Закон о бухгалтерском учете 402-ФЗ с изменениями на 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон о бухгалтерском учете 402-ФЗ с изменениями на 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

1. Совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета составляет его учетную политику.

2. Экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами.

3. При формировании учетной политики в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета выбирается способ ведения бухгалтерского учета из способов, допускаемых федеральными стандартами.

4. В случае, если в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета федеральными стандартами не установлен способ ведения бухгалтерского учета, такой способ самостоятельно разрабатывается исходя из требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами.

5. Учетная политика должна применяться последовательно из года в год.

6. Изменение учетной политики может производиться при следующих условиях:

1) изменении требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами;

2) разработке или выборе нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета;

3) существенном изменении условий деятельности экономического субъекта.

7. В целях обеспечения сопоставимости бухгалтерской (финансовой) отчетности за ряд лет изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обусловливается причиной такого изменения.

Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

1. Данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета.

2. Не допускаются пропуски или изъятия при регистрации объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета, регистрация мнимых и притворных объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета. Для целей настоящего Федерального закона под мнимым объектом бухгалтерского учета понимается несуществующий объект, отраженный в бухгалтерском учете лишь для вида (в том числе неосуществленные расходы, несуществующие обязательства, не имевшие места факты хозяйственной жизни), под притворным объектом бухгалтерского учета понимается объект, отраженный в бухгалтерском учете вместо другого объекта с целью прикрыть его (в том числе притворные сделки). Не являются мнимыми объектами бухгалтерского учета резервы, фонды, предусмотренные законодательством Российской Федерации, и расходы на их создание. (в ред. Федерального закона от 21.12.2013 N 357-ФЗ)

3. Бухгалтерский учет ведется посредством двойной записи на счетах бухгалтерского учета, если иное не установлено федеральными стандартами. Не допускается ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых экономическим субъектом регистров бухгалтерского учета. (в ред. Федерального закона от 21.12.2013 N 357-ФЗ)

4. Обязательными реквизитами регистра бухгалтерского учета являются:

1) наименование регистра;

2) наименование экономического субъекта, составившего регистр;

3) дата начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который составлен регистр;

4) хронологическая и (или) систематическая группировка объектов бухгалтерского учета;

5) величина денежного измерения объектов бухгалтерского учета с указанием единицы измерения;

6) наименования должностей лиц, ответственных за ведение регистра;

7) подписи лиц, ответственных за ведение регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

5. Формы регистров бухгалтерского учета утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Формы регистров бухгалтерского учета для организаций бюджетной сферы устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 247-ФЗ)

6. Регистр бухгалтерского учета составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

7. В случае, если законодательством Российской Федерации или договором предусмотрено представление регистра бухгалтерского учета другому лицу или в государственный орган на бумажном носителе, экономический субъект обязан по требованию другого лица или государственного органа изготавливать за свой счет на бумажном носителе копии регистра бухгалтерского учета, составленного в виде электронного документа.

8. В регистре бухгалтерского учета не допускаются исправления, не санкционированные лицами, ответственными за ведение указанного регистра. Исправление в регистре бухгалтерского учета должно содержать дату исправления, а также подписи лиц, ответственных за ведение данного регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

9. В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации изымаются регистры бухгалтерского учета, в том числе в виде электронного документа, копии изъятых регистров, изготовленные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, включаются в состав документов бухгалтерского учета.

1. Активы и обязательства подлежат инвентаризации.

2. При инвентаризации выявляется фактическое наличие соответствующих объектов, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета.

3. Случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательного проведения инвентаризации. Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством Российской Федерации, федеральными и отраслевыми стандартами.

4. Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием объектов и данными регистров бухгалтерского учета подлежат регистрации в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация.

1. Объекты бухгалтерского учета подлежат денежному измерению.

2. Денежное измерение объектов бухгалтерского учета производится в валюте Российской Федерации.

3. Если иное не установлено законодательством Российской Федерации, стоимость объектов бухгалтерского учета, выраженная в иностранной валюте, подлежит пересчету в валюту Российской Федерации.

1. Отчетным периодом для годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (отчетным годом) является календарный год — с 1 января по 31 декабря включительно, за исключением случаев создания, реорганизации и ликвидации юридического лица.

2. Первым отчетным годом является период с даты государственной регистрации экономического субъекта по 31 декабря того же календарного года включительно, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и (или) федеральными стандартами.

3. В случае, если государственная регистрация экономического субъекта, за исключением кредитной организации, организации бюджетной сферы, произведена после 30 сентября, первым отчетным годом является, если иное не установлено экономическим субъектом, период с даты государственной регистрации по 31 декабря календарного года, следующего за годом его государственной регистрации, включительно. Первым отчетным годом вновь созданной организации бюджетной сферы является период с даты ее создания по 31 декабря того же календарного года включительно, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и (или) федеральными стандартами бухгалтерского учета государственных финансов. (в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 247-ФЗ)

4. Отчетным периодом для промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности является период с 1 января по отчетную дату периода, за который составляется промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность, включительно.

5. Первым отчетным периодом для промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности является период с даты государственной регистрации экономического субъекта по отчетную дату периода, за который составляется промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность, включительно.

6. Датой, на которую составляется бухгалтерская (финансовая) отчетность (отчетной датой), является последний календарный день отчетного периода, за исключением случаев реорганизации и ликвидации юридического лица.

1. Последним отчетным годом для реорганизуемого юридического лица, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, является период с 1 января года, в котором произведена государственная регистрация последнего из возникших юридических лиц, до даты такой государственной регистрации.

2. При реорганизации юридического лица в форме присоединения последним отчетным годом для юридического лица, которое присоединяется к другому юридическому лицу, является период с 1 января года, в котором внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц о прекращении деятельности присоединенного юридического лица, до даты ее внесения.

3. Реорганизуемое юридическое лицо составляет последнюю бухгалтерскую (финансовую) отчетность на дату, предшествующую дате государственной регистрации последнего из возникших юридических лиц (дате внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица).

4. Последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность должна включать данные о фактах хозяйственной жизни, имевших место в период с даты утверждения передаточного акта (разделительного баланса) до даты государственной регистрации последнего из возникших юридических лиц (даты внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица).

4.1. На последнюю бухгалтерскую (финансовую) отчетность, указанную в части 4 настоящей статьи, не распространяются требования статьи 18 настоящего Федерального закона. (в ред. Федерального закона от 28.11.2018 N 444-ФЗ (ред. от 26.07.2019))

5. Первым отчетным годом для возникшего в результате реорганизации юридического лица, за исключением организаций бюджетной сферы, является период с даты его государственной регистрации по 31 декабря года, в котором произошла реорганизация, включительно, если иное не установлено федеральными стандартами. (в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 247-ФЗ)

6. Возникшее в результате реорганизации юридическое лицо, за исключением организаций бюджетной сферы, должно составить первую бухгалтерскую (финансовую) отчетность по состоянию на дату его государственной регистрации, если иное не установлено федеральными стандартами.

7. Первая бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется на основе утвержденного передаточного акта (разделительного баланса) и данных о фактах хозяйственной жизни, имевших место в период с даты утверждения передаточного акта (разделительного баланса) до даты государственной регистрации возникших в результате реорганизации юридических лиц, за исключением организаций бюджетной сферы (даты внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица). (в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 247-ФЗ)

8. Порядок составления бухгалтерской (финансовой) отчетности организации бюджетной сферы, возникшей в результате реорганизации, устанавливается уполномоченным федеральным органом. (в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 247-ФЗ)

  • указывает, как раскрывать информацию об основных средствах организации;
  • не используется для бюджетных организаций, а малыми предприятиями используется по желанию;
  • не применяется к капитальным вложениям и к долгосрочным активам, которые будут проданы;
  • основным средством признает приносящий выгоду актив в материально-вещественной форме, срок использования которого превышает 12 месяцев.
  • указывает, как раскрывать информацию о капитальных вложениях;
  • не используется для бюджетных организаций и по желанию используется малыми предприятиями;
  • применяется для накопления расходов на создание, приобретение или восстановление основных средств;
  • не применяется для активов, которые будут проданы.

Мы сделали обзор последних изменений в бухгалтерском учете. Кто-то уже внедрил их в компании заранее, а кто-то только начал разбираться в хитросплетениях новых стандартов, срок обязательного использования которых наступил в 2021 году.

Пусть эта статья станет своеобразным чек-листом для проверки того, какие нововведения вы учли, а над чем еще надо поработать.

Федеральный закон «О бухгалтерском учёте» (402-ФЗ) 2021, 2020

Бухгалтерский учет (далее — БУ), как и любая другая сфера, нуждается в надлежащем правовом регулировании со стороны государства. И ведущую роль здесь играет Федеральный закон о бухгалтерском учете 402-ФЗ. Он был принят 06.12.2011, но начал действовать с некоторой отсрочкой — с 01.01.2013. Основные цели этого закона — установить единые требования к БУ и отчетности, закрепить правовой механизм регулирования бухучета. Им и посвящены 2-я и 3-я главы закона.

Итак, о чём же говорит нам 402-й федеральный закон о бухгалтерском учете?

Прежде всего, он:

  • раскрывает само понятие бухучета, определяя его как формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных законом о бухгалтерском учете, в соответствии с установленными им же требованиями, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности (БФО);
  • очерчивает круг лиц, на которых распространяется его действие.

Кто несет ответственность за организацию бухгалтерского учета, узнайте здесь.

В числе объектов БУ закон указывает:

  • факты хозяйственной жизни;
  • активы и обязательства;
  • финансовые источники;
  • доходы и расходы.

Перечень объектов является открытым. А в качестве лиц, обязанных вести учет, называются все экономические субъекты в РФ. Не вести БУ дозволяется лишь ИП и некоторым подразделениям иностранных организаций.

Помимо этого, закон о бухгалтерском учете закрепляет:

  • порядок организации БУ экономическим субъектом;
  • требования к первичным документам и бухрегистрам;

В силу особой важности первички ей посвящена отдельная рубрика нашего сайта.

  • правила инвентаризации;
  • «отчетные» вопросы;
  • порядок хранения документов БУ.

За недолгий срок существования закон о бухгалтерском учете уже не раз изменялся и дополнялся. Последние существенные изменения (начали действовать с 16.11.2014) коснулись упрощенных способов ведения БУ и БФО. В частности, был определен круг субъектов, у которых нет права на бухгалтерскую упрощенку. Это:

  • организации, занятые в определенных сферах деятельности, например, жилищные и кредитные потребительские кооперативы, субъекты адвокатуры и нотариата, юридические консультации и др.;
  • организации, отчетность которых подлежит обязательному аудиту независимо от того, в какой области они заняты;
  • некоторые некоммерческие организации.

Подробнее о них см. здесь.

Никаких изменений в 2015 году в закон не вносилось. А в 2016 году единственным новшеством в этом документе (закон «О внесении изменений…» от 23.05.2016 № 149-ФЗ) стало исключение государственных академий наук из понятия «организации государственного сектора» (п. 9 ст. 3 закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ). В 2017-2018 годах в закон № 402-ФЗ были внесены незначительные поправки, касающиеся в основном кредитных организаций.

ВНИМАНИЕ! Минфин подготовил поправки в закон № 402-ФЗ. Подробности см. здесь.

Федеральный закон о бухгалтерском учете — акт основополагающий, но не единственный. Его положения развиваются и конкретизируются многочисленными подзаконными актами. Согласно самому закону иерархия таких НПА следующая:

  • федеральные стандарты;
  • отраслевые стандарты;
  • рекомендации в области бухгалтерского учета;
  • стандарты экономического субъекта.

Стандарты первой — федеральной — группы в настоящее время не утверждены и вместо них пока применяются всем нам хорошо известные ПБУ, определяющие порядок учета отдельных объектов БУ. Отраслевые стандарты закрепляют правила для отдельных сфер деятельности. Рекомендации призваны обеспечить правильное применение стандартов, снизить расходы на организацию БУ, внедрять передовой бухгалтерский опыт, исследования и разработки. Применение рекомендаций — дело сугубо добровольное. Внутренние стандарты предназначены для организации и ведения БУ у конкретного экономического субъекта. Он сам решает, какие стандарты разрабатывать, как их утверждать, изменять или отменять.

  • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

  • Бюджетный кодекс РФ

  • Водный кодекс Российской Федерации РФ

  • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

  • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

  • ГК РФ

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

  • Земельный кодекс РФ

  • Кодекс административного судопроизводства РФ

  • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

  • Кодекс об административных правонарушениях РФ

  • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

  • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

  • НК РФ

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

  • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

  • Трудовой кодекс РФ

  • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовный кодекс РФ

Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ

  • Указ Президента РФ от 02.09.2021 N 512

    «О внесении изменения в Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313»

  • Указ Президента РФ от 02.09.2021 N 511

    «О внесении изменений в состав Комиссии при Президенте Российской Федерации по предварительному рассмотрению вопросов назначения судей и прекращения их полномочий, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 17 февраля 2021 г. N 97»

  • Указ Президента РФ от 02.09.2021 N 510

    «О внесении изменения в Порядок подготовки проектов правовых актов и поручений Президента Российской Федерации, проектов правовых актов Правительства Российской Федерации об определении единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) товаров, работ, услуг при осуществлении их закупок для государственных нужд, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 14 сентября 2020 г. N 558»

  • Распоряжение Правительства РФ от 17.12.2012 N 2410-р

  • Постановление Правительства РФ от 01.09.2021 N 1461

    «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2020 г. N 2130»

  • Постановление Правительства РФ от 01.09.2021 N 1459

    «О внесении изменений в Правила маркировки обувных товаров средствами идентификации»

  • Приказ ФНС России от 05.06.2018 N ММВ-7-8/[email protected] (ред. от 25.08.2021)

    «Об осуществлении бюджетных полномочий главного администратора доходов федерального бюджета Федеральной налоговой службой, администраторов доходов федерального бюджета территориальными органами Федеральной налоговой службы»

  • Информация Росалкогольрегулирования от 10.08.2021

    «О требованиях к документам, сопровождающим оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе фармацевтической субстанции»

  • Приказ Росстата от 27.11.2019 N 711 (ред. от 13.07.2021)

    «Об утверждении Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения N П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», N П-2 «Сведения об инвестициях в нефинансовые активы», N П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации», N П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников», N П-5(м) «Основные сведения о деятельности организации»

По ФСБУ 27/2021 документы должны соответствовать требованиям Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и собственно ФСБУ 27/2021. Таким образом, ФСБУ 27/2021 уточняет и дополняет нормы Закона № 402-ФЗ.

ФСБУ 27/2021 определено следующее.

Документы бухгалтерского учета (первичные документы и регистры) должны быть составлены на русском языке. Первичный учетный документ, составленный на иностранном языке, должен содержать построчный перевод на русский язык.

Исключение составляют случаи, когда законодательство или правила страны (места ведения деятельности организации за пределами Российской Федерации) требуют составления документов бухгалтерского учета на языке этой страны. Такие документы составляются на соответствующем иностранном языке. Однако регистр бухгалтерского учета, составленный на иностранном языке (в котором отражены иностранные документы), должен содержать построчный перевод на русский язык.

Денежные величины в регистрах бухгалтерского учета должны указываться в рублях. Денежные величины по объектам бухгалтерского учета, стоимость которых выражена в иностранной валюте, записываются в регистрах одновременно в такой валюте и в рублях (за исключением случаев, когда иное установлено ФСБУ, принимаемыми в соответствии с Законом № 402-ФЗ).

Первичные учетные документы должны содержать обязательные реквизиты, которые установлены Законом № 402-ФЗ. Одним из обязательных реквизитов является дата составления документа.

Стандарт уточняет, что датой составления документа в общем случае признается дата его подписания. Наряду с обязательными реквизитами организация вправе включать в первичный учетный документ дополнительные реквизиты.

ФСБУ 27/2021 вводит понятие оправдательного документа. Это документ, который содержит информацию о факте хозяйственной жизни, но не всегда отвечает критериям первичного учетного документа в соответствии с Законом № 402-ФЗ.

Примерами оправдательных документов могут служить договор, кассовый чек, квитанция об оплате, авансовый отчет, судебный акт, торговый товарный счет и др.

В первичный учетный документ, обязательные реквизиты которого указаны на основании оправдательного документа, необходимо включить информацию, позволяющую идентифицировать указанный оправдательный документ.

ФСБУ 27/2021 разрешает использовать в качестве первичных учетных документов оправдательные документы, только если они содержат все обязательные реквизиты первичного документа.

Первичный учетный документ можно оформлять на несколько связанных фактов хозяйственной жизни. По длящимся и повторяющимся фактам хозяйственной жизни (например, начисление амортизации, процентов, поставка товаров, продукции партиями в разные даты по одному долгосрочному договору и др.) первичный документ можно оформлять с периодичностью раз в сутки, в неделю, месяц, квартал. Периодичность организация определяет самостоятельно.

Перечень лиц, имеющих право подписания документов бухгалтерского учета, устанавливает руководитель организации.

Организация может составлять документы на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью. Требований к электронной подписи Закон № 402-ФЗ и ФСБУ 27/2021 не содержат. Поэтому виды электронной подписи документов бухгалтерского учета организация определяет самостоятельно соглашением с другими участниками (контрагентами) электронного взаимодействия. ФСБУ 27/2021 уточняет, что при составлении документов бухгалтерского учета в виде электронных документов должна быть обеспечена возможность изготовления копий таких документов на бумажном носителе.

Изменения в бухгалтерском учете: резюме за 2020 год и нововведения 2021

Организация должна хранить подлинники документов бухгалтерского учета, составленных на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа.

Стандартом установлено, что документы бухгалтерского учета должны храниться в том виде, в котором они были составлены.

Перевод документов, составленных на бумажном носителе, в электронный вид с целью последующего хранения не допускается.

Если законодательство или правила страны (места ведения деятельности организации за пределами Российской Федерации) требуют хранения документов бухгалтерского учета на территории этой страны, то такое хранение должно быть обеспечено.

В случае утраты документов бухгалтерского учета (в частности, гибели, пропажи), а также их порчи, приводящей к невозможности использования, организация должна принять все возможные меры по их восстановлению.

  • Порядок составления некредитными финансовыми организациями в электронной форме информации, предусмотренной статьями 7, 7.5 Федерального закона О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
  • Приказ Ростуризма от 11.06.2021 N 219-Пр-21 (ред. от 31.08.2021)
  • Письмо ФТС России от 08.08.2013 N 14-42/34327 (ред. от 31.08.2021)
  • Письмо ФТС России от 07.02.2012 N 14-42/05514 (ред. от 31.08.2021)
  • Письмо ФТС России от 08.12.2009 N 14-42/58920 (ред. от 31.08.2021)
  • Приказ ФАС России от 28.06.2021 N 640/21 (ред. от 30.08.2021)
  • Письмо ФТС России от 14.07.2014 N 14-40/32861 (ред. от 30.08.2021)
  • Приказ Росстата от 30.07.2021 N 460 (ред. от 27.08.2021)
  • Приказ Росрыболовства от 03.12.2020 N 648 (ред. от 27.08.2021)
  • Письмо ФТС России от 24.06.2019 N 14-40/37084 (ред. от 27.08.2021)
  • АПК РФ

    ГК РФ (часть I)

    ГК РФ (часть II)

    ГК РФ (часть III)

    ГК РФ (часть IV)

    ГПК РФ

    ГрК РФ

    Жилищный кодекс

    КАС РФ

    КоАП РФ

    НК РФ (часть I)

    НК РФ (часть II)

    Семейный кодекс

    ТК РФ

    УИК РФ

    УК РФ

    УПК РФ

    Бюджетный кодекс

    Воздушный кодекс

    Водный кодекс

    Земельный кодекс

    Лесной кодекс

    Федеральный закон № 160-ФЗ от 18.07.2017 привнес в текущее законодательство следующие изменения:

    • В статье 21 были произведены нижеперечисленные правки:
      • в первой части, предусматривающей документы, которые регулируются бухгалтерским учётом, были добавлены в пункте 2.1 нормативные акты Центробанка РФ;
      • третья часть, перечисляющая объекты, на которые устанавливаются федеральные стандарты бухгалтерского учёта, была изменена в 5 пункте: план счетов бухгалтерского учёта и его применение, кроме данной документации для кредитных и некредитных организаций;
      • шестая часть предусматривает, что Центральный банк Российской Федерации своими нормативными актами устанавливает порядок оформления и применения планов счетов бухгалтерского учёта, а также их отражение на отдельных и групповых счетах и формы выявления информации в финансовой отчётности кредитных и некредитных организаций;
      • пятнадцатая часть текущей статьи была дополнена и переизложена и на данный момент гласит, что федеральные стандарты, а также, предусмотренные частью 6 настоящей статьи, акты Центробанка РФ не должны противоречить Федеральному закону о бухгалтерском учёте.
    • Статья 23 была изменена в части 2, которая перечисляет компетенции Центрального банка Российской Федерации, в пункте 1, перечисляющим следующие обязательства: разработка и утверждение стандартов, установленных ст.21 ч.6 настоящего ФЗ, а также обобщение применения данным нормативных актов;
    • Статья 30 была дополнена частью 1.1, гласящей, что предыдущие стандарты бухгалтерского учёта, утверждённые Министерством финансов РФ 1 октября 1998 года и действовавшими до вступления настоящего закона в силу, признаются действительными для текущего ФЗ, исключая положение о непротиворечии нормативных стандартов Центробанка с федеральными стандартами.

    Статья 1 определяет цели и предмет ФЗ-402. Целью настоящего Федерального закона является установление универсальных стандартов бухгалтерского учёта и формирование законного механизма регламентирования бухгалтерской отчётности.

    Также текущая статья даёт определение бухгалтерскому учёту. Под данным термином понимается создание документов с систематизированной информацией об объектах, предусмотренных настоящим законодательством, согласно требованиям, предусмотренным Федеральным законом о бухгалтерской отчётности.

    Положения по бухучету, утвержденные Минфином в период с 1 октября 1998 года до дня вступления в силу закона о бухучете, признаются с 19 июля 2017 года федеральными стандартами. Поправка об этом внесены в ч. 1.1 ст. 30 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

    Также появилось уточнение о том, что к ПБУ не применяется требование о том, что отраслевые стандарты и соответствующие нормативные акты ЦБ не должны противоречить федеральным стандартам.

    Нормативный акт распространяется на:

    1. Некоммерческие и коммерческие предприятия.
    2. Госорганы, территориальные структуры самоуправления, административные аппараты государственных и местных внебюджетных фондов.
    3. ЦБ.
    4. Индивидуальных предпринимателей, нотариусов, адвокатов, создавших кабинеты, и иных лиц, осуществляющих частную практику.
    5. Представительства и прочие структурные подразделения компаний, созданных по законодательствам зарубежных стран, международные организации и их филиалы, находящиеся на территории РФ, если другое не установлено межгосударственными соглашениями.

    402-ФЗ «О бухгалтерском учете» предписывает вести финансово-хозяйственную документацию:

    1. Индивидуальным предпринимателям, частнопрактикующим лицам. Для этих субъектов обязанность по составлению документации вменяется в том случае, если, по действующим нормативным актам о сборах и налогах, они регистрируют расходы и доходы либо другие объекты обложения в установленном порядке.
    2. Находящимся в пределах территории РФ представительствам, филиалам и прочим структурным подразделениям компаний, сформированных по зарубежным законодательствам. Для этих субъектов также действует условие, приведенное в предыдущем пункте.

    По 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» ответственным за организацию ведения финансово-хозяйственной документации и ее хранение выступает руководитель субъекта. Если частнопрактикующее лицо или индивидуальный предприниматель осуществляют регистрацию расходов и доходов, они самостоятельно заполняют необходимые бумаги. Вместе с этим им вменяются иные обязанности, предусмотренные для руководителя хозяйствующего субъекта. Управляющий предприятием должен возложить функции по составлению документации на соответствующего специалиста. Для этого издается приказ. 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» допускает заключение договора с частной компанией на оказание последней соответствующих услуг предприятию. Для кредитной организации действует несколько иной порядок. Руководитель такой компании обязан возложить функции по ведению отчетности на главного бухгалтера. Управляющий малого или среднего предприятия может осуществлять составление документации самостоятельно.

    Руководитель хозяйствующего субъекта должен проверить соответствие уровня профподготовки сотрудника обязанностям, которые он будет исполнять. Только после этого директор может подписать соответствующий приказ. 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» устанавливает следующие требования к специалисту:

    1. Наличие высшего профобразования.
    2. Отсутствие непогашенного или неснятого срока судимости за экономическое преступление.
    3. Наличие опыта работы по профессии не менее трех лет в течение последних пяти. В случае отсутствия высшего профобразования, стаж сотрудника должен составлять не меньше пяти лет из последних семи.

    Другие федеральные законы, регламентирующие отношения в сфере финансов, могут устанавливать дополнительные требования к специалисту. Юрлицо, с которым предприятие заключает договор на оказание услуг, должно иметь в штате не менее одного сотрудника. При этом он должен отвечать требованиям, указанным выше. Последнее касается и частнопрактикующего лица, с которым заключается соглашение на оказание им услуг по ведению финансово-хозяйственной документации на предприятии. Главный бухгалтер в кредитной организации должен соответствовать требованиям, которые устанавливаются ЦБ.

    Новый ФСБУ 27/2021 о документах и документообороте в бухгалтерском учете

    Между руководителем предприятия и главным бухгалтером либо другим лицом, выполняющим его обязанности, могут возникнуть разногласия по вопросам ведения отчетности. В этих случаях информация, присутствующая в первичной документации принимается/не принимается специалистом к регистрации и накоплению в регистрах по письменному распоряжению директора. Последний несет единоличную ответственность за сформированные в результате этих действий данные. Аналогичное правило распространяется на объекты учета, по отражению/не отражению которых возникла спорная ситуация.

    • Задачи и цели бухгалтерского учета. Основные требования и правила ведения. Федеральный закон № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»
    • Программы для бухгалтерского учета: обзор, описание и особенности. Программы для ведения бухгалтерского учета
    • Сроки хранения бухгалтерских документов для ИП, ООО и ЗАО
    • Федеральный закон «Об охране окружающей среды»
    • Лимитно-заборная карта М-8 — образец заполнения. Новый бланк лимитно-заборной карты
    • Отчетный период — это… Доходы отчетного периода
    • Налоговые агенты: определение, их права и обязанности
    1. Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете состоит из (статья 3):
      • Федерального закона «О бухгалтерском учете»;
      • Других федеральных законов;
      • Указов Президента РФ;
      • Постановлений Правительства РФ
    2. Нормативная база бухгалтерского учета состоит из (пункт 2 статьи 5):
      • Планов счетов бухгалтерского учета и инструкций по их применению;
      • положений (стандартов) по бухгалтерскому учету, устанавливающих принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности;
      • других нормативных актов и методических указаний по вопросам бухгалтерского учета;
      • положений и стандартов, устанавливающих принципы, правила и способы ведения учета и отчетности для таможенных целей
    1. Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете состоит из (статья 4):
      1. Федерального закона «О бухгалтерском учете»;
      2. Других федеральных законов;
      3. Принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов
    2. К документам в области регулирования бухгалтерского учета относятся (статья 21):
      • федеральные стандарты (обязательны для применения);
      • отраслевые стандарты (обязательны для применения, устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности);
      • рекомендации в области бухгалтерского учета;
      • стандарты экономического субъекта

    Остановимся на новшествах, вводимых Законом № 402-ФЗ.

    Стандарт бухгалтерского учета — это документ, устанавливающий минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета (пункт 3 статьи 3 Закона N 402-ФЗ). Согласно части 1 статьи 21 Закона N 402-ФЗ различают федеральные, отраслевые стандарты и стандарты экономического субъекта. Международные стандарты (МСФО) не поименованы в числе документов в области регулирования российского бухгалтерского учета, они лишь являются основой при разработке федеральных и отраслевых стандартов (п. 4 ст. 20 Закона N 402-ФЗ).

    Законом N 402-ФЗ установлена строгая иерархия документов, регулирующих бухгалтерский учет, и установлено правило непротиворечивости этих документов (часть 15 статьи 21 Закона N 402-ФЗ):

    • федеральные и отраслевые стандарты не должны противоречить Федеральному закону «О бухгалтерском учете»;

    • отраслевые стандарты не должны противоречить федеральным стандартам;

    • рекомендации в области бухгалтерского учета и стандарты экономического субъекта не должны противоречить федеральным и отраслевым стандартам.

    Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

    Индивидуальный предприниматель, лицо, занимающееся частной практикой, если в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения (пункт 1 части 2 статьи 6)

    Адвокаты, которые осуществляют адвокатскую деятельность в адвокатском кабинете (пункт 2 статьи 4)

    Организации, применяющие УСН (кроме бухучета основных средств и нематериальных активов) (п. 3 статьи 4)

    Филиал, представительство или иное структурное подразделение организации, созданной в соответствии с законодательством иностранного государства, находящиеся на территории РФ — в случае, если в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах они ведут учет доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном указанным законодательством (пункт 2 части 2)

    Из Закона № 402-ФЗ следует, что с 2013 года:

    • всем организациям придется вести бухгалтерский учет в полном объеме, включая организации, прменяющие УСН будут вести бухгалтерский учет наряду с остальными и еще представлять бухгалтерскую отчетность в ИФНС и статистическое ведомство. Как отмечает Минфин РФ в своем Письме ПЗ-10/2012 при этом допустимым является применение для регистрации и накопления информации обо всех фактах хозяйственной жизни только одного регистра бухгалтерского учета — книги (журнала) учета фактов хозяйственной жизни. В соответствии со статьей 10 Федерального закона N 402-ФЗ форма такого регистра бухгалтерского учета утверждается руководителем экономического субъекта;

    • упрощенцам, сдающим бухгалтерскую отчетность впервые, потребуется привести сопоставимые данные за предыдущие два года, т.е. — придется восстановить учет за несколько лет. Как это сделать, законодательство не уточняет, поэтому подойдут любые способы. Некоторые данные можно получить, проведя инвентаризацию остатков таких показателей, как товары, денежные средства, кредиторская задолженность и т. д. Часть сведений можно взять из книг учета доходов и расходов.

    1. Налоговый календарь бухгалтера на 2021 год

    2. Производственный календарь на 2021 год

    3. Правовой календарь на 2021 год

    4. Налоговые проверки

    5. Расчет пособий

    1. Целями настоящего Федерального закона являются установление единых требований к бухгалтерскому учёту, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчётности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учёта.

    2. Бухгалтерский учёт — формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчётности.

    1. Действие настоящего Федерального закона распространяется на следующих лиц (далее — экономические субъекты):

    1) коммерческие и некоммерческие организации;

    2) государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов;

    3) Центральный банк Российской Федерации;

    4) индивидуальных предпринимателей, а также на адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, нотариусов и иных лиц, занимающихся частной практикой (далее — лица, занимающиеся частной практикой);

    5) находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные структурные подразделения организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, находящиеся на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

    2. Настоящий Федеральный закон применяется при ведении бюджетного учёта активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства, а также при составлении бюджетной отчётности.

    3. Настоящий Федеральный закон применяется при ведении доверительным управляющим бухгалтерского учёта переданного ему в доверительное управление имущества и связанных с ним объектов бухгалтерского учёта, а также при ведении, в том числе одним из участвующих в договоре простого товарищества юридических лиц, бухгалтерского учёта общего имущества товарищей и связанных с ним объектов бухгалтерского учёта.

    4. Настоящий Федеральный закон применяется при ведении бухгалтерского учёта в процессе выполнения соглашения о разделе продукции, если иное не установлено Федеральным законом от 30 декабря 1995 года N 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции».

    5. Настоящий Федеральный закон не применяется при создании информации, необходимой для составления экономическим субъектом отчётности для внутренних целей, отчётности, представляемой кредитной организации в соответствии с ее требованиями, а также отчётности для иных целей, если законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним правилами составления такой отчётности не предусматривается применение настоящего Федерального закона.

    Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

    1) бухгалтерская (финансовая) отчётность — информация о финансовом положении экономического субъекта на отчётную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчётный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом;

    2) уполномоченный федеральный орган — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности;

    3) стандарт бухгалтерского учёта — документ, устанавливающий минимально необходимые требования к бухгалтерскому учёту, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учёта;

    4) международный стандарт — стандарт бухгалтерского учёта, применение которого является обычаем в международном деловом обороте независимо от конкретного наименования такого стандарта;

    5) план счетов бухгалтерского учёта — систематизированный перечень счетов бухгалтерского учёта;

    6) отчётный период — период, за который составляется бухгалтерская (финансовая) отчётность;

    7) руководитель экономического субъекта — лицо, являющееся единоличным исполнительным органом экономического субъекта, либо лицо, ответственное за ведение дел экономического субъекта, либо управляющий, которому переданы функции единоличного исполнительного органа;

    8) факт хозяйственной жизни — сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств;

    9) организации государственного сектора — государственные (муниципальные) учреждения, государственные академии наук, государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов, органы управления территориальных государственных внебюджетных фондов.

    Федеральный закон от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ

    Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учёте состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов.

    Глава 2. Общие требования к бухгалтерскому учёту

    Объектами бухгалтерского учёта экономического субъекта являются:

    1) факты хозяйственной жизни;

    2) активы;

    3) обязательства;

    4) источники финансирования его деятельности;

    5) доходы;

    6) расходы;

    7) иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.

    1. Экономический субъект обязан вести бухгалтерский учёт в соответствии с настоящим Федеральным законом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

    2. Бухгалтерский учёт в соответствии с настоящим Федеральным законом могут не вести:

    1) индивидуальный предприниматель, лицо, занимающееся частной практикой, — в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах они ведут учёт доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения либо физических показателей, характеризующих определенный вид предпринимательской деятельности;

    (п. 1 в ред. Федерального закона от 02.11.2013 N 292-ФЗ)

    2) находящиеся на территории Российской Федерации филиал, представительство или иное структурное подразделение организации, созданной в соответствии с законодательством иностранного государства, — в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах они ведут учёт доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном указанным законодательством.

    3. Бухгалтерский учёт ведется непрерывно с даты государственной регистрации до даты прекращения деятельности в результате реорганизации или ликвидации.

    4. Упрощенные способы ведения бухгалтерского учёта, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчётность, вправе применять следующие экономические субъекты:

    1) субъекты малого предпринимательства;

    2) некоммерческие организации, за исключением некоммерческих организаций, поступления денежных средств и иного имущества которых за предшествующий отчётный год превысили три миллиона рублей, коллегий адвокатов, адвокатских бюро, юридических консультаций, адвокатских палат, нотариальных палат, жилищных и жилищно-строительных кооперативов, кредитных потребительских кооперативов, сельскохозяйственных потребительских кооперативов, микрофинансовых организаций, обществ взаимного страхования, организаций государственного сектора, государственных корпораций, государственных компаний, политических партий, их региональных отделений или иных структурных подразделений, саморегулируемых организаций, некоммерческих организаций, включенных в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента;

    3) организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково».

    1. Ведение бухгалтерского учёта и хранение документов бухгалтерского учёта организуются руководителем экономического субъекта.

    2. В случае, если индивидуальный предприниматель, лицо, занимающееся частной практикой, ведут бухгалтерский учёт в соответствии с настоящим Федеральным законом, они сами организуют ведение бухгалтерского учёта и хранение документов бухгалтерского учёта, а также несут иные обязанности, установленные настоящим Федеральным законом для руководителя экономического субъекта.

    3. Руководитель экономического субъекта обязан возложить ведение бухгалтерского учёта на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учёта, если иное не предусмотрено настоящей частью. Руководитель кредитной организации обязан возложить ведение бухгалтерского учёта на главного бухгалтера. Руководитель субъекта малого и среднего предпринимательства, а также руководитель некоммерческой организации, имеющей право применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учёта, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчётность, в соответствии с настоящим Федеральным законом, может принять ведение бухгалтерского учёта на себя..

    (часть 3 в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 425-ФЗ)

    КонсультантПлюс: примечание.

    Положения части 4 статьи 7 не применяются в отношении лиц, на которых по состоянию на день вступления в силу данного документа возложено ведение бухгалтерского учёта (часть 2 статьи 30 данного документа).

    4. В открытых акционерных обществах (за исключением кредитных организаций), страховых организациях и негосударственных пенсионных фондах, акционерных инвестиционных фондах, управляющих компаниях паевых инвестиционных фондов, в иных экономических субъектах, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах (за исключением кредитных организаций), в органах управления государственных внебюджетных фондов, органах управления государственных территориальных внебюджетных фондов главный бухгалтер или иное должностное лицо, на которое возлагается ведение бухгалтерского учёта, должны отвечать следующим требованиям:

    (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ)

    1) иметь высшее образование;

    (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

    2) иметь стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учёта, составлением бухгалтерской (финансовой) отчётности либо с аудиторской деятельностью, не менее трех лет из последних пяти календарных лет, а при отсутствии высшего образования в области бухгалтерского учёта и аудита — не менее пяти лет из последних семи календарных лет;

    (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

    3) не иметь неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.

    5. Дополнительные требования к главному бухгалтеру или иному должностному лицу, на которое возлагается ведение бухгалтерского учёта, могут устанавливаться другими федеральными законами.

    КонсультантПлюс: примечание.

    Положения части 6 статьи 7 не применяются в отношении лиц, на которых по состоянию на день вступления в силу данного документа возложено ведение бухгалтерского учёта (часть 2 статьи 30 данного документа).

    6. Физическое лицо, с которым экономический субъект заключает договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учёта, должно соответствовать требованиям, установленным частью 4 настоящей статьи. Юридическое лицо, с которым экономический субъект заключает договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учёта, должно иметь не менее одного работника, отвечающего требованиям, установленным частью 4 настоящей статьи, с которым заключен трудовой договор.

    7. Главный бухгалтер кредитной организации и главный бухгалтер некредитной финансовой организации должны отвечать требованиям, установленным Центральным банком Российской Федерации.

    1. Совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учёта составляет его учётную политику.

    2. Экономический субъект самостоятельно формирует свою учётную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учёте, федеральными и отраслевыми стандартами.

    3. При формировании учётной политики в отношении конкретного объекта бухгалтерского учёта выбирается способ ведения бухгалтерского учёта из способов, допускаемых федеральными стандартами.

    4. В случае, если в отношении конкретного объекта бухгалтерского учёта федеральными стандартами не установлен способ ведения бухгалтерского учёта, такой способ самостоятельно разрабатывается исходя из требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учёте, федеральными и (или) отраслевыми стандартами.

    5. Учётная политика должна применяться последовательно из года в год.

    6. Изменение учётной политики может производиться при следующих условиях:

    1) изменении требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учёте, федеральными и (или) отраслевыми стандартами;

    2) разработке или выборе нового способа ведения бухгалтерского учёта, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учёта;

    3) существенном изменении условий деятельности экономического субъекта.

    7. В целях обеспечения сопоставимости бухгалтерской (финансовой) отчётности за ряд лет изменение учётной политики производится с начала отчётного года, если иное не обусловливается причиной такого изменения.

    КонсультантПлюс: примечание.

    С 1 января 2013 года формы первичных учётных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учётной документации, не являются обязательными к применению. Вместе с тем обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учётных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (например, кассовые документы) (информация Минфина России N ПЗ-10/2012).

    Некоторые термины и их определения, содержавшиеся ранее в аналогичном документе, изложены в новой редакции. Для сравнения приведем их в таблице.

    В редакции Федерального закона № 402‑ФЗВ редакции Федерального закона № 129‑ФЗБухгалтерский учет Формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных Федеральным законом № 402-ФЗ, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом № 402-ФЗ, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности Бухгалтерская (финансовая) отчетность Информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом № 402-ФЗПредставляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций Бухгалтерская отчетность Единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам

    Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ

    Первое, что сделали законодатели, — конкретизировали цели и предмет нового Закона. Теперь в нем четко сказано, что Федеральный закон N 402-ФЗ устанавливает единые требования к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также к созданию правового механизма регулирования бухгалтерского учета.

    Сфера действия Федерального закона N 402-ФЗ обширнее, чем у Федерального закона N 129-ФЗ. В отношении бюджетного сектора отмечено, что данный Закон распространяется на некоммерческие организации (в том числе казенные, бюджетные и автономные учреждения), а также на государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов. При этом отдельным пунктом выделено, что данный Закон применяется при ведении бюджетного учета активов и обязательств РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства, а также при составлении бюджетной отчетности (п. п. 1, 2 ст. 2 Федерального закона N 402-ФЗ).

    Также в Федеральном законе N 402-ФЗ, в отличие от Федерального закона N 129-ФЗ, указано, в каких случаях он не применяется. В частности, при создании информации, необходимой для составления экономическим субъектом отчетности для внутренних целей, отчетности, представляемой кредитной организации в соответствии с ее требованиями, а также отчетности для иных целей, если законодательством РФ и принятыми в соответствии с ним правилами составления такой отчетности не предусматривается применение данного Закона (п. 5 ст. 2 Федерального закона N 402-ФЗ).

    Некоторые термины и их определения, содержавшиеся ранее в аналогичном документе, изложены в новой редакции. Для сравнения приведем их в таблице.

    В редакции Федерального закона
    N 402-ФЗ

    В редакции Федерального закона
    N 129-ФЗ

    Бухгалтерский учет

    Формирование документированной
    систематизированной информации об
    объектах, предусмотренных
    Федеральным законом N 402-ФЗ, в
    соответствии с требованиями,
    установленными Федеральным законом
    N 402-ФЗ, и составление на ее основе
    бухгалтерской (финансовой)
    отчетности

    Представляет собой упорядоченную
    систему сбора, регистрации и
    обобщения информации в денежном
    выражении об имуществе,
    обязательствах организаций и их
    движении путем сплошного,
    непрерывного и документального учета
    всех хозяйственных операций

    Бухгалтерская (финансовая)
    отчетность

    Бухгалтерская отчетность

    Информация о финансовом положении
    экономического субъекта на отчетную
    дату, финансовом результате его
    деятельности и движении денежных
    средств за отчетный период,
    систематизированная в соответствии с
    требованиями, установленными
    Федеральным законом N 402-ФЗ

    Единая система данных об
    имущественном и финансовом положении
    организации и о результатах ее
    хозяйственной деятельности,
    составляемая на основе данных
    бухгалтерского учета по
    установленным формам

    Руководитель экономического субъекта

    Руководитель организации

    Лицо, являющееся единоличным
    исполнительным органом
    экономического субъекта, либо лицо,
    ответственное за ведение дел
    экономического субъекта, либо
    управляющий, которому переданы
    функции единоличного исполнительного
    органа

    Руководитель исполнительного органа
    организации либо лицо, ответственное
    за ведение дел организации

    Отметим, что изменения в понятии бухгалтерского учета связаны отчасти с внесением изменений в перечень объектов учета. Об этом поговорим далее.

    Федеральный закон о бухгалтерском учете 402 ФЗ в последней редакции, представляет собой обновление понятий. Также в нем особо подчеркнуты ключевые моменты ведения учета, перечислены необходимые документы для ведения отчетности. Документ содержит обновленные нормы, исходя из информации, предоставленной контролирующими органами. Новый документ представляет собой российские правила при ведении учета, сближенные с международными стандартами. Основу составляют четыре главы.

    Что представляют собой основы и принципы 402 ФЗ:

    Законодательство РФ обязано хранить документы об учете деятельности. Условия и сама процедура управляются нормативными актами, которые не всегда учитывают бухгалтеры новички. Попробуем выяснить, о каких бумагах идет речь и какая процедура их хранения.

    Итак, организации обязаны обеспечивать сохранность документов в установленные законодательством сроки. Так, первичные документы, регистры бухучета и другая бухгалтерская отчетность хранится по правилам организации, но не менее пяти лет.

    В течении 4-х лет организация обязана обеспечить сохранность важной информации, необходимой для исчисления уплаченных и удержанных налогов. Другими словами, для соблюдения НЗ РФ документы хранятся не менее 4-х лет, а для соблюдения БЗ РФ – 5 лет. Безопасность хранения документов бухучета обеспечивается экономическим субъектом, которые также должен обеспечить защиту от изменения информации.

    Списать товары в бухучете можно различными способами. Чаще всего используется способ списания по средней себестоимости за единицу.

    Для того, чтобы произвести списание, можно использовать разные счета:

    • Если продается товар, то себестоимость необходимо списать на 90 счет. Именно здесь сравнивается выручка и расходы.
    • Если наблюдается недостача, и потеря, товар нужно списать на 94 счет, которые изучает потерю ценностей.
    • Когда товар передается агентам для продажи, например, он списывается на 45 счет.

    Сдача баланса

    В 2016 году бухгалтерская отчетность должна быть сдана единожды в год. Включает в себя: бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, приложения. Охватываются даты с 1 января по 31 декабря. Отчет необходимо сдать с 1 января по 30 марта.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *