Правовое регулирование валютных операций банков

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правовое регулирование валютных операций банков». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Закон, регулирующий совершение на территории России и за ее пределами валютных операций, был принят в декабре 2003 года под № 173-ФЗ. Данным федеральным законом установлены правовые принципы и основы их совершения в стране, а также границы контроля и порядок регулирования со стороны правительства и регулятора.

До 2006 года существовало немало ограничений при проведении валютных операций, установленных законом «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 № 173-ФЗ (далее — закон № 173-ФЗ), связанных с рядом мер, направленных на предотвращение сокращения золотовалютных запасов в стране. Однако в 2006–2007 годах истек срок действия ст. 7 и ст. 8 закона № 173-ФЗ, что существенно сократило список введенных ограничений на совершение валютных операций.

Валютные операции: понятие, виды, классификации

Регулирование валютных операций осуществляется в соответствии с принципами, определенными в ст. 3 закона № 173-ФЗ. Среди них можно выделить следующие:

  1. невмешательство госорганов в валютные операции, совершаемые нерезидентами и резидентами, без наличия веских оснований;
  2. установление приоритетности за экономическими способами при реализации валютного регулирования;
  3. одновекторность развития как внутренней, так и внешней валютной политики России;
  4. единая политика в госрегулировании и контроле валютных операций;
  5. госзащита прав и интересов субъектов при их совершении.

Нормативно-правовые акты, регулирующие совершение валютных операций, — это:

  • Закон о валютном госрегулировании и контроле;
  • международные соглашения РФ;
  • опубликованные акты госрегулятора и иные законодательные акты, дополняющие или уточняющие нормы действия указанных выше закона и международных договоров.

Регуляторами, в полномочиях которых прописан в том числе и контроль за проведением валютных операций, являются Центробанк и Правительство РФ (ст. 5 закона № 173-ФЗ).

В соответствии с п. 9 ст. 1 закона № 173-ФЗ к валютным операциям относятся действия :

  1. По получению и передаче инвалюты между резидентами.
  2. Получению и передаче инвалюты, а также использованию иностранной валюты, российских рублей, внутренних ценных бумаг как средств платежа при совершении валютных операций, осуществляемых между:
  • резидентами и нерезидентами;
  • нерезидентами.
  1. Ввозу/вывозу из страны инвалюты, рублей и российских ценных бумаг.
  2. Переводу инвалюты, рублей, российских иностранных ценных бумаг со счета субъекта валютных операций, открытого за границей, на его же банковский счет в России, и в обратном направлении.
  3. Переводу рублей и ценных бумаг нерезидента по его банковским счетам, открытым в России.
  4. Переводу рублей с заграничного счета одного резидента на заграничный счет другого резидента.
  5. Переводу рублей резидента по открытым им заграничным банковским счетам.

Понятие и классификация валютных операций содержатся в ст. 6, ст. 9 и ст. 10 закона № 173-ФЗ. Здесь даны общие правила, как проводить валютные операции между резидентами и нерезидентами, между резидентами и между нерезидентами соответственно.

Кроме того, валютные операции можно классифицировать и по более узким признакам и параметрам.

  1. По срокам выполнения валютные операции делятся на капитальные, текущие и кассовые.
  2. В зависимости от задействованных субъектов такие операции могут совершаться резидентами и нерезидентами.
  3. Валютные операции могут иметь разное назначение и быть направлены на достижение различных целей. В частности, они могут совершаться в интересах клиентов или в собственных интересах.
  4. В соответствии с особенностями ведения бухучета и характером валютных операций их можно разделить на активные и пассивные.
  5. Валютные операции могут быть индивидуализированы под характер сделки или под клиента любого банка. Исходя из такой классификации, можно выделить:
  • операции с валютой по банковскому счету клиента банка, открытому в инвалюте;
  • корреспондентскую связь с другими банками;
  • сопровождение экспортно-импортных операций;
  • торговлю инвалютой на территории России;
  • накопление инвалюты в экономике страны;
  • кредитование в международной финансовой среде.

Также выделяют конверсионные операции с валютой, осуществляемые с целью обмена одной инвалюты на другую с учетом разницы курсов. В качестве примера таких валютных операций можно привести торговлю Forex.

Валютное регулирование и валютный контроль

К текущим валютным операциям причислены следующие действия:

  • перечисление в Россию и из нее денежных средств в валюте для обеспечения экспорта и импорта;
  • выдача и получение ссуд в иностранной валюте;
  • перечисление в Россию и из нее процентов и других выплат, связанных с получением доходов, которые образуются от движения капиталов;
  • перечисление в Россию и из нее средств в виде заработной платы, премий, пенсий и пр.;
  • инвестиции путем прямого приобретения доли в уставном капитале или через покупку ценных бумаг;
  • перечисление денежных средств для покупки имущественных и неимущественных объектов;

Все операции, которые не попадают под этот список не могут быть причислены к текущим и таковыми не являются.

Валютные операции в России контролируют агенты и госорганы валютного контроля. В целом контроль за их проведением в рамках соответствующих сделок осуществляется правительством.

К контролирующим органам относятся Центробанк и Министерство финансов. Агенты, осуществляющие контроль за прохождением таких операций, — это уполномоченные банки, а также брокеры и дилеры, госкорпорация «Внешэкономбанк» и фискальные органы.

О том, как отчитываться перед контролирующими валютные операции органами, читайте в материале «Какие документы представляют для валютного контроля?».

См. также: «Справочник кодов видов валютных операций (2020 — 2021)».

Такие операции совершают банки, физические лица и компании.

С 01.07.2016 порядок совершения таких операций значительно упростился в связи с утратой силы ряда положений валютного закона № 173-ФЗ.

На данный момент остается требование о совершении операций по покупке иностранной валюты (валютных чеков) через уполномоченные банки – банки, имеющие лицензию на совершение валютных операций.

Физические лица совершают на внутреннем рынке валютно-обменные операции, покупая валюту или чеки для собственных нужд.

При совершении таких сделок с целью противодействия легализации незаконных доходов могут устанавливаться требования об идентификации личности.

Ограничений по количеству покупаемой таким образом валюты закон не содержит.

Валютные операции в России контролируются агентами и государственными органами валютного контроля.

В целом, контроль за проведением валютных операций осуществляется правительством.

Отметим, что к контролирующим органам относятся Центробанк и Министерство финансов.

А агентами, которые осуществляют контроль за осуществлением валютных операций операций, являются уполномоченные банки, а также брокеры и дилеры, госкорпорация «Внешэкономбанк» и фискальные органы.

Валютный контроль за внешнеторговыми операциями

Написать комментарий

      • Показать всеСвернуть
      • 26.12.2019 № ИН-014-12/102
      • 30.01.2019 № ИН-014-12/8
      • 23.01.2019 № ИН-014-12/2
      • 23.01.2019 № ИН-014-12/2 (приложение)
      • 22.05.2018 № ИН-05-47/30
      • 07.05.2014 № 44
      • 21.01.2014 № 43
      • 28.03.2013 № 42
      • 29.06.2012 № 41
      • 28.09.2011 № 40
      • 02.07.2010 № 39
      • 30.05.2008 № 37
      • 06.08.2007 № 36
      • 31.03.2005 № 31
      • Антимонопольная практика
      • Взаимодействие с государственными органами (GR)
      • Коммерческая практика
      • Разрешение споров и арбитраж
      • Государственно-частное партнерство
      • Корпоративная практика. M&A
      • Международные инвестиционные проекты
      • Налоги
      • Интеллектуальная собственность
      • Недвижимость. Земля. Строительство
      • Трудовое право
      • Реструктуризация и банкротство
      • Энергетика
      • Инвестиции
      • Противодействие корпоративному мошенничеству
      • Разрешение споров с иностранным элементом

      Скачать файл

      Файл добавлен 08.10.2018
      Презентация .pdf (147 Кб)

      ^К началу страницы

      Правила представления физическими лицами — резидентами налоговым органам отчетов о движении денежных средств и иных финансовых активов по зарубежным счетам (вкладам) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2015 № 1365 (далее – Правила).

      По всем счетам (вкладам), открытым в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, представляется один отчет ., в составе которого:

      • в случае представления информации по счетам (вкладам), на которых учитываются денежные средства, — количество листов № 2 и 3 отчета соответствует количеству таких счетов (вкладов);
      • в случае представления информации по счетам (вкладам), на которых учитываются иные финансовые активы, — количество листов № 2, 4* и 5 отчета соответствует количеству таких счетов (вкладов);
      • в случае представления информации по счетам (вкладам), на которых учитываются денежные средства и иные финансовые активы, — количество листов № 2 – 5** отчета соответствует количеству таких счетов (вкладов).

      Количество записей на листах № 3 и 4 отчета должно соответствовать количеству валют счета (вклада) либо количеству валют стоимостного выражения учитываемых финансовых активов.

      Количество листов № 6 отчета должно соответствовать количеству валют стоимостного выражения учитываемых финансовых активов.

      *В листе № 4 отчета по счету (вкладу), на котором учитываются иные финансовые активы, указывается стоимостное выражение таких финансовых активов на начало и конец отчетного периода, а также стоимостное выражение таких финансовых активов, зачисленных и списанных на счет (вклад), со счета (клада в отчетом периоде в денежном эквиваленте в валюте финансового актива или валюте счета (вклада), по данным банка или иной организации финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

      **В листе № 5 отчета по счету (вкладу), на котором учитываются иные финансовые активы, указываются все виды иных финансовых активов, стоимостное выражение которых указано в листе (листах) № 4 отчета.

      ^К началу страницы

      К валютным относятся операции, установленные п. 9 ч. 1 ст. 1 № 173-ФЗ от 10.12.2003.

      По общему правилу, расчеты при осуществлении валютных операций производятся резидентами через банковские счета в уполномоченных банках.

      Закон допускает проведение расчетов при осуществлении валютных операций без использования счетов в уполномоченных банках в случаях, установленных частями 2 — 4 статьи 14 Закона № 173-ФЗ от 10.12.2003.

      Случаи, когда резидент вправе переводить и зачислять средства на свои счета в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, установлены ст. 12 Закона № 173-ФЗ от 10.12.2003.

      Зачисление денежных средств на счета (во вклады) резидентов в организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и списание денежных средств с таких счетов (вкладов) осуществляются во всех случаях без ограничений (Указание Банка России от 24.12.2019 № 5371-У).

      • Исследование валютных операций коммерческих банков

        Экономические основы валютных операций коммерческих банков. Понятие и классификация валютных операций, методы анализа их эффективности. Структурно-динамический анализ валютных операций дополнительного офиса №8593/03 ЦЧБ Сбербанка Российской Федерации.

        курсовая работа [430,3 K], добавлен 12.03.2013

      • Валютные операции банка (на примере АО «Казкоммерцбанк»)

        Теоретические основы и механизм осуществления операций с иностранной валютой. Порядок регулирования валютных операций коммерческих банков в Республике Казахстан. Анализ валютных операций АО «Казкоммерцбанк». Основные методы хеджирования валютных рисков.

        дипломная работа [687,6 K], добавлен 12.07.2010

      • Валютные операции коммерческих банков: проблемы и перспективы развития

        Сущность и классификация валютных операций, валютные риски. Правовая основа проведения валютных операций. Операции коммерческих банков Российской Федерации с иностранной валютой. Перспективы развития валютных операций на примере ООО КБ «Нэклис-Банк».

        дипломная работа [116,1 K], добавлен 17.04.2009

      • Исследование работы коммерческих банков Российской Федерации на валютном рынке

        Классификация валютных операций, их лицензирование. Открытие и ведение валютных счетов клиентуры. Неторговые и конверсионные операции коммерческих банков. Привлечение и размещение банком валютных средств. Особенности валютного регулирования и контроля.

        курсовая работа [55,6 K], добавлен 26.02.2014

      • Валютные операции банка

        Валюта — денежная единица другого государства; валютный рынок, котировка. Виды валютных операций банков, их классификация, законодательное и нормативное регулирование и контроль. Порядок отражения валютных операций в аналитическом и синтетическом учете.

        контрольная работа [22,0 K], добавлен 02.03.2012

      • Валютные операции коммерческого банка

        Порядок лицензирования коммерческих банков для совершения операций с иностранной валютой. Классификация валютных операций. Виды валютных счетов и режим их функционирования. Организация международных расчетов, валютного контроля в коммерческих банках.

        курсовая работа [45,1 K], добавлен 11.02.2008

      • Изучение валютных операций и их документального оформления с участием юридических лиц

        Принципы организации и структура валютного рынка. Порядок лицензирования коммерческих банков для совершения операций с иностранной валютой. Порядок организации международных расчетов в коммерческом банке. Виды валютных счетов и режим их функционирования.

        курсовая работа [36,0 K], добавлен 05.11.2014

      Различаются три типа валютных режимов, используемых государством для проведения валютной политики внутри страны и за рубежом:

      • режим государственной валютной монополии, т. е. исключительное право государства на совершение всех валютных сделок, существовавший ранее в нашей стране;
      • режим валютного государственного регулирования, установленный Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. «О валютном регулировании и валютном контроле»;
      • режим свободно конвертируемой валюты.

      Тип валютного режима определяет принципы осуществления валютных операций, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, ответственность за нарушение валютного законодательства.

      Валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций движения капитала, в отношении которых устанавливаются ограничения в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты РФ, а также для поддержания устойчивости платежного баланса . Указанные ограничения носят недискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление (ст. 6).

      1. Покупка наличной иностранной валюты за наличную валюту РФ.
      2. Продажа наличной иностранной валюты за наличную валюту РФ.
      3. Продажа наличной иностранной валюты одного иностранного государства (группы государств) за наличную иностранную валюту другого иностранного государства (группы государств) (конверсия).
      4. Размен денежного знака (денежных знаков) иностранного государства (группы государств) на денежные знаки (денежный знак) того же иностранного государства (группы государств).
      5. Замена поврежденного денежного знака (денежных знаков) иностранного государства (группы государств) на неповрежденный денежный знак (денежные знаки) того же иностранного государства (группы государств).
      6. Замена поврежденного денежного знака (денежных знаков) иностранного государства (группы государств) на неповрежденный денежный знак (денежные знаки) другого иностранного государства (группы государств).
      7. Покупка поврежденного денежного знака (денежных знаков) иностранного государства (группы государств) за наличную валюту РФ.
      8. Прием денежных знаков иностранных государств (группы государств) и денежных знаков Банка России, вызывающих сомнение в их подлинности, для направления на экспертизу.
      9. Покупка чеков за наличную валюту РФ.
      10. Покупка чеков за наличную иностранную валюту.
      11. Продажа чеков за наличную валюту РФ.
      12. Продажа чеков за наличную иностранную валюту.
      13. Оплата чеков наличной валютой РФ.
      14. Оплата чеков наличной иностранной валютой.
      15. Прием для направления на инкассо наличной иностранной валюты и чеков.
      16. Прием наличной иностранной валюты для зачисления на счета физических лиц с использованием платежных карт.
      17. Прием наличной валюты РФ для зачисления на счета физических лиц с использованием платежных карт.
      18. Выдача наличной иностранной валюты со счетов физических лиц с использованием платежных карт.
      19. Выдача наличной валюты РФ со счетов физических лиц с использованием платежных карт.
      20. Покупка чеков с зачислением средств на счета физических лиц в иностранной валюте .

      Операции могут совершаться только уполномоченными банками, их филиалами, дополнительными офисами, кредитно-кассовыми офисами, операционными кассами вне кассового узла и иными внутренними структурными подразделениями уполномоченных банков.

      1. Покупка чеков с зачислением средств на счета физических лиц в валюте РФ .
      2. Продажа чеков за счет средств на счетах физических лиц в иностранной валюте .
      3. Продажа чеков за счет средств на счетах физических лиц в валюте РФ .
      4. Прием наличной иностранной валюты для осуществления перевода из РФ по поручению физического лица без открытия банковского счета (за исключением почтовых переводов) .
      5. Прием наличной валюты РФ для осуществления перевода из РФ по поручению физического лица без открытия банковского счета (за исключением почтовых переводов) .
      6. Выплаты наличной иностранной валюты по переводам в РФ без открытия банковского счета в пользу физического лица .
      7. Выплаты наличной валюты РФ по переводам в РФ без открытия банковского счета в пользу физического лица .
      8. Прием денежных знаков иностранных государств (группы государств), вызывающих сомнение в их подлинности, для проверки их подлинности .
      9. Прием поврежденных денежных знаков иностранных государств (группы государств) для зачисления на счета физических лиц .
      10. Прием наличной иностранной валюты для зачисления на счета физических лиц в иностранной валюте .
      11. Прием наличной иностранной валюты для зачисления на счета физических лиц в валюте РФ .
      12. Прием наличной валюты РФ для зачисления на счета физических лиц в иностранной валюте .
      13. Выдача наличной иностранной валюты со счетов физических лиц в иностранной валюте .
      14. Выдача наличной иностранной валюты со счетов физических лиц в валюте РФ .
      15. Выдача наличной валюты РФ со счетов физических лиц в иностранной валюте .

      Нерезиденты вправе без ограничений осуществлять между собой переводы иностранной валюты со счетов (с вкладов) в банках за пределами территории РФ на банковские счета (в банковские вклады) в уполномоченных банках или с банковских счетов (банковских вкладов) в уполномоченных банках на счета (во вклады) в банках за пределами территории РФ или в уполномоченных банках. Нерезиденты вправе осуществлять между собой валютные операции с внутренними ценными бумагами на территории РФ с учетом требований, установленных антимонопольным законодательством и законодательством о рынке ценных бумаг, в порядке, установленном Банком России, который может предусматривать требование об использовании специального счета при совершении валютных операций. Валютные операции между нерезидентами на территории РФ в валюте РФ осуществляются через банковские счета (банковские вклады), открытые на территории РФ (ст. 10).

      Нерезиденты на территории РФ вправе открывать банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте и валюте РФ только в уполномоченных банках. Нерезиденты имеют право без ограничений перечислять иностранную валюту и валюту РФ со своих банковских счетов (с банковских вкладов) в банках за пределами территории РФ на свои банковские счета (в банковские вклады) в уполномоченных банках. Нерезиденты имеют право без ограничений перечислять иностранную валюту со своих банковских счетов (с банковских вкладов) в уполномоченных банках на свои счета (во вклады) в банках за пределами территории РФ (п. 1 — 4 ст. 13).

      Списание и (или) зачисление денежных средств, внутренних и внешних ценных бумаг со специального счета и на специальный счет нерезидента осуществляются в порядке, который может предусматривать только:

      1. установление требования о резервировании нерезидентом суммы, не превышающей в эквиваленте 100% суммы денежных средств и (или) стоимости ценных бумаг, списываемых со счета нерезидента, на срок не более 60 календарных дней либо
      2. установление требования о резервировании нерезидентом суммы, не превышающей в эквиваленте 20% суммы денежных средств и (или) стоимости ценных бумаг, зачисляемых на счет нерезидента, на срок не более года (п. 5 ст. 13) .

      По форме правовое регулирование валютных операций выделяется в единичное объединение, в котором осуществляется передвижение капитальных средств резидентами и нерезидентами.

      Согласно правовому положению индивидуумов, следует выделить операции, выполняемые между:

      • двумя резидентами (сделка является валютной, если предметом получения или конфискации являются валютные ценности – инвалюта и внешние ценные бумаги – или валютные ценные бумаги, используемые как платежное средство);
      • резидентом и нерезидентом (сделка характеризуется как валютная, если ее предметом передачи или конфискации являются валютные ценные бумаги, отечественная валюта, а также если валютные ценности, отечественная валюта и внутренние ценные бумаги применяются как платежное средство);
      • двумя нерезидентами (сделка характеризуется как валютная, если предметом ее передачи или конфискации являются валютные ценности, отечественная валюта и внутренние ценные бумаги или же если валютные ценности, отечественная валюта и внутренние ценные бумаги применяются как платежное средство).
      Замечание 1

      В результате, сделки между субъектами валютного права, которые не учитывают возможность передачи перехода права собственности на валютные ценности, отечественную валюту и внутренние ценные бумаги, не могут называться валютными. Допустим, не имеют отношения к валютным манипуляций соглашений, которые связаны с переводом в залоговые внешние ценные бумаги, с переводом в доверительное управление валютных ценностей, хотя сбыт внешних ценных бумаг, находящихся в залоге, называется валютной операцией.

      Количество субъектов, участвующих в валютной сделке, определяет следующие виды:

      1. Валютные операции между двумя участвующими:
        1. валютные сделки между нерезидентами и резидентами;
        2. валютные сделки между резидентами;
        3. валютные сделки между нерезидентами;
        4. сделки на внутреннем валютном рынке внутри страны.
      2. Валютные соглашения, в которых участником становится один человек:
        1. импорт или экспорт на территорию, находящуюся под таможенным контролем Российской Федерации валютных ценностей, отечественной валюты и внутренних ценных бумаг;
        2. перевод инвалюты, отечественной валюты, внутренних и внешних ценных бумаг со счетов, открытых за границей страны, на счета той же особы, открытых на территории РФ, и со счетов, открытых на территории РФ, на счета той же особы, открытых за пределами территории РФ;
        3. перечисление нерезидентом отечественной валюты, внутренних и внешних ценных бумаг со счетов, которые были открыты в РФ, на расчетные счета той же особы, которые были ранее открыты в РФ.

      Сотрудничество резидента и нерезидента РФ происходят без каких-либо ущемлений, за исключением валютных сделок движения капитальных средств, в отношении которых выставляются ограничения с целью предупреждения значительного уменьшения золотовалютных резервов, внезапных колебаний курса отечественной валюты, а также для подстраховки стабильности платежного баланса.

      Замечание 2

      Перечисленные притеснения не дискриминируют участников, а в некоторых случаях могут быть расторжены уполномоченными представителями координации валюты сообразно ликвидации условий, которые вызвали их необходимость.

      Валютные манипуляции между резидентами, выполняемые на основе правил, зафиксированных ч.1 ст.9 Закона о валютном регулировании, попадают под запрет. Но в правилах есть исключения, в которых перечислены условия, благодаря которым выполнение валютных сделок возможно на законодательном уровне. Подобные правила имеют собственную классификацию, поэтому разделены на несколько категорий.

      Валютные сделки физических и юридических лиц-резидентов:

      • сделки, которые непосредственно связаны с расчетами в торговых беспошлинных точках, а также с расчетами при продаже товаров и предоставление услуг пассажирам, находящимся в пути при международном транзите;
      • сделки между участниками-представителями и потребителями при предоставлении посредниками предложений, которые связаны с соглашением и выполнением договорных обязательств с нерезидентами о перемещении имущества, осуществлении конкретных работ, предоставлении услуг, передачи информации или научных трудов, проектов и других итогов умственной работы, специальных разрешений на них, включая сделки по возвращению комитентам (доверителям и принципалам) денег (другого имущества);
      • сделки на основе договорных отношений транспортной экспедиции, фрахтования и перевозок при предоставлении экспедитором, перевозчиком и фрахтовщиком комплекса услуг, которые связаны с транспортировкой вывозимого из РФ или ввозимого на территорию страны груза, транзитной грузовой перевозкой по стране, а также по условиям страхования конкретных грузов;
      • манипуляции с внешними ценными бумагами, которые выполняются на организованных торгах, при выполнении договоренностей таксации полномочий на документы, имеющие ценность в депозитариях, которые контролируют соответствующие органы власти РФ;
      • сделки с внешними ценными бумагами при выполнении условий ведения учета прав на подобные ЦБ в депозитариях, которые созданы для контроля соответствующими органами РФ, и выполнение расчетов в государственной валюте;
      • сделки, которые связаны с выполнением обязательных платежей (сборов, налогов и других видов) в федеральный бюджет, бюджет лица РФ, местный бюджет в инвалюте;
      • сделки, которые связаны с осуществлением оплаты по внешним ценным бумагам (кроме векселей);
      • сделки, осуществляемые в случае оплаты или возмещения расходных средств физлица, которые связаны со служебной поездкой за границу РФ, а также сделки в случае погашения неиспользованных авансовых средств, которые были выданы в связи со служебной поездке;
      • сделки, тесно связанные с выполнением расчетов и переводов инвалюты при выполнении бюджетов бюджетной системы РФ сообразно с бюджетным законодательством РФ;
      • сделки, которые предусматривают расчет и перевод инвалюты для реализации деятельности дипломатических представительств, консульских учреждений РФ, а также других официальных отечественных представительств, которые находятся за границей территории РФ, а также постоянных представительств страны при межгосударственных и межправительственных организациях;
      • возможности перевести физлицом – резидентом инвалюты из РФ в пользу других физлиц – резидентов на их счет в банках, которые расположены за границей РФ, в количестве, которое не превышает в течение 24 часов через одно уполномоченное банковское учреждение суммы, которая равна 5 тыс. долларов США согласно официального курса, который установлен Банком РФ на момент перечисления денежной суммы со счетов физлица – резидента;
      • возможность перевести физлицом – резидентом инвалюты в РФ с расчетов, учитывающихся банковскимиу учреждениями за границей РФ, в пользу других физлиц – резидентов на их расчетный счет в поверенном банковском учреждении;
      • сделки по выплате или компенсация расходов, которые связаны с командировками за пределы РФ сотрудников компаний, рабочая деятельность которых связана с поездками или выполняется в процессе пути следования;
      • сделки, перечисленные выше, должны заключаться только доверительными управляющими.

      Закон о валюте, контролирующий порядок действий счетов в отечественной и инвалюте резидентами и нерезидентами в уполномоченных банках на территории России, а также счетов в отечественной и инвалюте за пределами страны.

      Резиденты и нерезиденты имеют полномочия открывать счета в отечественной и инвалюте в уполномоченных банковских учреждениях на территории РФ. Более того, резиденты имеют возможность открывать в уведомительном порядке расчетные счета в инвалюте в банках, которые расположены за границей страны. Правовой режим подобных расчетных счетов четко регламентирован в Законе о валютном контролировании и в правовых актах Банка России.

      Физлица – резиденты могут открывать без каких-либо ограничений расчетные счета или вклады в инвалюте в банковских учреждениях, которые расположены на территории других стран, являющиеся членами ОЭСР или ФАТФ. Резиденты обязуются информировать налоговые органы по месту ведения счета о его открытии или закрытии не позднее 30 дней с момента заключения или расторжения договорных обязательств об открытии счета или вклада с банковским учреждением, который расположен за пределами РФ.

      Физлица – резиденты имеют возможность осуществлять переводы на свои расчетные счета или вклады, которые открыты в банковских учреждениях за пределами РФ, денежные суммы со своих счетов или вкладов в уполномоченных банковских учреждениях или других своих счетов или вкладов, которые открыты за границей РФ.

      Замечание 4

      Вышеперечисленные субъекты имеют право без каких-либо ограничений принимать участие в валютных сделках, которые не связаны с передачей имущественных сбережений или предоставлением услуг на территории РФ, с применением финансовых средств, которые зачислены на счета или вклады, ранее открытых в банковских учреждениях за границей РФ.

      Физические лица – резиденты обязуются предоставлять в налоговые органы по месту своего расчетного счета исключительно отчетную документацию относительно остатков денежных средств на счете или вкладе за границей РФ по состоянию на начало каждого календарного года.

      Уполномоченные банки открывают резидентам следующие виды специальных банковских счетов в иностранной валюте:

      счет «Ф» (далее — специальный банковский счет «Ф») (код счета -11) — открывается физическому лицу-резиденту для расчетов и переводов при предоставлении нерезиденту займа в иностранной валюте и получении от нерезидента кредита и займа в иностранной валюте; для приобретения у нерезидента и отчуждения в пользу нерезидента внешних ценных бумаг, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внешних ценных бумаг (прав, удостоверенных внешними ценными бумагами);

      счет «Р1» (далее — специальный банковский счет «Р1») (код счета -12) — открывается резиденту (физическому лицу — индивидуальному предпринимателю и юридическому лицу) для расчетов и переводов при получении кредита и займа в иностранной валюте от нерезидента; для привлечения от нерезидента иностранной валюты, полученной от первичного размещения (выпуска) акций и облигаций, являющихся внешними ценными бумагами, эмитентом которых является резидент — владелец счета «Р1», от выдачи резидентом — владельцем счета «Р1» нерезиденту векселей, являющихся внешними ценными бумагами; для привлечения иностранной валюты от отчуждения в пользу нерезидента внешних ценных бумаг, которые не были учтены на специальном разделе счета депо, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внешних ценных бумаг, которые не были учтены на специальном разделе счета депо (прав, удостоверенных внешними ценными бумагами);

      счет «Р2» (далее — специальный банковский счет «Р2» (код счета — 13) — открывается резиденту (физическому лицу — индивидуальному предпринимателю и юридическому лицу) для расчетов и переводов при предоставлении нерезиденту займа в иностранной валюте; для приобретения у нерезидента внешних ценных бумаг, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внешних ценных бумаг (прав, удостоверенных внешними ценными бумагами); для отчуждения в пользу нерезидента внешних ценных бумаг, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внешних ценных бумаг (прав, удостоверенных внешними ценными бумагами, — п. 2.1 Инструкции ЦБ РФ N 116-1/1).

      Резиденты осуществляют иные валютные операции с нерезидентами без использования специальных счетов. Расчеты и переводы при получении резидентами кредитов и займов в иностранной валюте от нерезидентов, если на основании соответствующего кредитного договора или договора займа срок возврата основной суммы долга составляет более трех лет, осуществляются резидентами без использования специальных счетов. Расчеты и переводы между физическими лицами — резидентами и нерезидентами, связанные с приобретением и отчуждением внешних ценных бумаг (прав, удостоверенных внешними ценными бумагами), на сумму до 150 000 долл. США в течение календарного года осуществляются физическими лицами — резидентами без использования специальных счетов (п. п. 2.2 — 2.4).

      В случае установления нормативными актами Банка России требования о резервировании при списании и (или) зачислении резидентом денежных средств в иностранной валюте со специального банковского счета и (или) на специальный банковский счет резидента в иностранной валюте уполномоченный банк принимает к исполнению расчетный документ (распоряжение) резидента на осуществление перевода на специальный банковский счет (со специального банковского счета), в котором указаны номер и дата оформленного и выданного уполномоченным банком резиденту заявления о резервировании (п. 2.10). Такое требование о резервировании было установлено Указанием ЦБ РФ от 29.06.2004 N 1465-У «Об установлении требований о резервировании при зачислении денежных средств на специальные банковские счета и при списании денежных средств со специальных банковских счетов» в редакции от 29.12.2004 .

      Юридические лица — резиденты открывают без ограничений счета (вклады) в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами ОЭСР и ФАТФ (п. 1 ст. 12 Закона) . Резиденты обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов (вкладов) не позднее месяца со дня заключения (расторжения) договора об открытии счета (вклада) с банком, расположенным за пределами территории РФ (п. 2 ст. 12) . Юридические лица — резиденты представляют налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ с подтверждающими банковскими документами в порядке, устанавливаемом Правительством РФ по согласованию с Банком России (п. 7 ст. 12). Юридические лица — резиденты вправе без ограничений осуществлять валютные операции со средствами, зачисленными в соответствии с Законом на счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории РФ, за исключением валютных операций между резидентами (п. 6 ст. 12). Расчеты при осуществлении валютных операций могут производиться юридическими лицами — резидентами через счета, открытые в банках за пределами территории РФ, за счет средств, зачисленных на эти счета в соответствии с Законом (п. 2 ст. 14).

      Данная норма начинает действовать по истечении одного года со дня вступления в силу настоящего Закона, т.е. 19 июня 2005 г.
      Данная норма начинает действовать с 1 января 2007 г.

      В настоящее время действует разрешительный порядок открытия юридическими лицами — резидентами счетов в банках за границей, установленный Положением ЦБ РФ от 28.04.2004 N 256-П «О временном порядке выдачи Банком России юридическим лицам — резидентам, не являющимся кредитными организациями и валютными биржами, разрешений на открытие и использование счетов в банках за пределами территории РФ» . Разрешение на открытие и использование или разрешение на использование банковского счета резидента в иностранной валюте (далее — разрешение) в организации за пределами территории РФ, являющейся банком или иным юридическим лицом, имеющим право по законодательству иностранного государства открывать банковские счета и осуществлять расчеты по этим счетам, созданной в соответствии с законодательством иностранного государства (далее — банк-нерезидент), выдается:

      • федеральным органам государственной власти и органам государственной власти субъектов РФ — Департаментом валютного регулирования и валютного контроля Банка России;
      • иным резидентам — территориальным учреждением Банка России по месту государственной регистрации резидента (п. 1.1).

      Вестник Банка России, 2004, N 33. Настоящее Положение действует до 19 июня 2005 г.

      Резидент обязан обратиться в Департамент валютного регулирования и валютного контроля Банка России или территориальное учреждение Банка России по месту государственной регистрации резидента за разрешением:

      • до открытия валютного счета в банке-нерезиденте;
      • до осуществления операций по зачислению на валютный счет или списанию с валютного счета иностранной валюты, не предусмотренных выданным ранее разрешением на открытие и использование валютного счета;
      • до использования валютного счета, открытого в соответствии с иными нормативными актами Банка России.

      Ввоз в РФ иностранной валюты и внешних ценных бумаг в документарной форме осуществляется резидентами и нерезидентами без ограничений при соблюдении требований таможенного законодательства. Физические лица — резиденты и физические лица — нерезиденты имеют право вывозить из РФ иностранную валюту, а также внешние ценные бумаги в документарной форме, ранее ввезенные, пересланные или переведенные в РФ, при соблюдении требований таможенного законодательства в пределах, указанных в таможенной декларации или ином документе, подтверждающем их ввоз, пересылку или перевод в РФ (п. п. 1 — 2 ст. 15 Закона).

      Физические лица — резиденты и физические лица — нерезиденты имеют право единовременно вывозить из РФ наличную иностранную валюту в сумме, равной в эквиваленте 10 000 долл. США или не превышающей этой суммы. При этом не требуется представление в таможенный орган документов, подтверждающих, что вывозимая наличная иностранная валюта была ранее ввезена, переслана или переведена в РФ либо приобретена в РФ. При единовременном вывозе из РФ физическими лицами-резидентами и физическими лицами — нерезидентами наличной иностранной валюты в сумме, равной в эквиваленте 3000 долл. США, вывозимая наличная иностранная валюта подлежит декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации на всю сумму вывозимой наличной иностранной валюты. Единовременный вывоз из РФ физическими лицами-резидентами и физическими лицами — нерезидентами наличной иностранной валюты в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долл. США, не допускается, за исключением случаев, когда наличная иностранная валюта была ранее ввезена, переслана или переведена в РФ (п. 3 ст. 15).

      При единовременном вывозе из РФ резидентами и нерезидентами иностранной валюты и внешних ценных бумаг в документарной форме, за исключением случаев, указанных выше, вывозимые иностранная валюта и внешние ценные бумаги в документарной форме подлежат декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации (п. 4 ст. 15).

      Ввоз и пересылка в РФ и вывоз и пересылка из РФ валюты РФ и внутренних ценных бумаг в документарной форме осуществляются резидентами и нерезидентами в порядке, который устанавливается Правительством РФ по согласованию с Банком России и может предусматривать требование о предварительной регистрации (п. 5 ст. 15) .

      В настоящее время порядок ввоза и пересылки в РФ, а также вывоза и пересылки из РФ валюты РФ и внутренних ценных бумаг в документарной форме не установлен.

      В соответствии с Письмом ГТК России от 17.06.2004 N 01-06/21948 «О ввозе и вывозе валюты и ценных бумаг» в редакции от 01.10.2004 единовременно вывозимая из РФ юридическими лицами (резидентами и нерезидентами) иностранная валюта и внешние ценные бумаги в документарной форме подлежат декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации. Физические лица (резиденты и нерезиденты) имеют право вывозить из РФ внешние ценные бумаги в документарной форме, ранее ввезенные, пересланные в РФ в пределах, указанных в пассажирской таможенной декларации или ином документе, подтверждающем их ввоз, пересылку в РФ. Вывозимые из РФ физическими лицами ранее ввезенные, пересланные в РФ внешние ценные бумаги в документарной форме не подлежат обязательному письменному декларированию.

      Закон предусматривает несколько методов регулирования валютных операций, применяемых Банком России и Правительством РФ как главными органами валютного регулирования, которые носят экономико-административный характер и выражены в юридической форме предписаний. К числу таких методов регулирования относятся требование о резервировании), требование о предоставлении обеспечения исполнения обязательств по валютным операциям (*), требование о предварительной регистрации, требование об использовании специального банковского счета и требование обязательной продажи части валютной выручки на внутреннем валютном рынке России(*) . Рассмотрим отдельные методы валютного регулирования более подробно.

      Методы валютного регулирования, помеченные знаком (*), применяются Банком России до 1 января 2007 г.

      Правовое регулирование валютных операций банков

      В качестве способов обеспечения исполнения обязательства нерезидента перед резидентом при совершении валютных операций могут быть использованы:

      1. безотзывный аккредитив, покрытый за счет плательщика по аккредитиву, при условии, что исполняющим банком является уполномоченный банк либо банк за пределами территории РФ;
      2. банковская гарантия банка за пределами территории РФ, выданная в пользу резидента;
      3. договор имущественного страхования риска утраты (гибели), недостачи или повреждения имущества, причитающегося резиденту, риска гражданской ответственности нерезидента, предпринимательского риска резидента, в том числе неполучения резидентом или невозврата ему денежных средств либо невозврата или непоставки ему товаров;
      4. вексель, выданный нерезидентом в пользу резидента и авалированный банком за пределами территории РФ (п. 1 ст. 17 Закона).

      В соответствии с Указанием ЦБ РФ от 30 марта 2004 г. N 1410-У «О критериях, которым должен удовлетворять банк за пределами территории РФ для обеспечения исполнения обязательства нерезидента перед резидентом» устанавливается, что при обеспечении исполнения обязательств нерезидента перед резидентом банк за пределами территории РФ, исполняющий безотзывный аккредитив, выдающий банковскую гарантию или авалирующий вексель, должен удовлетворять одному из следующих критериев:

      1. иметь показатель оценки степени долгосрочной кредитоспособности, присвоенный ему рейтинговой компанией Moody’s, не ниже «ААЗ» или присвоенный рейтинговой компанией Standard & Poor’s/FITCH Ratings — не ниже «АА-«;
      2. входить в 1000 крупнейших банков по величине активов по данным справочника «Бэнкерс альманах» (п. 1).

      Вестник Банка России, 2004, N 24.
      Издательство Reed Business Information, UK. Используется любой выпуск справочника «Бэнкерс альманах», изданный в календарном году, предшествующем календарному году совершения сделки.

      Предварительная регистрация счета (вклада), открываемого в банке за пределами территории РФ, осуществляется налоговыми органами по месту учета резидента. Предварительная регистрация вывоза, пересылки из РФ валюты РФ и внутренних ценных бумаг в документарной форме, а также ввоза, пересылки в РФ валюты РФ и внутренних ценных бумаг в документарной форме осуществляется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, являющимся органом валютного контроля. Порядок осуществления предварительной регистрации устанавливается Правительством РФ по согласованию с Банком России. Резидент должен обратиться за предварительной регистрацией до открытия счета (вклада) в банке за пределами территории РФ, резидент или нерезидент — до вывоза, пересылки из РФ валюты РФ и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме, а также до ввоза, пересылки в РФ валюты РФ и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме (п. п. 1 — 2 ст. 18 Закона).

      Для предварительной регистрации счета (вклада), открываемого в банке за пределами территории РФ, резидент должен представить следующие документы:

      1. заявление о предварительной регистрации, содержащее в том числе наименование страны открытия счета (вклада) и полное наименование банка, в котором открывается счет (вклад);
      2. копию документа, удостоверяющего его личность;
      3. свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
      4. документ о государственной регистрации юридического лица;
      5. справку о присвоении кодов форм федерального государственного статистического наблюдения (для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц).

      Для предварительной регистрации ввоза, пересылки в РФ, вывоза, пересылки из РФ валюты и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме резидент или нерезидент должен представить следующие документы:

      1. заявление о предварительной регистрации, содержащее в том числе указание размера суммы ввозимых, пересылаемых в РФ валюты РФ и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме, указание размера суммы вывозимых, пересылаемых из РФ валюты РФ и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме;
      2. копию документа, удостоверяющего его личность;
      3. свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
      4. документ о государственной регистрации юридического лица;
      5. справку о присвоении кодов форм федерального государственного статистического наблюдения (для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц) (п. п. 3 — 4 ст. 18).

      Рассмотрение заявления о предварительной регистрации осуществляется соответствующим органом в течение 10 рабочих дней со дня получения указанного заявления. По истечении указанного срока соответствующий орган обязан осуществить предварительную регистрацию (выдать регистрационный документ) либо представить мотивированный отказ в предварительной регистрации. Отказ в предварительной регистрации допускается только в случаях, если:

      1. не представлен полный комплект документов, требуемых для предварительной регистрации;
      2. представленные документы не отвечают требованиям законодательства РФ;
      3. в представленных документах выявлены недостоверная информация, противоречащие или не соответствующие друг другу сведения;
      4. на день обращения резидента за предварительной регистрацией счет (вклад) в банке за пределами территории РФ им открыт;
      5. на день обращения резидента или нерезидента за предварительной регистрацией валюта РФ и (или) внутренние ценные бумаги в документарной форме вывезены ими из РФ;
      6. на день обращения резидента или нерезидента за предварительной регистрацией валюта РФ и (или) внутренние ценные бумаги в документарной форме ввезены ими в РФ;
      7. введен запрет на открытие счета (вклада) в банке за пределами территории РФ, на осуществление операций, предусматривающих перевод средств на указанный счет (вклад), на вывоз из РФ валюты РФ, внутренних ценных бумаг в документарной форме, а также на ввоз в РФ валюты РФ и внутренних ценных бумаг в документарной форме.

      Отказ в предварительной регистрации в случаях, не указанных выше, в том числе отказ по мотивам отсутствия экономической целесообразности открытия счета (вклада) в банке за пределами территории и совершения валютных операций, не допускается (п. п. 6 — 8 ст. 18).

      По общему правилу национальная валюта того или иного государства может использоваться на его территории в качестве законного платежного средства без ограничений. Допустимым является лишь установление ограничений по расчетам наличными денежными средствами. Исходным же положением при определении пределов возможного использования иностранной валюты является то, что та или иная валюта в принципе не может служить законным платежным средством на территории того государства, которое не осуществляло ее эмиссию. Исключение из этого общего правила составляют ситуации, при которых иностранная валюта официально используется на территории конкретного государства в качестве законного платежного средства, в том числе на условиях параллельного ее обращения наряду с национальной валютой. В Российской Федерации, как известно, единственным законным платежным средством является рубль, поэтому использование иностранной валюты в качестве законного платежного средства на территории нашей страны исключается в принципе.

      Валютное регулирование может быть выражено в денежных переводах из одной страны в другую, оттока денежного капитала и запрете свободной торговли иностранной валюты. Определяющее значение в валютном регулировании играет бивалютная корзина, то есть курс национальной валюты относительно двух валют – американского доллара и евро.

      Основным нормативно-правовым документом, регламентирующим систему регулирования валютных операций со стороны специальных органов валютного контроля, является закон о валютном регулировании.

      Валютное регулирование определяется следующими элементами:

      • установленный порядок проведения валютных сделок;
      • совокупность условий формирования валютного резерва государства и валютного капитала хозяйствующих субъектов;
      • валютный контроль.

      К основным принципам валютного регулирования можно отнести:

      • государственная защита прав и экономических интересов субъектов хозяйствования, осуществляющих валютные сделки;
      • приоритет экономических мероприятий в области валютного регулирования;
      • неразрывность внешней и внутренней политики и системы валютного регулирования;
      • исключение бездоказательного вмешательства специальных органов валютного контроля в валютные сделки резидентов и нерезидентов.

      Государственное валютное регулирование рассматривает следующий круг валютных сделок:

      • финансовые сделки, связанные с международным движением капитала;
      • финансовые сделки, связанные с развитием международных отношений;
      • финансовые сделки по купле-продаже золота и других финансовых инструментов.

      Таким образом, валютное регулирование является неотъемлемой частью валютной политики любого государства, определяющее развитие национальной экономики. Валютная политика также определяет конкретные направления валютного регулирования.

      Контрольная функция при совершении валютных операций в Российской Федерации возлагается на государственные органы валютного контроля. В первую очередь это Центральный банк РФ и Правительство РФ. Кроме того, к контролирующему органу данной сферы относится Министерство финансов РФ.

      Агентами, осуществляющими контроль, являются: уполномоченные банки, брокеры, дилеры, а также фискальные органы.

      • Об авторе
      • Недавние публикации
      • ВВЕДЕНИЕ
      • ГЛАВА 1. ВАЛЮТНЫЕ ОПЕРАЦИИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА: ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ
      • 1.1. Валютные операции: сущность, понятие, виды
      • 1.2. Нормативно-правовое регулирование операций в иностранной валюте физических лиц в Российской Федерации
      • 1.3. Организация работы по проведения операций в иностранной валюте физических лиц в коммерческом банке и ее эффективность
      • ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОВЕДЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ В ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЕ В ООО «ХОУМ КРЕДИТ ЭНД ФИНАНС БАНК»
      • 2.1. Краткая характеристика ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк»
      • 2.2. Анализ процесса проведения операций физических лиц в иностранной валюте
      • 2.3. Эффективность проведения валютно-финансовых операций в ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк»
      • ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В ООО «ХОУМ КРЕДИТ ЭНД ФИНАНС БАНК»
      • 3.1. Рекомендации по совершенствованию процесса проведения операций физических лиц в иностранной валюте в ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк»
      • 3.2. Оценка эффективности предложенных рекомендаций
      • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
      • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
      • ПРИЛОЖЕНИЯ

      Актуальность темы работы. Валютный рынок является составным элементом финансового рынка, отражающим экономические и организационно-правовые отношения, возникающие между субъектами рыночных отношений по поводу купли-продажи иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте. Одновременно он служит механизмом, посредством которого производятся международные расчеты во внешней торговле.

      К числу активных участников валютного рынка относятся коммерческие банки, которые обеспечивают своих клиентов необходимой иностранной валютой, поддерживают непрерывность международных расчетов и предоставляют при необходимости валютные кредиты.

      На современном этапе развития мировой экономики валютные операции являются ее неотъемлемой частью, что обусловлено интенсивным развитием внешнеэкономических связей стран, глобализацией торговли, финансовой системы и мирового хозяйства в целом. При этом движение иностранных валют и валютные операции является важной сферой финансовой системы страны, над которой обязательно должен сохраняться государственный контроль. Именно поэтому, валютные операции проводятся только через уполномоченные коммерческие банки.

      В то же время, операции с иностранной валютой являются одним из важных источников доходов коммерческих банков, и поэтому занимают важное место в их деятельности. Из этого следует, что исследование направлений совершенствования валютных операций коммерческих банков является актуальным на данном этапе экономического развития.

      Коммерческие банки могут осуществлять валютные операции, представляющие собой ряд последовательных действий по организации и управлению денежными отношениями и возникающими при движении иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте. Оказание такого рода операций возможно только при наличии соответствующей лицензии Банка России.

      На сегодняшний день валютные операции занимают важное место в деятельности коммерческих банков, являясь одним из существенных источников их доходов. Например, в июне 2016 г. совокупный спрос населения на наличную иностранную валюту (сумма купленной в уполномоченных банках, полученной по конверсии и снятой с валютных счетов наличной иностранной валюты) по сравнению с маем увеличился на 29% и составил 5,5 млрд. долларов США.

      В июне текущего года объем покупки населением наличной иностранной валюты в уполномоченных банках увеличился по сравнению с маем на 46% – до 3,0 млрд. долларов. Долларов США было куплено на 50% больше, чем месяцем ранее, европейской валюты – на 36%. Количество операций по покупке физическими лицами наличной иностранной валюты по сравнению с маем возросло на 24% и составило 1,7 млн. сделок. Средний размер сделки по покупке вырос на 18% и составил 1678 долларов. С валютных счетов, открытых в уполномоченных банках, в июне 2016 г. физическими лицами было снято 2,5 млрд. долларов, что на 15% больше, чем месяцем ранее.

      Все вышесказанное свидетельствует об актуальности темы исследования.

      Цель выпускной квалификационной работы: исследование валютных операций физических лиц на примере ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк».

      В соответствии с п. 9 ст. 1 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 N 173-ФЗ (ред. от 03.07.2016) валютные операции — это:

      • получение и передача инвалюты между резидентами;
      • получение и передача инвалюты, а также использование иностранной валюты, российских рублей, внутренних ценных бумаг как средств платежа при совершении валютных операций, осуществляемых между:
      • резидентами и нерезидентами;
      • нерезидентами;
      • ввоз/вывоз из страны инвалюты, рублей и российских ценных бумаг;
      • перевод инвалюты, рублей, российских иностранных ценных бумаг со счета субъекта валютных операций, открытого за границей, на его же банковский счет в России, и в обратном направлении;
      • перевод рублей и ценных бумаг нерезидента по его банковским счетам, открытым в России;
      • перевод рублей с заграничного счета одного резидента на заграничный счет другого резидента;
      • перевод рублей резидента по открытым им заграничным банковским счетам.

      Валютные операции вправе совершать нерезиденты и резиденты (друг с другом и между собой).

      Расшифровка таких понятий, как резидент и нерезидент, содержится в ст. 1 Закона.

      Под валютным регулированием понимается деятельность уполномоченных государственных органов по регламентированию порядка совершения валютных операций. Ранее отмечалось, что в условиях перехода к рыночным отношениям в нашей стране коренным образом изменилась политика государства во внешнеэкономической сфере, изменился тип валютного режима, была отменена государственная валютная монополия.

      В настоящее время целью валютного регулирования является поддержание стабильного курса национальной валюты по отношению к курсам валют других государств. Валютное регулирование включает в себя следующие направления: определение политики валютного курса и официальных валютных интервенций; проведение валютного контроля; управление официальными валютными резервами; участие в международных валютно-кредитных организациях.

      Реализация валютного регулирования подразумевает применение целого комплекса различных мер, осуществляемых государством по регламентации валютных операций резидентов и нерезидентов, осуществляемых ими платежей, инвестиций, порядка ввоза, вывоза за пределы страны валютных ценностей и валюты Российской Федерации и т.п[6].

      Закон, регулирующий совершение на территории России и за ее пределами валютных операций, был принят в декабре 2003 года под № 173-ФЗ. Данным федеральным законом установлены правовые принципы и основы совершения валютных операций в стране, а также границы контроля и порядок регулирования со стороны правительства и регулятора.

      До 2006 года существовало немало ограничений при проведении валютных операций, установленных федеральным законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и контроле» (далее — Закон), связанных с рядом мер, направленных на предотвращение сокращения золотовалютных запасов в стране. Однако, в 2006–2007 годах истек срок действия ст. 7 и ст. 8 Закона, что существенно сократило список введенных ограничений на совершение валютных операций.

      Регулирование валютных операций осуществляется в соответствии с принципами, определенными в ст. 3 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 N 173-ФЗ (ред. от 03.07.2016).

      Федеральным законом от 10.12.2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» устанавливаются ограничения на использование физическими лицами своих зарубежных счетов:

      1. Зачисление денежных средств на зарубежные счета

      Федеральным законом от 10.12.2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон 173-ФЗ) устанавливаются ограничения на использование физическими лицами своих зарубежных счетов по принципу «запрещено все, что прямо не разрешено».

      В соответствии с Законом 173-ФЗ получение средств физическим лицом — резидентом на свои счета, открытые в банках за пределами территории РФ, допускается в строго ограниченных случаях, указанных в ч.4 и ч.5 ст.12:

      1. 1) Зачисление сумм от физических лиц – резидентов РФ на свои зарубежные счета с собственных как российских, так и зарубежных счетов (ч.4 ст.12 Закона 173-ФЗ), а также с российских счетов супруга и близких родственников(3) независимо от валюты (пп.17 п.1 ст.9 Закона 173-ФЗ).
      2. 2) Зачисление сумм из РФ в иностранной валюте от другого физического лица – резидента РФ с ограничением не более 5000 USD(4) в течение одного операционного дня через один банк (пп.12 п.1 ст.9 Закона 173-ФЗ).
      3. 3) Зачисление сумм в рублях от резидентов РФ (как физических, так и юридических лиц) как с российских (пп. «ж» п.9 ч.1 ст.1 Закона 173-ФЗ), так и с зарубежных счетов этих лиц (пп. «3» п.9 ч.1 ст.1 Закона 173-ФЗ).
      4. 4) Зачисление сумм процентов на остаток средств на зарубежных счетах (во вкладах), денежные средства в виде минимального взноса, требуемого правилами соответствующего зарубежного банка при открытии счета (вклада), наличные денежные средства, вносимые на счет (во вклад), денежные средства, полученные в результате совершения конверсионных операций за счет средств, зачисленных на такие счета (во вклады) (ч.5 ст.12 Закона 173-ФЗ).
      5. 5) Зачисление средств от юридических лиц-резидентов без использования банковских счетов в уполномоченных банках в любой валюте в пользу физических лиц – резидентов, находящихся за пределами территории РФ (абз. 6 ч.2 чт.14 Закона 173-ФЗ)[1].
      6. 6) Зачисление сумм, полученных в порядке дарения супругой и близким родственником (п.2 ч.3 чт.14 Закона 173-ФЗ)
      7. 7) Зачисление следующих денежных средств, полученных от нерезидентов (абз.2-6 ч.5 ст.12 Закона 173-ФЗ):
      • -выплаты в рамках заключенных с нерезидентами трудовых договоров (контрактов);
      • -выплачиваемых в соответствии с решениями судов иностранных государств, за исключением решений международного коммерческого арбитража;
      • -выплачиваемых в виде пенсий, стипендий, алиментов и иных выплат социального характера;
      • -в виде страховых выплат, осуществляемых страховщиками-нерезидентами;
      • -выплачиваемых в порядке возврата ранее уплаченных физическими лицами — резидентами денежных средств.

      8) Зачисление сумм займов и кредитов по кредитным договорам и договорам займа, заключенным с резидентами государств — членов ОЭСР или ФАТФ на срок свыше двух лет, но только на зарубежные счета резидента РФ, открытые в странах-членах ФАТФ и ОЭСР(5) (ч.5.1 ст.12 Закона 173-ФЗ)[2].

      9) На зарубежные счета резидента РФ, открытые в странах-членах ФАТФ и ОЭСР, могут быть также зачислены следующие денежные средства, полученные от нерезидентов (ч.5.1 ст.12 Закона 173-ФЗ):

      • суммы доходов от сдачи в аренду (субаренду) нерезидентам расположенного за пределами территории Российской Федерации недвижимого и иного имущества физического лица — резидента;
      • выплачиваемые в виде грантов;
      • выплачиваемые в виде накопленного процентного (купонного) дохода, выплата которого предусмотрена условиями выпуска принадлежащих физическому лицу — резиденту внешних ценных бумаг, иных доходов по внешним ценным бумагам (дивиденды, выплаты по облигациям, векселям, выплаты при уменьшении уставного капитала эмитента внешней ценной бумаги).

      10) Зачисление оплаты от заказчиков-нерезидентов местных расходов резидентов, сооружающих объекты на территориях иностранных государств, — на период строительства (п.п.2 ч.2 ст.19 Закона 173-ФЗ);

      11) Зачисление иностранной валюты, получаемой резидентами от проведения выставок, спортивных, культурных и иных аналогичных мероприятий за пределами территории Российской Федерации, для покрытия расходов по их проведению — на период проведения этих мероприятий (п.3 ч.2 ст.19 Закона 173-ФЗ);

      12) Зачисление сумм по операциям, связанным с расчетами по договорам перевозки пассажиров (пп.16 п.1 ст.9 Закона 173-ФЗ).

      13) Некоторые платежи, необходимые для обеспечения работы дипломатических представительств, консульских учреждений РФ и иных официальных представительств РФ за пределами РФ (выплата зарплат, командировочных работникам таких учреждений и т.п.).

      Таким образом, помимо указанных выше случаев правомерного способа зачислять средства физическому лицу — резиденту РФ на его счета в зарубежных банках минуя счет в российском банке нет[3].

      1. Расходование денежных средств на зарубежных счетах

      Физические лица — резиденты вправе без ограничений осуществлять валютные операции, с использованием средств, зачисленных в соответствии с законом на свои зарубежные счета, если эти средства не связаны с передачей имущества и оказанием услуг на территории Российской Федерации.

      1. § 3. Операции по продаже и покупке иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации
      2. Глава XI ВАЛЮТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ
      3. § 4. Правовые основы валютного контроля
      4. Статья 1073. Правовые последствия ненадлежащего выполнения банком операций по счету клиента
      5. § 1. Жилищные отношения и их правовое регулирование
      6. ГЛАВА 42. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАСЧЕТОВ
      7. Глава VI ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТРАХОВАНИЯ
      8. Правовое регулирование и психология.
      9. 2. Влияние международно-правового регулирования
      10. 2. Источники правового регулирования.
      11. § 1. Понятие и правовое регулирование расчетных правоотношений
      12. 3. Метод гражданско-правового регулирования
      13. Правовое регулирование и психология.
      14. § 1. Источники правового регулирования
      15. 1. Услуги и их правовое регулирование.
      16. 3. Метод гражданско-правового регулирования

      РЕГУЛИРОВАНИЕ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ

      Рассматриваемый ФЗ о валютном регулировании предусматривает уточнение понятий:

      • валютного контроля;
      • субъектов отношений;
      • объекта воздействия правительственной программы;
      • правового поля, обязанностей валютных агентов.

      Чтобы получить явные конкурентные преимущества, правительство искусственно занижает национальный курс путем плановых сделок, получая конкурентоспособную цену.

      Подобные операции носят временный высокоамплитудный характер. Чтобы не понести значительных потерь во время резкого изменения национального курса, трейдеры должны внимать предупреждениям центральных банков о готовящейся облаве.

      Нововведения, включенные в специальный закон 173 о валютном регулировании:

      • разрешение сделок для резидентов и факторов-резидентов;
      • регламентация обязательств по репатриации полученной от экспорта выручки;
      • правила переуступки денежных прав-требований;
      • законодательно закрепленная обязанность фактора совершать уведомление резидента-экспортера в письменном виде;
      • нюансы нарушения сделок.

      Учтите, принимать участие в факторинговых операциях на российской бирже можно лишь участникам Factors Chain International и International Factors Group.

      Государственное регулирование валютного курса происходит:

      1. Путем снижения или увеличения объема валютообращения иностранной денежной единицы.
      2. Путем ужесточения либо либерализации взаимоотношений участников расчетов.
      3. При помощи фискальной политики.
      4. Через регулирование % ставки ЦБ;
      5. Благодаря продаже государственных активов.

      Вы можете наблюдать скупку или тиражирование облигаций на бирже, а через некоторое время варьирование рубля в пределах рассчитанного валютного коридора. Участие в государственных операциях с валютой и прочими инструментами биржевых торгов может принести не только деньги, но и настоящее удовольствие.

      Все методы валютного регулирования влияют на перспективу развития ведущей валютной пары.

      Как трейдеру, так и рядовому спекулянту необходимо разграничивать два вида курса:

      1. Девизный.
      2. Обменный.

      Первый предполагает выражение покупательной способности национальной валюты, исчисляемой в инвалюте. Второй – наоборот, показывает сколько рублей можно купить за 1 доллар.

      При прогнозировании курса необходимо учитывать:

      1. Размер, частоту, причины интервенций ЦБ.
      2. Диапазон дисконтной политики.
      3. Протекционистские меры.

      Валютное регулирование в Российской Федерации – законодательная форма ведения политики страны в отношении отечественной и иностранных валют. Под регулированием понимают:

      • определение порядка осуществления операций с валютами;
      • валютный контроль;
      • регламентация условий формирования валютного резерва.

      При осуществлении контроля государственные органы ориентируются на закон №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Его основная цель – укрепить курс рубля и экономику России, остановить отток средств за границу и привлечь дополнительный капитал из других стран.


      Похожие записи:

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *