Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Перечень товаров подлежащих обязательной сертификации в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 17 марта 2009 года № 241 «Об утверждении списка продукции, которая для помещения под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на территории Российской Федерации, подлежит обязательному подтверждению соответствия требованиям Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»»
(с изменениями на 9 августа 2016 года)
Перечни продукции (обязательная оценка соответствия)
- Сертификация
- Декларирование
- Техническая документация
- Промышленная безопасность
- Роспотребнадзор
- ISO
- Пожарная безопасность
- Другая разрешительная документация
Во-первых, разберемся, кого закон обязал заниматься маркировкой товаров с 2021 года. Это должны делать все участники оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке. В п. 19 ст. 2 федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ указано, что к таким участникам приравниваются все хозсубьекты, которые взаимодействуют с товаром:
- производители продукции;
- импортеры продукции;
- поставщики продукции;
- торговые предприятия, продающие товар конечному потребителю.
Об организационно-правовой форме ничего не сказано, поэтому эта обязанность относится как к организациям, так и к индивидуальным предпринимателям.
О продаже маркированных и немаркированных товаров одновременно мы писали здесь.
Как совмещать УСН и ПСН, можно прочитать в статье.
Кто не должен заниматься товарной маркировкой в 2021 году:
- Конечный покупатель, когда он является организацией или ИП: если товар куплен для личных или хозяйственных нужд предпринимателя или предприятия, то маркировать товар уже не следует.
- Посредники при продаже товаров.
- Те, кто оказывает услуги по перевозке, доставке, упаковке и пр.
За счет процедуры маркировки будет отслеживаться весь путь товара от производителя до конечного потребителя.
Остановимся на перечне товаров, подлежащих маркировке с 2021 года.
По некоторым товарам правительство отсрочило маркировку. Исключения коснулись товарных остатков, которые успели закупить, но не успели продать до ввода маркировки. К сожалению, отсрочки не бесконечные: в 2021 году многие из них закончатся.
Обувь
Маркировка обуви стала обязательной с 1 июля 2020 года. Но товарные остатки временно разрешили хранить и перевозить без маркировки. Промаркировать эти товары нужно до 1 июня 2021 года, ввести их в оборот — до 15 июня. Если не успеть, остатки может конфисковать Роспотребнадзор (могут и не заметить, но лучше не рисковать).
Маркировка парфюмерии стала обязательной с 1 октября 2020 года. Но товарные остатки разрешили продавать до 31 сентября 2021 года. Если вы не успеете промаркировать товары, то хранить их можно только до 31 октября — потом они будут под запретом.
Некоторые товары маркируют в качестве эксперимента. Правительство создаёт несколько контрольных групп и предлагает предпринимателям проверить, насколько эффективно работает система в их отрасли. Как только правительство получает результаты эксперимента, маркировка переходит в разряд обязательной.
1. Маркировка — это регистрация и учёт продукции в государственной системе «Честный ЗНАК». Она помогает отслеживать весь путь товара от производства до продажи.
2. К маю 2021 года обязательная маркировка охватила восемь категорий товаров: лекарства, табак, одежду, товары лёгкой промышленности, шубы, парфюмерию, шины и фототовары.
3. В 2021 году станет обязательной маркировка молочных товаров:
-
с 1 июня — сыр, творог, мороженое и пищевой лёд;
-
с 1 сентября — молочная продукция со сроком годности более 40 дней;
-
с 1 декабря — молочная продукция со сроком годности менее 40 дней.
4. С 1 сентября станет обязательной маркировка велосипедов и велосипедных рам.
5. В 2021 году закончатся отсрочки по маркировке товарных остатков для двух категорий: обуви и парфюмерии. Обувь нужно промаркировать до 1 июня, духи и туалетную воду — до 31 сентября.
6. По некоторым товарам проходят маркировку только тестируют, но со временем она станет обязательной. Сейчас действуют четыре эксперимента: упакованная вода, пиво, БАДы и кресла-коляски. В тестовой маркировке пива и БАДов даже можно поучаствовать, если отправить заявку в «Честный ЗНАК».
Согласно действующему с 15.12.2020 Распоряжению Правительства № 3322-р, в перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке с 2021 года, внесены изменения. Они коснулись сроков нанесения идентификаторов на молочные продукты, велосипеды и велосипедные рамы.
Напомним, что маркировка молока и готовых продуктов на его основе по отдельным группам ТН ВЭД должна была начаться с 20 января 2021 года, но, согласно последним новостям, правительством внесены коррективы в ранее сформированный график.
1. Задай вопрос нашему специалисту в конце статьи.
2. Получи подробную консультацию и полное описание нюансов!
3. Или найди уже готовый ответ в комментариях наших читателей.
Какие товары надо маркировать в 2021 году
В таблице представлены точные сроки маркировки товаров с 2021 года.
С 1 января 2021 г. начинается маркировка товаров легкой промышленности. Первыми в новом году пополнят список товаров с кодами Data Matrix следующие виды продукции:
- одежда из натуральной или композиционной кожи;
- рабочая одежда;
- трикотажные блузки и другие виды одежды ручной или машинной вязки (для девочек и женщин);
- верхняя одежда для мужчин и мальчиков, женщин и девочек — пальто, ветровки, штормовки и прочее;
- постельное, кухонное, туалетное, столовое белье.
Маркировочные коды наносят на упаковку и ярлык. В некоторых случаях этикетку клеят непосредственно на одежду.
Также с 01.01.2021 вводится обязательная маркировка ювелирных изделий. К ним относятся:
- драгоценные камни (алмазы, бриллианты, сапфиры, изумруды, рубины) и вставки из них;
- палладиевый и платиновый порошки;
- золото, платина и изделия из них, включая золотые монеты.
Драгоценности маркируют идентификаторами Data Matrix, которые клеят на бирки изделий. Также допустимо нанесение нанометки размером 1 × 1 мм непосредственно на металл.
В 2021 Правительством РФ уже определены точные сроки проведения экспериментов по маркировке продукции. Стартовали пилотные проекты по нанесению идентификаторов на велосипеды, кресла-коляски, питьевую воду и пиво. Их участниками стали добровольцы. Как правило, это крупные предприятия — «акулы» российского рынка. По завершении экспериментов будет проведен экспертный анализ бизнес-процессов — на его основе установят сроки начала обязательной маркировки и запрета на оборот продукции без средств идентификации.
- 2021 год, конец января – молочные продукты и сливки, со сроком хранения не менее 28 суток со дня выпуска.
- 2021 год, начало июля – напитки, содержащие молочный жир, творог, сыр, сыворотка, масло, для изготовления которого используются натуральные сливки, которые нельзя хранить больше двадцати восьми дней.
- 2021 год, начало октября – ферментированные продукты, кефир, йогурты, пахта.
Регистрация молочной продукции, которая произведена на крестьянских хозяйствах, отложена до начала октября 2022 года.
- Производителями (при условии нахождения промышленных объектов в России).
- Импортерами (когда продукция ввозится из-за государственной границы РФ).
- Комиссионерами (в случае получения товара от физических лиц, с которыми заключен договор о комиссионных выплатах).
- Розничными магазинами, оптовыми компаниями, если речь идет об остатках.
Что ждет сертификацию продукции в 2021 г.
- На сайте «Честный знак» компании следует завести учетную запись. При этом обязательно наличие электронной подписи.
- Информация о партии товара передается оператору, который вносит ее в базу.
- На товары заказываются коды DataMatrix. Возможно поштучное формирование на каждую отдельную единицу или как универсальные передаточные документы на всю партию.
- Продукция маркируется. При этом коды могут наноситься непосредственно на товар или его упаковку. Кроме того, есть вариант наклеивания этикеток или крепления бирок.
- Ставятся и настраиваются двухмерные сканеры, позволяющие считывать код. Используются они либо в кассовой зоне, либо на приемке.
- Обновляется ПО на онлайн-кассах, что способствует корректному распознаванию 2D-кодов и передаче данных в систему посредством оператора фискальных данных.
- Отлаживается процесс приемки, продажи, а также возврата товаров с маркировкой. Сотрудники проходят курс обучения.
- Информация о фирме, ИНН участника оборота.
- Номер технического регламента и код товара.
- Страна производитель.
- К какой категории относится изделие и как оно называется на этикетке.
- Код ТН ВЭД ЕАЭС.
- Отличительные черты конкретных групп (размер, цвет, сырье, половое предназначение).
- Товарный знак.
Санкции за нарушение правил маркировки действует в РФ с 2019 года. В статье 15.12 КАП каждый желающий может ознакомиться с их подробным описанием и размерами.
- для граждан – от 2 до 4 тысяч рублей;
- должностные лица (директор, бухгалтер) – от 5 до 10 тысяч рублей;
- ИП или компании – от 50 до 300 тысяч рублей.
- индивидуальные предприниматели – от 5 до 10 тысяч рублей;
- юридические лица – от 50 до 100 тысяч рублей.
Единое для всех этих пунктов то, что продукция в любом случае конфискуется.
Выводы
На протяжении 2021 года вменяется в обязанность производителям, магазинам и поставщикам регистрация покрышек и шин, туалетной воды и духов, молока и молочной продукции, товаров легкой промышленности и одежды.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 17.03.2010 N 148, от 17.03.2010 N 149, от 26.07.2010 N 548, от 17.08.2010 N 630, от 20.10.2010 N 848, от 13.11.2010 N 906, от 21.03.2012 N 213, от 04.05.2012 N 435, от 18.06.2012 N 596, от 04.03.2013 N 182, от 04.10.2013 N 870, от 11.11.2013 N 1009, от 21.07.2014 N 677, от 31.07.2014 N 737, от 02.10.2014 N 1009, от 20.10.2014 N 1079, от 02.04.2015 N 309, от 03.09.2015 N 930, от 04.03.2016 N 168, от 14.05.2016 N 413, от 26.09.2016 N 964, от 17.06.2017 N 717, от 17.07.2017 N 844, от 19.01.2018 N 31, от 21.02.2018 N 178, от 28.02.2019 N 199, от 07.03.2019 N 237, от 24.04.2019 N 489, от 20.11.2019 N 1476, от 26.12.2019 N 1854, от 15.01.2020 N 14, от 10.02.2020 N 116, от 26.06.2020 N 929, от 04.07.2020 N 982)
В соответствии с пунктом 3 статьи 46 Федерального закона «О техническом регулировании» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации;
единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии.
2. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации разработать и утвердить в месячный срок порядок представления федеральными органами исполнительной власти информации о продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, и ее опубликования.
3. Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии и Федеральной таможенной службе с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти на основе единых перечней продукции, утвержденных пунктом 1 настоящего постановления, обеспечить публикацию информации:
Какие коды ТН ВЭД товаров подлежат обязательной маркировке
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 17.03.2010 N 149, от 26.07.2010 N 548, от 17.08.2010 N 630, от 20.10.2010 N 848, от 13.11.2010 N 906, от 21.03.2012 N 213, от 04.05.2012 N 435, от 18.06.2012 N 596, от 04.03.2013 N 182, от 21.07.2014 N 677, от 31.07.2014 N 737, от 20.10.2014 N 1079, от 02.04.2015 N 309, от 03.09.2015 N 930, от 04.03.2016 N 168, от 14.05.2016 N 413, от 26.09.2016 N 964, от 17.06.2017 N 717, от 17.07.2017 N 844, от 19.01.2018 N 31, от 21.02.2018 N 178, от 24.04.2019 N 489, от 20.11.2019 N 1476, от 26.12.2019 N 1854, от 15.01.2020 N 14, от 10.02.2020 N 116, от 26.06.2020 N 929)
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 17.08.2010 N 630, от 20.10.2010 N 848, от 13.11.2010 N 906, от 21.03.2012 N 213, от 04.05.2012 N 435, от 18.06.2012 N 596, от 04.03.2013 N 182, от 04.10.2013 N 870, от 11.11.2013 N 1009, от 02.10.2014 N 1009, от 20.10.2014 N 1079, от 04.03.2016 N 168, от 17.06.2017 N 717, от 21.02.2018 N 178, от 28.02.2019 N 199, от 07.03.2019 N 237, от 24.04.2019 N 489, от 15.01.2020 N 14, от 04.07.2020 N 982)
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1013 «Об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, и перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 33, ст. 3899).
2. Абзац второй пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 7 июля 1999 г. N 766 «Об утверждении перечня продукции, подлежащей декларированию соответствия, Порядка принятия декларации о соответствии и ее регистрации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 29, ст. 3746).
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 2000 г. N 403 «О внесении дополнений в перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации, и в перечень продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 22, ст. 2317).
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 января 2002 г. N 3 «О внесении изменения в перечень работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 53).
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2002 г. N 287 «О внесении изменений в перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации, перечень работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации, и в перечень продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 18, ст. 1773).
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2004 г. N 72 «О внесении изменений в перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации, в перечень продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии, и о признании утратившим силу перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 7, ст. 538).
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 505 «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2004 г. N 72» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 40, ст. 3960).
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2005 г. N 267 «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2004 г. N 72» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 18, ст. 1689).
9. Пункт 12 изменений, которые вносятся в постановления Правительства Российской Федерации по вопросам технического регулирования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2005 г. N 486 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 32, ст. 3326).
10. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2005 г. N 775 «О внесении изменений в постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1013 и от 7 июля 1999 г. N 766» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 52, ст. 5739).
11. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2006 г. N 255 «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2004 г. N 72» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 18, ст. 2014).
12. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. N 810 «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2004 г. N 72» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 1, ст. 268).
-
Как посчитать торговую наценку: четыре способа
1,6 тыс. 0
Обязательная маркировка распространяется не на всю одежду и белье с кодами, перечисленными в Постановлении Правительства РФ от 31.12.2019 № 1956 (коды ОКВЭД 14.11.10, 14.14.13, 14.13.21, 14.13.31, 13.92.12, 13.92.13, 13.92.14 и коды ТН ВЭД 4203 10 000, 6106, 6201, 6202 и 6302). Под исключение подпадают (п. 3 Правил, утв. Постановлением № 1956 и п. 3 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.04.2019 № 515):
-
образцы продукции, предназначенные для проведения испытаний в целях оценки соответствия требованиям законодательства РФ, актов ЕАЭС, а также нормативно-правовых актов государств – членов ЕАЭС в области стандартизации;
-
продукция, ввозимая в РФ организаторами и участниками международных выставок и ярмарок в качестве образцов и экспонатов, не предназначенная для реализации (продажи);
-
продукция, находящаяся на временном хранении либо помещенная под процедуру таможенного склада;
-
товары, помещенные под процедуру таможенного транзита для перевозки (транспортировки) по ЕАЭС, от таможенного органа в месте прибытия до таможенного органа в месте убытия или внутреннего таможенного органа;
-
продукция, являющаяся иностранной безвозмездной (гуманитарной) помощью;
-
товары, реализуемые в магазинах беспошлинной торговли;
-
продукция при хранении ее производителем;
-
продукция, изъятая, арестованная, конфискованная или обращенная в доход РФ иным способом, а также та, на которую обращено взыскание, при приобретении, хранении, транспортировке, реализации (продаже);
-
продукция, подлежащая уничтожению, при хранении и транспортировке;
-
товары, ввозимые в РФ физическими лицами и приобретенные ими для личного пользования;
-
товары, предназначенные для официального пользования дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями, международными, межгосударственными и межправительственными организациями, при хранении, транспортировке и использовании таких товаров;
-
товары, помещаемые под таможенные процедуры для вывоза за пределы таможенной территории ЕАЭС;
-
товары, ввозимые в РФ или произведенные в РФ в качестве рекламных, маркетинговых образцов и не предназначенные для реализации (продажи);
-
продукция, не предназначенная для реализации (продажи) и ввозимая в РФ посредником по поручению иностранного производителя во исполнение спонсорских соглашений между этим иностранным производителем и другими лицами;
-
товары, возвращенные розничным покупателем, при их хранении и транспортировке при условии, что есть документ, подтверждающий их возврат.
Система прослеживаемости товаров с 2021 года
Наряду с маркировкой одежды и белья с 01.01.2021 г. участники оборота должны передавать в ИС МП информацию о вводе в оборот, выводе из оборота и обороте товаров (за некоторым исключением для товарных остатков). При этом запрещается ввод в оборот, оборот и вывод из оборота немаркированной продукции (п. 6 Постановления № 1956). Под вводом одежды и белья в оборот понимается (абз. 5 п. 2 Правил):
-
первичная возмездная или безвозмездная передача товаров от производителя новому собственнику или иному лицу для последующей продажи;
-
выпуск таможенными органами для внутреннего потребления или реимпорта ввозимых товаров (кроме товаров, ввозимых из стран — членов ЕАЭС);
-
ввоз товаров в РФ из стран ЕЭАС организацией (ИП);
-
реализация (продажа) комиссионером товаров, полученных от физических лиц (не ИП) в рамках посреднического договора;
-
возмездная или безвозмездная передача организациями (ИП) товаров, ранее приобретенных ими для целей, не связанных реализацией (продажей);
-
возмездная или безвозмездная передача организациями (ИП) новому собственнику товаров в качестве арестованной, конфискованной продукции, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства.
Под выводом из оборота одежды и белья понимается реализация товаров физлицу для личного потребления, в том числе розничная продажа, безвозмездная передача, уступка прав, отступное или новация; возврат комиссионером нереализованных товаров физлицам; продажа товаров организациям (ИП) для собственных нужд, не связанных с их последующей реализацией (продажей); принятие организацией (ИП) решения об использовании продукции для собственных нужд; изъятие (конфискация); утилизация; уничтожение; безвозвратная утрата; реализация (продажа) продукции по образцам или дистанционным способом при отгрузке со склада хранения для доставки потребителю (абз. 9 п. 2 Правил).
Под оборотом одежды и белья подразумевается ввоз в РФ; хранение; транспортировка; получение и передача товаров в РФ (в том числе приобретение и реализация) (абз. 22 п. 2 Правил).
При ввозе прослеживаемых товаров из стран ЕАЭС компании обязаны уведомлять об этом налоговые органы. Срок направления такого уведомления – в течение пяти рабочих дней с даты принятия этих товаров на учет (п. 25 Порядка).
Уведомление о ввозе товаров представляется в электронной форме по ТКС через оператора ЭДО. Конкретный порядок оформления и заполнения такого уведомления позднее будет утвержден ФНС.
Получив от компании уведомление о ввозе товаров, налоговики обязаны не позднее следующего календарного дня присвоить ввезенной товарной партии РНПТ и сообщить этот номер компании (п. 26 Порядка). Информирование о присвоении номера осуществляется также в электронной форме по ТКС.
При вывозе прослеживаемого товара на территорию другого государства – члена ЕАЭС компания опять же направляет в налоговую инспекцию соответствующее уведомление. Срок направления такого уведомления – в течение пяти рабочих дней с даты отгрузки товара (п. 23 Порядка).
Что касается товаров, ввезенных с территории иностранных государств, не являющихся членами ЕАЭС, то уведомление в целях их прослеживаемости подавать не нужно. РНПТ на такие товары формируется компанией самостоятельно из регистрационного номера декларации на товары и порядкового номера товара из такой декларации (Письмо Минфина от 30.03.2021 № 27-01-24/23047).
В отношении импортных товаров, уже имеющихся у компаний по состоянию на 1 июля 2021 года, действует особый порядок присвоения им РНПТ. Чтобы получить номер по имеющимся прослеживаемым товарам, компания должна провести инвентаризацию и подать в налоговую инспекцию уведомление обо всех выявленных остатках прослеживаемых товаров.
Такое уведомление компании обязаны представлять с даты вступления в силу утвержденного правительством перечня прослеживаемых товаров, а также вступления в силу изменений в указанный перечень (абз. 2 п. 28 Порядка).
На основании полученного уведомления налоговики в срок не позднее следующего календарного дня присваивают партии прослеживаемого товара РНПТ и сообщают его компании (п. 29 Порядка).
Уведомление об остатках товаров представляется в электронной форме по ТКС через оператора ЭДО. Формат и порядок заполнения такого уведомления позднее будет утвержден ФНС России.
При продаже прослеживаемых товаров компании, являющиеся плательщиками НДС, в обязательном порядке должны будут выставлять счета-фактуры всем без исключения покупателям. Даже тем, кто освобожден от исчисления и уплаты НДС и не является налогоплательщиком данного налога (будущая редакция пп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ). В частности, физлицам, приобретающим товар для личного пользования.
Наряду с документальным сопровождением всех операций с прослеживаемыми товарами участники их оборота обязаны регулярно отчитываться в ФНС о таких операциях. Отчет нужно будет подавать ежеквартально. Срок его представления – не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом (п. 32 Порядка).
Такой отчет во всех случаях нужно представлять в электронной форме по ТКС через оператора ЭДО.
В отчете указываются сведения обо всех операциях, которые производились с прослеживаемыми товарами за прошедший квартал. В частности, в нем должна содержаться информация о приобретении, реализации и передаче таких товаров, в том числе через агента или комиссионера.
Также отчет потребуется и при совершении операций по прекращению и возобновлению прослеживаемости товаров. Исключение составляют случаи вывоза товаров с территории РФ на территорию другого государства – члена ЕАЭС. О них отчитываться не нужно (п. 33 Порядка).
В настоящее время формат и порядок заполнения отчета об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, еще не утверждены. Предположительно Правительство РФ утвердит их не позднее 1 июля текущего года.
Чтобы участвовать в этом процессе, нужно подключить ИП или организацию к единой системе мониторинга. Причем для разных перечней маркируемых товаров принимаются различные программы – для табачной продукции одна, для лекарственных средств другая, для алкоголя – третья. Регистрация в каждом из сервисов бесплатная и пока добровольная, позже это станет обязательным условием работы. Чтобы успешно зарегистрироваться, нужно получить усиленную квалифицированную электронную подпись.
Пройти этот процесс предстоит не только производителям, но и продавцам. Основная причина в том, что новые сведения должны добавляться на каждом этапе движения любого изделия от момента создания до конечного приобретения клиентом. После регистрации предприятие описывает все, что у него есть из продукции, и запрашивает у системы коды на каждую вещь. Пока вся процедура бесплатная и добровольная, все уникальные изображения передаются без оплаты. Когда будет введена обязательная сертификация – придется платить за каждый элемент и заносить эти издержки в стоимость конечного продукта.
На данный момент разработано 10 групп, которые должны наклеить КиЗ:
- все, что относится к табаку и изделиям из него – до 1 марта 2019 г.;
- белье для кухни и спальни – до 1 декабря 2019 г.;
- обувные – до 1 июля 2019 г.;
- 12 нозологий лекарственных препаратов – до 1 октября 2019;
- все, касательно парфюмерии – с 1 октября 2020;
- разнообразная верхняя одежда от ветровок и штормовок до теплых плащей – до 1 декабря 2019;
- фотоаппаратура кроме кинокамер – до 1 декабря 2019;
- все остальные препараты для лечения – до 1 января 2020 г.;
- шины и покрышки для автомобиля – до 1 декабря 2019;
- пиво – начала вводиться с 1 июля 2018 г.
- кожаные и меховые предметы одежды — с 2021 года;
- молочная продукция — с 2021 г.;
- ювелирные изделия — с 2021 г.
Проведение реформы запланировано на 5 лет начиная с 2019 и заканчивая 2024 годом. Что войдет в окончательный вид приказа – пока неизвестно. Рассматриваются разные направления, выбираются те, которые больше подвержены фальсификату.
Те системы, которые сейчас регулируют изделия из меха и лекарства, уже продемонстрировали свою эффективность. В шубном производстве легальный оборот за год вырос в 10 раз. А в лекарственной сфере выявили и пресекли нарушения на огромные суммы.
1 Парфюм. 2 Верхняя одежда (пальто, накидки, куртки, лыжная экипировка) для мужчин. 3 Такие же вещи для женщин и девочек. 4 Постельные белье. 5 Обувные товары. 6 Фотокамеры и фотовспышки (не считаются только кинокамеры). 7 Шины. 8 Табачные изделия. 9 Вся одежда, которая изготавливается из кожи и меха. 10 Трикотажные вещи ручной и машинной вязки. 11 Ювелирные изделия. 12 Молочная продукция. Утверждён перечень товаров, подлежащих прослеживаемости
Это рисунок, который содержит в себе всю информацию о продаваемом изделии – дата и место создания, полное наименования как продукта, так и его производства.
Предъявляются требования к тому, как будет создано это изображение:
- Оно должно соответствовать стандартам и техническим условиям из приказа.
- Наносится несмываемой краской, которую разрешил к применению Госсанэпидконтроль.
- Каждый КиЗ должен быть достоверным, доступным и давать достаточно информации для потребителя или следующего посредника.
Есть два вида этой маркировки – торговая и производственная.
Последнюю могут наносить на:
- товарный ярлык;
- фирменную ленту;
- этикетку – наносится на лицевую сторону бутылки;
- контрольную ленточку;
- контрэтикетку – также, только на тыльной стороне;
- вкладыш;
- бирку – минимальный товарный ярлык;
- штамп (иногда соседствует со сроком годности);
- на упаковку.
Торговой можно считать ценник и оба вида чеков.
Основных назначений у этой манипуляции два:
- Увеличить легальный оборот и сбор налогов с производств и посредников.
- Уменьшить количество контрафакта на прилавках – не допустить реализацию некачественных продуктов по сниженным ценам, это может привести к появлению вреда для здоровья и смерти покупателя.
Но главное значение этих процедур – довести до потребителя все сведения о продукции, которую он покупает. Приобретая товары с КиЗ, он будет уверен в том, что они настоящие и изготовлены в соответствии с техническими условиями.
Все предприятия, занимающиеся производством и продажей табакосодержащего товарного ряда, будут должны иначе маркировать ее. Каждому участнику цепи придется закупить специальное оборудование и начать применять его.
Коды, которые будут наноситься, позволяют сохранять большое количество текстовой и цифровой информацию. Его невозможно подделать. У нанесения несколько целей:
- повысить контроль качества;
- увеличить объем собираемых налогов;
- вывести из оборота некачественную продукцию;
- убрать с рынка недобросовестных предпринимателей;
- минимизировать потери от воровства – продать повторно или то, что было украдено, не получится;
- оптимизировать учет – можно будет не считать все упаковки, а лишь один общий код с тары.
Сейчас под необходимость нанесения не попадает только табак для кальяна, но и об этом ведутся обсуждения на законодательном уровне. Более того, заграничные сигареты тоже можно продавать только с условием проставления российского КиЗ. Без него реализовывать продажу нельзя.
Производителям и всем перевозчикам нужно будет зарегистрироваться в специальной системе на платформе ИС МОТП. Там они получают доступ к электронному документообороту и начинают действовать.
За изготовление немаркированной продукции ИП получит штраф в размере от 10 000 до 15 000 рублей. Каждое ООО – от 100 000 до 150 000 р.
Если кто-то будет продавать то, что нельзя реализовывать без КиЗ, то штраф получат все:
- сам кассир – от 2000 до 5000 р.;
- ИП от 10 до 15 тыс. р.;
- ООО от 200 до 300 тыс. р.
Кроме того, орган, который выявит нарушение, имеет право забрать всю партию без штрихкодов.
Правительство РФ утвердило перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке. Переход на обязательную маркировку товаров проходит поэтапно. Распоряжением от 28.04.2018 № 792-р утверждены группы товаров, по которым планировалось введение маркировки и сроки ее введения. Однако, в дальнейшем сроки переносились, а группы товаров подвергались изменениям. В таблице приведены актуальные наименования групп товаров, коды в соответствии с ОКПД2 и ТН ВЭД, сроки введения маркировки, а также проводимые эксперименты.
Цифровая маркировка подразумевает регистрацию бизнеса и учет продукции в информационной системе «Честный ЗНАК». Цифровой контроль позволяет отследить цепочку движения товаров: от производства или таможни до розничного покупателя.
В июне 2021 года учетная система полностью охватывает 8 категорий продукции:
- Автомобильные шины и покрышки.
- Лекарственные препараты.
- Табачные изделия.
- Обувь любых категорий.
- Изделия легпрома.
- Шубы и другие меховые изделия.
- Парфюмерию: туалетную воду, духи.
- Фотоаппараты и фотовспышки.
Определить, подлежит ли артикул маркировке, можно по кодам ТН ВЭД и ОКПД 2. Список кодов для каждой категории продукции указан в постановлениях Правительства. На сайте «Честный ЗНАК» возможно проверить список кодов для каждого направления бизнеса.
На вторую половину 2021 года запланирован новый виток внедрения маркировки. С 1 июня уже началась маркировка фруктового льда, мороженого, сыров и творога. С 1 сентября начнется обязательный учет велосипедов и рам для них. Параллельно проводятся исследования по учету воды в бутылках, кресел-колясок, БАДов, пива и слабоалкогольных напитков.
Список товаров, подлежащих маркировке с 2021 года
До конца года перечень товаров с обязательной маркировкой, пополнят 2 новые категории. Это молочная продукция, а также велосипеды и рамы. Введение учета для этих товаров считается решенным вопросом. Утверждены правила и сроки обязательной маркировки для каждого вида продукции.
Молоко и продукты на его основе
- С 1 июня — мороженое, фруктовый лед, сыры, творог.
- С 1 сентября — другие продукты на основе молока годностью более 40 сут.
- С 1 декабря — другие продукты на основе молока годностью менее 40 сут.
В учетной системе нужно будет регистрировать молоко, сгущенное молоко, сливочное масло, йогурты, кефир, сливки. Когда начинать маркировку, зависит от времени годности. Фермерские хозяйства освобождены от обязательного учета до следующего года. Пока не подлежит контролю диетическое, детское и лечебное питание на основе молока.
Поскольку Россия является членом ЕАЭС, она обязана соблюдать предписания экономического совета организации. И постановления Правительства РФ не должны противоречить требованиям экономического союза.
Участники союза могут продавать без маркировки продукцию установленного объема и веса. Для оптовой тары: объем от 10 литров. Для индивидуальной тары: масса до 30 граммов.
С 1 сентября начнется цифровая маркировка велотоваров. Цифровой учет затронет все модели велосипедов, включая модели с грузовыми багажниками и двигателями. Маркировать нужно будет мужские, женские и детские велосипеды, спортивные и любительские модели. Маркировка велосипедных покрышек уже действует с 1 ноября 2021 г.
В прошлом году сроки постановки некоторых товаров на учет оказались недостаточными. На складах у предпринимателей скопилось большое количество изделий. Промаркировать остатки в срок для некоторых отраслей оказалось невозможно. Сложившаяся ситуация грозила большими убытками для бизнеса. Предприниматели выступили за продление сроков домаркировки.
В результате Правительство продлило сроки учета остатков для некоторых категорий продукции. Во время отсрочки можно ставить на учет товары, которые были закуплены до ввода ограничений, но не распроданы до указанной даты. К сожалению, почти все сроки домаркировки больше не действуют. В данный момент на домаркировке находятся лишь парфюмерные товары.
Маркировка обуви для любых потребителей введена 1 июля 2020 года. Немаркированные остатки можно было хранить и транспортировать без кодов Data Matrix до 1 июня, а вводить штрих-коды в оборот следовало до 15 июня. На данный момент сроки домаркировки обуви уже истекли.
По закону остатки обуви, которую не смогли промаркировать вовремя, запрещается продавать. За хранение и реализацию немаркированных товаров полагается штраф. Есть шанс, что нарушение не будет обнаружен Роспотребнадзором. Но мы советуем предпринимателям не рисковать.
Цифровой контроль за парфюмерией начался 1 октября прошлого года. Для продажи товаров без штрихкодов Data Matrix Правительство выделило ровно год. Продавать немаркированные изделия разрешается до 31 сентября 2021 года.
Хранить немаркированную продукцию разрешено до 31 октября 2021 года. До наступления этой даты следует промаркировать нераспроданные остатки. Хранение товаров без штрих-кодов Data Matrix окажется под запретом. Если проверка Роспотребнадзора обнаружит нарушение, за него полагается штраф и конфискация продукции.
До введения цифровой маркировки любой категории продукции ЦРПТ проводит эксперимент. В ходе эксперимента участники проверяют разные стратегии маркировки товаров. После окончания экспериментов ЦРПТ анализирует результаты. На основе полученных данных определяется план введения маркировки, способы нанесения штрих-кодов.
В 2021 году проводятся эксперименты для 4-х товарных групп:
- Бутилированная вода.
- Биологически активные добавки.
- Пиво и напитки с низким процентом алкоголя.
- Кресла-коляски для инвалидов.
Участники экспериментов делятся на контрольные группы. В каждой группе тестируется отдельная стратегия маркировки. Эксперимент позволяет узнать, насколько эффективно в сфере заработают разные стратегии. Через некоторое время после окончания эксперимента маркирование товарной группы становится обязательным.
-
Нижнее белье, чулочно-носочная продукция, купальники и домашняя одежда.
-
Спортивная одежда (кроме лыжных курток).
-
Платья, юбки, брюки, костюмы, пиджаки.
-
Одежда, которую шьют ателье по договору оказания услуг.
-
Детская одежда для грудничков.
-
Одежду секонд-хенд, если она относится к коду ТН ВЭД 6309 (одежда и другие изделия, бывшие в употреблении)
Если коды одежды секонд-хенд попадают под маркировку или она закупается без документов, магазин секонд-хенд должен ее промаркировать.
Обязательная маркировка одежды возлагается на производителей и импортеров (если товар ввозится из-за границы). Но бывают случаи, когда маркировать одежду понадобится и другим участникам оборота, в том числе и розничным магазинам:
-
Оптовикам при маркировке своих остатков на момент полного перехода к маркировке одежды.
-
Комиссионерам при получении товаров от физических и юридических лиц после заключения договора комиссии.
-
Розничным магазинам:
-
при маркировке остатков одежды на момент полного перехода;
-
если код маркировки поврежден или утрачен;
-
при возврате товара с нечитаемым или потерянным кодом.
-
-
Производитель, либо импортер: маркирует товар, формирует УПД с кодами на маркированную продукцию, выписывает бумажную накладную перевозчику и отправляет груз оптовику.
-
Оптовик получает товар, сравнивает поставку с УПД, подтверждает УПД, если все сходится, и создает новый УПД для отправки в розничный магазин.
У розничных продавцов возникло немало проблем с введением обязательной маркировки:
-
УПД от поставщиков теперь приходится принимать в электронном виде в личном кабинете ЭДО, а для этого требуется компьютер. Да еще и не один, если магазинов несколько. Это дополнительные расходы.
-
Если поставщик прислал коды маркировки, а они вдруг не соответствуют документам, то при приемке выяснить это напрямую через ЭДО нельзя. При списании товаров могут быть проблемы.
-
Теряется контроль над продажами. Если приемкой занимаются разные сотрудники, некоторые УПД пропускаются и не закрываются.
Все эти проблемы решаются с помощью современных кассовых сервисов, интегрированных с ЭДО.
Похожие записи:
-