Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Имеют ли право ГИБДД останавливать ночью». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.
Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.
Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.
В каких случаях сотрудник ДПС имеет право остановить транспортное средство?
Остановив автомобиль, сотрудник должен без промедления подойти к водителю, представиться, кратко сообщить причину остановки и попросить водителя передать ему документы для проверки или оформления правонарушения. Если водителя или пассажира привлекают в качестве свидетеля либо понятого, то инспектор обязан разъяснить им права и обязанности, предусмотренные законом.
- проведение профилактической и разъяснительной работы по обеспечению безопасности дорожного движения;
- нарушение ПДД водителями или пассажирами;
- наличие данных, свидетельствующих о причастности водителя или пассажиров к совершению ДТП, нарушения, проступка или преступления;
- наличие информации, что автомобиль находится в розыске, а также данных о его использовании в противоправных целях;
- необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, нарушения, проступка или преступления, очевидцами которого они являются;
- выполнение решений уполномоченных государственных органов или должностных лиц об ограничении или запрещении движения;
- необходимость привлечения водителя или автомобиля для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам ОВД.
Нет, водитель транспортного средства обязан остановиться и по требованию предоставить документы.
В таком случае, подождав некоторое время, можно уехать. Если сотрудники ГУОБДД начнут погоню и составят протокол, необходимо обращаться по телефонам доверия.
Нет, при остановке сотрудник ГУОБДД, не дожидаясь выхода водителя, обязан подойти к остановленному автомобилю (водителю), поприветствовать его, сообщить свою должность, звание, фамилию, а затем кратко изложить причину обращения (остановки). Автоинспектор должен изъясняться вежливо и понятно, исключая возможность ошибочного или двоякого толкования своих слов.
Количество ДТП с участием электросамокатов в России за семь месяцев этого года возросло на 66 процентов, а число погибших в них выросло в четыре раза.
Всего на дорогах произошло почти 270 таких аварий, жертвами которых стали восемь человек, еще 275 пострадали, сообщает ТАСС со ссылкой на ответ пресс-центра МВД на запрос агентства.
Так, с января по июль 2021 года в России произошло 266 ДТП с участием электросамокатов, в то время как годом ранее их количество не превысило 160. Почти в два раза увеличилось число таких происшествий с детьми — с 21 до 38.
Сначала о том, кто и где может останавливать транспортные средства для проверки тахографов и РТО.
Во-первых, в Правилах Дорожного Движения написано:
Пункт 2.4. Право остановки транспортных средств предоставлено регулировщикам <...>
Чтобы узнать, кто такие «регулировщики», обращаемся к Списку Понятий и Терминов в пункте ПДД 1.2. Там разъяснено, что к регулировщикам относятся также и сотрудники полиции.
Где именно сотрудник ГИБДД может останавливать — не определено, так что это может происходить не только на постах, но и на дорогах.
Правда, в списке оснований для остановки, перечисленных в 84-ом пункте Административного регламента МВД № 664, нет ни проверки тахографов, ни проверки РТО, то есть конкретно для этих действий он не вправе останавливать транспортное средство.
Однако в этом списке имеется всем известная «проверка документов…» (84.13.), пользуясь которой в основном и тормозят транспорт на постах, а также — «мероприятия по снижению ДТП…» (84.11.). Ну а после проверки документов инспектор может проверить и тахограф с РТО. Или не может? Но об этом чуть позже.
Читаем дальше пункт 2.4.
Право остановки транспортных средств предоставлено <...> также:
уполномоченным должностным лицам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в отношении остановки грузовых автомобилей и автобусов в специально обозначенных дорожным знаком 7.14 пунктах транспортного контроля;
<...>
Уполномоченные должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере транспорта <...> должны быть в форменной одежде и использовать для остановки транспортного средства диск с красным сигналом либо со световозвращателем. Для привлечения внимания водителей транспортных средств указанные уполномоченные должностные лица могут пользоваться сигналом-свистком.
То есть останавливать могут ещё и сотрудники РосТрансНадзора, точнее — ГосАвтоДорНадзора, ещё по-другому УГАДН, ещё по-другому Транспортной инспекции. Причём делать это они могут только в пунктах транспортного контроля обозначенных дорожным знаком 7.14.
И заканчивается пункт 2.4. так:
Лица, обладающие правом остановки транспортного средства, обязаны предъявлять по требованию водителя служебное удостоверение.
Теперь о том, могут ли сотрудники ГИБДД и АвтоДорНадзора на трассе или на постах проверять тахографы и Режим Труда и Отдыха, то есть те нормы, за нарушение которых предусмотрены штрафы в статье 11.23 КоАП.
Некоторые утверждают, что не могут, поскольку в документах регламентирующих действия этих служб нет ничего конкретного ни про тахографы, ни про РТО.
Это прежде всего Административный регламент МВД по надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области безопасности дорожного движения (приказ МВД № 664) и Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по контролю (надзору) за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями законодательства Российской Федерации в сфере автомобильного транспорта <...> (приказ МинТранса № 542).
Сначала «разберёмся» с ГИБДД.
Возьмём пункт 66 упомянутого Регламента МВД по надзору за Безопасностью Дорожного Движения:
66. При осуществлении надзора за дорожным движением принимаются меры по:
<...>
выявлению и пресечению нарушений правил дорожного движения участниками дорожного движения;
Является ли нарушение РТО нарушением Правил Дорожного Движения? Да, является, поскольку в ПДД есть пункт 2.7.
2.7. Водителю запрещается:
<...>
управлять транспортным средством с нарушением режима труда и отдыха, установленного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а при осуществлении международных автомобильных перевозок — международными договорами Российской Федерации;
Ещё есть Федеральный Закон № 196 о Безопасности Дорожного Движения, в пункте 1 статьи 20 которого написано:
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны:
<...>
соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей;
<...>
оснащать транспортные средства тахографами…
Контроль за соблюдением этого закона также входит в компетенцию ГИБДД. А конкретно о проверке тахографов можно прочитать в ещё одном Регламенте МВД — № 727, в пункте 98:
98. В рамках проверки технического состояния проводятся:
<...>
снятие информации с имеющегося тахографа;
То есть ГИБДД может проверять на дороге и Режим Труда и Отдыха водителей, и правильность использования тахографа.
А что же РосТрансНадзор, он же ГАДН? Здесь разобраться сложнее.
На официальном сайте Госавтодорнадзора в разделе «Часто задаваемые вопросы» даётся такой ответ:
В соответствии с абзацем 1 подпункта «г» пункта 8 «Положения о федеральном государственном надзоре» (Постановление Правительства № 236) Федеральная служба по надзору в сфере транспорта и ее территориальные органы уполномочены проверять наличие тахографов и данные об отработанном времени водителем.
Однако прочитаем эту норму в самом Положении о федеральном государственном транспортном надзоре (Постановление Правительства № 236):
8. Предметом проверок является соблюдение субъектами надзора в процессе осуществления их деятельности обязательных требований, установленных международными договорами Российской Федерации, техническими регламентами Таможенного союза и законодательством Российской Федерации в области транспорта, в том числе:
<...>
г) при осуществлении государственного надзора в области автомобильного транспорта <...>:
<...> требований к организации работы водителей в целях обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе в части соблюдения режима труда и отдыха водителей;
<...>
д) при осуществлении государственного контроля (надзора) за осуществлением международных автомобильных перевозок в стационарных и передвижных контрольных пунктах на территории Российской Федерации — требований в отношении порядка осуществления международных автомобильных перевозок;
Обратите внимание на слово «проверка». Те действия Ространснадзора, которые называются «проверкой» относятся к мероприятиям, проводимым по контролю за предприятием, а те, что проводятся на трассах, называются не «проверка», а Плановые (рейдовые) осмотры. Это регламентировано как Федеральным Законом № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей…», так и в собственно Административном регламенте РосТрансНадзора № 542 (о нём чуть дальше).
То есть касательно внутрироссийских перевозок никаких мер по контролю РТО и тахографов на дороге на постах Положением Постановления № 236 не предусмотрено. Да и на предприятиях, согласно этому пункту, транспортники должны проверять не соблюдение норм РТО, а то, как организована работа водителей в целях соблюдения РТО для обеспечения БДД, то есть составляются ли графики, имеются ли тахографы, снимаются ли с них данные.
Читаем упомянутый только что Приказ МинТранса № 542 про плановые рейдовые осмотры:
68. Предметом плановых (рейдовых) осмотров, обследований транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта <...> является контроль за выполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере автомобильного транспорта.
То есть опять ничего ни про РТО и тахографы, ни про Безопасность Дорожного Движения. А только лишь про автомобильный транспорт.
Читаем ещё один документ — Постановление Правительства № 409
«Положение о полномочиях должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляющих контрольные (надзорные) функции»
3. Государственный транспортный инспектор осуществляет контроль (надзор) за:
<...>
д) соблюдением субъектами транспортного комплекса требований законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации в сфере транспорта, в том числе:
<...>
на автомобильном и городском наземном электрическом транспорте, в дорожном хозяйстве:
правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом;
правил осуществления международных перевозок по территории Российской Федерации грузовыми транспортными средствами или автобусами;
<...>
Тоже ничего по поводу проверок Режима Труда и Отдыха и тахографов при внутрироссийских перевозках.
Ну и наконец — Постановление Правительства № 398 «Положение о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта»
I. Общие положения
1. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере <...> автомобильного и городского наземного электрического транспорта (кроме вопросов безопасности дорожного движения) <...>
И это уже прямое ограничение компетенции сотрудников РосТрансНадзора.
Вывод после изучения этих четырёх(!) документов такой: из того, что касается Режима Труда и Отдыха, а также тахографов, на дороге, точнее в пунктах транспортного контроля обозначенных дорожным знаком 7.14., инспекторы ГосАвтоДорНадзора могут проверять только соблюдение норм ЕСТР, и только у тех, кто осуществляет конкретную международную перевозку.
Ночью, на пустой дороге мне машет ДПС. А если не тормозить?
Две приведённые только что нормы дают понять, что все слухи про то, что сотрудник ГИБДД не имеет права залезать в кабину для проверки тахографа или должен предоставлять водителю карту контролёра — не более чем слухи.
Но тут надо задаться вопросом: а нужно ли ему вообще забираться в кабину, тем более что это опасно — с непривычки можно навернуться, особенно зимой, да и инфекции погуливают…
Так вот, зачем, собственно, инспектору может потребоваться доступ к тахографу при контроле на дороге? Либо для проверки правильности эксплуатации самого устройства (тахографа), либо для получения информации о Режиме Труда и Отдыха водителя.
В упомянутом выше Административном регламенте МВД № 727, есть пункт 68.4., из которого ясно, что доскональный контроль тахографов, включающий проверку целостности пломб и сведений о поверке проводится «по местонахождению субъекта транспортной деятельности». А на трассе, согласно пункту 98 этого же регламента, проводится только «снятие информации с имеющегося тахографа».
Но информацию, в том числе и о «соответствии тахографа установленным требованиям», и о правильности его эксплуатации можно получить и не залезая в кабину, попросив водителя сделать соответствующие распечатки.
Точно так же можно взять распечатки и с информацией о Режиме Труда и Отдыха, или снять информацию непосредственно с карты водителя при помощи считывающего устройства.
В кабину же инспектору есть смысл забираться только при наличии у него карты контролёра и программного комплекса, помогающего работать со снятыми с тахографа данными. Видимо от этого и пошёл миф о том, что сотрудник ГИБДД не имеет права залезать в кабину без карты контролёра. Но, как видно из разобранных законов, право такое он имеет, просто без карты в этом нет никакого смысла, так как водитель и так обязан сделать распечатки и передать их ему, либо предоставить водительскую карту для считывания.
Если же у инспектора есть карта контролёра, он может снять с тахографа данные не только на бумажный, но и на электронный носитель, а затем на посту или в патрульной машине поискать нарушения с помощью специального программного обеспечения, что гораздо проще, чем рассматривать распечатанные чеки.
Однако, во-первых, такие комплексы — пока ещё редкость, а во-вторых, если инспектор воспользуется своей картой, это будет зафиксировано как самой картой, так и тахографом, и ему придётся более тщательно фиксировать нарушения, так как информация о, так сказать, качестве его контроля останется на данных носителях и теоретически может быть проверена более высоко стоящими контролирующими органами. Поэтому с практической точки зрения сотруднику ГИБДД лучше просто уметь читать сделанные водителями распечатки, чем лазать по кабинам с картой контролёра.
Ну ещё может быть ситуация, когда сотрудник ДПС может попросить доступ в кабину чтобы посмотреть данные о Режиме Труда и Отдыха на экранчике тахографа в случае, если водитель не может сделать распечатку, из-за отсутствия бумаги, например. Однако в таком случае он вряд ли станет это делать, поскольку уже и так можно выписывать штраф, причём существенно бóльший, чем за нарушение РТО.
Следующий вопрос — за какой срок инспектор может проверять на трассе правильность эксплуатации тахографа и соблюдение РТО, и выписывать штрафы за нарушения.
Начнём с бóльшего — с Кодекса об административных правонарушениях.
Читаем главу 4 КоАП «Назначение административного наказания».
Статья 4.4. Назначение административных наказаний за совершение нескольких административных правонарушений
1. При совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
Статья 4.5. Давность привлечения к административной ответственности
1. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев <...> со дня совершения административного правонарушения <...>
Статья 4.1. Общие правила назначения административного наказания
5. Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
Теперь смотрим в 36-м приказе, сколько времени должна сохраняться информация в тахографе и на карте водителя.
20. Тахограф обеспечивает хранение в течение не менее 365 суток, в том числе и при отсутствии внешнего электропитания данных о:
2190 циклах ввода и извлечения карт водителя;
93440 случаях изменения деятельности водителей.
Находящиеся в тахографе записи могут касаться не только того водителя, который в данный момент управляет автомобилем, но и других водителей, которые управляли этим автомобилем, поэтому эти записи нужны больше для контроля работы предприятия, а не конкретного водителя.
Так что посмотрим (опять же в 36-м приказе), что можно считать не из памяти тахографа, а с карты водителя, который в данный момент управляет транспортным средством.
59. Карта водителя обеспечивает хранение за последние 28 дней <...> данных о каждом календарном дне, в течение которого используется данная карта или в течение которого водитель внес вручную данные о своей деятельности:
<...>
На карте сохраняются данные не только о Режиме Труда и Отдыха водителя, но и о правильности эксплуатации тахографа, а также запись о последнем контроле, проведённом с использованием карты контролёра.
Итак, при контроле на трассе могут быть проверены данные за любые дни из 28, имеющиеся на карте водителя.
Единственное чем может быть ограничена проверка — это наличие на карте электронной записи о предыдущем контроле. В этом случае должен проверяться только период после последнего контроля — чтобы избежать наложения штрафов за одни и те же нарушения.
А если имеется распечатка за одну смену с подписью контролёра? В этом случае не должна проводиться повторная проверка только за эту смену.
Ну а на практике в настоящее время проверка на трассе заключается в основном в контроле за правильностью использования устройства и за временем управления за последние сутки, для чего, с учётом привязки тахографа ко Всемирному координированному времени, достаточно двух 24-х часовых распечаток.
А тратить время на то, чтобы вникать в нарушения за две недели или за месяц — контролёру совершенно нет резона, так как за время проверки мимо него пронесутся несколько десятков водителей, из которых мало кто заморачивается соблюдением РТО, предпочитая решать вопрос небольшой взяткой.
Новый регламент, введенный в 2017 году, позволяет сотрудникам ГИБДД останавливать для проверки машины вне стационарных постов ДПС. Однако там ничего не говорится о времени, в которое инспекторы могут это делать. Автоюрист Сергея Радько дал ответ, могут ли инспекторы останавливать машины вне поста ночью.
«Да, могут. Это их право, и они могут это делать. По новому регламенту, вступившему в силу, есть очень много оснований, по которым инспекторы могут остановить машину вне поста в темное время суток. Например, они могут остановить машину и разъяснить водителю, что становили его, так как похожая машина находится в розыске. Формально остановить могут кого угодно и где угодно. Разумеется, должна быть обеспечена при этом безопасность движения, то есть не должны останавливать автомобили в тех местах, где это ограничивает обзор водителя, создает опасность и так далее. Если вне постов ночью останавливают машины, то инспекторов минимум двое-трое, их машина стоит с включенной мигалкой, то есть видно издалека, что это патруль», — сказал он.
Основаниями для требования об остановке являются п. 84-84.14 Административного регламента (приложение № 1 к приказу МВД России от 23.08.2017 № 664). Сюда относятся, например, нарушения требований безопасности дорожного движения (не горят фары, не пристегнут ремень), ориентировка на машину (угон, участник ДТП), необходимость опроса водителя или пассажиров (участники или свидетели ДТП и др.), необходимость привлечь водителя в качестве понятого или использовать его машину (для преследования или помощи), а также предупреждение водителя об опасности впереди на дороге.
ГИБДД вправе останавливать автомобили на платной трассе, в том числе в связи с нарушениями правил дорожного движения (ПДД), говорит адвокат, автоюрист Александр Мельцев. «Конечно, разумеется, может останавливать. Это такая же дорога, как все остальные. Правилами дорожного движения не регламентировано, что платная дорога имеет какой-то другой статус, чем любая другая. Она имеет статус автомагистрали», — поясняет эксперт.
По словам автоюриста, на платных дорогах правила дорожного движения строже, дорожная ситуация на них активно контролируется камерами видеонаблюдения. «Частое нарушение на платных дорогах — проезд на запрещающий сигнал светофора, когда водители толкают шлагбаум, поднимают рукой. Поэтому сотрудники ГИБДД часто стоят недалеко от въезда на платный участок дороги. На самой платной дороге реже, чем в каком-то другом месте, но тоже бывает», — отмечает Мельцев.
- #тест
- #дтп в нижнем новгороде
- #гибдд
- #происшествия
- #дтп в нижегородской области
- #осаго
- #лайфхак
Новый вариант закона дает право инспектору ГИБДД останавливать на дороге водителя автомобиля не на стационарном посту, а в любом месте, чтобы проверить документы. Однако такое место инспектор не может выбирать самостоятельно, для этого нужен приказ начальства. Данные изменения, касающиеся остановки вне стационарного поста, сделаны из-за большого сокращения постов ДПС. Это в свою очередь обусловлено массовым сокращением сотрудников Государственной автоинспекции.
На деле инспекторам и раньше можно было останавливать транспорт в любых местах, если проводятся спецмероприятия. Поэтому новый порядок почти ничего не изменил, особенно в городских условиях. Причину остановки инспекторы найдут без труда, а водители обычно не спорят с ними. Ведь проще достать и показать права, полис ОСАГО, чем вступать в споры с полицией, себе дороже обойдется.
Участки несения службы для инспекторов устанавливают, анализируя аварийность в данной местности, выявляя опасные места, сложные дорожные условия, оперативные сводки. Регламент запрещает инспектору курить во время общения с водителем, обязывает не грубить, быть вежливым, воздерживаться от дискриминации разного рода. Нельзя предъявлять неправомерные обвинения, оскорблять.
Останавливать можно по следующим основаниям:
- Нарушение ПДД, которое зафиксировано техническими средствами или визуально.
- Получены данные ориентировки о причастности водителя или пассажиров к преступлению, ДТП.
- Имеются данные об угоне или розыске автомобиля.
- Водитель является свидетелем ДТП, преступления, остановлен для дачи показаний.
- Участие понятым.
- Сотрудникам полиции срочно потребовался автомобиль.
- Запрещение или ограничение движения транспортных средств.
- Обеспечение беспрепятственного и безопасного проезда автомобилям спецслужб.
- Оказание помощи водителем другим участникам движения, либо полиции.
- Проведение мероприятия, исполнение по специальным распоряжениям.
- Плановая проверка. Проверяется автомобиль на предмет нахождения в розыске, транспортировку запрещенных веществ, людей в розыске.
- Угроза безопасности движения из-за поломки технических средств, дорожными работами, аварией техногенного характера, стихией, ЧС.
- Для проверки документов: водительского удостоверения, на транспортировку груза.
- Подозрения на розыск, участие водителя в преступлении.
Теперь нет пункта, по которому документы можно было проверять на стационарных постах. Поэтому инспектор может останавливать ТС для проверки документов в любом месте. Но это должно происходить при наличии основания проверки.
Отличие между двумя Приказами 185 и 664 состоит в том, что до этого были указаны основания остановки. Это было неправильно. Но первый пункт – признаки нарушения по подозрениям инспектора служат показания свидетелей, ориентировки. Если ему на дороге пришла ориентировка, что некоторый автомобиль участвовал в преступлении, то инспектор на полных основаниях остановить его.
Специальные мероприятия тоже являются веским основанием для остановки не на стационарном посту. Это относится к мероприятиям: «трезвый водитель», «безопасность детей» и другим.
Сотрудник полиции не должен препятствовать водителю ознакомиться с ориентировкой или другим мероприятием. Но инспектор также не обязан иметь при себе и показывать водителю ориентировки и другие подтверждающие документы. Они могут лежать на стационарном посту, либо в подразделении ГИБДД. Сотрудники не должны препятствовать ознакомлению водителей с ориентировками.
После того, как автомобиль остановился по требованию инспектора ГИБДД, он обязан:
- Без задержки подойти к водителю.
- Поздороваться, назвать звание, должность, фамилию, имя, отчество.
- При обращении к автовладельцу правую руку приложить к головному убору.
- Назвать причину остановки.
- Показать по требованию водителя служебное удостоверение. Не забудьте записать данные сотрудника по документу.
- Потребовать передать документы без удерживающих устройств, напомнить права и обязанности автовладельца в случае привлечения его понятым.
- Не затягивать время остановки.
- Разъяснить суть правонарушения, если оно имеет место.
Кроме обязанностей, инспектор ГИБДД имеет право предложить водителю выйти из автомобиля в следующих ситуациях:
- У водителя выявлены признаки болезни или опьянения.
- Для проведения личного досмотра, осмотра автомобиля, либо груза.
- Для сверки номеров агрегатов автомобиля с данными в документах.
- При необходимости участия водителя в оказании помощи или для процессуальных действий.
- Для устранения поломки машины или нарушения перевозки груза.
Зная эти права и обязанности сотрудников полиции, не препятствуйте их выполнению, и не нарушайте закон.
У лиц, не имеющих гражданства, либо иностранных водителей могут проверить:
- Паспорт личности, другой аналогичный документ.
- Миграционные документы, иностранную визу.
- Водительские права.
- Документация на автомобиль, таможенные бумаги при ввозе ТС из-за границы.
- Полис страхования, либо другой документ, который аналогичен ОСАГО по международным правилам.
- Документы для въезда, разрешения.
У иностранца, который является пассажиром, пешеходом, либо не имеет гражданства, могут проверить миграционную карту, визу, паспорт, въездные документы, разрешения на посещение региона.
водительские права или временное разрешение с указанием категории; документы на автомобиль и на прицеп, если таковой имеется; справку о пройденном техосмотре; страховку; в отдельных случаях специальное разрешение, путёвку или лицензию на перевоз груза или пассажиров; доверенность на управление транспортом. С 24.11.12 года предъявление не обязательно, но лучше возить все необходимые документы с собой, чтобы предотвратить возникновение щекотливой ситуации.
«Иными словами, отныне наряд ГАИ на дороге должен быть виден благодаря включенным проблесковым маячкам. А, соответственно, сотрудники ГАИ на авто без включенных «мигалок» будут считаться не «при исполнении» . — отмечают аналитики
Если автомобиль останавливают в темное время суток на неосвещенном участке дороги люди в форме сотрудников ГАИ вне населенного пункта, то водитель имеет право предложить проследовать до ближайшего места ( например АЗС), где он может в безопасной обстановке убедиться в том, что данные люди действительно является сотрудниками ГАИ, выполняющими свои непосредственные обязанности.
Сергей 26.01.2012 21:17 Кроме того, сотрудники ГАИ не имеют права останавливать ночью более 1 автомобиля.
Помните, что Вы обязаны остановиться около авто с маячками и продолжить движение только по разрешению инспекторов.
Часто можно встретить жалобы автовладельцев на незаконную остановку транспортного средства. Многие просто не понимают, как необходимо действовать в таком случае. Растерянность часто не позволяет оспорить действия инспектора.
Действия работников при исполнении должностных обязанностей четко регламентированы. Прописаны они в Административном регламенте, который утвержден 2 марта 2009 года приказом No185. Именно в этом регламенте Вы можете найти всю необходимую информацию о порядке действий сотрудников ГИБДД.
Отдельно стоит обратить внимание на требования к размещению контролеров в темное время суток: размещаться он имеет право лишь на не затененных участках, обязательно должен одевать снаряжение, которое имеет световозвращающие нашивки. Обязательно наличие светящегося жезла.
Стоит знать, что приказать затормозить без имеющихся законных оснований на это никто не имеет права. Законными причинами для торможения участников движения могут быть:
– не соблюдение Вами установленных правилами требований, определить которое можно на глаз или с использованием дополнительных технических средств;
– имеющиеся данные о возможной сопричастности человека, управляющего машиной, или перемещающегося на нём в качестве пассажира к произошедшему дорожно-транспортному происшествию, любому другому нарушению требований Закона. Обычно подобные данные получаются инспекторами из различных источников, основной из которых – ориентировки коллег;
– потребность в опрашивании тех, кто находится внутри автомобиля в связи с тем, что они могли стать свидетелями произошедшего нарушения Закона;
– поиск понятых. В их качестве могут выступить те, кто находится в транспортном средстве;
– выполнение действий по регулированию движения на дороге;
– ситуация, при которой требуется оказать помощь самому инспектору или участникам дорожного движения, а водитель или пассажиры могут её оказать;
– необходимость осуществления проверки документации. Подобные процедуры могут осуществлять лишь в условиях стационарного поста, об осуществлении подобной проверке вне их не может быть и речи.
Помимо пунктов перечисленных выше, могут быть и другие основания остановки и требования предоставить документы.
Подать сигнал к приостановке движения инспектор вправе, если требуется его незамедлительное использование Вашего авто с целью предотвращения преступления или преследования тех, кто уже совершил его.
Также затормозить Вас представитель власти может для экстренной госпитализации пострадавших, если в этом есть необходимость. Вас могут попросить произвести буксировку транспортных средств с места ДТП, если они имеют сильные повреждения. Воспользоваться Вашим транспортным средством инспектор может с целью срочного проезда к месту преступления.
В любом случае сотрудник правоохранительных органов обязан четко обозначить цель использования Вашего транспорта. Помимо этого он должен рассказать Вам о маршруте передвижения. Это уместно в тех случаях, когда не ведется преследование преступников.
Инспектор обязан пояснить Вам, какие могут быть последствия при отказе от выполнения его законных требований. Ответственность регулируется статьей 19.3 КоАП. Этой статьей предусмотрено наказание в виде штрафа или ареста. Отказываясь от выполнения требований инспектора, будьте готовы к штрафу в 1000 рублей или аресту до 15 суток.
Производить торможение транспортного средства в тех местах, где это запрещено, не имеет права ни один инспектор. Однако есть ситуации, при которых тормозить возможно и там, где это не позволяют правила. К таким случаям относят:
– возможность предотвращения совершающегося преступления;
– осуществление на участке регулировочных работ;
– действительная угроза жизни, здоровью или имуществу других людей. С целью её пресечения, сотрудник органов имеет право производить приостановку движения некоторых автомобилистов.
Притормозить Вас представитель правоохранительных органов может посредством громкоговорителя. Однако это далеко не единственный способ. Будьте внимательнее – потребовать прекращения движения могут специальным жестом руки. В таком варианте на помощь к контролеру приходит жезл или знакомый всем диск с красным кругом – их обычно направляют на тот автомобиль, который требуется остановить.
Обязательное условие – действия должны быть понятны и однозначно интерпретированы водителем. Он с первого раза должен понять, где ему необходимо остановиться.
Как мы сказали выше, инспекторы на авто гражданской окраски осуществляют негласный и смешанный контроль.
– Негласный – это контроль с использованием автомобилей гражданского исполнения без опознавательных знаков и маячков синего и красного цветов. Смешанный контроль представляет собой работу автомобиля гражданского исполнения в паре с патрульной машиной ГАИ, – пояснил Андрей Гладкий.
Верховный суд разъяснил, когда можно безнаказанно уезжать с места ДТП
Чтобы посмотреть, как это работает, отправляемся на дежурство с экипажем спецподразделения по обеспечению безопасности дорожного движения ГАИ УВД Миноблисполкома.
На часах 10.30, с сотрудниками Дмитрием Якшуком и Павлом Гуковым встречаемся на въезде в Острошицкий Городок. Рядом с сотрудниками – автомобиль Opel Astra 2011 года.
– Смена у нас началась в 6 утра, за это время мы привлекли к административной ответственности двух водителей за неиспользование ремней безопасности и одного за отсутствие страховки. А сейчас наша задача – совместно с экипажем на машине ГАИ стандартной окраски контролировать соблюдение скоростного режима на трассе М3, – рассказывает старший инспектор спецподразделения по обеспечению безопасности дорожного движения Дмитрий Якшук.
Через несколько дней нам представилась возможность увидеть, как сотрудники СП по ОБДД ГАИ УВД Миноблисполкома работают с прибором «Паркрайт», и мы решили показать процесс нашим читателям.
Инспекторы Вячеслав Химорода и Николай Воробей садятся в автомобиль, и мы отправляемся к Республиканскому клиническому медицинскому центру, который находится в поселке Ждановичи. Прибор, о котором пойдет речь, прикреплён на лобовом стекле их Opel.
– Там достаточно мест для парковки, но все водители хотят стать ближе к въезду, поэтому подпирают друг друга и нередко становятся на круговом перекрестке в запрещенном месте так, что мешают движению автобусов, – пояснил Вячеслав.
При подготовке к написанию этого материала мы ожидали, что инспекторы на гражданских машинах часто сталкиваются с негативом от водителей. Но работа оказалась крайне спокойной. Возможно, возникновение спорных моментов отчасти снижает оборудование экипажей – участники дорожного движения понимают, что нарушение зафиксировано на видеорегистратор или радар, с которым не поспоришь.
С другой стороны, указание использовать индивидуальный подход и быть либеральнее работает. Если три года назад инспекторы почти не практиковали вынесение устного замечания, а за любые нарушения выписывали штраф, то сейчас мы заметили, что за незначительное нарушение получить устное предупреждение стало возможно, по крайней мере так было во время рейда с журналистом на борту. Насколько это повлияло на имидж сотрудников ГАИ, говорить не беремся, но то, что снизило напряженность при общении водителей и инспекторов, – факт.
Что касается скрытого контроля, по крайней мере те люди, с которыми нам удалось пообщаться во время рейдов, не высказали открытого негатива в отношении такого способа работы.
А как относитесь к такому виду контроля вы? Пишите свои ответы в комментариях.
Стали очевидцем ДТП или есть тема для редакции? Пишите на редакционный VIber +375 29 689 88 93 или Telegram @abwochevidets
Согласно последним внесенным изменениям инспекторы Государственной автомобильной инспекции могут останавливать машины вне стационарных постов или проще говоря фактически в любом месте и в любое время. Также исключена проверка документов без причины на стационарных постах ГИБДД. Был введен так называемый единый список оснований, которые могут быть предусмотрены для проверки водителя и его авто сотрудником инспекции.
- Имеющиеся признаки дорожно-транспортного происшествия;
- Проведение специальных мероприятий, связанных с безопасностью дорожного движения, таких как «безопасность ребенка», «трезвый водитель;
- Наличие у сотрудников ГИБДД ориентировки о причастности автомобиля или водителя к дорожно-транспортному происшествию.
Иметь надо в виду то, что перечисленные выше факторы могут служить основаниями для того, чтобы ваши документы были проверены. Помимо прочего могут быть и основания для остановки и самого автомобиля, такие как:
- Визуальные или зафиксированные камерами признаки нарушения правил дорожного-движения;
- Организация органами ГИБДД регулировочных действий (часто требуется остановка всего движения на магистрали);
- Когда нужно произвести опрос свидетелей и пассажиров о том, как произошло дорожно-транспортное происшествия;
- Для проверки достоверности ориентировок на автотранспортное средство либо водителя машины;
- При необходимости организации помощи другим лицам;
- Для привлечения в качестве понятных лиц пассажиров авто либо же непосредственно самого водителя;
- При необходимости остановки авто для организации проезда машинам оперативных служб или автомобилям скорой медицинской помощи.
Исходя из сказанного можно обозначить то, что инспектор может остановить вашу машину фактически где угодно, будь то шумная магистраль или пустая сельская дорога для того, чтобы проверить документы. Отказ от проверки может привести к административному наказанию со стороны водителя.
Должен ли сотрудник автомобильной инспекции предоставлять документ или ориентировку, подтверждающие наличие специального мероприятия? Согласно имеющемуся административному регламенту сотрудник Государственной автомобильной инспекции не может препятствовать ознакомлению автомобилиста со специальными мероприятиями или ориентировками на автомобиль или человека за рулем. Конечно, если вас остановят можно возразить и потребовать предоставить какой-либо документ, подтверждающий требования представителя власти.
Между тем, это не обязывает инспектора держать при себе документ и по первому требованию водителя предъявлять сведения, подтверждающие такие мероприятия или ориентировки. Документы могут храниться как раз на стационарном посту или в отделении ГИБДД. В этом случае задача сотрудников Государственной автомобильной инспекции заключается лишь в том, чтобы не препятствовать ознакомлению с ними. То есть предъявить их водителю по месту непосредственного нахождения этих документов.
При остановке машины инспектор ГИБДД обязан представиться водителю, назвав свое ФИО и звание. Также он должен предупредить гражданина о том, что будет вестись видеозапись, устройство для проведения которой находится на инспекторе или же в служебной машине представителя Государственной автомобильной инспекции. Инспектор может записывать как видео, так и разговор на диктофон, поэтому нужно следить за тем, что вы говорите ему. Водитель в свою очередь по требованию инспектора обязан предъявить свое водительское удостоверение без обложки вместе с документами на машину.
- При подозрении на совершение ДТП;
- При наличии подозрения на состояние алкогольного либо наркотического опьянения водителя;
- Для устранения неисправности в авто или нарушений, связанных с транспортировкой грузов;
- Для проверки соответствия государственных автомобильных номеров, которые указаны в водительских документах с фактическими номерными знаками;
- Когда инспектору требуется помощь автомобилиста в качестве свидетеля или понятного лица.
Если машина требуется инспектору ГИБДД для служебных целей, регламентированных законодательными нормами, то тогда он должен заполнить путевой лист для автотранспортного средства, принадлежащего организации или выдать справку водителю. По требованию инспектора Государственной автоинспекции водитель машины может предъявлять документы не только на право управления автомобилем, но и документацию на груз, если он везет его. Просят при остановке инспекторы также и страховой полис ОСАГО, если он имеется.
Но это делается только для предупреждения преступления или для устранения угрозы совершения правонарушений. Используется обычно для осуществления этих целей специализированный транспорт, оборудованный спецсигналами. А как быть, если вы переживаете и думаете, что инспектор ненастоящий? Бывают случаи, когда преступники таким образом грабили и даже угоняли машины. Вы можете не останавливаться по первому требованию на остановке, но при этом следует обязательно по телефону сообщить об этом факте в органы полиции или же доложить о происшествии на ближайшем стационарном посту ГИБДД.
В любом случае, если вы считаете, что вас незаконно остановил инспектор, то тогда обязательно обжалуйте примененные санкции к вам. Делать это лучше не самостоятельно, а при помощи обращения к опытному юристу, который прекрасно разбирается в тонкостях и нюансах административных правоотношений.
Многие водители помнят старое правило о том, что для проверки документов инспекторы могут останавливать автомобили только на стационарных постах.
Во время действия Приказа МВД №185 это действительно было так, однако на данный момент Приказ №185 утратил юридическую силу: вместо него действует аналогичный, но измененный Приказ №664.
В каких случаях сотрудники ГИБДД могут останавливать водителей – читайте в этой статье.
Деятельность ГИБДД направлена на профилактику и предотвращение дорожно-транспортных происшествий (ДТП), минимизацию последствий от уже произошедших аварий, на контроль за соблюдением порядка и законности на дорогах России. Функционирование сотрудников ГИБДД осуществляется в рамках специального Административного регламента.
Данный свод правовых норм утвержден приказом МВД № 644 от 28.08.2017 г. В этом регламенте, в том числе прописаны основания и причины, которые являются правомерными для остановки транспортных средств (ТС) сотрудниками ГИБДД на дороге.
Имеет ли право служащий данной структуры останавливать ТС без причины? И что делать, если это все-таки произошло? Рассмотрим проблему немного подробней.
Административный регламент подлежит четкому выполнению. Поэтому он является руководством к действию для должностных лиц ГИБДД и пояснением для автолюбителей по правомерности действий указанных лиц. В данном документе также отражен полный список ситуаций, в которых сотрудник ДПС имеет право останавливать ТС. К основным позициям перечня относятся:
- Нарушение ПДД, обнаруженное визуально сотрудником полиции или зафиксированное автоматическими средствами наблюдения за порядком на дорогах;
- Наличие информации о том, что водитель, его пассажиры или ТС причастны к какому-либо ДТП, правонарушению или преступлению;
- Наличие сведений о том, что аналогичное ТС находится в розыске;
- Необходимость оказания помощи другим участникам дорожного движения;
- Надобность использования ТС в неотложных служебных целях;
- Необходимость снятия показаний с водителя или пассажиров как со свидетелей ДТП, правонарушения или преступления;
- Необходимость обеспечения беспрепятственного движения для машин спецназначения;
- Выполнение спецопераций;
- Отсутствие на ТС государственных номеров;
- Наличие признаков неисправности автомобиля;
- Проверка документов.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что не имея должного основания, сотрудник ГИБДД не вправе останавливать ТС, это является незаконным.
Водитель при поданном ему сигнале сотрудника правоохранительных органов, обязан остановить автомобиль, несмотря на то, что в этот момент он не знает, на каком основании проводится остановка.
Об этом ему обязано незамедлительно сообщить должностное лицо, ее осуществившее.
Все действия сотрудника ГИБДД после остановки ТС прописаны в Административном регламенте. Это значит, что при несоблюдении должностным лицом установленных норм, остановку транспорта можно считать незаконной, а все последующие действия должностного лица — неправомерными. Служащий ГИБДД в соответствии с регламентом должен осуществить следующий порядок действий:
- Подойти к остановленному транспортному средству со стороны водителя.
- Представиться (назвать ФИО, звание, должность).
- Предъявить удостоверение и назвать телефон и место нахождения подразделения, где служит (только по требованию водителя).
- Озвучить основание, послужившее причиной проведенной остановки.
- Попросить предъявить документы.
Только при выполнении всех описанных манипуляций остановка транспортного средства считается законной.
Следует помнить, что причина остановки должна быть правомерной, то есть прописанной в перечне Административного регламента. Так, например, остановка для проверки неоплаченных штрафов является незаконной.
Таким образом, водитель движущегося транспортного средства обязан остановиться при соответствующем указующем сигнале или жесте сотрудника ГИБДД. Если данный сотрудник не назвал допустимую с точки зрения Административного регламента причину остановки, то его действия являются незаконными, и могут быть обжалованы в вышестоящих инстанциях на основании ст. 12.35 КоАП.
Уважаемые автолюбители, наверняка большинство из вас не знает, что нельзя просто так взять, и остановить ваш автомобиль.
Сегодня хотелось бы рассмотреть все законные причины остановки транспортного средства сотрудниками ДПС в 2020 году в РФ. Согласно пункту 84 Приказа МВД России от 23.08.
2017 N 664 сотрудник ГИБДД может остановить ваше транспортное средство только на основании нижеприведенных причин.
Причины для остановки ТС сотрудниками ГАИ в 2020 году:
- Установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.
- Наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения.
- Наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и разыскных учетов органов внутренних дел, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске.
- Необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются.
- Необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого.
- Необходимость использования транспортного средства.
- Необходимость временного ограничения или запрещения движения транспортных средств.
- Необходимость обеспечения безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения.
- Оказание содействия в беспрепятственном проезде к месту происшествия автомобилей скорой медицинской помощи, а также транспортных средств оперативных и иных аварийно-спасательных служб, задействованных в ликвидации чрезвычайных происшествий.
- Необходимость привлечения водителя и (или) пассажиров для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции.
- Проведение на основании распорядительных актов руководителей территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне, руководителей подразделений Госавтоинспекции территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.
- Угроза безопасности дорожного движения, создаваемая неисправностью или неправильной установкой технических средств организации дорожного движения, нарушением правил производства ремонтных работ на дороге, стихийным бедствием, производственной (техногенной) аварией, пожаром и другими чрезвычайными обстоятельствами, утечкой опасных веществ.
- Проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз.
- Проверка документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Теперь сотрудники ГИБДД могут останавливать автомобиль для проверки документов не только на стационарном посту
Когда инспектор будет подавать вам жест для остановки, он обязан указать конкретное место, при этом данный участок дороги не должен запрещать остановку.
При подаче сигналов об остановке должно быть указано место остановки транспортного средства.
Пункт 86 Приказа МВД России от 23.08.2017 N 664
Не допускается останавливать транспортные средства на участках дорог, где их остановка запрещена правилами дорожного движения, за исключением случаев, когда такая остановка связана с необходимостью пресечения преступления, административного правонарушения, осуществления распорядительно-регулировочных действий, предотвращения реальной угрозы причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу участников дорожного движения, а также случаев обозначения места остановки патрульным автомобилем с включенными специальными световыми сигналами, другими средствами регулирования и организации дорожного движения.
В случае необходимости остановки транспортных средств в местах, где их остановка запрещена правилами дорожного движения, сотрудником принимаются меры по обеспечению безопасности дорожного движения в данном месте.
Пункт 88 Приказа МВД России от 23.08.2017 N 664
Юридическая консультация
Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Наши адвокаты проконсультируют вас по любым вопросам вне очереди!
В том случае, если ваш автомобиль потребовался сотруднику полиции, то он обязан вам сообщить цель и маршрут, при этом водителем остаетесь вы. Для погони за лицами, которые совершили какое-либо нарушение, инспектор обязан использовать свой служебный автомобиль.
При необходимости использования транспортного средства сотрудник сообщает об этом водителю с указанием цели использования, маршрута движения (за исключением случаев, когда транспортное средство необходимо для преследования лиц, совершивших преступления) и предлагает водителю предос��авить ему транспортное средство, разъясняя, в случае отказа, ответственность за невыполнение данного требования, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Управление используемым транспортным средством осуществляется самим водителем при отсутствии оснований для его отстранения от управления транспортным средством
Ответ на поставленный вопрос однозначен – да, обязан!
В соответствии с пунктом 89 Административного регламента ГИБДД, инспектор, остановивший ТС, обязан представиться по установленной форме и кратко сообщить водителю причину остановки.
Что делать водителю, если сотрудники ДПС остановили его без причины? Для начала следует попросить инспектора внятно обосновать причину остановки, а также позвонить в дежурную часть местного отдела полиции, сообщив о нарушении со стороны сотрудника полиции. В дальнейшем, на инспектора, нарушившего закон, можно написать жалобу в вышестоящее подразделение ОВД или в прокуратуру.
Нужна консультация квалифицированного автоюриста? Обращайтесь к онлайн-консультанту «Автоправоведа» прямо сейчас. Это бесплатно!
4 действия водителя, если гаишник его остановил ночью
- 1. Причины остановки
- 1.1. Зачем обновили регламент?
- 2. Как производится остановка?
- 3. Обязан ли инспектор показывать ориентировку или подтверждение проведения спец.мероприятия?
- 4. Итог
- 5. Видео по теме:
Главное изменение, касающееся темы данной статьи, заключается в том, что теперь сотрудники ГИБДД могут проверять документы водителей в любом месте, а не только на стационарных постах. Но помимо этого в документе ввели множество других изменений, касающихся обязанностей и полномочий инспекторов, а также технологий, методов фиксации нарушений. Количество пунктов Приказа увеличилось с 270 до 344.
Приказ №664 запрещает инспекторам препятствовать водителям ознакомляться с ориентировками или документами, подтверждающими проведение спецмероприятий. Однако это не значит, что сотрудник ГИБДД обязан предоставлять данные документы, если у него их просто нет. Они могут находится в стационарном посту ДПС или отделении ГИБДД. А ориентировки и вовсе могут быть получены в устной форме от другого наряда ДПС.
- Автокредитование
- Все о ОСАГО
- Все о КАСКО
- Автострахование
- Налоги на авто
- ДТП — что делать?
- Все о каршеринге
- Штрафы
- Регистрационные действия
- Общение с ГИБДД
- В помощь водителям
- Купля-продажа
- Тонировка
- Лишение прав
- Рассчитать транспортный налог
- Рассчитать ОСАГО
- Рассчитать КАСКО
- Рассчитать автокредит
- Рассчитать расхода топлива
- Калькулятор растаможки авто