Расторжение сервитута на земельный участок

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Расторжение сервитута на земельный участок». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Гражданским законодательством регламентируется прекращение сервитута, которое заключается в прекращении действия обременительных обязательств в отношении конкретного земельного участка. Данная процедура характеризуется прекращением действия всех условий договора об установлении сервитута, а также в прекращении прав ограниченного использования участков, которые предоставлялись всем участниками договора на основании сервитута.

Законодательный порядок предусматривает несколько механизмов для отмены действия договора о сервитуте. Соответственно, участники соглашения о сервитуте имеют право добровольно его расторгнуть в случае отсутствия потребностей третьих лиц в использовании территориального участка, находящегося в чужой собственности.

Для отмены обременения в отношении земельного участка и прекращения действия режима земельного сервитута должны возникнуть серьезные основания. Законодательство предусматривает следующие основания прекращения права ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута):

  • Отпадение всех оснований, в соответствии с которыми было установлено право ограниченного использования земельным участком в пользу третьих лиц.

Таким образом, должна отпасть потребность в обеспечении свободного прохода или проезда, использовании земельных и природных ресурсов, осуществлении покоса сена и выпаса и прогона сельскохозяйственных животных, запрет на охоту и рыболовство.

Также основаниями для прекращения действия соглашения о сервитуте является завершение всех работ по размещению государственных знаков и подъездов к ним, отсутствие необходимости в проведении исследовательских и археологических работ, окончание ремонта коммуникаций, транспортных систем и завершение дренажных работ;

  • Изменение качеств и состояния земельной территории, которая стала объектом заключения сервитута;
  • Лицо, в отношении которого был установлен сервитут, не использует свое право ограниченного использования территории более двух лет;
  • Произошло соединение в руках единого лица прав на законную собственность и ограниченное использование земельной территорией, которая является объектом соглашения;
  • Отчуждение земельного участка, который был предоставлен гражданину для постоянного использования на бессрочной основе, для удовлетворения потребностей государственных органов и муниципальных учреждений местного самоуправления;
  • Наступление срока окончания действия сервитута;
  • Невозможность полноценного или частичного использования законным собственником своей земельной территории в соответствии с ее целевым предназначением и установленным режимом.

В таком случае собственник территории может требовать защиты своих имущественных прав в судебном порядке. Однако требования гражданина могут быть не удовлетворены, если существуют законные основания на ограничение прав собственника территории.

В основе таких ограничений лежит потребность защиты конституционных прав и свобод, нравственности и здоровья, и также прав и интересов частных лиц, а также безопасность страны и целостность территориальных границ;

  • Прекращение действия соглашения о предоставлении права ограниченного использования участком по давности;
  • Нарушение участниками договора условий ограниченного использования земельного участка.

Порядок прекращения частного и публичного сервитута на земельный участок

Возникновение и прекращение сервитутов – процедуры, которые предусматривают внесение изменений в форму собственности земельных территорий. Любое из данных действий требует соблюдение определенного законом порядка, основным этапом которого является регистрация прав на недвижимое имущество, в частности, землю в едином государственном реестре.

Как и установление права возможности ограниченного использования территорий чужой собственности, прекращение действия соглашения о сервитуте должно быть внесено в единый реестр.

Основным условием для прекращения действия сервитута является наличие соответствующего заявления и доказательной документации. Соответственно, поводом для прекращения действия сервитута является предоставление в органы государственной регистрации:

  • судебного решения об удовлетворении требований истца в отношении прекращения действия соглашения, которое предоставляло третьим лицам право ограниченного использования территорий;
  • добровольного соглашения сторон о прекращении действия сервитута на основании отпадения необходимости в использовании земельного участка третьими лицами.

Правовыми последствиями прекращения действия сервитута является:

  • отмена действия условий соглашения о предоставлении прав ограниченного использования земельных территорий третьим лицам;
  • отмена обременения в отношении земельного участка, который был объектом установления сервитута;
  • отсутствие возможности использовать чужие территории третьими лицами, которые были субъектами соглашения о сервитуте на земельный участок;
  • внесение изменений в государственный реестр, который фиксирует смену прав граждан на недвижимое имущество (землю).

Таким образом, отмена действия сервитута заключается в соблюдении законодательных требований и процедуры прекращения действия условий соглашения. Законом предусматривает возможность граждан добровольно заключить соглашение о прекращении действия сервитута, а также подать исковое заявление в судебные органы для совершения процедуры в принудительном порядке.

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Вопросы и ответы юристов

Основными законами, регламентирующими прекращение сервитутов, являются Гражданский и Земельный кодексы России. Они содержат исчерпывающие основания для проведения процедуры, правила отмены обременения, добровольный и судебный порядок снятия ограничений.

ГПК РФ регулируется процесс отмены сервитута, если он происходит через судебные разбирательства. Им устанавливается обязательность подачи иска и представление дополнительной документации в качестве доказательств, необходимых для полноценного разрешения конфликта.

Учитывая, что наложение обременений и их отмена должны регистрироваться в установленном законодательно порядке, такая процедура регламентирована ФЗ «О регистрации недвижимости».

Что такое прекращение сервитута на земельный участок?

Кроме снятия ограничений по причинам естественного характера, они могут отменяться и в связи с возникновением других условий. Такие правомочия возникают у владельца обремененного объекта при несоблюдении его имущественных прав. Это касается:

  • Порча плодородного слоя земли;
  • Разрушение окружающей природной среды;
  • Несоблюдение санитарных и экологических нормативов;
  • Осуществление неразрешенных работ;
  • Нарушение граничащих линий, переданного для использование земельного объекта;
  • Невнесение оплаты за обременение.

Руководствуясь ст.12 ГК РФ и ст. 60 ЗК РФ, владелец может потребовать выплаты компенсации нанесенного имущественного урона, причиненного недобросовестным хозяином, в пользу которого установлены ограничения.

Помимо этого, причиной снятия обременения может быть исчезновение изначальных требований, ставших основанием его установления. Это могут быть случаи появления возможностей для решения поставленных задач, не требующих продолжения ограничения в использовании земли.

Возможность снятия обременений может производиться двумя путями:

  1. По взаимной согласованности. Процесс проходит в несколько этапов и заключается в следующем:
  • Определение обстоятельств, влекущих возможность отмены действующего обременения. Это может сделать сторона, заинтересованная в его снятии, и оба участника;
  • Заключение отдельного соглашения о расторжении сервитута. Документ должен содержать сведения о собственнике и держателе сервитута, причины установления обременения, данные об участке, основания для отмены сервитута, и подписываться обеими сторонами. Он станет определяющим фактором, послужившим основанием для регистрации юридически значимого факта;
  • Обращение в уполномоченный орган с заявлением о снятии ограничений. Ими являются Департаменты и Комитеты земельных и имущественных отношений администраций муниципалитетов либо субъектов страны. Кроме заявки представляется документация, удостоверяющая правомерность заявляемых требований. Ими могут стать план эксплуатации обремененного объекта, подтверждающего невозможность его использования по прямому назначению, или доказательства того, что использование территории более не нужно. После их подачи, в течение 10 дней сотрудниками учреждения проводится проверка представленных бумаг и рассмотрение их руководителем. В срок не более тридцати дней должно быть вынесено соответствующее решение и подготовлено постановление;
  • Проведение регистрационных действий по отмене установленных ограничений с получением соответствующей выписки из ЕГРП. Производятся они в Росреестре не позже 10 суток после подписания договорных обязательств или получения постановления, в реестр прав вносится соответствующая запись. Выданная по окончании процедуры выписка может использоваться в качестве доказательства, свидетельствующего о ничтожности претензий третьих лиц на действия по применению сервитута.
  1. Расторжение соглашения в суде. При невозможности согласовать снятие обременений по договоренности, придется пройти следующие стадии решения вопроса:
  • Досудебное урегулирование возникших разногласий. Для этого потребуется составить письменное уведомление второй стороне об исчезновении причин, по которым устанавливались обременения. Документ направляется средствами почтовой связи с уведомлением о его получении;
  • Подготовка заявления, определяющего возможность прекращения ограничений. Его составляет лицо, выступающее инициатором отмены обременения;
  • Подача иска в судебные инстанции с приложением документации, являющейся доказательственной базой, подтверждающей возможность отмены сервитута;
  • Рассмотрение дела по существу, в ходе которого изучается и анализируется представленная информация. Вынесение судебного решения;
  • Заключение дополнительного документа о расторжении договора об установлении обременений либо использование судебного постановления для прекращения договорных отношений;
  • Процедура регистрации снятия ограничений на основании подписанного соглашения или принятого решения судебного органа.

Следствием прекращения обременения становятся определенные расходы, так как такой процесс относится к совершению юридически значимой деятельности. Основными расходами при этом станет внесение госпошлины за совершение процесса регистрации. В зависимости от владеющего субъекта – гражданина или организации — размер суммы может составлять от 500 до 2000 рублей.

Если подготовка заявления и необходимых документов потребует обращения к специалистам соответствующей подготовки, либо к нотариусу, возможны траты в размере от 2000 до 15000 рублей в зависимости от вида ограничений.

Если одна из сторон отказывается добровольно заключить соглашение о снятии обременения, спорный вопрос передается на рассмотрение районного суда, расположенного в месте нахождения земельной территории.

Форма иска должна соответствовать требованиям ГПК РФ и включать следующие разделы:

  • Преамбулы, содержащей наименование суда, информация об истце и ответчике, информацию о дате и месте подготовки документа;
  • Главной части, включающей описание обстановки, повлекшей возникновение ограничений, когда и на какой срок они установлены, развитие ситуации, повлиявшей на возможную его отмену;
  • Заключения, определяющего требования заявителя, включая возмещение причиненного вреда.

В конце указывается список приложений, направляемых совместно с заявлением. Это может быть документация, содержащая факты, на основании которых требуется прекращение ограничений в использовании объекта недвижимости. Помимо этого, потребуется представить доказательства осуществления попытки решения спора о снятии ограничений в досудебном порядке. Если же взыскивается компенсация, нужно установить точную сумму ущерба и представить акты независимого эксперта о нанесенном вреде и справки об оценке понесенного ущерба. Также, нужно представить в суд при подаче заявления платежный документ, свидетельствующий об уплате госпошлины. Её величина для граждан составляет триста рублей.

Скачать исковое заявление о расторжении сервитута (образец)

Судебный процесс может занять до полугода, в зависимости от количества слушаний, необходимых для определения позиций участников правоотношений.

Решением суда владелец земли может избавиться от недобросовестного пользователя. При этом имущественные правомочия владельца защищаются законодательством России. При недостойном обращении с земельными объектами, он может потребовать отмены частного или публичного сервитута и снять ограничения по использованию своей собственности.

Для того, чтобы прекратить сервитут, установленный для общественных целей, нужно разобраться с причинами его отмены.

Так, публичный сервитут можно отменить по следующим причинам:

  • Причины, по которым публичный сервитут устанавливался, отпали
  • Срок действия сервитута истек
  • Нарушение правил постановки публичного сервитута
  • Отсутствие возможности использования сервитута в соответствии с разрешенным видом использования земельного участка, на котором установлен такой сервитут
  • Нарушение законодательства пользователем сервитута, в рамках деятельности, для которого был установлен такой сервитут

Основания прекращения публичного земельного сервитута, установленного для особых целей

Тем не менее, публичный сервитут, установленный для особых целей можно прекратить и до установленного соглашением об установлении сервитута срока. А причины следующие:

  • Земля, на которой установлен сервитут, не используется более двух лет
  • Оплата за пользование сервитутам не вносится
  • В случае, если сам пользователь отказывается от сервитута

Стоит понимать, что указанный перечень не является исчерпывающим. Тем не менее, наличие причин, не предусмотренных действующим законодательством, придется доказывать в суде.

При этом важно отметить, что множество документальных доказательств можно получить только используя адвокатские, либо судебные запросы, поскольку ответчик вряд ли согласится предоставить их вам добровольно.

Пользователь сервитута отказался прекратить действие сервитута? Не расстраивайтесь, сейчас мы вам поможем. Вот вам порядок действий:

  • Составляйте исковое заявление
  • Подавайте его в суд (обратите внимание, что необходимо правильно определить подсудность)
  • Доказывайте наличие основание для прекращения действия сервитута
  • В случае выигрыша, подавайте заявление в Росреестр (не забудьте приложить к заявление копию решения суда)

Для того, чтобы суд выиграть, вам нужно правильно изложить фактические обстоятельства, а именно отсутствие оснований для существования сервитута на вашем земельном участке. Затем правильно их доказать, с помощью нормативной базы законодательства, экспертиз, свидетелей.

Однако имейте ввиду, что такая категория споров не является простой. Некоторые нюансы требуют специальный юридических познаний.

Последствия следующие:

  • Пользователь лишается права пользования вашим земельным участком
  • Вы лишаетесь платы за это пользование
  • Следует обратить внимание на то, что при наличии судебного спора, зачастую повторно договориться об установлении сервитута будет нельзя. Однако если сервитут прекращен по соглашению сторон, при этом впоследствии возникли основания для повторного установления сервитута, препятствовать вам никто не будет

Тем не менее, стоит иметь ввиду, что зачастую процесс прекращения сервитута порождает за собой спор между сторонами. Начинаются суды, в которых побеждают лишь те, кто лучше и правильней к ним подготовился.

В связи с чем, адвокаты Адвокатского бюро «Кацайлиди и партнеры» готовы помочь не только советом, но и делом в любой ситуации.

г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5

остановка транспорта Гагарина

Трамвай: А, 8, 13, 15, 23

Автобус: 61, 25, 18, 14, 15

Троллейбус: 20, 6, 7, 19

Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67

Вне зависимости от основания прекращения сервитута, процедура и порядок похожи:

  1. Сначала составляется заявление с требованием об отмене действия обременения собственником участка.
  2. Дальше необходимо предоставить заявление-требование в уполномоченный орган для отмены установленного сервитута.
  3. Составление дополнительного соглашения о расторжении договора или Постановления руководителя уполномоченного органа власти.
  4. Регистрация заключенного соглашения в Росреестре.

К требованию нужно приложить следующие документы:

  • документ, удостоверяющий личность собственника земли;
  • правоустанавливающие документы на участок;
  • технические документы на землю;
  • договор об установлении сервитута;
  • бумаги, подтверждающие законность требования (план эксплуатации обремененной части, где видна невозможность ее применения, документальные свидетельства отсутствия необходимости использования земли или нарушения условий сервитута);
  • заключение эксперта о состоянии участка.

Сотрудники уполномоченного органа власти должны в течение не больше 10 дней проверить правильность заполнения требования, документы и направить заявление руководителю органа для рассмотрения.

После передачи документа в уполномоченный орган, в срок не больше 30 дней его обязаны рассмотреть и вынести решение.

Основания для права владельца участка требовать прекращение сервитута через суд возникают, если вторая сторона отказывается решать вопрос мирным путем. Причины могут быть следующими:

  • нарушен порядок установления сервитута;
  • нет возможности использования земли или недвижимости на ней по целевому назначению из-за обременения;
  • изменена документация планировки территории;
  • деятельность, осуществляемая обладателем сервитута, нарушает закон;
  • отсутствует своевременная плата за сервитут.
  1. После прекращения действия обременения собственник земли утрачивает право получения оплаты за услугу.
  2. Лица, ранее обладавшие правом использования участка, больше не могут им пользоваться для своих нужд.

Как видите, сервитут может прекращаться по требованию лица, в чьих интересах он устанавливался, но чаще это происходит по желанию владельца земли. Для отмены достаточно подачи заявления-требования в специальные органы власти и составления допсоглашения о расторжении договора.

Эксперты Кадастровой палаты разъяснили правила установления сервитута

Для регистрации сервитутных ограничений применяются нормы ГК РФ, а также Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ.

Для регистрационных действий нужно представить следующие документы:

  • заявление;
  • правоустанавливающие бумаги на земельный объект — свидетельство о праве, арендный договор, выписка из госреестра ЕГРН и т.д.;
  • для частных сервитутов — соглашение сторон или судебный акт;
  • для публичных сервитутов — распорядительный акт местных или государственных властей;
  • межевой план на землю;
  • паспорта сторон или документы юридического лица;
  • нотариальная доверенность на представителя, если стороны подают документы не лично;
  • квитанция, подтверждающая перечисление госпошлины.

Чтобы зарегистрировать сервитут, нужно подать заявление в Росреестр или МФЦ.

Срок регистрационной процедуры составляет от 5 до 12 дней, он зависит от способа обращения и необходимости пройти кадастровый учет.

Важное значение будет иметь межевой план, который можно получить через кадастрового инженера. В этом документе будет указана территория участка, через которую возможен доступ к смежным наделам. Кроме того, кадастровый инженер сможет выступить в суде в качестве специалиста, если возникнут разногласия об условиях ограничения.

После регистрации сведения о сервитуте будут внесены в госреестр ЕГРН. Стороны получат выписку, в которой будет подтверждено наличие ограниченного права пользования, а также указан срок его действия.

Инициаторами могут быть любые заинтересованные лица — граждане или общественная группа, муниципальный или государственный орган. Установление указанного ограничения происходит следующими способами:

  • в силу прямого указания закона (например, если требуется доступ для возведения общественного значимых объектов);
  • нормативным актом государственных властных органов;
  • распорядительным актом местных властей.

Публичный сервитут может быть установлен только после вынесения закона или властного акта местных органов.

Для соблюдения общественно значимых целей установления такого вида сервитута закон или иной властный акт должен быть обязательно опубликован. Для этого используются СМИ или иные официальные источники (например, официальный сайт местной администрации). Также размещается информация о проведении публичных слушаний по указанному вопросу.

Они могут носить постоянный или временный характер. Например, если необходимо провести текущее обслуживание или ремонт подземного или наземного трубопровода, эксплуатирующая организация руководствуется проектной документацией при определении срока сервитута. Напротив, если возможность пройти к строению доступна только одним способом, он будет носить постоянный характер.

Необходимость в сервитуте может отпасть сама собой, и тогда стороны заключают соглашение о его прекращении.

В данном договоре указываются:

  • паспортные данные участников процесса;
  • информация о первичном соглашении: цель возникновения сервитута, на основании какого документа, когда;
  • причина, по которой сервитут нужно прервать;
  • подписи сторон.

Специального нотариального удостоверения договора не требуется. Лицо, в пользу которого был назначен сервитут, и собственник обремененного участка единовременно обращаются в МФЦ и подают новое соглашение в Росреестр. По итогу регистрации обе стороны получают назад документ со штампом регистрирующего органа, как доказательство его исполнения.

Поскольку сервитут при переходе права на обремененный участок сохраняется, договор о его прекращении может быть заключен между новыми лицами.

Но не всегда получается мирно расторгнуть обязательства по сервитуту, так как необходимость в его продолжении может сохраняться, а собственник обремененного участка испытывать серьезные неудобства при предоставлении своего участка в пользование. В этом случае он может подать обращение в суд для отмены обременения.

Гражданским законодательством регламентируется прекращение сервитута, которое заключается в прекращении действия обременительных обязательств в отношении конкретного земельного участка.

Данная процедура характеризуется прекращением действия всех условий договора об установлении сервитута, а также в прекращении прав ограниченного использования участков, которые предоставлялись всем участниками договора на основании сервитута.

Законодательный порядок предусматривает несколько механизмов для отмены действия договора о сервитуте. Соответственно, участники соглашения о сервитуте имеют право добровольно его расторгнуть в случае отсутствия потребностей третьих лиц в использовании территориального участка, находящегося в чужой собственности.

Для отмены обременения в отношении земельного участка и прекращения действия режима земельного сервитута должны возникнуть серьезные основания. Законодательство предусматривает следующие основания прекращения права ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута):

  • Отпадение всех оснований, в соответствии с которыми было установлено право ограниченного использования земельным участком в пользу третьих лиц.

Таким образом, должна отпасть потребность в обеспечении свободного прохода или проезда, использовании земельных и природных ресурсов, осуществлении покоса сена и выпаса и прогона сельскохозяйственных животных, запрет на охоту и рыболовство.

Также основаниями для прекращения действия соглашения о сервитуте является завершение всех работ по размещению государственных знаков и подъездов к ним, отсутствие необходимости в проведении исследовательских и археологических работ, окончание ремонта коммуникаций, транспортных систем и завершение дренажных работ;

  • Изменение качеств и состояния земельной территории, которая стала объектом заключения сервитута;
  • Лицо, в отношении которого был установлен сервитут, не использует свое право ограниченного использования территории более двух лет;
  • Произошло соединение в руках единого лица прав на законную собственность и ограниченное использование земельной территорией, которая является объектом соглашения;
  • Отчуждение земельного участка, который был предоставлен гражданину для постоянного использования на бессрочной основе, для удовлетворения потребностей государственных органов и муниципальных учреждений местного самоуправления;
  • Наступление срока окончания действия сервитута;
  • Невозможность полноценного или частичного использования законным собственником своей земельной территории в соответствии с ее целевым предназначением и установленным режимом.

В таком случае собственник территории может требовать защиты своих имущественных прав в судебном порядке. Однако требования гражданина могут быть не удовлетворены, если существуют законные основания на ограничение прав собственника территории.

Возникновение и прекращение сервитутов – процедуры, которые предусматривают внесение изменений в форму собственности земельных территорий. Любое из данных действий требует соблюдение определенного законом порядка, основным этапом которого является регистрация прав на недвижимое имущество, в частности, землю в едином государственном реестре.

Как и установление права возможности ограниченного использования территорий чужой собственности, прекращение действия соглашения о сервитуте должно быть внесено в единый реестр.

Основным условием для прекращения действия сервитута является наличие соответствующего заявления и доказательной документации. Соответственно, поводом для прекращения действия сервитута является предоставление в органы государственной регистрации:

  • судебного решения об удовлетворении требований истца в отношении прекращения действия соглашения, которое предоставляло третьим лицам право ограниченного использования территорий;
  • добровольного соглашения сторон о прекращении действия сервитута на основании отпадения необходимости в использовании земельного участка третьими лицами.

Он представляет собой особую форму пользования недвижимостью, которая устанавливается с целью обеспечения нормализации условий жизни человека, владеющего площадями, место расположения которых значительно хуже смежных наделов. Ограничение действует на части площади для возможности пользования заинтересованным субъектом. Такие действия предусмотрены ст. 23 ЗК РФ. Ограничение может устанавливаться:

  1. По договоренности участников – когда обе стороны удовлетворены устанавливаемыми условиями пользования землей;
  2. По решению суда – определяется при обращении кого-либо из участников из-за возникших возражений по предлагаемым условиям;
  3. В определяемом нормативными актами порядке – необходимость использовать территорию муниципалитетом и другими госорганами и учреждениями.

Фактически это означает принятие хозяином участка ограничений в пользовании частью своего личного имущества в пользу иного землевладельца. Он может пойти на это добровольно при наличии следующих причин:

  • Другого субъекта вынуждают использовать его угодья внешние причины;
  • Ущерб от устанавливаемых ограничений незначителен для хозяина;
  • Владельцу в счет оплаты обязательств перечисляется определенная денежная сумма.

С подписанием договора или вручения соответствующего судебного постановления претендент является обладателем сервитута. При этом он получает возможность пользоваться частью чужого владения, какие-либо другие имущественные притязания рассматриваться не могут.

Сервитуты устанавливаются двух разновидностей:

  1. Частные. Ограничения применяются при заинтересованности смежных землевладельцев для нормального использования земельной недвижимости;
  2. Публичные. Устанавливаются государством с целью нормализации условий жизни населения муниципального образования.

Кроме снятия ограничений по причинам естественного характера, они могут отменяться и в связи с возникновением других условий. Такие правомочия возникают у владельца обремененного объекта при несоблюдении его имущественных прав. Это касается:

  • Порча плодородного слоя земли;
  • Разрушение окружающей природной среды;
  • Несоблюдение санитарных и экологических нормативов;
  • Осуществление неразрешенных работ;
  • Нарушение граничащих линий, переданного для использование земельного объекта;
  • Невнесение оплаты за обременение.

Руководствуясь ст.12 ГК РФ и ст. 60 ЗК РФ, владелец может потребовать выплаты компенсации нанесенного имущественного урона, причиненного недобросовестным хозяином, в пользу которого установлены ограничения.

Помимо этого, причиной снятия обременения может быть исчезновение изначальных требований, ставших основанием его установления. Это могут быть случаи появления возможностей для решения поставленных задач, не требующих продолжения ограничения в использовании земли.

Проблемы прекращения сервитута

Возможность снятия обременений может производиться двумя путями:

  1. По взаимной согласованности. Процесс проходит в несколько этапов и заключается в следующем:
  • Определение обстоятельств, влекущих возможность отмены действующего обременения. Это может сделать сторона, заинтересованная в его снятии, и оба участника;
  • Заключение отдельного соглашения о расторжении сервитута. Документ должен содержать сведения о собственнике и держателе сервитута, причины установления обременения, данные об участке, основания для отмены сервитута, и подписываться обеими сторонами. Он станет определяющим фактором, послужившим основанием для регистрации юридически значимого факта;
  • Обращение в уполномоченный орган с заявлением о снятии ограничений. Ими являются Департаменты и Комитеты земельных и имущественных отношений администраций муниципалитетов либо субъектов страны. Кроме заявки представляется документация, удостоверяющая правомерность заявляемых требований. Ими могут стать план эксплуатации обремененного объекта, подтверждающего невозможность его использования по прямому назначению, или доказательства того, что использование территории более не нужно. После их подачи, в течение 10 дней сотрудниками учреждения проводится проверка представленных бумаг и рассмотрение их руководителем. В срок не более тридцати дней должно быть вынесено соответствующее решение и подготовлено постановление;
  • Проведение регистрационных действий по отмене установленных ограничений с получением соответствующей выписки из ЕГРП. Производятся они в Росреестре не позже 10 суток после подписания договорных обязательств или получения постановления, в реестр прав вносится соответствующая запись. Выданная по окончании процедуры выписка может использоваться в качестве доказательства, свидетельствующего о ничтожности претензий третьих лиц на действия по применению сервитута.
  1. Расторжение соглашения в суде. При невозможности согласовать снятие обременений по договоренности, придется пройти следующие стадии решения вопроса:
  • Досудебное урегулирование возникших разногласий. Для этого потребуется составить письменное уведомление второй стороне об исчезновении причин, по которым устанавливались обременения. Документ направляется средствами почтовой связи с уведомлением о его получении;
  • Подготовка заявления, определяющего возможность прекращения ограничений. Его составляет лицо, выступающее инициатором отмены обременения;
  • Подача иска в судебные инстанции с приложением документации, являющейся доказательственной базой, подтверждающей возможность отмены сервитута;
  • Рассмотрение дела по существу, в ходе которого изучается и анализируется представленная информация. Вынесение судебного решения;
  • Заключение дополнительного документа о расторжении договора об установлении обременений либо использование судебного постановления для прекращения договорных отношений;
  • Процедура регистрации снятия ограничений на основании подписанного соглашения или принятого решения судебного органа.

Следствием прекращения обременения становятся определенные расходы, так как такой процесс относится к совершению юридически значимой деятельности. Основными расходами при этом станет внесение госпошлины за совершение процесса регистрации. В зависимости от владеющего субъекта – гражданина или организации – размер суммы может составлять от 500 до 2000 рублей.

1. Поскольку сервитут устанавливается для обеспечения реализации права, которое не может быть осуществлено иначе как с помощью сервитута, отпадение основания установления сервитута может повлечь его прекращение. Отпадение оснований установления сервитута означает, что у собственника земельного участка более нет необходимости использовать чужой земельный участок для реализации своих прав в силу возникновения возможности реализовать их иным образом. Например, в результате строительства новой дороги появился непосредственный доступ к земельному участку либо в результате проведения водопровода отпала потребность в пользовании колодцем, в целях прохода к которому был установлен сервитут. Однако отпадение оснований автоматически не прекращает сервитут. Он может быть прекращен по взаимному согласию, а при недостижении соглашения — в судебном порядке. Обратиться в суд вправе как собственник земельного участка, обремененного сервитутом, так и собственник земельного участка, для обеспечения использования которого установлен сервитут (п. 6 Обзора судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок).

2. Пункт 2 комментируемой статьи закрепляет приоритет права собственника пользоваться своим земельным участком перед обладателем сервитутного права. Данное положение связано с установленным п. 2 ст. 274 положением о сохранении правомочий собственника при обременении земельного участка сервитутом. Соответственно, если сервитут препятствует реализации возможности использования земельного участка по назначению, собственник вправе требовать прекращения сервитута в судебном порядке. При этом право предъявить такое требование предоставлено частным собственникам — физическим и юридическим лицам. При предъявлении указанного требования бремя доказывания невозможности использования по назначению лежит на собственнике земельного участка.

Публичный сервитут, согласно действующим нормам земельного права, устанавливается только в ходе общественных слушаний. Ограниченное право пользования землей для нужд муниципалитета, государства или общества устанавливается по некоторым из оснований:

  • при проведении дренажных работ на данном участке земли;
  • при монтаже дорожных знаков, геодезических знаков, свободного подъезда к ним;
  • при ремонте дорожного покрытия или инженерных и прочих коммуникаций;
  • для проведения охоты, рыбалки;
  • для прогона сельскохозяйственных животных по участку при отсутствии обходного пути.

Полный список оснований для возникновения публичного сервитута можно прочитать в статье 23 действующего Земельного Кодекса РФ.

Частный сервитут, как ограниченное право пользования землей, возникает тогда, когда собственник одного земельного участка претендует на использование части соседнего земельного участка. Такие правовые претензии чаще всего встречаются в сельской местности, где частные домовладения расположены рядом друг с другом так, что одним соседям рано или поздно приходится пересекать или частично использовать землю других соседей.

Тот собственник, на чей участок земли были возложены права по сервитуту, вправе требовать материальную компенсацию (плату) за использование его собственности. Однако это не означает, что такая плата ему будет выдана, поскольку чаще всего устанавливаются ограниченные права на использование земли во время судебных тяжб.

Кроме того, некоторые основания не подразумевают выплату денежных средств. Например, подвод коммуникационных сетей соседям, в случаях если нет иного варианта выполнения работ, вряд ли будет оплачен.

Прекращение действия сервитута любого вида невозможно по заявлению лица, в пользу которого он был установлен, то есть собственник земельного участка, на который были наложены ограничительные права, не может самостоятельно требовать отмены такого ограничения.

Обзор судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок

Необходимость получения сервитута на землю обычно связана с предоставлением доступа к участку отдельного физического или юридического лица. Он необходим для проведения самых различных работ и мероприятий, в перечень которых входят:

  • осуществление инженерных изысканий;
  • практическое использование водных и других ресурсов;
  • строительство специальных и инфраструктурных сооружений и объектов;
  • обеспечение доступа к расположенному по соседству другому наделу земли;
  • установка межевых и геодезических знаков;
  • устройство систем дренажа и канализации;
  • прогон и выпас сельскохозяйственных животных;
  • ведение охоты или ловли рыбы и т.д.

Основанием для введения сервитута становится решение суда, документальное соглашение между владельцем участка и третьими лицами, официально оформленные нормативно-правовые акта местных властей. Инициатором сервитутного права могут выступать следующие лица — как юридические, так и физические:

  • владелец или арендатор земли;
  • бессрочный пользователь участка;
  • лицо, получившее землю в качестве наследуемого владения.

Кроме снятия ограничений по причинам естественного характера, они могут отменяться и в связи с возникновением других условий. Такие правомочия возникают у владельца обремененного объекта при несоблюдении его имущественных прав. Это касается:

  • Порча плодородного слоя земли;
  • Разрушение окружающей природной среды;
  • Несоблюдение санитарных и экологических нормативов;
  • Осуществление неразрешенных работ;
  • Нарушение граничащих линий, переданного для использование земельного объекта;
  • Невнесение оплаты за обременение.

Руководствуясь ст.12 ГК РФ и ст. 60 ЗК РФ, владелец может потребовать выплаты компенсации нанесенного имущественного урона, причиненного недобросовестным хозяином, в пользу которого установлены ограничения.

Помимо этого, причиной снятия обременения может быть исчезновение изначальных требований, ставших основанием его установления. Это могут быть случаи появления возможностей для решения поставленных задач, не требующих продолжения ограничения в использовании земли.

Поскольку земельные отношения регулируются не только Земельным кодексом РФ, но и Гражданским, в последнем достаточно четко прописано, как именно происходит прекращение сервитута. Так, в статье 276 действующего Гражданского кодекса РФ указано, что прекращение права ограниченного пользования землей происходит после прекращения оснований для этого права.

Чтобы получить соответствующий акт, необходимо обратиться в суд с соответствующим заявлением или же обратиться в местную администрацию (отдел земельно-имущественных отношений).

В случаях если представители местных органов власти не оказали никаких действий по прекращению сервитута и не выдали соответствующий акт, то обращения в судебные органы не избежать.

Основания для права владельца участка требовать прекращение сервитута через суд возникают, если вторая сторона отказывается решать вопрос мирным путем. Причины могут быть следующими:

  • нарушен порядок установления сервитута;
  • нет возможности использования земли или недвижимости на ней по целевому назначению из-за обременения;
  • изменена документация планировки территории;
  • деятельность, осуществляемая обладателем сервитута, нарушает закон;
  • отсутствует своевременная плата за сервитут.

Следствием прекращения обременения становятся определенные расходы, так как такой процесс относится к совершению юридически значимой деятельности. Основными расходами при этом станет внесение госпошлины за совершение процесса регистрации. В зависимости от владеющего субъекта – гражданина или организации – размер суммы может составлять от 500 до 2000 рублей.

Если подготовка заявления и необходимых документов потребует обращения к специалистам соответствующей подготовки, либо к нотариусу, возможны траты в размере от 2000 до 15000 рублей в зависимости от вида ограничений.

Основными законами, регламентирующими прекращение сервитутов, являются Гражданский и Земельный кодексы России. Они содержат исчерпывающие основания для проведения процедуры, правила отмены обременения, добровольный и судебный порядок снятия ограничений.

ГПК РФ регулируется процесс отмены сервитута, если он происходит через судебные разбирательства. Им устанавливается обязательность подачи иска и представление дополнительной документации в качестве доказательств, необходимых для полноценного разрешения конфликта.

Учитывая, что наложение обременений и их отмена должны регистрироваться в установленном законодательно порядке, такая процедура регламентирована ФЗ «О регистрации недвижимости».

Кроме снятия ограничений по причинам естественного характера, они могут отменяться и в связи с возникновением других условий. Такие правомочия возникают у владельца обремененного объекта при несоблюдении его имущественных прав. Это касается:

  • Порча плодородного слоя земли;
  • Разрушение окружающей природной среды;
  • Несоблюдение санитарных и экологических нормативов;
  • Осуществление неразрешенных работ;
  • Нарушение граничащих линий, переданного для использование земельного объекта;
  • Невнесение оплаты за обременение.

Руководствуясь ст.12 ГК РФ и ст. 60 ЗК РФ, владелец может потребовать выплаты компенсации нанесенного имущественного урона, причиненного недобросовестным хозяином, в пользу которого установлены ограничения.

Фактически это прекращение существующего обременения на земельное имущество, которое было установлено для обеспечения нормальной эксплуатации смежных площадей земли. Если отменяется публичный сервитут, предполагается прекращение использования чужих угодий для целей, преследующих улучшение качества жизни жителей конкретного административного образования либо нескольких.

Статьей 276 ГК РФ и ст. 48 ЗК РФ определяются основания, при возникновении которых отменяется сервитут.

Отмена сервитута на земельный участок может осуществляться, когда появляются соответствующие причины. Его инициатором могут выступать и владелец земельного объекта с ограничениями в использовании и лица, выступившие основоположниками установленного сервитута.

Порядок прекращения разного вида сервитутов отличаются не только осуществляемыми действиями, но и доказательственной базой, используемой в качестве оснований.

  1. Частный может отменяться в связи с:
  • Утратой актуальности оснований, в связи с которыми он появился (когда без использования надела получилось достигнуть результатов, для которых обременения были установлены, и необходимость в нем отпала);
  • Использовать обремененный объект невозможно по его прямому назначению.

Отмена частного обязательства по согласию участников является наиболее простым способом снятия ограничений. При проведении процедуры, необходимость подтверждать свои правомочия, сведены к нулю, а расторгнутое соглашение остается только зарегистрировать.

Невозможность достижения обоюдного решения сторон влечет расторжение договора об установлении обременений в одностороннем порядке.

При этом инициатору необходимо обращаться в суд для обоснования своих правомочий на полноценное пользование земельного имущества.

Но основания, по которым могут быть расторгнуты договорные правоотношения, должны сохраняться и соответствовать требованиям законодательства.

  1. Публичный сервитут может отменяться только в одностороннем порядке, так как решение о наложении обременения принимается государственными органами. Оно также должно быть зарегистрировано в соответствующей службе.

Независимо от разновидности сервитута, в случае несогласия одной из сторон с его отменой, процесс может быть совершен при проведении судебных заседаний. Основания для его прекращения не меняются в любом случае.

Сервитут: что это такое, его виды и где применяется?

Если обременение было установлено в связи с подписанием соответствующего соглашения, стороны вправе обсудить вопрос о прекращении действия данного сервитута, если он доставляет неудобства собственнику земли. В этом случае сторонам достаточно заключить иное соглашение – о снятии обременения.

Основная сложность в этом случае – добиться согласия держателя сервитута. Обычно он не готов отказаться от права на ограниченное использование земли. В таком случае гражданин может предложить ему встречную сделку, например, заключить договор об аренде своего участка или его части.

Если же достичь компромисса не получается, у сторон имеется один выход – обращение в судебную инстанцию. В этом случае важно иметь веские основания для прекращения земельного сервитута, зафиксированные в 48 статье ЗК РФ и 276 статье ГК РФ:

  • отсутствие обстоятельств, послуживших основанием для установления обременения (например, завершение ремонтных работ на определённом участке);
  • невозможность использования территории по назначению (к примеру, в связи с нарушением второй стороной условий договорённости).

Основания прекращения сервитута, определенного по договору между физическими лицами, закреплены в ст. 276 ГК РФ. Право пользования чужой территорией аннулируется в следующих случаях:

  • прекращение оснований, по которым оно было установлено;
  • при невозможности использования территории по целевому назначению ввиду наложенных обременений.

В первом случае собственнику земли необходимо совершить следующие действия:

  • направить уведомление с требованием прекращения действия наложенных ограничений;
  • подписать совместное соглашение;
  • зарегистрировать данное соглашение в Росреестре.

Договор о прекращении вещного права на землю должен содержать следующую информацию:

  • данные о сторонах сделки;
  • сведения об участке;
  • основание для отмены вещного права;
  • подписи участников соглашения.

Скачать соглашение о прекращении сервитута части земельного участка (образец)

Если основанием для прекращения действия ограниченных прав на чужой надел является невозможность эксплуатации земли, то расторгается такой договор в судебном порядке. В суд для отмены действия соглашения на пользование чужим наделом можно обратиться и по иным основаниям:

  • несоблюдение экологических и природоохранных норм при использовании территории;
  • невнесение платы за пользование наделом;
  • порча плодородного слоя земли;
  • осуществление работ, не предусмотренных договором.

Если суд примет решение в пользу владельца земли, то регистрация прекращения действия сервитута будет проводиться на основании постановления суда.

Помимо прочего вещное право прекращает свое действие в случае гибели предмета сервитута или при переходе прав на участок в пользу носителя сервитутного права. Например, сосед разрешил другому соседу пользоваться частью своей земли, а впоследствии продал ему весь участок. Таким образом, ограничение на пользование участком прекращает свое действие, так как по закону нельзя иметь сервитут на собственную вещь.

Для госрегистрации прекращения действия ограниченных прав на пользование чужим наделом в Росреестр направляются следующие бумаги:

  • паспорт хозяина земли;
  • техническая документация на участок;
  • правоустанавливающие документы на надел;
  • договор о сервитуте;
  • документ-основание для расторжения договора – соглашение или решение суда;
  • квитанция об уплате пошлины.

Размер пошлины определяется на основании ст. 333.33 НК РФ. Так в п. 31 установлено, что за регистрацию ограничений на землю с граждан взимается 1500 руб, а с предприятий – 6000 руб.

По окончании регистрационных действий собственник земли теряет права на получение платы за пользование посторонним лицом своей территории, а правообладатель больше не может эксплуатировать чужой надел для удовлетворения собственных потребностей.


Основания для прекращения действия публичного права пользования частью чужого надела прописаны в ст. 48 ЗК РФ. К ним относятся:

  • окончание срока действия;
  • отсутствие общественных нужд, для которых он был установлен;
  • деятельность, для которой был принят сервитут, не осуществляется в течение 2-х лет;
  • обладатель права отказался от него;
  • не вносится своевременная оплата за эксплуатацию чужого надела.

При данных основаниях отмена прав на использование надела общественностью осуществляется в одностороннем порядке. Администрация выносит постановление об отмене вещного права, которое передается собственнику земли. После чего владелец участка самостоятельно передает данное постановление в Росреестр для снятия обременения с надела. Регпалата вносит сведения в реестр имущества, а хозяину земли выдается новая выписка ЕГРН.

В случае истечения срока действия вещного права дополнительное постановление органа власти, установившего сервитут, не выдается.

Процедура прекращения сервитута происходит по решению органа власти, установившего такие права, или по заявлению владельца надела. Собственник участка вправе потребовать прекращения действия вещного права на свой участок через суд в следующих случаях:

  • нарушен порядок установления ограничения пользования землей;
  • из-за действия сервитута возникли сложности по эксплуатации территории или объектов, расположенных на ней, в соответствии с целевым назначением земли;
  • нарушение обладателем публичного сервитута законодательных норм в процессе эксплуатации участка;
  • в документацию по планировке территории внесены изменения.

Снятие обременения в виде публичного права пользования чужим земельным наделом также подлежит регистрации в Росреестре.

При этом, инициатором такого прекращения может выступить как владелец обремененного участка, так и те лица, которые выступали инициаторами установления сервитута.

Порядок прекращения публичного и частного сервитутов между собой различаются количеством этапов, а также теми документами и основаниями, по которым такое прекращение может быть осуществлено.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *