Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «План ликвидации аварийных ситуаций в котельной образец». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
1. Федеральный закон Российской Федерации «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.97 г. №116-ФЗ, с изменениями на 29.07.2018г.
2. Федеральный закон Российской Федерации «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.94 г. №68-ФЗ, с изменениями на 23.06.2016г.
3. Положение о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 г. № 730.
4. Правила пожарной безопасности для предприятий и организаций газовой промышленности. ВППБ 01-04-98, утверждено Приказом Минтопэнерго РФ 18.06.1998г. №214.
5. Рекомендации по разработке планов локализации и ликвидации аварий, утверждено приказом Ростехнадзора от 26.12.2012г. № 781.
План локализации и ликвидации возможных аварий в котельной школы
Основные характеристики природного газа
Состав природного газа разных месторождений отличается, но основную массу (90-93%) всегда составляет метан.
Природный газ бесцветен, в большей части не имеет запаха, не токсичен при не чересчур высоких концентрациях, почти в два раза легче воздуха, взрывопожароопасен, пределы взрываемости 5-15% объема.
Меры предосторожности — герметизация оборудования, коммуникаций.
Помещения котельной должны быть оборудованы приточно-вытяжной вентиляцией. Индивидуальные средства защиты — изолирующие дыхательные аппараты с запасом кислорода.
Воздействие на людей – отравляющее действие. При отравлении вызывает утомляемость, нервные расстройства, при остром отравлении — судороги, остановку дыхания, смерть.
Меры первой помощи пострадавшим от воздействия вещества — при отравлении пострадавшего перевести на свежий воздух, доставить в медицинский пункт. Освободить от стесняющей одежды, согреть тело. При нарушении дыхания – кислород. При остановке дыхания – искусственное дыхание по методу Шеффера.
Наим-е сцен-я и стадии разв-я аварии |
Крит. идентиф. | Оптим. способы противо-аварийной зашиты |
Техн. сре-ва противо-аварийной зашиты |
Исполн. и порядок их дей-ий |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Нарушение целостности газопровода | Загазованность помещения | Исключение источников зажигания, контроль за состоянием загазованности помещения | Вентиляция помещения. Аварийный запас средств индивидуальной защиты, инструментов |
Первый, заметивший аварию:
Оператор котельной:
Ответственный за газовое хозяйство:
Ответственный руководитель по ликвидации аварии:
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Нарушение целостности газопровода. Пожар | Загазованность помещения котельной продуктами горения | Исключение источников зажигания, контроль за состоянием загазованности | Вентиляция помещения. Аварийный запас средств индивидуальной защиты, инструментов |
Первый заметивший аварию:
Оператор котельной:
Ответственный за газовое хозяйство:
Ответственный руководитель по ликвидации аварии:
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Нарушение целостности газопровода. Взрыв газа | Характерный звук взрыва (хлопок) | Исключение источников зажигания, контроль за состоянием загазованности в помещении котельной школы | Вентиляция помещения. Аварийный запас средств индивидуальной защиты, инструментов |
Первый заметивший аварию:
Оператор котельной: «___» _______________20___ г. Место аварии __________________________________ __________________________________ __________________________________ __________________________________ __________________________________ __________________________________ __________________________________ __________________________________ __________________________________ допускается к месту аварии в качестве __________________________________
В пункте 1 статьи 10 ФЗ-116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» указано, что на опасных производственных объекта (котельная является ОПО) должны планировать мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий. Данный процесс осуществляется путем разработки ПМЛА на котельную. Требование по разработке ПЛАС распространяется на котельные являющиеся ОПО и имеющие 1, 2, 3 класс опасности по любому признаку опасности, кроме:
Согласно вышесказанного, отметим следующее ПМЛА не разрабатывается на котельные, работающие на топливе, которое отсутствует в Приложении №2 к ФЗ-116 или количество топлива на объекте меньше максимального количества, указанного в таблице 2 Приложения №2 к ФЗ-116.
Горючие жидкости, используемые в технологическом процессе или транспортируемые по магистральному трубопроводу:
Пример: Организация, которая эксплуатирует газопровод, работающий под высоким и средним давлением, должна разрабатывать ПМЛА. Так как «сеть газопотребления» имеет 3 класс опасности и признак опасности данного объекта «взрывопожароопасный». Внимание. 1 января 2021 г. вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 15.09.2020 № 1437 «Об утверждении Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах», которое заменило ранее действующее Постановление Правительства РФ от 26.08.2013 г. №730. В зависимости от класса опасности котельной предусмотрены различные сроки действия ПМЛА:
Срок действия пересмотренного плана мероприятий соответствует срокам, указанным в таблице. ПЛАС документ оперативный и должен постоянно актуализироваться. Согласно ПП РФ 730 от 26.08.2013 «Об утверждении Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах» ПЛАС перерабатывается в следующих случаях и следующие сроки:
1. Не менее чем за 15 календарных дней до истечения срока действия предыдущего плана мероприятий.
2. Не позднее 30 календарных дней, после внесение следующих изменений:
— реконструкции, технического перевооружения объекта или внесения изменений в технологию производства;
— внесения изменений в системы управления технологическими процессами на объекте;
— изменения сведений, содержащихся в общих или специальных разделах плана мероприятий;
3. В иные сроки, в следующих случаях:
— на основании выводов, указанных в акте технического расследования причин аварий на объекте;
— по предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориального органа в случае выявления несоответствия сведений, содержащихся в плане мероприятий, сведениям, полученным в ходе осуществления федерального государственного надзора в области промышленной безопасности;
— на основании предостережения федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориального органа о недопустимости нарушения обязательных требований промышленной безопасности в случае выявления указанными органами новых факторов риска по результатам технического расследования причин аварий на иных аналогичных объектах.
После переработки плана мероприятий необходимо повторно согласовать его с профессиональной аварийно-спасательной службе (ПАСФ/АСФ), с которой заключен договор на обслуживание котельной. План локализации и ликвидации возможных аварий в котельнойВ плане содержатся следующие обязательные данные:
1. Общий раздел плана локализации и ликвидации аварий. Содержит:
а) характеристика объекта, в отношении которого разрабатывается план мероприятий;
б) сценарии наиболее вероятных аварий и наиболее опасных по последствиям аварий, а также источники (места) их возникновения;
в) характеристики аварийности, присущие объектам, в отношении которых разрабатывается план мероприятий, и травматизма на таких объектах;
г) количество сил и средств, используемых для локализации и ликвидации последствий аварий на объекте (далее — силы и средства), и их соответствие задачам по локализации и ликвидации последствий аварий;
д) организация взаимодействия сил и средств;
е) состав и дислокация сил и средств;
ж) порядок обеспечения постоянной готовности сил и средств к локализации и ликвидации последствий аварий на объекте с указанием организаций, которые несут ответственность за поддержание этих сил и средств в надлежащей степени готовности;
з) организация управления, связи и оповещения при авариях на объекте;
и) система взаимного обмена информацией между организациями — участниками локализации и ликвидации последствий аварий на объекте;
к) первоочередные действия при получении сигнала об авариях на объекте;
л) действия производственного персонала и аварийно-спасательных служб (формирований) по локализации и ликвидации аварий;
м) мероприятия, направленные на обеспечение безопасности населения (в случае если в результате аварий на объекте может возникнуть угроза безопасности населения);
н) организация материально-технического, инженерного и финансового обеспечения операций по локализации и ликвидации аварий на объекте.
2. Специальные разделы плана мероприятий (планы ликвидации аварий) разрабатываются на основании сведений, содержащихся в общих разделах плана мероприятий, и определяют порядок действий в случае аварий на объекте в соответствии с требованиями, установленными федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности. В пункте 1 статьи 10 ФЗ-116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» указано, что на опасных производственных объекта (котельная является ОПО) должны планироваться мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий. Данный процесс осуществляется путем разработки ПЛАС на котельную. Требование по разработке ПЛАС распространяется на котельные являющиеся ОПО и имеющие 1, 2, 3 класс опасности по любому признаку опасности, кроме:
Согласно вышесказанного, отметим следующее. ПМЛА не разрабатывается на котельные, работающие на топливе которое отсутствует в Приложении №2 к ФЗ-116 или количество топлива на объекте меньше максимального количества, указанного в столбце 5, таблицы 2, Приложения №2 к ФЗ-116. Пример: Котельная работает на мазуте и отапливает торговый центр. Оборудование работающее под давлением, имеет 4 класс опасности (если социально значимый объект, то 3 класс опасности). Далее смотрим объем мазута, он составляет 5 тонн, котельная попадает под 4 класс опасности. Следовательно ПЛАС на эту котельную разрабатывать не нужно. Примечание: Котельные работающие на газе поступающего из магистрального трубопровода, ПЛАС должны разрабатывать. Так как «сеть газопотребления» имеет 3 класс опасности и признак опасности данного объекта «взрывопожароопасный». ПЛАС документ оперативный и должен постоянно актуализироваться. Согласно ПП РФ 730 от 26.08.2013 «Об утверждении Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах» ПЛАС перерабатывается в следующих случаях и следующие сроки: 1. Не менее чем за 15 календарных дней до истечения срока действия предыдущего плана мероприятий. 2. Не позднее 1 месяца, после внесение следующих изменений: — реконструкция, техническое перевооружение котельной или внесения изменений в технологию; — внесения изменений в применяемые при осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на котельной методики (методы) измерений или типы средств измерений; — внесения изменений в системы управления технологическими процессами на котельной; — при изменении путей выхода сотрудников при аварии. 3. В иные сроки, в следующих случаях: — в соответствии с актом технического расследования причин аварии на объекте; — по предписанию инспектора Ростехнадзора в случае выявления несоответствия сведений, содержащихся в плане мероприятий, сведениям, полученным в ходе осуществления проверки, или в случае выявления новых факторов риска по результатам технического расследования причин аварий на иных аналогичных объектах. В плане содержатся следующие обязательные данные: 1. Реквизиты и данные компании, владельца и(или) эксплуатирующей организации; 2. Краткая характеристика котельной с указанием перечня технических устройств; 3. Описание возможных причин возникновения и развития аварий: 4. Описание схему действий работников по минимизации последствий аварий в соответствии с требованиями норм законодательства и правил, установленных для обеспечения безопасности объектов промышленности; 5. План котельной и территории. Перечень возможных аварий в здании котельной При составлении плана ликвидации аварий проводится тщательная оценка опасностей и детальный анализ возможных рисков, связанных с каждым конкретным объектом промышленности. В качестве примера опишем варианты возможных аварий для котельного сооружения. ПЛАС для газовой котельной включает описание следующих возможных аварий:
Наши специалисты разработают план мероприятий по локализации и ликвидации аварий в котельной и согласуют его с АСФ. Звоните. Выезд на аварию. 1.1.2.4. Расстановка предупредительных знаков на въездах к аварийному объекту и охрана входов в подвал и лестничную клетку с целью недопущения открытого огня в загазованном помещении. 1.1.2.5. Определение концентрации газа в подвале, лестничной клетке и помещениях первого этажа с помощью газоанализатора. 1.1.2.6. При концентрации газа в подвале до 1 % и отсутствии газа в помещениях первого этажа необходимо производить: — интенсивную вентиляцию подвала, лестничной клетки и помещений первого этажа; — постоянный контроль за изменением концентрации газа в подвале, лестничной клетке и помещениях первого этажа; — поиск места утечки газа на вводе, в газовой разводке лестничной клетки и в помещениях первого этажа с помощью мыльной эмульсии и прибора; — проверку на загазованность в первую очередь соседних подвалов, подъездов, тоннелей, колодцев, затем всех подземных сооружений в радиусе 50 м. Образцы документов для эксплуатации ОПОВажно учитывать, что план локализации и ликвидации аварийных ситуаций обязательно пересматривается раз 5 лет. Также он уточняется при изменении технологий или метрологического обеспечения процессов на предприятии. Цель разработки ПЛАС О необходимости составления ПЛАС мы уже рассказывали. Отметим только, что план локализации аварийных ситуаций разрабатывается с целью: определения всех возможных сценариев возникновения и дальнейшего развития аварийной ситуации; определения готовности предприятия к локализации и ликвидации аварии; планирования действий работников ОПО и аварийно-спасательных служб и формирований к локализации и ликвидации аварии на любой стадии развития; разработки мероприятий, касающихся повышения противоаварийной защиты и максимального снижение масштабов последствий аварийной ситуации; выявления достаточности предпринятых мер ПЛА для объектов электросетевого хозяйства, газовых сетей, работающих под давлением СУГ или природного газа до 0,005 мПа также не нужно составлять. ПМЛА состоит из общего и специального разделов. Важно помнить, что у каждого предприятия есть особенности, которые нужно учитывать при разработке. Любой ОПО является потенциальным источником вреда как для природы, так и для жителей окружающих населенных пунктов, а также для работников организации. В плане мероприятий руководство предприятия расписывает порядок действий по предотвращению либо устранению последствий аварийной ситуации, в частности:
В организации создается материально-технический резерв, разрабатываются описания алгоритмов и схем, составляется перечень сил и средств. 04. 6. Не допускать посторонних лиц в котельную. При воспламенении газовоздушной смеси вызвать пожарную команду по тел.01. 3. Сохранить обстановку и оборудование (котлы, горелки, газопровод) в том состоянии, которое оказалось после аварии, если такое состояние не угрожает жизни людей. 4. Не допускать посторонних лиц в котельную. 5. Организовать работы по устранению последствий аварии после расследования обстоятельств аварии комиссией. ВHИМАHИЕ: Пуск котельной после аварии и розжиг горелок котлов может быть произведен только после окончания работ, представления соответствующих технических документов работниками газового участка с разрешения комиссии, производившей расследование аварии. 2. Возможные последствия 1. Утечка газа и загазованность воздуха в помещении. Образование взрывоопасных концентраций газовоздушной смеси. 2. Удушье обслуживающего персонала. 3. Воспламенение газовоздушной смеси и возникновение пожара. 4. Взрыв газовоздушной смеси в помещении котельной. Действия оператора 1. Прекратить подачу газа к котлам.
3. Интенсивно вентилировать помещение (открыть окна, двери). 4. Закрыть доступ газовоздушной смеси из помещения котельной в топки и газоходы с целью предотвращения взрыва газовоздушной смеси в топках котла и газоходах (опустить шибера на газоходе).
6. Не допускать посторонних лиц в котельную. При воспламенении газовоздушной смеси вызвать пожарную команду по тел. 7. Не допускать применения огня. 8. Время остановки котлов зарегистрировать в оперативном журнале.
Действия ответственного лица
2. Сохранить обстановку и оборудование (котлы, горелки, газопровод) в том состоянии, которое оказалось после аварии, если такое состояние не угрожает жизни людей. 3. Не допускать посторонних лиц в котельную. 4. Организовать работы по устранению последствий аварии после расследования обстоятельств аварии комиссией. Внимание! Пуск котельной после аварии и розжиг горелок котлов может быть произведен только после окончания работ, представления соответствующих технических документов работниками газового участка с разрешения комиссии, производившей расследование аварии. Возможные последствия 1. Утечка газа и загазованность помещения котельной. 2. Удушье обслуживающего персонала. 3. Образование взрывоопасной концентрации газовоздушной смеси. 4. Воспламенение газовоздушной смеси, возникновение очага пожара. 5. Взрыв газовоздушной смеси в помещении котельной. Действия оператора 1. Прекратить подачу газа к котлам с помощью ПКВ в ГРУ.
4. Интенсивно вентилировать помещение котельной (открыть окна, двери). 5. Закрыть доступ газовоздушной смеси из помещения котельной в топки и газоходы с целью предотвращения взрыва газовоздушной смеси в топке или газоходах. Опустить шиберы на газоходах, выключить дымососы.
7. Не допускать посторонних лиц в котельную. 8. Не допускать применения огня.
10. Время остановки котельной зарегистрировать в журнале.
Действия ответственного лица 1. До прибытия работников газового участка, ответственное лицо должно:
организовать дежурство у входа в котельную, не допускать в котельную посторонних лиц; сообщить в территориальный орган Ростехнадзора; сохранить обстановку и оборудование (котлы, горелки, газопровод) в том состоянии, в котором они находились после аварии, если такое состояние не угрожает жизни окружающих людей; организовать работы по устранению последствий аварии после расследования обстоятельств аварии комиссией. Внимание! Пуск котельной после аварии и розжиг горелок котлов может быть произведен только после окончания ремонтных работ, представления соответствующей документации работниками газового участка, разрешения комиссии, производившей расследование аварии. План ликвидации аварийных ситуаций, разработка, пример плана котельнойВозможные последствия Возможные ожоги обслуживающего персонала. Действия оператора 1. Перекрыть подачу газа к котлам с помощью ПКН в ГРУ.
5. Приступить к ликвидации пожара имеющимися средствами пожарной защиты. Действия ответственного лица 1. Принять участие в тушении пожара.
3. После устранения последствий пожара вызвать представителей газового участка для пуска и розжига котлов. Действия оператора 1. Полностью отключить котельную от газоснабжения по Правилам аварийной остановки котельной.
Действия ответственного лица
2. Сохранить обстановку и оборудование (котлы, горелки, газопровод) в том состоянии, которое оказалось после аварии, если такое состояние не угрожает жизни окружающих людей. 3. Не допускать посторонних лиц в котельную. 4. Организовать работы по устранению последствий аварии после расследования причин аварии. Внимание! Пуск котельной после аварии и розжиг горелок котла может быть произведен только после окончания ремонтных работ, предоставления соответствующей технической документации работникам газового участка, разрешения комиссии, производившей расследование. Возможные последствия Внезапное погасание пламени горелки. Действия оператора
3. Проверить наличие давления газа по водному манометру.
5. Время остановки котельной зарегистрировать в оперативном журнале. Действия ответственного лица 1. Установить и организовать работы по устранению внезапного погасания факела горелок. Возможные последствия 1. Разрушение обмуровки. 2. Разрушение газопровода. 3. Удушье обслуживающего персонала. 4. Возможный травматизм обслуживающего персонала. 5. Взрыв газовоздушной смеси в помещении котельной. 6. Пожар в котельной. Действия оператора
Действия ответственного лица
2. Организовать дежурство у входа в здание, не допускать посторонних лиц в помещение котельной. 3. Сохранить обстановку и оборудование в том состоянии, которое было после аварии, если такое состояние не угрожает жизни людей. 4. Организовать работы по устранению последствий аварии, после расследования обстоятельств аварии комиссией. Внимание! Пуск котельной после аварии и розжиг горелок котла может быть произведен только после окончания ремонтных работ, предоставления соответствующей технической документации работниками газового участка, разрешения комиссии, производившей расследование. План ликвидации возможной аварии в котельнойСтатьей 10 Закона РФ от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности» установлена обязанность владельцев опасных производственных объектов планировать мероприятия по уменьшению негативного воздействия при техногенных ЧС. ПМЛА составляют собственники опасных объектов для регламентирования своих действий в аварийной ситуации. В плане указывают алгоритм ликвидации аварии при различных сценариях возможных событий – взрыве боеприпасов, подлежащих утилизации, радиационном заражении, утечке сильнодействующих и ядовитых веществ в атмосферу или их сбросе на рельеф, взрыве метана в шахтах, при пожаре на объектах электроэнергетики или газопотребления и т.п. Действия владельцев ОПО должны быть направлены не только на остановку распространения аварийной ситуации, но и на устранение негативного влияния на окружающую среду и социум. План ликвидации аварии на опасном производственном объекте IV класса разрабатывать не требуется. ПЛА для объектов электросетевого хозяйства, газовых сетей, работающих под давлением СУГ или природного газа до 0,005 мПа также не нужно составлять. ПМЛА состоит из общего и специального разделов. Важно помнить, что у каждого предприятия есть особенности, которые нужно учитывать при разработке. Любой ОПО является потенциальным источником вреда как для природы, так и для жителей окружающих населенных пунктов, а также для работников организации. В плане мероприятий руководство предприятия расписывает порядок действий по предотвращению либо устранению последствий аварийной ситуации, в частности:
В организации создается материально-технический резерв, разрабатываются описания алгоритмов и схем, составляется перечень сил и средств. Кроме того, должны предприниматься упреждающие меры для снижения вероятности ЧС на объектах, к которым относятся, например, периодические противоаварийные тренировки. Учебные тренировки проводить необходимо, поскольку без них невозможно отработать исполнение мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий. Программа аварийно-тренировочных занятий составляется на основе ПМЛА. Государство обязано обеспечить защиту населения и окружающей среды от техногенных аварий и катастроф, поэтому разработало Порядок составления ПМЛА, а также установило сроки действия и основания для пересмотра этих планов. Инструкция по составлению планов ликвидации аварий была утверждена 26 августа 2013 года в Постановлении Правительства № 730. Различными ФНП в отраслях народного хозяйства РФ установлен свой порядок составления, но он не должен противоречить общим указаниям в постановлении № 730. ПМЛА составляют на каждый ОПО или его взрывопожароопасный участок, цех или иное подразделение. Рекомендуемый состав материально-технического резерва для локализации аварии приведен в прил.5 к Рекомендациям РТН 26.12.2012 № 781. Для устранения даже небольшой аварии требуются материально-технические ресурсы и привлечение как нештатных, так и профессиональных спасательных формирований. НАСФ должны быть обеспечены горячей пищей, СИЗ, инвентарем, машинами, средствами страховки, горючим для транспортных средств. План является локальным нормативным актом организации и утверждается приказом работодателя. Именно он решает, кого из должностных лиц надо ознакомить с планом в полном объеме. После утверждения ПМЛА генеральным директором проводится процедура согласования с профессиональным аварийно-спасательным формированием, с которым у организации заключен договор на проведение АВР (обслуживание). Поскольку план локализации и ликвидации аварий содержит коммерческую тайну, его не нужно публиковать на корпоративном сайте, а в договоре с профессиональным АСФ необходимо учитывать политику конфиденциальности. С каждым работником на ОПО проводятся тренировки, а вот с ПМЛА нужно знакомить только должностных лиц, которые в соответствии с планом непосредственно задействованы в мероприятиях, службу безопасности, руководителя газоспасательной службы и председателя НАСФ (при ее наличии). Никаких согласований с представительным органом работников не проводится. ПМЛА не нужно утверждать в территориальном управлении Ростехнадзора, но во время проверок этого надзорного органа его обязательно попросят предъявить – он входит в проверочный лист РТН. Всех остальных работников достаточно ознакомить с их обязательными первоочередными действиями при получении сигнала об аварии на объекте (указанными в плане). Делать это можно в рамках проведения инструктажей (вводных, первичных на рабочем месте). Подрядные организации также следует проинформировать о первоочередных действиях при получении сигнала об аварии на объекте. Делают это при вводном инструктаже подрядчика, до его допуска на опасный объект.
При разработке ПЛАС производственным предприятиям необходимо учитывать, что для каждого опасного объекта либо его составляющих (объединенных по административному либо технологическому принципу) необходим индивидуальный план ликвидации аварийных ситуаций, сугубо конкретизированный под каждый из имеющихся опасных производственных объектов. План локализации и ликвидации аварийных ситуаций в котельной образецОперативная часть уровня «А» составляется отдельно для каждого технологического блока опасного производственного объекта с целью управления действиями, в условиях аварийной ситуации:
В оперативную часть уровня «А» должны входить следующие разделы:
Требуемый формат оформления оперативной части «А» — таблица. Оперативная часть уровня «Б» составляется с целью установления согласованной координированности совместных действий всех участников ликвидации аварии (включая пожарные и медицинские подразделения). Регламентированный порядок действий, определяемый оперативной частью уровня «Б» охватывает следующие направления:
В оперативную часть уровня «Б» должна входить ситуационная схема, содержащая следующие разделы:
Данный раздел оформляется в виде таблицы и представляет собой схематическую последовательность оповещения об аварии должностных лиц и ведомственных структур в установленном иерархическом порядке. В эту часть ПЛАС должны включаться следующие сведения:
Этот раздел ориентирован на установление требований к последовательности действий работников опасных объектов, при возникновении следующих нештатных ситуаций:
Ответственное лицо — начальник цеха (установки, блока, участка), а в случае его отсутствия, либо до момента его прибытия непосредственно на место аварийной ситуации — руководитель отделения (сменный мастер и т.п.). Обязанности:
План действий по локализации и ликвидации аварийных ситуаций на котельныхОтветственное лицо — технический руководитель предприятия, а до момента его прибытия на место аварии диспетчер предприятия. Обязанности:
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит |
Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства
Документация Нормативный документ Форма Образец ВСН 012-88 (часть II) Специализированные журналы РД-11-05-2007 скачать журнал Журнал сварочных работ СП 70.13330.2012 скачать форму скачать образец Журнал антикоррозионной защиты сварных соединений СП 70.13330.2012 скачать форму скачать образец Журнал входного контроля и приемки продукции, изделий, материалов и конструкций на строительстве скачать форму скачать образец Журнал авторского надзора за строительством (если по договору осуществляется авторский надзор) СП 11-110-99 скачать форму скачать образец Исполнительные схемы Исполнительная съемка установки оборудования на фундамент ГОСТ Р 51872-2002 скачать форму скачать образец Исполнительные чертежи прокладки трубопроводов ГОСТ Р 51872-2002 скачать форму скачать образец Схема сварных стыков с указанием стыков, представленных к контролю (РД 34.15.132-96 или СНиП 3.05.02-88*) РД 34.15.132-96 скачать форму скачать образец Грунтовка трубопроводов РД-11-02-2006 Окраска трубопроводов РД-11-02-2006 Устройство теплоизоляции трубопроводов, газоходов и оборудования РД-11-02-2006 Акты, протоколы и прочие документы Акт готовности фундамента (опорных конструкций) под монтаж СНиП III-31-78* скачать форму скачать образец Акт проверки установки оборудования на фундамент СНиП 3.05.05-84 скачать форму скачать образец Акт внутреннего и наружного осмотра котла до монтажа скачать форму скачать образец
Одним из способов обеспечения безопасности при эксплуатации ОПО является разработка и оперативная реализация при возникшей необходимости плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий – ПМЛА. Статьей 10 Закона РФ от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности» установлена обязанность владельцев опасных производственных объектов планировать мероприятия по уменьшению негативного воздействия при техногенных ЧС.
ПМЛА составляют собственники опасных объектов для регламентирования своих действий в аварийной ситуации. В плане указывают алгоритм ликвидации аварии при различных сценариях возможных событий – взрыве боеприпасов, подлежащих утилизации, радиационном заражении, утечке сильнодействующих и ядовитых веществ в атмосферу или их сбросе на рельеф, взрыве метана в шахтах, при пожаре на объектах электроэнергетики или газопотребления и т.п.
Действия владельцев ОПО должны быть направлены не только на остановку распространения аварийной ситуации, но и на устранение негативного влияния на окружающую среду и социум.
План ликвидации аварии на опасном производственном объекте IV класса разрабатывать не требуется. ПЛА для объектов электросетевого хозяйства, газовых сетей, работающих под давлением СУГ или природного газа до 0,005 мПа также не нужно составлять.
ПМЛА состоит из общего и специального разделов.
Важно помнить, что у каждого предприятия есть особенности, которые нужно учитывать при разработке.
Образец плана ликвидации аварий на котельной
4300 – документ, без которого нельзя ввести помещение в эксплуатацию (вместе с содержащимся в нем оборудованием).
В нем указываются основные данные, а также устанавливается, соответствуют ли котлы указанным характеристикам или нет. ФАЙЛЫ Документ достаточно сложен, включает в себя множество пунктов. Он заполняется как минимум в присутствии должностного лица территориального органа Ростехнадзора.
По крайней мере, упоминание ФИО этого сотрудника обязательно. Проверяется несколько параметров котельной:
- Исполнительные бумаги.
- Пусконаладочные документы.
- Фактическое техническое состояние осматриваемого объекта.
- Техническая документация.
- Эксплуатационная документация котельной.
После шапки и прописанных основных реквизитов обеих сторон (проверяющего и фактического собственника котельной) идет перечисление по пунктам тех характеристик помещения, которое проверяется.
Стоит отметить, что акт осмотра котельной имеет многоступенчатую структуру. После одного введения идет второе. Перед перечислением по пунктам результатов проверки заполняющему необходимо вписать такие данные:
- Адрес, по которому находится здание.
- Категорийность котельной. Имеется в виду вид помещения по пожароопасности. Бывают А, Б, В, Г и Д категории. Д – пониженная пожароопасность, А – самая высокая.
- Название котельной. Хорошо, если в организации принято нумеровать свои помещения. Если же нет, то эта графа оставляется пустой.
- Сети газораспределения и газопотребления: анализ причин аварий на примере газораспределительной эксплуатирующей организации 2016 / Неудачин А.П., Соколов И.Н.
- Загорание утечек бытового газа, инициированное электрическими аварийными режимами 2017 / Чешко И.Д., Смирнов А.С., Тумановский А.А.
- Анализ аварийных ситуаций на линейной части магистральных газопроводов 2013 / Гостинин Игорь Александрович, Вирясов Александр Николаевич, Семенова Марина Андреевна
- Пожаровзрывоопасность сжиженных углеводородных газов при хранении и транспортировке 2008 / Гериш В. А., Райкова В. М.
- Сценарии развития природно-техногенных чрезвычайных ситуаций, характерных для газодобывающих территорий республики Саха (Якутия) 2013 / Стручкова Галина Прокопьевна, Капитонова Тамара Афанасьевна, Левин Алексей Иванович
ПЛАС документ оперативный и должен постоянно актуализироваться. Согласно ПП РФ 730 от 26.08.2013 «Об утверждении Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах» ПЛАС перерабатывается в следующих случаях и следующие сроки:
1. Не менее чем за 15 календарных дней до истечения срока действия предыдущего плана мероприятий.
2. Не позднее 1 месяца, после внесение следующих изменений:
— реконструкция, техническое перевооружение котельной или внесения изменений в технологию;
— внесения изменений в применяемые при осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на котельной методики (методы) измерений или типы средств измерений;
— внесения изменений в системы управления технологическими процессами на котельной;
— при изменении путей выхода сотрудников при аварии.
3. В иные сроки, в следующих случаях:
— в соответствии с актом технического расследования причин аварии на объекте;
— по предписанию инспектора Ростехнадзора в случае выявления несоответствия сведений, содержащихся в плане мероприятий, сведениям, полученным в ходе осуществления проверки, или в случае выявления новых факторов риска по результатам технического расследования причин аварий на иных аналогичных объектах.
После переработки плана мероприятий ,необходимо согласовать его с профессиональной аварийно-спасательной службе (ПАСФ/АСФ), с которой заключен договор на обслуживание котельной.
В плане содержатся следующие обязательные данные:
1. Реквизиты и данные компании, владельца и(или) эксплуатирующей организации;
2. Краткая характеристика котельной с указанием перечня технических устройств;
3. Описание возможных причин возникновения и развития аварий:
4. Описание схему действий работников по минимизации последствий аварий в соответствии с требованиями норм законодательства и правил, установленных для обеспечения безопасности объектов промышленности;
5. План котельной и территории.
4 февраля 2013г. В соответствии с законодательством, любой объект, использующий опасное производство, должен иметь план ликвидации аварийных ситуаций. Это крайне важен документ, благодаря которому можно предотвратить многие аварии, снизить их масштабы и последствия для экологии и экономики.
Предназначение плана ликвидации аварийных ситуаций ПЛАС разрабатывается для любого потенциально опасного объекта и предприятия, где могут произойти аварии, повлекшие за собою выбросы взрывоопасных или токсичных продуктов, взрывы и возгорания в используемой аппаратуре, производственных зданиях и сооружениях.
Основная цель разработки ПЛАС заключается в планировании действий сотрудников относительно устранения и ликвидации последствий аварийных ситуаций. Также сюда входит разработка мер по работе и взаимодействия между собой населения, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти и спецподразделений, участвующих в ликвидации аварии.
1.1.2.6.
При концентрации газа в подвале до 1 % и отсутствии газа в помещениях первого этажа необходимо производить: — интенсивную вентиляцию подвала, лестничной клетки и помещений первого этажа; — постоянный контроль за изменением концентрации газа в подвале, лестничной клетке и помещениях первого этажа; — поиск места утечки газа на вводе, в газовой разводке лестничной клетки и в помещениях первого этажа с помощью мыльной эмульсии и прибора; — проверку на загазованность в первую очередь соседних подвалов, подъездов, тоннелей, колодцев, затем всех подземных сооружений в радиусе 50 м.
и начальника¦ ¦ ¦2. Срабатывание ¦ ¦3. Быстромонтируе-¦установки (старшего в¦ ¦ ¦аварийной венти-¦ ¦мые герметизирую- ¦смене) хлорирования.
¦ ¦ ¦у входа в поме- ¦ ¦ ¦4. Производственный¦ ¦ ¦щение склада, ¦ ¦ ¦персонал хлораторной¦ ¦ ¦сигнализирующей ¦ ¦ ¦- члены нештатного¦ ¦ ¦о превышении ПДК¦ ¦ ¦аварийно-спасательно-¦ ¦ ¦хлора в помеще- ¦ ¦ ¦го формирования¦ ¦ ¦нии. ¦ ¦ ¦(НАСФ) по сигналу¦ ¦ ¦5.
Повышенный ¦ ¦ ¦химической тревоги¦ ¦ ¦расход и замет- ¦ ¦ ¦надевают изолирующие¦ ¦ ¦ное снижение
Если давление в барабане котла поднялось выше разрешенного на 10% и продолжает расти;Снижение уровня воды ниже низшего допустимого уровня, в этом случае подпитка котла водой категорически запрещена;Повышение уровня воды выше высшего допустимого уровня;Прекращение действия всех питательных насосов;Прекращение действия всех указателей уровня воды прямого действия;Как вы можете видеть, эта котельная хорошо освещена и чиста.
В этом районе нет предметов, которые не являются существенными для работы котельной.
Вся проводка надежно закреплена, и огнетушитель легко доступен в случае любых аварий. Вот пример плохо ухоженной котельной.
Эта котельная плохо освещает весь объект. Здесь хранится много ненужных предметов. Эти предметы не улучшают функции оборудования и могут увеличить риск скольжения, поездок и падения.
Проводка разомкнута и не закреплена или не установлена.
Кроме того, чистящие средства, хранящиеся в помещении, могут вызвать опасность, если содержимое пролилось.
Административный центр — поселок Калитино.
На территории поселения находятся 15 населённых пунктов — 1 поселок 14 деревень.
Общая численность населения 3.6 тыс. человек.
В Калитинском сельском поселении Волосовского района Ленинградской области располагаются 2 котельные, входящая в зону обслуживания теплоснабжающей организации ОАО «Тепловые сети» Характеристика потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих объектов и протяженность тепловых сетей Муниципальное образование Число потребителей тепловой энергии (строений) Число теплоснабжающих объектов (котельных) Потребляемое горючее Протяженность тепловых сетей (м) Газ Уголь/дрова 33 2 2- газ — 2659 п. Калитино — здание котельной представляет собой одноэтажную строительную конструкцию,фундамент бетонный ленточный, стены кирпичные,кровля рулонная совщенная по ж\б плитам перекрытия .
1.1. Возможные причины аварии.
– обрыв соединительного рукава на сливных устройствах цистерн;
– срабатывание предохранительного сбросного клапана (ПСК) цистерн с СУГ;
– утечка из неисправного предохранительного сбросного клапана (ПСК);
1.2. Последовательность проведения работ по локализации и ликвидации аварии:
– объявить сигнал общей тревоги;
– выставить посты для охраны опасной зоны и принять меры к эвакуации людей, не принимающих участие в локализации и ликвидации аварии;
– остановить работающие компрессоры и насосы;
– устранить утечку СУГ из цистерны и газопроводов, перекрыв запорную арматуру на всех цистернах, сливных устройствах и газопроводах;
– проверить на загазованность колодцы подземных коммуникаций в радиусе не менее 50 м и при обнаружении в них СУГ увеличить зону проверки до участков, где СУГ не будет обнаружен. В случае обнаружения СУГ организовать проветривание колодцев;
– заменить неисправный рукав;
– продолжить слив СУГ, включив соответствующее оборудование.
При срабатывании ПСК слить часть СУГ в резервуар базы хранения СУГ и этим понизить давление в паровом пространстве цистерны.
При утечке СУГ из неисправного клапана организовать полный слив СУГ из цистерны и организовать ее эвакуацию с территории объекта.
1.3. Действия дежурного персонала аварийной службы:
– объявляет сигнал общей тревоги и действует в соответствии с инструкцией «Сигнал общей тревоги»;
– в случае необходимости оповещает организации, задействованные планом взаимодействия, участие которых необходимо в ликвидации аварии;
– инструктирует работников о порядке ведения работ и осуществляет общее руководство по локализации и ликвидации аварии;
– докладывает руководству объекта о возникновении и характере аварии;
– после локализации аварии дает отбой тревоги и распоряжение на восстановительные работы.
1.4. Действия начальника отделения или мастера:
– действует в соответствии с инструкцией «Сигнал общей тревоги»;
– руководит работой по устранению утечки СУГ из цистерны;
– обеспечивает проверку на загазованность колодцев подземных коммуникаций в соответствии с п. 1.2 и при обнаружении СУГ организует их проветривание;
– руководит работой по сливу СУГ из цистерны и ее эвакуации с территории станции (при необходимости);
– руководит восстановительными работами по устранению неисправности;
– в отсутствие руководства объекта СУГ и его заместителя выполняет их действия, изложенные в пункте 1.3.
1.5. Действия персонала объекта СУГ:
– действует в соответствии с инструкцией «Сигнал общей тревоги»;
– останавливает работающие компрессоры и насосы;
– устраняет утечку СУГ из цистерны и газопроводов, перекрыв запорную арматуру на всех цистернах, сливных устройствах и газопроводах;
– проверяет газоанализатором на загазованность колодцы подземных коммуникаций в соответствии с п. 1.2, в случае обнаружения СУГ обеспечивает их проветривание;
– после устранения утечек вводит в эксплуатацию оборудование;
– сливает СУГ из цистерны в резервуар базы хранения СУГ;
– в случае утечки СУГ из неисправного клапана на цистерне сливает из нее СУГ полностью и эвакуирует ее с территории станции;
– выполняет распоряжения персонала аварийной службы, начальника или мастера и работает под их руководством.