Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Особенности залога земель сельскохозяйственного назначения». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
- Земли водного фонда
- Земли запаса
- Земли лесного фонда
- Земли населенных пунктов
- ИЖС
- Земли особо охраняемых территорий и объектов
- Земли промышленности и иного специального назначения
- Земли сельскохозяйственного назначения
Залог земель сельскохозяйственного назначения
- Границы участка
- Данные из ЕГРН
- Кадастровые работы
- Правовое регулирование ипотеки (залога) сельскохозяйственных земель: особенности и проблемы применения 2009 / Леппке О. Б.
- Ипотека земель сельскохозяйственного назначения и иной недвижимости: правовые проблемы и пути их решения 2010 / Малов Александр Анатольевич
- Отдельные аспекты залога как способа, обеспечивающего надлежащее исполнение обязательств 2018 / Гладнева Е.П., Згонников П.П.
- Некоторые проблемы современного российского законодательства в области регулирования залога доли в праве собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения 2010 / Малов А. А.
- Земля как специфический объект залоговой стоимости 2016 / Кузнецова С.П.
Главной особенностью таких сделок является наличие у субъекта РФ (или у муниципалитета, если это установлено законом субъекта РФ) права преимущественной покупки такой земли по цене продажи. То есть продавец вправе продать иному лицу такой земельный участок только после получения отказа уполномоченного органа от покупки или неполучения согласия на покупку в течение 30 дней с даты получения сообщения. При этом продать земельный участок продавец вправе в течение 1 года и по цене не ниже указанной в извещении цены.
При продаже земельного участка по цене ниже ранее заявленной цены или с изменением других существенных условий договора продавец обязан направить новое извещение по правилам.
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения — сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.
Действие настоящего Федерального закона не распространяется на относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения садовые, огородные земельные участки, земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (в том числе индивидуального гаражного строительства), а также на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 354-ФЗ, от 29.12.2017 N 447-ФЗ)
2. Правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.
3. Оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на следующих принципах:
1) сохранение целевого использования земельных участков;
2) установление максимального размера общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица; (в ред. Федерального закона от 18.07.2005 N 87-ФЗ)
3) преимущественное право субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципального образования на покупку земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения при его продаже, за исключением случаев продажи с публичных торгов; (в ред. Федерального закона от 07.07.2003 N 113-ФЗ)
4) преимущественное право других участников долевой собственности на земельный участок, находящийся в долевой собственности, либо использующих этот земельный участок сельскохозяйственной организации или гражданина — члена крестьянского (фермерского) хозяйства на покупку доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения при возмездном отчуждении такой доли участником долевой собственности; (в ред. Федерального закона от 18.07.2005 N 87-ФЗ)
5) установление особенностей предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения иностранным гражданам, иностранным юридическим лицам, лицам без гражданства, а также юридическим лицам, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов;
6) подпункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 18.07.2005 N 87-ФЗ)
1. Участниками отношений, регулируемых настоящим Федеральным законом, являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.
2. Права иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства, а также юридических лиц, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения определяются в соответствии с настоящим Федеральным законом. (в ред. Федерального закона от 18.07.2005 N 87-ФЗ)
1. В случае, если в собственности лица по основаниям, допускаемым законом, оказались земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения или доля в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения и это влечет за собой нарушение требований статьи 3 и (или) пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, такие земельный участок (часть земельного участка) или доля должны быть отчуждены собственником. Отчуждение земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, приобретенных до вступления в силу настоящего Федерального закона, должно быть осуществлено в течение года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Земельные участки или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, приобретенные после вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат отчуждению в течение года со дня возникновения права собственности на эти земельные участки или права собственности на доли в праве общей собственности на земельный участок. В случае отчуждения этих земельных участков или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения субъекту Российской Федерации либо в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальному образованию преимущественное право на заключение договора аренды этих земельных участков или выделенных в счет земельных долей земельных участков имеют лица, осуществляющие отчуждение этих земельных участков или земельных долей. (в ред. Федеральных законов от 07.07.2003 N 113-ФЗ, от 18.07.2005 N 87-ФЗ)
Абзац — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 18.07.2005 N 87-ФЗ)
В случае, если при нарушении требований статьи 3 и (или) пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона собственник не произведет в течение срока, установленного настоящим пунктом, отчуждение земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее — орган регистрации прав), обязан в течение десяти дней в письменной форме известить об этом орган государственной власти субъекта Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 07.07.2003 N 113-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 03.07.2016 N 361-ФЗ)
2. Орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение месяца со дня, когда ему стало известно о нарушении требований статьи 3 и (или) пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, обязан обратиться в суд с заявлением о понуждении такого собственника к продаже земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения на торгах (конкурсах, аукционах). (в ред. Федерального закона от 07.07.2003 N 113-ФЗ)
3. В случае отсутствия лица, изъявившего желание приобрести земельный участок или долю в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, этот земельный участок или эту долю должен приобрести субъект Российской Федерации либо в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, должно приобрести муниципальное образование по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности. (в ред. Федерального закона от 18.07.2005 N 87-ФЗ)
Залог земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 16 июля 1998 года N 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» и настоящим Федеральным законом. (в ред. Федерального закона от 06.06.2019 N 138-ФЗ)
Залог земельных участков сельскохозяйственного назначения
1. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ)
2.-3. Пункты утратили силу. (в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ)
4. Гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 23.06.2014 N 171-ФЗ, от 03.07.2016 N 336-ФЗ)
Абзац второй — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 336-ФЗ)
Абзацы 3. — 4. — Исключены. (в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ)
Земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, могут передаваться гражданам и юридическим лицам в аренду, а также предоставляться им в собственность на возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 07.07.2003 N 113-ФЗ)
Абзац 6. — Исключен. (в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ)
5. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться религиозным организациям (объединениям), казачьим обществам, научно-исследовательским организациям, образовательным организациям сельскохозяйственного профиля, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, гражданам для сенокошения и выпаса скота в аренду в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 23.06.2014 N 171-ФЗ, от 27.06.2018 N 164-ФЗ, от 30.04.2021 N 117-ФЗ)
При этом выкуп арендуемого земельного участка в собственность не допускается.
В случае, если принятие наследства привело к нарушению требований, установленных статьями 3 и (или) 4 настоящего Федерального закона, к наследникам применяются требования, установленные статьей 5 настоящего Федерального закона. (в ред. Федерального закона от 07.07.2003 N 113-ФЗ)
Сентябрь
- Январь
- Февраль
- Март
- Апрель
- Май
- Июнь
- Июль
- Август
- Сентябрь
- Октябрь
- Ноябрь
- Декабрь
Залог — передача права собственности банку во временное пользование. Земля служит гарантией возврата банковских средств, если заемщик не сможет выплатить ссуду.
При успешном погашении права собственности регистрируются в пользу заемщика. Поэтому при заключении сделки необходимо предварительно зарегистрировать землю в банке в Росреестре.
Залог означает, что заемщик может использовать землю в течение периода ссуды, но не имеет права распоряжаться ею как собственник. Он не может продать, отдать или обменять. Лизинг возможен только по согласованию с банком, если банк согласен.
Сельскохозяйственные земли можно использовать для хозяйственной деятельности обработка земли, выращивание плодовых культур. В зависимости от условий кредита в залог может передаваться только земельный участок или участок земли с посевами. В зарубежных странах практика такова, что участок не передают в залог до сбора урожая.
Если заемщик решает изменить статус земли, например, с земли сельскохозяйственного назначения на землю с разрешением на строительство жилого комплекса, требуется решение властей, но не на уровне округа, а на уровне субъектов Российской Федерации.
В отличие от случая получения ипотеки (на квартиру, дом, коттедж, многоквартирный дом), для участка не требуется страховой полис, покрывающий риск потери имущества.
Напоминаем! Некоторые банки требуют оформления страхового полиса на землю.
Если на участке есть постройки, они будут заложены. Необходимо будет оценить их рыночную стоимость. Оценка должна быть строго законной. Эта стоимость определяется соглашением сторон.
В случае передачи имущества в суд, исполнительный орган определяет стоимость участка. По желанию заемщика возможна отсрочка продажи земли сельхозназначения на 12 месяцев, но не дольше.
Земля — непременный предмет залога, потому что со временем не изнашивается, как дом или квартира. Последние могут выйти из строя, приходиться на счет капитального ремонта. Квартира может быть повреждена в результате стихийного бедствия или пожара. Как правило, цены на землю со временем растут, а некоторые дома могут обесцениться не только из-за экономических факторов, но и из-за форс-мажорных обстоятельств.
Сделки купли-продажи земельного участка из земель сельхозназначения в 2021 году
Пакет документов может различаться в зависимости от банка, в который человек подает заявку, категории заемщика — индивидуальный предприниматель или бизнесмен, сотрудник.
Вот общий комплект, переданный банку индивидуальными предпринимателями. Кредитор может запросить дополнительные документы на этапе подачи заявки.
В комплект документов входят:
- заявка на получение ссуды;
- документы, подтверждающие регистрацию заявителя;
- Лицензия на сельскохозяйственную деятельность
- Копия паспорта заявителя, копии паспортов лиц, предоставивших залог & # 8212;
- Справка о доходах банка за предыдущий год или квартал. Банк также может запросить 3NDFL;
- Если заявитель подает иной документ, кроме паспорта, он должен дополнительно предоставить документ, подтверждающий постоянную регистрацию по месту жительства.
Для получения кредита необходимо предоставить все страницы паспорта, содержащие любую информацию.
Сегодня не так много банков
Есть много других предложений земельного кредита на строительство дачи, резиденции, крыш и садового домика. Еще много предложений земельного кредита на строительство дачи, дома ПМЖ, беседки или садового домика.
Однако многие крупные банки по-прежнему предоставляют ссуды. Из их:
- Россельхозбанк;
- Сбербанк;
- АГРОПРОМКРЕДИТБАНК;
- АК Барс;
- ВТБ.
В следующих частях статьи вы можете подробно ознакомиться с программами банка, условиями регистрации, нюансами по каждой программе.
Почему это выгодно? Обеспечивает длительный срок кредита. Вы можете отсрочить выплату рассрочки по кредиту до 2 лет, в течение этого периода вы платите банку только проценты.
- Условия предоставления кредита под залог земли:
- Выбросы до 70% от стоимости земель сельскохозяйственного назначения.
- Окупаемость до 96 месяцев.
Кредит предоставляется в виде единовременной выплаты.
Особенности: в Россельхозбанке есть комиссии для юридических лиц. Возможно использование поручителей, участников с блокирующими акциями (минимум 25% +1). Процентная ставка зависит от условий кредита.
Важно: перед подписанием договора с банком у заемщика должен быть расчетный счет в РСХБ. Вы можете открыть его после подписания договора, но до его подписания.
Заемщиком может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, в том числе лицо, управляющее фермерским хозяйством. Вы можете выбрать различные графики погашения основной суммы долга и процентов. Погашение капитала возможно ежемесячно, ежеквартально или на индивидуальной основе. Проценты возможны только по ежемесячным или ежеквартальным платежам Россельхозбанку.
У Сбербанка нет отдельной программы, которая включала бы кредит под землю сельхозназначения. Если заемщик хочет купить землю для строительства на ней хозяйственных построек, он может воспользоваться программой личного кредита.
Для индивидуальных предпринимателей существует отдельная программа «Проектный кредит». По нему заемщик может получить ссуду на любые цели под доходную недвижимость. Если земля будет приносить доход заемщику, можно подать заявку на получение такого кредита.
Как это выгодно: за выдачу кредита комиссии нет. Доступны расширенные условия кредита.
- Условия земельного кредита:
- Процентная ставка от 11% годовых;
- Минимальная сумма кредита — 2,5 миллиона;
- срок до 10 лет;
- минимальный срок погашения 1 месяц;
- минимальный авансовый платеж в размере 20% от стоимости залога;
- максимальная сумма кредита 200 млн рублей;
Специфика: подходит при годовой выручке менее 400 млн руб. Участок обязательно должен быть застрахован. Выданный кредит можно обеспечить частичным залогом. Возможна отсрочка погашения кредита до одного года.
ВС обобщил практику предоставления земли КФХ и сельскохозяйственным организациям
Оборот земель сельскохозяйственного назначения Скачать 26215 0 0
… земельная биржа заработает, то проблем с неразумным использованием земель не будет. Не будет и спекуляций землей и продажи ее за бесценок. 1. Оборот земель сельскохозяйственного назначения Оборот земель сельскохозяйственного назначения[1] основывается на следующих принципах: 1) сохранение целевого использования земельных участков; 2) установление размера общей площади земельных участков …
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения Скачать 73675 0 0
… занятые земельные участки должны быть возвращены по принадлежности без возмещения затрат, произведенных за время незаконного пользования. Итак, правовой режим земель сельскохозяйственного назначения – закрепленные законом положения земель, установленные для определенных категорий земель. Список используемой литературы Нормативные акты 1. Конституция Российской Федерации (с изм. …
Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения Скачать 16956 0 0
… . Главной ее особенностью является то, что земля здесь выступает в качестве основного средства производства продуктов питания и кормов для животных, а также сырья для промышленности. В состав земель сельскохозяйственного назначения входят, прежде всего, так называемые угодья, т.е. участки земли с определенным хозяйственным использованием: пашни, пастбища, луга, сенокосы. Они представляют собой …
Земли сельскохозяйственного назначения Скачать 52258 0 0
… , производственные, бытовые и иные строения и сооружения и т. п. Обязанности членов крестьянского хозяйства в принципе аналогичны обязанностям других субъектов землепользования на землях сельскохозяйственного назначения. 2.2 Земельные права граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, животноводство, садоводство и огородничество В связи с принятием нового Земельного кодекса РФ существенно …
В случае принятия банком в залог земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения необходимо учитывать следующие правовые риски и особенности.
Примечание. Согласно ст. 77 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
- Риск утраты предмета ипотеки при залоге права аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в долевой собственности.
Пункт 5 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» определяет, что участник долевой собственности, выразивший на общем собрании участников несогласие с передачей в аренду земельного участка, находящегося в долевой собственности, или с условиями договора аренды земельного участка в случае передачи его в аренду, вправе выделить земельный участок в счет принадлежащей ему земельной доли или земельных долей и распорядиться таким земельным участком по своему усмотрению. При этом согласие арендатора земельного участка или залогодержателя права аренды земельного участка на выдел в счет земельной доли или земельных долей земельного участка не требуется и договор аренды или залога права аренды в отношении выделенного земельного участка прекращается. Это положение Закона создает возможность утраты предмета залога.
Данная норма Закона регулирует отношения, возникшие после 1 июля 2011 г. .
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2011 N 15АП-5437/2011 по делу N А32-21034/2010-67/447.
- Правовые риски, связанные с более длительным (по сравнению с обычной недвижимостью) обращением взыскания на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения (право аренды указанных земельных участков).
Суд вправе при рассмотрении дела об обращении взыскания на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения по заявлению залогодателя и при наличии уважительных причин в своем решении отсрочить его реализацию на срок до одного года.
Также не допускается обращение взыскания на заложенный земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения до истечения соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации произведенной или произведенной и переработанной сельхозпродукции (п. 3 ст. 68 Федерального закона от 16.07.1998 N 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)»). Данное требование действует до 1 ноября года, в котором предусмотрено исполнение обеспечиваемого ипотекой обязательства или его части, если договором об ипотеке не предусмотрена иная дата.
- При санации проблемной задолженности, обеспеченной залогом земель сельскохозяйственного назначения, необходимо учитывать следующие ограничения в обороте земельных участков сельскохозяйственного назначения:
- преимущественное право субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, — муниципального образования на покупку земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения при его продаже. Сделка по продаже земельного участка, совершенная с нарушением преимущественного права покупки, ничтожна. Данное право не распространяется на случаи продажи земельного участка с публичных торгов;
- установление максимального размера общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица. Он устанавливается законом субъекта Российской Федерации и должен составлять не менее 10% общей площади сельскохозяйственных угодий, расположенных на указанной территории в момент предоставления и (или) приобретения таких земельных участков. Если в собственности одного лица находятся земельные участки большей площади, в течение года оно обязано произвести отчуждение таких земельных участков (в части превышения), в противном случае отчуждение возможно в принудительном порядке на торгах;
- преимущественное право других участников долевой собственности на земельный участок, находящийся в долевой собственности, либо использующих этот земельный участок сельскохозяйственной организации или гражданина — члена крестьянского (фермерского) хозяйства на покупку доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения при возмездном отчуждении такой доли участником долевой собственности;
- для иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства, а также юридических лиц, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50%, — возможность владения земельными участками сельскохозяйственного назначения исключительно на праве аренды.
- Риски, связанные с возможностью принудительного изъятия и прекращения прав (в т.ч. права аренды) на земельные участки. Данные риски возникают при нарушении целевого назначения, разрешенного использования, использовании способами, которые причиняют вред земле как природному объекту, в том числе приводят к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности; использовании земельного участка, которое приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки; неиспользовании собственником в течение трех и более лет подряд для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности и т.п.
Залог сельскохозяйственных животных может осуществляться как залог имущества с обязательной полной индивидуализацией каждого животного либо как залог товаров в обороте с указанием только родовидовых признаков и стоимости. В случае если животные относятся к основному стаду, их залог необходимо оформлять как залог имущества с полной индивидуализацией каждого животного.
При принятии в залог сельскохозяйственной техники и оборудования необходимо руководствоваться следующим. Существенными условиями договора о залоге являются предмет залога и его оценка, существо, размер и срок исполнения обязательства, обеспечиваемого залогом, а также условие о том, у какой из сторон (залогодателя или залогодержателя) находится заложенное имущество (п. 1 ст. 339 ГК РФ). Если сторонами не достигнуто соглашение хотя бы по одному из названных условий либо соответствующее условие в договоре отсутствует, договор о залоге не может считаться заключенным (п. 43 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).
Таким образом, при определении предмета залога в договоре залога сельскохозяйственной техники/оборудования должны быть максимально полно указаны все индивидуальные характеристики предмета залога, позволяющие вычленить его из однородных вещей (инвентарные номера, VIN, заводские номера и т.п.). Указание только инвентарных номеров (при наличии иных индивидуализирующих признаков) увеличивает риски банка, связанные с невозможностью обращения взыскания на предмет залога, особенно в случае недобросовестных действий со стороны залогодателей. При наличии в транспортном средстве нескольких номерных агрегатов необходимо указывать в договоре все данные (номера шасси, двигателя, кузова).
Стационарность, то есть неизменность места расположения имущества, ставшего предметом залога, сама по себе не является достаточным признаком, позволяющим индивидуализировать предмет залога.
В случае если самоходная сельскохозяйственная техника, передающаяся в залог, подлежит государственной регистрации в органах Гостехнадзора в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации», она должна быть зарегистрирована в установленном порядке. Право залога на данные объекты также подлежит регистрации в порядке, предусмотренном Правилами регистрации залога тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, регистрируемых органами Государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (Гостехнадзора) (утв. Минсельхозпродом России 29 сентября 1995 г.).
До введения системы регистрации залога движимого имущества защите прав залогодержателя отвечает наложение знаков, свидетельствующих о залоге. Целесообразность наложения таких знаков должна оцениваться с учетом всех обстоятельств дела.
- Кадастровый паспорт участка;
- Свидетельство на собственность;
- План использования земли;
- Оценочная стоимость (оценка должна быть выполнена компанией, аккредитованной при банке);
- Выписка из ЕГРП.
Так же могут пригодиться:
- Документы на ЛПХ (КФХ, ИП);
- Бизнес-план;
- Отчетность о прибыли (если таковая была).
Займы, выдаваемые с гарантией, обычно рассчитаны на короткий срок – не более 3 лет. Так как эти земли не отличаются высокой ликвидностью, выдаваемая сумма обычно не превышает 40-50% от их оценочной стоимости.
На данные момент с участками данной категории работает всего несколько учреждений. Это:
- Россельхозбанк;
- Сбербанк;
- ВТБ 24 (для предпринимателей);
- Банк Москвы (также для юр.лиц).
Также под залог земельного участка могут выдать займ МФО или ломбарды, но в данном случае кредит получится чрезвычайно невыгодным. При оформлении договора в банке, процентная ставка составит порядка 11-14% годовых, в МФО же (или ломбарде) она начинается от 45% в год. Лучшие и самые выгодные микрокредиты в МФО рассматриваем здесь.
- 07.09.2021 г. Более 28 миллиардов рублей выдали на «Дальневосточную ипотеку» в Приморье
«Дальневосточная ипотека» является самой востребованной программой у жителей Приморского края. На сегодняшний день ее оформили почти 7 тысяч человек.
- 07.09.2021 г. Шойгу предложил организовать «сибирскую ипотеку» для желающих развивать регион
Желающим переехать в Сибирь и заняться ее развитием может быть предоставлен ряд льгот, в частности «сибирская ипотека». Такое мнение высказал Сергей Шойгу в интервью РБК, опубликованном в понедельник.
- 07.09.2021 г. Льготную ипотеку на квартиры в новостройках введут в Мурманской области с 2022 года
Власти Мурманской области года с 2022 года будут компенсировать жителям Заполярья 2% от ставки по ипотечным кредитам на квартиры в новостройках или на строящееся жилье в течение 10 лет, сообщил в понедельник губернатор Андрей Чибис на оперативном совещании в правительстве.
- 07.09.2021 г. Как подорожание квартир поможет погасить долг по ипотеке
Из-за повышения цен на жилье сейчас, возможно, самый комфортный период для ипотечников, которые хотят закрыть долги перед банком, считают эксперты.
- 07.09.2021 г. Дальневосточную ипотеку расширят на учителей и врачей до конца года
Программа «Дальневосточная ипотека» будет расширена на учителей и врачей до конца 2021 года. Об этом сообщил вице-премьер — полпред президента в ДФО Юрий Трутнев.
- 07.09.2021 г. Власти Чувашии планируют направить более 555 млн рублей на выплаты по льготной ипотеке
ТАСС, 6 сентября. Свыше 555 млн рублей направят на выплаты первого взноса по льготной ипотеке семьям Чувашии в течение четырех лет. Об этом сообщил в понедельник ТАСС глава Чувашии Олег Николаев.
- 07.09.2021 г. Аудиторы оценили программу льготной ипотеки в Орле
Расходование средств на жилищную программу проверила областная КСП. Контрольно-счетная палата Орловской области обнародовала краткий вариант проведенного ею анализа эффективности расходования средств, выделенных на реализацию регионального проекта «Ипотека».
- 03.09.2021 г. Число договоров долевого участия в ДФО выросло на треть
Число поданных в Росреестр заявлений на регистрацию договоров долевого участия в строительстве по Дальневосточному федеральному округу составило 22 тысячи за семь месяцев 2021 года.
- 03.09.2021 г. Что выгоднее: снимать или влезать в ипотеку
В Москве за лето количество ипотек, по данным городского управления Росреестра, выросло почти на 20 процентов. А квартирных аренд за то же время стало больше примерно в 1,5 раза — об этом свидетельствуют данные крупных агентств недвижимости. Почему пока одни покупают, другие довольствуются чужими «квадратами»?…
Сегодня в продаже:
- Федеральный закон «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих»Издательство: Омега-Л. Год: 2019. Серия: Законы РФ.
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих…
- Формирование ипотеки в догоняющих экономиках. Проблема трансплантации институтовИздательство: Наука. Год: 2007.
Монография посвящена исследованию проблемы ипотеки в догоняющих экономиках на основе теории трансплантации (импорта) институтов из одной экономической среды в другую. Изучаются эволюции институтов жилищного кредитования за два века и недавний опыт создания…
Залог земель сельскохозяйственного назначения.
Крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.
Фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином. Право на создание фермерского хозяйства имеют дееспособные граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.
Земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства передаются по желанию граждан им в собственность местными органами самоуправления (местными администрациями), в ведении которых находятся сельскохозяйственные земли. Личное подсобное хозяйство — форма непредпринимательской деятельности по производству сельскохозяйственной продукции. В настоящее время действует Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве».
Личное подсобное хозяйство ведется гражданами или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для личного подсобного хозяйства.
- Федеральный закон «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих»Издательство: Омега-Л. Год: 2019. Серия: Законы РФ.
В пределах ст.7 Земельного кодекса РФ законодатель выделил 6 категорий земель согласно их целевому назначению и отдельно – земли запаса. Некоторые земли (поселений, транспорта, обороны) используются человеком в качестве пространственного базиса для размещения зданий, имущественных комплексов предприятий, инженерной инфраструктуры и других объектов. Они подвергаются наибольшему антропогенному влиянию.
Другие земли (особо охраняемых территорий, лесного и водного фонда) сохранили явственную связь с природой. Они используются преимущественно для организации рационального использования природных ресурсов, охраны окружающей среды и рекреационных целей.
И только сельскохозяйственные земли непосредственно используются для выращивания сельскохозяйственной продукции, являясь незаменимым средством ее производства. Земли сельхозназначения по праву считаются стратегическим объектом жизнедеятельности, основой экономического и экологического благополучия страны, каждого региона и муниципалитета в отдельности.
Определение сельскохозяйственных земель содержится в п. 1 ст. 77 ЗК РФ.
Почему банки стараются не брать в залог сельскохозяйственные земли
Более ценными в составе земель рассматриваемой категории считаются сельскохозяйственные угодья, значимой характеристикой которых признается плодородие. Последние имеют приоритет в использовании и в силу ст. 79 ЗК РФ подлежат особой охране. В их числе:
- пашни;
- территории, занятые виноградниками, садами, кустарниками;
- залежи;
- пастбища;
- сенокосы.
Продуктивные сельхозугодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает среднюю по району/округу, признаются особо ценными.
Часть сельхозземель используется для размещения вспомогательных объектов, напрямую не связанных с выращиванием сельскохозяйственной продукции. Такие земли заняты:
- внутрихозяйственными путями сообщения;
- мелиоративными, инженерными системами;
- замкнутыми водоемами;
- коммуникациями;
- древесно-кустарниковыми насаждениями, защищающими сельхозугодья от вымывания, выдувания, дорожной пыли и подобного (обычно высаживаются на крутых склонах, вдоль дорог и водоемов);
- стационарными (коровники, птицефермы, склады, элеваторы) и нестационарными (теплицы, навесы) сооружениями для нужд агропромышленного комплекса.
Ст. 9 и 36 Конституции РФ гарантируют право пользования землями самому широкому кругу частных лиц и субъектов хозяйствования, не допуская дискриминации.
Несмотря на это, п. 1 ст. 78 ЗК РФ перечисляет землепользователей применительно к землям сельскохозяйственного назначения, включая в них «нетрадиционные» образования. Общий список:
- граждане, ведущие личное подсобное хозяйство;
- физлица, практикующие садоводство, огородничество, животноводство;
- крестьянские (фермерские) хозяйства, действующие на основании профильного Федерального закона РФ № 74-ФЗ, могущие не обладать статусом юридического лица;
- коммерческие структуры;
- унитарные муниципальные и госпредприятия,
- потребительские кооперативы;
- религиозные организации;
- казачьи общества;
- опытные и производственные отделения научных и образовательных учреждений;
- общины коренных малочисленных народов.
Некоторым из названных субъектов государство гарантирует особые условия. Так, малочисленные народы могут заниматься традиционными промыслами без получения участков в собственность или пользование.
Фермерские хозяйства имеют приоритетное право на получение земель, могут участвовать в программах льготного кредитования. В некоторых регионах они также имеют льготы при уплате налогов.
П. 11 ст. 85 ЗК РФ разрешает применять участки, расположенные на сельскохозяйственных землях, для строительства зданий или помещений, предназначенных для сельскохозяйственного производства, а также пашен и многолетних насаждений. В целом, если говорить о землях с/х назначения, а не о сельскохозяйственных угодьях, то можно прийти к выводу о том, что строить можно все, кроме промышленных предприятий.
Впрочем, возможно возведение строений, предназначенных, например, для переработки молочной продукции, консервирования плодо-овощной продукции, что, по-сути, тоже является производством. Но такие производства могут действовать на сельскохозяйственных землях только в небольших масштабах и только на землях с соответствующим разрешенным использованием.
Использование земель сельскохозяйственного назначения сводится к получению от нее пользы (экономической выгоды) как от естественного средства производства и территориального базиса для размещения вспомогательных сельскохозяйственных объектов. Целью эксплуатации таких земель признается удовлетворение потребностей граждан в продукции сельского хозяйства собственного производства, а также обеспечения прибыли субъектам хозяйствования агропромышленного комплекса.
Данные земли могут использоваться для:
- создания и развития личных подсобных хозяйств;
- огородничества;
- фермерства;
- садоводства;
- создания защитных лесных насаждений;
- животноводства;
- рыбоводства (аквакультуры);
- охотничьего хозяйства;
- выпаса скота;
- сенокошения;
- научных, исследовательских, учебных и иных подобных целей;
- дачного строительства.
В некоторых случаях на землях сельхозназначения возможно индивидуальное жилищное строительство. Однако в большинстве ситуаций строительство жилья и госрегистрация на землях сельхозназначения невозможна, возможна с ограничениями или только после перевода участков в состав земель населенных пунктов.
Участки земель сельхозназначения, расположенные на расстоянии не более 30 км от сел, не могут использоваться для целей, не связанных с хозяйствованием на земле.
Поскольку земли сельхозназначения обладают такой значимой характеристикой как плодородность, они не являются взаимозаменяемыми с землями других категорий (транспорта, связи, обороны). Очевидно, что общество заинтересовано в сохранении существующего объема сельскохозяйственных земель.
В пользу этого тезиса свидетельствуют сведения о приросте населения, а, соответственно, увеличении объема потребляемой в пищу сельхозпродукции. Кроме того, обеспечение насущных нужд населения в продовольствии собственного производства возведено в ранг проблемы национальной безопасности.
Вместе с тем, охрана земель сельхозназначения не должна тормозить рост городов, строительство линейных объектов и научно-технический прогресс в целом. Особенности правового регулирования использования и оборота земель сельхозназначения отражают сложность ситуации и поиск баланса между интересами общества и отдельных его членов.
Земли населенных пунктов — это территория, которая предназначена для застройки развития и роста сел и городов. Эти территориальные участки состоят из зон:
- общественно-деловых;
- жилых;
- производственных;
- рекреационных;
- инфраструктурных (транспортных и инженерных);
- сельхоз использования и других.
Больше нюансов о составе и использовании земель населенных пунктов можно узнать тут.
Все это регламентировано статьей 83 ЗК РФ.
Более детально правовой режим земель населенных пунктов мы рассматривали в этом материале.
Земельный и Градостроительный кодекс определяют, что в комплекс зон для сельскохозяйственного использования включаются:
- сенокосы;
- пашни;
- участки с многолетними посадками;
- пастбища;
- сооружения и здания, используемые для ведения дачного, сельского, ЛПХ, садоводческого хозяйства.
Отличительной особенностью данных участков сельхозназначения является тот факт, что в сельскохозяйственных целях они применяются вплоть до смены типа их использования в соответствии с генеральным проектом населенных пунктов и инструкцией землепользования и застройки, утверждёнными органами местных администраций, исходя из нужд поселения.
Изменение типа использования возможно только при нормативно закрепленным приоритетом роста и развития населенного пункта, поэтому эти земли могут быть застроены жилыми домами или зданиями другого назначения.
Стоит понимать, что местная администрация имеет право (в рамках своей компетенции) распоряжаться и руководить всеми участками земли сельскохозяйственного использования, которые находятся в границах данного поселения. Это же право распространяется на не дифференцированные землевладения.
Для территорий сельхоз назначения, будущих в границах населенных пунктов, свойственен смешанный порядок правового регулирования, таким образом, несмотря на то, что они входят в текстуру земель населенных пунктов, эти участки никак не лишены народнохозяйственного свойства – применения для нужд аграрного хозяйства.
Госдума приняла закон, упрощающий кредитование под залог сельхозземель
В пределах ст.7 Земельного кодекса РФ законодатель выделил 6 категорий земель согласно их целевому назначению и отдельно – земли запаса. Некоторые земли (поселений, транспорта, обороны) используются человеком в качестве пространственного базиса для размещения зданий, имущественных комплексов предприятий, инженерной инфраструктуры и других объектов. Они подвергаются наибольшему антропогенному влиянию.
Другие земли (особо охраняемых территорий, лесного и водного фонда) сохранили явственную связь с природой. Они используются преимущественно для организации рационального использования природных ресурсов, охраны окружающей среды и рекреационных целей.
И только сельскохозяйственные земли непосредственно используются для выращивания сельскохозяйственной продукции, являясь незаменимым средством ее производства. Земли сельхозназначения по праву считаются стратегическим объектом жизнедеятельности, основой экономического и экологического благополучия страны, каждого региона и муниципалитета в отдельности.
Определение сельскохозяйственных земель содержится в п. 1 ст. 77 ЗК РФ.
Ими признаются участки за чертой населенных пунктов, уже используемые для ведения сельского хозяйства или предназначенные для этой цели. Специфика правового режима земель сельского хозяйства обусловлена их целевым назначением, использованием для выращивания растений, разведения домашних животных, птицеводства.
Отличительным признаком земель рассматриваемой категории признается плодородие почв. Однако нельзя забывать, что часть земель сельскохозяйственного назначения используется для реализации второстепенных задач – размещения хозяйственных построек, защитных насаждений и пр.
Законодатель использует в нормативных актах такие категории как «земли сельхозназначения» и «земли сельхозиспользования». Их логический объем не одинаков. Можно утверждать, что:
- земли сельхозназначения – это составная часть земельного фонда России, выделенная в самостоятельную категорию согласно специфическому целевому назначению;
- земли сельхозиспользования – совокупность участков из состава земель промышленности, поселений и любых других категорий, по признаку основного хозяйственного назначения используемых в качестве сельхозугодий.
Попеременно, используя каждый из этих терминов, законодатель распространяет регуляторное влияние предписаний земельного законодательства на те или иные правоотношения.
Более ценными в составе земель рассматриваемой категории считаются сельскохозяйственные угодья, значимой характеристикой которых признается плодородие. Последние имеют приоритет в использовании и в силу ст. 79 ЗК РФ подлежат особой охране. В их числе:
- пашни;
- территории, занятые виноградниками, садами, кустарниками;
- залежи;
- пастбища;
- сенокосы.
Продуктивные сельхозугодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает среднюю по району/округу, признаются особо ценными.
Часть сельхозземель используется для размещения вспомогательных объектов, напрямую не связанных с выращиванием сельскохозяйственной продукции. Такие земли заняты:
- внутрихозяйственными путями сообщения;
- мелиоративными, инженерными системами;
- замкнутыми водоемами;
- коммуникациями;
- древесно-кустарниковыми насаждениями, защищающими сельхозугодья от вымывания, выдувания, дорожной пыли и подобного (обычно высаживаются на крутых склонах, вдоль дорог и водоемов);
- стационарными (коровники, птицефермы, склады, элеваторы) и нестационарными (теплицы, навесы) сооружениями для нужд агропромышленного комплекса.
Ст. 9 и 36 Конституции РФ гарантируют право пользования землями самому широкому кругу частных лиц и субъектов хозяйствования, не допуская дискриминации.
Несмотря на это, п. 1 ст. 78 ЗК РФ перечисляет землепользователей применительно к землям сельскохозяйственного назначения, включая в них «нетрадиционные» образования. Общий список:
- граждане, ведущие личное подсобное хозяйство;
- физлица, практикующие садоводство, огородничество, животноводство;
- крестьянские (фермерские) хозяйства, действующие на основании профильного Федерального закона РФ № 74-ФЗ, могущие не обладать статусом юридического лица;
- коммерческие структуры;
- унитарные муниципальные и госпредприятия,
- потребительские кооперативы;
- религиозные организации;
- казачьи общества;
- опытные и производственные отделения научных и образовательных учреждений;
- общины коренных малочисленных народов.
Некоторым из названных субъектов государство гарантирует особые условия. Так, малочисленные народы могут заниматься традиционными промыслами без получения участков в собственность или пользование.
Фермерские хозяйства имеют приоритетное право на получение земель, могут участвовать в программах льготного кредитования. В некоторых регионах они также имеют льготы при уплате налогов.
Использование земель сельскохозяйственного назначения сводится к получению от нее пользы (экономической выгоды) как от естественного средства производства и территориального базиса для размещения вспомогательных сельскохозяйственных объектов. Целью эксплуатации таких земель признается удовлетворение потребностей граждан в продукции сельского хозяйства собственного производства, а также обеспечения прибыли субъектам хозяйствования агропромышленного комплекса.
Данные земли могут использоваться для:
- создания и развития личных подсобных хозяйств;
- огородничества;
- фермерства;
- садоводства;
- создания защитных лесных насаждений;
- животноводства;
- рыбоводства (аквакультуры);
- охотничьего хозяйства;
- выпаса скота;
- сенокошения;
- научных, исследовательских, учебных и иных подобных целей;
- дачного строительства.
В некоторых случаях на землях сельхозназначения возможно индивидуальное жилищное строительство. Однако в большинстве ситуаций строительство жилья и госрегистрация на землях сельхозназначения невозможна, возможна с ограничениями или только после перевода участков в состав земель населенных пунктов.
Участки земель сельхозназначения, расположенные на расстоянии не более 30 км от сел, не могут использоваться для целей, не связанных с хозяйствованием на земле.
Поскольку земли сельхозназначения обладают такой значимой характеристикой как плодородность, они не являются взаимозаменяемыми с землями других категорий (транспорта, связи, обороны). Очевидно, что общество заинтересовано в сохранении существующего объема сельскохозяйственных земель.
В пользу этого тезиса свидетельствуют сведения о приросте населения, а, соответственно, увеличении объема потребляемой в пищу сельхозпродукции. Кроме того, обеспечение насущных нужд населения в продовольствии собственного производства возведено в ранг проблемы национальной безопасности.
Вместе с тем, охрана земель сельхозназначения не должна тормозить рост городов, строительство линейных объектов и научно-технический прогресс в целом. Особенности правового регулирования использования и оборота земель сельхозназначения отражают сложность ситуации и поиск баланса между интересами общества и отдельных его членов.
Применительно к землям сельхозназначения и особенно плодородным угодьям актуальны проблемы рационального землепользования. Оно не должно истощать почвы, а, наоборот, способствовать сохранению и приумножению земельных ресурсов агропромышленного комплекса. Ключевые идеи рационального землепользования:
- земли должны использоваться максимально естественным для них образом;
- максимальные урожаи ограничены потенциальным плодородием и могут быть увеличены искусственно исключительно за счет истощения почв;
- необходимо поддерживать оптимальный баланс пашен, сенокосов и пастбищ;
- лесополосы и другие защитные насаждения должны сохраняться и восстанавливаться;
- следует минимизировать промышленное и другое несельскохозяйственное использование сельскохозяйственных земель.
В советский период рациональное землепользование обеспечивалось плановой экономикой. Колхозы и совхозы были крупными сельхозпроизводителями, обеспеченными посевным материалом, техникой и удобрениями надлежащего качества.
Режим эксплуатации земель был более щадящим и научно обоснованным. В современной России участки сельскохозяйственных земель подверглись дроблению, что утрудняет севосмену, проведение мелиоративных работ, борьбу с вредителями и реализацию других надлежащих мероприятий.
Арендаторы, будучи временщиками, а не постоянными хозяевами земель, заинтересованы в максимализации прибыли независимо от ухудшения качества почв. Перечень проблем можно продолжить. Очевидно одно: система рационального землепользования в РФ только формируются.
Ипотека (залог) земельных участков сельскохозяйственного назначения
Правовой режим использования сельхозземель регламентирован Гражданским и Земельным кодексами, а также Законом РФ №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Примечательно, что под регулятивное воздействие последнего не подпадают участки предоставленные под личное подсобное хозяйство, гаражное строительство, а также те, на которых размещена недвижимость.
Основные положения, отображающие специфику правового режима сельхозземель:
- Сохранение целевого использования участков сельхозназначения.
Принцип оговорен ст. 1 вышеназванного Закона № 101-ФЗ и во многом декларативен. Прямого запрета на смену целевого назначения и/или разрешенных способов использования в отечественном законодательстве нет.
Исключение: продуктивные сельхозугодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает среднюю по муниципальному району либо городскому округу признаются особо ценными. В отношении таких земель может быть принято решение о недопустимости их использования для целей, не связанных с производством сельхозпродукции (п. 4 ст. 79 ЗК РФ).
- Установление граничной площади сельхозугодий, расположенных на территории муниципального района/округа, могущих находиться в собственности одного лица.
В силу п. 2 ст. 4 Закона РФ № 101-ФЗ ограничение определяется региональным законом, однако не может быть меньшим 10% сельхозугодий соответствующего района/округа.
- Возможность установления минимальной площади участков сельхозназначения региональным законом.
Это право, а не обязанность региональных властей (п. 1 ст. 4 Закона РФ № 101-ФЗ). Если лимит установлен, он должен равняться минимальной площади участка, предоставляемого для ведения фермерского хозяйства (п. 1 ст. 19.1 того же Закона). Представители аграрной науки ратуют за установление минимальных размеров участков сельхозназначения повсеместно. Мотивация: дробление сельхозугодий сводит к минимуму возможности рационального землепользования.
- Запрет передачи сельскохозяйственных земель в собственность иностранцам, иностранным компаниям.
Ограничение распространяется на субъекты хозяйствования, зарегистрированных на территории РФ, если хотя бы 50% их статутного фонда находятся в собственности иноземных лиц или компаний. Примечательно, что иностранцы и иностранные компании вправе получать сельхозугодья в аренду.
- Установление за публичными образованиями (субъектами РФ, а в случаях, оговоренных региональным законом, муниципалитетами) права приоритетного выкупа сельхозугодий на случай их продажи.
Во всех случаях, кроме продажи сельскохозяйственных земель с торгов их собственник обязан уведомить компетентный орган о факте продажи, объекте договора и продажной цене. Если в течение 30 суток поступил отказ либо уведомление было проигнорировано, продавец вправе заключить договор с выбранным им покупателем.
Отчуждать участок по цене, равной или превышающей фигурирующую в уведомлении, продавец вправе на протяжении всего следующего года. Если это срок прошел, необходимо повторное уведомление.
Договор, заключенный с нарушением права приоритетного выкупа, никчемен. Сегодня случаи использования публичными образованиями права приоритетного выкупа в России редки.
Глава III Федерального закона РФ № 101-ФЗ посвящена обороту долей в праве общей собственности на участки сельхозназначения. Законодатель не решился императивно установить минимальные площади участков сельхозназначения для обеспечения рационального землепользования и планирования мероприятий по поддержанию и восстановлению плодородия почв. Однако он разными способами предотвращает их дробление.
Одним из них можно считать признание оборотоспособности долей без выделения участков в натуре. Долю можно продать, подарить, обменять, передать в залог или ипотеку. Сложилась судебная практика, в рамках которой собственникам малозначимых долей сельскохозяйственных участков судьи отказывали в выделении доли, назначая соразмерную компенсацию.
Земли в РФ поделены на категории. В пределах каждой категории выделяют подгруппы, которым характерны собственные виды использования. Параметры дозволенного землепользования устанавливаются в пределах соответствующей территориальной зоны, применительно к землям сельхозназначения – с учетом дифференциации почв по плодородию и продуктивности (эти параметры устанавливаются путем бонитировки).
Учитывая значимость земель сельхозназначения для государства и общества, обусловленную их плодородностью, основным видом разрешенного использования сельскохозяйственных земель должно быть хозяйствование на земле, производство сельхозпродукции. Осуществление вспомогательной деятельности и размещение производственной инфраструктуры на таких землях разрешается в порядке исключения при условии одновременного ведения натурального сельского хозяйства.
Осуществление условно допустимых видов деятельности (рыболовство, туризм, рекреация) допускается при условии, что это не мешает ведению сельскохозяйственного производства, его логистическому и инфраструктурному обеспечению.
Для земель сельского хозяйства (как и для земель населенных пунктов) актуально зонирование. Землеустроительные работы проводятся на уровне муниципалитетов и регионов. Местными властями зачастую разрабатываются классификаторы видов разрешенного использования земель сельхозназначения.
Таким образом, собственник земель ограничен в способах использования принадлежащих ему земель не только целевым назначением, но и видами разрешенного использования, установленными местными властями. Также стоит учесть, что установление вида разрешенного использования, не характерного для сельскохозяйственных земель, требует смены целевого назначения.
Это возможно по решению компетентного органа после проведения надлежащих землеустроительных и кадастровых работ при условии обоснования необходимости такого изменения. Сведения о смене разрешенных видов использования вносятся в государственный кадастр недвижимости.
Для земель сельскохозяйственного назначения в силу их значимости для обеспечения жизнедеятельности человека установлен режим особой охраны.
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения включает в себя нормы, регулирующие отношения по использованию земель в зависимости от целей сельскохозяйственного использования, региона использования и качества земель; по определению порядка использования земель различными субъектами сельскохозяйственной деятельности; в области оборота, в том числе приватизации земель сельскохозяйственного назначения; по обеспечению охраны земель сельскохозяйственного назначения; нормы, предусматривающие ответственность за несоблюдение законодательства об использовании сельскохозяйственных земель.
В пределах ст.7 Земельного кодекса РФ законодатель выделил 6 категорий земель согласно их целевому назначению и отдельно – земли запаса. Некоторые земли (поселений, транспорта, обороны) используются человеком в качестве пространственного базиса для размещения зданий, имущественных комплексов предприятий, инженерной инфраструктуры и других объектов. Они подвергаются наибольшему антропогенному влиянию.
Другие земли (особо охраняемых территорий, лесного и водного фонда) сохранили явственную связь с природой. Они используются преимущественно для организации рационального использования природных ресурсов, охраны окружающей среды и рекреационных целей.
И только сельскохозяйственные земли непосредственно используются для выращивания сельскохозяйственной продукции, являясь незаменимым средством ее производства. Земли сельхозназначения по праву считаются стратегическим объектом жизнедеятельности, основой экономического и экологического благополучия страны, каждого региона и муниципалитета в отдельности.