Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Декларация об объекте недвижимого имущества это письмо ФНС от 17 ноября 2021 г бс-4-21/[email protected]». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
В связи с обращениями налогоплательщиков и территориальных органов ФНС России по вопросам, касающимися налогообложения объектов недвижимости, расположенных на земельных участках, предоставленных для ведения садоводства или дачного хозяйства, в целях администрирования налога на имущество физических лиц (далее — налог) рекомендуем учитывать следующее.
1. По вопросу налогообложения жилых строений, расположенных на земельных участках, предоставленных для ведения садоводства или дачного хозяйства (далее — жилые строения)
В соответствии с пунктом 2 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) в целях главы 32 «Налог на имущество физических лиц» жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения садоводства или дачного хозяйства, относятся к жилым домам.
Следовательно, в отношении жилых строений применяются правила определения налоговой базы, налоговых ставок, налоговых льгот и исчисления налога, предусмотренные в отношении жилых домов главой 32 Кодекса и действующими на соответствующий налоговый период по налогу нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения).
Необходимо понимать что законодательством Российской Федерации, включая Федеральный закон от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», статус жилого строения исчерпывающе не определен. Кроме того, Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» не был предусмотрен государственный кадастровый учет объектов недвижимости вида «жилые строения».
В связи с этим и исходя из статьи 25.3 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в отношении объектов недвижимости — жилых строений, не соответствующих установленным статьями 15 и 16 Жилищного кодекса Российской Федерации критериям для отнесения их к жилым домам, могли формироваться записи в государственном кадастре недвижимости (ГКН) и Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) с указанием вида объекта недвижимости — «здание», назначением — «нежилое» и наименованиями типа: «жилое строение без права регистрации проживания, расположенное на садовом земельном участке», «жилое строение на дачном участке» и т.п. В дальнейшем соответствующие сведения поступали в налоговые органы в рамках информационного взаимодействия с органами Росреестра, предусмотренного пунктом 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — регламентный обмен).
Вместе с тем, исходя из разъяснений Минфина России (письмо от 04.08.2015 № 03-05-04-01/45018) для налогообложения объектов недвижимости, не признаваемых жилыми домами и хозяйственными строениями (сооружениями), но являющихся жилыми строениями, необходимо учитывать вышеперечисленные особенности внесения сведений в ГКН и ЕГРП.
Таким образом, территориальным органам ФНС России необходимо в каждом случае поступления обращений налогоплательщиков, касающихся расчета налога в отношении объектов недвижимости, наименование которых по данным органов Росреестра (сведения, представленные в рамках регламентного обмена, по уточняющим запросам в рамках пункта 13 статьи 85 Кодекса, выписки из ГКН/ЕГРП, свидетельства о государственной регистрации права) включает указание на жилое строение, рассматривать вопрос о наличии основания для применения пункта 2 статьи 401 Кодекса, в т.ч. при необходимости — перерасчета налоговых обязательств с формированием (или) без формирования налоговых уведомлений и отражением соответствующих изменений в КРСБ (например, в связи с наличием налогового вычета, предусмотренного пунктом 5 статьи 403 Кодекса, применением налоговой ставки для объектов типа «жилые дома» в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 406 Кодекса, налоговой льготы, предусмотренной статьей 407 Кодекса).
2. По вопросу налогообложения не относящихся к жилым строениям домов, расположенных на земельных участках, предоставленных для ведения садоводства или дачного хозяйства (дома нежилого назначения)
В соответствии со статьей 25.3 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» одним из оснований для государственной регистрации права собственности на созданный объект недвижимого имущества, расположенный на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке, является декларация о таком объекте — документ, подтверждающий факт создания объекта, представляемый правоприобретателем такого объекта.
Форма декларации об объекте недвижимого имущества, утвержденная приказом Минэкономразвития России от 03.11.2009 № 447, предусматривала возможность указания вида (названия) объекта — «дом» (для дома, созданного на земельном участке, предоставленном (предназначенном) для ведения садоводства, дачного хозяйства), с назначением объекта — «нежилое» (в отношении дома, не предназначенного для постоянного проживания граждан, например, дом, размещенный на садовом участке из состава земель сельскохозяйственного назначения).
До 01.01.2015 в отношении указанных объектов, не относящихся к жилым строениям, хозяйственным строениям (сооружениям), могла применяться при наличии оснований налоговая льгота, предусмотренная статьей 4 Закона Российской Федерации от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (утратил силу).
Письмо от 21.05.2021 № БС-4-21/[email protected]
Даны разъяснения по вопросам налогообложения объектов недвижимости, расположенных на земельных участках, предоставленных для ведения садоводства или дачного хозяйства.
Так, в силу НК РФ в отношении жилых строений применяются правила определения налоговой базы, налоговых ставок, налоговых льгот и исчисления налога, предусмотренные в отношении жилых домов.
Законодательством статус жилого строения не определен. Кроме того, в отношении объектов недвижимости вида «жилые строения» кадастровый учет не предусмотрен.
Инспекциям рекомендуется в каждом случае поступления обращений налогоплательщиков, касающихся расчета налога в отношении объектов недвижимости, наименование которых включает указание на жилое строение, рассматривать вопрос о наличии основания для применения упомянутой нормы НК РФ, включая возможность применения налоговой льготы.
Дома нежилого назначения, расположенные на садовых или дачных участках, в целях расчета налога на имущество приравниваются к жилым домам. Отметим, что соответствующие поправки к НК РФ подписаны Президентом РФ 30 ноября 2016 г. Указанное положение распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 г.
Недвижимое имущество, отраженное на балансе как основное средство, если налоговая база по ней определяется как среднегодовая стоимость. Среди прочего (неочевидные случаи) обложения налогом:
- недвижимость передана другим лицам во временное владение, пользование, распоряжение;
- передана в доверительное управление (кроме ПИФ);
- внесена в совместную деятельность;
- получена по концессионному соглашению;
- получена вами как управляющей компанией ПИФ.
Также налогом облагается недвижимость, которая находится в России и принадлежит организации на праве собственности, хозяйственного ведения, получена по концессионному соглашению, если налоговая база в её отношении определяется как кадастровая стоимость.
Декларацию сдавайте в следующем составе:
- Титульный лист и раздел 1 — всегда, когда подаем декларацию;
- Разделы 2 и 2.1 — если есть имущество, облагаемое налогом по среднегодовой стоимости;
- Раздел 3 — если есть имущество, облагаемое налогом по кадастровой стоимости.
- Раздел 4 — если на балансе головной организации или обособленных подразделений есть движимые основные средства с остаточной стоимостью больше нуля.
Мы рекомендуем заполнять декларацию в последовательности: Титульный лист → Раздел 3 → Раздел 2 → Раздел 2.1 → Раздел 1 → Раздел 4.
Новая строка 002 «Признак СЗПК» нужна только для организаций с соглашением по капиталовложениям. Проставьте в строке «1», если недвижимость связана с исполнением СЗПК, «2» — если не связана. Для каждого признака нужен отдельный раздел 2 и раздел 3.
Утвердили новые коды федеральных и региональных льгот, связанных с коронавирусом:
- 2010501 и 2010505 — для малых и средних предприятий;
- 2010502 и 2010506 — для социально ориентированных некоммерческих организаций;
- 2010503 и 2010507 — для некоммерческих организаций, наиболее пострадавших от коронавируса;
- 2010504 и 2010508 — для централизованных религиозных организаций.
Ввели специальный код для имущества участников СЭЗ — «14». Его применяют для недвижимости Крыма и Севастополя. Код указывайте в строке 001, и для каждого кода составляйте свой раздел 2.
С 1 января 2021 года в силу вступили поправки к НК РФ, в соответствии с которыми в декларацию по налогу на имущество нужно включать сведения о движимом имуществе. Специально для этого ФНС добавила в форму декларации новый раздел 4 «Сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтённых на балансе организации в качестве объектов основных средств». Его надо заполнить уже в декларации за 2020 год, если у компании на балансе есть такие основные средства.
Среднегодовую стоимость имущества нужно указать по каждому региону. Здесь же отражается стоимость такого имущества, числящегося за обособленным подразделением, которое имеет отдельный баланс.
На данный момент четвертый раздел носит справочный характер, так как движимое имущество по-прежнему не является объектом налогообложения. Но есть вероятность, что в будущем их снова начнут облагать налогом, правда, Минфин обещает снизить ставки.
-
Арбитражный процессуальный кодекс РФ
-
Бюджетный кодекс РФ
-
Водный кодекс Российской Федерации РФ
-
Воздушный кодекс Российской Федерации РФ
-
Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ
-
ГК РФ
-
Гражданский кодекс часть 1
-
Гражданский кодекс часть 2
-
Гражданский кодекс часть 3
-
Гражданский кодекс часть 4
-
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Жилищный кодекс Российской Федерации РФ
-
Земельный кодекс РФ
-
Кодекс административного судопроизводства РФ
-
Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ
-
Кодекс об административных правонарушениях РФ
-
Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ
-
Лесной кодекс Российской Федерации РФ
-
НК РФ
-
Налоговый кодекс часть 1
-
Налоговый кодекс часть 2
-
Семейный кодекс Российской Федерации РФ
-
Таможенный кодекс Таможенного союза РФ
-
Трудовой кодекс РФ
-
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовный кодекс РФ
-
ФЗ об исполнительном производстве
-
Закон о коллекторах
-
Закон о национальной гвардии
-
О правилах дорожного движения
-
О защите конкуренции
-
О лицензировании
-
О прокуратуре
-
Об ООО
-
О несостоятельности (банкротстве)
-
О персональных данных
-
О контрактной системе
-
О воинской обязанности и военной службе
-
О банках и банковской деятельности
-
О государственном оборонном заказе
-
Закон о полиции
-
Закон о страховых пенсиях
-
Закон о пожарной безопасности
-
Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств
-
Закон об образовании в Российской Федерации
-
Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации
-
Закон о защите прав потребителей
-
Закон о противодействии коррупции
-
Закон о рекламе
-
Закон об охране окружающей среды
-
Закон о бухгалтерском учете
Обзор с 30 августа по 4 сентября 2021
-
Указ Президента РФ от 02.09.2021 N 512
«О внесении изменения в Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313»
-
Указ Президента РФ от 02.09.2021 N 511
«О внесении изменений в состав Комиссии при Президенте Российской Федерации по предварительному рассмотрению вопросов назначения судей и прекращения их полномочий, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 17 февраля 2021 г. N 97»
-
Указ Президента РФ от 02.09.2021 N 510
«О внесении изменения в Порядок подготовки проектов правовых актов и поручений Президента Российской Федерации, проектов правовых актов Правительства Российской Федерации об определении единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) товаров, работ, услуг при осуществлении их закупок для государственных нужд, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 14 сентября 2020 г. N 558»
-
Постановление Правительства РФ от 01.09.2021 N 1461
«О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2020 г. N 2130»
-
Постановление Правительства РФ от 01.09.2021 N 1459
«О внесении изменений в Правила маркировки обувных товаров средствами идентификации»
-
Распоряжение Правительства РФ от 31.08.2021 N 2417-р
«О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 21.09.2004 N 1222-р»
Порядок представления единой отчетности следует предварительно согласовать с региональным управлением ФНС, направив туда соответствующее уведомление. Форма такого уведомления утверждена приказом ФНС России от 19 июня 2019 г. № ММВ-7-21/[email protected]
В уведомлении необходимо указать:
- наименование налогоплательщика, ИНН, КПП, номер контактного телефона;
- налоговый орган, куда будет представляться единая налоговая отчетность;
- налоговый период (отчетные периоды), в течение которого (которых) будет применяться единая отчетность;
- сведения о руководителе или представителе налогоплательщика.
Кроме того, это уведомление не имеет отношение к платежам по налогу. Это условие исключительно для представления единой декларации. И налог, и авансовые платежи по нему перечисляются в сроки, установленные региональными законами.
Порядок представления единой отчетности по налогу на имущество организаций предварительно согласовывают с региональным управлением ФНС. Уведомление нужно направлять ежегодно, заранее, до начала представления отчетности за первый отчетный период того года, который является налоговым периодом.
Подать уведомление о единой отчетности по налогу на имущество нужно до 1 марта года, в котором применяется предусмотренный пунктом 1.1 статьи 386 НК РФ порядок представления налоговой декларации.
ФНС в письме от 30 июня 2020 г. № БС-4-21/10550 предупредила, что уведомление о единой декларации по налогу на имущество организаций, представленное в 2020 году с указанием в графе налогового периода 2020 года, не будет основанием для представления единой отчетности по налогу на имущество в 2021 году.
В этом случае до 1 марта 2021 года нужно будет успеть подать уведомление заново. И при этом заполнить его правильно, без ошибок.
- Указ Президента РФ от 02.09.2021 N 510 «О внесении изменения в Порядок подготовки проектов правовых актов и поручений Президента Российской Федерации, проектов правовых актов Правительства Российской Федерации об определении единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) товаров, работ, услуг при осуществлении их закупок для государственных нужд, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 14 сентября 2020 г. N 558»
- Приказ Минфина России от 02.09.2021 N 385 «Об эмиссии облигаций федерального займа с индексируемым номиналом выпуска N 52004RMFS»
- Информационное письмо Банка России от 01.09.2021 N ИН-06-59/67 «Об отдельных вопросах расчета полной стоимости потребительского кредита (займа)»
- Приказ Банка России от 31.08.2021 N ОД-1834 «Об отзыве лицензий на осуществление страхования акционерного общества Страховой компании «Ингвар»
- Приказ ФТС России от 31.08.2021 N 728 «О внесении изменения в Реестр банков, обладающих правом выдачи банковских гарантий, утвержденный приказом ФТС России от 25 мая 2020 г. N 463»
- Распоряжение Правительства РФ от 30.08.2021 N 2396-р О создании федерального казенного учреждения «Цифровая культура» (г. Москва)»
- Распоряжение Правительства РФ от 28.08.2021 N 2384-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2010 г. N 2357-р»
- Распоряжение Правительства РФ от 28.08.2021 N 2389-р Об отчуждении принадлежащих ОАО «Российские железные дороги» обыкновенных именных акций акционерного общества «ЖЕФКО» (Пюто, 20 — 22, рю Жан-Жоре)»
- Распоряжение Правительства РФ от 22.12.2010 N 2357-р (ред. от 28.08.2021) О создании федерального государственного казенного учреждения «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы»»
- Постановление Правительства РФ от 28.08.2021 N 1432 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»
ФНС рассказала, какие объекты считаются недвижимостью для целей налогообложения
- Приказ Минфина России от 02.09.2021 N 385 «Об эмиссии облигаций федерального займа с индексируемым номиналом выпуска N 52004RMFS»
- Письмо ФНС России от 02.09.2021 N БС-4-21/[email protected] «О рекомендациях по типовым вопросам применения заявительного порядка предоставления налоговых льгот по налогу на имущество организаций»
- Информация Банка России «Итоги проведения депозитного аукциона»
- Информационное сообщение Банка России «Банк России выпустил инвестиционную монету из серебра»
- Информационное письмо Банка России от 01.09.2021 N ИН-06-59/67 «Об отдельных вопросах расчета полной стоимости потребительского кредита (займа)»
- «Порядок по подготовке информации по расчету норматива достаточности капитала»(утв. Банком России 01.09.2021)
- «Порядок составления некредитными финансовыми организациями в электронной форме информации, предусмотренной статьями 7, 7.5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»(утв. Банком России) (ред. от 01.09.2021)
- «Базовый стандарт защиты прав и интересов физических и юридических лиц — получателей финансовых услуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих брокеров (в новой редакции)»(утв. Банком России, Протокол от 20.12.2018 N КФНП-39) (ред. от 01.09.2021) (вместе с «Методикой оценки результатов тестирования»)
- Распоряжение Правительства РФ от 31.08.2021 N 2408-р «О выделении Минздраву России из резервного фонда Правительства Российской Федерации в 2021 году бюджетных ассигнований на предоставление иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из федерального бюджета бюджету Свердловской области»
- Приказ Ростуризма от 31.08.2021 N 358-Пр-21 «О внесении изменений в приказ Федерального агентства по туризму от 11 июня 2021 г. N 219-Пр-21 «Об установлении перечня субъектов Российской Федерации, на территориях которых предоставляется туристская услуга, сроков ее предоставления, а также об определении периода оплаты стоимости туристской услуги»
- по транспортному и земельному налогам — с 1 апреля по 30 июня 2020 года, если объекты налогообложения использовались в этот период в их деятельности;
- по налогу на имущество организаций — за период с 1 апреля по 30 июня 2020 года.
Если таким организациям в течение 2020 года потребуется сдавать декларации по этим налогам, в частности, в случае их ликвидации (реорганизации), то нужно учитывать следующие особенности заполнения налоговых деклараций.
- Декларация по транспортному налогу:
— в первой части показателя по строке 240 раздела 2 указывается код налоговой льготы согласно приложению к письму (10201, 10202, 10203, 10204),
— во второй части показателя по строке 240 раздела 2 указываются нули,
— по строке 250 раздела 2 указывается сумма налоговой льготы в рублях.
Если для таких организаций еще и законом субъекта РФ установлена налоговая льгота, то:
— в первой части показателя по строке 240 раздела 2 указывается код налоговой льготы согласно приложению к письму (10205, 10206, 10207, 10208),
— во второй части показателя по строке 240 раздела 2 последовательно указываются номер или буквенное обозначение соответствующей структурной единицы (статья, часть, пункт, подпункт,
абзац, иное) закона субъекта РФ, в соответствии с которым предоставляется налоговая льгота,
— по строке 250 раздела 2 указывается сумма налоговой льготы в рублях (в том числе с учетом суммы авансового платежа). - Декларация по земельному налогу:
— в первой части показателя по строке 220 раздела 2 указывается код налоговой льготы согласно приложению (3021501, 3021502, 3021503, 3021504),
— во второй части показателя по строке 220 раздела 2 указываются нули,
— по строке 230 раздела 2 указывается сумма налоговой льготы в рублях.
Если для таких организаций и актом муниципального образования (законом Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя) установлена налоговая льгота, то:
— в первой части показателя по строке 220 раздела 2 указывается код налоговой льготы согласно приложению (3021505, 3021506, 3021507, 3021508),
— во второй части показателя по строке 220 раздела 2 последовательно указываются реквизиты нормативного акта, в соответствии с которым предоставляется соответствующая налоговая льгота,
— по строке с кодом 230 раздела 2 указывается сумма налоговой льготы в рублях (в том числе с учетом суммы авансового платежа). - Декларация по налогу на имущество организаций:
— в первой части показателя строки 230 раздела 2 указывается код налоговой льготы согласно приложению (2010501, 2010502, 2010503, 2010504),
— во второй части показателя строки 230 раздела 2 указываются нули,
— по строке 240 раздела 2 указывается сумма авансового платежа за период с 1 апреля по 30 июня 2020 года;
— в первой части строки 110 раздела 3 указывается код налоговой льготы согласно приложению (2010501, 2010502, 2010503, 2010504),
— во второй части строки 110 раздела 3 указываются нули,
— по строке 120 указывается сумма авансового платежа по налогу за период с 1 апреля по 30 июня 2020 года.
- в первой части строки 230 раздела 2 указывается код налоговой льготы согласно приложению (2010505, 2010506, 2010507, 2010508),
- во второй части строки 230 раздела 2 указывается номер или буквенное обозначение соответствующей структурной единицы (статья, часть, пункт, подпункт, абзац, иное) закона субъекта РФ, которым установлена налоговая льгота;
- по строке 240 раздела 2 указывается исчисленная сумма налоговой льготы;
- в первой части строки 110 раздела 3 указывается код налоговой льготы согласно приложению (2010505, 2010506, 2010507, 2010508),
- во второй части строки 110 раздела 3 указывается номер или буквенное обозначение соответствующей структурной единицы (статья, часть, пункт, подпункт, абзац, иное) закона субъекта РФ, которым установлена налоговая льгота;
- по строке 120 раздела 3 указывается сумма налоговой льготы.
Данный документ находится в системе «Помощник бухгалтера».
Купить информационно-правовую систему для бухгалтера «Кодекс: Помощник бухгалтера» Вы сможете, заказав бесплатную демонстрацию в Вашем офисе.
Позвоните по телефону: +7(495)730-07-66.
Контактное лицо: Зорина ЕкатеринаДекларацию обязаны представлять организации, у которых есть основные средства, признаваемые объектом налогообложения по налогу на имущество (п. 1 ст. 373, п. 1 ст. 386 НК РФ). Какие ОС признаются объектом налогообложения по налогу, указано в ст. 374 НК РФ. Подробнее об объектах налогообложения по налогу на имущество мы рассказывали в нашей консультации. Особенности по налогу на имущество организаций расчета налоговой базы установлены ст.ст.375-376 НК РФ.
ФНС уточнила, по какой форме сдать декларацию по налогу на имущество за 2020 год
Налоговая декларация по налогу на имущество за 2017 год по общему правилу может быть сдана как на бумаге, так и в электронной форме. Однако в отдельных случаях обязательна только электронная форма (п. 3 ст. 80 НК РФ). Так, электронная форма налоговой декларации по налогу на имущество обязательна для:
- налогоплательщиков, у которых среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год превысила 100 человек;
- вновь созданных (в том числе при реорганизации) организаций, численность работников которых превышает 100 человек.
Налоговая декларация по налогу на имущество организаций состоит из следующих листов и разделов:
Лист (раздел) Наименование Лист 01 Титульный лист Раздел 1 Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет Раздел 2 Определение налоговой базы и исчисление суммы налога в отношении подлежащего налогообложению имущества российских организаций и иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства Раздел 2.1 Информация об объектах недвижимого имущества, облагаемых налогом по среднегодовой стоимости Раздел 3 Исчисление суммы налога за налоговый период по объекту недвижимого имущества, налоговая база в отношении которого определяется как кадастровая стоимость ФНС России разъяснила, что для представления в течение 2020 г. единой декларации по налогу на имущество организаций необходимо с 1 января 2020 г. подать соответствующее уведомление по утвержденной форме. Оно представляется в налоговый орган по субъекту Федерации до 1 марта года, являющегося налоговым периодом. При этом уведомления, представленные в течение 2019 г., не являются основанием для применения указанного порядка подачи налоговой декларации по налогу на имущество в 2020 г.
Сейчас у некоторых плательщиков есть возможность по согласованию с налоговой сдавать всю отчетность по налогу на имущество централизованно — в инспекцию головной организации. Соответствующий порядок ФНС описывала, например, в письме от 14.03.2018 № БС-4-21/4786.
Подробнее о том, когда возможна централизованная сдача отчетности и как ее согласовывать, мы писали здесь.
Но эту практику налоговики прекращают, и уже с первого отчетного периода 2019 года отчетность придется сдавать строго по месту нахождения обособленного подразделения фирмы или ее недвижимости. Письмом от 14.09.2018 № БС-4-21/17967 все свои предыдущие разъяснения о централизованной сдаче имущественных расчетов и деклараций ФНС отменила.
Рассчитать налог на имущество за 3-й квартал 2018 года вам поможет эта статья.
О заполнении декларации по налогу на имущество за 2018 год читайте здесь.
ФНС России от 21.05.2021 N БС-4-21/[email protected]
Исчисление суммы взносов для уплаты в бюджет производится на основании балансовой стоимости для имущественных активов и основных средств и кадастровой стоимости для объектов недвижимости.
Для расчета платежей для декларации по налогу на имущество по основным средствам высчитывается среднегодовая стоимость актива путем сложения значения остаточной стоимости по каждому месяцу за отчетный календарный год и деления полученного итога на 13. Теперь рассчитывается сам налоговый платеж. Для этого определяется результат произведения среднегодовой стоимости фондов на ставку, действующую в конкретном субъекте РФ, но не превышающую 2,2%. Затем в отчете указываются суммы перечисленных в течение отчетного периода авансов (при наличии). Итоговым результатом, подлежащим к уплате, является разница между исчисленной суммой взноса и авансовыми платежами.
Расчет по кадастровой стоимости для недвижимости производится только для тех объектов, которые принадлежат учреждению на правах собственности или ведения и числятся в качестве основных средств.
Стоимость по кадастру берется по состоянию на 1 января отчетного периода. В случае продажи недвижимости в течение отчетного года расчет взноса производится не за весь период, а только за те месяцы, в течение которых организация владела объектом. Налогооблагаемая база индексируется на показатель, являющийся результатом деления общего количества месяцев периода владения на 12 — общее количество месяцев в год.
Вот пошаговая инструкция, как заполнить декларацию по налогу на имущество за 2020 год, с иллюстрациями.
Шаг 1. Заполняем Титульный лист.
ИНН и КПП заполняются в соответствии с регистрационными документами. Код налогового периода для отчета за 2020 года имеет значение «34». Если в ИФНС отчитывается ликвидированное или реорганизованное предприятие, то проставляется значение «50». Код по месту нахождения имеет значение «214». Затем заполняются наименование налогоплательщика в соответствии с уставом, контактный телефон и Ф.И.О. ответственного лица — руководителя и дата предоставления формы в инспекцию. Титульный лист заверяется подписью руководителя и печатью учреждения.
Актуально на В числе существенных нововведений – отмена налоговых деклараций по земельному налогу и изменение сроков его уплаты.
1. Федеральный закон от 15 апреля 2019 г. № 63-ФЗ.
Статья 398 НК РФ с 1 января 2021 г. утрачивает силу, освобождая налогоплательщиков от подачи налоговой декларации по земельному налогу. Соответственно, декларации за 2020 г. представлять не потребуется. С 1 января 2021 г. налоговые органы будут принимать декларации, в том числе уточненные, только за налоговые периоды, предшествующие 2020 г., а также уточненные декларации, если первоначально налоговые декларации были представлены в этом году в случае реорганизации организации1.
С нового года налоговые органы будут направлять организациям-налогоплательщикам сообщения об исчисленных суммах земельного налога. В случае неполучения такого сообщения налогоплательщик будет обязан передать в налоговый орган информацию о наличии каждого из принадлежащих ему земельных участков до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 2.2 ст. 23 НК РФ).
2. Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ.
- Изменены сроки уплаты земельного налога. Законодательные органы муниципальных образований больше не будут устанавливать эти сроки (п. 2 ст. 387 НК РФ). Налогоплательщики-организации должны будут уплачивать налог не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по земельному налогу нужно будет уплачивать не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 1 ст. 397 НК РФ).
- Изменен порядок рассмотрения уведомления о выбранном для получения налогового вычета земельном участке (п. 6.1 ст. 391 НК РФ). Теперь такое уведомление рассматривается налоговым органом в течение 30 дней со дня его получения (с правом продления этого срока еще на 30 дней).
- Внесены изменения в п. 1.1 ст. 391 НК РФ относительно учета сведений об изменяемой кадастровой стоимости участков. Изменение кадастровой стоимости, произошедшее в течение налогового периода, более не будет учитываться при определении налоговой базы в текущем и предыдущих налоговых периодах, за исключением случаев, при которых учет подобных изменений будет предусмотрен п. 1.1 ст. 391 НК РФ и законодательством РФ.
- В случае когда кадастровая стоимость земельного участка будет изменена вследствие установления его рыночной стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, будут учитываться при определении налоговой базы по земельному налогу начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости (п. 1.1 ст. 391 НК РФ).
Из важного – отменены налоговые декларации по транспортному налогу и изменены сроки его уплаты. Также предусмотрены особенности прекращения уплаты налога в связи с уничтожением транспортного средства.
1. Федеральный закон от 15 апреля 2019 г. № 63-ФЗ.
- Статья 363.1 НК РФ с 1 января 2021 г. утрачивает силу, освобождая налогоплательщиков от подачи налоговой декларации по транспортному налогу. Налог они будут уплачивать на основании собственных расчетов.
- Налоговые органы начнут направлять налогоплательщикам-организациям сообщения об исчисленных суммах налога. В случае несогласия с расчетом налога налогоплательщик вправе в течение 10 дней со дня получения сообщения представить в налоговый орган пояснения или документы, подтверждающие правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога. Срок рассмотрения таких пояснений составляет 1 месяц (с правом его продления еще на 1 месяц). По его истечении налогоплательщику направляется уточненное сообщение об исчисленной сумме налога (в течение 10 дней после составления такого сообщения) либо требование об уплате налога, если по результатам рассмотрения пояснений выявлена недоимка (п. 4–6 ст. 363 НК РФ).
2. Федеральный закон от 29 сентября 2019 г. № 325-ФЗ.
Законодательные органы субъектов РФ больше не станут определять сроки уплаты транспортного налога (абз. 2 ст. 356 НК РФ). Налогоплательщики-организации должны будут уплачивать налог не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по транспортному налогу нужно будет вносить не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 1 ст. 363 НК РФ).
3. Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ.
В случае уничтожения транспортного средства исчисление налога прекращается с 1-го числа месяца, в котором ТС было утрачено. Только для этого налогоплательщику нужно будет подать соответствующее заявление. К нему можно приложить документы, подтверждающие факт уничтожения ТС. Заявление должно быть рассмотрено в течение 30 дней. Затем налогоплательщику будет направлено уведомление о прекращении исчисления налога или сообщение об отсутствии основания для этого.
Письмо ФНС от 16.11.2020 N БС-4-21/[email protected]
Законодатель обновил условия налогообложения при изменении кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода и уточнил особенности заполнения налоговой декларации.
1. Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ.
- Изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода будет учитываться при определении налоговой базы в текущем и предыдущих налоговых периодах только в случае, если это будет прямо предусмотрено п. 15 ст. 378.2 НК РФ и законодательством РФ, регулирующим проведение государственной кадастровой оценки.
- Если кадастровая стоимость объекта налогообложения будет изменена по причине установления его рыночной стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, будут учитываться при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости (п. 15 ст. 378.2 НК РФ).
- В налоговой декларации должны быть отражены сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтенных на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета (п. 1 ст. 386 НК РФ).
- Согласно п. 1.1 ст. 386 НК РФ налогоплательщик, состоящий на учете в нескольких налоговых органах по месту нахождения принадлежащих ему объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их среднегодовая стоимость, на территории субъекта РФ, вправе представлять налоговую декларацию в отношении таких объектов в один из указанных налоговых органов по своему выбору, уведомив об этом налоговый орган по субъекту РФ. Это уведомление подлежит рассмотрению в течение 30 дней со дня его получения (с правом продления данного срока еще на 30 дней). При наличии оснований, препятствующих применению предусмотренного п. 1.1 ст. 386 НК РФ порядка представления налоговой декларации, налоговый орган должен будет сообщить об этом налогоплательщику.
На фоне нововведений, коснувшихся земельного и транспортного налогов, изменения в части налога на имущество организаций выглядят скромно. В то же время тенденции в судебной практике показывают, что именно этот налог чаще становится причиной споров.
Подавляющее большинство споров по налогу на имущество организаций по-прежнему сконцентрировано вокруг утративших силу еще 1 января 2019 г. положений п. 25 ст. 381 НК РФ. Они предусматривали освобождение от налога для движимого имущества, принятого с 1 января 2013 г. на учет в качестве объектов основных средств. После упразднения этой нормы движимое имущество и вовсе было исключено из перечня облагаемых налогом объектов, однако это не поспособствовало решению вопроса о том, как отграничить для целей налогообложения движимое имущество от недвижимого.
Теоретически серьезных проблем при таком разграничении возникать не должно. Разумному налогоплательщику следовало бы напрямую обратиться к ст. 130 ГК РФ, руководствуясь положениями п. 1 ст. 11 НК РФ о том, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства, используемые в НК РФ, должны применяться в том значении, в каком они используются в этих отраслях. В ст. 130 ГК РФ установлено следующее: к недвижимым вещам относится все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, «вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств… либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей»2. Учитывая это, можно заключить, что при квалификации вещи в качестве движимой или недвижимой ключевыми будут следующие факторы: 1) недвижимая вещь имеет прочную связь с землей; 2) наличие у недвижимой вещи прочной связи с землей исключает возможность ее перемещения без причинения несоразмерного ущерба ее назначению. В остальных случаях (за исключением тех, когда вещь в силу прямого указания закона является недвижимой) вещь является движимой.
Налогоплательщикам остается посоветовать лишь одно: внимательно отнеситесь ко всем объектам организации, принятым на учет в качестве движимого имущества. Необходимо учитывать, что анкерное крепление или возможность сборки/разборки вещи не являются гарантией ее движимого характера. Оцените, насколько автономным является каждый принятый на учет объект, насколько сильно он задействован в глобальных технологических процессах предприятия, в каких местах и как он крепится к другому оборудованию или объекту, какие объекты он соединяет – движимые или недвижимые.
Во избежание ошибок при квалификации имущества в качестве движимого/недвижимого производственным компаниям может быть рекомендовано на основе полномасштабного анализа судебной практики разработать для своих сотрудников методические рекомендации по такой квалификации. Нужно будет подробно описать правила и руководящие принципы, которые следует использовать персоналу при квалификации вновь приобретаемого объекта основных средств и постановке его на бухгалтерский учет. Такие меры помогут нивелировать часть претензий налоговых органов в отношении объектов основных средств, по которым налог на имущество исчислять и уплачивать не планируется.
1 Письмо ФНС России от 31 октября 2019 г. № БС-4-21/[email protected] «Об отмене с 01.01.2021 обязанности представления налоговых деклараций по транспортному налогу и земельному налогу».
2 Пункт 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой ГК РФ».
- Новости
- Мероприятия
- Интервью и выступления
- Фотогалерея
- Видеоматериалы
- Издания
ВАЖНО! С 2020 года сдавать авансовые расчеты не нужно. Теперь нужно представлять только декларации по итогам года. Подробности см. здесь.
Но за 2019 год нужно сдать и декларацию и расчеты за 1 квартал, полугодие и 9 месяцев.
См. также:
Отчитываются по налогу его плательщики — юрлица, у которых имеются на балансе основные средства, являющиеся объектами налогообложения.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Компании сдают расчеты по авансам, только если регионом предусмотрена их уплата в течение года. Крайний срок подачи установлен на 30-е число месяца, следующего за отчетным периодом.
С 2019 года сдавать налоговую отчетность по налогу на имущество должны только организации, являющиеся владельцами/собственниками объектов недвижимого имущества. Движимое имущество начиная с указанной даты является не льготируемым, а выведенным из-под налогообложения. Если облагаемые налогом объекты не представлены в балансе, то отчеты направлять налоговикам нет необходимости. Такие выводы сделаны чиновниками Минфина в письмах-разъяснениях от 28.02.2013 № 03-02-08/5904, от 17.04.2012 № 03-02-08/41.
Если в расчетах авансовых платежей вы обнаружили ошибку, придется сдать уточненку по форме, которая действовала в том отчетном периоде.
Письмо ФНС России от 06.04.2021 № БС-4-21/[email protected]
Если компания имеет несколько обособленных подразделений, которые зарегистрированы в различных территориальных органах, то с 01 января 2020 года им предоставляется возможность сдавать отчёт по объектам недвижимого имущества в одном из налоговых органов по своему выбору. Новыми правилами также регламентировано указание кодов ОКТМО в случае предоставления отчётности в соответствии с п. 1.1 ст. 386 НК РФ.
Предполагается, что такое новшество позволит оптимизировать сдачу консолидированной отчётности по налогу на имущество. Перед предоставлением отчётности по такой схеме необходимо заранее уведомить территориальное отделение ФНС. Сделать это нужно до 1 марта года, следующего за отчётным. Уведомление о сдаче консолидированной отчётности предоставляется ежегодно, при этом установленный порядок не может быть изменён на протяжении всего налогового периода.
Между тем, воспользоваться таким новшеством получится не во всех регионах. Согласно статье 386 НК РФ такой способ будет неприменим в случае, если субъектом РФ установлены нормативы по отчислению части налога в местный бюджет.
Например, управление налоговой службы по Калужской области уже опубликовало разъяснение по поводу применения такой схемы. В частности, было сказано, что предоставлять в ФНС уведомление о порядке сдачи консолидированной отчётности по месту регистрации филиала в данной ситуации нецелесообразно. На сегодняшний момент в области действуют нормативы отчисления налога на имущество в муниципальный бюджет:
- 10% — перечисляется в бюджеты районов
- 5% — в бюджеты городских округов Калужской области
Таким образом, годовая декларация по налогу на имущество должна предоставляться в тот налоговый орган, который курирует соответствующее обособленное подразделение, и на территории которых находится недвижимое имущество компании.
В бланке новой декларации (приложение 6) предусмотрено указание новой кодировки налоговых льгот. С 2020 года введено пять новых кодов:
- 2010337 – объекты, имеющие высокую энергетическую эффективность
- 2010338 – объекты, имеющие высокий класс энергетической эффективности
- 2010340 – имущество судостроительных организаций, расположенное во внутренних морских водах
- 2010341 – имущество управляющей компании особой экономической зоны
- 2010342 – имущество участника, расположенного на территории инновационного научно-технического центра
Новые коды регламентированы ст. 38 НК РФ.
Начиная с 2020 года, налогоплательщики освобождаются от обязанности сдавать ежеквартальные расчёты по налогу на имущество. Такое правило регламентировано Федеральным законом № 63-ФЗ от 15.04.2019. При этом налоговики обращают внимание на то, что налогоплательщик, как и прежде, должен перечислять авансовые платежи в бюджет.
Напомним, что ежеквартальный взнос рассчитывается как четвёртая часть от произведения налоговой базы и установленной процентной ставки налога.
В связи с введёнными изменениями в новой годовой декларации появились дополнительные строки для отражения авансовых начислений и общего налога, подлежащего уплате в налоговом периоде. В разделах 2 и 3 исключены строки, в которых отражалась информация о суммах авансовых платежей, исчисленных за текущий год.
В 2020 году продолжают действовать революционные изменения по налогу на имущество. Меняются объекты, ставки, порядок представления отчетности.
Первый квартал подходит к концу, и по налогу на имущество мы отчитаемся по новым правилам. Давайте сверимся, что следует помнить, рассчитывая налог на имущество юридических лиц в 2020 году.
Отчетные периоды по налогу на имущество:
- для имущества, облагаемого по среднегодовой стоимости — I квартал, полугодие, 9 месяцев;
- для имущества, облагаемого по кадастровой стоимости — I квартал, II квартал, III квартал.
Налоговый период — календарный год.
В 2020 году отменено представление авансовых расчетов по налогу на имущество, что не отменяет расчет и уплату авансовых платежей (Федеральный закон от 15.04.2019 N 63-ФЗ).
Декларация по налогу на имущество представляется за 2020 год до 30.03.2021.
Письмо ФНС РФ от 06.04.2020 № БС-4-21/[email protected]
Налог на имущество организаций — сложный налог с множеством нюансов. Наибольшие затруднения при исчислении налога на имущество юридических лиц вызывают вопросы:
- Движимое имущество или недвижимое у нас на учете?
- Является конкретное имущество объектом обложения или нет?
- Налоговая база по объекту — кадастровая или среднегодовая стоимость?
Особый вопрос — как теперь в 1С производится расчет налога на имущество? А также, как проверить свой авто-расчет и какой отчет использовать в качестве налогового регистра?
Все эти вопросы по налогу на имущество и многое другое рассмотрим на семинаре Отчетность за 1 квартал 2020 в 1С. Имущественные налоги. Присоединяйтесь — будем разбираться вместе!
Декларацию сдавайте в следующем составе:
- Титульный лист и раздел 1 — всегда, когда подаем декларацию;
- Разделы 2 и 2.1 — если есть имущество, облагаемое налогом по среднегодовой стоимости;
- Раздел 3 — если есть имущество, облагаемое налогом по кадастровой стоимости.
- Раздел 4 — если на балансе головной организации или обособленных подразделений есть движимые основные средства с остаточной стоимостью больше нуля.
Мы рекомендуем заполнять декларацию в последовательности: Титульный лист → Раздел 3 → Раздел 2 → Раздел 2.1 → Раздел 1 → Раздел 4.
Если у вас есть объекты налогообложения, но итоговая сумма налога равна нулю, декларацию нужно сдать. В этом случае вы являетесь плательщиком налога и должны отчитаться, несмотря на то, что налог нулевой.
Такое бывает в двух случаях:
- Ваша недвижимость полностью самортизирована, её остаточная стоимость равна нулю. При этом она облагается налогом по среднегодовой стоимости.
- Вся ваша недвижимость освобождена от налога по федеральным или региональным льготам.
Когда у организации совсем нет недвижимости, признаваемой объектом налогообложения, она не является налогоплательщиком и не должна сдавать декларацию.
С 1 января 2021 года в силу вступили поправки к НК РФ, в соответствии с которыми в декларацию по налогу на имущество нужно включать сведения о движимом имуществе. Специально для этого ФНС добавила в форму декларации новый раздел 4 «Сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтённых на балансе организации в качестве объектов основных средств». Его надо заполнить уже в декларации за 2020 год, если у компании на балансе есть такие основные средства.
Среднегодовую стоимость имущества нужно указать по каждому региону. Здесь же отражается стоимость такого имущества, числящегося за обособленным подразделением, которое имеет отдельный баланс.
На данный момент четвертый раздел носит справочный характер, так как движимое имущество по-прежнему не является объектом налогообложения. Но есть вероятность, что в будущем их снова начнут облагать налогом, правда, Минфин обещает снизить ставки.
Раздел предназначен для расчёта налоговой базы и исчисления суммы налога.
По строке 001 отражает код вида имущества (Приложение № 5 к Порядку заполнения). Самым распространённым является код «03», остальные коды являются узконаправленными.
Для строки 002 предусмотрено два кода:
- «1» если в разделе представлена информация по недвижимому имуществу, связанного с исполнением СЗПК
- «2» если в разделе представлена информация по недвижимому имуществу, не связанного с исполнением СЗПК
Строка 010 предназначена для кода ОКТМО.
Данный раздел предназначен для отражения информации об объекте недвижимого имущества.
В соответствии с Разделом IV Порядка заполнения если в строке 020 указан кадастровый номер объекта, остальные строки раздела 2.1 можно не заполнять. В противном случае необходимо будет внести подробную информацию о месте нахождения налогооблагаемого объекта недвижимости.
В завершении Раздела 2.1 по строке 040 указывается код ОКОФ (Общероссийский классификатор основных фондов) и по строке 050 остаточная стоимость на 31 декабря отчётного периода.
Раздел заполняется в отношении имущества, налоговая база по которому определяется в соответствии с его кадастровой стоимостью.
Строка 001 заполняется в соответствии с Приложением № 5 Порядка заполнения. В нашем случае код «11», которому соответствуют объекты недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость
Строка 002 заполняется аналогично строке 002 из Раздела 2.
В строке 014 необходимо указать признак объекта недвижимости:
- «1» для имущества, кроме помещений
- «2» для помещений (например, гараж)
Строка 015 предназначена для кадастрового номера объекта.
Раздел 1 является итоговым и отображает величину налога на имущество, подлежащую уплате в бюджет.
Стоит отметить, что данных разделов внутри одной декларации может быть несколько. Количество разделов соответствует количеству кодов ОКТМО.
По строке 005 указывается признак налогоплательщика:
- «1» если в течение 2020 года применялись нормативные правовые акты Правительства РФ, согласно которых были продлены сроки уплаты авансовых платежей
- «2» если в течение 2020 года применялись нормативные правовые акты высших исполнительных органов власти субъектов РФ, согласно которых были продлены сроки уплаты авансовых платежей
- «3» если акты из «2» и «3» пункта не применялись в течение отчётного периода
Строка 007 заполняется аналогично строке 002 из Раздела 2.
В строку 021 вносится исчисленная сумма налога за отчётный период, которая определяется как сумма строк 260 Раздела 2 и 130 Раздела 3.
Строки 023-027 предназначены для авансовых платежей, который были совершены налогоплательщиком в течение отчётного периода.
В строке 030 отражается сумма налога на имущество, подлежащая уплате в бюджет, которая рассчитывается как разница между исчисленным налогом (строка 021) и величиной произведённых ранее платежей (строки 023-027).
Налоговая база по налогу на имущество — это его среднегодовая стоимость.
Налоговая база по налогу на имущество — это его среднегодовая стоимость или кадастровая стоимость. Если база по объектам недвижимости не определяется как кадастровая стоимость, ее нужно считать по среднегодовой стоимости. База рассчитывается отдельно по каждому объекту.
Исчисление суммы взносов для уплаты в бюджет производится на основании балансовой стоимости для имущественных активов и основных средств и кадастровой стоимости для объектов недвижимости.
Для расчета платежей для декларации по налогу на имущество по основным средствам высчитывается среднегодовая стоимость актива путем сложения значения остаточной стоимости по каждому месяцу за отчетный календарный год и деления полученного итога на 13. Теперь рассчитывается сам налоговый платеж. Для этого определяется результат произведения среднегодовой стоимости фондов на ставку, действующую в конкретном субъекте РФ, но не превышающую 2,2 %. Затем в отчете указываются суммы перечисленных в течение отчетного периода авансов (при наличии). Итоговым результатом, подлежащим к уплате, является разница между исчисленной суммой взноса и авансовыми платежами.
Расчет по кадастровой стоимости для недвижимости производится только для тех объектов, которые принадлежат учреждению на правах собственности или ведения и числятся в качестве основных средств.
Стоимость по кадастру берется по состоянию на 1 января отчетного периода. В случае продажи недвижимости в течение отчетного года расчет взноса производится не за весь период, а только за те месяцы, в течение которых организация владела объектом. Налогооблагаемая база индексируется на показатель, являющийся результатом деления общего количества месяцев периода владения на 12 — общее количество месяцев в год.
Вот пошаговая инструкция по заполнению декларации по налогу на имущество 2020 года:
Шаг 1. Заполняем Титульный лист.
ИНН и КПП заполняются в соответствии с регистрационными документами. Код налогового периода для отчета за 2020 года имеет значение «34». Если в ИФНС отчитывается ликвидированное или реорганизованное предприятие, то проставляется значение «50». Код по месту нахождения имеет значение «214». Затем заполняются наименование налогоплательщика в соответствии с уставом, контактный телефон и Ф.И.О. ответственного лица — руководителя и дата предоставления формы в инспекцию. Титульный лист заверяется подписью руководителя и печатью учреждения.
Плательщиками налога являются:
- Организации, применяющие основную систему налогообложения. Они уплачивают налог со следующего имущества:
- объектов (в том числе движимых), которые стоят на балансе и числятся основными средствами;
- жилой недвижимости, которая не признается основными средствами.
- Организации, применяющие налоговые спецрежимы УСН и ЕНВД. Они уплачивают налог:
- с объектов недвижимости, указанных в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса, для которых расчет налоговой базы производится исходя из кадастровой стоимости (к примеру, ТЦ, административные центры и расположенные в них помещения);
- с жилой недвижимости, которая не учитывается как основные средства.
- Иностранные организации при наличии облагаемого налогом имущества в собственности или по договору концессии.
Налог с движимого имущества, признанного основными средствами, уплачивают только компании на ОСН. 2021 год стал последним, в котором они уплачивали его в прежнем порядке. Начиная с текущего года действуют новые правила. В частности, вопросы об обложении того или иного типа движимого имущества налогом, о предоставлении льгот решаются на региональном уровне.
Организации подают отчет по налогу на имущество по месту своего нахождения. Однако при наличии обособленных подразделений есть нюансы. В частности, если ОП находится в других регионах, то отчитаться следует:
- по месту нахождения подразделения, у которого собственный баланс;
- по месту расположения каждого объекта недвижимости, если они располагаются в других регионах.
При определенных обстоятельствах компания с обособленными подразделениями и имуществом в других регионах может отчитаться в ИФНС по своему месту нахождения. При этом должны исполняться такие условия:
- организация не относится к категории крупнейших налогоплательщиков;
- налог подлежит уплате только в бюджет субъекта;
- базой для расчета налога является балансовая стоимость;
- налоговая инспекция это разрешила.
Заполнение декларации имеет строго установленный порядок, который регламентируется на государственном уровне Приказом ФНС. Скачать пример заполнения можно на официальных ресурсах, а также на сайте налоговой службы.
Стоит понимать, что действующие правила не запрещают подавать декларацию как в бумажном, так и в электронном формате. Хотя в данном случае могут иметься исключения, когда обязательной должна быть именно электронная форма заполнения. Такие поправки содержаться в 80 статье Налогового кодекса РФ, и к ним относятся:- предприятия, у которых количество сотрудников составляет более 100 человек;
- реорганизованные или новые учреждения с численностью работников более 100 человек.
Для того чтобы заполнить налоговую декларацию правильно, необходимо придерживаться основных условий, которые утверждены нормативной документацией:
- показатели стоимости должны быть указаны в полном значении, при этом наличие копеек округляется;
- все страницы должны быть пронумерованы, первым листом будет титульный;
- при наличии ошибок их исправления не допускаются;
- производить двустороннюю печать документа не разрешено;
- скреплять листы, если будет иметь место повреждение бумаги, не разрешается;
- когда декларация заполняется вручную, допускается использовать чернила черного, синего и фиолетового цветов;
- если декларация заполняется в электронной форме, то показатели числовых значений должны быть выровнены по правому краю.
В связи с тем, что с 2019 года движимое имущество не будет облагаться налогом, а также с применением в настоящее время льготы по такому имуществу, ФНС разъяснила, чем следует руководствоваться при отнесении имущества к движимому или недвижимому.
Так, по мнению ФНС, для выявления оснований отнесения объекта имущества к недвижимости целесообразно исследовать: наличие записи об объекте в ЕГРН; при отсутствии сведений в ЕГРН — наличие оснований, подтверждающих прочную связь объекта с землей и невозможность перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению, например, для объектов капитального строительства — наличие документов технического учета или технической инвентаризации, разрешений на строительство и (или) на ввод объекта в эксплуатацию (при их необходимости), проектной документации, заключения экспертизы или иных документов, в которых содержатся сведения о соответствующих характеристиках объектов, и т.п.
В письме приведены нормативные акты и судебная практика, на которые следует опираться (в том числе в случае, когда в ЕГРН нет записи об объекте) при применении положений главы 30 НК РФ, зависящих от вида объекта (движимого или недвижимого имущества).
Отметим, что ранее Минфин России рекомендовал использовать для этих целей (кроме прочего) ОКОФ. ФНС в новом письме не упоминает этот документ.
Об объектах незавершенного строительства говорится в Федеральном законе от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», где также четко определены понятия:
Что является объектом незавершенного строительства, можно подчерпнуть из постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».
Судебная практика показывает, что одним из критерие признания имужества недвижимым, является наличие регистрации вещных прав на недвижимость (определении Верховного Суда Российской Федерации от 07.04.2016 по делу № 310-ЭС15-16638)
Важно учесть, что государственная регистрация права на вещь не является обязательным условием для признания ее объектом недвижимости (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 30.09.2015 № 303-ЭС15-5520).
- вещи могут быть как недвижимыми, так и движимыми;
- непотребляемыми признаются вещи, которые в принципе могут потерять свои натуральные свойства, но по истечении достаточно длительного времени. Это подтверждено судебной практикой (постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 12.03.02 по делу № А19-8204/01-14-Ф02-201/02-С2; решение Арбитражного суда Ставропольского края от 30.10.03 по делу № А63-1266/2003_С4).
ФНС: нельзя самовольно установить, что объект — движимое ОС, чтобы не платить налог. В целях использования льготы по налогу на имущество определять вид объектов (движимое или недвижимое) необходимо на основании норм ГК РФ. Служба указала, что организация сама не вправе, в том числе на заседании комиссии, произвольно относить объект к тому либо иному виду.
Похожие записи:
-