Аудиторская фирма может быть создана в форме ответ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Аудиторская фирма может быть создана в форме ответ». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Аудиторские услуги – то есть аудит и сопутствующие ему услуги – общественно значимым организациям могут оказывать лишь те аудиторские фирмы, сведения о которых внесены в Реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям.

Ранее такого реестра не было, но аудиторские организации были обязаны уведомлять о начале оказания услуг по проведению обязательного аудита отчетности «общественно значимых организаций» Федеральное казначейство.

Это касается аудита отчетности за 2023 год и далее. Сопутствующие аудиту услуги общественно значимым организациям оказывают только такие аудиторские организации начиная с 1 января 2023 года.

Новой редакцией Закона об аудиторской деятельности определены:

  • условия внесения сведений в этот реестр;
  • орган, уполномоченный вести реестр, – Федеральное казначейство;
  • порядок внесения сведений в реестр;
  • публичный характер реестра;
  • основания для отказа во внесении сведений в реестр;
  • основания для исключения сведений из реестра;
  • условия завершения аудита отчетности, проводимого аудиторской организацией, сведения о которой исключены из реестра.

Статья 4. Аудиторская организация

Законом № 359-ФЗ предусмотрено право аудируемых лиц (лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг) при получении аудиторских услуг требовать и получать от аудиторской организации информацию:

  • о членстве аудиторской организации в СРО аудиторов;
  • внесении сведений об аудиторской фирме в Реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, Реестр аудиторских организаций на финансовом рынке (ранее – только информацию о членстве в СРО).

Кроме того, при получении аудиторских услуг аудируемое лицо (лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг) обязано не предпринимать каких бы то ни было действий, направленных:

  • на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при оказании аудиторских услуг;
  • сокрытие (ограничение доступа) информации и документации, запрашиваемых аудиторской организацией (кроме случаев, в которых Правительством РФ установлены ограничения на предоставление информации и документации);
  • воспрепятствование выполнению аудиторской организацией иных обязанностей, установленных Законом об аудиторской деятельности, другими ФЗ.

Ранее в законе был только первый пункт и частично второй.

Для руководителей аудита общественно значимых организаций на финансовом рынке введены повышенные требования (ранее не устанавливались):

  • при назначении;
  • к обязательному ежегодному повышению квалификации.

Ряд требований к руководителю аудита общественно значимой организации применяются начиная с аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2023 год.

Новое и изменения в аудите с 2022 и 2023 года

Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимой организации заключают с аудиторской организацией, оказывающей аудиторские услуги общественно значимым организациям, определенной по результатам проведения открытого конкурса. Его проводят не реже одного раза в 5 лет (ранее – организации, в уставном (складочном) капитале которой доля госсобственности не менее 25%, госкорпорации, госкомпании).

Ранее любым фондам (за исключением международных) законодательство не оставляло другого пути, как заказывать аудит годовой отчетности. В соответствии с последними изменениями с 2021 года проведение аудита необязательно также для (п. 3 ч. 1 ст. 5 Закона № 307-ФЗ в новой редакции):

  • государственных внебюджетные фонды, специализированных организаций управления целевым капиталом;
  • иных фондов, у которых в году перед отчетным поступило имущества (включая деньги) 3 млн руб. и менее.

Остальным НКО необходимо заказывать и проводить аудит.

Если обязанность предоставить аудиторское заключение есть, а само аудиторское заключение не было предоставлено или было предоставлено позже нормативных сроков, то виновные будут привлечены к административной ответственности. Штрафы:

  • для организаций — от 3000 до 5000 руб.;
  • для должностных лиц — от 300 до 500 руб.

­Если проверка контролирующих органов выявит, что аудит не был проведен (хотя для соответствующего юридического лица он был обязательным), то составляется протокол об административном правонарушении (ст. 15.11 КоАП РФ). В этой ситуации ответственность руководителя компании будет уже ощутимее:

  • если в первый раз обнаружили, что аудита не было — от 5000 до 10 000 руб.;
  • если повторно — от 10 000 до 20 000 руб. либо дисквалификация от 1 года до 2 лет.

Если заключение не будет представлено во время подготовки к общему собранию тем лицам, которые имеют на это право (п. 3 ст. 52 Федерального закона № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»), то ответственность наступит по ч. 2 ст. 15.23.1 КоАП РФ:

  • от 2000 до 4000 руб. для граждан;
  • от 20 000 до 30 000 тысяч руб. или 1 год дисквалификации — для должностных лиц;
  • от 500 000 до 700 000 руб. — для юридических лиц.

Подробно на эту тему с реальными кейсами мы писали ранее в статье.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ, обязательный аудит бухотчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля госсобственности составляет не менее 25%, госкорпораций, госкомпаний, публично-правовых компаний проводится только аудиторскими организациями.

Договор на проведение такого аудита заключается по результатам проведения не реже чем один раз в 5 лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Обязательный аудит должен проводиться организациями, подлежащими ему, ежегодно.

В настоящее время арбитражные суды сходятся во мнении, что налоговики не вправе штрафовать организации, подлежащие обязательному аудиту, за непредставление в составе налоговой отчетности аудиторских заключений.

При этом штрафы за непредставление аудиторских заключений возможны только по статье 15.11 КоАП РФ, предусматривающей меры ответственности за грубые нарушения требований к бухгалтерскому учету. Штрафовать же за отсутствие/непредставление аудиторского заключения по статье 126 НК РФ за непредставление документов, необходимых для осуществления налогового контроля налоговики не могут (постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2016 № А55-24924/2015).

Данное обстоятельство подтвердил и Арбитражный суд Поволжского округа в постановлении от 19.07.2016 № А55-24924/2015. В спорном случае организацию также оштрафовали по статье 126 НК РФ по факту непредставления запрошенного аудиторского заключения за минувший год.

Суд признал данный штраф необоснованным, а действия налоговиков — незаконными.

Судьи разъяснили, что аудиторское заключение — это официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудитора о достоверности бухотчетности аудируемого лица.

Аудиторское заключение не является документом, служащим основаниями для исчисления и уплаты налогов, сборов, а также документом, подтверждающим правильность исчисления и своевременность уплаты налогов и сборов.

Следовательно, заключил суд, у налогового органа не было оснований налагать штраф по пункту 1 статьи 126 НК РФ за непредставление аудиторского заключения.

  • Компьютерное тестирование по основам аудита
  • Ответы на копры по основам аудита
  • Копр по основам аудита для ФУ
  • Ответы на Lan-Testing по основам Аудита
  • КОПРЫ и ответы по аудиту для компьютерного тестирования
  • Ответы на тест по основам аудита
  • Тесты по аудиту с ответами
  • Lan-Testing по аудиту с ответами
  • База тестов по Аудиту для stellus
  • Лан-тестинг по аудиту с ответами для компьютерного тестирования
  • Тесты и ответы по аудиту
  • Лан-тестинг и ответы по аудиту для тестирования
  • Тесты и ответы по аудиту для компьютерного тестирования
  • Контрольный тест по Аудиту (Стандарт №22)
  • Копры по аудиту для компьютерного тестирования
  • КОПРы по основам аудита для самоконтроля
  • Тестовое задание по основам аудита с ответами
  • Типовые бланки, договоры
  • Законодательство РФ
  • Законодательство Москвы
  • Законодательство Московской области
  • Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
  • Постановления и Указы
  • Медицинское законодательство
  • Законопроекты
  • Документы СССР
  • Международное законодательство
  • Комментарии к законам
  • Общая судебная практика
  • Судебная практика: Москва и Московская область
  • Судебная практика: Поволжье
  • Судебная практика: Северо-Кавказский регион
  • Судебная практика: Северо-Запад
  • Судебная практика: Урал
  • Судебная практика: Волговятский регион
  • Судебная практика: Восточная Сибирь
  • Судебная практика: Западная Сибирь
  • Юридические статьи
  • Бухгалтерские консультации
  • Финансовые консультации
  • Статьи бухгалтеру
  • Для школьников
  • Для дополнительного образования
  • Для ВУЗов
  • Тесты на английском
  • Викторины и олимпиады
  • Таможенное дело и ВЭД
  • Вопросы для викторин
  • Бухгалтерский учёт и аудит
  • Юриспруденция, государство и право
  • Финансы, кредит, страхование
  • Международная экономика
  • Информационные технологии
  • Менеджмент и маркетинг
  • Экономика и предпринимательство
  • Зарубежное право
  • Биология
  • Воспитание и обучение
  • Естествознание
  • Инженерные дисциплины
  • История
  • Культура и искусство
  • Лингвистика, филология, языкознание
  • Литература
  • Математика и статистика
  • Медицина
  • Общеобразовательные дисциплины
  • Общественные науки
  • Профессиональные тесты
  • Русский язык
  • Физкультура и спорт
  • Философия и психология
  • Иностранные языки

Обязательный аудит в 2020 году

Аудиторская деятельность, аудит — предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей (далее — аудируемые лица).

Аудит осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ от 07.08.2001 г. и иными нормативными правовыми актами по проведению аудиторской деятельности, изданными в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Аудитором является физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом, и имеющее квалификационный аттестат аудитора.

Аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность в качестве работника аудиторской организации или в качестве лица, привлекаемого аудиторской организацией к работе на основании гражданско-правового договора, либо в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица.

Индивидуальный аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность, а также оказывать сопутствующие аудиту услуги. Индивидуальный аудитор не вправе осуществлять иные виды предпринимательской деятельности.

Аудиторская организация — коммерческая организация, осуществляющая аудиторские проверки и оказывающая сопутствующие аудиту услуги.

Аудиторская организация осуществляет свою деятельность по проведению аудита после получения лицензии на условиях и в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» и законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности.

Аудиторская организация может быть создана в любой организационно — правовой форме, за исключением открытого акционерного общества.

Не менее 50 процентов кадрового состава аудиторской организации должны составлять граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, а в случае, если руководителем аудиторской организации является иностранный гражданин, — не менее 75 процентов.

В штате аудиторской организации должно состоять не менее пяти аудиторов.

Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

Иные цели:

  • поиск резервов для улучшения финансового состояния;
  • разработка мер оптимизации состава затрат и налогообложения:
  • внедрение мероприятий по предотвращению отрицательных результатов деятельности субъекта и другие.

Аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными органами государственной власти.

Аудиторские организации и предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица (далее — индивидуальные аудиторы), могут оказывать сопутствующие аудиту услуги.

Под сопутствующими аудиту услугами понимается оказание аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами следующих услуг:

  1. постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерское консультирование;
  2. налоговое консультирование;
  3. анализ финансово — хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;
  4. управленческое консультирование, в том числе связанное с реструктуризацией организаций;
  5. правовое консультирование, а также представительство в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам;
  6. автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;
  7. оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имущественных комплексов, а также предпринимательских рисков;
  8. разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес — планов;
  9. проведение маркетинговых исследований;
  10. проведение научно — исследовательских и экспериментальных работ в области, связанной с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;
  11. обучение в установленном законодательством Российской Федерации порядке специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью;
  12. оказание других услуг, связанных с аудиторской деятельностью.

Аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих ему услуг.

По признаку обязательности различают: обязательный и инициативный аудит.

По временному признаку — предварительный, текущий и последующий аудит.

Обязательный аудит — ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя.

Обязательный аудит осуществляется в случаях, если:

  1. организация имеет организационно — правовую форму открытого акционерного общества;
  2. организация является кредитной организацией, страховой организацией или обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, источником образования средств которого являются предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательные отчисления, производимые физическими и юридическими лицами, фондом, источниками образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;
  3. объем выручки организации или индивидуального предпринимателя от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает в 500 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда;
  4. организация является государственным унитарным предприятием, муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения;
  5. обязательный аудит в отношении этих организаций или индивидуальных предпринимателей предусмотрен федеральным законом.

Обязательный аудит проводится аудиторскими организациями. При проведении обязательного аудита в организациях, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности или собственности субъекта Российской Федерации составляет не менее 25 процентов, заключение договоров оказания аудиторских услуг должно осуществляться по итогам проведения открытого конкурса. Порядок проведения таких конкурсов утверждается Правительством Российской Федерации, если иное не установлено федеральным законом. (в ред. Федерального закона от 14.12.2001 № 164-ФЗ)

Аудиторская проверка аудируемых лиц, в финансовой (бухгалтерской) документации которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Уклонение организации или индивидуального предпринимателя, подлежащих обязательному аудиту, от его проведения или препятствование его проведению, влекут взыскание штрафа с организации и индивидуального предпринимателя в размере от 500 до 1000 минимальных размеров оплаты труда, установленного федеральным законом. Взыскание штрафа производится в судебном порядке на основании постановления Министерства финансов РФ о привлечении к ответственности за уклонение от обязательного аудита.

Инициативный аудит проводится по усмотрению руководства или собственников субъекта.

Оплата инициативного субъекта осуществляется за счет собственных средств организации.

Причины заказов инициативных проверок:

  1. Отсутствие контроля со стороны специальных органов;
  2. Текучесть бухгалтерских кадров;
  3. Низкая квалификация бухгалтерских кадров.

Предварительный аудит проводится до момента совершения хозяйственной операции. Например, перед тем как произвести платеж по платежному поручению необходимо проверить наличие договора, установить основание для перечисления.

Текущий аудит осуществляется в момент совершения хозяйственной операции. При этом проверяется законность производимой хозяйственной операции, правильность и своевременность отражения в первичных документах и регистрах бухгалтерского учета.

Последующий аудит осуществляется после совершения хозяйственной операции. Проводится с той целью чтобы, выявить ошибки и недостатки, которые могли быть допущены в ходе совершении хозяйственной операции.

По субъектам аудит подразделяется на: внутренний и внешний.

Внутренний аудит — это элемент управленческого контроля, представляющий собой независимую деятельность в организации по проверке и оценке работы в интересах руководства. Внутренний аудит может производиться:

  • ревизионной комиссией;
  • ревизором;
  • отделом внутреннего контроля;
  • аудиторской фирмой на договорных началах.

Внешний аудит проводится независимой аудиторской организацией (либо индивидуальный аудитор, либо аудиторская фирма)

По сферам и объектам различают три вида аудита:

  1. Аудит на соответствие требованиям — это анализ финансово-хозяйственной деятельности субъекта в целях определения ее соответствия, предписанным условиям, стандартам, законам;
  2. Аудит финансовой отчетности — это бухгалтерская проверка бухгалтерской отчетности субъекта с целью выражением аудитора мнения о ее достоверности;
  3. Специальный или операционный аудит — это проверка конкретных участков деятельности субъекта;


  • Банковское дело
  • Биржевое дело
  • Бюджетная система
  • Инвестиционный менеджмент
  • Инновационный менеджмент
  • Логистика, торговая деятельность
  • Макроэкономика
  • Маркетинг
  • Международная экономика
  • Международные валютные отношения
  • Менеджмент и принятие управленческих решений
  • Микроэкономика
  • Налогообложение
  • Нормирование труда
  • Рынок ценных бумаг
  • Статистика, эконометрика, моделирование
  • Страхование
  • Управление персоналом
  • Управление рисками
  • Учет и аудит
  • Финансовая математика
  • Финансовый анализ
  • Финансовый менеджмент
  • Ценообразование
  • Экономика предприятия
  • Экономическая теория
  • Экономический анализ
  • Демонстрационные версии решения задач

Рабочая программа по дисциплине «Математика» для специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов по профессиям среднего профессионального образования 080114 «Экономика и бухгалт…

Бухгалтерский учет, анализ и аудит. Тест 11

Вопрос 1. Анализ соотношений и закономерностей, основанных на сведениях о деятельности аудируемого лица, а также изучение этих соотношений и закономерностей с другой информацией или причин возможных отклонений — это:

  • аналитические процедуры
  • внешние подтверждения
  • тестирование средств контроля

Вопрос 2. Аналитические процедуры включают рассмотрение финансовой информации:

  • как с сопоставимой, так и несопоставимой информацией за предыдущие периоды
  • с несопоставимой информацией
  • с сопоставимой информацией за предыдущие периоды

Вопрос 3. Аудитор должен выразить отрицательное мнение в том случае, когда

  • аудиторские доказательства не получены, но возможное влияние искажений является существенным и всеобъемлющим
  • аудиторские доказательства не получены, но возможное влияние искажений является существенным, но не всеобъемлющим
  • получены аудиторские доказательства, что влияние искажений является существенным и всеобъемлющим
  • получены аудиторские доказательства, что влияние искажений является существенным, но не всеобъемлющим

Вопрос 4. Аудитор должен отказаться от выражения мнения в том случае, когда

  • аудиторские доказательства не получены, но возможное влияние искажений является существенным и всеобъемлющим
  • аудиторские доказательства не получены, но возможное влияние искажений является существенным, но не всеобъемлющим
  • получены аудиторские доказательства, что влияние искажений является существенным и всеобъемлющим
  • получены аудиторские доказательства, что влияние искажений является существенным, но не всеобъемлющим

Вопрос 5. Аудитор должен выразить мнение с оговоркой в том случае, если:

  • аудиторские доказательства не получены, но возможное влияние искажений является существенным и всеобъемлющим
  • аудиторские доказательства не получены, но возможное влияние искажений является существенным, но не всеобъемлющим
  • получены аудиторские доказательства, что влияние искажений является существенным и всеобъемлющим
  • получены аудиторские доказательства, что влияние искажений является существенным, но не всеобъемлющим

Вопрос 6. Аудитор должен модифицировать аудиторское мнение в случае, когда:

  • аудитор приходит к выводу о том, что бухгалтерская отчетность содержит существенные искажения
  • аудитор приходит к выводу о том, что в организации отсутствует эффективная система внутреннего контроля
  • аудитор приходит к выводу о том, что существует неотъемлемый риск
  • у аудитора отсутствует возможность получения достаточных надлежащих аудиторских доказательств того, что бухгалтерская отчетность в целом не содержит существенных искажений

Вопрос 7. Аудитор и руководитель аудируемого лица согласованные условия отражают документально:

  • в договоре оказания аудиторских услуг
  • в заявлении аудитора
  • в общем плане аудита

Вопрос 8. Аудитор имеет право в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности»:

  • делать копии с документов аудируемого лица без его согласия
  • получать разъяснения у должностных лиц в письменной, устной форме
  • проводить проверку финансовой отчетности без заключения договора на аудит

Вопрос 9. Аудитор имеет право при аудите отчетности:

  • без согласования экономического субъекта привлекать эксперта
  • проверять фактическое наличие имущества, учтенного в документах
  • требовать применение бухгалтерских программ, которыми владеет аудитор

Вопрос 10. Аудитор может отказаться от проведения проверки или выражения мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности в случае, если:

  • не выполнено условие по предоставлению отдельного помещения для осуществления проверки
  • не представлена вся необходимая информация
  • не произведена оплата экономическим субъектом за аудиторские услуги

Вопрос 11.Аудиторская выборка — это:

  • применение аудиторских процедур ко всем элементам одной статьи отчетности или группы однотипных операций
  • применение аудиторских процедур менее чем ко всем элементам одной статьи отчетности или группы однотипных операций
  • применение аудиторских процедур менее чем ко всем элементам только одной статьи отчетности

Вопрос 12. Аудиторская организация должна документально оформлять все сведения, которые:

  • важны для доказательства профессионального мнения аудитора и подтверждают, что аудиторская проверка проводилась в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности
  • выявлены в ходе аудита, только в отношении организации и функционирования у аудируемого лица
  • системы бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности
  • требует подготовить руководитель аудируемого лица

Вопрос 13. Аудиторская организация может являться членом

  • нескольких саморегулируемых организации
  • только одной саморегулируемой организации

Вопрос 14. Аудиторская организация ООО «Консультант» заключила договор на проведение аудита финансовой отчетности ООО «Фортуна». У аудиторской организации ООО «Консультант» и ООО «Фортуна» имеется общий учредитель. Может ли в такой ситуации заключаться договор?

В России, аудиторская проверка любой компании предполагает финансовую и налоговую проверку. Т.е. аудиторы будут проверять:

  1. Нарушения законодательства;
  2. Финансовое положение компании или предприятия;
  3. Соблюдение налоговых и правил.

Если рассматривать всю деятельность с практической точки зрения, то речь идет об:

  1. Выявлении конкретных нарушений в хоз. деятельности;
  2. Сверка документации, отражающей исполнение функций компанией;
  3. Подтверждение/опровержение различных сведений в бухгалтерии.

Давайте разберемся более подробно.

В первую очередь, она позволяет находить нарушения работы в бухгалтерии. С помощью аудиторов отыскивают намеренные помарки и ошибки в отчетных документах. Это одна из самых основных задач проверяющих. По сути, с 1991 года создан полноценный институт, предотвращающий намеренное изменение отчетных и внутренних документов. От этого выигрывают все:

  1. Банковские организации;
  2. Кредиторы компании;
  3. Государственные ведомства;
  4. Инвесторы.

Все вышеперечисленные субъекты понесли бы огромные потери, если бы не проводились периодические аудиторские проверки. Притом, аудиторы являются здесь стороной не заинтересованно и независимой, что только добавляет результатам аудита веса и достоверности.

Иными словами, аудитор выступает в роли третейского эксперта, задача которого — объективно разобраться в сложившейся ситуации и найти конкретные ошибки и установить их характер (косвенно). А подтверждать или опровергать факт намеренности/случайности придется уже компетентным органам.

Для крупных компаний, сама процедура проверки отчетности являются обязательной. Так как с отчетностью работают не только внутренние сотрудники компании, но и другие люди. А значит, она должна быть достоверной, и это ключевой параметр. Компаниям размером поменьше избежать проверки правильности ведения финансовой отчетности тоже не удастся. Ведь это не только позволяет создавать положительную репутацию, но и является своеобразным флагом или маяком (если угодно) для различных кредиторов и инвесторов. Давайте разберем этот вопрос подробнее.

Как мы уже определились выше, аудит нужен для проверки финансовой отчетности. И в его каноничном понимании, критерием проверки здесь является соответствие нормам, правилам и текущему законодательству Российской Федерации. Которая, к слову сказать использует механизм аудиторских проверок не полностью, а лишь на 10%. По крайней мере, именно аудит финансовой отчетности четко регламентируется законодательством. В европейских странах и США, у аудиторов в разы больше инструментов для проверки, увязанных действующими нормативными актами и законом. Но об этом расскажем в конце статьи.

Законодательная иерархия для любой аудиторской проверки выстраивается вот так:

  1. ФЗ 307;
  2. ФЗ 402;
  3. ФЗ 315 и ФЗ 395-1 соответственно.

Это 3 основополагающих закона, выступающих в роли правовой базы, с которой и будет сверяться проверка аудиторами. Кроме этого, они используют еще Гражданский и Налоговый кодексы РФ.

Исходя из классификации, можно сделать вполне понятный вывод. Основой аудиторской проверки является независимость аудитора. Отсюда вытекает и еще одно утверждение: в результате аудиторской проверки выносится компетентное и фиксированное мнение проверяющих о том, насколько точно отражена отчетность и другая финансовая информация. Это и есть то самое аудиторское заключение, составляемое по окончании всех процессов и процедур. О полезности этого заключения для пользователя поговорим позже, а пока разберемся с этической стороной вопроса.

Тест: Тест по основам аудита с ответами

Федеральный стандарт аудиторской деятельности (ФСАД) предполагает, что конечный пользователь не может учитывать мнение проверяющего в контексте эффективного действия. Это обуславливается основными правилами и объективными ограничениями (а также субъективными). Отсюда можно вынести вполне ожидаемый вывод о том, что:

«Проверяющий будет самостоятельно принимать решение о том, каким значениям доверять, а каким нет«. Распределение приоритетов остается на усмотрение аудитора. Это вопрос:

  1. Количественных показателей;
  2. Качественных значений.

При этом, правилом No4 вводится понятие существенности. Существенность аудита снижается в обратной пропорции к вероятности допущения ошибки в конечном заключении.

Естественно, у человека умного тут же появится много вопросов к оправданию и манипулятивной возможности. Как можно доверять результатам проверки или аудитор или целая команда могут ссылаться на существенность? Это корневое заблуждение, которое легко развеивается целым набором инструментов и шагов:

  1. Введение тестирования контроля (дополнительного);
  2. Изменение ключевых параметров;
  3. Изменения в объеме проверочных данных;
  4. Сдвигание сроков аудиторской проверки;
  5. Деление задач и их последовательная повторная проверка.

Здесь можно привести в качестве примера еще и известный закон Парето. Он предполагает, что лишь 1/5 всех усилий приводит к 4/5 получаемого результата. Верно будет и обратное утверждение о том, что подавляющее большинство усилий приводит к очень плохому результату*

*плохому в количественном выражении, но никак не качественном. Впрочем, это уже наше собственное дополнение к аудиторской проверке.

Кроме стандартных инструментов, аудиторам свойственно проверять и перепроверять данные по выборкам. Это означает, что собираются данные и документы, касательно:

  1. Отдельных активов;
  2. Структуре капитала;
  3. Доходах;
  4. Обязательствах;
  5. Хоз. операциях.

Документы и данные здесь собираются очень обособленно и так, чтобы отразить общую картину, а не сосредоточиться на какой-либо одной причине. Это и становится одной из опор объективности, которая свойственна всем аудиторским проверкам. Естественно, ошибка может быть допущена. Но все выстроено таким образом, чтобы ошибка не смогла повлиять на какой-то отдельный показатель финансового состояния. Иными словами, никакой видимой свободы действия тут нет. И результативность близится если не к 100%, то к 99 уж точно.

По сути, инвестиционный аудит это комплексная проверка. Перед тем, как инвестор примет решение о вложении денежных средств в компанию и покупке активов, он должен определить целесообразность этих вложений. И на подготовительном этапе ему понадобятся сведения, которые будут позиционировать и информировать его о компании. Это исчерпывающая информация, с точки зрения инвестиций.

Работает это все следующим образом:

  1. Компания публикует отчетность;
  2. С этими документами работают заинтересованные лица.

Соответственно, инвестиционный аудит позволяет проверить достоверность всех данных и показателей в отчетах. Той документации, которая доступна общественности. С внутренней позиции компании, этим должна заниматься отдельная комиссия из проверяющих. Если речь о продаже компании или предприятия не идет.

В случае, если инвестор хочет приобрести большую часть компании или выкупить ее целиком, то аудиторская проверка инициируется с его стороны. Обычно, проверяется:

  1. Политика учета;
  2. Документы учредительной категории;
  3. Платежеспособность юр. лица;
  4. Достоверность и прозрачность отражения активов;
  5. Механизм формирования уставного капитала.

Не забудут проверяющие и о дебиторской задолженности, текущих обязательствах перед партнерами или кредиторами. Финальным пунктом проверки для инвестиционного аудита является составление модели, учитывающей все риски компании*

*речь идет о том, какие риски несет компания, занимающаяся своей непосредственной деятельностью. Этот документ позволяет любому инвестору частично понять характер предыдущих управленческих действий и взаимоотношения компании как отдельного объединения на рынке сбыта или предложения (вне зависимости от того, производится ли продукт или оказываются услуги).

Вообще, аудит компании целесообразно проводить до совершения сделки и подписания договоров. Иногда, аудиторскую проверку инициируют и до и после подписания контракта, так как ключевые условия и показатели могут сильно меняться. Это напрямую зависит от:

  1. Участия компании на биржевых торгах;
  2. Рентабельности отдельных активов;
  3. Смены первоначальных условий сделки.

Кроме того, повторный аудит создает динамическую статистику. Новый владелец компании или актива получает возможность анализировать данные прямо на ходу, так сказать, в динамике.

Выберите один ответ:

a. обеспечение высокого качества проверки

b. создание общественного имиджа профессии

c. создание правил подготовки финансовой отчетности

2.2. Основные правовые формы предпринимательской деятельности в аудите

Выберите один ответ:

a. с даты разработки стандарта

b. с момента опубликования стандарта на английском языке и указанной в нем даты

c. с даты перевода на национальный язык стран, членов МФБ

d. с даты перевода на национальный язык стран, членов МФБ

Выберите один ответ:

a. проверка паспорта технического средства

b. проверка фактического наличия автомобиля

c. получение устного подтверждения от продавца автомобиля

Выберите один ответ:

a. проверить ее надежность, а затем использовать только те данные, которые считаются бесспорно надежными и необходимыми при внешнем аудите

b. проверить ее надежность, а затем использовать все ее данные

c. использовать все ее данные и сократить время проверки до минимума

Выберите один ответ:

a. Международными стандартами аудита

b. по усмотрению аудитора – Международными или российскими стандартами

c. российскими аудиторскими стандартами

Аудиторская организация

При выполнении своих профессиональных обязанностей аудитор должен руководствоваться нормами, установленными профессиональными аудиторскими объединениями, членом которых он является, а также следующими этическими принципами:

1) Независимость;

2) Честность;

3) Объективность;

4) Профессиональная компетентность и добросовестность;

5) Конфиденциальность;

6) Профессиональное поведение.

Аудитор в ходе планирования и проведения аудита должен проявлять профессиональный скептицизм, т.е. критически оценивать весомость аудиторских доказательств.

Аудит призван обеспечить разумную уверенность в том, что рассматриваемая финансовая отчетность не содержит существенных искажений.

Аудитор несет ответственность за формирование и выражение мнения о достоверности отчета, ответственность за подготовку и предоставление отчетности несет руководитель аудируемого лица.

Аудит отчетности не освобождает руководство от ответственности.

Профессия аудитора известна с глубокой древности. Еще примерно в 200 г. до нашей эры квесторы (должностные лица, ведавшие финансовыми и судебными делами) Римской империи, осуществляли контроль за государственными бухгалтерами на местах. Отчеты квесторов направлялись в Рим и выслушивались экзаменаторами. Само слово «аудитор» происходит от латинского «auditor» — слушатель, выслушивающий. Тем не менее, слово «аудитор» в разное время имело иногда иное значение. Так, в духовных училищах и в ряде светских учебных заведениях называли учеников, назначенных учителем для выслушивания («audit» — он слышит) уроков своих товарищей, и проверки того, как эти уроки усвоены. В Германии так называли молодых специалистов присутствовавших при производстве судебных дел, но не имевших права голоса. Во Франции во время Второй Империи аудиторы присутствовали на заседаниях Госсовета с целью подготовки из них чиновников высокого ранга. В ряде государств аудиторами называли заседателей судов. Но чаще всего, аудиторами называли лиц, занимающих военно-судебные должности.

В России это звание было введено Петром I в 1716 году по примеру Польши. В воинском уставе и табеле о рангах аудиторы были причислены к воинским чинам и до введения военно-судебной реформы 1867 года образовывали собой высшие ревизионные военные суды в России.

Ревизионная деятельность так же стара, как и сам бухгалтерский учет. Согласно, она имела место в Вавилоне и Древнем Египте при оценке правильности сбора налогов, в средние века — в сфере торговли. Многие фундаментальные экономические процессы и механизмы с безусловным признанием важности учета и контроля рассматривались учеными Древнего мира. Так, Аристотель в своей «Политике» четко разграничивает функции учетные и контрольные, с прямым указанием того, что проверки (аудит, ревизия) есть часть контроля». При этом проверяющий должен быть равноправен главному бухгалтеру (не ниже его по статусу), а кроме того, что он не имеет права впадать в зависимость от проверяемых».

Развитие аудита, в традиционном его понимании, началось в Англии. По одной из версий, известный политик и экономист XVIII века Джордж Уотсон как-то порекомендовал шотландским коммерсантам провести проверку их бухгалтерской отчетности. Результаты оказались столь значительны, что «черствые, скупые и педантичные» (как их определяли прочие британцы) шотландцы признали пользу таких проверок и стали их практиковать.

В 1805 году в Эдинбурге был издан справочник, где были приведены имена 17 аудиторов, которые вскоре создали свою профессиональную организацию.

Датой рождения аудита принято считать 1844 год, когда в Англии был принят закон «Об акционерных компаниях» — согласно которому их правления должны были ежегодно отчитываться перед акционерами, причем отчет должен был быть проверен и подтвержден специальным человеком – независимым аудитором.

Аудиторы – уже в значении бухгалтер-аудитор появились в Великобритании в середине XIX века, где в 1862 году вышел закон об обязательном аудите (во Франции в 1867, в США в 1937).

Численность аудиторов во всем мире в 1905 г. составляла 11 тысяч, из которых половина приходилась на Великобританию.

В России были предприняты три попытки ввести институт аудиторства: в 1888г., с 1907 по 1912гг., с 1929 по 1930гг. – но считается, что они не увенчались успехом.

В Советском Союзе, в связи с национализацией, собственником предприятий было государство. Контроль осуществлялся в форме ревизии со стороны государственных органов. У ревизии в то время были как преимущества, так и недостатки. Например, преимуществом можно выделить, что для проведения проверок помимо штатных ревизоров привлекали работающих бухгалтеров с крупных предприятий – таким образом, бухгалтер видел работу своих коллег – происходила передача опыта и знаний.

Тем временем, за рубежом, методы работы аудиторов постоянно совершенствовались, создавались крупные аудиторские компании с мировым именем (наиболее известные: «Arthur Andersen», «Ernst &Young», «PricewaterhouseCoopers», «KPMG», «Deloitte &Touche», и др.). В зарубежной практике аудит является необходимым условием работы крупной компании. Без аудиторского заключения со стороны аудитора с именем и репутацией – партнеры и инвесторы могут отказаться работать с предприятием.

В России аудит возник в конце 80-х годов XX века, когда стали появляться первые совместные предприятия, зарубежные партнеры потребовали проведения аудиторских проверок. Для этих предприятий аудиторская проверка стала обязательной для подтверждения годовых отчетов.

Первой аудиторской фирмой стала хозрасчетная фирма «Акционерное общество «Инаудит» созданная в 1987 году на основе постановления СМ СССР», которая занималась аудиторскими проверками, консультированием совместных предприятий по налогообложению, по различным правовым вопросам и др.

В конце 80-х — начале 90-х в стране появилось множество коммерческих организаций, в том числе и аудиторских фирм. Одновременно с появлением крупных фирм начинают формироваться общественные ассоциации бухгалтеров и аудиторов. Они проводят широкомасштабные конференции по всей стране, «круглые столы» по проблемам учёта, налогообложения и аудита. Впервые начинают подниматься вопросы о нормативно�� и законодательной базе, о регулировании бухгалтерского учёта и аудита, о реорганизации всей системы финансового контроля в целом.

1. Аудит кредитных организаций;

2. Аудит страховых компаний;

3. Аудит бирж, фондов, инвестиционных институтов;

4. Общий аудит.

Задачи ревизии — установить законность, достоверность, экономическую целесообразность совершенных финансово-хозяйственных операций.

Для ревизии важно выявить и установить:

ü контроль за соблюдением государственной дисциплины;

ü правильность использования государственных средств;

ü сохранность денежных средств и материальных ценностей;

ü правильность ведения бухгалтерского учета;

ü выявить факты бесхозяйственности, расточительства, хищений;

ü установить виновных для возмещения вреда государству.

Ревизии бывают: ведомственная и вневедомственная, плановая и внеплановая, полная и неполная, сплошная и выборочная, тематическая, комплексная, комбинированная, сквозная, дополнительная, повторная.

Планирование и учет контрольно-ревизионной работы осуществляет контрольно-ревизионное управление Минфина и контрольно-ревизионные органы различных ведомств и министерств. Планирование ревизионной работы проводит председатель ревизионной комиссии.

Судебно-бухгалтерская экспертиза осуществляется по требованию следственных или судебных органов.

Судебно-бухгалтерская экспертиза не существует без «Дела».

Данная экспертиза проводится за счет проверяемого предприятия независимо от его желания.

Права и обязанности аудиторской организации и аудируемых лиц.

Статьи 5, 6 ФЗ119.

Аудиторская деятельность

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства

Организации, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательной аудиторской проверке, обязаны представлять ее в налоговый орган вместе с аудиторским заключением. Налоговый орган самостоятельно размещает проаудированную отчетность и заключение независимого аудита в Государственном информационном ресурсе бухгалтерской отчетности (ГИР БО).

ВАЖНО! Аудиторское заключение представляет в налоговый орган не аудитор, а руководство аудируемого лица, которому аудиторское заключение передано в порядке, предусмотренном договором аудита.

Что касается сроков предоставления бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения, здесь возможны варианты:

  • если аудиторское заключение подготовлено в срок, предусмотренный для составления и представления бухгалтерской отчетности законом о бухгалтерском учете, — это наиболее благоприятная ситуация, поскольку отчетность и заключение сдается единым комплектом и не требует впоследствии дополнительных действий от отчитывающейся организации. В обычные годы в России таким сроком являлась дата 31 марта года, следующего за отчетным. Но, как известно, в 2020 году пандемия и меры по противодействию ее распространению внесли свои коррективы в сроки предоставления отчетности и аудиторского заключения, которые для многих экономических субъектов были продлены (для большинства организаций — до 12 мая 2020 года). В связи с невозможностью проводить аудиторские процедуры, многие аудиторы по согласованию с клиентами увеличили сроки аудиторских проверок, при этом выпустив аудиторское заключение без нарушения законодательства и обеспечив возможность своевременного предоставления информации в ГИР БО аудируемыми лицами;
  • если к моменту предоставления бухгалтерской отчетности в налоговый орган аудиторское заключение еще не готово (а эта ситуация наиболее характерна для акционерных обществ, где годовая отчетность подлежит утверждению общим собранием акционеров, а также других организаций, в уставе которых прописана процедура утверждения отчетности собственниками), закон о бухгалтерском учете дает возможность представить аудиторское заключение в налоговый орган позднее, чем отчетность. При этом нельзя нарушать две временные рамки: заключение нужно сдать в течение 10 рабочих дней с момента его подписания аудитором, но не позднее, чем 31 декабря года, следующего за отчетным;

Как следует из приказа ФНС России от 13 ноября 2019 г. № ММВ-7-1/[email protected], аудиторское заключение в виде электронного документа передается в налоговый орган в формате PDF.

Если организация, подлежащая обязательному аудиту, не представит аудиторское заключение в налоговый орган, это является административным правонарушением и штрафуется исходя из норм статей 15.11 и 19.7 КоАП РФ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *