Закон о пенсионном обеспечении в РФ 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон о пенсионном обеспечении в РФ 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Для граждан предпенсионного возраста сохраняются льготы и меры социальной поддержки, ранее предоставляемые по достижении пенсионного возраста: бесплатные лекарства и льготный проезд на транспорте, скидка на оплату капремонта и других жилищно-коммунальных услуг, освобождение от имущественного и земельного налогов и прочие.

С 2019 года для предпенсионеров также вводятся новые льготы, связанные с ежегодной диспансеризацией, и дополнительные гарантии трудовой занятости. В отношении работодателей предусматривается административная и уголовная ответственность за увольнение работников предпенсионного возраста или отказ в приеме их на работу по причине возраста. За работодателем также закрепляется обязанность ежегодно предоставлять работникам предпенсионного возраста два дня на бесплатную диспансеризацию с сохранением заработной платы.

Право на большинство предпенсионных льгот возникает за 5 лет до нового пенсионного возраста с учетом переходного периода. С 2019 года и далее правом на льготы пользуются женщины 1968 года рождения и старше и мужчины 1963 года рождения и старше.

Пятилетний срок также актуален, когда при назначении пенсии учитываются одновременно достижение определенного возраста и выработка специального стажа. Это прежде всего относится к работникам опасных и тяжелых профессий по спискам №1, №2 и др., позволяющим досрочно выходить на пенсию. Наступление предпенсионного возраста и права на льготы в таких случаях возникает за 5 лет до возраста досрочного выхода на пенсию при соблюдении одного из условий: выработка требуемого льготного стажа, в случае если человек уже прекратил работу по соответствующей специальности, либо факт работы по соответствующей специальности.

Например, водители общественного городского транспорта при наличии необходимого спецстажа (15 или 20 лет в зависимости от пола) выходят на пенсию в 50 лет (женщины) или 55 лет (мужчины). Это значит, что границы наступления предпенсионного возраста будут установлены для женщин-водителей начиная с 45 лет, а для мужчин-водителей начиная с 50 лет.

Предпенсионный возраст врачей, учителей и других работников, у которых право на пенсию возникает не с определенных лет, а при выработке специального стажа, наступает одновременно с его приобретением. Так, школьный учитель, который в марте 2019 года выработает необходимый педагогический стаж, начиная с этого же момента будет считаться предпенсионером.

Для тех, у кого пенсионный возраст с 2019 года не поменялся, тоже есть право на предпенсионные льготы за 5 лет до выхода на пенсию. Например, у многодетных мам с пятью детьми оно возникает начиная с 45 лет, то есть за 5 лет до обычного для себя возраста выхода на пенсию (50 лет). При определении статуса предпенсионера в подобных случаях учитываются два фактора. Во-первых, основание, дающее право на досрочное назначение пенсии – им может быть необходимое количество детей, инвалидность, стаж на вредном производстве и пр. А во-вторых, непосредственно возраст назначения пенсии, от которого отсчитывается пятилетний период предоставления льгот.

Исключением, на которое не распространяется правило 5 лет, являются налоговые льготы. Они предоставляются по достижении прежних границ пенсионного возраста. Для большинства россиян это 55 или 60 лет в зависимости от пола, а в случае с досрочно выходящими на пенсию людьми – ранее этого возраста. Например, для северян, которые по прежнему законодательству выходят на пенсию на 5 лет раньше всех остальных, предпенсионным возрастом для получения налоговых льгот соответственно является 50 лет для женщин и 55 лет для мужчин.

Федеральный закон от 24.02.2021 г. № 18-ФЗ

Для постепенного повышения пенсионного возраста предусмотрен длительный переходный период продолжительностью 10 лет (с 2019 по 2028 год). Адаптацию к новым параметрам пенсионного возраста в первые несколько лет переходного периода также обеспечивает специальная льгота – назначение пенсии на полгода раньше нового пенсионного возраста. Она предусмотрена для тех, кто должен был выйти на пенсию в 2019 и 2020 годах по условиям прежнего законодательства. Для страховых пенсий по старости на общих основаниях и это женщины 1964–1965 года рождения и мужчины 1959–1960 года рождения. Пенсия по новым основаниям в 2021 году будет назначаться: женщинам в возрасте 56,5 лет и мужчинам в возрасте 61,5 лет.

В течение всего переходного периода продолжают действовать требования по стажу и пенсионным коэффициентам, необходимым для назначения страховой пенсии по старости. Так, в 2021 году для выхода на пенсию требуется не менее 12 лет стажа и 21 пенсионный коэффициент.

Повышение пенсионного возраста не распространяется на пенсии по инвалидности – они сохраняются в полном объеме и назначаются людям, потерявшим трудоспособность, независимо от возраста при установлении группы инвалидности.

По итогам переходного периода, начиная с 2028 года и далее, женщины будут выходить на пенсию в 60 лет, мужчины – в 65 лет.

Прежний возраст выхода на пенсию сохраняется у большинства граждан, имеющих право досрочного назначения пенсии. К ним, в частности, относятся:

  1. Лица, кому пенсия назначается ранее общеустановленного пенсионного возраста в связи с работой в тяжелых, опасных и вредных условиях труда, за которые работодатели уплачивают дополнительные страховые взносы на пенсию по специальным тарифам. А именно лица, занятые:

    ● на подземных работах, работах с вредными условиями труда и в горячих цехах – мужчины и женщины;

    ● в тяжелых условиях труда, в качестве рабочих локомотивных бригад и работников, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах – мужчины и женщины;

    ● в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью – женщины;

    ● в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах – мужчины и женщины;

    ● в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения), а также на работах по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приему готовой продукции на промысле – мужчины и женщины;

    ● на подземных и открытых горных работах, включая личный состав горноспасательных частей, по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников – мужчины и женщины;

    ● в летном составе гражданской авиации, на работах по управлению полетами воздушных судов гражданской авиации, а также в инженерно-техническом составе на работах по обслуживанию воздушных судов гражданской авиации – мужчины и женщины;

    ● на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы – мужчины и женщины;

    ● в качестве трактористов-машинистов в сельском хозяйстве и других отраслях экономики, а также в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин – женщины;

    ● в качестве рабочих, мастеров на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования – мужчины и женщины;

    ● в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах – мужчины и женщины;

    ● в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях – мужчины и женщины.

  1. Лица, которым пенсия назначается ранее общеустановленного пенсионного возраста по социальным мотивам и состоянию здоровья:

    ● женщина, родившая пять и более детей и воспитавшая их до 8 лет;

    ● женщина, родившая двух и более детей, при наличии необходимого страхового стажа и стажа работы на Крайнем Севере или в приравненных районах;

    ● один из родителей инвалида с детства, воспитавший его до 8 лет, – мужчины и женщины;

    ● опекун инвалида с детства, воспитавший его до 8 лет, – мужчины и женщины;

    ● инвалид вследствие военной травмы – мужчины и женщины;

    ● инвалид по зрению, имеющий первую группу инвалидности, – мужчины и женщины;

    ● гражданин с гипофизарным нанизмом (лилипут) и диспропорциональный карлик – мужчины и женщины;

    ● рыбак, оленевод или охотник-промысловик, постоянно проживающий на Крайнем Севере или в приравненных районах – мужчины и женщины.

  1. Лица, которым пенсия назначается ранее общеустановленного пенсионного возраста в связи с радиационными или техногенными катастрофами, включая катастрофу на Чернобыльской АЭС, катастрофу на химическом предприятии «Маяк», аварии на производственном объединении «Маяк» и сбросы радиоактивных отходов в реку Теча, а также в связи с радиационным воздействием вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне – мужчины и женщины.

  2. Лица, которым пенсия назначается ранее общеустановленного пенсионного возраста в связи с работой в летно-испытательном составе, а также в связи с летными испытаниями и исследованиями опытной и серийной техники: авиационной, аэрокосмической, воздухоплавательной и парашютно-десантной – мужчины и женщины.

Что нужно знать о пенсионной системе

Жители Крайнего Севера и приравненных местностей имеют право досрочного выхода на пенсию на 5 лет раньше общеустановленного пенсионного возраста. Это право сохраняется у северян и в дальнейшем. Вместе с тем возраст досрочного выхода на пенсию у жителей Севера поэтапно повышается на 5 лет: с 50 до 55 лет у женщин и с 55 до 60 лет у мужчин.

Минимально необходимый северный стаж для досрочного назначения пенсии при этом не меняется и по-прежнему составляет 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и 20 календарных лет в приравненных местностях. Требования по страховому стажу аналогично не меняются и составляют 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин.

Переходный период по повышению пенсионного возраста северян продлится, как и у всех, в течение 10 лет – с 2019 по 2028 год. На первом этапе повышение возраста затронет женщин 1969 года рождения и мужчин 1964 года рождения. При этом северяне, которым пенсия по старому законодательству должна была быть назначена в 2019–2020 годах, также имеют право на льготу по выходу на полгода раньше нового пенсионного возраста.

К примеру, мужчина 1965 года рождения (июль), имеющий 30 лет стажа работы на севере и 35 лет страхового стаж, выйдет на пенсию в январе 2022 года в возрасте 56,5 лет.

По итогам переходного периода в 2028 году в возрасте 55 лет выйдут на пенсию женщины-северяне 1973 года рождения и в возрасте 60 лет мужчины-северяне 1968 года рождения.

Для работников, которым пенсия назначается не по достижении пенсионного возраста, а после приобретения необходимой выслуги лет (специального стажа), сохраняется право досрочного выхода на пенсию. К таким работникам относятся педагоги, врачи, артисты балета, цирковые гимнасты, оперные певцы и некоторые другие. Минимально необходимый спецстаж для назначения пенсии при этом не увеличивается и в зависимости от конкретной профессии, как и раньше, составляет от 25 до 30 лет.

Вместе с тем начиная с 2019 года выход на пенсию работников перечисленных профессий определяется с учетом переходного периода по повышению пенсионного возраста. В соответствии с ним назначение пенсии врачам, учителям и артистам постепенно переносится с момента выработки специального стажа. При этом они могут продолжать трудовую деятельность после приобретения необходимой выслуги лет либо прекратить работу.

Пример Для выхода на пенсию сельским медицинским работникам требуется 25 лет выслуги в учреждениях здравоохранения независимо от возраста и пола. Если сельский врач выработает необходимый стаж в сентябре 2021 года, пенсия ему будет назначена в соответствии с общеустановленным переходным периодом по повышению пенсионного возраста – через 3 года, в сентябре 2024-го.

1. Настоящие Правила определяют порядок установления территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации федеральной социальной доплаты к пенсии, пересмотра ее размеров, начисления и организации доставки федеральной социальной доплаты к пенсии в соответствии со статьей 121 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (Собрание законодательства Российской Федерации 1999, N 29, ст. 3699; 2021, N 22, ст. 3688) (далее — Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).

2. Действие настоящих Правил распространяется на проживающих на территории Российской Федерации граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее — граждане), не осуществляющих трудовую и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации 2001, № 51, ст. 4832; 2021, N 24, ст. 4199) (далее — Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ), пенсия (пенсии) которым установлена (установлены) в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6965; 2021, N 22, ст. 3688) (далее — Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 51, ст. 4831; 2021, N 22, ст. 3688) либо Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» (Ведомости Совета народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 9, ст. 328; Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 52, ст. 8577) (далее — Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1).

3. Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в случае, если общая сумма материального обеспечения пенсионера, определенная в соответствии с частями 2 и 3 статьи 121 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 43, ст. 4904; 2021, N 1, ст. 12) (далее — Федеральный закон от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ) в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или по месту пребывания. Указанная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы общая сумма материального обеспечения этого пенсионера с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации, но не более чем в целом по Российской Федерации.

Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается гражданину в беззаявительном порядке.

Размер федеральной социальной доплаты к пенсии при ее установлении определяется как разница между величиной прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ, и общей суммой установленных пенсионеру денежных выплат, перечисленных в пунктах 6 и 7 настоящих Правил.

При определении размера федеральной социальной доплаты к пенсии в связи с индексацией (корректировкой) в текущем году размеров денежных выплат, перечисленных в подпунктах 1 и 4 пункта 6 настоящих Правил, в подсчет общей суммы материального обеспечения пенсионера включаются размеры указанных выплат без учета их индексации (корректировки), произведенной в текущем году.

При определении размера федеральной социальной доплаты к пенсии в связи с изменением с 1 января текущего года величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации, в подсчет общей суммы материального обеспечения пенсионера размеры денежных выплат, перечисленных в подпунктах 1 и 4 пункта 6 настоящих Правил, включаются с учетом их индексации (корректировки), произведенной в предыдущем году.

В период с 1 января текущего года до месяца проведения в текущем году индексации (корректировки) выплат, перечисленных в подпунктах 1 и 4 пункта 6 настоящих Правил, пенсионеру выплачиваются денежные суммы, соответствующие размеру произведенной в предыдущем году индексации (корректировки) указанных денежных выплат. В случае изменения размеров выплат, перечисленных в подпунктах 1 и 4 пункта 6 настоящих Правил, не связанных с их индексацией (корректировкой), денежные суммы, соответствующие размеру индексации (корректировки) выплат, перечисленных в подпунктах 1 и 4 пункта 6 настоящих Правил, пересматриваются с учетом обстоятельств, влияющих на изменение размера указанных выплат.

В период с 1 числа месяца проведения в текущем году индексации (корректировки) размеров денежных выплат, перечисленных в подпунктах 1 и 4 пункта 6 настоящих Правил, до месяца проведения индексации (корректировки) размеров указанных денежных выплат следующего года пенсионеру выплачиваются денежные суммы, соответствующ��е размеру произведенной в текущем году индексации (корректировки), но не менее денежных сумм, выплаченных пенсионеру в прошлом году.

10. Решение об установлении федеральной социальной доплаты к пенсии выносится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации при соблюдении условий, предусмотренных настоящими Правилами.

Решение об установлении федеральной социальной доплаты к пенсии выносится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее чем через 3 рабочих дня со дня получения сведений о мерах социальной поддержки (помощи), установленных законодательством субъектов Российской Федерации в денежном выражении; денежных эквивалентах мер социальной поддержки по оплате пользования телефоном, жилых помещений и коммунальных услуг, по оплате проезда на всех видах пассажирского транспорта (городского, пригородного и междугородного), а также денежных компенсациях расходов по оплате указанных услуг.

Установление федеральной социальной доплаты к пенсии оформляется решением об установлении федеральной социальной доплаты к пенсии, в котором указываются следующие сведения:

а) полное наименование территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, вынесшего решение, в соответствии с учредительными документами;

б) дата вынесения и номер решения в соответствии с журналом регистрации заявлений и решений территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации;

в) фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина, в отношении которого выносится решение об установлении федеральной социальной доплаты к пенсии;

г) страховой номер индивидуального лицевого счета гражданина;

д) основание установления федеральной социальной доплаты к пенсии с указанием номера статьи, а также даты, номера и наименования федерального закона;

е) наименование субъекта Российской Федерации и размер в рублях и копейках величины прожиточного минимума субъекта Российской Федерации на соответствующий год установления федеральной социальной доплаты к пенсии;

ж) общая сумма материального обеспечения пенсионера в рублях и копейках;

з) размер федеральной социальной доплаты к пенсии в рублях и копейках;

и) срок, на который установлена федеральная социальная доплата к пенсии;

к) наименование должности уполномоченного должностного лица Пенсионного фонда Российской Федерации, подписавшего решение, подпись уполномоченного должностного лица, его инициалы и фамилия;

л) электронная цифровая подпись уполномоченного должностного лица.

Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее чем через 3 рабочих дня со дня вынесения решения об установлении федеральной социальной доплаты к пенсии уведомляет об этом гражданина любым способом, позволяющим определить факт и дату направления уведомления об установлении федеральной социальной доплаты к пенсии.

Информирование гражданина об установлении федеральной социальной доплаты к пенсии оформляется уведомлением об установлении федеральной социальной доплаты к пенсии, в котором указываются следующие сведения:

а) дата и номер уведомления;

б) страховой номер индивидуального лицевого счета гражданина;

в) фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина, которому направляется уведомление;

г) полное наименование территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, направившего уведомление, в соответствии с учредительными документами;

д) об условиях, с наступлением которых, гражданину установлена федеральная социальная доплата к пенсии в соответствующем субъекте Российской Федерации на соответствующий год;

е) об установлении федеральной социальной доплаты к пенсии:

ж) дата вынесения и номер решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации;

з) об уведомлении гражданина (представителя):

о возможности обращения за справкой о сроке и размере установленной федеральной социальной доплаты к пенсии в любой территориальный орган ПФР или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг;

о способах получения информации о размере назначенной гражданину федеральной социальной доплаты к пенсии;

и) контактный номер телефона;

к) наименование должности уполномоченного должностного лица Пенсионного фонда Российской Федерации, подписавшего уведомление, подпись уполномоченного должностного лица, его инициалы и фамилия;

л) электронная цифровая подпись уполномоченного должностного лица.

11. В случае несогласия гражданина с решением, вынесенным территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, данное решение может быть обжаловано в вышестоящий орган Пенсионного фонда Российской Федерации (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение), который принимает решение по существу вопроса, обязательное для исполнения соответствующим территориальным органом.

Решение как территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, так и вышестоящего органа Пенсионного фонда Российской Федерации (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) может быть обжаловано гражданином в суде.

12. Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается со дня, с которого назначена соответствующая пенсия, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную социальную доплату.

При назначении гражданину пенсии другого вида (переводе гражданина с одного вида пенсии на другой) федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается со дня установления пенсии нового вида, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную социальную доплату.

13. Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается гражданину на срок, на который ему установлена пенсия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случае, если гражданину установлены две пенсии, федеральная социальная доплата устанавливается к той пенсии, которая установлена на более длительный срок.

17. Для начисления федеральной социальной доплаты к пенсии территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации открывается лицевой счет в электронной форме (далее — лицевой счет) на каждого гражданина, являющегося получателем этой доплаты.

Гражданину, состоящему на учете в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации, открытия дополнительного лицевого счета не требуется. Начисление федеральной социальной доплаты к пенсии отражается в соответствующем разделе лицевого счета этого гражданина.

В том случае, когда гражданин, которому назначается федеральная социальная доплата к пенсии, является несовершеннолетним или недееспособным, в лицевой счет вносятся сведения о его представителе в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 февраля 2021 г. N 43н «Об утверждении перечня сведений, содержащихся в банке данных о законных представителях лиц, имеющих право на получение мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат, включая информацию о внесении исправлений или изменений в указанные сведения, предоставляемых в федеральную государственную информационную систему «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме», в том числе для последующей передачи в Федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 мая 2021 г. регистрационный N 63566).

18. Начисленные суммы федеральной социальной доплаты к пенсии отражаются в лицевом счете на основании документов (сведений) выплатного дела.

19. Продление выплаты федеральной социальной доплаты к пенсии производится в порядке, определенном для выплаты страховой пенсии в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.

20. Выплата федеральной социальной доплаты к пенсии приостанавливается:

1) одновременно с приостановлением выплаты соответствующей пенсии;

2) на период выполнения работы и (или) иной деятельности, в период которой гражданин подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ;

3) если общая сумма материального обеспечения пенсионера, которому установлена федеральная социальная доплата к пенсии, достигла величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации по его месту жительства или месту пребывания.

21. Выплата федеральной социальной доплаты к пенсии при наличии права на нее возобновляется:

1) одновременно с возобновлением выплаты пенсии, к которой она установлена;

2) при поступлении сведений о прекращении выполнения работы и (или) иной деятельности, в период которой гражданин подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ;

3) если общая сумма материального обеспечения пенсионера вновь не превышает величину прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации по его месту жительства или месту пребывания.

Возобновление по основаниям, указанным в подпунктах 2 и 3 настоящего пункта Правил, осуществляется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие возобновление указанной выплаты.

Приостановление и возобновление федеральной социальной доплаты к пенсии оформляется распоряжением о приостановлении (возобновлении) федеральной социальной доплаты к пенсии, в котором указываются следующие сведения:

а) дата и номер распоряжения;

б) номер выплатного дела гражданина, которому выносится распоряжение;

в) страховой номер индивидуального лицевого счета гражданина;

г) фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина, которому направляется уведомление;

д) полное наименование территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, вынесшего распоряжение, в соответствии с учредительными документами;

е) о приостановлении (возобновлении) федеральной социальной доплаты к пенсии:

основание приостановления (возобновления) федеральной социальной доплаты к пенсии;

размер федеральной социальной доплаты к пенсии в рублях и копейках;

дата приостановления (возобновления) федеральной социальной доплаты к пенсии;

ж) наименование должности уполномоченного должностного лица Пенсионного фонда Российской Федерации, подписавшего распоряжение, подпись уполномоченного должностного лица, его инициалы и фамилия;

з) электронная цифровая подпись уполномоченного должностного лица.

22. Выплата федеральной социальной доплаты к пенсии прекращается одновременно с прекращением выплаты соответствующей пенсии.

Прекращение выплаты федеральной социальной доплаты к пенсии оформляется решением территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющего указанную выплату.


С 2022 г. для территориальных органов ПФР устанавливаются новые правила осуществления федеральной соцдоплаты к пенсии. Они заменят правила 2017 г.

Оговорены установление, перерасчет, начисление доплаты и организация ее доставки.

Доплата будет устанавливаться в беззаявительном порядке со дня назначения пенсии, но не ранее возникновения права на нее. Гражданам будут направлять уведомления о назначении доплаты.

(в ред. Федеральных законов от 29.06.2015 N 173-ФЗ, от 29.12.2015 N 385-ФЗ, от 23.05.2016 N 143-ФЗ, от 03.07.2016 N 250-ФЗ, от 19.12.2016 N 437-ФЗ, от 01.07.2017 N 134-ФЗ, от 28.12.2017 N 420-ФЗ, от 07.03.2018 N 56-ФЗ, от 27.06.2018 N 164-ФЗ, от 03.10.2018 N 350-ФЗ, от 12.11.2018 N 409-ФЗ, от 27.12.2018 N 536-ФЗ, от 06.03.2019 N 25-ФЗ, от 01.10.2019 N 328-ФЗ, от 08.12.2020 N 429-ФЗ, от 24.02.2021 N 18-ФЗ, от 30.04.2021 N 117-ФЗ)

Принят
Государственной Думой
23 декабря 2013 года

Одобрен
Советом Федерации
25 декабря 2013 года

1. Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.

2. Целью настоящего Федерального закона является защита прав граждан Российской Федерации на страховую пенсию, предоставляемую на основе обязательного пенсионного страхования с учетом социальной значимости трудовой и (или) иной общественно-полезной деятельности граждан в правовом государстве с социально ориентированной рыночной экономикой, в результате которой создается материальная основа для пенсионного обеспечения, особого значения страховой пенсии для поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров, субсидиарной ответственности государства за пенсионное обеспечение, а также иных конституционно значимых принципов пенсионного обеспечения.

1. Законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из настоящего Федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», других федеральных законов. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ)

2. Страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.

3. В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

3.1. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (в ред. Федерального закона от 08.12.2020 N 429-ФЗ)

4. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Правительство Российской Федерации определяет порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии и правила установления указанных пенсий отдельным категориям граждан. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

5. Порядок назначения, перерасчета, перевода с одного вида пенсии на другой и порядок выплаты пенсий, финансируемых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, регулируются Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей». (в ред. Федеральных законов от 27.12.2018 N 536-ФЗ, от 01.10.2019 N 328-ФЗ)

6. Отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

1) страховая пенсия — ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств;

2) страховой стаж — учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж;

3) индивидуальный пенсионный коэффициент — параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии;

4) стоимость пенсионного коэффициента — стоимостной параметр, учитываемый при определении размера страховой пенсии, отражающий соотношение суммы страховых взносов на финансовое обеспечение страховых пенсий и трансфертов федерального бюджета, поступающих в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствующем году, и общей суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов получателей страховых пенсий;

5) установление страховой пенсии — назначение страховой пенсии, перерасчет и корректировка ее размера, перевод с одного вида пенсии на другой;

6) фиксированная выплата к страховой пенсии — обеспечение лиц, имеющих право на установление страховой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом, устанавливаемое в виде выплаты в фиксированном размере к страховой пенсии;

7) корректировка размера страховой пенсии — повышение размера страховой пенсии в связи с увеличением стоимости пенсионного коэффициента;

8) выплатное дело — комплект соответствующих установленным требованиям документов в подлиннике и (или) в копии на бумажном носителе или в электронной форме, на основании которых гражданину установлены и выплачиваются пенсия (пенсии), дополнительное материальное обеспечение и иные выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ

1. Право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

2. Нетрудоспособные члены семей граждан, указанных в части 1 настоящей статьи, имеют право на страховую пенсию в случаях, предусмотренных статьей 10 настоящего Федерального закона.

3. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, имеют право на страховую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

1. Лицам, имеющим право на одновременное получение страховых пенсий различных видов, в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается одна пенсия по их выбору.

2. В случаях, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и страховой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом.

3. Назначение и выплата страховой пенсии производятся независимо от назначения накопительной пенсии в соответствии с Федеральным законом «О накопительной пенсии».

4. Обращение за назначением страховой пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на страховую пенсию без ограничения каким-либо сроком.

В соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливаются следующие виды страховых пенсий:

1) страховая пенсия по старости;

2) страховая пенсия по инвалидности;

3) страховая пенсия по случаю потери кормильца.

Эксперимент с кадровыми документами в электронном виде продлили до ноября

Принят Государственной Думой 10 марта 2021 года

Одобрен Советом Федерации 17 марта 2021 года

Накопительный компонент пенсии формируется в деньгах в негосударственных пенсионных фондах или ПФР. Человек сможет получить свои накопления после выхода на заслуженный отдых. Притом что страховая пенсия индексируется каждый год на сумму, которую устанавливает государство, накопительная составляющая растет за счет дохода, полученного НПФ или ПФР от инвестиций. В отличие от страховой пенсии, накопительную можно наследовать. Также ее можно пополнить из материнского капитала или делать взносы с помощью государственного софинансирования пенсий.

Накопительная часть пенсии: что изменилось в 2021 году

Наследники могут получить оставшиеся средства после ухода из жизни их получателя. Для этого нужно в течение 6 месяцев со дня его смерти написать соответствующее заявление в ПФР или НПФ. Если наследник пропустил срок подачи заявления, он может восстановить его через суд. В договоре с пенсионным фондом лицо, оформившее накопительную пенсию, может указать, кто ее получит после его смерти. Если таких указаний нет, то будет действовать общий порядок получения выплат: сначала идут дети, супруг (супруга), родители, во вторую очередь — братья, сестры, дедушки, бабушки и внуки. Несовершеннолетние, нетрудоспособные дети (супруг, супруга), а также родители умершего имеют право на часть средств накопительной пенсии, даже если не были указаны в договоре. После смерти человека ПФР или НПФ должны уведомить наследников о возможности получения такой выплаты. Документы, необходимые для оформления:

  1. 1паспорт;
  2. 2справка о месте проживания или регистрации, если оно не указано в паспорте;
  3. 3документы, подтверждающие родство с умершим — свидетельство о рождении или заключении брака;
  4. 4СНИЛС умершего и свидетельство о смерти, если есть.

— Единовременная выплата положена гражданам, у которых расчетный размер накопительной пенсии составляет 5% и менее по отношению к сумме страховой части пенсии. Тут же учитывается фиксированная выплата и размер накопительной пенсии, рассчитанные по состоянию на день ее назначения.

Гражданин, получивший единовременную выплату, вправе вновь обратиться за ней, если на его индивидуальный лицевой счет поступят новые средства пенсионных накоплений. Это можно сделать не ранее чем через 5 лет со дня предыдущего обращения за единовременной выплатой. Также такая выплата может устанавливаться гражданам, которые к моменту достижения пенсионного возраста не приобрели право на получение накопительной части пенсии. Например, из-за отсутствия необходимых страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента.

В 2021 году продолжают меняться условия получения страховой пенсии. Как мы помним, с 2019 года в России начал постепенно повышаться общеустановленный возраст, дающий право на назначение страховой пенсии по старости и пенсии по государственному обеспечению. Изменения происходят поэтапно в течение длительного переходного периода, который составляет 10 лет и завершится в 2028 году. В результате пенсионный возраст будет повышен на 5 лет и установлен на уровне 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин. В 2018 году пенсионный возраст женщин составлял 55 лет, пенсионный возраст мужчин — 60 лет.

Для получения страховой пенсии есть еще требования по стажу и пенсионным коэффициентам (их иногда еще называют пенсионными баллами). В течение десяти лет, пока идет реформа, эти показатели также будут меняться и к 2029 году составят — 15 лет рабочего стажа и 30 баллов.

Условия назначения страховой пенсии в 2021 году: выход на пенсию для мужчин в 61 год 6 месяцев, для женщин — в 56 лет и 6 месяцев. Страховой стаж должен составлять не менее 12 лет, число накопленных коэффициентов (баллов) — 21.

С 1 января 2021 года страховые пенсии неработающих пенсионеров проиндексированы на 6,3%, что выше показателя прогнозной инфляции по итогам 2020 года. В результате индексации страховая пенсия по старости большинства неработающих пенсионеров увеличилась не меньше чем на тысячу рублей в месяц, а ее средний размер достиг 17,5 тыс. рублей.

Также повысилась стоимость одного пенсионного коэффициента, тоже на 6,3%, и фиксированной выплаты. Стоимость одного коэффициента в новом году повышена с 93 рублей до 98,86 рубля, размер фиксированной выплаты — с 5 686,25 до 6 044,48 рубля.

С 1 апреля будут проиндексированы пенсии по государственному пенсионному обеспечению, включая социальные. Изменения будут осуществлены в соответствии с ростом прожиточного минимума пенсионера за 2019 год.

С 1 августа Пенсионный фонд России и НПФ проведут ежегодную корректировку размера накопительных пенсий и срочных пенсионных выплат по обязательному пенсионному страхованию.

С 1 января 2021 года в России вступил в силу закон об увеличении периода выплаты накопительной пенсии — или, как его еще называют, срока дожития. Это ожидаемый период выплаты накопительной пенсии. Он устанавливается специальным законом в соответствии со среднестатистическим сроком жизни гражданина после выхода на заслуженный отдых. Используется для расчета накопительной пенсии (для этого все накопления надо поделить на срок дожития). В 2020 году составляет 258 месяцев, в 2021 году — 264 месяца. Дальнейшее изменение этого показателя непредсказуемо.

Принят закон об упрощенном назначении пенсий с 2022 года: кого он затронет

ФЗ номер 166 регулирует и контролирует права граждан Российской Федерации на получение разных категорий пенсионного обеспечения. В случае, если лицо попадает под одну из перечисленных в законе категорий, рекомендуется изучить описываемый закон и обратиться в административные органы для получения помощи и денежных средств.

Граждане должны иметь при себе документы, доказывающие права на получение помощи, в виде паспорта, свидетельства о смерти, медицинской справки и т. д.

Скачать Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 01.07.2017) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» можно по ссылке.

Закон 166-ФЗ о государственном пенсионном обеспечении в РФ: что ожидает россиян, основные моменты, нюансы обеспечения денежным довольствием.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Закон был принят 15 декабря 2001 года. Он регулирует денежное обеспечение граждан, достигших определённого возраста или в иных, предусмотренных нормативно-правовым актом, случаях.

Несколько раз в закон 166-ФЗ о государственном пенсионном обеспечении в РФ были внесены дополнения:

Название нормативного акта

Статья 24 пункт 4 – внесены изменения в формулировку. ФЗ-385 ст. 1, ст. 4 от 29.12.2015

Приостановление действия 4-го абзаца статьи 25 (об индексации пенсий) до 1.01.2017.

Пенсии, согласно ст. 18 и ст. 17.1, подлежат индексации с 1.04.16 на коэффициент 1,04.

Внесены изменения в формулировки:
  • ст. 2 абзац 3;
  • ст. 7 пункты 1, 4;
  • ст. 14 пункт 1;
  • ст. 21 пункт 1.

Дополнено приложение о назначении денежного довольствия за трудовой стаж на государственной службе.

В статью 2 абзац 7 внесены изменения в формулировку.

Обеспечение денежным довольствием граждан за счет бюджета РФ предусмотрено законодательством РФ. Основные положения закона:

  1. В некоторых случаях, предусмотренных ФЗ-166, осуществление пенсионного обеспечение для отдельных гражданских категорий осуществляется в соответствии с утвержденным порядком Правительства РФ.
  2. Пенсия – это выплата, осуществляемая каждый месяц. Получать выплату имеют право граждане, соответствующие условиям, предусмотренным ФЗ.
  3. Финансирование денежных довольствий осуществляется из средств бюджета РФ.

Лица, проработавшие на государственных должностях больше 15 лет, имеют право на получение денежного довольствия за трудовой стаж, но только после увольнения на основании:

  1. Ликвидация организации госвласти и иных госорганов. Сокращение штата.
  2. Увольнение с государственной должности в связи с окончанием полномочий.
  3. Достижение определенного возраста, обозначенного в ФЗ, для работы на занимаемой должности.
  4. Проблемы со здоровьем, препятствующие исполнению обязанностей.
  5. Увольнение из-за достижения возраста выхода на пенсию.

Каковая основная ставка налога на прибыль в 2021 году? Читать далее.

Согласно статьям 3, 4, получать пенсию имеют право граждане РФ при соблюдении требований. А также иностранцы или люди не имеющие гражданства, но постоянно проживающие в РФ, могут получать денежное довольствие на равных основаниях с гражданами РФ.

В случае, если гражданин имеет право на получение 2-х пенсий, то он может выбрать только 1, на свое усмотрение. Получать одновременно 2 денежных довольствия могут:

  1. Люди, получившие инвалидизацию ввиду военной травмы. Они получают денежное довольствие по инвалидности и могут получать денежное пособие по достижении возраста.
  2. Участники ВОВ – по инвалидизации и трудовую.
  3. Родители военных, погибших при исполнении обязанностей. Возможно оформление пенсии по потере кормильца и трудовой.
  4. Жены военных, которые не вышли повторно замуж. Могут рассчитывать на денежное довольствие по потери кормильца и соцпенсию.

Пенсии насчитываются вне зависимости от получения накопительной ее части. Выплата пенсии по госпенсионному обеспечению положена:

  • федеральным госслужащим;
  • военным;
  • участникам ВОВ;
  • получившим травмы из-за действия радиации и техногенных аварий;
  • нетрудоспособному населению.

Когда речь идёт о трудовых пенсиях, этим вопросом будет полезно озаботиться практически любому трудоспособному гражданину.

Трудовая пенсия включает в себя две расчетных части:

  1. накопительная сумма, включающая в себя те средства, которые лицо собрало на специальном счету;
  2. страховая часть – гарантированные государством выплаты вместе со средствами, накопленными на индивидуальном счету.

Для исчисления тех выплат, которые гарантируются государством, имеет значение наличие стажа. Для некоторых категорий работников законом устанавливаются особые условия начисления пенсий.

Так, если пенсионер не прекращает трудовую деятельность, то не утрачивает право на государственную пенсию. При этом, поскольку с его заработков постоянно следуют отчисления, и его пенсионный счет получает деньги, то его пенсия по закону проходит индексацию. Соответственно, она постоянно увеличивается, если иного не будет предусмотрено действующим законодательством.

Для государственных и муниципальных служащих установлен свой порядок определения размера пенсии, который учитывает «выслугу лет», то есть стаж непосредственно государственной службы в дополнение к общему трудовому. Это отдельная разновидность пенсии, предусматривающая большую сумму, но и специальные условия получения. Так что этой категории работников нужно обращать внимание и на стаж их службы.

В 2016-2021 годах в пенсионном законодательстве вступило в силу сразу несколько изменений, которые делают получение пенсии госслужащими более сложными, а для работающих пенсионеров уменьшают надбавку к пенсии при перерасчёте.

Это повод обратить внимание на действующие законы о пенсиях, чтобы не потерять те деньги, получение которых гарантировано государством.

  • Глава I. Общие положения
    • Статья 1. Законодательство Российской Федерации о трудовых пенсиях
    • Статья 2. Основные понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе
    • Статья 3. Лица, имеющие право на трудовую пенсию
    • Статья 4. Право на выбор пенсии
    • Статья 5. Виды трудовых пенсий
    • Статья 6. Финансовое обеспечение выплаты трудовых пенсий (частей трудовой пенсии по старости)
  • Глава II. Условия назначения трудовых пенсий
    • Статья 7. Условия назначения трудовой пенсии по старости
    • Статья 8. Условия назначения трудовой пенсии по инвалидности
    • Статья 9. Условия назначения трудовой пенсии по случаю потери кормильца
  • Глава III. Страховой стаж
    • Статья 10. Периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж
    • Статья 11. Иные периоды, засчитываемые в страховой стаж
    • Статья 12. Порядок исчисления страхового стажа
    • Статья 13. Правила подсчета и порядок подтверждения страхового стажа
  • Глава IV. Размеры трудовых пенсий
    • Статья 14. Размеры трудовых пенсий по старости
    • Статья 15. Размеры трудовой пенсии по инвалидности
    • Статья 16. Размеры трудовой пенсии по случаю потери кормильца
    • Статья 17. Определение, перерасчет, индексация и корректировка размеров трудовых пенсий
    • Статья 17.1. Доля страховой части трудовой пенсии по старости, устанавливаемая к пенсии за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим
    • Статья 17.2. Доля страховой части трудовой пенсии по старости, устанавливаемая к пенсии за выслугу лет гражданам из числа работников летно-испытательного состава
  • Глава V. Назначение, перерасчет размеров, выплата и доставка трудовых пенсий
    • Статья 18. Порядок назначения, перерасчета размеров, выплаты и доставки трудовых пенсий
    • Статья 19. Сроки назначения трудовой пенсии
    • Статья 20. Сроки перерасчета размера трудовой пенсии
    • Статья 21. Приостановление и возобновление выплаты трудовой пенсии
    • Статья 22. Прекращение и восстановление выплаты трудовой пенсии
    • Статья 23. Сроки выплаты и доставки трудовой пенсии
    • Статья 24. Выплата трудовой пенсии лицам, выезжающим на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации
    • Статья 25. Ответственность за достоверность сведений, необходимых для установления и выплаты трудовой пенсии
    • Статья 26. Удержания из трудовой пенсии

    Как сказано выше, граждане, более 30 лет отработавшие в селе, смогут получать сельскую надбавку вне зависимости от места жительства. В 2021 году прибавка составила около полутора тысяч рублей в месяц. В новом году она, естественно, подрастет.

    Тем, кто лишился части денег из-за переезда, когда действовала старая норма (обязательное проживание в селе) доплату вернут автоматически, заявления для этого подавать не потребуется.

    Всего законом предусмотрено около 30 категорий граждан, которым полагается досрочный выход на пенсию. Возможность получения такой льготы появляется у лиц, чьи условия труда тяжелее, чем у других работающих граждан (водители общественного транспорта, медики, работники локомотивного хозяйства и т.д.). Труд данных граждан проходит в постоянном напряжении, что ведет к потере профессиональных качеств. К обстоятельствам, которые дают возможность получить льготу, также относятся и условия труда: работа на Крайнем Севере, тяжелые производства, подземные работы.

    Законом также предусмотрены гарантии и лицам, которые социально менее защищены: многодетные матери, безработные, инвалиды и воспитывающие инвалидов.

    Важная новость: Правительство России расширило возможности досрочного выхода на пенсию

    9 марта 2021 года Премьер-министр России Михаил Мишустин подписал распоряжение о расширении перечня периодов, включаемых в трудовой стаж, дающих право на досрочную пенсию.

    Так, в трудовой стаж будут включены периоды обучения и повышения квалификации.

    «Главное условие, чтобы в это время за сотрудниками сохранялись рабочие места и зарплата, а работодатели отчисляли за них взносы на обязательное пенсионное страхование», – указано в сообщении.

    На какие категории работников распространяется новый порядок, читайте в специальной главе, в конце этой статьи.

    Чтобы выйти на заслуженной отдых досрочно, у гражданина должны быть соответствующие основания. Так, в общих чертах, ими являются особенности профессиональной деятельности работника, которая сопряжена со следующим:

    • опасными, сложными и тяжелыми условиями работы, например, по вредности или работающих в суровых северных климатических поясах;
    • особым социальным статусом гражданина, например, его принадлежностью к автохтонным коренным народом северной части страны.

    Предлагаем разобраться, каким образом будет повышаться пенсионный возраст россиян, представителей каких категорий лиц изменения не коснутся, как по новым правилам будет назначаться и оформляться досрочная пенсия по основным категориям и профессиям граждан в 2021 году.

    С целью смягчения последствий пенсионной реформы помимо общего повышения пенсионного возраста на 5 лет по новому закону будут предусмотрены дополнительные льготы по досрочному выходу на пенсию для отдельных категорий граждан. Одной из таких льгот по новому закону является предоставление возможности досрочного выхода на пенсию по стажу работы. Если он составляет не менее 37 лет у женщин и 42 у мужчин, то оформить страховую пенсию по старости можно будет на 2 года раньше нового предусмотренного пенсионного возраста, который уже с 2019 года начнет поэтапно повышаться и достигнет 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин (к 2028 году).

    • Главное ограничение — стать пенсионером досрочно из-за продолжительной трудовой деятельности можно будет не раньше, чем при достижении возраста 55 или 60 лет (для женщин и мужчин соответственно). То есть не получится снизить таким образом действующий до конца 2018 года общий пенсионный возраст.
    • В первые 2 годы новой реформы (в 2019 и 2020 гг.) воспользоваться новой пенсионной льготой в полном объеме не получится — т.е. снизить срок выхода на пенсию на 2 года еще будет нельзя, поскольку он в любом случае не может быть меньше, чем сейчас — 55/60 лет (см. таблицу выхода на пенсию по стажу).

    При определении права на льготу будут учитываться все периоды, входящие в страховой стаж (т.е. как периоды работы, так и иные учитываемые «нетрудовые» периоды, определенные законодательством — например, уход за каждым ребенком до достижения 1.5 лет).

    Также необходимо понимать, что предусмотренная новым законом льгота при длительном страховом периоде 37 лет у женщин и 42 года у мужчин никак не повлияет на общие требования по стажу! Те условия, выполнение которых уже предусмотрено сейчас для получения страховой пенсии по старости на общих основаниях, в ходе реформы не меняются и останутся прежними.

    Изменения в пенсионном законодательстве, увеличивающие возраст выхода на пенсию, вступили в силу с 1 января 2019 года. Пенсионная реформа с 2019 года коснется и так называемых «северян» — россиян, работающих в районах Крайнего Севера (КС) и приравненных к ним местностям (МКС). Уже с 1 января 2019 года для этой категории работников наряду с остальными начался поэтапное повышение пенсионного возраста, который дает право на досрочное оформление страховой пенсии по старости (на 5 лет раньше общеустановленного срока).

    В окончательном виде в результате реформы пенсионный возраст для северян повысится на 5 лет — до 55 лет женщинам и 60 мужчинам (до конца 2018 года эти нормативы составляют соответственно 50 и 55 лет). Однако требования к страховому стажу, необходимому для оформления пенсии (в том числе и к северному стажу), в ходе реформы изменяться не будут.

    Ранее для досрочного выхода на пенсию медикам необходимо было получить специальный трудовой стаж (от 25 до 30 лет в зависимости от места работы). По новому закону после завершения «переходного периода» получить право на выход на пенсию досрочно и досрочное оформление этим категориям работников можно будет только через 5 лет после приобретения необходимого стажа.

    В соответствии с Федеральным законом от 03.10.2018 № 350-ФЗ в п. 2 статьи 32 «Условия досрочного выхода на пенсию» Закона РФ № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» были внесены соответствующие корректировки в части досрочного выхода на пенсию предпенсионеров:

    • по предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства
      • безработным предпенсионерам,
      • не достигшим возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, и
      • имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно либо
      • имеющим указанный страховой стаж и необходимый стаж работы на соответствующих видах работ, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях»,
      • уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя,
    • с их согласия может назначаться страховая пенсия на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно,
    • но не ранее чем за 2 года до наступления соответствующего возраста.

    Такой досрочный выход на пенсию предпенсионеров устанавливается в соответствии с порядком и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях»:

    • наличие соответствующего страхового стажа — не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин, соответственно;
    • наличие соответствующей величины индивидуального пенсионного коэффициента (пенсионных баллов) — в 2021 году — 21 балл с последующим ежегодным увеличением до достижения величины 30.

    По достижении возраста предпенсионера, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно:

    • предпенсионер вправе осуществить переход на страховую пенсию по старости.

    К данной досрочной пенсии предпенсионеру может быть установлена пенсия за выслугу лет:

    • в соответствии со статьей 7 «Условия назначения пенсий федеральным государственным гражданским служащим» Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

    Правила, в соответствии с которыми органы службы занятости осуществляют выдачу предложений о досрочном назначении пенсии безработным предпенсионерам, определяются:

    Приказом Минтруда России от 29.06.2012 № 10н (ред. от 20.06.2016) «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными».

    При поступлении на работу выплата страховой пенсии, установленной безработным предпенсионерам, прекращается. После прекращения указанной работы выплата этой пенсии восстанавливается.

    Статья 32 «Условия досрочного выхода на пенсию» Закона РФ № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»

    Закон «О пенсионном обеспечении» в редакции 2021 года

    Пенсионная реформа в России подразумевает ряд нововведений. Законодательно определено понятие «предпенсионный возраст» – пять лет до пенсии. В это время работодатель не имеет права уволить или не продлить контракт сотруднику по причине его возраста. Дополнительно для предпенсионеров предусматривается возможность бесплатного повышения квалификации или получение новой специальности через службу занятости или нанимателя.

    Предусмотрены также новые льготы пенсионной реформы:

    • досрочная пенсия женщинам, родившим троих и более детей;
    • оформление пенсии на полгода раньше для тех граждан, кто должен выйти на заслуженный отдых в 2019–2020 гг.;
    • сохранение рабочих мест и создание новых для граждан предпенсионного возраста;
    • дополнительные 2 дня отпуска для прохождения диспансеризации;
    • досрочное назначение пенсии для лиц, имеющих продолжительный трудовой стаж.

    Согласно действующему пенсионному законодательству, льготы многодетным матерям в виде досрочного назначения пенсии предоставляются, если они родили пятерых и более детей. С 2021 г. реформой предусмотрено новое правило:

    • родившие 3 детей – уходят на пенсию тремя годами ранее;
    • родившие 4 детей – выходят на отдых на 4 года раньше;
    • родившие 5 и более детей – на 5 лет раньше общеустановленного срока.

    Выйти на пенсию в 50 лет, как и раньше, смогут женщины, которые родили двоих детей, официально отработали не менее 20 лет, в течение которых наниматель производил страховые взносы в ПФР и имеют спецстаж:

    • в РКС – минимум 12 лет;
    • в ПКС – минимум 17 лет.

    Пенсионная реформа подразумевает установление нового пенсионного возраста. Повышаться он будет поэтапно, пока с 2028 г. мужчины не будут выходить на отдых в 65, а женщины в 60 лет. Первые два года (2019 и 2020) будет действовать льготный режим – увеличение на полгода:

    2019 г.:

    • для мужчин – 60 с половиной;
    • для женщин – 55 с половиной;
    • минимальный страховой стаж – 10 лет;
    • минимальный ИПК – 16,2 баллов.

    2020 г.:

    • для мужчин – 61 с половиной;
    • для женщин – 56 с половиной;
    • минимальный страховой стаж – 11 лет;
    • минимальный ИПК – 18,6 баллов.

    С 2021 г. в Уголовный кодекс РФ вносится новая статья, по которой нанимателю грозит ответственность за увольнение работников предпенсионного возраста или отказ в приеме их на работу по причине преклонного возраста. Дополнительно предусматриваются:

    • для предпенсионеров – программы обучения, переквалификации и переподготовки;
    • для работодателей – программы стимулирования на прием на работу граждан, которым до пенсии осталось 5 и менее лет.

    Закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» 2021

    С января 2021 года, согласно пенсионной реформе, устанавливается новый размер пособия по безработице. Он возрастет с 4,9 тыс. рублей до 11,2 тыс. рублей и сравняется с размером прожиточного минимума. Максимальный срок, в течение которого будет выплачиваться пособие, – 12 месяцев. Данную сумму смогут получать только граждане предпенсионного возраста.

    Согласно реформе, с 2021 г. будут реализованы новые льготы по стажу. Претендовать на досрочное назначение пенсии на 2 года ранее общеустановленного срока смогут женщины, отработавшие 37 лет, и мужчины, трудившиеся минимум 42 года. Обратите внимание, что при исчислении стажа будут учитываться только периоды, когда гражданин был официально трудоустроен и за него уплачивались страховые взносы в ПФР.

    Соответствующее заявление сделал председатель Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов.

    По его словам, в России необходимо ввести новый пенсионный возраст для жителей Дальнего Востока, а также для тех, кто проживет в районах Крайнего Севера. Для таких граждан должен быть предусмотрен более ранний выход на пенсию.

    «Нужны налоговые льготы для жителей Крайнего Севера и Дальнего Востока. Можно освободить бизнес от налогов. Давайте хотя бы индексировать все федеральные выплаты с учетом действующих там коэффициентов. Сейчас этого не происходит. Пенсионный возраст хотя бы для отдельной категории давайте предусмотрим льготный», — поведал Нилов.

    Он подчеркнул, что с Дальнего Востока продолжает уезжать молодежь. Это объясняется в том числе тем, что там тяжелые условия для проживания. При этом стимулом для возвращения в те территории могла бы стать «северная» пенсия, которую могли бы назначать раньше установленного срока.

    Ранее сообщалось, что в Государственную думу России на рассмотрение внесен законопроект о возвращении в стране прежнего пенсионного возраста, когда женщины могли выйти на заслуженный отдых в 55 лет, а мужчины — в 60 лет.

    Предложения об отмене пенсионной реформы и возврате старого пенсионного возраста — это популизм, их никто не будет принимать. Об этом заявил бывший сотрудник Министерства финансов, президент Ассоциации независимых центров экономического анализа Олег Буклемишев.

    По его словам, пенсионная реформа проводилась с большим трудом. Поэтому отказываться от нее никто так просто не будет. Все остальные меры — это популизм.

    Буклемишев добавил, что многие законопроекты, которые были предложены перед выборами в Госдуму, так и останутся лежать, они не будут приняты. На каждый проект нужно финансирование. Например, на реализацию предложения о повышении МРОТ до 20 тысяч рублей недостаточно будет ни одного, ни даже двух бюджетов страны, заключил эксперт.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *