Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека означает». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Следующие ориентиры помогут понять, какая форма обучения подойдёт вашему ребёнку:
- Очное обучение подойдёт, если ребёнку нравится ходить в массовую школу, отсутствуют конфликты или претензии к образовательному процессу, вас устраивает качество обучения.
- Очно-заочное обучение подойдёт, если у ребёнка есть дополнительные занятия (например, профессиональный спорт или творческая карьера), и нужно больше свободного времени.
- Заочное обучение подойдёт, если вас устраивает школьная программа, но вы хотите, чтобы ребёнок осваивал её самостоятельно.
- Семейное обучение и самообразование подойдут, если вас не устраивает качество обучения в массовой школе, ребёнку не нравится туда ходить, у него есть дополнительные хобби (любительские или профессиональные), нужен индивидуальный подход или вы часто переезжаете.
Нормативно-правовые основы образовательной деятельности
Отечественное законодательство наделяет родителей правом выбора способа образования для их ребёнка. Важно разбираться в существующих формах образования и обучения, чтобы понять, какие возможности даются.
Свобода выбора получения образования имеет две формы — учиться в школе и вне её. Школьное обучение подразделяется на несколько видов — выделяют очную, очно-заочную и заочную формы обучения. А образование вне школы называется либо семейным (с первого по девятый класс), либо самообразованием (10 и 11 классы).
Принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования представляют собой общие начала, основные положения, в которых находит выражение сущность государственной образовательной политики и образовательного права, их основные черты, проявляются закономерности их развития.
Государственная политика в сфере образования представляет собой совокупность различных мероприятий, действий, решений и т. д. государственных органов, объединенных общей целью — поступательным развитием российского образования. Определяя государственную политику в сфере образования как целенаправленную деятельность государства по развитию образования, нужно понимать, что одним из основных направлений такой деятельности является нормативно-правовое регулирование отношений, возникающих в сфере образования. Поэтому законодатель неслучайно объединяет и фактически отождествляет в комментируемой статье принципы государственной политики и принципы правового регулирования.
Что касается принципов правового регулирования отношений в сфере образования, или принципов образовательного права, то они обеспечивают единообразные подходы к формированию норм законодательства об образовании и их применению, а также используются для устранения пробелов в образовательном праве.
В целях регулирования образовательных отношений используются как общеправовые принципы, охватывающие все отрасли права, так и специальные (отраслевые) принципы, распространяющиеся только на сферу образования.
Общеправовые принципы, используемые для регулирования отношений в сфере образования, ― это принципы законности, гуманизма, демократизма, гласности, единства прав и обязанностей, и др.
Ряд общеправовых принципов в трансформированном виде, уточненном применительно к регулированию отношений в сфере образования, закреплен в Федеральном законе об образовании в качестве специализированных принципов образовательного права. Это, прежде всего, касается таких норм-принципов, как запрет дискриминации в сфере образования, гуманистический характер образования, демократизм в управлении образовательным учреждением и т. д.
Рассмотрим каждый из перечисленных в комментируемой статье принципов.
1. Признание приоритетности образования.
Провозглашение приоритетности образования непосредственно вытекает из конституционной нормы, в соответствии с которой человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина составляют обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ)[1].
Государство заинтересовано в неуклонном развитии образования, так как с этим напрямую связаны:
— вопросы соблюдения прав и свобод человека и гражданина;
— успешное развитие российской экономики и социальное благополучие нации;
— состояние национальной безопасности.
Сфера образования представляет собой объект правового регулирования не только в связи с реализацией конституционного права на образование и иных основных прав и свобод человека и гражданина, но и как отрасль экономики, от состояния которой во многом зависит будущее государства, одна из важнейших составляющих социально-культурной жизни общества, а также как фактор национальной безопасности.
Закрепление приоритетного характера развития образования нацелено на создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития Российского государства, обеспечение высокого качества жизни в России и упрочения национальной безопасности.
Не случен тот факт, что первый нормативный правовой акт новой российской государственной власти был посвящен именно образованию. В преамбуле Указа Президента РСФСР от 11 июля 1991 г. № 1 «О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР»[2] говорится о приоритетности сферы образования, исключительной значимости образования для развития интеллектуального, культурного и экономического потенциала России.
Курс на приоритетность сферы образования государство реализует посредством:
— создания развитой нормативно-правовой базы, формирования самостоятельной отрасли законодательства в сфере образования (нормативная составляющая государственной политики в сфере образования);
— финансирования системы образования и создания благоприятных экономических предпосылок для развития российского образования (финансово-экономическая составляющая государственной политики в сфере образования);
— формирования оптимальной структуры организации и управления образованием (организационно-управленческая составляющая государственной политики в сфере образования);
Что такое право на выбор формы образования и как им воспользоваться
Светскость образования определяется соблюдением следующих правовых критериев:
- недопустимость установления какого-либо мировоззрения, в том числе религиозного, в качестве обязательного в образовательных учреждениях;
- недопустимость вмешательства религиозных и общественных объединений в управление любыми образовательными учреждениями;
- недопустимость передачи религиозным и общественным объединениям полномочий и функций администраций государственных и муниципальных образовательных учреждений;
- обеспечение прав учащихся и преподавателей на свободу совести и слова;
- недопустимость принуждения при обучении религии или изучении религиозной культуры, а также к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем;
- недопустимость проведения в государственных и муниципальных образовательных учреждениях религиозных обрядов;
- недопустимость направленности образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях на профессиональную религиозную (духовную) подготовку служителей религиозного культа.
Принцип светскости образования – это реализация человеком свободы совести, обеспечение свободы выбора мировоззрения и устранение угрозы дискриминации по религиозным убеждениям.
Что касается практической составляющей обеспечения этого права, то его финансирование по остаточному принципу, в десятки раз меньшее, чем процент от ВВП, выделяемый на образование в лучшие годы существования Советской власти, не подтверждает фактического выполнения этого принципа.
А вот второй принцип может быть поддержан. Он запрещает дискриминацию в сфере образования (п.
2).
На наш взгляд, это означает неукоснительное обеспечение конституционного права каждого на образование и ответственность родителей за получение образования их несовершеннолетними детьми.
Такой подход к обучению дает возможность студентам убедиться в правильности выбора профессии задолго до окончания ВУЗа или разочароваться в ней и быстро переквалифицироваться.
Кроме того, работа в университетском офисе позволяет выпускнику позиционировать себя, как опытного специалиста, что дает возможность американскому студенту сразу же после получения диплома претендовать именно на ту должность, о которой он мечтал.
Вместо заключения После изучения особенностей американской системы образования можно сделать однозначный вывод: без глобальных изменений в российской системе образования, которые обеспечат свободу выбора дисциплин нашим студентами, и проведения правильного менеджмента руководителями ВУЗов, потенциал нашей страны невозможно реализовывать в полной мере.
Государственные школы это сплошное принуждение. Во-первых, существуют законы об обязательном посещении школ.
Эти законы считают преступлением уклонение родителей от записи детей от 6 до 17 лет в школу.
Во-вторых, принудительной является вся система финансирования налогами.
Обязательное посещение школы наряду с обязательным финансированием устанавливают защищаемую государством монополию в этом виде услуг. Как всегда в монопольном бизнесе, публичные школы ужасно неэффективны и дороги, и не особенно интересуются пожеланиями или состоянием потребителей.
Потребители (родители и ученики) не могут уклоняться от их услуг, даже когда им очень не нравится то, что происходит в школе.
Остальные (налогоплательщики) не могут уклоняться от оплаты государственных школ, даже если они не пользуются их услугами и считают, что от них больше вреда, чем пользы.
А вот в США ситуация кардинально противоположная – практически все выпускники ВУЗов в дальнейшем всю жизнь работают по выбранной в школьные годы специальности, и крайне редко сожалеют о сделанном выборе.
Как американцам удается этого добиться? Чтобы узнать это, предлагаем вам ознакомиться с особенностями профориентации американской образовательной системы.
Профориентация на практике: все дело в личном опыте Огромное отличие между российским образованием и образованием в США является возможность выбора индивидуальных учебных программ – в Америке, студенты могут лично выбирать учебные дисциплины.
То есть, если вас заинтересовал определенный курс, можете сначала, расспросить о нем у студентов, которые его уже выбрали.
Свобода выбора получения образования
2 Свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания 2
3 3. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые 3
4 4. В образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования — общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации), педагогический совет (в образовательной организации высшего образования — ученый совет), а также могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации. 4
5 1. Система управления стала более открытой 2. Усилилась ориентация образования на интересы потребителей 3. Укрепилась ресурсная база образовательного учреждения 4. Повысилась прозрачность расходования средств 5. Уменьшилось число конфликтов 6. Усилилось влияние родителей на жизнь образовательного учреждения 7. Другое 5
6 6 Формализм и имитация Недостаточный уровень освоения стратегических полномочий Не развито вертикальное и горизонтальное взаимодействие Низкая компетентность общественных управляющих
8 Этап 1: создание Совета по введению ФГОС и рабочей группы по разработке проекта введения ФГОС Этап 2: определение изменений в существующей образовательной системе для приведения ее в соответствие с требованиями ФГОС Этап 3: разработка проекта модернизированной образовательной системы начальной ступени школы Этап 4: разработка плана-графика модернизации образовательной системы начальной ступени школы Этап 5: реализация запланированных изменений в образовательной системе образовательного учреждения 8
9 Алгоритм действий по введению ФГОС в школе создание Совета по введению ФГОС и рабочей группы по разработке проекта введения ФГОС определение изменений в существующей образовательной системе для приведения ее в соответствие с требованиями ФГОС разработка проекта модернизированной образовательной системы начальной ступени школы разработка плана-графика модернизации образовательной системы начальной ступени школы реализация запланированных изменений в образовательной системе образовательного учреждения Роль органов ГОУ в процессе внедрения ФГОС оценка готовности ОУ к введению в ФГОС изучение и формирование социального заказа участие в обсуждении и разработке ОП ОУ, согласование ОП информационная поддержка формирование общественного мнения содействие развитию материально-технического оснащения внесение предложении по корректировке программы развития. 9
10 Повестка дня образовательной политики Новые стандарты образования Формы индивидуализации образования Поддержка талантов Образовательная среда Самостоятельность (новые организационно-правовые формы) Новая модель финансирования (муниципальное задание) Здоровье обучающихся Межкультурная коммуникация Коррупция и «поборы» «Место» для ГОУ разработка и утверждение программ развития согласование образовательных программ планирование и контроль бюджета организации участие в формировании муниципального задания регулирование сферы платных услуг (шире – договорных отношений) контроль качества условий обучения общественное наблюдение и экспертиза в сфере оценки качества образования поддержка и более полное использование образовательного потенциала семьи 10
Конституции РФ о приоритете прав и свобод человека и гражданина третьим принципом государственной политики в области образования комментируемой статьёй объявлен гуманистический характер образования, приоритет защиты жизни и здоровья, прав и свобод человека. Учитывая поликультурный и многонациональный характер российского общества, Закон устанавливает принцип сочетания единства образовательного пространства с защитой и развитием национальных культур, культурных традиций и интеграцией России в мировое образовательное пространство. Логичным продолжением названного выше выступает 4-й принцип — единства образовательного пространства.
Человек просто замолкает или начинает судорожно оглядываться по сторонам в надежде на подсказку: в зависимости от атмосферы в коллективе, сердобольные одноклассники начинают либо тихонько подсказывать, либо кричать со своих мест, не давая отвечающему возможность подумать. Вера во всемогущий Правильный Ответ настолько фундаментальна, что поколебать ее очень трудно. Во-первых, школьники уверены, что он есть всегда, в во-вторых — что он должен быть только один.
Действительно, зачем пытаться размышлять, если для получения хороших оценок нужно просто заучить механизм? Минимум напряжения — максимум результата. ©Jaime Monfort Несмотря на возникающие сложности, я решила продолжать в том же духе — стало понятно, что нужно искать такие формы, задания и пособия, в которых изначально не предполагается один правильный ответ или, по крайней мере, нужно приложить усилия, чтобы его найти.
Сравнение либерала, консерватора и либертарианца Следует ли принуждать молодых американцев служить в каком-либо качестве во имя «служения отечеству»? Либерал: Да, у всех есть обязанность служить другим ради общественного блага. Консерватор: Да, когда это оправдано нуждами национальной обороны. Либертарианец: Нет. Рабство есть рабство, даже если оно маскируется эвфемизмом «призыв в армию» или «служение отечеству».
Следует ли правительству США помогать американскому бизнесу в тяжёлые для экономики времена давая льготные кредиты под низкий процент? Либерал: Да. Это сохранит рабочие места, а американские трудящимся необходима вся возможная помощь, которую они могут получить в пору спада или депрессии. Консерватор: Да. Правительству следует помогать бизнесу остаться на ногах. Это свободное предпринимательство. Либертарианец: Нет.
Правительство может помочь некоторым предприятиям, лишь ограбив другие предприятия или налогоплательщиков. Никто не имеет права получать ссуды за счёт другого. (См. главу 8.) Как лучше всего решать проблему бюджетного дефицита? Либерал: Поднять налоги и сократить военные расходы. Консерватор: Не поднимать налоги, но уменьшить социальные расходы.
Либертарианец: Урезать все федеральные расходы и налоги чтобы стимулировать производительность. Ограничить функции федерального правительства вопросами национальной обороны и защиты наших конституционных прав от нарушений со стороны властей штатов и местных администраций. Система социального обеспечения продолжает идти к банкротству.
Имеется ли долговременное решение этой проблемы? Либерал: Нам потребуется и впредь увеличивать налоги, поскольку пожилые люди имеют право уйти на заслуженный отдых.
Нам следует повышать эффективность налоговых кредитов, меняя местные законы или законы штатов, чтобы дать возможность ученику менять школу по своему выбору. Не только родители должны иметь налоговые кредиты. Обеспеченные лица или корпорации могли бы выплачивать стипендии стольким школьникам, скольким пожелают и получать снижение налогов на всю сумму стипендий. Налоговые кредиты должны быть доступны и для родителей, которые учат детей дома.
Не только родители школьников, но и состоятельные индивидуумы или компании могли бы предоставлять ученические стипендии учащимся для расширения их выбора образования фактически не тратя наличных средств, благодаря налоговым кредитам. В итоге конкуренция положила бы конец защищённому монопольному положению государственных школ.
Свободу выбора получения образования согласно склонностям и
Необходимо отметить, что наряду с единством образовательного пространства при реализации этого принципа должны учитываться этнокультурные традиции народов Российского многонационального государства. Учитывая нарастающие процессы интеграции России в мировое образовательное пространство, а также свободное перемещение обучаемых и научных кадров в другие государства, пятым принципом комментируемой статьёй 3 Закона Об образовании в Российской Федерации заявлен принцип создания благоприятных условий для интеграции системы образования России с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе (п. 5).
1. Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах:
1) признание приоритетности образования;
2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;
3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;
4) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;
5) создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе;
6) светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
7) свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;
8) обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;
9) автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;
10) демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями;
11) недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования;
12) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.
2. Правительство Российской Федерации ежегодно в рамках обеспечения проведения единой государственной политики в сфере образования представляет Федеральному Собранию Российской Федерации доклад о реализации государственной политики в сфере образования и опубликовывает его на официальном сайте Правительства Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет»).
В Российской Федерации существует две формы получения образования:
- в образовательной организации,
- вне образовательной организации.
Главное различие между формами образования заключается в том, кто несёт ответственность за обучение ребёнка. В первом случае это образовательная организация, а во втором ответственность возлагается на самих родителей. Они выбирают учебные пособия, программу, педагогов и расписание самостоятельно.
Право выбора в образовании подразумевает, что ребёнок не обязан учиться в традиционной массовой школе.
Две формы получения образования подразделяются на пять форм обучения.
Закон и здесь предоставляет свободу выбора образования. Так получать образование в образовательной организации можно в очной, очно-заочной и заочной формах.
Следующие ориентиры помогут понять, какая форма обучения подойдёт вашему ребёнку:
- Очное обучение подойдёт, если ребёнку нравится ходить в массовую школу, отсутствуют конфликты или претензии к образовательному процессу, вас устраивает качество обучения.
- Очно-заочное обучение подойдёт, если у ребёнка есть дополнительные занятия (например, профессиональный спорт или творческая карьера), и нужно больше свободного времени.
- Заочное обучение подойдёт, если вас устраивает школьная программа, но вы хотите, чтобы ребёнок осваивал её самостоятельно.
- Семейное обучение и самообразование подойдут, если вас не устраивает качество обучения в массовой школе, ребёнку не нравится туда ходить, есть дополнительные хобби (любительские или профессиональные), нужен индивидуальный подход или вы часто переезжаете.
Для очного обучения обычно документы подаются в школу по месту регистрации.
Если ребёнок «прописан» в другом месте, и возможности сделать регистрацию по месту жительства нет, можно подать документы в другую школу.
Но важно помнить, что в приоритете — дети, прописанные на территории, закреплённой за школой. Придётся надеяться на места в желанной школе, которые останутся после окончания приёма «по прописке».
Если вы выбрали очно-заочноеобучение, нужно обговорить с администрацией школы график её посещения и аттестаций. Обычно очно-заочники появляются в школе несколько раз в неделю или реже.
На заочном обучении тоже нужно быть в контингенте школы и знать график аттестаций. А также важно продумать, как осваивать программу — своими силами, с помощью репетиторов или онлайн-школы.
Для перехода на семейное обучение воспользуйтесь нашей пошаговой инструкцией. Вкратце — потребуется уведомить органы власти, подобрать школу для промежуточных аттестаций и организовать учебный процесс.
Внимание ФЗ “Об образовании”)Одним из принципов демократического государства и общества является свобода. Применительно к сфере образования речь идет о свободе выбора обучаемыми форм получения образования и форм обучения в пределах, предоставляемых системой образования.Данный постулат нашел свое отражение в п.
7…..
ВВЕДЕНИЕ 1. Свобода выбора получения образования – как основной принцип государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования: общая характеристика. 2. Законодательные предпосылки для реализации принципа свободы выбора получения образования.
3. Свобода, предоставляемая педагогическим работникам в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания. ЗАКЛЮЧЕНИЕ п. 7 ч. 1 ст.
Государственные школы это сплошное принуждение. Во-первых, существуют законы об обязательном посещении школ.
Всё большее число взрослых признают, что не умеют читать или писать. Колледжи и университеты обнаруживают, что вновь поступившие нуждаются в дополнительной подготовке в чтении, письме и умении рассуждать.
Очевидно, что выбрасывать больше налоговых долларов на финансирование этой отжившей системы, бессмысленно. Больше всего страдают дети малоимущих и представителей меньшинств. Грамотность в школах гетто не превышает 40%.
Лично меня интересовал только один вопрос — можно ли носить кеды или нужно все время быть на каблуках? Я с ужасом представляла, что придется целыми днями ходить в неудобной одежде и изображать из себя умудренную опытом и знаниями даму. К счастью, лицей, куда я пришла работать, — либеральное учебное заведение.
Единственное, о чем меня попросили, — не носить глубокие декольте и шорты. Молодому идеалисту в школе легко не было никогда. Несмотря на то, что я пыталась устроиться в разные школы, взяли меня только туда, где я училась сама.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ
- ЛИЦЕЙСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКА С ПОЗИЦИЙ АКСИОЛОГИИ 2020 / Аль-Янаи Елена Константиновна
- Педагогические классы как социокультурный и социально-экономический феномен в историческом аспекте 2020 / Якимов Олег Геннадиевич
- Организация пространства подготовки специалистов в учреждениях профессионального образования 2018 / Ходусов Александр Николаевич, Кононова Светлана Александровна
- МАЛАЯ АКАДЕМИЯ ЛИНГВИСТИКИ И МЕЖДУНАРОДНОЙ КОММУНИКАЦИИ КАК РЕСУРС ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ 2021 / Ярославова Елена Николаевна, Полякова Юлия Вячеславовна, Шестакова Людмила Ивановна
- Модель организации профильно-ориентированной исследовательской деятельности старшеклассников на основе проективного подхода 2017 / Хромова Ольга Владимировна, Яковлева Татьяна Александровна, Багинская Татьяна Петровна
Образование — это результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, условие подготовки человека к жизни. Цель образования: приобщение человека к достижениям культуры, ретрансляция и сохранение культурного наследия.
Стремительное развитие науки и связанных с ней технологий производства обусловливает общие тенденции в развитии образования.
А1. По Конституции РФ, обязательным является
1) среднее профессиональное образование
2) высшее профессиональное образование
3) основное общее образование
4) полное среднее образование
А2. Итоговая аттестация учащихся, освоивших программу среднего (общего) образования, проходит в форме
1) школьного экзамена
2) контрольной работы
3) Государственной итоговой аттестации
4) Единого государственного экзамена
A3. Верно ли, что?
А. Получение образования — и право и обязанность человека.
Б. Родители обязаны обеспечить детям возможность получения высшего образования.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А4. Верно ли, что?
А. Дополнительное образование заменяет необходимость получения школьного образования.
Б. Дополнительное образование можно получить в любом возрасте.
А1. Родителям принадлежат право и обязанность обеспечить получение детьми
1) начального образования
2) основного общего образования
3) среднего профессионального образования
4) высшего профессионального образования
А2. Государство гарантирует общедоступность и бесплатность
1) дополнительного образования
2) высшего образования
3) обучения в музыкальных школах
4) среднего профессионального образования
A3. Верно ли, что?
А. Государство гарантирует общедоступность и бесплатность среднего образования в любых образовательных учреждениях страны.
Б. После окончания школы обязательно получение высшего или среднего профессионального образования.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А4. Верно ли, что?
А. Малоимущие граждане получают материальную поддержку государства для получения образования.
Б. Государство устанавливает федеральные образовательные стандарты.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
В1. Заполните пропуски в предложениях.
Тема 1.7. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность
Мы с вами продолжаем подготовку к ЕГЭ по обществознанию. Сегодняшняя тема будет довольно короткой и философской, поэтому вам не придется запоминать большое количество информации. Достаточно будет лишь разобраться в том, что же такое “свобода”, “ответственность” и “необходимость”. С этой темой, как и со всем блоком Человек и общество, проблем возникнуть не должно. Приступаем к теории!
Россия — светское государство!
Автор: ООО «Издательская Группа «Основа»
Организация: ООО «Издательская Группа «Основа»
Населенный пункт: г. Москва
План лекции
1. Фундаментальные основы государственной политики в области образования.
2. Закон «Об образовании в Российской Федерации».
3. Приоритетный национальный проект «Образование».
4. Государственная программа «Развитие образования» на 2013-2020 гг.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ-273, Федеральный закон) под образованием понимается единый целенаправленный процесс воспитания и обучения являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
В РФ проводится плановая комплексная и масштабная работа по развитию образования, затрагивающая все уровни исполнительной власти, а также образовательные организации всех форм собственности.
1. Фундаментальные основы государственной политики в области образования.
Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации, что закреплено в Статье 43 Конституции Российской Федерации, которая гласит:
1. Каждый имеет право на образование.
2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
Фундаментальными основами государственной политики в области образования в Российской Федерации являются:
Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной.
Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.
Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и устанавливаемых законодательно образовательных стандартов и требований, если образование данного уровня гражданин получает впервые, в порядке, предусмотренном законами Российской Федерации.
Общее образование является обязательным.
Современное образование – это одно из средств решения важнейших проблем не только общества, но и отдельных индивидов. В любом государстве характер системы образования определяется социально-экономическим и политическим строем, а также культурно-историческими и национальными особенностями страны. Требования общества к образованию выражаются в системе принципов государственной образовательной политики. Целью государственной политики в этой сфере является создание условий для реализации гражданами своих прав на образование, по своей структуре и качеству соответствующее потребностям развития экономики и гражданского общества.
Принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования представляют собой общие начала, основные положения, в которых находит выражение сущность государственной образовательной политики и образовательного права, их основные черты, проявляются закономерности их развития.
Государственная политика в сфере образования представляет собой совокупность различных мероприятий, действий, решений и т. д. государственных органов, объединенных общей целью — поступательным развитием российского образования. Определяя государственную политику в сфере образования как целенаправленную деятельность государства по развитию образования, нужно понимать, что одним из основных направлений такой деятельности является нормативно-правовое регулирование отношений, возникающих в сфере образования. Поэтому законодатель неслучайно объединяет и фактически отождествляет в комментируемой статье принципы государственной политики и принципы правового регулирования.
Что касается принципов правового регулирования отношений в сфере образования, или принципов образовательного права, то они обеспечивают единообразные подходы к формированию норм законодательства об образовании и их применению, а также используются для устранения пробелов в образовательном праве.
В целях регулирования образовательных отношений используются как общеправовые принципы, охватывающие все отрасли права, так и специальные (отраслевые) принципы, распространяющиеся только на сферу образования.
Общеправовые принципы, используемые для регулирования отношений в сфере образования, ― это принципы законности, гуманизма, демократизма, гласности, единства прав и обязанностей, и др.
Ряд общеправовых принципов в трансформированном виде, уточненном применительно к регулированию отношений в сфере образования, закреплен в Федеральном законе об образовании в качестве специализированных принципов образовательного права. Это, прежде всего, касается таких норм-принципов, как запрет дискриминации в сфере образования, гуманистический характер образования, демократизм в управлении образовательным учреждением и т. д.
Рассмотрим каждый из перечисленных в комментируемой статье принципов.
1. Признание приоритетности образования.
Провозглашение приоритетности образования непосредственно вытекает из конституционной нормы, в соответствии с которой человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина составляют обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ)[1].
Государство заинтересовано в неуклонном развитии образования, так как с этим напрямую связаны:
— вопросы соблюдения прав и свобод человека и гражданина;
— успешное развитие российской экономики и социальное благополучие нации;
— состояние национальной безопасности.
Сфера образования представляет собой объект правового регулирования не только в связи с реализацией конституционного права на образование и иных основных прав и свобод человека и гражданина, но и как отрасль экономики, от состояния которой во многом зависит будущее государства, одна из важнейших составляющих социально-культурной жизни общества, а также как фактор национальной безопасности.
Закрепление приоритетного характера развития образования нацелено на создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития Российского государства, обеспечение высокого качества жизни в России и упрочения национальной безопасности.
Не случен тот факт, что первый нормативный правовой акт новой российской государственной власти был посвящен именно образованию. В преамбуле Указа Президента РСФСР от 11 июля 1991 г. № 1 «О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР»[2] говорится о приоритетности сферы образования, исключительной значимости образования для развития интеллектуального, культурного и экономического потенциала России.
Курс на приоритетность сферы образования государство реализует посредством:
— создания развитой нормативно-правовой базы, формирования самостоятельной отрасли законодательства в сфере образования (нормативная составляющая государственной политики в сфере образования);
— финансирования системы образования и создания благоприятных экономических предпосылок для развития российского образования (финансово-экономическая составляющая государственной политики в сфере образования);
— формирования оптимальной структуры организации и управления образованием (организационно-управленческая составляющая государственной политики в сфере образования);
— подготовки научно-педагогических кадров для сферы образования (кадровая составляющая государственной политики в сфере образования);
— укрепления связи образования и науки (академическая составляющая государственной политики в сфере образования);
— развития международных контактов и академической мобильности (международная составляющая государственной политики в сфере образования).
- Всероссийский открытый урок
- Технология (мальчики)
- Технология
- Технология (девочки)
Классификация информационной продукции
- Изобразительное искусство
- Музыка
- Информатика
- Математика
- Геометрия
- Алгебра и начала математического анализа
- Алгебра
- Испанский язык
- Английский язык
- Немецкий язык
- Французский язык
- Основы безопасности жизнедеятельности
- Физическая культура
- История
- География
- Обществознание
- Экология
- Россия в мире
- Право
- Окружающий мир
- Экономика
1) наличие у жениха и невесты постоянного источника доходов 2) проживание жениха или невесты отдельно от родителей 3) наличие у жениха и невесты профессионального образования 4) достижение женихом и невестой брачного возраста 5) владение жениха и невесты русским языком 6) добровольное согласие жениха и невесты
Ответ: 4) достижение женихом и невестой брачного возраста 6) добровольное согласие жениха и невесты
Гражданка РФ Альбина Ф. исповедует ислам. К какой группе прав (свобод) относится свобода совести и вероисповедания?
Ответ. личные
Привлекая обществоведческие знания, составьте краткое (из 5–7 предложений) сообщение об отклоняющемся поведении, используя все приведённые ниже понятия.
Социальные нормы, отклоняющееся поведение, преступление, наркомания, алкоголизм, моральная ответственность.
Ответ. Отклоняющееся поведение – поведение, которое не соответствует социальным нормам. Отклоняющееся поведение имеет совершенно разные формы. Оно может выражаться в наркомании, алкоголизме, преступности. Хотя отклоняющееся поведение может иметь и положительные формы, например, может выражаться в героизме. Так или иначе, моральная ответственность за отклонения от норм лежит как на нарушителе, так и на всем обществе.
Принцип нравственного и глобального гуманизма. От него производны остальные принципы, опирающиеся на такие его ценности, как добро, справедливость, человечность.
Принцип уважения человеческого достоинства утверждает значимость всякой человеческой личности вне зависимости от ее социального статуса. Он сформулирован как максима основных законов всех демократических государств: «Человеческое достоинство ненарушимо»; предполагает уважительное отношение к каждому со стороны других людей, а также общества и государства.
Принцип свободы прав человека выражает идею защиты человека от произвола сильных или наделенных властью, освобождения от патерналистской опеки и диктата с чьей-либо стороны. Стремление людей к свободе возникло не из-за желания избавиться от социальных ограничений (что в принципе невозможно), а из потребности иметь существование, где был бы простор для утверждения и развития собственного «Я». Человек свободен, только если способен сообразовывать свое поведение с законами человеческой природы. Абсолютная несвобода порождает полную безответственность.
Принцип равноправия. Это важное условие межличностных отношений, в которых проявляется признание в каждом человеке личности и полноправного члена человеческого союза.
Правовое равенство — универсальный способ выражения юридического равновесия, т.е. сочетания интересов отдельных людей, отдельных социальных групп и слоев населения, разных народов и национальностей.
- Образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов