Каким законом предусмотрена ответственность за нарушение санитарного законодательства ответ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Каким законом предусмотрена ответственность за нарушение санитарного законодательства ответ». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Статья 55. Ответственность за нарушение санитарного законодательства

Уголовным законодательством предусмотрена ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил (статья 236 Уголовного Кодекса РФ).

Такая ответственность наступает за нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей либо создавшее угрозу наступления таких последствий, а также смерть одного или более человек.

Санитарно — эпидемиологические правила затрагивают различные сферы деятельности человека, а потому регламентированы специальными нормативными актами. В связи с этим ответственность лица по данной норме закона может наступить только при установлении нарушения им конкретного санитарно-эпидемиологического правила, предусмотренного специальным нормативным актом. Действия либо бездействие лица должны носить неосторожный характер, то есть это может быть небрежность или легкомыслие по отношению к возможным последствиям.

Кроме того, для привлечения к уголовной ответственности необходимо, чтобы от противоправных действий либо бездействия лица наступили последствия в виде массового заболевания или отравления людей, либо возникла реальная угроза наступления таких последствий.

Ответственность несет только то лицо, на которое возложена обязанность по соблюдению тех или иных санитарно-эпидемиологических правил.

В зависимости от тяжести наступивших последствий уголовный закон предусматривает наказание в виде штрафа в размере от пятиста тысяч до двух миллионов рублей, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет, ограничения свободы на срок до четырех лет, принудительных работ на срок до пяти лет, либо лишение свободы на тот же срок.

Прокурор отдела
государственных обвинителей Е.В. Демитрович

Общественная опасность преступления, предусмотренного ст. 236 УК, состоит в том, что игнорирование санитарных правил, норм и гигиенических нормативов приводит к распространению массовых заболеваний. Субъект преступления может быть как специальный, так и общий – физическое лицо, вменяемое, достигшее ко времени совершения преступления 16 лет (ч. 2 ст. 20 УК). Что касается специального субъекта, это может быть должностное лицо, в чьи обязанности входит соблюдение санитарно-эпидемиологических правил. То есть к субъектам могут относится не только заболевшие, которые стали источником распространения инфекции, но и иные лица при невыполнении требований, обусловленных спецификой должностной или профессиональной деятельности.

Субъективная сторона преступления представляет собой прямой умысел по отношению к деянию и неосторожность по отношению к последствиям: то есть лицо осознает, что нарушает правила, желает совершить эти действия, предвидит наступление общественно опасных последствий, но самонадеянно рассчитывает на их предотвращение либо не предвидит их, хотя должно было и могло.

Объектом преступления является здоровье населения. Объективная сторона преступления характеризуется нарушением установленных санитарно-эпидемиологических правил, которое может выражаться в совершении активных действий (выпуск и реализация некачественных товаров, пищевых продуктов, представляющих опасность для человека; нарушение научно обоснованных физиологических норм при организации питания в общеобразовательных учреждениях; использование опасных способов захоронения отходов производства; превышение предельно допустимого уровня воздействия на человека шума, вибрации в период работы; спуск сточных вод на территории зоны санитарной охраны водопроводов хозяйственно-питьевого назначения; нарушение предельно допустимых концентраций химических веществ в водном объекте, используемом для спортивных мероприятий и т.п.), а также в бездействии (непроведение обезвреживания отходов потребления; необеспечение безопасных условий труда; неосуществление ограничительных мероприятий на основании предписаний главных государственных санитарных врачей; уклонение от карантинных мероприятий, от изоляции и госпитализации инфекционных больных и т.п.).

До изменения ст. 236 УК имела материальный состав (преступление считалось оконченным с момента наступления последствий, указанных в диспозиции статьи (массовое заболевание или отравление людей)). После внесения в статью поправок ее состав изменился – стал формальным: теперь преступление считается оконченным с момента создания угрозы массового заболевания или отравления.
Кроме того, следует понимать, как разграничивать уголовную ответственность по ч. 2 ст. 236 УК и административную – по ч. 3 ст. 6.3 КоАП РФ.

Административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения наступает лишь в случаях, когда действия (бездействие) нарушителя не содержат уголовно наказуемого деяния. В связи с тем что за нарушение физическим лицом санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности смерть человека, предусмотрена уголовная ответственность, в случае наступления последствий в виде смерти человека действия (бездействие) виновного следует квалифицировать по ч. 2 ст. 236 УК. Если в результате действий (бездействия), составляющих объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 6.3 КоАП, наступили последствия в виде причинения вреда здоровью (одного человека или нескольких), содеянное полностью охватывается составом данного правонарушения при отсутствии признаков преступления по ч. 1 ст. 236 УК (не установлено наличия массового заболевания или отравления людей либо создание угрозы таких последствий).

С испражнениями больного или носителя

40-60%

Все выше перечисленное.

Уголовное право, исполнение наказания — Прокуратура Иркутской области

Употребление в пищу хорошо проваренное мясо, про жареную рыбу, достаточно просоленную рыбу

При употреблении некипяченой воды, при купании в бассейне, открытом водоеме и при контакте с больным

Половой, парентеральный, вертикальный

Больные люди и животные

Руководством предприятия, учреждение, организации

Группа кожных заболеваний, вызываемых патогенными грибами

Фикально-оральный

Вакцинация (прививки)

1 раз в год

Конечности, спина, шея, волосистая часть головы, область рта, гениталии

Все выше перечисленное

Государство осуществляет функции по:

  • профилактике заболеваний;
  • разработке санитарно-эпидемиологических норм и надзору по их соблюдению;
  • лицензированию опасных для человека видов деятельности;
  • проведению социально-гигиенического мониторинга;
  • контролю продукции на соответствие нормативам;
  • осуществлению научной деятельности по улучшению благополучия окружающей среды;
  • гигиеническому воспитанию и обучению населения здоровому образу жизни;

В случае нарушения санитарных норм и правил государство вправе применять к виновному лицу меры воздействия с целью устранения допущенных нарушений и недопущения их повторения в будущем. Выявлением нарушений санитарных норм занимаются сотрудники Роспотребнадзора.

Разграничение ответственности за нарушение карантина

Контролем в сфере защиты прав потребителей, проверкой организаций и предпринимателей, реализующих и производящих товары, эпидемиологическим контролем и мониторингом соблюдения санитарных норм в РФ занимается Роспотребнадзор. Именно в этот государственный орган, в первую очередь, следует обращаться при нарушении санитарных норм.

Жалоба направляется в территориальное отделение Роспотребнадзора по месту нахождения предполагаемого нарушителя. В случае отсутствия положительного результата или бездействия территориального органа рекомендуется обращаться непосредственно в центральный аппарат федеральной службы.

В любом случае, столкнувшись с нарушением санитарно-эпидемиологических норм гражданин вправе обратиться за восстановлением нарушенного права в прокуратуру. Сотрудники прокураторы также уполномочены рассмотреть заявления в случае, если Роспотребнадзор не разрешил ситуацию.

Если иные способы защиты исчерпаны или человеку причинен материальный или моральный вред несоблюдением санитарных правил, то гражданин вправе обратиться в суд. Дело будет рассмотрено в общем порядке гражданского судопроизводства.

Граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица, а также должностные лица, обязанные соблюдать санитарно-эпидемиологические требования, при их нарушении, могут быть подвергнуты административному наказанию. Общая норма об ответственности за несоблюдение санитарных требований или невыполнение обязательных норм содержится в ст. 6.3. КоАП РФ. Статья предусматривает наказание в виде предупреждения, штрафа или приостановления деятельности до 90 суток. Срок приостановления деятельности может быть уменьшен после устранения нарушений, из-за которых, собственно, лицо и было привлечено к ответственности.

Для отдельных видов правонарушений, связанных с повышенной угрозой здоровью человека, законодателем разработаны специальные нормы. К ним относятся нарушения обязательных требований:

  • эксплуатации жилых помещений, сооружений и транспорта;
  • к питьевой воде;
  • к условиям воспитания, обучения, оздоровления детей.

При рассмотрении административных дел лицам, нарушившим санитарные нормы, важно помнить, что наличие только вины не является поводом для привлечения к ответственности. Лицо подвергается административному наказанию в том случае, если у него имелась фактическая и юридическая возможность избежать правонарушения.

Для снижения размера штрафа от лица, привлекаемого к ответственности, необходимо соответствующее заявление, подкрепленное сильными аргументами. Сделать это можно как при рассмотрении дела, так и при обжаловании размера штрафа.

Пределы штрафа за несоблюдение санитарных норм установлены санкцией статьи, предусматривающей наказание. Для снижения размера штрафа рекомендуется обращать внимание суда или должностных лиц на смягчающие обстоятельства дела. К ним относятся: имущественное состояние, нарушение норм СанПиН впервые, личность виновного и иные обстоятельства.

Следует отметить, что при наличии исключительных обстоятельств касаемо совершенного правонарушения и его последствий, привлекаемое к административной ответственности лицо вправе заявить ходатайство о применении наказания ниже низшего размера.

Кроме того, при совершении правонарушения, которое не повлекло неблагоприятные последствия для охраняемых законом интересов, виновное лицо может быть освобождено от административного наказания по причине малозначительности проступка. В этом случае, привлекаемое к ответственности лицо освобождается от наказания, административное дело в отношении его прекращается.

г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5

остановка транспорта Гагарина

Трамвай: А, 8, 13, 15, 23

Автобус: 61, 25, 18, 14, 15

Троллейбус: 20, 6, 7, 19

Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67

За нарушение карантина – уголовная ответственность

  • Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
    • Глава I. Общие положения
    • Глава II. Основы управления в области охраны окружающей среды
    • Глава III. Права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды
    • Глава IV. Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды
    • Глава V. Нормирование в области охраны окружающей среды
    • Глава VII. Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности
    • Глава VIII. Зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций
    • Глава IX. Природные объекты, находящиеся под особой охраной
    • Глава X. Государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг)
    • Глава XII. Научные исследования в области охраны окружающей среды
    • Глава XIII. Основы формирования экологической культуры
    • Глава XIV. Ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и разрешение споров в области охраны окружающей среды
    • Глава XV. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды
    • Глава XVI. Заключительные положения
    • Глава ХI. Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль)
    • Отзывы
    • Форум
    • Все материалы

    Статья 55. Ответственность за нарушение санитарного законодательства

    (в ред. Федерального закона от 30.12.2001 N 196-ФЗ)

    За нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Статья 56.

    Утратила силу. — Федеральный закон от 30.12.2001 N 196-ФЗ.

    Статья 57. Гражданско-правовая ответственность за причинение вреда вследствие нарушения санитарного законодательства

    Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица вследствие нарушения санитарного законодательства, подлежит возмещению гражданином или юридическим лицом, причинившими вред, в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    ГАРАНТ:

    См. комментарии к статье 55 настоящего Федерального закона

    © ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

    РОСПОТРЕБНАДЗОР по РТ

    Ответственность за нарушения требований санитарного законодательства — 3.Актуальные темы

    Ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил

    Контролем в сфере защиты прав потребителей, проверкой организаций и предпринимателей, реализующих и производящих товары, эпидемиологическим контролем и мониторингом соблюдения санитарных норм в РФ занимается Роспотребнадзор. Именно в этот государственный орган, в первую очередь, следует обращаться при нарушении санитарных норм.

    Жалоба направляется в территориальное отделение Роспотребнадзора по месту нахождения предполагаемого нарушителя. В случае отсутствия положительного результата или бездействия территориального органа рекомендуется обращаться непосредственно в центральный аппарат федеральной службы.

    В любом случае, столкнувшись с нарушением санитарно-эпидемиологических норм гражданин вправе обратиться за восстановлением нарушенного права в прокуратуру. Сотрудники прокураторы также уполномочены рассмотреть заявления в случае, если Роспотребнадзор не разрешил ситуацию.

    Если иные способы защиты исчерпаны или человеку причинен материальный или моральный вред несоблюдением санитарных правил, то гражданин вправе обратиться в суд. Дело будет рассмотрено в общем порядке гражданского судопроизводства.

    ПОЛЕЗНО: читайте подробнее, как составить обращение в Роспотребнадзор правильно, а также смотрите видео с дополнительными советами по составлению жалобы

    Граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица, а также должностные лица, обязанные соблюдать санитарно-эпидемиологические требования, при их нарушении, могут быть подвергнуты административному наказанию. Общая норма об ответственности за несоблюдение санитарных требований или невыполнение обязательных норм содержится в ст. 6.3. КоАП РФ. Статья предусматривает наказание в виде предупреждения, штрафа или приостановления деятельности до 90 суток. Срок приостановления деятельности может быть уменьшен после устранения нарушений, из-за которых, собственно, лицо и было привлечено к ответственности.

    Для отдельных видов правонарушений, связанных с повышенной угрозой здоровью человека, законодателем разработаны специальные нормы. К ним относятся нарушения обязательных требований:

    • эксплуатации жилых помещений, сооружений и транспорта;
    • к питьевой воде;
    • к условиям воспитания, обучения, оздоровления детей.

    При рассмотрении административных дел лицам, нарушившим санитарные нормы, важно помнить, что наличие только вины не является поводом для привлечения к ответственности. Лицо подвергается административному наказанию в том случае, если у него имелась фактическая и юридическая возможность избежать правонарушения.

    Для снижения размера штрафа от лица, привлекаемого к ответственности, необходимо соответствующее заявление, подкрепленное сильными аргументами. Сделать это можно как при рассмотрении дела, так и при обжаловании размера штрафа.

    Пределы штрафа за несоблюдение санитарных норм установлены санкцией статьи, предусматривающей наказание. Для снижения размера штрафа рекомендуется обращать внимание суда или должностных лиц на смягчающие обстоятельства дела. К ним относятся: имущественное состояние, нарушение норм СанПиН впервые, личность виновного и иные обстоятельства.

    Следует отметить, что при наличии исключительных обстоятельств касаемо совершенного правонарушения и его последствий, привлекаемое к административной ответственности лицо вправе заявить ходатайство о применении наказания ниже низшего размера.

    Кроме того, при совершении правонарушения, которое не повлекло неблагоприятные последствия для охраняемых законом интересов, виновное лицо может быть освобождено от административного наказания по причине малозначительности проступка. В этом случае, привлекаемое к ответственности лицо освобождается от наказания, административное дело в отношении его прекращается.

    В соответствии со ст. 43 Закона РФ «О защите прав потребителей» за нарушение прав потребителей, установленных законами и иными нормативными правовыми актами РФ, продавец (исполнитель, изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность.

    Общие положения о гражданско-правовой ответственности за нарушение прав потребителей установлены ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей».

    Так, продавец (изготовитель, исполнитель) за допущенное нарушение прав потребителя несет следующую ответственность:
    • уплату неустойки (пени);
    • возмещение убытков потребителя в полном объеме;
    • исполнение обязательства перед потребителем, даже после возмещения ему всех убытков.

    Также возможно возмещение морального вреда, причиненного вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) законодательства в сфере защиты прав потребителя.

    Административная ответственность за нарушение прав потребителей установлена Кодексом об административных правонарушениях РФ.

    Согласно ч. 1 ст. 14,4 КоАП РФ, продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям стандартов, техническим условиям или образцам по качеству, комплектности или упаковке, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере 1000-1500 рублей; на юридических лиц — 20—30 тыс. рублей.

    В соответствии со ст. 14.7 КоАП РФ, обман потребителей [обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) или иной обман] влечет наложение административного штрафа на граждан и на должностных лиц в размере от 1000 до 2000 рублен; на юридических лиц — от 10 до 20 тыс. рублей.

    Административная ответственность за нарушение санитарного законодательства предусмотрена и в других статьях КоАП РФ (статьи 14.1, 14.2, 14.5-14.7, 14.15, 14.16, 19.5. 19.14).

    Уголовная ответственность за нарушение законодательства в сфере защиты прав потребителей предусмотрена ст. 238 УК РФ.

    Так, производство, хранение или перевозка в целях сбыта либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, а также неправомерные выдача или использование официального документа, удостоверяющего соответствие указанных товаров, работ или услуг требованиям безопасности, наказываются:
    • штрафом в размере до 500 тыс. рублей либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет;
    • ограничением свободы на срок до 3 лет:
    • лишением свободы на срок до 10 лет (со штрафом в размере до 500 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет либо без такового).

    Также за нарушения законодательства в сфере защиты прав потребителей предусмотрена уголовная ответственность и в других статьях УК РФ (ст. 171.1; ч. 1 ст. 180).

    Эффективность проведения комплекса мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия, а также защита прав потребителей на потребительском рынке во многом зависят от тесного взаимодействия Роспотребнадзора с органами управления здравоохранением субъектов РФ. Это взаимодействие достигается путём разработки и реализации региональных комплексных программ по охране здоровья населения, межведомственных планов мероприятий по профилактике инфекционных заболеваний, совместной подготовкой приказов и иных документов, обсуждения актуальных вопросов на совместных коллегиях, совещаниях, семинарах, конференциях и т.д.

    Ответственность за нарушение санитарного законодательства

    В случае наступления негативных массовых последствий вследствие нарушения санитарных требований виновные лица привлекаются к уголовной ответственности.

    На основании статьи 236 Уголовного кодекса РФ за несоблюдение САНПиНов, повлекшее массовую эпидемию или отравление среди населения по неосторожности, грозит виновному лицу наложением денежного штрафа в размере до 80 тысяч рублей либо взысканием дохода осужденного за период до 6 месяцев либо лишением права заниматься деятельностью определенного вида или занимать должности определенного уровня на срок до 3 лет, либо обязательными работами на срок до 360 часов, либо исправительными работами до 1 года, либо ограничением свободы на срок до 1 года.

    Нарушение санитарных норм и правил грозит мерами административной и уголовной ответственности вплоть до лишения свободы, поэтому знание и соблюдение САНПиНов является не только гарантией отсутствия неприятных последствий, но и проявлением активной социальной позиции.

    Для профилактики коронавирусной инфекции на рабочих местах и организации работы в условиях распространения COVID-19 Роспотребнадзор разработал ряд рекомендаций общего характера (письма от 20.04.2020 № 02/7376-2020-24, от 07.04.2020 № 02/6338-2020-15, от 27.03.2020 № 02/5210-2020-24, от 10.03.2020 № 02/3853-2020-27 и др.).

    Для отдельных сфер есть свои рекомендации, например:

    • для образовательных организаций (письмо Роспотребнадзора от 12.05.2020 № 02/9060-2020-24);
    • предприятий общепита и торговли (письмо Роспотребнадзора от 21.04.2020 № 02/7515-2020-24);
    • работы вахтовым методом (МР 3.1/2.2.0176/1-20, направленные письмом Роспотребнадзора от 30.04.2020 № 02/8480-2020-24);
    • салонов красоты и парикмахерских (МР 3.1/2.2.0173/1-20, направленные письмом Роспотребнадзора от 21.04.2020 № 02/7500-2020-24);
    • киноиндустрии (МР 3.1/2.1.0178/2-20, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 09.05.2020).

    Прежде всего, такие документы адресованы работодателям и работникам. В частности, в письмах содержатся рекомендации:

    • по контролю температуры у сотрудников;
    • обеспечению их масками, перчатками, антисептиками;
    • соблюдению социальной дистанции;
    • дезинфекции помещений и оборудования;
    • своевременной изоляции лиц с симптомами инфекционного заболевания;
    • информированию работников о необходимости соблюдения правил личной и общественной гигиены и т. п.

    Письма Роспотребнадзора по своей юридической природе нормативными правовыми актами не являются и носят рекомендательный характер. Минэкономразвития России даже в свое время направляло в ведомство письмо (от 21.05.2020 № 16169-АХ/Д26и), в котором предлагало дополнительно проинформировать организации и территориальные органы ведомства о рекомендательном характере документов и невозможности проверки соблюдения их положений. Что и было сделано. В письме от 22.07.2020 № 09-11169-2020-40 Роспотребнадзор указал, что статуса нормативного правового акта его рекомендации не имеют и не включают правовые нормы, в связи с этим в случае их несоблюдения организации не могут быть привлечены к ответственности.

    Связанный материал Обязанности работодателя в связи с COVID-19 № 11 / 2020

    В статье «Обязанности работодателя в связи с COVID-19» в № 11’ 2020 мы рассказывали, в каких случаях рекомендации могут стать обязательными

    Таким образом, неисполнение рекомендаций Роспотребнадзора не может быть основанием для привлечения к административной ответственности, поскольку они не являются санитарными правилами и не имеют нормативного характера.

    Но практика показала, что сотрудники ведомства пытаются оштрафовать работодателей за нарушение рекомендаций. И тогда приходится оспаривать такое решение в суде.

    Судебная практика

    В Ижевске 25.05.2020 Роспотребнадзор провел проверку механического завода и выявил нарушения рекомендаций, направленных письмом Роспотребнадзора от 20.04.2020 № 02/7376-2020-24. Так:

    • в нарушение п. 4.7 в течение рабочего дня в цехе не проводился опрос работников на наличие респираторных заболеваний и термометрия с периодичностью 1 раз в 4 часа;
    • в нарушение п. 4.10 на рабочих местах отсутствовали кожные антисептики для обработки рук;
    • в нарушение п. 4.11 в цехе отсутствовала комната приема пищи – ​работники принимают пищу на рабочих местах.

    В отношении завода был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ. Судья Первомайского районного суда г. Ижевска 27.07.2020 пришел к выводу, что завод несвоевременно и не в полном объеме провел санитарно-противоэпидемические мероприятия в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней, что привело к возникновению у работников групповой заболеваемости коронавирусом. На основании этого суд признал завод виновным в совершении правонарушения и привлек организацию к административной ответственности по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ (размер штрафа из судебного акта изъят).

    На общегосударственном (федеральном) уровне требования к профилактике коронавируса установлены в санитарно-эпидемиологических правилах Роспотребнадзора. До 01.01.2022 действуют Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 «По профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», утв. постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 22.05.2020 № 15. Данными Правилами предусмотрены: всеобщий масочный режим, ограничение проведения массовых мероприятий из-за коронавируса, дезинфекция помещений и транспорта и др.

    Как мы говорили раньше, за нарушение санитарных правил установлена административная ответственность по ст. 6.3 КоАП РФ. При этом частью 2 названной статьи предусмотрено ужесточение ответственности, если нарушение правил происходило в период угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих или в период карантина на соответствующей территории. Коронавирусная инфекция внесена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих5. Поэтому нарушение антиковидных ограничений как раз относится к этой части статьи. Ею предусмотрен административный штраф:

    • на граждан – ​от 15 000 до 40 000 руб.;
    • должностных лиц и предпринимателей – ​от 50 000 до 150 000 руб.;
    • юридических лиц – ​от 200 000 до 500 000 руб.

    Индивидуального предпринимателя и организацию вместо штрафа могут наказать административным приостановлением деятельности на срок до 90 суток (см. судебную практику ниже).

    Протоколы об административных правонарушениях по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ вправе составлять должностные лица полиции6 и Роспотребнадзора7. Правонарушения по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ являются длящимися – ​срок давности привлечения к административной ответственности по ним составляет 1 год с момента обнаружения8.

    Дела об административных правонарушениях по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ рассматриваются судьями районных судов9.

    Связанный материал Административное приостановление деятельности: что делать с работниками № 06 / 2019

    См. статью «Административное приостановление деятельности: что делать с работни­ками» в № 6’ 2019

    Судебная практика

    Роспотребнадзор на проверке выявил, что на предприятии:

    • не организован ежедневный «входной фильтр» с проведением бесконтактного контроля температуры тела работников с целью выявления и изоляции с признаками ОРВИ и других инфекционных заболеваний (температура, кашель, насморк);
    • нет журнала с фиксацией данных температуры (вход на предприятие осуществляется через проходную, через которую на территорию предприятия также проходят сотрудники и посетители 26 организаций-арендаторов);
    • отсутствует запас одноразовых масок, перчаток и кожных антисептиков для обеспечения 96 сотрудников средствами индивидуальной защиты органов дыхания (исходя из продолжительности рабочей смены с учетом необходимости смены масок не реже 1 раза в три часа);
    • нет СИЗ органов дыхания (маски) у сотрудников на проходной предприятия (КПП);
    • в туалетных комнатах не установлен диспенсер с кожным антисептиком;
    • недостаточное количество дезинфицирующих средств;
    • не ведется учет расхода дезинфицирующих средств, в связи с чем юрлицо не осуществляет контроль за достаточным его запасом;
    • отсутствуют сведения о проведении очистки и дезинфекции систем вентиляции и кондиционирования воздуха силами специализированной организации (не реже 1 раза в месяц) (журналы, графики, акты выполненных работ);
    • нет ультрафиолетовых бактерицидных облучателей для обеззараживания воздуха в помещениях, т. е. не проводятся мероприятия по уничтожению болезнетворных микроорганизмов, передающихся воздушно-капельным путем, что не исключает возможность распространения коронавируса среди персонала и посетителей;
    • находятся в неудовлетворительном санитарном состоянии помещения цеха (поверхности, полы заставлены множеством предметов, что не позволяет проводить их регулярную качественную дезинфекционную обработку);
    • не проводятся санитарно-противоэпидемические мероприятия, направленные на предупреждение возникновения и распространения коронавирусной инфекции.

    Субъектам РФ были предоставлены полномочия решать, какой вводить режим для борьбы с коронавирусом. Они же самостоятельно определяют конкретный набор профилактических мер. Более того, региональные власти могут принимать дополнительные обязательные для исполнения правила поведения при введении режима повышенной готовности15. Такой подход можно признать логичным, так как на огромной территории с разной плотностью населения нельзя «всех грести под одну гребенку».

    За невыполнение региональных правил поведения при режиме повышенной готовности ответственность может наступить по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ16. Ею предусмотрено предупреждение или наложение штрафа:

    • на граждан – ​от 1000 до 30 000 руб.;
    • должностных лиц – ​от 10 000 до 50 000 руб.;
    • индивидуальных предпринимателей – ​от 30 000 до 50 000 руб.;
    • юридических лиц – ​от 100 000 до 300 000 руб.

    Подобное правонарушение также является длящимся. Срок давности привлечения к административной ответственности исчисляется с момента обнаружения и составляет 3 месяца (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ)17.

    Протоколы по статье вправе составлять должностные лица18:

    • указанные в перечне, утв. распоряжением Правительства РФ от 12.04.2020 № 975-р (например, полицейские или росгвардейцы);
    • органов исполнительной власти субъектов РФ, перечень которых утверждается высшим должностным лицом региона19.

    Дела по названной статье тоже рассматриваются судьями районных судов (ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ).

    Кстати, если был причинен вред здоровью человека или имуществу, то нарушителей накажут по ч. 2 ст. 20.6.1 КоАП РФ. Ответственность в этом случае ужесточается (штрафы увеличиваются, возможна дисквалификация или приостановление деятельности на срок до 90 суток).

    Как отметил Верховный Суд РФ в вопросе 21 Обзора № 3, если при рассмотрении дела о правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, либо жалобы на постановление по делу о таком правонарушении суд установит, что действия (бездействие) лица образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, они должны быть переквалифицированы. Работодателям это на руку, поскольку наказание по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ является менее суровым, чем санкция ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.

    Интересно, что в практике встречаются дела, когда суды считают переквалификацию в подобной ситуации невозможной.

    Судебная практика

    Индивидуальный предприниматель не закрыла магазин по продаже семян, несмотря на запрет работы объектов розничной торговли с 28.03.2020 по 30.04.2020 (п. 1.3 постановления Правительства Саратовской области от 26.03.2020 № 208-П). Участковый составил протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 6.3 КоАП. Судья Энгельсского районного суда Саратовской области признала ИП виновной и назначила штраф в размере 50 000 рублей. Решением судьи Саратовского областного суда размер штрафа снижен до 25 000 рублей.

    ИП подала жалобу в Первый кассационный суд общей юрисдикции. Дело в том, что временный запрет розничной торговли был указан в региональном постановлении о режиме повышенной готовности. Ответственность за его нарушение предусмотрена ст. 20.61 КоАП РФ. А ИП привлекли к ответственности по ч. 2 ст. 6.3 КоАП, т.е. за нарушение санитарных правил и гигиенических нормативов. Но ссылок на нормы, которые были нарушены или не выполнены ИП, ни в протоколе, ни в судебных актах не было.

    В протоколе была ссылка на постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 02.03.2020 № 5, где высшим должностным лицам субъектов РФ предписано:

    • обеспечить организацию и проведение мероприятий, направленных на предупреждение завоза и распространения, своевременное выявление и изоляцию лиц с признаками коронавируса;
    • вводить ограничительные мероприятия с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации в регионе и прогноза ее развития.

    Но в названном постановлении напрямую не содержалось положений о приостановлении деятельности объектов розничной торговли.

    Как отметил суд, составы административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 6.3 и ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, имеют разный родовой объект посягательства. Поэтому переквалификация действий индивидуального предпринимателя невозможна.

    Валентин Л. 16.07.2021, 09:49

    Можем ли мы от работников, возвращающихся из отпуска, для выхода на работу требовать представить результаты ПЦР-тестирования? Отпуск может быть как за границей, так и на территории России (в том же регионе, где расположен работодатель)?

    • Свежие
    • Посещаемые

    Статья 236 Уголовного кодекса РФ предусматривает основания для привлечения к ответственности. Ими являются – нарушение санитарных правил (все те же нарушения, за которые предусмотрена административная ответственность), повлекшие массовое заболевание или отравление людей. В случае квалифицированного признака по части второй необходимо наступление смерти человека.

    Последствия в основном и квалифицированном составе должны быть вызваны деянием субъекта с неосторожной формой вины.

    Обязательным признаком состава должно быть наличие причинной связи между деянием нарушителя и последствиями (например, смерть именно от отравления некачественной пищей).

    Наиболее яркими примерами случаев, когда возбуждаются реальные уголовные дела являются случаи массового отравления в местах общественного питания.

    Пример 1. Так после отравления вовремя празднования юбилея гражданина В. в одном из ресторанов Владимирской области было возбуждено уголовное дело по ч. 1 статьи 236 УК. По результатам медицинских исследований было установлено, что причиной массового отравления 40 человек стало их заражение инфекционным заболеванием – сальмонеллёзом.

    Наличие возбудителя данного заболевания в ресторане стало элементарное пренебрежение санитарными правилами, установленными СанПиН для организаций общественного питания.

    Если бы в результате заболевания кто-нибудь из пострадавших граждан умер, уголовное дело было бы возбуждено уже по части 2 статьи 236 УК.

    Пример 2. Руководитель одного из предприятий, производящих химическую продукцию, допустил сброс неочищенных технических вод в водоем, на котором находилась одна из станций городского водозабора. В результате в городскую больницу было госпитализировано более 50 человек с острым отравлением химическим веществом – хлор. Два человека от отравления умерли на второй день реанимации.

    Директор предприятия и лицо, ответственное за производство работ по очистке технических вод были привлечены к уголовной ответственности по ч.2 статьи 236 УК РФ и получили реальные сроки лишения свободы.

    В соответствии со статьей 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ статья 236 УК подследственна органам внутренних дел – полиции. Расследованием уголовного дела будет заниматься следствие ОВД.

    Информация о наличии признаков преступления по ст.236 УК поступает в ОВД из различных источников:

    • Медицинские учреждения (в случаях массового отравления или смерти граждан).
    • Органы Роспотребнадзора (полученная при проведении ими плановых ли проверок, осуществляемых по жалобам).
    • Заявления, жалобы и обращения граждан.
    • Обращения муниципальных служб и органов (как правило перенаправляемые обращения жителей).
    • Прокуратура (при проведении проверок в рамках общего надзора за законодательством).
    • СМИ.

    До возбуждения уголовного дела проводится предварительная проверка в целях выявления признаков рассматриваемого состава УК. Проводятся все необходимые действия, в том числе санитарно-эпидемиологическая экспертиза (если нужно). Расследованное уголовное дело направляется для рассмотрения и принятия решения в суд.

    В ходе расследования потерпевшая сторона может также заявить иск о возмещении имущественного и морального вреда.

    Нарушение санитарно эпидемиологических требований

    Административное наказание – наиболее распространенный вид ответственности за нарушения в сфере санитарного контроля. Ответственность определяется статьей №6 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и применяется в следующих случаях:

    • организацией или отдельным физическим лицом нарушены действующие на момент совершения правонарушения санитарные нормы или не выполнены мероприятия по предотвращению подобных нарушений;
    • был доказан факт несоблюдения установленных санитарных норм по использованию и эксплуатации жилых и нежилых помещений и зданий, сооружений общественного предназначения, пассажирского транспорта;
    • были выявлены факты существенных нарушений в порядке обеспечения (подачи и снабжения) питьевой водой населения или отдельного предприятия;
    • выявлены недостатки в организации и проведении мероприятий по уничтожению отходов производственного характера (захоронению пищевых отходов) и прочее;
    • не выполнены или выполнены с нарушениями условия организации подвоза, доставки, хранения и выдачи (реализации) продуктов питания для населения.

    Это лишь обобщенные условия применения административного наказания, каждый из перечисленных пунктов имеет множество подпунктов, включающих детализированные требования к каждому разделу.

    Например, при организации питания учитывается не только порядок хранения, приготовления и выдачи продуктов на руки, но и соблюдение требований к самому зданию (место расположения, фундамент, пол, организация септика и прочее).

    За одно и то же правонарушение, попадающее под раздел административной ответственности, могут быть назначены различные виды наказания.

    Вид наказания определяется статьей №3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и, в зависимости от тяжести нарушения, причин и последствий, может подразделяться на:

    • Вынесение официального предупреждения – как правило, применяется при незначительном правонарушении, допущенном по неосторожности, без злого умысла или при совершении нарушения в первый раз в единичном случае.
    • Применение штрафных санкций. Размер штрафа варьируется в зависимости от обстоятельств:
      • для граждан Российской Федерации размер штрафа, в зависимости от совершенного правонарушения, может составлять от 100 и до 500 рублей;
      • для лиц, совершивших правонарушение в период исполнения должностных обязанностей (если правонарушение является следствием профессиональной деятельности), размер штрафа составляет от 500 рублей до 1 тысячи рублей;
      • для лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, размер штрафа составляет от 500 до 1000 рублей, может быть заменен приостановкой деятельности на 90 дней;
      • для установленным образом зарегистрированных юридических лиц штраф накладывается в диапазоне от 10 до 20 тысяч рублей. Штраф может быть заменен на меру по приостановлению деятельности предприятия сроком до трех месяцев.
    • Конфискация или изъятие предмета, послужившего причиной правонарушения. К примеру, загрязняющего атмосферу строительного инструмента, если иными способами добиться сознательности от его владельца невозможно.
    • Отстранение от права (специального права) на осуществление определенного вида деятельности.
    • Применение административного ареста – наиболее жесткий, но и наиболее действенный метод, может применяться как основное наказание или как следствие невыполнения условий основного наказания, например, за длительную неуплату штрафа по административному правонарушению.
    • Депортация за пределы Российской Федерации – применима только к гражданам-нерезидентам России, иностранным подданным, туристам и т. д.
    • Дисквалификация.

    Дисциплинарной ответственности подвергаются действующие сотрудники организаций по ходатайству (представлению) главного врача, его заместителя, председателя санитарно-эпидемиологической комиссии или иного органа контроля, выявившего нарушение.

    Под дисциплинарной ответственностью понимается наложение на сотрудников внутриведомственных взысканий: выговор, строгий выговор, лишение премии и др. вплоть до отстранения от должности (увольнения по несоблюдению условий трудового договора) включительно.

    Условия необходимости применения норм Уголовного кодекса Российской Федерации наступают при выявлении нарушений в сфере санитарного состояния, которые могут повлечь или уже повлекли тяжкие последствия в виде:

    • массового отравления людей;
    • тяжелых экономических последствий (порча продуктов питания в результате несоблюдения условий хранения);
    • тяжелой болезни, явившейся следствием отравления;
    • смерти человека, причиненной в том числе и по неосторожности в результате нарушения санитарно-эпидемиологических норм или создания предпосылок к таким нарушениям, а также не принятия действенных и своевременных мер по противодействию (устранению и недопущению) ставших известными нарушений.

    Экономической ответственности подвергаются организации и предприятия, допустившие нарушения законодательства, выразившиеся в:

    • создании условий загрязнения окружающей среды в результате профессиональной деятельности организации;
    • сознательное (несознательное) производство или реализация населению продукции и товаров, потребление которых повлекло массовые отравления или заболевания.

    После установления факта вины предприятия оно выплачивает компенсации пострадавшим лицам, возмещает ущерб (оплачивает лечение).

    За счет собственного экономического фонда проводит комплекс противоэпидемиологических мероприятий, направленных на устранение последствий нарушения и предотвращение дальнейшего распространения инфекций.

    Функционал по контролю за соблюдением норм и правил санитарно-эпидемиологического состояния, взысканию штрафов и принуждению к исполнению требований нормативных правовых актов возложен на Роспотребнадзор. Физические лица попадают под ответственность по факту совершения правонарушения и установлению обоснованных доказательств принадлежности к конкретному виду проступка.

    В части, касающейся юридических лиц, Роспотребнадзор наделен правом проведения проверок состояния санитарных норм. Проверки делятся на два типа:

    1. Плановый контроль – как правило, проводится с четко прослеживаемой периодичностью по обоюдно согласованным планам и графикам. При проведении проверки комиссия руководствуется текущими положениями законодательства и проверяет всю полноту соблюдения норм.
    2. Внеплановые проверки – в подавляющем большинстве случаев внеплановые проверки инициированы сообщениями об имеющихся на предприятии нарушениях или фактах свершившихся аварий.

    Как плановые, так и внезапные проверки не могут длиться более 30 календарных дней (установлено, что за это время вполне возможно проверить любую организацию в полном объеме, а затягивание времени создает предпосылки к возникновению коррупционных отношений в среде комиссии). Плановые проверки проводятся не чаще, чем раз в два года, и должны быть подкреплены приказом (выпиской из приказа) Роспотребнадзора.

    Конструкция санитарного правонарушений в отечественной правовой системе предусматривается в нормах профильного законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, в соответствии с нормами которого, легальная дефиниция рассматриваемого вида противоправного поведения выглядит следующим образом:

    Определение 1

    Санитарное правонарушение – совершенное виновно, в форме умысла или неосторожности нарушение норм действующего права, в том числе установленных санитарных правил, невыполнение предусмотренных санитарных, а равно противоэпидемических мероприятий, а также несоблюдение властных распоряжений и предписаний компетентных органов, учреждений и их должностных лиц, объектом посягательства которого выступают права и законные интересы граждан и всего общества.

    За нарушение санитарного законодательства предусмотрена ответственность

    Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения зависит от соблюдения санитарных норм и правил (СанПиН). В случае их умышленного или нечаянного нарушения и установления вины лица, совершившего противоправное деяние, предусматривается привлечение к ответственности, которая может быть не только административной, но ещё дисциплинарной или уголовной.

    Чаще всего в качестве наказания применяется вынесение предупреждения или наложение штрафных санкций. В статье 6.3 КоАП РФ есть ответ о видах административных взысканий за санитарные правонарушения.

    Виды административных правонарушений

    Это могут быть в первую очередь штрафы:

    • от 100 до 500 руб. для физических лиц;
    • от 500 до 1 тыс. руб. для должностных лиц и предпринимателей;
    • от 10 до 20 тыс. руб. и вплоть до прекращения деятельности на 90 суток для юр. лиц.

    Важно! После взыскания штрафа с правонарушителя не снимаются обязательства по исправлению выявленных нарушений и выполнению требований законодательства в дальнейшем.

    Главный санитарный врач РФ

    За конкретные виды нарушений СанПиН могут применяться:

    • Предупреждение ИП за нарушение любой из санитарных норм (если противоправные действия не привели к масштабным последствиям) или штрафы в размере от 500 до 20 000 руб., которые подлежат взысканию с юридических лиц (ст. 6.3 КоАП).
    • Штрафные санкции в 80 тыс. руб., лишение свободы сроком до 5 лет, привлечение к принудительным работам до 240 часов (ст. 236 УК) при наступлении тяжёлых последствий, выражающихся в отравлениях и заболеваниях покупателей, в том числе детей, из-за несоблюдения СанПиН.
    • Штраф в размере до 50 тыс. руб. налагается на должностные лица организации (ст.14.7 КоАП) за ведение предпринимательской деятельности, предполагающей совершение противоправных действий в отношении потребителей (их обман).
    • Штраф в размере от 300 до 20 000 руб. (ст. 19.5 КоАП) может налагаться на ИП за несвоевременное выполнение предписаний о нарушениях СанПиН, изложенных ранее Роспотребнадзором.
    • Штрафные санкции до 30 тыс. руб. (ст. 14.4 КоАП) за продажу ИП товаров плохого качества.
    • Наложение штрафа в размере до 40 тыс. руб. (ст. 14.5 КоАП) за продажу товаров, на которые отсутствуют документы, подтверждающие их качество.
    • Штраф до 30 тыс. руб. за продажу товаров с нарушением требований их реализации накладывается на юридические лица.
    • Штраф в размере до 10 тыс. руб. (ст. 14.8 КоАП) за предъявление фальшивых документов для подтверждения качества продукции.
    • Штраф в размере до 20 тыс. руб. (ст. 19.5 КоАП) за создание препятствий для проведения проверки инспекторами с целью предупреждения или выявления нарушений.

    Важно! Размеры штрафов и порядок возмещения ущерба по вышеперечисленным нарушениям определяются нормативными актами.

    При привлечении к административной ответственности независимо от того, кто вынес постановление о наложении штрафа при нарушении санитарных норм, для оплаты штрафа можно воспользоваться следующими способами:

    • сайтом государственных услуг;
    • кошельками «Яндекс деньги» или «Вебмани»;
    • терминалами, услугами кассы Сбербанка или мобильным банком.

    Подробные сведения о том, какие виды ответственности предусмотрены за нарушение санитарного законодательства, изложены в ТК РФ (ст.55 и ст. 57). В целом, речь идет о стандартных мерах ответственности, которые действуют и для других типов нарушения. В частности, речь идет о следующих вариантах:

    • административная: 100-2000 рублей – штраф для физ.лиц и 100-500 тыс. рублей – для компаний. Для последних предусмотрена вероятность запрета на ведение деятельности на период до 90 суток;
    • дисциплинарная – виновные лица, трудящиеся на предприятии и нарушившие технологию производства, могут быть отстранены, получить выговор, замечание. Руководитель вправе их уволить;
    • гражданско-правовая – ответственность, предусмотренная в случае причинения вреда имуществу, и выражается в возмещении ущерба;
    • уголовная – предусматривает лишение свободы на срок до 3 лет. О том, в каком случае наступает уголовная ответственность, подробно прописано в ст. 236 УК РФ и в ряде дополнительных положений. Такая мера применяется к самым тяжелым преступлениям, связанным с нарушением сан. норм.

    Административное наказание – наиболее распространенный вид ответственности за нарушения в сфере санитарного контроля. Ответственность определяется статьей №6 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и применяется в следующих случаях:

    • организацией или отдельным физическим лицом нарушены действующие на момент совершения правонарушения санитарные нормы или не выполнены мероприятия по предотвращению подобных нарушений;
    • был доказан факт несоблюдения установленных санитарных норм по использованию и эксплуатации жилых и нежилых помещений и зданий, сооружений общественного предназначения, пассажирского транспорта;
    • были выявлены факты существенных нарушений в порядке обеспечения (подачи и снабжения) питьевой водой населения или отдельного предприятия;
    • выявлены недостатки в организации и проведении мероприятий по уничтожению отходов производственного характера (захоронению пищевых отходов) и прочее;
    • не выполнены или выполнены с нарушениями условия организации подвоза, доставки, хранения и выдачи (реализации) продуктов питания для населения.

    Это лишь обобщенные условия применения административного наказания, каждый из перечисленных пунктов имеет множество подпунктов, включающих детализированные требования к каждому разделу.

    Например, при организации питания учитывается не только порядок хранения, приготовления и выдачи продуктов на руки, но и соблюдение требований к самому зданию (место расположения, фундамент, пол, организация септика и прочее).

    Только суд может привлечь должностное лицо к уголовной ответственности. Ходатайствует о наказании прокурор. Для этого следователь следственного органа, который проводил расследование несчастного случая, аварии, катастрофы, готовит обвинительное заключение и передает его прокурору. Прокурор рассматривает дело, и в суде представляет сторону обвинения.

    Уголовное наказание на организацию не устанавливают. Поэтому провинившийся работодатель или его должностные лица могут быть привлечены как физические лица к уголовной ответственности, а само предприятие — к административной.

    Какая ответственность за нарушение ОТ наступит в конкретном случае, зависит от тяжести случившегося, а также от количества пострадавших.

    Глава VII. Ответственность за нарушение санитарного законодательства

    • принудительные, исправительные, обязательные работы
    • лишение свободы

    Специалиста по ОТ могут привлечь к уголовной ответственности в том случае, если он не принял меры к устранению нарушений правил ОТ. Например, если отсутствовал контроль за ОТ в подразделении, и это привело к несчастному случаю с тяжелым исходом — групповым, смертельным.

    Любой участник оборота прослеживаемых товаров обязан удостовериться в том, что в счете-фактуре имеется регистрационный номер партии товара (РНПТ), и он корректен.

    Этот номер нужно также корректно указывать в документах, содержащих реквизиты прослеживаемости, отчете об операциях с прослеживаемыми товарами.

    ФНС для такой проверки РНПТ отсылает к специальным сервисам, размещенным на своем официальном сайте.

    Так, если поставщик не указал РНПТ, а товар подходит под описание товаров из перечня, следует использовать сервис «Проверка прослеживаемости товаров».

    В нем можно искать по реквизитам:

    • код ТН ВЭД (не менее 4 цифр);
    • код ОКПД 2 (не менее 2 цифр);
    • наименование товара (не менее 3 символов);
    • номер декларации на товары.

    За совершение санитарных правонарушений, повлекших или могущих повлечь за собой возникновение массовых заболеваний, отравлений и смерть людей, должностные лица и граждане подлежат уголовной ответственности в соответствии с законодательством РСФСР.

    Какие органы осуществляют государственный санитарно эпидемиологический надзор?

    Санитарноэпидемиологический контроль

    • Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) центры гигиенического и санитарноэпидемиологического надзора (ЦГСЭН).
    • Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА России)

    Правом рассмотрения дела и вынесения административного взыскания обладает Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи республик в составе Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи автономных областей и автономных округов, краев, областей, …

    Роспотребнадзор разработал законопроект, предусматривающий усиление административной и уголовной ответственности за нарушения санитарно-эпидемиологических требований при оказании услуг общественного питания населению. Документ размещен на едином портале раскрытия информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *