Права ребенка в Российской Федерации проект

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Права ребенка в Российской Федерации проект». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Введение
1. «Мировая конституция» прав ребенка.
2. Основные положения Конвенции о правах детей.
3. Реализация Конвенции о правах ребенка в Российском законодательстве
4. Способы защиты прав и свобод детей:
4.1. Защита в судебном порядке.
4.2. Защита в административном порядке.
5. Анкетирование учащихся и социологический jпрос родителей.
5.1. Анкетирование учащихся и результаты.
5.2. Социологический опрос родителей и результаты исследований.
Заключение
Список литературы
Приложение

Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы и 54 статей, которые детализируют права каждого человека в возрасте до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.

Конвенцией установлены четыре принципа: не дискриминация; право на жизнь, выживание и развитие; наилучшее обеспечение интересов ребенка; уважение взглядов ребенка.

Конвенция признает за каждым ребенком — независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений национального, этнического и социального происхождения – право: на воспитание, развитие, защиту, на активное участие в жизни общества.

Конвенция указывает права ребенка и обязанности родителей, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.

Основные права ребенка в Конвенции, по сути, повторяют права взрослого по Всеобщей декларации прав человека: право ребенка на свободу мысли, совести, религии (ст. 14 п. 1); право свободно выражать свое мнение; право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. (ст. 27 п. 1)

Часть положений Конвенции более специфична. Государства, принявшие Конвенцию, должны принимать необходимые законодательные, административные, социальные, и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психического насилия, оскорбления, отсутствия заботы, грубого обращения, эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление со стороны родителей или любого другого лица, заботящегося о ребенке (ст. 19 п.1); признают право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлечениях (ст. 31 п. 1); признают право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью. (ст. 32 п. 1)

Следует отметить, что Конвенция выдвигает требования к образовательным процессам (ст. 29), которые должны быть направлены на: развитие личности; на воспитание уважения к родителям; на подготовку ребенка к сознательной жизни; на воспитание уважения к окружающей природе.

В статье 42 говорится о том, что государственные и учебно-воспитательные структуры обязаны широко информировать как взрослых, так и детей о принципах и положениях Конвенции. Именно школа в силу своей близости к семье может и должна стать важным элементом в системе контроля прав школьников, представленных Конвенцией.

Основные положения Конвенции о правах ребенка вошли в российское законодательство. Основные права и свободы человека зафиксированы в Конституции РФ. Конституционные нормы конкретизированы в отношении ребенка в Семейном кодексе РФ, Уголовном кодексе РФ, в законе «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», федеральных законах «Об общественных объединениях», «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации, согласно которым, главные защитники прав ребенка – родители.

Но родители не всесильны, им трудно обойтись без помощи государства. Значит следующий защитник прав детей – это государство, которое сообща с родителями должны обеспечивать и защищать все права детей.

О своих обязанностях по отношению к детям должны знать и помнить все взрослые. Но этого мало. Важно, чтобы свои права знали и умели защитить сами юные граждане Российской Федерации.

Анкетирование учащихся и результаты:

Среди учащихся 7- х классов Технического лицея было проведено анкетирование с целью исследовать уровень знаний учащихся своих прав и способов их защиты на материалах Конвенции ООН о правах ребенка.

  • Опрос показал, что большинство учеников нашего лицея (72 %) знают о существовании Конвенции о правах ребёнка, 18 % учащихся — не знают о существовании данного документа;
  • Большая часть учеников (98 %) не помнят, когда именно была принята Конвенция о правах ребенка и дали неправильный ответ и, лишь 2 % опрошенных смогли точно назвать её;
  • Большинство учащихся (88%) знают какие права и свободы гарантированы ребенку в Российской Федерации, 12 % респондентов затруднились ответить на этот вопрос;
  • 12 % опрошенных знают, кто является их главным защитником и смогли ответить на этот вопрос, 24 % — частично ответили, 12 % — затруднились ответить;
  • Результаты анкетирования помогли выяснить, что ни у кого из опрошенных права и свободы (в семье, школе, обществе) не нарушаются;
  • 88 % респондентов плохо представляют себе способы защиты своих прав, 12 % опрошенных знают о способах защиты своих прав.

Социологический опрос родителей

Был проведен социологический опрос родителей, в результате получены данные:

  • Опрос показал, что 50% опрошенных родителей считают, что дети должны иметь свои права, 18% родителей думают, что дети не нуждаются в правах, 32% респондентов полагают, что дети должны частично иметь свои права.
  • Большая часть родителей (70%) думает, что знакомить детей с их правами должна школа, 27% опрошенных желают сами дать знания, 3% считают, что дети сами должны изучать их.
  • Большая часть родителей (36%) думает, что знание прав помогает детям в жизни, 30% не уверенны, но склоняются к положительному варианту, а 27 % к отрицательному, и лишь 7% считают, что знание прав не пригодиться в жизни.

Проект:» Права ребенка».

Уполномоченный при Губернаторе Приморского края по правам ребенка Личковаха Анна Викторовна

Адрес: Приморский край, г. Владивосток, ул. Алеутская, д.45А, каб. 211
Тел./факс (423) 243-32-81

Прокуратура г. Владивостока
Адрес: Приморский край, г. Владивосток, ул. Петра Великого, 2
Телефон: 8(423)226-96-69

Органы опеки и попечительства

Территориальный отдел опеки и попечительства по административному Территориальному управлению Ленинского района Владивостокского городского округа

Адрес: Океанский проспект, 119, г. Владивосток, 690091 Телефон: 8(423) 244-82-94; 8(423) 244-82-94

Территориальный отдел опеки и попечительства по административному Территориальному управлению Первомайского района Владивостокского городского округа
Адрес: ул. О.Кошевого, 1 а, г. Владивосток, 690021 Телефон: 8(423) 227-82-76; 8(423) 227-82-76

Территориальный отдел опеки и попечительства по административному Территориальному управлению Первореченского района Владивостокского городского округа
Адрес: Океанский проспект, 119, г. Владивосток, 690091 Телефон: 8(423) 243-49-10; 8(423) 243-49-10 Территориальный отдел опеки и попечительства по административному Территориальному управлению Советского района Владивостокского городского округа

Адрес: ул. Русская, 96, г. Владивосток Телефон: 8 (423) 232-84-94; 8 (423) 232-84-94

Территориальный отдел опеки и попечительства по административному Территориальному управлению Фрунзенского района Владивостокского городского округа
Адрес: Океанский проспект, 119, г. Владивосток, 690091 Телефон: 8 (423) 244-64-19; 8(423) 244-64-19

Приморская краевая межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав

Адрес: Приморский край, г. Владивосток, ул. Алеутская, 45-а, каб.709-б

Телефон: 8 (423)243-19-22 Факс: (423)243-19-22

Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Парус надежды»

Адрес: Приморский край, г. Владивосток, ост. Океанская, ул. Маковского, д. 123

Телефон: 8(423)238-76-75; 8(423)238-80-35

Телефон доверия: 2497-268

Управление МВД России по г. Владивостоку

Адрес: Приморский край, г. Владивосток ул. Военное Шоссе, д.24

  • Темы проектов для ДОУ
  • Темы проектов для начальной школы
  • Темы по технологии в начальной школе
  • Темы проектов по технологии (девочки)
  • Темы проектов по технологии (мальчики)
  • Темы проектов по робототехнике
  • Темы проектов по ИЗО
  • Темы проектов по музыке
  • Темы проектов по английскому языку
  • Темы проектов по математике
  • Темы проектов по информатике
  • Темы проектов по биологии
  • Темы проектов по истории
  • Темы проектов по географии
  • Темы проектов по химии
  • Темы проектов по ОРКСЭ
  • Названия проектов

В Конституции Российской Федерации закреплено положение о том, что Россия является правовым государством, следовательно права граждан являются наивысшей ценностью.
Несовершеннолетние не являются исключением и их права также являются ценностью правового государства. К сожалению, не все граждане в нашем государстве знают свои права, и не все выполняют свои обязанности, а тем более несовершеннолетние.
Знание несовершеннолетними гражданами своих прав и выполнение обязанностей является залогом их гражданственности, ответственности, правового сознания и правомерного поведения, а также самостоятельности, толерантности, способности к социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Гипотеза: незнание несовершеннолетними своих прав и свобод, понижает их правовую грамотность.

Цель работы: повысить правовую грамотность несовершеннолетних за счет мероприятий направленных на популяризацию прав и свобод несовершеннолетних.

Задачи:

  • исследовать понятие и сущность прав и обязанностей несовершеннолетних,
  • проанализировать нормативно-правовые акты,
  • провести исследование правовой грамотности несовершеннолетних,
  • разработать план мероприятий, направленных на повышение правовой грамотности несовершеннолетних.

Предмет исследования: особенности формирования правовой культуры (знание прав и обязанностей) несовершеннолетних.

Объект исследования: правосознание и правовое поведение в подростковой среде.

Методологию исследования составили теоретические (анализ, объяснение) и эмпирические (анкетирование, обработка данных) методы исследования.

Проект по обществознанию на тему «Права ребёнка»

  • Поменять имя, фамилию и отчество
  • Жить за счет родителей
  • Выбирать, с кем из родителей жить после развода
  • Общаться с родными после развода родителей
  • Получить прописку по месту жительства родителя, даже если другие собственники против
  • Не соглашаться на усыновление, опекунство и восстановление родителей в правах
  • Делать покупки в магазине, получать призы и подарки с 6 лет
  • Подписывать договоры и совершать сделки с 14 лет
  • Распоряжаться своими деньгами и вкладами с 14 лет
  • Иметь свои вещи и не разрешать родителям ими пользоваться
  • Не платить штрафы, налоги и не возмещать причиненный вред
  • Учиться и лечиться за счет государства
  • Ходить в сад и школу рядом с домом
  • Учиться дома, а не в школе
  • Работать с 16 лет
  • Отказаться от лечения, прививок и обследований с 15 лет
  • Водить мопеды и легкие мотоциклы с 16 лет
  • Заниматься бизнесом и подрабатывать
  • Вступать в брак с 16 лет
  • Получать наследство, даже если завещание на других людей
  • Использовать налоговые вычеты при покупке недвижимости
  • Ездить за границу без сопровождения взрослых
  • Получить долю в доме или квартире, если на их покупку потратили маткапитал
  • Получить гражданство РФ
  • Защищать свои права и интересы
  • Требовать уведомления родителей при задержании
  • Участвовать в производстве по уголовным делам в присутствии родителей и педагога

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Правовое регулирование всех возникающих вопросов касательно защиты прав ребёнка основывают на Конвенции. Именно это документ – основополагающий среди всех перечисленных законов. Другими словами, Конвенция служит гарантией прав ребёнка в РФ. Но это не всё: есть многие другие моменты, которые требуется упомянуть.

Декларация прав ребёнка содержит ещё многие пункты относительно защиты детей и их жизни. В ней упоминается о защите сиротства, правах детей-инвалидов, защите от сексуального насилия, жестокого обращения. Ещё Декларация прав ребёнка содержит следующие гарантии:

  1. Защиту жилого пространства.
  2. Тайну телефонных переговоров и переписки.
  3. Неразглашение личных сведений, в частности, об усыновлении, личной жизни и т.д.
  4. Возможность получить помощь в случае лишения семьи. В таких случаях права несовершеннолетних детей защищает государство.
  5. Защиту от принуждения работать на вредном производстве.

Соблюдение прав каждого малолетнего человека – обязанность государственных органов. В частности это задача учреждений, отвечающих за опеку и попечительство. При возникновении серьёзных конфликтных ситуаций могут вмешаться прокуратура и суд.

Для этого сам ребёнок (или его родители) могут заполнить специальную форму заявления и отправить его в прокуратуру. Далее дело перейдёт в суд, который и будет регулировать права ребёнка.

Проект «Права ребенка»

Самый главный из них утверждает – каждый ребёнок имеет все основные права, которые должны признаваться как другими детьми, так и взрослыми. Запрещена дискриминация по таким признакам, как религия, язык, пол, цвет кожи, признак расы, политические или иные убеждения, национальное либо социальное происхождение, имущественное положение или любые другие обстоятельства, которые касаются как детей, так и членов их семьи.

В семейном праве говорится: чтобы ребёнок мог полноценно и гармонично развиваться, ему нужна любовь и понимание, что может дать только семья – родные или приёмные родители, опекуны.

Материальная и моральная обеспеченность, атмосфера любви в семейном кругу, ответственность родителей – всё это обеспечивает счастливое детство каждого малыша. Самое важное право несовершеннолетних детей – всегда оставаться с матерью и только в исключительных случаях допускается разлука с нею. Общество и органы публичной власти обязаны заботиться о соблюдении прав детей-сирот, у которых нет семьи и средств на существование.

Образование – важнейшее условие, от которого зависит не только карьера, но и благосостояние каждого гражданина. Поэтому в гражданском кодексе РФ говорится, что каждый ребёнок может бесплатно обучаться в школе. Причем государство законодательно регулирует так систему образования, чтобы она помогла каждому ученику:

  • культурно развиваться;
  • развивать личное суждение;
  • воспитывать моральную ответственность.

Всё это поможет каждому со временем приносит пользу обществу, давшему ему все эти возможности.

Ответственность за качество образования лежит не только на образовательных учреждениях, но и на родителях: ребёнку нужно обеспечить все условия для обучения, а также игр, цель которых – улучшение образования.

Что касается охраны здоровья, в права ребёнка в Конституции РФ имеются и пункты относительно охраны здоровья. В них говорится, что каждый несовершеннолетний обладает всеми правами и свободами в области медицинской помощи. Он может:

  1. Лечиться и проходить наблюдение в диспансере.
  2. Пользоваться льготными условиями по питанию и медицинской помощи.
  3. Получать информацию о своем состоянии здоровья в такой форме, которая, согласно защите прав детей, доступна его возрасту.
  4. Учиться и трудиться в тех условиях, которые исключают неблагоприятное воздействие на его здоровье разных факторов.

Что очень важно, защита прав ребёнка в РФ позволяет несовершеннолетним, достигшим 15-летнего возраста, добровольно согласиться или отказаться от медицинского вмешательства в письменной форме.

Теория и практика управления образованием

УДК 341.231.14 DOI: 10.14529^180401

ББК Х404.53

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ПРАВ РЕБЕНКА И ЕГО ЗАЩИТЫ

Т.В. Осипова1, Ж.Г. Почивалова2, О.В. Коляда3

1 Аппарат Уполномоченных по правам человека, правам ребенка и защите прав предпринимателей в Челябинской области, г. Челябинск, Россия, 2Уральский филиал Российского государственного университета правосудия, г. Челябинск, Россия,

3Челябинский государственный институт культуры, г. Челябинск, Россия

Ребенок всегда нуждался, нуждается и будет нуждаться во всесторонней заботе и поддержке со стороны государства и общества. Данная статья посвящена одной из актуальных государственно-правовых проблем России — правам ребенка, гарантированным Конституцией РФ. Представлены статистические данные, подтверждающие актуальность указанной проблемы. Определены предмет и эмпирическая основа исследования, сформулированы задачи исследования. Выделены международные, российские нормативные документы, охарактеризованы исследования ученых по проблеме прав ребенка и его защиты, а также ключевые понятия «детство», «права ребенка», «защита прав ребенка». Описан педагогический опыт в решении проблемы правового образования несовершеннолетних. Определены перспективы дальнейшего исследования.

Ключевые слова: детство, права ребенка, защита прав ребенка.

Введение. Права ребенка — это права человека применительно к несовершеннолетним (согласно Конвенции о правах ребенка и российскому закону — это лица, не достигшие 18 лет). В России во все времена существовала проблема прав ребенка, к сожалению, она неполностью решена и сегодня. Поэтому необходим комплекс мер, наделяющих ребенка правами, гарантирующими разностороннее его развитие, включающее правовое образование, и создающих систему правовых условий для реализации этих прав. На наш взгляд, комплекс указанных мер должен носить как юридический, так и педагогический характер.

Актуальность определяется тем, что правовые аспекты проблем защиты и поощрения прав ребенка, в том числе правового положения детей, нуждаются в определенном переосмыслении. Положения национального законодательства государств, в том числе нормативно-правовых актов, регулирующих правовое положение детей, неоднообразны.

Существуют различия в отношении определения понятий «ребенок», «детство», «права ребенка». Многие нормативно-правовые акты, регламентирующие правовое положение детей, регулирующие правовой статус ребенка, несогласованны, противоречивы. Тем не

менее интерес ученых к проблеме реализации прав ребенка подтверждает ее актуальность. Доказывается необходимость разрешения противоречий для создания эффективной системы защиты и поощрения прав ребенка; изучения отличительных признаков прав ребенка как несовершеннолетнего члена семьи.

Предметом исследования являются правовые нормы, призванные защитить права несовершеннолетних граждан, обеспечивающие их полноценное всестороннее развитие.

Цель исследования — доказать актуальность проблемы прав ребенка и выявить наиболее эффективные направления защиты прав ребенка.

Задачи исследования: определить проблемы правового воспитания и выявить педагогические условия, обеспечивающие защиту прав ребенка; изучить международные и конституционные основы, нормы действующего российского законодательства, определяющие правовой статус ребенка и регламентирующие вопросы обеспечения и защиты прав ребенка; рассмотреть систему органов власти, деятельность которых направлена на обеспечение и защиту прав ребенка; выделить исследования ученых по проблеме прав ребенка; определить перспективы дальнейшего исследования.

Методы исследования: анализ нормативных документов, аналитических материалов и исследований ученых, изучение и обобщение опыта работы Челябинской области по защите прав ребенка, метод перспективного анализа и метод актуализации.

Дети — общечеловеческая ценность, особая социально-демографическая группа, которая нуждается в заботе государства и общества. Будущее общества зависит от физического, интеллектуального и нравственного развития подрастающего поколения.

Состояние проблемы. Проблемы детства рассматриваются нами как совокупность различного рода трудностей, мешающих благоприятному гармоничному развитию личности подрастающего гражданина нашей страны. К проблемам детства относятся также рост заболеваемости детей социально обусловленными заболеваниями, бедность семей с детьми, рост социального сиротства, рост преступности, вооруженные конфликты, безработица, нравственная деградация, наркомания, токсикомания и алкоголизм среди детей; насилие по отношению к детям, различные формы эксплуатации детей, детская беспризорность и безнадзорность. Неблагоприятные тенденции, ухудшающие положение детей, создают угрозу будущему страны.

В Семейном кодексе Российской Федерации права и обязанности родителей тесно переплетаются между собой. Например, в ст. 63 говорится о правах и обязанностях по воспитанию и образованию: родители несут ответственность за то, чтобы их дети получили общее образование, но при этом родители имеют право выбрать, каким способом и где их дети будут его получать.

Ст. 61. Равенство прав и обязанностей родителей.

Ст. 62. Права несовершеннолетних родителей:

Несовершеннолетние родители имеют права на совместное проживание с ребенком и участие в его воспитании.

Ст. 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей:

Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

Родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учетом мнения детей до получения ими основного общего образования.

Ст. 64. Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей:

Родители обязаны вставать на защиту прав своих детей, если, конечно, это не противоречит интересам самих детей.

Ст. 65. Осуществление родительских прав:

Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.

Ст. 66. Осуществление родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка:

В ст. 66 разъясняется порядок осуществления родительских прав теми родителями, которые проживают отдельно от ребенка. В частности, родитель, с которым остался ребенок, не должен препятствовать общению бывшего (или нынешнего) супруга или супруги с ребенком.

Однако если родители так и не смогли прийти к соглашению (кстати, согласно ст. 66 СК, это можно сделать даже письменно), то спор между ними будет разрешаться с привлечением судебного законодательства, а также органов опеки и попечительства.

Ст. 68. Защита родительских прав:

Родители вправе требовать возврата ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или не на основании судебного решения. В случае возникновения спора родители вправе обратиться в суд за защитой своих прав.

Чтобы понять это отличие, необходимо рассмотреть два понятия. Первое — это правоспособность. Быть правоспособным- значит иметь все права, предусмотренные Конституцией РФ, причем правоспособностью человек обладает с рождения. Второе понятие — это дееспособность. Как раз дееспособным ребенок не является, так как она наступает частичная — с 14 лет, полная — с совершеннолетия, а значит и некоторыми правами ребенок сможет обладать только с этого момента, например, избирательное право.

Впервые в истории российского семейного права СК РФ устанавливает права детей в семье. «Он рассматривает детей не как объект «родительской власти», а как самостоятельных участников отношений с отцом и матерью, другими родственниками» — отмечает Ю.Ф. Беспалов[50]. В этой части семейное право приведено в соответствие с Конвенцией ООН о правах ребенка, участником которой Россия является с 1990 г. Конвенция признает ребенка личностью, имеющей право на физическое, умственное и социальное развитие в самом полном объеме, а также на свободное выражение своего мнения. Она подтверждает общеизвестную истину, что надежды на будущее любой страны связаны с молодым поколением ее граждан.

СК РФ, как и Конвенция ООН о правах ребенка, признает ребенком лицо, не достигшее 18 лет, и устанавливает основные права детей в семье, реализация которых обеспечивает ребенку возможности для нормального развития и получения надлежащего воспитания. К основным правам ребенка СК РФ относит: право жить и воспитываться в семье (ст. 54 СК РФ); право на общение с родителями и другими родственниками (ст. 55 СК РФ); право ребенка на защиту (ст. 56 СК РФ); право выражать свое мнение (ст. 57 СК РФ); право на имя (ст. 58 СК РФ); имущественные права ребенка (ст. 60 СК РФ).

Конвенция ООН о правах ребенка и СК РФ предусматривают право ребенка свободно выражать свое мнение. акрепление в ст. 57 СК РФ данного права ребенка свидетельствует о признании его личностью, о необходимости считаться с мнением ребенка. Как справедливо отмечает А.М. Нечаева, «налицо еще одно свидетельство стремления следовать положениям Конвенции о правах ребенка, линии на учет его волеизъявления, которое в определенных законом случаях имеет правовое значение, то есть обязательную силу. И государство использует эффективное средство поддержания интересов ребенка как личности»[51]. Ребенок может довести до сведения родителей и других членов семьи свою точку зрения по тому или иному вопросу, затрагивающему его интересы, в любой удобной для воспроизведения форме.

Значимость права ребенка выражать свое мнение достаточно лаконично определена М.В. Антокольской: «Учет мнения ребенка предполагает, что оно, во-первых, будет заслушано; во-вторых, при несогласии с мнением ребенка, лица, решающие вопросы, затрагивающие его интересы, обязаны обосновать, по каким причинам они сочли необходимым не следовать пожеланиям ребенка»[52].

«Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы…». В развитие этого положения законодатель предусматривает различные формы реализации права ребенка на выражение своего мнения, определяет случаи, когда мнение ребенка имеет правовое значение: во-первых, ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы; во-вторых, ребенок вправе быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства; в-третьих, учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам; в-четвертых, в случаях, предусмотренных СК РФ, органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего возраста десяти лет.

Конвенция предписывает «уделять внимание взглядам ребенка в соответствии с его возрастом и зрелостью». Исходя из этого в законодательстве и на практике придается различное правовое значение мнению ребенка в зависимости от его возраста.

Как полагает Н.Н. Тарусина, право ребенка выражать свое мнение «дифференцированно по двум критериям, действующим как порознь, так и совместно: по возрасту и значимости семейно-правового акта»[53]. В случаях, предусмотренных семейным законодательством, согласие ребенка старше 10 лет является обязательным.

Дети же младшего возраста, т.е. моложе 10 лет, имеют право на мнение в диспозитивном режиме: учет его обязателен, однако степень обязательности и мотивация иного решения отдается на усмотрение родителей, органа опеки и попечительства, суда. Императив ориентирован на «интересы ребенка», однако и здесь возможности конкретизации ситуационной нормы к казусу весьма объемны»[54].

Получается, что принятие во внимание или отклонение доводов детей, не достигших возраста 10 лет, является исключительной прерогативой родителей. Однако после достижения ребенком 10-летнего возраста учет его мнения родителями обязателен, исключение могут составить лишь те предложения и пожелания ребенка, реализация которых противоречила бы его интересам.

В ряде случаев закон придает воле ребенка, достигшего 10 лет, правовое значение, и определенные действия вообще не могут быть совершены, если ребенок возражает против этого. Речь идет об изменении фамилии и имени ребенка (ст. 59 СК РФ), восстановлении родителей в родительских правах (ст. 72 СК РФ), усыновлении ребенка (ст. 132 СК РФ), изменении фамилии, имени и отчества ребенка при усыновлении (ст. 134 СК РФ), записи усыновителей в качестве родителей ребенка (ст. 136 СК РФ), изменении фамилии и имени ребенка при отмене усыновления (ст. 143 СК РФ) и передаче ребенка на воспитание в семью (ст. 154 СК РФ).

Представляется, что перечень ситуаций семейно-правового характера, предполагающих получение обязательного согласия ребенка в возрасте старше 10 лет, должен быть расширен.

СК РФ не только наделяет ребенка соответствующими правами, но и предусматривает гарантии их осуществления. Одной из таких гарантий является закрепление в статье 56 СК РФ права ребенка на защиту своих прав и законных интересов. В международном праве устанавливается необходимость защиты прав ребенка от следующих угроз и посягательств:

произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь или посягательства на честь и достоинство (ст. 16 Конвенции о правах ребенка);

всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации (ст. 19 Конвенции о правах ребенка);

экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья, или служить препятствием в получении им образования, или наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию (ст. 32 Конвенции о правах ребенка);

незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ (ст. 33 Конвенции о правах ребенка);

всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения (ст. 34 Конвенции о правах ребенка);

бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания (ст. 37 Конвенции о правах ребенка);

всех других форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребенка (ст. 36 Конвенции о правах ребенка).

Статьи 4, 19 и 33 Конвенции о правах ребенка предусматривают различные меры защиты ребенка от различных угроз и посягательств. Это и разработка социальных программ с целью предоставления необходимой поддержки ребенку и лицам, которые о нем заботятся, а также законодательные, административные, просветительные и иные меры.

В Российской Федерации организационные, социальные, правовые и другие государственные мероприятия по защите прав ребенка осуществляются на основе специальных нормативных правовых актов[61].

Статья 56 СК РФ устанавливает, что непосредственная защита прав и законных интересов ребенка должна осуществляться родителями или лицами, их заменяющими (то есть усыновителями, опекунами, попечителями, приемными родителями), а в прямо предусмотренных СК РФ случаях — органами опеки и попечительства, прокурором и судом. Если ребенок, оставшийся без попечения родителей, находится в воспитательном учреждении или в учреждении социальной защиты, то защита его прав и интересов возлагается на администрацию этих учреждений согласно статье 147 СК РФ.

Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»[62] в мероприятиях по обеспечению защиты прав и законных интересов ребенка в органах образования, здравоохранения, труда и социального развития возможно участие по поручению органов опеки и попечительства и иных компетентных органов, педагогических, медицинских, социальных работников, психологов и других специалистов, которые в соответствии с законодательством РФ несут ответственность за работу по воспитанию, образованию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию ребенка.

Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия (эмансипация), а также приобретший полную дееспособность в связи с вступлением в брак, вправе самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе свое право на защиту.

Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо, при отсутствии такого согласия, по решению суда. Обязательным условием эмансипации является достижение несовершеннолетним шестнадцати лет и его работа по трудовому договору, в том числе по контракту, либо занятие с согласия родителей, усыновителей или попечителя предпринимательской деятельностью (п. 1 ст. 27 ГК РФ).

Несовершеннолетний может приобрести дееспособность в полном объеме и в случае вступления в брак (п. 2 ст. 21 ГК РФ). Несовершеннолетний, ставший полностью дееспособным, обладает юридической способностью (возможностью) самостоятельно, то есть своими действиями, приобретать гражданские права и обязанности, их осуществлять. Исключение представляют те права и обязанности, для приобретения которых федеральным законом установлен возрастной ценз. Например, статья 13 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии»[63], статья 22 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»[64].

Ребенок независимо от возраста вправе самостоятельно принимать некоторые меры в случае нарушения его законных прав и интересов. Например, при злоупотреблениях со стороны родителей, а также при невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями обязанностей по воспитанию, образованию ребенка. В таких ситуациях ребенку предоставлено право обратиться в орган опеки и попечительства, а по достижении четырнадцати лет — в суд. Родители могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности. Ребенок может быть незамедлительно отобран у родителей органом опеки и попечительства при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (ст. 77 СК РФ), а сами родители — лишены или ограничены в родительских правах в судебном порядке (ст. ст. 69, 73 СК РФ).

Зачастую не каждый ребенок знает о возможности защитить себя. Необходимо знакомить детей с их правами, в том числе на защиту, через школьную программу, через средства массовой информации.

Множество проблем возникает при рассмотрении дел о лишении родительских прав, что связано с ненадлежащим уровнем правового регулирования прав детей в семье. Так, суды достаточно формально подходят к данной категории дел, особенно в отношении детей, почти достигших совершеннолетия. На сегодняшний день сложилась порочная практика необоснованных отказов в исках по статье 69 СК РФ с предупреждением провинившегося родителя о том, что решение о лишении родительских прав будет вынесено в будущем, если поведение родителя не изменится.

Как правило, такие решения приводят к дальнейшему попранию прав ребенка, поскольку они выносятся во многих случаях не тогда, когда суд считает, что поведение родителя действительно изменится, а когда истец не смог доказать факты и обстоятельства, на которые он ссылается в иске. Суд же не выполняет обязанности по обеспечению прав сторон в гражданском процессе в части содействия в сборе доказательств по иску. Например, Коноваловой В.Н. было отказано в иске к Новосееву Б.Д. в защиту малолетнего сына Новосеева Константина о лишении отца ребенка родительских прав. Основанием данного иска было то обстоятельство, что Новосеев Б.Д. совершил умышленное преступление в отношении бывшей жены и ребенка, неоднократно привлекался к уголовной ответственности, от которой освобождался не по реабилитирующим основаниям, а в связи с актами амнистии, злоупотреблял родительскими правами, применял к сыну психическое насилие и т.д. Решение Тушинского районного суда г. Москвы г. Омска об отказе в иске было основано исключительно на утверждениях ответчика о выполнении им отцовских обязанностей. Коновалова не имела возможности пригласить адвоката или представителя, поэтому не знала о средствах и предмете доказывания по данному иску. В частности, не знала о возможности опроса в суде специалиста-психолога или проведении соответствующей экспертизы, а также о том, показания каких именно свидетелей имеют существенное значение для удовлетворения иска. Ей не было разъяснено право ходатайствовать об опросе ребенка в присутствии педагога и т.д. В целях защиты прав Константина юристы службы Уполномоченного составили жалобу на решение Тушинского районного суда и участвовали в рассмотрении жалобы в кассационном порядке. В результате незаконное решение было отменено, и дело направлено на новое судебное рассмотрение.[70]

Анализ судебной практики также показал, что большинство судей полагает «нецелесообразным» рассматривать иски о лишении родительских прав, если ребенку уже исполнилось 17 лет. Дела многократно откладываются, а затем по достижении ребенком совершеннолетия прекращаются. В результате дети не получают статуса оставшихся без попечения родителей и лишаются государственных гарантий по социальной защите, предусмотренных действующим федеральным и московским законодательством в жилищной, образовательной и других сферах.

Например, 17-летние Ивановы А. и Е. с малолетнего возраста остались без родительского попечения. Их родители злоупотребляли родительскими правами, оставили детей без жилья, средств к существованию, вели асоциальный образ жизни. Однако никто из органов по защите прав детей не счел необходимым принять меры, предусмотренные законом. А. сама обратилась к прокурору, а за Е. вступились сотрудники театральной студии, где девочка занималась в последние годы. Рассмотрении дела неоднократно отлагалось. Решения судов о лишении родительских прав вступили в законную силу: для А. за 10 дней, а для Е. за день до наступления совершеннолетия[71].

Также имеют место случаи оставления исков о лишении родительских прав, предъявляемых органами опеки и попечительства или внутренних дел, без рассмотрения из-за повторной неявки сотрудников этих служб в суд. То обстоятельство, что вынесение решения по данной категории дел нередко определяет всю дальнейшую судьбу ребенка, не принимается во внимание, а меры по вызову специалистов, защищающих интересы детей, в суд, как правило, носят формальный характер.

Для того, чтобы дети могли своевременно защитить свои права и реализовать предусмотренное СК РФ положение об обращении в суд, необходимо в ГПК РФ закрепить порядок реализации данного права.

Порядок разбирательства дел о лишении родительских прав регулируется гражданским процессуальным и семейным законодательством. Первое устанавливает общие, второе — специальные правила судопроизводства.

Статья 70 СК РФ устанавливает порядок лишения родительских прав: называет лиц, наделенных правом обратиться в суд с иском; предписывает обязательное участие в деле прокурора, органа опеки и попечительства и т.д.

Обратиться в суд с иском о лишении родительских прав могут: родитель, добросовестно выполняющий родительские права и обязанности; усыновитель (в случае сохранения при усыновлении личных неимущественных и имущественных прав между ребенком и одним из родителей); опекун (попечитель); приемные родители; прокурор; органы и учреждения, на которых возложена законом обязанность по охране прав несовершеннолетних детей (органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детские дома, школы-интернаты и т.д.); сам ребенок по достижении возраста 14 лет; фактический воспитатель (родственник ребенка).

Подросткам нельзя гулять по улице ночью без сопровождения их законных представителей. С 22 часов до 6 часов детям запрещено посещать скверы, парки или различные питейные заведения.

Подросткам нельзя ходить в ночные клубы и рестораны без родителей. Время с 22 до 6 часов считают ночным и региональные власти самостоятельно изменяют этот период (по сезону).

Несовершеннолетним считают гражданина РФ до 18 лет. Согласно Семейному кодексу РФ, дети пользуются имущественными или иными вышеприведенными правами и выполняют конкретные обязанности. Подросток получает необходимое образование, медицинские государственные услуги и др.

Родители, опекуны, усыновители должны соблюдать законодательство РФ о защите всех законных прав ребенка. Иначе эти граждане будут наказаны по всей строгости закона.

С рождением, ребенок получает сразу много прав. Эти права нужны ему для выживания, развития, защиты. Благополучие детей и их права всегда вызывали пристальное внимание международного сообщества. Среди международных документов по защите прав детей можно выделить два основных и наиболее значимых – это Декларация прав ребенка и Конвенция ООН о правах ребенка.

Декларация прав ребенка была принята резолюцией 13/86 (ХIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года. В преамбуле данного нормативного документа сказано: «…Генеральная Ассамблея провозглашает настоящую Декларацию прав ребенка с целью обеспечить детям счастливое детство».

Древний мудрец Ювенал говорил: «Детству следует оказывать величайшее уважение». Именно уважением к детям проникнута Конвенция о правах ребенка, которая была принята 20 ноября 1989 года Генеральной Ассамблеей ООН, а через год она была ратифицирована нашей страной. Этот документ закрепляет права детей всего мира на особую защиту и обязывает государства, которые подписали Конвенцию, уважать и гарантировать эти права.

Проект «Права ребенка»

Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы и 54 статей, которые детализируют права каждого человека в возрасте до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.

Конвенцией установлены четыре принципа: не дискриминация; право на жизнь, выживание и развитие; наилучшее обеспечение интересов ребенка; уважение взглядов ребенка.

Основные положения Конвенции о правах ребенка вошли в российское законодательство. Основные права и свободы человека зафиксированы в Конституции РФ. Конституционные нормы конкретизированы в отношении ребенка в Семейном кодексе РФ, Уголовном кодексе РФ, в законе «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», федеральных законах «Об общественных объединениях», «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации, согласно которым, главные защитники прав ребенка – родители.

Но родители не всесильны, им трудно обойтись без помощи государства. Значит следующий защитник прав детей – это государство, которое сообща с родителями должны обеспечивать и защищать все права детей.

О своих обязанностях по отношению к детям должны знать и помнить все взрослые. Но этого мало. Важно, чтобы свои права знали и умели защитить сами юные граждане Российской Федерации.

Анкетирование учащихся и результаты:

Среди учащихся 7- х классов Технического лицея было проведено анкетирование с целью исследовать уровень знаний учащихся своих прав и способов их защиты на материалах Конвенции ООН о правах ребенка.

  • Опрос показал, что большинство учеников нашего лицея (72 %) знают о существовании Конвенции о правах ребёнка, 18 % учащихся — не знают о существовании данного документа;
  • Большая часть учеников (98 %) не помнят, когда именно была принята Конвенция о правах ребенка и дали неправильный ответ и, лишь 2 % опрошенных смогли точно назвать её;
  • Большинство учащихся (88%) знают какие права и свободы гарантированы ребенку в Российской Федерации, 12 % респондентов затруднились ответить на этот вопрос;
  • 12 % опрошенных знают, кто является их главным защитником и смогли ответить на этот вопрос, 24 % — частично ответили, 12 % — затруднились ответить;
  • Результаты анкетирования помогли выяснить, что ни у кого из опрошенных права и свободы (в семье, школе, обществе) не нарушаются;
  • 88 % респондентов плохо представляют себе способы защиты своих прав, 12 % опрошенных знают о способах защиты своих прав.

Социологический опрос родителей

Был проведен социологический опрос родителей, в результате получены данные:

  • Опрос показал, что 50% опрошенных родителей считают, что дети должны иметь свои права, 18% родителей думают, что дети не нуждаются в правах, 32% респондентов полагают, что дети должны частично иметь свои права.
  • Большая часть родителей (70%) думает, что знакомить детей с их правами должна школа, 27% опрошенных желают сами дать знания, 3% считают, что дети сами должны изучать их.
  • Большая часть родителей (36%) думает, что знание прав помогает детям в жизни, 30% не уверенны, но склоняются к положительному варианту, а 27 % к отрицательному, и лишь 7% считают, что знание прав не пригодиться в жизни.

В начале работы я выдвинул гипотезу, что учащиеся 7 классов недостаточно знают свои права и не знают к кому можно обратиться за помощью. Мои предположения подтвердились. В ходе работы убедился, что данная тема весьма актуальна. Изучил литературу, провел анкетирование среди учащихся нашего лицея и социологический опрос среди родителей, обработал данные, проанализировал и сделал выводы.

Считаю, современное общество не может и не должно позволять себе нарушение прав ребенка. «Как можно больше уважения к ребенку, его правам, заботы о нем, любви к нему». Мировое сообщество создало правовую базу для защиты прав детей – в 1989 году была принята Конвенция о правах ребенка, где провозглашались права детей от рождения до достижения ими совершеннолетия. Конвенция является обязательным документом для государств, которые подписали этот документ. К 1998 году 190 стран приняли Конвенцию о правах ребенка.

Опрос показал, что права детей в повседневной жизни практически не нарушаются. В нашем лицее ученики 7-х классов, в основном, имеют представление о правах ребенка, но многие не знают в какие органы и учреждения они могут обратиться в случае нарушения своих прав для их защиты.

Для этого я составил Информационно-правовую памятку «Право на каждый день».

Считаю, что мои цели на данном этапе достигнуты, но на этом не нужно останавливаться. Мне стала интересна данная тема, и я готов и дальше развивать знания по этому вопросу.

  1. Белянинова Ю. В. Как защитить права своего ребенка : юридический путеводитель родителей. – М.: Юрайт , 2007. — 170 с. Свердловская ОУНБ; КХ; Формат М; Инв. номер 2281940-КХ
  2. Болотова Е. Л. Права ребенка в современной России. — М. : Школьная Пресса , 2005. — 96 с. Свердловская ОУНБ; ЕФ; Шифр 67.623; Авторский знак Б795; Формат С; Инв. номер 2261302-ЕФ
  3. Бондаренко О. А. Права ребенка в Российской Федерации : конституционно-правовой аспект // Юристъ — правоведъ. — 2010. — N 1. — С. 72-76.
  4. Бурковская А. А. О правовых аспектах защиты прав детей в судебном порядке // Вестник Российской правовой академии. — 2010. — N 1. — С. 12-16.
  5. Глушкова С.И. Права ребенка : международные стандарты и Россия. — Екатеринбург : Б. и. , 2003. — 206 с. Свердловская ОУНБ; КХ; Шифр 67.9; Авторский знак Г555; Инв. номер 2246382-КХ Свердловская ОУНБ; ЕФ; Инв. номер 2246381-ЕФ
  6. Дети: защита от эксплуатации : законодательство РФ о правах ребенка, полномочия органов государственной власти, международный опыт борьбы с детским трудом. – М. , 2007. — 96 с. Свердловская ОУНБ; СБ; Шифр 67.9; Авторский знак Д382; Формат С; Инв. номер 2279798-СБ
  7. Детская конституция». Как, опираясь на законы, действенно защищать права детей : комментарии, советы и рекомендации юриста А.Н. Тарасенковой и экономиста Т.А. Масловой. — М.: Российская газета , 2005. — 192 с. Свердловская ОУНБ; ЕФ; Шифр 67.62; Авторский знак Д386; Формат С; Инв. номер 2260785-ЕФ
  8. Егоров А. Конвенция о правах ребенка : итоги и перспективы // Вопросы социального обеспечения. — 2009. — N 23. — С. 5-6.
  9. Комитет ООН по правам ребенка, российские НПО и права детей в России. — М. : Право ребенка , 2000. — 104 с. СОУНБ; Шифр 67.911+67.624.4; Инв. номер 2219086-КХ
  10. Король И. Г. Личные неимущественные права и обязанности ребенка //Российское правосудие. — 2010. — N 4 (48). — С. 58-63.
  11. Конституция РФ. Текст и справочные материалы. – М.: Эксмо, 2009.
  12. Куликова А.А. Защита прав ребенка. – М.: Изд-во Эскмо, 2010.
  13. Егоров А. Конвенция о правах ребенка: итоги и перспективы // Вопросы социального обеспечения. — 2009. — N 23. — С. 5-6.

Основные права несовершеннолетних детей в России

В соответствии со СК, защита прав и законных интересов несовершеннолетних в Российской Федерации осуществляется родителями – именно они, как уже было сказано, осуществляют представительство детей в отношениях с любыми физлицами или организациями. Для этого родителям не требуется специального разрешения – достаточно документов, подтверждающих их родство с ребенком.

При этом, согласно СК, ребенок должен быть защищен и от посягательств со стороны родителей. Закон предусматривает такие формы его правовой защиты, как:

  • юрисдикционная, то есть защита со стороны органов опеки, правоохранительных органов, прокуратуры и суда;
  • неюрисдикционная, то есть самозащита – несовершеннолетний вправе самостоятельно обращаться в орган опеки, а с 14 лет – и в суд.

Очевидно, что в силу возраста и незрелости ребенок не в состоянии самостоятельно обеспечить защиту своих интересов.

(в ред. Федеральных законов от 20.07.2000 N 103-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 21.12.2004 N 170-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ, от 30.06.2007 N 120-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 28.04.2009 N 71-ФЗ, от 03.06.2009 N 118-ФЗ, от 17.12.2009 N 326-ФЗ, от 21.07.2011 N 252-ФЗ, от 03.12.2011 N 377-ФЗ, от 03.12.2011 N 378-ФЗ, от 05.04.2013 N 58-ФЗ, от 29.06.2013 N 135-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 02.12.2013 N 328-ФЗ, от 29.06.2015 N 179-ФЗ, от 13.07.2015 N 239-ФЗ, от 28.11.2015 N 358-ФЗ, от 28.12.2016 N 465-ФЗ, от 18.04.2018 N 85-ФЗ, от 04.06.2018 N 136-ФЗ, от 27.12.2018 N 562-ФЗ, от 16.10.2019 N 336-ФЗ, от 27.12.2019 N 514-ФЗ, от 08.06.2020 N 178-ФЗ, от 31.07.2020 N 303-ФЗ, от 05.04.2021 N 77-ФЗ, от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

Принят
Государственной Думой
3 июля 1998 года

Одобрен
Советом Федерации
9 июля 1998 года

Настоящий Федеральный закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.

Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие понятия:

ребенок — лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия);

дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, — дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии; дети — жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети — жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в образовательных организациях для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода (специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа); дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи; (в ред. Федеральных законов от 30.06.2007 N 120-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 08.06.2020 N 178-ФЗ)

социальная адаптация ребенка — процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, а также процесс преодоления последствий психологической или моральной травмы;

социальная реабилитация ребенка — мероприятия по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций, восполнению среды жизнеобеспечения, усилению заботы о нем;

социальные службы для детей — организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие мероприятия по социальному обслуживанию детей (социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, медицинских, психолого-педагогических, правовых услуг и материальной помощи, организации обеспечения отдыха и оздоровления, социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, обеспечению занятости таких детей по достижении ими трудоспособного возраста), а также граждане, осуществляющие без образования юридического лица предпринимательскую деятельность по социальному обслуживанию граждан, в том числе детей; (в ред. Федеральных законов от 21.12.2004 N 170-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 28.11.2015 N 358-ФЗ)

социальная инфраструктура для детей — система объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые оказывают социальные услуги гражданам, в том числе детям, и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, отдыха и оздоровления, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей; (в ред. Федеральных законов от 21.12.2004 N 170-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 28.11.2015 N 358-ФЗ)

отдых детей и их оздоровление — совокупность мероприятий, направленных на развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований и требований обеспечения безопасности жизни и здоровья детей; (в ред. Федерального закона от 02.12.2013 N 328-ФЗ)

Законодательство Российской Федерации об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, соответствующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области защиты прав и законных интересов ребенка.

Как законы защищают детей в России

1. К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации относятся:

установление основ федеральной политики в интересах детей;

выбор приоритетных направлений деятельности по обеспечению прав и законных интересов ребенка, охраны его здоровья и нравственности;

Абзацы четвертый и пятый — Утратили силу. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

формирование и реализация федеральных целевых программ защиты прав ребенка и поддержки детства и определение ответственных за исполнение таких программ органов, учреждений и организаций;

Абзацы седьмой и восьмой — Утратили силу. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

установление порядка судебной защиты и судебная защита прав и законных интересов ребенка;

исполнение международных обязательств Российской Федерации и представительство интересов Российской Федерации в международных организациях по вопросам защиты прав ребенка;

установление основ государственного регулирования. (в ред. Федеральных законов от 28.12.2016 N 465-ФЗ, от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

2. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации относятся реализация государственной политики в интересах детей, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), безнадзорных детей, детей-инвалидов, организация и обеспечение отдыха и оздоровления детей (за исключением организации отдыха детей в каникулярное время), разработка и утверждение списка рекомендуемых туристских маршрутов (других маршрутов передвижения) для прохождения группами туристов с участием детей в рамках осуществления самодеятельного туризма и для прохождения организованными группами детей, находящихся в организациях отдыха детей и их оздоровления, размещение его на официальном сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сети «Интернет». (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 17.12.2009 N 326-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 18.04.2018 N 85-ФЗ)

Ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

1. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, должностные лица указанных органов в соответствии со своей компетенцией содействуют ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов с учетом возраста ребенка и в пределах установленного законодательством Российской Федерации объема дееспособности ребенка посредством принятия соответствующих нормативных правовых актов, проведения методической, информационной и иной работы с ребенком по разъяснению его прав и обязанностей, порядка защиты прав, установленных законодательством Российской Федерации, а также посредством поощрения исполнения ребенком обязанностей, поддержки практики правоприменения в области защиты прав и законных интересов ребенка. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

2. Родители ребенка (лица, их заменяющие) содействуют ему в осуществлении самостоятельных действий, направленных на реализацию и защиту его прав и законных интересов, с учетом возраста ребенка и в пределах установленного законодательством Российской Федерации объема дееспособности ребенка.

3. Педагогические, медицинские, социальные работники, психологи и другие специалисты, которые осуществляют функции по воспитанию, обучению, охране здоровья, социальной поддержке и социальному обслуживанию ребенка, содействию его социальной адаптации, социальной реабилитации, могут участвовать в установленном законодательством Российской Федерации порядке в мероприятиях по обеспечению защиты прав и законных интересов ребенка в государственных органах и органах местного самоуправления. (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

4. Общественные объединения (организации) и иные некоммерческие организации могут осуществлять деятельность по подготовке ребенка к реализации им своих прав и исполнению обязанностей. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Международное законодательство о правах ребенка Российское законодательство о правах ребенка

Права и обязанности детей и родителей в Семейном кодексе

Статья 55. Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками

1. Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка.
В случае раздельного проживания родителей ребенок имеет право на общение с каждым из них. Ребенок имеет право на общение со своими родителями также в случае их проживания в разных государствах.
2. Ребенок, находящийся в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу, нахождение в лечебном учреждении и другое), имеет право на общение со своими родителями (лицами, их заменяющими) и другими родственниками в порядке, установленном законом.


  • Разное
  • Английский язык
  • Астрономия
  • Алгебра
  • Биология
  • География
  • Геометрия
  • Детские презентации
  • Информатика
  • История
  • Литература
  • Математика
  • Медицина
  • Менеджмент
  • Музыка
  • МХК
  • Немецкий язык
  • ОБЖ
  • Обществознание
  • Окружающий мир
  • Педагогика
  • Русский язык
  • Технология
  • Физика
  • Философия
  • Химия
  • Шаблоны, картинки для презентаций
  • Экология
  • Экономика
  • Юриспруденция

Несовершеннолетнему с рождения должно принадлежать имя, фамилия и отчество. Первое родители выбирают по обоюдному согласию. Отчество дается по имени отца. В том или другом субъекте РФ могут быть установлен иной порядок. Права детей в России включают в себя возможность несовершеннолетнего иметь семью и общаться с родственниками. Социально, психически или физически неполноценным несовершеннолетним должен быть обеспечен специфический режим, особое обучение и забота, необходимые им ввиду их состояния.

Каждый ребенок имеет на это право. Кроме родителей, близкими людьми считаются:

  • Дедушки.
  • Бабушки.
  • Братья.
  • Сестры.
  • Тети.
  • Дяди и прочие.

Необходимо отметить, что реализация данного права не должна зависеть от того, состоят ли родители в браке или нет. Сегодня судебная практика такова, что при разводе несовершеннолетний остается, как правило, с матерью. При этом в большинстве случаев в решении устанавливается право отца и прочих родственников видеться и общаться с ребенком.

Во избежание развития беспризорности и детской преступности, органы местной и государственной власти обязаны обеспечить заботу детям, оставшимся без родителей. К решению этого вопроса должны быть подключены общественные организации, органы попечительства и опеки. В России предусмотрен порядок устройства таких детей в семьи. Это осуществляется посредством усыновления, установления опекунства и прочими способами.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *