УК РФ статья 283 разглашение государственной тайны

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «УК РФ статья 283 разглашение государственной тайны». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

1. Объектом преступления являются отношения по надлежащей сохранности государственной тайны в целях обеспечения безопасности суверенного государства. О понятии государственной тайны см. комментарий к ст. 275.

Предметом преступления являются сведения, составляющие государственную тайну (см. ст. 5 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 «О государственной тайне» ). Перечень этих сведений определен Указом Президента РФ от 30.11.1995 N 1203 (в ред. от 21.09.2011). В соответствии с Указом Президента РФ от 06.10.2004 N 1286 «Вопросы межведомственной комиссии по защите государственной тайны» (в ред. от 02.04.2012) Правительство РФ персонально назначает лиц в эту комиссию.
———————————
СЗ РФ. 1997. N 41. Ст. 4673; 2002. N 52 (ч. 2). Ст. 5288; 2003. N 46 (ч. 2). Ст. 4449; 2010. N 47. Ст. 6033.

СЗ РФ. 2004. N 41. Ст. 4024; 2008. N 50. Ст. 5899; 2009. N 9. Ст. 1087. 2012. N 8. Ст. 988; N 15. Ст. 1732.

1. Объектом преступного посягательства выступают общественные отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности РФ (см. Закон РФ «О государственной тайне»).

2. Предметом посягательства является государственная тайна (см. коммент. к ст. 275).

3. Объективная сторона выражается в разглашении сведений, составляющих государственную тайну. Разглашение — это предание огласке сведений, составляющих государственную тайну, в результате чего данные сведения становятся известны посторонним. К разглашению приравнивается передача посторонним лицам предметов или материалов, составляющих государственную тайну.

Формы разглашения могут быть различными: устная (частный разговор, публичное выступление), письменная (опубликование в печатных СМИ, указание в письме), путем демонстрирования тех или иных предметов, изделий, материалов, схем и чертежей, нарушение порядка распространения и хранения таких сведений (утеря неучтенных тетрадей, выписок).

4. Под посторонними понимаются лица, не имеющие доступа к указанным сведениям, которым данные сведения не должны быть известны по службе или работе. Факт доступа какого-либо лица к иным сведениям, составляющим государственную тайну, обладания им такими сведениями в силу работы или службы не исключает признания данного лица посторонним.

5. Совершить разглашение возможно путем как активных действий (демонстрация изделия или публичное выступление), так и бездействия в случае, когда лицо не принимает необходимых мер к защите государственной тайны, в результате чего происходит ознакомление с ними посторонних (оставление документов в местах, где с ними могут ознакомиться посторонние).

6. Преступление, предусмотренное ч. 1 коммент. статьи, окончено (составом) в момент, когда разглашаемые сведения стали достоянием посторонних лиц, которые восприняли и осознали их общий смысл. Полного понимания полученной информации не требуется.

Для разглашения государственной тайны возможно разграничение стадий преступной деятельности на приготовление к разглашению (производство неучтенной выписки из секретного документа, несанкционированное снятие ксерокопии) и покушение (в случае если по причинам, не зависящим от воли виновного, разглашенные сведения не восприняты посторонними лицами).

7. Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, может быть совершено умышленно.

7.1. При совершении указанного преступления с прямым умыслом виновный осознает общественную опасность своих действий, предвидит, что в результате сведения, составляющие государственную тайну, станут достоянием посторонних лиц, и желает этого (например, публикация в печати).

7.2. При разглашении государственной тайны с косвенным умыслом виновный осознает общественную опасность своих действий по преданию огласке государственной тайны, предвидит, что в результате его действий указанные сведения могут стать известными посторонним лицам, и сознательно допускает факт ознакомления с государственной тайной посторонних лиц (например, в ходе разговора, происходящего в общественном месте).

8. Мотивацию разглашения государственной тайны составляют стремление придать важность собственной персоне, помощь в написании научной работы и т.п. Мотив, как и цель, на квалификацию не влияет.

9. Преступление, предусмотренное ч. 1 коммент. статьи, относится к категории средней тяжести.

10. Часть 2 коммент. статьи предусматривает повышенную ответственность за разглашение сведений, составляющих государственную тайну, в случае если деяние повлекло тяжкие последствия.

10.1. Тяжкие последствия — категория оценочная. Под ними могут пониматься произошедшие в результате разглашения передислокация объекта, свертывание научно-технических разработок, осведомление о сведениях, составляющих государственную тайну, иностранных государств, организаций или их представителей.

11. Преступление, предусмотренное ч. 2 коммент. статьи, относится к категории тяжких.

12. Разглашение государственной тайны следует отграничивать от совершения государственной измены. При разглашении у виновного лица отсутствует стремление к нанесению ущерба внешней безопасности страны путем передачи сведений иностранному государству, организации или их представителям. Кроме того, понятие адресата выдачи государственной тайны в смысле комментируемой статьи шире, чем в составе государственной измены. Сведения, составляющие государственной тайну, могут быть разглашены любому постороннему лицу.

13. Субъект специальный. Им может быть любое лицо, которому государственная тайна была доверена в силу должностных обязанностей либо стала известна по службе или работе (рабочий, привлеченный к изготовлению специального изделия, сотрудник, отвечающий за размножение документов).

В случае если сведения, составляющие государственную тайну, разглашаются лицом, которому они не были доверены или стали известны не в силу выполнения служебных обязанностей или работ, состав преступления отсутствует.

1. О понятии государственной тайны см. комментарий к ст. 275 УК.

2. Разгласить государственную тайну — значит предать огласке указанные сведения любым возможным способом: устным, письменным и т.д.

Для наступления уголовной ответственности необходимо, чтобы сведения, составляющие государственную тайну, стали известны другим лицам, которые не имеют соответствующего доступа к ним.

3. Преступление считается оконченным с момента, когда указанные сведения оказались достоянием другого лица, в связи с чем возникла опасность их использования в ущерб важнейшим интересам Российской Федерации.

4. Разглашение государственной тайны не должно содержать признаков государственной измены и шпионажа, в противном случае ответственность наступает по ст. ст. 275 или 276 УК.

5. Субъективная сторона преступления характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины.

1. Предмет преступления составляют сведения, составляющие государственную тайну. О понятии указанных сведений см. комментарий к ст. 275 УК.

2. Объективная сторона преступления выражается в действиях или бездействии. Действия по разглашению соответствующих сведений состоят в их противоправном сообщении, передаче лицу(ам), которому они не были известны, в любой форме (в разговоре, переписке, при демонстрации документов, содержащих соответствующие сведения и т.п.). Бездействие имеет место при оставлении документов либо предметов, содержащих соответствующие сведения, без присмотра.

3. Преступление признается оконченным с момента восприятия указанных сведений третьими лицами, не имеющими доступа к этим сведениям (ч. 1). Восприятие означает ознакомление и запоминание с указанными сведениями или их фиксацию иным образом. По ч. 2 требуется наступление по неосторожности тяжких последствий (ч. 2). Понятие тяжких последствий оценочное. При этом необходимо установление причинно-следственной связи между фактом разглашения государственной тайны и наступившими последствиями, которое осложняется при совершении преступления в форме бездействия. Важно установить, чтобы указанные действия (бездействия) не содержали признаков государственной измены (ст. 275 УК) или шпионажа (ст. 276 УК).

4. Субъективная сторона (ч. 1) характеризуется как умыслом, так и неосторожностью. Наступление тяжких последствий (по ч. 2) происходит по неосторожности. При совершении преступления с прямым умыслом его необходимо отграничивать от государственной измены (ст. 275) и шпионажа (ст. 276) по направленности умысла (в указанных статьях присутствует цель нанести ущерб безопасности РФ), а также по субъекту.

5. Субъект специальный: лицо, достигшее 16-летнего возраста, которому сведения, составляющие государственную тайну, были доверены или стали известны по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством.

  • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

  • Бюджетный кодекс РФ

  • Водный кодекс Российской Федерации РФ

  • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

  • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

  • ГК РФ

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

  • Земельный кодекс РФ

  • Кодекс административного судопроизводства РФ

  • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

  • Кодекс об административных правонарушениях РФ

  • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

  • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

  • НК РФ

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

  • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

  • Трудовой кодекс РФ

  • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовный кодекс РФ

  • ФЗ об исполнительном производстве

  • Закон о коллекторах

  • Закон о национальной гвардии

  • О правилах дорожного движения

  • О защите конкуренции

  • О лицензировании

  • О прокуратуре

  • Об ООО

  • О несостоятельности (банкротстве)

  • О персональных данных

  • О контрактной системе

  • О воинской обязанности и военной службе

  • О банках и банковской деятельности

  • О государственном оборонном заказе

  • Закон о полиции

  • Закон о страховых пенсиях

  • Закон о пожарной безопасности

  • Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

  • Закон об образовании в Российской Федерации

  • Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации

  • Закон о защите прав потребителей

  • Закон о противодействии коррупции

  • Закон о рекламе

  • Закон об охране окружающей среды

  • Закон о бухгалтерском учете

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021)

    • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 16 (ред. от 29.06.2021)

      «О практике применения судами особого порядка судебного разбирательства уголовных дел при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве»

    • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 48 (ред. от 29.06.2021)

      «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате»

    Все документы >>>

    • Федеральный закон от 29.12.2020 N 479-ФЗ (ред. от 01.07.2021)

      «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

    Все документы >>>

    Об ответственности за разглашение государственной тайны

    • Федеральный закон от 02.06.2016 N 154-ФЗ (ред. от 02.07.2021)

      «О Российском Фонде Прямых Инвестиций»

    • Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ (ред. от 02.07.2021)

      «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 30.11.2016 N 401-ФЗ (ред. от 02.07.2021)

      «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

    Все документы >>>

    • Указ Президента РФ от 16.08.2021 N 478

      «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 — 2024 годы»

    • Указ Президента РФ от 10.11.2007 N 1495 (ред. от 12.07.2021)

      «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» (вместе с «Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации», «Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации», «Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации»)

    • Указ Президента РФ от 17.05.2021 N 286

      «Об обеспечении безопасности при проведении мероприятий чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года в г. Санкт-Петербурге» (вместе с «Положением о межведомственном оперативном штабе по обеспечению безопасности при проведении мероприятий чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года в г. Санкт-Петербурге»)

    Все документы >>>

    • Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2020 N 3683-р (ред. от 27.08.2021)

      «Об утверждении плана законопроектной деятельности Правительства РФ на 2021 год» (вместе с «Планом законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2021 год»)

    • Постановление Правительства РФ от 23.08.2021 N 1387

      «О внесении изменений в перечень субстанций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте, для целей статей 230.1 и 230.2 Уголовного кодекса Российской Федерации»

    • Распоряжение Правительства РФ от 06.05.2008 N 671-р (ред. от 09.08.2021)

      «Об утверждении Федерального плана статистических работ» (вместе с «Федеральным планом статистических работ»)

    Все документы >>>

  • В Адыгее в исправительном центре № 1 прошла беседа о опасности употребления наркотических средств и алкоголя
    Судебно-медицинский эксперт, заведующий Тахтамукайским…
  • Об осужденных за совершение ДТП, отбывающих наказание в ИЦ-1 УФСИН России по Республике Адыгея рассказали в радиоэфире
    Передача «В поле зрения» корреспондента ГТРК «Адыгея»…
  • В КП-6 прошел литературный вечер «Жизнь», посвященный профилактике аутоагрессии
    Литературный вечер в библиотеке учреждения был организован…
  • В учреждениях УФСИН России по Республике Адыгея прошли литературно-поэтические вечера , приуроченные ко Дню чтения книги
    Мероприятия, приуроченные ко Дню чтения книги, отмечаемого…
  • Сотрудники УИИ УФСИН России по Республике Башкортостан приняли участие в XII Всероссийском форуме «Вместе-ради детей»
    Заместитель начальника уголовно — исполнительной инспекции…
  • Дальневосточный федеральный округ
  • Приволжский федеральный округ
  • Северо-Западный федеральный округ
  • Северо-Кавказский федеральный округ
  • Сибирский федеральный округ
  • Уральский федеральный округ
  • Центральный федеральный округ
  • Южный федеральный округ
    • Арбитражный процессуальный кодекс

    • Бюджетный кодекс

    • Водный кодекс

    • Воздушный кодекс

    • Градостроительный кодекс

    • Гражданский кодекс часть 1

    • Гражданский кодекс часть 2

    • Гражданский кодекс часть 3

    • Гражданский кодекс часть 4

    • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации

    • Жилищный кодекс

    • Земельный кодекс

    • Кодекс административного судопроизводства

    • Кодекс внутреннего водного транспорта

    • Кодекс об административных правонарушениях

    • Кодекс торгового мореплавания

    • Лесной кодекс

    • Налоговый кодекс часть 1

    • Налоговый кодекс часть 2

    • Семейный кодекс

    • Таможенный кодекс Таможенного союза

    • Трудовой кодекс

    • Уголовно-исполнительный кодекс

    • Уголовно-процессуальный кодекс

    • Уголовный кодекс

    • ФЗ об исполнительном производстве

      Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ

    • Производственный календарь 2017

      Для пятидневной рабочей недели

    • Закон о коллекторах

      Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ

    • Закон о национальной гвардии

      Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ

    • О правилах дорожного движения

      Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090

    • О защите конкуренции

      Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ

    • О лицензировании

      Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ

    • О прокуратуре

      Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1

    • Об ООО

      Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ

    • О несостоятельности (банкротстве)

      Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ

    • О персональных данных

      Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ

    • О контрактной системе

      Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ

    • О воинской обязанности и военной службе

      Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ

    • О банках и банковской деятельности

      Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1

    • О государственном оборонном заказе

      Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ

    • Закон о полиции

      Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ

    • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2011 N 11 (ред. от 20.09.2018)

      «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности»

    • Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 04.06.2018)

      «О защите конкуренции»

    • Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

      «Об исполнительном производстве»

    • Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 N 1-ФКЗ (ред. от 29.07.2018)

      «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 29.07.2018)

      «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»

    • Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ (ред. от 29.07.2018)

      «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 29.07.2018 N 227-ФЗ

      «О внесении изменения в статью 171.2 Уголовного кодекса Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 29.07.2018 N 229-ФЗ

      «О внесении изменений в статью 215.3 Уголовного кодекса Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 27.07.2010 N 224-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

      «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 23.04.2018 N 114-ФЗ

      «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 23.04.2018)

      «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

    • Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

      «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ

      «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 02.10.2018 N 348-ФЗ

      «О внесении изменения в статью 315 Уголовного кодекса Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 27.06.2018 N 157-ФЗ

      «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 29.07.2018 N 263-ФЗ

      Статья 283 УК РФ. Разглашение государственной тайны

      По ст. 283 УК наказываются лица, передавшие материалы или предметы, отнесенные к гостайне, устно или письменно. В первом случае сведения могут разглашаться в ходе публичного разговора или приватной беседы, во втором – через СМИ, в письме и пр.

      В судебной практике по ст. 283 УК РФ противоправным действием признается также демонстрирование предметов, чертежей, изделий, материалов, схем. Ответственность по анализируемой статье наступает и в случае нарушения правил хранения и распространения материалов, содержащих или относящихся к гостайне.

      Такими лицами считаются субъекты, которые не имеют доступа к конфиденциальным сведениям. При этом информация, отнесенная к гостайне, не должна быть им известна ни при каких обстоятельствах.

      Между тем сам факт доступа гражданина к другим сведениям, отнесенным к государственной тайне, или обладание ими в силу службы или работы, не исключает возможность признания его посторонним лицом.

      Он может быть косвенным и прямым. В последнем случае виновный понимает опасность своего поведения, предполагает, что в результате совершения им противоправных действий конфиденциальные сведения станут известны посторонним и желает наступления таких последствий. Прямой умысел, к примеру, имеет место при публикации информации в СМИ.

      При косвенном умысле виновный также понимает опасность действий, предполагает, что сведения станут доступны другим лицам и сознательно допускает эти последствия, то есть не принимает мер по сохранению конфиденциальности информации. К примеру, гражданин делится сведениями в разговоре в общественном месте.

      О нем говорится в диспозиции 2 части нормы. При наличии квалифицирующего признака – тяжких последствий – санкция за деяние ужесточается.

      Понятие тяжких последствий – оценочный термин. Разглашение гостайны может, например, повлечь передислокацию объекта, получение секретных сведений спецслужбами иностранного государства, свертывание научно-технического исследования и так далее.

      Преступление, предусмотренное в анализируемой статье, необходимо отличать от госизмены. В случае разглашения гостайны виновный не стремится нанести внешней безопасности государства ущерб посредством передачи информации представителям иностранного государства.

      Немаловажно и то, что понятие получателя сведений по 283 статье шире, чем при госизмене: информация может стать достоянием любого постороннего гражданина.

      Уголовная ответственность за государственную тайну

      Гостайной называют защищаемую государством информацию в сфере военной, экономической, контрразведывательной, оперативно-розыскной, внешнеполитической, разведывательной деятельности, распространение которой может причинить вред стране.

      Использование сведений, считающихся государственной тайной, регламентируется положениями Конституции и ФЗ «О гостайне» и «О госбезопасности». На их распространение накладывается ограничение с момента их создания (разработки) либо заблаговременно. Для упорядочения обращения таких данных государство формирует соответствующие нормативные акты.

      Самым актуальным сейчас является отсутствие единой правоприменительной практики, или четкого руководства к действию. Это позволило бы избежать неверной квалификации деяний, и, следовательно, незаконного привлечения к уголовной ответственности. Иван Павлов считает, что помочь могут рекомендации высших судов, разработанные на основании широкой правоприменительной практики. Однако выявить тенденции, когда рассмотренных дел за год от трех до пяти – сложно.

      Хотя с помощью общественности Оксана Севастиди, Анника Кесян, Марина Джанджгава и Инга Тутисани добились помилования и сокращения сроков заключения, никто из них не был оправдан. Таким образом, можно сказать, что практика по делам о разглашении гостайны путем отправки смс устоялась. Однако, по мнению Алены Зеленовской, следует обратить внимание на обоснованность выносимых решений. Европейский суд по правам человека неоднократно в своих постановлениях отмечал, что российские суды не всегда способны гарантировать обвиняемым соблюдение принципов Конвенции о защите прав человека и основных свобод и норм российского законодательства при вмешательстве в частную жизнь при тайном наблюдении. В частности, закон об ОРД не обязывает судей проверять наличие «разумного подозрения» против лица, в отношении которого предлагается вести наблюдение, или «пропорциональность» мер наблюдения и их «необходимость в демократическом обществе». В деле Романа Захарова ЕСПЧ установил, в частности, что процедура получения санкции суда, предусмотренная законодательством Российской Федерации, неспособна гарантировать, что меры тайного наблюдения не применяются беспорядочно, бессистемно и необдуманно.

      «В таких процессах, как дело Оксаны Севастиди, нельзя сказать что при назначении наказаний принципы обоснованности, целесообразности и пропорциональности были учтены. Насколько целесообразно было, например, лишить свободы на семь лет женщину, которая отправила смс восемь лет назад по неосторожности, когда уже и конфликта нет, и ситуация сама себя исчерпала, и нет даже потенциальной опасности для границ нашего государства», – задается вопросом Алена Зеленовская.

      С момента событий в Крыму, по мнению Ивана Павлова, наблюдается скачок количества дел о государственной измене: если до 2014 года судами выносилось в среднем по три приговора в год, то в 2014 – уже 15. Отчасти увеличение количества дел можно объяснить тенденцией к расширению перечня сведений, защищенных гостайной. Однако рост, как отмечают эксперты, довольно плавный: президент страны периодически дополняет перечень сведений своими указами.

      «В 2015 году глава государства дополнил свой указ пунктом, который засекречивает сведения о потерях личного состава вооруженных сил в мирное время. Мы пытались оспорить этот пункт: «Команда 29» представляла интересы 15 журналистов, блогеров и общественных деятелей. Однако суд принял сторону сильного», – рассказывает адвокат Иван Павлов.

      Судебная практика получила расширение в 2012 году, когда статью о госизмене дополнили формулировками «иные случаи» и «иная помощь». Оказание иной помощи, поясняет Алена Зеленовская, предполагает содействие враждебной деятельности другими действиями, не прямо перечисленными в диспозиции данной статьи: это может быть выполнение роли связного, вербовка агентуры для иностранных спецслужб, переход на сторону врага в военное время.

      «Перечень не исчерпывающий, поэтому способствует расширительному толкованию объективной стороны данного преступления. Результатом служит появление новой правоприменительной практики. Закон позволяет с появлением новых деяний с признаками государственной измены, трактовать их как способы совершения преступления», – отмечает Алена Зеленовская.

      Основания для дополнения статьи новыми формулировками («иные случаи» и «иная помощь»), по мнению адвоката Ивана Павлова, несколько надуманны. У привлекаемых следствием по делам о государственной измене экспертов, по его словам, ранее не было никаких проблем с квалификацией сведений как составляющих государственную тайну.

      Независимость судебной системы, разработка новых рекомендаций для судов и следствия, приведение правоприменительной практики к единообразию – эти меры, по мнению экспертов, способны изменить сложившуюся сегодня ситуацию. Подобные меры не могут решить ряда других проблем, например, острую нехватку независимых экспертов. Специфика таких процессов, где на стороне обвинения находится заведомо сильный и влиятельный игрок, с широким спектром возможностей, дает основания для сомнений – возможно ли добиться равноправия сторон?

      Иллюстрация: В. Корецкий

      Статья

      Счета, квартиры и подарки: защита прав третьих лиц на аресты имущества

      За последние несколько лет правоохранительные органы стали все чаще накладывать аресты и ограничения на имущество не только обвиняемых и подозреваемых, но и третьих лиц, которые могут не иметь отношения к уголовному делу. Кто находится под угрозой и как третьим лицам защитить свои права и имущество – рассказывает эксперт.

      Статья

      «Ситуация не сахар». Как в России не сесть за абсолютно любую сделку

      В России практически любая сделка может стать билетом в долгое и изнурительное путешествие под названием «уголовное преследование». Как снизить риски и не попасть под статью, рассказал адвокат Дмитрий Кравченко.

      Статья

      Правовой ликбез: как защититься от уголовного задержания?

      Для задержания подозреваемого не всегда требуется решение суда, а правила его проведения не регламентированы законом, поэтому то, как пройдет этот процесс, сильно зависит от его исполнителей. Об основаниях процедуры и методах защиты прав задержанных рассказывает кандидат юридических наук, доцент Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Андрей Гольцов.

      Комментарии 0

      1. Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 настоящего Кодекса, —

      наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

      2. То же деяние, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия, —

      наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

      Разглашение государственной тайны (ст. 283 УК РФ)

      1. Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 настоящего Кодекса, –

      наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

      Статья 283 УК РФ, которая предусматривает ответственность за разглашение государственной тайны, применяется только при отсутствии признаков в деянии государственной измены и шпионажа. В целом разглашение имеет общие признаки с государственной изменой в части выдачи информации, составляющей государственную тайну.

      Между тем, данные преступления имеют ряд принципиальных отличий. При измене сведения передаются представителям другой страны или ее агентам, тогда как при разглашении – другим лицам (это могут быть знакомые и родственники лица, совершившего преступление). Государственная измена имеет вид шпионажа, тогда как при разглашении передается информация представителям той же страны.

      Также отличаются они по субъектам преступления. Если по измене субъект общий, то при разглашении – специальный. Т. е. разгласить государственную тайну может только лицо, которое владеет данной информацией по роду своей деятельности.

      Лицо, которое не имело по роду своей деятельности доступа к государственной тайне, не может быть привлечено к ответственности по ст. 283 УК РФ. Если же гражданин собирал соответствующие сведения умышленно, то его действия могут быть квалифицированы как шпионаж или государственная измена (если эти данные впоследствии стали достоянием иностранного государства) либо по ст. 285 «Злоупотребление должностными полномочиями» или по ст. 272 «Неправомерный доступ к компьютерной информации».

      Также лица, которые не отвечали признакам субъекта преступления по ст. 283, могут выступать в качестве соучастников.

      При госизмене лицо осознает, что передаваемые сведения наносят ущерб безопасности страны, т.е. преступник умышленно передает информацию для причинения вреда государству. Тогда как при разглашении государственной тайны преступник может не осознавать последствия своих действий, и он не имеет желания причинить ущерб государственным интересам.

      Итак, основная тема данной статьи – это незаконное получение сведений составляющих государственную тайну.

      Дело в том, что до 2012 года разглашение государственной тайны квалифицировалось только с учётом положений статьи 283 УК РФ, в которой субъект преступления мог быть только специальным, то есть это лицо, наделённое определёнными должностными обязанностями и имеющее доступ к сведениям, составляющих государственную тайну.

      Введение в 2012 году Федеральным Законом №190 новой статьи под номером 283.1, в большей степени исправило имеющиеся проблемы с квалификацией, например:

      Гражданин «А», представляющий интересы российского предприятия «N», обратился к гражданке «Б», которая занимала должность ведущего технического специалиста в организации «W». Целью данного обращение была попытка совершить подкуп гражданки «Б» для получения от неё определённых сведений, содержащих государственную тайну. От данного предложения гражданка «Б» категорически отказалась. Но, отказ не нивелировал стремление «А» и вместо предложения денежных средств начали звучать угрозы в адрес гражданки «Б» и её близких. И уже это возымело больший эффект и злоумышленнику в итоге удалось получить желаемый результат.

      В описанной ситуации имеется двое виновных:

      1-ый – это гражданка «Б», фактически разгласившая государственную тайну. Соответственно, это деяние следует квалифицировать по статье 283 УК РФ, как преступление совершённое в умышленной форме.

      2-ой – это гражданин «А», получивший сведения, составляющие государственную тайну, путём использование подкупа и угроз.

      Данное деяние квалифицируется при наличии следующих признаков:

      1. Распространенные сведения составляют государственную тайну.
      2. Виновный получил доступ к тайной информации в связи с выполнением служебных обязанностей, обучением или по другим обстоятельствам, упомянутым законодательством.
      3. Информация была передана посторонним лицам.

      При отсутствии хотя бы одного признака преступление может быть квалифицировано по другим статьям Уголовного кодекса.

      Ст. 283 УК РФ: разглашение государственной тайны

      Разглашение государственной тайны УК РФ определяет именно как ее выдачу посторонним лицам. Выдача может осуществляться посредством:

      ДополнительноПосторонним считается лицо, не обладающее правом ознакомления с разглашенной информацией. Хотя оно может иметь доступ (допуск) к другим тайным сведениям.

      • Действий:
          доверительной беседы;
      • публичного высказывания на телевидении, в соц. сетях, и других средствах массовой информации;
      • переписки;
      • ознакомления с документами, чертежами, конструкциями;
      • потери записей, содержащих отрывки из документов (потеря самих документов квалифицируется по ст. 284 УК).
      • Бездействия — несоблюдения правил:
      1. ограничения доступа в кабинеты с документацией;
      2. сокрытия внешнего облика предметов, выносимых за пределы закрытых помещений;
      3. засекречивания документов.

      1. Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 настоящего Кодекса, – наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

      2. То же деяние, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия, – наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

      10. В марте 2003 года заявителю было предъявлено обвинение в разглашении государственной тайны, преступлении, предусмотренном частью первой статьи 283 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ), за сообщение родственнику осужденного о том, что за последним было установлено тайное наблюдение.

      В части первой статьи 283 УК Российской Федерации установлена уголовная ответственность за разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 данного Кодекса.

      Формы разглашения такой тайны могут быть абсолютно разными:

      • письменная (письма, печать в СМИ),
      • устная (при частной беседе публичном выступлении),
      • при демонстрации различных предметов, составляющих государственную тайну (различных предметов, схем и чертежей, изделий),
      • нарушение способа распространения таких сведений, утеря документов, содержащих секретную информацию.

      Статья 283.1. Незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну

      Разглашение сведений составляющих государственную тайну может повлечь уголовное наказание.

      Важно отличать разглашение от выдачи гостайны, которая производится заведомо, чтобы навредить безопасности государства.

      Предметом преступления будут являться сведения, которые составляют тайну государства.

      Основным объектом разглашения государственной тайны является конституционный строй и его безопасность.

      Дополнительным объектом данного деяния являются социальные отношения, которые возникают в результате соотнесения сведений, являющихся государственной тайной и обеспечения их безопасности.

      Под бездействие понимается несоблюдение правил доступа в места, где хранятся документы, составляющие гостайну, непринятые меры по прикрытию специальных предметов, нарушение правил засекречивания определенной информации, нарушение присвоения пометки «совершенно секретно».

      В форме действия разглашение осуществляется в частных беседах и публичных выступлениях, в виде публикации в СМИ и т,д.

      Субъектом состава разглашения государственной тайны может выступать физическое лицо, вменяемое, достигшее возраста 16 лет.

      Лицо имеет право на доступ к информации, являющейся государственной тайной. Это должно быть оформлено в соответствующем порядке.

      Субъективную сторону разглашения государственной тайны характеризует вина по прямому умыслу или неосторожности.

      Прямой умысел имеет место быть, когда лицо понимает, что коррупция и разглашение государственной тайны недопустимо, что сведения попадут к другим лицам и осознанно желает этого.

      Разглашение государственной тайны пример примера можно привести, когда человек рассказывает о новейшей разработке своего предприятия постороннему лицу.

      Косвенным будет являться умысел, когда лицо понимает, что произойдет разглашение государственной тайны, осознает, что они попадут к третьим лицам, не делает этого, но осознано допускает это.

      Лицо может проявлять безразличие или допустить ознакомление с тайными сведениями третьих лиц.

      Мотивацию данного преступления составляет желание придать важность собственной персоне, помощь в создании научной работы и т.д. Цель и мотив не играют никакой роли при квалификации деяния.

      Сегодня многие работодатели включают в трудовой договор пункты, предусматривающие ответственность за разглашение тайны, охраняемой государством.

      Такую возможность предусматривает 57 статья Трудового Кодекса.

      Правовым последствием этого пункта в договоре, за разглашение государственной тайны работнику грозит увольнение за разглашение сведений содержащих государственную тайну, которая стала известна работнику при выполнении служебных обязанностей.

      В Трудовом Кодексе содержится полный перечь оснований для увольнения сотрудников. Одним из подобных оснований является разглашение гостайны.

      Перечень информации, которая считается тайной государства предусмотрен в 5 статье закона «О государственной тайне».

      К этим сведениям относится информация из области военной техники, промышленности, экономики, оперативно-розыскной, разведывательной деятельности.

      В Уголовном кодексе Российской Федерации 283 статья регламентирует различные меры ответственности за разглашение государственной тайны.

      При отсутствии признаков государственной измены гражданину, разгласившему государственную тайну, грозит арест на период от 4 месяцев до полугода, или лишение свободы до четырех лет, без возможности занимать определенные должности на период до трех лет.

      Если это же деяние повлекло тяжкие последствия, виновному предусмотрено лишение свободы на срок от трех до семи лет, без возможности занимать определенные должности на срок до трех лет.

      Если у вас остались вопросы по статье 283 УК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

      Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

      Объектом разглашения государственной тайны выступают общественные отношения, гарантирующие основы информационной безопасности Российского государства. Под информационной безопасностью РФ понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства. При этом одной из важнейших составляющих национальных интересов РФ в информационной сфере является защита информационных ресурсов, содержащих сведения, относящиеся к государственной тайне, от несанкционированного доступа.

      Предметом преступления являются сведения, составляющие государственную тайну.

      С объективной стороны преступление состоит в таком разглашении сведений, составляющих государственную тайну, при котором они стали известны другим лицам. Под разглашением следует понимать предание огласке или распространение данных сведений с нарушением установленного порядка. Само разглашение может иметь форму как активных действий (сообщение в доверительной беседе; демонстрирование документов, схем, устройств и т.п.; открытый доклад или лекция; публикация в средствах массовой информации или печатных изданиях и др.), так и бездействия (непринятие мер для засекречивания перевозки соответствующих материалов; допущение посторонних к ознакомлению с секретными сведениями и т.д.). Способ разглашения может быть любым: устно, письменно, с использованием средств массовой информации и т.д.

      1. О понятии государственной тайны см. комментарий к ст. 275 УК.

      2. Разгласить государственную тайну — значит предать огласке указанные сведения любым возможным способом: устным, письменным и т.д.

      Для наступления уголовной ответственности необходимо, чтобы сведения, составляющие государственную тайну, стали известны другим лицам, которые не имеют соответствующего доступа к ним.

      3. Преступление считается оконченным с момента, когда указанные сведения оказались достоянием другого лица, в связи с чем возникла опасность их использования в ущерб важнейшим интересам Российской Федерации.

      4. Разглашение государственной тайны не должно содержать признаков государственной измены и шпионажа, в противном случае ответственность наступает по ст. ст. 275 или 276 УК.

      5. Субъективная сторона преступления характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины.

      6. Субъектом преступления может быть лицо, которому государственная тайна:

      — была доверена по службе (оно располагает этими сведениями в силу занимаемой должности и использует их при выполнении профессиональных обязанностей);

      — стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.

      7. Тяжкие последствия (ч. 2 ст. 283 УК) — оценочное понятие, оно может включать в себя необходимость крупных затрат для нейтрализации возможных последствий поступления сведений, составляющих государственную тайну, в распоряжение спецслужбы иностранного государства, арест сотрудника российских спецслужб, срыв заключения государственного договора, контракта, программы научных исследований и т.д.

      Передача информации, являющейся государственной тайной, которая стала известна человеку по долгу службы, на работе, в процессе учебы или любым иным способом, предусмотренным законом РФ, при отсутствии признаков правонарушений, указанных в ст. 275 и 276 УК, карается:

      • арестом на срок от 4 месяцев до полугода;
      • тюремным заключением на срок до 4 лет.

      При назначении наказания в виде тюрьмы суд практически во всех случаях применяет к виновному дополнительную меру пресечения. Речь идет о запрете ведения определенной деятельности, в том числе в качестве должностных лиц на срок до 3 лет.

      Если разглашение привело к тяжким последствиям, то виновный может быть приговорен к 7 годам тюремного заключения. Запрет на ведения определенных видов деятельности также может быть назначен сроком до 3 лет.

      Промышленный шпионаж и разглашение коммерческой тайны в статье 183 УК РФ

      Разглашение карается не сильно строго, по меркам тяжкого преступления, по причинам того, что зачастую подобное правонарушение совершается непредумышленно. Если же противоправное деяние совершено умышлено, то оно, как правило, совмещено с другими преступлениями, предусмотренными ст. 275 и 276 УК РФ:

      1. Ст. 275 – это государственная измена. Ее диспозиция схожа со ст. 283. Разница заключается в том, что передача сведений, представляющих государственную тайну, осуществляется целенаправленно представителям иностранных государств, либо организаций.
      2. Ст. 276 – шпионаж. Представляет собой сбор, похищение и хранение информации с целью ее дальнейшей передачи иностранному государству, либо организации. Субъектом преступления, предусмотренным ст. 276 может являться иностранец или человек без гражданства.


      Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *