Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как принимаются федеральные законы в России проект по обществознанию». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
- Все презентации
- Статьи
- Реклама на сайте
- Правообладателям
Презентация на тему: «Как принимаются законы»
- Постарайтесь вовлечь аудиторию в рассказ, настройте взаимодействие с аудиторией с помощью наводящих вопросов, игровой части, не бойтесь пошутить и искренне улыбнуться (где это уместно).
- Старайтесь объяснять слайд своими словами, добавлять дополнительные интересные факты, не нужно просто читать информацию со слайдов, ее аудитория может прочитать и сама.
- Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
- Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
- Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
- Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
- Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
- Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.
Раздел ЕГЭ: 5.2. Система российского права. Законотворческий процесс
Для того чтобы принять новые законы, необходимо последовательно пройти все этапы законодательного процесса.
Законотворческий процесс — порядок деятельности по созданию и принятию нормативно-правовых документов. Особая роль в законодательном процессе принадлежит основному органу законодательной власти государства, то есть, как правило, парламенту, и его структурам. В рамках их компетенции законодательный процесс определяется установленными парламентскими процедурами.
Для любого принимаемого нормативного акта характерна связь с понятиями пространства и времени. Объясняется это довольно просто. Некоторые законы функционируют не на территории целого государства, а лишь на определенном участке. Так, правовые акты в России делятся на федеральные, региональные и локальные. При этом даже федеральные законы функционируют лишь в границах одной страны.
Во времени нормативные акты функционируют по-разному. Законы могут быть срочными и бессрочными. В первом случае документ работает определенный отрезок времени, после чего утрачивает свою юридическую силу. В случае же с бессрочными актами все немного сложнее. Остановить их действие можно лишь с принятием другого закона — так называемого отменительного акта.
Законы классифицируются по характеризующим их признакам:
- по юридической силе;
- по сроку действия:
- постоянные,
- чрезвычайные;
- по предмету правового регулирования:
- уголовные,
- гражданские,
- административные и т. д.;
- по субъекту законодателя (того, кто принимает закон):
- законодательные органы,
- народный референдум.
Юридическая сила законодательных актов подчиняется строгой иерархии. Рассмотрим, как они располагаются на иерархической лестнице.
В отличие от законов природы, правовые законы пишутся людьми, а у людей есть свои интересы и правовые нормы могут приниматься в интересах небольшой группы лиц, а не в интересах общества. Потому, таким законам стоит сопротивляться и оспаривать их.
Многие жалуются на несправедливость законов или вообще их наличие, не понимая, что без правил мир ввергнется в анархию.
Нормы утверждаются Государственной думой на основании большинства голосов избранников. Поправки также регулируется теми, кто принимает федеральные законы. Конституционные распоряжения действуют на территории всей России. Нормативные указы и акты можно издавать отдельно для субъектов РФ по вопросам совместного действия федерации и региональных подразделений.
Специальный процесс предусматривает объединение юридических материалов и частичное или полное размещение в различных сборниках по определенному принципу. Нормативные составляющие актов не изменяются. В некоторых случаях кратко переделывается суть изложения, но остается действенной юридическая сила, которая сохраняется со времени утверждения. Вопросами структуризации по типу инкорпорации занимаются федеральные органы, общественные формирования и уполномоченные граждане.
Госдума разъяснила, как инициатива становится законом
Законодательный (законотворческий) процесс проходит в своем развитии несколько стадий:
1. законодательная инициатива. Это право определенных органов и должностных лиц ставить вопрос о принятии законов и вносить их проекты на рассмотрение Государственной Думы, порождающее обязанность законодательного органа их рассмотреть. Таким правом обладают Президент, Совет Федерации, Правительство, законодательные органы субъектов Федерации, Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный суды, а также члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы. Круг субъектов законодательной инициативы, как видим, не очень широк. Это связано со следующими обстоятельствами. Во-первых, его существенное расширение поставит Государственную Думу перед необходимостью тратить львиную долю времени на решение вопроса о принятии или отклонении предложения. Во-вторых, указанные субъекты располагают значительной информацией о социальной жизни, что не всегда можно сказать о других государственных органах и гражданах;
2. подготовка законопроектов. Такая подготовка должна начинаться с выявления социальных потребностей в создании правовых норм на основе всестороннего изучения общественной практики, научных данных, предложений государственных органов, политических партий и других общественных объединений, а также отдельных граждан. Готовить проекты нормативных актов могут различные органы. Чаще применяется отраслевой принцип, который далеко не безупречен (проект готовит тог орган, который отвечает за ту или иную сферу). Иногда образуются специальные комиссии по подготовке законопроектов. Кроме того, законопроекты могут подготавливаться и на альтернативной основе;
3. обсуждение законопроекта. Оно происходит на заседании законодательного органа и открывается докладом представителя субъекта, внесшего законопроект на обсуждение. Затем профильный комитет законодательного органа дает свое заключение. Далее депутаты обсуждают, оценивают законопроект, вносят в него поправки. Проект проходит, как правило, три чтения;
4. принятие закона. Оно осуществляется путем открытого голосования. Голосование может быть за проект в целом или постатейное. Для принятия обычных законов достаточно простого большинства голосующих, для конституционных — двух третей общего числа депутатов. Закон в течение двух недель должен быть рассмотрен Советом Федерации (который его может одобрить или отклонить), но если рассмотрс- ния не последовало, то закон считается принятым. В двухнедельный срок после этого закон должен подписать Президент, который в свою очередь может наложить на него и вето;
5. опубликование закона. Это помещение полного текста нормативного акта в общедоступном печатном издании, выпуск которого носит официальный характер. Эта стадия — необходимое условие вступления любого нормативного акта в силу, поскольку в противном случае нельзя применять санкции за его неисполнение да и вообще требовать его соблюдения. Публикуются законы в течение 10 дней после их подписания в «Собрании законодательства Российской Федерации», «Российской газете» и «Парламентской газете». Там же публикуются и другие российские нормативные акты.
- Разное
- Английский язык
- Астрономия
- Алгебра
- Биология
- География
- Геометрия
- Детские презентации
- Информатика
- История
- Литература
- Математика
- Медицина
- Менеджмент
- Музыка
- МХК
- Немецкий язык
- ОБЖ
- Обществознание
- Окружающий мир
- Педагогика
- Русский язык
- Технология
- Физика
- Философия
- Химия
- Шаблоны, картинки для презентаций
- Экология
- Экономика
- Юриспруденция
- Правовое регулирование создания согласительных комиссий в Федеральном Собрании Российской Федерации 2013 / Артанова Елена Николаевна
- Модернизация Конституции Российской Федерации: нормативная модель и практика 2018 / Зенкин Сергей Анатольевич
- Конституционное реформирование посредством подконституционных актов: проблемы и решения 2011 / Авакьян С.А.
- Конституционные и органические законы: интерпретация понятий в конституциях Российской Федерации и зарубежных стран 2014 / Гавриленко Валентина Ивановна, Ленкина Татьяна Алексеевна
- Законодательный процесс в субъектах РФ через призму Конституционного толкования 2013 / Худолей К. М.
Вопрос о том, как принимаются законы в РФ, урегулирован Конституцией РФ, которая выделяет 2 вида законов:
- федеральные конституционные законы (ФКЗ);
- федеральные законы (ФЗ).
Согласно ст. 108 Конституции РФ ФКЗ принимаются в случаях, когда это прямо указано в основном законе. В соответствии с ч. 3 ст. 76 Конституции РФ ФЗ не могут противоречить ФКЗ.
Порядок принятия ФКЗ следующий:
- Законодательная инициатива. Согласно чч. 1 и 2 ст. 104 Конституции РФ проект вносится в Госдуму определенными субъектами (Президентом РФ, палатами парламента, их членами и депутатами, региональными законодательными органами и высшими судебными органами РФ по вопросам их ведения).
- Рассмотрение Госдумой. Согласно ч. 2 ст. 108 Конституции РФ для принятия ФКЗ необходимо набрать 2/3 голосов в Госдуме.
- Рассмотрение Советом Федерации. Согласно ч. 2 ст. 108 Конституции РФ для принятия ФКЗ необходимо набрать ¾ голосов в верхней палате парламента.
- Подписание и обнародование Президентом. Глава страны не может не подписать ФКЗ, принятый парламентом. Ему дается 14 дней на подписание и официальное опубликование данного правового акта (ч. 2 ст. 108 Конституции РФ).
Следующий раздел статьи будет посвящен принятию ФЗ. О нововведениях в законодательстве РФ в 2019 году читайте в нашей статье по ссылке: «Новое в законодательстве с 2019 года».
Процедура принятия закона (ФЗ) является следующей:
- Законодательная инициатива. Правила для ФЗ абсолютно аналогичны правилам для ФКЗ.
- Рассмотрение Госдумой. По общему правилу для принятия ФЗ требуется ½ голосов в Госдуме (ч. 2 ст. 105 Конституции РФ).
- Рассмотрение Советом Федерации. ФЗ считается принятым, если в течение двух недель не рассмотрен в верхней палате или она одобрила его ½ голосов (ч. 4 ст. 105 Конституции РФ).
- Подписание и обнародование Президентом. В течение 14 дней после поступления ФЗ главе государства он подписывает его и публикует (ч. 2 ст. 107 Конституции РФ).
Вместе с тем при принятии ФЗ имеются следующие нюансы:
- При неодобрении ФЗ в верхней палате создается согласительная комиссия, после чего доработанный ФЗ снова рассматривается в нижней палате (ч. 4 ст. 105 Конституции РФ).
- Госдума может настоять на принятии ФЗ в изначальной редакции без изменений, для этого необходимо одобрить закон 2/3 голосов (ч. 5 ст. 105 Конституции РФ).
- Существуют законы, для принятия которых недостаточно их нерассмотрения в верхней палате в течение двух недель. Верхняя палата обязана их рассмотреть. Такие ФЗ перечислены в ст. 106 Конституции РФ, и к ним относятся, например, ФЗ, связанные с бюджетом, международными договорами, вопросами границы, войны и мира.
- Глава государства может не подписать ФЗ. Для преодоления такого права вето требуется повторное одобрение ФЗ 2/3 голосов в обеих палатах парламента (ч. 3 ст. 107 Конституции РФ).
ЦБ предложил изменить подход к вступлению в силу новых законов в России
Порядок принятия федеральных конституционных законов установлен Конституцией Российской Федерации и регламентами палат Федерального Собрания. В соответствии со статьей 108 Конституции Российской Федерации, Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трёх четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.
Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию. Правовето Президента на федеральные конституционные законы не распространяется.
Порядок принятия федеральных законов
Он определяется Конституцией Российской Федерацией [1] и регламентами палат Федерального собрания.
Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов [2] .
После этого закон должен быть одобрен Советом Федерации — также большинством голосов от общего числа его членов. В случае, если Совет Федерации отклоняет закон, Государственная Дума может повторно принять его двумя третями голосов. [2]
После одобрения Советом Федерации или после преодоления Государственной Думой отрицательной позиции Совета Федерации закон в течение пяти дней поступает на подпись Президенту России [3] . Если Президент в течение двух недель подписывает закон, он считается окончательно принятым. Принятый закон подлежит официальному опубликованию (обнародованию) в течение недели после подписания в Собрании законодательства Российской Федерации, «Российской газете»,«Парламентской газете» или Официальном интернет-портале правовой информации [4] . Закон вступает в силу в течение десяти дней после официального опубликования, либо с даты, указанной в самом законе. Президент, однако, вправе отклонить закон [3] (см. право вето) и вернуть его на рассмотрение палат Федерального Собрания. Вето Президента может быть преодолено двумя третями голосов в каждой из палат.
В название закона включается его регистрационный номер с буквенным индексом -ФЗ (ЭФЗЭ) (-ФКЗ (ЭФКАЗЭ) для конституционных законов) и дата принятия (подписания президентом). Нумерация законов последовательна, но не является сквозной, а возобновляется с номера 1 каждый год [5] [6] , поэтому наиболее краткой корректной ссылкой на закон может быть его номер и год принятия.
этап – принятие федерального закона Государственной Думой РФ
Примечание: Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации. Федеральный закон принимается Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов палаты
Принятый Государственной Думой федеральный закон текстуально оформляется на официальном бланке (так называемый «красный бланк»), проходит тщательную юридическую и лингвистическую экспертизу на предмет соответствия проголосованному депутатами тексту и в течение пяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации.
этап – одобрение (или отклонения) Федерального закона Советом Федерации
Примечание: Поступивший из Государственной Думы федеральный закон регистрируется в Совете Федерации и в срок, не превышающий 24 часа, вместе с сопровождающими его документами и материалами направляется членам Совета Федерации. Председатель Совета Федерации (или по его поручению заместитель Председателя Совета Федерации) определяет комитет, ответственный за рассмотрение федерального закона. Затем Совет Федерации большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации принимает решение одобрить или отклонить федеральный закон. Так же возможно одобрение федерального закона без рассмотрения. Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:
а) федерального бюджета;
б) федеральных налогов и сборов;
в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;
г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;
д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;
Решение об одобрении или отклонении принятого Государственной Думой федерального закона, внесенного на рассмотрение Совета Федерации и не подлежащего обязательному рассмотрению в Совете Федерации, должно быть принято до истечения четырнадцатидневного срока.
Принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации федеральный закон вместе с текстом постановления Совета Федерации в пятидневный срок со дня принятия постановления направляется Председателем Совета Федерации Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования, а отклоненный закон в тот же срок вместе с постановлением Совета Федерации возвращается в Государственную Думу. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый таким образом федеральный закон передается на рассмотрение Президента Российской Федерации, минуя повторное рассмотрение в Совете Федерации. Если при повторном рассмотрении федерального закона, отклоненного Советом Федерации, Государственная Дума приняла его в измененной редакции, этот закон оформляется и направляется в Совет Федерации как вновь принятый.
III. этап – подписание (отклонение), обнародование Федерального закона Президентом РФ
Примечание: Принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации федеральный закон вместе с текстом постановления Совета Федерации в пятидневный срок со дня принятия постановления направляется Председателем Совета Федерации Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.
Президент РФ в течение 14 дней подписывает федеральный закон и обнародует его. Обнародованием закона — доведение федерального закона до всеобщего сведения по телевидению и радио, а также путем рассылки государственным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, передачи по каналам связи, распространения в машиночитаемой форме. Официальное опубликования в «Российскую газету», «Парламентская газета» и «Собрание законодательства Российской Федерации». Федеральные законы по общему правилу вступают в силу по истечении 10 дней после их официального опубликования.
Президент РФ — не пассивный участник данной стадии законодательного процесса; он вправе в течение четырнадцати дней с момента поступления к нему принятого федерального закона наложить на него вето (от латинского vеtо — запрещаю). Право вето Президента РФ является не абсолютным, а относительным. Вето Президента Российской Федерации может быть преодолено повторным рассмотрением федерального закона, если он будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и Государственной Думы. Преодоление парламентом наложенного Президентом Российской Федерации вето на федеральный закон порождает для главы государства безусловную обязанность подписать закон в течение семи дней и обнародовать его. Одновременно глава госуд��рства сохраняет право обратиться при наличии соответствующих условий в Конституционный Суд с запросом о проверке конституционности подписанного им и обнародованного федерального закона.
Процедура принятия законов строго регламентируется. В соответствии с действующей Конституцией РФ федеральные законы принимаются Федеральным собранием по строго определенной процедуре, состоящей из нескольких стадий:
законодательный процесс начинается со стадии законодательной инициативы, т.е. определенного Конституцией порядка представления законов. Проекты законов представляются в Государственную Думу только органами и должностными лицами, перечисленными в ст.104 Конституции:
Члены и депутаты Федерального Собрания
Конституционный, Верховный, Высший арбитражный Суды РФ
Законодательные органы субъектов федерации
законопроекты предварительно рассматриваются в комитетах Государственной думы и в первом чтении (для одобрения общей концепции законопроекта) на заседаниях Государственной думы.
федеральный закон принимается путем голосования депутатов. Для принятия закона необходимо, чтобы за него проголосовало более половины от общего числа депутатов Государственной Думы.
принятый Государственной думой закон, передается на одобрение Совета Федерации и считается одобренным, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты, либо если он не был рассмотрен ею в 14-ти дневный срок. Однако некоторые законы требуют обязательного рассмотрения в Совете Федерации – о бюджете, налогах, ратификации международных договоров и др.
закон, не одобренный Советом Федерации, считается не принятым. Он может вновь рассмотреться Государственной думой и принят уже без одобрения Советом Федерации, если за него проголосует не менее 2/3 депутатов Государственной Думы.
принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации (или принятый повторно Государственной Думой квалифицированным большинством) закон передается для подписания Президенту РФ. Президент в течение 14 дней подписывает закон, либо отклоняет его.
В случае отклонения Президентом закона, Государственная Дума и Совет Федерации повторно рассматривают его. Президент обязан подписать закон, если он будет повторно принят большинством не менее 2/3 состава Государственной Думы и Совета Федерации.
законодательная инициатива вышеперечисленных — предложение принять закон дополняется его проектом;
рассмотрение законопроекта Государственной думой — 3 чтения. Рассмотрение законопроекта, внесенного субъектами законодательной инициативы — обязательно. Обсуждение не всегда ограничено пределами правотворческого органа — может выноситься за его пределы — заключение специалистов, правительства, всенародное обсуждение;
принятие закона Государственной думой — принимаются большинством голосов от общего числа депутатов;
передача закона в Совет Федерации — в течение 5 дней после принятия;
одобрение закона в Совете Федерации — если проголосовало более половины от числа членов палаты, или не был рассмотрен в течение 14 дней с момента передачи;
если не одобрен Советом Федерации — согласительная комиссия палат, может быть принят 2/3 голосов Гос.думы при повторном голосовании.
подписание Президентом — 14 дней на подписание по получению после принятия (5 дней на получение).
Отклонен Президентом — Гос.дума + совет федерации =2/3 голосов от общего числа принимают его. (Повторно может не обсуждаться.) В этом случае он подлежит подписанию Президентом в течение 7 деней по получениюв течение
После подписания закон обнародуется в официальном издании : «Собрании законодательства РФ», «Российская газета» и начинает действовать:
в течение 10 дней с момента опубликования (подзаконные акты — с момента публикации . );
срок его вступления в действие прямо указан в нормативном акте, либо в дополнительном документе, который вводит его в действие (например ст. 307 бюджетного кодекса определяет введение его в действие принятием специального закона).
В соответствии с действующей Конституцией Российской Федерации федеральные законы принимаются Федеральным Собранием по строго определенной процедуре, состоящей из нескольких стадий.
Законодательный процесс начинается со стадии законодательной инициативы, т.е. определенного Конституцией порядка представления проектов законов. Проекты законов представляются в Государственную Думу только органами и должностными лицами, перечисленными в ст. 104 Конституции. Среди них: Президент Российской Федерации, члены и депутаты Федерального Собрания, Правительство Российской Федерации, Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный Суды Российской Федерации. Право законодательной инициативы имеют также законодательные органы субъектов федерации.
Законопроекты предварительно рассматриваются в комитетах Государственной Думы и в первом чтении (для одобрения общей концепции законопроекта) на заседаниях Государственной Думы.
Федеральный закон принимается путем голосования депутатов. Для принятия закона необходимо, чтобы за него проголосовало больше половины от общего числа депутатов Государственной Думы.
Порядок принятия Федеральных законов в РФ регулируется и регламентируется Правительством Российской Федерации и Федеральным собранием. Принятие происходит при помощи голосования в Государственной Думе. В случае, если большинство депутатов проголосовало «за» принятие, он будет принят. Проекты Федерального масштаба должны быть одобрены Советом Федерации. Так вступил в силу закон о госслужбе. Подробности по ссылке:
Схема принятия законов в РФ:
При публикации и принятии Федерального закона ему присваивается идентификационный номер, буквы «ФЗ» и дата его подписания Президентом. Ознакомьтесь с последними изменениями ФЗ №324 тут.
Тема 17. Законотворческий процесс в РФ
Процесс принятия федеральных законов предусмотрен Конституцией РФ. В статье 105 указано, что все законы принимаются после обсуждения депутатами ГД РФ. При этом необходимо, чтобы большинство депутатов проголосовало за законопроект, чтобы он был принят.
Важно, чтобы законопроект отвечал всем требованиям. Он не должен противоречить действующим законам, иначе требуется его доработка. Конституция обязывает передавать законопроект на рассмотрение в верхнюю палату парламента после его одобрения нижней. Сенаторы тоже должны изучить его положения и одобрить или вернуть на доработку.
Обязательно представители Совета Федерации должны рассматривать законопроекты, которые касаются следующих вопросов:
- государственного бюджета;
- введения новых налогов и сборов или внесения изменений к соответствующим законам;
- денежной эмиссии;
- вопросов таможенного регулирования;
- финансовой или валютной политики внутри страны или за ее пределами;
- ратификации или денонсации международных договоров и соглашений;
- войны и мира, а также защиты государственной границы.
Право законодательной инициативы закреплено в Конституции. Согласно , такими полномочиями в России наделены:
- Президент.
- Совет Федерации и члены Совета Федерации.
- Депутаты Госдумы.
- Правительство.
- Региональные законодательные органы.
- Конституционный, Верховный и Высший арбитражный суды.
Таким образом, рядовой гражданин не перечислен в числе субъектов, которые наделены правом прямой законодательной инициативы. Но он вправе выдвинуть свои предложения опосредованно: через лиц, которые таким правом обладают.
Есть еще один вариант заявить о своих предложениях по изменениям социально-экономической сферы – воспользоваться ресурсом «Российская общественная инициатива» (РОИ). Этот проект специально разработан на основании , чтобы упростить возможность размещения общественных инициатив простым россиянам.
Через РОИ граждане могут подать любые предложения по совершенствованию экономической политики и государственного управления. Инициатива может предполагать изменения на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Процедура подачи инициативы через РОИ состоит из следующих этапов:
- После того как инициатива гражданина проходит предварительную модерацию на соответствие правилам (процесс может занимать до 2 месяцев), ее размещают на сайте. К голосованию допускают любые предложения, которые не противоречат конституционным нормам и не содержат призыва к экстремизму.
- Предложение появляется в открытом доступе, и любой гражданин вправе проголосовать за его принятие. Сбор голосов проводится в течение года после размещения.
- Чтобы инициативу рассмотрели, она должна собрать определенное количество голосов: для федерального уровня – не менее 100 тысяч человек, для регионального – от 100 тысяч человек при населении в регионе свыше 2 миллионов человек и от 5% населения – для остальных.
- Следующий этап – рассмотрение предложения экспертной группой.
- По результатам рассмотрения экспертная группа принимает решение о реализации инициативы или о ее отклонении.
Преодолеть право вето можно, если 2/3 депутатов проголосует за возвращенный законопроект в той же редакции. Тогда, минуя Совет Федерации, он снова попадает на стол к президенту. Он обязан его подписать, несмотря на наличие права вето.
Если проект принципиальный и может иметь серьезные политические или социальные последствия, то у президента есть два выхода из ситуации для отказа от подписи законопроекта:
- уйти в отставку;
- распустить Госдуму и назначить новые выборы.
Текст статьи 109 КРФ указывает, что ГД РФ можно распустить, если в стране не действует ЧП или военное положение, а также против президента не заведена процедура импичмента. Стоит отметить, что первый год работы депутатов ГД РФ должен пройти полностью, сразу их распустить нельзя.
Существует четкая вертикаль нормативно-правовых актов в России. Это значит, что одни имеют приоритет над вторыми. Если нижестоящий закон противоречит вышестоящему, то он не имеет юридической силы и не может исполняться. Таким образом, санкции, предусмотренные за его нарушение, считаются незаконными. Вот какая вертикаль нормативных актов действует сегодня:
- международные обладают наивысшей юридической силой;
- федеральные не должны нарушать положений ратифицированных международных правовых актов;
- региональные акты идут за федеральными;
- местные нормы действуют в рамках конкретно взятого населенного пункта.
Стоит отметить, что также есть Указы и Постановления правительства. Они приравниваются к федеральным законам. Если Конституционный суд издал решение, то оно тоже будет действовать на всей территории страны. То же касается Верховного суда и Высшего Арбитражного. Однако последние два могут издавать решения, приказы и отправлять комментарии только для представителей судебной власти. То есть, их решения будут действовать только для судей.
После получения заключения об успешном прохождении предварительной экспертизы диссертации, внесения в работу необходимых изменений и дополнений, завершения составления автореферата можно переходить к следующему этапу подготовки диссертации к защите.
Утверждение закона Советом Федерации
Этот орган существует для дополнительной проверки необходимости принятия закона, его качества, наличие средств для его исполнения и др. Верхней палате для выяснения этих вопросов дается две недели.
Подготовленный для обсуждения законопроект направляется на имя Председателя Госдумы. Ему присваивается уникальный регистрационный номер, который будет действовать весь тот период, пока проект находится в Госдуме.
Также на проект заводят регистрационную карту, которая содержит полный перечень информации о том, кто его внес, какие этапы прохождения он прошел и пр.
Процедура принятия закона (ФЗ) является следующей:
- Законодательная инициатива. Правила для ФЗ абсолютно аналогичны правилам для ФКЗ.
- Рассмотрение Госдумой. По общему правилу для принятия ФЗ требуется ½ голосов в Госдуме (ч. 2 ст. 105 Конституции РФ).
- Рассмотрение Советом Федерации. ФЗ считается принятым, если в течение двух недель не рассмотрен в верхней палате или она одобрила его ½ голосов (ч. 4 ст. 105 Конституции РФ).
- Подписание и обнародование Президентом. В течение 14 дней после поступления ФЗ главе государства он подписывает его и публикует (ч. 2 ст. 107 Конституции РФ).
1. Комментируемой статьей на парламент возложена обязанность принимать федеральные конституционные законы, которые в иерархии нормативно-правовых актов Российской Федерации занимают следующее место после Конституции РФ и стоят перед обычными федеральными законами.
Федеральные конституционные законы, по существу, продолжают и развивают Конституцию РФ, персонифицируют субъектов властвования, учреждают государственные органы и определяют их компетенцию и порядок деятельности, устанавливают пределы государственной власти и гарантии единства и целостности государства, стабильности ее субъектного состава. Иначе говоря, федеральные конституционные законы являются органическими законами, дополняющими и развивающими Конституцию Российской Федерации*(605).
Конституция РФ предусматривает принятие федеральных конституционных законов по предметам ведения Российской Федерации, которые имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации (ч. 1 ст. 76 Конституции РФ).
Порядок принятия федеральных законов
Условно все нормативные правовые акты можно разделить на 4 группы:
- международные акты;
- законы;
- подзаконные акты;
- региональное законодательство.
Международные правовые акты регулируют отношение России с другими странами. Для обычных людей это не очень интересно, поэтому раскрывать их подробно мы не будем.
Законы являются основными НПА, которые регулируют основные отношения внутри России. Они принимаются путем референдума или выносятся законодательным органом РФ (Федеральное собрание).
Правомзаконодательной инициативы обладают:
— Государственная Дума и депутаты;
[3]
— Совет Федерации и его члены;
— Законодательные органы субъектов РФ;
I этап Законопроект вносится на рассмотрение в Государственную Думу, причем некоторые законопроекты требуют обязательного заключения правительства РФ.
К этим законопроектам относятся:
— законопроекты, касающиеся налогов и сборов;
— законопроекты о выпуске государственных займов;
— иные законопроекты, предусматривающие расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
В Государственной Думе законопроект рассматривается в 3-х чтениях: в 1-ом чтении голосуется за весь законопроект в целом, во 2 и 3 чтении сначала голосуются за каждую поправку, а затем за весь законопроект в целом. Между чтениями выделяется 15 дней для внесения поправок в законопроект. По решению 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы 2-ое и 3-ье чтения могут не проводиться. Рассмотрение законопроекта в Государственной Думе должно осуществляться в присутствии инициаторов.
Если эти лица не являлись на заседание, то рассмотрение данного законопроекта переносится на следующее заседание. А в том случае, если инициаторы повторно не явились, то законопроект может быть рассмотрен в их отсутствие. Законопроект считается принятым Государственной Думой, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы. Если проголосовало менее половины, то законопроект считается не принятым и работа по нему прекращается.
II этап Принятый Государственной Думой закон в течение 5 дней должен быть передан в Совет федерации для одобрения. Совет Федерации может рассматривать данный закон в течение 14 дней. Закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов Совета Федерации, либо он считается автоматически одобренным, если он не был рассмотрен в течение 14 дней. Если проголосовало менее половины — то законопроект возвращается на доработку в Государственную Думу.
В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. Совет Федерации обязан одобрить, возвращенный им в Государственную Думу закон если за него в первоначальной редакции проголосовало более 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы.
III этап Одобренный Советом Федерации закон в течение 5 дней должен быть предан Президент для подписания и обнародования. Президент рассматривает данный закон в течение 14 дней. Если президент не подписывает закон, то закон передается на доработку в Государственную Думу. Президент обязан подписать возвращенный им закон, если за него в первоначальной редакции проголосуют более 2/3 депутатов Государственной Думы и 2/3 членов Совета федерации.
Существуют особенности рассмотрения Государственной Думой и Советом Федерации федеральных конституционных законов. В соответствии со ст. 108 Конституции РФ федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством, не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Конституция предусматривает принятие федеральных конституционных законов о вопросах, предусмотренных самим Основным Законом.
На федеральный конституционный закон не распространяется положение ч. 1 ст. 105 Конституции о том, что «федеральные законы принимаются Государственной Думой». В отличие от этого, в Совет Федерации передается не принятый Государственной Думой закон, а одобренный ею проект федерального конституционного закона. Законопроект превращается в принятый федеральный конституционный закон только после того, как он одобрен указанным большинством голосов членов Совета Федерации. Если Совет Федерации отклоняет проект федерального конституционного закона, то возможны те же последствия, которые возникают при отклонении Советом Федерации федерального закона (ст. 105 Конституции), за исключением положения ч. 5 ст. 105 Конституции: Государственная Дума не может преодолеть решение Совета Федерации повторным голосованием. 1
Важная роль в законодательном процессе принадлежит Президенту РФ. Специфику форм его участия в законодательном процессе предопределяет особенность конституционного статуса Президента РФ как главы государства.
Полномочия Президента в законодательном процессе можно разделить на так называемые общие и специальные полномочия. К первым (общим) относятся право Президента вносить в парламент законопроекты в порядке законодательной инициативы, а также полномочия по участию в рассмотрении законопроекта путем присутствия на заседаниях палат, внесения поправок к законопроектам и др. Вторая группа полномочий Президента как участника законодательного процесса включает его исключительные права, определяемые статусом главы государства. Этими правами не наделен больше ни один субъект законодательного процесса. К ним относятся право Президента по подписанию и обнародованию федеральных законов, принятых палатами парламента, и право отклонять принятый Федеральным Собранием закон (право президентского вето).
- Троицкий, Н. А. Корифеи российской адвокатуры: моногр. / Н.А. Троицкий. — М.: Центрполиграф, 2015. — 416 c.
- Новиков, В. К. Организационно-правовые основы информационной безопасности (защиты информации). Юридическая ответственность за правонарушения. Учебное пособие / В.К. Новиков. — М.: Горячая линия — Телеком, 2015. — 178 c.
- Теория государства и права в вопросах и ответах:Учебно-методическое пособие. -5-е изд. исп. — Москва: ИЛ, 2015. — 725 c.
- Комаров, С. А. Общая теория государства и права / С.А. Комаров. — М.: Издательство Юридического института, 2012. — 608 c.
- Поручительство. Комментарии, судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2015. — 517 c.
В России четко определен круг лиц, которые обладают правом законодательной инициативы. Ст. 104 Конституции РФ гласит, что вносить законопроекты на рассмотрение нижней палаты парламента могут президент, Совет Федерации и его члены, депутаты Госдумы, правительство, а также законодательные органы субъектов федерации.
По вопросам ведения подобных инициатив это право также принадлежит Конституционному и Верховному судам. С 1992 года вносить законопроекты разрешили и прокурорам.
Определение 1
Закон является нормативным актом, который принимается в особом порядке в лице органа законодательной власти или по результатам референдума, выражающего волю народа. Также он обладает высшей юридической силой и регулирует самые важные общественные отношения.
Закон и его признаки можно классифицировать следующим способом:
- прием в лице органа законодательной власти или на основании референдума;
- подготовка и издание определяются в соответствии с Конституцией Российской Федерации и регламентом палат Федерального Собрания Российской Федерации;
- выражение воли и интересов народа;
- обладание высшей юридической силой, включая соответствие и непротиворечие всех подзаконных актов;
- регулировка самых важных, ключевых общественных отношений.
Замечание 1
На основании данных признаков закон выделяется в системе других нормативных актов и ему придается качество верховенства. Изменение или отмену закона, его понятия и видов, имеет право вносить исключительно тот орган, которым он был принят, в ограниченном порядке.
На основании юридической силы, можно классифицировать следующие виды законов. Наибольшую силу имеет Конституция (закон законов), которая также является основополагающим учредительным политико-правовым актом, закрепляющим конституционный строй, права и свободы граждан. Помимо этого, ею определяется форма правления и государственного устройства, а также учреждаются федеральные органы государственной власти.
Определение 2
Подзаконные акты являются актами, которые издаются на основе и для исполнения законов. У них меньшая юридическая сила, чем у законов, но они базируются именно на них.
В нормативно-правовом регулировании общественных отношений основное и определяющее место принадлежит законам, но у подзаконных актов также довольно важная роль в жизни общества, они играют вспомогательную и детализирующую функцию.
Конституция Российской Федерации
До принятия нового ФЗ документ проходит несколько таких стадий законотворчества:
- Внесение в Госдуму;
- Рассмотрение в Госдуме;
- Принятие нижней палатой Парламента РФ;
- Одобрение сенаторами в Совете Федерации (Совфед);
- Подписание действующим Президентом России.
После того, как по это схеме принимается новый закон РФ, его публикуют в СМИ.
Определенные госорганы РФ и должностные лица занимаются разработкой и принятием разнообразных федеральных законов. Таким правом наделены следующие участники законодательного процесса:
- законодательные органы регионов РФ;
- члены верхней палаты Парламента РФ — Совфеда;
- министры и сотрудники Правительство РФ;
- Президент России;
- российские суды — КАС, ВАС, ВС РФ;
- отдельные сенаторы и депутаты Государственной думы.
Схема принятия законов в РФ включает несколько стадий, начиная с составления законопроекта и заканчивая его одобрением.
Основные стадии принятия закона:
1. Законодательная инициатива. Самостоятельно составлять законопроект имеет право:
- Президент РФ.
- Депутаты Государственной Думы.
- Совет Федерации.
- Правительство РФ.
- Верховный, Конституционный и Высший арбитражный суд.
2. Анализ законопроекта в гос думе. Проект рассматривается в три этапа:
- При первом чтении рассматриваются общие вопросы.
- При втором анализируются детали и вносятся корректировки и дополнения;
- При третьем чтении поправки и изменения больше не вносятся. Законопроект одобряется или не одобряется Правительством РФ и Государственной Думой.
3. Одобрение закона Государственной Думой. Для принятия ФЗ, проводится голосование, в процессе которого большинство депутатов должно проголосовать «за». Срочные федеральные конституционные правовые акты одобряются, если за них проголосовали, как минимум, два-три человека. В течение пяти дней принятые законопроекты передаются Совету федерации на рассмотрение.
Законы РФ разрабатываются правительством Российской Федерации, после чего отправляются в Государственную думу на рассмотрение. Вместе с ними дополнительно предоставляется следующий список материалов и документов:
- Финансовый отчет экономической сферы России и предварительный социальный прогноз;
- Данные об исполнении бюджетного минимума за квартал прошлого года;
- Документы об оценке наличия денежных средств в федеральных бюджетах в будущем финансовом году;
- Пояснительная записка, текст которой содержит сведения об изменении положений в Федеральном законе.
Принятый законопроект приобретает юридическую силу и начинает действовать в последней редакции со дня одобрения и принятия его Государственной думой. Конституционный закон приобретает юридическую силу в момент его одобрения членами парламента. Сразу после этого он публикуется. Но, обычно, он вступает в силу через несколько дней после его принятия.
Закон в РФ — понятие, основные характеристики, функции, кто принимает
Так, на удобрения чтобы пустить, нужно сперва одобрить…
Федеральные конституционные законы одобряются, если за них проали больше 3 4 членов.подписание законов Президентом РФ. Принятый и одобренный закон передается на подпись Президенту РФ. который должен подписать или отклонить закон наложить вето в…
А куда он должен направляться? в вашу управляющую компанию?
Чтоб этот законопроект был одобрен представителями субъектов РФ, т. к. наша страна – федеративная.
В соответствии со статьей 94 Конституции РФ представительным и законодательным органом Российской Федерации является парламент Российской Федерации Федеральное собрание. Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. У каждой палаты свои полномочия.
Государственная Дума принимает законы, а Совет Федерации их утверждает. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.
1. Федеральные законы принимаются Государственной Думой.2. Федеральные законы принимаются большинством от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.3. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.4.
Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации.
В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.5.
В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном ании за него проало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.
P.S.: простое большинство – не 51%, а 50% + 1 голос.
КОНСТИТУЦИЯ ОСНОВНОЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, основные положения которой одобрены шестым Съездом народных депутатов Российской Федерации и Конституционной комиссией Российской Федерации.
3. Советом Федерации.
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ КОНСТИТУЦИОННЫЕ ЗАКОНЫ РФ ФКЗ один из видов законов, предусмотренных Конституцией РФ. ФКЗ принимаются квалифицированным большинством палат Федерального Собрания РФ
Под юридической силой международного договора следует понимать применимость данного документа в определенное время и на определенной территории, указанный в самом договоре, либо после его ратификации.
Статья 7. 1. Федеральные конституционные законы принимаются Государственной Думой и Советом Федерации, а федеральные законы принимаются Государственной Думой и одобряются Советом Федерации в порядке, предусмотренном Конституцией Российской…
Статья 15 Конституции гласит, что международные договоры РФ в случае противоречия с Конституцией, применяется международный договор, на практике такое не возможно, РФ не будет ратифицировать договоры, которые противоречат национальному законодательству) ) при ратификации договора, он проходит процедуру одобрения Федеральным собранием и имеет силу федерального закона. регулировать могут любые вопросы.
Законотворчество считают законодательным процессом рассмотрения и принятия Парламентом РФ нового закона Российской Федерации (ФЗ). Сначала в Государственную думу вносят законопроект, а в итоге президент России подписывает готовый документ.
Полномочиями на принятие конституционных или иных федеральных законов наделены те должностные лица и госорганы, которые являются участниками законодательного процесса.