Закон об адвокатуре и адвокатской деятельности 2021 в РФ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон об адвокатуре и адвокатской деятельности 2021 в РФ». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Из опубликованного документа следует, что концепция будет реализовываться в три этапа. На первом из них в 2018 году собираются разработать нормативные акты по нескольким направлениям:

1) Создать возможности для выбора адвокатами существующих организационно-правовых форм коммерческих организаций, чтобы вести адвокатскую деятельность.

2) Обеспечить адвокатам возможность работать по трудовому договору с адвокатскими образованиями.

3) Детализировать режим налогообложения адвокатов и адвокатских образований в зависимости от той организационной формы, которую они выберут.

4) Обеспечить адвокатским образованиям возможность использовать средства индивидуализаци и участвовать в госзакупках.

5) Ввести правило о том, что иностранные юристы и защитники смогут оказывать в России юрпомощь только после регистрации в специальном реестре, который будет вести Минюст. Иностранцы смогут консультировать в нашей стране только по вопросам права своего зарубежного государства, если там власти дают аналогичную возможность для российских адвокатов (принцип взаимности).

6) Ввести правило о том, что иностранцы смогут получить статус адвоката в РФ, если они имеют высшее юридическое образование вуза России, СССР или иностранного университета той страны, где действует принцип взаимности с Россией.

7) Ввести требование к адвокатским образованиям, которое запретит прямой или косвенный контроль иностранных лиц над ними.

В документе указано, что для достижения перечисленных целей потребуется внести изменения в целый ряд актов: Закон об адвокатуре, Гражданский кодекс, Трудовой кодекс, Налоговый кодекс, в процессуальное законодательство и законодательство о госзакупках. На первом этапе реализации Концепции для укрепления статуса адвоката планируется при участии ФПА разработать предложения, которые будут обеспечивать повышение эффективности адвокатской деятельности: дальнейшее развитие института адвокатского запроса, защиты адвокатской тайны, упрощение процедур подтверждения работы адвокатов по назначению.

Федеральный закон об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ

Принят Государственной Думой 20 ноября 2019 года

Одобрен Советом Федерации 25 ноября 2019 года

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2020 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.

2. Пункт 1 статьи 1 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 марта 2022 года.

3. Подпункт «б» пункта 4 и абзацы четвертый и пятый подпункта «б» пункта 15 статьи 1 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 марта 2021 года.

4. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона учредительные договоры коллегий адвокатов и адвокатских бюро, созданных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются неотъемлемой частью их уставов.

Президент Российской Федерации В. Путин

1. Федеральный орган юстиции совместно с адвокатскими палатами организует проведение первого Всероссийского съезда адвокатов в течение семи месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

2. Первый Всероссийский съезд адвокатов считается правомочным, если в его работе приняли участие не менее двух третей делегатов съезда.

3. Открытие первого Всероссийского съезда адвокатов поручается самому старшему по возрасту адвокату, участвующему в съезде. Для ведения заседания делегаты съезда избирают президиум.

4. Решения первого Всероссийского съезда адвокатов принимаются простым большинством голосов делегатов съезда.

5. В состав органов адвокатской палаты субъекта Российской Федерации и Федеральной палаты адвокатов могут быть избраны адвокаты, не являющиеся делегатами первого Всероссийского съезда.

В адвокаты в три этапа: Минюст показал новую концепцию регулирования юррынка

1. Приведение организационно-правовых форм коллегий адвокатов, образованных до вступления в силу настоящего Федерального закона, в соответствие с настоящим Федеральным законом осуществляется в порядке, установленном настоящей статьей.

2. После регистрации адвокатской палаты субъекта Российской Федерации коллегии адвокатов и иные адвокатские образования, образованные до вступления в силу настоящего Федерального закона, не вправе осуществлять предусмотренные настоящим Федеральным законом функции адвокатской палаты субъекта Российской Федерации и Федеральной палаты адвокатов либо их органов, за исключением функций, предусмотренных статьей 44 настоящего Федерального закона.

3. В течение шести месяцев со дня регистрации адвокатской палаты субъекта Российской Федерации коллегии адвокатов и иные адвокатские образования, образованные до вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны привести свои организационно-правовые формы в соответствие с настоящим Федеральным законом.

4. Приведение организационно-правовых форм коллегий адвокатов и иных адвокатских образований, образованных до вступления в силу настоящего Федерального закона, основанных на членстве и отвечающих признакам некоммерческой организации, в соответствие с настоящим Федеральным законом осуществляется по решению общего собрания соответствующего адвокатского образования путем его реорганизации (выделения, разделения, преобразования) в одно или несколько адвокатских образований организационно-правовых форм, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

5. Контроль за соблюдением законодательства при проведении реорганизации коллегий адвокатов и иных адвокатских образований, образованных до вступления в силу настоящего Федерального закона, осуществляют территориальные органы юстиции.

6. Настоящим Федеральным законом признается право адвокатов, работающих в юридической консультации, требовать ее выделения из коллегии адвокатов, образованной до вступления в силу настоящего Федерального закона, с преобразованием данной юридической консультации в некоммерческую организацию одной из организационно-правовых форм, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Решение о выделении юридической консультации с преобразованием ее в коллегию адвокатов принимается простым большинством от списочного состава адвокатов, работающих в соответствующей юридической консультации на день регистрации адвокатской палаты. При этом право стать учредителями (членами) вновь возникающей коллегии адвокатов принадлежит всем адвокатам, работающим в соответствующей юридической консультации на день регистрации адвокатской палаты, в том числе не участвовавшим в выдвижении требования о выделении.

Решение о выделении юридической консультации с преобразованием ее в адвокатское бюро принимается двумя третями от списочного состава адвокатов, работающих в соответствующей юридической консультации на день регистрации адвокатской палаты. При этом учредителями (членами) вновь возникающего адвокатского бюро становятся только адвокаты, заключившие партнерский договор.

7. Решение адвокатов юридической консультации о выделении из коллегии адвокатов, образованной до вступления в силу настоящего Федерального закона, должно быть направлено в двухмесячный срок со дня регистрации адвокатской палаты заказным письмом в президиум коллегии адвокатов, образованной до вступления в силу настоящего Федерального закона, а также в соответствующий территориальный орган юстиции. Полученное решение рассматривается общим собранием коллегии адвокатов, образованной до вступления в силу настоящего Федерального закона, в четырехмесячный срок со дня регистрации адвокатской палаты.

8. Права и обязанности реорганизуемой коллегии адвокатов, образованной до вступления в силу настоящего Федерального закона, переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с разделительным балансом. При этом вновь возникшему юридическому лицу передаются имущество в натуре и имущественные права, ранее находившиеся в пользовании соответствующей юридической консультации.

9. Настоящим Федеральным законом признается право адвокатов, работающих в адвокатском бюро, являющемся учреждением коллегии адвокатов, образованной до вступления в силу настоящего Федерального закона, на передачу им права собственности на имущество указанного учреждения с последующим приведением организационно-правовой формы данного учреждения в соответствие с настоящим Федеральным законом. Решение о предъявлении требования о передаче права собственности принимается двумя третями от списочного состава адвокатов, работающих в соответствующем адвокатском бюро на день регистрации адвокатской палаты.

10. Требование о передаче права собственности должно быть направлено в двухмесячный срок со дня регистрации адвокатской палаты заказным письмом в президиум коллегии адвокатов, образованной до вступления в силу настоящего Федерального закона, а также в соответствующий территориальный орган юстиции. Полученное требование должно быть рассмотрено общим собранием коллегии адвокатов, образованной до вступления в силу настоящего Федерального закона, в пят��месячный срок со дня регистрации адвокатской палаты.

  • Взыскание долгов
  • Долевое участие в строительстве
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Защита прав призывника
  • Консультации адвоката, юриста
  • Миграционные вопросы
  • Налоговые споры
  • Наследственные дела
  • Недвижимость
  • Представительство в суде
  • Признание гражданина банкротом
  • Составление искового заявления
  • Семейные споры
  • Страховые споры
  • Трудовые споры
  • Услуги юриста
  • Досрочное погашение судимости
  • Защита прав обвиняемого
  • Защита прав потерпевшего
  • Защита в суде

Как уже было сказано, за 15 лет своего существования, закон 63-ФЗ об адвокатуре претерпел множественные изменения в целях актуализации положений.

Множество поправок было внесено в июне 2016 года, что позволило значительно расширить полномочия адвоката: в некоторой степени статус его приблизился к положению государственного или муниципального служащего. Было введено понятие адвокатского запроса и ответственности третьих лиц за непредоставление запрашиваемых сведений. Также был рассмотрен вопрос ответственности за разглашение или незаконное использование полученной информации. Выросла значимость адвокатского удостоверения.

Самые последние изменения закона об адвокатуре датируются июлем 2017 года и связаны с выходом Федерального закона N 269-ФЗ «О внесении изменений…». Рассмотрим подробнее, каких статей и положений закона об адвокатуре коснулись поправки.

Подпункт 5 пункта 3 статьи 31 о Совете Адвокатской палаты был изложен в новой редакции.

Теперь, согласно закону, Совет Адвокатской палаты не просто «определяет порядок оказания юридической помощи…», но организует ее оказание адвокатами, участвующими в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда. Порядок оказания помощи определяет Федеральная палата адвокатов.

В обязанности данного коллегиального исполнительного органа входит доведение до сведения о порядке оказания юридической помощи вышеуказанных органов и самих адвокатов, а также контроль за его соблюдением.

Пункт 3 статьи 37 о Совете Федеральной палаты адвокатов был дополнен подпунктом 3.1, согласно которому к функциям данного коллегиального исполнительного органа добавлено было определение порядка оказания юридической помощи адвокатами, участвующими в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда. Совет ФПА поручает советам адвокатских палат организацию исполнения установленного порядка.

Кратко рассмотрим статьи, которых последние поправки хоть и не коснулись, однако содержащиеся положения в данных статьях являются существенными в рамках закона об 63-ФЗ адвокатуре.

В ст. 6 ФЗ об адвокатской деятельности и адвокатуре РФ указывается, что полномочия адвоката в рамках конституционного, гражданского и административного судопроизводства, а также производства по уголовным делам определяются в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации. В части 3 ст. 6 расписаны мероприятия, которые защитник вправе проводить в рамках реализации своей юридической деятельности:

  • собирать необходимые сведения;
  • запрашивать справки, характеристики и др. от государственных органов (адвокатский запрос, п. 1 ч. 3 ст. 6);
  • опрашивать лиц, предположительно владеющих информацией;
  • собирать вещественные и иные доказательства;
  • привлекать специалистов и т. д.

Рассмотрим также основные обязанности адвоката (ст. 7):

  • отстаивать права и законные интересы доверителя в соответствии с требованиями и положениями действующего законодательства;
  • присутствовать на заседаниях суда;
  • постоянно совершенствовать и расширять профильные знания;
  • блюсти профессиональную этику и т.д.

Понятием «адвокатская тайна» (ст. 8) обозначаются любые сведения, связанные с оказанием юридической помощи доверителю. Защитник не может свидетельствовать против своего клиента и использовать информацию, полученную от того. Статус адвоката обязывает проводить оперативно-розыскные мероприятия и следственные действия в его отношении исключительно на основании судебного решения.

Деятельность адвоката по защите прав и интересов доверителя осуществляется на основании заключенного с тем соглашения об оказании юридической помощи (ст. 25). Это гражданско-правовой договор, задача которого ясна из его наименования. Заключается в простой письменной форме. Существенными условиями данного соглашения являются:

  • Указание на адвоката, его образование и принадлежность к палате;
  • Предмет поручения;
  • Условия и размер выплаты вознаграждения;
  • Компенсация расходов, понесенных в ходе исполнения полномочий;
  • Ответственность адвоката.

В свое время рассмотренный нами закон 63-ФЗ об адвокатуре еще на этапе обсуждений породил множество споров, произведя в данной сфере юриспруденции революцию — именно в этом законе был заложен основополагающий демократический принцип независимости адвокатуры от органов государственной власти, в том числе и от Министерства Юстиции, — принцип свободы при осуществлении профессионального долга.

Настоящее издание содержит текст Федерального закона от 31 мая 2002 года № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», а также «Кодекс профессиональной этики адвоката». Тексты приводятся с изменениями и дополнениями на 2020 год. Если есть изменения, вступающие в силу позднее, то вместе с редакцией нормы, действующей на эту дату, приводится норма в новой редакции и указывается дата, с которой она вступает в силу.

Российская Федерация
Федеральный закон

принят
государственной думой
26 апреля 2002 года

одобрен
советом федерации
15 мая 2002 года

1. Адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном настоящим федеральным законом, физическим и юридическим лицам (далее – доверители) в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.

2. Адвокатская деятельность не является предпринимательской.

1. Адвокатом Является лицо, получившее в установленном настоящим федеральным законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Адвокат является независимым профессиональным советником по правовым вопросам. Адвокат не вправе вступать в трудовые отношения в качестве работника, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности, а также занимать государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной службы и муниципальные должности.

адвокат вправе совмещать адвокатскую деятельность с работой в качестве руководителя адвокатского образования, а также с работой на выборных должностях в адвокатской палате субъекта Российской Федерации (далее также – адвокатская палата), федеральной палате адвокатов Российской Федерации (далее также – федеральная палата адвокатов), общероссийских и международных общественных объединениях адвокатов.
(пункт в редакции, введенной в действие с 23 декабря 2004 года федеральным законом от 20 декабря 2004 года N 163-ФЗ.

1. Адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.

2. Адвокатура действует на основе принципов законности, независимости, самоуправления, корпоративности, а также принципа равноправия адвокатов.

3. в целях обеспечения доступности для населения юридической помощи и содействия адвокатской деятельности органы государственной власти обеспечивают гарантии независимости адвокатуры, осуществляют финансирование деятельности адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также при необходимости выделяют адвокатским образованиям служебные помещения и средства связи.

4. Каждому адвокату гарантируется социальное обеспечение, предусмотренное для граждан конституцией Российской Федерации.

1. Законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре основывается на конституции Российской Федерации и состоит из настоящего федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с федеральными законами нормативных правовых актов правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, регулирующих указанную деятельность, а также из принимаемых в пределах полномочий, установленных настоящим федеральным законом, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (пункт в редакции, введенной в действие с 23 декабря 2004 года федеральным законом от 20 декабря 2004 года N 163-ФЗ.

2. Принятый в порядке, предусмотренном настоящим федеральным законом, Кодекс профессиональной этики адвоката устанавливает обязательные для каждого адвоката правила поведения при осуществлении адвокатской деятельности, а также основания и порядок привлечения адвоката к ответственности (пункт дополнительно включен с 23 декабря 2004 года федеральным законом от 20 декабря 2004 года N 163-ФЗ).

Поправки в закон об адвокатуре готовы к рассмотрению во втором чтении

использование в наименованиях организаций и общественных объединений терминов “адвокатская деятельность”, “адвокатура”, “адвокат”, “адвокатская палата”, “адвокатское образование”, “юридическая консультация” или словосочетаний, включающих в себя эти термины, допускается только адвокатами и созданными в порядке, установленном настоящим федеральным законом, организациями.
(Статья в редакции, введенной в действие с 23 декабря 2004 года федеральным законом от 20 декабря 2004 года N 163-ФЗ.

1. Полномочия адвоката, участвующего в качестве представителя доверителя в конституционном, гражданском и административном судопроизводстве, а также в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях, регламентируются соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.

2. в случаях, предусмотренных федеральным законом, адвокат должен иметь ордер на исполнение поручения, выдаваемый соответствующим адвокатским образованием. Форма ордера утверждается федеральным органом юстиции. в иных случаях адвокат представляет доверителя на основании доверенности. Никто не вправе требовать от адвоката и его доверителя предъявления соглашения об оказании юридической помощи (далее также – соглашение) для вступления адвоката в дело.

3. Адвокат вправе:

1) собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций в порядке, предусмотренном статьей 6_1 настоящего федерального закона. Указанные органы и организации в установленном порядке обязаны выдать адвокату запрошенные им документы или их копии;
(подпункт в редакции, введенной в действие с 13 июня 2016 года федеральным законом от 2 июня 2016 года N 160-ФЗ.

1. Адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, физическим и юридическим лицам (далее — доверители) в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.

2. Адвокатская деятельность не является предпринимательской.

3. Не является адвокатской деятельностью юридическая помощь, оказываемая:

работниками юридических служб юридических лиц (далее — организации), а также работниками органов государственной власти и органов местного самоуправления;

участниками и работниками организаций, оказывающих юридические услуги, а также индивидуальными предпринимателями;

нотариусами, патентными поверенными, за исключением случаев, когда в качестве патентного поверенного выступает адвокат, либо другими лицами, которые законом специально уполномочены на ведение своей профессиональной деятельности.

4. Действие настоящего Федерального закона не распространяется также на органы и лиц, которые осуществляют представительство в силу закона.

1. Адвокатом является лицо, получившее в установленном настоящим Федеральным законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Адвокат является независимым профессиональным советником по правовым вопросам. Адвокат не вправе вступать в трудовые отношения в качестве работника, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности, а также занимать государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной службы и муниципальные должности.

Адвокат вправе совмещать адвокатскую деятельность с работой в качестве руководителя адвокатского образования, а также с работой на выборных должностях в адвокатской палате субъекта Российской Федерации (далее также — адвокатская палата), Федеральной палате адвокатов Российской Федерации (далее также — Федеральная палата адвокатов), общероссийских и международных общественных объединениях адвокатов.

2. Оказывая юридическую помощь, адвокат:

1) дает консультации и справки по правовым вопросам как в устной, так и в письменной форме;

2) составляет заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера;

3) представляет интересы доверителя в конституционном судопроизводстве;

4) участвует в качестве представителя доверителя в гражданском и административном судопроизводстве;

5) участвует в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях;

6) участвует в качестве представителя доверителя в разбирательстве дел в третейском суде, международном коммерческом арбитраже (суде) и иных органах разрешения конфликтов;

7) представляет интересы доверителя в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях;

8) представляет интересы доверителя в органах государственной власти, судах и правоохранительных органах иностранных государств, международных судебных органах, негосударственных органах иностранных государств, если иное не установлено законодательством иностранных государств, уставными документами международных судебных органов и иных международных организаций или международными договорами Российской Федерации;

9) участвует в качестве представителя доверителя в исполнительном производстве, а также при исполнении уголовного наказания;

10) выступает в качестве представителя доверителя в налоговых правоотношениях.

3. Адвокат вправе оказывать иную юридическую помощь, не запрещенную федеральным законом.

4. Представителями организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления в гражданском и административном судопроизводстве, судопроизводстве по делам об административных правонарушениях могут выступать только адвокаты, за исключением случаев, когда эти функции выполняют работники, состоящие в штате указанных организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления, если иное не установлено федеральным законом.

5. Адвокаты иностранного государства могут оказывать юридическую помощь на территории Российской Федерации по вопросам права данного иностранного государства.

Адвокаты иностранных государств не допускаются к оказанию юридической помощи на территории Российской Федерации по вопросам, связанным с государственной тайной Российской Федерации.

6. Адвокаты иностранных государств, осуществляющие адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации, регистрируются федеральным органом исполнительной власти в области юстиции (далее — федеральный орган юстиции) в специальном реестре, порядок ведения которого определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Без регистрации в указанном реестре осуществление адвокатской деятельности адвокатами иностранных государств на территории Российской Федерации запрещается.

1. Адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.

2. Адвокатура действует на основе принципов законности, независимости, самоуправления, корпоративности, а также принципа равноправия адвокатов.

3. В целях обеспечения доступности для населения юридической помощи и содействия адвокатской деятельности органы государственной власти обеспечивают гарантии независимости адвокатуры, осуществляют финансирование деятельности адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также при необходимости выделяют адвокатским образованиям служебные помещения и средства связи.

4. Каждому адвокату гарантируется социальное обеспечение, предусмотренное для граждан Конституцией Российской Федерации.

1. Законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с федеральными законами нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, регулирующих указанную деятельность, а также из принимаемых в пределах полномочий, установленных настоящим Федеральным законом, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

2. Принятый в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, кодекс профессиональной этики адвоката устанавливает обязательные для каждого адвоката правила поведения при осуществлении адвокатской деятельности, а также основания и порядок привлечения адвоката к ответственности.

Использование в наименованиях организаций и общественных объединений терминов «адвокатская деятельность», «адвокатура», «адвокат», «адвокатская палата», «адвокатское образование», «юридическая консультация» или словосочетаний, включающих в себя эти термины, допускается только адвокатами и созданными в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, организациями.

1. Адвокат вправе направлять в органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, официальное обращение по входящим в компетенцию указанных органов и организаций вопросам о предоставлении справок, характеристик и иных документов, необходимых для оказания квалифицированной юридической помощи (далее — адвокатский запрос).

2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации, которым направлен адвокатский запрос, должны дать на него ответ в письменной форме в тридцатидневный срок со дня его получения. В случаях, требующих дополнительного времени на сбор и предоставление запрашиваемых сведений, указанный срок может быть продлен, но не более чем на тридцать дней, при этом адвокату, направившему адвокатский запрос, направляется уведомление о продлении срока рассмотрения адвокатского запроса.

3. Требования к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса определяются федеральным органом юстиции по согласованию с заинтересованными органами государственной власти.

4. В предоставлении адвокату запрошенных сведений может быть отказано в случае, если:

1) субъект, получивший адвокатский запрос, не располагает запрошенными сведениями;

2) нарушены требования к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса, определенные в установленном порядке;

3) запрошенные сведения отнесены законом к информации с ограниченным доступом.

5. Неправомерный отказ в предоставлении сведений, предоставление которых предусмотрено федеральными законами, нарушение сроков предоставления сведений влекут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

6. В случаях, если законодательством Российской Федерации установлен особый порядок предоставления сведений, рассмотрение адвокатского запроса осуществляется в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации для соответствующей категории сведений.

1. Адвокатской тайной являются любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю.

2. Адвокат не может быть вызван и допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием.

3. Проведение оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий в отношении адвоката (в том числе в жилых и служебных помещениях, используемых им для осуществления адвокатской деятельности) допускается только на основании судебного решения.

Полученные в ходе оперативно-розыскных мероприятий или следственных действий (в том числе после приостановления или прекращения статуса адвоката) сведения, предметы и документы могут быть использованы в качестве доказательств обвинения только в тех случаях, когда они не входят в производство адвоката по делам его доверителей. Указанные ограничения не распространяются на орудия преступления, а также на предметы, которые запрещены к обращению или оборот которых ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Минюст сообщил об изменениях законодательства в сфере адвокатуры

В перечень оснований для приостановления адвокатского статуса добавят личные обстоятельства. На данный момент основательными причинами считаются:

  • избрание в орган госвласти или местного самоуправления для постоянной работы;
  • неспособность исполнять профессиональные обязанности больше 6 месяцев;
  • призыв на военную службу;
  • признание адвоката безвестно отсутствующим в законодательно установленном порядке;
  • применение судом принудительных мер медицинского характера.

Подавать заявление о приостановке статуса по личным обстоятельствам нужно в совет адвокатской палаты. Вне зависимости от причины приостановки статуса на адвоката по-прежнему распространяются положения Кодекса профессиональной этики. Но он не имеет права реализовывать адвокатскую деятельность или занимать выборные должности в адвокатской палате. Для возобновления статуса также следует подать заявление, но не ранее, чем через год и не позже 10 лет с момента приостановления.

Изменен срок стажа адвокатской деятельности, необходимый для учреждения адвокатского кабинета или коллегии адвокатов. Сейчас требуется не менее 5 лет стажа, по новым правилам достаточно будет трех лет.

Адвокатский кабинет адвокат может создать самостоятельно для индивидуального осуществления адвокатской деятельности. Кабинет не является юридическим лицом. Для открытия коллегии адвокатов понадобится сотрудничество не менее двух адвокатов со стажем от трех лет. Коллегия некоммерческой организацией.

По действующему законодательству оспорить решение о прекращении адвокатского статуса можно только в судебном порядке. Одно из нововведений законопроекта – возможность обжаловать решение не только в суде, но и в Федеральной палате адвокатов.

Для подачи жалобы в ФПА отводится срок в месяц со дня, когда заявитель узнал или должен был узнать о прекращении статуса адвоката. В течение следующего месяца с момента подачи заявления на обжалование комиссия по этике и стандартам или примет ее на рассмотрение, или откажет. Отказ должен быть обоснованным. Если жалоба принята к рассмотрению, решение по ней также будет дано в течение месяца. Совет ФПА может:

  • оставить решение без изменений,
  • изменить его,
  • отменить решение и принять новое.

Для обеспечения свободного доступа к информации о деятельности ФПА и адвокатских палат субъектов РФ, каждой из них вменяется в обязанность ведение сайта. На страницах сайтов обязательно следует размещать сведения о годовой финансовой отчетности палаты, о решениях и сделках, в которых могут быть заинтересованы члены совета адвокатской палаты.

Управляющий партнер АБ Качкин и партнеры Денис Качкин считает, что это нововведение существенно изменит не только рынок юруслуг, но и в целом повысит спрос на правосудие. Эксперт полагает, что подобная норма увеличит популярность групповых исков, которые с октября этого года можно подавать и рядовым гражданам, а не только компаниям, как раньше. Если подкрепить подобные требования гонораром успеха (понемногу от каждого истца), то на свободе окажется «джин «потребительского терроризма», сразу предупреждает Качкин: «Что в общем-то и неплохо для улучшения культуры в отношениях бизнеса с потребителями». Управляющий партнер ART DE LEX Дмитрий Магоня соглашается с тем, что эта норма, в первую очередь, не для адвокатов, а для доверителей: «Для обеспечения доступа к правосудию и реализации конституционного права граждан на получение квалифицированной правовой помощи».

А вот управляющий партнер АБ ЕМПП Сергей Егоров полагает, что такую новеллу вряд ли встретят в адвокатском сообществе с ликованием: «Адвокаты в целом и так прекрасно разбираются или должны разбираться в вопросах принятия вознаграждения за свою помощь».

Закон об адвокатской деятельности и адвокатуре

  • ФПА будет распределять уголовные дела между адвокатами по назначению органов дознания, предварительного следствия или суда с помощью автоматизированной системы. Это исключит влияние заинтересованных лиц и направлено на борьбу с «карманными адвокатами», сообщили в комитете Госдумы по госстроительству и законодательству.
  • Региональные адвокатские палаты и ФПА должны будут публиковать на своих сайтах годовую финансовую отчётность, информацию о решениях совета и сделках, в которых есть заинтересованность членов совета палаты.
  • При очередной ротации членов совета ФПА адвокаты смогут предлагать новые кандидатуры в состав совета. Сейчас все кандидатуры предлагает президент палаты.
  • Президент палаты адвокатов сможет избираться на третий и последующие сроки. При этом адвокаты получат право предлагать других кандидатов из числа членов совета на эту должность. В состав квалификационной комиссии от адвокатской палаты не будут входить президент палаты и члены совета.
  • Президент ФПА сможет возбудить дисциплинарное дело в отношении адвоката, занимающего выборную должность в региональной палате, и передать его в комиссию по этике и стандартам с дальнейшим рассмотрением советом ФПА. В отношении «рядовых» адвокатов сохранится действующий порядок, при котором президент ФПА возбуждает дело и передаёт его в соответствующую палату.

Между тем, многие принятые изменения предложены и сформулированы уже на стадии рассмотрения законопроекта в Госдуме, обращает внимание Серышева. Из-за чего в процессе применения этих новелл по конкретным ситуациям будут возникать вопросы, предполагает адвокат. Поэтому она надеется, что Федеральная палата адвокатов будет оперативно реагировать на такие случаи и подготовит соответствующие разъяснения.

Вместе с тем, эксперты полагают, что адвокатская реформа не решает всех острых проблем, которые сейчас есть в корпорации. Гривцов считает, что законодателю пришло время подумать об опасной ситуации криминализации адвокатских гонораров: «Рассуждения представителей правоохранительных органов о том, что любая высокая цена по соглашению с адвокатом свидетельствует о мошенничестве последнего, становятся крайне тревожной тенденцией». Адвокат уверен: в законе стоит закрепить, что стоимость юрпомощи определяется только адвокатом и его доверителем. То есть такую цену нельзя ограничивать никакими рамками, средними ставками или госрасценками, объясняет Гривцов: «И ни одна сумма, закрепленная в договоре, не может свидетельствовать о недобросовестности адвоката и завышении им цены, если на нее согласился сам доверитель».

Новеллы вступят в силу 1 марта 2020 года. Использование автоматизированной системы для определения адвокатов и запрет на представительство в судах адвокатам, статус которых прекращён, будут введены с 1 марта 2021 года. Использование автоматизированной системы в рамках квалификационного экзамена вступит в силу с 1 марта 2022 года.

Комментарии экспертов юридической фирмы INTELLECT >>

Третья глава «Статус адвоката» включает в себя одиннадцать статей:

Приобретение статуса адвоката Указывает, что получить статус адвоката имеет только лицо с высшим юридическим образованием, прошедшим аккредитацию и имеющим опыт работы по специальности более двух лет. Перечисляет, кто не может получить статус адвоката, кем присуждается статус, что считается стажем работы по специальности. Адвокат, даже если он гражданин другого государства, имеет право на осуществление деятельности на территории всей России.
Допуск к квалификационному экзамену Допуск к экзамену возможен только после соответствия условиям, изложенным в статье №9. Перечисляются документы, требуемые для прохождения экзамена. Проверка переданных документов комиссией проводится в течение двух месяцев, после чего выносится решение. Отказ возможен только при наличии оснований. Отказ можно обжаловать в суде.
Квалификационный экзамен Экзамен состоит из письменной части и устной. Порядок сдачи и оценки претендентов определяется советом Федеральной палаты адвокатов. Повторно сдать экзамен можно только через год после полученного отказа.
Присвоение статуса адвоката Общий срок решения комиссии составляет три месяца. Статус адвоката присваивается в момент принятия присяги. Отказать в присвоении статуса при удачно сданном экзамене нельзя. Срок действия статуса неограничен.
Присяга адвоката Включает в себя утвержденный формат присяги, которая начинается со слов: «Торжественно клянусь…». В момент принятия присяги адвокат получает не только статус, но и становится одним из представителей адвокатской палаты.
Реестры адвокатов Реестр адвокатов ведется отдельно в каждом территориальном субъекте. Копия реестра отправляется в адвокатскую палату каждое 1 февраля.
Внесение сведений об адвокате в региональный реестр Устанавливает срок внесения сведений об адвокатах, принявших присягу, форму и юридическую силу удостоверения. Адвокат может быть частью только одной адвокатской палаты. При необходимости смены места членства, требуется созывать совет. Сам же сменивший палату должен сообщить об этом совету адвокатской палаты.
Приостановление статуса адвоката Основания для приостановления статуса, какие последуют гарантии, кто имеет право выносить решение и в какие сроки.
Прекращение статуса адвоката Прекращение статуса возможно только советом адвокатской палаты при наличии перечисленных в ФЗ оснований. Указано, когда статус может быть прекращен на основании заключения квалификационной комиссии. Перечислены сроки и способы обжалования.
Гарантии независимости адвоката Гарантии, которые имеет адвокат (не может быть привлечен к ответственности любого рода, запрет на вмешательство в деятельность и истребование сведений). Если же адвокат преследуется по уголовному делу, то его гарантии определяются УПК РФ.
Страхование риска ответственности адвоката Из-за особенностей профессиональной деятельности, адвокат должен страховать риски, которые могут возникнуть при нарушении условий договора или соглашения.

Вторая глава «Права и обязанности адвоката» включает в себя четыре статьи:

Полномочия адвоката Статья указывает, что полномочия адвоката в судопроизводстве определяются соответствующим действующим законодательством. Если же какие-то действия разрешено выполнять только при наличии ордера, то его требуется получить. Форма ордена устанавливается органом юстиций. Перечислено, что входит в права адвоката, а что нет. Также запрещено сотрудничество адвоката и органов в негласном режиме.
Адвокатский запрос Указано, куда разрешено отправлять адвокатские запросы, сроки дачи ответа в письменной форме от лица получателей документа, когда прошение отклоняется. Форма, оформление и направление запроса определяются в зависимости от условий органа юстиций.
Обязанности адвоката Указаны обязанности адвоката, которые лицо должно выполнять в полном объеме. Невыполнение установленных пунктов повлечет за собой ответственность согласно Федеральному закону.
Адвокатская тайна Поясняется, какая именно информация попадает под понятие «адвокатской тайны». Адвокат не может быть свидетелем или допрашиваемым. Если же требуется провести следственные действия или мероприятия в отношении адвоката, то потребуется судебное разрешение. Если же полученные сведения являются частью производства адвокатских дел, то они не могут быть приобщены в качестве доказательств, кроме случаев нахождения запрещенных предметов или товаров, либо орудий преступлений.

ФЗ об адвокатской деятельности

Ниже будет подробно рассмотрена система законодательства касательно адвокатуры и адвокатской деятельности, которая состоит из нормативных правовых актов, направленных на регулировку адвокатской деятельности в РФ на сегодняшний день.

Правовая основа, то есть фундамент всего актуального законодательства касательно отечественной адвокатуры – это Конституция страны, которая выступает в виде акта прямого действия и применения на абсолютно всей территории России.

Замечание 2

Ее нормы имеют высшую юридическую силу, а также занимаются регулированием самых значимых общественных отношений.

В части 1 статьи 19 действующей Конституции закреплен принцип равноправия, которым и обязана руководствоваться адвокатура. Он подразумевает абсолютно одинаковый подход во время решения вопросов касательно прав и свобод, ответственности и обязанностей каждого индивида. Помимо этого, реализация закрепленных в Конституции базовых прав и свобод гражданина невозможна в отсутствии гарантий их защиты государством (согласно статье 45), которые состоят в получении профессиональной правовой помощи, иногда бесплатной (согласно части 1 статьи 48). Оказание профессиональной юридической помощи гражданам, а также организациям и составляет главную задачу адвокатуры. Специфическим видом профессиональной юридической помощи считается помощь, которая оказывается в сфере уголовного судопроизводства индивидам с момента их задержания, взятия под стражу либо предъявления им обвинений (согласно части 2 статьи 48). В части 2 статьи 48 российской Конституции обозначен стартовый момент, с которого и становится возможным вмешательство в дело адвоката, процессуальные границы данного вмешательства закреплены непосредственно в УПК.

В пункте «о» статьи 71 российской Конституции определена компетенция разных органов госвласти в осуществлении регулирования адвокатской деятельности. Там сказано, что к ведению РФ причисляется судоустройство; уголовное, уголовно-исполнительное и уголовно-процессуальное законодательство; помилование и амнистия; гражданско-процессуальное, гражданское, арбитражно-процессуальное законодательство. Согласно пункту «л» части 1 статьи 72 российской Конституции адвокатура находится в совместном ведении РФ, а также ее субъектов, из-за чего некоторые стороны организации адвокатуры способны определяться ФЗ, а также подзаконными нормативными правовыми актами и законами российских субъектов.

Замечание 3

Среди ФЗ, призванных регулировать адвокатскую деятельность, Закон об адвокатуре послужил становлению новой стадии в развитии отечественной адвокатуры.

В статье 4 Закона об адвокатуре указано, что законодательство касательно деятельности адвокатов основано на российской Конституции и состоит из этого Закона, а также прочих федеральных законов, которые принимаются согласно ФЗ нормативных правовых актов Правительства России и федеральных органов исполнительной власти, призванных регулировать данную деятельность, а также из принимаемых в пределах установленных полномочий, предполагаемых в данном Законе, законов и прочих нормативных правовых актов субъектов России.

В Законе касательно адвокатуры закреплено следующее:

  • Нормативное определение адвокатуры и адвокатской деятельности.
  • Определение органов адвокатского самоуправления, а также их базовых функций.
  • Признание права адвоката на свободный выбор формы организации: либо осуществлять собственную профессиональную деятельность в одиночку, открывая свой адвокатский кабинет, либо в составе некоммерческих учреждений (то есть адвокатских бюро или коллегий адвокатов).
  • Строгие гарантии независимости адвоката, а также гарантии деятельности адвоката.
  • Регламентирование условий приобретения, а также приостановления либо прекращения адвокатского статуса.
  • Страхование конкретного риска собственной профессиональной имущественной ответственности.
  • Увеличение возможностей граждан страны получать абсолютно бесплатную помощь юристов.
  • Увеличение адвокатских прав при оказании юридической помощи, предоставление ему возможности лично собирать нужные сведения, а также вещи, которые способны признаваться доказательствами в связи с законодательством РФ.

Правовое положение, а также организационные базисы адвокатской деятельности, как деятельности участника разных видов судопроизводства, закреплены в конституционном ФЗ «О конституционном суде РФ», а также в УПК, УК, ГК, АПК, ГПК, КоАП.

Первая часть статьи 45 УПК говорит о том, что представителями потерпевшего, частного лица либо гражданского истца способны выступать адвокаты; защитником называется индивид, который осуществляет согласно установленному УПК порядку защиту интересов и прав обвиняемых и подозреваемых, оказывает им помощь юридического характера при производстве по уголовному делу (первая и вторая части статьи 49 УПК). При этом в качестве защитников допустимы исключительно адвокаты. Статья 53 УПК устанавливает полномочия, которые имеет защитник. Статья 56 УПК регламентирует то, что свидетель способен приходить на допрос в сопровождении своего адвоката, а часть пятая статьи 189 УПК точно определяет полномочия, а также функции адвоката во время проведения свидетельского допроса.

Пример 1

То есть, если свидетель пришел на допрос в сопровождении адвоката, привлеченного им для оказания помощи юридического характера, то адвокат имеет право присутствовать на допросе, а также пользуется правами, которые предусмотрены второй частью статьи 53 данного Кодекса. В конце допроса адвокат может сделать заявление касательно нарушения прав либо законных интересов свидетеля. Данные заявления подлежат обязательному занесению в протокол допроса.

Согласно ГПК устанавливается то, что права адвоката на вступление в суде в роли представителя должны удостоверяться соответствующим ордером, который выдается конкретным адвокатским образованием (согласно части пятой статьи 53). Адвокат, который выступает в роли представителя сторон и прочих индивидов, принимающих участие в гражданском судопроизводстве, обладает такими полномочиями, которые оговорены в статье 54. То есть представитель имеет право совершать от лица представляемого абсолютно все процессуальные действия. Но право представителя на подписание искового заявления, а также предъявление его непосредственно в суд, передачу конкретного спора на рассмотрение третейского суда, предъявление встречного иска, полный либо же частичный отказ от исковых требований, снижение их размера, признание определенного иска, изменение предмета либо основания конкретного иска, заключение мирового соглашения, передача полномочий иному лицу (или передоверие), обжалование судебного постановления, предъявление официального исполнительного документа к взысканию, получение присужденного имущества либо денежных средств обязано быть специально оговорено в доверенности, которая выдается представляемым лицом.

В третьей части статьи 59 АПК указано, что представителями граждан, в том числе и индивидуальных предпринимателей, а также организаций способны выступать в арбитражном суде либо адвокаты, либо другие лица, оказывающие юридическую помощь. Как указано в третьей части статьи 61, адвокатские полномочия на ведение дела в арбитражном суде должны удостоверяться согласно ФЗ, а конкретно доверенностью, обязательно заверенной у нотариуса.

К постановлениям Правительства Российской Федерации, которые осуществляют регулирование деятельности адвокатов, а также выступают средством реализации Закона об адвокатуре, причисляют следующие:

  • № 400 «О размере оплаты работы адвоката, принимающего участие в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия либо суда» от 24 июля 2003 года, согласно которому при установлении точного размера оплаты труда адвоката нужно учитывать сложность определенного уголовного дела. При этом при определении трудности уголовного дела стоит учитывать также подсудность (те дела, которые рассматриваются ВС РФ, верховными судами республик в составе РФ, а также приравненными к ним судами в качестве суда первой инстанции), количество и тяжесть вменяемых преступлений, число подозреваемых лиц, а также обвиняемых (либо подсудимых), объемность материалов данного дела, нужность выезда адвоката во время ведения дела в иной населенный пункт либо прочие значимые обстоятельства. На территории Крайнего Севера, а также в приравненных к нему местностях, и в других районах со сложными климатическими условиями, в которых законодательно установлены процентные надбавки и (либо) районные коэффициенты к зарплате, оплата работы адвоката производится со строгим учетом данных надбавок и коэффициентов.

Оплата адвокатской работы производится строго по его собственному заявлению на официальном основании постановления (определения) дознавательного органа, либо органа предварительного следствия или суда. При долговременном участии адвоката в роли защитника постановление (то есть определение) касательно оплаты работы адвоката выносится каждый месяц (учитывая фактически отработанные дни). Постановление (определение) касательно оплаты работы адвоката, обязательно заверенное печатью дознавательного органа, органа предварительного следствия, прокуратуры либо суда направляется в подходящую финансовую службу (то есть орган) для перечисления указанной суммы на текущий либо расчетный счет адвокатского образования. Перечисление финансов на счет происходит в течение тридцати суток с момента получения постановления (определения).

  • № 445 «О порядке оказания адвокатами юридической помощи военнослужащим, которые проходят военную службу по призыву, касательно вопросов, напрямую связанных с прохождением военной службы, а также по прочим основаниям, установленным ФЗ» от 23 июля 2005 года. К примеру, юридическая помощь оказывается военным адвокатами, которые осуществляют адвокатскую деятельность в гарнизонах, в которых военнослужащие проходят свою службу; юридическая помощь оказывается военнослужащим, которые находятся в отпуске, теми адвокатами, которые осуществляют адвокатскую деятельность в гарнизонах, в военных комендатурах, в который данный военнослужащий встал на официальный учет; юридическая помощь оказывается военнослужащим, которые проходят военную службу по призыву за официальными пределами территории России, российскими адвокатами там, где они присутствуют.
  • № 82 «Об утверждении Положения о порядке передачи данных в федеральную службу по финансовому мониторингу адвокатами, нотариусами, а также лицами, которые осуществляют предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических либо бухгалтерских услуг» от 16 февраля 2005 года, принятое в соответствии с ФЗ № 115 «О противодействии легализации (то есть отмыванию) доходов, полученных преступным путем, а также финансированию терроризма» от 7 августа 2001 года. Данным Постановлением утверждается Положение, которое занимается регулированием порядка передачи в Росфинмониторинг данных о сделках либо финансовых операциях, которые перечислены во втором пункте статьи 7.1 Закона. Адвокаты, считающие, что подобные сделки либо финансовые операции производятся либо способны производиться в целях легализации (то есть отмывания) доходов, которые получены преступным путем, либо финансирования терроризма, сообщают об этом в Росфинмониторинг. Адвокаты могут передавать данные касательно таких ситуаций собственных клиентов как лично, так и с помощью адвокатской палаты при наличии у нее соглашения о взаимодействии с Росфинмониторингом.
  • № 584 «Об утверждении положения о ведении реестра адвокатов иностранных государств, которые осуществляют адвокатскую деятельность на территории РФ» от 19 сентября 2003 года. Адвокаты зарубежного государства, которые осуществляют свою деятельность на территории России, в обязательно порядке регистрируются Минюстом России. Данный реестр ведется на русском языке. Представление неверных сведений либо предоставление не всех необходимых документов, которые нужны для регистрации, считается основанием для отказа в регистрации данного адвоката иностранного государства в реестре. Минюст РФ в течение трех месяцев после получения всей нужной документации начинает проверку ее достоверности. Данные органы должны сообщить о результатах осуществленной проверки документации либо подтвердить ее достоверность не позже, чем через один месяц с момента получения запроса. После получения подтверждения достоверности документации Минюст РФ издает распоряжение о регистрации конкретного адвоката зарубежной страны в реестре, и на данном основании выдается официальное свидетельство о регистрации. Решение об отказе в регистрации в реестре допустимо обжаловать в судебном порядке согласно законодательству. Заявление адвоката зарубежной страны о его регистрации в реестре, распоряжение Минюста РФ о таковой регистрации, а также прочие документы, которые имеют отношение к адвокату зарубежной страны, формируются в реестровое дело.

04.04.2018 18:11:33

  • МПА СНГ

Закон «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Российской Федерации»

Законопроект упрощает условия для тех, кто собирается стать адвокатом. Из статьи 7 Закона предлагают исключить требование об обязательном трехлетнем стаже работы по специальности (в этом случае нужно пройти стажировку в адвокатуре от шести месяцев до года).
Бывшие силовики, судьи и прокуроры тоже смогут стать адвокатами по упрощенной схеме: стажироваться они должны до трех месяцев, а сдавать квалификационный экзамен только в устной форме.
Адвокат Наталья Мацкевич обращает внимание, что в законопроекте такое условие прописано не для всех бывших сотрудников правоохранительных органов и судов, а только тех, которые «представлены руководителями соответствующих республиканских органов».
— То есть получается, что если прокурор или судья не смог работать в системе, принципиально оттуда ушел и захотел стать адвокатом, то на него это не распространяется. А распространяется только на тех, кто чуть ли не по направлению переходит из милиции, например, в адвокатуру, — говорит Наталья Мацкевич.

Роль министерства юстиции, которое и раньше контролировало адвокатские коллегии, усиливается.
Теперь ведомство будет согласовывать стажеров адвокатов, и, главное, кандидатуры в совет территориальной коллегии адвокатов и председателя коллегии.
Согласно законопроекту, не позднее, чем за месяц до выборов совета коллегия адвокатов должна будет предоставить в Минюст не менее двух кандидатур на должность каждого члена совета территориальной коллегии.
Если Минюст дважды отклонит все кандидатуры, то ведомство само сможет внести предложения по кандидатуре в состав совета. Если же после этого кандидатуры Минюста дважды не одобрит собрание коллегии, то все равно они будут автоматически избраны в состав коллегии.
Точно по такому же принципу Минюст будет согласовывать (или автоматически избирать) и кандидатуру председателя территориальной коллегии адвокатов.
Причем досрочно снять председателя коллегии, как написано в законопроекте, Минюст сможет за «нарушение законодательства или устава коллегии». Действующий закон наделял ведомство таким правом, если председатель допускал «систематическое нарушение закона».

Первая статья закона об адвокатуре регламентирует понятие адвокатской деятельности. Согласно нормативному акту, деятельностью адвокатов именуется профессиональная юридическая помощь, основанная на нормах Федерального закона. Данный вид деятельности нельзя назвать предпринимательским. Адвокаты помогают физическим и юридическим лицам защитить их права и свободы, а также обеспечить свободный доступ к правосудию.

Деятельность адвокатуры в РФ строго регламентирована, а потому нельзя называть адвокатской следующие виды юридической помощи:

  • оказание правовых услуг нотариусами и патентными поверенными;
  • оказание профессиональной юридической помощи предпринимателями, государственными служащими и работниками органов местного самоуправления.

Таким образом, статус адвоката обладает особыми чертами, о которых будет рассказано далее.

Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре» содержит в себе статьи 16 и 17, в которых повествуется о ситуациях, при которых статус адвоката может быть изъят — временно или навсегда. Что это за ситуации?

Статья 16 гласит о приостановлении адвокатского статуса. Вот что может способствовать остановке работы адвоката:

  • избрание адвоката в государственный орган или в орган местного самоуправления;
  • неспособность адвоката исполнять свои профессиональные обязанности более полугода;
  • призыв адвоката на военную службу.

Прекращение же статуса, согласно статье 17, происходит в следующих случаях:

  • совершение адвокатом преступления;
  • смерть адвоката;
  • адвокат становится недееспособным;
  • адвокат сам подает соответствующее заявление в адвокатскую палату.

Лишением или приостановлением статуса занимается адвокатская палата — одна из форм адвокатских образований. А что вообще представляют собой адвокатские формы?

Адвокатура РФ имеет целую иерархию, представленную в виде пяти основных форм. Все эти формы взаимосвязаны, тесно функционируя друг с другом. Вот что фиксирует закон:

  • Адвокатский кабинет. Так называется деятельность адвоката, работающего обособленно. Это, по сути, физическое лицо, но не индивидуальный предприниматель. Для получения такого статуса нужно иметь пятилетний рабочий стаж.
  • Адвокатская коллегия. Это некоммерческое юридическое лицо, представляющее собой объединение адвокатов. В организации должен быть устав и председатель. Председатель занимается вопросами функционирования коллегии, а также распределением работы между подчиненными.
  • Адвокатское бюро. Несколько схоже с коллегией. Однако образуется оно на небольшое количество времени, что четко фиксируется в договоре. Как правило, бюро формируется для разрешения какого-то одного дела совместными усилиями;
  • Юридическая консультация. Периодически формируется органами государственной власти или местного самоуправления для оказания юридической помощи населению.

Существует и пятая форма, именуемая адвокатской палатой. О ней будет рассказано далее.

ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» на 2020 год

Как ни странно, но пятью формами адвокатских образований все не ограничивается. Закон «Об адвокатуре РФ» гласит о необходимости созывать съезд юристов два раза в год. В него входит две трети региональных адвокатских палат, которые занимаются:

  • утверждением сметы расходов;
  • принятием уставов адвокатской палаты федерального типа;
  • принятием этического кодекса юристов;
  • утверждением регламента съезда и многими другими вопросами.

Российская адвокатура имеет право на самостоятельные собрания в любое удобное время. Так, статья 41 рассматриваемого закона гласит о возможности собирать специальные конференции. Единственное требование — в состав собрания должны входить члены коллегий, а общее число присутствующих лиц должно составлять не менее двух третей от списка заявленных делегатов.

Законодательство России

Законодательство России — все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Правовые основы организации и деятельности адвокатуры в РФ:

Ст. 72 (разграничение компетенции)

Ст. 48 (право каждого на получение квалифицированной юридической помощи)

Ст. 17, 19, 21, 22, 26 (предусмотренные Конституцией права граждан, нарушение которых может стать основанием для обращения за помощью к адвокату)

ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре»от 31 мая 2002г. №63-ФЗ (последняя ред. 24 июля 2007 г.)

Кодифицированные нормативно-правовые акты:ГК РФ, УК РФ

ФЗ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании»

ФЗ «Об исполнительном производстве»

Законы субъектов РФ

Кодекс профессиональной этики адвоката, принятый в порядке делегированного нормотворчества. По своей правовой природе кодекс является локальным корпоративным нормативным актом общеобязательным для всех адвокатов России.

Решение Конституционного Суда «Постановление КС РФ №2-П от 28.01.1997г. по делу о проверке конституционности ч. 4 ст. 47 УПК РСФСР в связи с жалобами граждан Б.В. Антипова, Р.Л. Гитиса, С.В. Абрамова.

Права и обязанности адвоката.

Адвокат выступает в качестве независимого советника по правовым вопросам. Оказывая юридическую помощь, адвокат:

Статья 9. Приобретение статуса адвоката

  1. Статус адвоката в Российской Федерации вправе приобрести лицо, которое имеет высшее юридическое образование, полученное в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования, либо ученую степень по юридической специальности. Указанное лицо также должно иметь стаж работы по юридической специальности не менее двух лет либо пройти стажировку в адвокатском образовании в сроки, установленные настоящим Федеральным законом.
    У лиц, высшее юридическое образование которых является впервые полученным высшим профессиональным образованием, стаж работы по юридической специальности исчисляется не ранее чем с момента окончания соответствующего образовательного учреждения.
  2. Не вправе претендовать на приобретение статуса адвоката и осуществление адвокатской деятельности лица:
    1) признанные недееспособными или ограниченно дееспособными в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
    2) имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления.
  3. Решение о присвоении статуса адвоката принимает квалификационная комиссия адвокатской палаты субъекта Российской Федерации (далее — квалификационная комиссия) после сдачи лицом, претендующим на приобретение статуса адвоката (далее также — претендент), квалификационного экзамена.
  4. В стаж работы по юридической специальности, необходимой для приобретения статуса адвоката, включается работа:
    1) в качестве судьи;
    2) на требующих высшего юридического образования государственных должностях в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органах;
    3) на требовавших высшего юридического образования должностях в существовавших до принятия действующей Конституции Российской Федерации государственных органах СССР, РСФСР и Российской Федерации, находившихся на территории Российской Федерации;
    4) на требующих высшего юридического образования муниципальных должностях;
    5) на требующих высшего юридического образования должностях в органах Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации;
    6) на требующих высшего юридического образования должностях в юридических службах организаций;
    7) на требующих высшего юридического образования должностях в научно-исследовательских учреждениях;
    8) в качестве преподавателя юридических дисциплин в учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;
    9) в качестве адвоката;
    10) в качестве помощника адвоката;
    11) в качестве нотариуса.
  5. Адвокат вправе осуществлять адвокатскую деятельность на всей территории Российской Федерации без какого-либо дополнительного разрешения.
  6. Иностранные граждане и лица без гражданства, получившие статус адвоката в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, допускаются к осуществлению адвокатской деятельности на всей территории Российской Федерации в случае, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Статья 10. Допуск к квалификационному экзамену

  1. Лицо, отвечающее требованиям пунктов 1 и 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, вправе обратиться в квалификационную комиссию адвокатской палаты субъекта Российской Федерации с заявлением о присвоении ему статуса адвоката.
  2. Претендент помимо заявления представляет в квалификационную комиссию копию документа, удостоверяющего его личность, анкету, содержащую биографические сведения, копию трудовой книжки или иной документ, подтверждающий стаж работы по юридической специальности, копию документа, подтверждающего высшее юридическое образование либо наличие ученой степени по юридической специальности, а также другие документы в случаях, предусмотренных законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре.
    Предоставление недостоверных сведений может служить основанием для отказа в допуске претендента к квалификационному экзамену.
  3. Квалификационная комиссия при необходимости организует в течение двух месяцев проверку достоверности документов и сведений, представленных претендентом. При этом квалификационная комиссия вправе обратиться в соответствующие органы с запросом о проверке либо подтверждении достоверности указанных документов и сведений. Данные органы обязаны сообщить квалификационной комиссии о результатах проверки документов и сведений либо подтвердить их достоверность не позднее чем через месяц со дня получения запроса квалификационной комиссии.
  4. После завершения проверки квалификационная комиссия принимает решение о допуске претендента к квалификационному экзамену.
  5. Решение об отказе в допуске претендента к квалификационному экзамену может быть принято только по основаниям, указанным в настоящем Федеральном законе. Решение об отказе в допуске к квалификационному экзамену может быть обжаловано в суд.

Статья 11. Квалификационный экзамен

  1. Положение о порядке сдачи квалификационного экзамена и оценки знаний претендентов, а также перечень вопросов, предлагаемых претендентам, разрабатываются и утверждаются советом Федеральной палаты адвокатов.
  2. Квалификационный экзамен состоит из письменных ответов на вопросы (��естирование) и устного собеседования.
  3. Претендент, не сдавший квалификационного экзамена, допускается к повторной процедуре сдачи квалификационного экзамена, установленной настоящим Федеральным законом, не ранее чем через год.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *