Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Юридическая ответственность за земельные правонарушения разрешение земельных споров». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Земельное правонарушение, как любое иное правонарушение, характеризуется четырьмя элементами: объектом, субъектом, объективной стороной и субъективной стороной правонарушения. Ответственность за правонарушение может наступать только при наличии всех четырех элементов, отсутствие хотя бы одного из них исключает ответс твенность.
Объект земельного правонарушения – общественные отношения в области охраны и использования земель. В качестве конкретного предмета правонарушения выступает конкретный земельный участок, земельные распорядки, права собственников, владельцев, пользователей, арендаторов земли. Объективная сторона земельного правонарушения — это конкретные деяния нарушителя, посягающего на земельные интересы участников земельных отношений, следствием чего является нарушение законных прав физических и юридических лиц и причинение им вреда. Для объективной стороны земельного правонарушения характерно наличие трех элементов: противоправность поведения; причинение или реальная угроза причинения вреда, либо нарушение иных законных прав участников земельных правоотношений; причинная связь между противоправным поведением и нанесенным вредом или реальной угрозой причинения такого вреда.
Субъекты земельного правонарушения – граждане или юридические лица, которые нарушили нормы земельного законодательства (ими могут быть как граждане РФ и других государств, так и иностранные предприятия и организации). Субъектами правонарушения выступают также должностные лица или руководящие работники предприятий, организаций, учреждений, в том числе и государственных. Состав субъектов земельного правонарушения зависит от вида правонарушения. Так, субъектами дисциплинарной и материальной ответственности являются должностные лица и работники предприятий и организаций, уголовной – должностные лица и граждане, административной и гражданско-правовой – граждане, должностные лица и юридические лица. Субъективную сторону земельного правонарушения составляет психическое отношение субъекта к совершаемому деянию, то есть как нарушитель относится к совершаемому деянию. Субъективная сторона характеризуется виной правонарушителя (за исключением случаев ответственности владельца источника повышенной опасности). Закон предусматривает две формы вины: умысел и неосторожность. Умышленным является земельное правонарушение, при котором нарушитель предвидит наступление вредных последствий своего поведения и желает (прямой умысел), либо сознательно допускает (косвенный умысел) их. Неосторожность (халатность) бывает двух видов: самонадеянность (легкомыслие) и небрежность. Самонадеянность имеет место тогда, когда лицо, нарушившее требования закона, предвидело общественно вредные последствия своей деятельности, но легкомысленно рассчитывало избежать их. Небрежность проявляется в том, что лицо не предвидело наступления вредных последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Штрафы за нарушение земельного законодательства
В действующем законодательстве РФ нет точного определения понятия «земельные правонарушения». Однако по общему правилу, под земельным правонарушением следует понимать противоправное деяние (действие или бездействие), направленное против установленного Конституцией РФ и иным законодательством земельного строя, порядка управления и пользования землей, ее охраны, а также против земельных прав и интересов юридических лиц и граждан.
Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.
Вопросы и ответы юристов
Правонарушение является вторичной категорией по отношению к праву. Оно представляет собой один из результатов действия права, выражающееся в его несоблюдении. Выявленное и зафиксированное в установленном порядке правонарушение является юридическим фактом, инициирующим процесс наказания, который заканчивается исполнением решения административного или судебного органа о наказании виновного лица. Земельные правонарушения включают действия или бездействие, совершаемые по поводу земли и запрещенные законом. По сути, речь идет о нарушениях права собственности на землю, порядка землепользования или требований в области охраны земель. К земельным правонарушениям относятся также действия должностных лиц, связанные с неисполнением, ненадлежащим исполнением или нарушением возложенных на них полномочий и функций по управлению земельными правоотношениями. Таким образом, земельное правонарушение — общественно опасное, противоправное действие или бездействие, нарушающее земельное законодательство, приводящее к негативным последствиям или создающее угрозу возникновения таких последствий и наказуемое по закону такие действия или бездействие, предметом посягательства которых является земля.
Виды ответственности за нарушения земельного законодательства
Уголовная ответственность применяется при совершении таких правонарушений, которые квалифицируются как преступления. Земельное преступление — виновно совершаемое, общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законодательством под угрозой наказания. Уголовная ответственность за земельные преступления применяется в соответствии с УК РФ.
Субъектами уголовной ответственности могут быть только физические лица, которые в уголовном праве делятся на две группы — граждан и должностных лиц. Меры уголовной ответственности применяются только в судебном порядке в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством. Вынесению решения суда предшествует проведение следствия правоохранительными органами. Вынесенное судом обвинение служит основанием применения к правонарушителю уголовных санкций. Уголовные санкции, применяемые к нарушителям земельного законодательства, включают штраф, исчисляемый относительно минимального размера оплаты труда, обязательные или исправительные работы, ограничение или лишение свободы. Привлечение лица, виновного в совершении земельного преступления, не освобождает его от обязанности устранить допущенное правонарушение и возместить причиненный вред.
Административная ответственность применяется за совершение противоправных действий, которые по сравнению с уголовными преступлениями отличаются меньшей степенью общественной опасности. Главный признак административной ответственности — преимущественно внесудебный порядок назначения и при-Ыенения санкций. Административная ответственность за земельные правонарушения применяется на основании не одного, а не-йколышх нормативных актов, включая Земельный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, Указ Президента РФ от 1 декабря 1993 г. № 2162 «Об усилении государственного контроля за использованием и охраной земель при проведении земельной реформы». Всего в административном законодательстве предусмотрено порядка 20 составов административных правонарушений. Земельные правонарушения можно объединить в несколько групп. К первой и наиболее обширной относятся деяния, нарушающие право собственности и право пользования земельным участком. Среди них — самовольное занятие земельного участка, в том числе участка лесного фонда, водоохранной зоны водного объекта, уничтожение или повреждение чужого имущества, самовольная переуступка права пользования землей, использование земель не по целевому назначению, а также уничтожение специальных знаков.
Вторую группу образуют нарушения порядка государственного управления. К ним относятся действия или бездействие граждан и организаций, нарушающие порядок государственного учета и контроля земель, а также невыполнение должностными лицами обязанностей в области регулирования земельных отношений. Административная ответственность установлена для граждан и организаций за уклонение от безвозмездной передачи копий геодезических или картографических материалов, нарушение предписаний, выданных должностными лицами органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель. Должностные лица несут административную ответственность за нарушение сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) о предоставлении земельных участков и отказ в предоставлении гражданину информации государственного земельного кадастра, несоблюдение порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Большую группу административных правонарушений составляют нарушения требований в области охраны земель. КоАП, к примеру, устанавливает административную ответственность за самовольное снятие, перемещение или уничтожение плодородного слоя почвы, порчу земли в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами, проведение мелиоративных работ с нарушением проекта, невыполнение обязанностей по рекультивации земель, требований охраны особо ценных земель.
В отличие от уголовной ответственности, субъектами административной ответственности могут быть не только физические лица (граждане и должностные лица), но и юридические лила (организации). За административные земельные правонарушения в качестве меры наказания предусмотрен штраф. Меры административной ответственности в различных случаях применяются Минсельхозом России, МПР России, органами гос-земконтроля, а также путем вынесения судом постановления по делу об административном правонарушении. Дела об административных правонарушениях рассматриваются должностными лицами, либо судьей в 5-дневный срок со дня получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Денежные средства взыскиваются с иностранных-и международных организаций, предпринимателей без образования юридического лица, должностных лиц и граждан на основании решения арбитражного суда либо суда общей юрисдикции.
Вред, причиненный нарушением земельного права, подлежит возмещению причинителем вреда в соответствии с нормами земельного, а также гражданского права о деликтной и договорной ответственности.
Вред, причиненный нарушением норм земельного права, — убытки, которые несут государство, физические и юридические лица в результате умышленного или неосторожного нарушения правовых земельных требований либо в результате неправомерной нормотворческой деятельности государственных органов. Такой вред выражается в утрате, повреждении земель, их деградации, повреждении здоровья и имущества граждан. В экономическом аспекте этот вред трансформируется в стоимость утраченного или поврежденного имущества, вынужденных расходов на очистку или рекультивацию земель, расходов на восстановление здоровья, а также в стоимость неполученных доходов в результате утраты либо повреждения земель. Предусматриваются два способа возмещения вреда — реальное возмещение вреда путем восстановления физических и химических характеристик земель либо возмещение вреда в денежной форме в виде возмещения причиненных убытков, включая расходы на восстановление земель. Реальное возмещение вреда означает, что причинитель вреда обязан своими силами и за счет собственных средств очистить земельный участок от загрязнения, восстановить или рекультивировать земли (ст. 76 ЗК). На практике реальное возмещение происходит редко. Поэтому в большинстве случаев возникает необходимость денежной компенсации. Возмещаются убытки также в случаях причинения вреда гражданам или юридическим лицам изданием исполнительными органами государственной власти не соответствующего закону и нарушающего права на землю нормативного или ненормативного акта (ст. 61 ЗК). Размер причиненных убытков определяется при рассмотрении дел о земельных правонарушениях. Расчетным путем определяется сумма — стоимость причиненных убытков, а потом решается вопрос об их полной ил частичной компенсации потерпевшей стороне.
Применяются калькуляционный, таксовый и социально-алиментный способы расчета убытков. Методика расчета убытков с использованием калькуляционного способа установлена Положением о порядке возмещения убытков собственникам земли, землевладельцам, землепользователям, арендаторам и потерь сельскохозяйственного производства.
Убытки, вызванные ухудшением качества земель, включают затраты на проведение почвенных, агрохимических и других специальных обследований и изысканий, а также мероприятий, обеспечивающих восстановление качества земель. Упущенная выгода является частью убытков, причиненных пользователям земли. Убытки в виде упущенной выгоды — недополученные денежные доходы землепользователей в расчете на предстоящий период, необходимый для восстановления нарушенного производства.
В случае повреждения земель сельскохозяйственного назначения дополнительно к понесенным убыткам возмещаются потери сельскохозяйственного производства, которые выражаются в сокращении (безвозвратной потере) площадей используемых сельскохозяйственных угодий или ухудшении их качества (снижение плодородия почв под влиянием хозяйственной деятельности) и/ возмещаются в целях сохранения уровня сельскохозяйственного производства путем восстановления площадей сельскохозяйствен-! ных угодий и их качества.
Потери возмещаются в размере стоимости освоения равновеликой площади новых земель с учетом проведения на них мероприятий по улучшению качества почв до уровня плодородия изымаемых земель.
Суммы компенсации вреда здоровью граждан устанавливаются на основе расходов на лечение, потерю трудоспособности и т. д.
Таксовый способ возмещения имущественного вреда применяется в случаях ухудшения качества сельскохозяйственных земель и устанавливается в виде нормативов стоимости освоения новых земель взамен изымаемых сельскохозяйственных угодий для несельскохозяйственных нужд.
При социально-алиментном способе возмещения убытков их размер вообще не определяется, а компенсация осуществляется в виде льгот и специальных выплат (пособий). Социально-алиментный способ применяется в случаях, когда размер вреда невозможно или трудно определить путем калькуляции убытков или при помощи такс. Это чаще всего — крупные аварии, охватывающие большие территории и значительное число пострадавших. В области земельных правоотношений социально-алиментный способ компенсации вреда предусмотрен в случаях существенного ухудшения среды жизнедеятельности, вызванного нарушением законодательства о градостроительстве, включая правила землепользования в городах и других населенных пунктах.
За нарушение отдельных требований земельного законодательства, выражающихся в ненадлежащем использовании предоставленного земельного участка, предусматривается применение такой санкции, как принудительное прекращение права на такой земельный участок. Ненадлежащее использование включает:
- использование земельного участка не в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, установленным для соответствующих категорий земель (нецелевое использование); использование земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки (нерациональное использование);
- неиспользование земельного участка, предоставленного для сельскохозяйственного производства, жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет или более длительного срока, если это предусмотрено федеральным законом, за исключением времени, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий либо иных обстоятельств, исключающих такое использование;
- неустранение совершенных умышленно следующих правонарушений: порча земли;
- нарушение режима использования земель особо охраняемых территорий и других ценных земель; систематическое невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель, охране от деградации;
- систематическая неуплата земельного налога.
Принудительное прекращение прав на земельные участки предусмотрено в качестве специальной меры воздействия на поведение собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земельных участков в целях обеспечения стабильного и надлежащего землепользования с учетом особенностей и особой социальной, экономической и экологической роли земли.
Принудительное прекращение прав на земельные участки применяется в качестве дополнительной санкции после либо одновременно с применением мер административной или уголовной ответственности. К примеру, решение об изъятии земельного участка у владельца или пользователя за ненадлежащее использование земельного участка может быть принято только после наложени. административного взыскания в виде штрафа в соответствии о ст. 8.8 КоАП. В случае порчи земли, если это деяние квалифицируется как преступление, суд при рассмотрении уголовного дела, может одновременно вынести решение об изъятии земельного участка.
В принудительном порядке может быть прекращено право частной собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды, безвозмездного срочного пользования, хотя основания и порядок прекращения в каждом случае различаются.
Право частной собственности может быть прекращено в качестве санкции за совершенное преступление либо грубое нарушение земельного законодательства, выражающееся в ненадлежащем использовании земельного участка, в порядке уголовного судопроизводства либо после наложения административного взыскания в порядке, предусмотренном ЗК. В порядке уголовного судопроизводства право частной собственности прекращается путем конфискации земельного участка, т.е. безвозмездно. Конфискация производится только по решению суда по искам государственных либо муниципальных органов, наделенных полномочиями изымать земельные участки.
После наложения административного штрафа земельный участок изымается у собственника по решению органа государственной власти либо органа местного самоуправления, уполномоченного принимать решения об изъятии земельного участка, если собственник известил соответствующие органы о своем согласии на изъятие в письменном виде. В случае его несогласия государственные либо муниципальные органы имеют право требовать изъятия земельного участка в суде. В этих случаях земельный участок подлежит продаже, т. е. выкупается, а полученная от продажи стоимость компенсируется собственнику. Право изъятия земельных участков принадлежит органам, предоставившим такие участки, хотя до конца процедура, которая бы позволила проследить судьбу изымаемого земельного участка, неизвестна. К примеру, в чью собственность — РФ, субъектов РФ либо местных органов самоуправления перейдут земельные участки, если учесть, что в соответствии с ЗК РСФСР 1991 г. земельные участки в большинстве своем предоставлялись по решению органов местного самоуправления независимо от формы собственности, Да и сама государственная собственность в значительной степени вообще не была разграничена. Однако по смыслу ЗК 2002 г. принудительно изъятый земельный участок должен вернуться к первоначальному собственнику, а решения об изъятии, равно как и о Предоставлении участка по каждой форме собственности (федеральной, субъектной, муниципальной), могут приниматься только соответствующим собственником.
Ответственность за земельные правонарушения
Юридическая ответственность за земельные правонарушения регулируется нормами земельного, уголовного, административного, трудового, гражданского права, а также нормами соответствующих процессуальных отраслей.
При этом в большинстве случаев положения земельного законодательства носят отсылочный характер, адресуя вопросы привлечения к юридической ответственности к специальному законодательству — Уголовному и Гражданскому кодексам, Кодексу об административных правонарушениях Российской Федерации.
Юридическая ответственность — это государственное принуждение к исполнению требований прав; правоотношение, одна из сторон которого обязана отвечать за свои поступки перед другой стороной — обществом, государством.
Лица, виновные в совершении преступлений, т.е. общественно-опасных деяний, попадающих под диспозицию действия статей УК РФ, несут уголовную ответственность.
Земельное преступление — виновно совершаемое, общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законодательством под угрозой наказания. Уголовная ответственность за земельные преступления наступает в соответствии с УК РФ.
Субъектами являются только физические лица.
Следует отметить, что чисто «земельных» составов в УК РФ незначительное количество. Поскольку земельное законодательство тесно связано с экологическим, то многое составы косвенно «проецируются» и на земельные правоотношения.
УК РФ предусмотрены следующие составы, связанные с земельными или иными экологическими правоотношениями.
К таковым можно отнести:
· нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст.246 УК РФ);
· нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247 УК РФ);
· загрязнение вод (ст. 249 УК РФ);
· порчу земли (ст. 254 УК РФ);
· нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 262 УК РФ).
Непосредственно к земельным правоотношениям относится диспозиция ст. 254 УК РФ.
Согласно этой статье отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами или иными опасными веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, является основанием для привлечения к уголовной ответственности.
Административная ответственность применяется за совершение противоправных действий, которые по сравнению с уголовными преступлениями отличаются меньшей степенью общественной опасности. Главный признак административной ответственности — преимущественно внесудебный порядок назначения и применения санкций.
Согласно Кодекса об административных правонарушениях РФ административным правонарушением признается виновное, противоправное деяние, действие или бездействие физического, должностного или юридического лица, за которое предусмотрена административная ответственность.
Существует 20 составов правонарушений, диспозиции которых отражены в гл. 7 и 8 КоАП РФ.
1-я группа — деяния, нарушающие право собственности и право пользования земельным участком.
К таковым относятся:
· самовольное занятие земельного участка;
· уничтожение межевых знаков;
· пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией);
· самовольное занятие водного объекта или пользование им без разрешения (лицензии);
· самовольное занятие участка лесного фонда или участка леса, не входящего в лесной фонд, самовольная переуступка права пользования землей, недрами, участком лесного фонда, участком леса, не входящего в лесной фонд, или водным объектом.
2-я группа — нарушение порядка государственного управления в области землепользования. В эту группу входят нарушения в строительстве, промышленности, мелиорации, где необходим обязательный государственный контроль.
3-я группа — нарушения требований в области охраны земель. К этой же группе можно отнести и ряд «экологических» составов.
Например:
· нарушение требований по охране и рациональному использованию недр и гидроминеральных ресурсов;
· нарушение правил водо- или лесопользования;
· порча сельскохозяйственных и других земель;
· несвоевременный возврат временно занимаемых земель или неприведение их в состояние, пригодное для использования их по назначению;
· использование земель не по целевому назначению, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв.
Как отмечалось выше, субъектами могут являться не только физические (должностные) лица, но и юридические лица.
Меры и порядок применения дисциплинарной и материальной ответственности предусмотрены Трудовым кодексом РФ 2001 г. (далее – ТК РФ), а также иными законодательными актами, указанными в ст. 75 Земельного кодекса РФ.
Особенность применения дисциплинарной ответственности выражается в первую очередь в том, что она наступает по нормам трудового законодательства либо в соответствии со специальными положения уставами, правилами внутреннего распорядка, регулирующими трудовые отношения1. Объектом дисциплинарного правонарушения является комплекс (совокупность) трудовых и земельных общественных отношений. Субъектом такого правонарушения может выступать лицо, в трудовые обязанности которого входит выполнение функций по организации землепользования, по проведению системы мероприятий, связанных с повышением плодородия почв, охраны земель и т.п. (например, агроном, санитарный врач, работник землеустроительной службы).
За совершение дисциплинарного проступка работодатель имеет право применить к нему следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) увольнение по соответствующим основаниям (ст. 192 ТК РФ).
Следует помнить, что ст. 75 ЗК РФ установила дополнительные основания для применения мер дисциплинарного взыскания: должностные лица и работники организации, виновные в совершении земельных правонарушений, несут дисциплинарную ответственность в случаях, если в результате ненадлежащего выполнения ими своих должностных или трудовых обязанностей организация понесла административную ответственность за проектирование, размещение и ввод в эксплуатацию объектов, оказывающих негативное (вредное) воздействие на состояние земель, их загрязнение химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами.
Материальная ответственность – это ответственность, устанавливаемая трудовым, а не гражданским законодательством, работников и должностных лиц, по вине которых предприятия, учреждения и организации понесли расходы по возмещению вреда, причиненного земельным правонарушением.
Материальная ответственность заключается в обязанности работника возместить в установленном порядке и в определенных размерах имущественный ущерб, причиненный по его вине предприятию, организации в результате ненадлежащего исполнения им своих трудовых обязанностей.
Для привлечения работника к материальной ответственности необходимы следующие условия ее наступления:
1. Причинение работником прямого действительного ущерба. Неполученные доходы (улучшенная выгода) взысканию с работника не подлежат (ст. 238 ТК РФ);
2. Противоправное поведение (действие или бездействие) работника;
3. Вина (умысел или неосторожность) работника при причинении ущерба;
4. Наличие причинной связи между поведением работника и наступившим ущербом.
Наличие всех четырех перечисленных условий дает право работодателю привлечь работника к материальной ответственности.
Трудовое законодательство устанавливает для работника два вида материальной ответственности: ограниченную, которая выражается в обязанности работника возместить причиненный ущерб, но в пределах не более своего среднего месячного заработка (ст. 241 ТК РФ) и полную, только случаях, указанных в ст. 243 ТК РФ.
Гражданско-правовая (имущественная) ответственность заключается главным образом в возложении на правонарушителя обязанности возместить потерпевшей стороне имущественный и моральный вред, причиненный вследствие земельного правонарушения.
Общие положения, касающиеся возмещения вреда, причиненного собственнику земли, землевладельцу, землепользователю или арендатору земельного участка в результате нарушения земельного законодательства, определяются нормами гражданского законодательства.
Согласно ст. 76 Земельного кодекса РФ юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений.
Существует два основных способа возмещения вреда — реальное (ст. 76 ЗК РФ) путем восстановления физических и химических характеристик земель, либо в виде возмещения причиненных убытков, включая расходы на восстановление земель (ст. 61 ЗК).
Основные принципы возмещения вреда отражены в ГК РФ:
· вред должен быть реальным;
· обязанность причинителя вреда выплатить компенсацию, в том числе и сверх возмещения вреда;
· вред подлежит возмещению в полном объеме;
· судом могут быть назначены ограничения или запреты на деятельность физических или юридических лиц, причинивших вред, с целью дальнейшего исключения причинения вреда;
· предусмотрены особые условия по возмещению вреда, причиненного источником повышенной опасности в соответствии со ст. ст. 1064, 1065, 1079 ГК РФ;
· по решению суда вред может быть полностью аннулирован, в том числе случаях, если он возник вследствие обстоятельств непреодолимой силы.
Схожие принципы отражаются в ГК РФ и по вопросу возмещения убытков.
Как убытки, так и упущенная выгода возмещаются в полном объеме за счет соответствующих бюджетов или лицами, в пользу которых изымаются земельные участки или ограничиваются на них права.
Если право лица нарушено, то в соответствии со ст. 15 ЗК РФ оно может требовать полного возмещения убытков. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было бы нарушено (упущенная выгода).
Ст. 16 ГК РФ предусмотрено и возмещение РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия), в том числе издания акта, не соответствующему вышестоящему правовому акту.
По общим правилам убытки возмещаются в случаях:
· изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
· реквизиции земельного участка;
· ограничения прав землеобладателей в особых зонах (носит, как правило, фиксированно-компенсационный характер);
· изменение целевого назначения земельного участка на основании ходатайства органа государственной власти или органа местного самоуправления о переводе участка из состава земель одной категории в другую без согласования с землеобладателем;
· возмещение убытков в случае незаконных действий.
За нарушение отдельных требований земельного законодательства, выражающегося в ненадлежащем использовании предоставленного земельного участка, предусматривается применение такой санкции, как принудительное прекращение права на такой земельный участок. Еще одна разновидность гражданско-правовой ответственности предусматривает исполнение обязанности в натуре, например, восстановление деградированных или нарушенных почв, возведение снесенных зданий и строений, устранение иных правонарушений в сфере землепользования.
Юридическая ответственность за земельные правонарушения
- Конструкция специальной ответственности в земельном праве 2014 / Болтанова Елена Сергеевна
- К вопросу о специальной земельно-правовой ответственности 2010 / Аверьянова Н. Н.
- К вопросу формирования концепции юридической ответственности за земельные экологические правонарушения 2006 / Ивакин В. И.
- Административно-правовая охрана земельных отношений в России и на Украине: сравнительно-правовой анализ 2017 / Докучаева Виктория Юрьевна
- Административная ответственность за земельные правонарушения в системе мер государственного принуждения 2011 / Хатуаев Владимир Умарович, Федосова Дарья Валерьевна
Важнейшая и главнейшая функция земельного права – поддерживать субъекты земельных правоотношений в русле правомерного поведения, и важным рычагом, обеспечивающим эту поддержку, является ответственность.
Понятие «ответственность» может рассматриваться как в правовом, так и неправовом смысле.
Ответственность в правовом смысле предполагает обязательное наличие неблагоприятных последствий юридического характера для лица, нарушившего общеобязательные правила поведения. Скажем, если гражданин использует земельный участок, предоставленный ему для огородничества, под строительство жилого помещения, то за это наступает ответственность в виде прекращения права пользования участком.
Ответственность в неправовом смысле лишена юридических мер воздействия и обычно носит характер морального внушения лицу, совершившему противоречащий нравственным ценностям проступок. Это лицо подвергается осуждению со стороны окружающих людей, хотя оно и не нарушило закон. Например, возведение рядом с воинским братским кладбищем торгово-развлекательного центра.
-
Арбитражный процессуальный кодекс
-
Бюджетный кодекс
-
Водный кодекс
-
Воздушный кодекс
-
Градостроительный кодекс
-
Гражданский кодекс часть 1
-
Гражданский кодекс часть 2
-
Гражданский кодекс часть 3
-
Гражданский кодекс часть 4
-
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации
-
Жилищный кодекс
-
Земельный кодекс
-
Кодекс административного судопроизводства
-
Кодекс внутреннего водного транспорта
-
Кодекс об административных правонарушениях
-
Кодекс торгового мореплавания
-
Лесной кодекс
-
Налоговый кодекс часть 1
-
Налоговый кодекс часть 2
-
Семейный кодекс
-
Таможенный кодекс Таможенного союза
-
Трудовой кодекс
-
Уголовно-исполнительный кодекс
-
Уголовно-процессуальный кодекс
-
Уголовный кодекс
-
ФЗ об исполнительном производстве
Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ
-
Производственный календарь 2017
Для пятидневной рабочей недели
-
Закон о коллекторах
Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ
-
Закон о национальной гвардии
Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ
-
О правилах дорожного движения
Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090
-
О защите конкуренции
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ
-
О лицензировании
Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ
-
О прокуратуре
Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1
-
Об ООО
Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ
-
О несостоятельности (банкротстве)
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ
-
О персональных данных
Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ
-
О контрактной системе
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
-
О воинской обязанности и военной службе
Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ
-
О банках и банковской деятельности
Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1
-
О государственном оборонном заказе
Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ
-
Закон о полиции
Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ
-
Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017)
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017)
-
Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018)
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018)
-
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.10.1996 N 10 (ред. от 19.12.2017)
«Об изменении и дополнении некоторых Постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации»
-
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2017 N 54
«О некоторых вопросах применения положений главы 24 Гражданского кодекса Российской Федерации о перемене лиц в обязательстве на основании сделки»
Юридическая ответственность за земельные правонарушения (Болтанова Е.С.)
-
Федеральный закон от 30.11.1994 N 52-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 29.07.2017 N 217-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 05.04.2013 N 43-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации — городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 29.12.2004 N 191-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 03.08.2018 N 339-ФЗ
«О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 22 Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 30.12.2015 N 431-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 03.08.2018 N 342-ФЗ
«О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 03.08.2018 N 341-ФЗ
«О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов»
-
Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«О государственной регистрации недвижимости» (с изм. и доп., вступ. в силу с 14.08.2018)
Земельное правонарушение – противоправные действия юридических или физических лиц, влекущие за собой причинение материального ущерба или нанесение урона природе. К их числу можно отнести огромное количество нарушений действующего Земельного кодекса, в том числе:
- Самовольное занятие чужих земель.
- Несоблюдение основных требований при заключении сделок.
- Проведение неправильных процедур определения границ.
- Несвоевременный возврат земель их официальному владельцу.
- Причинение ущерба экологии.
- Сокрытие или подлог кадастровых данных об участке.
- Прочие противоправные деяния.
Разновидности ответственности за нарушение правил использования и охраны земель прописаны в 13 главе Земельного кодекса РФ. Они определяют порядок определения величины причиненного вреда и мер наказания.
Виды ответственности за нарушение ЗК:
- Административная. Подвергнуться данному виду наказания могут физические, юридические и должностные лица. Причинение урона должно быть минимальным. Административная ответственность подразумевает наложение штрафа, не позднее двух месяцев с момента выявления факта наступления нарушения. Подобная мера наказания актуальна для лиц, осуществивших самозахват земли или использовавших ее без разрешительной документации.
- Дисциплинарная. Применяется только по отношению к должностным лицам. Подразумевает возникновение ошибки в отношении соблюдения норм действующего Земельного законодательства. К ним можно отнести: неправильные расчеты, выдача справок или документов с ошибками, превышение служебных полномочий. Наказание возможно в виде наложения штрафа, отстранения от должности, вынесения выговора, увольнения. Право на его определение лежит только на руководстве. Судебное разбирательство в данном случае исключено. Поводом для вынесения наказания могут стать жалобы недовольных граждан.
- Гражданско-правовая. Наступает в случае причинения материального вреда. То есть, владелец земельного участка несет явные убытки, денежные потери вследствие необходимости восстановления плодородия почвы, упускает личную выгоду. Подобные ситуации разрешаются в судебном порядке. Недовольная сторона вправе подать исковое заявление, приложив к нему веские доказательства, свидетельствующие о необходимости возмещения причиненного материального вреда.
- Уголовная. Подразумевает нанесение вреда тяжелой степени. Это может быть угроза экологическому состоянию земель, экономическое правонарушение, незаконное посягательство на земельную собственность физического лица. Уголовная ответственность не распространяется на юридических лиц. В том случае, если правонарушение было осуществлено владельцем ИП, он привлекается к делу как физическое лицо, т.е. выступает в роли субъекта разбирательства. Уголовная ответственность предусматривает вынесения целого ряда решений относительно оплаты материального и морального вреда, наложения штрафа, лишения свободы. Каждое правонарушение должно рассматриваться с учетом индивидуальных факторов, причин и величины нанесенного вреда.
- Земельно-правовая. Данный вид ответственности предусматривает принудительное изъятие земли у владельца по решению суда. Его применение возможно в случае нарушения официального собственника основных правил владения землей. Стандартно, владельцу приходит уведомление о необходимости оплаты штрафа за совершенное действие и требование устранить его последствия. В случае игнорирования, дело передается в суд. Собственник может подать обжалование судебного решения в вышестоящую инстанцию, не позднее 10 дня с момента его вынесения.
На практике наиболее часто применяются административные и уголовные меры наказания.
Применение земельно-правовых – явление достаточно редкое, поскольку лишение собственника прав на землю может быть воспринято как посягательство на личные владения. Однако, существуют ситуации, при которых земля предоставляется гражданам на бесплатной основе, при условии использования на определенные цели. В случае несоблюдения данных условий, возможно проведение их изъятия.
Пример. Многодетной семье Сотниковых был выдан земельный участок для сельскохозяйственных нужд. Однако, земля не была использована по назначению, она заросла травой, пришла в неухоженный вид. Сельский совет принял решение об ее изъятии, подав соответствующее прошение в суд. Суд пошел на встречу администрации. Землю изъяли из пользования Сотниковых, передав ее в распоряжение новых владельцев.
Гражданско-правовая ответственность, как правило, касается решения спора между физическими лицами. Возмещение ущерба возможно на основе личной подачи иска в суд, либо при помощи сотрудников уполномоченных служб (полиции, прокуратуры).
Пример. Гражданин Еремеев подал исковое заявление в суд с целью возмещения понесенного убытка в 500 тыс. рублей, полученного вследствие обработки гражданином Синицыным участка химическими составами. Ответчик распылял данные средства над своими владениями, при этом частично задел землю истца. Судья встал на сторону Еремеева, удовлетворив иск в полной степени.
В заключении отметим, что само понятие «ответственность за нарушение земельного законодательства» достаточно обширно. К нему относятся как мелкие, так и крупные правонарушения. Их рассмотрение и вынесение меры наказания осуществляется в зависимости от величины нанесенного ущерба и причин его создания.
Понятие и состав земельного правонарушения регламентированы нормами законодательства.
Правонарушение – это юридический факт несоблюдения норм права, выявленный и зафиксированный в установленном порядке, который порождает привлечение виновного лица к ответственности.
Земельные правонарушения так или иначе должны быть связны с землёй и земельным законодательством. Земельные правонарушения включают в себя нарушения права собственности на землю, порядка землепользования и требований по охране земельных ресурсов.
Кроме того, действия или бездействия должностных лиц, осуществляющих функции охраны земель или обеспечения их рационального использования, тоже могут признаваться правонарушениями.
Правонарушение должно иметь общественно опасный характер и создавать угрозу возникновения негативных последствий.
Состав земельного правонарушения выглядит следующим образом:
Ответственность за нарушение земельного законодательства
Административная ответственность за земельные проступки предполагает привлечение виновного лица для пресечения совершения новых проступков, как самим виновным лицом, так и другими субъектами.
За совершение проступков в области земельного права виновным лицам грозят по ст. 3.4 КОАП РФ предупреждения или штрафы до 1 миллиона рублей. В отношении граждан денежные санкции ограничены 5 тысячами рублей, до миллиона штрафы грозят только юридическим лицам.
Самыми распространёнными административными составами в земельных отношениях являются:
Гражданско-правовая ответственность за земельные проступки может иметь место быть тогда, когда установлен факт причинения материального ущерба. Убыток может быть возмещён за проступок, бездействие или незаконное действие.
По главе 25 ГК РФ виновной стороне может грозить применение ответственности в виде убытков или неустойки, неисполнения денежного обязательства в натуре.
Также в отношении земельных проступков применяются дисциплинарная ответственность к виновным лицам и земельно-правовая.
Дисциплинарная ответственность – это наказание лиц, которые в силу трудового договора или должностной инструкции являются ответственными лицами за совершение тех или иных противоправных действий. Если компания понесёт административную ответственность, она вправе будет привлечь своих сотрудников к дисциплинарным мерам взыскания.
Порядок привлечения к такой ответственности определяется нормами трудового права, законодательством о государственной или муниципальной службе.
За совершение дисциплинарного проступка работодатель вправе наказать виновного сотрудника замечанием, выговором или увольнением.
В действующем законодательстве РФ нет точного определения понятия «земельные правонарушения». Однако по общему правилу, под земельным правонарушением следует понимать противоправное деяние (действие или бездействие), направленное против установленного Конституцией РФ и иным законодательством земельного строя, порядка управления и пользования землей, ее охраны, а также против земельных прав и интересов юридических лиц и граждан.
Выделяют следующие виды земельных правонарушений:
В области охраны собственности:
- самовольное занятие земельного участка; уничтожение межевых знаков; пользование недрами без разрешения (лицензии), либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией); порча земель (загрязнения, снятие плодородного слоя почвы, уничтожение плодородного слоя почвы); самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых; самовольное занятие водного объекта или пользование им без разрешения и занятие участка лесного фонда или участка леса, не входящего в лесной фонд; самовольная переуступка права пользования землей, недрами, участком лесного фонда, участком леса, не входящего в лесной фонд; использование земли не в соответствии с целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории и разрешенными видами использования; нарушение требований по рациональному использованию предоставленных земельных участков.
В области охраны окружающей среды и природопользования:
Земельные правонарушения могут классифицироваться как:
- гражданско-правовые правонарушения, к которым относятся: порча земель, самовольное занятие территорий, уничтожение знаков и указателей, застройка вблизи залегания полезных ископаемых, использование не по целевому назначению и т.д.;
- уголовные правонарушения, то есть совершение сделок с искаженными учетными данными или в форме, несоответствующей нормам законодательства, занижение размеров земельных платежей, нарушение правил и режимов особо охраняемых зон, производство работ без соблюдения мер защиты и охраны окружающей среды, несоблюдение ветеринарных, санитарно-эпидемиологических и иных требований;
ЕВРАЗИЙСКАЯ ПЛАТФОРМА ОНЛАЙН-КУРСОВ
Земельное правонарушение, как любое иное правонарушение, характеризуется четырьмя элементами: объектом, субъектом, объективной стороной и субъективной стороной правонарушения. Ответственность за правонарушение может наступать только при наличии всех четырех элементов, отсутствие хотя бы одного из них исключает ответс твенность.
Объект земельного правонарушения – общественные отношения в области охраны и использования земель. В качестве конкретного предмета правонарушения выступает конкретный земельный участок, земельные распорядки, права собственников, владельцев, пользователей, арендаторов земли. Объективная сторона земельного правонарушения — это конкретные деяния нарушителя, посягающего на земельные интересы участников земельных отношений, следствием чего является нарушение законных прав физических и юридических лиц и причинение им вреда. Для объективной стороны земельного правонарушения характерно наличие трех элементов: противоправность поведения; причинение или реальная угроза причинения вреда, либо нарушение иных законных прав участников земельных правоотношений; причинная связь между противоправным поведением и нанесенным вредом или реальной угрозой причинения такого вреда.
Субъекты земельного правонарушения – граждане или юридические лица, которые нарушили нормы земельного законодательства (ими могут быть как граждане РФ и других государств, так и иностранные предприятия и организации). Субъектами правонарушения выступают также должностные лица или руководящие работники предприятий, организаций, учреждений, в том числе и государственных.
Состав субъектов земельного правонарушения зависит от вида правонарушения. Так, субъектами дисциплинарной и материальной ответственности являются должностные лица и работники предприятий и организаций, уголовной – должностные лица и граждане, административной и гражданско-правовой – граждане, должностные лица и юридические лица. Субъективную сторону земельного правонарушения составляет психическое отношение субъекта к совершаемому деянию, то есть как нарушитель относится к совершаемому деянию. Субъективная сторона характеризуется виной правонарушителя (за исключением случаев ответственности владельца источника повышенной опасности). Закон предусматривает две формы вины: умысел и неосторожность. Умышленным является земельное правонарушение, при котором нарушитель предвидит наступление вредных последствий своего поведения и желает (прямой умысел), либо сознательно допускает (косвенный умысел) их. Неосторожность (халатность) бывает двух видов: самонадеянность (легкомыслие) и небрежность.
Земельное правонарушение – это действия различного характера, которые идут наперекор законодательным нормативам, и приносят вред здоровью, интересам и имуществу гражданских лиц, а также земельным участкам, являющимся природным достоянием страны. Ответственность за противоправные действия наступает в том случае, когда фиксируется принесенный вред объекту либо субъекту.
В роли основных объектов, на которых может быть выявлена незаконная деятельность выступают:
- Земельные наделы;
- Постройки, находящиеся на земельном наделе.
Также во внимание привлекаются и права владельцев земельного надела, каким образом эксплуатируется земля и экологическое состояние на земельной территории.
В роли субъекта, совершившего противоправный акт может выступать как физическое лицо, так и целая организация. Незаконность их действий может признаваться лишь в том случае, если этому свидетельствуют конкретные доказательства. Также важную роль в признании незаконной деятельности играет и психологическая часть, то есть, учитывается отношение виновного гражданина к своему действию. К примеру, виновник может соглашаться с тем, что совершил противоправные действия из-за своей невнимательности или предварительно их спланировал.
Законом предусмотрено несколько видов ответственности, к которой может быть привлечен субъект при выявлении противоправных действий с его стороны.
Юридическая
Ответственность юридического вида заключается в том, что на виновного гражданина накладываются определённые санкции. Стоит учитывать и тот факт, что юридическая ответственность может применяться и к тем лицам, которые не владеют земельным наделом, тем не менее, нарушили земельные законы России. Санкции могут быть наложены как на одного правонарушителя, так и на группу.
Юридическая ответственность может включать в себя такие виды наказаний:
- Карательные. К примеру, может быть наложен штраф либо изъята земля;
- Санкции восстановительного вида, которые накладываются с целью возместить ущерб потерпевшей стороне. К примеру, у виновника была изъята земля, которую он незаконно отобрал у владельца, и она будет возвращена законному хозяину;
- Санкции компенсационного вида, которые взымаются для покрытия материального либо морального ущерба.
ВНИМАНИЕ !!! Прежде чем виновнику определяется наказание, производится детальное изучение всех факторов. На их основании устанавливается ответственность, ее состав и характеристики совершенных противоправных действий.
Ответственность уголовная имеет место в тех случаях, когда нарушение земельного законодательства сопровождается посягательством на жизнь граждан, общества либо всей страны в целом. Действия, угрожающие кому-либо сами по себе, являются преступлением, а наказание за них устанавливаются в зависимости от того какая степень тяжести присвоена преступлению.
Ответственность уголовного вида может накладываться в таких ситуациях:
- Была произведена незаконная регистрация земельных наделов, либо зафиксировано намеренное изменение данных в Государственном кадастре. Преступление регулируется УК РФ, а именно его 170 статьей. Правонарушения такого вида, на практике, совершаются чаще всего должностными лицами, которые ради своей личной выгоды используют свои обязанности;
- Была зафиксирована порча земельных наделов. Преступление регулируется УК РФ, а именно его 254 статьей. К таким правонарушениям относят: намеренное загрязнение земли, опрыскивание почвы вредными средствами (происходит при неправильном обращении с землей), а также причинение физического вреда гражданам, проживающих на земле либо вблизи нее;
- Были зафиксированы противоправные действия, которые привели к нарушению режима особых территорий, находящихся под государственной охраной, к примеру, парки национального значения, заповедники. Преступление регулируется УК РФ, а именно его 262 статьёй.
ВАЖНО !!! Выбор наказания, которое будет применено к правонарушителю зависит от того, какова степень тяжести совершенного ним преступления. Так, к примеру, за порчу земельных территорий, которые находятся под особым режимом охраны, на виновника может быть наложен штраф либо он привлечется к исправительным работам.
А в случае с преступлением, совершенным должностным лицом намеренно, будет применено наказание, влекущее за собой снятие с должности. В той ситуации, если преступления были совершены на территории, которая попадает в зону экологической катастрофы, то виновник может быть лишен свободы на срок до 5 лет либо получить просто ограничение своих действий.
57. ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЗЕМЕЛЬНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ
Гражданско-правовая ответственность отличается от всех остальных тем, что назначается она только в том случае, если необходимо возместить убытки пострадавшему. То есть виновник, совершивший противоправные действия несет ответственность исключительно перед пострадавшем и ни перед кем больше. Как показывает судебная практика дела подобного вида решаются в суде, и если он выносит решение в пользу пострадавшего, то виновник обязан заплатить ему назначенную сумму в полном объеме и незамедлительно.
Преступные посягательства на землю как объект собственности и неотъемлемую часть природы влекут за собой как минимум открытие криминального дела, а как максимум – длительный период тюремного заключения для лиц, которые намеренно либо по неосторожности причинили существенный вред охраняемым интересам граждан, организаций, местных общин, общества или государства в целом.
В УК Украины упоминание деяний, касающихся земельных правоотношений, можно найти в 2 разделах:
- Имущественные правонарушения
Ч.1 самоуправное использование земли, в связи с которым собственнику был нанесен ущерб свыше 100 необлагаемых налогом доходов граждан*;
*при квалификации административных или уголовных правонарушений сумма необлагаемого минимума устанавливается на уровне налоговой социальной льготы, определенной п.169.1.1 ст.169 раздела IV Налогового кодекса для соответствующего года. По состоянию на август 2020 г. эта льгота составляет 50% прожиточного минимума для трудоспособного лица, то есть 1059 грн. Таким образом, сумма ущерба в понимании этой нормы должна превысить 105 900 грн.
- штраф от 3 400 до 5 100 грн. или арест до 6 месяцев
Ч.2 то же действие, совершенное повторно/группой лиц/касательно особо ценных земель или участков с особым статусом,
- ограничение свободы на 2-4 года или тюремное заключение сроком до 2 лет
Ч.3 Несанкционированное строительство на чужой земле
- штраф от 17 тыс. до 68 тыс. грн., арест до 6 мес., ограничение свободы до 3 лет
Ч.4 незаконное строительство на землях с особым статусом, или если виновный ранее уже был осужден по ч.3, 4 ст.197-1 УК,
- лишение свободы от 1 до 3 лет
Сумма причиненного урона взыскивается с приговоренного в случае удовлетворения судом гражданского иска от потерпевшего.
- Нарушения против окружающей среды
- штраф в размере 17 000 – 68 000 грн.;
- запрет занимать некоторые должности / заниматься деятельностью до 3 лет
Ч.2. Если перечисленные действия привели к гибели, массовым заболеваниям людей, или повлекли другие тяжелые последствия, то виновным может грозить:
- ограничение свободы от 2 до 5 лет, пребывание за решеткой на тот же период, в некоторых случаях – с лишением права вести деятельность/занимать должности до 3 лет.
59. УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЗЕМЕЛЬНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ
- Ответственность за причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием
- Ответственность за присвоение, растрату имущества или завладение им путем злоупотребления служебным положением
- Ответственность за вымогательство в Украине
Земельное правонарушение, как любое иное правонарушение, характеризуется четырьмя элементами: объектом, субъектом, объективной стороной и субъективной стороной правонарушения. Ответственность за правонарушение может наступать только при наличии всех четырех элементов, отсутствие хотя бы одного из них исключает ответс твенность.
Объект земельного правонарушения – общественные отношения в области охраны и использования земель. В качестве конкретного предмета правонарушения выступает конкретный земельный участок, земельные распорядки, права собственников, владельцев, пользователей, арендаторов земли. Объективная сторона земельного правонарушения — это конкретные деяния нарушителя, посягающего на земельные интересы участников земельных отношений, следствием чего является нарушение законных прав физических и юридических лиц и причинение им вреда. Для объективной стороны земельного правонарушения характерно наличие трех элементов: противоправность поведения; причинение или реальная угроза причинения вреда, либо нарушение иных законных прав участников земельных правоотношений; причинная связь между противоправным поведением и нанесенным вредом или реальной угрозой причинения такого вреда.
Субъекты земельного правонарушения – граждане или юридические лица, которые нарушили нормы земельного законодательства (ими могут быть как граждане РФ и других государств, так и иностранные предприятия и организации). Субъектами правонарушения выступают также должностные лица или руководящие работники предприятий, организаций, учреждений, в том числе и государственных. Состав субъектов земельного правонарушения зависит от вида правонарушения. Так, субъектами дисциплинарной и материальной ответственности являются должностные лица и работники предприятий и организаций, уголовной – должностные лица и граждане, административной и гражданско-правовой – граждане, должностные лица и юридические лица. Субъективную сторону земельного правонарушения составляет психическое отношение субъекта к совершаемому деянию, то есть как нарушитель относится к совершаемому деянию. Субъективная сторона характеризуется виной правонарушителя (за исключением случаев ответственности владельца источника повышенной опасности). Закон предусматривает две формы вины: умысел и неосторожность. Умышленным является земельное правонарушение, при котором нарушитель предвидит наступление вредных последствий своего поведения и желает (прямой умысел), либо сознательно допускает (косвенный умысел) их. Неосторожность (халатность) бывает двух видов: самонадеянность (легкомыслие) и небрежность. Самонадеянность имеет место тогда, когда лицо, нарушившее требования закона, предвидело общественно вредные последствия своей деятельности, но легкомысленно рассчитывало избежать их. Небрежность проявляется в том, что лицо не предвидело наступления вредных последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Следует отметить, что поправки в земельное законодательство с введением главы IV позволяют перераспределить к своим участкам земли муниципального или государственного фонда при соблюдении ряда условий и на основании соглашения между сторонами. Таким образом, узаконить самозахваченную землю вполне возможно. Но речь идет не об огромных территориях, а только о небольших участках, чтобы в результате получился надел до установленных предельных размеров.
Пошагово процедуру узаконивания земельной прирезки можно обозначить следующим алгоритмом:
1. Установить собственника – правообладателя захваченной земли.
Существует несколько способов:
- Бесплатный — не требующим финансовых вложений, является получение информации на публичной кадастровой карте.
- Платный — заказать выписку из ЕГРН.
- Запрос в муниципальные органы.
Далее в зависимости от формы собственности ситуация разрешаются в следующем порядке:
- в случае принадлежности участка в муниципальной и государственной собственности необходимо направить заявление в администрацию о предоставлении его в собственность. Тогда орган власти обязан соблюсти всю процедуру, включающую объявление о проведении аукциона, его проведение, заключение договора и выкуп имущества.
- если, участок в частной собственности. Тогда возможно сделать попытки разыскать хозяина и выкупить бесхозную землю.
- сложнее обстоят дела, когда эта территория еще не прошла государственную регистрацию, т.е. собственник не определен. В этом случае следует обратиться в администрацию по месту нахождения земли, чтобы инициировать процедуру межевания и поставить ее на кадастровый учет. Затем возможно заключить с администрацией договор аренды и впоследствии выкупить надел.
2. Межевание границ увеличенного на захваченную территорию участка и получение кадастровой выписки.
Предварительно потребуется согласовать границы с соседями и убедиться, что они не будут препятствовать процедуре межевания.
3. Регистрация права собственности на вновь образованный участок.
Все данные о сформированных правах на недвижимость находятся в Едином реестре, который ведет Росреестр.
Выписка выдается на основании следующих документов:
- удостоверение личности гражданина;
- документы на право распоряжения, владения и пользования участком;
- межевой и геодезический план;
- документ об оплате госпошлины.
Регистратор принимает документы в обработку, а на руки заявителю выдает расписку о принятии и назначает дату получения выписки. Результатом государственной регистрации является выписка из ЕГРН с именем собственника в соответствующей графе.
Причин, на которые могут сослаться регистрирующие органы:
- отсутствие полного пакета документов, необходимых для регистрации права собственности;
- наличие конфликта с ранее зарегистрированными правами;
- обнаруженные ошибки и несоответствия в представленных документах;
- наличие разбирательств относительно межевания участка.
Отказать могут и по причине отсутствия сведений о координатах границ участка либо пересечении границ уже размежеванных территорий и состоящих на кадастровом учете.
Законодательство в части самозахваченных территорий и самовольных построек постоянно меняется. Самовольное занятие крупных земельных участков является противоправным действием и влечет за собой ответственность лиц, осуществивших его. Им грозит административная ответственность, а в ряде случаев даже уголовная.
Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему! Напишите прямо сейчас нашему консультанту онлайн. Или звоните нам по телефонам:
Виды земельных правонарушений можно охарактеризовать различными классификациями. К примеру, в зависимости от тяжести совершенного деяния они могут быть земельными преступлениями, земельными правонарушениями или обычными проступками. Мера ответственности в таком случае будет применяться также различная.
По степени вреда природной среде земельные правонарушения могут быть:
- Земельные правонарушения, которые направлены против рационального использования земель, законных интересов и прав собственников земли, землепользователей или арендаторов.
- Земельные правонарушения, имеющие экологическую окраску, являющиеся одновременно и экологическими правонарушениями, и земельными.
От вида ответственности, которая наступает за их совершение, земельные правонарушения могут быть уголовными, гражданско-правовыми, административными, дисциплинарными и земельно-правовыми.
60. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЗЕМЕЛЬНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ
Юридическая ответственность – это государственное принуждение исполнения требований права, правоотношение, в котором одна сторона обязана отвечать за свои противоправные поступки перед другой стороной.
Чтобы юридическая ответственность наступила, должны быть соблюдены следующие условия:
- существование законодательной нормы, запрещающие определённое поведение или предписывающей предпринять определенные действия;
- факт несоблюдения нормы;
- наличие вины правонарушителя;
- причинно-следственная связь между деянием и последствием.
Юридическая ответственность за земельные правонарушения регулируется земельным законодательством, уголовным, административным, гражданско-правовым, трудовым и процессуальным. Иногда меры ответственности прописываются только в земельных нормативно-правовых актах.
К примеру, таким актом является Указ Президента РФ от 1993 года № 2162 «Об усилении государственного контроля за использованием и охраной земель при проведении земельной реформы». Однако в 2021 году больше доминирует тенденция применения смежной законодательной практики, нежели исключительно земельной.
Виды ответственности за земельные правоотношения соответствуют наименованиям отраслей права. С какого возраста наступает ответственность за земельные проступки, ответить однозначно невозможно.
Если речь идёт об уголовном преступлении, то по общему правилу ответственность наступает с возраста 14 лет. За административные проступки ответственность возникнет с 16 лет. Будет влиять на ответственность и степень общественной опасности содеянного.
Каждый вид правонарушения предусматривает свою ответственность, что указано в 8 главе Земельного Кодекса страны. Уголовной и административной ответственности за земельные правонарушения посвящена ст. 74 ЗК РФ, дисциплинарной – ст. 75 ЗК РФ, гражданско-правовой – ст. 76 ЗК РФ.
Преступление – это общественно опасное деяние, запрещённое нормами Уголовного Кодекса. Уголовная ответственность зависит от степени тяжести совершенного деяния.
Стать фигурантом уголовного дела по земельным преступлениям виновное лицо может при совершении следующих противоправных действий:
Применяемые уголовные санкции включают в себя штрафы, исправительные или обязательные работы, ограничение или лишение свободы.
Если речь идёт о привлечении должностного лица к ответственности к виде дополнительной меры наказания его могут лишить права занимать конкретные должности или заниматься определенными видами деятельности. Уголовная ответственность также наступает за самовольную застройку площадей залегания полезных ископаемых.
Гражданско-правовая ответственность за земельные проступки может иметь место быть тогда, когда установлен факт причинения материального ущерба. Убыток может быть возмещён за проступок, бездействие или незаконное действие.
По главе 25 ГК РФ виновной стороне может грозить применение ответственности в виде убытков или неустойки, неисполнения денежного обязательства в натуре.
ГК РФ содержит и специальные нормы, касающиеся нарушений земельного законодательства, в частности:
- изъятие участка, использующегося не по целевому назначению;
- изъятие участка, используемого с нарушением норм законодательства;
- прекращение прав на участок.
Если убыток был нанесён землям сельскохозяйственного назначения, дополнительно погашаются потери производства.
Также в отношении земельных проступков применяются дисциплинарная ответственность к виновным лицам и земельно-правовая.
Дисциплинарная ответственность – это наказание лиц, которые в силу трудового договора или должностной инструкции являются ответственными лицами за совершение тех или иных противоправных действий. Если компания понесёт административную ответственность, она вправе будет привлечь своих сотрудников к дисциплинарным мерам взыскания.
Порядок привлечения к такой ответственности определяется нормами трудового права, законодательством о государственной или муниципальной службе.
За совершение дисциплинарного проступка работодатель вправе наказать виновного сотрудника замечанием, выговором или увольнением.
Земельно-правовая ответственность – это неофициальный вид, выделяемый некоторыми теоретиками права. По сути это вся ответственность, которая проявляется в виде действий земельного взыскания.
К примеру, изъятие участка за незаконное использование относится именно к этой ответственности, хотя к мерам гражданско-правового воздействия относятся в той же мере.
Земля находится под особой охраной государства, она считается одним из самых уязвимых видов общедоступных ресурсов. Для охраны окружающей среды от внешнего и вредного воздействия законодательством предусмотрены уголовная, административная, гражданско-правовая и дисциплинарная ответственности за земельные правонарушения.