Установление опеки и попечительства по договору об осуществлении опеки и попечительства

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Установление опеки и попечительства по договору об осуществлении опеки и попечительства». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 26.07.2010 N 559, от 25.04.2012 N 391, от 12.05.2012 N 474, от 04.09.2012 N 882, от 14.02.2013 N 118, от 02.07.2013 N 558, от 10.02.2014 N 93, от 10.09.2015 N 960, от 30.12.2017 N 1716, от 19.12.2018 N 1586, от 21.12.2018 N 1622, от 15.11.2019 N 1458, от 10.02.2020 N 114)

В соответствии со статьями 6, 8, 10, 14, 16, 24 и 25 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» и статьей 152 Семейного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах;

Правила осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

Правила заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного;

Правила создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье;

Правила осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей;

Правила ведения личных дел несовершеннолетних подопечных;

форму отчета опекуна или попечителя о хранении, об использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и об управлении таким имуществом.

2. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 1996 г. N 829 «О приемной семье» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 31, ст. 3721);

пункт 21 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 49 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 7, ст. 560);

Осуществление опеки на возмездной основе

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 25.04.2012 N 391, от 12.05.2012 N 474, от 04.09.2012 N 882, от 14.02.2013 N 118, от 02.07.2013 N 558, от 10.02.2014 N 93, от 10.09.2015 N 960, от 30.12.2017 N 1716, от 19.12.2018 N 1586, от 21.12.2018 N 1622)

1. Настоящие Правила устанавливают порядок подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах (далее — граждане, выразившие желание стать опекунами), и перечень документов, представляемых ими в целях назначения их опекунами или попечителями (далее — опекуны) несовершеннолетних граждан, а также сроки рассмотрения таких документов органами опеки и попечительства.

2. Подбор, учет и подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами, осуществляются органами опеки и попечительства.

Подбор и подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами, может также проводиться образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляющими указанные полномочия органов опеки и попечительства.

3. Орган опеки и попечительства через официальный сайт органа опеки и попечительства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и средства массовой информации информирует граждан о возможности стать опекунами, порядке установления опеки (попечительства) и детях, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в установлении над ними опеки и попечительства (производная информация), а также ведет прием граждан, выразивших желание стать опекунами. (в ред. Постановления Правительства РФ от 14.02.2013 N 118)

4. Гражданин, выразивший желание стать опекуном, подает в орган опеки и попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой о назначении его опекуном (далее — заявление), в котором указываются: (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2017 N 1716)

фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина, выразившего желание стать опекуном; (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2017 N 1716)

сведения о документах, удостоверяющих личность гражданина, выразившего желание стать опекуном; (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2017 N 1716)

сведения о гражданах, зарегистрированных по месту жительства гражданина, выразившего желание стать опекуном; (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2017 N 1716)

сведения, подтверждающие отсутствие у гражданина обстоятельств, указанных в абзацах третьем и четвертом пункта 1 статьи 146 Семейного кодекса Российской Федерации; (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2017 N 1716)

сведения о получаемой пенсии, ее виде и размере (для лиц, основным источником доходов которых являются страховое обеспечение по обязательному пенсионному страхованию или иные пенсионные выплаты). (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2017 N 1716)

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 12.05.2012 N 474, от 10.02.2014 N 93, от 19.12.2018 N 1586)

1. Настоящие Правила устанавливают порядок осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее — организации).

2. В случае отсутствия или недостаточности у органов опеки и попечительства организационных, кадровых, технических и иных возможностей организации могут осуществлять следующие полномочия органов опеки и попечительства:

а) выявление несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких несовершеннолетних граждан и их семей;

б) подбор и подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах (далее — гражданин, выразивший желание стать опекуном).

3. Полномочия, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил, осуществляются организациями на возмездной или безвозмездной основе в соответствии с договором, заключенным с органом опеки и попечительства.

4. Для осуществления полномочий, предусмотренных пунктом 2 настоящих Правил, руководитель организации подает в орган опеки и попечительства соответствующее заявление с приложением копий учредительных документов, заверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке (с предъявлением оригиналов, если копии не заверены), копии штатного расписания, других документов по запросу органа опеки и попечительства, подтверждающих возможность организации выполнять возлагаемые на нее полномочия. (в ред. Постановления Правительства РФ от 12.05.2012 N 474)

Орган опеки и попечительства в течение 5 рабочих дней со дня получения указанных документов направляет в налоговый орган по месту нахождения организации запрос о предоставлении сведений об организации, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц. (в ред. Постановления Правительства РФ от 12.05.2012 N 474)

Указанный запрос и ответ на него направляются в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, а в случае отсутствия у соответствующего органа доступа к единой системе межведомственного электронного взаимодействия — в форме документа на бумажном носителе с соблюдением норм законодательства Российской Федерации о защите персональных данных. (в ред. Постановления Правительства РФ от 12.05.2012 N 474)

Порядок отбора органом опеки и попечительства организаций для осуществления указанных полномочий устанавливается Министерством просвещения Российской Федерации. (в ред. Постановления Правительства РФ от 19.12.2018 N 1586)

Орган опеки и попечительства в течение 30 дней со дня получения указанных документов рассматривает их и принимает решение передать организации осуществление полномочий, предусмотренных пунктом 2 настоящих Правил, либо отказать в такой передаче с указанием причин отказа. Копия решения направляется организации в течение 7 дней со дня подписания.

5. Орган опеки и попечительства вправе возложить на организацию осуществление как всех полномочий, предусмотренных пунктом 2 настоящих Правил, так и одного из них.

Порядок контроля за деятельностью организации по осуществлению полномочий, предусмотренных пунктом 2 настоящих Правил, устанавливается органом опеки и попечительства.

6. Порядок проведения обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей и форма акта обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей устанавливаются Министерством просвещения Российской Федерации. (в ред. Постановления Правительства РФ от 19.12.2018 N 1586)

1. Настоящие Правила устанавливают порядок и срок заключения органом опеки и попечительства с опекуном или попечителем (далее — опекун) договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного на возмездных условиях, в том числе договора о приемной семье, либо в случаях, предусмотренных законами соответствующего субъекта Российской Федерации, — договора о патронатной семье (патронатном воспитании) (далее — договор).

2. Договор может заключаться как в отношении одного несовершеннолетнего подопечного (далее — подопечный), так и в отношении нескольких подопечных.

Не допускается заключение договора через представителя опекуна.

3. Договор заключается по месту жительства подопечного и опекуна в течение 10 дней со дня принятия органом опеки и попечительства по месту жительства несовершеннолетнего гражданина решения о назначении опекуна.

В случае если при заключении договора между сторонами возникли разногласия, орган опеки и попечительства, получивший от опекуна письменное предложение о согласовании спорных условий, в течение 6 дней со дня получения предложения принимает меры по согласованию условий договора либо в письменной форме уведомляет опекуна об отказе в его заключении.

В случае изменения места жительства подопечного договор расторгается, и органом опеки и попечительства по его новому месту жительства заключается новый договор.

4. Предельный размер вознаграждения, выплачиваемый опекуну по договору за счет доходов от имущества несовершеннолетнего гражданина, не может превышать 5 процентов дохода от имущества несовершеннолетнего гражданина за отчетный период, определяемого по отчету опекуна о хранении, об использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и об управлении таким имуществом.

УТВЕРЖДЕНЫ
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 18 мая 2009 г. N 423

Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 N 423

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 10.02.2014 N 93, от 19.12.2018 N 1586)

1. Настоящие Правила устанавливают порядок осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных (далее — подопечные), соблюдения опекунами или попечителями (далее — опекуны) прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей.

2. В целях осуществления надзора за деятельностью опекунов орган опеки и попечительства по месту жительства подопечного проводит плановые и внеплановые проверки условий жизни подопечных, соблюдения опекунами прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей (далее — проверки).

3. Плановые проверки проводятся уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства на основании акта органа опеки и попечительства о проведении плановой проверки.

4. При помещении подопечного под опеку или попечительство плановая проверка проводится в виде посещения подопечного:

а) 1 раз в течение первого месяца после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна;

б) 1 раз в 3 месяца в течение первого года после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна;

в) 1 раз в 6 месяцев в течение второго года и последующих лет после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна.

4(1). При помещении ребенка, оставшегося без попечения родителей, в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее — организация для детей-сирот), под надзор на период до его устройства на воспитание в семью плановая проверка проводится в виде посещения ребенка в организации для детей-сирот: (в ред. Постановления Правительства РФ от 10.02.2014 N 93)

а) 1 раз в течение первого месяца после принятия органом опеки и попечительства решения о помещении ребенка в организацию для детей-сирот под надзор; (в ред. Постановления Правительства РФ от 10.02.2014 N 93)

б) 1 раз в 6 месяцев в течение первого года и последующих лет после принятия органом опеки и попечительства решения о помещении ребенка в организацию для детей-сирот под надзор. (в ред. Постановления Правительства РФ от 10.02.2014 N 93)

5. При проведении плановых и внеплановых проверок осуществляется оценка жилищно-бытовых условий подопечного, состояния его здоровья, внешнего вида и соблюдения гигиены, эмоционального и физического развития, навыков самообслуживания, отношений в семье, возможности семьи обеспечить потребности развития подопечного.

6. При поступлении от юридических и физических лиц устных или письменных обращений, содержащих сведения о неисполнении, ненадлежащем исполнении опекуном своих обязанностей либо о нарушении прав и законных интересов подопечного, орган опеки и попечительства вправе провести внеплановую проверку.

Внеплановая проверка проводится уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства на основании акта органа опеки и попечительства о проведении внеплановой проверки.

7. В случае изменения места жительства подопечного орган опеки и попечительства по новому месту его жительства при получении личного дела подопечного обязан в течение 3 дней со дня его получения провести внеплановую проверку.

В случае раздельного проживания попечителей и их несовершеннолетних подопечных в соответствии со статьей 36 Гражданского кодекса Российской Федерации проверка проводится по месту жительства подопечного. (в ред. Постановления Правительства РФ от 10.02.2014 N 93)

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

  • Черным по белому
  • Белым по черному
  • Темно-синим по голубому
  • Коричневым по бежевому
  • Зеленым по темно-коричневому

Изучение отношения к велосипедному спорту

Оцените уровень проводимой работы по обеспечению законности и правопорядка, эффективности профилактики правонарушений в районе.

Какие методы борьбы с проявлениями коррупции в обществе на Ваш взгляд являются наиболее эффективными?

Закон предусматривает возможность оформления возмездной опеки и над недееспособным гражданином. В этом случае заключается договор об исполнении обязанностей опекуна возмездно.

В 2020 году не предусмотрена оплата от государства за исполнение обязанностей опекуна над недееспособными гражданами. Единственным вариантом является получение доли доходов подопечного. Опекун может получать до 5% от общей суммы всех доходов. Как правило, у недееспособного гражданина есть ежемесячная пенсия. В отдельных случаях бывают доходы от сдачи квартиры в наем, разнообразные выплаты и пособия.

В случае наличия у подопечного имущества, которым управляет опекун или доверительный управляющий, данные сведения также включаются в отчет опекуна. Все указанные суммы впоследствии засчитываются при расчете вознаграждения.

Зачастую опекуны желают сменить форму устройства с опеки на приемную семью. Так как она предусматривает при равных правах и обязанностях дополнительную выплату и трудовой стаж.

Порядок действий для переоформления:

  1. Подача письменного заявления в отдел опеки по месту постоянной регистрации. Так как закон не предусматривает форму такого заявления, необходимо составить его в свободной форме.

    Важно! Необходимо обосновать причины принятого решения.

  2. Рассмотрение заявления в течение 10 дней.
  3. При положительном ответе – заключение договора.
  4. При отрицательном ответе – обращение в суд с просьбой принудить муниципалитет к заключению контракта.

Необходимо учесть, что отдел опеки не имеет права отказать в смене формы устройства. Но опекун должен объяснить причины перехода (потребность в трудовом стаже, необходимость дополнительных выплат).

Нормы ст.ст. 31 – 40 Гражданского кодекса определяют наиболее обобщенные положения по вопросу «установление опеки и попечительства». Cпециализация таких норм отражена в СК РФ, ФЗ № 48-ФЗ, принятом 24.04.2008 г.

Нормативные акты подразумевают под опекой и попечительством такой законодательный институт, который обладает признаками комплексности, сочетания частноправовых и публично-правовых норм.

Однако ни один из законодательных актов не дает самого определения этих понятий, ограничиваясь лишь их целями.

Установление опеки и попечительства призваны защищать права и интересы тех граждан, чья дееспособность полностью или частично ограничена. Нормы СК предполагают установление опеки и попечительства над малолетними лицами и теми, кто недееспособен полностью. Попечительство же назначается над теми, чья дееспособность ограничена, а также над теми несовершеннолетними, которым исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет.

Данные формы государственного социального воздействия — установление опеки и попечительства — предусмотрены в отношении несовершеннолетних не только для защиты преследуемых ими интересов, но и для проведения их воспитания, оказания содействия в исполнении прав, принадлежащих им, охране от противоправных действий третьих лиц.

Такие положения Федерального закона смогли наиболее полно раскрыть суть определений опеки и попечительства, применяемых в отношении несовершеннолетних детей. Установление опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, является вынужденной мерой государства, призванной к проявлению заботы об интересах несовершеннолетних.

Последствия отсутствия родительской опеки, требуемой в отношении несовершеннолетних, проявляются в установлении над ними опеки или попечительства, Основания и порядок установления опеки и попечительства отражены в ст. 121 СК.

Исключительным случаем установления опеки является назначение опекуна над ребенком родителя, который не достиг 16-летия. Такое правило установлено ст. 62 СК.

Ошибочным является мнение о том, что установить опеку или попечительство можно только в отношении такого несовершеннолетнего, у которого родители утратили свои права.

Ребенок может быть признан не имеющим родительского попечения в случаях:

  • смерти родителей;
  • наличия решения, которым родители лишены прав на ребенка;
  • наличия болезни у родителя, препятствующей воспитанию ребенка;
  • родительского бездействия.

Данный перечень не является окончательным. Главное значение обстоятельств должно заключаться в невозможности нормального воспитания ребенка, его обучения и развития, а также создании таких условий проживания, которые угрожают здоровью и существованию несовершеннолетнего.

Одним из нововведений действующего законодательства стала обязательная недопустимость передачи братьев и сестер под опеку различных опекунов, влекущую их разлучение.

Недопустимость такой разлуки является обеспечением интересов детей. Руководствуясь теми же интересами, орган опеки может назначить братьям и сестрам разных опекунов и попечителей, однако в документе, свидетельствующем о таком решении должны быть указаны причины такого действия, а также основания, по которым одно и тоже лицо не смогло получить опекунство в отношении всех несовершеннолетних, имеющих родство.

Практика показывает, что дети, объединенные родством и лишенные попечительства своих родителей, передаются под опеку одному лицу, что позволяет не разлучать их и демонстрировать семейные ценности, которые защищаются государством.

Порядок установления попечительства и опеки над детьми, которые имеют родственную связь, не отличается в иных процедурах от общего приказного назначения лиц.

Существует ряд оснований, по которым опека или попечительство прекращаются в автоматическом порядке:

  • достижение ребенком 14-летнего возраста в отношении опеки и совершеннолетия в отношении попечительства;
  • эмансипация ребенка, основанная на получении дееспособности в полном объеме, что возможно в результате заключения брака;
  • эмансипация 16-летнего ребенка по согласию попечителя;
  • получение полной дееспособности родителем ребенка, в отношении которого назначен опекун. Поводом может стать совершеннолетие родителя, его эмансипация или заключение брака, в возрасте до 18 лет;
  • судебное решение, которым родители ребенка восстановлены в своих правах на него. В случаях, когда родители не были лишены родительских прав, вопрос об отмене опеки (попечительства) разрешается органом опеки;
  • судебное решение, прекращающее ограничение прав родителей на ребенка;
  • усыновление несовершеннолетнего

Кроме того, опекун (попечитель) может быть освобожден от своих обязанностей на основании собственного заявления, а также отстранен от обязанностей в случае их ненадлежащего исполнения.

Общее правило свидетельствует о возможности отстранения опекуна (попечителя) от его обязанностей по отношению к несовершеннолетнему, в случае:

  • исполнения своих обязанностей ненадлежащим образом;
  • умышленного и корыстного нарушения прав несовершеннолетнего, пребывающего под опекой;
  • установления фактов нарушения правил по охране имущества опекаемого или порядка распоряжения таким имуществом.

Отстранение осуществляется незамедлительно, начиная с того момента, когда орган опеки обнаруживает факты, свидетельствующие о недобросовестном исполнении обязанностей опекуна или попечителя, вне зависимости от наличия последствий.

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Вопросы и ответы юристов

Перед тем как приступить к оформлению опеки над пожилым человеком, необходимо рассчитать свои силы. После соблюдения всех формальностей гражданин будет иметь право осуществлять следующие действия от имени престарелого гражданина:

  • распоряжаться его пенсией, пособиями;
  • оплачивать услуги ЖКХ;
  • покупать одежду, продукты, иные товары;
  • осуществлять другие действия от имени подопечного.

Ст. 41 ГК РФ определяет правила при оформлении патронажа над престарелыми лицами:

  • необходимо отсутствие психических расстройств (при их наличии устанавливается только полное опекунство);
  • необходимо согласие помощника и его подопечного;
  • помощником или опекуном не назначается сотрудник органа соцзащиты, помогающий престарелому по хозяйству;
  • помощником может назначаться любое лицо (чаще назначают родственников);
  • необходимо заключение договора поручения, агентского договора, доверительного управления имуществом или иного гражданско-правового договора;
  • если инвалид не имеет расстройств психики, над ним устанавливается патронаж.

Пакет документов кандидат в опекуны подает в органы опеки и попечительства. После изучения документов в течение 7 дней проводится проверка жилищных условий, в которых будет находиться подопечный. Важнейшее требование для ребенка — наличие отдельного спального места, а также места для занятий. Ребенку с инвалидностью необходимо предоставление отдельной комнаты.

На принятие решения об установлении опеки дается 15 дней.

Кандидат в опекуны получает заключение о разрешении или отказе в опекунстве. Если социальная служба отказала, ее заключение можно обжаловать в судебном порядке.

Постановление предоставляется:

  • в школу;
  • больницу, поликлинику;
  • правоохранительным органам (при необходимости);
  • во время поездок.

Требования, предъявляемые к опекунам и попечителям

По сравнению с усыновлением оформить опекунство намного проще. Оно не приводит к утрате обязанности биологических родителей материально обеспечивать ребенка и заботиться о нем.

Размер пособий зависит от различных факторов. Условно субсидия предоставляется для обеспечения несовершеннолетнего, однако социальная служба не контролирует расходование средств.

С момента начала действия договора обе стороны должны выполнять свои законные права и обязанности. Законодательство указывает, что основной обязанностью опекуна является забота о физическом и духовном благополучии подопечного. В свою очередь органы опеки должны этому всячески способствовать, а также осуществлять контроль. При ущемлении прав одной из сторон возможно внесение изменения в действующий договор.

  • Федеральный закон от 02.07.2021 N 310-ФЗ

    «О внесении изменений в статью 54 Семейного кодекса Российской Федерации и статьи 36 и 67 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 02.07.2021 N 358-ФЗ

    «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 15.11.1997 N 143-ФЗ (ред. от 02.07.2021)

    «Об актах гражданского состояния»

Все документы >>>

  • Распоряжение Президента РФ от 14.10.2020 N 255-рп

    «О назначении официальных представителей Президента Российской Федерации при рассмотрении палатами Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов»

  • Письмо Президента РФ

    «Заключение на проекты Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс Российской Федерации» и «О внесении изменений и дополнений в статьи 193.1, 193.2 и 202 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях»

  • Письмо Президента РФ

    «Заключение на проект Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР»

Все документы >>>

  • Распоряжение Правительства РФ от 23.08.2021 N 2295-р

    «О проекте федерального закона «О внесении изменения в статью 52 Семейного кодекса Российской Федерации»»

  • Постановление Правительства РФ от 11.09.2020 N 1396

    «О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением» (вместе с «Положением о деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением»)

  • Постановление Правительства РФ от 14.12.2005 N 761 (ред. от 02.04.2020)

    «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг»

Все документы >>>

Опека над совершеннолетними недееспособными гражданами

  • Письмо ФНП от 21.06.2017 N 2664/06-08

    «О дарении недвижимого имущества несовершеннолетнему»

  • Информация Минюста России от 20.07.2015

    «Ответы на вопросы граждан, связанные с обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

  • Определение Конституционного Суда РФ от 05.02.2015 N 227-О

    «По запросу Ленинского районного суда города Смоленска о проверке конституционности положения пункта 3 статьи 146 Семейного кодекса Российской Федерации»

Все документы >>>

  • Распоряжение Минпросвещения России от 10.08.2021 N Р-183

    «Об утверждении методических рекомендаций по оказанию услуг психолого-педагогической, методической и консультационной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей, в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование»

  • Положение о межрегиональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях по спорту лиц с интеллектуальными нарушениями на 2021 год. Номер-код вида спорта: 1490007711Я

    (утв. Минспортом России 04.02.2021, Общероссийской общественной организацией «Всероссийская федерация спорта лиц с интеллектуальными нарушениями») (ред. от 15.07.2021)

  • Постановление Конституционного Суда РФ от 13.07.2021 N 35-П

    «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 302 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Е.В. Мокеева»

Все документы >>>

Федеральный закон от 1 марта 2020 г. N 35-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам, связанным с распоряжением средствами материнского (семейного) капитала» Федеральный закон от 29 мая 2019 г. N 107-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 Закона Российской Федерации «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы» и статью 6 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 220-ФЗ «О внесении изменения в статью 13 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» в части защиты интересов несовершеннолетнего ребенка» Изменения в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» Федеральный закон о внесении изменения в статью 20 ФЗ «Об опеке и попечительстве» Внесение изменения в статью 6 ФЗ «Об опеке и попечительстве»

Принят Государственной Думой 11 апреля 2008 года

Одобрен Советом Федерации 16 апреля 2008 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными гражданами.

2. Положения, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей, применяются к организациям, в которые помещены под надзор недееспособные или не полностью дееспособные граждане, в том числе к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) опека — форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия;

2) попечительство — форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации;

3) подопечный — гражданин, в отношении которого установлены опека или попечительство;

4) недееспособный гражданин — гражданин, признанный судом недееспособным по основаниям, предусмотренным статьей 29 Гражданского кодекса Российской Федерации;

5) не полностью дееспособный гражданин — несовершеннолетний гражданин (за исключением лиц, приобретших гражданскую дееспособность в полном объеме до достижения ими совершеннолетия в случаях, установленных статьями 21 и 27 Гражданского кодекса Российской Федерации) или гражданин, ограниченный судом в дееспособности по основаниям, предусмотренным статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Статья 3. Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства

1. Отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Особенности установления, осуществления и прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними гражданами определяются Семейным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы семейного права.

Опека и попечительство устанавливаются над недееспособными или не полностью дееспособными взрослыми гражданами, а также над несовершеннолетними детьми.

Опека и попечительство назначаются для того, чтобы защитить права и законные интересы, обеспечить уход и соответствующий уровень жизни недееспособных (ограниченно дееспособных) граждан, а в случае с несовершеннолетними также и в целях их воспитания.

Если суд признал взрослого человека недееспособным, над ним устанавливается опека. Если человек ограничен судом в дееспособности, то над ним устанавливается попечительство.

В отношении несовершеннолетних опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет, а попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет.

Роль органов опеки и попечительства при регистрации сделок с недвижимостью

Орган опеки и попечительства – это орган местной исполнительной власти определенного субъекта РФ.

Основные задачи, которые обязан выполнять орган опеки и попечительства состоят в следующем:

  • защита прав и законных интересов граждан, находящихся под опекой и попечительством и патронажем;
  • контроль над деятельностью опекунов, попечителей и помощников, а также за организациями, в которые могут быть направлены недееспособные граждане;
  • надзор за сохранностью имущества граждан, находящихся под опекой и попечительством.

Орган опеки и попечительства в рамках возложенных на него полномочий:

  • выявляет тех людей, которым необходима опека/попечительство/патронаж;
  • проводит процедуру установления опеки/попечительства;
  • проводит проверки деятельности опекунов/попечителей;
  • назначает (проводит отбор, обучение) или отстраняет опекунов/попечителей/помощников;
  • дает разрешения на совершение сделок с имуществом граждан, находящихся под опекой/попечительством;
  • проверяет условия жизни подопечных.

Опекунами (попечителями) могут быть назначены только совершеннолетние дееспособные лица. Кроме того, учитываются личностные и нравственные качества опекуна, его взаимоотношения с опекаемым.

Обязательным условием является согласие самого опекуна (попечителя) выполнять такие обязанности. Близкие родственники гражданина (ребенка) имеют преимущественное право стать для него опекунами (попечителями).

Опекуном (попечителем) не может быть назначен человек, лишенный родительских прав, а также, если он имеет судимость за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан.

Свои обязанности опекуны и попечители исполняют безвозмездно, за исключением случая, когда Орган опеки и попечительства, действуя в интересах подопечного, может заключить с договор об исполнении обязанностей с опекуном (попечителем) за определенную плату.

Установленная плата может быть выделена за счет доходов, полученных от имущества подопечного, либо за счет средств местного бюджета.

Вместо установленной платы орган опеки может позволить опекуну безвозмездно пользоваться имуществом своего подопечного.

Основанием для установления опекунства (попечительства) является Акт органа опеки. В данном акте может быть указан срок, на который устанавливается опекунство. Могут указываться действия, которые имеет право совершать опекун (попечитель) в интересах своего подопечного.

Имущество подопечного передается опекуну (попечителю) по описи, составленной органом опеки. Опекун обязан заботиться об имуществе подопечного, охранять его, содействовать, чтобы оно приносило доход.

Опекун (попечитель) вправе распоряжаться доходами подопечного (пенсией, алиментами, социальными выплатами и т.п.) только в интересах самого подопечного и только с разрешения органа опеки.

Опека и попечительство прекращаются в следующих случаях:

  • если опекун (попечитель) либо сам подопечный умер;
  • если был указан срок действия опекунства, то по истечении этого срока;
  • если опекаемый гражданин признается полностью дееспособным;
  • при отстранении или освобождении опекуна (попечителя) от исполнения обязанностей.

Кроме того, опека над несовершеннолетними детьми прекращается в следующих случаях:

  • достижение несовершеннолетним возраста 14 лет прекращает опеку, достижение возраста 18 лет — прекращает попечительство;
  • если несовершеннолетний вступает в брак, то попечительство прекращается;
  • опека над ребенком, у которого родители не достигли возраста 16 лет, прекращается при достижении его родителями совершеннолетия;
  • если несовершеннолетнего возвращают родителям либо усыновляют;
  • если подопечного помещают в специальное заведение (интернат, лечебное заведение и т.п.).
  1. малолетние;
  2. недееспособные;
  3. несовершеннолетние родители.

Отдельно необходимо выделить вариант, когда родители новорожденного не наделены полной дееспособностью. В этом случае также потребуется назначение опекунства.

Опека над малолетним назначается, ели родители не могут по уважительной причине или не желают исполнять родительские обязанности.

К уважительным причинам относятся:

  • смерть;
  • признание умершим;
  • признание безвестно отсутствующим;
  • розыск;
  • отбывание наказания в местах лишения свободы;
  • болезнь;
  • лишение дееспособности.

Если родитель не желает исполнять обязанности в отношении ребенка, то перед назначением опеки необходимо:

  • лишить его родительских прав;
  • ограничить его в родительских правах.

Таким образом, опекун малолетнего, по сути, заменяет ему кровную семью.

Недееспособный

С момента достижения гражданином 18 лет он автоматически наделяется полной дееспособностью. То есть он может использовать гражданские права и нести гражданские обязанности в полном объеме.

В исключительных случаях закон предусматривает возможность лишения совершеннолетнего человека дееспособности. Среди них:

  • психическое расстройство, при котором больной не может оценить последствия своих действий, угрожает жизни и здоровью других граждан;
  • злоупотребление алкоголем или наркотиками, которое привело к расстройству психики.

Дееспособность может быть восстановлена в судебном порядке. В этом случае опекунство отменяется.

Несовершеннолетние родители

Если мать и отец новорожденного не достигли 18 лет, то целесообразно назначить над ним опеку. В соответствии со ст. 62 СК РФ несовершеннолетние мать и отец могут самостоятельно исполнять родительские обязанности, если достигли 16 лет.

Но если их возраст младше 16 лет, то требуется назначение опекуна, который будет защищать детские права наравне с его родителями.

Опека отменяется при достижении матерью или отцом 16 лет.

При назначении опеки над несовершеннолетним ребенком имеет значение его статус.

В 2020 году выделяются следующие варианты:

  • родительский ребенок;
  • выявленный несовершеннолетний
  • ребенок, наделенный статусом оставшегося без родительского попечения.

В зависимости от статуса различается порядок оформления опекунства и перечень документации, который необходимо представить в уполномоченный орган.

Временная (по заявлению родителей)

Ст. 13 ФЗ от 2008 года № 48 устанавливает возможность оформления опеки над детьми, мать и отец которых временно не могут исполнять обязанности.

Особенности опекунства по заявлению:

  • родительские права и обязанности сохраняются в полном объеме;
  • постановление обязательно содержит срок действия;
  • оформляется при наличии веских причин (обучение в другом городе, командировка, работа вахтовым методом);
  • кандидатура опекуна выбирается родителями;
  • необходимо согласие как матери, так и отца;
  • ребенок не получает статуса, оставшегося без родительского попечения;
  • опекун не получает выплат и льгот.

Предварительная

Ст. 12 ФЗ от 2008 года № 48 устанавливает возможность оформления опеки над несовершеннолетним, который только выявлен. Под выявлением понимается получения статуса ребенка, оставшегося без родительского попечения.

В течение 30 дней с момента присвоения статуса, родные ребенка или посторонние граждане могут оформить опеку на льготных условиях. Данный вариант необходим, чтобы не помещать несовершеннолетнего в приют на период подготовки документации для постоянного опекунства. Особенности:

  • оформляется по 3 документам (заявление опекуна, акт обследования жилищных условий и гражданский паспорт);
  • действует 6 месяцев (в исключительных случаях дополнительно продлевается еще на 2 месяца);
  • опекун не получает права на распоряжение имуществом подопечного; не может быть назначена на возмездной основе.

По окончанию предварительной опеки должна быть назначена постоянная.

Постоянная

Под постоянной опекой понимается форма семейного устройства ребенка, лишенного родительского попечения. Она действует до достижения воспитанником 14 лет. После чего автоматически переходит в попечительство. Попечитель исполняет свои обязанности до совершеннолетия воспитанника.

Законодательством предусмотрена возможность участия в семейном воспитании нескольких субъектов:

  • опекунство над несколькими подопечными;
  • опекунство над одним подопечным несколькими опекунами.

Несколько опекунов

Ст. 10 ФЗ от 2008 года № 48 предусматривает возможность назначению одному подопечному 2 и более опекунов. Это решение принимается отделом опеки в интересах недееспособного или несовершеннолетнего подопечного.

Представители могут самостоятельно разделить полномочия в отношении воспитанника или просить об этом специалистов отдела опеки. Если опека назначена на возмездных условиях, вознаграждение делится между представителями в любой пропорции (по их заявлению) или перечисляется в полном объеме одному из них.

Несколько подопечных

Один опекун может быть представителем 2 и более несовершеннолетних и недееспособных граждан. Законодатель рекомендует одновременную передачу в семью не более 8 детей (с учетом кровных).

Предельное число недееспособных подопечных законом не установлено.

В настоящее время предусматриваются установленные на законодательном уровне сроки, в течении которых осуществляется оформление разрешения на опеку. Как правило, заявка кандидата рассматривается в течение одного месяца с момента обращения. Дополнительно процесс разбирательства, который длится два месяца, а кроме того вступление постановления суда в законную юридическую силу, что происходит спустя три дня после его вынесения. Данная ситуация предусматривается согласно текущей нормативной базе, однако на практике сроки могут увеличиваться. Либо наоборот сокращаться при соответствующих обстоятельствах, либо необходимости представления дополнительной документации.

Опека является вариантом для воспитания несовершеннолетних, признанных лишенными родительского попечения. Основания для присвоения статуса перечислены в приказе Минобрнауки № 101 от 2015 года.

Ребенок признается оставшимся без родителей, если мама и папа:

  • умерли;
  • лишены или ограничены прав в отношении несовершеннолетнего;
  • признаны недееспособными;
  • отбывают наказание в тюрьме;
  • проходят длительное лечение в стационарной форме;
  • уклоняются от исполнения обязанностей;
  • представляют опасность для жизни и здоровья несовершеннолетнего, вследствие чего он изъят из семьи.

Обязательным условием для присвоения ребенку статуса является присутствие оснований в отношении двоих родителей или единственного.

Закон устанавливает ряд ограничений для лиц, желающих взять малолетнего ребенка под опеку. Условия перечислены в Семейном кодексе и Постановлении Правительства РФ № 423 от 2009 года.

Запрещается принимать несовершеннолетних под опеку следующим лицам:

  • состоящим в однополом браке;
  • недееспособным;
  • не прошедшим обучение к школе замещающих семей;
  • лишенным родительских прав;
  • не имеющим постоянного места жительства;
  • судимым за тяжкие уголовные преступления;
  • подверженные наркотической или алкогольной зависимости;
  • не имеющим постоянного источника дохода;
  • при наличии заболеваний, препятствующих исполнению родительских обязанностей.

Законодательство РФ не разрешает браки между гражданами одного пола. Если однополая пара состоит в союзе, зарегистрированном в государстве, разрешающим такие браки, они не могут быть опекунами детей.

Для оформления опеки над ребенком, лицо должно получить заключение отдел опеки, позволяющее помещение несовершеннолетнего в семьи гражданина. Алгоритм получения разрешения регламентирован Постановлением Правительства № 423 от 2009 года.

Порядок действий:

  1. Обращение в отдел опеки.
  2. Сбор документов.
  3. Подача заявления.
  4. Получение разрешения.
  5. Оформление опеки.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. № 48 «Об опеке и попечительстве», опекой признается форма устройства лиц, лишенных судом дееспособности, при которой органы опеки назначают таким лицам опекуна. Согласно ст. 29 Гражданского кодекса РФ, признание недееспособности осуществляется в судебном порядке и лишь в отношении лиц, которые в силу страдания психическим заболеванием не в состоянии отдавать отчет о своих действиях. Поэтому ответ на вопрос, можно ли оформить опекунство над матерью, зависит от наличия у нее психического расстройства, а также наличия решения суда о признании ее недееспособной. В случае ограничения дееспособности допускается лишь установление попечительства, которое предусматривает ограниченные полномочия опекуна.

Оформляя опеку над родителем, сын или дочь становится его законным представителем, выступая от его лица в отношениях с другими субъектами, а также исполняя вместо него все юридически значимые действия.

Согласно ст. 31 ГК РФ, делается это с целью защиты прав и интересов опекаемого. Установление опекунства осуществляется по решению органа опеки, на основании поданного лицом, желающим стать опекуном, заявления.

Опека — форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста 14 лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия.

Попечительство — форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со ст. 30 ГК РФ.

Предмет договора об осуществлении опеки или попечительства

1. Опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются также в целях их воспитания. Соответствующие этому права и обязанности опекунов и попечителей определяются законодательством о браке и семье.

2. Опекуны и попечители выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия.

3. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав, а также в случаях, когда такие граждане по иным причинам остались без родительского попечения, в частности когда родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов.

1. Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, а также над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами.

2. Попечители дают согласие на совершение тех сделок, которые граждане, находящиеся под попечительством, не вправе совершать самостоятельно.

1. Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления.

2. Суд обязан в течение трех дней со времени вступления в законную силу решения о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности сообщить об этом органу опеки и попечительства по месту жительства такого гражданина для установления над ним опеки или попечительства.

3. Орган опеки и попечительства по месту жительства подопечных осуществляет надзор за деятельностью их опекунов и попечителей.

1. Опекун или попечитель назначается органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве, в течение месяца с момента, когда указанным органам стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над гражданином. При наличии заслуживающих внимания обстоятельств опекун или попечитель может быть назначен органом опеки и попечительства по месту жительства опекуна (попечителя). Если лицу, нуждающемуся в опеке или попечительстве, в течение месяца не назначен опекун или попечитель, исполнение обязанностей опекуна или попечителя временно возлагается на орган опеки и попечительства.

Назначение опекуна или попечителя может быть обжаловано в суде заинтересованными лицами.

2. Опекунами и попечителями могут назначаться только совершеннолетние дееспособные граждане. Не могут быть назначены опекунами и попечителями граждане, лишенные родительских прав.

3. Опекун или попечитель может быть назначен только с его согласия. При этом должны учитываться его нравственные и иные личные качества, способность к выполнению обязанностей опекуна или попечителя, отношения, существующие между ним и лицом, нуждающимся в опеке или попечительстве, а если это возможно — и желание подопечного.

4. Опекунами и попечителями граждан, нуждающихся в опеке или попечительстве и находящихся или помещенных в соответствующие воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения или другие аналогичные учреждения, являются эти учреждения.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *