Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как открыть учебный центр для детей». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Когда детским центрам нужна лицензия — в «Деле»
Напомним: если детский центр занимается образовательной деятельностью, ему нужна лицензия и без нее работать нельзя. Об этом мы рассказывали в прошлой статье. Но есть исключение: если ИП работает лично, без сотрудников-педагогов, лицензия не нужна.
Все остальные клубы без лицензии не должны ничему учить. Зато вот чем они могут заниматься:
- присматривать за детьми;
- развлекать;
- проводить занятия для социализации и общего развития.
Разберем, что можно и чего нельзя детским центрам в каждом из этих случаев.
Свой бизнес: образовательный центр для детей и подростков
Развлекательные клубы есть почти в каждом торговом центре: там можно оставить ребенка, пока ходишь по магазинам, или заказать праздник, шоу-программу, квест. В клубе много игрушек, лабиринты, батуты, горки, а с детьми работают аниматоры, инструкторы, организаторы. Прийти и уйти можно в любое время. Фиксированных занятий нет, а родители платят по часам или за мероприятие.
Такие клубы работают под ОКВЭДом 93.29.9 — «Деятельность зрелищно-развлекательная прочая».
У Михаила (это вымышленное имя) детские центры в двух городах и франчайзинговая сеть. Он рассказал, что думает о лицензиях.
— У меня два детских центра. В них мы готовим детей к школе, занимаемся ментальной арифметикой, скорочтением и каллиграфией. Такие центры не нужно было лицензировать, пока в 2013 году не приняли новый закон об образовании.
Один из моих детских центров работает с лицензией. Пятнадцать лет назад я начал заниматься дополнительным образованием взрослых, организовал курсы повышения квалификации и получил лицензию для дополнительного образования. Позже просто добавил занятия для детей.
Когда я открыл второй клуб в торгово-офисном центре, я тоже хотел его лицензировать. Мы пригласили пожарного инспектора для проверки помещения, он постучал по стенам и сказал, что перегородки из гипрока не пойдут. Как минимум одна стена должна быть несгораемой, поэтому разрешения работать в этом помещении он не дал.
Мы пригласили пожарного инспектора для проверки помещения, он постучал по стенам и сказал, что перегородки из гипрока не пойдут
Менять место было затратно, но проблема даже не в этом. У нас в городе почти нет помещений с пожарным выходом и тремя туалетами, как требуется для детских центров. Либо цена за аренду такая, что детскому клубу не потянуть.
Если лицензируешь клуб, раз в три года будут приходить проверки. К последней я готовился три месяца, похудел на четыре килограмма. Зато когда лицензии нет, ты в списках департамента образования не значишься, и проверка придет только если жалоба или форс-мажор. Поэтому один из центров я не стал лицензировать.
Я завуалировал образовательную деятельность: взял клубный ОКВЭД, педагогов оформил инструкторами-модераторами. Мы как бы не обучаем никого, просто проводим время за изучением английского. Многие центры работают именно так.
Чтобы центр развивался, нужны педагоги. Но если в штате педагоги, нужна лицензия. Чтобы избежать лицензирования, руководители или никак не оформляют педагогов, или оформляют по трудовому договору консультантами, инструкторами.
Иногда ИП берет ОКВЭДы «аренда» и «консультационная деятельность», приглашает других ИП с педагогическим образованием и сдает им свое помещение. То есть сам предприниматель клуб не держит, а отдает место для занятий с детьми. Ему лицензия не нужна и приглашенным предпринимателям тоже — каждый из них работает сам. Кажется, всем хорошо. Проблема в том, что тогда каждому педагогу нужно открыть расчетный счет, поставить онлайн-кассу и деньги принимать, заключать договоры с родителями. Не каждый педагог на это пойдет.
За образовательной деятельностью в области присматривают восемь сотрудников. Они по плану проверяют детские сады, школы, дома творчества и всех, у кого уже есть лицензия. Им некогда бегать по клубам. Мы тоже стараемся не давать повода для проверок и соблюдать законы: официально регистрируемся, платим налоги, по-честному занимаемся с детьми.
Юридический консультант Марина Петрова поделилась мыслями о мнении владельца детского клуба:
— Требования к небольшим клубам с образовательными занятиями кажутся избыточными. Клубу с двумя преподавателями и парой классов затруднительно работать по правилам, которые написаны для домов творчества с четырьмя сотнями детей. Но есть требования закона, которые касаются жизни и здоровья, их нужно выполнять. Например, закон запрещает открывать клубы в цоколе, потому что там не хватает дневного света и свежего воздуха.
С ограничениями можно работать. Если в цоколе полноценные окна и хорошая вентиляция, я рекомендую пригласить Роспотребнадзор для консультации. Они осмотрят помещение и могут его одобрить.
ИП не нужно получать заключение МЧС для оформления лицензии. Но правила пожарной безопасности соблюдать нужно. Иначе при проверке клуб могут оштрафовать. Чтобы просчитать пожарные риски, можно обратиться в компанию, которая делает пожарные аудиты. Она расскажет, как действовать.
Найти подходящее помещение сложнее всего. Понимаю тех, кто открывался пять—десять лет назад: место насиженное, уходить не хочется и затратно, как говорит Михаил. Но, если руководитель решил заниматься этим бизнесом всерьез, я бы порекомендовала готовиться к переезду.
Плановые проверки проходят обычно раз в три года. В образовании, социальных услугах, здравоохранении и некоторых других сферах — раз в два года. Бывает, что плановые проверки вовсе не приходят. Повод для внеплановой — жалоба или решение прокуратуры.
Часто предприниматели говорят: «Буду работать, как работал. Что мне грозит, если придут? Заплачу штраф». Но помимо штрафа, проверяющие напишут список требований, которые нужно исправить. Если требования проигнорировать, будет суд и, возможно, приостановка деятельности клуба. Иными словами, собственник или выполняет требования проверяющих, или закрывается.
Если дети занимаются в клубе с лицензией, родители могут получать налоговые вычеты, оплачивать занятия материнским капиталом, а в будущем — и сертификатами дополнительного образования.
Как открыть детский развивающий центр
Если вы планируете оказывать образовательные услуги, без дальнейшей аттестации и выдачи дипломов и сертификатов, то лицензия на ваш бизнес не требуется. Если вы все же хотите выдавать документы об образовании, то вам предстоит получить лицензию на образовательную деятельность. Оформить документ вы можете в региональном органе управления образованием. Сразу стоит отметить, что процедура — непростая, и требует серьезного подхода к сбору необходимых бумаг. Так, вам понадобятся заверенные нотариусом копии учредительных документов и копии документов, подтверждающие, что у вас имеется помещение для работы, заявление на лицензию, учебный план, документы, подтверждающие кадровое обеспечение. Кроме того, вам предстоит пройти проверку контрольно-надзорных органов, после которой необходимо получить заключение пожарного и санитарно-эпидемиологического надзоров, без которых получение лицензии невозможно. В среднем, вам придется потратить около двух месяцев на ее оформление.
Будьте готовы к тому, что основная нагрузка на центр придется в вечернее время, когда дети возвращаются из школ и детских садов. Поэтому постарайтесь подумать, как заполнить утренние и дневные часы работы, чтобы помещение не пустовало. Возможно, вам придется разработать систему скидок и акций. Тоже самое касается и летнего сезона, когда наступает пора отпусков.
В сфере образовательных услуг важно качество. Поэтому для грамотной организации учебного процесса лучше воспользоваться профильными педагогическими методиками, которые разработаны с учетом возрастных особенностей детей, их эмоциональных и физических потребностей. Благодаря четко выстроенным образовательным системам, вы сможете добиться положительных результатов в обучении ваших подопечных.
Основательница театральной студии «Юнона» Елена Яковлева рекомендует:
Я рекомендую нанять методиста (специалист по методике преподавания какого-либо предмета — прим. ТАСС), который поможет вам составить качественные учебные планы. Он точно знает, какой профильной методики лучше придерживаться, и как грамотно организовать образовательный процесс, который будет понятен не только педагогам, но и родителям. Таких специалистов вы можете найти в школах, частных образовательных центрах, а также в муниципальных домах творчества или культуры.
Прежде чем озадачиться вопросом, как открыть детский развивающий центр, стоит разобрать, что же это такое. Детский центр развития представляет собой организацию, в которой работают профессиональные воспитатели и подготовленные педагоги. Сущность деятельности этих специалистов заключается в помощи детскому развитию. Не у всех педагогов, которые любят работать с маленькими детьми, есть возможность открыть собственный развивающий центр, поэтому насущная потребность в создании такого образовательного учреждения есть.
Развивающие центры для дошкольников условно разделяются на два типа: общие и узконаправленные. Первый вид является общеразвивающим, а второй делает упор на определённую сферу знаний (например, лепка, художественное развитие, изучение иностранных языков и так далее).
Ещё одним критерием разделения различных центров по типам является длина каждого занятия: взаимодействие может продолжаться всего пару часов либо растягиваться на целый вечер или рабочий день. В последнем случае группа для развития детей будет полезна тем родителям, которые не могут найти, с кем оставить ребёнка в рабочее время, а в садик по каким-то причинам отдать его не могут или не хотят.
Чтобы открыть детский клуб, потребуется:
- изучить рынок уже имеющихся детско-образовательных услуг вашего района;
- составить бизнес-план с учётом расходов и предположительных доходов, а также срока окупаемости;
- зарегистрировать фирму в Федеральной налоговой службе;
- арендовать помещение или подготовить уже имеющееся;
- нанять достаточное количество персонала;
- приобрести оборудование, расходные обучающие материалы и пособия;
- получить лицензию (требуется не всегда).
Для поддержания требования законности открытие детского центра должно сопровождаться созданием организации, юридического лица. Для подобного предприятия подойдёт форма ИП (индивидуальный предприниматель) или ООО (общество с ограниченной ответственностью).
Чтобы правильно выбрать вид деятельности при регистрации, рассмотрите следующие варианты:
- 11 – дошкольное образование;
- 41 – доп. образование для родителей/детей;
- 12 – общее начальное образование;
- 51 – организация учреждений клубного типа;
- 05 – различные персональные услуги.
Как открыть детский развивающий центр с нуля
Как всё же открыть детский центр развития
После того, как с выбором вида деятельности (ОКВЭД) вопрос будет решён, останется подобрать подходящую систему налогообложения: подойдёт упрощённая УСН или единая ЕНВД. Если в названии организации будет фигурировать слово «образовательный», потребуется также получить лицензию.
Для успешного прохождения лицензирования потребуется собрать такой пакет документов:
- заявление от руководителя проекта;
- разрешение пожарной службы;
- уставные документы и другая учредительная организационная документация;
- разрешение санитарной эпидемиологической станции;
- договор об аренде (если помещение планируется снимать);
- документы о штатном составе организации;
- правоустанавливающие документы.
Чтобы открыть детский развлекательный центр, который будет приносить доход, нужно подобрать правильное помещение. Оно должно быть по размеру минимум 100-120 квадратных метров (числа представлены для небольшого детского центра). Планировка центра включает в себя игровую комнату, туалет, спальню (не нужна, если занятия будут короткими), приёмную (для посетителей и родителей), кабинеты для профильных специалистов (воспитателей, психологов).
Если помещение будет находиться в подвале или полуподвале, санстанция не даст разрешение на организацию работы детского центра.
Остальные требования к помещению, которых лучше придерживаться:
- высота потолков – не менее трёх метров;
- аккуратный ремонт (желательно в светлых или ярких тонах);
- необходимый температурный режим – от 19-ти до 22-х градусов по шкале Цельсия;
- наличие двух выходов (главного и запасного, пожарного);
- потолки – с побелкой или покрытием из эмульсионной краски;
- стены – гладкие, с возможностью производить ежедневную влажную уборку;
- полы, не содержащие дефектов, нескользкие, без щелей и других повреждений;
- регулярная ежедневная уборка;
- наличие шкафчиков для хранения вещей каждого ребёнка группы;
- размещение розеток на расстоянии 1,8 м от уровня пола;
- достаточная вентиляция комнат.
Согласно требованиям санитарно-эпидемиологических правил помещение для детского заведения должно быть отдельным, то есть выделенным в отдельный блок. Это может быть нежилое, соответствующим образом оборудованное помещение.
Открытие детского развивающего центра не может состояться без необходимого оборудования и других нужных вещей:
- мебель (стулья, парты, зеркала, полки, кресла или диванчики, шкафчики, качели, горки, доска, полки для игрушек и другого обучающего реквизита);
- учебные принадлежности (учебники для дошкольников, тетради, информационные карточки);
- игрушки (с сертификатами качества);
- канцелярия (ручки, карандаши, фломастеры, краски, кисточки, наборы для творчества, пластилин и другие пластичные материалы, альбомы, маркеры, цветная бумага, обучающие карточки с изображениями животных и предметов, букв и так далее);
- шторы и цветы в горшках;
- спортинвентарь (если планируется также проводить занятия физической культурой);
- офисная техника для поддержания учебно-развивающего процесса (принтер, сканер или МФУ, то есть многофункциональное устройство, экран мультимедийный, проектор, компьютер, различные стенды).
Затраты на постоянное пополнение центра расходными материалами можно включить в ежемесячную плату, которые будут вносить родители.
Перечислим список персонала, который может быть занят в организационном, обучающем и развивающем процессе детского центра:
- воспитатель;
- повар;
- преподаватель актёрского мастерства;
- логопед;
- спортивный руководитель;
- преподаватель по раннему развитию;
- специалист по подготовке ребёнка к школе;
- учитель музыки;
- медицинский работник;
- детский хореограф;
- директор;
- учитель вокала;
- бухгалтер;
- охранник;
- уборщик помещений;
- преподаватель образовательного искусства.
Количество специалистов и окончательный состав для формирования штата сотрудников зависит от величины и направленности работы детской организации.
Воспитатель и другие специалисты должны не только иметь соответствующее образование, но и вызывать доверие у родителей будущих воспитанников открывающегося центра.
Бизнес-план: как открыть детский центр
- Мебель (парты, стулья, шкафчики, полки). Рекомендуем делать ее под заказ, чтобы сэкономить на этом деньги и получить хорошие изделия;
- Канцелярия для занятий и разные игрушки. Эти материалы должны быть качественными. На этом не рекомендуется экономить;
- Учебные принадлежности: учебники, тетради, карточки для каждого предмета, который будет преподаваться в вашем развивающем клубе для дошкольников;
- Офисная техника: ксерокс, принтер, компьютер, телевизор или мультимедийный экран, стенды.
В зависимости от типа и формата работы вашего образовательного внешкольного заведения для детей, а также количества персонала, которому нужно будет стабильно выплачивать заработную плату, вы определяете, какой должна быть средняя стоимость месячного абонемента в вашем развивающем клубе. Как правило, она не должна превышать 60-70 долларов. Если вы выбрали такой формат «дворца творческого и умственного развития для малышей», в котором занятия проходят почасово, то стоимость одного часа не может превышать четырех долларов.
Ежемесячно один ребенок, который посещает ваше образовательное заведение, будет приносить вам чистую прибыль – 35 тысяч рублей, а 10 человек, соответственно, 350 тысяч. Из таких расчетов выходит, что окупятся стартовые вложения при самых оптимистических раскладах через один или полтора года.
Если получится найти сразу большое количество клиентов, то реально сроки окупаемости сократить в два раза и вернуть вложенные средства через полгода, а затем иметь ежемесячную чистую прибыль в размере двух тысяч долларов и больше. Ответ на вопрос, выгодно ли открывать детский развивающий центр, очевиден – однозначно, да. Если вы располагаете нужной суммой денег, то есть смысл развивать именно такой вид предпринимательской деятельности, потому что образовательная сфера очень востребована в любое время.
Подбор помещения — один из самых важных этапов. Но сначала нужно четко определиться, какие услуги будет предлагать ваш центр: для каждого вида занятий есть свои требования по помещениям.
Центр, специализирующийся на языковой подготовке, должен иметь несколько небольших помещений, а центр, где больше внимания уделяется физической активности (бокс, танцы, гимнастика, дзюдо), должен располагать хотя бы одним залом площадью 30-40 кв. м с ровной стеной под зеркала.
Не стоит рассматривать подвальные и полуподвальные помещения: дело не только в требованиях СЭС, но и в том, что малышам и родителям часто самим не нравятся такие места. Большие окна и высокие потолки всегда выигрышно смотрятся и лучше продаются. Не стоит забывать об общих требованиях к детским учреждениям — есть специальные правила и нормативы по детским санузлам, высоте потолков.
Подбором оборудования обычно занимаются после того, как подготовлена концепция центра. Нужно сначала ответить себе на несколько вопросов: «Что мы будем продавать/предлагать клиентам?», «Какой он, наш клиент?». В данном случае речь идет не только о возрасте ребенка, но и статусе родителя. В одном случае детский центр обходится списанными школьными партами и шкафами, в другом — привезенными из-за границы учебниками, пособиями, мебелью и текстилем.
Нужно помнить об обязательном наличии медицинских книжек у персонала. Требования к опыту и образованию зависят от позиций, на которые претендует кандидат. Если детский центр не работает с группами с пребыванием от 3 часов и больше, то нужды в нянечках, поварах не будет, а если детский центр позиционирует себя детским садом, то эти специалисты потребуются. Начать работу детского клуба можно и с 5-6 человек, но в режиме полной загрузки количество работников увеличится вдвое или втрое.
Доход персонала может зависеть от разных факторов: сдельная оплата труда, нормированное задание, оклад. В каждом случае схему оплаты персонала стоит разрабатывать индивидуально, учитывая методы налогообложения, территориальную специфику, график работы.
В рамках консалтинговой деятельности мы помогаем начинающим предпринимателям оптимальным образом выстроить затратную часть бизнеса. Иногда для этого требуются неординарные организационные изменения.
Как мы открыли в Санкт-Петербурге детский центр по франшизе
Детские центры различаются по методикам работы. Многие опираются на одно педагогическое направление. Сейчас среди российских частных садов и детских центров наиболее популярна методика раннего развития Марии Монтессори, также есть детские центры, которые используют методики Буракова или Зайцева. Но самый распространенный формат — смешанные педагогические направления. В этом случае центр старается угодить большему количеству родителей, предлагая разные подходы.
Кроме того, детские центры могут различаться по видам деятельности: кто–то фокусируется на интеллектуальном развитии, кто-то – художественной сфере. Если в прошлом десятилетии была мода на активное интеллектуальное развитие ребенка, когда уже почти с рождения родители, а потом и педагоги учили по карточкам и кубикам, а малыши в 2-3 года уже начинали читать, то сейчас, наоборот, есть курс на «возврат к истокам» — свободное психоэмоциональное и эстетическое развитие ребенка.
Длительность возможного пребывания детей в стенах детского центра или клуба также может лежать в основе категоризации — частные детские сады порой тоже «маскируются» под детские центры.
Сезонность бизнеса зависит от территориального расположения вашего центра. В старых спальных районах и в районах, застроенных домами бизнес-класса, сезонность выражена сильно: в первом случае родители традиционно увозят детей на дачи с мая по сентябрь, во втором — семьи обычно уезжают в это время за границу.
Если вы открыли детский центр в современном спальном бюджетном районе, заселенном молодыми семьями, взявшими жилищную ипотеку, то зависимость от сезона будет меньше: в таком районе, как правило, родители могут себе позволить увозить детей только на один-два летних месяца.
Зимой также наблюдается спад интереса к детским досуговым услугам: в конце декабря многие клиенты разлетаются на новогодние каникулы, часть из них возвращается только в конце января, а с декабря по март часто проходят эпидемии простудных заболеваний, что опять же ведет к спаду посещаемости.
Без продвижения детский бизнес обречен на забвение, но классические рекламные инструменты уже не работают. Почтовые и SMS-рассылки, объявления на любых носителях, флаеры и купоны привлекают незначительное число клиентов.
Современные тенденции продвижения — прямой индивидуальный контакт с потенциальным потребителем. Детей и родителей необходимо удивлять, нужно стараться, чтобы вас запомнили. Поэтому хороши малозатратные, но зрелищные мероприятия, где контакт происходит «глаза в глаза». Активизировались продажи через социальные сети и собственные сайты.
Главное помнить, что детский центр — это живой организм, который не терпит стагнации. Изменения должны происходить ежедневно, и тогда он будет расти вместе с детьми, которые его посещают.
Мебель и игрушки из «Икеи» | 170 000 Р |
Стойка ресепшен | 43 430 Р |
Оргтехника | 41 660 Р |
Канцтовары и разные мелочи | 23 000 Р |
Кулер | 8250 Р |
Бизнес-план детского развивающего центра
Детские центры остаются одним из самых перспективных видов бизнеса. Родители используют услуги организации для достижения следующих целей:
- подготовка к школе;
- изучение иностранных языков;
- обучение музыке;
- развитие художественных навыков;
- наблюдение у психолога;
- для общего развития ребенка.
Отрасль активно развивается. Родители используют услуги частных организаций, если по какой-либо причине получить место в государственном образовательном учреждении не удаётся. Детские клубы обеспечивают досуг, развитие ребёнка.
В детских развивающих клубах проводят занятия для ребят дошкольного возраста. Организация занимается развитием, выработкой специфических навыков у ребёнка, помогает получить знания, которые в последующем пригодятся при поступлении в школу. Обычно центры имеют несколько направленностей. В результате клиентская база организации существенно расширяется. Выделяют несколько типов развивающих центров:
- Досуговый. Организация функционирует по тому же принципу, что кружки или секции. Такие центры обычно посещают для общего развития. Дети, которые ходят в заведения такого плана, не посещают детские сады. Их самостоятельно воспитывают родители. Бизнес-модель требует соблюдения строгих требований к педагогам и обучающему процессу.
- Образовательный. Цель работы детских центров совпадает с нюансами функционирования государственных учреждений. Однако группы в организациях значительно меньше. На одного воспитателя приходится не больше 10 человек. В результате педагог больше занимается с каждым ребёнком в отдельности, оценивает его способности и уделяет много времени.
- Профессиональная. Центры ориентированы на глубокое изучение какого-либо предмета. Занятия организуют и проводят соответственно. Обычно такие центры многопрофильные. Здесь преподают иностранные языки, музыку, физическую культуру и прочее. Все педагоги имеют профильное образование и являются профессионалами в своей сфере.
Чтобы открытие детского клуба или центра прошло без затруднений, придерживайтесь следующей схемы:
- Изучите рынок и выберите подходящую модель организации. Уделите особое внимание предложениям других компаний, проведите опрос потребителей.
- Составьте бизнес-план детского развивающего центра с расчетами. В документе максимально подробно отразите информацию об особенностях запуска бизнеса. Определите возможную доходность и срок окупаемости.
- Займитесь организационно-правовыми вопросами. Для этого выберите подходящую форму деятельности и зарегистрируйте фирму, обратившись в ФНС.
- Выбрать и арендовать помещение. Учитывайте местоположение недвижимости. Здание должно соответствовать требованиям СЭС и нормам пожарной безопасности.
- Наймите персонал. Его перечень зависит от списка предоставляемых услуг и формы детского образовательного центра.
- Приобретите оборудование и методические пособия.
- Получите необходимые разрешения.
Внимательный подход к запуску бизнеса упростит открытие детского клуба.
Составляя бизнес-план, опишите особенности управления детским развивающим клубом. На первых этапах самостоятельно займите должность директора. Так вы сэкономите на найме дополнительного сотрудника. Подробно распишите правила предоставления заработной платы и нюансы взаимодействия между структурными подразделениями. Уделите внимание иерархической системе компании. Составляя организационный план, наглядно отразите структуру компании. Можно использовать диаграммы.
Подробно опишите штат сотрудников. В детском центре должны работать воспитатели, преподаватели и повара. Дополнительно можно нанять:
- хореографа;
- психолога;
- логопеда;
- бухгалтера;
- учителя рисования;
- преподаватели актерского мастерства.
Чтобы персонал смог решать ежедневные задачи, приобретите оборудование для детского центра. Оснастите раздевалку, комнату для занятий и игр, санузел. Необходимы:
- скамейки, зеркала, шкафы;
- стулья, диваны, кресла;
- доска объявлений, кулер;
- стойка администратора, стеллажи для игрушек и учебных материалов;
- компьютер, проектор, экран;
- классная доска, ковры.
Помещение не должно пустовать. Однако не приобретайте слишком много вещей. Они выглядят, как хлам, и занимают много места. Следите за качеством оборудования и мебели. Приобретаете только безопасные изделия. Дети активно взаимодействуют с игрушками, ломают их. Вещь не должна нанести повреждение ребёнку. Если в центре проводят занятия по физической подготовке, дополнительно приобретите спортинвентарь. Точный перечень оборудования зависит от списка оказываемых услуг. Переговорите с персоналом, уточните программы, по которым педагог планирует заниматься. Затем закупите расходные материалы и методические пособия. Потребуются:
- тетради-прописи;
- альбомы и краски;
- пластилин, цветная бумага;
- ручки, карандаши, кисточки, маркеры.
Затраты на канцтовары включите в стоимость ежемесячного посещения.
Как создать центр дистанционного обучения
Однако запуск детского развивающего центра связан с рядом рисков. Увеличить срок окупаемости или привести к отсутствию прибыли могут:
- Плохое местоположение. Факт влияет на посещаемость. Минимизировать риск можно, внимательно выбирая местоположение.
- В законодательство внесли изменения. Неожиданные коллективы парализуют работу центра на неопределенный срок. Избежать риска сложно, однако, вероятность его наступления низкая.
- Не хватает персонала. Если педагогов нет, работа остановится. Поэтому займитесь поиском сотрудников заранее. Разработайте внутреннюю мотивационную политику для сотрудников.
- Возник несчастный случай. Травмы, нанесение увечий детям негативно отразится на репутации центра. Поэтому присутствие несчастных случаев неприемлемо. Заранее проводите инструктаж с родителями, детьми и персоналом.
- Уровень платежеспособности клиентов снизился. Услуги детского центра не относятся к числу жизненно необходимых. Поэтому родители откажутся от посещения организации, если возникнет необходимость в экономии семейного бюджета. Для снижения риска проводите акции и внедряйте программы лояльности для клиентов.
- Низкий уровень спроса. Занимайтесь продвижением, увеличьте затраты на рекламу, наймите грамотного pr-менеджера.
- Уровень деловой репутации снизился. Получайте обратную связь от клиентов, проводите мероприятия, направленные на повышение лояльности. Следите за уровнем сервиса, исправляйте указанные недостатки.
Открытие детского центра развития — прибыльное начинание, которое принесёт большой доход при грамотном подходе. Важно правильно выбрать помещение, ежемесячно выделять средства на продвижение компании и проводить акции для постоянных клиентов. Заранее учитывайте риски, с которыми можно столкнуться, и предпринимайте действия для их минимизации. Нанимайте грамотных педагогов, периодически пересматривайте список услуг. Предоставьте клиентам качественный сервис, запустите сарафанное радио и привлекайте новых посетителей, тем самым увеличив прибыль.
У такого формата множество преимуществ:
-
Адаптивность и свобода обучения.
-
Легкий доступ к программам.
-
Возможность учиться без отрыва от работы.
-
Экономия денег и времени.
-
Вариативность методик и инструментов. Преподаватели могут вести обучение в реальном времени или создавать видеозаписи, а затем получать аналитику по просмотрам, вести дискуссии, добавлять тесты, экспериментировать с другими доступными способами.
Проще всего создать такой центр тем компаниям, которые уже занимаются обучением. Но чтобы перевести его в онлайн-формат, нужны цифровые компетенции, знания в области юриспруденции, понимание того, как получить лицензию на онлайн-обучение, грамотно составленные методические программы.
Если четко выстроить образовательный процесс, то можно сделать дистанционное обучение одним из направлений бизнеса. То есть расширить компетенции корпоративного университета и оказывать услуги внешним заказчикам.
Создать центр дистанционного образования с нуля сложно. Это очень большой риск. При этом можно получить готовый бизнес от Русской Школы Управления — с образовательной лицензией, проработанным брендбуком, портретом целевой аудитории, бизнес-планом, инструментами продвижения, методической и правовой помощью по всем вопросам ведения образовательного бизнеса.
К выбору педагогов, стоит подойти очень ответственно, поскольку именно от их работы и будет зависеть репутация вашего развивающего центра. Основные качества учителей: квалификация и наличие педагогического образования, ответственность, умение работать с детской аудиторией, навыки построения интересных обучающих программ, коммуникабельность. Заработная плата обычно рассчитывается от количества учебных занятий и детей в одной группе. Чтобы мотивировать преподавателя можно предложить процент от прибыли. На самом деле, на рынке труда сложно найти опытных профессионалов, и часто берут начинающих педагогов, полностью обучая их с нуля. Это менее выгодно со стороны временных затрат, но дефицит кадров заставляет действовать предпринимателей именно в таком формате. График работы учителей, плавающий, и его подстраивают под набранные группы на каждый месяц.
Также вам понадобиться администратор. Он работает 5 дней в неделю, а на выходных вы можете подменять его.
На частичную занятость нанимают уборщицу.
Бухгалтерию можно отдать на аутсорс.
Зарплаты всех сотрудников рассчитываются индивидуально, и тут уже нужно смотреть какой полезный вклад каждый из них вносит в ваш бизнес.
Ваш заработок напрямую будет зависеть от количества проданных абонементов. Поэтому оценивать рентабельность данного бизнеса в первый год работы достаточно сложно, ведь вы будете нарабатывать клиентскую базу и формировать репутацию на рынке развивающих программ для детей. Окупаемость вложений обычно происходит от 12 месяцев работы центра. Рентабельность на второй год работы может выйти на уровень 20% – 30%. Во многом этот показатель будет зависеть от стоимости арендной площади и фонда оплаты труда.
В среднем одно занятие будет стоить около $6,5. Если это индивидуальный формат работы с ребенком, то стоимость возрастет до $9,5 – $10. В таких центрах формируют группы по 4 – 10 детей. Занятие идет около 1 часа + работа на выходных. В среднем один ребенок посещает курсы 8 – 12 раз в месяц.
Есть несколько основных проблем, с которыми сталкиваются владельцы развивающих клубов для детей.
- Проблема поиска квалифицированных педагогов, которые будут не только хорошо доносить информацию, но и очень внимательно подходить к воспитательному процессу. Решить данную проблему можно путем отслеживания резюме учителей музыкальных школ, хореографов, художников на постоянной основе. В случае подбора квалифицированного сотрудника, можно предложить хорошие условия работы, к примеру, % от прибыли полученной от проведения курса.
- Безопасность детей. В случае возникновения неприятного инцидента важно грамотно решить вопрос, иначе репутация центра может сильно пострадать и очистить ее будет очень сложно. Решение проблемы – это детальный инструктаж (в том числе и родителей) по правилам поведения детей и педагогов во время занятий.
- Плохой сервис обслуживания. Напрямую влияет на продвижение вашего бизнеса. Это может быть непрофессиональный менеджер принимающий звонки, или же преподаватель, который не хочет помочь ребенку более детально разобраться в интересующем его вопросе. «Сарафанное радио» в таком случае может играть не в вашу пользу. Чтобы избежать такой проблемы, постоянно следите за сервисом обслуживания клиентов, спрашивайте отзывы и что можно было бы улучшить в учебном процессе.
- Не заполненные группы на занятиях. Решение проблемы – повышение эффективности рекламы, или внедрение новых источников привлечения клиентов.
- Повышение арендной стоимости. Чтобы этого избежать заключите договор аренды на длительный период.
- Уход педагогов. Может быть серьезным ударом по бизнесу, особенно если это середина курса. Можно постоянно искать новые квалифицированные кадры и заключать договор с педагогом, который исключает его уход до завершения учебной программы.
Помимо этого нужно внимательно следить за действиями конкурентов.
Выводы. Чтобы узнать, выгодно ли заниматься бизнесом в формате развивающего обучения детей нужно учесть все начальные факторы, с которыми вы готовы стартовать в этом бизнесе: местоположение, конкуренция, целевая аудитория, рекламная кампания и много другого. В большинстве случаев такие курсы приносят стабильную прибыль, если вы готовы постоянно решать вопросы с преподавательским составом и расширением клиентской базы.
Каждый без исключения родитель считает своего ребёнка уникальным и единственным в своём роде. И это не заблуждение, это действительно так! Любой человек с рождения обладает только ему присущими особенностями и талантами, которые делают его исключительным и неповторимым.
Японцы воспитывают детей, взяв за основу постулат, что все дети гениальны. Самое сложное — понять, в чём же именно заключается талант малыша, найти сферу, в которой стоит развивать ребёнка. Как сделать правильный выбор? Предоставьте это решение самому маленькому гению! Прислушайтесь к нему, ведь никто не сможет определить нужный маршрут вернее путешественника, которому предстоит увлекательная дорога в будущее.
А поможет с выбором пути детская школа-студия, представляющая из себя целый организм, в котором сосуществуют и взаимодействуют разнообразные направления творческого развития личности. Здесь ребёнок получает всесторонние знания и навыки, расширяет кругозор, пробует себя в разных сферах искусства, а значит, имеет возможность определиться с тем, что его по-настоящему интересует.
К первоочередным расходам, без которых не обойтись, затевая открытие школы-студии, относятся арендная плата, ремонт помещения, закупка оборудования и расходных материалов, зарплаты педагогам и административному составу, и, конечно, реклама, на которую нужно отвести как минимум 20% бюджета. В зависимости от того, где будет находиться школа, сколько дисциплин в ней будут преподавать, насколько велик состав педагогов и количество воспитанников, сумма начальных инвестиций может составлять как несколько сотен тысяч рублей, так и десятки миллионов, — здесь играет роль желание и возможности предпринимателя, его видение формата школы-судии, место, где планируется открытие.
Определиться с тем, какая сумма понадобится для открытия, недостаточно: нужно найти источник средств. Идеальный вариант — вложение собственных денег, но они есть не всегда, а возникшая бизнес-идея не терпит отлагательств. В таком случае можно взять кредит в банке или обратиться за помощью к государству, чтобы получить субсидию или грант в рамках программы поддержки малого предпринимательства или в сфере детского дополнительного образования. Безусловно, у всех способов есть как положительные, так и отрицательные стороны. Взяв кредит, придётся возвращать заёмные средства и проценты, а, используя деньги государства, рискуешь ограничить себя достаточно определённым форматом, не предполагающим полной свободы предпринимательского творчества.
Личный опыт
Мне было отказано в трёх кредитах, а потом я просто продала машину, взяла деньги в долг и открыла школу. Да, самым простым решением было взять кредит и пойти по пути, разрекламированном для помощи малому бизнесу, но, к сожалению, мне отказали, и в итоге я рада, что так случилось: когда ты рискуешь своими деньгами, у тебя немного другое восприятие ситуации, немного другая зона ответственности.
Дабы избежать всех сторонних организаций, инвесторов и партнёров, я просто решила идти до конца, осознавая риски, осознавая степень ответственности, и у меня была чёткая уверенность, что я всё делаю правильно.
Как открыть детскую школу-студию?
Выбирая помещение для будущей школы-студии, стоит обратить внимание не только на его площадь и технические характеристики, но и на расположение. Инфраструктура имеет большое значение. Хорошо, когда вокруг есть жилые дома, —вполне возможно, что первые ученики найдутся именно в близлежащем районе. Желательно, чтобы рядом была станция метро. Хотя, как показывает практика, по-настоящему заинтересованные в услугах школы родители будут привозить детей на занятия даже из других городов.
Идеальный вариант — отдельно стоящее здание со своим входом.Такое помещение найти сложно, но это не должно пугать, потому что другие возможные локации также не стоит сбрасывать со счетов.
Главное — не располагать школу в торговом комплексе, где дети встретят слишком много отвлекающих факторов и соблазнов. Лучше избегать районов, где сконцентрированы офисные центры, поскольку так легко оторваться от места жительства целевой аудитории.
Отличное решение — школа-студия на первом этаже жилого дома, если там удалось найти хорошо вентилируемое, просторное и светлое помещение. Площадь залов для занятий зависит от выбора дисциплин, например, помещение для хореографии должно быть не менее 65-70 м². И нужно не забыть о звукоизоляции, поскольку в многоквартирном доме это обязательное требование.
Личный опыт
В Питере я столкнулась с проблемой, что найти помещение, подходящее мне по параметрам, практически невозможно, особенно в центре, потому что в старом жилом фонде нет open-space, где можно делать всё, что угодно. Но вдруг такое помещение случайно возникло.
Поначалу я даже не планировала его смотреть, но, когда я пришла туда, было ощущение, что это не Питер, а какая-то Европа или Италия. Это пятиэтажное здание, абсолютно новое, с вымощенными улицами, с фонтанчиками, с магазинами, с салонами красоты, — такой, мне кажется, город будущего. Мне настолько понравилось это место, было столько детей, там живут молодые пары, которые, в принципе, и есть моя целевая аудитория.
Прежде чем школа будет открыта, необходимо получить разрешение от пожарной инспекции. Никаких согласований с санэпидемстанцией не требуется, но очевидно, что обеспечение безопасности в подобном учреждении превыше всего, ведь речь идёт о малышах, которые часто беспечно бегают, веселятся, неизбежно падают, сталкиваются, поэтому даже на этапе дизайн-проекта подумайте об этом: не забывайте о защищённых электроприборах, избегайте скользких напольных покрытий и острых углов.
Выбирая организационно-правовую форму юридического лица для открытия школы-студии, во-первых, оцените свои бухгалтерские знания: для работы с отчётностью ООО, скорее всего, понадобится бухгалтер, а вот ИП можно попробовать вести самостоятельно.
Кстати, если у вас уже есть зарегистрированная организация, можно продолжать работать с ней, нужно будет только оформить школу-студию по ОКВЭД 90.04.3 и 90.1. Лучше регистрировать не образовательное, а досуговое учреждение, чтобы избежать лишней волокиты с документами и необходимости получать лицензию на образовательную деятельность.
-
Появление и оформление идеи создания собственной школы-студии
- Изучение рынка, определение целевой аудитории и выявление её потребностей
- Выбор дисциплин для будущей школы-студии
- Расчёт рисков, бюджетов, окупаемости бизнеса
- Выбор источника средств
- Поиск подходящего помещения
- Регистрация юридического лица
- Аренда помещения
- Рекламная кампания
- Составление дизайн-проекта и ремонт
- Поиск кандидатов на вакансии управляющих и педагогов
- Разработка учебных программ
- Поиск поставщиков оборудования и расходных материалов, закупка
- Определение графика, режима работы, количества детей в группах
- Разработка типовых договоров с родителями, заключение договоров
- Открытие школы
При грамотном подходе к организации и развитию бизнеса, школа-студия окупится за 5-6 месяцев существования. Плату за занятия можно установить на уровне цен конкурентов, сильно не поднимая её, но и не занижая себе в убыток.
Бизнес, связанный с детьми, неизбежно предполагает специфические риски: некоторые ребята довольно часто болеют, также не стоит забывать о непостоянстве маленьких воспитанников, которые могут молниеносно передумать и решить, что им больше хочется заниматься чем-то другим и в другом месте. Летом доходы упадут из-за того, что большинство детей уедут на каникулы. Риски минимизируются за счёт дополнительных услуг: это индивидуальные занятия, выездные мастер-классы, курсы для иногородних и даже организация летнего лагеря для детей с родителями.
Личный опыт
Школа в Москве открылась в октябре 2014 года, филиал в Санкт-Петербурге появится в 2016 году. Инвестиции на обе школы в общей сложности составили 20 миллионов рублей. Полный оборот московской школы — около 20 миллионов рублей. Школа вышла на самоокупаемость во второй год существования. В первый год был минус, школа требовала постоянных вложений. Моя ошибка была в том, что я не понимала, что это за бизнес, какие он предполагает риски, на что делать ставки в продвижении. Второй год был уже результативным: я извлекла уроки, научилась и сейчас точно знаю, чему стоит уделять внимание, а чему нет, как развиваться дальше.
Первоначальные вложения – 4 220 000 тенге. Необходимо арендовать помещение (не менее 140 м²) в жилом секторе. Ежемесячная плата составит 627 000 тенге. В собственные первоначальные инвестиции входит:
- Отделка и закупка оборудования для учебного процесса
- Реклама
- Фонд с оборотными средствами
Исходя из расчетов, которые будут представлены ниже, окупаемость первоначальных затрат начнется через полгода. Данный бизнес обладает сезонностью (летом будет сниженный спрос на услуги центра). Рентабельность (1 год работы) – 36,6%. Чистая прибыль – 5 130 000 тенге/в месяц или 38 190 000 тенге/в год. Следующая таблица наглядно подтверждает выгоды.
Окупаемость |
8 месяцев |
Чистый дисконтированный доход |
5 900 000 тенге |
Доходность инвестиционных вложений |
19,57 % |
Ставка дисконтирования |
14,58% |
Показатель эффективности инвестиций |
1,03 % |
Рынок образовательных услуг постоянно развивается. В этой сфере наблюдается высокая конкуренция из-за большого охвата аудитории. А франшиза детского развивающего центра стала популярным направлением бизнеса для предпринимателей. Более того, на современном рынке образовательных услуг каждый потребитель может подобрать тот вариант, который будет подходить для его бюджета.
Развитию рынка дополнительного детского образования препятствуют:
- Чрезмерные требования в нормативной документации;
- Сложность получения лицензии;
- Нехватка квалифицированного персонала.
Преимуществами данного направления являются:
- Государственные субсидии для образовательной сферы;
- Высокая рентабельность;
- Растущая потребность в качественных образовательных услугах среди населения (социальная значимость).
Государственные учреждения часто не могут принять желающих. С учетом высокой рентабельности детских центров дополнительного образования и возросшим интересом со стороны целевой аудитории, данный вид бизнеса будет оставаться актуальным направлением.
Детские центры бывают многопрофильными и узконаправленными. Первые предоставляют различные услуги, а вторые сосредотачиваются на определенных программах. Ниже подробно рассмотрены виды услуг. Так как по проекту предусмотрен многопрофильный детский развивающий центр, то спектр услуг можно расширить.
Услуги |
Возраст |
Направления |
Общее развитие |
От 2 лет |
У детей развивается речь, мелкая моторика и координация движений; |
Музыка |
От 3 лет |
Вокал, игра на музыкальных инструментах. |
Комплексные программы |
От 3 лет |
Объединение различных направлений, творчество, иностранные языки. |
Подготовительные занятия |
От 5 лет |
Математика, грамматика, чтение. |
Отдельные курсы |
От 7 лет |
Шахматный клуб, детская гимнастика, изо. |
Детская психология |
— |
Консультации психолога с применением различных методик (арт терапия, сказкотерапия, терапия с песком и др.) |
Услуги логопеда |
— |
Специалист проводит занятия с детьми, выявляя и устраняя нарушения речи. |
До того, как открыть детский развивающий центр, сформируйте основное направление для него. Подумайте – каким он будет: семейным центром или будет предоставлять услуги по дошкольному образованию. Определитесь со стоимостью занятий и абонементов. За среднюю цену одного занятия обычно принимают 2300 тенге. Стоимость абонемента считают со скидкой. Например, 10 уроков стоят 23 000 тенге. С учетом скидки (10-15%), стоимость абонемента будет 20 000 тенге.
Когда концепция детского центра будет определена, проведите анализ сильных и слабых сторон организации, чтобы рекламное продвижение стало эффективным.
Внутренняя сторона |
Плюсы: 1) Расширенный спектр услуг; 2) Удачное месторасположение; 3) Продуктивное взаимодействие с сотрудниками; 4) Работа с учетом интересов целевой аудитории; 5) Квалифицированный и опытный персонал. |
Минусы: 1) На начальных этапах отсутствует клиентская база; 2) Контроль за безопасностью; 3) Нет четкой методики работы; 4) Сложность при подборе персонала. |
Внешняя сторона |
Положительные моменты: 1) Можно расширить бизнес; 2) Наличие государственных субсидий; 3) Устойчивый спрос на образовательные услуги. |
Риски: 1) Высокая конкуренция; 2) Зависимость от доходов целевой аудитории; 3) Жесткие требования и законодательные нормы. |