Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Приказ по инвалидам 44 ФЗ». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
В соответствии с законом 44-ФЗ, преференции и преимущества – два совершенно разных понятия.
По закону, некоторые организации могут получить от государства ряд льгот. Последние распространяются на начисление налогов, осуществление тендерных мероприятий, целью которых является удовлетворение нужд государственного либо муниципального уровня.
Закон 44-ФЗ устанавливает для определенного круга исполнителей госконтрактов преференции. В их рамках конечная стоимость договора может быть увеличена в пользу участника.
Стоит пояснить, что понятие «преференция» используют, чтобы обозначить особое положение товаров, изготовленных на территории нашей страны, по отношению к зарубежным. Тогда как преимущества могут быть предоставлены конкретным компаниям.
Но практика показывает, что чаще всего два указанных понятия приравнивают друг к другу и обозначают просто как льготы.
Преференции для инвалидов по 44-ФЗ
В некоторых случаях в закупочной документации заказчик должен прописать, помимо требований к исполнителям, преференции для инвалидов по закону 44-ФЗ.
Сведения о предоставлении такого рода льгот указываются в извещении о запланированных торгах. Далее участник закупки в произвольной форме заявляет о том, что он является организацией-инвалидом и отвечает критериям, зафиксированным в ч. 2 ст. 29 закона 44-ФЗ. Если в тендере побеждает организация инвалидов, с ней подписывается договор с учетом установленных законом льгот.
Особенности предоставления преференций для инвалидов зафиксированы ст. 29 закона 44-ФЗ, а именно в данном акте описаны нормы осуществления торгов, порядок подписания соглашений с победителями тендеров.
Ценовые преимущества инвалидам отражены в ПП РФ № 341 от 15.04.2014 г., которое применяется с учетом нормативно-правового акта от № 724 от 28.07.2016 г.
Не любое учреждение, в котором работают люди с ограниченными возможностями, может получить льготы при участии в торгах по закону 44-ФЗ. Указания, зафиксированные в статье 29, распространяются лишь на официальные общественные организации людей с ограниченными возможностями и союзы российских общественных предприятий людей-инвалидов.
Преференции для инвалидов по 44-ФЗ могут получить исполнители, входящие в категорию УИС или ОИ и способные предоставить подтверждение данного факта. Для этого, в соответствии с форматом закупки, могут использоваться разные способы:
- На конкурс, аукцион, запрос предложений, проводимые через ЭТП, им необходимо подать документы (их копии), свидетельствующие о праве получения такого рода льгот.
- Для участия в электронном запросе котировок исполнитель прикрепляет декларацию в электронной форме – ее можно подготовить при помощи ЭТП.
Если победитель тендера относится к УИС и в его заявке есть требование о предоставлении преимуществ, заказчик обязан выполнить данное условие.
Если выигравший в торгах поставщик входит в ОИ, он должен прикрепить к заявке заявление о соответствии категории. Перед заключением договора такой исполнитель обязательно направляет покупателю требование о предоставлении преимущества. Уже на основании данного документа устанавливается цена соглашения.
При отказе победителя от заключения контракта второму исполнителю также предоставляется преференция по 44-ФЗ, если он относится к категории инвалидов.
Размещая в ЕИС сведения о запланированных торгах, организатор должен зафиксировать информацию о преимуществах в целом ряде документов. А именно это нужно сделать в плане закупок, плане-графике, извещениях, документации о торгах, если приобретаемые ТРУ входят в Перечень. Данное правило зафиксировано в письме Минэкономразвития РФ № ОГ-Д28-7622 от 08.06.2016 г. Нормы, по которым должны предоставляться льготы, указаны в ПП № 341.
Заказчику на данном этапе стоит быть готовым к таким трудностям, затрагивающим следующие аспекты:
-
Размер преференции.
По п. 21 приложения к письму Минэкономразвития РФ № Д28и-1889 от 30.09.2014 г. закон не требует от организатора торгов указывать процентное выражение льготы. А значит, достаточно прописать в документации, что преимущества будут предоставлены по ст. 29 закона 44-ФЗ.
В ч. 3 ст. 29 закона 44-ФЗ и п. 5 правил сказано, что заказчик имеет право установить преференцию для инвалидов менее 15 % суммы соглашения. Тогда как Минэкономразвития придерживается в своем письме № Д28и-2197 от 15.10.2014 г. мнения, что такая льгота должна быть равна 15 %.
Поэтому заказчику нужно установить преимущество в 15 % по цене договора.
Чтобы организация инвалидов могла получить преференции, ей нужно заявить о своем соответствии характеристикам, установленным ч. 2 ст. 29 закона 44-ФЗ. Для этого ей требуется подать заказчику декларацию в произвольной форме.
Организатор тендера лишен возможности запрашивать у исполнителя дополнительные бумаги, способные подтвердить его соответствие критериям. Данная норма зафиксирована в письмах ФАС РФ № АЦ/37971/14 от 19.09.2014 г. и Минэкономразвития № Д28и-192 от 29.01.2015 г.
Если победителем закупки становится организация лиц с ограниченными возможностями, последняя должна предоставить требование о предоставлении преимуществ. Договор на оказание услуг подписывается по предложенной победителем цене с учетом преференции для инвалидов, при этом сумма не может превышать НМЦК (по пп. 4, 5 Правил, ч. 3 ст. 29 закона 44-ФЗ).
Разберем сказанное на примере. Проводилась закупка светильников, организатор указал в извещении льготу 15 % от цены контракта для инвалидов и установил НМЦК, равную 400 тысяч рублей. По результатам торгов лучшим было признано предложение организации инвалидов, где цена контракта составляла 370 тысяч рублей. С учетом льготы данная цифра выросла до 425 500 рублей, то есть превысила НМЦК. Поэтому договор необходимо было подписать по цене, равной НМЦК, а именно 400 тысяч рублей.
Достаточно часто встречаются ситуации, когда во время аукциона организация инвалидов и победитель предложили поставить ТРУ по одинаковой стоимости. Если победитель уклоняется от своих обязанностей, договор подписывается с организацией инвалидов. В подобной ситуации соглашение заключается по цене с учетом преимущества.
Контрактная система создавалась не только с целью сделать бюджетные траты прозрачнее, но и обеспечить участникам равный доступ к закупкам. Это способствует добросовестной конкуренции. Вместе с тем для отдельных групп предусмотрены преференции. В госзаказе есть три категории льготников:
- субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации (СМП и СОНО);
- организации инвалидов (ОИ);
- учреждения исправительной системы (УИС).
Правила отнесения участников к каждой категории и ссылки на нормативные акты представлены на следующей схеме.
Указанным категориям преимущества предоставляются в том случае, если объект закупки входит в перечень из соответствующего постановления (№ 341 и № 649 соответственно). Заказчик определяется с объектом закупки и сверяется с этими постановлениями. Если товар входит в одной из них, необходимо установить преимущества для соответствующей категории участников.
Преимущества для учреждений УИС и организаций инвалидов таково: контракт будет заключен по цене на 15% выше, чем фигурирует в заявке такого участника. Из формулировки закона может показаться, что преимущество может быть и менее 15%, однако это такая трактовка ошибочна. Подразумевается, что преимущество составляет 15%, но при этом контракт может быть заключен по цене, не выше НМЦК (письмо Минэкономразвития 15.10.2014 № Д28и-2197).
В перечнях постановлений указаны коды по классификатору ОКПД2. Он имеет определенную структуру (показана ниже на примере класса 13 «Текстиль и изделия текстильные»). Преимущества распространяются на все нижестоящие ступени структуры кода.
Структура ОКПД2
13 Класс «Текстиль и изделия текстильные» 13.9 Подкласс «Изделия текстильные прочие» 13.92 Группа «Изделия текстильные готовые (кроме одежды)» 13.92.1 Подгруппа «Изделия текстильные готовые для домашнего хозяйства» 13.92.12 Вид «Белье постельное» 13.92.12.110 Категория «Белье постельное из хлопчатобумажных тканей» 13.92.12.114 Подкатегория «Комплекты постельного белья из хлопчатобумажных тканей» Например, заказчик испытывает потребность в электрических переносных светильниках. Этому объекту закупки соответствует код ОКПД2 27.40.21.110. Сверяемся с постановлением № 341 и видим, что в него включен код 27.40.2 «Светильники и осветительные устройства». Нужный заказчику объект закупки входит в структуру этого кода. Соответственно, необходимо установить в закупке преимущество для организаций инвалидов.
Важно! Если нужно закупить разные товары, удостоверьтесь, что все они входят в перечень. Только тогда стоит включать их в одну закупку. Если же нужно купить товары помимо перечня, проводите разные процедуры.
Преимущество должно быть установлено в плановых документах и продублировано в закупочной документации, проекте контракта. Также следует указать, что контракт не может быть заключен по цене выше НМЦК. Ниже представлена выдержка из аукционной документации, содержащая оговорку о преимуществе для льготных категорий:
Преимущества, предоставляемые для учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы, организаций инвалидов Преимущество учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы Устанавливается заказчиком в соответствии с разделом ________ документации об электронном аукционе в размере до 15% от цены, предложенной учреждением или предприятием уголовно-исполнительной системы, признанным победителем, но не более начальной (максимальной) цены контракта
Устанавливается в размере 15% от цены контракта, но не более начальной (максимальной) цены контракта / Не устанавливается Преимущество организациям инвалидов Победитель относится к УИС. В его заявке должно быть требование о предоставлении преимуществ. Если оно есть, преимущество нужно предоставить.
Победитель относится к ОИ. В его заявке должно быть заявление о соответствии категории. Перед тем как подписывать контракт, он должен направить заказчику требование о предоставлении преимущества. Если требование подано, нужно устанавливать цену контракта с учетом преимущества.
Внимание! Если победитель уклонился от заключения контракта, а следующий за ним участник относится к льготным категориям, то преимущество ему также должно быть предоставлено.
Покажем на примере, как рассчитать цену контракта, если победу одержал льготник. Пусть предмет закупки входит в перечень из постановления № 341, а значит, предоставляется преимущество организациям инвалидов. Начальная цена контракта — 300 000 рублей. Победителем признана заявка субъекта категории ОИ с ценой 270 000 рублей. Размер преимущества — 15%.
Рассчитаем цену контракта. Применяется такая формула:
Расчетная цена = Цена ОИ * 15% + Цена ОИ
Расчет таков: 270 000 * 15% + 270 000 = 310 500 рублей.
Расчетная цена, учитывающая предоставленное преимущество, выше начальной (максимальной). Таким образом, контракт с организацией инвалидов будет заключен по цене 300 000 рублей, то есть по НМЦК.
Заказчики обязаны закупать у малых и некоммерческих предприятий не менее 15% от совокупного годового объема закупок (СГОЗ). В первую очередь, нужно правильно определить этот объем. Если ошибиться в расчетах или не выдержать этот лимит, то можно получить штраф в размере 50 000 рублей.
Формула расчета СГОЗ:
СГОЗ =
Стоимость контрактов, заключенные в предыдущих финансовых годах, в части, которая оплачивается в текущем финансовом году +
Стоимость контрактов, заключаемых, исполняемых и оплачиваемых в текущем финансовом году
+
Стоимость контрактов, заключенных в текущем финансовом году, исполнение которых будет перенесено на следующие годы, в части, подлежащей оплате в текущем году Когда СГОЗ рассчитан, нужно взять от него 15% — это и будет минимум закупок у СМП и СОНО. Однако планируя закупки, нужно брать этот процент с запасом, ведь некоторые из них могут не состояться. В таком случае заказчик рискует не набрать 15%-ный объем и получить штраф.
Кому и когда положены преференции и преимущества по 44-ФЗ
Преимущество для малого бизнеса стоит устанавливать в тех закупках, объекты которых они в силах поставить. Так, не стоит объявлять закупку для СМП и СОНО, если объектом являются, например, медицинские услуги или топливо. Поскольку компании, которые занимаются поставкой таких товаров и услуг, редко относятся к разряду малых предприятий.
Когда выбраны объекты закупки у СМП, нужно отразить это в плановых документах, закупочной документации и контракте. Есть два важных момента, которые нужно прописать:
- Оплата. Если контракт заключен с СМП или СОНО, то с момента подписания документов о приемке до дня оплаты должно пройти не более 15 рабочих дней.
-
Штрафы. За просрочку платежа начисляются пени. Во всех остальных случаях факты неисполнения или ненадлежащего исполнения контракта караются штрафами. Эти условия должны быть прописаны в обязательном порядке. Нужно указать фиксированную сумму штрафа, определенную исходя из стоимости контракта, а также всю штрафную линейку. Для малых предприятий размеры таковы:
- при цене контракта до 3 млн рублей размер штрафа составляет 3%;
- при цене контракта от 3 до 10 млн рублей — 2%;
- при цене контракта от 10 до 20 млн рублей — 1%.
Пример формулировки положения относительно штрафа приведен на следующем изображении.
Интересном нюансом Постановления № 2014 является то, что минимальная обязательная доля закупок российских товаров считается не от всех закупок, проведенных заказчиком в течение календарного года, а только от закупок, в которых были установлены ограничения допуска.
Приведем пример: заказчик может купить импортные ноутбуки (код ОКПД2 26.20.11) закупкой у единственного поставщика на сумму до 600 т.р., а с 1 апреля 2021 года на сумму до 3 000 000 рублей при условии, что такая закупка будет осуществлена заказчиком посредством электронной площадки. После этого в течение календарного года он может объявить аукцион с ограничением допуска по Постановлению № 878 на поставку тех же ноутбуков, например, на сумму 100 т.р. в связи с тем, что предусмотренный ч. 4 ст. 93 Закона № 44-ФЗ 10% объем СГОЗ был им исчерпан. Если по результатам проведенного аукциона заказчик закупит российские ноутбуки, то доля закупок российских товаров в общем объеме его закупок составит 100% при фактической закупке импортных ноутбуков на сумму 3 000 000 рублей, а отечественных на сумму 100 тыс. рублей. Интересно, правда?
Второй пример: заказчик может вовсе не проводить конкурентные закупки на поставку ноутбуков либо проводить их, но с обоснованием невозможности применения положений Постановления № 878 (в связи с отсутствием необходимых ноутбуков в едином реестре российской радиоэлектронной продукции), то в данном случае доля закупок российских товаров рассчитываться не будет, а сами проведенные заказчиком закупки не должны включаться в подготавливаемый им отчет. Видимо, основной упор Постановления № 2014 сделан на то, что заказчик будет сам изначально формировать техническое задание под отечественную продукцию. Однако, как видно из примера выше, при наличии определенной смекалки контрактного управляющего и обоснования невозможности применения ограничения допуска техническое задание по-прежнему может быть ориентировано на зарубежного производителя.
Читатель может парировать данному утверждению и скажет о том, что неправомерная «заточка» технического задания под конкретного производителя и тем более иностранного – это вопрос Федеральной антимонопольной службы. Однако, опыт Центра закупок и продаж «Закон.гуру» говорит об обратном. Далеко не во всех случаях соответствующие вопросы доходят до рассмотрения антимонопольного органа (ввиду отсутствия жалоб со стороны участников закупки), а поданные жалобы на «заточку» технического задания не всегда удовлетворяются по различным причинам.
Получается, что уже сейчас можно с определенной уверенностью спрогнозировать результат принятия Правительством Российской Федерации Постановления № 2014: доля закупок импортной продукции не уменьшится или уменьшится незначительно, при этом присутствует существенный риск формирования Минпромторгом России искаженной статистики, по которой доля закупок отечественной продукции будет расти и даже в некоторых случаях превышать установленные Правительством Российской Федерации значения, что создаст ложное ощущение действенности применяемых механизмов импортозамещения.
Нам бы очень хотелось верить, что этого не произойдет, однако нормы Постановления № 2014 не оставляют нам такой веры. Также, по нашему мнению, принятие Постановления № 2014 может привести к дополнительным расходам бюджета за счет установления особенностей обоснования начальной (максимальной) цены контракта, часть которых пойдет на закупку импортной, а не отечественной продукции.
Выше мы уже упоминали о том, что нормы Постановления № 2014 создают риски получения некорректной статистики по применению заказчикам ограничений допуска. Предлагаем посмотреть на данный вопрос с точки зрения формирования закачками отчета об объеме закупок российских товаров. Сам отчет и включаемые в него сведения понятны и какого-либо особого интереса не представляют, а вот возможные причины невозможности достижения заказчиком минимальной обязательной доли привлекают к себе внимание.
Согласно Постановлению № 2014 если заказчик не достиг минимальную долю закупок российских товаров, он обязан указать в отчете один из следующих кодов, обозначающий следующие причины:
- 01 — осуществлена приемка товара, происходящего из иностранных государств, по контракту (контрактам), заключенному (заключенным) по результатам закупки (закупок), при осуществлении которой (которых) не подано заявок, содержащих предложение о поставке российского товара;
- 02 — осуществлена приемка товара, происходящего из иностранных государств, по контракту (контрактам), заключенному (заключенным) по результатам закупки (закупок), при осуществлении которой (которых) возникли предусмотренные нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации обстоятельства, допускающие исключения из ограничений, установленных в соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона № 44-ФЗ;
- 03 — иное.
С кодом 01 все понятно, а вот код 02 вызывает вопросы. Получается, что согласно данному коду в отчет заказчика будут включаться не только закупки, в которых было установлено ограничение допуска (о чем прямо говорится по всему тексту Постановления № 2014), но также закупки, в которых такие ограничения не устанавливались? Скорее всего, нет. Такой подход прямо бы противоречил Постановлению № 2014. Код 02, по нашему мнению, должен указываться заказчиком в отчете, если правило «третий лишний», предусмотренное ограничением допуска, не сработало. Например, была подана только одна «российская» заявка и одна «иностранная» либо подано несколько «российских» заявок, в которых отсутствовали документы и сведения, подтверждающие страну происхождения товара. Код 03 вообще не является информативным и возможный вариант его использования только один: когда в рамках закупок, приведённых заказчиком по конкретному виду продукции возникли причины, указанные в коде 01, и причины, указанные в коде 02.
- А
- Б
- В
- Г
- Д
- Е
- И
- Й
- К
- Л
- М
- Н
- О
- П
- Р
- С
- Т
- У
- Х
- Ч
- Ш
- Э
- Ю
- Я
- Ангарск
- Архангельск
- Астрахань
Закупки с предоставлением преимуществ СМП, организациям инвалидам и УИС РФ
КриптоПро CSP – это криптографическая программа, которая необходима для распознавания электронной подписи. Вы можете выбрать лицензию КриптоПро CSP двух типов: сроком действия 1 год, стоимость такой лицензии 850 рублей или бессрочную, стоимость такой лицензии 2700 руб. Бессрочная лицензия приобретается пользователем 1 раз и продлевать её больше не нужно.
* Если у Вас есть действующая на данный момент лицензия КриптоПро CSP, то покупать её Вам не нужно.
В таблице обобщены сведения, что такое преференции по 44-ФЗ и кому они предоставляются.
Учреждения и предприятия УИС (ст. 28 закона № 44-ФЗ)
Организации инвалидов (ст. 29 закона № 44-ФЗ) СМП и СОНКО (ст. 30 закона № 44-ФЗ) Суть преференции Если победитель — УИС, цену увеличивают по требованию победителя до 15%, но не более НМЦК.
Если победитель — организация инвалидов, цену увеличивают по требованию победителя до 15%, но не более НМЦК.
Вариант 1. В закупке участвуют только СМП и СОНКО.
Вариант 2. Устанавливается требование о привлечении соисполнителей, субподрядчиков из числа СМП и СОНКО (ч. 5 ст. 30 закона № 44-ФЗ).
Когда предоставляют Правительственное постановление о преимуществах УИС по 44-ФЗ № 649 от 14.07.2014: преференции предоставляются в закупках товаров, работ или услуг, которые включены в перечень по этому ПП.
Общий принцип применения условий допуска останется прежним.
При проведении аукциона контракт заключат по цене, предложенной победителем, если он соответствует перечисленным выше условиям. Если он предложит товары не из стран ЕАЭС (выполнение работ, оказание услуг лицами не из ЕАЭС), цену контракта снизят на 15% от предложенной им цены.
При проведении конкурса, запроса котировок, запроса предложений участник, соответствующий условиям, получит следующие преимущества:
- для рассмотрения и оценки заявок по критерию «цена контракта» предложенную им цену снизят на 15%;
- контракт заключат по цене, которую предложил победитель.
Читать полный обзор КонсультантПлюс
Заказчики устанавливают преференции в аукционе, конкурсе, запросах котировок и предложений, если закупают товар из перечня к этому приказу. А вот приобрести в рамках одной закупки (контракта, лота) товары из перечня и товары, отсутствующие в нем, не получится. Это указано в п. 3 приказа № 126н и п. 5 информационного письма Минфина № 24-01-07/2281 от 18.01.2019. В том же письме Минфин ответил на ряд вопросов о применении приказа, в частности, разъяснил применение преференций при закупке медизделий.
Подробнее: «Минфин разъяснил, как применять приказ № 126н».
- НАЦИОНАЛЬНЫЙ РЕЖИМ ЗАКУПОК
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА 9
- ИЗМЕНЕНИЯ В 44 ФЗ ВСТУПАЮЩИЕ В СИЛУ С 1 ИЮЛЯ 2019 г часть 2
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА № 967
- НАРУШЕНИЯ ЗАКАЗЧИКОВ
- ОТМЕНА ФОРМЫ 2 ПРИ ТЕКУЩЕМ РЕМОНТЕ
- Обязательная регистрация в ЕИС участников электронных процедур
- НПА О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ
- АУКЦИОННЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
- ПИСЬМО ФАС 34601
- Увеличится число закупок по Закону № 223-ФЗ с преимуществом отечественных товаров
- Вправе ли заказчик предоставить преимущество участнику, являющемуся организацией инвалидов и в составе заявки заявившему свое соответствие критериям, установленным ч.2 ст.29 Закона № 44-ФЗ, если условиями закупки такое преимущество не предусмотрено?
- Положения о ценовом преимуществе распространены на закупки госкомпаниями информсистем для электросетевого хозяйства
- Письмо Минфина России от 18.05.2020 № 24-01-06/40551 «О возможности предоставления преимуществ в сфере закупок поставщикам (подрядчикам, исполнителям), осуществляющим деятельность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»
- Нужно ли отклонять заявки участников, если они не являются общероссийской организацией инвалидов в закупке с преимуществом для инвалидов по ст 29 44-ФЗ?
Нормами закона «О контрактной системе в сфере закупок…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее — закон № 44-ФЗ) на каждого заказчика возложена обязанность предоставлять преимущества организациям инвалидов двух видов:
№
Лица, управомоченные претендовать на преференции
Правовое обоснование
1
Организации инвалидов:
- в которых от 80% членов являются людьми, нуждающимися в социальной поддержке ввиду состояния здоровья, либо их законными представителями;
- осуществляющие свою деятельность и имеющие обособленные подразделения на территории 43 и более субъектов Российской Федерации
Ч. 2 ст. 29 закона № 44-ФЗ; ст. 14 закона «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 № 82-ФЗ
2
Компании, в которых:
- среднесписочная доля трудящихся с нарушениями здоровья равна или превышает 50%;
- доля зарплаты людей с ограниченными возможностями в фонде оплаты труда составляет не менее 25%;
- уставный (складочный) капитал сформирован юридическими лицами, отнесенными к первому виду
Ч. 2 ст. 29 закона № 44-ФЗ
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Минфин России в письме от 14.02.2018 № 24-01-07/9059 объяснил, что межрегиональные, региональные и местные объединения не могут претендовать на особое отношение при участии в государственных и муниципальных закупках.
Лицензирование деятельности организаций инвалидов по закупкам законом не предусмотрено.
Государство оказывает поддержку определенным участникам торгов, которая изложена в виде, так называемых, преференций в тексте 44-ФЗ. Причем, отдельной статьи в Федеральном законе, в которой были бы собраны все виды преимуществ для всех групп участников, не существует.
Льготные условия положены 3 группам участников, требования к которым указаны в разных положениях 44-ФЗ:
1-я группа (ст.30 44-ФЗ) – субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации (СМП и СОНКО);
2-я группа (ст.28 44-ФЗ) – структуры уголовно-исполнительной системы (УИС);
3-я группа (ст.29 44-ФЗ) – союзы инвалидов.
Разберем глубже, какими преференциями могут пользоваться участники из названных групп.
В соответствии с законом 44-ФЗ, преференции и преимущества – два совершенно разных понятия.
По закону, некоторые организации могут получить от государства ряд льгот. Последние распространяются на начисление налогов, осуществление тендерных мероприятий, целью которых является удовлетворение нужд государственного либо муниципального уровня.
Закон 44-ФЗ устанавливает для определенного круга исполнителей госконтрактов преференции. В их рамках конечная стоимость договора может быть увеличена в пользу участника.
Стоит пояснить, что понятие «преференция» используют, чтобы обозначить особое положение товаров, изготовленных на территории нашей страны, по отношению к зарубежным. Тогда как преимущества могут быть предоставлены конкретным компаниям.
Но практика показывает, что чаще всего два указанных понятия приравнивают друг к другу и обозначают просто как льготы.
В 2020 на сайте проектов нормативных актов Минвостокразвития опубликовали законопроект, по которому преимущества при участии в закупках в контрактной системе имеют малые предприниматели. СМП вправе на льготных условиях участвовать в госзакупках на поставку товара или оказание услуг в северных территориях. Эти изменения затрагивают бизнесменов, которые зарегистрированы и работают в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Преференции для таких предпринимателей будут работать через 10 дней после опубликования изменений и до 2024 года, в перспективе до 2035 года в рамках нацпрограммы социально-экономического развития Дальнего Востока, которая утверждена распоряжением правительства от 24.09.2020.
Предлагается установить права на получение преференций при определении подрядчика на основании цены контракта. В законопроекте указано, каким участникам предоставляются преимущества при осуществлении закупок в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до 15%, — субъектам малого бизнеса на Крайнем Севере. Это значит, что если предприниматель, который работает на северных территориях, предложит на торгах наименьшую цену и победит, к цене, которую он предложил, прибавится до 15%. Но общая цена контракта не превысит НМЦК. Правила предоставления таких преимуществ дополнительно утвердит правительство.
Разработали этот механизм, чтобы поддержать малый бизнес на северных территориях из-за требований Трудового кодекса к работодателям по установлению северных надбавок, т. е. по обеспечению соцгарантий и компенсаций при трудоустройстве в районах Крайнего Севера, выплаты по которым полностью облагаются страховыми взносами.
Эксперты посчитали, что расходы предпринимателей на соцгарантии вкупе с экстремальными природно-климатическими условиями и неразвитостью инфраструктуры увеличивают стоимость создания и ведения бизнеса на Крайнем Севере в 1,5-2 раза, по сравнению с другими субъектами Федерации. В результате товары, работы или услуги малого бизнеса там становятся неконкурентоспособными, следовательно, сильно ограничивается доступ к госзакупкам.
Цель законопроекта — подравнять условия конкуренции и повысить темпы социально-экономического роста северных территорий.
Скачать законопроект о преимуществах в госзакупках для малых компаний, работающих на территории Крайнего Севера Преференции и преимущества в контрактной системе: новое в 2021 году
Итак, при закупке объектов из Перечня по 44-ФЗ организациям инвалидов предоставляются преимущества.
В этот список включены 60 объектов, в том числе:
- занавески, постельное, столовое и туалетное белье;
- деревянная тара;
- игрушки и игры;
- пледы и одеяла;
- технические щетки;
- чемоданы;
- книги и иные печатные материалы, в т. ч. для слепых;
- услуги санаториев и курортов;
- гостиничные услуги и др.
Если должностное лицо заказчика не упомянет в документации о госзакупке товаров из приведенного списка о возможности увеличения цены, то согласно ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ на него может быть наложен штраф 3000 руб. При этом уголовная ответственность за такое нарушение не предусмотрена.
К сведению: по условиям закона № 44-ФЗ льготы имеют не только объединения лиц с нарушениями здоровья, но и субъекты малого предпринимательства. Об этом рассказано в отдельной статье.
***
Таким образом, заказчик при приобретении товаров, работ или услуг из специального Перечня по 44-ФЗ дает инвалидам преимущества в отношении цены контракта. В частности, при выборе такой компании в качестве исполнителя он поднимает сумму контракта до 15%.
***
Еще больше материалов по теме — в рубрике «Инвалидность».
Согласно постановлению по инвалидам по 44 ФЗ, льготы для организаций с нетрудоспособными участниками состоят в следующем:
- По просьбе выигравшей стороны стоимость контракта вправе быть приумножена на 15 %. Так происходит, если итоговая назначенная цена не превышает максимально названную на аукционе.
- Льготы действуют только на тот список товаров и услуг, который одобрен правительством. Постановление 341 для инвалидов с изменениями на 2019 год существенно расширило список.
Государство оказывает поддержку определенным участникам торгов, которая изложена в виде, так называемых, преференций в тексте 44-ФЗ. Причем, отдельной статьи в Федеральном законе, в которой были бы собраны все виды преимуществ для всех групп участников, не существует.
Льготные условия положены 3 группам участников, требования к которым указаны в разных положениях 44-ФЗ:
1-я группа (ст.30 44-ФЗ) — субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации (СМП и СОНКО);
2-я группа (ст.28 44-ФЗ) — структуры уголовно-исполнительной системы (УИС);
3-я группа (ст.29 44-ФЗ) — союзы инвалидов.
Разберем глубже, какими преференциями могут пользоваться участники из названных групп.
Такие запреты применяются к определенным видам продукции, произведенной за рубежом. Перечни соответствующих товаров, работ и услуг установлены Правительством РФ:
- ПП № 616 от 21.06.2012 г. о промышленных товарах;
- ПП № 1236 от 16.11.2015 г. о программном обеспечении.
Если участник подает заявку, в которой в качестве предмета поставки указывает товары из названных перечней, его заявка не будет принята заказчиком.
Суть ограничения в том, что при закупке определенных групп товаров, заявки участников, содержащих иностранную продукцию, допускаются только в определенных случаях.
Перечни продукции, разрешенные к поставкам с ограничениями:
- ПП № 102 от 05.02.2015 г. о медицинских изделиях;
- ПП № 1289 от 30.11.2015 г. о некоторых лекарственных средствах;
- ПП № 617 от 30.04.2020 г. о промышленных товарах;
- ПП № 832 от 22.08.2016 г. об отдельных видах пищевых продуктов;
- ПП № 878 от 10.07.2019 г. о радиоэлектронной продукции.
Участник может предложить товар из названных списков, если, например, в РФ или странах-участниках ЕАЭС нет его аналога (или такой производитель всего один), или если заказчику поступили заявки только с иностранной продукцией.
ПП 341 ПРЕИМУЩЕСТВА ОРГАНИЗАЦИЯМ ИНВАЛИДОВ
В некоторых ситуациях названные преференции не предоставляются:
- Заказчик признал закупку несостоявшейся.
- Во всех заявках указаны товары, произведенные в странах ЕАЭС.
- Во всех заявках есть товары иностранного производства.
Участник, попадающий под получение преференций, имеет большие шансы на получение контракта.
Постановление содержит правила, которые регламентируют, как определить поставщика, если в конкурсе участвует предприятие инвалидов и определения окончательной стоимости контракта в случае конкурсного выигрыша представителей этих общественных организаций. Во второй части перечисляются товары и услуги, предоставляемые организациями инвалидов, которые подпадают под действие постановления. Касается это:
- соков (из фруктов и овощей);
- сухариков, гренок хлебцев;
- консервированных в уксусной кислоте овощей (исключение составляет картофель);
- минеральных вод;
- тары из дерева;
- упаковочной пластмассовой продукции;
- канатов, веревки, сетей из бечевки;
- постельного, столового и туалетного белья;
- одеял;
- колготок, чулочных изделий (вязаных или из трикотажа);
- одежды из нетканых материалов;
- митенок трикотажных или вязаных, перчатки, изделия из хлопка.
Со всем перечнем, по которому предоставляются преимущества, можно ознакомиться в тексте постановления.
Если организация, в которую входят лица с ограниченными физическими возможностями, участвует в тендерах на государственные заказы, то ей предусмотрены преференции. Они прописаны в правилах Постановления 341, предоставляющие некоторые преимущества относительно стоимости контрактов. Признание победителем организации инвалидов или ПП увеличивает предложенную ими цену на 15 процентов.
Распространяется закон в отношении всероссийских общественных объединений инвалидов:
- союзов, объединяющих предприятия людей с физическими ограничениями и лиц, которые в законный способ их представляют в организации должно быть минимум 80% от числа всех работающих;
- уставные капиталы этих объединений должны полностью состоять из денежных вкладов компаний инвалидов РФ (не менее половины всех работающих на таких предприятиях должны составлять инвалиды, а на заработную плату выделяется четверть и больше денег от всего объема расходуемых на выплаты средств).
Процедурный этап при отборе поставщика (подрядчика или исполнителя) проходит с учетом предоставления преимущества вышеуказанным участникам, где трудятся инвалиды.
Предприятие-претендент на преимущество указывает размер своей цены. Постановление Правительства Российской Федерации ограничивает размер преференций 15 процентами. Их предоставление должно соответствовать правительственным документам, утверждающим перечень, содержащий предоставляемую услугу, выполняемую работу или предлагаемые товары.
В каком порядке провести электронный аукцион по Закону N 44-ФЗ
Идея предоставления преимуществ в отношении озвученной цены для отдельной категории поставщиков — организаций инвалидов — была разработана и включена в постановление спустя год после появления закона о государственных закупках N 44-ФЗ. С тех пор текст Постановления дважды претерпевал изменения из-за расширения перечня соответствующих работ и услуг.
Для подробного знакомства с правилами предоставления преференций таким предприятиям, а также с перечнем товаров и услуг, предлагаем скачать Постановление Правительства N 341
«О предоставлении преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемой ими цены контракта» в действующей редакции.Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):
Согласно положениям настоящего закона, все закупки заказчики осуществляют с помощью конкурентных методов определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Среди конкурентных методов выделяются конкурсы:
- открытый;
- с ограниченным участием;
- двухэтапный;
- закрытый;
- закрытый с ограниченным участием;
- аукционы (закрытые, открытые);
- запрос котировок;
- запрос предложений.
При проведении конкурса выигрывает тот поставщик, который предложил более выгодные условия.
При проведении аукциона выигрывает поставщик, который предложил самую маленькую цену за выполнение условий договора о закупке.
Согласно, положениям Федерального Закона № 44, все заказчики вправе использовать любой метод определения поставщика. Исключение составляют закупки у инвалидов, подобным учреждениям предоставляются преимущества.
Положения настоящей 29 статьи Федерального Закона Российской Федерации о государственных закупках действуют на:
- общественные организации людей с ограниченными возможностями;
- союзы общественных предприятий людей с ограниченными возможностями.
Вышеуказанные организации должны соответствовать условиям:
- члены организации — инвалиды, их численность составляет не менее 50% от всего состава работников;
- уставный капитал состоит из вложений общероссийских общественных организаций инвалидов;
- доля оплаты труда гражданам инвалидам составляет не меньше 25% в фонде оплаты труда.
Постановление Правительства «О предоставлении преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемой ими цены контракта» было принято 15 апреля 2014 года.
Принят нормативно правовой акт № 341 на основании части 3 статьи 29 Федерального Закона о государственных закупках. 27 июля 2016 года был утвержден законодательный акт № 724, который внес изменения в 341 Постановление.
В соответствии с 724 Постановлением был расширен перечень товаров, работ и услуг, при закупке которых предоставляются преимущества организациям инвалидов.
Дополнение в Постановление составили 16 видов объектов государственной закупки. До внесения изменений в 2016 году, в Постановлении 341 был указан перечень объектов закупки в 42 наименования.
Правительство России приняло решение о внесении изменений из-за того, что общественные организации, состоящие из людей с ограниченными возможностями, обращались в Министерство Труда с просьбой о расширении списка товаров.
Все преимущества, созданные для организаций инвалидов, участвующих в государственных и муниципальных закупках, направлены на:
- эффективное осуществление государственной поддержки;
- сохранение и увеличение рабочих мест для людей с ограниченными возможностями.
Список товаров, работ и услуг, согласно тексту 341 Постановления, имеют установленные рамки. В перечень закупок входят:
- соки (фруктовые, овощные);
- консервированные на уксусе овощи, за исключением картофеля;
- хлебцы, сухарики, гренки и т.д.;
- минеральные воды;
- одеяла;
- белье (постельное, столовое, туалетное);
- декоративная мебель;
- сети из бечевок, каната и веревок;
- хлопковые изделия;
- перчатки, митенки вязанные или из трикотажа;
- изделия одежды из не тканных материалов;
- колготы, чулки из и иные чулочные изделия вязанные или трикотажные;
- деревянная тара;
- пластмассовые изделия, предназначенные для упаковки.
Чтобы ознакомиться с полным списком товаров, работ и услуг, на которые распространяются преимущества, следует изучить полный текст настоящего 341 Постановления. Скачать последнюю редакцию Постановления от 15 апреля 2014 № 341 с изменениями и дополнениями можно по ссылке.
Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста
Задать свой вопрос можно в форме ниже, в окошке онлайн-консультанта справа, внизу экрана или позвонив по номерам (круглосуточно и без выходных):
Постановление содержит правила, которые регламентируют, как определить поставщика, если в конкурсе участвует предприятие инвалидов и определения окончательной стоимости контракта в случае конкурсного выигрыша представителей этих общественных организаций. Во второй части перечисляются товары и услуги, предоставляемые организациями инвалидов, которые подпадают под действие постановления. Касается это:
- соков (из фруктов и овощей);
- сухариков, гренок хлебцев;
- консервированных в уксусной кислоте овощей (исключение составляет картофель);
- минеральных вод;
- тары из дерева;
- упаковочной пластмассовой продукции;
- канатов, веревки, сетей из бечевки;
- постельного, столового и туалетного белья;
- одеял;
- колготок, чулочных изделий (вязаных или из трикотажа);
- одежды из нетканых материалов;
- митенок трикотажных или вязаных, перчатки, изделия из хлопка.
Со всем перечнем, по которому предоставляются преимущества, можно ознакомиться в тексте постановления.
Преференции для инвалидов по 44-ФЗ: сложности при проведении торгов
Подходя с формальной точки зрения, преимущества, которыми пользуются поставщики, подрядчики, исполнители, входящие в отдельные категории, не благоприятствуют равноправию в области госзакупок, гарантированному законодательством. Но законом предусматривается особые условия, касающиеся малых предприятий и ПП, социальных некоммерческих проектов, предприятий в составе пенитенциарной системы, организаций, где основную часть трудящихся составляют инвалиды.
Для предприятий инвалидов, которые участвуют в тендерах госзакупок, предусматриваются преференции с соблюдением определенных требований:
- обязательное соответствие перечню приобретаемого по контракту;
- преференции не действуют, если в конкурсе участвует одна организация или ПП;
- часть 2 статьи 29 ФЗ-44 прописывает требования, обязательные для победившего в конкурсе;
Идея предоставления преимуществ в отношении озвученной цены для отдельной категории поставщиков — организаций инвалидов — была разработана и включена в постановление спустя год после появления закона о государственных закупках N 44-ФЗ. С тех пор текст Постановления дважды претерпевал изменения из-за расширения перечня соответствующих работ и услуг.
Для подробного знакомства с правилами предоставления преференций таким предприятиям, а также с перечнем товаров и услуг, предлагаем скачать Постановление Правительства N 341
«О предоставлении преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемой ими цены контракта» в действующей редакции.Постановление Правительства «О предоставлении преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемой ими цены контракта» было принято 15 апреля 2014 года.
Принят нормативно правовой акт № 341 на основании части 3 статьи 29 Федерального Закона о государственных закупках. 27 июля 2016 года был утвержден законодательный акт № 724, который внес изменения в 341 Постановление.
Государство поддерживает российских поставщиков, которые участвуют в госзакупках. Правила и ограничения, создающие благоприятные условия для отечественной продукции, изложены в ст.14 44-ФЗ о национальном режиме. Речь идет не только о товарах, работах или услугах, произведенных на территории нашей страны, но и произведенных на территории стран-участников Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
Согласно 44-ФЗ национальный режим реализовывается в трех вариантах:
- Запреты;
- Ограничения;
- Условия допуска (преференции).
Такие запреты применяются к определенным видам продукции, произведенной за рубежом. Перечни соответствующих товаров, работ и услуг установлены Правительством РФ:
- ПП № 616 от 21.06.2012 г. о промышленных товарах;
- ПП № 1236 от 16.11.2015 г. о программном обеспечении.
Если участник подает заявку, в которой в качестве предмета поставки указывает товары из названных перечней, его заявка не будет принята заказчиком.
Преференции по 44-ФЗ: кто может ими воспользоваться?
Суть ограничения в том, что при закупке определенных групп товаров, заявки участников, содержащих иностранную продукцию, допускаются только в определенных случаях.
Перечни продукции, разрешенные к поставкам с ограничениями:
- ПП № 102 от 05.02.2015 г. о медицинских изделиях;
- ПП № 1289 от 30.11.2015 г. о некоторых лекарственных средствах;
- ПП № 617 от 30.04.2020 г. о промышленных товарах;
- ПП № 832 от 22.08.2016 г. об отдельных видах пищевых продуктов;
- ПП № 878 от 10.07.2019 г. о радиоэлектронной продукции.
Участник может предложить товар из названных списков, если, например, в РФ или странах-участниках ЕАЭС нет его аналога (или такой производитель всего один), или если заказчику поступили заявки только с иностранной продукцией.
Указанным категориям преимущества предоставляются в том случае, если объект закупки входит в перечень из соответствующего постановления (№ 341 и № 649 соответственно). Заказчик определяется с объектом закупки и сверяется с этими постановлениями. Если товар входит в одной из них, необходимо установить преимущества для соответствующей категории участников.
Преимущества для учреждений УИС и организаций инвалидов таково: контракт будет заключен по цене на 15% выше, чем фигурирует в заявке такого участника. Из формулировки закона может показаться, что преимущество может быть и менее 15%, однако это такая трактовка ошибочна. Подразумевается, что преимущество составляет 15%, но при этом контракт может быть заключен по цене, не выше НМЦК (письмо Минэкономразвития 15.10.2014 № Д28и-2197).
В перечнях постановлений указаны коды по классификатору ОКПД2. Он имеет определенную структуру (показана ниже на примере класса 13 «Текстиль и изделия текстильные»). Преимущества распространяются на все нижестоящие ступени структуры кода.
Структура ОКПД2:
13 Класс «Текстиль и изделия текстильные»
13.9 Подкласс «Изделия текстильные прочие»
13.92 Группа «Изделия текстильные готовые (кроме одежды)»
13.92.1 Подгруппа «Изделия текстильные готовые для домашнего хозяйства»
13.92.12 Вид «Белье постельное»
13.92.12.110 Категория «Белье постельное из хлопчатобумажных тканей»
13.92.12.114 Подкатегория «Комплекты постельного белья из хлопчатобумажных тканей»
Например, заказчик испытывает потребность в электрических переносных светильниках. Этому объекту закупки соответствует код ОКПД2 27.40.21.110. Сверяемся с постановлением № 341 и видим, что в него включен код 27.40.2 «Светильники и осветительные устройства». Нужный заказчику объект закупки входит в структуру этого кода. Соответственно, необходимо установить в закупке преимущество для организаций инвалидов.
Важно! Если нужно закупить разные товары, удостоверьтесь, что все они входят в перечень. Только тогда стоит включать их в одну закупку. Если же нужно купить товары помимо перечня, проводите разные процедуры.
Преимущество должно быть установлено в плановых документах и продублировано в закупочной документации, проекте контракта. Также следует указать, что контракт не может быть заключен по цене выше НМЦК. Ниже представлена выдержка из аукционной документации, содержащая оговорку о преимуществе для льготных категорий:
Преимущества, предоставляемые для учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы, организаций инвалидов Преимущество учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системыУстанавливается заказчиком в соответствии с разделом ________ документации об электронном аукционе в размере до 15% от цены, предложенной учреждением или предприятием уголовно-исполнительной системы, признанным победителем, но не более начальной (максимальной) цены контракта Устанавливается в размере 15% от цены контракта, но не более начальной (максимальной) цены контракта / Не устанавливается Преимущество организациям инвалидовУстанавливается заказчиком в соответствии с разделом ________ документации об электронном аукционе в размере 15% от цены, предложенной организацией инвалидов, признанной победителем, но не более начальной (максимальной) цены контракта Устанавливается в размере 15% от цены контракта, но не более начальной (максимальной) цены контракта / Не устанавливается Победитель относится к УИС. В его заявке должно быть требование о предоставлении преимуществ. Если оно есть, преимущество нужно предоставить.
Победитель относится к ОИ. В его заявке должно быть заявление о соответствии категории. Перед тем как подписывать контракт, он должен направить заказчику требование о предоставлении преимущества. Если требование подано, нужно устанавливать цену контракта с учетом преимущества.
Внимание! Если победитель уклонился от заключения контракта, а следующий за ним участник относится к льготным категориям, то преимущество ему также должно быть предоставлено.
Пусть предмет закупки входит в перечень из постановления № 341, а значит, предоставляется преимущество организациям инвалидов. Начальная цена контракта — 300 000 рублей. Победителем признана заявка субъекта категории ОИ с ценой 270 000 рублей. Размер преимущества — 15%.
Рассчитаем цену контракта. Применяется такая формула:
Расчетная цена = Цена ОИ * 15% + Цена ОИ
Расчет таков: 270 000 * 15% + 270 000 = 310 500 рублей.
Расчетная цена, учитывающая предоставленное преимущество, выше начальной (максимальной). Таким образом, контракт с организацией инвалидов будет заключен по цене 300 000 рублей, то есть по НМЦК.
Похожие записи: