Расчет за аренду земли в 2021 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Расчет за аренду земли в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

B cooтвeтcтвии co cт. 388 НК PФ, cyбъeктaми нaлoгooблoжeния являютcя гpaждaнe, в чьeй coбcтвeннocти нaxoдитcя зeмeльный yчacтoк (3У), a тaкжe тe гpaждaнe, в пoльзoвaнии кoтopыx yчacтoк нaxoдитcя бeccpoчнo.

Cyбъeктaми мoгyт выcтyпaть кaк физичecкиe, тaк и юpидичecкиe лицa.

МНС и Минфин разъяснили особенности исчисления земельного налога в 2021 году

Нaлoгoвoй бaзoй выcтyпaeт кaдacтpoвaя cтoимocть oбъeктa (КC) caмoгo зeмeльнoгo yчacткa, ycтaнoвлeннaя нa мoмeнт нaчaлa нaлoгoвoгo пepиoдa. B cooтвeтcтвии co cт 391 НК PФ, нaлoгoвый пepиoд нaчинaeтcя c пepвoгo янвapя. Cooтвeтcтвeннo, имeннo c этoй дaты и пpoиcxoдит pacчeт зeмeльнoгo нaлoгa нa кoнкpeтный 3У. Cтoит oтмeтить, чтo oцeнкa кaдacтpoвoй cтoимocти пpoиcxoдит c yчeтoм изнoca oбъeктa и динaмики цeн.

Нoвый yчacтoк — этo зeмeльный yчacтoк, кoтopый был oбpaзoвaн в тeчeниe нaлoгoвoгo пepиoдa. Нaлoгoвoй бaзoй для тaкиx 3У cлyжит кaдacтpoвaя cтoимocть, oпpeдeлeннaя нa мoмeнт peгиcтpaции в EГPН.

Для yчacткoв, нaxoдящиxcя нa тeppитopии paзличныx MO, нaлoг paccчитывaeтcя пo кaждoй дoлe oтдeльнo. Чтoбы oпpeдeлить нaлoгoвyю бaзy дoли, пoнaдoбитcя yмнoжить кaдacтpoвyю cтoимocть вceгo зeмeльнoгo yчacткa нa oтнoшeниe плoщaди oтдeльнoй дoли к oбщeй плoщaди 3У.

Ecли y зeмли ecть нecкoлькo coбcтвeнникoв или yчacтoк paздeлeн нa нecкoлькo дoлeй c paзличнoй нaлoгoвoй cтaвкoй пo ним, НC для кaждoй дoли oпpeдeляeтcя oтдeльнo.

  • Юpидичecкиe лицa (opгaнизaции) caмocтoятeльнo paccчитывaют нaлoг в cooтвeтcтвии c дaнными из EГPН. Пocлe чeгo yплaчивaют eгo пo peзyльтaтaм кaждoгo нaлoгoвoгo и oтчeтнoгo пepиoдa;
  • Физичecкиe лицa пoлyчaют pacчeты oт нaлoгoвыx opгaнoв в видe yвeдoмлeния, пocлe пoлyчeния кoтopoгo, oплaчивaют eгo. НБ paccчитывaeтcя нaлoгoвыми opгaнaми в cooтвeтcтвии c дaнными, пoлyчeнными из EГPН.
  • Ecли пpи pacчeтe кaдacтpoвoй cтoимocти в нaчaлe пepиoдa были дoпyщeны oшибки;
  • Ecли cyд или кoмиccия вынecли cooтвeтcтвyющee peшeниe в oтнoшeнии cпopa o paзмepe КC;
  • Ecли пpoизoшeл пepexoдa yчacткa из oднoй кaтeгopии в дpyгyю.

B пpoчиx cлyчaяx, измeнить КC для oпpeдeлeния дpyгoй нaлoгoвoй бaзы, в тeчeниe вceгo нaлoгoвoгo пepиoдa, нeвoзмoжнo.

Земельный налог РК в 2021: как рассчитать и когда оплатить

  • B cooтвeтcтвии c п.5 cт 391 НК PФ, нaлoгoвый вычeт в paзмepe КC 600 квaдpaтныx мeтpoв oт oбщeй плoщaди 3У, мoгyт пoлyчить cлeдyющиe гpyппы гpaждaн:

    Гepoи Poccийcкoй Фeдepaции и CCCP;

  • Инвaлиды 1 и 2 гpyпп;
  • Дeти-инвaлиды;
  • Инвaлиды c дeтcтвa;
  • Beтepaны BOB и бoeвыx дeйcтвий, a тaкжe, лицa пoлyчившиe инвaлиднocть в xoдe этиx coбытий;
  • Лицa, пocтpaдaвшиe в peзyльтaтe кaтacтpoф нa ЧAЭC и ПO «Maяк» и пoпaвшиe пoд дeйcтвиe пpoгpaмм coц. зaщиты;
  • Лицaм, ocyщecтвлявшим тpyдoвyю дeятeльнocть, cвязaннyю c ocoбым pиcкoм. B иx чиcлe: иcпытaния aтoмнoгo opyжия и ycтpaнeниe пocлeдcтвий ядepныx aвapий нa вoeнныx oбъeктax;
  • Лицa, cтaвшиe инвaлидaми или пoлyчившиe лyчeвyю бoлeзнь в xoдe иcпытaний ядepнoгo opyжия или кocмичecкиx aппapaтoв;
  • Лицa пeнcиoннoгo вoзpacтa.

Oбpaтитe внимaниe, чтo нaлoгoвый вычeт пpимeняeтcя тoлькo к oднoмy yчacткy, пpинaдлeжaщeмy нaлoгoплaтeльщикy (a тaкжe нaxoдящeмycя в бeccpoчнoм влaдeнии или пoльзoвaнии). Cooтвeтcтвeннo, ecли гpaждaнин oблaдaeт двyмя и бoлee зeмeльными yчacткaми, eмy пpeдcтoит caмocтoятeльнo выбpaть тoт, пo кoтopoмy бyдyт нaчиcлeны льгoты. O cвoeм peшeнии нeoбxoдимo извecтить нaлoгoвыe opгaны. Нo, нe пoзднee 1 нoябpя.

Toлькo пocлe этoгo пoявитcя нe oблaгaeмaя нaлoгoм cyммa, yмeньшaющaя зeмeльный нaлoг. Ecли paзмep нaлoгoвoгo вычeтa пpeвышaeт нaлoгoвyю бaзy, тo oнa бyдeт cчитaтьcя paвнoй 0.

B cooтвeтcтвии co cт 395 НК PФ, oт yплaты зeмeльнoгo нaлoгa мoгyт быть ocвoбoждeны cлeдyющиe юpидичecкиe и физичecкиe лицa:

  • Учpeждeния yгoлoвнo-иcпoлнитeльнoй cиcтeмы (УИC);
  • Opгaнизaции, кoтopыe зaнимaютcя oбcлyживaниeм дopoг гocyдapcтвeннoгo знaчeния;
  • Bcepoccийcкиe oбщecтвeнныe opгaнизaции инвaлидoв. Oгpaничeния: для yчacткoв, нa кoтopыx пpoиcxoдит пpoизвoдcтвo и (или) peaлизaция тoвapoв, чиcлo paбoтникoв c инвaлиднocтью дoлжнo быть нe мeньшe, чeм 50% oт oбщeгo чиcлa paбoчиx. Нa oплaтy иx тpyдa дoлжнo yxoдить нe мeньшe, чeм 25% oт oбщeгo зapплaтнoгo фoндa. Пoдaкцизныe yчacтки в этy кaтeгopию нe вxoдят. Ocвoбoждeниe oт нaлoгa дeйcтвyeт для yчacткoв, иcпoльзyeмыx opгaнизaциeй в цeляx peaбилитaции, инфopмиpoвaния, oтдыxa, aдaптaции, пpoвeдeния лeчeбныx, oздopoвитeльныx, cпopтивныx и дpyгиx мepoпpиятий для инвaлидoв;
  • Peлигиoзныe opгaнизaции;
  • Opгaнизaции, зaнимaющиecя xyдoжecтвeнным пpoмыcлoм, нa зeмлe иcтopичecкoгo пpeбывaния;
  • Физичecкиe лицa и иx oбъeдинeния, вxoдящиe в гpyппы мaлыx ceвepныx, cибиpcкиx и дaльнeвocтoчныx нapoднocтeй;
  • Opгaнизaции, зaнимaющиecя cyдocтpoeниeм нa тeppитopии пpoмышлeнныx ocoбыx экoнoмичecкиx зoн (OЭ3). Нaxoдящиxcя нa тeppитopии пpeбывaния в кaчecтвe peзидeнтa нa cpoк нe бoлee дecяти лeт;
  • Пpoчиe кaтeгopии opгaнизaций, зaнимaющиe тeppитopию OЭ3 в кaчecтвe peзидeнтa нa cpoк нe бoлee 5 лeт;
  • Opгaнизaции, кoтopыe являютcя yчacтникaми cвoбoдныx экoнoмичecкиx зoн (CЭ3), в cooтвeтcтвии c дoгoвopoм oб экoнoмичecкoй дeятeльнocти нa этиx тeppитopияx, cpoкoм нe бoлee тpex лeт c мoмeнтa peгиcтpaции пpaв нa 3У;
  • Упpaвляющиe кoмпaнии, являющиecя peзидeнтaми иннoвaциoннoгo цeнтpa «Cкoлкoвo» (в cooтвeтcтвии c Ф3 «Oб ИЦ «Cкoлкoвo»).

Нaчиcлeниe льгoт, в oтнoшeниe opгaнизaций, нaxoдящиxcя нa тeppитopяиx OЭ3 и CЭ3 пpeкpaщaютcя в cлyчae paздeлa или oбъeдинeния 3У. B этoм cлyчae, нaлoгoвaя бaзa пepecчитывaeтcя c yчeтoм peopгaнизaции и пpимeняeтcя к cфopмиpoвaнным, в peзyльтaтe вышeoпиcaнныx пpoцeccoв, yчacткaм.

Арендатор при переходе на ФСБУ 25/2018 ведет учёт аренды всегда одинаково, не разделяя её на операционную и финансовую. В дебете активного счёта организация отражает не само имущество: помещение, оборудование, автомобиль, — а право пользования активом (ППА), на которое будет начисляться амортизация. В кредите пассивного счета указывается обязательство по аренде, которое будет погашаться.

ООО «Весёлое детство» получило у АО «Аэромир» надувной батут в аренду сроком на 6 месяцев. Арендная плата составляет 100 тыс. рублей в месяц (НДС нет). Арендные платежи уплачиваются в начале месяца. Стоимость батута по договору — 2 млн рублей.

В учёте арендатора будут отражены следующие проводки:

При получении батута:

  • Дт 001 — 2 000 000 рублей — Получен батут от арендодателя;

Ежемесячно в течение срока аренды:

  • Дт 60-ав Кт 51 — 100 000 рублей — Оплачена арендная плата за месяц;
  • Дт 20 Кт 60 — 100 000 рублей — В конце месяца отражены расходы на аренду;
  • Дт 60 Кт 60-ав — 100 000 рублей — Зачёт ранее уплаченного аванса в счёт арендной платы;

По окончании аренды:

  • Кт 001 — 2 000 000 рублей — Батут возвращён арендодателю.

Если договор аренды предусматривает сдачу в субаренду или последующий выкуп, особенностей учёта нет. Аренда будет отражаться по общему правилу — как право пользования активом и обязательство по аренде.

Организация получила в аренду станок.

  1. Срок аренды — 24 месяца.
  2. Арендная плата уплачивается в последний день каждого месяца в сумме 120 тыс. рублей, в т. ч. НДС 20 тыс. рублей.
  3. Авансовых платежей нет.
  4. Ставка по возможному кредиту на сопоставимую сумму и срок — 10 % годовых.
  5. Амортизация по аналогичным станкам начисляется линейным способом.

Указ № 285: комментарий МНС в части арендной платы

В учёте арендатор признаёт обязательство по аренде и ППА, которое признаётся в сумме, равной дисконтированной сумме будущих арендных платежей. Расчёт приведён в таблице.

Номер периода (месяца) Номинальная сумма платежа, руб. Кол-во месяцев до платежа Коэффициент Приведённая сумма платежа, руб.
1 100 000,00 1 0,992088943 99 208,89
2 100 000,00 2 0,984240472 98 424,05
3 100 000,00 3 0,984240472 97 645,41
4 100 000,00 4 0,968729306 96 872,93
5 100 000,00 5 0,961065634 96 106,56
6 100 000,00 6 0,953462589 95 346,26
7 100 000,00 7 0,945919693 94 591,97
8 100 000,00 8 0,938436469 93 843,65
9 100 000,00 9 0,931012445 93 101,24
10 100 000,00 10 0,923647153 92 364,72
11 100 000,00 11 0,916340128 91 634,01
12 100 000,00 12 0,909090909 91 634,01
13 100 000,00 13 0,901899039 90 189,90
14 100 000,00 14 0,894764065 89 476,41
15 100 000,00 15 0,887685536 88 768,55
16 100 000,00 16 0,880663006 88 066,30
17 100 000,00 17 0,873696031 87 369,60
18 100 000,00 18 0,866784172 86 678,42
19 100 000,00 19 0,859926993 85 992,70
20 100 000,00 20 0,853124062 85 312,41
21 100 000,00 21 0,84637495 84 637,49
22 100 000,00 22 0,83967923 83 967,92
23 100 000,00 23 0,83303648 83 303,65
24 100 000,00 24 0,826446281 82 644,63
ИТОГО 2 400 000,00 2 176 456,76

Далее ежемесячно начисляются проценты, увеличивающие обязательство по аренде, а также уплачиваются арендные платежи, уменьшающие обязательство. Проценты исчисляются как произведение месячной процентной ставки на остаток задолженности по аренде на начало месяца.

Расчёт сумм начисленных процентов и остатка обязательства приведён в таблице.

Номер месяца Обязательство на начало месяца, руб. Начисленные проценты Платеж, руб. Обязательство на конец месяца, руб.
1 2 176 456,76 17 355,37 100 000,00 2 093 812,13
2 2 093 812,13 16 696,35 100 000,00 2 010 508,48
3 2 010 508,48 16 032,08 100 000,00 1 926 540,56
4 1 926 540,56 15 362,50 100 000,00 1 841 903,06
5 1 841 903,06 14 687,59 100 000,00 1 756 590,65
6 1 756 590,65 14 007,30 100 000,00 1 670 597,95
7 1 670 597,95 13 321,58 100 000,00 1 583 919,53
8 1 583 919,53 12 630,40 100 000,00 1 496 549,93
9 1 496 549,93 11 933,70 100 000,00 1 408 483,63
10 1 408 483,63 11 231,45 100 000,00 1 319 715,08
11 1 319 715,08 10 523,59 100 000,00 1 230 238,67
12 1 230 238,67 9 810,10 100 000,00 1 140 048,77
13 1 140 048,77 9 090,91 100 000,00 1 049 139,68
14 1 049 139,68 8 365,99 100 000,00 957 505,67
15 957 505,67 7 635,28 100 000,00 865 140,95
16 865 140,95 6 898,76 100 000,00 772 039,71
17 772 039,71 6 156,35 100 000,00 678 196,06
18 678 196,06 5 408,03 100 000,00 583 604,09
19 583 604,09 4 653,74 100 000,00 488 257,83
20 488 257,83 3 893,44 100 000,00 392 151,27
21 392 151,27 3 127,07 100 000,00 295 278,34
22 295 278,34 2 354,59 100 000,00 197 632,93
23 197 632,93 1 575,95 100 000,00 99 208,88
24 99 208,88 791,12* 100 000,00 0,00

* Расчётная величина процентов составляет 791,11 рубля. Разница в 1 коп. возникла за счёт округления.

Амортизация ППА отражается в составе расходов арендатора. Она начисляется с месяца, следующего за месяцем принятия ППА к учёту, в размере 90 685,70 рублей (2 176 456,76 / 24) в месяц.

В бухучёте арендатора отражаются следующие записи:

При получении предмета аренды нужно отразить обязательство по аренде и принять к учёту право пользования активом. Для этого арендатор сделает следующие записи:

  • Дт 08-ППА Кт 76-ОА (обязательства по аренде) — 2 176 456,76 рубля — Отражено обязательство по аренде;
  • Дт 01-ППА Кт 08-ППА — 2 176 456,76 рубля — Принято к учёту ППА.

В первом месяце аренды арендатор перечислит ежемесячный платёж и зачтёт его в счёт обязательства по аренде, отразит и примет к вычету НДС, начислит проценты и ОНО:

  • Дт 76-А (расчёты с арендодателем) Кт 51 — 120 000 рублей — Перечислен ежемесячный арендный платёж;
  • Дт 76-ОА Кт 76-А — 100 000 рублей — Зачёт платежа в счёт обязательства по аренде;
  • Дт 19 Кт 76-А — 20 000 рублей — Арендодателем предъявлен НДС по аренде;
  • Дт 68-НДС Кт 19 — 20 000 рублей — НДС по аренде принят к вычету;
  • Дт 91-2 Кт 76-ОА — 17 355,37 рубля — Начислены проценты;
  • Дт 68-РНП (расчёты по налогу на прибыль) Кт 77 — 16 528, 93 — Начислено ОНО.

Со 2 по 12 месяцы аренды арендатор начисляет амортизацию, а также начнет погашать ОНО. Проводки будут такие:

  • Дт 20 (25, 26 и др.) Кт 02-ППА — 90 685,70 рубля — Начислена амортизация;
  • Дт 76-А Кт 51 — 120 000 рублей — Перечислен ежемесячный арендный платёж;
  • Дт 76-ОА Кт 76-А — 100 000 рублей — Зачёт платежа в счёт обязательства по аренде;
  • Дт 19 Кт 76-А — 20 000 рублей — Арендодателем предъявлен НДС по аренде;
  • Дт 68-НДС Кт 19 — 20 000 рублей — НДС по аренде принят к вычету;
  • Дт 91-2 Кт 76-ОА — Начислены проценты;
  • Дт 77 Кт 68-РНП — Погашено ОНО.

С 13 по 23 месяцы аренды делаются такие же проводки, как и в 2-12 месяцах, но отражается начисление ОНО, а не его погашение:

  • Дт 20 (25, 26 и др.) Кт 02-ППА — 90 685,70 рубля — Начислена амортизация;
  • Дт 76-А Кт 51 — 120 000 рублей — Перечислен ежемесячный арендный платёж;
  • Дт 76-ОА Кт 76-А — 100 000 рублей — Зачёт платежа в счёт обязательства по аренде;
  • Дт 19 Кт 76-А — 20 000 рублей — Арендодателем предъявлен НДС по аренде;
  • Дт 68-НДС Кт 19 — 20 000 рублей — НДС по аренде принят к вычету;
  • Дт 91-2 Кт 76-ОА — Начислены проценты;
  • Дт 68-РНП Кт 77 — Начислено ОНО.

В 24 месяце аренды обязательство по аренде полностью погашается. Проводки этого месяца:

  • Дт 20 (25, 26 и др.) Кт 02-ППА — 90 685,70 рубля — Начислена амортизация;
  • Дт 76-А Кт 51 — 120 000 рублей — Перечислен ежемесячный арендный платёж;
  • Дт 76-ОА Кт 76-А — 100 000 рублей — Зачёт платежа в счёт обязательства по аренде;
  • Дт 19 Кт 76-А — 20 000 рублей — Арендодателем предъявлен НДС по аренде;
  • Дт 68-НДС Кт 19 — 20 000 рублей — НДС по аренде принят к вычету;
  • Дт 91-2 Кт 76-ОА — 791,12 — Начислены проценты.

При возврате предмета аренды арендатор отразит выбытие ППА и погасит ОНО:

  • Дт 20 (25, 26 и др.) Кт 02-ППА — 90 685,70 рубля — Начислена амортизация;
  • Дт 01-в (выбытие ППА) Кт 01-ППА — 2 176 456,76 рубля — Списана стоимость ППА;
  • Дт 02-ППА Кт 01-В — 2 176 456,76 рубля — Списана начисленная амортизация;
  • Дт 77 Кт 68-РНП — 16 432,50 рубля — Погашено ОНО.

ФСБУ 25/2018 предусматривает, что арендодатель должен разделять аренду на финансовую и операционную — от этого зависят проводки.

К финансовой (неоперационной) аренде относятся несколько случаев, в том числе:

  1. В договоре предусмотрено, что право собственности на предмет аренды переходит к арендатору.
  2. Срок аренды сопоставим с периодом, в котором объект будет годен к использованию.
  3. На дату заключения договора приведённая стоимость будущих арендных платежей сопоставима со справедливой стоимостью предмета аренды.
  4. Без существенных изменений предмет аренды может использовать только арендатор.
  5. Иные случаи, когда к арендатору переходят выгоды и риски, связанные с правом собственности на предмет аренды.

Для учёта финансовой аренды вводится новый вид актива — «инвестиции в аренду». Доходы признают в виде процентных начислений по этой инвестиции. Для операционной аренды сохраняются прежние правила учёта периодических поступлений.

При упрощённом бухучёте можно любую аренду показывать как операционную и отражать только периодические платежи от арендатора. Исключение — договоры с правом выкупа предмета аренды или последующей субаренды (п. 11, 12 ФСБУ 25/2018).

Здесь всё зависит от того, какой вид разрешённого использования (ВРИ) имеет ваш участок. Если основой для расчёта налогооблагаемой базы является кадастровая стоимость земли, значит, именно ВРИ становится главным ценообразующим фактором.

Казалось бы, всё очевидно: стоимость земли порой вырастает в разы, если участок в обозримом будущем может принести собственнику ощутимую прибыль. И, конечно, участок с ВРИ «для размещения объектов торговли» выглядит гораздо вкуснее с точки зрения экономической привлекательности, нежели тот, который предназначен «для размещения объекта благоустройства». Это означает, что данные участки одинакового размера будут иметь разную кадастровую стоимость. И размер земельного налога у них может существенно отличаться.

Казалось бы, элементарный экономический механизм — однако понимания самой его сути здесь недостаточно. Важно:

  • чётко представлять экономическую целесообразность всех пертурбаций с ВРИ;
  • досконально разбираться в действующих нормах отечественного законодательства — как минимум земельного, налогового, градостроительного.

Вообще тема целевого назначения и видов разрешённого использования находящихся в собственности земельных участков не так проста, как это могло показаться на первый взгляд. Существует великое множество нюансов.

Наиболее широкое распространение в практике получили примеры, когда под объекты недвижимости отведена не вся площадь.

Допустим, часть земли отведена под заводские помещения — цеха, склады, административные корпуса, — а на оставшейся территории находятся другие сооружения (автостоянки, благоустроенные озеленённые зоны отдыха, и т.п.). Между тем, ВРИ устанавливается для всего участка. В соответствии с «Методическими указаниями о государственной кадастровой оценке» (они регламентированы Приказом Министерства экономического развития РФ от 12.05.2017 № 226), специалисты кадастровых служб прежде всего смотрят на юридически закреплённый ВРИ, часто упуская из виду его фактическое использование. Соответственно, в этом случае начисление налога на землю будет производиться по ВРИ, установленному в ЕГРН.

Минимизировать налог не получится даже в том случае, если вы, как собственник, внесёте в ЕГРН дополнительные виды разрешённого использования вашей земли. Ведь если за участком закреплены одновременно несколько ВРИ, при установлении кадастровой стоимости земельного участка используется показатель стоимости той категории земель и ВРИ, для которых установлено наибольшее значение. То есть чем больше кадастровая стоимость, тем тяжелее налоговое бремя.

Остаётся одно: внимательно изучить действующие в регионах нормативные акты, где наверняка найдутся интересные для вас нюансы. А дальше уверенно следуйте постулату «Разделяй и … экономь». Чтобы провести кадастровую переоценку функционально различных частей участка, его понадобится разделить. И только потом земельным участкам, сегментированным согласно их реальному функциональному назначению, будут присвоены соответствующие ВРИ. В результате произойдёт автоматический перерасчёт кадастровой стоимости.

Кстати, в подавляющем большинстве российских регионов действует гораздо более адекватная система расчёта платы за землю. К примеру, в Санкт-Петербурге в декабре 2007 года был принят Закон № 608-119 ″ О методике определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Санкт-Петербурга«. В соответствии с этим документом, городские земельные участки, которые сдаются в аренду, не нужно делить по функциональному использованию. Каждый участок, подготовленный для сдачи в аренду, проходит специальную инвентаризацию. В итоге в зависимости от реального функционального использования территорий, расчёт арендной платы производится по соответствующим тарифам. Просто, как всё гениальное.

Прежде чем использовать предложенную нами схему, оцените предполагаемый экономический эффект от манипуляций по делению участка и изменению ВРИ. Насколько целесообразно это будет именно в вашем случае? Для более объективного анализа всегда можно обратиться к профессионалам.

Второй вариант априори вытекает из предыдущего. Но! Это путь для сильных духом. Он полон тайн и приключений, ведь придётся набраться смелости и вскрыть «ящик Пандоры», порой полный казусов и просчётов, допущенных в процессе определения кадастровой стоимости земельного участка.

Для начала уточните, какой ВРИ учитывался при проведении оценки. Здесь, помимо закреплённого в ЕГРН ВРИ, придётся принимать во внимание фактическое использование земельного участка. Сопоставьте его с ВРИ, принятым государством за основу определения кадастровой стоимости вашей земли.

Если опираться на Приказ Министерства экономического развития РФ от 12 мая 2017 г. N 226 «Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой оценке», сотрудники государственных бюджетных учреждений (ГБУ), занимающиеся государственной кадастровой оценкой (ГКО) вправе использовать и юридически закреплённый вид разрешённого использования участка, и фактический, которые, как уже говорилось выше, часто отличаются.

В случае, когда фактический вид использования дешевле юридического, — и с позиции налогообложения, и с точки зрения кадастровой стоимости, — нужно обязательно предоставить фактическое подтверждение этому. И не исключено, что де-юре понадобится в итоге превратить в де-факто, то есть сделать юридический вид фактическим, внеся изменения в ЕГРН в части ВРИ.

Как профессиональному консультанту, мне и моим коллегам нередко приходится сталкиваться с ситуациями, когда в поиске максимально выгодных для казны вариантов специалисты ГБУ в своих исчислениях основываются на документации по планировке и межеванию территорий, считая, что эти документы могут быть использованы для подтверждения фактического вида разрешённого использования земельных участков.

Я не уверен, что такая методика верна с точки зрения закона. И проект планировки, и проект межевания — лишь гипотетические проекты, у которых часто даже нет установленного срока их осуществления. В соответствии со ст. 42 Градостроительного кодекса РФ, они не должны рассматриваться в качестве правоустанавливающих и/или правоподтверждающих документов. Но при такой методике вычислений собственнику земли придётся платить завышенный налог.

Этот лайфхак тоже является следствием ошибок, допущенных в ходе проведения государственной кадастровой оценки стоимости земельного участка. И здесь хотелось бы напомнить о том, что земля — это имущество, которое может находиться под различными видами обременений. Имеются ввиду обременения и ограничения, связанные с наличием различных инженерных коммуникаций, либо относящиеся к зонам с особыми условиями использования территории, и т.д. В соответствии с п. 1.11 Методических указаний, эти данные нужно учитывать в процессе исчисления кадастровой стоимости земли и уменьшать её финальные значения.

Почему процесс определения кадастровой стоимости ЗУ часто даёт сбои? Казалось бы, существуют системы информационного обеспечения градостроительной деятельности (ст. 56 Градостроительного кодекса РФ), а также ЕГРН, где совершенно недвусмысленно, в доступной для понимания форме должны быть прописаны любые нюансы, имеющие отношение к объектам недвижимости и земельным участкам. Я полагаю, ошибки случаются из-за того, что эти механизмы банально не функционируют. Получить необходимую информацию о существовании в каждом конкретном случае каких-либо ограничений/обременений порой просто негде.

Облегчить налоговое бремя для собственников станет возможно тогда, когда эти данные будут внесены в соответствующие информационные системы. Это заметно облегчит процедуру ГКО, сделает её прозрачной, понятной.

Если вы, как собственник, хотите получить максимально полные сведения о существовании каких-либо обременений/ограничений, запросите соответствующие акты в муниципальных органах градостроительства и архитектуры. Предоставив копии полученных документов, требуйте произвести перерасчёт кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего вам. Конечно, при наличии таких оснований.

И снова — работа над ошибками. Одно дело — местный налог на земельный участок, другое — региональный налог на имущество организаций. Соответственно, ставки, используемые при расчёте данного налога, зависят от нормативов, принятых в конкретном регионе. Но регионов в нашей стране — 85, а муниципалитетов — тысячи. Так что изучение особенностей земельного налогообложения на местах процесс явно более кропотливый.

К чему это я? К тому, что крупные землевладельцы нередко владеют участками, которые разбросаны территориально, то есть относящимся к разным муниципальным образованиям. Не зная льгот, которыми можно совершенно легально воспользоваться, собственник платит по максимуму, который определён в ст. 394 Налогового кодекса РФ.

Так, например, в городе Гатчина Ленинградской области земельные участки, используемые для размещения объектов торговли, облагаются земельным налогом по ставке 0,75%, а не 1,5%, как это предписывает Налоговый кодекс РФ. В нашей практике был случай, когда финансовая служба крупного землевладельца не знала о льготной ставке, установленной муниципалитетом.

Абсолютно законный метод, но пользоваться им рискуют не все. Согласно действующему Налоговому кодексу, предназначенные для жилищного строительства участки земли облагаются по ставке в 0,3%, в то время как базовая ставка составляет 1,5%. На периферии размер ставки может быть ещё ниже.

Если вы не собираетесь в самое ближайшее время использовать свою земельную собственность, чаще всего есть отличная возможность оформить ВРИ «под размещение объектов жилой недвижимости». Только обязательно имейте ввиду: это должно быть оформлено согласно градостроительному регламенту (правилам землепользования и застройки той территории, на которой расположен земельный участок). Кроме того, изменённый ВРИ понадобится вносить в ЕГРН. Как вы понимаете, на данном участке не обязательно возводить жильё, вплоть до момента фактического освоения.

Но законом предусмотрена норма, которая побуждает владельца земли начать строительство. Я имею ввиду ч. 15 ст. 396 НК РФ, где определены сроки, в течение которых предоставляется льготная ставка по налогам. Так, в течение первых трёх лет с момента внесения сведений о земельном участке в ЕГРН при расчётах используется повышающая ставка 2 (0,3×2 = 0,6%). В любом случае, 0,6% меньше, чем 1,5%. Впоследствии по отношению к участку, имеющему ВРИ «под размещение объектов жилой недвижимости», но при условии отсутствия жилых строений, будет применяться коэффициент 4 (0,3×4 = 1,2%).

Знание этих способов, их компетентное использование помогут вам заметно минимизировать затраты на земельный налог. И это тоже один из значимых аспектов, свидетельствующих о внимательном отношении владельцев к своей собственности.

Налоговая база определяется отдельно для каждого земельного участка и равна его кадастровой стоимости на 1 января года, за который считается налог. Если земельный участок появился в течение налогового периода, то для определения налоговой базы берется кадастровая стоимость на дату постановки земельного участка на государственный кадастровый учет.

Изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах. Из этого правила есть исключения:

  • если кадастровая стоимость земельного участка изменилась после исправления ошибки,, допущенной государственным органом при регистрации участка или ведении кадастра недвижимости, или после ее оспаривания: в этом случае исправление учитывается в расчете налоговой базы, начиная с периода, в котором ошибочные данные использовались для расчета. То есть пересчитывается база текущего года и прошлых лет, если в них уже применялась ошибочная база;
  • если кадастровая стоимость земельного участка изменилась в связи с изменением характеристик участка (площадь увеличена, присвоена новая категория земель и пр.): применяйте новую кадастровую стоимость со дня внесения в ЕГРН новых характеристик участка. При расчете налога за текущий год будут использованы две стоимости: до внесения в ЕГРН изменений и после. За прошлый год налог не пересчитывается.

Если земельный участок одновременно находится на территориях нескольких муниципальных образований, для каждого из них налоговая база определяется отдельно и равняется кадастровой стоимости доли участка, приходящейся на муниципальное образование.

Как меняется учёт аренды: анализируем ФСБУ 25/2018

Для земельных участков, которые находятся в общей долевой собственности, налоговая база определяется отдельно для каждого налогоплательщика-собственника участка пропорционально его доле в общей собственности.

Часто при покупке недвижимости покупатель получает право собственности на часть земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования. Налоговая база по этому участку для указанного лица определяется пропорционально его доле в праве собственности на земельный участок.

Если недвижимость покупают несколько лиц в совместную собственность, налоговая база для каждого будет равной долей кадастровой стоимости.

Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года — по итогам этих периодов нужно платить авансовые платежи.

Законодательные органы муниципального образования могут не устанавливать отчетные периоды. Если их нет, то налог уплачивается только по итогам года, без авансовых платежей.

От налогообложения освобождаются:

  • организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Минюста в отношении земельных участков, которые используются для непосредственного выполнения возложенных на эти организации функций;
  • организации — в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;
  • религиозные организации — в отношении участков, на которых расположены здания религиозного и благотворительного назначения;
  • общероссийские общественные организации инвалидов;
  • «сколковцы».

Сумма налога считается после окончания налогового периода и равна произведению налоговой ставки и налоговой базы.

Если компания приобрела земельный участок с целью жилищного строительства, расчет налога и авансовых платежей по нему производится по пониженной ставке — 0,3 %, если местные власти не установили ставку ниже. Дополнительно применяется повышающий коэффициент:

  • коэффициент 2 применяется в течение 3 лет с даты государственной регистрации права собственности на земельный участок и до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости;
  • коэффициент 1, если строительство и государственная регистрация прав произошли раньше истечения трех лет, то переплаченная сумма налога зачитывается или возвращается налогоплательщику в общем порядке;
  • коэффициент 4, если жилищное строительство превысило 3-летний срок, в течение следующих лет и до государственной регистрации прав на построенный объект применяется коэффициент.

Налогоплательщики-организации, для которых установлены авансовые платежи, самостоятельно исчисляют земельный налог и авансовые платежи по нему после окончания первого, второго и третьего квартала.

Квартальный авансовый платеж = ¼ × налоговая ставка × кадастровая стоимость земельного участка на 1 января налогового периода.

Муниципальные образования могут разрешить некоторым категориям налогоплательщиков не исчислять и не перечислять авансовые платежи.

По итогам налогового периода организации перечисляют в бюджет разницу между исчисленной суммой налога и уплаченными в течение налогового периода авансовыми платежами.

Организации платят авансовые платежи и земельный налог в бюджет по месту нахождения земельных участков в сроки, которые с 2021 года стали едиными по всей стране:

  • налог за год — не позднее 1 марта года, следующего за истекшим годом;
  • авансовые платежи — не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

Хотите легко платить налоги и сдавать декларации? Работайте в облачном сервисе Контур.Бухгалтерия: ведите учет, начисляйте зарплату и отпрвляйте отчетность онлайн. Сервис напомнит об уплате налога, поможет рассчитать его и автоматически сформирует отчетность. Первый месяц работы бесплатен для всех новых пользователей.

Номер 2679
Дата 25.12.2020
Тип документа Постановление
Орган издания Администрация города
Файлы Скачать [ Приложение ] (размер 0.09 Mb)
Изменения
  • от 24.06.2021 №1456 «О внесении изменений в постановление администрации города от 25.12.2020 №2679 «Об утверждении методики расчета арендной платы за пользование муниципальным имуществом на 2021 год»»

Написать комментарий

      Расчеты суммы налогового сбора на земельные наделы осуществляются на основании ЗК РФ, утвержденного муниципальными властями. Окончательная сумма зависит от параметров земельного участка и включается в себя категорию, предназначение, количество квадратных метров надела и т. д.

      Цена земли по кадастровому паспорту представляет собой денежную сумму, которой выражается реальная стоимость территории. Чаще всего цена по кадастру выше рыночной, так что собственникам приходится оплачивать сборы по более высокой ставке.

      Перед тем как рассчитать удельный показатель кадастровой стоимости для квартиры, необходимо понимать какие значения влияют на формирование цены. На цену по кадастру оказывают влияние:

      • регион и район расположения;
      • технические параметры объекта;
      • общее состояния имущества;
      • средний доход по жителям населенного пункта.

      Рассчитать кадастровую стоимость дома калькулятором нет прямой необходимости, так как государственные власти один раз в 5 лет обновляют оценочные данные по базе Росреестра.

      Земельный налог для организаций в 2021 году

      Перед тем как рассчитать кадастровую стоимость, необходимо собрать пакет документации:

      • документы, подтверждающие право владения объектом;
      • заявление;
      • удостоверение личности;
      • чек или квитанция об оплате госпошлины в размере 250-400 рублей.

      Владельцам или представителям организаций потребуется предоставить доверенность.

      Если владелец недвижимости считает, что оценка имущества по кадастру была проведена неверно, то он может полноправно обратиться в суд или Росреестр для оспаривания. В случае, если собственник докажет ошибочные расчеты, то новая кадастровая цена применяется на все предыдущие периоды, когда налог рассчитывался по ошибочной цене.

      Получив положительный ответ, владелец недвижимости может получить перерасчет и компенсацию. Однако, получить компенсацию можно только по тем искам, которые будут поданы до 1 января 2021 года.

      Определяются всего два случая, когда реальная цена земельного участка может быть завышена:

      1. Достаточно часто цена по кадастру повышается для участков определенных видов использования. Это связано с тем, что владелец неправильно указал информацию об эксплуатации надела. Выявить неточности можно изучив технический паспорт. Исправить ошибку можно путем обращения в Росреестр.
      2. Стоимость по кадастру может превышать рыночную. В такой ситуации в работу включается специальная комиссия, изучающая документы на имущество.

      Проведение расчета повторной оценки, согласно действующему законодательству, допускается не чаще 1 раза за 3 года. Предельный срок переоценки недвижимости составляет 1 раз в 5 лет. За нарушение установленных правил собственник несет ответственность, предусмотренную Административным Кодексом РФ. Для Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя определяются отдельные сроки, здесь повторная оценка выполняется не чаще 1 раза за 2 года.

      Посмотрим, как рассчитать земельный налог на 2020 год. Например, компания, зарегистрировавшая 21.01.2020 право собственности на земельный участок, узнала его кадастровую стоимость на начало года (980 000 руб.) и ставку налога (1,5%), действующую в соответствующей местности (из местного земельного НПА). Льготы или повышающие коэффициенты этим НПА не предусмотрены.

      Произведем расчет земельного налога в 2020 году:

      980 000 руб. × 1,5% × 11/12 = 13 475 руб.,

      где:

      11/12 — коэффициент, который учитывает полные месяцы владения участком (с февраля по декабрь) из 12 месяцев 2020 года. Январь в расчет не входит, так как право на землю возникло во второй половине месяца.

      Рассмотрим на примере, как рассчитать земельный налог в случае, если местным земельным законодательством предусмотрены авансовые платежи. Используя исходные данные предыдущего расчета, получим следующее:

      • авансовый платеж за 1 квартал 2020 года с учетом количества месяцев владения составит 2 450 руб. (1/4 × 980 000 × 1,5% × 2/3);
      • по каждому из следующих отчетных периодов (за полугодие и 9 месяцев 2020 года) платеж составит по 3 675 руб. (1/4 × 980 000 × 1,5%);
      • по итогам 2020 года нужно будет отдать бюджету сумму, равную разности между полной величиной налога, рассчитанной за год с учетом числа месяцев владения, и суммой начисленных за этот год авансовых платежей (13 475 – 2 450 – 3 675 × 2 = 3 675).

      ВАЖНО! Налог уплачивается в полных рублях (соблюдая правило округления) — это установлено ст. 52 НК РФ.

      Образец платежного поручения на уплату налога на землю скачайте здесь.

      Содержащиеся в НК РФ или установленные местными властями льготы могут освободить компанию от уплаты земельного налога полностью или частично (ст. 395 НК РФ).

      Если муниципалы предусмотрели льготу для земельного участка компании, исчисление налога производится с учетом этой льготы.

      Продолжим наш пример расчета земельного налога: компания на своем земельном участке расположила научный центр (он занимает 20% площади и используется по целевому назначению), а местные власти предусмотрели освобождение от уплаты налога для земельных участков, используемых для размещения учреждений науки.

      Земельный налог тогда будет рассчитан следующим образом.

      • Определим налоговую базу:

      (980 000 руб. – 980 000 руб. × 20%) = 784 000 руб.

      • Определим сумму налога при налоговой ставке 1,5% и коэффициенте (Кв) = 0,9167 (рассчитанном ранее как 11/12):

      784 000 руб. × 1,5% × 0,9167 = 10 780 руб.

      Подробнее о льготах, установленных НК РФ, читайте в статье «Объект налогообложения земельного налога».

      Как рассчитать земельный налог онлайн? Это вполне закономерный вопрос при современной автоматизации расчетных процессов. Услуги по расчету суммы налога с помощью онлайн-калькулятора предлагаются множеством сайтов.

      Но воспользоваться этими предложениями можно, если алгоритм расчета налога достаточно простой (например, отсутствуют льготы, а участок расположен на территории одного муниципального района). В ином случае универсального калькулятора найти не удастся.

      Как показывает практический опыт, расчет земельного налога лучше производить по самостоятельно созданной формуле (автоматизируя процесс с помощью таблиц Excel или иных собственных компьютерных разработок).

      А для физлиц и ИП на сайте ФНС доступен специальный сервис, который посчитает сумму налога онлайн. Подробности см. здесь.

      Земельный налог относится к региональным налогам – соответственно, его условия регулируются региональными нормативными актами. В каждом регионе устанавливаются свои ставки налога, льготы по земельному налогу, сроки уплаты и критерии для расчета земельного налога.

      Плательщиками земельного налога являются все люди, у которых в собственности есть земельные участки, а еще те, кто имеют право на бессрочное пользование землей (неприватизированные участки, выданные местной администрацией для постоянного пользования).

      Льготы по земельному налогу предусмотрены Налоговым кодексом РФ и региональными нормативными правовыми актам. В соответствии подпунктом 7 пункта 1 статьи 395 НК РФ, от уплаты всех видов налогов освобождены все плательщики, которые относятся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока.

      Вторая льгота установлена для некоторых категорий владельце земли в соответствии с пунктом 5 статьи 391 НК РФ. Данная льгота предусматривает уменьшение налоговой базы для исчисления земельного налога на величину кадастровой стоимости 600 кв.м. площади земельного участка следующим категориям граждан:

      • Героям Советского Союза и Российской Федерации;
      • кавалерам ордена Славы всех трех степеней;
      • ветеранам и инвалидам ВОВ и боевых действий;
      • инвалидам I и II группы, инвалидам с детства и детям-инвалидам;
      • чернобыльцам;
      • пенсионерам и предпенсионерам;
      • всем, у кого есть трое и более детей.

      В отношении последней льготной категории следует отметить, что все дети должны быть несовершеннолетними на дату начисления налога.

      Если земельный участок принадлежит на праве собственности нескольким людям, которые имеют право на льготу, то каждый из собственников имеет право на получение льготы в отношении своей доли.

      Также регионы имеют право устанавливать дополнительные категории лиц, которым предоставляется льгота по уплате земельного налога или увеличивать размер льгот, предоставляемых Налоговым кодексом РФ.

      Например, в Москве предоставляется дополнительная льгота, которая предусматривает уменьшение налоговой базы по земельному налогу на сумму в 1 миллион рублей для следующих категорий местных жителей:

      • ветеранам и инвалидам ВОВ и боевых действий;
      • инвалидам I и II группы и инвалидам с детства;
      • чернобыльцам;
      • одному из родителей многодетной семьи.

      Данная льгота применяется только к землям, находящимся в собственности. Если человеку, относящемуся к льготной категории, земельный участок принадлежит на праве бессрочного пользования (аренды), то использовать льготу нельзя.

      Учет земельных участков по-новому: что и как нужно поменять в 2020 году

      Если земля или недвижимость зарегистрированы на несовершеннолетнего ребенка, это не дает основания не платить налог в бюджет.

      До тех пор, пока ребенок является несовершеннолетним и не имеет собственного постоянного дохода (официального), имущественные налоги за ребенка уплачивает один из его родителей, усыновителей или опекунов. Такая обязанность установлена статьей 26 НК РФ и статьей 28 ГК РФ.

      Стоит отметить, если ребенок считается эмансипированным, то он уже самостоятельно уплачивает имущественные налоги за себя.

      Эмансипация несовершеннолетнего – признание гражданина старше 16 лет полностью дееспособным по решению местного органа опеки или по определению суда. Эмансипация может быть признана, если ребенок, например, устроился на официальную работу и больше не хочет зависеть от родителей, он вступил в брак или у него родился ребенок.

      Если человек по какой-либо причине уплатил имущественный налог в большем размере, например, не воспользовался льготой, то он имеет право вернуть сумму переплаты. Сумму излишка можно вернуть в течение 3 лет со дня уплаты налога. То есть, имущественный налог за 2017 год, который был уплачен в ноябре 2018 году, можно будет вернуть только до ноября 2020 года. После этого переплату вернуть нельзя.

      Для возврата денежных средств плательщику необходимо обратиться в налоговый орган с заявлением и документами, подтверждающими факт переплаты (платежную квитанцию, документ, подтверждающий право на льготу при наличии). В заявлении обязательно указываются:

      • наименование ФНС;
      • ФИО налогоплательщика;
      • причину и сумму переплаты;
      • банковские реквизиты для перечисления денежных средств.

      ФНС в течение 10 рабочих дней выносит решение о возврате или отказе в возврате переплаты по имущественному налогу. Денежные средства поступят на счет налогоплательщика в течение 1 месяца с даты принятия заявления.

      Стоит отметить, что если у налогоплательщика есть недоимки по другим налогам, то сумму переплаты будет направлена на зачет недоимок по другим налогам.

      Если плательщик самостоятельно обнаружил ошибку в сумме имущественного налога, то ему следует обратиться в ИФНС, которая составила налоговое уведомление, с заявлением. Форма заявления может быть приложена к налоговому уведомлению или же ее можно взять в ФНС. В заявлении обязательно указывается:

      • ФИО налогоплательщика и его ИНН;
      • номер и дата ошибочного налогового уведомления.

      Обратите внимание, заявитель не должен указывать в заявлении причину допущенной ошибки. Но при желании он может приложить документы, подтверждающие ошибку в расчете суммы налога.

      Заявление с подтверждающими документами при их наличии можно направить в ФНС ценным письмом с описью вложения или отнести в налоговый орган самостоятельно. Также сообщить об ошибке можно через официальный сайт ФНС (через обращение или личный кабинет налогоплательщика).

      ФНС обязано в течение 30 дней после получения заявления рассмотреть и исправить ошибку. Налогоплательщику направляется новое налоговое уведомление с уточненной суммой налога к уплате. Если специалистам налогового органа потребуются какие-либо подтверждающие документы, то срок корректировки суммы налога может быть увеличен до 60 дней.

      Документ выписывают в единственном экземпляре. Если производится оплата через готовую продукцию, то ведомость передают на склад, где ее заполняет ответственный работник склада. Там и происходит выдача продукции арендодателю.

      После получения оплаты собственник земельной доли должен расписаться в этом напротив своей фамилии.

      После того как были произведены все выплаты, ведомость передают в бухгалтерию, там уже бухгалтер списывает со склада переданную арендодателю продукцию. Списание происходит на основании данных из ведомости.

      Внимание! В случае если к обозначенному сроку собственник земельной доли не получил натуральную оплату за сдачу участка в аренду, то в графе «Подпись получателя» нужно написать: «Не получено».

      Государство составило для ведомости на выдачу арендной платы за земельные доли форму 416-АПК. Она унифицированная, утверждена приказом Минсельхоза от 16.05.2003 г. №750, согласована письмом Госкомстата от 10.04.2003 г. №КЛ-01-21/1381.

      Обязательным к применению бланк был до конца 2012 г. С начала 2013 г. он перешел в разряд рекомендованных государством в связи с выходом ФЗ №402 от 6.12.2011 г. («О бухгалтерском учете»), как и все унифицированные формы. У организаций появилось право работать с такими бланками, которые им удобны, а также разрабатывать собственные, в том числе на основе предложенных законодательством.

      Важно! Выбор того или иного варианта форм первичных учетных документов необходимо отразить в учетной политике компании.

      Если организация планирует работать с собственными бланками, то нужно включать в них обязательные реквизиты первичного учетного документа. Их перечислили в п. 2 ст. 9 ФЗ №402-ФЗ.

      С 2021 года для организаций отменена обязанность по представлению налоговых деклараций по транспортному и земельному налогам (п. 9 ст. 3 Федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ). Таким образом, налоговые декларации за период 2020 года и последующие налоговые периоды организации уже не сдают.

      Налоговые органы продолжат прием налоговых деклараций в следующих случаях (письмо ФНС от 31.10.2019 № БС-4-21/[email protected]):

      • при подаче уточненных налоговых деклараций за налоговые периоды, предшествующие 2020 году;
      • при подаче уточненных налоговых деклараций, если первоначально налоговые декларации были представлены в течение 2020 года в случае реорганизации организации.

      Кроме того, налоговые декларации по транспортному и земельному налогам необходимо подать в тех случаях, когда организация хочет заявить о налоговых льготах за налоговые периоды до 2020 года, а также за период в течение 2020 года в случае прекращения организации путем ликвидации или реорганизации (п. 3 ст. 55 НК РФ).

      Если организация заявит о налоговых льготах за предшествующие 2020 году периоды путем подачи заявления, то ИФНС попросту его не примет, а налогоплательщику будет предложено представить соответствующую налоговую декларацию (письмо ФНС от 12.09.2019 №БС-4-21/[email protected]).

      Во всех вышеперечисленных случаях организации должны сдавать налоговые декларации по транспортному налогу по форме, утв. приказом ФНС от 05.12.2016 № ММВ-7-21/[email protected], а по земельному налогу – по форме, утв. приказом ФНС от 10.05.2017 № ММВ-7-21/[email protected]

      В связи с отменой налоговых деклараций для организаций – плательщиков транспортного и земельного налогов был введен заявительный порядок предоставления льгот по этим налогам (п. 3 ст. 361.1 НК РФ, п. 10 ст. 396 НК РФ). То есть, чтобы рассчитывать на применение полагающихся льгот, организация должна направить в ИФНС заявление по форме, утв. приказом ФНС от 25.07.2019 № ММВ-7-21/[email protected]

      В заявлении указываются объекты налогообложения (транспортные средства и земельные участки), а также полагающиеся организации льготы с указанием реквизитов соответствующих НПА и сведений о документах, подтверждающих право на льготы.

      В одном и том же заявлении можно сразу указывать весь имеющийся у компании транспорт и участки. Причем заявление допускает одновременное указание в нем разных КПП, присвоенных по месту нахождения транспортных средств и земельных участков (письмо ФНС № БС-4-21/[email protected] от 03.02.2020).

      Заявление о предоставлении налоговых льгот с приложением подтверждающих документов разрешается представить в любой налоговый орган. Заявление и документы могут быть представлены в ИФНС и через МФЦ. При этом налоговое законодательство не ограничивает сроки представления такого заявления. Заявить о льготах налогоплательщики вправе в любое удобное для них время.

      Непредставление заявления само по себе не лишает организацию права на ту или иную налоговую льготу. Если у налоговиков будет иметься в наличии информация о том, что компании полагаются льготы, то транспортный и земельный налоги за 2020 год они рассчитают именно с учетом этих льгот. Но если налогоплательщик сам не заявит о налоговых льготах, то не исключено, что расчет налогов к уплате будет произведен налоговиками неверно и сообщение о начисленных суммах налогов поступит налогоплательщику с завышенными показателями. Поэтому всем организациям в течение I квартала 2021 года рекомендуется направить в ИФНС заявление об имеющихся льготах по транспортному и земельному налогам за 2020 год (информационное сообщение ФНС от 14.01.2021).

      В январе 2021 года плательщики земельного налога больше не будут составлять декларации за истекший год. С налогового периода 2020 года декларации по земельному налогу отменены. Утратила силу статья 398 НК РФ.

      Это изменение внесено Федеральным законом от 15 апреля 2019 г. № 63-ФЗ.

      Несмотря на отмену отчетности, суммы платежей, как и раньше, нужно определять самостоятельно.

      Инспекции будут рассылать уведомления об уплате налога, где будет и сумма, подлежащая уплате. Но ожидать получения такого уведомления не стоит. Инспекция может прислать его значительно позже после установленного срока уплаты налога.

      А вот уточненные декларации за периоды до 2020 года ИФНС будут принимать по-прежнему — по месту нахождения земельных участков.

      После отмены деклараций по земельному налогу для владельцев земли ввели новую обязанность. Если ИФНС не учла данные об участке при исчислении налога и не указала его в уведомлении, нужно сообщить ей об этом участке и предоставить документы, подтверждающие право владения. Это нужно будет сделать в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. За невыполнение этого требования компании грозит штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога.

      Установление срока уплаты земельного налога больше не является прерогативой местных властей (ч. 2 ст. 356 НК РФ).

      Начиная с уплаты налога за 2020 год, вводится единый срок уплаты земельного налога (абз. 2 п. 1 ст. 363 НК РФ):

      • не позднее 1 марта — годовой платеж;
      • до конца месяца, следующего после отчетного квартала, — авансовый платеж.

      Эти изменения внесены Федеральным законом от 29 сентября 2019 г. № 325-ФЗ.

      С 2021 г. организации отменяется обязанность по подаче декларации по земельному налогу 2020 для юридических лиц. То есть сдавать годовую декларацию по земельному налогу 2020 не надо. Организации самостоятельно рассчитывают земельный налог за 2020 г. и перечисляют его в бюджет. Вместе с тем, сохраняется возможность подачи уточненных деклараций по земельному налогу за налоговые периоды ранее 2020 года.


      Похожие записи:

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *