144 ФЗ об оперативно-розыскной деятельности с изменениями на 2021 год

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «144 ФЗ об оперативно-розыскной деятельности с изменениями на 2021 год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Внести в часть седьмую статьи 8 Федерального закона от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 33, ст. 3349; 1999, N 2, ст. 233; 2001, N 13, ст. 1140; 2005, N 49, ст. 5128; 2007, N 31, ст. 4008; 2008, N 52, ст. 6235; 2013, N 51, ст. 6689; 2016, N 28, ст. 4558; 2019, N 31, ст. 4470) изменение, изложив ее в следующей редакции:

«В случае получения сообщения о без вести пропавшем лице на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, вынесенного в течение 24 часов с момента поступления сообщения о без вести пропавшем лице, допускается получение информации о соединениях абонентского устройства, находящегося у без вести пропавшего лица, с иными абонентами и (или) их абонентскими устройствами, иным оборудованием, а также о местоположении данного абонентского устройства путем снятия информации с технических каналов связи с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов. При получении сообщения о без вести пропавшем несовершеннолетнем либо лице, признанном в установленном законом порядке недееспособным или ограниченно дееспособным, получение соответствующей информации осуществляется при наличии письменного согласия законного представителя такого без вести пропавшего лица. В течение 48 часов с момента начала проведения оперативно-розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении такого оперативно-розыскного мероприятия либо прекратить его проведение.».

Президент Российской Федерации В. Путин

АПК РФ

ГК РФ (часть I)

ГК РФ (часть II)

ГК РФ (часть III)

ГК РФ (часть IV)

ГПК РФ

ГрК РФ

Жилищный кодекс

КАС РФ

КоАП РФ

НК РФ (часть I)

НК РФ (часть II)

Семейный кодекс

ТК РФ

УИК РФ

УК РФ

УПК РФ

Бюджетный кодекс

Воздушный кодекс

Водный кодекс

Земельный кодекс

Лесной кодекс

Федеральный закон об оперативно-розыскной деятельности (сокращенно — ОРД) был принят в 1995 году. Этот нормативный правовой акт состоит из преамбулы, глав и статей, каждая из которых делится на пункты.

Он содержит в себе положения о том, что такое ОРД. Это такой вид деятельности, который осуществляется органами внутренних дел (МВД, ФСБ и др.). Осуществление регламентируется также законом о полиции, уголовным исполнительным кодексом, приказами министерств и ведомств.

Перед ОРД стоят следующие задачи:

  1. Пресечение уже совершенных или еще готовящихся преступлений.
  2. Розыск преступников.
  3. Добывание необходимой для следствия информации и др.

При осуществлении розыскной деятельности, уполномоченные сотрудники должны действовать на принципах законности, разумности и гуманизма.

Здесь описаны оперативные розыскные мероприятия. Подробнее о них рассказывалось выше.

Нужно отметить, что при выполнении тех или иных ОРМ могут быть использованы аудио и видео фиксаторы, а также иные информационные системы. При этом не должен наноситься вред окружающей среде. Все ОРМ должны проводиться только уполномоченными лицами. Их проведение иными субъектами не допускается в соответствие с законодательством.

Здесь указаны основания для ОРМ. К таковым относятся возбуждение уголовного дела, сообщение о преступлении, поручение следователя и др.

Здесь определены условия проведения ОРМ. Предусмотрено, что исполнение ОРМ должно происходить без какой бы то ни было дискриминации по поводу расы, пола, возраста, социального и имущественного положения.

Здесь указаны возможные варианты ограничения конституционных прав граждан при проведении оперативных розыскных мероприятий. Речь идет о нарушении тайны неприкосновенности жилища, переписки, личной и семейной тайны. Такое нарушение может происходить исключительно по судебному решению.

Здесь речь идет об информационном обеспечении. Уполномоченные должностные лица могут использовать сторонние или созданные ими информационные системы для обеспечения доступа к той или иной информации, контроля за ее изменением и др.

Использование ресурсов ОРД происходит в целях возбуждения уголовного дела, применение информации в следственных и дознавательных мероприятиях и др. Использование подобных ресурсов может происходить только специально уполномоченными на то должностными лицами.

Все действия, применяемые в ходе ОРД, являются государственной тайной. За ее разглашение для должностных и иных лиц, разгласивших данную информацию, предусмотрена уголовная ответственность.

  • Seeger W. Matthew
  • Андрей Владимирович Быстров
  • James Thomson
  • Sherrilyn Kenyon
  • Джон Либерт
  • Lena Andersson
  • Николай Валентинович Куценко
  • William White
  • Алексей Романенко
  • Рома Хороший

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Оперативно-розыскная деятельность — вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом (далее — органы, осуществляющие оперативно — розыскную деятельность), в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Задачами оперативно-розыскной деятельности являются:

выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;

добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации; (в ред. Федеральных законов от 02.12.2005 N 150-ФЗ, от 21.12.2013 N 369-ФЗ)

установление имущества, подлежащего конфискации. (в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 280-ФЗ)

Правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, издают в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно — розыскных мероприятий.

Организация и тактика проведения органами внутренних дел Российской Федерации, таможенными органами Российской Федерации, Федеральной службой исполнения наказаний оперативно-розыскных мероприятий (кроме наблюдения, проводимого на открытой местности, в транспортных средствах и общественных местах) с использованием специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, определяются ведомственными нормативными правовыми актами, согласованными с Федеральной службой безопасности Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 29.06.2015 N 170-ФЗ, от 03.07.2016 N 305-ФЗ)

Ведомственные нормативные правовые акты, предусмотренные частью третьей статьи 4 вступившие в силу до дня вступления в силу Федерального закона от 29.06.2015 N 170-ФЗ, подлежат согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации и переизданию в течение одного года со дня вступления в силу Федерального закона от 29.06.2015 N 170-ФЗ (статья 2 Федерального закона от 29.06.2015 N 170-ФЗ).

Органы (должностные лица), осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, при проведении оперативно-розыскных мероприятии должны обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции. (в ред. Федерального закона от 05.01.99 N 6-ФЗ)

Не допускается осуществление оперативно-розыскной деятельности для достижения целей и решения задач, не предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Лицо, полагающее, что действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, привели к нарушению его прав и свобод, вправе обжаловать эти действия в вышестоящий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, прокурору или в суд.

Лицо, виновность которого в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, то есть в отношении которого в возбуждении уголовного дела отказано либо уголовное дело прекращено в связи с отсутствием события преступления или в связи с отсутствием в деянии состава преступления, и которое располагает фактами проведения в отношении его оперативно — розыскных мероприятий и полагает, что при этом были нарушены его права, вправе истребовать от органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, сведения о полученной о нем информации в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих возможность разглашения государственной тайны. В случае, если будет отказано в предоставлении запрошенных сведений или если указанное лицо полагает, что сведения получены не в полном объеме, оно вправе обжаловать это в судебном порядке. В процессе рассмотрения дела в суде обязанность доказывать обоснованность отказа в предоставлении этому лицу сведений, в том числе в полном объеме, возлагается на соответствующий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность.

В целях обеспечения полноты и всесторонности рассмотрения дела орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, обязан предоставить судье по его требованию оперативно-служебные документы, содержащие информацию о сведениях, в предоставлении которых было отказано заявителю, за исключением сведений о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе.

В случае признания необоснованным решения органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, об отказе в предоставлении необходимых сведений заявителю судья может обязать указанный орган предоставить заявителю сведения, предусмотренные частью четвертой настоящей статьи. (в ред. Федерального закона от 02.12.2005 N 150-ФЗ)

Полученные в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий материалы в отношении лиц, виновность которых в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, хранятся один год, а затем уничтожаются, если служебные интересы или правосудие не требуют иного. Фонограммы и другие материалы, полученные в результате прослушивания телефонных и иных переговоров лиц, в отношении которых не было возбуждено уголовное дело, уничтожаются в течение шести месяцев с момента прекращения прослушивания, о чем составляется соответствующий протокол. За три месяца до дня уничтожения материалов, отражающих результаты оперативно-розыскных мероприятий, проведенных на основании судебного решения, об этом уведомляется соответствующий судья. (в ред. Федерального закона от 20.03.2001 N 26-ФЗ)

Органам (должностным лицам), осуществляющим оперативно — розыскную деятельность, запрещается:

проводить оперативно-розыскные мероприятия в интересах какой-либо политической партии, общественного и религиозного объединения;

принимать негласное участие в работе федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также в деятельности зарегистрированных в установленном порядке и незапрещенных политических партий, общественных и религиозных объединений в целях оказания влияния на характер их деятельности;

разглашать сведения, которые затрагивают неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя граждан и которые стали известными в процессе проведения оперативно — розыскных мероприятий, без согласия граждан, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;

подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий (провокация); (в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 211-ФЗ)

При осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятся следующие оперативно-розыскные мероприятия:

1. Опрос. (в ред. Федерального закона от 05.01.99 N 6-ФЗ)

2. Наведение справок.

3. Сбор образцов для сравнительного исследования.

4. Проверочная закупка.

5. Исследование предметов и документов.

6. Наблюдение.

7. Отождествление личности.

8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.

9. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.

10. Прослушивание телефонных переговоров.

11. Снятие информации с технических каналов связи.

12. Оперативное внедрение.

13. Контролируемая поставка.

14. Оперативный эксперимент.

15. Получение компьютерной информации. (в ред. Федерального закона от 06.07.2016 N 374-ФЗ)

Приведенный перечень оперативно-розыскных мероприятий может быть изменен или дополнен только федеральным законом.

В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерб жизни и здоровью людей и не причиняющие вред окружающей среде.

Оперативно-розыскные мероприятия, связанные с контролем почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушиванием телефонных переговоров с подключением к станционной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических и юридических лиц, предоставляющих услуги и средства связи, со снятием информации с технических каналов связи, с получением компьютерной информации, проводятся с использованием оперативно-технических сил и средств органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел в порядке, определяемом межведомственными нормативными актами или соглашениями между органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. (в ред. Федеральных законов от 30.12.99 N 225-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 03.07.2016 N 305-ФЗ, от 06.07.2016 N 374-ФЗ)

Должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, решают ее задачи посредством личного участия в организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий, используя помощь должностных лиц и специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями, а также отдельных граждан с их согласия на гласной и негласной основе.

Запрещается проведение оперативно-розыскных мероприятий и использование специальных и иных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации, не уполномоченными на то настоящим Федеральным законом физическими и юридическими лицами.

Ввоз в Российскую Федерацию и вывоз за ее пределы специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, не уполномоченными на осуществление оперативно-розыскной деятельности физическими и юридическими лицами подлежат лицензированию в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ)

Перечень видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Изменения законодательства об оперативно-розыскной деятельности.

Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются:

1. Наличие возбужденного уголовного дела.

2. Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно — розыскную деятельность, сведения о:

1) признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;

2) событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации; (в ред. Федеральных законов от 02.12.2005 N 150-ФЗ, от 21.12.2013 N 369-ФЗ)

3) лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;

4) лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.

3. Поручения следователя, руководителя следственного органа, дознавателя, органа дознания или определения суда по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, находящимся в их производстве. (в ред. Федеральных законов от 24.07.2007 N 214-ФЗ, от 28.12.2010 N 404-ФЗ, от 05.04.2013 N 53-ФЗ)

4. Запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по основаниям, указанным в настоящей статье.

5. Постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

6. Запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, в пределах своих полномочий вправе также собирать данные, необходимые для принятия решений:

1. О допуске к сведениям, составляющим государственную тайну.

2. О допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды.

3. О допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или о доступе к материалам, полученным в результате ее осуществления.

4. Об установлении или о поддержании с лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий.

5. По обеспечению безопасности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

6. О предоставлении либо об аннулировании лицензии на осуществление частной детективной или охранной деятельности, о переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензии, о выдаче (о продлении срока действия, об аннулировании) удостоверения частного охранника. (в ред. Федерального закона от 22.12.2008 N 272-ФЗ)

7. Пункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 329-ФЗ)

8. О достоверности сведений о законности происхождения денег, ценностей, иного имущества и доходов от них у близких родственников, родственников и близких лиц лица, совершившего террористический акт, при наличии достаточных оснований полагать, что деньги, ценности и иное имущество получены в результате террористической деятельности, но не ранее установленного факта начала участия лица, совершившего террористический акт, в террористической деятельности и (или) являются доходом от такого имущества. (в ред. Федерального закона от 02.11.2013 N 302-Ф3)

Гражданство, национальность, пол, место жительства, имущественное, должностное и социальное положение, принадлежность к общественным объединениям, отношение к религии и политические убеждения отдельных лиц не являются препятствием для проведения в отношении их оперативно-розыскных мероприятий на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Проведение оперативно-розыскных мероприятий (включая получение компьютерной информации), которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения и при наличии информации: (в ред. Федеральных законов от 05.01.99 N 6-ФЗ, от 06.07.2016 N 374-ФЗ)

1. О признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно.

2. О лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно.

3. О событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 02.12.2005 N 150-ФЗ, от 21.12.2013 N 369-ФЗ)

В случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, допускается проведение оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных частью второй настоящей статьи, с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов. В течение 48 часов с момента начала проведения оперативно-розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении такого оперативно-розыскного мероприятия либо прекратить его проведение. (в ред. Федеральных законов от 02.12.2005 N 150-ФЗ, от 21.12.2013 N 369-ФЗ)

Прослушивание телефонных и иных переговоров допускается только в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений средней тяжести, тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях. Фонограммы, полученные в результате прослушивания телефонных и иных переговоров, хранятся в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность их прослушивания и тиражирования посторонними лицами. (в ред. Федеральных законов от 20.03.2001 N 26-ФЗ, от 24.07.2007 N 211-ФЗ)

В случае возбуждения уголовного дела в отношении лица, телефонные и иные переговоры которого прослушиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом, фонограмма и бумажный носитель записи переговоров передаются следователю для приобщения к уголовному делу в качестве вещественных доказательств. Дальнейший порядок их использования определяется уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 20.03.2001 N 26-ФЗ)

В случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов, на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с обязательным уведомлением соответствующего суда (судьи) в течение 48 часов. (в ред. Федерального закона от 20.03.2001 N 26-ФЗ)

Номер документа: 144-ФЗ
Дата принятия: 12/08/1995
Состояние документа: Действует
Начало действия документа: 14/08/1995
Органы эмитенты: Парламент

Текущая редакция принята: 01/07/2021 документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменения в статью 8 Федерального закона Об оперативно-розыскной деятельности № 252-ФЗ от 01/07/2021
Вступила в силу с: 12/07/2021


Редакция от 30/12/2020, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения… № 515-ФЗ от 30/12/2020
Вступила в силу с: 10/01/2021


Редакция от 02/08/2019, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в статью 8 Федерального закона Об оперативно-розыскной деятельности № 311-ФЗ от 02/08/2019
Вступила в силу с: 13/08/2019


Редакция от 06/07/2016, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в Федеральный закон О противодействии терроризму и отдельные законодательные акты… № 374-ФЗ от 06/07/2016
Вступила в силу с: 20/07/2016


Редакция от 03/07/2016, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием… № 305-ФЗ от 03/07/2016
Вступила в силу с: 04/07/2016


Редакция от 29/06/2015, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменения в статью 4 Федерального закона Об оперативно-розыскной деятельности № 170-ФЗ от 29/06/2015
Вступила в силу с: 11/07/2015


Редакция от 29/06/2015, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пенсионного обеспечения… № 173-ФЗ от 29/06/2015
Вступила в силу с: 11/07/2015


Редакция от 21/12/2013, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в Федеральный закон Об оперативно-розыскной деятельности… № 369-ФЗ от 21/12/2013
Вступила в силу с: 03/01/2014


Редакция от 02/11/2013, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации № 302-ФЗ от 02/11/2013
Вступила в силу с: 14/11/2013


Редакция от 28/06/2013, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия… № 134-ФЗ от 28/06/2013
Вступила в силу с: 30/06/2013


Редакция от 05/04/2013, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в статьи 41 и 152 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 7 и… № 53-ФЗ от 05/04/2013
Вступила в силу с: 19/04/2013


Редакция от 29/11/2012, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодатальные акты Российской… № 207-ФЗ от 29/11/2012
Вступила в силу с: 10/12/2012


Редакция от 29/11/2012, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодатальные акты Российской… № 207-ФЗ от 29/11/2012
Вступила в силу с: 10/12/2012


Редакция от 10/07/2012, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в статью 16 Закона Российской Федерации О статусе судей в Российской Федерации… № 114-ФЗ от 10/07/2012
Вступила в силу с: 23/07/2012


Редакция от 08/12/2011, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в Федеральный закон О государственной охране и отдельные законодательные акты… № 424-ФЗ от 08/12/2011
Вступила в силу с: 20/12/2011

При нарушении органом (должностным лицом), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, прав и законных интересов физических и юридических лиц вышестоящий орган, прокурор либо судья в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны принять меры по восстановлению этих прав и законных интересов, возмещению причиненного вреда.

Неисполнение законных требований должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, либо воспрепятствование ее законному осуществлению влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Положение о межрегиональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях по хоккею с мячом на 2021 год.

Закон об ОРД был принят Государственной Думой 5 июля 1995 года. Последние изменения в него вносились 6 июля 2016 года.

Здесь прописаны задачи, стоящие перед сотрудниками при осуществлении оперативных розыскных мероприятий. Сюда входит и снижение уровня преступности в стране путем своевременного выявления преступлений, передача преступников следователям и в суд, защита российской федерации от негативного преступного воздействия и др.

В случае признания необоснованным решения органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, об отказе в предоставлении необходимых сведений заявителю судья может обязать указанный орган предоставить заявителю сведения, предусмотренные частью третьей настоящей статьи. Перечень видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Не полно читаете ст. 7 ФЗ Об «ОРД». Уголовное дело — это одно из оснований под номером 1., далее 2,3,4 и т.д.

Фз о оперативно розыскной деятельности 2021

Указанные обстоятельства потребовали принятия адекватных правовых мер со стороны законодательной власти государства. Одной из них стало принятие Федерального закона «Об оперативно — розыскной деятельности».

Суть ФЗ: когда шум недопустим и считается нарушением, часы тишины в праздничные и выходные дни, штрафы.

Должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, решают ее задачи посредством личного участия в организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий, используя помощь должностных лиц и специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями, а также отдельных граждан с их согласия на гласной и негласной основе.

Ведомственные нормативные правовые акты, предусмотренные частью третьей статьи 4 данного документа, вступившие в силу до 11 июля 2015 года, подлежат согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации и переизданию в течение одного года с указанной даты (Федеральный закон от 29.06.2015 N 170-ФЗ).

Должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, решают ее задачи посредством личного участия в организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий, используя помощь должностных лиц и специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями, а также отдельных граждан с их согласия на гласной и негласной основе.

Принципы оперативно-розыскной деятельностиСтатья 4. Правовая основа оперативно-розыскной деятельностиСтатья 5. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельностиГлава II. Проведение оперативно-розыскных мероприятийСтатья 6. Оперативно-розыскные мероприятияСтатья 7. Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятийСтатья 8.

Основная идея, цели и предмет правового регулирования, круг лиц, на которых распространяется действие законопроекта, их новые права и обязанности, в том числе с учетом ранее имевшихся.

  • fb2
  • epub
  • rtf
  • mobi
  • txt
    • Курьерской службой;
    • Самовывоз из магазинов;
    • Самовывоз из постаматов или пунктов выдачи.
    • Наличными или картой при самовывозе;
    • Банковской картой на сайте;
    • Банковским переводом для физических и юридических лиц.

Федеральный закон об оперативно — розыскной деятельности регламентирует и контролирует все действия уполномоченных лиц, таким образом защищая граждан. Если лицо считает, что сотрудник ОРПГО нарушил свои полномочия или некачественно выполнил обязанности, ему рекомендуется ознакомиться с этим законом.

Скачать Федеральный закон 144 «Об оперативно — розыскной деятельности» Российской Федерации можно по ссылке.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Фз об орд с изменениями на 2021

Правовую основу рассматриваемого вида деятельности составляет комплекс нормативных актов, имеющих многоуровневую структуру включающую в себя следующие составляющие:

  1. Конституционную — содержащую в себе итоги решений российского Конституционного суда по данному предмету регулирования.
  2. Международно-правовую, в основе которой заложены общепринятые нормы международного права.
  3. Законодательную — состоящую из ФЗ «Об ОРД», а также норм федеральных законов, регулирующих уголовно — правовую сферу (УК РФ, УПК РФ УИК РФ).
  4. Подзаконную — охватывающую соответствующие указы главы российского государства, постановления Правительства, организационно — распорядительные документы ГП РФ, а также межведомственные акты, регулирующие вопросы правоотношений в рассматриваемой сфере.

Согласно статье 1 ФЗ «Об ОРД» рассматриваемый вид деятельности (ОРД) представляет собой совокупность открытых и закрытых мероприятий, проводимых компетентными оперативными работниками органов правоохраны, путем реализации ОРМ, имеющих своей целью осуществление всесторонней защиты граждан, неприкосновенности его имущества, а равно обеспечение государственной и общественной безопасности от различных противоправных деяний.

Помимо вышеуказанных, к полномочиям оперативных органов относится право на осуществление сбора данных, необходимых для подготовки решений о:

  • допуске лица к данным, содержащим гос. тайну;
  • разрешении гражданину заниматься рабочей деятельностью на объектах, имеющих статус повышенной опасности;
  • допуске субъекта к участию в ОРД и к возможности его ознакомления с данными, полученными в результате ее проведения;
  • возможности начала и продолжения с конкретным гражданином взаимодействия при проведении ОРМ;
  • предоставлении или принятия решения о прекращении действия лицензии, дающей право заниматься индивидуальной деятельностью детектива (охранника);
  • достоверности данных о законности обладания различными ценностями и деньгами ближайшими лицами и родственниками субъекта, являющегося террористом (если имеются причины полагать, что вышеуказанные материальные объекты получены в результате противоправных деяний).

Читать так же: Закон о защите животных

Статьей 6 ФЗ рассматриваемого закона установлено, что при наличии достаточных к тому оснований допустимо проводить следующие ОРМ:

  • опрос лиц;
  • наведение справок;
  • сбор образцов, используемых для исследования при сравнении;
  • проверочную закупку;
  • исследование различных объектов;
  • наблюдение;
  • отождествление личности;
  • проведение обследования объектов недвижимости, а равно участков местности и транспорта;
  • контроль за почтовыми отправлениями;
  • прослушку телефонных переговоров;
  • получение информации с технических каналов связи;
  • оперативные внедрение и эксперимент;
  • контролируемую поставку (товара).

Вышеуказанный перечень ОРМ полный и окончательный, в связи, с чем его изменение, а равно дополнение возможно лишь на основании федерального закона.

Оперативно-розыскные мероприятия

В ходе осуществления надзора за ОРД, прокурор регулярно проверяет в оперативных подразделениях специальные документы и дела, включающие сведения о проведенных ОРМ, обеспечивая при этом неукоснительное соблюдение государственной тайны. Основной целью указанных прокурорских проверок является воспрепятствование возможному нарушению конституционных прав человека со стороны оперативных сотрудников органов правоохраны, а также оценка полноты проведенных мероприятий.

Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»

  • Новые книги
  • Жанры
  • Авторы
  • Сериалы
  • Издательства
  • Города
  • Случайная книга
  • Фильтр книг
  • Библиотечное
    • Авторы на КулЛиб
    • Инструкция FTP
    • Коды языков
    • Софт
    • Теги книг
    • Карта сайта
    • Ссылки
    • Требуется OCR
    • Memory
  • Статьи
  • B534919 Люди Путина. Как КГБ вернул себе Россию и перешёл в наступление на Запад
  • О ненависти 🙂
  • B534382 1918 год: Расстрелянное лето
  • Кто-нибудь пишет сам?
  • Создание сносок в файлах epub в редакторе Sigil
  • Лингвистический анализ
  • Эльдорадо. Золото и кокаин (Кирилл Бенедиктов)
  • Полезные программы для работы с fb2
  • Спи, моя радость, усни! (Владимир Шебзухов)
  • А клёны на жёлтых ладонях приносят вечернюю грусть
  • Разноцветная ягода
  • Лысый папа
  • Любимый сосуд (Владимир Шебзухов)
  • В. Шебзухов Басня «Сова, лиса и ёж » мультстудия «Живая картинка»
  • #17 — Прошу
  • #3 — Рецензия ангеловеда на необычную книгу
  • #16 — Шеф-редактор начала статью о полиции с цитаты писателя Андрея Ангелова

Скидки по акциям, накопительные скидки, скидки по промокодам

  • Контроль

    Проверяем состояние книг перед отправкой

  • Возможна оплата наличными, банковскими картами, сертификатами, безналичным банковским переводом

  • Оперативно-розыскная деятельность. Краткий курс

    При осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятся следующие оперативно-розыскные мероприятия: 1.

    Опрос. 2. Наведение справок. 3.

    Сбор образцов для сравнительного исследования. 4. Проверочная закупка. 5. Исследование предметов и документов.

    6. Наблюдение. 7. Отождествление личности. 8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств. 9. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.

    10. Прослушивание телефонных переговоров.

    11. Снятие информации с технических каналов связи. 12. Оперативное внедрение. 13. Контролируемая поставка. 14. Оперативный эксперимент.

    Также в соответствии со Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — Закон об ОРД) задачами оперативно-розыскной деятельности всех правоохранительных органов России являются не только выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших, но и добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации, установление имущества, подлежащего конфискации.

    период, засчитываемый в страховой стаж в соответствии с Федеральным «Об оперативно-розыскной деятельности»;период, в течение которого лица, необоснованно привлеченные к уголовной ответственности и впоследствии реабилитированные, были временно отстранены от должности (работы) в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

    «период, засчитываемый в страховой стаж в соответствии с Федеральным «

    Об оперативно-розыскной деятельности»;период, в течение которого лица, необоснованно привлеченные к уголовной ответственности и впоследствии реабилитированные, были временно отстранены от должности (работы) в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.». 11. В запросе о проведении оперативно-розыскных мероприятий, помимо сведений, перечисленных в настоящего Положения, указываются сведения, послужившие основанием для проверки, государственные органы и организации, в которые направлялись (направлены) запросы, и вопросы, которые в них ставились, дается ссылка на соответствующие положения Федерального «Об оперативно-розыскной деятельности».

    20460 — осуществление закупок товаров, работ, услуг у юридических лиц за счет финансовых средств, выделенных на оперативно-розыскную деятельность, в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, утвержденным руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление оперативно-розыскной деятельности в соответствии с Федеральным от 12 августа 1995 г.

    N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 33, ст. 3349; 1997, N 29, ст. 3502; 1998, N 30, ст. 3613; 1999, N 2, ст. 233; 2000, N 1, ст.

    8; 2001, N 13, ст. 1140; 2003, N 2, ст. 167, N 27, ст. 2700; 2004, N 27, ст. 2711, N 35, ст. 3607; 2005, N 49, ст.

    5128; 2007, N 31, ст. 4008, 4011; 2008, N 18, ст. 1941; N 52, ст. 6227, 6235, 6248; 2011, N 1, ст.

    16; N 48, ст. 6730; N 50, ст.

    7366; 2012, N 29, ст. 3994; N 49, ст.

    6752; 2013, N 14, ст. 1661; N 26, ст. 3207; N 44, ст. 5641; N 51, ст.

    6689; 2015, N 27, ст. 3961, 3964; 2016, N 27, ст.

    4238, N 28, ст. 4558) (далее — Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»); «20460 — осуществление закупок товаров, работ, услуг у юридических лиц за счет финансовых средств, выделенных на оперативно-розыскную деятельность, в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, утвержденным руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление оперативно-розыскной деятельности в соответствии с Федеральным от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 33, ст.

    3349; 1997, N 29, ст. 3502; 1998, N 30, ст. 3613; 1999, N 2, ст. 233; 2000, N 1, ст. 8; 2001, N 13, ст. 1140; 2003, N 2, ст.

    167, N 27, ст. 2700; 2004, N 27, ст.

    2711, N 35, ст. 3607; 2005, N 49, ст. 5128; 2007, N 31, ст. 4008, 4011; 2008, N 18, ст.

    1941; N 52, ст. 6227, 6235, 6248; 2011, N 1, ст. 16; N 48, ст. 6730; N 50, ст.

    7366; 2012, N 29, ст. 3994; N 49, ст.

    6752; 2013, N 14, ст. 1661; N 26, ст. 3207; N 44, ст. 5641; N 51, ст.

    6689; 2015, N 27, ст. 3961, 3964; 2016, N 27, ст.

    4238, N 28, ст. 4558) (далее — Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»); 15. В запросе о проведении оперативно-розыскных мероприятий, помимо сведений, перечисленных в настоящего Положения, указываются сведения, послужившие основанием для проверки, государственные органы и организации, в которые направлялись (направлены) запросы, и вопросы, которые в них ставились, дается ссылка на соответствующие положения Федерального от 12.08.1995 N 144-ФЗ. МВД России, Минюста России, ФСБ России во взаимодействии с Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Верховным Судом Российской Федерации — по подготовке изменений в Федеральный от 12 августа 1995 г.

    N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», направленных на исполнение постановлений Европейского Суда, объединенных в группу дел «Ваньян» (Vanyan), включающую 7 постановлений Европейского Суда ( приложения N 5); 11. В запросе, указанном в настоящего Положения, помимо сведений, перечисленных в настоящего Положения, указываются сведения, послужившие основанием для проверки, государственные органы и организации, в которые направлялись (направлены) запросы, и вопросы, которые в них ставились, дается ссылка на соответствующие положения Федерального N 144-ФЗ.

    В случае, если будет отказано в предоставлении запрошенных сведений или если указанное лицо полагает, что сведения получены не в полном объеме, оно вправе обжаловать это в судебном порядке.

    В процессе рассмотрения дела в суде обязанность доказывать обоснованность отказа в предоставлении этому лицу сведений, в том числе в полном объеме, возлагается на соответствующий орган, осуществляющий оперативно — розыскную деятельность. В целях обеспечения полноты и всесторонности рассмотрения дела орган, осуществляющий оперативно — розыскную деятельность, обязан предоставить судье по его требованию оперативно — служебные документы, содержащие информацию о сведениях, в предоставлении которых было отказано заявителю, за исключением сведений о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно — розыскную деятельность, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе.

    В случае признания необоснованным решения органа, осуществляющего оперативно — розыскную деятельность, об отказе в предоставлении необходимых сведений заявителю судья может обязать указанный орган предоставить заявителю сведения, предусмотренные частью третьей настоящей статьи.

    Полученные в результате проведения оперативно — розыскных мероприятий материалы в отношении лиц, виновность которых в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, хранятся один год, а затем уничтожаются, если служебные интересы или правосудие не требуют иного. За три месяца до дня уничтожения материалов, отражающих результаты оперативно — розыскных мероприятий, проведенных на основании судебного решения, об этом уведомляется соответствующий судья.

    Органам (должностным лицам), осуществляющим оперативно — розыскную деятельность, запрещается: проводить оперативно — розыскные мероприятия в интересах какой-либо политической партии, общественного и религиозного объединения; принимать негласное участие в работе федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также в деятельности зарегистрированных в установленном порядке и незапрещенных политических партий, общественных и религиозных объединений в целях оказания влияния на характер их деятельности; разглашать сведения, которые затрагивают неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя граждан и которые стали известными в процессе проведения оперативно — розыскных мероприятий, без согласия граждан, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

    При решении задач оперативно-розыскной деятельности органы, уполномоченные ее осуществлять, имеют право: 1. Проводить гласно и негласно оперативно-розыскные мероприятия, перечисленные в статье 6 настоящего Федерального закона, производить при их проведении изъятие документов, предметов, материалов и сообщений, а также прерывать предоставление услуг связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации.

    Если при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий изымаются документы и

    Федеральный закон об оперативно-розыскной деятельности № 144-ФЗ

    ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИПРИКАЗот 20 января 2021 г. N 13О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙВ ПРИКАЗ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПРОКУРОРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИОТ 15.02.2011 N 33

    «ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРАЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

    В связи с изданием указов Президента Российской Федерации от 05.04.2016 и об упразднении Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральной миграционной службы, а также об образовании Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, руководствуясь Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», приказываю:1.

    Внести в Генерального прокурора Российской Федерации от 15.02.2011 N 33 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности» следующие изменения:1) после слов «телеграфных и иных сообщений,»

    Статья 6. Оперативно-розыскные мероприятия
    При осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятся следующие оперативно-розыскные мероприятия:
    1. Опрос.
    2. Наведение справок.
    3. Сбор образцов для сравнительного исследования.
    4. Проверочная закупка.
    5. Исследование предметов и документов.
    6. Наблюдение.
    7. Отождествление личности.
    8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.
    9. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.
    10. Прослушивание телефонных переговоров.
    11. Снятие информации с технических каналов связи.
    12. Оперативное внедрение.
    13. Контролируемая поставка.
    14. Оперативный эксперимент.
    Приведенный перечень оперативно-розыскных мероприятий может быть изменен или дополнен только Федеральным законом.
    В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерб жизни и здоровью людей и не причиняющие вред окружающей среде.
    Оперативно-розыскные мероприятия, связанные с контролем почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушиванием телефонных переговоров с подключением к станционной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических и юридических лиц, предоставляющих услуги и средства связи, со снятием информации с технических каналов связи, проводятся с использованием оперативно-технических сил и средств органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел и, в пределах своих полномочий, федеральных органов налоговой полиции в порядке, определяемом межведомственными нормативными актами или соглашениями между органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
    Должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, решают ее задачи посредством личного участия в организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий, используя помощь должностных лиц и специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями, а также отдельных граждан с их согласия на гласной и негласной основе.
    Запрещается проведение оперативно-розыскных мероприятий и использование специальных и иных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации, не уполномоченными на то настоящим Федеральным законом физическими и юридическими лицами.
    Разработка, производство, реализация, приобретение в целях продажи, ввоз в Российскую Федерацию и вывоз за ее пределы специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, не уполномоченными на осуществление оперативно-розыскной деятельности физическими и юридическими лицами подлежат лицензированию в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
    Перечень видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности устанавливается Правительством Российской Федерации.

    Статья 7. Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий
    Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются:
    1. Наличие возбужденного уголовного дела.
    2. Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о:
    1) признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;
    2) событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;
    3) лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;
    4) лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.
    3. Поручения следователя, органа дознания, указания прокурора или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве.
    4. Запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по основаниям, указанным в настоящей статье.
    5. Постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
    6. Запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
    Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, в пределах своих полномочий вправе также собирать данные, необходимые для принятия решений:
    1. О допуске к сведениям, составляющим государственную тайну.
    2. О допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды.
    3. О допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или о доступе к материалам, полученным в результате ее осуществления.
    4. Об установлении или о поддержании с лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий.
    5. По обеспечению безопасности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
    6. О выдаче разрешений на частную детективную и охранную деятельность.

    Последние значительные изменения, датируемые 2015-2021 гг., коснулись нескольких статей в ФЗ-144.

    Так, в статью 4 (поправка 2015 г.) был добавлен абзац по организации проведения органами оперативно-розыскных мероприятий.

    Статью 6 (поправка 2021 г.) законодатель пополнил таким видом контроля, как прослушивание телефонных разговоров в организациях. Оперативно-розыскная деятельность по этой редакции ФЗ отныне включает получение различной компьютерной информации.

    Согласно поправкам (2021 г.) к статье 8, органами могут проводиться розыскные мероприятия, ограничивающие права гражданина на основании судебного постановления. Законодатель подчеркивает, что в рамках проведения такой деятельности может быть получена компьютерная информация.

    В статье 13 (поправка 2021 г.) из списка организаций, имеющих право проводить оперативно-розыскные мероприятия, убраны органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Упоминание о них исключено и из части 1 статьи 4.

    Статья 18 (поправка от 2015 г.) была значительно исправлена. Законодатель конкретизировал, что период сотрудничества с органами засчитывается гражданину в страховой стаж. Кроме того, порядок передачи сведений о сотрудничестве определяет руководитель государственного органа, с которым имел дело гражданин.

    Мероприятия по оперативному розыску основываются на нескольких основополагающих принципах, без которых невозможно их проведение. В качестве начала всей правоохранительной деятельности государства эти принципы изложены в Конституции РФ, однако ФЗ-144 дополнительно помещает их в статью 3.

    В принципах заключается суть оперативно-розыскной деятельности и полный их перечень представлен в статье 3 ФЗ-144:

    • принцип законности подразумевает, что каждый сотрудник, реализующий ОРД, должен твердо соблюдать Конституцию, ФЗ об ОРД, другие важные нормативно-правовые акты;
    • несоблюдение законов ведет к соответствующему наказанию сотрудника, осуществлявшего неправомерную деятельность;
    • принципом гуманизма граждане защищены от применения насилия. Он не допускает, чтобы распространялись сведения личной жизни, материалы, угрожающие здоровью гражданина или его близких;
    • принцип соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина, закрепленный статьей 2 Конституции РФ, фактически обосновывает и подкрепляет принцип законности. Сотрудник должен блюсти закон, не нарушая права и свободы лиц, в том числе вверенных его полномочиям в качестве подозреваемых;
    • принцип конспирации — поскольку оглашение служебной информации может нанести вред оперативно-розыскной деятельности, ФЗ требует, чтобы эта информация оставалась в тайне и охранялась законом;
    • принцип сочетания гласных и негласных средств и методов подразумевает, что в ходе ОРД употребляются опросы, наблюдение, арест и т. д. Они необходимы для зашифровки информации, проверки на достоверность приобретенных сведений, поиска доказательств к версиям преступления.

    Перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, будет представлен ниже.

    Ниже учитываются изменения 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Утвержден новый регламент выдачи результатов исследования:

    • Органу дознания;
    • Дознавателю ОРД;
    • Прокурору;
    • Следователю;
    • В судебную инстанцию.

    В последней редакции закона изменилось несколько статей. Поправки в ФЗ-144 внесены 6.06.2021 года. Ниже рассмотрены основные статьи с измененными формулировками в последнем выпуске:

    Статья 6: Претерпела некоторые изменения в последней редакции закона. Она описывает оперативно-розыскные мероприятия, которые контролируют:

    • телеграфные;
    • почтовые отправления;
    • иные сообщения.

    Дополнительная возможность поиска согласно ФЗ-144 — прослушивание телефонных разговоров в учреждениях, на предприятии или в организации (вне зависимости от формы управления) юридических и физических лиц.

    Информация на основании закона дополняется из бумажных и электронных носителей, компьютерных данных. Дополнительно изымаются документы или договор между органами сотрудниками оперативно-розыскной деятельности.

    Статья 7: Перечислены основания в ФЗ-144 для инициации мероприятий оперативно-розыскной деятельности:

    • Привлечение гражданина к уголовной ответственности;
    • Получение информации органами оперативно-розыскной деятельности о возможности подготовки или совершения незаконных действий.

    Дополнительно выявляются лица, которые подготавливают других граждан к совершению неправомерных действий. Также говорится о:

    • действиях и мероприятиях, которые влияют на угрозу экономической, государственной или экологической безопасности Российской Федерации;
    • гражданах, которые скрываются от судебного заседания и следствий и уклоняются от уголовной ответственности.

    Ознакомьтесь ФЗ о деятельности по приему платежей физических лиц

    Эти и другие основания закона способствуют проведению следствия относительно подозреваемых граждан. Поправки в последнюю редакцию ФЗ-144 не вносились.

    Статья 8: Были внесены некоторые изменения. Описываются препятствия для проведения оперативно-розыскных мероприятий. Ограничением не является:

    • Гражданство;
    • Национальность;
    • Место пребывания;
    • Социальное положение;
    • Принадлежность к обществу;
    • Политические убеждения и отношение к религии.

    Допускается проведение оперативно-розыскных мероприятий с ограничением прав гражданина в соответствии с Конституцией РФ и согласно ФЗ-144 на основании судебного решения:

    • Разрешается анализировать тайную переписку;
    • Прослушивать телефоны;
    • Почтовые сообщения;
    • Телеграфные переговоры.

    Статья 9: Перечислен порядок и основания закона при проведении оперативно-розыскательных мероприятий в судебном порядке. Разрешается проводить следующие расследуемые работы на основании ФЗ-144:

    • Прослушивать телефонные переговоры;
    • Перехватывать переписку;
    • Почтовые и телеграфные уведомления. Независимо от способа передачи: почта или электронные сообщения.

    Статья 11: Конечные результаты проводимой розыскной и оперативной деятельности по закону используются в судебном заседании и следствии.

    Мероприятия в ФЗ-144 помогают провести предупреждение, выявление или раскрыть преступления.

    Проведение оперативных действий помогает выявить граждан, которые уклоняются от уголовной ответственности или следствия. Изменения в последнюю редакцию не вводились.

    Статья 13: Перечисляет органы, которые позволяют проводить оперативно-розыскную деятельность.

    Проведением оперативно-розыскных мероприятий занимаются:

    • Органы ФСБ (закон о ФСБ тут: );
    • Органы внутренних дел РФ.

    Органами ФСБ в ФЗ-144 разрешено проводить оперативно-розыскные мероприятия по закону для обеспечения высокого уровня защиты населения ФЗ-144. Работы не должны затрагивать должностные обязанности лиц, указанные в этой статье.

    Статья 15: Перечислены основные права органов оперативно-розыскной деятельности.

    Они имеют право изымать согласно ФЗ-144:

    • Предметы;
    • Документы;
    • Материалы;
    • Письменные и электронные уведомления.

    Если это влечет к нарушению защиты безопасности на основании ФЗ-144. Для законного изъятия вещественных доказательств, должностное лицо составляет протокол. Учитываются требования уголовно-процессуального кодекса. Изменения в последнюю редакцию закона не вводились.

    Закон об ОРД был принят Государственной Думой 5 июля 1995 года. Последние изменения в него вносились 6 июля 2021 года.

    Общие положения ФЗ 144:

    • Оперативно — розыскная деятельность проводится специальными государственными органами. Проводятся мероприятия по защите жизни, здоровья и свободы граждан Российской Федерации;
    • Оперативные подразделения государственных органов обязаны выявлять, пресекать и раскрывать преступления, а также предупреждать граждан об опасности и разыскивать преступников. Сотрудники органов имеют право конфисковать имущество и собирать информацию о любой угрозе для Российской Федерации;
    • Принципы работы основываются на конституционных правах граждан и сочетании любых других возможных средств.

    Также ознакомьтесь с последними изменениями закона о ФСБ. подробности по ссылке:

    Структура 144 Федерального Закона:

    • В первой главе описаны все общие положения, они указаны в этой статье выше;
    • Во второй главе подробно расписана система проведения оперативно — розыскных мероприятий. Перечень возможных действий сотрудников органов, список оснований, в каких условиях проходит процедура, особенности и порядок просмотра материалов, использование и защита информации и других сведений;
    • В г. номер три перечислены органы, имеющие право на проведение оперативно — розыскных мероприятий. Обязанности и права сотрудников органов, их социальная защита;
    • В четвертой описано, какие действия могут совершать граждане для помощи и содействия сотрудников ОРПГО, описана социальная защита таких лиц;
    • В пятой г. описана вся экономическая сторона оперативно — розыскных действий. От кого идет финансирование, сколько уходит на процедуру и т. д.;
    • В шестой оформлен список и форма контроля над органами, проводящими такие процедуры. Прокурорский и ведомственный контроль, процесс вступления в силу этого Закона.

    Все оперативно — розыскные мероприятия проводятся под контролем и надзором органов по регламенту Федерального Закона 144. В нем описана сама процедура и полномочия всех участвующих сотрудников. Законными являются только те действия органов, которые описаны в ФЗ об ОРД.

    Последние изменения в ФЗ 144 произошли под редакцией Федерального Закона от 6 июля 2021 года номер 374. Изменения были небольшими, в первой части шестой статьи добавили пункт 15 — «Получение компьютерной информации», в четвертой части тоже добавили фразу «с получением компьютерной информации». В 10 части восьмой статьи цифры изменились на «8-11, 15».

    ознакомьтесь с основными положениями закона о запрете табакокурения по ссылке:

    Основные изменения на протяжении существования закона произошли в других статьях. Во второй ст., где описаны задачи и цели оперативно — розыскной деятельности, добавили информацию о том, что сотрудники имеют право на конфискацию имущества и получение любой информации, если она касается действий или бездействия, создающих любую угрозу Российской Федерации.

    Оперативный эксперимент необходимо отличать от следственного. Последний осуществляется уполномоченным лицом (следователем) для проверки и уточнения информации, имеющейся в возбужденном уголовном деле.

    Он осуществляется посредством воспроизведения обстановки, действий, прочих обстоятельств преступления. В ходе этого мероприятия проверяется возможность восприятия тех или иных фактов, наступления последствий.

    Следственный эксперимент позволяет выявить последовательность событий, установить механизм возникновения следов.

    Уполномоченные лица могут проводить оперативный эксперимент гласно или негласно, в отношении конкретных субъектов или для изобличения граждан, намерения которых правоохранительным органам неизвестны.

    Учитывая сказанное, рассматриваемое оперативное мероприятие может состоять в непроцессуальном выполнении специальных действий, направленных на проверку полученных ранее сведений, оценку версий, воспроизведение картины преступления, уточнения данных, имеющих существенное значение для расследования деяния.

    Органы (должностные лица), осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, при проведении оперативно-розыскных мероприятий должны обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции.Не допускается осуществление оперативно-розыскной деятельности для достижения целей и решения задач, не предусмотренных настоящим Федеральным законом.Лицо, полагающее, что действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, привели к нарушению его прав и свобод, вправе обжаловать эти действия в вышестоящий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, прокурору или в суд.Лицо, виновность которого в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, то есть в отношении которого в возбуждении уголовного дела отказано либо уголовное дело прекращено в связи с отсутствием события преступления или в связи с отсутствием в деянии состава преступления, и которое располагает фактами проведения в отношении его оперативно-розыскных мероприятий и полагает, что при этом были нарушены его права, вправе истребовать от органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, сведения о полученной о нем информации в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих возможность разглашения государственной тайны.

    В случае, если будет отказано в предоставлении запрошенных сведений или если указанное лицо полагает, что сведения получены не в полном объеме, оно вправе обжаловать это в судебном порядке. В процессе рассмотрения дела в суде обязанность доказывать обоснованность отказа в предоставлении этому лицу сведений, в том числе в полном объеме, возлагается на соответствующий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность.В целях обеспечения полноты и всесторонности рассмотрения дела орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, обязан предоставить судье по его требованию оперативно-служебные документы, содержащие информацию о сведениях, в предоставлении которых было отказано заявителю, за исключением сведений о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе.В случае признания необоснованным решения органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, об отказе в предоставлении необходимых сведений заявителю судья может обязать указанный орган предоставить заявителю сведения, предусмотренные частью четвертой настоящей статьи.Полученные в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий материалы в отношении лиц, виновность которых в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, хранятся один год, а затем уничтожаются, если служебные интересы или правосудие не требуют иного. Фонограммы и другие материалы, полученные в результате прослушивания телефонных и иных переговоров лиц, в отношении которых не было


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *