Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Курсы повышения квалификации по трудовому законодательству что это такое». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Повышают квалификацию люди, которые уже где-то трудоустроены, поэтому учатся они параллельно с работой. Иногда руководитель может принять решение о направлении сотрудника на обучение в рабочее время. В этом случае ему придется сохранить за ним зарплату и передать часть обязанностей другому персоналу. Но чаще все-таки программы проводят по вечерам, выходным или дистанционно в любое удобное для специалиста время.
Работодатель может выбирать курсы в зависимости от возможностей компании, целей, пожеланий персонала. Так, сегодня набирают популярность и другие методы внешнего повышения квалификации: конференции, тренинги, лекции, деловые игры. Для руководителей зачастую проводят обучение в формате «кейс-стади» — когда решаются реальные проблемы компании, а также с применением «баскет-метода», предполагающего имитацию реальных событий.
Повышение квалификации увеличивает значимость специалиста на рынке, помогает освоить современные методы решения различных задач, ускорить процессы на производстве. От этого выигрывает и работник, и руководство компании — ведь сотрудник начинает по-новому смотреть на свои обязанности и понимает, как улучшить работу, принося тем самым прибыль.
После курсов повышения квалификации сотрудник может получить новую должность или прибавку к зарплате.
Помимо обновления знаний, повышение квалификации проводится для мотивации — когда сотрудник обучается за счет работодателя, он чувствует свою значимость и важность для компании, поэтому долгое время не меняет место работы и готов работать более эффективно.
И переподготовка, и повышение квалификации — это формы получения дополнительного профессионального образования.
Профессиональная переподготовка — вид дополнительного образования, цель которого — глубокое комплексное изучение материала для новой работы. Человек уже может иметь большой опыт в какой-то сфере, но после переподготовки он может начать работать по смежному или совершенно новому для себя направлению. После курсов человек получает диплом о профессиональной переподготовке и может с ним устраиваться на работу.
Самое важное, что в результате переподготовки работнику присваивается новая квалификация, которую подтверждает документ об образовании, — диплом.
Пройти курсы можно в аккредитованных образовательных организациях ДПО. Главный документ такой организации — лицензия на право ведения образовательной деятельности. Без нее выдаваемые документы не имеют юридической силы.
Сначала необходимо определиться с формой обучения, а после — с видом курсов. Есть три основных вида программ курсов повышения квалификации:
После обучения сотрудник сдает письменный или устный экзамен или как в АБиУС проходит итоговый тест. Во время учебы может быть дополнительное тестирование после каждого тематического раздела.
ФинКонт
Учебный центр
Расписание семинаров
Управление персоналом
Кадровое делопроизводство
20 — 23 декабря 2021
12 — 15 апреля 2022
9 — 12 августа 2022
13 — 16 декабря 2022
Получить практические рекомендации, как правильно применять в работе важные изменения 2021 года.
В результате обучения участники:
Изучат ключевые изменения трудового законодательства 2021 года.
Получат практические рекомендации, как провести и завершить переход на электронные трудовые книжки.
Рассмотрят новый Федеральный закон по цифровизации кадрового дела, какие кадровые документы затронет эксперимент, и как будет проходить их перевод в электронный формат.
Познакомятся с порядком проведения проверок трудовой инспекции в 2021 году.
Рассмотрят актуальные вопросы увольнения работников.
Узнают, какие правила по охране труда изменились в 2021 году, и действия работодателей в связи с соблюдением новых правил.
Получат разъяснения к требованию для работодателей по вакцинации работников.
Изучат новые правила предоставления и оформления отпусков.
Разберут спорные ситуации в области трудового права и ведения кадрового учета на практических примерах.
День 1.
Электронные и бумажные трудовые книжки в 2021 году. Новые формы кадровых отчетов в ПФР и Росстат. Переход на электронный документооборот в кадровой службе.
Новые правила работы с бумажными трудовыми книжками.
На кого необходимо вести бумажные трудовые книжки. Оформление дубликата трудовой книжки или новой трудовой книжки.
Отличия новой формы трудовой книжки и вкладыша от старых.
Какие технические средства можно использовать при заполнении трудовой книжки?
Как правильно писать даты и где, возможны ли сокращения по новым правилам.
Правила заполнения титульного листа и где оно сформулировано?
Как вносятся изменения в записи, произведенные на титульном листе? Возможны ли исправления на титульном листе?
Сроки внесения в трудовую книжку сведений о приеме на работу и другой информации.
Оформление записей о приеме на работу. Оформление записей о новом разряде, классе, категории, классном чине, установлении работнику второй и последующей профессии, специальности или квалификации.
Правила внесения в трудовую книжку записи о временном переводе, который стал постоянным.
Правила внесения записей о работе по совместительству. Кто может вносить эти записи?
Оформление записей об увольнении. Внесение исправлений в содержательную часть трудовой книжки.
Заверение записей в трудовых книжках. Надо ли дублировать записи из трудовой книжки в личной карточке работника и заверять их подписью работника?
Внедрение электронного документооборота в организации.
Требования законодательства к оформлению электронных документов и возможности работодателя. Эксперимент по внедрению электронного документооборота.
Спорные вопросы по ЭТК-электронной трудовой книжке. В каких случаях можно отказать в оформлении новой трудовой книжки или оформлении дубликата трудовой книжки.
Надо ли в 2021 году разъяснять работникам их право на отказ от бумажной трудовой книжки; как заполнять СЗВ-ТД при изменении наименования профессии или должности, при временном переводе, который становится постоянным.
Правила внесения в электронную трудовую книжку стажа работы до 01.01.2020 года. Изменение формы СТД-ПФР с декабря 2020 года. Изменение формы СЗВ-ТД с 1 июля 2021 года.
Ответственность за нарушение правил формирования электронной трудовой книжки.
Правила работы с электронным больничным; переход на прямые выплаты по больничному листу, заполнение реестра для ФСС; электронный СНИЛС и другие электронные документы работника; выплата пособий на карты «Мир».
Правовое регулирование дистанционной (удаленной) работы.
Как правильно организовать дистанционную (удаленную) работу- характеристика новой главы Трудового Кодекса.
Правила оформления трудового договора или дополнительного соглашения с дистанционным работником. Виды дистанционной работы.
Правила оформления и использования электронных документов и электронных образов документов при дистанционной работе.
Можно ли продлять срочную дистанционную работу.
Организация взаимодействия работодателя с дистанционным работником.
Правила использования электронной подписи.
Локальные нормативные акты, регулирующие дистанционную работу.
Основания увольнения дистанционных работников.
Режим рабочего времени, учет рабочего времени и плата труда дистанционных работников.
«Самозанятые» — новый популярный тренд в привлечения к труду (Федеральный закон от 27.11.2018 N 422-ФЗ).
Правовое регулирование отношений с самозанятыми работниками.
Плюсы для Работодателей.
Необходимые условия для отношений с самозанятыми: нюансы и особенности.
Как правильно построить систему взаимоотношений с «самозянятыми», чтобы не признали их трудовыми отношениями.
День 2.
Требования к обязательной вакцинации персонала — рекомендации работодателям.
Прививки от COVID-19 включены в Календарь профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям- новые обязанности работников и работодателей.
Является ли отсутствие прививки основанием для отказа в приеме на работу или отстранения от работы отдельных категорий работников.
Ответственность работодателя за невыполнение требований об обязательной вакцинации персонала — Разъяснения Минтруда и Роструда.
Реформа контрольно-надзорной деятельности. Новые правила проведения проверок ГИТ с 1 июля 2021 года (Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ. «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации») и новая ответственность работодателя.
Курсы повышения квалификации разработаны для специалистов, имеющих определенный опыт трудовой деятельности и диплом о законченном высшем или средне-специальном образовании. Обучение, как правило, необходимо проходить не реже одного раза в 5 лет, но никто не запрещает сотруднику получать новые знания на семинарах, вебинарах, мастер-классах, конференциях и т.п. несколько раз в год.
Во многих случаях сотрудник предприятия сам понимает, что ему недостаточно знаний для выполнения своей работы, но некоторые работодатели тоже инициируют прохождение обучения персоналом. В некоторых организациях внедрены специальные методики оценки рабочих процессов, и по их результатам видны пробелы в компетенции – таких случаях решение о повышении квалификации становится очевидным.
Сигналом о необходимости обучения также могут стать регулярные сбои в рабочем процессе. Применять в отношении работника какое-либо наказание нет смысла. Самое разумное – отправить его на курсы. Еще одним поводом для обучения выступает мотивация сотрудников: для многих людей профессиональный рост является хорошим стимулом к работе
VIDEO
23 490 ₽ Очно
21 140 ₽ Онлайн (-10%)
*Для оформления заказа от организации обращайтесь по тел. +7(495) 780-48-44
учитывать в работе специфику трудового права;
грамотно использовать правовые акты (международные, государственные и локальные, регулирующие вопросы трудовых отношений);
работать с персональными данными;
учитывать в работе особенности трудовых отношений;
соблюдать требования охраны труда и специальной оценки условий труда;
оформлять изменения условий трудовых договоров в случае реорганизации работодателя;
учитывать случаи предоставления гарантий и компенсаций;
регулировать труд отдельных категорий работников;
учитывать в работе квалификацию работника, профессиональный стандарт, подготовку и дополнительное профессиональное образование работников;
грамотно оформлять и прекращать трудовые договоры;
решать вопросы, связанные с материальной ответственностью сторон трудового договора;
учитывать в работе судебную практику по трудовым спорам и практику проверок органами надзора в сфере труда.
Специалисты, обладающие этими знаниями и навыками, в настоящее время крайне востребованы.
Большинство выпускников наших курсов делают успешную карьеру и пользуются уважением работодателей.
Узнать больше
Курс повышения квалификации по трудовому праву
Данный курс вы можете пройти как в очном формате, так и дистанционно в режиме онлайн . Чтобы записаться на онлайн-обучение, в корзине измените тип обучения на «онлайн» и выберите удобную для вас группу.
Чем онлайн-обучение отличается от других видов обучения?
Сортировать:
Режим обучения
Все
утро-день [10:00-17:10]
вечер [18:00-21:30]
утро [10:00-13:10]
день [14:00-17:10]
Выходные дни
Онлайн-обучение
Преподаватель
Все
Светлышева Ольга Юрьевна
Место обучения
Все
Белорусско-Савеловский
Бауманский
Сбросить
Дата
с 25.09.2021 по 16.10.2021
Режим обучения
суббота утро-день 10:00 — 17:10
Открытое обучение
Очно и онлайн
Именно работодатель определяет необходимость дополнительного профессионального образования работника. Это связано с оплатой курсов повышения квалификации и профессиональной подготовки.
Трудовым законодательством и нормативными правовыми актами не предусмотрена возможность компенсации, если работник только по своей инициативе, без согласования с работодателем прошел обучение.
Направляя работников на курсы повышения квалификации, работодателю нужно:
Издать приказ о направлении сотрудника на обучение.
Заключить договор с обучающей организацией.
Важно : обучающая организация должна иметь лицензию на осуществление образовательной деятельности.
Обучение на курсах повышения квалификации и профессиональной подготовки может проходить без отрыва или с отрывом от работы.
Если работодатель направляет работника на дополнительное профессиональное обучение с отрывом от работы, за ним сохраняются место работы, должность и средняя заработная плата по основному месту работы (ст. 187 ТК РФ). Работники при обучении в другом городе получают возмещение командировочных расходов (ст. 168 ТК РФ):
на проезд;
на наем жилого помещения;
дополнительных расходов, связанных с проживанием вне места постоянного жительства (суточных);
иных расходов, произведенных работником с разрешения или ведома работодателя.
В этом случае подойдут онлайн-курсы повышения квалификации и профессиональной подготовки. Это современный способ оказания образовательных услуг, который экономит и время работника, и деньги работодателя. Получать актуальные знания, обучаясь онлайн, можно и на рабочем месте, и в любое удобное время.
Период прохождения курсов с отрывом от производства надо обозначить в табеле учета использования рабочего времени ф. 0504421.
В Приказе от 30.03.2015 № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета» нет буквенного кода, обозначающего обучение на курсах повышения квалификации. Но учреждение вправе ввести дополнительный код к применяемым условным обозначениям и закрепить его в учетной политике:
например, буквенным кодом ПК можно обозначать в табеле отсутствие работника, обучающегося на курсах.
Трудовое законодательство и кадровое делопроизводство
В принципе может, но если результаты аттестации, которую проводит работодатель, покажут, что квалификация работника недостаточна, трудовой договор может быть расторгнут по инициативе работодателя (п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ).
Прекращение работником учебы на курсах без уважительной причины можно расценить как прогул.
Законодательная основа оплаты труда. Правила расчета оплаты труда
Законодательные принципы, формулировки, требования и регулирование трудовых отношений ст. 129 ТК, ст. 37 Конституции РФ, Федеральных законов (Федеральный закон от 14.12.2015 № 376-ФЗ, Федеральный закон от 02.06.2016 № 164-ФЗ и пр.), указах Президента России.
МРОТ и прожиточный минимум.
Формулы расчета заработной платы, расчет зарплаты по окладу.
Повременная форма оплаты труда, почасовая оплаты труда, сдельная оплата труда, премиальная часть оплаты труда.
Документы работодателя, регулирующие трудовые отношения в части оплаты труда.
Взаимосвязь документов компании со спецификой, законодательством, организационной культурой.
Отражение заработной платы во внутренней документации, правила выплаты аванса.
Локально-нормативные акты организации. Документы сотрудников.
Написание и введение правил внутреннего трудового распорядка, штатного расписания, графиков и режимов работы.
Положение об оплате труда и премировании.
Актуализация и внесение изменений в ЛНА организации.
Отражение системы оплаты труда в документах сотрудников.
Правила составления трудовых договоров и дополнительных соглашений, приказов, записок-расчетов.
Правила выплат надбавок, премий.
Оплата отпусков и командировок. Оплата труда особых категорий работников.
Основной оплачиваемый отпуск, удлиненный, дополнительный.
Расчет страхового стажа, расчетный период, правила расчета отпусков.
Обязательная документация.
Разработка правил по оформлению командировок, расчет затрат на командировку, авансовый отчет, налогообложение.
Оплата труда сотрудникам.
занятым на производстве с вредными условиями труда;
работающим вахтовым методом;
работающим по совместительству;
сезонным работникам;
надомникам и удаленным работникам.
Оплата за работу в выходные и праздничные дни.
Оплата труда в ночное время.
Изменение оплаты труда. Оплата труда при увольнении.
Изменения по инициативе работодателя: внедрение новой системы оплаты труда, изменение штатного расписания. Обязательный документооборот.
Изменение по инициативе работника.
Обязательные выплаты при увольнении, компенсации по сокращению штатной численности и другие компенсационные статьи.
Судебная практика по увольнениям. Ответственность работодателя за нарушение оплаты труда.
Внутренний аудит, как инструмент подготовки к проверкам.
Анализ наиболее частых ошибок работодателей в части оплаты труда.
Судебная практика, штрафы.
Новации трудового законодательства.
Изменения, внесенные Федеральным законом № 122-ФЗ о внедрении профессиональных стандартов.
Новшества, предусмотренные Федеральным законом от 03.06.2016 № 272-ФЗ о сроках выплаты зарплаты и премии, а также, изменения статьи 136 Трудового кодекса РФ.
Увеличение компенсации за задержку зарплаты (статья 236 Трудового кодекса РФ).
Ответственность работодателя и применение штрафных санкций.
Изменения в статье 392 ТК РФ об увеличении сроков обращения в суд с иском к работодателю, связанным с невыплатой или неполной выплатой зарплаты и других причитающихся ему сумм.
Требования к соотношению заработной платы руководителей и работников государственных и муниципальных учреждений — Федеральный закон от 03.07.2016 № 347-ФЗ.
Увеличение МРОТ. Введение штрафных санкций за выплату зарплаты меньше МРОТ.
Значение нормирования труда в современных условиях.
Экономическая эффективность от внедрения технически-обоснованных норм труда/ выработки/ численности.
Расчет экономической эффективности от внедрения/пересмотра норм.
Практические примеры.
Методы нормирования.
Аналитические методы нормирования.
«Офисный» метод.
Математические методы нормирования.
Особенности нормирования различных категорий персонала.
Административно управленческий персонал (АУП).
Инженерно-технический персонал (ИТР) — Специалисты и служащие.
Линейный персонал (руководители в подразделениях).
Офисный персонал (тот же АУП).
Основной персонал.
Вспомогательный персонал.
Ремонтные рабочие.
Как правильно проводить хронометражные работы.
Полезные советы и практические рекомендации.
Эффективность трудовых движений.
Практические упражнения.
Структура нормы времени, теория и практика расчета.
Перекрываемое и не перекрываемое время.
Периодические элементы.
Время на отдых и личные надобности (таблицы коэффициентов, факторы, влияющие на его величину).
Регламентируемые перерывы, включать или не включать их в распорядок рабочего дня.
Классификация затрат рабочего времени.
Виды его исследования.
Анализ затрат рабочего времени.
Потери рабочего времени.
Расчет численности сотрудников (методы и особенности в зависимости от категории сотрудников).
Классические методы, на что стоит обратить внимание при расчете трудоемкости работ;
Нормируемые и ненормируемые работы. Их соотношение и расчет коэффициента для расчета численности.
Организация нормирования труда на предприятии. Необходимые мероприятия и документы.
Современные методы управления.
Методы современного управления организацией: способы применения.
Основные компетенции менеджера и ошибки управления.
Формирование бизнес-процессов. Бизнес-процессы и организационная структура.
Разработка модели организации «как есть».
Анализ модели организации «как есть».
Разработка модели организации «как надо».
Разработка плана перехода из состояния «как есть» в состояние «как надо».
Внедрение изменений и построение организации «как надо».
Кадровый анализ.
Сущность и особенности кадрового аудита.
Инструменты анализа кадровой политики организации.
Качественно-количественный анализ персонала.
Анализ документов и локально-нормативных актов управления персоналом.
Система оценки показателей эффективности управления персоналом и HR-службы.
Кадровое планирование.
Внутренние и внешние факторы, влияющие на планирование персонала.
Подходы к кадровому планированию.
Кадровое планирование как этап планирования деятельности компании.
Расчёт оптимальной численности персонала.
Ключевые тренды в области планирования и бюджетирования, опыт компаний.
Планирование потребности в персонале: этапы, связь со стратегией компании, кадровый план.
Методы расчёта оптимальной численности. Аутсорсинг: возможности и ограничения.
Общий цикл планирования и бюджетирования.
Подводные камни составления кадрового плана.
Анализ работ.
Инструктаж по инструментальной базе «рабочей группе» и руководителям подразделений.
Декомпозиция задач подразделений силами «рабочей группы» и руководителей подразделений.
Задачи подразделений в составляющих. Выявление КФУ (ключевых факторов успеха).
Работа с формами: «задачи подразделения» и «управление взаимодействием между подразделениями».
Структуризация функционала структурных подразделений и сотрудников.
Работа руководителей подразделений с формой «Профиль должности».
Подготовка к выстраиванию внутрикоммуникативных процессов и распределению категорий сотрудников по матрице грейдов.
Практика расчёта фонда оплаты труда.
Показатели эффективности при управлении численностью и затратами на персонал.
Виды показателей, какие выбрать показатели в зависимости от стратегии компании.
Эффективны ли мы? — сравнение с рынком (бенчмаркинг).
HR-бюджетирование.
Цели и задачи бюджетирования.
Бремя персонала.
Этапы бюджетного процесса.
Управление ФОТ компании.
Материальные и нематериальные затраты на персонал.
Когда работодатель вправе направлять работников на обучение
Оформление и предоставление форм 2-НДФЛ и 6-НДФЛ.
Форма 2-НДФЛ. Порядок формирования и особенности предоставления:
Случаи, когда налоговый агент формирует формы 2-НДФЛ.
Сроки предоставления.
Штрафные санкции за несвоевременную сдачу и ошибки в оформлении.
Особенности заполнения. Какие доходы можно не указывать.
Соответствие формы 2-НДФЛ расчёту по форме 6-НДФЛ.
Форма 6-НДФЛ. Порядок представления и ответственность за нарушения:
Сроки сдачи и штрафные санкции. Штраф за неправильное заполнение.
Случаи предоставления уточнённого расчёта за прошлые периоды.
Фиксация нарушений норм Трудового кодекса в форме 6-НДФЛ. Межведомственное взаимодействие ФНС и Инспекции труда.
Соответствие данных формы 6-НДФЛ бухгалтерскому учёту и декларации по налогу на прибыль.
Случаи, когда 6-НДФЛ не подаётся. Уведомление ИФНС о том, что отчёт не будет сдан. «Нулевые» 6-НДФЛ.
Подача 6-НДФЛ при наличии обособленных подразделений. Регистрация в ИФНС.
Форма 6-НДФЛ. Особенности заполнения.
Подробный построчный анализ расчёта по форме 6-НДФЛ. Титульный лист. Раздел 1 и раздел 2.
Общие принципы формирования формы 6-НДФЛ (сумма налога исчисленная и удержанная, даты получения доходов, исчисления и удержания налога, переносы дат).
Самопроверка при составлении расчёта по форме 6-НДФЛ.
Сложные вопросы заполнения (премии, больничные, отпускные, выплаты по договорам подряда и аренде, дивиденды, налоговые вычеты, возврат переплаты, неудержанные суммы налога, прочее).
НДФЛ: разъяснения Минфина, судебная практика. Срочный трудовой договор.
Что является авансом с точки зрения налоговых органов.
Размеры удержания НДФЛ из различных видов доходов.
Расчёт НДФЛ с материальной выгоды.
Налогообложение выплат при расторжении трудового договора.
Особенности срочного трудового договора. Заключение, перезаключение, продление, срок действия. Перевод сотрудника на постоянную работу со срочного трудового договора.
Заключение срочного трудового договора на время отсутствия основного работника, в том числе на период декретного отпуска. Формулировка, оформление, запись в трудовой книжке.
Срочный трудовой договор на выполнение определённой работы, завершение которой не может быть определено конкретной датой. Оформление, запись в трудовой книжке.
Срочный трудовой договор, заключаемый по соглашению сторон. Оформление, запись в трудовой книжке.
Страховые взносы. Зарплата в натуральной форме.
Разграничение полномочий ФНС и ПФР. Проведение выездных и камеральных проверок.
Разъяснение норм законодательства о страховых взносах.
Предоставление отчётности и уплата страховых взносов обособленными подразделениями. Регистрация обособленных подразделений.
Тарифы страховых взносов. Зачёт страховых взносов.
Расчёт по страховым взносам. Критерии ошибок, процедура и сроки предоставления уточнённого расчёта. Плательщики страховых взносов.
Налоговый контроль полноты и своевременности уплаты страховых взносов. Ответственность в рамках Налогового кодекса РФ.
Объект обложения и облагаемая база. Оценка доходов физических лиц в натуральной форме.
Необлагаемые выплаты. Судебная практика.
Выплата зарплаты в натуральной форме. Требования ТК и особенности налогообложения.
Отчётность в ПФР и ФСС. Командировочные расходы.
Форма СЗВ-М. Изменение сроков предоставления.
Новый вид штрафов за непредставление формы СЗВ-М. Судебная практика о снижении штрафов за ошибки в СЗВ-М.
Форма СЗВ-М — СТАЖ.
Новая форма 4-ФСС.
Новые формы заявлений в ФСС на возврат больничных.
Новые формы для зачёта и возврата переплаты по взносам на травматизм (НС и ПЗ).
Расчёт взносов в ФСС на травматизм (НС и ПЗ) по максимальному тарифу.
Новый вид штрафов за нарушения в отчётности по ФСС.
Командировочные расходы. Определение и документальное оформление.
Право на вычет по НДС по командировочным расходам.
Учёт командировочных расходов в налоговой базе по налогу на прибыль.
Командировочные расходы и страховые взносы. Момент возникновения взносооблагаемой базы.
НДФЛ с доходов по командировочным расходам.
Расходы на оплату труда. Налог на прибыль. Расходы на персонал.
Особенности учёта расходов на оплату труда при формировании налоговой базы по налогу на прибыль.
Выплаты при расторжении трудового договора по соглашению сторон. Выходные пособия и «золотые парашюты».
Эксперт-практик в области кадрового документирования;
Сертифицированный бизнес-тренер, опыт преподавания – более 20 лет;
Действующий руководитель кадровой службы;
Участник коллегии экспертов по разработке профессиональных стандартов для направления «Управление персоналом».
Разработка локально-нормативной базы предприятия;
Управление персоналом;
Оптимизация кадрового состава;
Консультирование и сопровождение аудита кадровых процессов;
Разработка и проведение обучающих мероприятий (семинаров, тренингов, курсов повышения квалификации);
Организация кадровой работы «с нуля»;
Консультирование и сопровождение в части Трудового законодательства и трудовых споров;
Легитимное увольнение и улаживание конфликтов;
Помощь и аналитика при проведении аудита.
В соответствии со ст. 197 ТК РФ работники имеют право на подготовку и дополнительное профессиональное образование, а также на прохождение независимой оценки квалификации. Указанное право реализуется путем заключения договора между работником и работодателем. Означает ли это, что вся профессиональная подготовка должна быть для работника бесплатной? Можно ли требовать с работодателя денежные средства на нее? Ответы на эти вопросы мы находим в законодательстве.
Фрагмент документа
Часть 4 ст. 196 «Права и обязанности работодателя по подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников, по направлению работников на прохождение независимой оценки квалификации» Трудового кодекса РФ
В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.
Итак, работодатель обязан проводить за свой счет профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если:
это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности;
обучение предусмотрено требованиями нормативных правовых актов РФ1 .
Таких случаев достаточно много, например, работодатель должен оплачивать обучение следующих категорий сотрудников:
медицинские и фармацевтические работники2 ;
педагогические работники3 ;
работники, осуществляющие госзакупки4 .
Но специалистов и руководителей в сфере делопроизводства и архивного дела среди категорий таких работников нет!
Однако обязанности по профессиональной подготовке и переподготовке сотрудников могут быть возложены на работодателя еще и условиями коллективного или трудовых договоров.
Связанный материал Профессиональный стандарт «Специалист по формированию электронного архива» № 07 / 2019
См. статью «Профессиональный стандарт “Специалист по формированию электронного архива”» журнала № 7’ 2019
Связанный материал Проект профстандарта «Хранитель (главный) архивных фондов, архивист» № 08 / 2019
См. статью «Проект профстандарта “Хранитель (главный) архивных фондов, архивист”» журнала № 8’ 2019
Связанный материал Как изменить обязанности работника № 11 / 2017
См. статью «Как изменить обязанности работника» журнала № 11’ 2017: какие корректировки обязанностей работодатель может сделать без согласования с работником, а для каких оно необходимо; как документально оформить изменение должностной инструкции
Отдел труда и заработной платы
Работодатель, согласно четвертой части 196 статьи Трудового Кодекса РФ, обязан отправлять числящихся в штате его предприятия работников на повышение квалификации, если такое необходимо для полноценного выполнения ими должностных обязанностей.
В первой части статьи 196 статьи Трудового Кодекса РФ указано, что работодатель по собственному усмотрению может определять необходимость повышения квалификации своих работников для нужд предприятия.
Порядок и условия повышения квалификации определяются трудовым или же коллективным договором.
Документы, которые выданы образовательным учреждением, подтверждают факт того, что:
сотрудник прошел обучение и по результатам обучения работник предприятия получил определенную квалификацию;
сотруднику организации присвоен определенный разряд, класс или категория.
Согласно требованиям законодательства образовательные учреждения могут выдавать своим слушателям следующие документы:
Диплом, если сотрудник проходил обучение, длительность которого составила более тысячи часов;
Свидетельство о прохождении повышения квалификации, если обучение продолжалось более ста часов и менее тысячи часов;
Удостоверение, если сотрудник участвовал в семинаре или прошел краткосрочное обучение, длительность которого составила менее тысячи часов.
Повышение квалификации подразделяется на три вида:
Краткосрочное повышение квалификации;
Проведение тематических семинаров;
Длительное повышение квалификации.
Краткосрочное повышение квалификации
Время занятий составляет менее 72 часов. Краткосрочное повышение квалификации — это тематическое обучение по вопросам конкретного производства. Курсы повышения квалификации организуют сами работодатели, а обучение проводят высококвалифицированные работники предприятия. По завершении обучения сотрудники должны сдать соответствующий экзамен, зачёт или защитить реферат.
Время занятий составляет от 100 до 500 часов. Целью длительного повышения квалификации является углублённое изучение актуальных проблем по профилю профессиональной деятельности для обновления знаний или подготовки специалистов к выполнению новых трудовых функций. Такие программы рассчитаны на сотрудников организации, которые имеют определённый опыт работы и испытывают недостаток практических навыков и знаний.
В конце курса слушатели сдают зачет, экзамен или составляют и защищают реферат по теме материалов программы. Если аттестационные мероприятия пройдены участником курса успешно, ему предоставляется свидетельство, подтверждающее получение им повышения квалификации.
Особенности компенсации работником расходов на его обучение
В зависимости от того, кем проводится программа повышения, его разделяют на внешнее обучение (за пределами компании) и внутрифирменное (в пределах компании).
У внутрифирменного обучения есть свои плюсы: уменьшение расходов для компании, возможность контролировать процесс, развитие корпоративного духа и так далее.
Кроме этого, виды и формы повышения квалификации отличаются друг от друга по типу занятости участников курсов.
Обучение сотрудников организации может проводиться без отрыва от трудовой деятельности, с отрывом от выполнения должностных обязанностей по месту работы, с частичным отрывом от работы и по индивидуальным формам обучения.
К методам внешнего повышения квалификации относятся:
Конференции, встречи, симпозиумы. Активная методика обучения, которая стимулирует развитие коммуникативных навыков, развивает логическое мышление, обучает специфике публичных выступлений.
Тренинг. В процессе обучения тренер дает определенные инструкции и проверяет, насколько усвоены знания в течение определенного периода времени.
Лекции. Самая традиционная методика. Материалы здесь усваиваются пассивно и этот метод сейчас не считают оптимальным, дополняют его другими.
Самостоятельное обучение. Самый простой вариант, но при этом требующий самодисциплины и ответственности. Этот метод сейчас развивается благодаря внедрению различных обучающих программ и дистанционного обучения.
Интерактивные курсы. Знания получают, закрепляют и тестируют при помощи обучающей программы.
Деловая игра. Суть метода заключается в том, что проблему решает не один человек, а группа обучающихся.
Кейс-стади. Этот метод позволяет решать реальные проблемы производства. В основном он подходит для руководителей высшего звена и управленческого персонала.
Баскет-метод. Основан на имитации ситуаций, встречающихся в процессе работы.
Выбор методов обучения зависит от многих факторов: характеристик слушателей, возможностей компании (в том числе и финансовых), от квалификации преподавателей и целей процесса.
К методам обучения на рабочем месте относятся:
Инструктаж. Применяется в случае, когда нужно приобрести навыки на новом рабочем месте.
Коучинг. При использовании этого метода тренер и обучаемые взаимодействуют, а также налаживают связь между участниками процесса производства.
Проектная группа. Составляется группа, которая коллективно работает над одним проектом. При этом совершенствуются навыки управления, решения проблем коллективно.
Наставничество. Когда опыт целенаправленно передается, обучение сотрудника на личном примере. Более опытный сотрудник передает свои знания тому, кто менее опытен.
Ротация. Сотрудника переводят внутри компании в другой отдел. Очень популярная в настоящее время методика.
Стротеллинг. Молодых сотрудников обучают правилам работы, используя историю организации.
Тьюторство. Вид наставничества. Ведется дискуссия, в процессе которой обучаемый демонстрирует полученные знания.
Шэдуинг. Суть метода в том, что ведется наблюдение за процессом работы, которое позволяет выяснить, какие стороны в проф. подготовке сотрудника слабые и составить план повышения квалификации, чтобы их удалить.
На основании ст. 196 ТК РФ необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. Однако в некоторых случаях организация повышения квалификации своих работников — прямая обязанность работодателя, этого требуют федеральные законы. Назовем нормы некоторых из них. Повышать квалификацию должны:
сотрудники органов внутренних дел (Федеральный закон от 30.11.2011 N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»);
медицинские и фармацевтические работники (Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»);
государственные гражданские служащие (Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»);
педагогические работники (Федеральный закон от 22.08.1996 N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»);
работники железнодорожного транспорта, производственная деятельность которых непосредственно связана с движением поездов (Федеральный закон от 10.01.2003 N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»);
водители и другие работники автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающие безопасность дорожного движения (Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).
Семинар «Трудовое право 2021. Профстандарт.»
К образовательным учреждениям повышения квалификации относятся:
академии (за исключением академий, являющихся образовательными учреждениями высшего профессионального образования);
институты повышения квалификации (усовершенствования) — отраслевые, межотраслевые, региональные;
курсы (школы, центры) повышения квалификации, учебные центры службы занятости.
К институтам повышения квалификации относятся также следующие образовательные учреждения повышения квалификации:
учебные центры профессиональной переподготовки, повышения квалификации и обеспечения занятости увольняемых из ВС РФ военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы;
межотраслевые региональные центры повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов.
Обратите внимание! На основании п. 10 Типового положения обучение для повышения квалификации могут осуществлять факультеты повышения квалификации преподавателей и специалистов, межотраслевые региональные центры, факультеты по переподготовке специалистов с высшим образованием и др.
Повышение квалификации работников может осуществляться и непосредственно на предприятиях, в учреждениях, организациях (Типовое положение о непрерывном профессиональном и экономическом обучении кадров народного хозяйства, утвержденное Постановлением Госкомтруда СССР, Гособразования СССР, Секретариата ВЦСПС от 15.06.1988 N 369/92-14-147/20/18-22).
VIDEO
Документ о квалификации подтверждает:
повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования (подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке);
присвоение разряда или класса, категории по результатам профессионального обучения (подтверждается свидетельством о профессии рабочего, должности служащего).
Для направления работников на повышение квалификации работодатель составляет план обучения на текущий год, где указывает основания и цели обучения персонала, а также фамилии направляемых на учебу. В соответствии с планом работодатель может заключить договор с образовательным учреждением повышения квалификации (п. 7 Типового положения). А с работником нужно заключить ученический договор — дополнительный к трудовому. Правила заключения ученического договора, обязательные условия, которые должны быть включены в него, и отношения между работником и работодателем в этой сфере регламентированы гл. 32 «Ученический договор» ТК РФ.
Чтобы направить работника на повышение квалификации, издают приказ, в котором обосновывают производственную необходимость обучения (истекает срок действия сертификата специалиста, произведено оснащение новой аппаратурой и т.п.) и указывают, что работник направлен на повышение квалификации по инициативе работодателя (или по своей собственной).
Если повышение квалификации производится с отрывом от производства, необходимо фиксировать этот период в табеле учета рабочего времени: ставится буквенный код «ПК» (цифровой «07»), а если работник направляется на обучение в другую местность — «ПМ» (цифровой «08»).
По окончании обучения на основании представленного документа о повышении квалификации следует внести сведения в личную карточку работника и трудовую книжку.
Совершенствуемые компетенции педагогических работников в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки «Педагогическое образование»:
ОПК-4: Способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности;
ОПК-4: Готов к профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми актами сферы образования;
ПК-6: готов к взаимодействию с участниками образовательного процесса;
ПК-13: Готов изучать состояние и потенциал управляемой системы и ее макро- и микроокружения путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа;
ПК-14: Готов исследовать, организовывать и оценивать управленческий процесс с использованием инновационных технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы.
ПК-15: Готовность организовывать командную работу для решения задач развития организаций, осуществляющих образовательную деятельность, реализации экспериментальной работы;
ПК-16: Готов использовать индивидуальные и групповые технологии принятия решений в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Правила поведения пользователей на сайте
Предоставление информации о слушателе в личном кабинете. Для получения доступа необходимо предоставить информацию, требуемую согласно законодательству: данные об образовании и паспортные данные.
Получение доступа к материалам. После проверки информации о слушателе ему будет предоставлен доступ к теоретическим материалам.
Изучение теоретических материалов. Слушатель может выбрать удобный ему режим обучения. По окончании изучения теории слушатель может получить справку, подтверждающую обучение по образовательной программе. Изучение лекционного материала и получение документа об обучении бесплатно. Подробнее о справках об обучении рассмотрены в вопросе «Что такое документ об обучении (справка об обучении)?» на странице.
Прохождение итоговой аттестации в форме тестового задания. Удостоверение о повышении квалификации предоставляется в случае успешного прохождения теста.
Подробная инструкция о записи и прохождении образовательных программ представлена на ссылке.
№
Наименование разделов
Краткое описание и темы раздела
Виды занятий в часах
Всего
Лекции для самостоятельного изучения
Практическая работа
1.
Введение в программу
—
8
8
—
2.
Академические права и свободы педагогических работников
—
8
8
—
3.
Трудовые права и социальные гарантии педагогических работников
—
8
8
—
4.
Рабочее время педагогических работников
—
8
8
—
5.
Аттестация педагогических работников
—
8
8
—
6.
Извлечения из Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в области прав педагогических работников
—
8
8
—
7.
Извлечения из Трудового кодекса в области прав педагогических работников
—
8
8
—
8.
Формирование системы оплаты труда педагогических работников
—
11
11
—
Всего часов
16
16
—
Итоговая аттестация
1
—
—
Итого
36
—
—
Итоговая аттестация организована в форме онлайн-тестирования, содержащего 20 вопросов по материалам программы повышения квалификации, с выбором одного правильного ответа в каждом вопросе. Пользователю предоставляются две возможности пересдачи итоговой аттестации. Оценка «Зачет» ставится при количестве верных ответов на не менее 65% вопросов. Оценка «Незачет» ставится при количестве верных ответов на менее 65% вопросов. Длительность итоговой аттестации – 1 академический час.
Единыйурок.рф — онлайн-площадка для проведения мероприятий и реализации проектов в сфере образования.
Информация о средстве массовой информации «Единыйурок.рф»
Возрастная маркировка О+
Похожие записи: