Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Утрата права на применение УСН». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
До тех пор, пока доходы налогоплательщика не превысят 150 млн рублей и средняя численность сотрудников не окажется больше 100, действуют стандартные ставки по упрощённому налогу:
- 1–6 % — для объекта налогообложения «доходы»;
- 5–15 % — для объекта налогообложения «доходы минус расходы».
Когда возникает потеря права на УСН
После того, как налогоплательщик заработает больше 150 млн рублей или наймёт 101-го сотрудника, — начинается переходный период. Он стартует с самого начала того квартала, в котором были превышены базовые лимиты. В этом случае ставки по налогу возрастают:
- 8 % — для объекта налогообложения «доходы»;
- 20 % — для объекта налогообложения «доходы минус расходы».
Если до конца налогового периода доходы упрощенца не превысят 200 млн рублей, а средняя численность сотрудников не превысит 130 человек, в следующем году он сможет продолжить применять УСН.
С начала того квартала, в котором выручка превысила 200 млн рублей или средняя численность сотрудников превысила 130 человек, налогоплательщик потеряет право на применение УСН. Тогда придётся платить все налоги, предусмотренные ОСНО: налог на прибыль, НДС, налог на имущество.
Компания сможет снова вернуться на упрощёнку не ранее, чем через год после утраты права на применение УСН. Важное условие: лимиты для перехода на упрощённый режим снова должны соблюдаться.
Во время переходного периода налог и авансовые платежи считайте в следующем порядке:
- Рассчитайте налоговую базу за весь период, предшествующий кварталу, в котором были нарушены базовые лимиты. Она облагается налогом по стандартной ставке: 6 % или 15 %.
- Рассчитайте базу за весь налоговый период. Вычтите из неё базу, облагаемую по стандартной ставке. На оставшуюся сумму начисляйте налог по повышенной ставке — 8 % или 20 %.
-
Сложите полученные суммы — это будет налог за период.
ООО «Марципан» работает на УСН «Доходы» со стандартной ставкой 6 %. В компании в течение всего 2021 года было 86 сотрудников, а вот доходы изменялись и составили:
- I квартал — 55 млн рублей;
- полугодие — 120 млн рублей;
- 9 месяцев — 160 млн рублей;
- 2021 год — 210 млн рублей.
Доходы ООО «Марципан» за I квартал и полугодие облагались налогом по ставке 6 %.
- Авансовый платёж за I квартал = 55 × 6 % = 3,3 млн рублей.
- Авансовый платёж по итогу полугодия = (120 × 6 %) – 3,3 млн рублей = 3,9 млн рублей.
Доход компании за 9 месяцев превысил 150 млн рублей — начался переходный период со ставкой налога 8 %.
- Авансовый платёж по итогу 9 месяцев = (120 × 6 %) + ((160 — 120) × 8 %) – 3,3 — 3,9 = 3,2 млн рублей.
Доходы ООО «Марципан» по итогам 2021 года превысили 210 млн рублей, то есть организация вышла за пределы переходного периода и потеряла право применять УСН с октября 2021 года.
Кроме новых лимитов и налоговых ставок, есть и другие важные изменения:
- Налоговые каникулы для ИП на УСН продлили до 2024 года. Они доступны новым ИП, которые заняты в производственной, социальной, научной сферах или в сфере бытовых услуг населению. Во время каникул упрощенцы применяют нулевую ставку по налогу, и даже на УСН 15 % налог можно будет совсем не платить. Подробнее — в статье «Налоговые каникулы ИП в 2021 году».
- Декларацию по УСН поменяли. За 2021 год нужно будет отчитываться по новой декларации, форма которой утверждена приказом от 25.12.2020 № ЕД-7-3/[email protected] В неё добавили строки и коды для повышенных ставок по УСН. Чтобы упрощенцы не путались, налоговая разрешила отчитываться по новой форме уже за 2020 год, но можно использовать и старую.
- При расчёте 1 % взносов в ПФР можно учитывать расходы. Раньше налоговая и Минфин говорили, что предпринимателям на УСН «доходы минус расходы» учитывать расходы при расчёте переменной части страховых взносов в ПФР нельзя. Предприниматели должны были платить 1 % со всех доходов, которые превысили 300 000 рублей. Теперь это делать разрешили, поэтому огромных переплат больше не будет. О том, как вернуть переплату, рассказала Елена Кулакова в статье «Переплата по 1 % взносам ИП за себя: возврат и зачёт».
Утрата права на УСН: «переходные» вопросы
Департамент налоговой политики рассмотрел обращение и сообщает.
В соответствии с пунктом 4 статьи 34613 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) здесь и далее по тексту в редакции Федерального закона от 31.07.2020 N 266-ФЗ «О внесении изменений в главу 262 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 266-ФЗ) если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со статьей 34615 и с подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 34625 Кодекса, превысили 200 млн рублей, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения (далее — УСН) с начала того квартала, в котором допущены указанное превышение доходов,
Указанные в названном пункте и пункте 41 статьи 34613, пунктах 11 и 21 статьи 34620, абзаце втором пункта 1, абзаце втором пункта 3 и абзаце втором пункта 4 статьи 34621 Кодекса величины доходов налогоплательщика подлежат индексации в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 34612 Кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 34612 Кодекса указанная в абзаце первом данного пункта величина предельного размера доходов организации, ограничивающая право организации перейти на УСН, подлежит индексации не позднее 31 декабря текущего года на коэффициент-дефлятор, установленный на следующий календарный год.
Приказом Минэкономразвития России от 30.10.2020 N 720 на 2021 год установлен коэффициент-дефлятор, необходимый в целях применения главы 262 «Упрощенная система налогообложения» Кодекса, равный 1,032.
Учитывая, что Федеральный закон N 266-ФЗ, предусматривающий увеличение ограничения по доходам налогоплательщиков до 200 млн рублей, вступил в силу с 01.01.2021, вышеуказанная в пункте 4 статьи 34613 Кодекса величина предельного размера дохода (200 млн рублей) индексации на названный коэффициент-дефлятор не подлежит.
Также не подлежит индексации величина предельного размера дохода (150 млн. рублей), при превышении которой налогоплательщиками применяются налоговые ставки, предусмотренные пунктами 11 и 21 статьи 34620 Кодекса, в размере 8 процентов и 20 процентов соответственно.
Настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора департамента налоговой политики Минфина |
В.А. Прокаев |
С 1 января 2021 г. вступила в силу поправка к НК РФ об увеличении до 200 млн руб. предельного размера доходов, при превышении которого утрачивается право на УСН.
Минфин разъяснил, что указанная величина не подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, установленный на 2021 г. (1,032).
Также не индексируется предельный размер доходов (150 млн руб.), при превышении которого применяются налоговые ставки 8% и 20%.
Порядок и сроки представления налоговой декларации
Налоговая декларация предоставляется по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя.
- Организации — не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом
- Индивидуальные предприниматели — не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом
- Налогоплательщик — не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором прекращена предпринимательская деятельность по УСН
- Налогоплательщик — не позднее 25-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором утрачено право применять УСН
За налоговый период до 2021 года налоговая декларация представляется по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 26.02.2016 № ММВ-7-3/[email protected] «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в электронной форме.
Начиная с налогового периода за 2021 год налоговая декларация представляется по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 25.12.2020 № ЕД-7-3/[email protected] «Об утверждении формы, порядка заполнения и формата представления налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в электронной форме и о признании утратившим силу приказа ФНС России от 26.02.2016 № ММВ-7-3/[email protected]» (Зарегистрирован 20.01.2021 № 62152).
Понятно, что если налогоплательщик уже использует преимущества «упрощенки», то изначально им были соблюдены все условия, гарантирующие возникновение этого права. А значит, следует сосредоточиться на п. 4 ст. 346.13 НК РФ, содержащем основания его прекращения.
Итак, хозяйствующий субъект обязан перейти на общий режим налогообложения, если в каком-либо квартале произойдет:
- превышение суммы доходов, равной 68 820 000 руб. (60 000 000 руб. x 1,147, где 1,147 – коэффициент-дефлятор, установленный на 2015 год[1]);
- превышение средней численности работников (100 человек);
- превышение остаточной стоимости основных средств, которые используются для получения дохода (100 млн руб.);
- попадание в запрещающий список из ст. 346.12 НК РФ.
Чуть подробнее о каждом пункте приведенного перечня.
Резкого слета с упрощенки больше не будет: почему и для кого?
«Упрощенцам», утратившим право на применение спецрежима, необходимо выбрать метод учета доходов и расходов в целях расчета налога на прибыль: кассовый или начисления. Отметим, что данный выбор осуществляют не только организации, но и предприниматели, поскольку свои доходы и расходы в целях обложения НДФЛ они учитывают с использованием тех же методов (см. Решение ВАС РФ от 08.10.2010 № ВАС-9939/10).
Если для работы на общем режиме налогоплательщик выберет кассовый метод, то особых сложностей у него не возникнет, ведь на УСНО он применял его же. Но этот метод доступен только тем, у кого средний размер выручки (без НДС) за последние четыре квартала не превысил 1 млн руб. (п. 1 ст. 273 НК РФ), что вряд ли подойдет хозяйствующему субъекту, «слетевшему» с «упрощенки» из-за превышения лимита выручки.
Альтернатива кассовому методу – метод начисления. В дальнейшем речь пойдет только о нем.
Если налогоплательщик намерен использовать этот метод, при уходе с «упрощенки» у него могут возникнуть проблемы. Например, по сделкам, в счет которых:
- получена неотработанная предоплата;
- выдан аванс поставщикам и подрядчикам под будущие поставки товаров (работ, услуг);
- товары отгружены (работы выполнены, услуги оказаны) покупателям, но еще не оплачены ими;
- товары (работы, услуги) от поставщиков получены, но не оплачены налогоплательщиком.
Понятно, что корень названных проблем – в моменте признания в целях налогового учета доходов и расходов при использовании разных методов. В общем-то механизм перехода с одного метода на другой описан в п. 2 ст. 346.25 НК РФ, но достаточно скупо, что и рождает некоторые вопросы.
В первом месяце квартала, в котором было утрачено право на применение «упрощенки», налогоплательщик должен признать в составе своих доходов суммы выручки от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг в период применения им УСНО, оплата (частичная оплата) которых не произведена покупателем до даты перехода на ОСНО (пп. 1 п. 2 ст. 346.25 НК РФ). Это понятно: то, что не признавалось доходом по кассовому методу, является таковым по методу начисления. То есть часть дебиторской задолженности, связанная с фактически поставленными, но не оплаченными товарами (работами, услугами), следует включать в состав налогооблагаемых доходов независимо от даты погашения долга. Эти суммы квалифицируются как доходы прошлых лет, выявленные в отчетном (налоговом) периоде (п. 10 ст. 250 НК РФ). Возникает вопрос: а как быть с еще одной составляющей «дебиторки» – авансами, уплаченными поставщикам? Ну, доходом они не могут быть признаны по определению и по этой причине в состав «переходных» доходов не включаются. Расходами же при использовании метода начисления суммы предоплаты не признаются на основании п. 14 ст. 270 НК РФ[8], так что и при определении «переходных» расходов не учитываются.
Что касается авансов, полученных в период применения УСНО в оплату услуг, оказываемых уже после перехода на ОСНО, такие суммы уже были учтены в составе налогооблагаемых доходов на «упрощенке» и с них был уплачен налог. Поэтому вполне логично, что после перехода на ОСНО налогоплательщик не должен включать в состав доходов стоимость реализованных товаров (работ, услуг) в счет полученного ранее аванса[9].
В силу пп. 2 п. 2 ст. 346.25 НК РФ в месяце перехода с УСНО на ОСНО налогоплательщик признает расходы на приобретение в период применения «упрощенки» товаров, работ, услуг, которые не были оплачены (в том числе частично) до даты перехода, если иное не предусмотрено гл. 25 НК РФ. Данные расходы квалифицируются как внереализационные (пп. 1 п. 2 ст. 265 НК РФ).
Минфин неоднократно разъяснял, что в приведенной норме имеются в виду только расходы, которые «упрощенец» мог учесть при налогообложении, то есть названные в ст. 346.16, с учетом положений п. 2 ст. 346.17 НК РФ о моменте их признания[10]. По этой причине, к примеру, нет никакой возможности учесть при исчислении налогооблагаемой прибыли суммы безнадежных долгов, возникших в период применения УСНО (Письмо Минфина России от 23.06.2014 № 03‑03‑06/1/29799).
Возникает резонный вопрос: а вправе ли применить переходные положения пп. 2 п. 2 ст. 346.25 НК РФ налогоплательщик, у которого объектом налогообложения были доходы? Ранее финансисты высказывались категорично: расходы, относящиеся к налоговым периодам, в которых применялся объект налогообложения в виде доходов, при переходе налогоплательщика с УСНО на общий режим налогообложения не учитываются[11]. Однако подобный подход далеко не всегда находил понимание у арбитров, встававших на сторону бывших «упрощенцев»-«доходников». Ведь законодатель, формулируя положения п. 2 ст. 346.25 НК РФ, обошелся без упоминания объекта налогообложения. Самым ярким примером подобного решения судей явилось Постановление АС ПО от 24.10.2014 по делу № А72-339/2014, оставленное в силе Определением ВС РФ от 06.03.2015 № 306-КГ15-289. И вот названный судебный акт ФНС включила в обзор судебных решений ВС РФ, направляемых для использования в работе нижестоящими налоговыми органами (Письмо от 17.07.2015 № СА-4-7/[email protected]). Впрочем, Минфин тоже признал, что применение пп. 2 п. 2 ст. 346.25 НК РФ не ставится в зависимость от объекта налогообложения при УСНО (Письмо от 22.12.2014 № 03‑11‑06/2/66188).
Таким образом, при переходе на ОСНО налогоплательщик вправе включить в состав расходов кредиторскую задолженность перед поставщиками и подрядчиками, образовавшуюся при применении УСНО, независимо от объекта налогообложения, выбранного во время использовании этого спецрежима, правда, при условии, что соответствующие расходы в принципе предусмотрены в гл. 26.2 НК РФ.
Еще один момент: в пп. 2 п. 2 ст. 346.25 НК РФ говорится о расходах на приобретение товаров, работ, услуг, имущественных прав, но в реальности налогоплательщик вправе учесть расходы и в виде начисленной заработной платы, страховых взносов, налогов и т. д. – финансисты не возражают (см., например, письма от 01.06.2007 № 03‑11‑04/2/154, от 06.10.2006 № 03‑11‑02/711).
Следует обратить внимание и на то, что «переходные» расходы признаются, если иное не предусмотрено нормами гл. 25 НК РФ. Значит, затраты должны быть, во-первых, подтверждены документами, во-вторых, фактически осуществлены. Если по правилам гл. 25 НК РФ момент признания расходов еще не наступил, то в первом месяце после перехода на ОСНО такой расход не признается, момент его учета откладывается до даты, определяемой в соответствии с гл. 25 НК РФ. Для наглядности приведем таблицу.
Затраты (в стоимостном выражении) |
Момент признания в составе расходов на ОСНО |
|||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Сырье, материалы, инвентарь и оборудование стоимостью 40 000 руб. и меньше (пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ) |
– не оплаченные и не списанные в производство (не переданные в эксплуатацию) до перехода на ОСНО |
На дату списания в производство (отпуска в эксплуатацию) (п. 2 ст. 272 НК РФ) |
||||||||||||||
– не оплаченные, но списанные в производство (переданные в эксплуатацию) до перехода на ОСНО |
На 1-е число первого месяца квартала, с которого утрачено право на применение УСНО |
|||||||||||||||
Работы и услуги, не оплаченные, но принятые к учету до перехода на ОСНО |
||||||||||||||||
Товары Налогоплательщик, применяющий ОСНО, учитывает в целях исчисления налога на прибыль расходы на приобретение или создание объектов основных средств и нематериальных активов в размере начисленных амортизационных отчислений (п. 3 ст. 272 НК РФ), для расчета которых немаловажен такой показатель, как остаточная стоимость имущества. Налогоплательщик, применяющий УСНО с объектом налогообложения «доходы минус расходы», все подобные расходы списывает после ввода ОС в эксплуатацию (принятию НМА к бухгалтерскому учету) в конце каждого отчетного периода в течение налогового периода равными долями в размере уплаченных сумм (п. 3, 4 ст. 346.16, пп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ)[12]. Поэтому при «слете» с «упрощенки» вполне реальна ситуация, когда стоимость ОС или НМА не будет учтена при расчете единого налога в полном размере. А «упрощенец»-«доходник» вообще не отражает названные расходы в своем налоговом учете, но правила исчисления амортизации имущества в целях бухгалтерского учета едины для всех категорий налогоплательщиков… К чему это? Да к тому, что «упрощенцам» (вне зависимости от выбранного ими объекта налогообложения), имеющим ОС и НМА, расходы на приобретение или создание которых были осуществлены в период применения УСНО, но не были в полном объеме перенесены на расходы, п. 3 ст. 346.25 НК РФ предписывает при переходе на ОСНО (вне зависимости от причин такого перехода) определять остаточную стоимость этих ОС и НМА путем уменьшения их остаточной стоимости, определенной на дату перехода на «упрощенку», на сумму расходов, определяемую за период применения этого спецрежима. Контролирующие органы трактуют данную норму однозначно: речь в ней ведется только о тех объектах ОС и НМА, которые были введены налогоплательщиком в эксплуатацию до начала применения им УСНО; объекты, приобретенные (созданные) и введенные в эксплуатацию во время применения «доходной» «упрощенки» остаточной стоимости не имеют, а значит, амортизировать это имущество для целей исчисления налога на прибыль бывшие «упрощенцы»-«доходники» не вправе[13]. «Расходники» же определяют остаточную стоимость такого имущества по формуле[14]:
Однако АС ЦО в Постановлении от 10.11.2014 по делу № А23-223/2014 отметил, что НК РФ не содержит норм, препятствующих определению остаточной стоимости ОС при переходе на ОСНО с «доходной» УСНО. При этом суд сослался на п. 7 ст. 3 НК РФ, согласно которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика. Арбитры решили, что организация правомерно определила остаточную стоимость ОС, приобретенных в период применения ею УСНО с объектом налогообложения «доходы», исходя из остаточной стоимости по данным бухгалтерского учета – первоначальной стоимости ОС, уменьшенной на сумму амортизации, начисленной за период применения спецрежима. Хозяйствующий субъект, утративший право на применение УСНО, автоматически становится плательщиком НДС по всем основаниям, установленным гл. 21 НК РФ. Согласно п. 6 ст. 346.25 НК РФ такой налогоплательщик получает право принять к вычету суммы НДС, указанные в счетах-фактурах поставщиков при приобретении им товаров (работ, услуг, имущественных прав), которые не были отнесены к расходам, вычитаемым из налоговой базы при применении «упрощенки». Обратите внимание: о выбранном объекте налогообложения в данной норме не сказано ни слова. По сути, речь в ней идет о части той самой кредиторской задолженности, которая учитывается в прибыльных расходах. Итак, если толковать упомянутую норму буквально, то любой «упрощенец» при переходе на ОСНО может заявить в первом квартале работы на этом режиме к вычету предъявленные ему суммы НДС:
По товарам (работам, услугам), оплаченным в период применения УСНО, но полученным после перехода на общий режим, налогоплательщик может заявить НДС к вычету после принятия их к бухгалтерскому учету. Но, увы, воспользоваться правом на вычет, предоставленным п. 6 ст. 346.25 НК РФ, без риска получить претензию со стороны контролеров могут только субъекты, применявшие ранее «упрощенку» с объектом «доходы минус расходы». Дело в том, что КС РФ принял решение, согласно которому «упрощенцы»-«доходники» такого права лишены, поскольку они и без того пользовались налоговой выгодой в виде более низкой налоговой ставки по УСНО (Определение от 22.01.2014 № 62-О). Высший суд страны указал, что, переходя в добровольном порядке на УСНО, налогоплательщики сами выбирают объект налогообложения, то есть самостоятельно решают, когда и каким образом им выгоднее распорядиться принадлежащим им правом, в том числе с учетом налоговых последствий своих действий (размера налоговой ставки, особенностей ведения налогового учета и пр.). ФНС данную правовую позицию рекомендовала для использования в работе нижестоящим налоговым органам (Письмо от 17.07.2015 № СА-4-7/[email protected]). И хотя автор статьи с этой позицией не согласен, оспаривать ее в судебном порядке нет смысла: слишком многие арбитры при разрешении налоговых споров по схожим обстоятельствам используют именно ее[15]. Когда утеряно право применять УСНКомментируемая статья устанавливает порядок перехода индивидуальных предпринимателей и организаций на УСН. Пункт 1 статьи 346.13 НК РФ устанавливает, что если названные субъекты желают перейти на данный специальный режим налогообложения со следующего календарного года, то они должны уведомить по установленной форме налоговый орган о данном. Уведомлению подлежит налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя. При этом комментируемая норма устанавливает срок уведомления — не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на упрощенную систему налогообложения. Обращаем внимание, что формат представления уведомления о переходе на упрощенную систему налогообложения (форма N 26.2-1) в электронной форме утвержден Приказом ФНС России от 16.11.2012 N ММВ-7-6/[email protected] Абзац второй пункта 1 комментируемой статьи устанавливает, что в уведомлении о переходе на УСН обязательно должен указываться объект налогообложения. Кроме того данная норма устанавливает, что организации указывают в уведомлении также остаточную стоимость основных средств и размер доходов по состоянию на 1 октября года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на упрощенную систему налогообложения. Важно! Пункт 1 комментируемой статьи стал предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации. Судебная практика. Конституционный Суд РФ отказал в принятии к рассмотрению жалобы физического лица на нарушение его конституционных прав положениями пунктов 1 и 4 статьи 346.13 НК РФ. По мнению заявителя, предусмотренные в оспариваемых законоположениях условия применения упрощенной системы налогообложения содержат неопределенность, которая может приводить к неблагоприятным последствиям в виде невозможности сохранения права на использование такой системы налогообложения. В связи с этим он просит признать данные законоположения не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 8 (часть 2) и 34. Конституционный Суд, в свою очередь, дал следующие разъяснения. Из взаимосвязанных положений пункта 2 статьи 346.12 и пункта 1 статьи 346.13 НК РФ следует, что право перейти на упрощенную систему налогообложения предоставляется организации с учетом размера ее дохода по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения. В то же время право индивидуальных предпринимателей на переход на упрощенную систему налогообложения с таким условием не связывается, что фактически создает для данной категории налогоплательщиков более благоприятные условия реализации права на переход на упрощенную систему налогообложения. При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 346.11 НК РФ переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно. Следовательно, налогоплательщик — индивидуальный предприниматель вправе самостоятельно на основе собственной оценки своего экономического положения принять решение о подаче уведомления в налоговый орган о переходе на упрощенную систему налогообложения. Предусмотренный же пунктом 4 статьи 346.13 НК РФ случай утраты налогоплательщиком права на применение упрощенной системы налогообложения в связи с превышением предельного размера дохода, дающего право на применение данного специального режима налогообложения, не влечет необоснованное ухудшение его правового положения. Таким образом, пункты 1 и 4 статьи 346.13 НК РФ не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя в указанном в жалобе аспекте. Пункт 2 статьи 346.13 НК РФ устанавливает порядок направления уведомления о переходе на УСН вновь созданной организацией и вновь зарегистрированным индивидуальным предпринимателем, а также порядок их перехода на упрощенную систему налогообложения. Данная норма устанавливает, что, вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе уведомить о переходе на упрощенную систему налогообложения не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с пунктом 2 статьи 84 НК РФ. Также законодатель в пункте 2 комментируемой статьи уточняет, что в таком случае вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель признаются применяющими УСН с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе. Официальная позиция. В письме ФНС России от 25.04.2014 N ГД-4-3/[email protected] «О применении упрощенной системы налогообложения» указывается, что юридические лица, а также индивидуальные предприниматели с даты постановки их на учет в налоговом органе вправе применять УСН в порядке, установленном главой 26.2 НК РФ. Актуальная проблема. Возникает вопрос — обязана ли организация по правилам пункта 2 статьи 346.13 НК РФ направить в налоговый орган уведомление о применении упрощенной системы налогообложения, если она была реорганизована в форме преобразования ЗАО в ООО и если последнее применяло УСН до реорганизации. В рассматриваемой ситуации организация должна соблюсти порядок перехода на УСН для вновь созданных организаций, что соответствует позиции официальных органов. Официальная позиция.
С 1 января 2021 года для «нарушителей» стандартных условий действует переходный налоговый режим. Лимиты повысят:
Если предприниматели примут на работу 101-го сотрудника или заработают больше 150 млн рублей, то останутся на упрощёнке. Но будут платить больше: 8% с доходов или 20% с разницы между доходами и расходами. Ставки единые для всех регионов. Они применяются начиная с квартала, в котором доходы или штат превысили стандартные лимиты. Если предприниматель не нарушит лимиты переходного режима, то с 1 января нового года автоматически вернётся на стандартные условия. Если нарушит — перейдёт на ОСНО.
Упрощенная система налогообложенияРассмотрим первый вариант перехода: может ли самозанятый перейти на ИП, если он не имел статуса предпринимателя. Как мы уже говорили, НПД может применять как физлицо без специального статуса, так и индивидуальный предприниматель. Причем статус ИП при самозанятости не добавляет каких-либо обязанностей гражданину: ИП на НПД не обязан уплачивать страховые взносы так же, как и физлицо без статуса ИП. Зачем в таком случае физлицу может понадобиться переход с самозанятого на ИП на НПД? Допустим, самозанятому физлицу стало тесно в этих правовых рамках. Гражданин решил расширить свой бизнес, например нанять работников или заняться иными видами деятельности, не разрешенными на НПД. В этом случае ему придется регистрироваться в качестве ИП и применять иной режим налогообложения. Ниже представлен алгоритм, как перейти с самозанятого на ИП в 2021 году с режимом налогообложения, отличным от НПД. Теперь рассмотрим вопрос, может ли ИП-самозанятый перейти на ИП с иным режимом налогообложения. Другими словами, может ли ИП на НПД сменить режим налогообложения. ИП может сменить режим налогообложения при соблюдении определенных требований:
Кроме того, существует ограничение для перехода на УСН. Начать применять УСН можно только с 1 января следующего года. Именно поэтому при регистрации физлица на НПД в качестве ИП необходимо сначала сняться с учета как самозанятому, а потом подавать на регистрацию ИП. В противном случае ИП может автоматически попасть на НПД (так как регистрирующееся лицо применяло НПД), а перейти на УСН можно будет только со следующего года. Впрочем, данный момент пока не очень проработан, и возможно, налоговые будут переводить ИП на УСН сразу с даты регистрации при наличии уведомления о применении УСН. Но безопаснее всё же будет сняться с учета в качестве самозанятого до регистрации ИП. ВАЖНО! Если право на НПД утрачено, то есть смена НПД на УСН является не добровольной, а вынужденной мерой, а следовательно, перейти на УСН можно в середине года. Для этого после утраты права на НПД в течение 20 дней необходимо подать уведомление о применении УСН в налоговую и применять УСН с даты утраты права на НПД. Всё о переходе на УСН вы найдете здесь. Смена ИП на самозанятость происходит значительно проще. Если ИП не хочет больше иметь статус предпринимателя, то он закрывает ИП в любое время и в дальнейшем может зарегистрироваться в качестве самозанятого как обычное физлицо. Препятствием для этого может послужить наличие долга по налогу на профессиональный доход, если такой остался со времени регистрации ИП. Перейти на НПД с иного режима налогообложения ИП может, при этом сохранив свой предпринимательский статус. Для этого достаточно зарегистрироваться в качестве самозанятого в обычном порядке и отказаться от применения иных систем налогообложения:
У ИП нет права применять НПД, если он: — Имеет работников с трудовыми договорами; — Сотрудничает с действующим или бывшим работодателем, от которого уволился меньше двух лет назад; — Продаёт подакцизные и маркируемые товары; — Перепродаёт чужие товары; — Занимается добычей полезных ископаемых; — Работает от имени клиента в роли комиссионера, поверенного или агента; — Оказывает услуги курьера со своей кассой; — Зарабатывает больше 2,4 миллиона в год; — После перехода на НПД не отказался от УСН и ЕСХН. Или перешёл на НПД с действующим патентом. Обычно ИП теряет право на НПД в следующих ситуациях: О порядке утраты статуса налогоплательщика, применяющего ЕСХН или УСНИП должен отказаться от УСН и ЕСХН в течение 30 дней после регистрации в приложении «Мой налог». Если опоздать, налоговая аннулирует переход на НПД задним числом. Это означает, что ИП не был на новом режиме ни дня. По ставке НПД нельзя посчитать ни копейки дохода. Но после аннулирования ИП может повторно заявиться на НПД. И с новой попытки красиво отказаться от старого спецрежима в течение 30 дней. Единственное требование — не должно быть долгов по налогам. К примеру, ИП шьёт одежду в ателье. Он узнал о выгодном налоге для самозанятых и зарегистрировался в «Мой налог». Вид деятельности поставил «Пошив». Но на деле ИП торгует готовыми платьями своего производства, а не шьёт под заказ. Одежда — маркируемый товар, применять НПД нельзя. Спустя время налоговая видит это по чекам из приложения. Регистрацию ИП аннулируют задним числом. Так происходит, если бизнес растёт или предпринимать пробует новую деятельность. Например, ИП с ателье шьет на заказ и применяет налог для самозанятых с 1 февраля 2021 года. 5 апреля получает оплату по крупному заказу и доход переваливает за 2,4 миллиона. С 5 апреля ИП больше не может применять НПД. Даже если налоговая заметила это позже, а ИП должным образом вносил платежи по НПД. ИП должен сам сняться с НПД через «Мой налог». Ездить в налоговую не надо, на снятие с учёта уйдёт пара минут. Иначе налоговая снимет с учёта сама. О снятии с учёта налоговая уведомляет через «Мой налог». Дата снятия с учёта будет в Справке КНД 1122035 из приложения. Если самозанятость аннулировала налоговая, ИП платит налоги и страховые взносы по старому режиму. Как будто истории с переходом и не было. Если ИП снялся с учёта, надо заплатить НПД за последний месяц. Тут бывают две ситуации: — ИП стоял на НПД больше месяца. Тогда налог будет за период с 1 числа до дня снятия с учёта. Например, ИП снялся 10 июня. Значит, НПД он заплатит за период с 1 по 10 июня; — ИП встал и снялся с НПД в одном месяце. Например, встал 5 июня, а 15 передумал. Налог надо заплатить за период с 5 по 10 июня. Заплатить налог надо до 25 числа месяца, следующего за отчётным. Дальше ИП платит по новой системе налогообложения. ИП теряет право на применение УСН при наступлении хотя бы одного из перечисленных ниже случаев:
В случае перечисленных нарушений право применять УСН прекращается с начала квартала, в котором произошло нарушение. О том, что ИП потерял право на упрощенку, он должен сообщить в налоговую инспекцию. Бывают ситуации, когда налоговая сама сообщает ИП о нарушении. Поговорим подробнее о нарушениях численности работников и дохода ИП. В настоящее время предприниматель утрачивает право на применение спецрежима УСН, если его доходы с начала года превысили 150 млн рублей или он нанял более 100 работников. Если эти условия не нарушены, то ИП вправе применять действующие налоговые ставки, а именно:
В случае превышения данных лимитов по доходам и количеству работников ИП должен применять повышенные налоговые ставки:
Новые (повышенные) ставки установлены с 01 января 2021 года. Они применяются к налоговой базе за весь год только в том случае, если доходы или численность работников вышли за пределы уже в I квартале. В иных случаях к базе, рассчитанной за отчетный период до квартала, в котором допущено превышение, применяются обычные ставки. Повышенные ставки применяются к разнице между базой, определенной за отчетный или налоговый период, и базой, которая рассчитана за период, предшествующий кварталу, когда допущено превышение. Одновременно с новыми налоговыми ставками установлены новые правила, увеличивающие пределы по величине дохода и количеству работников, превышать которые на УСН недопустимо. Право на упрощенку ИП теряет, если его доходы превысили 200 млн рублей или число работников стало больше 130 человек. Фактически установлены новые лимиты. При превышении новых лимитов будет считаться, что предприниматель перешел на общий режим с начала квартала, в котором произошло превышение. Такое же правило действовало и до 2021 года. Основания, по которым налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения, прописаны в п. 4 ст. 346.13 НК РФ. Согласно этой норме если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со ст. 346.15 и подп. 1 и 3 п. 1 ст. 346.25 НК РФ, превысили 150 млн руб. и (или) в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным п. 3 и 4 ст. 346.12 и п. 3 ст. 346.14 НК РФ, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущены указанное превышение и (или) несоответствие указанным требованиям. Рассмотрим эти основания подробнее. Предельный размер доходов. Налогоплательщик считается утратившим право на применение УСН в случае, если по итогам отчетного (налогового) периода его доходы, определяемые в соответствии со ст. 346.15 и подп. 1 и 3 п. 1 ст. 346.25 НК РФ, превысили 150 млн руб. Эта величина предельного размера дохода установлена Федеральным законом от 30.11.2016 № 401-ФЗ (далее — Закон № 401-ФЗ) с 1 января 2017 г. Напомним, что ранее она составляла 60 млн руб. и подлежала ежегодной индексации на коэффициент-дефлятор. С 1 января 2017 г. и до 1 января 2020 г. предельный размер доходов индексироваться не будет (п. 4 ст. 5 Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ (ред. от 30.11.2016); далее — Закон № 243-ФЗ). На 2020 г. коэффициент-дефлятор, необходимый в целях применения главы 26.2 НК РФ, устанавливается равный 1 (п. 4 ст. 4 Закона № 243-ФЗ). С 2021 г. размер ограничения по доходам будет увеличиваться на коэффициент-дефлятор в порядке, действовавшем до 1 января 2017 г. (письмо Минфина России от 13.07.2016 № 03-11-11/41133). Обратите внимание! Если ограничение по размеру доходов для целей перехода на УСН (112,5 млн руб.) установлено только для организаций, то ограничение по размеру доходов для целей применения УСН (150 млн руб.) распространяется на всех налогоплательщиков — как на организации, так и на индивидуальных предпринимателей (письма Минфина России от 05.11.2013 № 03-11-11/47084, от 01.03.2013 № 03-11-09/6114, ФНС России от 05.03.2013 № ЕД-3-3/748). Таким образом, если по итогам отчетного (налогового) периода доходы индивидуального предпринимателя превысят 150 млн руб., такой налогоплательщик считается утратившим право на применение УСН. Как уже было отмечено выше, к доходам, размер которых обусловливает возможность применения УСН, относятся доходы, определяемые в соответствии со ст. 346.15 и подп. 1 и 3 п. 1 ст. 346.25 НК РФ. По статье 346.15 НК РФ налогоплательщики учитывают доходы, определяемые в порядке, установленном п. 1 и 2 ст. 248 НК РФ. В расчет не принимаются доходы, указанные в ст. 251 НК РФ, доходы организации, облагаемые налогом на прибыль по налоговым ставкам, предусмотренным п. 1.6, 3 и 4 ст. 284 НК РФ, доходы индивидуального предпринимателя, облагаемые налогом на доходы физических лиц по налоговым ставкам, предусмотренным п. 2, 4 и 5 ст. 224 НК РФ В подпунктах 1 и 3 п. 1 ст. 346.25 НК РФ речь идет о «пограничных» доходах, то есть доходах, возникающих при переходе с общего режима налогообложения на УСН. В письме Минфина России от 01.07.2013 № 03-11-06/2/24984 уточняется, что поскольку в соответствии с п. 1 ст. 346.17 НК РФ в целях главы 26.2 НК РФ датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод), то в целях применения положений п. 4 ст. 346.13 НК РФ учитываются доходы, фактически поступившие налогоплательщику за отчетный (налоговый) период. К таким доходам относятся и суммы полученной налогоплательщиком предоплаты. Пунктом 1 ст. 346.17 НК РФ установлено, что в случае возврата налогоплательщиком сумм, ранее полученных в счет предварительной оплаты поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав, на сумму возврата уменьшаются доходы того налогового (отчетного) периода, в котором произведен возврат. По мнению Минфина России, высказанному в письме от 31.10.2014 № 03-11-06/2/55215, данный порядок распространяется и на порядок определения предельного размера доходов, позволяющего налогоплательщикам сохранять право на применение УСН (п. 4 ст. 346.13 НК РФ) Остаточная стоимость основных средств. Одно из требований, нарушение которых ведет к утрате права на применение УСН, — это установленное п. 3 ст. 346.12 НК РФ требование о предельном размере остаточной стоимости основных средств. Напомним, что согласно подп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, у которых остаточная стоимость основных средств, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 150 млн руб. Как видим, ограничение установлено в отношении организаций. Между тем в п. 4 ст. 346.13 НК РФ речь идет об утрате права на применение УСН (в случае нарушения в том числе и этого требования) налогоплательщиками, которыми согласно п. 1 ст. 346.12 НК РФ являются и организации, и индивидуальные предприниматели. В связи с этим возникает вопрос о правомерности принудительного возврата индивидуальных предпринимателей на общий режим налогообложения ввиду нарушения условия по размеру остаточной стоимости основных средств. При утрате права на применение УСН в результате нарушения условий ее применения суммы налогов, подлежащих уплате при использовании иного режима налогообложения, исчисляются и уплачиваются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. В соответствии с п. 4 ст. 346.13 НК РФ налогоплательщики, утратившие право на применение упрощенной системы налогообложения по вышеуказанным основаниям, не уплачивают пени и штрафы за несвоевременную уплату ежемесячных платежей в течение того квартала, в котором они перешли на иной режим налогообложения. Если переход на иной режим налогообложения, предусмотренный п. 4 ст. 346.13 НК РФ, налогоплательщиком не был осуществлен или осуществлен несвоевременно, то за несвоевременную уплату ежемесячных платежей по истечении того квартала, в котором эти налогоплательщики обязаны были перейти на иной режим налогообложения, ими уплачиваются пени и штрафы в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 14.07.2015 № 03-11-09/40378 (направлено для сведения и использования в работе письмом ФНС России от 12.08.2015 № ГД-4-3/14234). О переходе на иной режим налогообложения в результате утраты права на применение УСН налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган в течение 15 календарных дней по истечении отчетного (налогового) периода (п. 5 ст. 346.13 НК РФ). Для этих целей можно пользоваться формой 26.2-2 «Сообщение об утрате права на применение упрощенной системы налогообложения», утвержденной приказом ФНС России от 02.11.2012 № ММВ-7-3/[email protected] Форма является рекомендуемой для применения. За непредставление в налоговый орган сообщения, предусмотренного п. 5 ст. 346.13 НК РФ, налогоплательщик несет ответственность в порядке, установленном ст. 126 НК РФ (письмо Минфина России от 14.07.2015 № 03-11-09/40378). Кроме того, при переходе на иной режим налогообложения в порядке, установленном п. 4 ст. 346.13 НК РФ, налогоплательщик обязан представить в налоговый орган налоговую декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором он утратил право применять упрощенную систему налогообложения (п. 3 ст. 346.23 НК РФ). При непредставлении указанной налоговой декларации налогоплательщик несет ответственность в порядке, установленном ст. 119 НК РФ. В соответствии с п. 7 ст. 346.13 НК РФ налогоплательщик, перешедший с УСН на иной режим налогообложения, вправе вновь перейти на упрощенную систему налогообложения не ранее чем через один год после того, как он утратил право на применение УСН. Обращаем внимание, что налогоплательщик, утративший право на применение УСН, вновь переходя на этот спецрежим, обязан выполнить требование о направлении в налоговую инспекцию уведомления о переходе на упрощенную систему налогообложения в порядке п. 1 ст. 346.13 НК РФ (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 05.02.2014 № А19-6631/2013, Западно-Сибирского округа от 25.11.2013 по делу № А02-2098/2012, Центрального округа от 25.10.2013 по делу № А23-404/2013). Если налогоплательщик, применяющий УСН, захочет добровольно перейти на иной режим налогообложения, он может сделать это только с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором он предполагает осуществить такой переход (п. 6 ст. 346.13 НК РФ). Рекомендуемая форма уведомления утверждена приказом ФНС России от 02.11.2012 № ММВ-7-3/[email protected] (форма № 26.2-3 «Уведомление об отказе от применения упрощенной системы налогообложения»). Минфин России и ФНС России настаивают на том, что своевременная подача уведомления об отказе от применения УСН является обязательным условием смены налогового режима и без его выполнения отказ от УСН не может быть осуществлен (письма Минфина России от 14.07.2015 № 03-11-09/40378 (направлено письмом ФНС России от 12.08.2015 № ГД-4-3/14234), от 03.07.2015 № 03-11-11/38553, от 24.12.2012 № 03-11-11/391, ФНС России от 10.10.2012 № ЕД-4-3/[email protected], от 19.07.2011 № ЕД-4-3/11587). Так, в письме от 19.07.2011 № ЕД-4-3/11587 «О соблюдении налогоплательщиками положений статьи 346.13 главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации» ФНС России обращает внимание, что налогоплательщику Кодексом предоставлено право добровольно принимать решение о переходе с УСН на иной налоговый режим при обязательном соблюдении условий такого перехода. В связи с чем положениями главы 26.2 НК РФ установлены четкие сроки для реализации налогоплательщиком такого решения посредством направления в налоговый орган соответствующего уведомления. Следовательно, направление уведомления в сроки более поздние, чем определенные ст. 346.13 НК РФ, является нарушением установленного порядка перехода с УСН на иной режим налогообложения, в связи с чем такой налогоплательщик не вправе осуществить указанный переход, а обязан применять УСН до конца налогового периода. Таким образом, отмечается в письме, налогоплательщик, своевременно подавший заявление о применении УСН и не уведомивший налоговый орган в установленный п. 6 ст. 346.13 НК РФ срок о переходе на иной режим налогообложения, признается налогоплательщиком, применяющим УСН, и несет в этой связи обязанности по уплате и исчислению соответствующих налогов в порядке, предусмотренном НК РФ для этой категории налогоплательщиков. А поскольку переход организаций и индивидуальных предпринимателей на УСН и возврат к иным режимам налогообложения носит добровольный характер, то в случае несоблюдения налогоплательщиком условий перехода с УСН на общий режим налогообложения у налоговых органов нет оснований выносить решение об отказе в таком переходе. Позицию контролирующих органов разделяют и некоторые суды (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 16.05.2013 по делу № А26-6026/2012, Западно-Сибирского округа от 14.10.2009 по делу № А03-3115/2009, Уральского округа от 06.03.2009 № Ф09-986/09-С2). Между тем существует и противоположная судебная практика (см. табл. 2). Таблица 2. Несоблюдение условий добровольного возврата к общему режиму: решения в пользу налогоплательщиков
|