Как взять ребенка из детского дома на каникулы

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как взять ребенка из детского дома на каникулы». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Требования для получения заключения о возможности временного пребывания ребенка во многом совпадают с требованиями для усыновителей и опекунов. Так, «временная передача детей осуществляется в семьи совершеннолетних граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, за исключением:

а) лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

б) лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных в родительских правах;

в) бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;

г) лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;

д) лиц, имеющих или имевших судимость, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, против общественной безопасности, а также лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления;

е) лиц, имеющих инфекционные заболевания в открытой форме или психические заболевания, больных наркоманией, токсикоманией, алкоголизмом;

ж) лиц, не имеющих постоянного места жительства на территории Российской Федерации». (Согласно Постановлению Правительства РФ от 19 мая 2009 г. №432).

Как взять ребенка из детского дома на каникулы

В органы опеки по месту жительства вам следует предоставить следующие документы:

  • Заявление (по форме, утверждаемой Министерством образования и науки РФ)
  • копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность
  • справку органов внутренних дел, подтверждающую отсутствие судимостей, препятствующих принятию ребенка в семью (они указаны в пункте «д» в предыдущем разделе). Эта справка действует 1 год
  • справку лечебно-профилактического учреждения об отсутствии заболеваний, перечисленных в пункте «е» предыдущего раздела, либо медицинское заключение по форме 164/у-96 (это медицинское заключение желающего усыновить, принять под опеку/попечительство ребенка или стать приемным родителем). Справка действует 6 месяцев, после этого ее необходимо обновить.

Кроме вышеперечисленных документов вы имеете право предоставить «иные документы, свидетельствующие о наличии у него необходимых знаний и навыков в воспитании детей, в том числе документы об образовании, о профессиональной деятельности, прохождении программ подготовки кандидатов в опекуны или попечители» (Согласно Постановлению Правительства РФ от 19 мая 2009 г. №432).

Далее в течение 5 рабочих дней сотрудники органов опеки должны проверить предоставленные документы, произвести обследование вашего жилья и оформить заключение о возможности временной передачи ребенка, которое действительно в течение 2 лет со дня его подписания, или же выдать письменный отказ с указанием причин.

Небольшое дополнение: если по результатам обследования жилья оно будет признано не подходящим для проживания ребенка, у вас будет возможность брать ребенка на время (без ночевок), либо вместе выехать на отдых.

Теперь нужно обращаться в администрацию детского дома, предоставив им следующие документы:

а) заявление о временной передаче ребенка (в свободной форме);

б) копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность (с предъявлением оригинала);

в) заключение органа опеки и попечительства по месту жительства гражданина о возможности временной передачи ребенка в семью (или же заключение о возможности быть усыновителем или опекуном);

г) письменное согласие совместно проживающих совершеннолетних, а также детей старше 10 лет.

Далее администрация детского учреждения должна зарегистрировать заявление, предоставить сведения о детях, которых можно принять на временное пребывание и организовать первую встречу с ребенком.

Принимая решение администрация детского учреждения должна учитывать много факторов: желание самого ребенка (пожелания ребенка старше 10-ти лет могут быть написаны им самим); отношения между вами, ребенком и остальными членами семьи; если у ребенка в этом же детском доме есть братья и/или сестры, забирать в гости нужно всех; а также этническое происхождение ребенка (возможность обеспечения преемственности в языке, культуре и религии в соответствии с его происхождением).

Это решение должно быть принято в течение 7 дней с даты подачи документов в администрацию детского дома. При положительном решении выпускается приказ руководителя детского учреждения, с которым вы должны быть ознакомлены под роспись.

Отрицательное решение тоже оформляется письменно с указанием причин отказа.

При временной передаче ребенка выдаются следующие документы:

а) копия приказа о временной передаче ребенка (детей) в семью гражданина, заверенная руководителем организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

б) копия свидетельства о рождении ребенка, заверенная в установленном законом порядке, либо паспорт ребенка, достигшего 14 лет;

в) копия полиса обязательного медицинского страхования ребенка (детей);

г) копии иных документов, необходимых ребенку (детям) в период временного пребывания его в семье гражданина.

Также в соответствии с нормативными актами региона проживания ребенка вам будут выданы продукты или денежные средства на их приобретение на период пребывания ребенка в гостевой семье.

Ну и теперь о том, кого можно и нужно принимать в семью временно.

Начнем с тех, кого не стоит брать на выходные или каникулы: обычно специалисты не советуют брать детей младше подросткового возраста. Во-первых, они любой дом, в который их приглашают, очень быстро начинают считать своим, особенно если переночевали там. И конечно, в этом возрасте они особенно остро хотят, чтобы у них появились мама и папа, поэтому как ни объясняй, что в семье они временно, они просто не способны это понять и будут ждать и вас, и повторных «гостей», а то и с плачем цепляться за дверные косяки. Все-таки, такое временное проживание гораздо менее полезно, чем помощь в поиске постоянной семьи для ребенка.

Бывают ситуации, когда даже маленьким детям нужна временная семья, к примеру, когда постоянная семья уже нашлась, но не может забрать ребенка сразу. В этом случае, чтобы избежать ожидания в детском доме, специалисты принимают решение о том, что ребенку необходима временная семья. Но это возможно только при сопровождении специалистов, постоянно работающих с этими детьми и конечно, требует специальной подготовки и высокой степени осознанности от таких «временных» родителей, задача которых – стать «перевалочным пунктом» к постоянной семье. Такие профессиональные приемные семьи очень нужны нашим детям, но пока институт профессиональной семьи в нашей стране находится в зачаточном состоянии.

Как взять ребенка из детского дома в гости на выходные или каникулы

Вы можете взять ребенка из детдома «на каникулы», если вам уже есть 18 лет и вы гражданин РФ. При этом у вас не должно быть:

  • лишения или ограничения родительских прав;
  • неудачной истории с усыновлением или опекой, когда ваши обязанности были сняты по вашей вине;
  • судимостей (в этом пункте есть ряд исключений);
  • инфекционных заболеваний в открытой форме и зависимостей (алкогольной, наркотической).

Вы также не должны быть признаны недееспособным.

Дети из детдома могут находиться у вас максимум 3 месяца, в исключительных случаях — до 6 месяцев. Ваши с ребенком каникулы могут проходить в лагере или санатории на территории России, на вашей даче или просто у вас дома. Покидать границы РФ с ребенком нельзя.

Вы также можете просто приходить в организацию и забирать ребенка для того, чтобы провести вместе время. При этом на сон ребенок может возвращаться в детский дом.

Про детей из детдома важно знать, что вы не имеете права оставлять их на кого-то другого. Исключением может стать только экстренная ситуация, когда ребенку требуется медицинская помощь.

Вы можете взять «на каникулы» любого ребенка в соответствии с правилами детского дома. Помимо этого, ребенок должен быть согласен. Согласие у него получают письменно (если он уже умеет писать) или устно (в нейтральном разговоре с психологом или педагогом, когда никто не может повлиять на мнение ребенка).

Если у ребенка есть родные братья и сестры, то брать детей можно только всех вместе за исключением тех случаев, когда братья и сестры не могут быть вывезены из организации по состоянию здоровья или просто потому, что сами отказались.

Если у вас нет действующего заключения о возможности быть усыновителем или опекуном (срок действия такого заключения — 2 года), то вам нужно получить заключение о возможности временной передачи ребенка в семью. Для этого нужно подать в органы опеки и попечительства по месту жительства или временной регистрации следующие документы:

  • заявление (его заполняют лично, во время приема);
  • паспорт с отметкой о постоянной регистрации (оригинал и копия);
  • медицинское заключение медицинской организации (форма № 164/у-96);
  • документы, свидетельствующие о наличии необходимых знаний и навыков в воспитании детей, в том числе документы об образовании и (или) о квалификации, справка с места работы о занимаемой должности, копия свидетельства о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации (если имеются);
  • дополнительные документы.

Вам могут выдать нужное заключение сразу после проверки документов, или, в случае, если вы принимаете ребенка на вашей территории, после того, как органы опеки и попечительства проверят не только документы, но и ваши условия жизни.

После того, как заключение получено, отправляйтесь в детский дом, где находится ребенок, со следующими документами:

  • заявление о временной передаче ребенка (детей) в семью в свободной форме;
  • оригинал и копия вашего паспорта;
  • заключение органа опеки о возможности взять ребенка в семью;
  • письменное согласие всех проживающих с вами членов семьи старше 10 лет на временную передачу ребенка (если вы берете ребенка домой);
  • туристическую путевку в санаторий или лагерь (если вы едете с ребенком в санаторий или лагерь).

Взять ребенка из детдома на каникулы: инструкция

Если вам согласовали «каникулы» с ребенком, то вам должны также предоставить следующие документы на малыша:

  • копию приказа о временной передаче ребенка (детей);
  • копию свидетельства о рождении ребенка, заверенную в установленном законом порядке, либо копию паспорта ребенка, достигшего 14 лет;
  • копию полиса обязательного медицинского страхования ребенка (детей);
  • копии иных документов, необходимых ребенку (детям) в период временного пребывания в семье.

Если вам потребуются оригиналы этих документов, их могут выдать, но только по заявлению, в котором обоснована потребность в таких документах.

  • Путешествие с малышом: пошаговая инструкция
  • Дмитрий Медведев упростил порядок усыновления детей в России
  • Ответственная благотворительность: что такое гостевая семья и как действительно помочь ребенку-сироте

При желании взять детей, оставшихся без попечения родителей, необходимо предоставить в органы опеки или попечительства по месту своего жительства следующие документы:

  • письменное заявление о желании оформить опекунство;
  • копии документов, удостоверяющих личность (с предъявлением оригинала);
  • копию свидетельства о заключении брака;
  • справки о состоянии здоровья лица, супругов, подтверждающие отсутствие заболеваний, а также справки об отсутствии сведений о состоянии на учёте в наркологическом и психиатрическом диспансерах;
  • справку о наличии либо отсутствии судимости;
  • копию документа, подтверждающего право собственности на жилище или договор аренды жилья.
  • Письменное заявление о желании усыновить ребёнка;
  • копии документов, удостоверяющих личность;
  • письменное согласие близких родственников на усыновление ребёнка;
  • справка о размере дохода;
  • справка о семейном положении;
  • справка о состоянии здоровья, в том числе психического, об отсутствии наркотической, токсической, алкогольной зависимости;
  • справка об отсутствии судимости;
  • документ, подтверждающий наличие жилья;
  • заключение о возможности быть усыновителем, выданное органом, осуществляющим функции по опеке или попечительству.

Усыновителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:

  • лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
  • супругов, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
  • лиц, лишённых судом родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;
  • лиц, отстранённых от обязанностей опекуна или попечителя за ненадлежащее выполнение возложенных на него законами РК обязанностей;
  • бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;
  • лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права;
  • лиц, не имеющих постоянного места жительства;
  • лиц нетрадиционной сексуальной ориентации;
  • лиц, имеющих непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления на момент усыновления;
  • лиц без гражданства;
  • лиц мужского пола, не состоящих в зарегистрированном браке, за исключением случаев фактического воспитания ребёнка не менее 3 лет в связи со смертью матери или лишением её родительских прав;
  • лиц, которые на момент усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный законодательством РК;
  • лиц, состоящих на учёте в наркологическом или психоневрологическом диспансерах;
  • лиц, не состоящих между собой в браке.

Тайна усыновления в Казахстане охраняется законом. После того как суд выносит решение о передаче прав на ребёнка новым родителям, всякая связь ребёнка с биологическими родителями прерывается навсегда. При желании приёмные родители могут никогда не рассказывать ребёнку о том, что он им не родной.

№7. Есть ли очередь на усыновление детей?

Наличие очереди связано с тем, что кандидаты, как правило, имеют определённые предпочтения при выборе ребёнка. Потенциальные родители чаще всего ищут детей здоровых, своей национальности, младенческого возраста и, по возможности, похожих на себя.

Взять ребёнка из детского дома непросто, но, по мнению директора общественного фонда «Сообщество приёмных родителей Казахстана» Жанны Ким, куда сложнее сделать так, чтобы, несмотря на все трудности, его не вернули обратно. Возврат ребёнка в детдом, по её словам, в половине случаев оборачивается для него психбольницей: ребёнок не способен без последствий перенести такой стресс. Есть 5 причин, по которым чаще всего новоиспечённые родители решают снять с себя груз ответственности за дальнейшую судьбу ребёнка и возвращают его обратно в детский дом.

  • Отсутствие правильной мотивации. Стать приёмными родителями людей могут побудить самые разные причины: от желания создать полноценную семью, при неспособности родить самостоятельно, до страха одиночества в старости. Во всех этих случаях кандидаты на усыновление в первую очередь думают о себе, поэтому тщательно выбирают ребёнка, предъявляя требования к тому, кого хотят сделать новым членом семьи. В итоге при первых же сложностях новоиспечённые родители задумываются о том, чтобы ребёнка вернуть. К примеру, кандидаты на усыновление долго ищут и находят себе красивую, на первый взгляд, здоровую девочку, похожую на них, – точно такую, о какой мечтали, а когда ребёнку исполняется 3 года, выясняется, что у него аутизм. Для многих приёмных родителей это испытание, которое они не готовы преодолевать, хотя если бы это был их родной ребёнок, то количество пар, желающих расстаться с ним, было бы меньше. Правильная мотивация, по мнению эксперта, может быть одна: взять ребёнка, чтобы его любить и дать возможность стать полноценным членом общества. Это точно так же, как при рождении своего биологического ребёнка, когда у родителей нет возможности выбрать ему цвет волос, состояние здоровья и на кого ему быть больше похожим, на отца или мать, но радости от этого он меньше не приносит.
  • Отсутствие подготовительных школ для приёмных родителей. Во многих зарубежных странах прежде чем взять ребёнка на воспитание приёмные родители по закону обязаны пройти специальные курсы – без этого к детям их не подпустят. В Казахстане такого закона нет, поэтому специализированных школ единицы. В итоге родители зачастую просто не готовы к тому, что их может ждать, когда они возьмут ребёнка, а также не знают, как поступать в той или иной ситуации.
  • Отсутствие подготовительных школ приёмных детей. Нередки случаи, когда дети элементарно не знают, как себя вести, оказавшись в семье. Воспитанники приютов и детских домов привыкают к тому, что буквально за всё нужно бороться: за внимание к себе, за лакомый кусок, за место в иерархии среди сверстников. Многие дети, наслушавшись историй, испытывают стресс, из-за того что боятся быть возвращёнными в детдом. У неподготовленного ребёнка адаптация происходит гораздо сложнее.
  • Отсутствие дальнейшего сопровождения приёмных семей. Когда неподготовленные родители берут неподготовленных детей, ситуация вдвое усложняется. Особенно она становится непосильной, если семье некуда обратиться за помощью. К примеру, как поступить, если вдруг выяснятся, что приёмный ребёнок агрессивно настроен к биологическому? Вернуть в детдом или задуматься о том, как бы поступили, если, наоборот, биологически родной причинил зло приёмному, ведь его некуда было бы возвращать. Ситуации бывают самые разные и настолько нетривиальные, что без помощи специалистов в них не разобраться.
  • Отсутствие поддержки семей с приёмными детьми обществом. Отношение в обществе к семьям с приёмными детьми, как показывает практика, далеко не всегда одобрительное. С одной стороны, довлеют стереотипы о том, что у брошенного ребёнка плохая наследственность: биологические родители алкоголики, наркоманы или преступники, поэтому и в нём самом обязательно проявится девиантное поведение. С другой, система выстроена так, что приёмным детям так или иначе напоминают о том, откуда они и где их место. В детсадах, школах, поликлиниках и прочих соцучреждениях возникают неоднозначные ситуации – обычное дело. Например, в семье, где есть биологически родные и приёмные дети, школьную форму дают бесплатно только вторым, в итоге среди братьев и сестёр возникает вопрос: «Почему?» Выдержать постоянное давление со стороны общества способна не каждая семья: либо априори сильная, либо подготовленная.

Общественный фонд «Сообщество приёмных родителей Казахстана» с помощью Informburo.kz сообщает о том, что готов бесплатно оказать консультативную помощь всем семьям, которые планируют взять ребёнка из детдома, а также тем, которые уже взяли ребёнка и столкнулись с проблемами. Связаться с общественной организацией можно по телефонам: 8(705) 240-22-22; 8(701) 731-35-06; 8(777) 595-46-03.

  • Синдром приобретенного иммунодефицита человека (СПИД) и инфицированность вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ).
  • Психические заболевания, коды по МКБ 10 F00-F79, кроме невротических, связанных со стрессом и соматоформных расстройств, коды по МКБ 10 F40-F48.
  • Алкоголизм, наркомания, токсикомания.
  • Туберкулез (хронический с бактериовыделением, впервые выявленный, с бацилловыделением (до момента абацилирования).
  • Болезни, передающиеся преимущественно половым путем (сифилис не излеченный, гонорея не излеченная, урогенитальный хламидиоз не излеченный).
  • Лепра, коды по МКБ 10 А30.0-А30.9.
  • Тяжелые заболевания дезорганизации соединительной ткани (системная красная волчанка, системная склеродермия, дерматомиозит).
  • Тяжелые дерматозы с нарушением ороговения (тяжелые формы ихтиозов, ихтиозоформная эритродермия, артропатический псориаз).
  • Тяжелые хронические буллезные дерматозы (акантолитическая пузырчатка, пемфигоид, ихтиозоформные поражения кожи, буллезный эпидермолиз).
  • Заболевания, приведшие к нуждаемости в постоянной посторонней помощи и уходе на основании медицинского заключения.

Граждане подают в орган, осуществляющий функции по опеке и попечительству, по месту своего жительства или через Республиканский банк данных детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, желающих принять детей на воспитание в свои семьи (далее – Республиканский банк данных) письменное заявление о желании усыновить детей (в произвольно форме) с приложением следующих документов:

  1. копии документа, удостоверяющего личность;
  2. письменное согласие близких родственников на усыновление ребенка (в произвольной форме);
  3. справки о размере совокупного дохода (справка о заработной плате с места работы, о доходах от занятия предпринимательской деятельностью и иных доходах всех совместно проживающих членов семьи);
  4. справки о семейном положении (копия свидетельства о заключении (расторжении) брака (супружестве)), копии свидетельств о рождении детей (при наличии детей);
  5. справки о состоянии здоровья граждан, подтверждающей отсутствие заболеваний в соответствии с подпунктом 6) части 1 статьи 91 Кодекса, а также справки об отсутствии сведений о состоянии на учете в наркологическом и психиатрическом диспансерах;
  6. справки о наличии либо отсутствии сведений по учетам Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан о совершении лицом уголовного правонарушения;
  7. копии документа, подтверждающего право собственности на жилище или право пользования жилищем;
  8. электронная копия сертификата о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением близких родственников ребенка) (с 1 июля 2020 года).
  1. копию документа, удостоверяющего личность;
  2. письменное согласие близких родственников на усыновление ребенка;
  3. справки о размере совокупного дохода;
  4. справки о семейном положении;
  5. справки о состоянии здоровья граждан и близких родственников, в том числе психического, отсутствии наркотической (токсической), алкогольной зависимости;
  6. справки об отсутствии судимости;
  7. копию документа, подтверждающего право собственности на жилище или право пользования жилищем.
  8. электронная копия сертификата о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением близких родственников ребенка) (с 1 июля 2020 года).
  1. письменное заявление о желании усыновить ребенка;
  2. справку о доходах;
  3. справку о семейном положении;
  4. копии паспортов;
  5. справки о состоянии здоровья, в том числе психического, об отсутствии наркотической (токсической), алкогольной зависимости;
  6. справки об отсутствии судимости;
  7. письменное согласие близких родственников на усыновление ребенка;
  8. не менее 3 рекомендательных писем друзей или соседей;
  9. документ, подтверждающий наличие жилья;
  10. справки о личных нравственных качествах потенциальных родителей, выдаваемые специально уполномоченными иностранными государственными органами и организациями по усыновлению;
  11. документ, выданный компетентным органом принимающего государства, подтверждающий право на усыновление ребенка;
  12. разрешение на въезд усыновленного ребенка из РК в принимающее государство;
  13. обязательства:

о регистрации усыновленного ребенка в Министерстве иностранных дел РК;

о сохранении гражданства Республики Казахстан за усыновленным ребенком и его нахождении на учете в загранучреждении Республики Казахстан до 18 лет;

о назначении опекунов в случае непредвиденных обстоятельств.

Нельзя забывать о согласии законных представителей ребенка. Для усыновления ребенка необходимо согласие его родителей, если они не лишены родительских прав. При усыновлении ребенка несовершеннолетних родителей, не достигших возраста 16 лет, необходимо также согласие законных представителей. При отсутствии законных представителей несовершеннолетних родителей или в случае, если ребенок брошен несовершеннолетними родителями в медицинской организации при рождении и его судьбой никто не интересуется более 3 месяцев, необходимо согласие органа, осуществляющего функции по опеке или попечительству.

Не требуется согласия родителей ребенка на его усыновление в случаях, если они:

Согласно статье 97 Кодекса за усыновленным ребенком можно сохранить его данные. По просьбе усыновителя ребенку можно присвоить фамилию и имя, отчество определяется по имени усыновителя или, если заявитель женщина – то по указанному ей имени отца.

Если ребенок достиг 10 лет, то его данные (фамилия, имя, отчество) могут быть изменены только с разрешения ребенка.

Чтобы сохранить тайну усыновления вы можете изменить дату рождения усыновленного ребенка, но не более чем на 6 месяцев, а также место его рождения. Это возможно, только при усыновлении ребенка в возрасте до 3 лет. Место рождения можно выбрать только в пределах РК, и может быть изменено в любом возрасте. Изменения фамилии, имени, отчества ребенка, места рождения ребенка и другие данные отражаются в решении суда.

Согласно статье «О национальных реестрах идентификационных номеров» ИИН усыновленного ребенка, условно исключается из Национального реестра индивидуальных идентификационных номеров после вступления в силу решения суда об усыновлении (удочерении) при изменении сведений об усыновленном ребенке, его персональных данных. На основании решения суда, при изменении даты рождения ребенку присваивается новый ИИН.

Согласно статье 4 Закона «О государственных пособиях семьям, имеющим детей» cемьи, имеющие рожденных, усыновленных (удочеренных), а также взятых под опеку (попечительство) детей, имеют право на получение:

  • пособия на рождение (если ребенок новорожденный);
  • пособия по уходу в случаях, когда:

— лицо, осуществляющее уход за ребенком, не является участником системы обязательного социального страхования;

— лицо, осуществляющее уход за ребенком, родившимся до 1 января 2008 года, является участником системы обязательного социального страхования;

— пособия на детей в случаях, когда среднедушевой доход семьи ниже стоимости продовольственной корзины;

— пособия воспитывающему ребенка-инвалида.

В соответствии с Постановление Правительства Республики Казахстан от 10 июля 2014 года №787 с 2015 года усыновителям выплачивается единовременная денежная выплата в связи с усыновлением ребенка-сироты и (или) ребенка, оставшегося без попечения родителей, которая составляет 75 МРП.

Для получения единовременной денежной выплаты один из усыновителей предоставляет в орган, осуществляющий функции по опеке и попечительству, по месту вынесения решения суда, об усыновлении ребенка следующие документы:

  1. заявление;
  2. копию решения суда об усыновлении ребенка, вступившего в законную силу;
  3. копию удостоверения личности усыновителя;
  4. копию договора об открытии лицевого счета на имя одного из усыновителей в банке второго уровня или в организации, имеющей лицензию Национального банка Республики Казахстан, на осуществление отдельных видов банковских операций.

При усыновлении новорожденного ребенка вы также можете выйти в Декретный отпуск со всеми соответствующими выплатами.

Право на получение пособия на детей ежеквартально подтверждается представлением справки о доходах.

17 правил для тех, кто приглашает ребенка из детдома в гости

Всем, кто мечтает взять ребенка из детского дома, органы опеки и попечительства предоставляют перечень документов, которые необходимо собрать. Напомним, этот список мы публиковали в прошлом материале. Последним пунктом значится сертификат о прохождении психологической подготовки лиц, желающих принять на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Он стал обязательным для всех потенциальных усыновителей только с 2020 года.

Что же это за сертификат и как его получить? Проще всего обратиться в Восточно-Казахстанский филиал Национального агентства по усыновлению. Здесь организуются специальные занятия — Школа приемных родителей. Обучающий курс длится 3,5 месяца. В конце, после завершения обучения, если не было пропущено ни одного занятия, выдается сертификат.

Однако до этого момента нужно пройти три важных этапа.

— Прежде всего мы проводим индивидуальную консультацию с каждым человеком, который хочет взять ребенка из детского дома, — поясняет психолог проекта Мария Лилисон. — Первый «фильтр» производит юрист, он общается с кандидатом, проверяет законодательные нюансы на предмет того, может ли вообще обратившийся к нам человек теоретически стать усыновителем. Приведу пример. Если человек имел судимость или подвергался уголовному преследованию, ему не разрешат взять ребенка. Также будет с кандидатом, который состоит на учете в наркодиспансере либо по состоянию здоровья не может осуществлять родительские права (есть список определенных заболеваний). Словом, юрист проверяет законодательные аспекты усыновления. На этом этапе распространенный вопрос от кандидатов заключается в том, обязательно ли наличие своего личного жилья для усыновления ребенка? Мы поясняем, что жилье может быть и арендованным, главное — соотношение квадратных метров и количества человек, которые будут проживать в семье вместе с ребенком.

Второй этап психологическое собеседование с каждым кандидатом индивидуально. Даже если это семейная пара, которая говорит об обоюдном желании взять ребенка из детского дома. Специалист будет обязательно разговаривать с глазу на глаз и с мужем, и с женой. Очень часто оказывается, что в семейной паре желание усыновить ребенка принадлежит только одному из супругов.

Третий этап непосредственно обучение. Оно состоит из 14 занятий, каждое из которых занимает три часа. 14 занятий 14 недель обучения. Это стандарт, который не корректируется. Группы формируются по 15-16 человек.

Раньше Школа приемных родителей проводилась очно, однако в прошлом году из-за пандемии коронавируса обучение перешло в удаленный формат. Однако просто присутствовать онлайн недостаточно. Занятия ведутся в такой интерактивной форме, что кандидатам нужно постоянно участвовать в процессе, отвечать на вопросы и поддерживать с куратором обратную связь. То есть просто «отсидеться» не получится.

В Усть-Каменогорске аналогичную Школу можно пройти и в двух детских домах. Расписание, адреса и варианты обучения следует уточнять у Марии Лилисон по телефону 8-777-310-98-68.

После завершения обучения и получения сертификата можно начинать собирать остальные необходимые документы.

— Обратите внимание, что некоторые справки имеют очень короткий срок действия, этот фактор обязательно нужно учитывать при их прикреплении на портале egov.kz, — подчеркивает Мария Лилисон. — Если ваша заявка будет одобрена, уже через три дня вам придет согласие и откроется доступ в Республиканскую базу данных. Это база с анкетами детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Пример такой производственной базы можно посмотреть на сайте nau-usynovlenie.kz. Это некий учебный вариант, на котором можно потренироваться просматривать анкеты.

— Чем больше фильтров вы поставите при выборе, тем меньше шансов на успешный поиск, — считает Мария Лилисон. — Поясню: если вы укажете в поисковике, что вам нужна именно девочка, в возрасте до года, определенной национальности — система выдаст вам единичное количество анкет. Попробуйте тогда расширить, например, категорию возраста — вариантов сразу станет больше.

Детей до года в Республиканской базе данных очень мало. А многим родителям хочется взять в семью именно младенца. Но здесь есть и другая сторона медали — риск в будущем обнаружения ДЦП или аутизма. Такие диагнозы обычно ставят только в возрасте около двух лет. Поэтому родителям нужно заранее подумать: готовы ли они к тому, что у ребенка могут появиться какие-то незаявленные в анкете проблемы со здоровьем.

Еще несколько советов. Мария Лилисон говорит, что многим родителям не нравятся фотографии детей в анкетах базы данных. Это объясняется тем, что снимки долгое время делали медики учреждений — без какой-то особой подготовки, выбора ракурса, на сотовый телефон с низким качеством фотографий. Поэтому эти нюансы нужно брать во внимание.

И еще многих родителей могут напугать диагнозы детей, указанные в анкете. Часто это звучит как набор сложных и непонятных медицинских терминов. В таких ситуациях лучше созвониться с медиком данного учреждения и уточнить, что они означают. Возможно, всё окажется не так страшно, как кажется на первый взгляд.

— Если ребенок вам понравился — назначайте встречу. Перед принятием решения об усыновлении вы имеете право на 14 свиданий, — уточняет Мария Лилисон. — Я знаю, что такие встречи очень волнительны, многие взрослые хотят понравиться малышу с первого взгляда. Кажется логичным прийти с подарком в руках. Но чаще всего это не лучшая идея. Сок, шоколад и прочие сладости разрешены не везде и не всем детям. Игрушки, скорее всего, начнут отбирать другие малыши. Особенно, если это что-то вроде большой куклы или машинки. Как вариант, можно принести развивающую игру, в которую сможет играть большое количество детей.

14 встреч с ребенком — обязательное правило перед усыновлением. Только после этого можно начинать процесс оформления документов. Некоторые приемные родители сначала оформляют опеку над ребенком, так как это проще и занимает меньше времени. И только потом начинают процедуру усыновления.

Кстати, Школа приемных родителей помогает кандидатам на всех этапах усыновления. Это и встречи с ребенком, и оформление документов, и мониторинг семьи в течение трех последующих лет. Цель работы организации — подготовить родителей к воспитанию ребенка из детского дома, дать им всю необходимую информацию, обучить навыкам, помочь найти ответы на важные вопросы, понять собственные возможности и ограничения, осознать готовность стать приемными родителями.

— В течение трех лет мы проводим диагностику ребенка, сравниваем его умственное и психологическое развитие, — говорит Мария Лилисон. — Приемные дети быстро и сильно меняются. И нередко случается так, что даже внешне они становятся похожи на своих некровных родителей.

Также одной из основных задач Школы является профилактика вторичных отказов — возвратов ребенка из приемной семьи в детское учреждение.

В Казахстане реализуется инициатива «Казахстан без сирот». В 2017 году Президент Казахстана подписал Указ о трансформации детских домов. Он был направлен на то, чтобы перейти на новую систему воспитания детей, оставшихся без родителей: к приютам и фостерным семьям. С тех пор в стране наметилась положительная тенденция — каждый год почти на тысячу детей-сирот становится меньше. За 10 лет (2010 — 2020 годы) количество воспитанников детских домов уменьшилось на 70 процентов — с 14 052 до 4193 человек. При этом сеть детдомов сократилась с 210 до 101, то есть на 52 процента. Они трансформируются в центры поддержки детей.

Ирина Краскова

Гостевой патронат не подразумевает постоянного проживания ребенка в семье и его усыновление. Эта форма предполагает возможность временной передачи ребенка в семью гражданина на выходные или праздничные дни.

Иначе подобная процедура именуется наставничеством и признается одним из методов практической помощи ребенку, который остался без родителей и находится на попечении государства.

В процессе передачи воспитанников в семью, последние получают возможность на непродолжительное время почувствовать себя полноценным членом ячейки общества. Это возможность ребенку понять, что он важен и нужен и является частью общества.

По принятым правилам и законодательным нормам, длительность пребывания сироты в гостевой семье ограничивается пределами оговоренного срока. Обычно дети, оставшиеся без попечения родителей, принимаются в семью на срок от 1-2 дней до месяца. Это могут быть каникулы или выходные/праздничные дни.

Внедрение института наставничества является одним из первых шагов на пути становления полноценной приемной семьи. Родители, которые решаются взять ребенка из детского учреждения, готовы предоставить ему не только временный кров, но также обеспечить его становление как личности и полноценного члена общества.

В процессе гостевого проживания (по мнению психологов), ребенок начинает обретать навыки общения не только в рамках детского дома, но также познакомиться с нормами и правилами, принятыми в обычной жизни, познать все стороны быта, обрести навыки и умения, которые не доступны в стенах учреждения.

Немаловажным является возможность психологического отдыха, необходимого при постоянном проживании в детском доме. Дополнительно передача воспитанника в семью расценивается как первый шаг для полноценного усыновления, поскольку дает возможность, как взрослому, так и маленькому гражданину лучше понять и узнать друг друга.

Проживание внутри семьи обеспечивает не только комфорт во время нахождения во временном доме, но также дает возможность получения моральной поддержки после возвращения обратно. Обычно между наставником и воспитанником возникает последующая связь, которая проявляется в виде переписки, телефонных переговоров. Ребенок начинает считать, что у него появляется если не полноценный родственник, то новый друг, что помогает сироте не ощущать себя одиноким, положительно сказывается на самооценке и уровне его места на иерархической лестнице среди прочих воспитанников учреждения.

О том, как сейчас выглядит процедура усыновления ребёнка (Часть 2)

Психологи считают, что оптимальный возрастом, когда ребенка лучше брать на гостевой пансион является 7 лет и старше. Для взрослых ребят процедура акклиматизации происходит более осознано. Они понимают, что взрослые берут их на определенное время и это не означает обретение полноценного нового дома.

Некоторые специалисты по детской психологии отмечают, что оптимальным временем для возможности брать воспитанника на гостевой пансион является возраст старше 10 лет. Именно тогда происходит четкое осознание происходящего и удается избежать психологических травм.

Перед инициированием перевода сироты на гостевой пансион необходимо, чтобы с ребенком поработал психолог, который сможет объяснить, чем для него будет временная семья. Важно, чтобы маленький человек понял, что «родители» не являются полноценной заменой мамы и папы, а больше исполняют роль наставников, которые должны помочь сироте из детского дома понять, что представляет собой окружающая действительность.

Чтобы получить воспитанника детского учреждения на гостевой пансион, требуется выполнение определенных правил, которые установлены на законодательном уровне.

Самым главным требованием, которое предъявляется потенциальным гостевым родителями, является наличие гражданства РФ и полная дееспособность, включающая факт совершеннолетия и наличия источника постоянного дохода.

Существуют факторы, которые по закону определяют невозможность взять сироту на гостевой пансион, что требуется для соблюдения прав ребенка. Временным наставником не может стать лицо, которое:

  • имеет судимость;
  • признанно судом недееспособным;
  • лишено родительских прав;
  • имеет ограничение родительских прав;
  • не имеет гражданство;
  • состоит на учете в неврологическом или психиатрическом диспансере;
  • не обладает достаточным количеством средств для обеспечения полноценного уровня жизни ребенка;
  • не состоит в браке;
  • не может предоставить сведения о наличии постоянного места проживания.

По закону взять на временное проживание допускается детей возраста от 3 до 18 лет. Это обуславливается тем, что до установленного нижнего предела сирота требует постоянного ухода и присмотра. А после достижения 18 лет, человек становится совершеннолетним и может самостоятельно принимать решения.

Обязанность приема на временное проживание нескольких детей закрепляется Постановлением Правительства №432 от 2009 года. Это требуется тогда, когда на гостевой пансион оформляется воспитанник, имеющий брата или сестру. Разделять единокровных родственников не допускается, за исключением случаев, когда иное невозможно по медицинским показаниями или при отсутствии желания сироты.

Истребование желания воспитанника на временное проживание является обязательным для детей старше 10 лет. Если он умеет писать, то его пожелание принимается письменно.

Люди, которые стремятся создать гостевую семью, должны знать основные правила, необходимые для приема детей-сирот на временное проживание:

  1. Предварительно следует знакомиться с выбранным воспитанников. Можно продемонстрировать ему фотографии всех домочадцев и кратко рассказать о каждом члене семьи.
  2. Дополнительно не лишним будет описать дом и спланировать первый день пребывания ребенка.
  3. Поскольку изначально сирота не особенно доверяет взрослому, следует чаще улыбаться и постараться завоевать его доверие.
  4. После того, как ребенок окажется дома, необходимо показать ему место для отдыха и приема пищи. Все должно быть индивидуально, чтобы сирота чувствовал, что он является полноценным членом семьи.
  5. Не стоит за первый визит стараться охватить все стороны. Лучше сосредоточится на определенном занятии, чтобы ребенок получил удовлетворения.

Семья на выходные для детей-сирот: как оформить, документы, плюсы и минусы

После сбора документов, их необходимо передать в органы опеки по месту регистрации. Если все в порядке, последние предоставляют список учреждений, готовых предоставить детей сирот для гостевого проживания.

Принимающая сторона совместно с профильными специалистами подбирают подходящего ребенка, после чего требуется написать заявление о решении создать гостевую семью в выбранный детский дом или приют. Также необходимо предоставить в органы опеки согласие остальных членов семьи на создание гостевого пансиона.

08.09.2021На базе ГУО «Средняя школа № 215 г. Минска» прошли соревнования по настольному теннису в рамках 44-ой районной спартакиады Московского района г. Минска

07.09.2021Новости Гимназии № 146

07.09.2021Единый день безопасности

06.09.202104.09.на базе СШ 208 состоялось открытие республиканской акции Неделя спорта и здоровья

02.09.2021 Образцовый хор «Апрель» принял участие в городском празднике посвященному началу учебного года в ТЦ «Столица»

26.08.2021МЧС информирует

25.08.2021Президент Беларуси Александр Лукашенко принял участие в Республиканском педагогическом совете, который проходит 23-24 августа в Минске…

Архив новостей

Имеет статус государственного учреждения. Его деятельность регламентируется «Положением о детском доме семейного типа». Детский дом семейного типа создаётся решением местных исполнительных и распорядительных органов.

Общее число детей в детском доме семейного типа, включая родных и усыновленных, не должно превышать 10 человек.

Чтобы стать родителем-воспитателем детского дома семейного типа необходимо пройти не только профессиональный и психологический отбор, но и курс обучения.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ-ВОСПИТАТЕЛЕЙ

● Родители-воспитатели являются педагогическими работниками. На детский дом семейного типа устанавливается 1,5 штатной единицы родителей-воспитателей.

● Родителями-воспитателями могут быть лица обоего пола в возрасте от 25 лет за исключением:

— лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

— лиц, в судебном порядке лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах; лиц, дети которых признавались нуждающимися в государственной защите.

— лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение обязанностей, возложенных на них законом;

— бывших усыновителей, если установление отменено судом по их вине;

— лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять права и обязанности по воспитанию ребёнка;

— близких родственников детей, передаваемых на воспитание в детский дом семейного типа (братьев, сестёр, деда, бабки).

● В первую очередь дети передаются на воспитание в полные семьи. При отборе родителей-воспитателей преимущественным правом пользуются лица, имеющие педагогическое, психологическое или медицинское образование, положительный опыт воспитания детей в качестве родителей, усыновителей, приёмных родителей, опекунов (попечителей).

● Родители-воспитатели по отношению к принятым на воспитание детям обладают правами и выполняют обязанности опекунов (попечителей).

● Родители-воспитатели обязаны принимать меры по передаче воспитанников детского дома семейного типа на усыновление и не имеют права препятствовать их усыновлению другими лицами.

● Родители-воспитатели детских домов семейного типа обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, нравственном и физическом развитии, создавать необходимые условия для получения ими образования, готовить их к самостоятельной жизни.

● Права родителей-воспитателей не могут осуществляться в противоречии с интересами детей.

● На период отсутствия родителя-воспитателя либо невозможности в соответствии с законодательством Республики Беларусь исполнения им обязанностей по воспитанию детей по уважительным причинам (болезни, трудовой или социальный отпуск, командировка и др.) управление по образованию решает вопрос о замене отсутствующего родителя-воспитателя другим работником. При этом в период трудового отпуска предоставляемого в соответствии с графиком, управление по образованию решает вопрос об организации летнего отдыха воспитанников либо их временном устройстве в учреждение образования или другой детской дом семейного типа.

● Родители-воспитатели детских домов семейного типа повышают свою квалификацию в порядке установленном для педагогических работников системы образования.

● Время работы в качестве родителей-воспитателей засчитывается в общий трудовой стаж.

● Родители-воспитатели обязаны содействовать поиску братьев и сестер иных родственников и поддержанию их отношений с воспитанниками детского дома семейного типа, за исключением случаев, когда такое общение не отвечает интересам воспитанников. В спорных случаях порядок общения между ребёнком, его родителями родственниками и родителями-воспитателями определяется органом опеки и попечительства.

Если Вы хотите стать другом ребенку, который живет в детском доме или интернатном учреждении — есть такая возможность!

Возможно, Вы уже не раз задумывались, что социальное сиротство — это тяжелая, неестественная ситуация, когда родители по разным причинам не воспитывают своих детей, и Вам бы возможно хотелось бы помочь одному из таких ребят, однако по каким-либо причинам Вы не можете принять его в свою семью на длительный срок. В этом случае патронатное воспитание – это, как раз тот путь, по которому Вы можете двигаться вперед и действительно быть полезными.

Что же такое патронатное воспитание?

Патронатное воспитание является формой участия граждан в воспитании детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в детских интернатных учреждениях, учреждениях профессионально-технического, среднего специального, высшего образования.

Алгоритм приема ребенка в патронатную семью

1-й шаг — Если Вы хотите стать патронатным воспитателем, Вам необходимо обратиться в управление по образованию по месту жительства с заявлением о выдаче заключения о наличии в Вашей семье условий, необходимых для воспитания детей, подтверждающего возможность быть патронатным воспитателем. При себе Вам необходимо иметь паспорт.

2-й шаг – Управление по образованию запрашивает из компетентных органов необходимые сведения о Вас (запросы направляются в управление внутренних дел, суд), организует и проводит обследование условий Вашей жизни, о чем составляется акт.

3-й шаг — На основании акта и полученных о Вас сведений управление по образованию готовит заключение о наличии в Вашей семье условий, необходимых для воспитания ребенка, и выдает его Вам не позднее 15-дневного срока со дня Вашего обращения.

4-й шаг – После получения заключения о наличии в Вашей семье условий, необходимых для воспитания ребенка, Вы можете обратиться к руководителю учреждения (в ближайший детский дом, приют, школу-интернат) с целью найти ребенка, который может быть передан Вам на патронатное воспитание; либо с целью укрепления контакта с уже известным Вам ребенком.

5-й шаг — Представители учреждения (директор, воспитатель, педагог-психолог, педагог социальный), расскажут Вам о том, кто из воспитанников может быть передан на патронатное воспитание. Если Вас заинтересует предложенный ребенок, Вам организуют с ним знакомство и сообщат об имеющихся у ребенка потребностях.

Вы должны быть готовы к тому, что администрация учреждения может отказать Вам в знакомстве с интересующим Вас ребенком, так как у этого ребенка есть перспектива устройства на усыновление или в опекунскую семью родственников. Вы должны понимать, что патронатное воспитание — это возможность для ребенка пожить в семье лишь короткое время, а в интересах ребенка — найти ему постоянную семью на длительный срок, поэтому, безусловно, усыновление (опека, попечительство) для ребенка предпочтительнее, чем патронатное воспитание.

6-й шаг – Если вам удалось установить хороший контакт с ребенком, и Вы приняли решение стать его патронатным воспитателем, сообщите о своем решении администрации учреждения и напишите заявление о передаче Вам ребенка на патронатное воспитание.

7-й шаг – Администрация учреждения выясняет мнение ребенка о том, что он думает о возможности провести в Вашей семье выходные дни и (или) дни каникул, и если ребенок не возражает, между Вами и руководителем учреждения заключается договор патронатного воспитания. Договор заключается на срок до 1 года.

Теперь Вы — патронатный воспитатель и должны знать свои права и обязанности.

Патронатный воспитатель несет ответственность за жизнь и здоровье ребенка, переданного ему на патронатное воспитание, осуществляет права и выполняет обязанности по его воспитанию, удовлетворению его жизненных потребностей в течение срока пребывания ребенка в семье и в соответствии с договором патронатного воспитания.

8-й шаг – Принимая в своей семье ребенка, Вам будут компенсированы затраты на его питание, исходя из норм, установленных законодательством. Объем средств, передаваемых Вам на питание ребенка, будет отражен в приказе учреждения. Этим же приказом будут назначены работники учреждения, которым будет поручено контролировать ребенка в Вашей семье. Вам могут позвонить, чтобы убедиться в том, что ребенку в вашей семье комфортно и безопасно, Вас так же могут посетить работники учреждения, чтобы познакомиться с условиями жизни ребенка в Вашей семье.

9-й шаг – Законным представителем переданного Вам на патронатное воспитание ребенка по-прежнему остается администрация учреждения, она участвует в воспитании ребенка, защите его прав и законных интересов, оказывает услуги по социальному, психологическому и (или) педагогическому сопровождению Вашей семьи. При возникновении любых проблем с ребенком Вы всегда можете обращаться к работникам учреждения, которые окажут Вам необходимую квалифицированную психолого-педагогическую помощь.

2 сентября 2021 года

Около 3 тыс. детей с начала года посетили подростковые клубы столичных семейных центров

18 августа 2021 года

Социальный контракт помогает многодетным москвичам заработать на жизнь

23 июня 2021 года

Социальный проект правительства Москвы помог обрести семьи многим детям

1 июня 2021 года

Время счастья: семьи с детьми обеспечены максимальным вниманием и поддержкой со стороны столичных властей

1 июня 2021 года

Город всегда будет заботиться о детях

28 мая 2021 года

Вы хотите взять ребёнка в семью

Дети могут остро переживать возвращение в детский дом. Возникают вопросы: почему меня берут не навсегда? почему не каждые выходные, а только два раза в месяц? Им не объяснить ни бюрократических проволочек, ни особых обстоятельств. Получается, он не такой, раз его не так любят.

Ребята, остающиеся на выходные и каникулы в детском доме,могут ревновать к нашедшим семью хотя бы на выходные. После таких гостей малыш может вести себя возбужденно, начать хвастаться подарками, капризничать, не слушаться воспитателей.

Психологи и работники детских домов говорят, что границы между вами и ребенком должны быть установлены сразу. Вы — хозяйка, он — гость.И пусть он вас называет по имени или по имени и отчеству, но никогда — «мама». Выговорите сразу, что приглашаете его на выходные и только. Обнадеживать,обещать, даже обмолвиться, что когда-нибудь заберете навсегда — нельзя, это может причинить серьезную боль. Прощаясь, говорите ребенку сразу, когда приедете в следующий раз. Это очень важно, он будет вас ждать. Если не сможете приехать в назначенный день, обязательно предупредите. Доверие маленького человека сохранить можно тогда, когда вы даже на чуть-чуть не отходите отправды. Помните, у этих детей нет перед вами никаких обязательств. Ребенок не обязан проявлять эмоции в первый день вашей встречи, быть благодарным за время и внимание, которое вы ему уделяете. То, что вы пригласили его в гости, -решение ваше, а не его.

Возможно, маленький подопечный не захочет возвращаться обратно. Иногда сложно объяснить, почему вы не можете его оставить. Но даже в этом случае — никаких лишних обещаний. Нежелание возвращаться в детдомовские стены при регулярных поездках «в гости» исчезает: привычка!

Не задаривайте ребенка подарками, не закармливайте сладким и уж тем более не жалейте: «Ах ты бедненький, натерпелся». Вместе вставайте, вместе мойте посуду, вместе пойдите в кино. Эти правила помогут адаптироваться к будущей жизни.

Светлана Солонченко – педагог дополнительного образования. Работает в школе с одарёнными детьми, проводит с ними исследовательские и научные работы. Она мама двоих взрослых сыновей. Аспирант психологического факультета. А ещё она 15 лет была волонтёром в детских домах и гостевой и приёмной мамой для детей и подростков.

«Желание взять в семью ребёнка из детского дома у меня было с детства. Помню, когда произошло землетрясение в Армении, многие семьи брали детей к себе, и я удивлялась только одному: почему мы не берём? В юности я пришла в детский дом и попросилась там бесплатно помогать, хотя бы нянечкой. Мне не было ещё и 18 лет, родители не разрешили.

Потом я стала волонтёром проекта «Невидимые дети». Мы общались с подопечным мальчиком из Ленинградской области, я отправляла ему посылки, но реально помочь никак не могла. Звонит в слезах – посылку отобрали старшие. Что я могу сделать? Было тяжело, и я попросила девочку поближе. Мне прислали фото Насти, она жила в детском доме в Курске.

Написала ей письмо, а Настя в ответ прислала поздравление с днём рождения и толстую вязаную салфетку. Это меня тронуло до глубины души, и я сразу отправилась в Курск. Она стала моим первым ребёнком на гостевом режиме. Насте тогда было 10 лет, сейчас – 21. За 11 лет все каникулы она проводила с нами. Поступила на бюджет в БГТУ имени Шухова, переехала в Белгород, живёт вместе с парнем, и мы остаёмся очень близки».

«Потом был Слава. Чудесный парень, был очень рад помочь по дому, отзывчивый. Помню, как‑то на кухне, думая, что я не слышу, поучал моих сыновей: разговаривайте с мамой уважительно, не спорьте и не ругайтесь, а цените её. У Славы сложная история. Родственники были против его поездок в гости, поэтому общение пришлось прекратить.

Похожая история получилась с Артёмом: его отец был ограничен в правах, вышел из тюрьмы и забирать домой сына не мог, но возмущался, что его забирает неизвестная женщина. Тут уже руководство детдома решило, что лучше нам прекратить общение. У детей почти всегда есть родственники, обычно неблагополучные, и нужно быть готовым к тому, что придётся с ними контактировать, разговаривать по телефону.

С прекрасной девушкой Даной мы познакомились два года назад, когда я приезжала в Разуменский дом детства. Спустя время мой сын попал в больницу, а её положили на операцию. Дана меня узнала и сама подошла, когда я в коридоре тихонько плакала от жалости к сыну. Она сидела рядом и гладила меня по голове.

Наверное, именно тогда и началась наша дружба. Трогательно было наблюдать, как сын и Дана помогали друг другу в больнице. Сын контролировал, чтобы она не прогуливала уроки, она следила, чтобы сын не забывал мерить температуру. После выписки я решила оформить гостевой режим для неё. Недавно она сказала, что хотела бы познакомить со мной парня, с которым встречается. Значит, я что‑то значу в её жизни.

Но бывают и те, кто не очень хочет в семью. Таких ребят много. Им достаточно комфортно в детдоме: привычный режим, понятные отношения с окружающими, зачем что‑то менять?

Из таких ребят, как мне кажется, Максим. Ему было 15 лет, когда я стала его брать в гости. Его детский дом был расформирован, и мы решили, что лучше ему остаться у меня под опекой. Но думаю, он не переехал бы, если бы не эти обстоятельства.

Большинство ребят в детских домах – это довольно взрослые подростки. Сложные, интересные, с характером.

Им труднее всего найти семью. И им такой опыт особенно важен сейчас, на пороге взрослой жизни, когда пора думать о своей семье. Ребята не знают, что такое забота о другом, как выстраивать близкие доверительные отношения, как устроена семья».

«Обязательно сразу выстроить границы, никого не обманывать. Я говорила ребятам, которые приезжали к нам в гости, что насовсем забрать их не смогу, чётко проговаривала, как часто они смогут приезжать, чем мы будем заниматься. И своё обещание ни разу не нарушила.

Дети из детского дома очень остро чувствуют ложь, нельзя врать им, юлить, выкручиваться, нужно говорить честно, глядя прямо в глаза. И когда ребёнок поверит и поймёт, вопросов о забрать насовсем не возникает.

У меня не было никаких особенных условий: я одна воспитываю двух сыновей, каждый день хожу на работу, мы живём в обычной квартире. Не было даже машины, чтобы возить ребят на каникулы и обратно. С Настей мы катались аж в Курск, и ничего.

Как взять ребенка из детского дома на выходные

«В детском доме строгий распорядок дня, и ребята почти ничего сами не решают. Просыпаюсь я в воскресенье в семь утра. Захожу в комнату, а там кровать заправлена, Настя причёсана, сидит по струнке и руки на коленях. «Что делать?» – спрашивает. «А что ты хочешь делать?» – «Не знаю».

Каждый раз, когда я пробовала завести серьёзный разговор, она начинала плакать. А ещё – очень низкий потолок амбиций. Она, умная девочка, мечтала стать маляром-штукатуром и даже не мыслила, что способна на большее. Но в целом с Настей было легко. Она очень хотела быть в семье. Сама решала все проблемы с братьями, мне не понадобилось вклиниваться. Думаю, нам очень повезло.

Не всегда всё бывает гладко. У ребят бывает сложный характер, они могут не принимать правила дома, не знают норм совместного проживания. Потребуется немного терпения.

Самое главное в этом для ребят – жить с возможностью поспать столько, сколько хочется, с катанием на горке до замёрзшего носа, с возможностью брать из холодильника то, что хочется, с походом в магазин за продуктами, с уборкой в квартире. Не по правилам и распорядку, а жизнью среднестатистической семьи».

  • Ребёнок видит образец семейных отношений, которых у него никогда не было.
  • У ребёнка появляется человек, которому он небезразличен, который им интересуется, что‑то для него делает. Он учится любить сам.
  • Ребёнок расширяет кругозор, видит, как многообразен и интересен мир.
  • Учится обычной жизни в быту: готовить, убирать, платить, планировать свой день и жизнь самостоятельно.
  • Он формирует свой характер и психику. Да, он переживает, когда возвращается в детдом после гостей. Но это формирует характер, он закаляется, выходит из своей безопасной капсулы. Польза от вашего общения больше, чем боль расставания.
  • Вы дарите любовь – это большое счастье. Ребёнку нужно время, чтобы освоиться, открыться. Не стоит ждать благодарности или моментальной любви в ответ. Это нужно вам.

Основная задача наставничества – это подготовка ребенка, проживающего в учреждении, к самостоятельной жизни путем развития его физического, духовного и интеллектуального потенциала, уверенности в собственных силах, формировании культурных и моральных ценностей.

Как рассказала психолог Благотворительного фонда «Рідні» Кристина Ясинская, наставник может посещать ребенка в детском доме, помогать делать уроки и общаться с ним, чтобы малыш знал, что есть человек, которому он не безразличен. Кроме того, наставник должен в течение года встречаться со своим подопечным каждую неделю минимум на один час, но обычно их общение продолжается годами.

В процессе общения между взрослым и ребенком образуется доверчивая связь. И поскольку сироту уже предавали взрослые, для нее важна постоянность и стабильность этой связи. Поэтому, наставник должен понимать, что это надолго, и независимо от настроения, усталости или нехватки времени, он должен прийти и уделить время ребенку», – подчеркнула психолог.

Юристы объяснили, что наставнику, который хочет пригласить ребенка к своей семье, необходимо обратиться в службу по делам детей по месту жительства для согласования пребывания ребенка в семье. Срок пребывания ребенка составляет не более чем три календарных дня в праздничные и нерабочие дни или во время каникул.

Перед обращением необходимо подготовить документы:

  • заявление (от супругов принимается совместное заявление, подписанное мужем и женой);
  • копию паспорта гражданина Украины;
  • копию свидетельства о браке (для лиц, состоящих в браке);
  • сертификат о прохождении профилактического наркологического осмотра (для всех совершеннолетних членов семьи, проживающих вместе с наставником);
  • медицинскую справку о прохождении обязательного предварительного и периодического психиатрического осмотра (для всех совершеннолетних членов семьи, проживающих вместе с наставником);
  • справку о наличии или отсутствии судимости (для всех совершеннолетних членов семьи, проживающих вместе с наставником);
  • письменное согласие всех совершеннолетних членов семьи, проживающих вместе с наставником, составленное собственноручно в присутствии должностного лица, принимающего документы (на заявлении наставника делается отметка о получении согласия с указанием даты, фамилии, имени, отчества и подписи должностного лица).

Для чего нужно такое наставничество? По словам психолога, наставничество чаще всего используют для подростков, поскольку более младшие дети все же лелеют надежду, что их заберут в семью.

Для ребенка это очень большой опыт, возможность увидеть другую жизнь, получить поддержку и внимание, которое направлено только на него. Если правильно построить взаимодействие и общение, у подопечного поднимается самооценка, он учится строить отношения на совсем другом уровне, чем в условиях интерната,
– заверила Кристина Ясинская.

К тому же, ребенок имеет пример, может получить опыт бытового характера – как готовить еду, планировать бюджет, делать покупки и тому подобное.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *