает ли детские учреждения;
  • уровень интеллектуального развития, владение речью, круг интересов, хобби, способы проведения досуга, занимаются ли с ним родители, положительные качества ребенка;
  • наблюдателен, сообразителен ли ребенок, как учиться в школе, насколько он к ней адаптивен;
  • не замечен ли в употреблении алкогольных напитков, наркотиков и т.п.;
  • ведущие черты характера, эмоциональная устойчивость ребенка, отношение со сверстниками, учителями и т.д.;
  • физическое развитие, нет ли каких-либо дефектов, расстройств, заболеваний; если есть, то какого характера и происхождения;
  • состояние во время суда, принимал ли вообще в нем когда-либо участие; если, да, то необходимо установить причины;
  • чем занимался, времяпровождение подростка после происшедшего события, круг общения в данный период времени;
  • рассказывал ли он о событиях, о которых его допрашивают; что именно сказал;
  • обсуждались ли взрослыми, например, родителями, эти события в присутствии ребенка.

Общие правила допроса в качестве:

  • свидетеля отражены в статьях 191, 280 УПК, статьях 176, 179 ГПК;
  • подозреваемого, обвиняемого отражены в статье 425 УПК.
Примечание 1

Некоторые правила учитывают психологические закономерности поведения лиц данной категории.

Еще одно важное правило – место для допроса не должно вызывать беспокойство у ребенка. Обстановка должна быть доброжелательной, располагать подростка к откровенному разговору. Поэтому при предварительном и судебном допросе предусмотрено обязательное участие педагога или психолога.

Педагога или психолога приглашают, если несовершеннолетний:

  • совершил преступление;
  • был изнасилован;
  • не достиг 16-летнего возраста;
  • страдает психическим расстройством (часть 3 статья 425 УПК. В данном случае можно пригласить психиатра, патопсихолога и т.п.).

Рекомендовано в качестве педагога брать не классного руководителя по 2 причинам:

  • личная неприязнь педагога к несовершеннолетнему;
  • стыдливость ребенка (особенно, если он был подвержен насилию сексуального характера).

Перед допросом свидетелей до 16 лет не предупреждают об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний. Им разъясняют о правдивости, будучи сказанных слов для следствия. Допрос свидетеля до 18 лет по постановлению суда может быть проведен в отсутствии подсудимого (часть 6 статья 280 УПК).

Замечание 3

Данный порядок действий предусмотрен для того, чтобы не навредить психике ребенка. Этот же регламент используется в отношении несовершеннолетнего подсудимого в тех же целях (статья 429 УПК).

Для того, чтобы свидетель быстро освоился, разговор начинается с педагога или психолога, постепенно вовлекая в процесс общения ребенка. Если необходимо понять, освоился молодой человек или нет, надо его спросить о том, понятно ли ему, где находится, зачем его привели сюда.

Необходимо на начальной стадии допроса вызвать у ребенка интерес к разговору. Для этого можно сказать ему, что от него ждут крайне необходимую помощь, но вести себя следует осторожно, чтобы не делать акцент на чем-то конкретном. В связи с этим недопустимы следующие обороты:

  • «Это ты должен понимать…»;
  • «Надо вспомнить…»;
  • «Ты не мог забыть о том, что…»;
  • и т.д.

При использовании данных конструкций у свидетеля может активироваться фантазия или, он начнет пытаться заслуживать одобрение взрослых.

Замечание 4

Также при допросе малолетних свидетелей/потерпевших необходимо чередовать положительные и отрицательные вопросы, чтобы ребенок не зажался. Прежде всего это правило касается детей, которые подвергались каким-либо насилиям.

Время допроса несовершеннолетних и малолетних свидетелей/потерпевших должно включать в себя не только задачи, но и индивидуально-психологические, возрастные особенности. По мнению Коченова М.М. и Осиповой Н.Р. продуктивные показания:

  • детей 3 -5 лет даются в течение 15-20 минут;
  • детей 5 -7 лет даются в течение 20-25 минут;
  • детей 7-10 лет даются в течение 25-35 минут.

Если за установленное время не удалось получить необходимую информацию, то делается перерыв. В части 1 статье 425 УПК говорится о том, что допрос несовершеннолетних должен содержать двухчасовой или четырехчасовой перерывы.

  • Роль центров временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей МВД РФ в процессе профилактики подростковой преступности
  • Новеллы уголовной ответственности за семейное насилие
  • К вопросу о форме оформления некоторых протоколов следственных действий как доказательств по уголовному делу
  • К вопросу возраста уголовной ответственности в уголовном законодательстве Российской Федерации
  • Причины совершения правонарушений несовершеннолетними

Допрос является самым распространенным следственным действием, без допроса не обходится ни одно производство по уголовному делу. Допросу уделяется большое внимание в современной процессуальной и криминалистической литературе. А допросу несовершеннолетних уделяется внимание еще и в психологической литературе, так как несовершеннолетние, в силу своего возраста, обладают психологическими особенностями, отличными от взрослого человека.

Среди всех следственных действий допрос является наиболее психологизированным. Он напрямую связан с личностными особенностями допрашивающего и допрашиваемого, а также психическим взаимодействием между ними, что в совокупности влияет на характер допроса [1].

Допрос – это получение от допрашиваемого лица устных сведений (показаний), т.е. устной речевой информации об обстоятельствах и фактах, имеющих значение для разрешения уголовного дела [2, с. 244–245]. Цель допроса — получение от допрашиваемого лица сведений об обстоятельствах, подлежащих доказыванию по уголовному делу. Получение таких сведений осложняется, если в роли допрашиваемого выступает несовершеннолетний [1].

Правила производства допроса несовершеннолетних лиц закреплены в трех статьях Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации [3] (далее – УПК РФ):

  • допрос несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля на стадии предварительного расследования (статья 191 УПК РФ);
  • допрос несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля в суде (ст. 280 УПК РФ);
  • допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого (ст. 425 УПК РФ).

В соответствии со ст. 424 УПК РФ вызов несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, к следователю, дознавателю или в суд производится через его законных представителей, а если несовершеннолетний содержится в специализированном учреждении для несовершеннолетних – через администрацию этого учреждения. Такое же положение содержится в ч. 4 ст. 188 УПК РФ: лицо, не достигшее шестнадцатилетнего возраста, вызывается на допрос через его законных представителей, либо через администрацию по месту его учебы или работы.

Если несовершеннолетний подсудимый не имеет родителей и проживает один или у лица, не назначенного надлежащим образом его опекуном или попечителем, в суд в качестве его законного представителя вызывается представитель органа опеки и попечительства.

Повестка должна адресоваться одному из законных представителей (родителю, опекуну, попечителю), администрации учреждения, в котором воспитывается несовершеннолетний. Следует учесть, что недопустимо вручать повестку непосредственно несовершеннолетнему.

Принимая решение об участии в допросе несовершеннолетнего его родителей или законных представителей, следует иметь в виду, что:

  • во-первых, вызов указанных лиц на допрос нежелателен, если их роль неясна или не исключена возможность склонения ими допрашиваемого к ложным показаниям, либо;
  • во-вторых, с особой осторожностью нужно подходить к вопросу об участии законных представителей в допросе несовершеннолетней потерпевшей по делу о половом преступлении, т.к. это может усугубить и без того тяжелые переживания потерпевшей, что она вынуждена в присутствии родителей давать показания, в таком случае нужно выяснить мнение самой потерпевшей;
  • в-третьих, вызывать законных представителей несовершеннолетнего следует лишь тогда, когда установление психологического контакта с допрашиваемым вызывает затруднения[4, с. 505].
  • в-четвертых, следует учитывать, что их присутствие будет стеснять несовершеннолетнего; допрашиваемый в присутствии родителей испытывает неловкость, отвлекается от задаваемых вопросов или дает ответы в зависимости от реакции родителей.

По определению или постановлению суда законный представитель может быть отстранен от участия в судебном разбирательстве, если есть основания полагать, что его действия наносят ущерб интересам несовершеннолетнего подсудимого. В этом случае допускается другой законный представитель несовершеннолетнего подсудимого.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 1 февраля 2011 г. №1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» к действиям, наносящим ущерб интересам несовершеннолетнего подсудимого, относит невыполнение обязанностей, вытекающих из статуса законного представителя, в том числе по воспитанию несовершеннолетнего; либо уклонение от участия в деле в качестве законного представителя, а равно злоупотребление процессуальными и иными правами; отрицательное влияние на несовершеннолетнего; создание препятствий для выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела»[5].

Так, по одному из дел суд обоснованно заменил законного представителя несовершеннолетней.

К. был признан судом виновным в том, что совершил действия сексуального характера в отношении своей малолетней дочери с использованием ее беспомощного состояния.

Законным представителем несовершеннолетней потерпевшей по данному делу была признана ее мать.

Заключение

Список литературы

Введение

Практика уголовного судопроизводства по делам о преступлениях несовершеннолетних постоянно находится в поле зрения законодателя и высших судебных органов. Верховный Суд РФ предъявляет повышенные требования к качеству предварительного следствия и судебного разбирательства по делам о преступлениях несовершеннолетних, соблюдению всех специальных правил производства следственных и судебных действий с участием подростков, обеспечению их прав и законных интересов, принятию мер воспитательного и профилактического характера к каждому несовершеннолетнему.

В соответствии с обязательствами России по выполнению «Пекинских правил» 1985 г. Минимальные стандартные Правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (пекинские правила) (Приняты 29.11.1985 Резолюцией 40/33 на 96-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН). (ст. ст. 12, 14, 22) в области обеспечения профессиональной компетентности, обучения и повышения квалификации должностных лиц, осуществляющих производство по делам несовершеннолетних, неизменным остается стандартное правило ООН о соответствующей специализации следователей, прокуроров и судей при расследовании и судебном разбирательстве дел несовершеннолетних с учетом их специфики, требующей широкого использования юридических, педагогических, психологических и иных знаний, а также навыков индивидуального общения с несовершеннолетними в ходе производства следственных и судебных действий на всех стадиях уголовного процесса.

УПК РФ Уголовно-процессуальный Кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 28.12.2004, с изм. от 11.05.2007) // СЗ РФ от 24.12.2001, № 52 (ч. I), ст. 4921, СЗ РФ от 11.02.2013, ст.13. не требует обязательного производства предварительного следствия по всем уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних. Установлено, что расследование преступлений, совершенных несовершеннолетними, вправе производить и следователи, и дознаватели в зависимости от подследственности уголовных дел.

Кроме того, необходимо рассмотреть и участие несовершеннолетних лиц в уголовном судопроизводстве, когда они обладают иным процессуальным статусом — потерпевшего или свидетеля.

Актуальность данной темы дипломной работы очевидна, поскольку в нашей стране уровень преступности среди несовершеннолетних очень высок, Например, согласно статистике работы судов Российской Федерации в 2009 году доля несовершеннолетних в общем числе преступников составила 12,5 % (Российская юстиция. — 2011. — № 4) в связи с чем возникают проблемы реализации уголовно-процессуальных норм, направленных на обеспечение прав несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых. Специфическое правовое положение в обществе лиц, не достигших совершеннолетия, диктует необходимость регламентировать особые правила и процедуры обращения с несовершеннолетними правонарушителями на всех стадиях уголовного процесса.

Цель дипломной работы заключается в теоретическом анализе проблем,

связанных с правовыми, психологическими, нравственными и тактическими

вопросами получения показаний от несовершеннолетнего обвиняемого, потерпевшего, свидетеля. Для ее достижения были поставлены следующие задачи:

— проанализировать тактические особенности получения показаний у несовершеннолетних обвиняемых, потерпевших, свидетелей;

— проанализировать психологические особенности допроса несовершеннолетних обвиняемых, потерпевших, свидетелей;

— исследовать особенности формирования показаний несовершеннолетних обвиняемых, потерпевших, свидетелей;

— проанализировать предложенные в литературе и применяющиеся на практике способы ведения допроса несовершеннолетних обвиняемых, потерпевших, свидетелей с целью получения показаний.

Психология допроса несовершеннолетних

Валентина Ивановна Долгова празднует юбилей! Поздравить!

Ирина Михайловна Витковская празднует день рождения! Поздравить!

Татьяна Геннадьевна Лебедева празднует день рождения! Поздравить!

Надежда Петровна Балеевских празднует день рождения! Поздравить!

67 лет назад родился(ась) Марина Алексеевна Салтыкова.

24 — 25 сентября
Самара

I Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психология города: актуальное состояние и перспективы»

7 — 8 октября
Онлайн

IV Международная научно-практическая конференция «Герценовские чтения: психологические исследования в образовании»

14 — 15 октября
Москва

III Международная научно-практическая конференция «Современное состояние и перспективы развития психологии труда и организационной психологии»

19 — 22 октября
Санкт-Петербург

Международная конференция «Ананьевские чтения – 2021. 55 лет факультету психологии СПбГУ: эстафета поколений»

21 — 22 октября
Москва

Международная конференция «Дифференциальная психология и психофизиология сегодня: способности, образование, профессионализм»

29 октября
Санкт-Петербург

Всероссийская конференция с международным участием «Альянс психологии, психотерапии и фармакотерапии. Наука и реальный мир в лечении психических расстройств»

10 — 11 ноября
Ставрополь

VII Международная научно-практическая конференция «Психологическое здоровье личности: теория и практика»

15 — 17 ноября
Москва

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психология творчества и одаренности»

17 — 19 ноября
Рязань

V Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление»

18 — 19 ноября
Гомель, Республика Беларусь

Международная научная конференция «Л.С. Выготский и современная культурно-историческая психология: проблемы развития личности в изменчивом мире»

25 — 26 ноября
Москва

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Диагностика в медицинской (клинической) психологии: традиции и перспективы» (к 110-летию Сусанны Яковлевны Рубинштейн)

3 — 4 декабря
Москва (очно и онлайн)

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психологическая служба университета: опыт пандемии»

9 — 11 декабря
Москва

Международная научно-практическая конференция «Общение в эпоху конвергенции технологий»

1 — 3 июня 2022
Болгария

Международная научная конференция «Психологическое время и жизненный путь: каузометрия и другие подходы»

Людей, не достигших официальной зрелости, разрешено вызывать на допрос только в случаях, если без их показаний в прямом смысле не обойтись и полученная информация от них поспособствует раскрытию дела. При этом дознавателям необходимо учитывать ряд особенностей, присущих этому типу допрашиваемых, которые могут проявляться в виде:

  • сильной эмоциональности, возбудимости, что порой усложняет объективную оценку их показаний;
  • особого волнения;
  • внушаемости (следователю приходится критически относиться к сказанному допрашиваемым, даже если он сам уверен, что говорит правду);
  • ограниченности знаний и жизненного опыта;
  • стремления «не уронить лицо» в коллективе, боязнь быть осужденным или осмеянным товарищами, учителями или родителями.

Так например, несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого УПК не позволяет даже вызвать на допрос обычным способом, применяемым ко взрослым. Повестку вручают законным опекунам (родителям) или представителям официального учреждения, где проживает ребенок или подросток (ст. 188 УПК).

Закон не устанавливает четких границ по возрасту, начиная с которого юного потерпевшего можно допрашивать. Проводящий дознание отталкивается от целесообразности допроса — так например, если преступление совершено в отношении четырех или трехлетнего малыша, то тут, прежде всего, следует учитывать, понимает ли ребенок происходящее и как он владеет речью. Если он едва научился говорить, ни о каком допросе не может быть и речи.

Другое дело, если ребенок уже осознает происходящее и может критически относиться к своим словам. Помимо ребенка (подростка) на допросе обязан присутствовать педагог или психолог. Это необходимо в случаях, если:

  • вызванному на допрос еще нет шестнадцати;
  • шестнадцать лет уже исполнилось, но допрашиваемый имеет документальное подтверждение психического нездоровья или умственной отсталости.

Обычно для оценки адекватности допрашиваемого назначают специальную психолого-психиатрическую экспертизу.

ВАЖНО, обратите внимание! Если идет речь о половой неприкосновенности детей, участие психолога или педагога необходимо в любом случае!

Допрос несовершеннолетнего: психологические особенности процесса

Если без допроса несовершеннолетних не обойтись, следователю приходится учитывать следующие особенности (ст. 191 УПК):

Опрашиваемых до 16 лет не предупреждают о возможных санкциях, если те откажутся давать показания или сообщат заведомо ложные сведения. Дознаватель просто уведомляет их о необходимости говорить правду (ст. 45, 46 УПК);

Даже если обстоятельства складываются таким образом, что привлечь к допросу несовершеннолетнего гражданина можно, дознавателю не следует забывать, что время у него ограничено. Так например, если человеку уже исполнилось четырнадцать, его все равно можно допрашивать максимум два часа, а в общей сложности — четыре часа в день. На допрос человека возрастом от 7 до 14 лет отводится максимум один час, а граждан, которым еще нет и семи — не более получаса и в общей сложности 60 минут в день.

Ведущий дознание сам определяет целесообразность места проведения планируемой беседы. Обычно для нее ребенка вызывают в кабинет следователя. Для этого допрашиваемого обязательно вызывают через официальных представителей или администрацию следственного изолятора, где он содержится. В повестке обязательно указывают, в качестве кого собираются допрашивать гражданина.

Ранее мы уже писали об этом. Тем не менее нужно уточнить несколько деталей, а именно:

  • Допрос несовершеннолетних подразумевает ограничения по времени, даже если следователь считает, что у него есть все основания расспрашивать вызванного дольше. Даже кажущаяся целесообразность и заинтересованность в быстром раскрытии дела не может быть извинительным обстоятельством для нарушения этих ограничений.
  • Если речь идет о совсем маленьком опрашиваемом, которому меньше семи лет, у следователя есть не более тридцати минут на проведение беседы. Если человеку еще нет четырнадцати, времени отводится вдвое больше, но не более двух часов суммарно за день, а если нет шестнадцати — на беседу есть соответственно два часа максимум для однократной беседы или четыре — суммарно.
  • Если проводящий дознание сомневается, что успеет в отведенный промежуток, лучше заранее пригласить квалифицированного детского психолога или педагога, чтобы задавать правильные вопросы и в необходимой, понятной для незрелого опрашиваемого форме. Причем большинство следователей вызывают их даже если опрашиваемому более шестнадцати лет.

Следователь обязан фиксировать на видео проведение допроса подростка. Исключения из этого могут составлять случаи, когда ребенок или его законный представитель возражают против съемки.

Еще раз обсудим тему участия на допросе родителей и педагогов. На допросе вправе присутствовать:

  • законные опекуны опрашиваемого — мать, отец, законные попечители, либо представители детского дома;
  • педагог или психолог.

Это все. Если есть необходимость в присутствии других лиц (дядя, бабушка и т.д.), следователь решает этот вопрос индивидуально и может отказать.

Также родителей могут и не вызывать, если :

  • проводящий дознание обоснованно подозревает, что они могут давить на ребенка и принуждать его к тому, чтобы он озвучил то, что выгодно им, а не правдиво отобразил события;
  • если речь идет об интимной неприкосновенности ребенка;
  • если у следователя есть основания подозревать родителя в жестокости или недопустимых действиях по отношению к сыну или дочери.

Пример №2: Антошкин А.В. воспитывал девочку 11 лет. Как выяснило следствие отец регулярно прикладывался к бутылке, после чего домогался ребенка и наносил ребенку побои. Тренер по гимнастике обратился в полицию, в отдел по делам несовершеннолетних, где пояснил суть происходящего и что ребенок отказался пояснять природу синяков. Ольгу вызвали вначале на беседу, а после выяснения всех обстоятельств вызвали на допрос в качестве потерпевшего, но повестку передали через тренера, а не через родителя, который подозревался в причинении побоев

Однако всем участникам процедуры следует помнить, что прямого запрета на присутствие родителей на допросе нет даже в этих случаях.

ВАЖНО, обратите внимание! Присутствие психолога обязательно в случае, если ребенку не исполнилось 16 лет.

Родители или опекуны несовершеннолетнего могут участвовать в допросе только на основании постановления, которое выносится следователем или прокурором. Это по сути является вашим пропуском на допрос. Если вам немотивированно отказали участвовать в допросе вашего ребенка, то вам должны выдать письменный мотивированный отказ, который можно обжаловать в вышестоящих следственных органах.

Если потерпевшему, свидетелю или обвиняемому менее 16-ти лет, то на допрос он вызывается через законных представителей. Это означает, что повестка о явке может быть направлена на имя родителей ребенка, при этом в ней будет указано оба лица: и взрослый, и несовершеннолетний. В некоторых случаях дети могут быть вызваны через администрацию учебного заведения, где они обучаются (например, если ребенок находится на обучении в интернате – тогда вызывается еще и представитель образовательного учреждения).

Вопрос: Кто может быть законным представителем несовершеннолетнего по уголовному или гражданскому делу?

Ответ: В соответствии со ст. 5 УПК РФ, ст. 37 ГПК РФ им может быть:

  • родитель,
  • усыновитель;
  • опекун;
  • попечитель;
  • представитель учреждения, на попечении которого находится ребенок (например, сотрудник детского дома, если в нем пребывает несовершеннолетний).

Статья 280. Особенности допроса несовершеннолетнего потерпевшего и свидетеля

Потерпевшим по уголовному делу может быть любое лицо, вне зависимости от возраста. Чаще всего дети становятся пострадавшими из-за применения к ним насилия, в делах о ДТП с причинением тяжкого вреда здоровью или даже смерти, по делам о половых преступлениях. Процессуальный статус «потерпевший» оформляется постановлением следователя, в котором указано, какой конкретно вред причинен ребенку и обстоятельства преступления. Одновременно следователь выносит постановление о признании одного из родителей (опекунов) законным представителем несовершеннолетнего: с этого момента и до принятия судом окончательного решения по делу представитель сопровождает подопечного во всех следственных и судебных мероприятиях.

В уголовно-процессуальном законе не сказано, с какого возраста ребенка можно допрашивать в качестве потерпевшего или свидетеля. Все зависит от обстоятельств совершенного преступления, от возрастного развития и психологического, эмоционального состояния потерпевшего. В практике были случаи, когда преступное деяние было совершено в отношении детей, которые в силу своего возраста не умели говорить – в таких случаях, конечно, не может идти и речь и допросе. Вопрос о том, стоит ли допрашивать малолетних, которые только что научились речи (например, дети 3-4-х лет), решается следователем индивидуально. Исходя из практики, следователи стараются не привлекать в качестве свидетелей детей, если есть лица, которые могут подтвердить обстоятельства преступления.

При допросе несовершеннолетнего участие педагога или психолога обязательно в случаях, когда:

  • допрашиваемому не исполнилось 16-ти лет;
  • допрашиваемый достиг этого возраста, но у него имеется подтвержденное врачами психическое расстройство или отставании в развитии. Обычно для выявления у ребенка отставания назначается психолого-психиатрическая экспертиза, в рамках которой проводится комплексное исследование поведения несовершеннолетнего, после чего выводы о соответствии или не соответствии биологическому возрасту делаются сразу несколькими специалистами.

Закон отдельно регламентирует порядок допроса по уголовным делам против половой неприкосновенности: здесь участие психолога всегда является обязательным.

Приглашенный психолог – лицо, которое обладает специальными познаниями в психологии (желательно, в детской), имеет высшее образования по профилю. Педагог, соответственно, должен иметь высшее педагогическое образование. Для явки этих специалистов следователь направляет извещение в министерство образования местного уровня или в ближайшее образовательное учреждение.

Если ребенок здоров и ему больше 16-ти лет, следователь вправе, но не обязан приглашать психолога или педагога — по большинству дел органы расследования все же их вызывают. Это связано с психологическими особенностями несовершеннолетних и малолетних детей. Присутствие детского психолога помогает вести допрос в правильном русле: специалист может скорректировать заданный вопрос или рекомендовать сделать перерыв, если сделает вывод, что ребенок устал.

Следственное действие, в том числе и допрос ребенка не может продолжаться более:

  • 30 минут без перерыва, при этом общее время не должно превышать одного часа (если допрашиваемому менее 7-ми лет);
  • одного часа без перерыва, общее время не должно превышать двух часов (если свидетелю или потерпевшему от 7-ми до 14-ти лет);
  • двух часов без перерыва, общее время не должно превышать четырех часов в день (если ведется допрос лица, которому от 14-ти до 16-ти лет).

Дети до 16-лет не предупреждаются об уголовной ответственности по ст. 307, 308 УК РФ, им разъясняется обязанность говорить правду.

Сама процедура допроса ребенка на стадии предварительного следствия ничем не отличается от обычного допроса взрослых: начинается с разъяснения прав, обязанностей и занесения в протокол данных обо всех участвующих лицах. Далее допрашиваемому предлагается рассказать о тех обстоятельствах, которые ему известны, задаются вопросы. В конце допроса ставится подпись всех участвующих лиц (если ребенок слишком мал, достаточно подписи законного представителя).

Проведение допроса несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего следователь обязан зафиксировать на видео. Исключение из этого правила составляют случаи, когда законный представитель или сам ребенок возражают против съемки (об этом делается запись в протоколе). Если съемка состоялась, диск с видеозаписью прикладывают к материалам дела, при необходимости к нему можно обратиться позже, при рассмотрении дела в судебном заседании.

В 2013 году в ФЗ «О средствах массовой информации» и Уголовный кодекс РФ были введены нормы, запрещающие публикацию сведений детях, пострадавших от преступлений. Прежде всего, такой запрет касается публикации ФИО, фото, видеоматериалов, аудиозаписи голоса и иных признаков, позволяющих идентифицировать ребенка. Целью введенной нормы является недопущение распространение информации, касающейся преступлений против половой неприкосновенности детей, против их здоровья и т.д. среди населения. Такой запрет логически обоснован, поскольку хорошо информированные о преступлении недобропорядочные соседи и подростки могут нанести колоссальный психологический вред ребенку обсуждениями, насмешками, обидными разговорами.

Законом разрешено публиковать сведения о несовершеннолетнем потерпевшем только в исключительных случаях – например, когда ребенок объявлен в розыск и его жизни угрожает опасность.

За нарушение запрета распространения сведений о потерпевшем возраста до 16-ти лет, для виновного представителя СМИ может наступить уголовная ответственность по ч. 3 ст. 137 УК РФ (наказание может быть в виде лишения свободы сроком до 5 лет).

Законом предусмотрена возможность оглашения показаний несовершеннолетних свидетеля или потерпевшего, которые были допрошены на стадии предварительного следствия. Таким образом, суду фактически разрешено не передопрашивать детей в судебном разбирательстве и опираться только на те сведения, которые были ими даны следователю, включая демонстрацию видеозаписи. Вместе с тем, при необходимости суд вправе принять решение о непосредственном допросе и обязать родителя явиться на заседание с ребенком.

Допрос несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля в судебном заседании должен происходить особенно деликатно: здесь более выраженная официальная обстановка (в отличие от кабинетного допроса у следователя), зачастую присутствует большое количество «зрителей», в зале находится и подсудимый, который также вправе задавать вопросы. Обычно тактика допроса в открытом заседании заключается в создании судом спокойной, доброжелательной обстановки. Вопросы задаются спокойно, без давления.

По длительности допроса судьи ориентируются на те нормы, которые регулируют продолжительность следственного действия в досудебной стадии. Обычно несовершеннолетний дает показания в судебном заседании не более часа — все понимают, что такая процедура является тяжелой психологической нагрузкой для детей.

Особенности допроса несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля в суде заключаются в следующем:

  • педагог приглашается для допроса, если ребенку не исполнилось 14-ти лет (если больше, суд вправе его пригласить по своему усмотрению);
  • педагог не только присутствует в заседании, но и может задавать вопросы свидетелю или потерпевшему. Иногда недолгое общение педагога с ребенком – своеобразный прием допроса, цель которого — расположить несовершеннолетнего давать показания. Педагог может задать любой вопрос – как относящийся непосредственно к обстоятельствам совершения преступления, так и к жизни ребенка;
  • приглашенный специалист присутствует только на время допроса несовершеннолетнего ребенка, после этого с разрешения председательствующего он вправе покинуть зал судебного заседания вместе с допрошенным и больше в суд не являться;
  • если ведется допрос лица, которому не исполнилось 14 лет, присутствие законного представителя строго обязательно. Если ребенок большего возраста, решение об участии родителей принимается судом по своему усмотрению. Законные представители вправе задавать ребенку вопросы, а также могут быть и сами допрошены составом суда;
  • если в качестве свидетеля или потерпевшего ведется допрос несовершеннолетнего, которому исполнилось 16 лет, то суд разъясняет ему ответственность за отказ от дачи показаний и дачу ложных показаний, о чем берется подписка. Если допрашиваемому меньше 16-ти лет, подписка не отбирается, разъясняется необходимость давать только правдивые показания. Соответственно, при даче ложных показаний в отношении лиц, которым больше 16-ти, могут возбудить уголовное дело по ст. 307 УК РФ. Впрочем, такие случаи в судебной практике отсутствуют;
  • суд вправе по своей инициативе или по ходатайству участников удалить подсудимого из зала заседания на время допроса несовершеннолетнего, оформив такое решение отдельным постановлением. При этом должны быть приведены мотивы удаления, ими могут быть: возрастные особенности ребенка, обстоятельства совершения преступления (например, применялось жестокое насилие и маленький потерпевший испытывает страх). После окончания допроса подсудимый возвращается в зал и до его сведения доводится существо показаний, записанных в протокол судебного заседания.

… психологической науки, значимых для раз­работки проблем уголовной ответственности и наказания, обоснован в работах специалистов по юридической психологии (В.В. Гульдан, В.Г. Деев, Е.Г. Дозорцева, … востребования положений психологической нау­ки, образующих в своей совокупности психологические основы уголовной ответственности и наказания, в том числе обеспечи­вающих адекватную характеристику многих …

1. Уголовно-процессуальная форма производства допроса

Одну из важнейших сторон допроса несовершеннолетнего образуют уголовно-процессуальные основы. Под ними следует понимать совокупность требований уголовно-процессуального закона относительно правового положения несовершеннолетнего, порядка, условий и последовательности производства данного следственного действия, круга лиц, могущих принимать в нем участие, предмета допроса, порядка фиксации его результатов, а также процессуальных гарантий личности данного участника уголовного судопроизводства. Процессуальная форма — это совокупность установленных законом условий для совершения органами следствия тех действий, которыми они осуществляют свои функции в области расследования уголовных дел, а также для совершения гражданами, участвующими в производстве по уголовному делу тех действий, которыми они осуществляют свои права и выполняют обязанности[3]. Уголовно-процессуальное законодательство предусматривает особый порядок судопроизводства по делам несовершеннолетних, учитывая их возрастные и психологические особенности, недостаточный жизненный опыт, эмоциональную неустойчивость, недооценку общественной опасности своих действий и тяжести их последствий. Уголовно-процессуальный кодекс не дает понятие допроса, однако его можно обозначить как — следственное действие, заключающееся в получении и фиксации в установленном законом порядке показаний свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого, эксперта, специалиста об известных им фактах, значимых для расследуемого уголовного дела. Статья 425 УПК РФ посвящена особенностям допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого. Требования, изложенные в данной статье, регламентируют особенности допроса несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления (ст.ст. 110 и 111, ст. 476 УПК РФ).

Закон не устанавливает четких границ по возрасту, начиная с которого юного потерпевшего можно допрашивать. Проводящий дознание отталкивается от целесообразности допроса — так например, если преступление совершено в отношении четырех или трехлетнего малыша, то тут, прежде всего, следует учитывать, понимает ли ребенок происходящее и как он владеет речью. Если он едва научился говорить, ни о каком допросе не может быть и речи.

Другое дело, если ребенок уже осознает происходящее и может критически относиться к своим словам. Помимо ребенка (подростка) на допросе обязан присутствовать педагог или психолог. Это необходимо в случаях, если:

  • вызванному на допрос еще нет шестнадцати;
  • шестнадцать лет уже исполнилось, но допрашиваемый имеет документальное подтверждение психического нездоровья или умственной отсталости.

Обычно для оценки адекватности допрашиваемого назначают специальную психолого-психиатрическую экспертизу.

ВАЖНО, обратите внимание!

Если идет речь о половой неприкосновенности детей, участие психолога или педагога необходимо в любом случае!

Допрос несовершеннолетних свидетелей проводится только в случаях, если они способны дать внятный ответ на вопросы и у следователя нет возможности получить полную информацию по принципиальным сторонам события от других свидетелей. В данном случае применяются нормы, изложенные в статье 191 Уголовно-процессуального кодекса РФ. Присутствие педагога или психолога обязательно для подростка до 16 лет.

Обычно следователь понимает, что ребенок говорит правду, если рассказ его последователен, прост, если допрашиваемый не сбивается по ходу повествования.

Допрос подозреваемого или обвиняемого подростка может проводиться только с 14 летнего возраста, когда наступает уголовная ответственность, хотя прямо это и не обговорено в законодательстве. Такой допрос проводится в рамках статьи 425 УПК РФ.

Допрос в данном случае технически проводится по тем же принципам, что и допрос взрослых подозреваемых. Об этом можно почитать здесь>>> и здесь>>>.

Из особенностей:

  • допрос может продолжаться максимум два часа без перерыва и не более четырех часов в день;
  • обязательно участие защитника, который вправе ознакомиться с делом и вносить собственные ремарки касательно корректности составления протокола;
  • допрашиваемого вместе с законным представителем уведомляют о характере проводимой процедуры;
  • в обязательном порядке разъясняются права и обязанности присутствующих на допросе;
  • следователь отмечает, признает ли подозреваемый то, что ему вменяют;
  • как и в случае с допросом потерпевшего и свидетеля (см. выше) на допросе обязан присутствовать педагог или психолог для обвиняемых (подозреваемых) до 16 лет. А если есть психическое расстройство, то эта норма применяется и после 16 лет.
  • ведется протокол допроса.

Почти те же права, что и у законного представителя, есть у педагога или психолога, присутствующего на допросе.

Уголовно-процессуальный кодекс, N 174-ФЗ / ст. 425 УПК РФ 1. Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого не может продолжаться без перерыва более 2 часов, а в общей сложности более 4 часов в день.

2. В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого участвует защитник, который вправе задавать ему вопросы, а по окончании допроса знакомиться с протоколом и делать замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей.

3. В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно. 4. Следователь, дознаватель обеспечивают участие педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого по ходатайству защитника либо по собственной инициативе. 5. Педагог или психолог вправе с разрешения следователя, дознавателя задавать вопросы несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому, а по окончании допроса знакомиться с протоколом допроса и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей.

Эти права следователь, дознаватель разъясняют педагогу или психологу перед допросом несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, о чем делается отметка в протоколе. 6. Порядок, установленный частями первой, второй, третьей и пятой настоящей статьи, распространяется и на проведение допроса несовершеннолетнего подсудимого.

Судом не дана оценка ряду доказательств с точки зрения их допустимости.

Не учтено, что несовершеннолетний Арнольдов допрашивался с нарушением требований ст. 425 УПК РФ, на него оказывалось воздействие со стороны оперативных сотрудников.

Приговор основан на недопустимых доказательствах, которые необоснованно не исключены судом из перечня доказательств. Полагает, что все его показания на предварительном следствии являются недопустимыми доказательствами, поскольку он как лицо состоящее на учете у психиатра, допрошен был в нарушение требований ст.

Если без допроса несовершеннолетних не обойтись, следователю приходится учитывать следующие особенности (ст. 191 УПК):

Опрашиваемых до 16 лет не предупреждают о возможных санкциях, если те откажутся давать показания или сообщат заведомо ложные сведения. Дознаватель просто уведомляет их о необходимости говорить правду (ст. 45, 46 УПК);

Даже если обстоятельства складываются таким образом, что привлечь к допросу несовершеннолетнего гражданина можно, дознавателю не следует забывать, что время у него ограничено. Так например, если человеку уже исполнилось четырнадцать, его все равно можно допрашивать максимум два часа, а в общей сложности — четыре часа в день. На допрос человека возрастом от 7 до 14 лет отводится максимум один час, а граждан, которым еще нет и семи — не более получаса и в общей сложности 60 минут в день.

Ведущий дознание сам определяет целесообразность места проведения планируемой беседы. Обычно для нее ребенка вызывают в кабинет следователя. Для этого допрашиваемого обязательно вызывают через официальных представителей или администрацию следственного изолятора, где он содержится. В повестке обязательно указывают, в качестве кого собираются допрашивать гражданина.

Реферат: Особенности допроса несовершеннолетних 2

Ранее мы уже писали об этом. Тем не менее нужно уточнить несколько деталей, а именно:

  • Допрос несовершеннолетних подразумевает ограничения по времени, даже если следователь считает, что у него есть все основания расспрашивать вызванного дольше. Даже кажущаяся целесообразность и заинтересованность в быстром раскрытии дела не может быть извинительным обстоятельством для нарушения этих ограничений.
  • Если речь идет о совсем маленьком опрашиваемом, которому меньше семи лет, у следователя есть не более тридцати минут на проведение беседы. Если человеку еще нет четырнадцати, времени отводится вдвое больше, но не более двух часов суммарно за день, а если нет шестнадцати — на беседу есть соответственно два часа максимум для однократной беседы или четыре — суммарно.
  • Если проводящий дознание сомневается, что успеет в отведенный промежуток, лучше заранее пригласить квалифицированного детского психолога или педагога, чтобы задавать правильные вопросы и в необходимой, понятной для незрелого опрашиваемого форме. Причем большинство следователей вызывают их даже если опрашиваемому более шестнадцати лет.

Следователь обязан фиксировать на видео проведение допроса подростка. Исключения из этого могут составлять случаи, когда ребенок или его законный представитель возражают против съемки.

Допрос является распространенным следственным действием, которому уделяется большое внимание в современной процессуальной и криминалистической литературе. Суть допроса заключается в получении от допрашиваемого лица устных сведений (показаний), т.е. устной речевой информации об обстоятельствах и фактах, имеющих значение для разрешения уголовного дела1. Качество получаемой информации при этом зависит от ряда объективных и субъективных факторов, среди которых большое значение имеет возраст допрашиваемого лица.

Допрос подозреваемого (обвиняемого) в возрасте от 14 до 17 лет обладает рядом особенностей, обусловленных нравственно-психологическими характеристиками указанной возрастной группы. Следует отметить:

  • меньший, чем у взрослых, объем знаний и жизненного опыта;

  • слабую сосредоточенность;

  • повышенную внушаемость;

  • меньшее развитие аналитических навыков при восприятии и оценке воспринятого;

  • тенденцию смешивать реально воспринятое и воображаемое;

  • эмоциональность суждений и действий.

Несовершеннолетние уступают взрослым в способности осознавать событие в целом, не всегда могут выделить главное, обращая внимание лишь на те факты, которые им интересны или произвели сильное впечатление. Они чаще взрослых ошибаются при определении расстояний, последовательности действий и событий; быстрее забывают воспринятые события. Обладают повышенной эмоциональной возбудимостью и неуравновешенностью, им присущи быстрые смены настроения и поведенческих реакций. При этом степень выраженности указанных особенностей носит индивидуальный характер и определяется условиями развития и воспитания подростка.

В процессе развития подростка в возрасте от 14 до 17 лет происходят серьезные физиологические изменения. Усиленное функционирование гормональной системы повышает нервную возбудимость подростка, делает его реактивным, экспрессивным. Особенно ярко проявляются такие свойства личности, как несдержанность, вспыльчивость, резкость. Особенности психики подростка проявляются на фоне отсутствия достаточного жизненного опыта, знаний и представлений.

Изложенные особенности необходимо учитывать, определяя тактику допроса несовершеннолетнего.

Одной из психологических характеристик изучаемой возрастной группы, по мнению психологов, является повышенная потребность в самоутверждении, что, в свою очередь, проявляется в демонстративной независимости, браваде, повышенной подражательности2. Реализация этой потребности толкает многих подростков к совершению преступлений и определяет их поведение в ходе следственных действий.

Не случайно многие несовершеннолетние обвиняемые, поясняя мотивы своего преступного поведения, ссылаются на групповую солидарность и желание поддержать других членов группы как основной мотив собственного преступного поведения, отмечая, что, окажись они в той же ситуации в одиночку, совершить преступление не решились бы. Результаты проведенного нами изучения уголовных дел о преступлениях, совершенных несовершеннолетними в группе, показали, что групповая солидарность как ведущий мотив в механизме совершения преступления характерна для 34% изученных ситуаций, еще 20% преступлений были совершены подростками на основе подражательной мотивации, мотив самоутверждения характерен для 12% изученных преступлений.

В процессе допроса стремление к самоутверждению проявляется в подверженности поведения особым подростковым стереотипам, что нередко осложняет установление с подростком психологического контакта и лежит в основе ложных показаний. Понимание такой мотивации, ее своевременная диагностика позволяют разоблачить ложные показания. В целях преодоления такого поведения допрос несовершеннолетнего целесообразно проводить в кабинете следователя, в официальной обстановке, подчеркивающей значимость процессуального действия. Вместе с тем следователь своими вопросами и поведением должен подчеркивать важность происходящего для судьбы подростка. Обстановка допроса должна быть спокойной, бесконфликтной, однако грубое или иное недопустимое поведение допрашиваемого несовершеннолетнего должно немедленно пресекаться. В таких случаях эффективное воздействие на несовершеннолетнего допрашиваемого имеет спокойное замечание. Ответная грубость следователя препятствует установлению психологического контакта, а в случае, если он был установлен, — разрушает его3.

Другая возрастная особенность несовершеннолетних допрашиваемых подозреваемых (обвиняемых) обусловлена отсутствием достаточного жизненного опыта и незавершенностью формирования интеллектуальной сферы личности. Подростки, например, не всегда в состоянии делать правильные выводы из известных им обстоятельств, не могут правильно определить главные и второстепенные моменты.

В плане расследования указанные обстоятельства должны учитываться в разных аспектах. С одной стороны, допрашиваемые, не достигшие 18-летнего возраста, нередко прибегают к даче заведомо ложных показаний. Однако в большинстве случаев такие показания бывают недостаточно продуманны, не обладают логической стройностью и как следствие — характеризуются множеством противоречий. По результатам наших исследований, 46% несовершеннолетних подозреваемых (обвиняемых) прибегали к даче ложных показаний на предварительном следствии. При этом в подавляющем большинстве случаев они использовали ложь частичную, 68% таких показаний характеризо��ались пробелами, противоречиями и логическими несоответствиями. Следовательно, максимальная детализация полученных показаний в совокупности с использованием противоречий и предъявлением доказательств является лучшим способом разоблачения лжи в показаниях несовершеннолетних подозреваемых (обвиняемых).

М.В. ЛИФАНОВА


Lifanova M.V. Participation of teacher and psychologist in interrogation of minor.

Лифанова М.В., кандидат юридических наук, доцент кафедры криминалистики Института права БашГУ.

Проанализированы вопросы теории и практики участия педагога и психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, рассмотрены его процессуальный статус и функции.

Ключевые слова: преступность несовершеннолетних, тактика допроса, подозреваемый, обвиняемый, педагог-психолог.

Theoretical and practical issues of a teacher-psychologist participation during the interrogation of a suspected or accused in the paper. His procedural status and functions are viewed.

Key words: juvenile delinquency, interrogation tactics, accused, teacher-psychologist.

Допрос, как способ получения важных сведений для следствия, подробно регламентируется ст. 187-190 УПК РФ. Но именно 191 статья УПК РФ чётко описывает особенности допроса и связанных с ним иных процессуальных действий по отношению к недостигшим 18-летнего возраста гражданам. Данной статьёй чётко обозначено, что допрашивать несовершеннолетних допустимо исключительно в качестве потерпевших или свидетелей, имеющих отношение к конкретному уголовному делу.
Граждан, которые младше 18-ти лет, необходимо допрашивать в совершенно ином ключе, чем это делается со взрослыми людьми. Это обусловлено следующими факторами:

  • ключевые особенности возрастной психики;
  • минимальное количество жизненного опыта;
  • неумение (равно как и неспособность) правильно оценить ситуацию, по делу которой осуществляется допрос.

Уголовно-процессуальные законы регламентируют не только процедуру допроса несовершеннолетних, но также и самого вызова на допрашивание такого потерпевшего/свидетеля. Этот пункт всецело изложен в ст. 188 УПК РФ.

Практика расследования уголовных дел показывает, что несовершеннолетних (чаще относится к гражданам до 14 лет) допрашивают в качестве свидетелей крайне редко. Лишь в тех ситуациях, когда это является единственным способом получить достоверную информацию по уголовному делу.

Особенности допроса несовершеннолетнего

Обсессивно-компульсивное расстройство Психическое здоровье 0
галлюцинации Психическое здоровье 2
Психологческая бессмысленность Самопознание и саморазвитие 3
Лечение наркотической зависимости Зависимости, вредные привычки 3
Психологическое исследование среди жертв инцеста и их матерей Вопросы психологии 0
Constantine · 5 дней назад Полностью согласен… Белки и витамины в организме человека
Андрей99 · 1 месяц назад Измена в… Развод: статистика, причины, стадии
Антон · 1 месяц назад Научитесь любить… Психосоматика и болезни дыхательной системы
лисенок · 1 месяц назад источник вроде как… Дружба в подростковом возрасте

Допрос подростка или ребенка проходит по определенным правилам, перечисленным в ст. 425 УПК РФ. К ним относится то, что его не могут опрашивать более 2 часов без пауз или 4 часов, если они имели место, а также возможность присутствия психолога, если ребенок еще не достиг 16 лет или он страдает психическим заболеванием. Остальные особенности такой процедуры мы рассмотрели в самой статье.

Существование особенности допроса несовершеннолетних лиц обусловлено их возрастными и нравственно-психологическими особенностями.

Так, к допросу малолетних свидетелей, не достигших возраста 14 лет, по общему правилу, прибегают лишь в исключительных случаях, когда показания данного свидетеля считаются существенными для выяснения реальных обстоятельств дела.

В отношении подозреваемых и потерпевших это правило не распространяется.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *