Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Рассмотрение заявления о зачете излишне уплаченного налога срок». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Ст. 78 НК РФ имеет отношение и к налогоплательщикам (плательщикам взносов), и к налоговым агентам. Она применима как к излишне уплаченным налогам, авансовым платежам по ним, пеням, штрафам, так и к подлежащим возмещению налогам.
Зачет (возврат) налога возможен:
- фирме;
- ИП;
- физическому лицу.
Зачет и возврат налоговой переплаты по-новому
Способов возникновения реальной переплаты достаточно много. Это могут быть:
- превышение общей величины налога, уплачиваемого авансовыми платежами, над его суммой, отраженной в декларации за налоговый период (прибыль, имущество, транспорт, земля, акцизы, УСН);
- подача декларации к возмещению (НДС);
- сдача уточненной декларации (расчета) с уменьшением итоговой суммы после оплаты налога по предшествующему варианту отчетности;
- перерасчет в сторону уменьшения удержанного у физлица НДФЛ;
- ошибочная уплата большей суммы налога или взноса;
- перерасчет к уменьшению суммы оплаченных пеней после представления двух уточненок, первая из которых увеличивает, а вторая уменьшает величину начисленного к уплате платежа;
- решение суда, выводом которого является констатация факта излишней уплаты налоговых платежей;
- изменения законодательства, в результате которых налог (взнос) начинают считать излишне уплаченным.
Обычно плательщик налога знает о наличии переплаты по собственным учетным данным, при условии, что они верны. Как правило, переплата возникает либо в момент сдачи декларации, либо при фактической уплате налога.
При этом суд не считает ошибки учета веской причиной оправдания переплаты (постановление Президиума ВАС РФ от 26.07.2011 № 18180/10).
Если переплата очевидна и для ИФНС, она должна оперативно (в течение 10 рабочих дней с даты обнаружения) информировать об этом налогоплательщика либо предложить ему провести сверку (п. 3 ст. 78 НК РФ).
С 2016 года обязательной и ежеквартальной стала отчетность по НДФЛ. Поэтому данные о возникающей переплате по НДФЛ появляются в ИФНС в таком же, как и для иных налогов, порядке.
О правилах заполнения отчетности по НДФЛ читайте в статье «Порядок заполнения формы 6-НДФЛ — пример».
Факт переплаты налогов может быть установлен судом, если:
- наличие переплаты стало бесспорным лишь после опубликования писем Минфина России (постановление ФАС Поволжского округа от 18.04.2013 № А65-18995/2012);
- переплата выявлена в ходе выездной проверки (постановление ФАС Северо-Западного округа от 05.08.2011 № А56-31885/2010);
- решением суда признан ничтожным договор, следствием чего стал факт переплаты (постановление ФАС Поволжского округа от 23.04.2013 № А55-16126/2011);
- решение инспекции о доначислении налога признано незаконным (постановление ФАС Московского округа от 15.11.2012 № А40-94026/11-91-401);
- суд выявил отсутствие обязанности уплачивать налог (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 05.08.2011 № А81-4526/2010);
- суд обязал инспекцию признать факт переплаты (постановление ФАС Московского округа от 02.02.2012 № А40-27537/11-91-123);
- отказ ИФНС в возмещении признан недействительным (постановление ФАС Московского округа от 24.08.2011 № КА-А40/8845-11-П);
- недействительными признаны инкассовые поручения (постановление ФАС Уральского округа от 12.01.2009 № Ф09-10148/08-С3);
- факт переплаты стал очевидным после формирования правоприменительной практики (постановление ФАС Центрального округа от 22.03.2012 № А35-4258/2011);
От даты установления факта переплаты может зависеть отсчет срока обращения за возвратом налога.
Рассмотрев заявление налогоплательщика, ИФНС в течение 10 рабочих дней со дня его поступления принимает решение о соответствующем действии (пп. 5 и 8 ст. 78 НК РФ). Положительными результатами этого решения будут:
- зачет переплаты, осуществленный в дату принятия решения о зачете;
- возврат переплаты не позже 1 месяца со дня поступления заявления о возврате (п. 6 ст. 78 НК РФ).
Кроме того срок принятия решения о возврате излишне уплаченного налога зависят от того, подтвержден ли факт излишней уплаты по итогам камеральной налоговой проверки. Соответствующие положения предусмотрены п. 8.1 ст. 78 НК РФ.
В случае проведения камеральной налоговой проверки срок принятия решения на возврат налога исчисляется не со дня подачи налогоплательщиком заявления о возврате, а в следующем порядке:
- по истечении 10 дней со дня, следующего за днем завершения камеральной проверки декларации, в которой отражена сумма налога, подлежащая возврату, или со дня, когда такая проверка должна была быть завершена в силу сроков, указанных в п. 2 ст. 88 НК РФ. Эти положения применяются, если в ходе камеральной налоговой проверки не выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах.
- со дня, следующего за днем вступления в силу решения по результатам камеральной налоговой проверки. Эти положения применяются, если в ходе проверки налоговым органом был составлен акт налоговой проверки и вынесено соответствующее решение.
О том, какие особенности имеет отсчет месячного срока для возврата переплаты, показанной в отчетности, читайте в статье «Минфин напомнил, как считать срок на возврат отраженной в декларации переплаты».
В некоторых случаях могут иметь место особенности правил отсчета сроков. Например, если переплата указана в декларации 3-НДФЛ и одновременно с ней подано заявление о возврате, то отсчет срока возврата начнется не с даты подачи заявления, а с даты фактического завершения камеральной проверки декларации либо по истечении срока такой проверки (письмо ФНС России от 26.10.2012 № ЕД-4-3/[email protected]).
Зачет обнаруженной переплаты ИФНС может сделать самостоятельно, но это не лишает налогоплательщика права на подачу заявления, обусловленного собственной точкой зрения на погашение имеющейся недоимки (п. 5 ст. 78 НК РФ). Мнение заявителя при этом является приоритетным (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.09.2012 № А33-15051/2011).
Зачёт и возврат налоговой переплаты: новые правила
Вернуть переплату при наличии недоимки по другим платежам можно только после закрытия такой недоимки зачетом из суммы существующей переплаты (п. 6 ст. 78 НК РФ). Этот зачет ИФНС сделает сама (п. 5 ст. 78 НК РФ), и налогоплательщик получит только остаток заявленной им к возврату суммы, если она превысит сумму имеющей место недоимки, которую можно погасить зачетом.
Наличие такой недоимки не является для налогоплательщика препятствием для направления в ИФНС заявления о возврате переплаты (письмо Минфина России от 07.09.2011 № 03-02-07/1-317).
Есть одно исключение из правила о проведении зачета для погашения недоимки ИФНС перед возвратом переплаты налогоплательщику: оно не применяется, если в отношении налогоплательщика открыто конкурсное производство (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 27.11.2012 № А19-4247/2012).
Возврат сумм НДФЛ, который удерживается по месту работы, как правило, происходит в особом порядке (п. 1 ст. 231 НК РФ). Его осуществляет работодатель по заявлению работника, причем такой возврат в случае необходимости делают и уже уволенному работнику.
В ряде случаев при условии сдачи налогоплательщиком в ИФНС формы 3-НДФЛ возврат делает инспекция, руководствуясь при этом правилами ст. 78 НК РФ:
- фирма-работодатель прекратила существование;
- не заявлялся вычет на детей по месту работы;
- намерение воспользоваться имущественным или социальным (по расходам на лечение или обучение) вычетом возникло позже года появления права на него;
Напомним, что благодаря Федеральному закону от 06.04.2015 № 85-ФЗ с 2016 года соцвычеты на обучение и лечение могут быть получены по месту работы.
- есть основания для применения социального вычета по благотворительности и платежам в ПФР, предоставляемого только в ИФНС;
- налогоплательщик-физлицо, отчитывающийся о доходах непосредственно перед ИФНС, уточняет отчетность.
Срок возврата налога (месяц) будет отсчитываться от дня завершения проверки декларации 3-НДФЛ вне зависимости от даты подачи налогоплательщиком заявления на возврат (письма Минфина России от 15.05.2017 № 03-02-08/30790, № 03-02-08/30802, ФНС России от 26.10.2012 № ЕД-4-3/[email protected]).
Подробнее о возврате НДФЛ читайте в статье «Порядок возврата подоходного налога (НДФЛ): нюансы»
Найти переплату по налогам может как сам налогоплательщик, так и налоговые инспекторы. Вы можете заказать акт сверки в налоговой инспекции или проверить свои перечисления в личном кабинете на сайте ФНС. В течение пяти рабочих дней после подачи документов налоговики должны оформить акт сверки и направить налогоплательщику.
Если переплату первыми обнаружили налоговики, они обязаны известить организацию — в течение 10 рабочих дней они должны выслать письменное сообщение и указать дату выявления переплаты (п. 3 ст. 78 НК РФ). Датой обнаружения переплаты считается день, когда инспектор обнаружил излишки по конкретному налогу. Независимо от того, сообщила налоговая инспекция о факте излишней уплаты налогоплательщику или нет, переплатой можно распорядиться в течение трёх лет с момента возникновения.
Если организация или ИП выявили переплату по налогам, то излишки можно зачесть в счёт задолженности, оставить на лицевом счёте в ФНС для будущих платежей или вернуть деньги на расчётный счёт. Рассмотрим каждый пункт отдельно.
При наличии задолженности по другим налогам, сборам, штрафам, пеням, инспекторы в первую очередь погасят за счет переплаты недоимку перед бюджетом. Инспекция самостоятельно решает, долг по какому налогу можно закрыть и сообщает организации. Но они могут распорядиться только переплатой, которой не больше трёх лет.
Организация может самостоятельно подать заявление о зачёте с указанием конкретного налога. Желательно перед этим провести сверку расчетов с бюджетом. Если сумма, указанная в заявлении не будет совпадать с данными налоговой инспекции, налоговики вернут заявление.
Налоговая инспекция принимает решение о зачёте или отказе от зачёта излишне уплаченных сумм в счет недоимки в течение 10 рабочих дней:
- с момента обнаружения переплаты, если организация не обращалась в инспекцию с заявлением о зачёте в счёт конкретного налога;
- со дня получения заявления организации о зачёте в счёт конкретного налога, если организация подала такое заявление;
- со дня подписания акта о сверке расчетов с бюджетом, если инспекция и организация провели сверку;
- с момента вступления в силу решения суда, если организация добилась зачёта через суд;
- со дня, следующего за днём завершения камеральной налоговой проверки, которая прошла без доначислений;
- если камеральная проверка выявила нарушения — со дня, следующего за днём вступления в силу решения.
Зачесть или вернуть переплату организация может в течение трёх лет с даты уплаты излишней суммы налога. Дата уплаты считается по-разному. Например, у НДС, который уплачивается без авансовых платежей, трёхлетний срок будет отсчитываться с даты перечисления налога. А для налога на прибыль, в котором предусмотрены авансовые платежи, срок будет исчисляться с момента подачи декларации.
Если организация пропустила срок подачи заявления, можно обратиться в суд. При рассмотрении дела в суде срок исковой давности — 3 года будет рассчитываться по нормам гражданского, а не налогового законодательства. И отсчёт срока идёт не с момента уплаты излишней суммы, а с момента, когда организация узнала или должна была узнать об этом (п. 1 ст. 200 ГК). Но вам придется доказать, что вы узнали о переплате позже, чем она возникла. А это не так-то просто.
ИФНС не проведет зачёт или возврат сумм автоматически. Для этого нужно пройти определенную процедуру.
Свериться с налоговой инспекцией. Подайте заявление по месту учёта организации или ИП. Заявление можно подать на бумажном носителе или послать электронно через ТКС. Заявление составляется в свободной форме, но в нём обязательно укажите:
- Наименование и адрес ФНС.
- Данные налогоплательщика: наименование, ИНН, юридический адрес.
- Данные о сверке: за какой период и по каким налогам.
- Дата составления заявления.
- Как вам удобнее получить готовый акт — в налоговой инспекции или электронно.
Через 5 рабочих дней налоговая инспекция пришлёт вам акт сверки. Если вы согласны с данными в акте, подпишите его и направьте обратно в ФНС. Если найдёте расхождения — при подписании укажите, что акт подписан с разногласиями.
Закажите акт сверки с налоговой в Личном кабинете интернет-бухгалтерии «Моё дело»
Результат придёт туда же. Электронную подпись всем пользователям мы помогаем оформлять бесплатно.
- Напомнит о сроках сдачи
- Учёт переносы в выходные и праздники
- Настраивается по вашим параметрам
- Учитывает совмещение налоговых режимов
Если вы обнаружили переплату, у вас есть два варианта:
-
Зачесть её в счёт будущих платежей или существующего долга.
-
Вернуть её на расчётный счёт.
По общему правилу, срок для зачёта или возврата переплаты — три года со дня уплаты налога. Если три года прошли — налоговая инспекция откажет.
Однако трёхлетний срок не всегда отсчитывается с даты уплаты. Например, переплата возникла из-за уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль. А бухгалтер узнал о ней, когда подал декларацию по итогам года.
Поэтому если налоговая вам отказала, проверьте, знали ли вы о переплате в тот момент, когда она возникла. Или вы по объективным причинам узнали о ней позже.
Если со дня, как налогоплательщик реально узнал об излишке, три года еще не истекли, можно обратиться в суд. Суд считает трёхлетний срок с момента, когда компания узнала или должна была узнать о переплате. При этом судья проверит причины, из-за которых фирма или ИП не смогли узнать о переплате раньше.
Например, фирма «Спектр» подала декларацию по налогу на прибыль и уплатила налог за 2016 год 13 марта 2017 года. 20 марта 2020 года фирма подала уточнённую декларацию за 2016 г. В ней она дозаявила расходы, которые не могла отразить в первичной декларации из-за судебного спора с контрагентом. В результате, после подачи уточнённой декларации, образовалась переплата. 10 июля 2020 г. компания подала заявление о возврате излишне уплаченного налога. Инспекция отказала в возврате налога, так как с момента его уплаты (13 марта 2017 г.) прошло больше трёх лет. Однако организация может добиться возврата налога через суд, так как о переплате ей стало известно только 20 марта 2020 г., когда были скорректированы данные учёта. Если считать три года от этой даты, то на момент подачи заявления срок возврата еще не прошел.
Если, согласно статье 78 НК РФ, налогоплательщики, у которых образовалась переплата, хотят распорядиться излишне уплаченными суммами:
- зачесть их как будущие платежи;
- погасить недоимку по иным обязательным выплатам;
- сократить или полностью закрыть задолженность по пеням и штрафам за правонарушения;
- потребовать возврат средств, —
им потребуется форма заявления о зачете переплаты по налогу. Эти правила распространяются на все введенные в РФ сборы и налоги, в том числе госпошлину (с некоторыми особенностями, перечисленными в статье 333.40 НК РФ), НДС, авансовые платежи. Но надо понимать, что налоговая служба не станет возвращать или производить зачет излишне уплаченной суммы в счет будущих платежей до тех пор, пока не будут погашены задолженности.
НДС-вопросы: контрольные соотношения, раздельный учет, возврат товара и другое
Если налогоплательщик решил перераспределить собственные средства, ему необходимо написать соответствующее обращение в налоговую службу. Бланк заявления о зачете переплаты по налогам представлен в приказе ФНС от 14.02.2017 № ММВ-7-8/[email protected], приложение №9. Скачать его можете внизу страницы.
Допустим, ООО «Колосок» подало декларацию по транспортному налогу за 2019 год, но при его уплате допустило ошибку, заплатив на 3112 рублей больше. Организация обращается в межрайонную ИФНС, пишет заявление о зачете налога, где просит, чтобы ей зачли переплаченную сумму в счет предстоящих платежей по налогу на имущество организаций. Рассмотрим пошагово как заполняется такой документ
Шаг 1. Традиционно в самом верху следует указать ИНН и КПП. Идентификационный номер у ИП состоит из 12 цифр, поэтому свободных клеточек оставаться не должно. Организации вписывают в соответствующие поля только 10 цифр, в оставшиеся две ставят прочерки. Когда заполняется строка, предназначенная для КПП, заявители должны действовать также: есть цифры — вписать их, нет — поставить прочерки.
Если предприниматель (компания) решил вернуть сумму переплаты, ему надо воспользоваться другой формой из приказа ФНС № ММВ-7-8/[email protected] от 14.02.2017, предложенной в приложении №8. В нем содержится бланк для возврата лишней суммы.
Правила заполнения этого документа в основном такие же. Детально рассматривать их не будем, а приведем пример заполненного документа. Допустим, ООО «Колосок» переплатило НДС за первый квартал 2020 года на сумму 15 732 рубля и теперь хочет вернуть ее. Вот как выглядит обращение руководителя ООО.
Не все переплаты можно зачесть в счет долгов по другим обязательствам. Зачет переплаты по налогам возможен только для налоговых платежей одного уровня. Напомним, в РФ принята трехуровневая налоговая система:
- Налоги федерального уровня: на прибыль, НДС, акцизы, УСН, ЕНВД, НДФЛ (ст. 13 НК РФ).
- Региональные налоги: имущественный и транспортный (ст. 14 НК РФ).
- Местные: земельный налог, торговый сбор (ст. 15 НК РФ).
Пример
По итогам сверки ООО «А» выяснило, что после подачи уточненной декларации за 4 квартал 2018 по НДС имеется переплата в сумме 120 000 рублей. Одновременно была обнаружена несвоевременная уплата торгового сбора и налога на прибыль за 2017 год. Пени по торговому сбору составили — 16 500 рублей, а по налогу на прибыль — 29 350 рублей.
Руководствуясь правилом «одного бюджета», ООО «А» может зачесть пени по налогу на прибыль за счет излишне уплаченного НДС. А вот пени по торговому сбору придется заплатить через банк.
Можно ли переплату по пеням зачесть в счет уплаты налога
Эксперты 1С-WiseAdvice напоминают, что нельзя перезачесть переплату по налогам за другое юридическое лицо или предпринимателя. Если головная компания имеет налоговую недоимку, а дочерняя структура переплатила налоги в бюджет — провести зачет не получится.
Налогоплательщик имеет право либо на возврат излишне уплаченной суммы налога либо на зачет ее в счет предстоящих платежей по этому или другим налогам, в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения (п. 1 ст. 78 НК РФ).
С 1 октября 2020 года уточнен порядок зачета излишне уплаченных налогов и сборов, с этой даты абзац 2 п. 1 ст. 78 НК РФ, разрешающий зачет исключительно по соответствующим видам налогов и сборов (федеральные, региональные, местные) утратил действие (пп. а п. 22 ст. 1, п. 6 ст. 1 Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ.
Т. е. до 1 октября 2020 года не допускалось, например, переплату по транспортному (региональному) налогу зачитывать в счет недоимки по земельному (местному) налогу. С 01.10.2020 это препятствие устранено и зачесть переплату по налогу можно в счет любого налога (пени или штрафа) вне зависимости от того, является он федеральным, региональным или местным.
Указанные правила зачета сумм налогов и сборов (пеней и штрафов по ним) не распространяются на страховые взносы. Сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда (ПФР, ФСС, ФОМС), в который эта сумма была зачислена, в счет предстоящих платежей плательщика по этому взносу, а также в счет задолженности по соответствующим пеням и штрафам (п. 1.1 ст. 78 НК РФ).
Возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа
Для зачета переплаты налога (сбора) в счет предстоящих платежей по этому или иному налогу в налоговый орган направляется заявление по утвержденной форме (п. 4 ст. 78 НК РФ). Форма заявления утверждена Приказом ФНС России от 14.02.2017 N ММВ-7-8/[email protected]. Заявление можно направить по месту своего учета в письменном виде, либо в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика (п. 4 ст. 78 НК РФ). Формат заявления в электронной форме утвержден Приказом ФНС России от 18.03.2019 N ММВ-7-8/[email protected]).
Переплату в счет погашения недоимки по налогам (пеням, штрафам) инспекция зачтет самостоятельно не более чем за три года со дня уплаты указанной суммы налога. При этом налогоплательщик не лишен права самостоятельно подать заявление о зачете в этом случае (п. 5 ст. 78 НК РФ). Решение налогового органа о зачете суммы излишне уплаченного налога принимается в течение десяти дней со дня получения указанного заявления или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.
Текст комментария: «ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ЧАСТИ ПЕРВОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» () Авторы: Ю.М. Лермонтов Издание: 2016 год
Комментируемая статья регламентирует порядок зачета или возврата излишне уплаченного налога.
Уплатой налога признается как перечисление денежных средств в бюджетную систему, так и проведение налоговым органом зачета. Излишней уплатой налога признается исполнение налогоплательщиком налоговой обязанности, размер которой превышает его действительные обязательства.
Приказом ФНС России от 03.03.2015 N ММВ-7-8/[email protected] утверждены формы документов, используемых налоговыми органами при осуществлении зачета и возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, пеней, штрафов.
Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.
Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику.
Пунктами 4 и 7 статьи 78 НК РФ предусмотрена возможность осуществления налоговым органом зачета суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
В пунктах 32 — 36 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснены основные вопросы, связанные с возвратом (зачетом) сумм излишне уплаченных налогов.
Судам следует принимать во внимание, что статьи 78 и 79 НК РФ не содержат положений, в силу которых зачет излишне уплаченных (взысканных) сумм налога, пеней, штрафа может быть осуществлен налоговым органом только в счет погашения такой недоимки по налогам (задолженности по пеням и штрафам), в отношении которой налоговым органом ранее осуществлялись процедуры принудительного взыскания.
В то же время, имея в виду, что предусмотренный названными статьями зачет является особой формой принудительного взыскания налога, на него надлежит распространять общие положения НК РФ, определяющие сроки реализации налоговыми органами права на принудительное взыскание налогов, пеней, штрафов.
Следовательно, соответствующие положения статей 78 и 79 НК РФ не могут толковаться как допускающие проведение по инициативе налогового органа зачета излишне уплаченного (взысканного) налога, пеней, штрафа в счет погашения задолженности, возможность принудительного взыскания которой утрачена.
Кроме того, принудительный (то есть по инициативе налогового органа) зачет указанных сумм не может быть осуществлен в счет погашения задолженности, которая в силу положений статьи 45 НК РФ подлежит взысканию в судебном порядке.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 21 и статье 78 НК РФ налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов, пеней, штрафа.
Статья 78 НК РФ регламентирует порядок реализации налогоплательщиком этого права, предоставляя ему возможность подать заявление о возврате названных сумм либо об их зачете в счет предстоящих платежей или в счет имеющейся задолженности, одновременно обязывая налоговый орган рассмотреть такое заявление в соответствии с определенными этой статьей правилами и в установленные сроки принять по нему решение.
В силу части 1 статьи 4 АПК РФ налогоплательщик может обратиться в суд только в случае нарушения его права на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов, пеней, штрафа, то есть когда надлежащее соблюдение им регламентированной статьей 78 НК РФ процедуры не обеспечило реализации данного права в административном (внесудебном) порядке по причине неисполнения или ненадлежащего исполнения налоговым органом возложенных на него законом обязанностей.
Таким образом, применяя соответствующие положения, судам необходимо исходить из того, что обращение налогоплательщика в суд с иском о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов, пеней, штрафа возможно только в случае отказа налогового органа в удовлетворении упомянутого заявления либо неполучения налогоплательщиком ответа в установленный законом срок.
Согласно пункту 14 статьи 78 НК РФ определенные данной статьей правила зачета или возврата излишне уплаченных сумм налога, сбора, пеней распространяются на налоговых агентов.
В связи с этим, если при рассмотрении спора суд установит, что излишне перечисленные налоговым агентом в бюджет суммы не превышают сумм, удержанных с налогоплательщика, решение о зачете или возврате этих сумм в пользу налогового агента может быть принято судом только в двух случаях:
если возврат налогоплательщику излишне удержанных с него налоговым агентом сумм возлагается законом на последнего;
если по требованию налогоплательщика или по собственной инициативе налоговый агент уплатил налогоплательщику необоснованно удержанную у него сумму налога.
-
Арбитражный процессуальный кодекс РФ
-
Бюджетный кодекс РФ
-
Водный кодекс Российской Федерации РФ
-
Воздушный кодекс Российской Федерации РФ
-
Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ
-
ГК РФ
-
Гражданский кодекс часть 1
-
Гражданский кодекс часть 2
-
Гражданский кодекс часть 3
-
Гражданский кодекс часть 4
-
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Жилищный кодекс Российской Федерации РФ
-
Земельный кодекс РФ
-
Кодекс административного судопроизводства РФ
-
Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ
-
Кодекс об административных правонарушениях РФ
-
Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ
-
Лесной кодекс Российской Федерации РФ
-
НК РФ
-
Налоговый кодекс часть 1
-
Налоговый кодекс часть 2
-
Семейный кодекс Российской Федерации РФ
-
Таможенный кодекс Таможенного союза РФ
-
Трудовой кодекс РФ
-
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовный кодекс РФ
-
ФЗ об исполнительном производстве
-
Закон о коллекторах
-
Закон о национальной гвардии
-
О правилах дорожного движения
-
О защите конкуренции
-
О лицензировании
-
О прокуратуре
-
Об ООО
-
О несостоятельности (банкротстве)
-
О персональных данных
-
О контрактной системе
-
О воинской обязанности и военной службе
-
О банках и банковской деятельности
-
О государственном оборонном заказе
-
Закон о полиции
-
Закон о страховых пенсиях
-
Закон о пожарной безопасности
-
Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств
-
Закон об образовании в Российской Федерации
-
Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации
-
Закон о защите прав потребителей
-
Закон о противодействии коррупции
-
Закон о рекламе
-
Закон об охране окружающей среды
-
Закон о бухгалтерском учете
-
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 18
«О некоторых вопросах досудебного урегулирования споров, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства»
-
Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2019)
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.04.2019)
-
Обзор судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016) (ред. от 26.12.2018)
Все документы >>>
-
Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021)
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021)
-
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 18
«О некоторых вопросах досудебного урегулирования споров, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства»
-
Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2021)
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 07.04.2021)
Все документы >>>
-
Федеральный закон от 25.06.2012 N 94-ФЗ (ред. от 02.07.2021)
«О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 27.11.2018 N 422-ФЗ (ред. от 02.07.2021)
«О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход»
-
Федеральный закон от 29.05.2002 N 57-ФЗ (ред. от 27.11.2017)
«О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Все документы >>>
-
Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ (ред. от 02.07.2021)
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»
-
Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ (ред. от 02.07.2021)
«О теплоснабжении»
-
Федеральный закон от 28.09.2010 N 244-ФЗ (ред. от 02.07.2021)
«Об инновационном центре «Сколково»
Все документы >>>
Пpи oбнapyжeнии cyбъeктoм пepeплaты пo oбязaтeльным взнocaм oн дoлжeн cнaчaлa пoнять, кaк oнa пoявилacь. Для этoгo нyжнo вocпoльзoвaтьcя cepвиcaми для бyxyчeтa и бизнeca (дocтyп к ним бecплaтный):
- Элeктpoнный бyxгaлтep иcпoльзyeтcя для вeдeния кoммepчecкoй дeятeльнocти и cдaчи oтчeтнocти в элeктpoннoм видe.
- B Oнлaйн бyxгaлтepии вeдeтcя yчeт зapaбoтнoй плaты, oтпycкныx, oплaты зa бoльничныe лиcты, бyxyчeт, cдaчa oтёчнocти чepeз интepнeт.
- Пpoвepкa кoнтpaгeнтa бecплaтнo являeтcя лyчшим cepвиcoм c тeкcтoвым пepeвoдoм.
- К Элeктpoннoй cдaчи oтчeтнocти бecплaтный дocтyп дeйcтвyeт в тeчeниe 3-x мecяцeв.
Пepeплaтa мoжeт вoзникнyть в cлeдyющиx cлyчaяx:
- ecли cyбъeкт дoпycтил oшибкy пpи yплaтe нaлoгoвoгo взнoca;
- ecли aвaнc пo итoгaм 12 мecяцeв oкaзaлcя бoльшe, чeм цифpa, yкaзaннaя в дeклapaции зa aнaлoгичный пepиoд. К пpимepy, нaлoг нa пpибыль yплaчeн в бoльшeм paзмepe, чeм нyжнo либo пepeплaтa пo итoгaм гoдa зaфикcиpoвaнa в oтчeтнocти пo УCН;
- пpи иcпoльзoвaнии нaлoгoвoй льгoты, кoгдa в oднo и тo жe вpeмя нaлoг yплaчивaeтcя юpидичecким лицoм и cнимaeтcя пo peшeнию ИФНC.
Бывaeт и тaк, чтo ИФНC oтвeчaeт oткaзoм нa зaпpoc вepнyть нaлoгoвyю пepeплaтy. B бoльшинcтвe cлyчaeв этo cвязaнo c тeм, чтo плaтeльщики нaлoгoв пpoпycкaют oтвeдeнныe зaкoнoм для выпoлнeния этoй пpoцeдypы cpoки. Ecли винoвникoм пepeплaты выcтyпaeт пpeдпpиятиe – вpeмeннoй oтpeзoк cocтaвляeт тpи гoдa. Кoгдa винoвнa нaлoгoвaя – oдин мecяц.
B тaкиx cитyaцияx oгpoмнyю poль игpaeт дoкaзaтeльcтвo вpeмeни выявлeния нaлoгoвoй пepeплaты. Ecли y cyбъeктa имeeтcя вoзмoжнocть иx пpeдocтaвлeния, и oни yклaдывaютcя в paмки пoлoжeнныx пo зaкoнy cpoкoв, тo чepeз cyд мoжнo пoлyчить вoзвpaт излишнe yплaчeннoгo НДФЛ.
Baжнo! Пpeдпpиятию мoжeт быть oткaзaнo в вoзвpaтe пepeплaтe, ecли y нeгo имeютcя дoлги пepeд бюджeтoм. Пpи тaкoм pacклaдe ИФНC впpaвe cпиcaть дeнeжныe cpeдcтвa бeз pacпopяжeния влaдeльцa.
Ст. 78 НК РФ (2020 — 2021): вопросы и ответы
У нaлoгoплaтeльщикa, пepeчиcлившeгo нa cчeт ИФНC лишнюю cyммy, ecть пpaвo нe тoлькo пoпpocить ee вoзвpaтa, нo и выпoлнить зaчeт пepeплaты в cчeт oбязaтeльcтв, кoтopыe пpeдпpиятиe имeeт пepeд бюджeтoм. Нo, в oтнoшeнии зaчeтa излишнeгo плaтeжa, пpиcyтcтвyeт oгpaничeниe. Eгo мoжнo выпoлнять иcключитeльнo пo нaлoгoвым взнocaм в гpaницax oднoгo бюджeтa, нaпpимep, фeдepaльнoгo.
Bыбop мeждy вoзвpaтoм и зaчeтoм oбычнo дeлaeт нaлoгoплaтeльщик (ecли y нeгo нeт зaдoлжeннocти пepeд ИФНC). Peшeниe o тoм, кaкoй вapиaнт пpeдпoчтитeльнee кaждый пpинимaeт caм. Пpeдвapитeльнo нyжнo oцeнить cлoжившyюcя cитyaцию в oпpeдeлённыx oбcтoятeльcтвax и oбъeм пepeплaты.
3aчeт и вoзвpaт излишнe yплaчeнныx нaлoгoв тpeбyeт oбpaщeния в нaлoгoвyю инcтaнцию, cбopa пaкeтa дoкyмeнтoв.
Baжнo! Нaлoгoвики вceгдa выбиpaют зaчeт, вeдь этo дaeт им вoзмoжнocть избeжaть вoзвpaтa. B cвязи c этим зaчeтнaя пpoцeдypa зaнимaeт гopaздo мeньшe вpeмeни. Дoкyмeнтoв для ee пpoвeдeния тpeбyeтcя нe тaк мнoгo, кaк пpи вoзвpaтe.
Этoт мoмeнт дoлжны пpинимaть вo внимaниe нaлoгoплaтeльщики нa cтaдии пpинятия peшeния. И нe зaбывaть o тoм, чтo ecть cpoк вoзвpaтa пepeплaты нaлoгa пo зaявлeнию, ecли oн иcтeчeт, дeньги вepнyть нe пoлyчитcя.
Пoмимo этoгo, poль игpaeт и cтaтyc вoзникнoвeния пepeплaты. Ecли лишниe дeньги пepeвeдeны нaлoгoвым aгeнтoм, тo зacчитaть eмy дaннyю cyммy пo oбcтoятeльcтвaм, гдe oн выcтyпaeт в кaчecтвe нaлoгoплaтeльщикa, нe yдacтcя.
B тaкиx cлyчaяx ecть тoлькo oдин вapиaнт – вoзвpaт.
Нaлoгoвaя пepeплaтa мoжeт пoявитьcя в cилy paзныx пpичин и oбнapyжить ee мoгyт пpeдcтaвитeли ФНC или caм плaтeльщик.
Нeмaлo нaлoгoв пpeдycмaтpивaют aвaнcoвыe взнocы: квapтaльныe или eжeмecячныe. Учитывaя этo oбcтoятeльcтвo, пepeплaтy пo тaким плaтeжaм мoжнo oбнapyжить пocлe cocтaвлeния гoдoвoй oтчeтнocти. B бoльшинcтвe дeклapaций yкaзывaютcя paзмepы плaтeжeй, пepeчиcлeнныx aвaнcoм и гoдoвoй cyммы, т.e. oтpaжaeтcя oбъeм пepeплaты, ecли тaкoвaя имeeтcя.
Aнaлoгичныe cитyaции имeют мecтo, ecли yтoчняeтcя oтчeтнocть, вcлeдcтвиe чeгo из-зa льгoты или дpyгoгo oбcтoятeльcтвa (нaпpимep, нeвepнoгo oбoзнaчeния нaлoгoвoй бaзы) paзмep плaтeжa yмeньшaeтcя.
Нepeдкo пpи пepeчиcлeнии взнocoв oни yxoдят нe пo нaзнaчeнию, тaкoe cлyчaeтcя из-зa нeдocтoвepныx дaнныx в плaтeжныx пopyчeнияx. Ecли пpичинa в этoм, пepeплaтa выявляeтcя пocлe взaимopacчeты cвepoк c бюджeтoм. Пpeдcтaвитeли нaлoгoвoй мoгyт пpoинфopмиpoвaть oб излишкax (в пиcьмeннoй фopмe или пo тeлeфoнy). Фaкт пepeплaты мoжнo выявить и caмocтoятeльнo.
Ecли пpeдcтaвитeль ФНC yвeдoмляeт звoнкoм нeoбxoдимo зaпиcaть, oткyдa звoнят, пo кaкoмy плaтeжy и кaкoй paзмep имeeт пepeплaтa.
B нeкoтopыx cлyчaяx нaлoгoвaя мoжeт пoтpeбoвaть дoпoлнитeльнyю дoкyмeнтaцию, чтoбы yдocтoвepитьcя, чтo пepeчиcлeннaя cyммa дeйcтвитeльнo пpeвышaeт пoлoжeннoe знaчeниe. B пpeдocтaвлeнии дoкyмeнтoв oткaзывaть нe peкoмeндyeтcя.
Нa пpaктикe нaлoгoвики в peдкиx cлyчaяx yвeдoмляют oб oбнapyжeннoй пepeплaтe. Пpи пoявлeнии coмнeний нyжнo зaйти в личный кaбинeт нa oфициaльнoм интepнeт пopтaлe нaлoгoвoй. Пpи нaличии y пpeдпpиятия или индивидyaльнoгo пpeдпpинимaтeля квaлифициpoвaннoй ЭЦП oткpытиe личнoгo кaбинeтa нe пoтpeбyeт никaкиx pacxoдoв. Чepeз нeгo yдoбнee вceгo кoнтpoлиpoвaть пepeвoды: имeннo здecь пoявляютcя cвeдeния o нeдoплaтax и лишниx cyммax.
Ecли пpeдпpиятиe или ИП oбнapyжили фaкт нaлoгoвoй пepeплaты, тo ecть 2 вoзмoжныx вapиaнтa дaльнeйшиx дeйcтвий:
- Boзвpaт дeнeжныx cpeдcтв к ceбe нa p/c.
- 3aчeт излишкoв нa дpyгoй нaлoгoвый взнoc.
Инcтpyкция кaк вepнyть пepeплaтy пo нaлoгaм ИП или opгaнизaции.
Ecли пpeдпpиятиe peшaeт вepнyть дeньги нa cвoй cчeт, a нe пpoизвecти зaчeт, тo oфopмляeт cпeциaльнoe зaявлeниe. Oнo фopмиpyeтcя пo фopмe 1150058. Пocлeднee oбнoвлeниe этoгo oбpaзцa былo в 2017 гoдy. Ceйчac oнo бoльшe пoxoжe нa дeклapaцию. B зaявкe дoлжны быть cлeдyющиe дaнныe:
- нaзвaниe opгaнизaции;
- КБК пo нaлoгoвoмy взнocy;
- paзмep пepeплaты;
- нoмep pacчeтнoгo cчeтa cyбъeктa.
Oфopмлeннoe зaявлeниe мoжнo пepeдaть в нaлoгoвyю paзными cпocoбaми.
Oдни пpeдпoчитaют личный визит в ФНC, дpyгиe oтпpaвкy пoчтoй, a тpeтьи элeктpoннyю. B cлyчae c пoчтoвым oтпpaвлeниeм тpeбyeтcя yвeдoмлeниe o вpyчeнии. Пpи иcпoльзoвaнии интepнeтa зaдeйcтвyют элeктpoннyю цифpoвyю пoдпиcь.
Кaк пoлyчить пepeплaтy пo нaлoгaм физичecкиx лиц? Пpoцeдypa вoзвpaтa пpoxoдит в нecкoлькo cтaдий.
Нa пepвoм этaпe oпpeдeляeтcя фaкт пepeплaты. Этo мoжнo выяcнить, нaпpимep, пpи пoмoщи зaпpoca y нaлoгoвикoв cвepoчнoгo aктa. Из этoй бyмaги бyдeт яcнo, пo кaкoмy взнocy, и в кaкoм paзмepe имeлo мecтo лишнee зaчиcлeниe дeнeг.
Cлeдyющий шaг – oфopмлeниe пиcьмeннoй зaявки нa вoзвpaт. B нeй yкaзывaютcя дaнныe opгaнизaции, paзмep пepeплaты и нoмep cчeтa в бaнкe, нa кoтopый тpeбyeтcя пepeвecти дeньги.
3aявлeниe мoжнo oтдaть в нaлoгoвyю нe тoлькo личнo, нo и чepeз пpeдcтaвитeля. Bocпoльзoвaтьcя пoчтoй или интepнeтoм.
Имeннo тaкoв пopядoк вoзвpaтa излишнe yплaчeнныx нaлoгoв.
Пpeдcтaвитeли ФНC дoлжны paccмoтpeть зaпpoc в дecятиднeвный cpoк.
Ecли нaлoгoвики бeз вecкиx ocнoвaний oткaжyт в вoзвpaтe, нeoбxoдимo coбpaть дoкyмeнты, чтoбы пepeдaть дeлo нa cyдeбнoe paccмoтpeниe.
ФНC oбязaнa зaвepшить пpoцeдypy вoзвpaтa в тpидцaтиднeвный cpoк c мoмeнтa пoлyчeния зaпpoca. Cpoк вoзвpaтa пepeплaты пo нaлoгaм из бюджeтa чeткo peглaмeнтиpyeтcя зaкoнoм, ecли oн нe coблюдaeтcя, нaлoгoплaтeльщик впpaвe жaлoвaтьcя в вышecтoящий opгaн, oбpaтитьcя в cyд.Ecли cyбъeкт peшaeт нe вoзвpaщaть излишнe yплaчeнный нaлoг, oн мoжeт вocпoльзoвaтьcя зaчeтoм. Дeньги пoйдyт в cчeт пocлeдyющeй oплaты дaннoгo нaлoгoвoгo взнoca либo пoгaшeния зaдoлжeннocти пo дpyгoмy нe oплaчeннoмy в ФНC плaтeжy.
Пpи пpoвeдeнии зaчeтa дeйcтвyeт oднo вaжнoe ycлoвиe – взнoc мoжнo зaчecть иcключитeльнo в paмкax бюджeтa нa тoм жe ypoвнe. Этo знaчит, чтo излишки пo фeдepaльнoмy нaлoгy нe мoгyт быть зaчтeны в oплaтy peгиoнaльнoгo.
У ФНC ecть пpaвo пpи выявлeнии пepeплaты caмocтoятeльнo ocyщecтвить зaчeт пo дpyгoмy взнocy. Нaлoгoвикaм нe нyжнo coглacиe opгaнизaции.
Чтoбы пpoизвecти зaчeт cлeдyeт пoдaть cooтвeтcтвyющee зaявлeниe. Для eгo зaпoлнeния иcпoльзyeтcя фopмa КНД 1150057. Oтпpaвить eгo пoчтoй, пo интepнeтy (чepeз cпeциaльныe cepвиcы) или пoceтить ФНC личнo.
Cyщecтвyeт тaкжe вoзмoжнocть дeйcтвoвaть чepeз пpeдcтaвитeля.
Baжнo! Ocyщecтвить зaчeт мoжнo в тpexлeтний cpoк c тoгo мoмeнтa, кoгдa пpoизoшлa пepeплaтa.
Ecли кoмпaния xoчeт зacчитaть лишнюю cyммy в cчeт дaльнeйшиx взнocoв нyжнo пoдaть зaявлeниe в ФНC. Пpeдcтaвитeли нaлoгoвoй дoлжны paccмoтpeть eгo зa 10 днeй и в пятиднeвный cpoк yвeдoмить нaлoгoплaтeльщикa o вынeceннoм peшeнии.
Ecли ФНC peшaeт caмocтoятeльнo cдeлaть зaчeт пepeплaчeнныx cpeдcтв пo oднoмy взнocy в cчeт дoлгa пo дpyгoмy, coтpyдник oбязaн выпoлнить этy пpoцeдypy в дecятиднeвный cpoк c мoмeнтa oбнapyжeния пepeплaты. Нa yвeдoмлeниe o пpинятoм peшeнии oтвoдитcя 5 днeй.
B cлyчaяx, кoгдa paзмep пepeплaты пpeвышaeт нeдoплaт, нaлoгoвики дeлaют зaчeт и в тeчeниe oднoгo мecяцa вoзвpaщaют ocтaвшиecя дeньги нa бaнкoвcкий cчeт. Нapyшeниe yкaзaннoгo cpoкa пoдpaзyмeвaeт нaчиcлeниe пpoцeнтoв, кoтopыe пoлaгaютcя нaлoгoплaтeльщикy.
Teм, ктo нe знaeт, кaк вepнyть пepeплaтy пo нaлoгaм физичecкиx лиц, cтoит oзнaкoмитьcя c пoлoжeниями зaкoнoдaтeльcтвa, peглaмeнтиpyющими этoт вoпpoc.
Кoгдa peчь идeт o вoзвpaтe нaлoгoвoй пepeплaты, пoдaeтcя зaявлeниe, зaпoлнeннoe в cooтвeтcтвии co cпeциaльнoй фopмoй. Cpoки eгo paccмoтpeния ФНC тaкиe жe, кaк и в cлyчae c вoзвpaтoм. Нaлoгoвaя oбязaнa вepнyть дeньги в тeчeниe мecяцa.
Пpи нecoблюдeнии вpeмeнныx paмoк нaлoгoплaтeльщик мoжeт oбpaтитьcя в cyд, чтoбы пoтpeбoвaть пoмимo вoзвpaтa пepeплaчeннoй cyммы eщe и пpoцeнтoв. Oбpaщeниe в cyдeбныe opгaны вoзмoжнo в тeчeниe тpex лeт.
Peглaмeнтиpyeт вoзвpaт излишнe yплaчeннoгo нaлoгa cтaтья нaлoгoвoгo кoдeкca №78. Имeннo нa ee ocнoвe cyд вынocит peшeниe.
-
Арбитражный процессуальный кодекс
-
Бюджетный кодекс
-
Водный кодекс
-
Воздушный кодекс
-
Градостроительный кодекс
-
Гражданский кодекс часть 1
-
Гражданский кодекс часть 2
-
Гражданский кодекс часть 3
-
Гражданский кодекс часть 4
-
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации
-
Жилищный кодекс
-
Земельный кодекс
-
Кодекс административного судопроизводства
-
Кодекс внутреннего водного транспорта
-
Кодекс об административных правонарушениях
-
Кодекс торгового мореплавания
-
Лесной кодекс
-
Налоговый кодекс часть 1
-
Налоговый кодекс часть 2
-
Семейный кодекс
-
Таможенный кодекс Таможенного союза
-
Трудовой кодекс
-
Уголовно-исполнительный кодекс
-
Уголовно-процессуальный кодекс
-
Уголовный кодекс
-
ФЗ об исполнительном производстве
Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ
-
Производственный календарь 2017
Для пятидневной рабочей недели
-
Закон о коллекторах
Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ
-
Закон о национальной гвардии
Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ
-
О правилах дорожного движения
Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090
-
О защите конкуренции
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ
-
О лицензировании
Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ
-
О прокуратуре
Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1
-
Об ООО
Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ
-
О несостоятельности (банкротстве)
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ
-
О персональных данных
Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ
-
О контрактной системе
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
-
О воинской обязанности и военной службе
Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ
-
О банках и банковской деятельности
Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1
-
О государственном оборонном заказе
Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ
-
Закон о полиции
Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ
-
Постановление Пленума ВАС РФ от 30.06.2011 N 52 (ред. от 20.09.2018)
«О применении положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам»
-
Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017)
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017)
-
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2017 N 53
«О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве»
-
Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018)
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018)
-
Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018)
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018)
-
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 56
«О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных со взысканием алиментов»
-
Федеральный закон от 03.08.2018 N 300-ФЗ
«О внесении изменений в статью 5 части первой и статьи 422 и 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 31.03.1999 N 69-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«О газоснабжении в Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 03.08.2018 N 294-ФЗ
«О внесении изменений в часть первую и главу 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части особенностей налогообложения международных холдинговых компаний)»
-
Федеральный закон от 03.08.2018 N 302-ФЗ
«О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 21.07.2014 N 219-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 03.08.2018 N 279-ФЗ
«О признании утратившим силу абзаца пятого подпункта 1 пункта 1 статьи 25.8 части первой Налогового кодекса Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 29.07.2018 N 231-ФЗ
«О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
-
Федеральный закон от 03.08.2018 N 334-ФЗ
«О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 27.11.2017 N 335-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 03.08.2018 N 313-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
О способе исполнения налоговой обязанности.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 24.04.2012 № 16551/11, оценка сумм налогов как излишне уплаченных или излишне взысканных в целях применения положений ст. 78 и 79 НК РФ должна производиться в зависимости от основания, по которому было произведено исполнение налоговой обязанности, признанной в последующем отсутствующей: было оно произведено на основании налоговой декларации, в которой спорная сумма налога была исчислена налогоплательщиком самостоятельно, либо на основании решения, принятого налоговым органом по результатам налоговой проверки.
При этом способ исполнения указанной обязанности – самостоятельно налогоплательщиком либо путем осуществления налоговым органом мер по принудительному взысканию – правового значения не имеет (см. также Письмо ФНС России от 24.12.2013 № СА-4-7/23263, которым в адрес нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков направлены обзор практики рассмотрения налоговых споров Президиумом ВАС, ВС РФ и толкование норм законодательства о налогах и сборах, содержащееся в решениях КС РФ за 2013 год).
В силу норм п. 10 ст. 101 НК РФ после вынесения решения по результатам налоговой проверки инспекция вправе принять соответствующие меры, направленные на обеспечение возможности исполнения указанного решения, если есть достаточные основания полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение такого решения и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов, указанных в решении.
Обеспечительными мерами могут быть:
- запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа;
- приостановление операций по счетам в банке в порядке, установленном ст. 76 НК РФ.
На основании п. 9 ст. 101 НК РФ налогоплательщик, в отношении которого вынесено решение о привлечении к налоговой ответственности, вправе исполнить названное решение полностью или в части до вступления его в силу (причем подача апелляционной жалобы не лишает обозначенное лицо права исполнить не вступившее в силу решение полностью или в части).
Налогоплательщик, реализуя данное право путем самостоятельного перечисления денежных средств в счет уплаты налога, доначисленного решением инспекции, будучи несогласным с таким решением и обжалуя его в вышестоящем налоговом органе, а затем и в суде, не может признаваться добровольно исполнившим обязанность по уплате налога.
Следовательно, суммы, уплаченные налогоплательщиком добровольно до вступления в силу решения о привлечении к налогового ответственности, должны признаваться излишне взысканными. Как указал АС ЦО в Постановлении от 31.07.2015 № Ф10-2276/2015 по делу № А14-12516/2014, субъект налоговых правоотношений, самостоятельно исполнивший решения налоговых органов, будучи законопослушным участником этих правоотношений, не может быть поставлен в условия, худшие, нежели субъект, решения налоговых органов в отношении которого исполнялись принудительно.
Факт самостоятельного исполнения налогоплательщиком решения о привлечении к налоговой ответственности в части уплаты доначисленных сумм налогов не является основанием для их оценки как излишне уплаченных.
По мнению налоговиков, часто встречающемуся на практике, поскольку процедура принудительного взыскания налога начинается с момента выставления требования о его уплате, добровольное исполнение налогоплательщиком решения о привлечении к налоговой ответственности до получения указанного требования не может квалифицироваться как взыскание. К данным отношениям при признании в последующем решения инспекции недействительным подлежит применению ст. 78 НК РФ, регулирующая возврат излишне уплаченных сумм налога.
Однако суды, как показывает анализ арбитражной практики, подобные заявления налогового органа не поддерживают, отмечая: сумма, которую налогоплательщик перечислил в бюджет на основании требования налогового органа об уплате, признанного впоследствии незаконным (недействительным), также квалифицируется в качестве излишне взысканной.
Согласно толкованию Конституционным судом норм ст. 78, 79 НК РФ (Определение от 27.12.2005 № 503-О) излишняя уплата налога, как правило, имеет место, когда налогоплательщик, исчисляя подлежащую уплате в бюджет сумму налога самостоятельно (то есть без участия налогового органа), по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, допускает ошибку в расчетах. Если же зачисление налога в бюджет происходит на основании требования об уплате налога (в котором согласно п. 4 ст. 69 НК РФ указывается начисленная инспекцией сумма налога, подлежащая уплате в бюджет), притом что такое требование направляется налогоплательщику по результатам камеральной проверки или в ходе производства по делу о налоговом правонарушении (п. 5 ст. 88, п. 4 ст. 101 НК РФ), то в случае неверного расчета налоговых сумм нет оснований говорить о факте излишней уплаты налога. Соответственно, ст. 78 НК РФ не может быть применена.
Выставление требования об уплате является мерой принудительного характера, и перечисление денежных средств во исполнение решения инспекции не может рассматриваться как добровольное исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате соответствующих сумм. Перечисление обществом денежных средств в данном случае представляет собой взыскание налоговым органом недоимки.
Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику (п. 1 ст. 79 НК РФ). Для этого на основании п. 3 ст. 79 НК РФ организация должна подать в налоговый орган заявление о возврате суммы излишне взысканного налога:
- в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога;
- со дня вступления в силу решения суда.
К сведению:
Если налоговики сами установят факт излишнего взыскания налога, то п. 4 ст. 79 НК РФ вменяет им в обязанность сообщить об этом налогоплательщику в течение 10 дней со дня установления названного факта по форме, установленной Приказом ФНС России от 03.03.2015 № ММВ-7-8/[email protected] Указанное сообщение передается руководителю организации или его представителю лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.
Заявление в налоговый орган может быть представлено:
- лично налогоплательщиком;
- в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи;
- через личный кабинет налогоплательщика.
В случае если установлен факт излишнего взыскания налога, инспекция в течение 10 дней со дня получения заявления о возврате суммы излишне взысканного налога принимает решение о возврате данной суммы налога (п. 2 ст. 79 НК РФ).
К сведению:
Формы документов, используемых налоговыми органами при осуществлении зачета и возврата сумм излишне взысканных налогов (в том числе форма решения о возврате), утверждены Приказом ФНС России от 03.03.2015 № ММВ-7-8/[email protected]
До истечения названного срока налоговики обязаны направить в территориальный орган Федерального казначейства поручение на возврат суммы излишне взысканного налога, оформленное на основании решения о возврате этой суммы налога с целью осуществления возврата налога налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством РФ. Осуществив возврат, казначеи уведомят инспекцию о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.
Исковое заявление в суд может быть подано в течение трех лет, считая со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишнего взыскания налога (абз. 2 п. 3 ст. 79 НК РФ).
Вместе с тем, по мнению контролеров на местах, налогоплательщик не вправе претендовать на возврат излишне уплаченных налогов в судебном порядке при необжаловании решения налогового органа о налоговых доначислениях (а также при отсутствии уточненного декларирования налоговых обязательств). При упомянутых обстоятельствах оснований для признания доначисленных и уплаченных налогоплательщиком сумм в качестве излишне взысканных не имеется.
По мнению АС МО (Постановление от 14.05.2015 № Ф05-5208/2015 по делу № А40-94772/14), п. 3 ст. 79 НК РФ предусматривает для налогоплательщика возможность выбора способа защиты своего нарушенного права в том случае, если налоговый орган взыскал с него суммы налогов излишне. При этом Налоговый кодекс не содержит указаний на то, что право на обращение с иском в суд налогоплательщик имеет при условии досудебного обращения к налоговому органу по поводу возврата незаконно взысканных сумм. Не установлен подобный порядок и иным федеральным законом.
Верховный суд в Определении от 20.07.2016 № 304-КГ16-3143 отметил: такие судебные способы защиты прав налогоплательщиков, как оспаривание ненормативных правовых актов налоговых органов и истребование излишне взысканного налога, являются независимыми, если иное прямо не следует из законодательства. При наличии нескольких возможных способов защиты права налогоплательщик имеет право выбора между ними. Избрав конкретный способ защиты своего права, частный субъект должен соблюдать сроки и процедуры (в том числе досудебные), как они установлены применительно к этому способу защиты права.
Сославшись на правовые позиции, содержащиеся в п. 65 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57, п. 27 Постановления Пленума ВС РФ от 12.05.2016 № 18, ВС РФ подчеркнул: положения Налогового кодекса не содержат специальных требований об обязательной досудебной процедуре урегулирования таких споров. Поскольку организация уплатила суммы налогов на основании решения инспекции, она может ставить вопрос о возврате соответствующих сумм как излишне взысканных (в пределах сроков, установленных в ст. 79 НК РФ), не обжалуя отдельно вынесенное налоговым органом решение, а суд должен был исследовать вопрос законности решения (см. также Постановление АС СКО от 24.10.2016 № Ф08-6959/2016 по делу № А53-32154/2015).
Статьей 79 НК РФ закреплено право налогоплательщика на возврат взысканной суммы налога, за исключением случаев, когда у него имеется налоговая задолженность.
Обратите внимание:
Возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида производится только после зачета обозначенной суммы в счет погашения указанной недоимки в соответствии со ст. 78 НК РФ.
Налоговый орган в этом случае самостоятельно направляет сумму излишне взысканного налога в счет погашения данной задолженности (абз. 2 п. 1 ст. 79 НК РФ). Как указывает ФНС в Письме от 24.12.2013 № СА-4-7/23263 со ссылкой на Определение КС РФ от 24.09.2013 № 1277-О, такое правовое регулирование позволяет оперативно и эффективно удовлетворить имущественное притязание государства и способствует исполнению конституционной обязанности налогоплательщика по уплате законно установленного, но вовремя не уплаченного налога
Аналогичной позиции следуют судебные органы (см., к примеру, Постановление АС МО от 26.10.2016 № Ф05-2889/2016 по делу № А40-57347/2015).
Как предпринимателю или организации вернуть переплату по налогам
Как уже упоминалось, п. 5 ст. 79 НК РФ предписывает возвращать сумму излишне взысканного налога с начисленными на нее процентами. Сделать это инспекция обязана в течение одного месяца со дня получения соответствующего заявления налогоплательщика. Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
Что нужно понимать под днем фактического возврата для целей расчета процентов на сумму излишне взысканного налога? В какой день прекращается начисление процентов на сумму излишне взысканного налога – в день фактического поступления излишне взысканной суммы налога на расчетный счет налогоплательщика или в день, предшествующий такому поступлению?
Отметим, что подобные споры велись на протяжении долгого времени; и чиновники, и судебные органы давали ответы на поставленные вопросы.
Официальная позиция сводилась к следующему: при начислении процентов на сумму излишне взысканного налога не учитывается день фактического возврата соответствующей суммы налогоплательщику (см., к примеру, Письмо Минфина России от 14.01.2013 № 03-02-07/1-7). Она основывалась вот на чем: п. 5 ст. 79 НК РФ не указывает, что день возврата денежных средств включается в период расчета процентов. Проценты начисляются только за те дни, когда налогоплательщик не имел возможности распоряжаться денежными средствами.
Аналогичным образом высказывались арбитры ФАС МО (см., например, Постановление от 29.05.2013 № А40-105398/12-115-737 – со ссылкой на правовую позицию, выраженную в Постановлении Президиума ВАС РФ от 29.11.2005 № 7528/05).
Однако высшие судьи пересмотрели правовую позицию. По их мнению, при определении периода начисления процентов в расчете необходимо учитывать фактическое количество календарных дней просрочки с учетом дня фактического возврата налога (поступления денежных средств в банк) (постановления Президиума ВАС РФ от 24.12.2013 № 11675/13, от 21.01.2014 № 11372/13). То есть проценты начисляются за весь период пользования чужими денежными средствами, включая день их возврата. Сказанное обусловлено тем, что в этот день одновременно имеется как возврат денежных сумм, так и их незаконное удержание. В противном случае у налогоплательщика не было бы возможности взыскать проценты за один день незаконного удержания налоговых платежей.
Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата денежных средств на счет налогоплательщика включительно.
Данная позиция может вызвать претензии со стороны налоговых органов (из Письма от 29.10.2014 № 03-02-08/54846 косвенно следует, что Минфин принял во внимание позицию, изложенную высшими арбитрами, однако дополнительных разъяснений от контролирующих ведомств с тех пор не поступало). Однако, если принять во внимание правовую позицию Президиума ВАС, вероятность победы в споре с контролерами представляется весьма высокой.
- Порядок возврата (зачета) налогов
- Форма заявлений о возврате и зачете налогов
- Причины возникновения переплаты
- Как установить переплату
- Виды налоговой переплаты
- Что и за какой период можно вернуть (зачесть)
- Возврат (зачет) переплаты по фондам
- Распределение налогов, сборов, взносов по бюджетам
- Что делать с «переплатой»
- Схема возврата (зачета) переплаты
- Способы подачи заявления
- Как сделать «официальный» скрин
- Личный кабинет юр лица на сайте ФНС
- Сроки подачи заявления
- Решение о возврате (зачете) / отказе
- Уведомление о возврате (зачете) / отказе
- Заявление о возврате налогов в 1С
- Заявление о зачете налогов в 1С
Федеральная налоговая служба в письме от 11.04.17 № ЗН-4-22/6853 разъяснила, в чем разница между уточнением платежа и зачетом переплаты. Если налогоплательщик вовремя перечислил налог, но позднее обнаружил ошибку в платежке, не повлекшей неуплату этого налога в бюджет, он вправе подать заявление об уточнении платежа. В таком случае датой уплаты налога будет считаться дата перечисления некорректного платежа. Соответственно, пени начисляться не должны. А при зачете обязанность по уплате налога считается исполненной со дня принятия решения о таком зачете. Поэтому при зачете переплаты в счет погашения недоимки пеней избежать не удастся.
Как известно, налог считается уплаченным с момента предъявления в банк платежного поручения на перечисление денежных средств со счета налогоплательщика (при условии наличия на нем достаточного денежного остатка) в бюджетную систему на соответствующий счет Федерального казначейства (подп. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ). В пункте 4 статьи 45 Налогового кодекса указаны только два вида ошибок в «платежке», при которых налог не признается уплаченным: неправильный номер счета Федерального казначейства или ошибочное наименование банка получателя платежа.
Таким образом, если ошибка не привела к неперечислению налога в бюджет (например, указан неверный КБК), то недоимка не возникает. В такой ситуации платеж может быть уточнен (п.7 ст. 45 НК РФ). Для этого следует подать в ИФНС документы, подтверждающие уплату налога, и заявление с просьбой уточнить основание, тип, принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика.
Процедура зачета излишне уплаченного (взысканного) налога в счет недоимки отличается от процедуры уточнения платежа. Главное отличие — в результате уточнения налог фактически признается уплаченным должным образом. Значит, основания для начисления пени отсутствуют. А при зачете обязанность по уплате налога считается исполненной со дня принятия налоговым органом решения о зачете (подп. 4 п. 3 ст. 45 НК РФ). Поэтому в случае проведения зачета излишне уплаченной суммы налога в счет недоимки по другому налогу начисление пеней до момента принятия решения о зачете правомерно.
Добавим, что пени могут быть начислены и том случае, если налогоплательщик просит зачесть переплату в счет предстоящих платежей меньше, чем за 10 рабочих дней до срока платежа. Дело в том, что решение о зачете переплаты в счет предстоящих платежей должно быть принято в течение 10 дней со дня получения заявления плательщика (п. 4 ст. 78 НК РФ). Если заявление подано, к примеру, в последний день уплаты налога, то решение о зачете будет принято уже после истечения срока уплаты. А за 10 дней просрочки, в течение которых выносилось решение, налоговики могут начислить пени. Также см. «Заявление о зачете переплаты в счет текущего налогового платежа лучше подать за 10 дней до наступления срока уплаты».
Похожие записи:
-