69 ФЗ о пожарной безопасности с изменениями 2021 word

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «69 ФЗ о пожарной безопасности с изменениями 2021 word». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


О пожарной безопасности

(с изменениями на 11 июня 2021 года)
(редакция, действующая с 1 июля 2021 года)

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Федеральным законом от 22 августа 1995 года N 151-ФЗ (Российская газета, N 169, 31.08.1995);

Система обеспечения пожарной безопасности — совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ.
(Часть в редакции, введенной в действие с 10 января 2016 года Федеральным законом от 30 декабря 2015 года N 448-ФЗ.

Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ.

Основные функции системы обеспечения пожарной безопасности:

нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности;

создание пожарной охраны и организация ее деятельности;

разработка и осуществление мер пожарной безопасности;

реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности;

проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности;

содействие деятельности добровольных пожарных, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ;

научно-техническое обеспечение пожарной безопасности;

информационное обеспечение в области пожарной безопасности;

осуществление федерального государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности (абзац дополнен с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ;

производство пожарно-технической продукции;

выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности;
____________________________________________________________________
С 9 декабря 2021 года Федеральным законом от 11 июня 2021 года N 168-ФЗ в абзаце двенадцатом части третьей статьи 3 будут внесены изменения.
____________________________________________________________________

лицензирование деятельности в области пожарной безопасности (далее — лицензирование) и подтверждение соответствия продукции и услуг в области пожарной безопасности (далее — подтверждение соответствия) (абзац в редакции, введенной в действие с 15 января 2003 года Федеральным законом от 10 января 2003 года N 15-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ;
____________________________________________________________________
С 9 декабря 2021 года Федеральным законом от 11 июня 2021 года N 168-ФЗ в абзаце тринадцатом части третьей статьи 3 будут внесены изменения.
____________________________________________________________________

абзац утратил силу с 1 января 2005 года — Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ;


Федеральный государственный пожарный надзор осуществляется: органами государственного пожарного надзора, находящимися в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, в том числе государственными учреждениями указанного федерального органа исполнительной власти;

на объектах федеральных органов исполнительной власти в сфере обороны, обеспечения безопасности, деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации, на объектах, занимаемых войсками национальной гвардии Российской Федерации, — подразделениями указанных федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и соответствующих органов управления, а также их государственными учреждениями.

Координацию деятельности органов государственного пожарного надзора в федеральных органах исполнительной власти в сфере обороны, обеспечения безопасности, деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации, к ведению которых относятся вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора, осуществляет заместитель руководителя федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, — главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору.

Предметом федерального государственного пожарного надзора являются:

соблюдение организациями и гражданами требований пожарной безопасности в зданиях, помещениях, сооружениях, на линейных объектах, территориях, земельных участках, которыми организации и граждане владеют и (или) пользуются и к которым предъявляются требования пожарной безопасности, а также оценка их соответствия требованиям пожарной безопасности;

соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ «О техническом регулировании».

В положении о федеральном государственном пожарном надзоре указываются наименование и структурные элементы технического регламента и (или) обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ «О техническом регулировании», оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного пожарного надзора, а также виды продукции, являющиеся объектами федерального государственного пожарного надзора.

Оценка соблюдения требований пожарной безопасности, а также требований, предусмотренных абзацем третьим части третьей настоящей статьи, в лесах, на опасных производственных объектах ведения подземных горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, при эксплуатации автомобильных, воздушных, морских, речных и железнодорожных транспортных средств, а также плавающих морских и речных средств и сооружений осуществляется в рамках федерального государственного лесного контроля (надзора), федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, федерального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве, регионального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве, федерального государственного контроля (надзора) в области торгового мореплавания и внутреннего водного транспорта, федерального государственного контроля (надзора) в области железнодорожного транспорта, федерального государственного контроля (надзора) в области гражданской авиации.

Финансовое обеспечение деятельности федеральной противопожарной службы, социальных гарантий и компенсаций ее личному составу в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством Российской Федерации.

Финансовое обеспечение деятельности подразделений Государственной противопожарной службы, созданных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, социальных гарантий и компенсаций личному составу этих подразделений в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

Финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.
(Часть в редакции, введенной в действие с 12 декабря 2011 года Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 345-ФЗ.

Материально-техническое обеспечение федеральной противопожарной службы осуществляется в порядке и по нормам, установленным Правительством Российской Федерации.

Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности ведомственной и частной пожарной охраны, а также финансовое обеспечение социальных гарантий и компенсаций их личному составу в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется их учредителями за счет собственных средств.
(Часть в редакции, введенной в действие с 12 декабря 2011 года Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 345-ФЗ.

Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности добровольной пожарной охраны, а также финансовое обеспечение социальных гарантий и компенсаций добровольным пожарным осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(Часть дополнительно включена с 12 декабря 2011 года Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 345-ФЗ)
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ

Комментарий к статье 10

Имущество Государственной противопожарной службы и муниципальной пожарной охраны приватизации не подлежит (статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ.

Комментарий к статье 11

Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

Законодательство субъектов Российской Федерации не действует в части, устанавливающей более низкие, чем настоящий Федеральный закон, требования пожарной безопасности.

Система обеспечения пожарной безопасности — совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно — технического характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ. (в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 448-ФЗ)

Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

Основные функции системы обеспечения пожарной безопасности:

нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности;

создание пожарной охраны и организация ее деятельности;

разработка и осуществление мер пожарной безопасности;

реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности;

проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности;

содействие деятельности добровольных пожарных, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности; (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

научно — техническое обеспечение пожарной безопасности;

информационное обеспечение в области пожарной безопасности;

осуществление федерального государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности; (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

производство пожарно — технической продукции;

выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности;

лицензирование деятельности в области пожарной безопасности (далее — лицензирование) и подтверждение соответствия продукции и услуг в области пожарной безопасности (далее — подтверждение соответствия); (в ред. Федеральных законов РФ от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

Абзац — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ; (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

учет пожаров и их последствий;

установление особого противопожарного режима;

организация и осуществление профилактики пожаров. (в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 448-ФЗ)

Сотрудники, военнослужащие и работники федеральной противопожарной службы и члены их семей находятся под защитой государства. Гарантии социальной защиты сотрудников федеральной противопожарной службы (денежное довольствие, страховые гарантии и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, право на жилищное обеспечение, право на медицинское обслуживание, гарантии в связи с прохождением службы в федеральной противопожарной службе и иные гарантии) устанавливаются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ)

Часть вторая — Утратила силу. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

Личный состав федеральной противопожарной службы, участвующий в тушении пожаров, имеет право на внеочередную установку телефона. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

Часть четвертая — Утратила силу. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

Сотрудникам и военнослужащим федеральной противопожарной службы, использующим в служебных целях личный транспорт, выплачивается денежная компенсация в установленных размерах. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

Часть шестая — Утратила силу. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

Работникам Государственной противопожарной службы, работающим на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы, утверждаемым Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, пенсии по старости устанавливаются по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в Государственной противопожарной службе не менее 25 лет. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

В случае гибели сотрудника, военнослужащего, работника Государственной противопожарной службы, муниципальной пожарной охраны при исполнении служебных обязанностей за семьей погибшего сохраняется право на улучшение жилищных условий, в том числе на получение отдельной квартиры на основаниях, которые имели место на момент его гибели, не позднее чем через шесть месяцев со дня его гибели. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления имеют право устанавливать иные, не предусмотренные настоящим Федеральным законом гарантии правовой и социальной защиты личного состава Государственной противопожарной службы.

На личный состав Государственной противопожарной службы, охраняющий от пожаров организации с вредными и опасными условиями труда, распространяются гарантии правовой и социальной защиты и льготы, установленные действующим законодательством для работников этих организаций. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

Сотрудники федеральной противопожарной службы в служебных целях обеспечиваются проездными документами на все виды транспорта общего пользования (кроме такси) городского, пригородного и местного сообщения в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ)

Сотрудники федеральной противопожарной службы, следующие к новому месту службы или направленные в служебную командировку, пользуются правом бронирования и внеочередного получения мест в гостиницах, приобретения проездных документов на все виды транспорта по предъявлении служебного удостоверения и документов, подтверждающих факт следования к новому месту службы или нахождения в служебной командировке. (в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ)

Федеральные органы исполнительной власти, организации в целях обеспечения пожарной безопасности могут создавать органы управления и подразделения ведомственной пожарной охраны. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

Порядок организации, реорганизации, ликвидации органов управления и подразделений ведомственной пожарной охраны, условия осуществления их деятельности, несения службы личным составом определяются соответствующими положениями, согласованными с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности. (в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 234-ФЗ)

При выявлении нарушения требований пожарной безопасности, создающего угрозу возникновения пожара и безопасности людей на подведомственных организациях, ведомственная пожарная охрана имеет право приостановить полностью или частично работу организации (отдельного производства), производственного участка, агрегата, эксплуатацию здания, сооружения, помещения, проведение отдельных видов работ. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

Часть четвертая. — Утратила силу (в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

Контроль за обеспечением пожарной безопасности дипломатических и консульских учреждений Российской Федерации, а также представительств Российской Федерации за рубежом осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Меры пожарной безопасности разрабатываются в соответствии с законодательством Российской Федерации по пожарной безопасности, а также на основе опыта борьбы с пожарами, оценки пожарной опасности веществ, материалов, технологических процессов, изделий, конструкций, зданий и сооружений. (в ред. Федерального закона от 09.11.2009 N 247-ФЗ)

Изготовители (поставщики) веществ, материалов, изделий и оборудования в обязательном порядке указывают в соответствующей технической документации показатели пожарной опасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования, а также меры пожарной безопасности при обращении с ними.

Разработка и реализация мер пожарной безопасности для организаций, зданий, сооружений и других объектов, в том числе при их проектировании, должны в обязательном порядке предусматривать решения, обеспечивающие эвакуацию людей при пожарах. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

Для производств в обязательном порядке разрабатываются планы тушения пожаров, предусматривающие решения по обеспечению безопасности людей.

Меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления.

Часть шестая — Утратила силу. (в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ)

Работы и услуги в области пожарной безопасности выполняются и оказываются в целях реализации требований пожарной безопасности, а также в целях обеспечения предупреждения и тушения пожаров. К работам и услугам в области пожарной безопасности относятся:

охрана от пожаров организаций и населенных пунктов на договорной основе; (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

производство, проведение испытаний, закупка и поставка пожарно — технической продукции;

выполнение проектных, изыскательских работ;

проведение научно — технического консультирования и экспертизы;

испытание веществ, материалов, изделий, оборудования и конструкций на пожарную безопасность;

обучение населения мерам пожарной безопасности;

осуществление противопожарной пропаганды, издание специальной литературы и рекламной продукции;

огнезащитные и трубо — печные работы;

монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем и средств противопожарной защиты;

ремонт и обслуживание пожарного снаряжения, первичных средств тушения пожаров, восстановление качества огнетушащих средств;

строительство, реконструкция и ремонт зданий, сооружений, помещений пожарной охраны;

другие работы и услуги, направленные на обеспечение пожарной безопасности, перечень которых устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

Работы и услуги в области пожарной безопасности, оказываемые договорными подразделениями федеральной противопожарной службы, осуществляются на возмездной основе в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 137-ФЗ)

Часть третья утратила силу. (в ред. Федерального закона от 30.10.2018 N 369-ФЗ)

Минимальный перечень оборудования, инструментов, технических средств, в том числе средств измерения, для выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности при осуществлении деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности. (в ред. Федерального закона от 28.05.2017 N 100-ФЗ)

Информационное обеспечение в области пожарной безопасности осуществляется посредством создания и использования в системе обеспечения пожарной безопасности специальных информационных систем и банков данных (далее — информационных систем), необходимых для выполнения поставленных задач.

Основания и порядок внесения в информационные системы сведений о пожарной безопасности, а также условия и порядок ознакомления с ними должностных лиц и граждан устанавливаются законодательством Российской Федерации по пожарной безопасности. (в ред. Федерального закона от 09.11.2009 N 247-ФЗ)

Метеорологические службы и другие уполномоченные государственные органы обязаны незамедлительно и на безвозмездной основе информировать Государственную противопожарную службу о неблагоприятных для пожарной безопасности событиях и прогнозах. (в ред. Федерального закона от 25.07.2002 N 116-ФЗ)

Средства массовой информации обязаны незамедлительно и на безвозмездной основе публиковать по требованию Государственной противопожарной службы экстренную информацию, направленную на обеспечение безопасности населения по вопросам пожарной безопасности. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

Органы государственной власти и органы местного самоуправления должны информировать население о принятых ими решениях по обеспечению пожарной безопасности и содействовать распространению пожарно — технических знаний.

О плановой проверке вы узнаете от пожарного инспектора не позднее чем за три рабочих дня.

О внеплановой проверке инспектор предупредит не позднее чем за 24 часа до ее начала.

О проверке по жалобе, сообщению о реконструкции здания, проверке исполнения ранее выданного предписания, пожарный инспектор сообщать не должен. Такая проверка будет для вас неожиданностью.

С 2021 ГОДА МЕНЯЮТСЯ ПРАВИЛА ПОЖАРНОГО НАДЗОРА

В компании должен быть назначен ответственный за выполнение правил противопожарной безопасности.

Правила противопожарной безопасности должны быть прописаны в Инструкции по охране труда или ином нормативном акте, с которым должны быть ознакомлены все работники.

В помещениях, где работает более 10 человек, на видном месте должен быть размещен план эвакуации. А также телефонный номер служб, куда звонить в случае пожара.

Нужно иметь автоматическую систему тушения пожаров либо огнетушители. Их количество и вид определены Постановлением Правительства РФ №390. Инструкция по пожарной безопасности для сотрудников офиса должна содержать информацию о правилах эксплуатации систем тушения.

Изменения внесены с 1 января 2021 года в Правила противопожарного режима ППР-2020, которые установлены постановлением Правительства РФ 1479 от 16.09.2020 г.

Все новшества нужно отразить в локальных документах компании. Их пожарный инспектор проверит в первую очередь.

  1. Дополните инструкции по пожарной безопасности информацией:
  • об обязанностях и действиях работников при блокировке путей эвакуации и открытии устройств, мешающих эвакуации при пожаре (например, двери);
  • о запрете перекрывать и захламлять пути доступа пожарных для борьбы с огнем и эвакуациии людей.
  • Если в вашем распоряжении есть подвальные и цокольные этажи, в них запрещено:
    • хранить продукцию, мебель, оборудование, иные предметы;
    • размещать мастерские, производственные цеха и т. п.
    • проводить детские и другие развлекательные мероприятия, если это не предусмотрено строительным проектом.
  • Проверьте размещение огнетушителей. Высота, на которую крепится огнетушитель не должна превышать 1,5 метра до верха его корпуса. Либо огнетушитель надо расположить на специальной подставке.
  • Чтобы проводить массовые мероприятия, нужно иметь достаточные для этого площади: не менее 1 метра на 1 человека.
  • Когда МЧС проводит учения, отрабатывать план эвакуации должны не только работники, но и посетители, оказавшиеся в компании.
  • Проводить мероприятия для детей в помещении где нет эвакуационного выхода либо он рассчитан на небольшое количество людей – строго запрещено.

    Новые правила Правила противопожарного режима корректируют особые требования для медицинских учреждений.

    Кровати для пациентов должны стоять на расстоянии друг от друга не менее 0,8 м. Сдвигать более двух кроватей нельзя. Центральный проход в палате – не менее 1,2 м. Больничные тумбочки, столы, стулья и прочую мебель следует расположить так, чтобы они не загораживали эвакуационный путь. Каждый сотрудник учреждения в течение рабочей смены обеспечивается средствами индивидуальной защиты для органов дыхания и зрения.

    Отдельные правила установлены для продавцов бытовой химии, пиротехники, средств для разведения костров.

    Приказ МЧС России от 12.12.2007 г. № 645 об утверждении НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности…» под действие «регуляторной гильотины» не попал. Он действует до 1 сентября 2021 года (ПП от 31.12.2020 г. № 2467).

    Департамент надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России разъяснил в письмах от 13.02.2020 г. № 19-16-260, от 24.02.2021 № ИГ-19-533, как применять приказ № 645:

    1. В связи с выходом ППР № 1479 НПБ действуют в части регулирования порядка, видов, сроков обучения мерам пожарной безопасности.

    2. Подготовку по программам ДПО обязательно проходят категории работников из п. 36 приказа № 645. Это лица, которые изначально осваивали ПТМ во внешних образовательных организациях.

    3. Руководитель организации приказом определяет порядок и сроки обучения персонала требованиям пожарной безопасности. В связи с выходом ППР № 1479 организация должна провести внеплановый инструктаж в соответствии с п. 27 НПБ № 645.

    МЧС России не разъяснило, как обучать работников, которые ранее проходили ПТМ без отрыва от производства:

    • начальники структурных подразделений и лица, ответственные за ПБ в структурных подразделениях;

    • педагоги ДОУ;

    • сотрудники круглосуточной охраны;

    • главные специалисты взрывопожароопасных производств;

    • участники добровольных противопожарных формирований.

    Мы считаем, что работодатель имеет право направлять указанных лиц на подготовку по программам ДПО, с учетом ст. 196 ТК РФ.

    Исключение «пожарно-технического минимума» из Закона № 69-ФЗ не отменяет обязанности работодателей проводить дополнительное обучение в сфере пожарной безопасности, кроме инструктажей. Тем более, ГПН продолжает проверять соблюдение требований НПБ № 645 до 1 сентября 2021 года.

    Мы рекомендуем с 1 июля 2021 года и до выхода нового приказа МЧС России об обучении направлять в учебные центры всех работников, которые указаны в разделе III приказа № 645. При условии, что их удостоверения ПТМ утрачивают силу в этот период. Так вы обезопасите себя от штрафов по ст. 20.4 КоАП РФ и повысите компетентность сотрудников.

    Новые правила противопожарного режима 2021: что менять бизнесу

    АПК РФ

    ГК РФ (часть I)

    ГК РФ (часть II)

    ГК РФ (часть III)

    ГК РФ (часть IV)

    ГПК РФ

    ГрК РФ

    Жилищный кодекс

    КАС РФ

    КоАП РФ

    НК РФ (часть I)

    НК РФ (часть II)

    Семейный кодекс

    ТК РФ

    УИК РФ

    УК РФ

    УПК РФ

    Бюджетный кодекс

    Воздушный кодекс

    Водный кодекс

    Земельный кодекс

    Лесной кодекс

    Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

    Законодательство субъектов Российской Федерации не действует в части, устанавливающей более низкие, чем настоящий Федеральный закон, требования пожарной безопасности.

    Система обеспечения пожарной безопасности — совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ.

    Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Основные функции системы обеспечения пожарной безопасности:

    нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности;

    создание пожарной охраны и организация ее деятельности;

    разработка и осуществление мер пожарной безопасности;

    реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности;

    проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности;

    содействие деятельности добровольных пожарных, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности;

    научно-техническое обеспечение пожарной безопасности;

    информационное обеспечение в области пожарной безопасности;

    осуществление федерального государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности;

    производство пожарно-технической продукции;

    выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности;

    лицензирование деятельности в области пожарной безопасности (далее — лицензирование) и подтверждение соответствия продукции и услуг в области пожарной безопасности (далее — подтверждение соответствия);

    абзац 14 части 3 статьи 3 утратил силу с 1 января 2005 г. согласно Федеральному закону от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ;

    тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ;

    учет пожаров и их последствий;

    установление особого противопожарного режима;

    организация и осуществление профилактики пожаров.

    Статья 4. Виды и основные задачи пожарной охраны

    Пожарная охрана подразделяется на следующие виды:

    государственная противопожарная служба;

    муниципальная пожарная охрана;

    ведомственная пожарная охрана;

    частная пожарная охрана;

    добровольная пожарная охрана.

    Основными задачами пожарной охраны являются:

    организация и осуществление профилактики пожаров;

    спасение людей и имущества при пожарах, оказание первой помощи;

    организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

    К действиям по предупреждению, ликвидации социально-политических, межнациональных конфликтов и массовых беспорядков пожарная охрана не привлекается.

    Организация управления в области пожарной безопасности и координация деятельности пожарной охраны осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

    69-ФЗ федеральный закон о пожарной безопасности

    Федеральный государственный пожарный надзор, за исключением федерального государственного пожарного надзора, осуществляемого на объектах обороны и на иных объектах специального назначения, на которых осуществляют деятельность федеральные органы исполнительной власти в сфере обороны, войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации, а также в лесах, на опасных производственных объектах ведения подземных горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, и в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий федеральных органов исполнительной власти по осуществлению федерального государственного пожарного надзора в случае передачи указанных полномочий в соответствии со статьей 16.1 настоящего Федерального закона.

    Федеральный государственный пожарный надзор в лесах осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации, а также подведомственными им государственными учреждениями при осуществлении ими федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) в пределах полномочий, установленных лесным законодательством.

    Федеральный государственный пожарный надзор на опасных производственных объектах ведения подземных горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при осуществлении им федерального государственного надзора в области промышленной безопасности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

    Федеральный государственный пожарный надзор на объектах обороны и на иных объектах специального назначения, на которых осуществляют деятельность федеральные органы исполнительной власти в сфере обороны, войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации, осуществляется указанными федеральными органами исполнительной власти.

    Органами государственного пожарного надзора являются:

    структурное подразделение центрального аппарата федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора;

    территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, в лице их руководителей и структурных подразделений, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора на территориях субъектов Российской Федерации, либо органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных им в соответствии со статьей 16.1 настоящего Федерального закона полномочий федеральных органов исполнительной власти по осуществлению федерального государственного пожарного надзора;

    территориальные, объектовые, специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы в лице их руководителей и структурных подразделений, в сферу деятельности которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора;

    структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти в сфере обороны, войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора.

    Руководитель соответствующего органа государственного пожарного надзора по должности одновременно является:

    главным государственным инспектором субъекта Российской Федерации по пожарному надзору;

    главным государственным инспектором территориального, объектового, специального или воинского подразделения федеральной противопожарной службы по пожарному надзору;

    главным государственным инспектором федерального органа исполнительной власти в сфере обороны, войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки или мобилизационной подготовки и мобилизации по пожарному надзору.

    Положение о федеральном государственном пожарном надзоре, в котором определяются перечень иных должностных лиц органов государственного пожарного надзора (государственных инспекторов), их права и обязанности по осуществлению федерального государственного пожарного надзора, утверждается Правительством Российской Федерации.

    Указания и распоряжения вышестоящих должностных лиц органов государственного пожарного надзора обязательны для исполнения нижестоящими должн��стными лицами органов государственного пожарного надзора.

    К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного пожарного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных настоящей статьей и включающих применение риск-ориентированного подхода, при котором осуществляется отнесение объекта защиты, территории или земельного участка к определенной категории риска, в том числе с учетом результатов независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности), предусмотренной Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», если независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) проводилась.

    Предметом проверки являются:

    соблюдение в зданиях, сооружениях, на транспортных средствах, технологических установках, территориях или земельных участках, используемых (эксплуатируемых) организациями и гражданами в процессе осуществления своей деятельности, на лесных участках, на опасных производственных объектах ведения подземных горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения требований пожарной безопасности;

    соответствие пожарно-технической продукции требованиям Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

    В ежегодном плане проведения плановых проверок, приказе (распоряжении) органа государственного пожарного надзора о назначении проверки, акте проверки дополнительно указываются наименование и место нахождения объекта защиты, территории или земельного участка, в отношении которых соответственно планируется проведение мероприятий по контролю и фактически были проведены указанные мероприятия, наименование их правообладателя (правообладателей).

    Периодичность проведения плановых проверок устанавливается Правительством Российской Федерации в Положении о федеральном государственном пожарном надзоре в зависимости от присвоенной объекту защиты, территории или земельному участку определенной категории риска. Для отдельных сфер деятельности такая периодичность устанавливается в соответствии с частью 9 статьи 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

    Личный состав Государственной противопожарной службы включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях:

    лиц рядового и начальствующего состава федеральной противопожарной службы (далее — сотрудники);

    военнослужащих федеральной противопожарной службы;

    лиц, не имеющих специальных или воинских званий (далее — работники).

    В Государственную противопожарную службу принимаются граждане Российской Федерации не моложе 17 лет, способные по своим личным и деловым качествам, образованию и состоянию здоровья выполнять обязанности, возложенные на личный состав Государственной противопожарной службы.

    На сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются положения, регламентирующие прохождение службы соответственно в федеральной противопожарной службе и в Вооруженных Силах Российской Федерации. На работников Государственной противопожарной службы распространяются права, обязанности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации о труде.

    Работники Государственной противопожарной службы в целях защиты своих профессиональных, социальных и иных прав и законных интересов могут объединяться или вступать на добровольной основе и в соответствии с действующим законодательством в профессиональные союзы, ассоциации, объединения пожарной охраны.

    В своей деятельности личный состав Государственной противопожарной службы не может быть ограничен решениями политических партий, массовых общественных движений и иных общественных объединений, преследующих политические цели.

    Часть 6 статьи 7 утратила силу с 1 января 2005 г. согласно Федеральному закону от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ.

    Личному составу Государственной противопожарной службы в подтверждение полномочий выдаются служебные удостоверения установленного образца в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

    Часть 8 статьи 7 утратила силу с 1 января 2005 г. согласно Федеральному закону от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ.

    Часть 9 статьи 7 утратила силу с 1 января 2005 г. согласно Федеральному закону от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ.

    Сотрудники и военнослужащие Государственной противопожарной службы имеют знаки отличия и форму одежды, установленные Правительством Российской Федерации.

    Работникам Государственной противопожарной службы, назначенным на должности, замещаемые сотрудниками и военнослужащими Государственной противопожарной службы, в непрерывный стаж службы, учитываемый при исчислении выслуги лет для выплаты процентной надбавки, получения иных льгот и назначения пенсий, засчитывается непосредственно предшествующий назначению на эти должности период работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (Министерства внутренних дел Российской Федерации). Указанное правило распространяется на сотрудников и военнослужащих Государственной противопожарной службы, работавших на должностях, замещаемых работниками Государственной противопожарной службы (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел), в том числе и до вступления в силу настоящего Федерального закона.

    В федеральной противопожарной службе проходят также службу государственные гражданские служащие (в органах, где предусмотрен данный вид государственной службы).

    Часть 13 статьи 7 утратила силу с 1 апреля 2005 г. согласно Федеральному закону от 1 апреля 2005 г. № 127-ФЗ.

    Часть 14 статьи 7 утратила силу с 1 апреля 2005 г. согласно Федеральному закону от 1 апреля 2005 г. № 127-ФЗ.

    Продолжительность несения службы личным составом федеральной противопожарной службы, непосредственно осуществляющим деятельность по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ, определяет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти по труду, если иное не предусмотрено федеральным законом.

    Система обеспечения пожарной безопасности — совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.

    Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Основные функции системы обеспечения пожарной безопасности:

    нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности;

    создание пожарной охраны и организация ее деятельности;

    разработка и осуществление мер пожарной безопасности;

    реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности;

    проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности;

    содействие деятельности добровольных пожарных, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности;

    научно-техническое обеспечение пожарной безопасности;

    информационное обеспечение в области пожарной безопасности;

    осуществление государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности;

    производство пожарно-технической продукции;

    выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности;

    лицензирование деятельности в области пожарной безопасности (далее — лицензирование) и подтверждение соответствия продукции и услуг в области пожарной безопасности (далее — подтверждение соответствия);

    тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ;

    учет пожаров и их последствий;

    установление особого противопожарного режима.

    Пожарная охрана подразделяется на следующие виды:

    государственная противопожарная служба;

    муниципальная пожарная охрана;

    ведомственная пожарная охрана;

    частная пожарная охрана;

    добровольная пожарная охрана.

    Основными задачами пожарной охраны являются:

    организация и осуществление профилактики пожаров;

    спасение людей и имущества при пожарах, оказание первой помощи;

    организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

    К действиям по предупреждению, ликвидации социально-политических, межнациональных конфликтов и массовых беспорядков пожарная охрана не привлекается.

    Федеральным законом от 19 июля 2009 г. № 198-ФЗ в статью 5 настоящего Федерального закона внесены изменения

    Федеральным законом от 25 октября 2006 г. № 172-ФЗ в статью 5 настоящего Федерального закона внесены изменения, распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 января 2006 г.

    Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ статья 5 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2005 г.

    Изменения в Законе о пожарной безопасности, вступившие в силу в 2021г.

    Государственная противопожарная служба является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства и координирует деятельность других видов пожарной охраны.

    В Государственную противопожарную службу входят:

    федеральная противопожарная служба;

    противопожарная служба субъектов Российской Федерации.

    Федеральная противопожарная служба включает в себя:

    структурные подразделения центрального аппарата федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, осуществляющие управление и координацию деятельности федеральной противопожарной службы;

    структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, — региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов, уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации;

    органы государственного пожарного надзора;

    пожарно-технические, научно-исследовательские и образовательные учреждения;

    подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях обеспечения профилактики пожаров и (или) их тушения в организациях (объектовые подразделения);

    подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных и режимных организациях (специальные и воинские подразделения).

    подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров в населенных пунктах (территориальные подразделения).

    Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 137-ФЗ часть 3 статьи 5 настоящего Федерального закона дополнена новым абзацем, вступающим в силу с 1 января 2009 г.

    подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях охраны имущества организаций от пожаров на договорной основе (договорные подразделения федеральной противопожарной службы).

    Организационная структура, полномочия, задачи, функции, порядок деятельности федеральной противопожарной службы определяются положением о федеральной противопожарной службе, утверждаемым в установленном порядке.

    Противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.

    Федеральным законом от 9 ноября 2009 г. № 247-ФЗ в статью 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

    Федеральным законом от 19 июля 2009 г. № 198-ФЗ в статью 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

    Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. № 232-ФЗ в статью 6 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 г.

    Федеральным законом от 4 декабря 2006 г. № 201-ФЗ в статью 6 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования указанного Федерального закона

    Федеральным законом от 9 мая 2005 г. № 45-ФЗ в статью 6 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования указанного Федерального закона

    Государственный пожарный надзор в Российской Федерации осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.

    Органами государственного пожарного надзора являются:

    федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности, в лице структурного подразделения его центрального аппарата, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора;

    структурные подразделения региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, созданные для организации и осуществления государственного пожарного надзора на территориях федеральных округов;

    структурные подразделения территориальных органов управления федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности;

    структурные подразделения специальных и воинских подразделений.

    Руководители соответствующих органов государственного пожарного надзора по должности одновременно являются:

    главными государственными инспекторами субъектов Российской Федерации по пожарному надзору;

    главными государственными инспекторами специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору.

    Перечень иных должностных лиц органов государственного пожарного надзора (государственных инспекторов) и соответствующих им прав и обязанностей по осуществлению государственного пожарного надзора определяется Правительством Российской Федерации.

    Должностные лица органов государственного пожарного надзора при осуществлении надзорных функций на объектах, являющихся собственностью иностранных юридических лиц или организаций с иностранными инвестициями, пользуются правами, установленными настоящей статьей.

    Указания и распоряжения вышестоящих должностных лиц органов государственного пожарного надзора обязательны для исполнения нижестоящими должностными лицами органов государственного пожарного надзора.

    Главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору и должностные лица органов пожарного надзора при осуществлении надзорной деятельности имеют право:

    организовывать самостоятельно или совместно с федеральными органами исполнительной власти разработку нормативных документов по пожарной безопасности, а также нормативных документов, регламентирующих порядок разработки, производства и эксплуатации пожарно-технической продукции;

    осуществлять государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами;

    вносить в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления предложения о выполнении мер пожарной безопасности;

    проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов, в том числе в нерабочее время, в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений;

    входить беспрепятственно в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в жилые и иные помещения, на земельные участки граждан при наличии достоверных данных о нарушении требований пожарной безопасности, создающем угрозу возникновения пожара и (или) безопасности людей;

    давать руководителям организаций, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности, обеспечению пожарной безопасности товаров (работ, услуг), снятию с производства, прекращению выпуска и приостановке реализации товаров (работ, услуг), не соответствующих требованиям пожарной безопасности;

    производить в соответствии с действующим законодательством дознание по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности;

    вызывать в органы управления и в подразделения государственного пожарного надзора должностных лиц и граждан по находящимся в производстве делам и материалам о пожарах, получать от них необходимые объяснения, справки, документы и копии с них;

    налагать в соответствии с действующим законодательством административные взыскания на граждан и юридических лиц, включая изготовителей (исполнителей, продавцов), за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности, в том числе за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний и постановлений должностных лиц государственного пожарного надзора.

    Организационная структура, полномочия, задачи, функции и порядок организации и осуществления деятельности органов государственного пожарного надзора определяются положением о государственном пожарном надзоре, утверждаемым в установленном порядке.

    Личный состав Государственной противопожарной службы включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях:

    лиц рядового и начальствующего состава федеральной противопожарной службы (далее — сотрудники);

    военнослужащих федеральной противопожарной службы;

    лиц, не имеющих специальных или воинских званий (далее — работники).

    В Государственную противопожарную службу принимаются граждане Российской Федерации не моложе 17 лет, способные по своим личным и деловым качествам, образованию и состоянию здоровья выполнять обязанности, возложенные на личный состав Государственной противопожарной службы.

    На сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются положения, регламентирующие прохождение службы соответственно в органах внутренних дел и в Вооруженных Силах Российской Федерации. На работников федеральной противопожарной службы распространяются права, обязанности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации о труде.

    Работники Государственной противопожарной службы в целях защиты своих профессиональных, социальных и иных прав и законных интересов могут объединяться или вступать на добровольной основе и в соответствии с действующим законодательством в профессиональные союзы, ассоциации, объединения пожарной охраны.

    В своей деятельности личный состав Государственной противопожарной службы не может быть ограничен решениями политических партий, массовых общественных движений и иных общественных объединений, преследующих политические цели.

    Личному составу Государственной противопожарной службы в подтверждение полномочий выдаются служебные удостоверения установленного образца в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

    Сотрудники и военнослужащие Государственной противопожарной службы имеют знаки отличия и форму одежды, установленные Правительством Российской Федерации.

    Работникам Государственной противопожарной службы, назначенным на должности, замещаемые сотрудниками и военнослужащими Государственной противопожарной службы, в непрерывный стаж службы, учитываемый при исчислении выслуги лет для выплаты процентной надбавки, получения иных льгот и назначения пенсий, засчитывается непосредственно предшествующий назначению на эти должности период работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (Министерства внутренних дел Российской Федерации). Указанное правило распространяется на сотрудников и военнослужащих Государственной противопожарной службы, работавших на должностях, замещаемых работниками Государственной противопожарной службы (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел), в том числе и до вступления в силу настоящего Федерального закона.

    В федеральной противопожарной службе проходят также службу государственные гражданские служащие (в органах, где предусмотрен данный вид государственной службы).

    Продолжительность несения службы личным составом федеральной противопожарной службы, непосредственно осуществляющим деятельность по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ, определяет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти по труду, если иное не предусмотрено федеральным законом.

    Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ в статью 8 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

    Муниципальная пожарная охрана создается органами местного самоуправления на территории муниципальных образований.

    Цель, задачи, порядок создания и организации деятельности муниципальной пожарной охраны, порядок ее взаимоотношений с другими видами пожарной охраны определяются органами местного самоуправления.

    Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ в статью 12 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

    Настоящий Федеральный закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами (далее — организации), должностными лицами, гражданами (физическими лицами), в том числе индивидуальными предпринимателями (далее — граждане).

    Последующий текст ФЗ № 69 о пожарной безопасности разъясняет направления противопожарной системы по отдельности:

    • Вторая глава. Здесь описывается структура пожарной безопасности, ее цели, миссию и задачи. Отдельно прописаны категории: от гослужб до частной охраны. Означен перечень: состава, его права, назначение и обязанности, особенности финансирования, поставок спецтехники и соцзащита. Устанавливаются последовательность регистрации и предписания к службам различного уровня.
    • Третья глава. В этом разделе говорится о том, что органы пожарной безопасности, какого либо уровня они ни были, располагают большим объемом правомочий. Они вменяются инстанциям и службам в связи с тем, что от их действий зависит здоровье и благополучие граждан. Глава содержит четыре статьи, в каждой из которых расписаны полномочия и меру ответственности каждого органа и каждой службы, профессионально занимающихся противопожарной безопасностью.
    • Четвертая глава. Здесь регламентируются мероприятия, которые направлены на предотвращение, предупреждение и тушение возгораний. Устанавливаются требования по разработке новых более эффективных средств пожаротушения, ими занимаются научно-технические организации под руководством специальных органов. Предписывается порядок исследований и реализации новых средств и способов тушения пожаров и спасения людей.
    • Пятая глава. Раздел посвящен правам и обязанностям граждан по предупреждению, предотвращению и тушению возгораний. Определяется круг лиц, действия которых попадают под ответственность. Таковыми являются граждане, чьи действия стали причиной возгораний, чье неучастие в комплексе противопожарных мероприятий стало косвенно причиной возникновения огня.
    • Шестая глава. В заключительный раздел включены дополнительные сведения и требования, а так же условия реализации закона.

    На сегодняшний день закон № 69 ФЗ о пожарной безопасности с изменениями представляет собой целостный документ, в котором разработана каждая деталь. Последняя корректировка была сделана в 2017 году:

    • в последней редакции упразднен перечень организаций и учреждений, что подразумевает, что ответственность за противопожарную безопасность лежит на всех ЮЛ и ФЛ;
    • в статьях 1, 6, 25 и 34 были откорректированы отдельные формулировки, согласно общим законодательным изменениям;
    • в статье 1 изменились регламенты проведения независимой оценки и уточнены полномочия экспертов, и мера их ответственности;
    • в ст.19 на органы местного самоуправления ложиться контроль и регулирование мер противопожарной безопасности, от разработки эвакуационных маршрутов до создания и обучения волонтеров, они же отвечают за тушение пожара и спасение людей в ЧС;
    • в ст.20 закона о противопожарной безопасности была добавлена 8 часть, которая для научно-технических инновационных центров отменяет для ППБ общий ФЗ и переводит их под действие ФЗ №216, прочие объекты остаются под действием ФЗ №69, который контролируется и регламентируется госорганами власти, все дополнительные требования разрабатываются под руководством Правительства России;
    • в статье 22 уточняются действия и их последовательность во время чрезвычайных ситуаций, осуществлении спасательных мероприятий относительно различных категорий спасаемых объектов — людей, животных, движимого и недвижимого имущества, федеральные власти производят общий контроль, бригады пожарных обязаны выезжать на все вызовы, так же в их полномочия поступает объект, куда они могут запретить вход любому гражданину, включая должностные лица;
    • в статье 24 дополнен перечень оборудования и средств пожаротушения;
    • в ст.25 федерального закона о пожарной безопасности обязывает органы любого уровня и подразделения МЧС всячески пропагандировать меры предосторожности, чтобы предупредить возгорания, проводить занятия по пожарно-техническому минимуму, так же уточняется последовательность проведения обучения в учреждениях, организациях и коммерческих предприятиях, его контролируют федеральные исполнительные власти;
    • вместо статьи 28 продолжает действовать ФЗ №122;
    • в статье 30 подробно описывается регламент особого режима, когда на территории увеличивается опасность возгораний, в это время противопожарные меры увеличиваются на порядки, вплоть до полных запретов населению посещать лесные массивы.

    Занятия по пожарной безопасности сотрудников организацией и предприятий могут проводиться либо непосредственно на рабочем месте, либо на специальных образовательных площадках в зависимости от изучаемой программы.

    Документы пожарной безопасности предприятия составляются в соответствии с требованиями современного российского законодательства.

    Федеральными законами:

    • «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ;
    • «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ;
    • «О внесении изменений в Федеральный закон “Технический регламент о требованиях пожарной безопасности”» от 29 июля 2017 г. № 244-ФЗ.

    Постановлениями Правительства РФ:

    • «О противопожарном режиме» от 25 апреля 2012 г. № 390 (с изменениями на 23 апреля 2020 г.);
    • «О федеральном государственном пожарном надзоре» от 12 апреля 2012 г. № 290;
    • «О федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы» от 20 июня 2005 г. № 385;
    • «О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений» от 30 декабря 2011 г. № 1225.

    Кроме того, с 1 января 2021 г. вступает в действие Постановление Правительства РФ от 11 июля 2020 г. № 1034, согласно которому некоторые нормативные правовые акты (или их части), содержащие требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении пожарного надзора, утрачивают силу.

    Приказом МЧС России:

    «Об утверждении минимального перечня оборудования, инструментов, технических средств, в том числе средств измерения, для выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности при осуществлении деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений» от 30 октября 2017 г. № 478.

    Мы дали столь подробный перечень документов, так как они содержат как универсальные требования, которые касаются большинства организаций и предприятий, так и узконаправленные, соответствующие роду деятельности организации.

    В основном срок хранения документов по пожарной безопасности —5 лет. Журналы учета инструктажей и переписка о приобретении противопожарного инвентаря и оборудования хранятся 3 года.

    В случае пожара акты, заключения, переписка хранятся в течение 5 лет, однако если были человеческие жертвы или сгорели документы, то обеспечивается постоянное хранение.

    ФЗ-123 о пожарной безопасности действующий в 2021 году

    Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

    Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

    Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

    О ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

    18 ноября 1994 года

    Настоящий Федеральный закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами (далее – организации), должностными лицами, гражданами (физическими лицами), в том числе индивидуальными предпринимателями (далее – граждане).

    Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.

    Примечание. Субъекты Российской Федерации и организации (предприятия) выполняют мероприятия в рамках направлений Программы в соответствии с полномочиями, определенными федеральными законами “О пожарной безопасности”, “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации”, “Технический регламент о требованиях пожарной безопасности” и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    3. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ “О пожарной безопасности”.

    4. Федеральный закон от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ “Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей”.

    7. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ “О пожарной безопасности”;

    8. Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ “Технический регламент о требованиях пожарной безопасности”;

    6. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ “О пожарной безопасности”.

    7. Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ “Технический регламент о требованиях пожарной безопасности”.

    Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ “О пожарной безопасности”;

    Федеральный закон от 6 мая 2011 г. N 100-ФЗ “О добровольной пожарной охране”;

    Постановление Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 N 547 “О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”;

    Статьей 20.4 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности. Объектом административных правонарушений, предусмотренных в статье 20.4, являются общественный порядок и общественная безопасность. Объективная сторона данного административного правонарушения состоит в том, что виновное лицо нарушает требования Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ “О пожарной безопасности”, Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ “Технический регламент о требованиях пожарной безопасности”, Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 “О противопожарном режиме”, нормативные документы по пожарной безопасности (национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности).

    Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации определены Федеральным законом “О пожарной безопасности”. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации определены Федеральным законом “О пожарной безопасности”. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    выплата пособий сотрудникам и работникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы при досрочном их увольнении со службы в связи с признанием их негодными к службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении служебных обязанностей, а также выплата пособий членам семей погибших (умерших) сотрудников и работников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы в случае гибели (смерти) сотрудников и работников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, наступившей при исполнении ими служебных обязанностей, либо их смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении служебных обязанностей, в течение одного года со дня увольнения из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы в соответствии с Федеральным законом “О пожарной безопасности.”

    выплата пособий сотрудникам и работникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы при досрочном их увольнении со службы в связи с признанием их негодными к службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении служебных обязанностей, а также выплата пособий членам семей погибших (умерших) сотрудников и работников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы в случае гибели (смерти) сотрудников и работников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, наступившей при исполнении ими служебных обязанностей, либо их смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении служебных обязанностей, в течение одного года со дня увольнения из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы в соответствии с Федеральным законом “О пожарной безопасности.”

    Последние изменения в закон были внесены 29 июля 2017 года с принятием ФЗ номер 216. Изменения произошли только в статье 20, добавилась часть 8. В новой восьмой части, согласно изменениям в ФЗ 69, пишется о том, что только в инновационных научно-технических центрах безопасность сотрудников при возгорании контролируется и регулируется не ФЗ 69, а ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

    69-ФЗ «О пожарной безопасности», принятый Госдумой в декабре 1994 года и только за последние три года прошедший девять актуализаций, является главным нормативным актом федерального уровня, определяющим правовые, социальные и экономические основы для обеспечения пожарной безопасности на территории РФ. Федеральный закон о пожарной безопасности регулирует взаимоотношения между органами власти всех уровней: от федеральных до муниципальных с различными юрлицами, гражданами РФ и других стран, а также лицами, не имеющими гражданства.

    Закон РФ о пожарной безопасности определяет обеспечение пожарной безопасности как одну из ключевых функций государства и дает определение следующим базовым понятиям:

    • пожарная безопасность — комплекс мер по защите человека, имущества, общества и государства в целом от пожаров;
    • противопожарный режим — совокупность нормативных актов, требований по пожарной безопасности, инструкций по поведению людей в случае возникновения пожара, а также система эксплуатации помещений и иных территорий с целью обеспечения противопожарной безопасности;
    • к нормативам по пожарной безопасности относятся ГОСТы, СНиПы, техрегламенты по пожарной безопасности, инструкции и иные документы, где прописаны требования противопожарной безопасности;
    • обучение пожарной безопасности — отлаженная система по формированию теоретических знаний и практических навыков, которые могут быть применены в быту, на учебе и в процессе работы;

    Согласно 69-ФЗ о пожарной безопасности с последними изменениями от 23 мая нынешнего года право разрабатывать и утверждать нормативные документы в сфере противопожарной безопасности получили субъекты РФ. Главное, чтобы принятые нормативы не противоречили федеральным. В сентябре 2010 года в закон о пожарной безопасности отдельным пунктом были введены особые условия для российской «силиконовой долины».

    Правила обеспечения пожарной безопасности и применения техрегламента установлены отдельным законом «Об инновационном центре «Сколково». Аналогичное исключение в виде отдельного федерального закона в июне прошлого года приняли для международного медицинского кластера, который также появится в Сколково.

    69 федеральный закон о пожарной безопасности разделяет пожарную охрану на следующие составляющие:

    • государственная и муниципальная служба;
    • ведомственная и частная пожарная охрана;
    • добровольная пожарная охрана;

    Российская Федерация вот уже десять лет выступает в роли полноправного члена союзного объединения, которое сначала носило название Таможенного союза, а теперь называется Евразийским экономическим союзом. В целях упрощения межгосударственного взаимодействия и активизации торгового оборота между странами-участницами в рамках Союза создается единая нормативная база, устанавливающая требования к безопасности и качеству разных видов товаров.

    Для каждой конкретной группы продуктов разрабатывается отдельный технический регламент. В общей сложности с момента начала работы в этом направлении приняты и вступили в действие уже более 40 таких документов. Однако до последнего времени в области выполнения требований пожарной безопасности государства, входящие в состав ЕАЭС, руководствовались национальными нормативами. Это связано с высоким уровнем сложности и ответственности контроля в рассматриваемой области, поскольку непроработанность надзорных и административных процедур обусловливает серьезные риски, включая риски для здоровья граждан и даже их жизни.

    Однако сейчас в этом направлении наконец произошли серьезные подвижки. С 1 января вступил в действие техрегламент ТР ЕАЭС 043/2017, который содержит единые требования, устанавливаемые для средств и техники, используемой для тушения пожаров и выполнения правил пожарной безопасности. Как ясно из кодового обозначения, включенного в название регламента, рассматриваемый текст был разработан еще в 2017 году. Однако, как это обычно делается при принятии таких нормативных документов, момент его вступления в силу был отложен, чтобы все вовлеченные субъекты имели возможность изучить новые требования и внедрить их в свои бизнес-процессы.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *