Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кем была принята конституция РФ в 1993 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.
Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.
Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.
Основная статья: История конституции России
В 1990—1991 годы произошёл распад СССР. Все республики, в том числе РСФСР, приняли Декларации о своём государственном суверенитете. Съезд народных депутатов республики принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР 12 июня 1990 года. В ней впервые была поставлена задача разработки новой Конституции РСФСР на основе провозглашенных в ней принципов, включая принцип разделения властей.
Основная статья: Всенародное голосование по конституции России
15 октября 1993 года президент Б. Н. Ельцин подписал указ о всенародном голосовании по проекту Конституции России и утвердил «Положение о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года»[6]. Согласно Положению, Конституция считалась одобренной, если за её принятие проголосовало большинство избирателей, принявших участие в голосовании, при том условии, что участие в голосовании приняло более половины числа зарегистрированных избирателей. Термин «всенародное голосование» (а не «референдум») был использован для того, чтобы обойти положение действовавшего Закона о референдуме РСФСР, согласно статье 9 которого референдум мог быть назначен лишь Съездом народных депутатов или Верховным Советом РФ[7]. Конституция Российской Федерации 1993 года вступила в силу в день её опубликования в «Российской газете» — 25 декабря 1993 года.
12 декабря 1993 года голосование состоялось. За принятие Конституции проголосовало 58,43 %, против — 41,57 %. Новая Конституция была принята и вступила в действие со дня её опубликования 25 декабря того же года.
Часть 2 статьи 137 Конституции гласит:
В случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта Российской Федерации подлежит включению в статью 65 Конституции Российской Федерации.
Нормативный акт | До изменений | После |
---|---|---|
Указ Президента Российской Федерации от 9 января 1996 г. № 20 | Ингушская Республика | Республика Ингушетия |
Указ Президента Российской Федерации от 9 января 1996 г. № 20 | Республика Северная Осетия | Республика Северная Осетия — Алания |
Указ Президента Российской Федерации от 10 февраля 1996 г. № 173 | Республика Калмыкия — Хальмг Тангч | Республика Калмыкия |
Указ Президента Российской Федерации от 9 июня 2001 г. № 679 | Чувашская Республика — Чаваш Республики | Чувашская Республика — Чувашия |
Указ Президента Российской Федерации от 25 июля 2003 г. № 841 | Ханты-Мансийский автономный округ | Ханты-Мансийский автономный округ — Югра |
В соответствии с частью 1 статьи 137 Конституции:
Изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в её составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации
Федеральный конституционный закон | Дата внесения изменений | Исключено из статьи 65 | Включено в статьи 65 |
---|---|---|---|
от 25 марта 2004 года № 1 | 1 декабря 2005 | Пермская область; Коми-Пермяцкий АО | Пермский край |
от 14 октября 2005 года № 6 | 1 января 2007 | Таймырский (Долгано-Ненецкий) АО; Эвенкийский АО | Красноярский край |
от 12 июля 2006 года № 2 | 1 июля 2007 | Камчатская область; Корякский АО | Камчатский край |
от 30 декабря 2006 года № 6 | 1 января 2008 | Усть-Ордынский Бурятский АО | Иркутская область |
от 21 июля 2007 года № 5 | 1 марта 2008 | Читинская область; Агинский Бурятский автономный округ | Забайкальский край |
Статья 136 Конституции гласит: Поправки к главам 3-8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации»
Данные вопросы также урегулированы в Федеральном законе от 6 февраля 1998 года «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации»
Поправки в главы 3-8 должны быть одобрены двумя третями голосов депутатов Государственной Думы и тремя четвертями голосов членов Совета Федерации. После этого предложение о внесении конституционных поправок направляется законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. В течение года данное предложение должно быть одобрено законодательными (представительными) органами не менее чем в двух третях субъектов Российской Федерации. После установления результатов рассмотрения, Совет Федерации в течение семи дней направляет закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации Президенту, который в течение четырнадцати дней подписывает и опубликовывает его.
В статье 135 Конституции Российской Федерации указано, что должен быть принят Федеральный конституционный закон о Конституционном Собрании, однако, такой закон до сих пор не принят.
Пересмотр Конституции отличается от внесения конституционных поправок тем, что в первом случае итогом является принятие новой конституции, а во втором — вносятся поправки в существующую Конституцию. При этом поправки могут быть внесены лишь в главы 3—8 Конституции. При изменении же положений глав 1, 2 и 9 должна быть начата процедура пересмотра Конституции.
Процедура пересмотра Конституции Российской Федерации начинается с внесения субъектом конституционной законодательной инициативы предложения о пересмотре Конституции в Государственную Думу. Если это предложение будет принято Государственной Думой (необходимо не менее трёх пятых голосов), то оно в течение пяти дней направляется в Совет Федерации (который также должен одобрить его тремя пятыми голосов). После этого должно быть созвано Конституционное Собрание — особый учредительный орган, порядок формирования и деятельности которого должны быть прописаны в специальном Федеральном конституционном законе. Конституционное Собрание принимает одно из следующих решений:
- подтверждает неизменность Конституции;
- разрабатывает проект новой Конституции, который:
- принимается самим Конституционным Собранием двумя третями голосов или
- выносится на всенародное голосование, где проект должен быть одобрен более одной второй от числа избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нём приняло участие не менее половины избирателей.
(в ред. Законов Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ, от 14.03.2020 N 1-ФКЗ)
Мы, многонациональный народ Российской Федерации,
соединенные общей судьбой на своей земле,
утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие,
сохраняя исторически сложившееся государственное единство,
исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов,
чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость,
возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы,
стремясь обеспечить благополучие и процветание России,
исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями,
сознавая себя частью мирового сообщества,
принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
1. Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.
Конституция Российской Федерации
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.
1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.
1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.
2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.
1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Российской Федерации.
2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.
3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.
4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.
1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.
2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.
3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.
1. Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Конституция России незаконна? Развенчиваем популярный миф
1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.
1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.
2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.
1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Российской Федерации.
2. Республика
3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.
4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.
1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.
2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.
3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.
КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
16 июня 1990 года образована Конституционная комиссия I Съезда народных депутатов РСФСР, которая начала эту работу в Мраморном зале 14-го корпуса Кремля[9]. Председателем комиссии назначен Председатель Верховного совета РСФСР Борис Ельцин, заместителем — первый заместитель Председателя Верховного совета РСФСР Руслан Хасбулатов, секретарём — народный депутат РСФСР Олег Румянцев. Сначала в состав комиссии вошли 102 депутата, но к ноябрю 1992 года её численность сократилась до 98 человек, в частности, из-за того, что три члена Конституционной комиссии были избраны в состав Конституционного суда РФ[10].
Однако сложная расстановка политических сил в составе народных депутатов приводила к значительной затяжке принятия новой Конституции. В основном процесс шёл по пути внесения многочисленных изменений в действующую Конституцию РСФСР, которая приобретала в связи с этим противоречивый характер, одни её нормы противоречили другим. Эта несогласованность вызывала ожесточённое противостояние и противоборство законодательной и исполнительной ветвей власти.
В разработке Конституции принимали участие специалисты, финансируемые Агентством США по международному развитию[11]. По мнению Юрия Батурина: «Из зарубежных экспертов (они не работали над текстом, но оценивали отдельные фрагменты) могу точно назвать Мануэль Б. Гарсия Альварес, профессора конституционного права Леонского университета (Испания)». [12]
В соответствии с частью 1 статьи 137 Конституции:
Изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в её составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации.
Статья 136 Конституции гласит:
Поправки к главам 3—8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.
Данные вопросы также урегулированы в Федеральном законе от 6 февраля 1998 года «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации».
Поправки в главы 3—8 должны быть одобрены двумя третями голосов депутатов Государственной Думы и тремя четвертями голосов членов Совета Федерации. После этого предложение о внесении конституционных поправок направляется законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. В течение года данное предложение должно быть одобрено законодательными (представительными) органами не менее чем в двух третях субъектов Российской Федерации. После установления результатов рассмотрения, Совет Федерации в течение семи дней направляет закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации президенту, который в течение четырнадцати дней подписывает и опубликовывает его.
Конституции Российской Федерации: история создания и принятия.
Основная статья: Поправки к Конституции России (2020)
В конце января 2020 года президент России Владимир Путин внёс в Госдуму законопроект о поправке в Конституцию РФ[23]; после ряда разнородных изменений он был принят в марте 2020 как 1-ФКЗ[24]. Изменения Основного закона посвящены новым требованиям, выдвигаемым к президенту, членам правительства и госчиновникам разного уровня, закрепляют социальные гарантии государства перед гражданами, меняют круг полномочий парламента, запрещают отчуждение федеральных территорий, устанавливают статус русского языка, закрепляют приоритет национального законодательства перед международным в случае его противоречия Конституции России. Кроме того, поправки позволяют действующему президенту вновь баллотироваться на этот пост в 2024 году (ранее не обсуждавшееся т. н. обнуление[25]).
Конституционные изменения были вынесены на общероссийское голосование, состоявшееся 1 июля 2020 года, по официальным результатам которого были одобрены 77,92 % участников голосования. 3 июля Президент подписал указ об официальном опубликовании текста Конституции Российской Федерации с внесёнными в неё поправками. Новая редакция Конституции вступила в силу 4 июля 2020 года.
Конституция России:
- закрепляет государственный строй, основные права и свободы, определяет форму государства и систему высших органов государственной власти;
- обладает высшей юридической силой;
- обладает прямым действием (положения конституции должны выполняться вне зависимости от того, противоречат ли им другие акты);
- отличается стабильностью, обусловленной особым, усложнённым порядком принятия и изменения;
- является базой для текущего законодательства.
- Конституция 1993 года и российский либерализм: к 20-летию российской конституции / Сборник научных статей. Орел: Издатель Александр Воробьев, 2013.
- Шаблинский И. Выключенный механизм: сдержки и противовесы в российской конституционной практике. // Сравнительное конституционное обозрение. 2010, № 2 (75).
- Тарасова Е.А. Проблемы принятия Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года. // Ученые записки Санкт-петербургского им. В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2013, № 4 (48)
- Тарасова Е.А. Разработка новой Конституции РФ: заключительный этап (май-декабрь 1993 г.) // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. СПбГУ, 2007, № 3.
- Тарасова Е.А. Разработка и принятие Конституции России в сентября-декабре 1993 г. // Труды исторического факультета Санкт-Петербургского университета. 2015, № 21.
На банных процедурах Сейчас на сайте
Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года
- Общая информация
- Ученый совет
- Филиал в Тюменской области
- Сотрудничество
- Региональная и зарубежная сеть
- СМИ
- Организация мероприятий
- Интернет-вещание
- Нормативные и общие документы
- Отправить обращение
- Контактная информация
- Электронные регистрации
Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Подробнее
В июне 1990 года перед I Съездом народных депутатов РСФСР остро встал конституционный вопрос. Члены Съезда понимали, что для перехода страны от социализма к демократии Конституция РСФСР 1978 года не подходила, из-за чего было решено заняться подготовкой новой Конституции.
Для этого была создана Конституционная комиссия при Верховном Совете, которую возглавил председатель Верховного Совета РСФСР Борис Николаевич Ельцин.
Спустя некоторое время стало ясно, что усилия Конституционной комиссии ни к чему не приводят. Слишком разное видение наилучшего устройства страны было как между народными депутатами и их председателем Ельциным, так и между ними самими, из-за чего проект Конституции, не был принят ни на первом, ни на втором съезде.
К началу 1993 г. число вариантов уже достигло десятка, однако особенно среди них выделялись только два: один из проектов Конституционной комиссии при Верховном Совете под руководством депутата О. Румянцева и проект Конституционного совещания президента Ельцина. Эти два проекта были похожи по многим пунктам, но по одному из важнейших вопросов — вопросу власти — сильно отличались.
Проект Конституционной комиссии предлагал создание парламентско-президентской республики, в рамках которой президент и парламент имели бы примерно равные полномочия и в конфликтных ситуациях могли бы уравновешивать друг друга.
Проект же Бориса Ельцина предлагал введение «суперпрезидентской» республики, в которой парламент станет фактически законосовещательным органом при президенте, а не законодательным, и в спорных ситуациях будет обязан подчиняться главе государства.
Несмотря на многочисленные попытки, выработать общий проект президенту и парламенту так не удалось, из-за чего политический кризис получил трагический исход. Заручившись поддержкой МВД и подмосковных дивизий, Ельцин 21 сентября 1993 года издал указ о прекращении работы Верховного Совета и Съезда народных депутатов.
Так как этот указ был прямым нарушением Конституции, депутаты объявили действия Ельцина незаконным и продолжили заседание в здании Дома Советов. Стороны не признавали правомерность действий друг друга, из-за чего 4 октября последовал штурм Дома Советов и арест нескольких депутатов.
Борис Ельцин и его окружение одержали победу и остались одни на политической арене. Они спешно доработали «президентский проект» Конституции и представили его на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года.
За принятие Конституции проголосовало 58,4 процентов избирателей, принявших участие в голосовании и новая Конституция Российской Федерации вступила в действие со дня опубликования 25 декабря 1993 года.
Деидеологизация
Отказ от искусственного внедрения основ социализма в политическую и социальную жизнь российского общества. Интересы государства и отдельной партии перестают считаться высшей ценностью. Высшей ценностью становятся права и свободы человека и гражданина.
Внешний и внутренний суверенитет
Внешний суверенитет: независимость РФ от воздействия других государств в её внешнюю и внутреннюю политику.
Внутренний суверенитет: власть государства ставится выше власти любой организации, существующей в Российской Федерации, и её решения должны быть обязательны для выполнения всеми гражданами.
Принцип разделения властей
Образуются три независимые ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная. Их образование обусловлено необходимостью системы сдержек и противовесов для предотвращения перекоса во власти.
Юридическое равенство субъектов Федерации
Все субъекты объявляются равными по отношению друг к другу и по отношению к федеральными органами государственной власти.
Политический плюрализм
Образовывается свободное политическое пространство, в рамках которого обеспечивается многообразие политических сил и конкуренция между ними за представительство в органах государственной власти.
Свобода экономической деятельности
Закрепляется свобода рынка и предпринимательской деятельности, признается самостоятельность и равноправие экономических субъектов, обеспечивается поддержка конкуренции и защита всех форм собственности на территории РФ.
Сложный порядок изменения и пересмотра конституционных положений
Так как главной целью любой конституции является стабилизация общества, то и сама конституция становится относительно стабильным правовым документом.
К августу у Ельцина был уже довольно прочно сколоченный проект, в котором первые две главы были связаны с основами конституционного строя и с правами граждан. Статьи этих глав были защищены громоздкой и трудной процедурой внесения поправок. За основу были взяты соответствующие главы проекта Конституционной комиссии Съезда народных депутатов (ее тоже возглавлял Ельцин). Остальные главы описывали устройство власти, и все сошлись на формуле президентской республики. В середине июля некий вариант текста был готов, и в сентябре должен был начаться второй, заключительный этап работы над текстом.
Но в конце августа Ельцин получил информацию о том, что в подвалах Парламентского центра на Трубной площади скапливается оружие. Также стало известно, что на ближайшем съезде противники президента, контролирующие Съезд народных депутатов, снова планируют голосование по импичменту, но на этот раз рассчитывают поддержать свой успех силой оружия. Ельцин их опередил и одержал верх. Правда, кровь оказалась на нем. Мы, слава богу, не узнаем, сколько пролилось бы крови, если бы верх взяли они. Но мы помним, кто составлял расстрельные списки.
Время было потеряно. В декабре — выборы в палаты Федерального собрания. Чтобы вынести одновременно на референдум Конституцию, нужно было спешить. Поэтому вместо второго, осеннего, этапа Конституционного совещания работала его сокращенная версия, но более профессиональная. Потом это попадало в Кремль, и там работала небольшая группа юристов.
На последнем этапе с текстом работал президент. Было бы странно, если бы только что пережитая трагедия не влияла на его редактуру. Почти два года руководимый Зорькиным Конституционный суд участвовал в политической борьбе на одной стороне. В результате в последний момент этот важный орган лишился права инициативного рассмотрения дел. Только что противником Ельцина был представительный орган с неограниченными полномочиями. И президент подстраховывался, срезая маневр нового законодательного органа.
В результате с нашей Конституцией произошло то же самое, что происходит с нами. Современная наука имеет очень веские подтверждения, что на нас влияет не только генетика и воспитание, но и особенности пребывания в утробе матери — пренатальный период.
Едва продрав глаза и научившись говорить, Конституция начала действовать. Она, подкрепленная Конституционным судом, дерзила папе — президенту Ельцину. Она любила своих акушеров — граждан, которые быстро сообразили, что она может их защищать, и лихо пользовались этим в судах, отсуживая у власти невыплаченные льготные деньги по многочисленным популистским законам. Она почувствовала законную гордость за себя, когда в тревожные дни экономического и политического кризиса в 1998 года сам Григорий Явлинский взывал в стенах Совета Федерации: «Главное — не трогать Конституцию!»
Это был момент ее высшего признания. И выход из кризиса оказался абсолютно конституционным. Но всенародной любви она так и не обрела.
Как создавалась Конституция РФ 1993 года
Конституция РФ состоит из преамбулы (вступительной части), двух разделов, 9 глав, 137 статей и 9 параграфов переходных и заключительных положений:Преамбула
Раздел первый:
- Глава 1. Основы конституционного строя (статьи 1—16)
- Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (статьи 17—64)
- Глава 3. Федеративное устройство (статьи 65—79)
- Глава 4. Президент Российской Федерации (статьи 80—93)
- Глава 5. Федеральное Собрание (статьи 94—109)
- Глава 6. Правительство Российской Федерации (статьи 110—117)
- Глава 7. Судебная власть и прокуратура (статьи 118—129)
- Глава 8. Местное самоуправление (статьи 130—133)
- Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции (статьи 134—137)
Конституция (основной закон)
Конституция РФ: Внесение поправокГосударственный герб России
Государственный флаг Российской Федерации
Государственный гимн России
День Конституции Российской Федерации Статья находится в рубриках
- НАУКА » Юриспруденция
- ОБЩЕСТВО
- ОБЩЕСТВО » Государство и политика
- ОБЩЕСТВО » Государство и политика » Государство
16 июня 1990 года образована Конституционная комиссия I Съезда народных депутатов РСФСР, которая начала эту работу в Мраморном зале 14-го корпуса Кремля[9]. Председателем комиссии назначен Председатель Верховного совета РСФСР Борис Ельцин, заместителем — первый заместитель Председателя Верховного совета РСФСР Руслан Хасбулатов, секретарём — народный депутат РСФСР Олег Румянцев. Сначала в состав комиссии вошли 102 депутата, но к ноябрю 1992 года её численность сократилась до 98 человек, в частности, из-за того, что три члена Конституционной комиссии были избраны в состав Конституционного суда РФ[10].
Однако сложная расстановка политических сил в составе народных депутатов приводила к значительной затяжке принятия новой Конституции. В основном процесс шёл по пути внесения многочисленных изменений в действующую Конституцию РСФСР, которая приобретала в связи с этим противоречивый характер, одни её нормы противоречили другим. Эта несогласованность вызывала ожесточённое противостояние и противоборство законодательной и исполнительной ветвей власти.
В разработке Конституции принимали участие специалисты, финансируемые Агентством США по международному развитию[11]. По мнению Юрия Батурина: «Из зарубежных экспертов (они не работали над текстом, но оценивали отдельные фрагменты) могу точно назвать Мануэль Б. Гарсия Альварес, профессора конституционного права Леонского университета (Испания)». [12]
Основная статья: Поправки к Конституции России (2020)
В конце января 2020 года президент России Владимир Путин внёс в Госдуму законопроект о поправке в Конституцию РФ[23]; после ряда разнородных изменений он был принят в марте 2020 как 1-ФКЗ[24]. Изменения Основного закона посвящены новым требованиям, выдвигаемым к президенту, членам правительства и госчиновникам разного уровня, закрепляют социальные гарантии государства перед гражданами, меняют круг полномочий парламента, запрещают отчуждение федеральных территорий, устанавливают статус русского языка, закрепляют приоритет национального законодательства перед международным в случае его противоречия Конституции России. Кроме того, поправки позволяют действующему президенту вновь баллотироваться на этот пост в 2024 году (ранее не обсуждавшееся т. н. обнуление[25]).
Конституционные изменения были вынесены на общероссийское голосование, состоявшееся 1 июля 2020 года, по официальным результатам которого были одобрены 77,92 % участников голосования. 3 июля Президент подписал указ об официальном опубликовании текста Конституции Российской Федерации с внесёнными в неё поправками. Новая редакция Конституции вступила в силу 4 июля 2020 года.
Конституция Российской Федерации 12 декабря 1993 года
Статья 1. Сильный может все. Вся власть в России принадлежит сильным, власть сильных не может быть ограничена ничем, кроме силы.
Статья 2. Закон существует для слабых. Слабые обязаны исполнять законы, которые написаны сильными. Сильные не обязаны исполнять законы, которые они пишут для слабых.
Статья 3. Сильный не равен слабому. У сильного всегда виноват слабый. В отношении сильных действует презумпция невинности.
Статья 4. Сильные имеют права, слабые имеют обязанности. Сильные могут нарушать закон. Слабые тоже могут нарушать закон, но только в отдельных случаях и если это не наносит ущерба сильным.
Статья 5. Сильные не могут злоупотреблять своими правами в отношении более сильных, чем они сами. Если сильный злоупотребил правом в отношении более сильного, чем он сам, он считается слабым, и к нему применяется закон.
Статья 6. Ни один сильный не может быть привлечен к ответственности за преступление, которое он совершил, за исключением случаев, когда он нарушил право более сильного, чем он сам.
Статья 7. Слабые могут быть привлечены к ответственности за преступления, которые они совершили, за преступления, которые совершили сильные, и даже за преступления, которые вообще никто не совершал.
Статья 8. Слабый не имеет права на защиту от сильного. Слабый является сильным по отношению к более слабому, чем он сам. Попытка слабого защититься от сильного является преступлением.
Статья 9. Собственность принадлежит сильным. Сильные владеют собственностью с разрешения самого сильного. Слабые обязаны отдать свою собственность сильному по его первому требованию. Право сильного на собственность слабого защищено государством.
Статья 10. Реальным гражданством обладают сильные. Сильные рождаются от сильных, либо становятся сильными в силу родства или знакомства, а также в случае признания таковым другими сильными.
Статья 11. Споры между сильными разрешается по понятиям. Понятия имеют силу традиции. Понятия выше законов. В случае если понятия и законы противоречат друг другу, законы применяются в той части, в которой они не противоречат понятиям.
Статья 12. Власть сильных от Бога. Монопольное право объяснять, почему властью должны обладать сильные, принадлежит Церкви. Церковь принадлежит сильным – наряду с государством. Слабые должны ходить в Церковь.
Статья 13. Сильными руководит самый сильный. Самый сильный не избирается и не назначается, а самоопределяется. Выборы необходимы для того, чтобы заранее известный результат выглядел правдоподобным.
Статья 14. Сильные на местах сами управляются со слабыми. Одни сильные не вмешиваются в дела других сильных, если соблюдаются приличия. Вмешательство в дела других сильных допускается в пределах, необходимых для восстановления приличий. Пока сильные разбираются между собой, слабые обязаны молчать.
Статья 15. Право сильных распространяется на всю территорию России. Слабые могут съехать, если успеют. Кто не успел, тот опоздал.
Статья 16. Законы сильных действует до тех пор, пока слабые сами не станут сильными.
Глава 1. Основы конституционного строя
1. Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.
1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.
1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.
2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.
1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Российской Федерации.
2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.
3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.
4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.
1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.
2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.
3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.
История Конституции Российской Федерации
1. Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
1. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
1. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.
2. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.
3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
- Favourites List
- Audio Listining
- Color Mode
- Monthly New Updates