Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила вывоза мусора из многоквартирных домов в Москве». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Елена Шерешовец заметила, что УО/ТСЖ следует не только изучить нововведения в области обращения с ТКО, но и внедрить их в работу до начала весны, чтобы не получить предписания от надзорных органов. В том числе управляющим домами нужно проверить:
- Правильно ли расположены контейнерные площадки на придомовой территории МКД и есть ли у неё ограждение и подъезды.
- Соответствует ли новым правилам и нормам размещение урн у подъездов и периодичность их очистки от мусора.
Кто теперь может не платить за вывоз мусора: новые решения суда
2.1. Соглашение должно содержать:
2.1.1. Дату и место заключения Соглашения.
2.1.2. Сведения о сторонах Соглашения.
2.1.3. Предмет Соглашения.
2.1.4. Права сторон.
2.1.5. Обязательства сторон.
2.1.6. Размер, порядок и сроки предоставления обеспечения исполнения Региональным оператором обязательств по Соглашению.
2.1.7. Срок действия Соглашения.
2.1.8. Основания и порядок расторжения Соглашения.
2.1.9. Порядок осуществления контроля за соблюдением Региональным оператором условий Соглашения.
2.1.10. Порядок урегулирования споров.
2.1.11. Ответственность сторон Соглашения.
2.1.12. Иные положения в соответствии с правовыми актами Российской Федерации и города Москвы, а также документацией о конкурсном отборе.
2.1.13. Адреса, реквизиты, подписи и печати (при наличии) сторон, заключивших Соглашение.
2.2. Предмет Соглашения включает в себя:
2.2.1. Обеспечение Региональным оператором сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами города Москвы и оказание собственникам твердых коммунальных отходов услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности Регионального оператора.
2.2.2. Сведения о:
2.2.2.1. Территориальных границах зоны деятельности Регионального оператора и направлениях транспортирования твердых коммунальных отходов в пределах этой зоны в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами города Москвы.
2.2.2.2. Количестве (объеме) и источниках образования твердых коммунальных отходов в зоне деятельности Регионального оператора.
2.2.2.3. Расположении (планируемом расположении) мест накопления и сбора твердых коммунальных отходов в зоне деятельности Регионального оператора с разбивкой по видам и классам опасности отходов.
2.2.2.4. Местах несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с указанием кадастровых номеров и собственников земельных участков, на которых они складированы, количестве твердых коммунальных отходов, складированных в таких местах.
2.2.2.5. Расположении, технических характеристиках и предполагаемом использовании существующих и планируемых к созданию объектов обработки, утилизации, обезвреживания, хранения и захоронения твердых коммунальных отходов в зоне деятельности Регионального оператора, использование которых предусмотрено территориальной схемой обращения с отходами города Москвы.
2.3. Права сторон включают:
2.3.1. Права Департамента:
2.3.1.1. Направлять Региональному оператору запросы о предоставлении информации о ходе выполняемых работ в рамках исполнения обязательств по Соглашению.
2.3.1.2. Осуществлять контроль за исполнением Региональным оператором обязательств по Соглашению.
2.3.1.3. Информировать Регионального оператора о недостатках выполняемых работ по Соглашению.
2.3.1.4. Требовать от Регионального оператора надлежащего исполнения обязательств по Соглашению, а также своевременного устранения выявленных недостатков.
2.3.1.5. Использовать в целях контроля соблюдения Региональным оператором обязательств, предусмотренных Соглашением, телеметрические, навигационные и иные данные, передаваемые устройствами ГЛОНАСС, радиочастотными идентификационными устройствами, средства фото- и видеосъемки, а также информацию, передаваемую в информационные системы контроля и учета обращения с твердыми коммунальными отходами города Москвы.
2.3.1.6. По согласованию с органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции межотраслевой координации в области информатизации органов исполнительной власти города Москвы, определять порядок передачи телеметрических, навигационных и иных данных, передаваемых устройствами ГЛОНАСС, радиочастотными идентификационными устройствами, а также средствами фото- и видеосъемки в информационные системы контроля и учета обращения с твердыми коммунальными отходами города Москвы.
2.3.1.7. В установленном правовыми актами Российской Федерации и города Москвы и (или) условиями Соглашения порядке требовать от Регионального оператора оплаты неустойки (штрафа, пени).
2.3.1.8. Осуществлять иные права, предусмотренные правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
2.3.2. Права Регионального оператора:
2.3.2.1. Осуществлять взаимодействие с операторами по обращению с отходами, физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере обращения с отходами.
2.3.2.2. Требовать от Департамента исполнения обязательств по Соглашению.
2.3.2.3. Осуществлять деятельность по созданию на территории города Москвы объектов по обращению с отходами.
2.3.2.4. Привлекать к исполнению своих обязательств по Соглашению третьих лиц, имеющих лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, обладающих специальными знаниями, навыками, квалификацией, специальным оборудованием, в том числе операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
2.3.2.5. Заключать договоры на оказание услуг по обращению с иными видами отходов с собственниками таких отходов и с операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами.
2.3.2.6. Использовать для подтверждения надлежащего исполнения обязательств по Соглашению телеметрические, навигационные и иные данные, передаваемые устройствами ГЛОНАСС, радиочастотными идентификационными устройствами, передаваемые в информационные системы контроля и учета обращения с твердыми коммунальными отходами города Москвы.
2.3.2.7. Вносить в Департамент предложения о совершенствовании правовых актов города Москвы в области обращения с отходами.
2.3.2.8. Осуществлять иные права, предусмотренные правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
3.1. Соглашение заключается с победителем конкурсного отбора Регионального оператора.
3.2. Члены конкурсной комиссии в течение 5 рабочих дней со дня подведения итогов конкурсного отбора подписывают протокол о результатах проведения конкурсного отбора и размещают его на официальном сайте торгов.
3.3. Департамент в срок не позднее 5 рабочих дней со дня подписания членами конкурсной комиссии протокола о результатах проведения конкурсного отбора и размещения его на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, направляет победителю конкурсного отбора два экземпляра проекта Соглашения.
3.4. Победитель конкурсного отбора обязан подписать Соглашение и направить в Департамент два экземпляра подписанного Соглашения в срок не позднее 10 рабочих дней со дня направления проекта Соглашения организатором конкурсного отбора для подписания.
3.5. Департамент в срок не позднее 5 рабочих дней со дня получения подписанного победителем конкурсного отбора Соглашения подписывает Соглашение. Один экземпляр подписанного Соглашения и оригинал приказа о наделении победителя конкурсного отбора статусом Регионального оператора направляет Региональному оператору в срок не позднее 5 рабочих дней со дня подписания Соглашения.
3.6. В случае если победитель конкурсного отбора не направил в Департамент подписанное Соглашение в срок, установленный пунктом 3.3 настоящего Порядка, Департамент принимает решение об отказе в заключении Соглашения с указанным лицом, направив ему письменное уведомление о принятии такого решения в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия такого решения.
3.7. В случае если Соглашение не заключено с победителем конкурсного отбора по основаниям, установленным пунктом 3.5 настоящего Порядка, Департамент направляет предложение о заключении Соглашения участнику конкурсного отбора, предложение которого по результатам рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсном отборе содержит лучшие условия, следующие после условий, предложенных победителем конкурсного отбора, включающее в себя условия Соглашения, определенные документацией об отборе и предложением, представленным таким участником конкурсного отбора. Заключение Соглашения осуществляется в соответствии с пунктами 3.2-3.4 настоящего Порядка.
3.8. Соглашение подлежит размещению на официальных сайтах Департамента, победителя конкурсного отбора или участника конкурсного отбора, указанного в пункте 3.6 настоящего Порядка, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в срок не позднее трех дней со дня заключения такого Соглашения.
3.9. В случае если Соглашение не может быть заключено ни с одним из участников конкурсного отбора по причине признания их уклонившимися от заключения Соглашения, конкурсный отбор признается несостоявшимся и Департамент проводит новый конкурсный отбор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Как заключить договор на вывоз мусора?
2.1. Основными целями деятельности Регионального оператора являются:
2.1.1. Обеспечение деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО, образующихся на территории города Москвы, в соответствии с требованиями, определенными федеральными законами, иными правовыми актами Российской Федерации, законами города Москвы, иными правовыми актами города Москвы в области обращения с отходами и Территориальной схемой.
2.1.2. Снижение вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот.
2.1.3. Участие в создании условий для развития рынка вторичных материальных ресурсов.
2.2. Основными задачами Регионального оператора являются:
2.2.1. Осуществление безопасных для жителей города Москвы и окружающей среды сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО, образующихся на территории города Москвы.
2.2.2. Соблюдение Территориальной схемы.
2.2.3. Осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с ТКО.
2.2.4. Мониторинг обращения с ТКО и вторичными материальными ресурсами в зоне деятельности Регионального оператора.
2.2.5. Организация на территории города Москвы системы обращения с ТКО.
2.2.6. Внедрение и развитие системы раздельного накопления отходов на территории города Москвы.
2.2.7. Организация и осуществление просветительской работы среди жителей города Москвы по вопросам обращения с ТКО.
3.1. Основными функциями Регионального оператора являются:
3.1.1. Осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности в соответствии с требованиями правовых актов Российской Федерации и города Москвы.
3.1.2. Заключение с потребителями договоров на оказание услуг по обращению с ТКО на срок и в порядке, определенные правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
3.1.3. Принятие мер для обеспечения ликвидации мест несанкционированного размещения ТКО в сроки и порядке, установленные Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641».
3.1.4. Заключение договоров с операторами по обращению с ТКО в порядке и с соблюдением условий, установленных правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
3.1.5. Обеспечение передачи (внесения) информации в информационные системы города Москвы в порядке и сроки, определенные Уполномоченным органом по согласованию с органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции межотраслевой координации в области информатизации органов исполнительной власти города Москвы.
3.1.6. Обеспечение транспортирования ТКО с использованием транспортных средств, оснащенных устройствами ГЛОНАСС, радиочастотными идентификационными устройствами, осуществляющими передачу данных в информационные системы города Москвы, в порядке, установленном Уполномоченным органом.
3.1.7. Ведение в установленном законодательством Российской Федерации порядке учета образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, обработанных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
3.1.8. Представление отчетности о деятельности, связанной с исполнением соглашения об организации деятельности Регионального оператора на территории города Москвы (далее — Соглашение), в том числе об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении ТКО, в порядке, по форме и в сроки, определенные Уполномоченным органом.
3.1.9. Информирование Уполномоченного органа, других органов исполнительной власти города Москвы, органов местного самоуправления городских округов и поселений в городе Москве и органов исполнительной власти Российской Федерации в соответствии с их компетенцией о случаях возникновения или об угрозе аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц, юридических лиц.
3.1.10. Ведение учета расходов и доходов по регулируемым видам деятельности в области обращения с ТКО (в том числе с раздельно накапливаемыми ТКО) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3.1.11. Обеспечение раскрытия информации в соответствии со стандартами раскрытия информации в области обращения с ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2016 г. N 564 «Об утверждении стандартов раскрытия информации в области обращения с твердыми коммунальными отходами».
3.1.12. Осуществление иных функций в соответствии с правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
4.1. Региональный оператор заключает договор на оказание услуг по обращению с ТКО с Потребителями, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
4.2. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО Потребителю, ТКО которого образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности Регионального оператора. Региональный оператор вправе заключать с Потребителями договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов.
4.3. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641». Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
4.4. В целях обеспечения утилизации ТКО Потребители вправе заключать договоры на оказание услуг по утилизации ТКО с Региональным оператором, индивидуальным предпринимателем и (или) юридическим лицом, осуществляющими деятельность по утилизации ТКО, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
- Правовые основы деятельности
- Нормативные акты
- Постановления Европейского Суда по правам человека
- Судебная практика
- Конституционный Суд
- Верховный Суд
- Научно-методические материалы
- По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
- По иным вопросам надзорной деятельности
- Статистические данные
- Об использовании выделяемых бюджетных средств
- О деятельности органов прокуратуры
Вывоз мусора в многоквартирном доме
- Новости Генеральной прокуратуры России
- Новости прокуратур субъектов федерации
- События Генеральной прокуратуры
- Мероприятия и встречи
- Интервью и выступления
- Печатные издания
- Видео
- К сведению СМИ
- Инфографика
- Конкурс
- Участие в конкурсе
- Этапы конкурса
- Итоги конкурса
- Аккредитация СМИ
- Информационные материалы
- Социальные ролики
- Наглядные материалы
- Прокурор разъясняет
- Порядок обращения граждан
- График приема
- Интернет приемная
- Уведомления об экстремизме
- Статусы уведомлений
- Прямая линия для предпринимателей
Кроме изменения статуса услуги, есть и еще несколько нововведений:
- На местные органы управления возлагается ответственность за формирование мусорных свалок и выбор на конкурсной основе оператора для каждого региона.
- Теперь размер оплаты зависит не от площади жилья, а от количества проживаемых в квартире жильцов.
- В оплату входят расходы на транспортировку.
- Раздельный сбор мусора для облегчения утилизации или получения вторичного сырья. За участие в программе распределения отходов на пищевые и непищевые предоставляются льготы. Их размер может достигать 50% (но не более) от всей суммы.
Эти изменения составляют суть Мусорной реформы, которая призвана устранить проблемы, связанные со сбором и ликвидацией отходов. Полученные средства предполагается направить на строительство заводов по переработке.
Рядовые граждане зачастую отождествляют 2 понятия – твердые бытовые и твердые коммунальные отходы. На самом деле между ними есть существенная разница.
К ТБО относится мусор, образующийся только в домашних условиях в результате:
- Приготовления пищи.
- Уборки.
- Мелкого ремонта.
- Порчи мебели.
ФЗ №89 (ст. 1) дает определение ТКО. Такие отходы включают в себя еще и мусор, образующийся в нежилых помещениях (офисах, вокзалах, государственных учреждениях, заведениях торговли) в результате деятельности сотрудников. Это понятие гораздо шире.
Мусор – порождение цивилизации. Он существует со времен превращения обезьяны в человека разумного. Но в глубокой древности отходы были органического происхождения и быстро разлагались. С появлением заводов и фабрик, изобретением пластмассы, стекла и других материалов ситуация ухудшилась.
Для сравнения: Остатки пищи разлагаются за 30 дней, резина – за 150 лет, пластик – за 180 лет, алюминиевая банка – за 500 лет.
Повышается уровень жизни, увеличиваются потребности людей, а вместе с ними возрастает и процент производимых отходов в расчете на 1 человека. Прирост свалок за год составляет 0,4 млн. гектара.
Положение усугубляется еще тем, что на предприятия по вторичной обработке отправляется только 4% всего мусора. Это объясняется несколькими причинами:
- Нехваткой специализированных мест для утилизации.
- Недостаточностью средств для переработки.
- Устаревшими технологиями переработки.
- Отсутствием сортировки бытовых отходов.
Именно поэтому и была запущена Мусорная реформа. Ее цель – получить финансы на строительство заводов, оснащение их инновационным оборудованием, облегчить сортировку сырья за счет внедрения разных контейнеров для сухого и мокрого мусора.
К мокрым отходам относят растительные очистки и пищевые остатки. К сухим – металл, пластик, стекло, бумагу. Власти считают: это нововведение повысит объемы утилизации и переработки на 30%.
Глобальность проблемы давно привлекла к себе внимание властей. Но решить ее в одиночку, силами одной организации невозможно. Поэтому в наведении порядка задействованы различные организации:
- местные органы самоуправления;
- управляющие компании, ТСЖ;
- региональные операторы.
У каждой из них собственная сфера ответственности.
Органы местного самоуправления обязаны организовать контейнерные площадки. Они должны иметь бетонное или асфальтовое покрытие с уклоном для более комфортного перемещения мусорных баков, бордюрное ограждение по периметру, подъездной путь для транспорта (требования регламентируются СанПиНом 2.1.2.2645-10). Мусорные площадки должны быть удалены от жилых домов, спортивных и детских площадок, зон отдыха не менее чем на 20 метров. Максимальное количество контейнеров – 5.
Кроме этого, местные власти разрабатывают схемы размещения и реестры мест со всеми техническими характеристиками.
Придомовая территория, прилегающая к многоэтажкам, является собственностью всех жильцов дома. Работы по уборке осуществляются управляющими компаниями или сторонними обслуживающими фирмами, с которыми участники ТСЖ заключили договор. Они не только подметают, но и поливают растения, завозят песок, красят и ремонтируют малые архитектурные формы.
В их обязанности входит и обеспечение порядка на мусорных площадках. Они должны следить за их чистотой, целостностью ограждений и контейнеров, наличием освещения и доступа техники к бакам.
Перечень работ утвержден Постановлением Правительства №290 от 2013 года. Выполнение этих требований проверяют местная администрация и Роспотребнадзор.
При недовольстве качеством уборки можно написать жалобу в органы местного управления, которые обязаны провести проверку в течение 5 рабочих дней. За несоблюдение КоАП (ст.6.4) предусматривает наказание.
Для должностных лиц штраф в размере 2000 рублей, для организаций – 20000 рублей. В некоторых случаях суд на 90 дней может приостановить деятельность УК.
За обращение с ТКО отвечают региональные операторы. Они обязаны установить контейнеры для сухого и мокрого мусора. Мусоровозы обязательно оснащаются датчиками веса и GPS-маяками. Такая мера направлена на предотвращение образования стихийных свалок. Подобные гаджеты позволяют контролировать передвижение отходов до полигонов захоронения.
Оператор не обязан убирать контейнерные площадки (Постановление Правительства №1156 от 2016 г). Ответственность наступает только с момента выгрузки контейнера. Но, если отходы были просыпаны по вине регоператора, рабочие обязаны убрать их и оставить место в чистоте. Также при нарушении графика вывоза ответственность за уборку территории, на которой располагаются бункеры, в радиусе 4-х метров возлагается на компанию по работе с ТКО.
Порядок определения тарифа зависит от размера оператора. Отнесение к конкретной категории производится на основании ежегодного расчета отходов субъекта Федерации:
- если в зоне действия оператора образуется более 30% общего объема отходов, то он считается крупным;
- если образуется менее 30% общего объема отходов, то он считается небольшим.
Для крупных операторов тариф устанавливается по результатам торгов, а для небольших расчет тарифа за вывоз мусора определяется уполномоченным органом субъекта.
Нормативы рассчитываются согласно порядку, в установленном постановлении об определении нормативов накопления. Они определяются по нескольким категориям объектов, а также в части многоквартирных домов.
Замеры по объекту выполняются каждый сезон на протяжении 7 дней вне зависимости от периодичности вывоза отходов. Для определения норматива уполномоченный орган выполняет расчет исходя из фактических замеров объема мусора на территории субъекта.
Твёрдыми бытовыми отходами принято считать все продукты и предметы, которые утратили свои первоначальные качества в результате их использования в жилых помещениях. Схожие по составу отходы, которые образовались вследствие использования их индивидуальными предпринимателями (ИП) или юридическими лицами, относятся к категории ТКО.
В 2017 в правилах о предоставлении коммунальных услуг, утв. постановлением Правительства РФ «О предоставлении коммунальных услуг» от 06.05.2011 № 354, сделали изменение и ввели новый раздел. Он регламентирует предоставление услуги по вывозу ТКО. Этот термин заменил собой ТБО.
Эти изменения были произведены для того, чтобы привести в исполнение часть 4 ст.154 Жилищного кодекса РФ. В ней говорится о том, что вывоз ТКО стал обязанностью коммунальных служб и оплачиваться должен отдельно.
Проблема чрезмерного наличия мусора, его переизбыток привел к другой, не менее серьёзной, проблеме. Нельзя сказать, что её не было раньше. Однако до определённого времени она была решаема, что с трудом можно сказать сейчас. Ещё пару десятилетий назад активно практиковалось повторное использование стеклянной тары, многие продукты продавались на развес или поштучно. Сейчас стеклотары редко используют повторно, отходы не сортируют.
Все это привело к серьёзным последствиям:
- Мусор вокруг населённых пунктов постоянно накапливается. Специализированных мест, где мусор утилизируется, нет в нужном количестве.
- Средств для переработки недостаточно.
- Технологии по переработке мусора устарели.
- Бытовые отходы не сортируются.
- Отдельные виды отходов не используются вторично.
Региональный оператор отвечает за обращение с твёрдыми коммунальными отходами с момента погрузки данных отходов в мусоровоз. В случае, когда договор заключён с жильцами дома, то оплачивают они же региональному оператору. Если договор заключала управляющая компания, то оплата производится по общей квитанции, а непосредственно УК перечисляет деньги оператору.
Сперва необходимо позвонить по номеру телефона, который указан в квитанциях об оплате, и сообщить о сложившейся ситуации работниках УК. Если коммунальщики проигнорировали жалобу, и ничего не изменилось, то необходимо позвонить в надзорные органы и рассказать о халатном отношении.
Досудебное разбирательство
Важно действовать последовательно. Если происходит регулярный несвоевременный вывоз отходов, площадка остаётся неубранной, то нужно обратиться в:
- УК или ТСЖ.
- К региональному оператору.
- В местную администрацию.
Если обращения не дали результатов, далее следует обращаться в Жилинспекцию и Роспотребнадзор. Предпоследняя инстанция – прокуратура. Последняя организация – суд.
Обязанность по оплате за обращение с ТКО лежит на всех, кто их формирует:
- жильцы многоквартирных и частных домов, которое практически ежедневно производит бытовой, крупногабаритный, негабаритный строительный мусор;
- садоводческие и огороднические некоммерческие товарищества;
- организации и индивидуальные предприниматели, в ходе своей деятельности формирующие твердые отходы, подлежащие утилизации.
Обязанность по оплате коммунальных услуг установлена ст. 153 Жилищного кодекса. Отказаться от ее исполнения невозможно. Поэтому те, кто не будет своевременно вносить плату за обращение с ТКО, автоматически перейдут в разряд должников с вытекающими отсюда последствиями. А это пени на задолженность и последующее взыскание ее в судебном порядке.
Но, как и для других коммунальных платежей, здесь имеются льготные положения для некоторых категорий граждан. Федеральное законодательство устанавливает для них ежемесячные компенсации.
К таким категориям относятся:
- федеральные льготники (инвалиды, участники ВОВ, «чернобыльцы» и т.д.);
- региональные власти вправе установить категории, которым предоставляет льготы на своем уровне.
Каждый субъект РФ вправе выбрать одного или нескольких региональных операторов по вывозу мусора.
Оператора выбирают в рамках конкурса, в соответствии с действующим законодательством. Обязательное требование — наличие лицензии.
В 2020 году работу по вывозу мусора выполняют операторы, которых выбрали в 2019 году. Но если они перестанут соответствовать заявленным требованиям, прекратят деятельность или обанкротятся, контракт можно досрочно расторгнуть и провести новый конкурс.
Что должны делать операторы по вывозу мусора в 2020 году:
- вывозить отходы с площадок первичного сбора (мест, оборудованных контейнерами и ёмкостями для сбора мусора);
- убирать с площадок отходы, образовавшиеся при отгрузке и транспортировке мусора;
- транспортировать отгруженные вывезенные с площадок отходы до мест переработки;
- сортировать отходы по категориям;
- перерабатывать отходы, утилизировать и обезвреживать опасные отходы;
- размещать элементы отходов, относящиеся к I, II, III и IV классам опасности;
- формировать и развивать инфраструктуру, необходимую для надлежащего обращения с бытовыми отходами;
- ликвидировать стихийные и незаконные свалки;
- возводить комплексы, необходимые для сбора, хранения, сортировки, утилизации, переработки и обезвреживания отходов;
- взимать с населения и компаний оплату за услуги.
Что входит в обязанности и полномочия управляющих компаний и собственников недвижимости:
- оборудовать контейнерами площадки для первичного приёма мусора;
- следить за состоянием территорий и ёмкостей;
- устранять грязь, возникшую по причинам, не связанным с несвоевременным вывозом отходов.
Региональный оператор может заключить договор со сторонней организацией, занимающейся вывозом мусора и доставкой его до места переработки. При этом работа такой организации нужно постоянно контролировать посредством системы ГЛОНАСС.
Кто отвечает за вывоз крупногабаритного и строительного мусора
На 30% мусорная реформа финансируется государством. Но это лишь одна треть от расходов. Остальные обязательства оплачиваются собственниками недвижимости.
Каждый собственник недвижимого имущества должен заключить с региональным оператором договор. Сделать это можно как через товарищество собственников жилья, так и напрямую.
Сумма ежемесячно отдельной строкой включается в квитанцию за коммунальные услуги. Тарифы устанавливаются и контролируются местными органами власти.
Средние размеры оплаты с одного собственника по России составляют от 180 до 370 рублей и ежегодно индексируются. По мнению экспертов, в 2020 году тарифы могут вырасти на 10-12%.
Закон о вывозе мусора запрещает захоронение мусора без предварительного сортирования.
Из общей массы нужно выделить пригодные для вторичной переработки элементы:
- бумагу;
- пластмассу;
- стекло.
Задача местных властей — приучить граждан к раздельному сбору мусора. В ряде регионов уже установлены контейнеры для мусора разных типов. Пищевые отходы направляются на специальные полигоны, а остальные на сортировочные предприятия.
Вывозить мусор должен специально оборудованный транспорт. Перемешивание отходов — не допускается.
Переход на систему раздельного сбора мусора в регионах проходит постепенно.
При заключении договоров на необходимо обратить внимание на следующие пункты: это характер и класс отходов, их количество и способы транспортировки. Некоторые заказчики, пытаясь сэкономить, отказываются от погрузочных услуг. Это работает в случаях небольших объёмов или единовременной процедуре вывоза, но если вывоз необходим периодический, то без бригады грузчиков обойтись невозможно. В их задачу входит:
- сортировка мусора на месте;
- загрузка контейнеров и кузовов;
- работа с габаритным мусором.
Новые санитарные нормы дают чёткое понимание о предметах относящихся к строительному мусору. Их список включает в себя множество материалов:
- строительные и отделочные материалы (песок, остатки цемента, бой кирпича, штукатурка, бетон, древесина);
- элементы фасадов, оконные рамы и битое стекло;
- части стен после сноса зданий;
- элементы коммуникаций;
- вышедшее из строя оборудование (обычно это негабаритный строительный мусор).
Все они подлежат сбору и вывозу по особым правилам. Для их вывоза привлекаются лицензированные компании. Весь утиль, который остаётся в процессе возведения сооружений, их сноса, реконструкции и реставрации можно отнести к отдельной категории отходов.
Стоит помнить, что городские контейнеры не предназначены для строительного мусора, а за несоблюдение правил предусмотрены крупные штрафы. Обращение к специализированному сервису станет лучшим выходом из ситуации, причём услуги не ударят по бюджету ни физических, ни юридических лиц.
Жители многоквартирных домов пользуются мусоропроводами, но их не бывает в частном секторе, поэтому проблема вывоза отходов особенно актуальна. По закону вывозом отходов из частного сектора должны заниматься региональные операторы. Компании заключают договора как с отдельными собственниками домов и коттеджей, так и с садоводческими сообществами. Оператор обязан вывозить следующие виды мусора:
- бытовой, возникающий в процессе жизнедеятельности человека;
- строительный, при сносе старых и возведении новых зданий;
- почвенный и грунтовый, образующийся при копании канав и колодцев.
Правила сбора мусора в частном секторе предусматривают его сортировку (разноцветные контейнеры уже появилось в некоторых пригородных зона), а у компании-утилизатора есть все возможности, чтобы возить отходы на заводы по переработке вторичного сырья, получаемого из пластика, древесины, металлов и даже стекла.
Реформа разрабатывалась на протяжении нескольких лет. Жители России с каждым годом вырабатывают все больше отходов, а существующие мусорные полигоны давно переполнены или находятся на грани переполнения. Также за последнее время отмечается рост несанкционированных свалок, как в пределах населенных пунктов, так и за ними.
Ответственность по уборки таких свалок ложится на плечи местных властей, а это немалая доля незапланированного расхода в бюджете. Не все регионы могут себе позволить оперативно устранить подобные свалки. Поэтому было решено подойти к решению проблемы кардинально — провести настоящую реформу, чтобы назначить ответственных за порядок во всей стране. Однако 1 января не все регионы успели полностью проработать вопрос и определить оператора, который бы занялся мусорными делами.
Собственно, суть реформы заключается в следующем. Теперь управляющие компании, ТСЖ и другие формы управления домами не могут самостоятельно устанавливать тарифы на вывоз мусора, эти нормы закреплены законодательно на местном уровне.
Вывоз мусора становится отдельным пунктом коммунальной услуги, также как электричество, водоснабжение и оплата за газ. Это закреплено ч. 4 ст. 154 ЖК РФ.
Платить за обращение с твердыми бытовыми отходами будут собственники всех форм помещений, а не только жильцы многоквартирных домов. В этот перечень вошли также собственники дачных и садоводческих участков, частных домов и нежилых помещений.
Осуществлять обращение с ТКО будут региональные операторы, которые должны быть выбраны в каждом регионе, это прописано ст. 26.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах потребления».
В связи с реформой введено новое понятие — твердые коммунальные отходы. Это те отходы, которые образуются в жилых помещениях в результате потребления физическими и юридическими лицами, предпринимателями, а также товары, утратившие свои свойства после их использования. К таким отходам относятся бумага, пластик, металл, пищевые отходы и другие. К этому списку относится и крупногабаритный мусор — мебель, бытовая техника, мусор, образовавшийся после проведения текущего ремонта.
Необходимость заключения договора. Такой договор теперь необходимо заключать. Для этого предназначена специальная форма, согласно п. 5 ст. 24.7 Закона №89-ФЗ. Правильно этот документ называется «договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами». В нем должна быть прописана информация о заключении — место и дата. Также здесь в обязательном порядке указывается название регионального оператора и сведения о нем, его обязанности по вывозу мусора, транспортировке и иных услугах. Указывается и информация, необходимая для потребителя — время вывоза, тарифы и места складирования мусора.
Что нужно знать о новых правилах вывоза мусора в Подмосковье?
В случае обнаружения несанкционированных свалок, превышающих общий объем в 1 кубометр, регоператор в течение 5 дней с момента обнаружения обязан: уведомить владельца участка, где была обнаружена свалка, о ее наличии, а также сообщить о необходимость ликвидации в течение 30 дней. Если собственник участка в течение этого времени не ликвидировал несанкционированную свалку или не привлек для этого регионального оператора, то оператор вправе обратиться в суд для решения этой проблемы.
Согласно данной реформе, предусмотрено два варианта тарификации за вывоз, утилизацию и переработку твердых коммунальных отходов:
- По определенным нормативам, в зависимости от числа проживающих на данной площади
- Согласно площади квадратных метров жилья. Расчет будет производиться в зависимости от количества квадратных метров жилья собственника недвижимости.
После определения регионального оператора плату за вывоз мусора жильцы также будут вносить в организацию, занимающуюся управлением дома. В том случае, если жильцы не выбрали для себя форму управления или по каким-то причинам расторгли договор с управляющей или иной компанией, деньги нужно будет отдавать уже непосредственно самому региональному оператору. В том случае, если это дачный или садовый участок, людям придется платить и за вывоз мусора на этой территории.
Если вы прописаны на даче, то расчет будет производиться согласно определенным нормам. В том случае, если на даче никто не прописан, сумма оплаты будет рассчитываться, исходя из общего объема вывезенного мусора.
Действующее законодательство определяет правила и порядок выполнения различных операций с отходами. Все они объединяются одним термином – обращение. В процессе утиль перевозится, перерабатывается, обезвреживается. Некоторые его разновидности достигают последнего этапа – захоронения. Но прежде выполняется операция, которая является связующим звеном между накоплением и переработкой отходов, – их вывоз.
Существуют законы, которые косвенно или напрямую влияют на данный процесс, но более детально можно узнать о тонкостях организации вывоза мусора из СанПиН.
Правила определяют особенности строительства зданий, проживания в помещениях при условии организации процесса вывоза отходов, для чего предусматриваются специальные участки. СанПиН в большей мере касается рекомендаций по обустройству построек, в документе даются лишь основные параметры контейнерных площадок (подъезд к ним, вывоз отходов, удаленность от основных объектов, к которым они относятся).
Когда необходимо определить порядок работы транспорта, который занимается перевозкой отработанных материалов, текучих веществ, следует обратиться к этому документу. В нем прописаны положения о частоте вывоза отходов, ведении учета. Кроме того, СанПиН регламентирует нормы обустройства мусорных площадок. Отдельно в нем прописан порядок обращения с жидкими веществами, уборки территории в черте города (зеленые зоны).
В обязанности операторов в числе прочих операций входит вывоз отработанных материалов, нерабочих предметов быта и техники из обустроенных мест – эти участки должны иметь покрытие без дефектов, отличаться устойчивостью к механическим нагрузкам.
Исключение составляют стихийные свалки – их убирают после особого распоряжения.
Допустимо вывозить мусорные накопления с периодичностью 1-3 дня. На частоту выполнения данной операции влияет время года:
- холодный период: температура ниже +4°С, при таких условиях необходимо перевозить отработанные вещества 1 раз в 3 дня;
- теплые месяцы года: температура выше +5°С, нельзя держать мусор неподалеку от объектов (жилых, коммерческих) дольше 1 дня.
СанПиН по вывозу ТКО тоже помогает решить ряд вопросов касательно формирования и обустройства участков, где будет выполняться сбор отработанных компонентов, материалов. Кроме того, с помощью данного документа решается вопрос официального оформления таких мест – внесения в реестр. Благодаря этому появилась возможность контролировать потоки складываемого и вывозимого мусора.
Сначала необходимо зарегистрировать участок – он вносится в единый реестр. Образование подобных мест сбора мусора осуществляется представителями органов самоуправления на местах. Содержит их в порядке УК или другой орган управления подконтрольного объекта.
Заявки на формирование подобных площадок рассматриваются уполномоченным сотрудником (не более 10 дней), причем в ряде случаев можно даже получить отказ.
Когда дается положительный ответ на заявку о рассмотрении возможности эксплуатации места, предназначенного для сбора утиля, следует выдержать допустимое расстояние от мусорных контейнеров до ближайших объектов (жилых и многоквартирных домов, детских и спортивных площадок): от 20 до 100 м – указана минимальная, максимальная удаленность.
Однако эти значения могут варьироваться в зависимости от вида постройки рядом с баками.
Если речь о медицинской организации, то нужно располагать емкости для накопления ТКО дальше. Допустимый минимум – 25 метров.