Штрафы за несвоевременную сдачу бухгалтерской отчетности за 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штрафы за несвоевременную сдачу бухгалтерской отчетности за 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Несвоевременная сдача налоговых деклараций грозит привлечению к ответственности не только организации, но и должностных лиц.

Декларацию предоставляют в ФНС, вместе с уплатой соответсвующего налога, к ним относятся:

  • годовой налог на прибыль;
  • НДС;
  • транспортный налог;
  • налог на имущество;
  • акцизы;
  • водный налог;
  • единый налог при УСН;
  • ЕСХН;
  • земельный налог;
  • налог на игорный бизнес.

В отдельных случаях организация может подать единую упрощённую декларацию.

Вид наказания Последствия Основание
Штраф для организации С организации взыскивают 5% от суммы налога, который не выплачен в срок. Максимум — 30 процентов от этой суммы, но не меньше 1000 руб.
Сумма штрафа рассчитывается за каждый полный или неполный месяц просрочки со дня, установленного для подачи декларации или расчёта по взносам.
ст. 119 НК
Ответственность должностных лиц Предупреждение от 300 рублей до 500 рублей ст. 15.5 КоАП
Дополнительное последствие Блокировка счёта по истечении 10 рабочих дней со дня срока подачи декларации или расчёта подп. 1 п. 3, п. 3.2 ст. 76, п. 6 ст. 6.1 НК

Вид наказания Последствия Основание
Штраф для организации 1000 рублей за каждый полный или неполный месяц, со дня для подачи справки 6-НДФЛ п. 1.2 ст. 126 НК
Ответственность должностных лиц от 300 до 500 рублей ст. 15.6 КоАП
Дополнительное последствие Несдача справки ведёт к блокировке банковского счёта, если со дня срока предоставления 6-НДФЛ прошло 10 рабочих дней п. 3.2 ст. 76 НК
Вид наказания Последствия Основание
Штраф для организации За непредоставление формы организация заплатит 5% от суммы взноса, который не был уплачен в срок. Максимум — 30 процентов от этой суммы, но не меньше 1000 рублей. Сумма штрафа рассчитывается за каждый полный или неполный месяц просрочки со дня, установленного для подачи декларации или расчёта по взносам п. 1 ст. 26.30 Закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ
Ответственность должностных лиц Предупреждение или штраф в размере от 300 до 500 рублей ч. 2 ст. 15.33 КоАП

Штрафы за несвоевременную сдачу отчетности в 2021 году

Вид наказания Последствия Основание
Штрафы для организации Несвоевременная сдача декларации — от 20 тыс. до 80 тыс. рублей ст. 8.5 КоАП
Ответственность должностных лиц Несвоевременная сдача декларации — от 3 тыс. до 6 тыс. рублей
Вид наказания Последствия Основание
Штрафы для организации Компания заплатит 200 рублей за каждый несданный в срок отчёт. Организации, которым необходимо сдать отчётность в ГИР БО — от 3000 до 5000 рублей п. 1 ст. 126 НК
ст. 19.7 КоАП
Ответственность должностных лиц От 300 до 500 рублей за каждый несданный документ ст. 15.6 КоАП
ст. 19.7 КоАП
Дополнительное последствие ИФНС не вправе блокировать банковский счёт за несданный бухгалтерский отчёт письмо Минфина от 04.07.2013 № 03-02-07/1/25590;
письмо ФНС от 16.11.2012 № АС-4-2/19309;
письмо Минфина от 23.05.2013 № 03-02-07/2/18285

Все юридические лица, включая малые предприятия, сдают бухгалтерскую отчетность за 2020 год только в электронном виде.

Отчетность на бумажном носителе не примут. Об этом ФНС дополнительно напоминает в письме от 17.12.2020 № 07-04-07/110599.

Исключение предусмотрено только для организаций, которые были реорганизованы или ликвидированы на протяжении 2020 года. Это связано с тем, что сведения из последних отчетов этих организаций не попадаютв ГИРБО.

Если отчетность сдали не вовремя или не сдали совсем, накажут и саму компанию, и ее руководителя.

Штраф за каждую несданную форму отчетности для организаций — 200 руб. (п. 1 ст. 126 НК РФ).

Руководителя накажут на сумму от 300 до 500 руб. (15.6. КоАП РФ).

В пандемию часть бизнеса сумела воспользоваться мерами поддержки: субсидии, льготные кредиты.

В баланс данные о субсидиях и льготных кредитах попадают, если на 31.12.2020 есть остатки по счетам 66, 86 и 98.

Госпомощь в бухучете отражают на счете 86. Если субсидия нецелевая, ее можно либо учитывать на счете 86, либо сразу отнести на счет 91.

Если субсидия была израсходована до конца 2020 целиком, то в баланс она не попадет.

Если госпомощь расходуется по мере необходимости, то остатки по счетам 86 и 98 отражают в балансе.

Пример: ООО «Ласточка» получило субсидию и расходует ее постепенно на оплату аренды помещения:

Д 51 К 86 300 тыс. руб. — получена госпомощь;

Д 86 К 98 50 тыс. руб. — госпомощь в части признанных расходов включена в состав доходов будущих периодов;

Д 98 К 91.1 50 тыс. руб. — часть госпомощи признана в составе прочих доходов.

На конец года субсидия полностью не использована.

Остаток по счету 86 ООО «Ласточка» отразит в стр. баланса 1550 «Прочие обязательства», а по счету 98 — в стр. 1530 «Доходы будущих периодов».

Форму и состав пояснений к отчетности организация выбирает сама. Это может быть текстовый или табличный документ. Компании, которые вправе отчитаться по упрощенной форме, могут не включать пояснения в состав отчетности.

В 2020 году некоторые предприятия смогли получить льготные кредиты. Государство предоставило субсидии банкам, а они, в свою очередь, выдали кредиты организациям по льготной ставке.

То есть кредиты не поступали напрямую из бюджета, и поэтому не являются субсидиями или целевым финансированием.

Учитывать их нужно так же, как и обычные заемные средства.

Д 51 К 66 — получен кредит;

Д 91.2 К 66 — ежемесячно начисляются проценты по кредиту.

Если в апреле 2021 года организации спишут кредит и проценты по нему, тогда эти суммы нужно будет учесть в доходах. Но это произойдет уже после сдачи годового отчета.

Поэтому в балансе за 2020 год остаток по счету 66 отражают в стр. 1510 «Краткосрочные обязательства».

Исправлять потом отчетность не нужно, в ней все показано правильно. Но в пояснениях к балансу и отчету о финрезультатах за 2020 лучше указать, что в период наблюдения организация предположительно выполнит условия, необходимые для списания кредита по льготной ставке, и возвращать банку деньги в 2021 году не будет.

Некоторые организации-«счастливчики» были освобождены от уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль за второй квартал 2020 года.

Соответственно годовой налог на прибыль будет меньше. В отчете о финрезультатах уменьшится показатель по стр. 2410 «Налоги на прибыль (доходы)».

  • 8 примеров нетипичных услуг для бухгалтера-аутсорсера: что привлечет к вам клиентов

    1,9 тыс. 1

    Если фирма отчиталась не вовремя по другим видам фискальной отчетности, то ей грозят следующие санкции:

    Основание Сумма взыскания
    Нарушение срока подачи справок по форме 2-НДФЛ 200 рублей за каждую несданную вовремя справку
    Несдача расчета 6-НДФЛ 1000 рублей за каждый полный и неполный месяц просрочки
    Несвоевременная сдача годовой бухгалтерской отчетности в ФНС 200 рублей за каждую непредставленную форму

    За срыв сдачи расчета по страховым взносам наказание аналогично общим штрафам — 5% за полный и неполный месяц просрочки. Итоговая сумма наказания составит не меньше 1000 рублей и не больше 30% от суммы налога к уплате. Также рассчитают и наказание за просрочку сдачи отчета 4-ФСС в соцстрах.

    ВАЖНО! Фискальный штраф за несдачу в срок единой декларации в 2021 году не предусмотрен: сдача ЕУД — выбор, а не обязанность налогоплательщика. ЕУД заменяет отчетность по нескольким налогам, и если плательщик несвоевременно сдал или не сдал эти отчеты или не представил упрощенную форму, его накажут по единому правилу — от 5 до 30%, но не меньше 1000 рублей за каждую несданную декларацию.

    Наказание за непредставленную пенсионную отчетность по форме СЗВ-М составит по 500 рублей за каждое застрахованное лицо из просроченного отчета.

    Определим, какими проводками отразить санкции в бухгалтерском учете.

    Вот как начислить штраф за несвоевременную сдачу отчетности в бухучете:

    Дебет 99 Кредит 68.

    Уплату суммы в бюджет государства отразите следующей записью:

    Дебет 68 Кредит 51.

    Если наказание выписано за неподачу отчетности по страховым взносам, то операции отразите аналогичным образом, но с применением 69 счета «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» вместо 68. Отметим, что санкции за несданные отчеты по формам 4-ФСС и СЗВ-М следует относить на 69 бухсчет.

    ВАЖНО! Отражение в бухгалтерском учете сумм санкций не уменьшает размер налогооблагаемой базы по фискальным обязательствам, сборам и взносам.

    Начисленные пени отражайте на счете 91, так как данные виды расходов нельзя относить на бухсчет 99. Пени не включаются в состав налоговых санкций.

    Забыть сдать отчет – ночной кошмар бухгалтера. Я веду список в виде таблицы, где указаны организации и ИП, с которыми работаю, виды отчетов и сроки. Программа учета тоже напоминает о приближении даты «икс». Можно дополнительно настроить оповещения в смартфоне (и все равно пропустить сигнал). В этом плане хвалю Пенсионный фонд – обязательно присылает напоминания о передаче СЗВ-М каждый месяц через оператора ТКС. Иногда спасает.

    Если не повезло и грозит наказание, надо знать, к чему готовиться. Привлекают к ответственности в зависимости от вида отчетности.

    Как мы уже сказали выше, сумма штрафа за несдачу декларации рассчитывается в процентах от суммы налога к уплате, но при этом штраф не может быть меньше 1000 руб. Соответственно, за нулевую декларацию, сданную с нарушением срока или непредставленную вовсе, налоговики оштрафуют плательщика на 1000 руб. Безусловно, речь идет о ситуации, когда плательщик в любом случае обязан представить декларацию, даже если она и нулевая.

    За несоблюдение правил подготовки и сдачи отчетности назначают штрафы. Их можно получить за опоздание со сдачей и нарушение порядка представления. По каждому отчету могут быть выявлены и другие нарушения, но мы поговорим о штрафах, которые одинаковы для всех.

    Если компания опоздает со сдачей отчетности в ИФНС, ФСС или ПФР, то получит штрафы.

    Штраф за это нарушение составит 5 % от суммы налогов или взносов, начисленных за весь период или за последние 3 месяца периода, за который просрочен отчет. Срок начисления зависит от вида отчета, по налогам — на сумму декларации, по взносам — на сумму за последние 3 месяца.

    Отсчет срока опоздания начинается сразу со дня, следующего за крайней датой уплаты. При этом учитываются как полные, так и неполные месяцы. Важно, что заплатить меньше 1 000 рублей за опоздание не получится, но и штраф больше 30 % от страховых взносов не начислят.

    За несдачу бухгалтерской отчетности в налоговую и Росстат тоже назначают административные штрафы.

    Наказание от ИФНС — 200 рублей за каждую несданную форму. Например, если организация сдает только баланс и отчет о финансовых результатах, штраф составит 400 рублей. А если нужно сдавать и другие отчеты, такие как отчет об изменениях капитала, о движении денежных средств, о целевом использовании средств — штраф вырастет до 1 000 рублей.

    Руководителя и бухгалтера организации тоже могут оштрафовать на сумму от 300 до 500 рублей.

    Наказание от Росстата — от 20 000 до 150 000 рублей за несдачу отчетности или представление недостоверных сведений.

    Федеральный закон № 113-ФЗ, внесший изменения в ст. 15.11 и 15.15.6 КоАП РФ, вступил в силу 9 июня 2019 года, и именно с этой даты начинают действовать новые нормы названных статей, а в отношении должностных лиц бюджетных учреждений применяются новые размеры административной ответственности.

    Нормы какой статьи КоАП РФ (ст. 15.11 или 15.15.6) применяются при привлечении главного бухгалтера к административной ответственности?

    До вступления в силу Федерального закона № 113-ФЗ в отношении действий должностных лиц бюджетных учреждений применялась ст. 15.11 КоАП РФ. Положения ст. 15.15.6 КоАП РФ в отношении должностных лиц бюджетных учреждений не применялись, поскольку эта статья устанавливала административную ответственность за нарушения ведения учета должностных лиц в части порядка представления бюджетной отчетности, то есть отчетности, составляемой в соответствии с Инструкцией № 191н[1], а бюджетные учреждения составляют отчетность согласно Инструкции № 33н[2].

    В силу поправок, внесенных в названные статьи Федеральным законом № 113-ФЗ, в случае нарушения в бюджетном учете должностными лицами бюджетных учреждений требований к ведению бухгалтерского учета, составлению и представлению бухгалтерской отчетности применяются нормы, закрепленные в ст. 15.15.6 КоАП РФ.

    За какие виды нарушений в области бухгалтерского учета и составления отчетности предусмотрена административная ответственность за нарушения ведения учета ст. 15.15.6 КоАП РФ?

    Новой редакцией ст. 15.15.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность бюджетная отчетность:

    1) за непредставление или представление с нарушением сроков, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, бюджетным законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бухгалтерской отчетности;

    2) за нарушение требований к бухгалтерскому учету, повлекшее представление бухгалтерской отчетности, содержащей:

    • незначительное искажение показателей бухгалтерской отчетности;

    • значительное искажение показателей бухгалтерской отчетности;

    3) за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к составлению либо представлению бухгалтерской отчетности.

    За непредставление или представление с нарушением сроков, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, бухгалтерской отчетности должностные лица учреждения привлекаются к ответственности в виде административного штрафа в размере от 10 000 до 30 000 руб. (п. 1 ст. 15.15.6 КоАП РФ). Ранее в силу ст. 15.11 КоАП РФ штраф за подобное нарушение составлял от 5 000 до 10 000 руб.

    Положения ст. 15.15.6 КоАП РФ дифференцируют влияние нарушения на искажение показателей отчетности, соответственно, размер штрафа за нарушение, повлекшее незначительное искажение показателей бухгалтерской отчетности, отличается от размера штрафа за грубое нарушение требований к составлению отчетности, ведения бухгалтерского учета.

    В примечании к ст. 15.15.6 КоАП РФ разъяснено, какие нарушения относятся к нарушениям бухгалтерского учета, повлекшим незначительные и значительные искажения показателей бухгалтерской отчетности, а какие – к грубым нарушениям требований к бухгалтерскому учету и составлению либо представлению бухгалтерской отчетности. Для наглядности приведем штрафы по каждому виду нарушений в таблице:

    Нарушение требований к бухгалтерскому учету, повлекшее представление бухгалтерской отчетности, содержащей незначительное искажение показателей бухгалтерской отчетности.

    Описание нарушения

    Числовой показатель нарушения

    Искажение показателя бухгалтерской отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) финансовом результате

    Не менее чем на 1 %, но не более чем на 10 % и на сумму, не превышающую 100 000 руб.;

    не более чем на 1 % и на сумму, превышающую 100 000 руб., но не превышающую 1 000 000 руб.

    Занижение сумм налогов и сборов, страховых взносов

    На сумму, не превышающую 100 000 руб., вследствие нарушения требований к ведению бухгалтерского учета и (или) искажения показателей бюджетной или бухгалтерской отчетности

    Нарушение требований к бухгалтерскому учету, повлекшее представление бухгалтерской отчетности,содержащей значительное искажение показателей бухгалтерской отчетности.

    Описание нарушения

    Числовой показатель нарушения

    Искажение показателя бухгалтерской отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) финансовом результате

    Не менее чем на 1 %, но не более чем на 10 % и на сумму, превышающую 100 000 руб., но не превышающую 1 000 000 руб.;

    не более чем на 1 % и на сумму, превышающую 1 000 000 руб.

    Занижение сумм налогов и сборов, страховых взносов

    На сумму, превышающую 100 000 руб., но не превышающую 1 000 000 руб., вследствие нарушения требований к ведению бюджетного (бухгалтерского) учета и (или) искажения показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности

    Калькулятор штрафа за непред­ставление налоговой декларации (расчета по взносам)

    Пункт 5 ст. 15.15.6 КоАП РФ в редакции Федерального закона № 113-ФЗ устанавливает, что предусмотренная данная статьей административная ответственность бюджетная отчетность за искажение показателей отчетности не применяется:

    • к лицу, на которое возложено ведение бюджетного (бухгалтерского) учета;

    • к лицу, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета.

    При этом должно выполняться следующее условие: искажение показателей отчетности допущено в результате несоответствия составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни и (или) непередачи либо несвоевременной передачи первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета.

    Предусматривает ли ст. 15.15.6 КоАП РФ случаи, когда должностное лицо, совершившее нарушение, освобождается от административной ответственности?

    Согласно положениям ст. 15.15.6 КоАП РФ, изложенной в редакции Федерального закона № 113-ФЗ, должностные лица освобождаются от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные ст. 15.15.6 КоАП РФ:

    1) при представлении уточненной налоговой декларации (расчета) и уплате на основании такой налоговой декларации (такого расчета) суммы налога (сбора, страхового взноса), не уплаченной вследствие нарушения требований к ведению бухгалтерского учета и (или) искажения показателей бухгалтерской отчетности, а также при уплате соответствующих пеней с соблюдением условий, предусмотренных ст. 81 НК РФ;

    2) при представлении бухгалтерской отчетности, содержащей уточненные (исправленные) показатели (в том числе вследствие исправления выявленных ошибок в бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности):

    • до принятия бухгалтерской отчетности финансовым органом, главным распорядителем бюджетных средств, органом, осуществляющим в отношении государственного (муниципального) учреждения функции и полномочия учредителя, либо иным лицом, ответственным за формирование консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее – субъект консолидированной отчетности);

    • после принятия бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектом консолидированной отчетности, но до момента обнаружения органом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.15.6, ошибок в отчетности;

    • после проведения органом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, закрепленных в ст. 15.15.6 КоАП РФ, проверки бухгалтерской отчетности, по результатам которой не были обнаружены исправленные ошибки в отчетности.


    [1] Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утв. Приказом Минфина РФ от 28.12.2010 № 191н.

    [2] Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н.

    Если на проверке инспекторы обнаружат, что у компании нет учетной политики, это грозит серьезными финансовыми потерями для фирмы.

    Во-первых, могут пересчитать налоги самым невыгодным для компании методом. В результате фирме придется доплачивать налог вместе со штрафом и пенями – это статья 120 НК РФ «Грубое нарушение доходов и расходов и объектов налогообложения. Вот варианты:

    • 10 000 руб. – за грубое нарушение правил учета доходов и расходов в течение одного налогового периода (п. 1 ст. 120 НК РФ);
    • 30 000 руб. — за грубое нарушение правил учета доходов и расходов в течение нескольких налоговых периодов (п. 2 ст. 120 НК РФ);
    • 20% от не уплаченной суммы налога, но не меньше 40 000 рублей – за занижение налоговой базы при грубом нарушении правил учета доходов и расходов (п. 3 ст. 120 НК РФ).

    Возможны и другие последствия — за собственно непредставление учетной политики:

    • на фирму – штраф 200 рублей (п. 1 ст. 126 НК РФ);
    • административный штраф на директора — от 300 до 500 рублей (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

    Ответственность за данные нарушения предусмотрена ст. 15.11 КоАП РФ. Она предусматривает для бухгалтеров штрафы в размере от 5 000 до 10 000 рублей. За повторное нарушение установлен штраф от 10 000 до 20 000 рублей либо дисквалификация на срок от года до двух лет.

    Эти санкции применяются, в частности, за следующие нарушения:

    • занижение налогов не менее чем на 10% вследствие искажения данных бухгалтерского учета;
    • регистрация не имевшего места факта хозяйственной жизни либо мнимого или притворного объекта;
    • составление отчетности не на основе данных, содержащихся в регистрах учета;
    • искажение любого показателя бухгалтерской отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10%.

    С 9 июня 2019 года бухгалтер несет ответственность за искажение отчетности не во всех случаях (Федеральный закон от 29.05.2019 № 113-ФЗ).

    Штраф не назначается, если искажение произошло из-за того, что первичные документы были получены с опозданием или не получены вовсе. Также штрафа не будет, если бухгалтеру изначально передали первичные документы с искаженными данными.

    Ст. 15.5 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение сроков представления налоговых деклараций и расчетов по страховым взносам. За эти нарушения бухгалтеры несут ответственность в форме штрафов в размере от 300 до 500 рублей.

    Такие же штрафы предусматриваются за несдачу/несвоевременную сдачу расчета по форме 4-ФСС (ч. 2 ст. 15.33 КоАП РФ).

    При этом, с учетом конкретных обстоятельств дела (например, несдача отчетности по причине болезни) бухгалтера могут освободить от уплаты штрафа и ограничиться только предупреждением.

    Новый КоАП: предпринимателям назначили высокие штрафы

    Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций является основанием для привлечения бухгалтера к административной ответственности по ст. 15.1 КоАП РФ. По данной статье штрафуют, в частности, за наличные расчеты с другими организациями сверх установленных лимитов, неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности и накопление в кассе наличных денег сверх установленных пределов.

    Также по данной статье штрафуют и за несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств. Все вышеуказанные нарушения грозят бухгалтеру наложением административных штрафов в размере от 4 000 до 5 000 рублей.

    Ст. 19.7 КоАП РФ устанавливает для бухгалтеров штрафы за непредставление в налоговые органы годовой бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения о ней. За непредставление в ИФНС годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности бухгалтеры несут административную ответственность в форме штрафа в размере от 300 до 500 рублей.

    Такие же штрафы назначаются бухгалтерам и за несдачу обязательного экземпляра бухгалтерской отчетности в Росстат. С 2020 года обязанность по направлению обязательного экземпляра годовой отчетности в Росстат отменена (Федеральный закон от 28.11.2018 № 444-ФЗ).

    Бухгалтер несет административную ответственность за незаконное неудержание алиментов из зарплаты работника-должника по ч. 3 ст. 17.14 КоАП РФ. По данной норме бухгалтера могут наказать за невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя и представление недостоверных сведений об имущественном положении должника.

    За данные действия бухгалтер может быть оштрафован на сумму от 15 000 до 20 000 рублей. Такие же штрафы назначаются за утрату исполнительного документа и неисполнение требований исполнительного документа, в том числе полученного от взыскателя.

    Непредставление информации и документов по запросам налоговых органов, осуществляющих контроль применения ККТ, влечет ответственность по ч. 5 ст. 14.5 КоАП РФ.

    За данное нарушение бухгалтеру может грозить административный штраф в размере от 1 500 до 3 000 рублей.

    Неисполнение законного требования должностного лица налогового органа влечет для бухгалтера административную ответственность в соответствии с ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ.

    За данное нарушение последует предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 2 000 до 4 000 рублей. Такие же меры ответственности последуют и за неповиновение законному распоряжению сотрудника ИФНС.

    Просрочка в сдаче отчетности влечет наказание для налогоплательщиков. Размер санкции зависит от нескольких факторов. Основные правила, которыми руководствуются при назначении штрафа, установлены в ст. 119 НК РФ:

    1. Налог уплачен полностью, а декларация не представлена — штраф 1000 рублей.
    2. Налог уплачен частично или не уплачен совсем — штраф 5% от неуплаченной суммы обязательства за каждый месяц просрочки. Максимально возможная сумма — 30%, но не менее 1000 рублей.
    3. Не сдана нулевая декларация — 1000 рублей.

    Важно!

    Штраф не может быть назначен за несвоевременное предоставление ежеквартального авансового расчета по налогу на прибыль организации.

    Годовая отчетность за 2020 год

    Если компания согласна с нарушением и не планирует спорить с ФНС о дате подачи декларации, рекомендуется самостоятельно рассчитать и уплатить штраф. Для этого необходимо последовательно выполнить несколько шагов.

    1. Сдать отчетность и уплатить налог.
    2. Рассчитать сумму штрафа.
    3. Перечислить штраф по реквизитам территориальной налоговой инспекции на специальный КБК для уплаты штрафов по этому виду налога.
    4. Спустя 2-4 недели произвести сверку с ФНС и убедиться, что платеж поступил по назначению.

    По общему правилу, компания может быть привлечена к ответственности в течение 3 лет. Этот срок установлен для всех налогоплательщиков и не зависит от системы налогообложения или вида отчетности. Отсчет начинается с первого дня налогового периода, следующего за периодом, в котором было допущено нарушение.

    Пример

    Организация не сдала декларацию по налогу на прибыль и не заплатила налог за 2018 год. Несмотря на то, что последний день сдачи отчета и уплаты 28 марта 2019 года, началом для исчисления отсчета будет 01.01.2019 г. Срок привлечения организации к ответственности за несдачу декларации истечет 31.12.2021 г.

    Налоговая инспекция вправе снизить сумму штрафа, если посчитает причины задержки сдачи отчетности уважительными. Для этого налогоплательщик должен подать заявление, в котором укажет смягчающие обстоятельства и приложит документы, доказывающие это.

    В качестве аргументов можно использовать следующие доводы:

    • налог уплачен своевременно и бюджету не нанесен ущерб;
    • нарушение совершено впервые;
    • у налогоплательщика отсутствует просроченная задолженность по другим налогам.

    Важно!

    Если налоговая инспекция отказала в снижении суммы штрафа, ее решение можно оспорить в судебном порядке. Важно подкрепить свою жалобу документами, которые подтверждают заявленные требования налогоплательщика.

    Страхователь подал СЗВ-М вовремя, но после этого обнаружил в ней ошибку. Для исправления он подает уточненную форму, однако это происходит уже позже 15 числа.

    Отметим, что чуть более года назад вступила в силу Инструкция по ведению персонифицированного учета, утвержденная приказом Минтруда № 766н. В пункте 39 этого документа говорится о том, что к субъектам, самостоятельно исправившим свои ошибки, санкции не применяются. Тем не менее при проверках более ранних периодов специалисты ПФР нередко в таких ситуациях накладывают штрафы.

    Сразу скажем, что в подобных случаях арбитры обычно встают на сторону страхователей. Примерами могут служить постановления АС Дальневосточного округа от 10.04.17 № Ф03-924/2017 и АС Поволжского округа от 17.01.18 № Ф06-28745/2017. Аргумент: поскольку страхователь самостоятельно обнаружил и исправил ошибку до того, как об этом узнали в Фонде, то штраф накладывать неправомерно.

    О том же самом сказано и в постановлении АС Северо-Кавказского округа от 20.09.17 № А20-3775/2016. С той лишь разницей, что в нем речь идет о представлении отчетности в электронной форме.

    Бухгалтер подал СЗВ-М своевременно, однако по невнимательности не включил в форму одного сотрудника. Чтобы исправить эту оплошность, была подана дополняющая форма с данными этого работника. Однако уложиться с ее подачей в срок бухгалтер не успел. В результате последовал штраф в сумме 500 рублей.

    Если забытый сотрудник всего один или их несколько, это не беда. Но в крупных компаниях такая забывчивость может вылиться в весьма ощутимые проблемы.

    Правомерно ли в такой ситуации наложение штрафа? Ведь за рамками срока подачи отчетности сдавалась лишь дополняющая форма, тогда как первичная была подана вовремя. Арбитражная практика неоднозначна, например:

    1. Постановление от 25.12.17 № Ф03-5001/2017. Судьи встали на сторону ПФР. Аргумент такой: в дополняющей в форме сведения о забытых сотрудниках были поданы впервые. В исходной форме они отсутствовали, следовательно сведения о них поступили в фонд с опозданием.
    2. Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 05.10.17 № А78-1989/2017. Суд поддержал страхователя. По его мнению, дополняющая форма СЗВ-М, по сути, является исправлением ошибок исходного отчета. А за это штраф не налагается.

    Итак, судебная практика говорит о том, что в подобной ситуации шанс оспорить штраф все-таки есть. Так что если его сумма действительно существенна, стоит обратиться в суд.

    В следующем примере речь пойдет об оспаривании не самого факта наложения штрафа, а его суммы.

    В организации работает 100 человек. СЗВ-М подавалась в последний день срока, однако принята не была. Причина — в отношении трех сотрудников указаны некорректные данные (СНИЛС либо ИНН). Бухгалтеру ничего не остается, кроме как исправить ошибки и подать форму позже 15-го числа. В Фонде посчитали, что отчет подан с нарушением срока, и наложили штраф — 500 рублей за каждое застрахованное лицо. То есть сумма штрафа составила 50 тыс. рублей.

    Страхователь с этим не согласился. По его мнению, штраф должен рассчитываться исходя из количества лиц, в отношении которых в первоначально поданной форме были указаны некорректные данные. При таком расчете штраф должен составить всего 1,5 тыс. рублей. Кто прав?

    Опять же, единого мнения арбитров на этот счет нет. Были решения, когда суди принимали сторону Фонда (постановление АС Дальневосточного округа от 21.11.17 № Ф03-4421/2017). Но есть и противоположные исходы разбирательств, например, постановление АС Западно-Сибирского округа от 23.08.17 № А27-22235/2016. В нем указано, что отчет с ошибками в отношении отдельных лиц не может считаться несданным в полном объеме. Соответственно, исчислять штраф исходя из общего количества застрахованных лиц неправомерно.

    Таким образом, учитывая практику арбитражных судов, шанс на оспаривание подобного штрафа у страхователей имеется. Воспользоваться им или нет — это зависит от масштаба «бедствия».

    В случае, когда произошло нарушение срока сдачи СЗВ-М, организации могут грозить штрафные санкции. Такое может произойти даже в том случае, когда организация самостоятельно внесла коррективы и исправила ранее допущенные ошибки в СЗВ-М.

    Согласно п. 2 ст. 11 Закона № 27 утверждён список персональных данных, которые организация в обязательном порядке передает в Пенсионный фонд о каждом из своих сотрудников.

    Обзор Определения Конституционного Суда РФ от 23.04.2020 г. № 824-О. Организация передала всю необходимую информацию о сотрудниках в Пенсионный фонд в виде персонифицированного учёта по форме СЗВ-М в установленный законодательством срок, а позже самостоятельно обнаружила ошибку в собственной отчётности и представила в ПФР уточняющую форму.

    В результате чего ПФР применил к организации штрафные санкции, согласно ч. 3 ст. 17 Закона № 27-ФЗ за нарушение сроков сдачи отчётности. Данное решение было оспорено, после чего отменено и признано недействительным в связи с тем, что, согласно положениям законодательства РФ, организации имеют законное право самостоятельно выявлять, а также исправлять выявленные ошибки в уже ранее представленных персональных данных сотрудников, в случае, если организация обнаружила данные ошибки до того, как они были обнаружены сотрудниками Пенсионного фонда при проверке отчётности.

    Зачастую удается снизить сумму штрафа за несвоевременную сдачу СЗВ-М, если нарушения были допущены страхователем при смягчающих обстоятельствах. И примеров тому в арбитражной практике немало. К таким обстоятельствам могут отнести:

    1. Небольшой период просрочки. В понимании судей это, как правило, не более 16 дней.
    2. Первичность нарушения. Тем, кто прежде подобного не совершал, на первый раз штраф могут прилично скостить.
    3. Отсутствие задолженности по уплате страховых взносов. Если плательщик на хорошем счету, ему могут пойти навстречу и уменьшить сумму санкций.
    4. Технические неполадки: отсутствие связи, электричества, сбои программного обеспечения и так далее. Зачастую штрафы полностью отменяют.
    5. Тяжелые жизненные обстоятельства лиц, от которых в силу должностных обязанностей зависит сдача СЗВ-М.

    В следующей таблице приведены примеры смягчающих обстоятельств.

    При оформлении возражения по акту проверки ПФР с целью последующего обжалования в суде, необходимо указать одно или несколько следующих обстоятельств:

    • незначительность нарушения срока сдачи отчётности;
    • объективные обстоятельства: сбой в системе, поломка ПК;
    • сотрудник не уведомил своевременно о смене персональных данных или поздно принёс документы;
    • впервые допущенная ошибка;
    • исправления внесены до того, как ПФР обнаружил нарушения;
    • отсутствие урона для бюджета.

    Штрафные санкции могут быть полностью аннулированы по решению суда, при условии, что со стороны ПФР имели место нарушения закона в части:

    • формирования акта нарушения;
    • соблюдения сроков отправки акта страхователю;
    • предоставления возможности добровольно исправить ошибку;
    • сроков выдачи СНИЛС работникам.

    Количество найденных процессуальных ошибок прямо влияет на решение суда об отмене или снижении штрафа.

    Обжалование решения ПФР вполне возможно осуществить, минуя сам фонд. В этом случае возражения на акт проверки необходимо направлять сразу в суд.

    Новая форма РСВ за 1 квартал 2021 года

    Бланк Расчета по страховым взносам 2021

    Сведения о среднесписочной численности в 2021 году

    Как заполнить РСВ при превышении предельной базы в 2020 году

    Расхождение РСВ и СЗВ-СТАЖ – что делать

    Налоговый кодекс РФ четко регламентирует сроки представления «Расчета по страховым взносам» (РСВ). Их несоблюдение грозит страхователям санкциями. Расскажем, какой штраф за невовремя сданный РСВ может быть назначен налоговиками в 2021 году.

    Ответственность за непредоставление налоговой декларации

    Налоговые декларации, в которых отсутствует налоговая база, считаются нулевыми. Если организация не вела деятельность, не получала дохода, но является плательщиком налога, нужно сдать нулевую декларацию. За несдачу полагается штраф — 1 000 рублей. Платить придётся за каждую несданную отчётность.

    Деятельности ещё нет, а отчётность уже требуют?

    Научим за 10 минут формировать нулёвки автоматически.

    Каждый работодатель сдает персонифицированные сведения о сотрудниках. Сюда входят отчёты СЗВ-М, СЗВ-стаж и СЗВ-ТД. Если в компании трудится более 25 человек, все эти отчёты работодатель обязан сдавать только в электронном формате. Если отчёт будет на бумаге, его оштрафуют на 1 000 рублей за каждую форму (ч. 4 ст. 17 закона 27-ФЗ от 01.04.1996г.).

    Другие штрафы:

    СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ. Организацию оштрафуют, если она сдаст эти отчёты позже срока. Размер штрафа — 500 руб. за каждого сотрудника. Если отчёт сдали вовремя, но кого-то из персонала пропустили, штраф — 500 руб. за каждого «потерянного» человека. Когда отчёт сдали своевременно, но указали ошибочные данные, например, неверный СНИЛС, штраф прежний — 500 руб. за каждого сотрудника с ошибкой. Должностное лицо оштрафуют на сумму от 300 до 500 рублей (статья 15.33.2 КоАП РФ).

    Кроме того, если не выдать сотруднику копию СЗВ-СТАЖ при увольнении, работодателю грозит штраф по п. 1 ст. 5.27 КоАП. Сумма штрафа от 1 000 до 5 000 руб. на должностных лиц и ИП, и от 30 000 до 50 000 руб. на организацию.

    СЗВ-ТД. За несдачу, нарушение сроков сдачи или ошибки в СЗВ-ТД в 2020 году пока не штрафуют. Ответственность, которая предусмотрена в законе № 27-ФЗ за подобные нарушения для персонифицированной отчетности, на СЗВ-ТД не распространяется. С 1 января 2021 года ответственность за непредставление, нарушение сроков или ошибки в СЗВ-ТД будет установлена в КоАП. Но если из-за того, что работодатель не сдал СЗВ-ТД или сдал с ошибками, сотрудник не сможет устроиться на работу, работодателя могут обязать компенсировать сотруднику потери (ст. 234 ТК РФ).

    За несвоевременную сдачу РСВ организацию накажут по ст. 119 НК РФ. Размер штрафа равен 5% от суммы взносов, указанных в отчёте, но не уплаченных в срок. Минимальный штраф 1 000 рублей. Верхняя граница штрафа — 30%. Штраф начисляется за каждый месяц просрочки, включая день подачи расчёта.

    При подсчёте штрафов налоговые инспекторы вычитают сумму взносов, которые были вовремя перечислены в бюджет. Так, если организация оплатила все взносы вовремя, она обойдётся минимальным штрафом в 1 000 рублей.

    Если организация опоздает с предоставлением РСВ на 10 рабочих дней и более, ФНС может заблокировать движения по расчётному счёту. Кроме того, руководителю выпишут предупреждение или оштрафуют на сумму от 300 до 500 рублей.

    «Моё дело. Бухобслуживание» берёт на себя любые штрафы, которые возникли по вине аутсорсера. Наша ответственность перед клиентами застрахована на 100 000 000 рублей.

    Штраф за несдачу справки-подтверждения в ФСС не предусмотрен. При этом у организации могут возникнуть другие негативные последствия. Если до 15-го апреля не представить в ФСС нужные документы, в ФСС на текущий год установят тарифы страхования от несчастных случаев по тому коду ОКВЭД из указанных в ЕГРЮЛ, который имеет наивысший класс профессионального риска. И доначислит взносы с начала календарного года. Таким образом, без последствий не подтверждать основной вид деятельности могут только организации, у которых и так основной ОКВЭД имеет наивысший класс риска среди остальных.

    Если налоговый агент не сдал расчёт вовремя или прислал с опозданием, штраф составит 1 000 руб. за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для сдачи расчёта в инспекцию (п. 1.2 ст. 126 НК). При задержке со сдачей формы 6-НДФЛ на 10 рабочих дней и более, организации грозит блокировка банковского счёта.

    Если инспекторы нашли в расчёте недостоверные сведения, выпишут штраф — 500 рублей. Сумма штрафа не зависит от количества ошибок в отчете. Важен сам факт предоставления 6-НДФЛ с ошибками. При этом, если организация сама обнаружила ошибку и сдала уточненный расчёт до того, как её нашли инспекторы, санкций не будет (ст. 126.1 НК).


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *