Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как учитываются расходы будущих периодов в казенном учреждении». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Дата публикации 11.03.2021
Смотрите также
Вопрос аудитору
Казенное учреждение приобрело в 2021 г. право пользования НМА сроком 12 мес. Покупка и начало эксплуатации приходятся на 2021 г., а окончание эксплуатации — на 2022 г. Как поставить на учет объект НМА? Задействовать счет 111 6I и далее 12 месяцев начислять амортизацию либо учесть затраты на счете 401 50, на котором будет остаток на конец 2021 г., либо сразу списать на затраты на счет 401 20?
С 1 января 2021 года вступил в силу федеральный стандарт «Нематериальные активы», утв. приказом Минфина России от 15.11.2019 № 181н (далее — СГФ «Нематериальные активы»).
В соответствии с приказом Минфина России от 14.09.2020 № 198н с 1 января 2021 г. неисключительные права пользования результатами интеллектуальной деятельности учитываются на балансе на счете 111 60. Права пользования нематериальными активами можно учесть на счете 111 60 при условии, что они соответствуют критериям признания в качестве нематериальных активов, установленным СГФ «Нематериальные активы» (п. 151.2 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, далее — Инструкция № 157н).
Неисключительные права пользования результатами интеллектуальной деятельности, предназначенные для неоднократного и (или) постоянного использования в деятельности учреждения свыше 12 мес., учитываются на балансе (п. 6 СГФ «Нематериальные активы»).
В рассматриваемом случае срок полезного использования неисключительного права пользования нематериальными активами равен 12 мес. Принимая во внимание требования п. 6 СГС «Нематериальные активы» и п. 151.2 Инструкции № 157н, такое право пользования не может быть учтено на счете 111 60.
В соответствии с приказом Минфина России от 14.09.2020 № 198н с 01.01.2021 счет 401 50 используется для учета сумм расходов, начисленных учреждением в отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам. На этом счете, в частности, отражаются расходы, связанные (п. 302 Инструкции № 157н):
- с работами, подготовительными к производству, в связи с сезонным характером;
- освоением новых производств, установок и агрегатов;
- рекультивацией земель и иными природоохранными мероприятиями;
- страхованием имущества, гражданской ответственности;
- выплатой по ежегодному оплачиваемому отпуску, за неотработанные дни отпуска;
- добровольным страхованием (пенсионным обеспечением) сотрудников;
- неравномерно производимым ремонтом основных средств;
- иными аналогичными расходами.
Положение об отнесении на счет 401 50 платы при приобретении неисключительного права пользования нематериальными активами в течение нескольких отчетных периодов утратило силу с 17.10.2020 на основании приказа Минфина России от 14.09.2020 № 198н. Очевидно, это было сделано в рамках внедрения СГФ «Нематериальные активы», чтобы избежать путаницы, т.к. в общем случае права пользования результатами интеллектуальной деятельности должны учитываться на счете 111 60.
В то же время перечень расходов, которые могут быть отнесены на счет 401 50, остался открытым. Полагаем, что расходы по приобретению неисключительного права пользования нематериальным активом со сроком полезного использования менее или равен 12 мес., когда такое право используется в течение двух отчетных периодов, могут быть учтены на счете 401 50 как иные аналогичные расходы.
Расходы на приобретение неисключительного права можно списать на затраты текущего года в дебет счета 1 401 20 226 при условии, что срок его использования менее или равен 12 мес. и оно используется в течение одного отчетного года (п. 298 Инструкции № 157н, часть 11 методических рекомендаций, доведенных письмом Минфина России от 30.11.2020 № 02-07-07/104384).
В рассматриваемом случае покупка и начало эксплуатации неисключительного права приходится на 2021 г., а окончание срока эксплуатации — на 2022 г. Следовательно, на счет 401 20 равномерно списываются расходы, которые приходятся на 2021 г.
Для учета расчетов по принятым обязательствам применяются счета аналитического учета счета Х 302 ХХ ХХХ «Расчеты по принятым обязательствам» с указанием в 1 — 17 разрядах номера счета соответствующего кода бюджетной классификации, в разрядах 24 — 26 номера счета — подстатьи КОСГУ (п. 256 Инструкции № 157н).
Кассовые расходы на приобретение неисключительных прав пользования нематериальными активами отражаются по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ (п. 10.2.6 порядка, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н).
Речь идет о денежных средствах, которые учреждение по факту получило (начислило), но учитываться они будут в других, еще не наступивших периодах, например:
- арендная плата, перечисленная за какой-то длительный период единым платежом;
- доходы по соглашениям о субсидиях, в том числе целевых, которые будут предоставлены в следующем отчетном году;
- средства, полученные из бюджета на определенные цели, но не истраченные в отчетный период;
- предстоящие поступления по недостачам за прошлые периоды;
- доходы от подписки на газеты / журналы / электронные СМИ;
- доходы от абонентской платы, продажи годовых/квартальных/месячных абонементов;
- предстоящий возврат обнаруженных недостач и пр.
Этот перечень может быть дополнен иными позициями согласно отраслевой специфике или иным потребностям учреждения. Главное — перечислить их в учетной политике с указанием критериев отнесения сумм к разряду доходов будущих периодов. Например, к ним можно причислить спонсорскую помощь и гранты при условии, что они будут работать как долгосрочный актив.
Расходы также могут быть начислены учреждением в одном отчетном периоде, но относиться к будущим временным отрезкам. К таким суммам можно отнести:
- затраты на страхование имущества учреждения, гражданской ответственности работников;
- отпускные выплаты;
- приобретение неисключительного права пользования нематериальными активами на протяжении нескольких отчетных периодов;
- подготовительные работы к дальнейшему производству;
- оплата ремонта ОС, который ведется неравномерно;
- расходы, направленные на освоение передовых технологий, установку нового оборудования;
- расходы на рекламу и пр.
Учреждение при необходимости имеет право закрепить в учетной политике другие виды расходов, например стоимость лицензирования нового вида деятельности. Важно не перепутать расходы будущих периодов с резервами на будущие расходы — для них используются разные схемы учета (п. 302 Инструкции № 157н).
Обратите внимание: доходы будущих периодов — это пассив, они уменьшают финансовый результат, а затраты предстоящих периодов — актив, они его увеличивают.
Учреждение обязано проводить инвентаризацию денежных средств, в том числе доходов и расходов будущих периодов. Чаще всего ее проводят раз в год — перед составлением годовой отчетности. Проверка проводится инвентаризационной комиссией в штатном порядке: с изучением первичных документов, проверкой их на соответствие реальным затратам, фиксацией результатов. По итогам инвентаризации комиссия заполняет Акт о результатах инвентаризации (форма 0504835), где отмечает общую сумму расходов за отчетный период, расхождения между планом и фактом. Документ составляется в двух экземплярах, один остается у комиссии, второй передается в бухгалтерию.
Своевременная инвентаризация доходов и расходов будущих периодов позволит бухгалтеру разграничить эти виды расчетов с авансами, резервами на будущие расходы и иными суммами.
Инструкция № 157н предписывает учитывать в составе доходов и расходов будущих периодов следующие поступления и затраты (п. 301, 302):
Доходы будущих периодов |
Поступления, начисленные за выполненные и сданные заказчикам отдельные этапы работ, услуг, не относящиеся к доходам текущего отчетного периода |
---|---|
Доходы, полученные от продукции животноводства (приплод, привес, прирост животных) и земледелия |
|
Доходы по месячным, квартальным, годовым абонементам |
|
Доходы от реализации имущества казны, при условии рассрочки платежа на условиях перехода права собственности на объект после завершения расчетов |
|
Поступления по соглашениям о предоставлении субсидий в очередном финансовом году (годах, следующих за отчетным) |
|
Поступления по договорам (соглашениям) о предоставлении грантов |
Расходы будущих периодов* |
Затраты, связанные с подготовительными к производству работами в связи с их сезонным характером |
---|---|
Расходы по освоению новых производств, установок и агрегатов |
|
Расходы по рекультивации земель и осуществлению иных природоохранных мероприятий |
|
Затраты, связанные со страхованием |
|
Расходы по выплате отпускных |
|
Затраты, связанные с добровольным страхованием (пенсионным обеспечением) сотрудников учреждения |
|
Затраты по приобретению неисключительного права пользования нематериальными активами в течение нескольких отчетных периодов |
|
Расходы, связанные с неравномерно производимым ремонтом основных средств |
* Перечисленные затраты признаются расходами будущих периодов в случае, если учреждение не создает соответствующий резерв предстоящих расходов (п. 302 Инструкции № 157н).
Стоит отметить, что состав приведенных доходов и расходов не является исчерпывающим (то есть закрытым). Исходя из специфики своей деятельности, учреждение вправе закрепить в учетной политике иные доходы и расходы, а также критерии отнесения полученных сумм, произведенных выплат к доходам и расходам будущих периодов.
При этом следует учитывать, что поступления (перечисления) денежных средств в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), то есть авансы, доходами (расходами) будущих периодов не являются.
Доходы и расходы будущих периодов: порядок признания и учета
В соответствии с Инструкцией 157н в Едином плане счетов бухгалтерского учета права в соответствии с лицензионными договорами либо иными документами, подтверждающими существование права на такой актив, учитываются на соответствующих счетах аналитического учета счета 111.60 «Права пользования нематериальными активами»:
- на счете 111.6N «Права пользования научными исследованиями (научно-исследовательскими разработками)» — права пользования на результаты научных исследований (научно-исследовательских разработок);
- на счете 111.6R «Права пользования опытно-конструкторскими и технологическими разработками» — права пользования на результаты опытно-конструкторских и технологических работ;
- на счете 111.6I «Права пользования программным обеспечением и базами данных» — права пользования на программное обеспечение и базы данных;
- на счете 111.6D «Права пользования иными объектами интеллектуальной собственности» — права пользования иными нематериальными активами.
В целях отражения прав пользования нематериальными активами (неисключительных прав на РИД) применяются следующие подстатьи КОСГУ:
- для неисключительных прав с определенным сроком полезного использования 352 и 452 КОСГУ;
- для неисключительных прав с неопределенным сроком полезного использования в соответствии с п. 11.5.3 и 12.5.3 Порядка № 209н: 353 и 453 КОСГУ.
Заметим, что кассовые расходы на приобретение неисключительных прав пользования на РИД как прежде, подлежат отражению по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ (пункт 10.2.6 Порядка № 209н).
Работая в той или иной отрасли, бухгалтер принимает во внимание конкретную специфику расходов организации. Учитывая нюансы, он может определить критерии, по которым те или иные траты следует отнести в РБП. Эти критерии фиксируются в учетной политике.
Первым шагом является корректное разделение обычных расходов и активов, которыми по определению являются РБП.
Признаки актива:
- Подотчетность и подконтрольность данной организации.
- Направленность на будущие выгоды:
- применение отдельно или вкупе с другими активами для осуществления основной деятельности организации;
- обмен на иной актив;
- использован в качестве погашения обязательства;
- распределен между владельцами бизнеса.
Второй шаг – выделение среди активов расходов будущих периодов согласно определениям, приведенным в учетной политике. Примеры РБП – вложений, произведенных раньше, чем можно оприходовать прибыль от них, а значит, отразить в отчетном периоде:
- расходы на планирование и подготовку строительных работ;
- приобретение лицензионного программного обеспечения;
- средства, затраченные на сертификацию продукции, лицензирование, получение патента;
- приобретение полисов добровольного страхования (медицинского, имущественного, транспортного);
- средства на рекламные акции, которые еще продолжают длиться;
- финансы на запуск новых мощностей, освоение оборудования;
- затраты на рекультивацию земель;
- средства, затраченные не в сезон (для сезонных производств);
- расходы на перенесение филиалов в другие точки;
- деньги на проведение техосмотров транспорта;
- комиссия за гарантию банка;
- оплата аренды;
- иные расходы, которые списываются постепенно.
ВАЖНО! Первые два пункта отнесения активов к РБП определяет ПБУ, а остальные дополняет Налоговый кодекс РФ.
Не относят к РБП выданные авансовые платежи, в том числе и подписку на периодику, а также суммы, выплачиваемые в качестве отпускных.
Средства организации, которые учитываются в качестве РБП, собираются на счетах аналитического учета счета 1 401 50 000 «Расходы будущих периодов» (п. 124 Инструкции № 162н). Они оказываются там в момент их поступления (начисления). Затем они постепенно распределяются:
- на финансовый результат в течение обозначенного периода – финансового года, когда будет производиться отчет (дебет 1 401 20 0000);
- либо на себестоимость продукции по итогам финансового года (дебет 1 109 60 000).
Порядок их списания определяется организацией. Их можно списывать:
- равномерно;
- пропорционально объему (продукции услуг, работ) того периода, в котором их планируется списывать.
Дополнительные условия организация имеет право устанавливать самостоятельно (п. 301, 302 Инструкции № 157н).
План счетов бухгалтерского учета, утвержденный Приказом Минфина РФ №94н от 31 октября 2000 года, предписывает использовать для проведения РБП по балансу счет №97, специально выделенный для отражения информации о затратах последующих отчетных периодов.
Кредит этого счета аккумулирует сведения о тратах, которые впоследствии будут постоянно попадать в дебет одного из счетов:
- 20 «Основное производство»;
- 26 «Общехозяйственные расходы»;
- 44 «Затраты на реализацию»;
- 91 «Прочие доходы и расходы».
Например, фирма закупила лицензионное программное обеспечение для ПК, срок службы которого – 7 лет. Значит, в течение этих 7 лет каждый месяц нужно списывать в расходы равные доли стоимости купленного ПО.
Дебет счета 97 несет информацию о понесенных затратах – тех средствах, которые уже были заплачены в данном отчетном периоде.
Доходы и расходы будущих периодов: порядок признания и учета.
ООО «Бригантина» в мае 2017 года приобрело годичный страховой полис на свое материальное имущество за 300 000 руб., уплаченных страховому агентству единовременно. Действие договора начинается 1 июня 2017 года и заканчивается 1 июня 2018 года. Бухгалтеру нужно будет сделать следующие отметки в отчетных документах:
-
1 июня 2017 года:
- дебет 76.1 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», кредит 51 «Расчетный счет» – уплачено 300 000 руб. в качестве страховой премии;
- дебет 97, кредит 76.1 – 300 000 руб. признаны расходами будущих периодов.
- 30 июня 2017 года: дебет 20 (44, 91…), кредит 97 – 300 000 / 365 дней в году х 30 дней в июне = 24 657 руб., сумма списана как затраты на страхование по 2 кварталу.
- 30 сентября 2017 года: дебет 20 (44,91…), кредит 97 – 300 000 / 365 дней в году х (31 день в июле + 31 день в августе + 30 дней в сентябре) = 75 616 руб., сумма списана как затраты на страхование по 3 кварталу.
- 31 декабря 2017 года: дебет 20 (44,91…), кредит 97 – 300 000 / 365 дней в году х (31 день в октябре + 30 дней в ноябре + 31 день в декабре) = 75 616 руб., сумма списана как затраты на страхование по 4 кварталу.
- 31 марта 2018 года: дебет 20 (44,91…), кредит 97 – 300 000 / 365 дней в году х (31 день в январе + 28 дней в феврале + 31 день в марте) = 73 972 руб., сумма списана как затраты на страхование по 1 кварталу-2018.
- 31 мая 2018 года: дебет 20 (44,91…), кредит 97 – 300 000 / 365 дней в году х (30 дней в апреле + 31 день в мае) = 73 972 руб., сумма списана как затраты на страхование по 2 кварталу-2018.
Налоговый кодекс РФ отдельно не определяет учет РБП. Он устанавливает общее правило, по которому расходы имеют отношение к налогооблагаемой базе в том периоде, в котором они появляются по условиям заключаемых сделок.
Это значит, что списывать расходы на налоги нужно, руководствуясь документальными правилами, по которым был оформлен договор сделки. Если из них следует, что расходы распределены на несколько периодов, то для налогообложения они учитываются в течение всего указанного времени.
Например, организация заплатила за сертификацию продукции определенную сумму. В состав базы по налогам эта сумма вносится равными долями в течение всего срока действия сертификата.
К СВЕДЕНИЮ! Если из договора невозможно определить сроки, к которым следует относить расходы, организация должна сделать это в соответствии со своей учетной политикой.
В бухгалтерском учете важно уметь «отделять зерна от плевел», то есть разделять ваши затраты на активы и расходы, а потом отдельно выделять те расходы, которые относятся к будущим периодам.
Актив дает возможность организации получить доход/выгоду. Его можно поменять на другой актив, использовать в качестве средства для погашения долга, использовать самостоятельно или вместе с иным активом для производства или продажи, поделить между собственниками. Зная это и проанализировав затраты, вы сможете отнести некоторые из них к расходам будущих периодов в качестве активов.
Учет таких расходов бухгалтеры ведут на счете 97 «Расходы будущих периодов». В дебете вы отражаете затраты, которые понесли, а по кредиту — их поэтапное списание на расходы.
Проводки:
Дт 97 — Кт 51(60) — затраты мы учли как РБП.
Дт 20 (26, 44, 91) — Кт 97 — мы включили в расходы будущих периодов долю, которая относится к текущему периоду.
Согласно законодательству, расходы должны соответствовать условиям сделок и периодам, когда эти сделки совершены. В общем, нужно смотреть на документы по сделкам.
Если согласно договору сделка растянута на три периода, то расходы нужно учесть при налогообложении в каждом периоде. Например, вы покупаете лицензию, и она действует три года. В течение трех лет можно постепенно списывать расходы, и эти платежи каждый раз отражать в налоговой декларации. Если из документов по сделке нельзя определить период, к которому привязаны расходы, то организация самостоятельно определяет этот срок.
У вас снова есть два варианта:
- отразить расходы выделенной статьей в группе «Запасы»;
- отразить расходы отдельной группой в разделе «Оборотные активы».
Далее, при заполнении баланса в дебете указываем сальдо по этому счету и вносим туда остатки расходов, которые еще не списаны к концу отчетного периода.
Чтобы корректно провести инвентаризацию, нужно сверить обороты и остатки по 97-му счету с первичкой, то есть с бухгалтерскими справками на списание РБП. Результат нужно оформить специальным актом по форме № ИНВ-11. Инвентаризация РБП проводится в рамках ежегодной инвентаризации.
Бухгалтерский веб-сервис Контур.Бухгалтерия позволяет отражать расходы будущих периодов в налоговом и бухгалтерском учете. Познакомьтесь с возможностями сервиса бесплатно в течение 14 дней, ведите учет, начисляйте зарплату, отчитывайтесь онлайн и работайте в сервисе совместно с коллегами.
Субсидию с условиями ставить на учет по счету 401.40 на весь период сразу или помесячно согласно графику к Соглашению?
Согласно пункту 301 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета (утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н в ред. приказа Минфина России от 28.12.2018 № 298н) счет 40140 «Доходы будущих периодов» предназначен для учета сумм доходов, начисленных (полученных) в отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам, с учетом положений федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Доходы» (утв. приказом Минфина России от 27.02.2018 № 32н), далее — Стандарт «Доходы»:
- доходов, начисленных за выполненные и сданные заказчикам отдельные этапы работ, услуг, не относящихся к доходам текущего отчетного периода;
- доходов, полученных от продукции животноводства (приплод, привес, прирост животных) и земледелия;
- доходов по месячным, квартальным, годовым абонементам;
- доходов по операциям реализации имущества казны в случае, если договором предусмотрена рассрочка платежа на условиях перехода права собственности на объект после завершения расчетов;
- доходов по соглашениям о предоставлении в очередном финансовом году (годах, следующих за отчетным) безвозмездных перечислений на условиях предоставления активов: межбюджетных трансфертов, субсидий юридическим лицам, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг, иным физическим лицам;
- доходов по договорам (соглашениям) о предоставлении грантов;
- доходов от операций с объектами аренды (предстоящие доходы от предоставления права пользования активом);
- иных аналогичных доходов.
В соответствии с пунктом 2 приказа Минфина России от 27.02.2018 № 32н Стандарт «Доходы» вступил в действие с 1 января 2019 года.
Согласно пункту 4 Стандарта «Доходы»: «Доходы, полученные (начисленные) в отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам, признаются для целей бухгалтерского учета, формирования и публичного раскрытия показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности доходами будущих периодов.»
В соответствии со Стандартом «Доходы»: «Доходы от межбюджетных трансфертов — доходы от предоставления дотаций, субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предоставляемых с условиями при передаче активов, признаются в бухгалтерском учете по факту возникновения права на их получение доходами будущих периодов. Доходы будущих периодов от межбюджетных трансфертов признаются в составе доходов от межбюджетных трансфертов текущего отчетного периода по мере выполнения условий при передаче активов в части, относящейся к отчетному периоду.» (п. 25 Стандарта «Доходы»)
«Иные безвозмездные поступления от бюджетов, полученные с условиями при передаче активов, признаются в бухгалтерском учете в качестве доходов будущих периодов от безвозмездных поступлений от бюджетов по факту возникновения права на их получение от передающей стороны.» (п. 30 Стандарта «Доходы»).
«Доходы будущих периодов от безвозмездных поступлений от бюджетов, полученные с условиями при передаче активов, признаются в бухгалтерском учете в составе доходов от безвозмездных поступлений от бюджетов текущего отчетного периода по мере выполнения таких условий в части, относящейся к соответствующему отчетному периоду.» (п. 31 Стандарта «Доходы»).
Такой же порядок признания доходов распространен на субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания. Согласно пункту 54 Стандарта «Доходы»: «Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания признаются в бухгалтерском учете в качестве доходов будущих периодов на дату возникновения права на их получение.
Доходы будущих периодов от субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания признаются в бухгалтерском учете в составе доходов от реализации текущего отчетного периода по мере исполнения государственного (муниципального) задания.».
Таким образом, датой подписания соглашения о предоставлении субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания в учете следует начислить доходы будущих периодов (п. 93 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н в ред. от 28.12.2018, далее – Инструкция № 174н):
Д-т 4 205 31 561, К-т 4 401 40 131.
В форме «Государственное задание» (ф. 0506001), утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 № 640 в ред. от 29.11.2018) указывается периодичность представления отчетов о выполнении государственного задания (п. 4.1 части 3 ф. 0506001).
Согласно примечанию к ф. 0506001: «В случае установления требования о представлении ежемесячных или ежеквартальных отчетов о выполнении государственного задания в числе иных показателей устанавливаются показатели выполнения государственного задания в процентах от годового объема оказания государственных услуг (выполнения работ) или в абсолютных величинах как для государственного задания в целом, так и относительно его части (в том числе с учетом неравномерного оказания государственных услуг (выполнения работ) в течение календарного года).»
По факту принятия учредителем отчета о выполнении государственного (муниципального) задания в учете учреждения следует начислить доходы текущего финансового года (п. 150, 158 Инструкции № 174н):
Д-т 4 401 40 131, К-т 4 401 10 131.
В аналогичном порядке отражается:
Учет субсидий (у получателя субсидий) по новым правилам, с использование 401.40 (ДБП). Всегда теперь применять счет 401.40? Будут документы в БГУ или использовать Операцию (бухгалтерскую)?
Согласно стандарту «Доходы», применяющемуся с 1 января 2019 года, субсидии с условиями и субсидии на госзадание отражаются как доходы будущих периодов. Про документы БГУ, которыми отражается начисление доходов, см. выше «Учет целевых субсидий».
Перевод с забаланса на баланс прав пользования НМА
Какие КОСГУ использовать на счетах расчетов (205 00, 206 00 – 560/660, 302 00 – 730/830) при расчетах с нерезидентами (иностранными юридическими лицами)? «9-ка» же пока отсрочена до 2021 года, или будут изменения?
Изначально предполагалось, что под нерезидентами понимаются граждане других государств (пункт 9.3.1 Порядка № 209н в старой редакции).
В ред. Приказа Минфина России от 30.11.2018 № 246н это положение было исключено, а применение пунктов Порядка № 209н в части отражения расчетов с нерезидентами – применение подстатей КОСГУ 569/669, 739/839 и т.п. отсрочено до 1 января 2021 года (п. 2 приказа Минфина России от 29.11.2017 № 209н).
По словам методологов Минфина России, в настоящее время готовятся изменения в Порядок № 209н, подстатьи КОСГУ 569/669, 739/839 планируют применять для расчетов с нерезидентами – юридическими лицами, и эта норма будет действовать уже в 2019 году.
На сегодняшний день это не предусмотрено инструкциям по учету.
Согласно пункту 2 Инструкции № 162н (п. 5 Инструкции № 174н): «При завершении текущего финансового года обороты по счетам, отражающим увеличение и уменьшение активов и обязательств, в регистры бухгалтерского учета очередного финансового года не переходят.»
Аналогичные положения содержатся в Инструкциях № 174н и № 183н.
Это означает, что на начало года по счетам 204.00, 205 00, 206 00, 207 00, 208 00, 209 00, 210.05, 210.06, 210 10, 215.00, 301 00, 302 00, 303 00, 304 00 есть остатки только по КОСГУ «000».
Поэтому в разрезе КОСГУ на начало года остатков по счетам 204.00, 205 00, 206 00, 207 00, 208 00, 209 00, 210.05, 210.06, 210 10, 215.00, 301 00, 302 00, 303 00, 304 00 в учетных данных нет.
Какой код КОСГУ применять для медицинских расходных материалов, учитываемых на счете 105.36, – 341/441 или 346/446?
Порядком применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н (в ред. от 30.11.2018), далее — Порядок №209н, а также методическими рекомендациями по применению КОСГУ, доведенными письмом Минфина России от 29.06.2018 № 02-05-10/45153, предусмотрена детализация статей 340, 440 КОСГУ подстатьями по видам материальных запасов.
Согласно пункту 11.4 Порядка № 209н:
«11.4.1. На подстатью 341 «Увеличение стоимости лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях» КОСГУ относятся расходы по оплате договоров на приобретение (изготовление) лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях.»
«11.4.6. На подстатью 346 «Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)» КОСГУ относятся расходы по оплате договоров на приобретение (изготовление) прочих объектов, относящихся к материальным запасам, в том числе:
- запасных и (или) составных частей для машин, оборудования, оргтехники, вычислительной техники, систем телекоммуникаций и локальных вычислительных сетей, систем передачи и отображения информации, защиты информации, информационно-вычислительных систем, средств связи и тому подобное;
- спецоборудования для научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
- кухонного инвентаря;
- кормов, средств ухода, дрессировки, экипировки животных;
- материальных запасов в составе имущества казны, в том числе входящих в государственный материальный резерв;
- бланочной продукции (за исключением бланков строгой отчетности);
- другие аналогичные расходы.»
Согласно пункту 11 Порядка № 209н: «В рамках статей группы 300 «Поступление нефинансовых активов» группируются операции, связанные с приобретением, созданием объектов нефинансовых активов, отнесение которых к соответствующей группе объектов (основные средства, нематериальные активы, непроизведенные активы, материальные запасы, права пользования и неисключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, биологические активы) и соответственно статье КОСГУ осуществляется согласно требованиям бухгалтерского (бюджетного) учета организациями государственного сектора по отнесению активов к соответствующей группе объектов учета нефинансовых активов.»
В соответствии с пунктом 118 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н,
«В целях настоящей Инструкции на соответствующих аналитических счетах счета 10500 «Материальные запасы», содержащих аналитические коды вида синтетического счета, учитываются следующие объекты материалов:
1 «Медикаменты и перевязочные средства»- медикаменты, компоненты, эндопротезы, бактерийные препараты, сыворотки, вакцины, кровь и перевязочные средства и т.д.
6 «Прочие материальные запасы» — реактивы и химикаты, стекло и химпосуда, металлы, электроматериалы, радиоматериалы и радиодетали, фотопринадлежности, подопытные животные и прочие материалы для учебных целей и научно-исследовательских работ, драгоценные и другие металлы для протезирования, а также инвалидная техника и средства передвижения для инвалидов;»
В Письме от 29.06.2018 № 02-05-10/45153 (п. 1 ч. 3) уточняется, что статьи 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» и 440 «Уменьшение стоимости материальных запасов» детализируются подстатьями, отражающими увеличение/уменьшение стоимости материальных запасов по объектам.
«При этом отнесение приобретения отдельных объектов материальных запасов осуществляется, в том числе согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОКПД2 (ОК 034-2014 (КПЕС 2008)), утвержденному Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст, далее — ОКПД2.
Например, к подстатье 341 «Увеличение стоимости лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях» относится приобретение антибиотиков, лекарственных препаратов, аптечек и сумок санитарных для оказания первой помощи и тому подобное.»
Согласно ОКПД2 (ОК 034-2014 (КПЕС 2008) лекарственные средства и материалы, применяемые в медицинских целях, отнесены к классу 21 «Средства лекарственные и материалы, применяемые в медицинских целях», который содержит перечень продукции и услуг, соответствующих описанию счета 105 01 «Медикаменты и перевязочные средства».
Обратите внимание на созвучность названий подстатей 341 / 441 КОСГУ и класса 21 ОКПД2 (ОК 034-2014 (КПЕС 2008))!
Такие расходные материалы, как шприцы, иглы, катетеры, канюли и аналогичные инструменты, суставы искусственные, протезы и т.п. отнесены в ОКПД2 к подклассу 32.5 «Инструменты и оборудование медицинские» класса 32 «Изделия готовые прочие», который включает, в том числе монеты, изделия из драгоценных камней, музыкальные инструменты, спортивные товары, игры и игрушки и многое другое.
В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» появились новые счета, теперь меняем в документе «Отражение зарплаты в бухучете» в операциях по больничным за первые 3 дня КОСГУ 211 на код 266. Документ отражается корректно. Как внести изменения в документ «Заявка на кассовый расход» по перечислению зарплаты с больничных, т.к. в документе ранее была отражена общая сумма по КОСГУ 211, и в СУФД было выгружено также одной суммой?
В соответствии со статьей 18 БК РФ классификация операций публично-правовых образований (КОСГУ) является составной частью бюджетной классификации Российской Федерации, которая используется с 2016 г. только для ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, составления бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Таким образом, при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы КОСГУ не применяется, а группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов осуществляется путем применения классификации доходов бюджетов, классификации расходов бюджетов и классификации источников финансирования дефицита бюджетов.
Соответственно с 2016 года в СУФД данные Заявок на кассовый расход и других расчетно-платежных документов в разрезе КОСГУ не выгружаются.
Однако бухгалтерские записи, отражающие движение денежных средств, в соответствии с пунктом 21 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета (утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, формируются по 26-разрядным номерам счетов, включающим коды КОСГУ. Поэтому в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» расчетно-платежные документы на основании выписки банка формируют бухгалтерские записи по номерам счетов бюджетного (бухгалтерского) учета, которые включают коды КОСГУ.
Согласно пункту 10.6.6 Порядка применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н, далее – Порядок № 209н, расходы по выплате пособий за первые три дня временной нетрудоспособности за счет средств работодателя, в случае заболевания работника или полученной им травмы (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), относятся на подстатью 266 «Социальные пособия и компенсации персоналу в денежной форме».
Эта норма применяется с 1января 2019 года.
Пунктом 2 Порядка № 209н установлено, что он определяет правила применения кодов классификации операций сектора государственного управления (далее — КОСГУ), используемых для ведения органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, в том числе находящимися за пределами Российской Федерации, иными юридическими лицами, осуществляющими в соответствии с законодательством Российской Федерации бюджетные полномочия получателя бюджетных средств (далее — сектор государственного управления), бюджетного (бухгалтерского) учета, составления бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Таким образом, с 1 января 2109 года для отражения расходов по выплате пособий за первые три дня временной нетрудоспособности за счет средств работодателя следовало применять подстатью 266 «Социальные пособия и компенсации персоналу в денежной форме».
В Методических рекомендациях по применению КОСГУ, доведенных письмом Минфина России от 29.06.2018 № 02-05-10/45153, говорится, что в соответствии с международным руководством СГФ-2014 заработная плата не включает социальные пособия, подлежащие выплате работодателем своим работникам, в том числе пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателя в случае заболевания работника или получения травмы.
Поэтому счет 302 11 более не применяется для отражения таких выплат.
Начисление пособий за первые три дня временной нетрудоспособности за счет средств работодателя с 2019 года отражается в корреспонденции со счетом 302 66 «Расчеты по социальным пособиям и компенсациям персоналу в денежной форме» следующей записью:
Д-т КВР 0 109 ХХ 266, К-т КВР 0 302 66 737
Д-т КВР 0 401 20 266, К-т КВР 0 302 66 737
КВР — 111, 121, 141.
Соответственно перечисление пособий за первые три дня временной нетрудоспособности за счет средств работодателя отражается:
Д-т КВР 1 302 66 837, К-т КВР 1 304 05 266 — для казенных учреждений
Д-т КВР 0 302 66 837, К-т КВР 0 201 11 610;
Уменьшение счета 18 (КОСГУ 266) – для бюджетных и автономных учреждений.
Несмотря на то, что в казначействе оплата прошла одной суммой, в учете нужно сформировать 2 проводки с одним КВР 121 (111, 141) и с разными подстатьями КОСГУ 211 и 266.
Счет 302 66 «Расчеты по социальным пособиям и компенсациям персоналу в денежной форме» введен в Единый план счетов бухгалтерского учета приказом Минфина России от 28.12.2018 № 298н, далее – Приказ № 298н, который зарегистрирован в Минюсте России 29.01.2019 № 53597 и, по общему правилу, вступил в действие с 10.02.2019, при этом применяется при формировании учетной политики и показателей бухгалтерского учета, начиная с 2019 года (п. 2 Приказа № 298н).
Как учитываются расходы будущих периодов
После проведения процедуры классификации РБП их величина отражается в бухучете и постепенно списывается с использованием следующей корреспонденции счетов:
- Дт 97 Кт 60 (76) — учтены затраты в составе РБП;
- Дт 20 (25, 26, 44) Кт 97 — частичное списание РБП.
Важный нюанс при этом — период списания РБП. Если он не указан в договоре, его определяют самостоятельно с учетом закрепленного учетной политикой способа списания РБП. В качестве такого способа может использоваться:
- алгоритм равномерного списания РБП в течение времени, установленного приказом руководителя фирмы;
- способ списания РБП пропорционально доходам от реализации;
- иные способы списания РБП.
- Как отразить поступление прослеживаемых товаров в 1С: Бухгалтерии предприятия ред. 3.0?
- Какие дополнительные поля можно вывести в карточке счета в 1С: Бухгалтерии предприятия ред. 3.0?
- Как вручную заполнить строку 5а в документах реализации в 1С: Бухгалтерии предприятия ред. 3.0?
- Работа с самозанятыми — новые возможности 1С: Бухгалтерии предприятия ред. 3.0
- Учет давальческого материала подрядчиком при выполнении СМР в 1С: Бухгалтерии предприятия ред. 3.0
- Ввод остатков прослеживаемых товаров в 1С: Бухгалтерии ред. 3.0
- Получение премии от поставщика (учет у покупателя) в 1С: Бухгалтерии предприятия ред. 3.0
В процессе осуществления хозяйственной деятельности на предприятии возникают ситуации, когда оно несет затраты, которые не могут быть полностью списаны в текущем периоде бухгалтерского и налогового учета.
Подобные затраты относятся к расходам будущих периодов (далее РБП), т.е. это затраты, понесенные в текущем отчетном периоде, но относящиеся к расходам, учитываемым и списываемым постепенно в последующих отчетных периодах.
К расходам будущих периодов можно отнести: расходы на рекламу, подписку на периодические издания, взнос арендной платы, приобретение лицензий и т.д.
Например, при годовой подписке на периодическое издание оплата производится в целом за год, но затраты будут списываться и отражаться в учете ежемесячно.
Полезно!
По данному вопросу также рекомендуем ознакомиться с материалами:
- Расходы будущих периодов;
- Как списать расходы будущих периодов (РБП) раньше срока, указанного в карточке РБП?;
- Как заполняется строка 100.00.009V?
В конфигурации «Бухгалтерия 8 для Казахстана» учет РБП осуществляется следующим образом:
- создание новой записи в справочнике Расходы будущих периодов. Рекомендуется создавать новую запись на каждый вид РБП для корректного списания на расходы предприятия;
- регистрация поступления актива, относимого к РБП;
- списание расходов будущих периодов.
Для отражения в учете РБП, необходимо создать новый вид расходов в справочнике Расходы будущих периодов. Справочник доступен в разделе Предприятие – Справочники и настройки — Расходы будущих периодов.
Пример
10 января 2016 года была приобретена услуга годовой подписки на периодическое издание на сумму 120 000 тенге (НДС сверху).
В справочнике Расходы будущих периодов необходимо установить период отнесения на расходы: с 01 января 2019 года по 31 декабря 2019 года и способ списания Равномерно. Сумма списания составляет 120 000 тенге.
Бухгалтерский учет государственного сектора
Пример
15 июля 2019 года была приобретена рекламная услуга стоимостью 120 000 тенге (НДС сверху). Расходы по данному виду РБП необходимо списать до конца 2019 года.
В документе Поступление ТМЗ и услуг указана стоимость 120 000 тенге, указан счет затрат 1720 «Краткосрочные расходы будущих периодов».
Сведения о суммах РБП, относимых на вычеты, а также о суммах РБП, переносимых на последующие периоды, отражаются в форме налоговой отчетности 100.00 «Декларация по корпоративному подоходному налогу».
Пример
Предприятие имеет на балансе расходы будущих периодов по оплате за рекламные услуги, приобретенные в 2017 году, в размере 80 000 тенге, которые были полностью списаны в 2018 году.
В 2018 году предприятие приобрело РБП по оплате услуг телефонной связи стоимостью 90 000 тенге, списание которых будет проводиться в период с июля 2018 года по март 2019 года.
Заполнение строк формы 100.00 будет произведено следующим образом:
-
В случае приобретения РБП в отчетном периоде заполняется строка 100.00.009III А…Н «Приобретено ТМЗ, работ и услуг, в том числе:», где в соответствующей строке указывается сумма РБП. В примере, в строке 100.00.009Н указана сумма стоимости РБП на оплату услуг телефонной связи в размере 90 000 тенге.
-
В строке 100.00.009V «Стоимость работ и услуг себестоимость ТМЗ, признанные расходами будущих периодов в предыдущих налоговых периодах и относимые на вычеты в отчетном налоговом периоде» указывается сумма РБП по приобретенным активам в прошлых отчетных периодах. В рассматриваемом примере, в строке 100.00.009V отражена сумма РБП в размере 80 000 тенге за оплату рекламных услуг.
-
В строке 100.00.009IX «Стоимость работ и услуг, себестоимость ТМЗ, признаваемые расходами будущих периодов и подлежащие отнесению на вычеты в последующие налоговые периоды» отражаются сведения о РБП, приобретенных в отчетном периоде, но относимые на вычеты в последующих периодах. В рассматриваемом примере, период списания РБП будет относиться на затраты по март 2019 года, соответственно сумма остатка РБП в размере 30 000 тенге, будет списана в 2019 году и отразится в декларации за 2019 год. Вычет по РБП в строке 100.00.009 автоматически рассчитывается исходя из указанных данных в строках 100.00.009III, 100.0.009V и 100.00.009IX и равен 140 000 тенге.
В соответствии с п. 6 ст. 272 НК РФ в целях налогообложения прибыли расходы по договорам обязательного и добровольного страхования признаются в следующем порядке:
- по договорам страхования, заключенным на срок менее одного отчетного периода, расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором в соответствии с условиями договора налогоплательщиком были перечислены (выданы из кассы) денежные средства на оплату страховых взносов;
- по договорам страхования, заключенным на срок более одного отчетного периода:
- если по условиям договора предусмотрена уплата страхового взноса разовым платежом, расходы признаются равномерно в течение срока действия договора пропорционально количеству календарных дней действия договора в отчетном периоде;
- если по условиям договора предусмотрена уплата страховой премии в рассрочку, расходы по каждому платежу признаются равномерно в течение срока, соответствующего периоду уплаты взносов (году, полугодию, кварталу, месяцу), пропорционально количеству календарных дней действия договора в отчетном периоде.
Налоговый учет расходов, связанных с планируемым будущим приобретением ценных бумаг, зависит от квалификации таких расходов. Возможны следующие два варианта квалификации расходов налогоплательщика на проведение предынвестиционного исследования целесообразности приобретения ценных бумаг:
1) расходы квалифицируются как прочие или внереализационные (в зависимости от принятого на основании предынвестиционного исследования решения);
2) расходы квалифицируются как связанные с приобретением ценных бумаг.
Рассмотрим каждый из указанных вариантов.
Перечень прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, закреплен в ст. 264 НК РФ. Согласно данной норме к прочим расходам, уменьшающим налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, относятся расходы:
- на юридические и информационные услуги (подп. 14 п. 1 ст. 264 НК РФ);
- консультационные и иные аналогичные услуги (подп. 15 п. 1 ст. 264 НК РФ);
- текущее изучение (исследование) конъюнктуры рынка, сбор информации, непосредственно связанной с производством и реализацией товаров (работ, услуг) (подп. 27 п. 1 ст. 264 НК РФ).
На основании абз. 1 п. 1 ст. 272 НК РФ расходы, принимаемые для целей налогообложения прибыли, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся.
В силу подп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ датой осуществления расходов на оплату сторонним организациям за выполненные ими работы (предоставленные услуги) является дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последнее число отчетного (налогового) периода.
Следовательно, затраты налогоплательщика на услуги по предынвестиционному исследованию могут быть включены в состав прочих расходов единовременно в периоде подписания необходимых актов и принятия отчетов о выполненных услугах7 .
В то же время исходя из буквального толкования нормы абз. 1 п. 1 ст. 272 НК РФ можно сделать вывод, что, поскольку результатом предынвестиционного исследования может являться принятие налогоплательщиком решения как о приобретении ценных бумаг, так и об отказе от их приобретения, затраты налогоплательщика на услуги по предынвестиционному исследованию могут быть включены в состав расходов в периоде принятия такого решения.
В рассматриваемой ситуации можно провести аналогию с затратами на участие в тендере.
По мнению контролирующих органов (письма Минфина России от 16 января 2008 г. № 03-03-06/1/7 и от 7 ноября 2005 г. № 03-11-04-/2/109, ФНС России от 18 ноября 2005 г. № ММ-6-02/961, УФНС России по г. Москве от 27 января 2006 г. № 20-12/5557 и др.), расходы организации, связанные с участием в тендерных торгах, которые проиграны, могут быть признаны для целей налогообложения прибыли в составе внереализационных расходов. Указанные расходы, подтвержденные документально, учитываются для целей налогообложения прибыли единовременно.
Кроме того, в Постановлении от 17 июня 2009 г. № КА-А40/5333-09 ФАС Московского округа признал правомерность учета затрат на участие в тендере в том периоде, когда стало известно о результатах тендера.
Таким образом, налогоплательщик может учесть расходы на предынвестиционное исследование целесообразности приобретения ценных бумаг единовременно в периоде принятия решения:
- в составе прочих расходов – в случае принятия положительного решения о приобретении ценных бумаг;
- в составе внереализационных расходов – в случае принятия отрицательного решения о приобретении ценных бумаг.
Порядок списания расходов будущих периодов (нюансы)
В пунктах 32 и 33 ст. 2 Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи» определено, что под услугой связи понимается деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений, а под услугой присоединения – деятельность, направленная на удовлетворение потребности операторов связи в организации взаимодействия сетей электросвязи, при котором становятся возможными установление соединения и передача информации между пользователями взаимодействующих сетей электросвязи.
Подключение к Интернету и подключение к телефонной сети обеспечивают абонентам доступ к соответствующим сетям связи, т.е. являются необходимым элементом оказания услуг связи, поскольку оказать услуги связи и получить их без выделения IP-адреса и телефонного номера и подключения к соответствующим сетям связи невозможно.
Из совокупности изложенного следует, что затраты налогоплательщика на единовременную плату за подключение к сети Интернет и телефонной сети являются затратами на предоставление услуг связи.
Согласно подп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи, вычислительных центров и банков, включая расходы на услуги факсимильной и спутниковой связи, электронной почты, а также информационных систем (СВИФТ, Интернет и иных аналогичных систем).
Таким образом, для целей налогообложения прибыли расходы по оплате подключения к Интернету и к телефонной сети относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, как расходы по оплате услуг связи.
К аналогичному выводу пришло и УФНС России по г. Москве, указав в письме от 30 ноября 2006 г. № 20-12/105031.2, что «подключение к Интернету представляет собой услугу по обеспечению доступа к Интернету… Таким образом, расходы по оплате доступа к Интернету и по обслуживанию адреса электронной почты относятся к расходам по оплате услуг связи».
ФАС Московского округа в Постановлении от 25 января, 1 февраля 2007 г. № КА-А40/13043-06 также признал правомерным отнесение налогоплательщиком затрат по подключению к сети Интернет к прочим расходам на производство на основании подп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ.
Суды также однозначно указывают, что затраты на получение доступа к телефонной связи входят в состав прочих расходов на основании подп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ (см., например, Постановления ФАС Московского округа от 2 ноября 2010 г. № КА-А41/13110-10, ФАС Уральского округа от 22 октября 2008 г. № Ф09-7701/08-С3 по делу № А07-14523/07, ФАС Поволжского округа от 29 января 2008 г. по делу № А55-7387/200711).
Однако следует отметить, что Минфин России в письме от 1 июня 2006 г. № 03-03-04/2/162 указывает: «…работы, выполненные оператором связи по подключению канала передачи данных по оптоволоконному каналу связи, не являются услугами связи и не могут быть учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций на основании подп. 25 п. 1 ст. 264 Кодекса.
Вместе с тем при условии, что данный канал передачи данных организуется для обеспечения деятельности налогоплательщика, а расходы по подключению к нему подтверждены документально в соответствии с требованиями Кодекса, указанные расходы могут быть учтены в составе прочих расходов на основании подп. 49 п. 1 ст. 264 Кодекса».
Таким образом, несмотря на то что Минфин России исходит из иной квалификации расходов по оплате подключения к сети Интернет и к телефонной сети, он не отрицает возможности их признания в целях исчисления налога на прибыль в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, хотя и на основании иной нормы п. 1 ст. 264 НК РФ.
Услуги по подключению к Интернету и к телефонной сети оплачиваются единовременно независимо от срока действия договоров на предоставление услуг по пользованию Интернетом и телефонной сетью соответственно. Следовательно, для целей налогообложения прибыли такие затраты подлежат единовременному учету в составе прочих расходов на основании ст. 264 НК РФ с учетом требований подп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ.
Согласно подп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ датой осуществления прочих расходов в виде расходов на оплату сторонним организациям за предоставленные ими услуги признается дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последнее число отчетного (налогового) периода.
Таким образом, расходы по оплате услуг по подключению к Интернету и к телефонной сети признаются единовременно на одну из следующих дат по выбору налогоплательщика:
- дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров;
- дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, например актов приема-передачи услуг;
- последнее число отчетного (налогового) периода.
Порядок признания расходов на приобретение консультационных услуг, связанных с планами по приобретению недвижимости, зависит от квалификации таких расходов в целях налогообложения. Возможны следующие варианты квалификации таких расходов налогоплательщика:
- расходы квалифицируются как связанные с приобретением недвижимости и включаются в первоначальную стоимость основного средства (ОС);
- расходы квалифицируются как прочие или как внереализационные (в зависимости от принятого впоследствии на основании полученных услуг решения) и учитываются отдельно.
Для учета операций по формированию казенным учреждением по методу начисления финансового результата текущей деятельности учреждения предназначены счета 0 401 10 000 «Доходы текущего финансового года» и 0 401 20 000 «Расходы текущего финансового года».
Финансовый результат текущей деятельности определяется как разница между начисленными доходами и начисленными расходами учреждения за отчетный период. Суммы начисленных доходов учреждения сопоставляются с суммами начисленных расходов, при этом кредитовый остаток по указанным выше счетам отражает положительный результат деятельности учреждения, а дебетовый — отрицательный результат (п. 295 Инструкции N 157н).
Для определения финансового результата деятельности казенного учреждения доходы (расходы) группируются по видам доходов (расходов) в разрезе кодов КОСГУ .
Классификация операций сектора государственного управления, утв. Приказом Минфина России от 21.12.2011 N 180н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации».
Раздельный учет по видам доходов (расходов) на счетах финансового результата текущего финансового года ведется в порядке, установленном органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, либо актом учреждения, принимаемым при формировании учетной политики учреждения (п. 299 Инструкции N 157н).
Расходы, начисленные учреждением в отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам, учитываются на счете 0 401 50 000 «Расходы будущих периодов» (п. 302 Инструкции N 157н). Данный счет используется в случае, когда учреждение не создает соответствующий резерв предстоящих расходов. На нем учитываются расходы, связанные с:
- подготовительными к производству работами в связи с их сезонным характером;
- освоением новых производств, установок и агрегатов;
- рекультивацией земель и осуществлением иных природоохранных мероприятий;
- добровольным страхованием (пенсионным обеспечением) сотрудников учреждения;
- приобретением неисключительного права пользования в течение нескольких отчетных периодов нематериальными активами;
- неравномерно производимым в течение года ремонтом основных средств;
- иными аналогичными расходами.
Расходы будущих периодов относятся на финансовый результат текущего финансового года в течение периода, к которому они относятся, в порядке, устанавливаемом учреждением в учетной политике:
- равномерно;
- пропорционально объему продукции (работ, услуг);
- иным способом.
Учет расходов будущих периодов осуществляется в разрезе видов расходов (выплат), предусмотренных сметой учреждения, по государственным (муниципальным) контрактам (договорам), соглашениям.
В рамках формирования учетной политики учреждение вправе устанавливать дополнительные требования к аналитическому учету расходов будущих периодов, в том числе с учетом отраслевых особенностей деятельности учреждения, а также требований налогового законодательства РФ о раздельном учете расходов (выплат) учреждения.
Кроме того, поскольку учет на счете 0 401 20 200 «Расходы хозяйствующего субъекта» ведется по кодам КОСГУ, то при формировании учетной политики учреждению целесообразно предусмотреть в рабочем плане счетов соответствующие аналитические счета по статьям (подстатьям) КОСГУ к счету 0 401 50 000. Напомним, в Инструкции N 162н учет расходов будущих периодов в разрезе кодов КОСГУ не предусмотрен.
Доходы являются объектом бухгалтерского учета на основании п. 5 ст. 5 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ. В то же время инструкции по бухгалтерскому учету в учреждениях не содержат четкого определения понятия «доходы».
Из буквального прочтения п. 3 Инструкции № 157н следует, что доходы и расходы государственных (муниципальных) учреждений – это финансовый результат изменения состояния активов и обязательств.
Такая трактовка согласуется с определением доходов в МСФО (IAS 18 «Выручка»), согласно которому доходами является экономическая выгода в период определенного отчетного периода в форме увеличения активов организации или уменьшения объемов обязательств.
Вместе с тем применяемое в российских стандартах бухгалтерского учета понятие «доходы будущих периодов» в МСФО отсутствует. Вероятно, в рамках мероприятий по реформированию российской системы бухгалтерского учета в соответствии с МСФО будут внесены изменения в Инструкцию № 157н и другие нормативные правовые акты, устанавливающие порядок ведения бухгалтерского учета и составления отчетности в государственных (муниципальных) учреждениях.
Одним из принципов бухгалтерского учета и отчетности является принцип соответствия, т. е. все доходы и связанные с ними расходы должны отражаться в бухгалтерской отчетности в том временном промежутке, когда они произошли.
Согласно п. 301 Инструкции № 157н поступления, начисленные (полученные) в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, являются доходами будущих периодов.
Здесь же приведены примеры таких доходов:
- доходы, начисленные за выполненные и сданные заказчикам отдельные этапы работ, услуг, не относящиеся к доходам текущего отчетного периода;
- доходы, полученные от продукции животноводства (приплод, привес, прирост животных) и земледелия;
- доходы по месячным, квартальным, годовым абонементам;
- иные аналогичные доходы.
При классификации доходов будущих периодов очень важно отличать их от сумм полученных предоплат (авансов), оплат в счет предстоящего выполнения работ (оказания услуг). При изменении условий договора или его расторжении предоплата (аванс) частично или полностью подлежит возврату заказчику (покупателю). А вот доходы будущих периодов – это доходы, которые с большой степенью вероятности не будут возвращены.
Поэтому к иным аналогичным доходам могут быть отнесены, например, доходы от предоставления неисключительных прав на нематериальные активы, если плата получена едино временно.
Учет расходов будущих периодов в 1С
Для учета доходов будущих периодов предназначен одноименный счет 401 40 (п. 301 Инструкции № 157н). По кредиту этого счета отражаются суммы доходов, относящихся к будущим отчетным периодам, а по дебету – суммы доходов, зачисленных на соответствующие счета доходов текущего финансового года при наступлении периода, к которому эти доходы относятся.
Пунктом 157 Инструкции № 174н и п. 185 Инструкции № 183н для бюджетных и автономных учреждений соответственно предусмотрено применение аналитических счетов:
- 0 401 40 130 «Доходы будущих периодов от оказания платных услуг»;
- 0 401 40 180 «Прочие доходы будущих периодов».
Бухгалтерские записи по счету 401 40 установлены для бюджетных учреждений – п. 158 Инструкции № 174н, для автономных – п. 186 Инструкции № 183н.
Бюджетное учреждение образования в рамках приносящей доход деятельности заключило с заказчиком договор на выполнение научно-исследовательской работы (НИР) на сумму 1 500 000 руб. Работа будет выполняться в два этапа:
- I этап – с 01.07.2014 по 01.12.2014. Стоимость работ составляет 1 000 000 руб.;
- II этап – с 02.12.2014 по 31.05.2015. Стоимость работ составляет 500 000 руб.
Договором предусмотрены расчеты по отдельным этапам выполнения работ. Передача результатов НИР осуществляется после завершения всех этапов.
В учете учреждения данная операция отражается следующими корреспонденциями:
- начислен доход в соответствии с договором и расчетными документами за выполненный и сданный заказчику I этап работ (декабрь 2014 г.), 1 000 000 руб.
Дебет 2 205 31 560 Кредит 2 401 40 130; - оплачен заказчиком I этап работ (декабрь 2014 г.), 1 000 000 руб.
Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 205 31 660,
одновременно поступление учитывается на забалансовом счете 17 (код 130 КОСГУ); - отражен доход текущего периода в сумме договорной стоимости сданных и принятых заказчиком результатов НИР (июнь 2015 г.), 1 000 000 руб.
Дебет 2 401 40 130 Кредит 2 401 10 130; - начислен доход в соответствии с договором и расчетными документами за выполненный и сданный заказчику II этап работ (июнь 2015 г.), 500 000 руб.
Дебет 2 205 31 560 Кредит 2 401 10 130.
Аналитический учет доходов будущих периодов осуществляется по видам доходов (поступлений), предусмотренных планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения, в разрезе договоров, соглашений. При формировании учетной политики учреждение вправе предусмотреть дополнительные условия аналитического учета доходов будущих периодов, принимая во внимание специфику своей деятельности. Эти условия могут согласовываться с требованиями налогового законодательства, например п. 2 ст. 271 НК РФ.
В настоящее время счет 401 40 применяется в основном с кодом 130 КОСГУ в рамках приносящей доход деятельности, как правило, в случаях, когда заключаются договоры на длительный период, превышающий один финансовый год, с поэтапной сдачей результатов работ. Однако, как мы успели убедиться, такое ограничение использования данного счета законодательством не установлено.
Кроме того, Минфин России планирует расширить функциональное назначение счета. Предполагается, что в будущем он будет использоваться для отражения следующих операций:
- 0 401 40 172 – реализация имущества в случае, если договором предусмотрена рассрочка платежа на условиях перехода права собственности на объект после завершения расчетов. При ведении учета методом начисления в период от момента заключения договора купли-продажи до прекращения права оперативного управления доходы от реализации имущества отражаются на субсчете 0 401 40 172;
- 0 401 40 180 – получение средств по соглашениям о предоставлении субсидий в очередном финансовом году (годах, следующих за отчетным), в т. ч. на иные цели, по соглашениям о предоставлении грантов, по иным договорам. Если соглашение заключено на несколько лет, то доходы по нему должны отражаться на счете 0 401 40 180. Они будут признаваться доходами текущего финансового периода согласно графику платежей.
В письме Минфина России № 02-07-007/57698, Казначейства России № 42-7.4-05/2.3-870 от 26.12.2013 в качестве рекомендации допускалась возможность отражения перечисленных операций на счете 401 40 по кодам 172, 180 КОСГУ. В будущем эти изменения планируется внести в инструкции по учету и отчетности.
» № 12/2017
Финансовый результат деятельности казенного учреждения формируется в том числе за счет доходов и расходов будущих периодов. К ним относят доходы (расходы), полученные (произведенные) в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам. В статье рассмотрим особенности признания и учета указанных составляющих финансового результата.
Инструкция № 157н предписывает учитывать в составе доходов и расходов будущих периодов следующие поступления и затраты (п. 301, 302):
Доходы будущих периодов |
Поступления, начисленные за выполненные и сданные заказчикам отдельные этапы работ, услуг, не относящиеся к доходам текущего отчетного периода |
---|---|
Доходы, полученные от продукции животноводства (приплод, привес, прирост животных) и земледелия |
|
Доходы по месячным, квартальным, годовым абонементам |
|
Доходы от реализации имущества казны, при условии рассрочки платежа на условиях перехода права собственности на объект после завершения расчетов |
|
Поступления по соглашениям о предоставлении субсидий в очередном финансовом году (годах, следующих за отчетным) |
|
Поступления по договорам (соглашениям) о предоставлении грантов |
Расходы будущих периодов* |
Затраты, связанные с подготовительными к производству работами в связи с их сезонным характером |
---|---|
Расходы по освоению новых производств, установок и агрегатов |
|
Расходы по рекультивации земель и осуществлению иных природоохранных мероприятий |
|
Затраты, связанные со страхованием |
|
Расходы по выплате отпускных |
|
Затраты, связанные с добровольным страхованием (пенсионным обеспечением) сотрудников учреждения |
|
Затраты по приобретению неисключительного права пользования нематериальными активами в течение нескольких отчетных периодов |
|
Расходы, связанные с неравномерно производимым ремонтом основных средств |
* Перечисленные затраты признаются расходами будущих периодов в случае, если учреждение не создает соответствующий резерв предстоящих расходов (п. 302 Инструкции № 157н).
Стоит отметить, что состав приведенных доходов и расходов не является исчерпывающим (то есть закрытым). Исходя из специфики своей деятельности, учреждение вправе закрепить в учетной политике иные доходы и расходы, а также критерии отнесения полученных сумм, произведенных выплат к доходам и расходам будущих периодов.
При этом следует учитывать, что поступления (перечисления) денежных средств в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), то есть авансы, доходами (расходами) будущих периодов не являются.
Согласно трудовому законодательству работодатель вправе предоставить отпуск «авансом», то есть до отработки работником соответствующего периода, за который предоставляется отпуск. В этом случае затраты учреждения по оплате отпуска следует учитывать в качестве расходов будущих периодов (Письмо Минфина РФ от 05.06.2017 № 02‑06‑10/34914).
В учете казенного учреждения будут отражены следующие корреспонденции счетов:
Сумма, руб. |
|||
---|---|---|---|
Отражены расходы будущих периодов по оплате отпуска, предоставленного «авансом» |
|||
Удержан НДФЛ с отпускных |
|||
Перечислены отпускные на «зарплатную» карту работника (12 000 — 1 560) руб. |
|||
Перечислен НДФЛ в бюджет |
|||
Начислены страховые взносы с отпускных: |
|||
на «травматизм» |
|||
Перечислены в бюджет страховые взносы: |
|||
на «травматизм» |
|||
По истечении периода, за который предоставлялся отпуск |
|||
Отражено отнесение на финансовый результат текущего финансового года расходов будущих периодов: |
|||
по уплате отпускных |
|||
по уплате страховых взносов |
Обращаем ваше внимание, что обязательства в счет предстоящей оплаты отпусков за фактически отработанное время или по выплате компенсаций за неиспользованный отпуск, включая платежи на обязательное социальное страхование работника, подлежат отражению в составе резервов предстоящих расходов на счете 1 401 60 000 (п. 302.1 Инструкции № 157н). Основное их отличие от расходов будущих периодов заключается в том, что сумма резерва отражается в учете в оценочном значении, и в результате погашения (исполнения) отложенного обязательства учреждению только предстоит понести расходы. В составе же расходов будущих периодов учитываются произведенные (начисленные) учреждением затраты, сумма которых точно определена, но эти затраты относятся к следующим отчетным периодам, поэтому они не признаются единовременно.
Казенное учреждение заключило договор ОСАГО на период с 1 января 2017 года по 31 декабря 2017 года в отношении служебного автомобиля. Сумма страховой премии составила 15 000 руб. Согласно учетной политике затраты на страховку учитываются на момент заключения договора в расходах будущих периодов, а затем ежемесячно в течение действия договора включаются в текущие расходы в размере 1/12 величины страховой премии.
В бюджетном учете данные операции отразятся следующим образом:
Сумма, руб. |
|||
---|---|---|---|
Перечислена страховая премия страховщику |
|||
Отражены расходы будущих периодов в сумме страховой премии по договору ОСАГО |
|||
Учтена предварительная оплата по договору со страховщиком при получении полиса ОСАГО |
|||
Ежемесячно в течение действия договора ОСАГО |
|||
Отнесена часть страховой премии на текущий финансовый результат (15 000 руб. / 12 мес.) |
Какие затраты могут учитываться в составе расходов будущих периодов?
- Как создать ТСЖ в многоквартирном доме – пошаговая инструкция
- Грузинские деньги: описание и фото
- Самые богатые люди в мире Рейтинг форбс самые богатые люди
- Темы планов по разделу экономика Сложный план по обществознанию экономика
- Медицинское страхование туристов по турам от Anex Tour Анекс тур страхование
- Как определить, какой вид деятельности является основным
- Образец: договор купли-продажи с задатком со стороны покупателя Договор купли продажи авансовый платеж
- Если поклажедатель не забирает имущество
Согласно положения о бухгалтерском учете (п.16 ПБУ 2/2008) к РБП можно отнести лишь два вида расходов:
- затраты на строительные работы (как в примере, приведенном выше);
- программное обеспечение;
К РБП можно отнести и другие виды расходов, которые необходимо списывать в счет себестоимости постепенно, но в этом случае бухгалтер должен доказать обоснованность отнесения расходов именно к РБП. Другими словами, ему нужно доказать, что расходы необходимо понести, для того, чтобы получать доход в будущем.
Пример 2. ООО «Инженеринг» ведет разработку усовершенствованной камеры наблюдения. Понесены следующие затраты:
- оплата труда инженеров-разработчиков;
- производство опытных образцов;
- испытательные работы;
- аренда помещения для ведения работ и испытаний;
- расходы на получение патентов, сертификации и другой необходимой для запуска производства документации.
Все эти расходы можно включить в состав расходов будущих периодов, а после запуска серийного производства, равномерно списывать полученную сумму на себестоимость.
Очевидно, что неэффективно включать понесенные расходы в стоимость другой продукции или же единовременно в стоимость первой партии видеокамер. А вот если равномерно распределить затраты на инженерно-изыскательские работы, скажем на один-два года или на одну-две тысячи выпущенных изделий, будет правильно.
Такой же подход можно применять к
- разработке нового кондитерского изделия в кулинарии или кафе;
- освоении новой услуги или работы (новый вид отделки стен, внедрение нового оборудования). В этом случае к РБП можно отнести расходы на обучение персонала.
Порядок отнесения расходов в счет РБП обязательно должен быть расписан в учетной политике.
Согласно п. 30 Инструкции № 162н в новой редакцииучет вложений в нефинансовые активы ведется на счетах аналитического учета счета 0 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы», предусмотренных приложением 1 к Инструкции № 162н, с указанием в 1 – 17-м разрядах номера счета соответствующего кода (составной части кода) бюджетной классификации РФ, а в 24 – 26-м разрядах номера счета – подстатьи КОСГУ, соответствующей экономической сущности осуществляемого факта хозяйственной жизни (отражаемого объекта бухгалтерского учета).
В части применения этого счета скорректированы следующие проводки:
Дебет | Кредит | Изменения | |
Учет операций по вложениям в объекты основных средств, нематериальных, непроизведенных активов, материальных запасов при их безвозмездном получении* | 0 106 00 000 | 0 304 04 310, 0 304 04 320, 0 304 04 330, 0 304 04 340, 0 401 10 190 | Уточнено, какие суммы учитываются,
по счету 401 10 следует применять статью 190 КОСГУ вместо подстатей 151 – 153, 189 |
Формирование фактической стоимости по материальным запасам при их безвозмездном получении при централизованном снабжении (централизованных поставках), включая затраты по нескольким договорам, распоряжениям, извещениям | 0 106 34 340 | 0 304 04 340, 0 401 10 190 | По счету 401 10 применяется статья 190 КОСГУ вместо подстатей 151, 189 |
Передача произведенных вложений в объекты нефинансовых активов | 0 304 04 310 (0 304 04 320, 0 304 04 330, 0 304 04 340) | 0 401 20 240, 0 401 20 250, 0 401 20 280 | По счету 401 20 применяются статьи 240, 250, 280 КОСГУ вместо подстатей 241, 242, 251, 252 |
* Учет произведенных сумм капитальных вложений, в том числе в целях формирования сумм фактически произведенных капитальных вложений в объекты нефинансовых активов (формирования стоимости объектов нефинансовых активов).
Согласно п. 66 Инструкции № 157н, программное обеспечение, полученное в пользование учреждением (лицензиатом) учитывается на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование». Стоимость программного обеспечения определяется исходя из вознаграждения, установленного в договоре.
Аналогичные разъяснения даны в Письмах Минфина РФ от 02.10.2013 № 02-06-10/40915, от 29.08.2013 № 02-06-10/35603.
Документом, регулируемым порядок ведения бухгалтерского и налогового учета, является учетная политика. Документ утверждается приказом, изданным в учреждении. Учетная политика, принятая учреждением, исполняется последовательно с внесением корректив при изменении законодательства или внутренних условий. Политика формируется в зависимости от особенностей предприятия, структуры и назначения деятельности. В документе указывают:
- Перечень используемых при учете информации рабочих счетов.
- Порядок документооборота, используемые в учете первичные формы, график создания и передачи, список ответственных лиц.
- Документы первичного учета, отличающиеся от унифицированных форм с обязательными реквизитами.
- Порядок проведения инвентаризаций, система внутреннего контроля.
- Методы оценки имущества, обязательств и иные правила, обеспечивающие законность операциям.