Уголовная ответственность за служебный подлог в истории российского законодательства

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Уголовная ответственность за служебный подлог в истории российского законодательства». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
  • Использование, охрана, защита и воспроизводство лесов
  • Выявление фактической аффилированности между лицами
  • Применение международных договоров об авторском праве судами России (практика 2016-2019 г.г.)
  • Нарушение прав и законных интересов других лиц как основание для отказа в утверждении мирового соглашения

Что такое служебный подлог?

« Сентябрь 2021 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30

С тем, чтобы доказать служебный подлог (факт внесения правок в документ или наличие исправлений), на данный момент проблем не возникает. Современные методы проведения криминалистической экспертизы позволяют специалистам обнаруживать выполненные практически любым способом подделку печати, штампа или фирменного бланка, вытравление знаков и т.д.

Также не вызывает сложностей проведение почерковедческой экспертизы, и выяснить, кто именно поставил подпись на определенном документе, не составит труда. Выявить факт внесения изменений в электронные версии документов также вполне реально: эксперты в своей работе используют инновационные методики.

Главное, что нужно знать о служебном подлоге — такие действия являются преступлением, т.е. ответственность за них предусмотрена Уголовным кодексом РФ (УК РФ). Статья 292 УК РФ содержит две части — первая посвящена «простому» служебному подлогу, вторая — аналогичному деянию, но повлекшему за собой существенное нарушение прав и законных интересов (независимо от того, чьи права были нарушены — человека или группы людей, юридического лица, охраняемых законодательством интересов государства или общества).

Наказание за СП может быть различным — от штрафа до лишения свободы. То, какую ответственность понесет человек, совершивший служебный подлог, зависит от части ст. 292 УК РФ, по которой он будет признан виновным, а также от некоторых других обстоятельств. В частности, уголовным законом предусмотрены следующие виды наказания за СП:

  • штраф (до 500 тыс. руб. или в размере дохода виновного за период до 3 лет);
  • обязательные работы (до 480 часов);
  • исправительные работы (до 2 лет);
  • принудительные работы (до 4 лет);
  • арест (до 6 месяцев);
  • лишение свободы (до 4 лет).

Если наказание назначается по ч. 2 ст. 292 УК РФ, то дополнительно виновному по решению суда может быть запрещено заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет. Также может быть решено запретить виновному занимать определенные должности в течение этого же периода.

Важно! По ст. 292 УК РФ наказание назначается должностным лицам, государственным и муниципальным служащим. Обычный гражданин не может быть привлечен к ответственности за служебный подлог.

  • Арбитражный процессуальный кодекс

  • Бюджетный кодекс

  • Водный кодекс

  • Воздушный кодекс

  • Градостроительный кодекс

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации

  • Жилищный кодекс

  • Земельный кодекс

  • Кодекс административного судопроизводства

  • Кодекс внутреннего водного транспорта

  • Кодекс об административных правонарушениях

  • Кодекс торгового мореплавания

  • Лесной кодекс

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс

  • Таможенный кодекс Таможенного союза

  • Трудовой кодекс

  • Уголовно-исполнительный кодекс

  • Уголовно-процессуальный кодекс

  • Уголовный кодекс

  • ФЗ об исполнительном производстве

    Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ

  • Производственный календарь 2017

    Для пятидневной рабочей недели

  • Закон о коллекторах

    Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ

  • Закон о национальной гвардии

    Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ

  • О правилах дорожного движения

    Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090

  • О защите конкуренции

    Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ

  • О лицензировании

    Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ

  • О прокуратуре

    Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1

  • Об ООО

    Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ

  • О несостоятельности (банкротстве)

    Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ

  • О персональных данных

    Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ

  • О контрактной системе

    Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ

  • О воинской обязанности и военной службе

    Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ

  • О банках и банковской деятельности

    Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1

  • О государственном оборонном заказе

    Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ

  • Закон о полиции

    Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ

  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2011 N 11 (ред. от 20.09.2018)

    «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности»

Разъяснение законодательства о противодействии коррупции: «Служебный подлог»

  • Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 04.06.2018)

    «О защите конкуренции»

  • Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «Об исполнительном производстве»

  • Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 N 1-ФКЗ (ред. от 29.07.2018)

    «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 29.07.2018)

    «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»

  • Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ (ред. от 29.07.2018)

    «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 29.07.2018 N 227-ФЗ

    «О внесении изменения в статью 171.2 Уголовного кодекса Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 29.07.2018 N 229-ФЗ

    «О внесении изменений в статью 215.3 Уголовного кодекса Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 27.07.2010 N 224-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 23.04.2018 N 114-ФЗ

    «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 23.04.2018)

    «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

  • Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ

    «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 02.10.2018 N 348-ФЗ

    «О внесении изменения в статью 315 Уголовного кодекса Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 27.06.2018 N 157-ФЗ

    «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 29.07.2018 N 263-ФЗ

    Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 29.11.2017 N 217П17

    Сясько Валентин Анатольевич, … был задержан 19 июля 2006 года в порядке ст. ст. 91, 92 УПК РФ по подозрению в совершении преступлений, предусмотренных ч. 4 ст. 159, ч. 3 ст. 33, ч. 1 ст. 327, ч. 3 ст. 33, ч. 3 ст. 327 УК РФ.

    Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 18.01.2018 N АПЛ17-535

    по окончании расследования уголовного дела по обвинению Пушкарева И.С. по части 6 статьи 290 УК РФ, п. «а» части 2 статьи 204 УК РФ и части 3 статьи 285 УК РФ, Пушкарева А.С. по п. «а» части 2 статьи 204 УК РФ и части 5 статьи 291 УК РФ, Лушникова А.В. по части 5 статьи 33, части 6 статьи 290 УК РФ, части 3 статьи 204 УК РФ, части 2 статьи 201 УК РФ и части 3 статьи 327 УК РФ и утверждения обвинительного заключения, заместитель Генерального прокурора Российской Федерации В.Я. Гринь обратился в Верховный Суд Российской Федерации с ходатайством об изменении территориальной подсудности данного уголовного дела.

    Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 11.04.2018 N 9П18

    Турукалов А.А. оправдан по обвинению в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 327 УК РФ, за отсутствием в его действиях состава преступлений.
    Кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Красноярского краевого суда от 2 сентября 2010 года приговор Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 21 июня 2010 года в отношении Турукалова А.А. изменен: исключено из мотивировочной части указание об учете при назначении наказания мотива, размера причиненного ущерба, пренебрежения к авторитету государственной власти в лице главы и должностных лиц администрации г. Красноярска при совершении преступлений; назначенное Турукалову А.А. наказание снижено по ч. 3 ст. 159 УК РФ до 2 лет 4 месяцев лишения свободы за каждое из двух преступлений, по ч. 4 ст. 159 УК РФ — до 5 лет 10 месяцев лишения свободы, по ч. 3 ст. 30, ч. 4 ст. 159 УК РФ — до 5 лет 4 месяцев лишения свободы; на основании ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений, путем частичного сложения наказаний Турукалову А.А. окончательно назначено 7 лет лишения свободы в исправительной колонии общего режима. Приговор в части решения вопроса о вещественных доказательствах отменен, и уголовное дело в этой части передано на новое судебное разбирательство в порядке исполнения приговора. В остальной части приговор в отношении Турукалова А.А. оставлен без изменения.

    Апелляционное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 27.06.2018 N 56-АПУ18-6СП

    В отношении отца кандидата Д. — Д. 7 сентября 2006 года было возбуждено уголовное дело по ст. 327 ч. 3 УК РФ, которое 9 апреля 2009 года прекращено следователем в связи с истечением сроков давности уголовного преследования, при этом Д. при допросе пояснял, что совместно с ним проживал его сын Г. 1982 года рождения, что по мнению государственного обвинителя свидетельствует об осведомленности кандидата Д. о привлечении его отца к уголовной ответственности и о прекращении в отношении него уголовного дела.

    Международное сообщество, стремясь выработать эффективные меры по предупреждению и искоренению коррупции, приняло ряд документов, к которым относятся конвенции Организации Объединенных Наций (например, Конвенция против коррупции), Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, Конвенция по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок Организации экономического сотрудничества и развития и др.

    В этих документах отмечается, что коррупция превратилась в транснациональное явление, которое затрагивает все страны. Этим обусловлено исключительно важное значение международного сотрудничества в области предупреждения коррупции и борьбы с ней.

    В Российской Федерации правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральный закон от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и другие нормативные правовые акты, направленные на противодействие коррупции.

    В целях уголовно-правового обеспечения противодействия коррупции и в интересах выполнения международных обязательств Уголовный кодекс Российской Федерации устанавливает ответственность за совершение коррупционных преступлений. Среди них наиболее распространенным и опасным является взяточничество. Оно посягает на основы государственной власти, нарушает нормальную управленческую деятельность государственных и муниципальных органов и учреждений, подрывает их авторитет, деформирует правосознание граждан, создавая у них представление о возможности удовлетворения личных и коллективных интересов путем подкупа должностных лиц, препятствует конкуренции, затрудняет экономическое развитие.

    Правосудие по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях должно осуществляться на основе соблюдения принципов независимости судебной власти, состязательности и равноправия сторон, соблюдения прав и свобод человека, в строгом соответствии с требованиями уголовного и уголовно-процессуального законодательства.

    В связи с вопросами, возникающими у судов при рассмотрении уголовных дел о взяточничестве (статьи 290, 291 и 291.1 УК РФ) и об иных связанных с ним преступлениях, в том числе коррупционных (в частности, предусмотренных статьями 159, 160, 204, 292, 304 УК РФ), и в целях обеспечения единства судебной практики Пленум Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 126 Конституции Российской Федерации, статьями 9, 14 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 года № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», постановляет дать судам следующие разъяснения:

    1. При разрешении вопроса о том, совершено ли коррупционное преступление должностным лицом, лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации либо государственную должность субъекта Российской Федерации, иностранным должностным лицом, должностным лицом публичной международной организации (далее — должностное лицо), а равно лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, судам следует руководствоваться примечаниями 1, 2 и 3 к статье 285, примечанием 2 к статье 290, примечанием 1 к статье 201 УК РФ, учитывая при этом соответствующие разъяснения, содержащиеся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября 2009 года № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий».

    Обратить внимание судов на то, что к иностранным должностным лицам и должностным лицам публичной международной организации в статьях 290, 291 и 291.1 УК РФ относятся лица, признаваемые таковыми международными договорами Российской Федерации в области противодействия коррупции.

    Под иностранным должностным лицом понимается любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия (например, министр, мэр, судья, прокурор).

    К должностным лицам публичной международной организации относятся, в частности, члены парламентских собраний международных организаций, участником которых является Российская Федерация, лица, занимающие судебные должности любого международного суда, юрисдикция которого признана Российской Федерацией.

    2. При рассмотрении дел о преступлениях, предусмотренных статьей 290 УК РФ, судам необходимо иметь в виду, что в этой статье установлена ответственность за получение взятки: а) за совершение должностным лицом входящих в его служебные полномочия действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, б) за способствование должностным лицом в силу своего должностного положения_ совершению указанных действий (бездействию), в) за общее покровительство или попустительство по службе, г) за совершение должностным лицом незаконных действий (бездействие).

    Санкции за противоправные действия граждан, направленные на совершение служебного подлога, предусмотрены частями статьи 292 Уголовного кодекса РФ. Часть 1 статьи устанавливает:

    • штраф в размере 80 000 рублей или в размере зарплаты или другого дохода осужденного (в том числе неофициального дохода, наличие которого можно доказать) за 6 месяцев;
    • обязательные работы на срок до 48 часов (выполняются осужденным в свободное время от основной деятельности);
    • исправительные работы на срок до 2-х лет (могут быть применены по основному месту работы или в другой организации);
    • принудительные работы на срок до 2-х лет;
    • арест на срок до 6 месяцев (не назначаются беременным женщинам и мамам, имеющим детей до 14 лет, несовершеннолетним);
    • лишение свободы на срок до 2-х лет (избирается только в том случае, когда подлог был совершен совместно с другим преступлением).

    Часть 2 статьи 292 УК РФ предусматривает ответственность за преступление, повлекшее за собой нарушение прав граждан или государства, в виде:

    • штрафа в размере от 100 000 до 500 000 рублей или в размере заработка осужденного в период за 1-3 года;
    • принудительных работ на срок до 4-х лет с лишением права занимать определенную должность или заниматься деятельностью на срок до 3-х лет либо без такового;
    • лишением свободы до 4-х лет с запретом заниматься деятельностью или определенную должность на 3 года или без такового.

    Состав любого преступления – это объект, субъект, объективная и субъективная сторона, отсутствие в деянии этих составляющих влечет оставление лица, совершившего преступление, без наказания. Субъективной стороной служебного подлога являются два конкретных действия, которые могут быть совершены как вместе, так и по отдельности:

    1. составление заведомо ложных документов официального характера;
    2. внесение в указанные документы изменений, которые искажают общий смысл бумаги.

    В данном случае под официальными документами подразумеваются нормативные акты, дипломы и аттестаты, лист временной нетрудоспособности, трудовые книжки, служебные удостоверения и другое. При этом предметом преступления могут выступать документы не только, которые уже существуют, где можно внести новые сведения или вписать исправления, но и вновь созданные бумаги, имеющие правовые последствия и удостоверяющие юридический факт.

    Важно! Стоит отметить, что служебный подлог имеет место быть не только в бумагах, исходящих от конкретного органа — должностного лица, но и в других бумагах, которые поступают на его рассмотрение, например, в актах ревизии.

    Окончанием преступления является момент совершения противоправных действий с документами, то есть для законодателя не имеет значения дальнейшая его судьба — будет ли документ применяться после внесения в него изменений либо нет. Служебный подлог всегда совершается только с прямым умыслом, при отсутствии такого данное деяние может быть квалифицированного как халатность, поскольку гражданин непреднамеренно проявил небрежность при исправлении документа. К уголовной ответственности за служебный подлог привлекаются только должностные лица и государственные/муниципальные служащие, работники организаций и граждане ответственность по данному составу не несут.

    Общественная опасность служебного подлога в виде нарушения прав граждан/ организаций либо общества/ государства определена законодателем в части 2 статьи 292 УК РФ. Данные преступления носят более серьезный характер, а, следовательно, и наказание за них предусмотрено более строгое. Окончанием преступления является факт наступления последствий поступков должностных лиц, которые повлекли нарушение прав граждан или государства. При этом следствием должна быть установлена причинно-следственная связь непосредственно между совершением деяния и наступившими после этого последствиями. В данном виде преступления субъективная сторона характеризуется прямым или косвенным умыслом, ни о какой неосторожности речи идти не может.

    Срок давности преступления – это определённый период времени, по истечении которого, при соблюдении определённых законных условий, человек уже не привлекается к уголовной ответственности.

    Последняя редакция УК РФ предусматривает следующие сроки:

    • два года за деяния небольшой тяжести;
    • шесть лет за деяния средней тяжести;
    • десять лет за тяжкие деяния;
    • пятнадцать лет за преступления особой тяжести.

    Срок преступления начинается со следующего дня и продолжается до момента вынесения законного приговора. Однако, как правило, это не значит, что можно совершить правонарушение и пересидеть. На превышение полномочий и подло́г 78 статья также распространяется. Единственное что эти статьи могут не предусматривать, это массовые преступления против общества. Есть предусмотренный перечень тех преступлений, которые срок давности не включают. К ним относятся террористические акты, геноцид, развязывание войн и экологические преступления.

    Все остальные преступления могут предусмотреть начало и окончание срока уголовного преследования, в частности, преступления по всем прим. статьи 292, о которой и идёт речь, но срок давности будет варьироваться в зависимости от тяжести.

    Пленум ВС разъяснит особенности уголовной ответственности за подделку документов

    За любое преступление предусматриваются наказания и санкции. Эти меры ответственности зависят от степени тяжести содеянного. Например, такие деяния, как дипломный подлог, или подделка результатов медицинского обследования или диспансеризации влекут за собой тяжёлые последствия.

    После многочисленных изменений в сфере УК, нормативных документов, докладов и диссертаций, в законодательстве сформировалась устойчивая система наказаний за различные преступления. Какая ответственность ждёт преступников по статье 292?

    Часть первая вышеупомянутой статьи предлагает следующее:

    1. Штраф до 80 тысяч рублей или же 6-месячная зарплата виновного, причём наложить штраф могут как на официальную зарплату, так и на неофициальные доходы, которые смогут доказать.
    2. В свободное от работы время могут быть установлены дополнительные обязательные работы длительностью до 480 часов.
    3. Исправительные работы сроком до двух лет (могут проводиться по месту работы или в любой другой организации).
    4. Изредка могут назначаться принудительные работы сроком до двух лет.
    5. Арест до 6 месяцев (не распространяется на несовершеннолетних, беременных и женщин, имеющих детей до 14 лет).
    6. Если подлог принёс серьёзные финансовые потери и был совершён вместе с другим преступлением, например, растратой средств, то может быть назначено лишение свободы сроком до двух лет.

    Первая часть больше направлена на не тяжкие деяния.

    Часть вторая включает в себя более жёсткие меры:

    • штраф в размере от 100 – 500 тысяч, или в размере зарплаты осуждённого за 1-3 года;
    • тюремное заключение сроком до 4 лет лишения свободы, или принудительные работы сроком до 4 лет. К этому наказанию также может быть присуждён трёхлетний запрет на осуществление определённых видов деятельности.

    Запрет на осуществление деятельности может и не применяться, этот вопрос решается на усмотрение суда.

    Не так давно Фонд поддержки пострадавших от преступлений предложил арестовывать имущество обвиняемых на время следствия. Это предложение преследует цель возмещения ущерба, нанесённого преступником. В последней редакции статьи 160.1 УПК это нововведение было учтено. Любой ущерб теперь может стать материально восполненным за счёт имущества подсудимого, будь то халатность управляющего или работника, от действий которого пострадали люди, или преступление более высокой степени тяжести, к примеру, убийство.

    Сокрытие или подделка сведений также влечёт за собой материальные убытки и попадает под эту категорию. Субъектом ареста выступают уполномоченные органы. Наша страна, однако, неохотно уживается с этим нововведением. Дело в том, что на практике приходится иметь дело с таким ущербом, который сложно подсчитать и доказать.

    К примеру, суд очень придирчив к понятию морального ущерба, что подразумевает:

    1. Тщательное психологическое обследование.
    2. Наличие медицинских справок.

    Сумма моральной компенсации должна выплачиваться не только по установленным размерам. Моральная компенсация также направлена на покрытие расходов на врачей, последствия преступления и некоторые социальные издержки.

    В феврале 2018 года Минюст подготовил законопроект о внесении изменений в статьи 164 и 177 Уголовно-процессуального кодекса РФ. Суть изменений заключается во введении ограничений на изъятие сотрудниками правоохранительных органов компьютерной техники с частных предприятий. Обосновано это тем, что процесс следствия не должен негативно влиять на законный бизнес.

    Это умышленный шаг к совершенствованию уголовной системы в сфере предпринимательской деятельности, чтобы одно не мешало другому.

    А помешать бизнесу может:

    • изъятие электронных носителей;
    • репутация, возникшая вследствие преступления;
    • аресты, обыски или допросы.

    Законодательство старается регулировать эту область так, чтобы юридические лица, частные организации и ИП в целом как можно меньше страдали из-за преступников, преступлений и уголовного преследования, связанного с этими неприятными фактами. Правоохранительные органы имеют право на получение нужной информации, но делать это нужно так, чтобы ход следствия не сказался на деятельности компании негативно.

    В феврале 2018 произошло публичное обсуждение поправок Минюста, после чего они были внесены в законодательство и УПК РФ.

    Детально разобраться в таком противоправном действии, как служебный подлог, его составе и видах данного преступления, помогут комментарии. Ст 292 УК РФ (служебный подлог) с комментариями в первую очередь следует изучить людям подозреваемым и обвиняемым в совершении этого противоправного действия.

    Комментарии к статье содержат в себе детальный разбор состава преступления:

    • Объектом противоправного действия является работа государственных органов, напрямую связанная с документооборотом, а также их выпуском.
    • Предметом противоправного действия являются официальные бумаги. К их числу относятся документы, исходящие от определенной организации или государственного органа, и имеющие юридическую силу. Официальным и имеющим юридическую силу является документ, имеющий признаки публичности. Это выражено в наличии общепринятой, возможно и на законодательном уровне, формы. Он адресован неопределенному кругу лиц и зафиксирован материально, например, на бумаге или электронном носителе.

    Официальный документ наделяется юридической силой с момента его подписания лицом, имеющим право на выполнение подобного действия. Простыми словами, имеющим право подписи.

    • Чтобы точно понять смысл понятия «официальный документ», нужно обратиться к ФЗ под номером 149 от 27 июля 2006 года и единым Правилам составления таких бумаг, утвержденным Указом Президента от 20.01.1994 г. Эти нормативно-правовые акты определяют порядок создания и подписания документов должностными лицами. Зачастую официальными документами принято считать чеки, квитанции, гарантийные талоны и т.д. Они не являются таковыми, так как с одной стороны им не присуща публичность, а с другой их не подписывают компетентные должностные лица. Все перечисленное выше является документами внутреннего пользования организации. Эти бумаги не могут выступать в качестве предмета должностного подлога.

    Законы и статьи не могут всецело определять ход человеческой жизни, поэтому из многих правил бывают существенные исключения. Бывает и такое, что человек совершает деяние под давлением внешних обстоятельств и/или во избежание более опасных последствий. Говоря кратко – действует по крайней необходимости. В этом случае, лицо, совершившее деяние не обвинят.

    Уголовная система РФ эволюционирует. Ссылаясь на масштабный и подробный комментарий Лебедева к УК РФ, без которого сегодня не обходится ни один курсовой проект по праву, можно выделить, что УК РФ преследует многие общечеловеческие принципы, поэтому должен стремиться к справедливости, а не к сухому соблюдению законодательных документов.

    Одним из примеров соблюдения этих принципов служит тот факт, что должностные лица должны обладать определёнными полномочиями, чтобы быть ответственными за преступление. В любой сфере, будь то медицина, государственная служба или любая другая сфера, где незаконный подлог может навредить должно быть лицо, попадающее под ответственность по этой статье. Каждый год выходит новый комментарий по этой теме или исправления и дополнения к самому Уголовному кодексу. За этим нужно следить, чтобы оставаться в курсе.

    Что такое служебный подлог – статья 292 УК РФ

    Методика расследования дел о подлоге имеет свои отличительные особенности. Ответственность за служебный подлог наступает в соответствии с санкционной частью ст. 292 УК РФ. Правильно квалифицированный случай должен отвечать требованиям уголовно правовой характеристики служебного подлога:

    • соответствия деяния составу преступления по ст. 292 УК РФ;
    • обвиняемое лицо может нести уголовную ответственность;
    • предмет подлога относится к служебному документообороту;
    • установлен факт наличия умысла и вины.

    Для работы правоохранительных служб разработана методика расследования преступлений в сфере деятельности должностных лиц. При расследовании стоит придерживаться такого алгоритма действий:

    1. Установление совершения подлога. Произойти данный факт может в любой момент. Например, в ходе проведения следствия по другому делу, работая со служебными документами, не связанными напрямую с этим преступлением.
    2. Произвести выемку документации для последующего возбуждения уголовного дела. Выемка производится в отношении документов, которые подтверждают действительную информацию и фальсифицированную.
    3. Если замечены визуальные следы исправления данных в документах, то назначается экспертиза. Экспертиза может быть назначена и в случае наличия подозрений на фальсификацию.
    4. Обязательным пунктом методика расследования выделяет допрос подозреваемых лиц и опрос свидетелей для установления обстоятельств, предшествовавших служебному подлогу. Комментарии сослуживцев обвиняемого могут способствовать становлению мотива совершения подлога.
    5. Установление действительности иной служебной документации, которая была в доступе виновного лица.
    6. Определение юридических последствий действий виновного чиновника.

    Предмет правонарушения, то есть СП, — это официальные бумаги, которые используются войсками и воинскими формированиями России, госорганами и муниципальными учреждениями, структурами ВС России, которые возлагают обязанности или снимают их, а также подтверждают юридически важные события и происшествия. Официальный документ — письменный акт, который служит спусковым крючком для возникновения определённых юридических ситуаций.

    В ФЗ от 27 июля 2006 г. №149 есть определение электронного документа. Данный формат документа представляет собой задокументированный акт в электронном виде, созданном для восприятия при помощи ЭВМ и трансляции по каналам СМИ или обработке с помощью информационных каналов.

    К этому можно добавить пример – юридическое постановление о прекращении либо, наоборот, возбуждении уголовного процесса, о чем свидетельствуют факты и происшествия, обладающие юридической значимостью и способные повлечь юридическое наказание.

    Обратите внимание! Поэтому внесение в документацию ложных данных уполномоченными представителями полиции, а также любыми другими сотрудниками правоохранительных органов (СК РФ, госнаркоконтроль, ФСБ России и прочее) из корыстного интереса, который обусловлен желанием в увеличении показателей раскрываемости уголовных дел, строго карается.

    СП может быть представлен такими деяниями.

    Вид Описание
    Интеллектуальный подлог Преступление, когда в официальный документ вносят ложную информацию, заведомо не соответствующую реальным событиям и фактам, тем самым нарушая его подлинность и оригинальность. Тоже самое касается обозначения неправильных реквизитов (вписание даты, не имеющей привязки к фактическому дню регистрации документа и проставление поддельной росписи).
    Материальный подлог Корректировка официальных бумаг, изменяющая его настоящую суть. Такие изменения могут касаться частичного удаления данных, из-за чего может измениться смысл всех заключённых в документе сведений. Способами изменения могут служить дописание подлинного текста, его подчистка, заверение другим числом, выведение надписей и прочее.

    Каждое уголовное преступление имеет в составе объект, субъект, а также соответствующие им стороны. Однако несмотря на то, какую статью будут инкриминировать обвиняемому, если в его действиях не найдут даже одного такого составляющего, то он уйдёт от наказания за счёт того, что состав преступления не будет доказан.

    С объективной точки зрения сам подлог может состоять из двух действий, совершаемых в одно и тоже время или как-то иначе:

    • составление изначально подложных официальных бумаг;
    • вписание в готовые документы изменений, изменяющих их суть.

    Такие документы могут быть представлены дипломом, трудовой книжкой, нормативным актом, больничным листом и прочим.

    В ч. 2 статьи 292 УК законодательство выделило опасность служебного подлога для общества по причине нарушения гражданских прав (организаций) или общественных (государства).

    Так как правонарушения, рассмотренные во 2 части статьи, имеют более серьёзные последствия, то и наказание за них предусмотрено более серьёзное.

    Правонарушение будет определено, когда проявятся последствия деяний виновных лиц, которые и нарушили закон.

    Валентина служила старшим следователем. К ней в разработку попало дело. Но так как обнаружить доказательства преступления не получалось, то расследование было приостановлено. Чтобы не получить выговор от начальства за бездействие, а также повысить собственные показатели работоспособности, Валентина зарегистрировала уголовное дело как раскрытое и внесла сведения об этом в статистические карты МВД. На официальных бумагах стояла её подпись.

    Суд признал Валентину виновной в служебном подлоге. Но кассационная комиссия оправдала Валентину, прокомментировав это тем, что невзирая на деятельность следователя по оформлению ложных карточек преступными её действия назвать нельзя. Те карты, в которые была внесена информация, использовали только для статистики, и они применялись лишь для ведомственной работы. Поэтому никаких правонарушений вызванных подтасовкой бумаг совершено не было. Карточки официальным документом не считаются.

    Владимир, занимая должность старшего бригадира, занимался присваиванием совхозного имущества. Суд вынес в отношении него обвинительный приговор, как предмет преступления рассматривался СП. Но надзорная комиссия посчитала подлог недействительным.

    По законодательству колхоз не имеет отношение к госорганам, поэтому Владимир не являлся должностным лицом, а значит, его действия были признаны как мошенничество.

    В случае, когда официальное лицо совершило преступные деяния, целью которых было оформление подложных документов, то этим оно превысило свои должностные полномочия, чтобы избежать вредных последствий, вред от которых, однако, был бы гораздо существеннее, чем тот, что был нанесён по факту, когда поступить по-другому было нельзя. Такие действия классифицируют как крайнюю необходимость. Поскольку прямого умысла здесь не прослеживается, человек не будет никак наказан.

    Предметом преступления выступают официальные документы, в которые вносятся недостоверные сведения. Под официальным документом понимается любой материальный носитель информации, который подтверждает определённый факт.

    Как правило, такой документ имеет следующие отличительные особенности:

    1. Информация, содержащаяся в нём, обладает юридической значимостью.
    2. При его выдаче соблюдаются все требования делопроизводства (специальный бланк или утверждённая форма, реквизиты исходящей корреспонденции и так далее).
    3. Подпись уполномоченного лица, предоставляющего информацию.

    Документы, которые могут стать предметом преступления не обязательно должны выдаваться органом, должностное лицо которого совершило подлог, они могут попасть туда и просто на рассмотрение из других структур. Самыми часто встречаемыми предметами подлога являются больничные листы, дипломы об образовании и трудовые книжки.

    В судебной практике встречается предоставление в суд подложных документов. Воспользовавшись служебным положением, следователь или адвокат подделывают доказательственную базу, чтобы склонить судью в сторону принятия выгодного решения.

    Читайте подробнее о превышение должностных полномочий здесь https://lexconsult.online/8617-prevyshenie-dolzhnostnyh-polnomochii

    Привлечь к ответственности по рассматриваемой статье можно только государственного служащего или муниципального служащего (то есть сотрудника местных органов самоуправления), который не является должностным лицом.

    Остальные граждане, в том числе работники коммерческих организаций, не несут ответственности по данной статье.

    Подлог совершается только с прямым умыслом и специальной целью – корыстной или другой личной заинтересованностью. Описки или невнимательность лица при составлении документа не могут являться основанием для привлечения его к ответственности за должностной подлог по УК РФ.

    Ответственность за подлог документов должностным лицом с целью получения выгоды

    Знаете ли выПодлог, наряду с контрабандой и фальшивомонетчеством, относится к правонарушениям в сфере экономики. Какие еще есть виды экономических преступлений, мы расскажем в этой статье https://lexconsult.online/8351-vidy-prestuplenii-v-ekonomike

    Статья 292 УК состоит из двух частей. В первой части наказание предусматривается за совершение простого служебного подлога без квалифицирующих признаков:

    Чаще всего должностной подлог выступает не как одно отдельное преступление, а является следствием другого противоправного деяния и направлен на его сокрытие.

    Так, например, произошло в одной из больниц Краснодарской области. Пациент, находящийся в стационаре, жаловался своему лечащему врачу на острую боль в левой лопатке. Врач, торопившийся домой в конце смены, отмахнулся от него, сказав, что будет разбираться с этим завтра. Ночью у мужчины случился инфаркт, и он умер.

    Для того, чтобы скрыть врачебную халатность врач вписал в журналы и другие документы информацию о том, что он оказывал помощь больному, провёл все необходимые исследования и назначил лекарства. Однако соседи умершего пациента по палате обратились к следователю с соответствующим заявлением, и врач был привлечён к ответственности.

    В ч. 2 ст. 292 УК РФ законодатель определил общественную опасность служебного подлога в виде нарушения прав граждан (организаций) либо общества (государства).

    Преступления, предусмотренные ч. 2, носят более серьезный характер, а соответственно, и наказание за них строже.

    Преступление закончится, когда настанут последствия поступков должностных лиц, которые повлекли нарушение прав.

    При этом должна быть установлена причинно-следственная связь между совершенным деянием и наступившими последствиями.

    Субъективная сторона в данном случае должна быть охарактеризована только прямым или косвенным умыслом. Ни о какой неосторожности речи идти не может.

    Некоторые непосвященные граждане, далекие от юриспруденции часто путают подлог и превышение служебных полномочий.

    Так, если в случае с превышением, должностное лицо выходит за пределы своих обязанностей, пользуясь имеющейся властью в личных корыстных целях. То в случае с подлогом имеет место быть искажение информации в официальных бумагах.

    Еще одно правонарушение, с которым нередко путают подлог – фальсификация доказательств. Но эти два преступления различаются по субъекту.

    Фальсификацией занимаются узкие специалисты – эксперты, дознаватели, эксперты. Они вносят недостоверные данные, позволяющие им быстро «закрывать» уголовные дела.

    Служебный подлог – правовая характеристика и наказание

    Если у вас есть достоверные сведения о том, что был совершен подлог, вы должны написать заявление в следственный комитет о служебном подлоге должностным лицом. Как составляется подобного рода бумага в 2020 году?

    Официально установленной формы для такого рода бумаги нет, но есть определенные правила, которые следует учесть при написании заявления:

    СП может быть представлен такими деяниями.

    Вид Описание
    Интеллектуальный подлог Преступление, когда в официальный документ вносят ложную информацию, заведомо не соответствующую реальным событиям и фактам, тем самым нарушая его подлинность и оригинальность. Тоже самое касается обозначения неправильных реквизитов (вписание даты, не имеющей привязки к фактическому дню регистрации документа и проставление поддельной росписи).
    Материальный подлог Корректировка официальных бумаг, изменяющая его настоящую суть. Такие изменения могут касаться частичного удаления данных, из-за чего может измениться смысл всех заключённых в документе сведений. Способами изменения могут служить дописание подлинного текста, его подчистка, заверение другим числом, выведение надписей и прочее.

    Пример 1. Врач-терапевт, по просьбе пациентов, внес записи в их медицинские карты о наличие у них несуществующих заболеваний. В результате чего эти пациенты получили «больничные» листы. Что дало им право на получение пособия по временной нетрудоспособности. Следствие доказало, что врач действовал исключительно в корыстных целях, выдав листы за определенную плату.

    Суд приговорил виновного к исправительным работам на протяжении 6 месяцев с взысканием 10% от ежемесячного дохода в государственную казну.

    Пример 2. Бухгалтер строительной организации попросила прораба подписать документы о том, что она была в командировке, а также подписать ведомость на выдачу ей полагающихся командировочных. Но по факту, получив деньги женщина никуда не поехала.

    Было доказано, что прораб, подписывая командировочные бумаги, не знал об умысле бухгалтера, следовательно, в этом случае в отношении прораба состава преступления не было. В отношении его следствие было прекращено.

    Прежде чем приступить к изложению проблем, связанных с уголовной ответственностью частных нотариусов за преступления, совершаемые ими с использованием своих служебных полномочий, по российскому законодательству дореволюционного периода и первой половины XX в., представляется целесообразным рассмотреть вопрос о возникновении и развитии нотариата в России, а также остановиться на сущности и организационно-правовой форме данного структурного образования.

    Безусловно, прав известный исследователь истории развития российского нотариата А. М. Фемелиди, отмечая, что для более глубокого изучения того или иного института «исследователь современных государственных и общественных учреждений, прежде всего, обращается к их истории, следит за постепенным ходом развития их из примитивных, несовершенных форм в более сложные, связанные единством положенной в их основание идеи. История объясняет ему, что сохранилось в данном учреждении самобытного, оригинального, национального и что заимствовано, перенесено из чужих стран и культивировано искусной рукой законодателя. Грубая первоначальная форма, созданная потребностями своего времени, взятая отдельно от исторической и местной обстановки и представляющая собой иной раз лишь пустую обрядность, постепенно и последовательно развиваясь, достигает в конце концов своего наибольшего совершенства, заняв определенное место в сложной системе современного права. Проследить исторически все видоизменения этой первобытной формы, раскрыть ее жизненное, плодотворное начало, то историческое зерно, которое издавна таилось в ней и из которого позже выросло гордое многоветвистое дерево, – такова задача всякого современного исследователя государственных и общественных учреждений».

    На первых ступенях социальной жизни, когда общественные отношения были просты и малочисленны, когда личность находилась под властью семейных и родовых союзов, когда собственность считалась скорее фактом, чем правом, и всякое завладение вещью защищалось только силой, конечно же, не могло быть и речи об органе публичной деятельности, закреплявшем за личностью ее имущественные права. Договоры в эту эпоху заключались в публичных местах (на площадях, у дверей храмов) и утверждались случайными свидетелями. Внешние признаки при установлении несложных правовых отношений древнего общества носили преимущественно символический характер. Как учреждение, тесно связанное с общественным строем, правами семейными и вещными, нотариат мог быть создан лишь в государствах, которые характеризовались достаточным уровнем культуры и цивилизованности.

    «Потребность в органе публичной деятельности, управомоченном придавать публичное значение совершаемым им актам, чувствовалась в народном сознании очень давно, с самого почти пробуждения его к юридической жизни. Но эту потребность удовлетворить вполне могло лишь развитое законодательство», – отмечает А. М. Фемелиди.

    Нотариат как важнейший институт права впервые заявил о себе в Древнем Риме. Исторические источники, не располагая наиболее точными датами, относят его становление к III в. н. э. Во всяком случае, судя по двум конституциям римского императора Константина, а обе они были датированы 316 г., именно в них упомянуто о некоем подобии профессии нотариусов, именуемых тогда «табеллионами». К ним относился «разряд лиц, которые, не будучи на государственной службе, занимались в виде свободного промысла составлением юридических актов и судебных бумаг под контролем государства, для всякого нуждающегося в них, за установленное законом вознаграждение. В этом учреждении лежит зародыш того громадного института, который, получив в Италии широкую организацию со стороны законодательства и новое имя „нотариат“, вместе с римским правом акцептирован и ассимилирован новыми европейскими народами».

    Первые прообразы нотариальных действий в России встречались еще в период раннего феодализма. Подтверждением тому выступали следующие характерные сделки: передача права собственности на земельный участок сопровождалась передачей глыбы земли; на дом – ключей; на лошадь – узды. Заключение договора выражалось битьем по рукам. Установление известных прав сопровождалось песнями, празднествами, т. е. обрядами, оставлявшими в памяти присутствовавших воспоминания о совершенном переходе права собственности от одного лица к другому.

    Следующий этап развития нотариата (уже в современном его понимании) связан с установлением обязательной письменной формы актов. Он сопровождался введением специального порядка совершения таких актов. Исследователи истории русского нотариата единодушно относят его возникновение к XVI в., связывая это событие с Указом царя Федора Ивановича, изданным 15 февраля 1597 г.

    Основываясь на положениях данного документа, подобно табеллионам, но только спустя тринадцать столетий, начала прокладывать свой путь к профессии нотариуса особая корпорация российских писцов – «площадные подьячие», которые в XVI в. подрабатывали на людных местах составлением различных письменных актов. Форма для всех актов, совершавшихся площадными подьячими, была примитивна и проста. Акты писались всегда в первом лице от имени составителя и начинались словами «Се аз такой-то». В конце акта указывались его составитель («писал грамоту такой-то писец») и присутствовавшие при его составлении свидетели («а на то послухи такие-то»). Следует отметить, что до XV столетия документы не подписывались ни составителями, ни свидетелями. «Бы��али примеры, что совершавший акт обмакивал свою руку в чернила и прикладывал ее к акту, отпечатлевая ее изображение на акт». Отсюда происходит выражение «рукоприкладство». И только в XV столетии документы стали подписываться контрагентами и свидетелями.

    Служебный подлог (ст. 292) наказывается:

    1. Штрафом. Его величина составляет от 100 до 200 МРОТ или равна зарплате либо иному доходу преступника за 1-2 мес.
    2. Обязательными работами. Их продолжительность от 180 до 240 ч.
    3. Арестом. Он может длиться до полугода.
    4. Исправительными работами от 1 до 2-х л.
    5. Заключением в тюрьму до 2 л.

    Юридические последствия служебного подлога

    Служебный подлог (ст. 292 УК) рассматривается в качестве преступления против госвласти. Оно отличается от прочих уголовных деяний, наказание за которые формулируется в гл. 30 Кодекса. В первую очередь такое преступление может совершить только специальный субъект. Это может быть и должностное лицо, и госслужащий, и сотрудник органа местной власти. С субъективной стороны служебный подлог характеризуется наличием исключительно прямого умысла со стороны виновного. Диспозиция нормы конкретно указывает на данное обстоятельство — заведомость действий лица. Кроме того, в качестве обязательного признака субъективной стороны выступает личная заинтересованность либо корысть.

    В качестве него выступает нормальное функционирование органов госвласти, интересы госслужбы в структурах местного самоуправления. Родовой объект посягательства — работа государственной службы РФ, региона страны или системы территориальных институтов власти. Вместе с этим, по ст. 12 Конституции, местное самоуправление является самостоятельным и независимым от государственных органов. В этой связи в каждом случае необходимо четко разграничивать непосредственные и конкретные объекты посягательства.

    Рассматривая служебный подлог (ст. 292), нельзя допускать смешения таких понятий, как «объект» и «предмет» преступления. В качестве последнего, преимущественно, выступают вещественные доказательства. Предмет, по мнению многих специалистов, — это в большей степени процессуальное определение. Ст. 81 УПК прямо указывает на вещественные доказательства как на предметы, которые стали орудиями преступления либо на них сохранились его следы. Присутствует ссылка на объект посягательства, но само его понятие необходимо уточнить. В частности если внешний вид вещи изменяется, то он приобретает характеристику улики события или зачастую виновности — непосредственного продукта деяния и указывающего на него как на причину преступления.

    В качестве него следует рассматривать не просто материальный носитель какой-либо информации, письменные документы федеральных структур госвласти и госуправления субъектов, территориального самоуправления, прочих учреждений государственного и муниципального типа. Служебный подлог имеет место в том случае, если эти акты являются официальными. К таким документам предъявляются определенные требования законодательством:

    1. В фактическом смысле такими письменными бумагами должны удостоверяться конкретные события либо факты, которые имеют определенное юридическое значение. Это могут быть документы, содержащие правовые запреты или разрешения.
    2. Официальный акт должен содержать обязательные реквизиты, то есть, иметь соответствующую форму. В документах такого типа присутствуют дата, штамп, номера (входящий/исходящий), название должности уполномоченного лица, подпись, печать. Здесь стоит отметить, что фирменного бланка как такового может и не быть. Самыми главными признаками официального документа выступает штамп или печать, а также подпись уполномоченного служащего или должностного лица.

    Служебный подлог выражается в двух формах:

    1. Внесение в официальные письменные документы сведений, заведомо не соответствующих действительности.
    2. Исправление содержащейся в акте информации, корректировка, искажающая фактический смысл текста.

    Рассматривая деяние по норме 292 УК РФ («Служебный подлог»), следует учитывать, что способ исполнения может являться как интеллектуальным, так и материальным. Последний может выражаться по-разному. Например, это могут быть механические действия: подчистки, подделки, вытравливание исходного текста и так далее. Интеллектуальный служебный подлог УК классифицирует как изготовление изначально фальсифицированного ложного документа.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *